Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические по самостоятельной работе студентов

 

             

Указания методические по самостоятельной работе студентов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет туризма и гостеприимства

Кафедра «Технология и организация туристической деятельности»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

д.э.н., профессор

_______________________Новикова Н.Г.

«____»________________________200__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Дисциплина ОПД.Ф.16 «Безопасность жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности в туризме»

Специальность 100200.62 Туризм (бакалавриат),

100201.65 Туризм

Москва 2009 г.


Методические указания составлены на основании рабочей программы дисциплины

ОПД.Ф.16 «Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме»

(индекс и наименование дисциплины)

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры

«Технология и организация туристической деятельности»

(название кафедры)

Протокол №_______ «_____» ____________________200__г.

Зав.кафедрой д.и.н., профессор Федулин А.А.

Методические указания рекомендованы Научно-методической секцией

Факультета туризма и гостеприимства

Протокол №_____ «_____» ____________________200__г.

Председатель

Научно-методической секции к.п.н., доцент Сахарчук Е.С.

Методические указания одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол №_______ «_____»______________________200__г.

Ученый секретарь

Научно-методического совета

к.и.н., доцент Юрчикова Е.В.

Методические указания разработал:

преподаватель кафедры

«Технология и организация

туристической деятельности» к.т.н., доцент Корнеев А.А.

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме» является составной частью подготовки специалистов по туризму широкого профиля.

Цель настоящего курса – создание у студентов максимально полного и реального представления об опасностях и угрозах в современном туризме, а также о методах их предотвращения и борьбы с последствиями.

Задачи дисциплины:

- изучение особенностей безопасности туристской деятельности;

- изучение возможных угроз туристам или туристским предприятиям;

- определение основных направлений в организации мероприятий по обеспечению безопасности туристского бизнеса (коммерческой, информационной, технической)

В результате изучения данного курса, студенты должны получить общие представления о безопасности в туризме; представление об основных чертах и проблемах обеспечения безопасности туристов при путешествиях в труднодоступных регионах, а также в случае развития чрезвычайных ситуаций. Уметь обеспечить техническую и коммерческую, а также информационную безопасность деятельности туристических предприятий.

По окончании обучения студенты должны иметь представление обо всем спектре проблем обеспечения безопасности туристской деятельности.

Знания, полученные при изучении дисциплины, являются основой для осуществления практической деятельности в туристической компании.

Самостоятельная работа студентов заключается в:

- работе с конспектом лекций;

- работе над учебным материалом (учебниками, первоисточниками, дополнительной литературой);

- подготовке ответов на вопросы самопроверки;

- написание а;

- подготовке к рубежному и итоговому тестированию

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд.,/ Под ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2007 – 302 с.:ил. Гриф: Допущено Министерством образования и науки в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

2. БЖД: Учебное пособие/ Э.А. Арустамов, В.А. Воронин, А.Д. Зенченко, С.А. Смирнов. 2-е изд перераб – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 444с.

3. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме и туристской индустрии. – Р н/Д, «Феникс» - 2009 – 277с.

4. Сайт МЧС России http://mchs.gov.ru

5. Сайт журнала «Основы безопасности жизнедеятельности» http://www.school-obz.org

ТЕМА 1 : Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Вопросы для самопроверки:

1. Роль и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

2. Опасности и их источники.

3. Безопасность, системы безопасности.

4. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.

5. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания и методы защиты от них

6. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

7. Мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

8. Организация управления безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации.

9. Правовые и нормативно-технические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

10. Устойчивость функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях.

ТЕМА 2 : Чрезвычайные ситуации экологического, природного, техногенного и социального характера и защита от них

Вопросы для самопроверки:

1. Чрезвычайные ситуации экологического характера и мероприятия по снижению возможных последствий от них.

2. Основные тенденции развития опасных природных явлений.

3. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера

4. Землетрясения;

5. Извержение вулканов;

6. Цунами;

7. Наводнения;

8. Обвалы, оползни, сели;

9. Снежные лавины;

10. Лесные и торфяные пожары;

11. Бури, ураганы и смерчи;

12. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

13. Транспортные аварии и катастрофы

14. Безопасность при авариях транспортных средств.

15. Пожарная, химическая и радиационная опасности

16. Гидродинамические аварии

17. Социальная безопасность в туризме

18. Массовые беспорядки

19. Чрезвычайные ситуации криминального характера

20. Самооборона в криминальных ситуациях

21. Терроризм

ТЕМА 3 : Теоретические основы обеспечения безопасности в туризме

Вопросы для самопроверки:

1. Источники опасностей в сфере туризма.

2. Понятие безопасности в сфере туризма.

3. Требования безопасности при туристско-экскурсионном обслуживании.

4. Правовое регулирование и государственная поддержка безопасности туристской деятельности.

5. Права туристов.

6. Обязанности туристов.

7. Страхование и безопасность туристов.

8. Психология безопасного туризма.

9. Обеспечение охраны труда в туризме

10. Производственная безопасность в туризме.

11. Международный туризм и безопасность

12. План и рекомендуемое содержание беседы для туристов перед выездом за рубеж.

13. Общие правила безопасности для туристов, выезжающих за рубеж.

14. Рекомендации по безопасности иностранным туристам.

15. Правила безопасности для туристов, посещающих Бразилию.

16. Правила безопасности для туристов, посещающих Конго.

17. Правила безопасности для туристов, посещающих Египет.

18. Правила безопасности для туристов, посещающих ОАЭ.

19. Правила безопасности для туристов, посещающих Индия.

20. Правила безопасности для туристов, посещающих Индонезия.

21. Правила безопасности для туристов, посещающих ЮАР.

22. Правила безопасности для туристов, посещающих Испания.

ТЕМА 4 : Обеспечение безопасности при проектировании и осуществлении туров, туристских услуг с повышенной опасностью.

Вопросы для самопроверки:

1. Экстремальный туризм и спортивный отдых

2. Проектирование туров с повышенной опасностью.

3. Безопасность горного туризма.

4. Безопасность пешеходного туризма.

5. Безопасность водного туризма.

6. Безопасность велосипедного туризма.

7. Безопасность на горных лыжах.

8. Безопасность спелеотуризма.

9. Отдых на воде и его безопасность

10. Безопасность дайвинга

ТЕМА 5 : Медицинские аспекты безопасности в туризме

Вопросы для самопроверки:

1. Основы медицинских знаний.

2. Болезни адаптации туриста.

3. Первая помощь при травмах, переломах, ожогах, кровотечениях, отравлениях, утоплении, укусах

4. Экстренная реанимационная помощь.

5. Транспортировка пострадавших.

6. Инфекционные и иммунные заболевания

7. СПИД и венерические заболевания

8. Безопасность питания

9. Медицинское страхование в туризме.

10. Международные медико-санитарные правила

11. Аптечка туриста

ТЕМА 6 : Основы вынужденного автономного существования в условиях природной среды

Вопросы для самопроверки:

1. Методология выживания

2. Психологические аспекты автономного выживания человека в природе.

3. Питание в условиях автономного существования.

4. Ориентирование на местности.

5. Виды средств и способы подачи сигналов бедствия.

6. Особенности автономного выживания в джунглях.

7. Особенности автономного выживания в лесисто-болотистой местности.

8. Особенности автономного выживания в арктических, субарктических зонах и условиях зимы.

9. Особенности автономного выживания в пустыне.

10. Особенности автономного выживания в море.

ТЕМЫ А:

1. Чрезвычайные ситуации экологического характера

2. Чрезвычайные ситуации природного характера

3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

4. Чрезвычайные ситуации социального характера

5. Анализ содержания основных разделов законов и ГОСТов, регулирующих проблемы обеспечения безопасности

6. Управление безопасностью жизнедеятельности

7. Негативные факторы, их влияние на безопасность жизнедеятельности человека в среде его обитания и защита от них.

8. Мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

9. Безопасность при авариях транспортных средств

10. Обеспечение безопасности в гостиницах.

11. Информационная и экономическая безопасность туристического предприятия.

12. Вопросы безопасности в автотуризме

13. Памятки по безопасности для российских туристов направляющихся в ЮАР, Египет, Индию, ОАЭ и Таиланд.

14. Болезни адаптации туриста

15. Особенности автономного выживания в пустыне

16. Особенности автономного выживания в джунглях

17. Особенности автономного выживания в море

18. Особенности автономного выживания в арктических и субарктических зонах

19. Особенности автономного выживания в лесисто-болотистой местности

20. Инфекционные и иммунные заболевания

21. Горный туризм и его безопасность

22. Пешеходный туризм и его безопасность

23. Велосипедный туризм и его безопасность

24. Водный туризм и его безопасность

25. Безопасность на горных лыжах

26. Дайвинг и его безопасность

27. Спелеологический туризм и его безопасность

28. Психология безопасного туризма

29. Питание в условиях автономного выживания

30. Ориентирование на местности

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОДЕРЖАНИЮ А

должен содержать следующие части:

Титульный лист

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Библиографический список

Приложение

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ А

Работа, выполненная небрежно, или по теме не соответствующей варианту студента, возвращается без проверки содержания работы.

выполняется на листах формата А4 в форме компьютерной распечатки, размер шрифта – 14 через 1,5 интервала, поля: левое – 3, остальные - 2; объем основной содержательной части работы – не менее 15 листов; стиль текста – научный.

Оформление таблиц, схем, графиков.

Графики, схемы и таблицы, вводятся в основной текст работы лишь в том случае, когда это способствует правильному восприятию содержания работы. Каждая таблица, или схема, введенная в содержательную часть работы непременно должна завершаться соответствующим выводом и пояснениями.

Таблицы, графики и схемы, введенные в основной текст работы должны иметь названия и сквозную, для всех разделов работы, нумерацию. Порядковый номер (Таблица 1, График 1) проставляется в правом верхнем углу над названием. Таблица, по возможности, должна быть расположена на одной странице.

Нумерация страниц.

Нумерация страниц работы осуществляется арабскими цифрами по порядку номеров без пропусков и повторений, начиная с титульного листа и до последней страницы. Единый порядок нумерации охватывает все страницы работы, списка литературы и приложений. Номер страницы проставляется в верхней части листа справа.

Первой страницей работы считается титульный лист (однако, номер "1" на нем не проставляется).

Оформление содержания.

После титульного листа, на второй странице работы помещается "содержание" содержащее перечень разделов работы и номера страниц, на которых они расположены. В содержании наименование каждого раздела работы начинается с красной строки. Номер страницы, на которой расположено начало указанного раздела, проставляется в конце строки в ее крайнем правом положении.

Оформление приложений.

Материалы, содержащиеся в Приложении, размещаются в порядке их упоминания в основном тексте работы. Каждое приложение начинается с нового листа и нумеруется арабскими цифрами, начиная с первого. (Приложение № 1, Приложение № 2 и т.д.). Внутри каждого приложения ведется самостоятельная нумерация таблиц, формул, и рисунков. Каждая таблица (схема, формула и т. д.) должна иметь название и по возможности размещаться в пределах одной страницы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами (Таблица 1 и т. д.). Указанная запись проставляется в правом верхнем углу над названием таблицы.

Оформление ссылок на источники

При оформлении контрольной работы применяют три вида ссылок на источники использованной информации: внутритекстовые, подстрочные, затекстовые.

Внутритекстовые ссылки являются органичной частью содержательного текста работы. Они используются, когда информация об источнике не может быть вырвана из основного текста. В этом случае в том месте, где по смыслу заканчивается мысль автора, в скобках указываются:

- выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место.

- если номер страницы указан в самом тексте, то в скобках приводятся только выходные данные.

- если ссылка повторная в скобках указывают только номер страницы.

Подстрочные ссылки, т.е. вынесенные из текста вниз страницы, используются в том случае, когда сведения об источнике информации нужны по ходу чтения, но размещать их в составе содержательного текста нежелательно. При подстрочных ссылках для обеспечения их связи с текстом используются знаки сносок в виде звездочки (*) или в виде цифр (1). Если на одной странице размещено несколько ссылок следует использовать цифры. Знак сноски следует располагать в том месте, где по смыслу заканчивается мысль автора.

Полное описание источника дается только в первой сноске на источник. В следующих сносках указывается автор и страница, на которой расположен цитируемый текст, а вместо выходных данных работы печатают “Указ. соч.”.

Если на одной странице работы имеется несколько ссылок на различные страницы одного и того же источника, то в сноске указывают “Там же” и номер страницы, на которой расположен цитируемый текст.

Если на одной странице работы имеется несколько ссылок на одну и ту же страницу одного источника, то указание “Там же” и номер страницы пишется только в первой сноске, а во всех последующих сносках пишется “Там же” без указания номера страницы.

Затекстовые ссылки обеспечивают связь содержательного текста со списком литературы, который приведен в конце контрольной работы. В основном тексте работы, в том месте, где по смыслу заканчивается мысль автора в скобках указывается порядковый номер, под которым нужное издание стоит в списке литературы, и страница, на которой расположен цитируемый текст.

Оформление библиографического списка литературы.

Наиболее распространенными способами расположения материала в списке литературы являются алфавитный, систематический, хронологический и в порядке упоминания в тексте. При оформлении контрольной работы основные разделы списка литературы формируются по систематическому принципу. Внутри отдельных разделов источники размещаются как по хронологическому, так и по алфавитному принципу. Список литературы составляется со сквозной нумерацией.

В первом разделе списка литературы должны быть указаны опубликованные законодательные и нормативно-правовые акты. Они должны быть сгруппированы по значимости (Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Законы Субъектов Федерации, подзаконные акты и пр.). Внутри каждой из перечисленных групп документы располагаются в хронологическом порядке.

Далее в списке литературы указывают неопубликованные нормативно-правовые материалы: архивные, служебные документы. Они также группируются по важности; а внутри каждой группы – по хронологии.

В следующем разделе списка литературы в алфавитном порядке указывают книги, монографии, учебники, учебно-методические пособия, статьи, статистические сборники и др. справочная литература и т.д.

Каждое издание указывается в соответствии с требованиями библиографического описания документов ГОСТ 7.1-84.

Библиографическое описание книг, статей из монографии, сборников, собраний сочинений, журналов, газет и других изданий начинается с фамилии автора. Затем указываются его инициалы. После них пишется название произведения, место его издания, название издательства и год издания. Библиографическое описание книги приводится в том виде, как оно указано на титульном листе книги. Место издания указывается полностью, без сокращений. Сокращать разрешается название городов: Москва - М.; Санкт-Петербург - СПб. (Ленинград - Л.). Если название издательства не указывается, то после названия города ставится запятая, а за ней - год.

При указании времени издания слово “год” (или буква “г”) не ставится. После этого указывается общее количество страниц источника.

Библиографическое описание статьи из журнала начинается с фамилии и инициалов автора, далее указывают название статьи, а затем через две косые черты - название журнала, год издания и номер, а также первую и последнюю из страниц, на которых статья опубликована.

Библиографическое описание статьи из газеты начинается названием газеты, далее указывают год и дату ее выхода. Номер страницы не указывают.