Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

История народа и её значение 4

 

             

История народа и её значение 4

Содержание

Введение_____________________________________________ 3

История народа и её значение____________________________4

Иудаизм как религия___________________________________ 5-7

Сущность иудаизма____________________________________ 8-9

Список использованной литературы______________________ 10

Введение

Я выбрала эту тему, так как захотела больше узнать о религии другого мира, расширить свой кругозор, хоть и поверхностно, в этой области.

Меня всегда восхищала эта нация, потому что иудаизм – это религия еврейского народа, для которого вера и долг обязательны. Именно взаимоотношения между Богом и народом Израиля – основа иудаизма и для евреев религия – это часть личности.

Я считаю, что религия другого народа не менее интересна, чем своя, так как можно при помощи сравнения подчеркнуть те моменты, которые не достают нам.

ИСТОРИЯ НАРОДА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Мусульманское учение совершенно справедливо намывает иудеев «народом Книги». Священные книги действительно занимают центральное место в иудаизме. Эти книги - Библия, Талмуд (раввинистические писания) и сиддур (молитвенник), одна­ко именно в первой из них обосновывается вся иудейская вера.

Религию Библии нельзя отождествлять с иудаиз­мом. В Библии религия представляет различные круги, взгляды которых развивались на протяже­нии веков, и они отличаются друг от друга. И ни об одном из этих кругов или взглядов нельзя сказать, что тот или этот представляет современный иудаизм. Тем не менее можно предположить, что опре­деленные ключевые понятия имеют решающее зна­чение в Библии и, естественно, они повлияли на формирование иудаизма. Все эти понятия вращаются вокруг треугольника «люди - Бог - Тора». С людьми неразрывно связана земля. Ключевые понятия вы­ражены в Библии не в форме кредо, но как исто­рия. Некоторые полагают, что иудаизм начинается с Авраама, первого человека, с которым Бог заклю­чает договор и которому обещает землю (Бытие). Естественно, он считается отцом или патриархом еврейского народа (его сын Исаак и внук Иаков также рассматриваются как патриар­хи, а их жены как праматери). Другие считают более обоснованным отнести начало развития иуда­изма к появлению Священного Писания, в период после разрушения Первого Храма в 586 г. до н. э. И хотя большая часть событий, описанных в Биб­лии, произошла до этой даты, некоторые писания и практически вся систематизация писаний относят­ся к этому периоду. Именно эти письменные источ­ники призваны придать бессмертную значимость древней истории отдельной группы людей.

Существует много ра­бот по истории евреев, которая остается историей и не открывает нам, каким образом религиозная ле­топись событий заложила основы развившегося из этой летописи иудаизма. То, что предлагает нам Библия, — это история и толкование ее значения. Ее первые слова: «В начале Бог» задают тон пове­ствования, которое куда-то поведет. Евреи верят, что их собственная история - это продолжение библейской, что они являются наследниками Дого­вора и, таким образом, связаны библейскими исти­нами, хотя и в переистолкованном виде. Убеждение раввинистического иудаизма, того иудаизма, кото­рый в конечном итоге стал нормой, заключается в том, что все характерные черты и особенности со­временного иудаизма вытекают из одного источника - Библии. Раввинистическая литература и Принципы толкования, которые содержатся в ней, Сосредоточены на подтверждении авторитета Биб­лии в каждой из этих черт.

ИУДАИЗМ КАК РЕЛИГИЯ

Термин «иудаизм» получил широкое распростра­нение в 80-х годах прошлого века, когда процессы социальной и политической эмансипации в обществе вынудили евреев начать работать на неевреев и, соответственно, в меньшей степени на самих себя. В этих условиях именно «иудаизм» как понятие отде­лил их от последователей других религий. Определе­ние иудаизма как религии со своими специфически­ми верованиями и обрядами служило для евреев в первую очередь противовесом христианизации всего общества. Еще более опасна тенденция рас­сматривать иудаизм просто как религию, предше­ствующую христианству (как если бы иудаизм больше не существовал), или же как неосуществ­ленную версию христианства. Христиане склонны определять свою религию с точки зрения веры, как кредо. В соответствии с Законом евреев, как это зафиксировано в Талмуде и как в дальнейшем это определили раввины, начиная с поздней античности и до наших дней, евреем является тот, кто родился у матери-еврейки, или же тот, кто принял иудаизм. Это понятие важно для определения юридического статуса, когда речь идет об иудейском браке или о праве на израильский паспорт. Определение еврея формулируется в отно­шении того, кто имеет еврейку-мать или принял иудаизм, но, кроме того, не привержен никакой другой религии и ясно заявляет о своей принад­лежности к евреям.

Именно тогда и возникают трудности с подходом к иудаизму как религии. В нем суще­ствует ряд моментов, которые не соответствуют тра­диционным представлениям о религии. Если мы определяем иудаизм как убеждение, в основе кото­рого лежит вера в Бога, нам придется признать наличие здесь по меньшей мере двух противоречий. Во-первых, совершенно очевидно, что есть евреи, которые не признают догматы иудейской религии, как бы в своей основе они ни были сформулирова­ны. Еврей, который отвергает иудаизм, тем не ме­нее не считается разорвавшим все связи с иудейс­кой общиной. Имея мать-еврейку, индивидуум мо­жет отвергать веру и религиозный устав и все рав­но считаться принадлежащим к еврейскому народу (хотя в отдельных случаях его могут лишить рели­гиозных прав и не оказывать помощи в делах, имеющих отношение к некоторым обрядам в синагоге или при погребении). Такой индивидуум не рас­сматривается как потерявший свое еврейство. И если этот индивидуум захочет возвратиться к вере, то для этого ему не потребуется прохождения какой-либо процедуры «обращения». Для сравне­ния, католик или баптист, который отрекся от сво­ей веры, действительно будет считаться «падшим». Он или она вряд ли будут ощущать себя тесно свя­занными с общиной практикующих католиков или баптистов, хотя, конечно, некоторое влияние со стороны такой общины может еще чувствоваться. Определяющим фактором христианской общины является вера, и если этот фактор был отторгнут индивидуумом, то он уже не может заявить: «Я - католик», например, в ответ на вопрос о его или ее религиозной принадлежности. В иудейской общине определяющим фактором является принадлежность к народу, и индивидуум имеет право утверждать, что он иудей, даже если отрицает веру. Во-вторых, существует немало иудеев, которые считают себя отделившимися от религиозной жиз­ни общины, однако принимают участие в деятель­ности, религиозной по своей сути. В Израиле, на­пример, многие члены нерелигиозных киббуцев со­блюдают субботу и участвуют в еврейских праздни­ках. Иудаизм - это религия еврейского народа, для которого вера и долг обязательны. Взаимоотноше­ния между Богом и народом Израиля — основа иудаизма. Тот, кто захочет принять иудаизм, дей­ствительно принимается еврейским народом, одна­ко заявление о приверженности к иудейской вере здесь является самым важным и решающим. Если подтверждения нет, обращение в иудаизм становит­ся недействительным, даже при условии точного соблюдения всех формальностей. В культурно-историческом отноше­нии обращенный (скажем, в христианство) может сохранять тесное родство с еврейским народом, сре­ди которого он или она родились. Несмотря на жаркие споры во времена средневековья, тем не менее можно установить определенное разграниче­ние между теми, кто принадлежит к народу Израи­ля, и теми, кто принадлежит к общине Израиля. Община - это собирательный термин, значения которого включают веру. Если кто-то переходит в другую веру и таким образом меняет свою религи­озную принадлежность в ключевых моментах, он (или она) уходят из общины. Иногда можно услы­шать возражение против того, чтобы исключать людей из их прежней общины в случае, если они предпочитают «любить Бога другим образом» (ког­да, например, иудей становится христианином). Отречение от иудаизма расценивается как отход от одного из значений понятия «еврей».

Неправильно сводить понятие иудаизма только к этике и считать его образом жиз­ни, как если бы вера была чем-то случайным. Ран­нее самоопределение отражает противопоставление народа Израиля языческому миру и выражает отли­чие от последнего через теологическую систему и сопутствующую ей религиозную практику. Ярчай­шим подтверждением этого является Второзаконие, 26, где заявление о принадлежности к народу, кото­рый Бог вывел из Египта, сопровождается предло­жением первых плодов урожая в подтверждение это-то факта. Можно также привести древнюю молитву, известную под названием «Алейну». И в Алейну, и во Второ­законии во главу угла ставятся взаимоотношения между Богом и Израилем. Далее, та же раввинистическая традиция, которая разъясняет понятие «при­надлежности к народу» в смысле проис­хождения по материнской линии, равным образом занимается вопросами границ веры. Классическим определением основ веры является Мишна. Там говорится, что те иудеи, которые от­рицают некоторые догмы веры, лишатся «своей доли в грядущем мире».

В иврите отсутствует сло­во «религия». Наиболее близким по смыслу являет­ся слово «даат» («познание», «знание»), которое, вообще говоря, относится к области законов или обычаев. Оно употребляется в раввинистических писаниях, когда речь идет, например, о требова­нии, чтобы замужняя женщина, выходя из дому, покрывала голову. Мы также упоминали, что слово «иудаизм» «тало широко употребляться только в XIX веке, когда появилась необходимость отличать его после­дователей от христиан и мусульман. Слово «иудаизм» пришло к нам от говорящих по-гречески иудеев. Термином, который, бесспорно, входил в древ­ний словарь иврита и в иудейскую религиозную терминологию, является «эмуна» («вера»). Причем он означает не столько «веру» (в смысле «Я верю, что...»), сколько «доверие». Под ве­рой в еврейской Библии подразумевается не столько набор догм, которые можно описать без необходимости верить в них, сколько установка, которая, будучи однажды принятой, служит осно­ванием для действия. Вера включает в себя дове­рие, идущее изнутри, моральные обязательства и послушание. Это нечто, созданное людьми и предполагаю­щее доверие к чему-то или кому-то, нечто, имею­щее отношение к жизненному опыту. То, что про­исходит в исторической жизни еврейского народа, определяет природу и содержание иудаизма. Само это название указывает, что иудаизм должен опре­деляться в терминах, свойственных еврейскому на­роду, а народ исторически определяется как группа людей, объединенных общей историей.

Социологический под­ход, делая ударение на культе и обрядах, также может произвести неверное впечатление и иска­зить общий смысл иудаизма. Такой подход ско­рее приведет к «иудаизма», поскольку евреи во всем мире живут в самых разных условиях и сре­ди самых разных нееврейских национальностей, составляющих большинство населения той или иной страны. Очевидно, что такой подход абсолютно непри­меним к религии, которая призывает к откровени­ям, содержащимся в священных писаниях и про­износимым святыми учителями. Исторический же подход совершенно противоположен по своему методу и особенно подходит для исследования иудаизма. Иудаизм — это не просто история ев­рейского народа, но скорее отражение истории. Иудаизм не является историей, так же как он не является этикой, он — религиозный смысл исто­рии, тот способ, которым евреи воспринимают в нем Божественное предначертание, то есть то, что составляет его значение. То, что действительно жизненно важно для иудаизма, можно назвать «священной историей». Иудейские обряды, особенно празднование Пэсах (Пасхи), снова и снова проигрывают исторический опыт и утверждают его непреходящее значение. Именно приверженность этому опыту, как мы и видим, делает иудея иудеем. Невозможно понять современный иудаизм в отрыве от его прошлого. Исторический подход к иуда­изму учитывает как разнообразие выражения иудейской веры, таки географические и культур­ные различия еврейского народа.

СУЩНОСТЬ ИУДАИЗМА

Может ли исторический подход помочь нам ощу­тить также целостность иудейского опыта? Воз­можно ли для нас, поскольку мы «учимся иудаиз­му», иметь, по крайней мере, отправную точку, краткое изложение сути иудаизма? Поиски ответа на этот вопрос велись еще в давние времена. В Талмуде было сделано немало попыток выде­лить суть иудаизма.

В XII веке знаменитый ученый и философ талмудист Маймонид вывел тринадцать принципов веры, которые, по его мнению (и это мнение разделяют многие более поздние иудейские учителя), являются главными и существенными в иудаизме. Эти принципы можно кратко сформулировать следующим образом:

1 . Бог существует.

2. Бог один.

3. Бог не существует в телесной оболочке.

4. Бог вечен.

5. Иудеи должны поклоняться только Ему одному

6. Общение с Богом происходит через пророков.

7. Моисей - величайший из пророков.

8. Тора имеет божественное происхождение.

9. Тора никогда не утратит своего значения.

10. Бог знает обо всех поступках людей.

11 .Бог наказывает зло и вознаграждает добро.

12.Бог пошлет Своего Мессию.

13.Бог воскресит мертвых.

За последние два столетия поиски главного смысла иудаизма были обусловлены новыми факто­рами. Одним из них был подъем в XIX веке движе­ния, направленного на объективное исследование источников и истории иудаизма, в результате чего выявилось общее направление иудейской мысли и стало ясно, что иудаизм развивался в ответ на вне­шние стимулы. Невозможно уже было утверждать, что иудаизм — это нечто замкнутое и неизменное. Другим фактором стала политическая эмансипа­ция. Проникая в западное общество, иудеи должны были приспособить иудаизм таким образом, чтобы он стал жизнеспособен в новой ситуации и был в состоянии принимать вызов за вызовом, которые бросала ему эта новая ситуация. Институты иуда­изма теряли свою силу при интеграции иудеев в структуру современного государства. Вопросы отно­сительно характера иудейской общины, авторитета иудейских руководителей, которые в новых услови­ях оставались без политической власти, роли иудейского закона вели к значительной неопреде­ленности и переориентации мышления. Процесс со­циального выкорчевывания традиционного уклада жизни часто сочетался с физическим истреблением, явлением хотя и не новым для евреев, однако со­вершенно выбивающим всякую почву из-под ног. Холокост и учреждение в 1948 г. государства Из­раиль оказали глубочайшее воздействие не только на численность еврейского населения, но также на самовосприятие евреев и на их самооценку. События нового времени, начиная с Французской рево­люции 1789 года, сильно изменили иудейский мир.

Историю иудаизма можно подразделить на пять периодов:

1. Древний Израиль до иудаизма, с истоков и до 586 г. до н. э.

2. Возникновение иудаизма после разрушения Хра­ма в 586 г. до н. э.

3. Период формирования раввинистического иудаизма после разрушения Второго Храма в 70 г. н. э.

4. Господство раввинистического иудаизма, 600— 1800 гг.

5. Время разнообразных «иудаизмов», от Амери­канской и Французской революций 1776 и 1789 гг. и до наших дней.

Иудаизм сосредоточен на вере — вере народа Израи­ля в Бога. И этот Бог, евреи верят в это, не есть отсутствующий или безразличный Бог, но Бог, который сообщает о Своей воле человечеству. Эту волю предстоит открыть в Торе — руководстве, которое Бог дал людям, чтобы жить по нему. Вера евреев — в любви и власти Бога донести Свои цели до всего человечества. В этих целях, верят евреи, народ Израилев играет особую роль. Тора дана им на благо всего мира. Еврейский народ - орудие для сообщения лю­дям Божьей воли. Иудаизм, таким образом, - это мировая религия не только по географическому распространению, но и по своим горизонтам. Это рели­гия для всего мира, не потому что все должны стать иудеями, ибо цель иудаизма абсолютно не такова, но исходя из убеждения, что мир принадлежит Богу, и поди должны вести себя в соответствии с Его волей.

Отправной точкой любого исследования этой норы служит Библия. Мы не можем, строго говоря, подразумевать под иудаиз­мом библейскую веру, веру древнего Израиля. Тер­мин «иегуди» («иудей»), употребляемый в отноше­нии всего народа Израилева, появился в самом кон­це библейской истории. Первоначально он означал «некто, принадлежащий к колену Иуды». И что еще более важно, поздний иудаизм обладает опре­деленными чертами, которые отличают его от тех понятий, церемоний и обрядов, которые описаны в Библии. Тем не менее большинство евреев считают преемственность библейской веры и иудаизма впол­не достаточной, для того чтобы рассматривать их как одну веру. Именно в Библии наше внимание сразу же привлекает сущность иудаизма как веры, как той деятельности, которую осуществляют люди. Мы видим в ней именно ту религию, о кото­рой собираемся говорить. Как Баек заявляет в сво­ей книге «Сущность иудаизма»:

«Вот принцип иудаизма в его глубочайшем значении: через действие мы проповедуем нашу религию. Наша жизнь расскажет о ве­ личии нашей веры».
Список использованной литературы