Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Тема: Психологические взгляды Абая Кунанбаева

 

             

Тема: Психологические взгляды Абая Кунанбаева

Тема: Психологические взгляды Абая Кунанбаева

Вторая половина XIX века, а также начало XX века ознаменовалась в России крупными достижениями в области естественных наук, среди которых почетное место занимает учение великих русских ученых И.М.Сеченова и И.П.Павлова, заложивших научные основы физиологии и обогативших материалистическую науку учением о физиологии высшей нервной деятельности. Их учение явилось ценным вкладом для научного понимания механизмов психической деятельности, а также в борьбе материалистов против идеалистической психологии и философии. <...>

Высказывания Абая по вопросам психологии говорят о некоторой его осведомленности о материалистической психологии в современной ему России. Именно русская материалистическая психологии И.М.Сеченова, а также психологические взгляды К.Д.Ушинского, а не эмпирическая и позитивистская психологии Милля и Спенсера, которые также изучались Абаем, оказали влияние на формирование его психологических взглядов.

Абай Кунанбаев не был ученым-психологом в прямом научном смысле этого слова. Однако его бессмертные поэтические и прозаические произведения свидетельствуют о том, что их автор был тонким знатоком человеческой души. В большинстве своих стихотворений и назиданий Абай исключительным мастерством вскрывает характерные особенности психологии людей, принадлежащих к определенной эпохе, классу, возрасту и т. п. Психология людей вскрывается Абаем в их конкретно-исторической трудовой и бытовой жизни. Это и определило глубокий реализм его произведений, их доходчивость до широких масс, их огромную воспитательную силу.

Наряду с кропотливым изучением психологии людей в их практической жизни Абай с помощью своих русских друзей изучал также труды русских и зарубежных психологов, критически перерабатывая их и отбирая лишь то, что соответствовало его мировоззрению. Абай первый среди казахов формулировал свои взгляды на психологию. Изучение Абаем психологии преследовало троякую цель, в чем он видел, как нам представляется, и предмет психологии как науки.

Во-первых, в понимании Абая стих и песня должны проникнуть в тайники человеческой души, будить сокровенные чувства. Они призваны играть важную роль в феодально-патриархальных пережитках в сознании людей. Отражая думы и чаяния народа, поэзия должна вести его к свободной и радостной жизни. Стих должен иметь золотое содержание и серебряную оправу! Вот так Абай определяет силу художественного слова:

«Не вывесть живых

Узоров твоих

Алмазом, не вышить иглою.

Ценней жемчугов,

В глазах знатоков -

Ты прах перед темной толпою.

Для низких невежд - бессердечных, глухих!»

В своих стихотворениях «Не для забавы я слагаю стих» (1889), «Птица мысли повсюду стремит крылья» (1896), «Красивой песней под струнный звон» (1897), «Грубый крик» (1897) и других Абай подчеркивает, что красивая песня и сладкая мелодия охватывают все чувства человека, будят его мысль. Песня имеет большое значение в жизни людей: она радостно приветствует рождение человека и печально сопровождает его в могилу. И в шильдехане по случаю рождения младенца, и при встрече жениха с невестой, и при свадьбе, в труде и при смерти - везде и всегда — песня. При помощи песни сохраняется мудрость народа, его традиции и обычаи передаются от поколения к поколению

Слушая проникновенную песню, говорит Абай, человек впадает в какое-то забытье, у него возникают возвышенные думы, сердце согревает все тело, и человек находится во власти своих чувств. В этот момент он «глух» ко всем внешним раздражениям; они как бы не существуют для него. Песня воскрешает печаль и радость, заставляет перебирать в памяти все пережитое до мельчайших подробностей. То кажется, что ты слышишь чей-то шепот, обращенный к тебе, то начинаешь верить словам бессовестных лжецов и принимать их ложь за чистую монету. Отрава пройденной жизни, говорит поэт, вспоминая коварные интриги и козни своих врагов, снова волнуют его, но он не сходит лишь с ума потому, что нет яда, который бы он не испробовал.

Говоря о воздействии песни на психическую деятельность человека, Абай указывает на то, что переживания человека являются отражением его глубоких дум, а песня являегся тенью, отбивающей такт этих переживаний:

«Льется и реет песнь, паря,

Сердце баюкая, ум бодря...

Бренного мира вся сладость в ней,

Лишь тугоухий к ней влекся б зря!

Песнь и в спящее сердце влетит,

Все исцелует и истомит...

То счастьем, то грустью звенит напев,

То раны зажившие бередит».

Песня окрыляет человека, будоражит его чувства и одухотворяет его. Песня-блаженство, но ее может уловить не всякое ухо, а только «мыслящее ухо» («ойлы кулак»)- Песня может разбудить дремлющие чувства, оживить радость и печаль, встряхнуть человека, отражать думы и настроения его.

«Но, песнь заслыша, постичь сумей:

Мудрость ли дышит, иль глупость в ней?

Вздорная песня лишь ранит слух,

Мудрой упьешься - я стал мудрей...».

Песню может понять только тот, кто имеет чуткий слух, отзывчивое сердце и прозорливый ум. Из подобных высказываний Абая напрашивается вывод; поэзия является мощным фактором воздействия на психологию людей. Следовательно, каждый, кто занимается поэзией, должен изучить и хорошо знать особенности психической деятельности человека, закономерности ее развития.

Во-вторых, путь избавления казахского народа от политического бесправия, экономической и культурной отсталости, от невежества и нищеты Абай видит в просвещении и нравственном воспитании народа, прежде всего подрастающего поколения. Он требует, чтобы казахская молодежь изучала русскую культуру и русский язык, чтобы она перенимала у русских все прогрессивное.

Обучение, согласно Абаю, должно быть действенным и успешным развивающим ум детей. Для этого надо построить обучение и воспитание детей так, чтобы они не только учитывали особенности детской психологии, но и были бы направлены на ее всемерное развитие.

В-третьих, из многих высказываний и стихов Абая можно заключить, что он высоко ценил значение психологии в приложении к повседневной жизни и установление правильных взаимоотношений в общественно-трудовой деятельности и в быту, и дружбу и товарищество, и распознание врагов и отношение к ним - все это требует, в понимании Абая, знание особенностей характера и психологии людей. Абай в своей творческой деятельности широко пользовался методом наблюдения: как великий поэт, он отличался исключительной способностью наблюдать, подмечать до мельчайших подробностей характерные особенности наблюдаемого объекта.<...>

В целом ряде стихотворений поэт сумел метко передать свои сокровенные думы и волнующие эмоциональные переживания. Он дает яркую психологическую характеристику людям различных сословий, профессиий и возрастов.

При рассмотрении вопросов психологии Абай принимает установившиеся в его время трехчленное деление психической деятельности человека (ум, чувства и воля) и пытается раскрыть содержание последней (см. Стих «Разум льду подобен», «17-е слово», «27-е слово», «43-е слово» и др.)- К умственным явлениям он относит ощущения и восприятие, представление, память, воображение, мышление и разум (или сознание). Уму приписываются черты хладнокровности, ясности и остроты. К чувствам относятся «теплота» психические переживания, радость и и гнев, страсть и любовь и т. п. Характер рассмаривается вместе с волей. Выносливость, стремления, уменье управлять своими страстями считаются волевыми процессами.

«Разум льду подобен: он ясен, остер,

Сердце жарко пылает, словно костер.

Коль терпенье и страсть подвластны тебе,

Волей ты победил их, настиг в упор».

Ум, чувства и воля, по Абаю, должны находиться в единстве, в полном сочетании и гармонии, ибо они друг без друга обойтись не могут; их разобщение может привести человека к нежелательным последствиям, выбить из колеи нормальной жизни. Поэтому задача науки заключается в том, чтобы эти стороны психической деятельности человека и обеспечить их единство.

«Чувство, волю и разум сведи в одно.

Лишь тогда величье тебе суждено.

Друг без друга они цены лишены,

И безвольное сердце, поверь, смешно!

Нет ни гнева, ни радости, ни ума,

Ноет сердце, постыла ему тюрьма.

Разноречье трех сочетать умей,

Этой мудрости учит нас жизнь сама».

Воля, ум и разум (что одно и тоже в понимании Абая) и чувства должны быть объединены. Но если между ними будет разлад, человек должен слушаться «сердца», т. е. веления чувства, за которыми всегда должна оставаться главенствующая и руководящая роль. Оно должно вести разум по правильному пути и правильно использовать силу воли. В другом месте Абай говорит о том, что ум и воля являются ведущими в жизни человека. Но они будут бесполезными и не выполнят своего назначения, если не будет справедливости, которая исходит от сердца.

«Если воля есть, ум живет,

доброты же и правды нет,

впереди огонь, сзади лед,

и никак не уйти от бед».

Как мы видим, в этих высказываниях Абая Кунанбаева ярко выражены его сенсуалистические взгляды, приближающиеся к взглядам великого русского педагога и психолога К.Д.Ушинского. Ушинский рассматривал чувства не только как связующее звено между явлениями сознания и воли, но и как «первую причину человеческой деятельности, в области сознания и воли, в них же окончательную цель этой деятельности». В конечном счете, сознание сводится им к одному из чувств, и, таким образом, тройственное Деление душевных явлений сводится к двойственному делению, т. е. чувствам и воле.

В «Семнадцатом слове» своих «Назиданий» Абай более подробно описывает свою мысль о природе воли, «сердца» и ума и их единстве. Поэтому содержание «17 слова» мы приводим полностью:

Воля, Сердце и Ум спорили, кто из них важнее. Они пришли к Науке, чтобы она решила этот спор. Воля сказала: «Послушай, Наука, ты ведь сама знаешь, что без меня никто не может достигнуть своей цели. Ведь только благодаря мне люди отстраняют лень и упорно, настойчиво стремятся познать тебя.

Даже для богатого нельзя без воли и труда достигнуть совершенства. Разве не я руковожу выбором людей? Не я ли предостерегаю их от легкой наживы и злых повадок, не я ли возвращаю людей на путь истинный, когда они покидают? А вот эти двое со мной спорят».

Разум сказал: «Но ведь только я знаю, что вредно, что полезно как для этого, так и для того света. Слова понимаю один я. Без меня нельзя получить прибыль, без меня нельзя избежать убытков. Только я постигаю науку. Как же эти двое, - сказал Разум, - и оспаривают мое первенство? И на что они годятся без меня?»

Заговорило Сердце: «Я царь человеческого существа. Я гоню кровь по жилам, без меня нет жизни. Только я заставлю сытых, беспечных людей, валяющихся в тепле и мягкой постели, тревожится и думать о том, как живут бедные и обездоленные. Я отравляю сны беспечных, заставляю людей ворочатся в их постели. Во мне почтение к старшим и милость к младшим. Как часто не сберегают меня в чистоте, как часто меня унижают. Но если сердце честно и безупречно, то нет обиды между людьми. Я восторгаюсь добродетелью и заставляю людей отскакивать от зла, как от змеи. Все доброе - скромность, справедливость, милосердие, отзывчивость, - все исходит от меня. Как же эти двое могут спорить со мной?»

Тогда Знание, выслушав всех, заговорило: «Слушай, Воля, все, что ты говорила, справедливо. Более того, ты обладаешь многими другими достоинствами, тобой не упомянутыми. Но хотя и не могут жить те двое без тебя, но вместе с силой у тебя есть и жестокость. Много от тебя и пользы, но бывает от тебя и вред. Иногда ты крепко держишься за добро, но иногда и за злодеяния. Это плохо в тебе». Так сказало Знание. Потом оно продолжало: «Разум, то, о чем ты здесь говорил, тоже правильно. Без тебя ничего нельзя найти. Только ты знакомишь нас с тайнами творения, жизни, души, но и от тебя бывает зло. Ты рождаешь хитрости, проделки, ты являешься руководителем и хороших, и плохих людей. Ты ведешь людей по пути добра и зла одинаково. Вот это в тебе плохо».

И продолжало Знание: «Я приказываю Вам троим объединиться в одно целое, и повелителем трех будет Сердце. Разум, ты слишком разносторонен. Пускай Сердце следует за тобой в добро, пускай оно иногда с тобой соглашается и радуется. Но пускай оно не идет за тобой по дороге зла. Более того, пускай оно тогда будет тебе приказывать вернуться. Воля ты сильна, но пускай и тобой руководит Сердце, пускай и доброе и полезное дело оно не будет жалеть твоих сил, а на зло пускай оно накладывает запрещение.

Посоветовавшись, соединитесь все трое вместе, но помните, что Сердце - повелитель. Если Вы все трое будуте в одном человеке и так, как я это говорю, то человек, который будет руководить Вами, станет праведником и даже пыль его ног сможет исцелять слепых. Если же будут раздоры между Вами, то пусть человек послушается Сердца».

Қолданылған әдебиет

1. Т.ТажибаевАБАИ. Республикадык әдеби-көркем және фольклорлык-этнографиялык журнал №10 (22} - Алматы, 1994. - Б.36.