Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Экономика - Полезность, ценность и цена. Теория потребительского выбора

 

             

Экономика - Полезность, ценность и цена. Теория потребительского выбора

1545

Экономика

Полезность, ценность и цена. Теория потребительского выбора

23

2007

600

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru

СОДЕРЖАНИЕ

1. Блага, потребность, полезность, ценность и цена. 3

2. Модель поведения потребителя в рыночной экономике. 12

3. Законы Г.Г. Госсена. 14

4. Потребительский выбор. Принцип и функция предпочтения. 17

Кривые и карта безразличия и бюджетная линия. 17

5. Проблема выбора в условиях бюджетных ограничений. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23

1. Блага, потребность, полезность, ценность и цена

Природу человека можно также рассматривать с позиции его потребностей и устремлений. Потребности, их структура, способы удовлетворения являются продуктом истории. Развитие потребностей зависит, прежде всего, от уровня развития техники, технологии и всей системы производительных сил, а также технико-экономических и организационно-производственных отношений. В значительной мере структура потребностей и способы их удовлетворения обусловлены также уровнем развития культуры.

……. 5) творческие потребности (в самореализации, раскрытии своих способностей и возможностей)[1] .

Экономические потребности тесно связаны с производством, обменом, потреблением. Необходимость их удовлетворения побуждает производителей создавать нужные жизненные блага, а появление новых товаров и услуг стимулирует развитие потребностей человека. Например, изобретение телевизора и магнитофона значительно расширило круг экономических потребностей человека. ……….. Это, в свою очередь, свидетельствует об органической связи потребительной стоимости с качеством продукции, а значит, и с эффективностью производства. Историческая тенденция эволюции потребительной стоимости заключается в значительном расширении количества потребительных стоимостей; в усложнении процесса их создания, росте полезных свойств традиционных товаров, повышении качества и долговечности большинства товаров; создании растущего количества потребительных стоимостей в форме товарных услуг и др.

Западные ученые считают, что при сведении стоимости к общественно необходимым затратам не учитывается полезность товара, и всей теории стоимости придается затратный характер. Австрийский экономист Ф. Визер в этой связи утверждал, что при таком понимании стоимости нельзя ни одного дня руководить государством. По мнению западных ученых, в самом простом виде стоимость товара определена его потребительными свойствами, т. е. представляет субъективную оценку полезного эффекта того или иного вида экономического блага, его ценности. Другими словами, стоимость зависит от степени полезного эффекта блага для потребителя. Первым приближением к субъективному пониманию проблемы определения стоимости товара является теория предельной полезности, предложенная представителями так называемой австрийской школы политической экономии К. Кенгером, Е. БемБаверком, Ф. Визером.

………….

Предельную полезность в экономике рассматривают как дополнительное благо, которое получает человек от потребления последующей единицы товара после удовлетворения основной потребности в нем. То же самое касается и услуг. Таким образом, цена отдельного товара, в соответствии с данной теорией, непосредственно зависит от степени насыщения потребности в нем. За исходный пункт определения стоимости товара берется субъективная мотивация, субъективная оценка экономического поведения индивидов, а не объективные факторы (как, например, общественно необходимые затраты труда). В рамках этой экономической парадигмы сформулирован закон убывающей предельной полезности, согласно которому, по мере роста количества потребляемого блага, предельная полезность от потребления его каждой дополнительной единицы будет уменьшаться.

………….

Необходимость такого синтеза обусловлена тем, что определение общественно необходимых затрат труда, в том числе на производство средств и предметов труда, продуктов научной деятельности (получение патентов, лицензий и т. д.), невозможно без учета полезного эффекта. На рынке происходит сопоставление спроса с предложением и полезности с общественно необходимыми затратами. Рынок определяет цену и количество товара, при которых спрос и предложение совпадают, цена отвечает общественно необходимым затратам (стоимости), а количество — общественно необходимым потребностям. Когда во внимание принимается вся товарная масса, то потребность в том или ином конкретном товаре и спрос на него зависят от наличия других товаров, а затраты производства — от всех альтернативных возможностей использования потребовавшихся для производства данного товара ресурсов. При данном уровне развития производительных сил стоимость определяется в точке равновесия между предельной общественной полезностью некоторого количества товаров (с учетом непрямого влияния на нее наличия и количества всех других товаров) и предельными общественными затратами на производство данного количества товаров (с учетом альтернативных возможностей использования применяемых в этом производстве ресурсов). В такой ситуации на рынке устанавливается равенство спроса и предложения на все товары и услуги.

Не вызывает сомнения необходимость учета полезного эффекта, общественной полезности того или иного товара или услуги при определении их стоимости. Стоимость всякого экономического блага должна базироваться на учете результатов и затрат, измеряться не только затратами, но и степенью полезного эффекта.

Следует отметить, что концепция предельной полезности не лишена серьезных недостатков. Во-первых, она не согласуется с практикой ценообразования. С точки зрения американского экономиста и историка Б. Селигмена: «Обычно используемая техника определения цен состоит в том, что к полной величине средних затрат добавляется умеренная, или традиционная, накидка (средняя прибыль. — Примеч. авторов.). Правильно это или нет, но предприниматель делает именно так. Такое поведение предпринимателя, естественно, доводит до отчаяния экономистов-теоретиков. Предприниматель открыто признает, что он ничего не знает о своих предельных затратах и неспособен оценить эластичность спроса на его продукцию». Ученый делает вывод, что «маржиналистсная теория» является чистой (абстрактной) системой, мало пригодной для практических целей.

Во-вторых, в рамках этой теории заметны попытки многих западных и некоторых отечественных ученых при интерпретации взглядов К. Маркса на эту проблему полностью изолировать стоимость от полезного эффекта от общественной полезности определенного экономического блага. Но когда речь идет о стоимости товара, который является диалектическим единством потребительной стоимости и стоимости, то это единство следует учитывать при оценке товарного продукта или услуги[2] .

………

5. Проблема выбора в условиях бюджетных ограничений

По существу, теория поведения потребителя - это теория потребительского выбора. В изложенной выше модели поведения потребителя были сформулированы важнейшие принципы этого выбора . В дальнейшем мы рассмотрим некоторые положения этой теории более подробно. В частности, остановимся на понятии бюджетного ограничения и потребительского набора.

Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.

Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении.

В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя[3] .

расходы на беляши + расходы на книги = доход

Линию бюджетного ограничения можно сравнить с известной нам кривой производственных возможностей. По аналогии её можно было бы назвать "кривой потребительских возможностей". Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определённого количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник. М., 2003.

2. Куликов В. Концептуальные основы современной экономики труда.// РЭЖ. - 2003г. - № 11-12.

3. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. Чапурина М. Н., Киселёвой Е. А. – Киров, 2004г.

4. Основы экономической теории. Книга 1. Иванов С.С. 2005

5. Основы экономической теории. Книга 2. Иванов С.С. 2005

6. Пуляевский Н. Предприятия малой энергетики нуждаются в приватизации //БОСС (бизнес: организация, стратегия, системы). 2003.

7. Сажина М. А., Чибиков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 2004г.

8. Экономика. Общий курс. Фундаментальная теория экономики. Учебник. Войтов А.Г. 2003

9. Экономика: Учебник./ Под ред. Булатова А. С. 2 – е изд. Перераб. И доп. – М.: Издательство БЕК, 2003г.

10.Экономика: Учебник/ Под ред. Доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 2005г.

11.Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Иванова Ю. И.. –М.: Инфра-М, 2003г.

12.Экономическая теория: Учебник. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004г.


[1] Экономика. Общий курс. Фундаментальная теория экономики. Учебник. Войтов А.Г. 2003.. С. 96

[2] Куликов В. Концептуальные основы современной экономики труда.// РЭЖ. - 2003г. - № 11-12.

[3]