Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

I. общие организационно-методические указания по обучению военной подготовке студентов 1

 

             

I. общие организационно-методические указания по обучению военной подготовке студентов 1

I. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ.. 1

II. ОБЩЕВОИНСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЕННЫХ, СИЛ ПМР. 5

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА.. 11

III. ТАКТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 18

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.. 20

СВЯЗЬ. 26

ТАКТИКА.. 29

IV. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 53

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.. 53

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.. 62

V. ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 70

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.. 70

ПРАВОВЕДЕНИЕ. 80

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 85

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЯ.. 92

I. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

1. Планирование военной подготовки студентов осуществлять в соответствии с инструкцией по организации, и проведению учебного воспитательного процесса на военных кафедрах учебных заведений и программ военной подготовки.

2. Решением начальника факультета военного обучения в орга­низацию и содержание обучения студентов могут вноситься изменения и уточнения, вытекающие из последних достижений науки и техники, передового опыта войск и военно-учебных заведений, принятие на вооружение новых образцов вооружения и боевой техники.

В этих целях начальнику Факультета военного обучения предо­ставляется право вводить в учебную дисциплину новые темы, пере­распределять время по темам и видам учебных занятий.

Мероприятия и сроки, предусмотренные учебным планом и доку­ментами планирования учебного процесса, не должны нарушаться.

3. Все занятия, в том числе и полевые, должны начинаться и заканчиваться в установленное расписанием время. Перемещения студентов к местам занятий в течение учебного дня осуществляются из расчета своевременного прибытия их к началу очередных занятий и должны использоваться для решения учебных задач, улучшения строевой выучки и физических тренировок.

4. Основными дисциплинами военной подготовки студентов по специальности "Организация воспитательной работы в мотострел­ковых подразделениях, частях и соединениях. Заместитель коман­дира по воспитательной работе" являются тактическая подготовка, военная психология и педагогика, морально-психологическое обеспе­чение боя, организация и методика воспитательной работы. По каждой из этих дисциплин проводятся зачеты или экзамены.

Билеты для выпускного экзамена разрабатываются факультетом военного обучения и утверждаются председателем комиссии. В биле­ты включаются теоретические и практические вопросы по каждой дисциплине в соответствии с программой военной подготовки студен­тов.

5. Для совершенствования практической, выучки студентов необходимо эффективно использовать плановую систему тренировок с использованием учебно-тренировочной базы: классов управления боем, огневых городков, тренажеров, лабораторий и др. Трениров­ки проводить в часы плановых занятий за счет времени, отводимого для этих целей программой. Они должны быть отражены в расписании занятии. Учет тренировок ведется в специально отведенных для этого разделах журнала учета учебных занятий.

На каждом занятии необходимо отводить время для проверки знаний и навыков студентов по пройденному материалу и усвоения изучаемой темы. Текущим контролем должно быть охвачено как можно больше обучаемых с обязательной оценкой их знаний, навыков, приемов и действий.

6. В учебно-воспитательном процессе необходимо строго со­блюдать принцип органического единства обучения воспитания. Он должен обеспечиваться четкой организацией и высокой дисциплиной учебно­го процесса, образцовым проведением каждого занятия, реализаци­ей поставленных воспитательных целей, неукоснительным выполне­нием требований общевоинских уставов в повседневной жизни.

7. При подготовке и проведении занятий со студентами не допускать шаблона и упрощенчества. Организация и методика их проведения должны постоянно совершенствоваться с учетом возра­стающих требований к интенсификации учебно-воспитательного про­цесса.

Для обеспечения проведения всех видов занятий готовятся методические разработки. Методические разработки утверждаются на­чальником факультета военного обучения. Ежегодно в методические разработки вносить необходимые уточнения с учетом передового опыта войск и высших учебных заведений.

8. При планировании учебного процесса соблюдать последова­тельность в изучении тем и учебных вопросов. В темах Программы определено научное содержание и объем изучаемого материала. Перечень и наименование занятий по каждой теме, последователь­ность их проведения, учебные вопросы занятий определяются факуль­тетом, исходя из объема и содержания темы, которые отражаются в тематических планах и других учебно-методических материалах. В необходимых случаях в целях улучшения логической взаимосвязи в изучении разделов дисциплин последовательность их изучения может быть изменена решением начальника факультета военного обучения.

9. Изучение дисциплин должно быть взаимосвязано так, чтобы занятия по дисциплинам: общевоенной, тактической и военно-технической подготовки проводились в тесной взаимосвязи с тактикой и обеспечивали получение студентами необходимых знаний, умений и навыков для успешных практических действий на тактических занятиях и учениях; на каждом занятии совершенствовались знания и навыки студентов, полученные по другим дисциплинам военной подготовки.

10. Привитие студентам командных и методических навыков осуществляется преподавательским составом на всех занятиях по военной подготовке на протяжении всего периода обучения на факультете, на учебных сборах в войсках, во время несения службы наряде и в повседневной жизни.

Каждое занятие должно проводиться образцово и поучительно, чтобы в ходе его студенты могли перенимать опыт в подготовке, организации и проведении занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм, методов и приемов обучения.

11. Привитие студентам методических навыков осуществляется также на плановых занятиях по методической подготовке. Перед про­шением занятий по методической подготовке студентам за две-три недели дается задание, в котором указываются тема, цели, учебные вопросы, время, место проведения занятия и их материальное обеспечение. На основании задания студенты готовятся к проведению занятий и разрабатывают планы-конспекты, которые представляют преподавателю для проверки и утверждения.

В проведении каждого занятия по методической подготовке принимают участие несколько студентов, каждый из них проводит часть занятия (один-два учебных вопроса) по указанию преподавателя. По окончании занятия преподаватель заслушивает замечания присутствующих на занятии студентов, затем проводит разбор личным составом взвода и объявляет оценки.

Занятия по методической подготовке проводятся со студентами учебного взвода, а в период учебных сборов они могут проводиться с личным составом подразделений воинских частей.

Методическая подготовка организуется таким образом, чтобы каждый студент за время прохождения военной подготовки провел менее четырех занятий со взводом (отделением, экипажем) по общественно-государственной подготовке. По наиболее сложным темам методической подготовки проводятся показные занятия.

По мере приобретения методических навыков на учебных сборах, студенты привлекаются к проведению занятий в роли руководителей групп по общественно-государственной подготовке.

12. С целью закрепления и углубления знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий, подготовки к предсто­ящим занятиям, зачетам и экзаменам, формирования культуры умст­венного труда, самостоятельности и инициативы организуется само­стоятельная работа студентов. Она должна носить систематический и непрерывный характер в течение всего периода обучения. Объем заданий на самостоятельную работу необходимо определять с учетом отводимого на неё времени. В часы самостоятельной работы студен­тов на цикле должны быть организованы консультации преподавателей. Контроль за организацией и проведением самостоятельной работы осуществляется по плану начальника факультета военного обучения (цикла).

13. При организации и проведении всех занятий, особенно на стрельбах и вождении, при изучении и использовании боеприпасов, мин, взрывчатых и отравляющих веществ, а также при обслуживании и ремонте техники руководителями занятий должны предусматриваться и приниматься все необходимые меры для предупреждения несчастных случаев, аварий и катастроф.

14. Перед началом военной подготовки со студентами изучают требования по соблюдению режима секретности, сохранению государ­ственной и военной тайны.

15. Конкретные сроки начала военной подготовки в учебном заведении определяются учебными планами, заканчивается она учебными сборами в войсках.

п/п

Номер и наименование темы

Количество часов

Всего

В ВУЗе

На учебном сборе

Всего

Лекции

Групповые занятия

Семинары

Практические занятия

Всего

Групповые занятия

Практические занятия

1.

Общевоинские уставы

24

18

14

4

6

6

2.

Строевая подготовка

24

18

2

16

16

6

3

3

3.

Военная топография

12

10

6

4

2

2

4.

Военно-инженерная подготовка

12

6

4

2

6

6

5

Связь

6/4

4/2

4/2

2/2

2/2

6.

Тактика

222

176

38

38

26

30

46

6

40

7.

Огневая подготовка

50/38

30/18

12/12

20/20

20/20

8.

Техническая подготовка

30/8

20/8

8/8

10

10

9.

правоведение

18

18

10

10

4

4

10.

Военная психология и педагогика

80

60

28

28

16

16

11.

Организационная методика

54

38

14

14

10

8

16

16

12.

Управление подразделением

18

12

6

6

6

6

13.

МПО боя

46

40

20

20

8

8

6

6

14.

Выпускной экзамен

18

18

18

Итого:

594

50

450

28

120

156

8

64

110

20

144

22

27

117

22

II . ОБЩЕВОИНСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЕННЫХ, СИЛ ПМР

I. Целевая установка и организационно-методические указания

Подготовить офицера, знающего требования общевоинских уставов ВС и способного претворять их в жизнь при выполнении функциональных обязанностей.

В результате изучения общевоинских уставов ВС и выработки практических навыков в их выполнении студенты должны:

- иметь представление:

· об Общих обязанностях должностных лиц батальона;

· об организации несения гарнизонной службы;

· о порядке действий командиров (начальников) при рассмотрении поступивших к ним предложений, заявлений и жалоб;

- знать:

· права и общие обязанности военнослужащих, должностные и специальные обязанности командира взвода, и роты, заместителя командира по воспитательной работе;

· обязанности дежурных по батальону и по караулам, начальника караула и его помощника;

· основные положения дисциплинарного устава, права должностных лиц роты по поощрению личного состава и наложению взысканий;

- уметь:

· точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при исполнении обязанностей командира взвода и роты, заместителя командира по воспитательной работе при несении внутренней, гарнизонной и караульной служб;

· воспитывать у подчиненных высокие морально-психологические и боевые качества, сознательнее повиновение начальникам;

· поддерживать в подразделении уставной порядок, правильно применять меры убеждения и принуждения.

1. Изучение дисциплины проводить на основе требований военного законодательства, приказов Министра обороны и Главнокомандующего Вооруженными Силами и других действующих нормативных документов. В ходе занятий широко использовать передовой войсковой опыт.

2. Основными видами учебных занятий являются групповые практические занятия, которые проводятся в оборудованных классах, на караульных городках, в помещениях роты и других местах, где имеется возможность показать и дать практику в выполнении требований уставов и других руководящих документов.

Групповые занятия проводятся с целью глубокого изучения положений общевоинских уставов ВС, организации их выполнения в повседневной жизни подразделения.

На кануне группового занятия в соответствии с его темой студентам определяется задание, для первоначального самостоятельного изучения положений общевоинских уставов и руководящих документов. На занятии руководитель разъясняет и обосновывает требования уставных положений, детально изучает со студентами наиболее сложные вопросы учебного материала, уделяя особое внимание их творческому осмыслению. Завершается групповое занятие решением обучаемыми различного рода заданий, рассмотрением проблемных ситуаций, позволяющих закрепить полученные знания.

Практические занятия проводятся с целью выработки навыков выполнения положений Уставов в служебной и повседневной деятельности. На данных занятиях, после контроля уровня знаний по теме, руководитель создает учебную обстановку, студенты в определенной должности решают практические задания. В целях интенсификации обучения на заключительном этапе взвод может делиться на несколько учебных групп. Некоторые практические занятия могут проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.

Решение ситуационных задач проводится каждым студентом с целью закрепления навыка использования приобретенных знаний по выполнению требований уставов в служебной деятельности. Ситуационные задачи могут доводиться текстуально, путем розыгрыша обучаемыми различных ситуаций. Каждая ситуационная задача должна предусматривать принятие решения обучаемым и какие-то практические действия (оценка действий должностных лиц, подчиненных, оформление документов и другие). Не цикле необходимо иметь банк ситуационных задач по всем темам дисциплины, которые использовать при проведении занятий.

При обучении необходимо широко использовать схемы, плакаты, макеты, диапозитивы, образцы установленных форм документов, фрагменты видео- и кинофильмов, другие наглядные пособия, разъясняющие положения и требования уставов, а также приводить примеры безупречного выполнения служебного долга в том числе героических поступков часовых и других лиц суточного наряда.


Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

п/п

Номер и наименование темы

Количество часов

Всего

В ВУЗе

На учебном сборе

Групповые занятия

Практические занятия

Групповые занятия

Практические занятия

1.

Тема №1. Взаимоотношения между военнослужащими

1

1

2.

Тема №2. Обязанности командиров и начальников

2

2

3.

Тема №З. Военнослужащий и воинская дисциплина

1

1

4.

Тема №4. Поощрения и дисципли­нарные взыскания

2

2

5.

Тема №5. 0 предложениях, заяв­лениях и жалобах

1

1

6.

Тема №6. Распределение времени и повседневный порядок

2

2

7.

Тема №7. Суточный наряд

3

1

2

8.

Тема №8. Организация караульной службы и подготовка караула

4

2

2

9.

Тема №9. Права и обязанности лиц караула

4

2

2

10.

Тема №10. Документы начальника караула и правила их ведения

2

2

11.

Тема №11. Проверка караулов

1

1

12.

Тема 12. 0 гауптвахте

1

1

Итого:

24

14

4

6

3. Содержание тем

Тема №1. Взаимоотношения между военнослужащими

Единоначалие - основной принцип строительства и руководства Вооруженных Сил. Начальники и подчиненные. Старшие и младшие. При­каз (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Ответственность командира за отданный приказ и его последствия. Инициатива военно­служащих, Воинское приветствие.

О воинской вежливости и поведении военнослужащих. Обращение военнослужащих друг к другу, начальникам и старшим. Обращение к военнослужащим во внеслужебное и вне строя. Правила поведения сол­дата при нахождении вне расположения части. Культура поведения в общественных местах, на встречах в различных организациях, в гос­тях и дома.

Тема №2. Обязанности командиров и начальников

Обязанности командира взвода и роты. Организаторская работа командира взвода и роты по поддержанию внутреннего порядка во взво­де (роте), осмотру и проверке вооружения, военной и другой техники, снаряжения и вещевого имущества. Забота о быте подчиненных. Замес­тители командира роты и их обязанности.

Решение ситуационных задач.

Тема №3. Военнослужащий и воинская дисциплина

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Требования воин­ской дисциплины к военнослужащим. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил - основной государственно-правовой акт, регламентирующий воин­скую дисциплину.

Тема №4. Поощрения и дисциплинарные взыскания

Поощрения и дисциплинарные взыскания, применяемые к солдатам, сержантам и старшинам. Права командиров (начальников) (до команди­ра полка включительно) по применению поощрений и налагать дисцип­линарные взыскания на подчиненных и солдат, сержантов и старшин.

Воспитательное значение мер поощрения. Порядок применения поощ­рений.

Поощрения и дисциплинарные взыскания, применяемые к прапорщи­кам и офицерам. Права командиров (начальников) по применению поощрений и налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных и прапор­щиков и офицеров. Наложение дисциплинарных взысканий в особых усло­виях.

Решение ситуационных задач.

Тема №5. О предложениях, заявлениях и жалобах.

Порядок подачи предложений, заявлений и жалоб. Права военнослу­жащего, подающего жалобу. Действия командира (начальника) при рас­смотрении поступивших к нему предложений, заявлений и жалоб. Кни­га предложений, заявлений и жалоб,

Тема №6. Распределение времени и повседневный порядок

Продолжительность служебной недели. Распорядок дня части, рег­ламент служебного времени. Воскресные и праздничные дни. Увольнение из расположения полка. Отправление и следование подразделений (ко­манд). Посещение военнослужащих.

Решение ситуационных задач.

Тема №7 Суточный наряд

Обязанности дежурного по батальону и его помощника. Обязаннос­ти дежурного по роте и дневального. Порядок приема дежурства. Выдача оружия и боеприпасов. Проверка несения службы суточным нарядом. Порядок отправления команд назначаемых от части. Порядок действия дежурного по батальону при пожаре и стихийных бедствиях. Доклад командиру батальона.

Решение ситуационных задач.

Тема №8. Организация караульной службы и подготовка караулов

Караульная служба. Караулы, их состав и подчиненность. Пост. Вооружение караула. Караульная форма одежды. Подготовка караула.

Тема №9. Права и обязанности лиц караула

Обязанности часового. Обязанности разводящего. Начальник ка­раула. Права, общие и особые обязанности начальника караула, по­мощника начальника караула. Смена караулов.

Решение ситуационных задач.

Тема №10. Документы начальника караула и правила их ведения.

Документы начальника караула: табель постам караула, схема расположения постов, инструкция начальнику караула, постовая ведо­мость. Правила ведения постовой ведомости.

Тема №11. Проверка караулов

Проверка караулов должностными лицами гарнизона, полка и подразде­ления, от которого наряжен караул. Письменное предписание и разовое удостоверение на право проверки караулов. Порядок допуска в карауль­ное помещение. Вопросы проверяемые в карауле.

Тема №12. 0 гауптвахте

Общие положения. Направление арестованные на гауптвахту и их ох­рана (сопровождение). Прием арестованных на гауптвахту, их содержа­ние. Оборудование гауптвахты.


СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

1. Целевая установка и организационно-методические указания

Подготовить офицера, твердо знающего положения Строевого устава Вооруженных Сил ПМР, имеющего образцовый внешний вид, высокую строевую подтянутость, устойчивые навыки в выполнении строевых приемов и обращении с оружием, способного уверенно командовать строями подразделений.

В результате изучения дисциплины "Строевая подготовка" и получения практических навыков в выполнении требований Строево­го устава ПМР в повседневной жизни студенты должны:

- иметь представление:

· о порядке проведения строевых смотров;

- знать:

· положения Строевого устава Вооруженных Сил ПМР, требования руководящих документов о строевой выучке личного состава и о порядке проверки и оценки строевой подготовки;

· команды и сигналы для управления строем на месте и.в движении;

- уметь:

· выполнять обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю, строго соблюдать правила ношения военной формы одежды;

· громко и четко подавать команды и сигналы для управления строем на месте и в движении;

· четко и красиво выполнять строевые приемы на месте и в движении без оружия и с оружием, правильно действовать в строях отделения, взвода и роты в пешем порядке и на машинах.

1. Строевая подготовка студентов включает: одиночное строе­вое обучения без оружия и с оружием; строевое слаживание подраз­делений; строевые смотры. Основой строевой выучки студентов является одиночная строевая подготовка.

2. Основными видами учебных занятий являются групповые и практические занятия.

Групповые занятия проводить в классах с обязательным исполь­зованием плакатов, макетов, учебных видео- и кинофильмов и дру­гих дидактических материалов.

Практические занятия по строевой подготовке планировать одно-, двухчасовыми и проводить на строевом плацу или специально оборудованных площадках. Каждое из них должно быть методически правильно организовано и предусматривать эффективное использование учебного времени, из которого 80-90% должно отводиться на практическую отработку строевых приемов и действий.

Строевые смотры проводить в соответствии с требованиями руководящих документов.

Обучение строевым приемам проводить в следующей последовательности: ознакомление с приемом, разучивание его и тренировка.

Для ознакомления с приемом необходимо: назвать прием и указать где, и для какой цели он применяется; подать команду, по которой выполняется прием; показать строго по Строевому уставу его выполнение в целом, а затем в медленном темпе - по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения. Разучивание приема проводится вначале по разделениям и с помощью подготовительных упражнений, а затем в целом. Руководитель занятия, подавая команды на выполнение строевого приема для всех обучаемых, поочередно контролирует их действия и исправляет допущенные ошибки. Тренировка в выполнении приема заключается в многократном его повторении о получения обучаемыми прочных навыков. Она начинается замедлено и постепенно доводится до выполнения приема в установленном темпе. При этом строевой прием может выполняться по командам (счету) командира, по счету самих обучаемых или под барабан.

Повторные занятия по темам 3 и 4 проводить в целях совершенствования ранее изученных строевых приемов, а также привития командных и методических навыков.

При обучении студентов действиям в строях подразделений руководитель вначале объявляет название строя, сообщает какие сдаются команды для построения и перестроения, показывает на подразделении выполнение приема по подразделениям, слитно и приступает к тренировке.

Обучение строям взвода и роты на машинах осуществлять вначале "пеший по-машинному", а затем на машинах с соблюдением требований безопасности. На указанные занятия должно. Выделяться необходимое количество техники.

3. Итоговым контролем по дисциплине является сдача обучаемыми зачета с оценкой, в ходе которого необходимо оценить одиночную подготовку студентов, знание ими Строевого устава и других руководящих документов по строевой подготовке и умение управлять строями подразделений.


4. Совершенствование строевой выучки студентов и их практи­ческих навыков в командовании строями подразделений проводить на занятиях по всем изучаемым дисциплинам, а также в повседнев­ной жизни: при несении службы, построениях и передвижениях, подготовке и проведении строевых смотров, воинских ритуалов, состязаний и показательных выступлений подразделений по строевой подготовке, при исполнении строевых песен и в ходе других меро­приятий. Строевой выучке студентов должен способствовать установ­ленный уставной порядок и высокая личная примерность офицерского состава. Необходимо больше внимания уделять пропаганде строевой подготовки, привитию уважения к строю, воинским ритуалам, образцо­вому внешнему виду и выполнению требований общевоинских уставов в повседневной жизни.

п/п

Номер и наименование темы

Количество часов

Всего

В ВУЗе

На учебном сборе

Групповые занятия

Практические занятия

Групповые занятия

Практические занятия

1.

Тема №1. Правило ношения военной формы одежды.

1

1

2.

Тема №2. Порядок оценки и проверки строевой подготовки у военнослужащих и подразделений.

1

1

3.

Тема №З. Строевые прием и движения без оружия.

4

4

4.

Тема №4. Строевые прием и движения с оружия.

4

4

5.

Тема №5. Порядок посадки личного состава на машины.

1

1

6.

Тема №6. Строи отделения в пешем порядке

4

4

7.

Тема №7. Строи взвода в пешем порядке.

2

2

8.

Тема №8. Организация и методика проведения занятий по строевой подготовке

2

2

9.

Тема №9. Строи и роты в пешем порядке

1

10.

Тема №10. Сигналы управления строем и машиной

2

1

2

11.

Тема №11. Строи взвода и роты на машинах

1

1

12.

Тема 12. Строевой смотр роты в пешем порядке

1

1

Итого:

24

4

14

3

3


3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Тема №1. Правила ношения военной формы одежды

Руководящие документы, определяющие правила ношения военной формы одежды. Виды военной формы одежды: парадная, парадно-выход­ная, повседневная и полевая. Правила ношения военной формы одеж­ды военнослужащими (студентами). Ношение нагрудных знаков.

Тема №2. Порядок проверки и оценки строевой подготовки

военнослужащих и подразделений

Общие положения. Оценка одиночной строевой выучки военнослу­жащего и подразделения. Порядок проверки одиночной строевой выучки. Определение оценки за одиночную строевую выучку военно­служащего и подразделения.

Проверка и оценка строевой слаженности подразделения. 06щая оценка строевой подготовки. Подведение итогов по результатам проверки.

Тема №3. Строевые приемы и движение без оружия

Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Совершенствование практических навыков обучаемых в выполнении строевых приемов на месте и в движении без оружия и подаче команд.

Тема №4. Строевые приемы и движение с оружием

Строевая стойка с оружием. Выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Совершенствование практических навыков обучаемых в выполне­нии строевых приемов на месте и в движении с оружием и подаче команд.

Тема №5. Порядок посадки личного состава на машины

Расчет военнослужащих и военного имущества по машинам. Проверка оружия перед посадкой. Способы посадки. Размещение


личного состава в боевых машинах и в кузове автомобиля. Назначе­ние старших, наблюдателей и "бортовых". Выполнение команд "К ма­шинам", " По местам".

Тема № 6. Строи отделения в пешем порядке

Развернутый строй. Построение отделения. Выравнивание, размы­кание, смыкание и перестроение отделения на месте. Выполнение воинского приветствия в строю на месте.

Походный строй. Построение отделения. Движение строевым и по­ходным шагом. Перестроение и перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю в движении. Строевое слаживание отделения.

Тема № 7. Строи взвода в пешем порядке

Развернутый строй. Построение взвода. Выравнивание, повороты, перестроения и другие действия взвода в развернутом строю.

Походный строй. Построение взвода. Перестроение взвода. Выполнение воинского приветствия в строю и движении.

Тема № 8. Организация и методика проведения занятий по строевой подготовке.

Организация и методика проведения занятий по строевой подготов­ке по теме: "Строевые приемы и движение без оружия".

Методика составления плана-конспекта проведения занятия по строевой подготовке.

Тема № 9. Строи роты в пешем порядке.

Развернутый и походный строй. Построение роты. Выравнивание, повороты, перестроения и другие действия роты в развернутом и походном строю. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Тема № 10. Сигналы управления строем и машиной.

Управление строем. Сигналы управления строем и машиной.

Тема № 11. Строи взвода и роты на машинах.

Развернутый и походный строй взвода и роты. Перестроения взвода и роты. Старшей машины. Наблюдение за сигналами старшего начальника.


Тема № 12. Строевой смотр роты в пешем порядке

Построение роты. Встреча начальника, проводящего строевой смотр. Порядок проведения смотра. Строевая записка. Прохождение торжественным маршем и исполнение песни ротой. Разбор строевого смотра.


III . ТАКТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

I. Целевая установка и организационно-методические указания

Подготовить офицера Сухопутных войск, знающего назначение и содержание топографических карт, умеющего быстро изучать и правильно оценивать по ним тактические свойства местности на глубину боевых задач, уверенно ориентироваться на местности в любых условиях обстановки, с высокой штабной культурой вести рабочую карту командира подразделения и грамотно разрабатывать другие боевые графические документы.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- иметь представление:

· о математической и геодезической основе карт;

- знать:

· назначение и содержание топографических

· принцип разграфки и номенклатуры топокарт различных масштабов;

· методику изучения и оценки по карте тактических свойств местности и их влияние на действия подразделений в бою;

· правила ведения рабочей карты командира подразделения;

·

- уметь:

· читать топографические карты и выполнять измерения по ним;

· уверенно ориентироваться на местности без карты и по карте, в пешем порядке и на боевой машине днем и ночью;

· быстро и точно определять по карте координаты своего,, местоположения, целей и объектов противника и своих войск, использовать карту при управлении подразделениями в бою и осу­ществлять целеуказание;

· вести рабочую карту командира подразделения и составлять другие боевые графические документы.

1. Военная топография изучает местность и ее влияние на ведение боевых действий войсками, ориентирование на ней по карте и без карты.

Дисциплина изучается в тесной взаимосвязи с тактикой и ее целью является выработка необходимых военно-профессиональных

качеств и умений практически использовать знание военной топографии при управлении подразделениями в бою.

2. Основными видами учебных занятий являются групповые и практические занятия.

Групповые занятия проводить: в классе – как правило, на учебных картах, полевые - по теме 6, на разнообразной местности с использованием топографических карт масштаба 1:25 и 1:50 района занятий.

Практические занятия проводить в специализированном классе с целью закрепления знаний, полученных на групповых занятиях, выработки твердых умений в работе с картой, ее пространственном восприятии, особенно рельефа, разработки и оформлении боевых графических документов. Главным содержанием этих занятий является практическая работа каждого студента.

Цель тренировок по теме 7 - научить студентов вести рабочую карту командира подразделения, наносить тактическую обстановку на карту с голоса, передаваемую по средствам связи. Содержанием этих занятий является выполнение студентами упражнений по при­обретению заданного уровня обученности. Продолжительность одного занятия 1-2 часа. На одном занятии может выполняться 2-3 упражне­ния, одно из них должно быть контрольным. Данные занятия плани­ровать в часы самостоятельной работы по распорядку дня. Структу­ра занятий определяется тематическим планом дисциплины.

Перечень упражнений по нанесению тактической обстановки на карту:

а) работа с офицерской линейкой;

б) тактические условные знаки. Перевод словесной информации в знаковую;

в) выполнение надписей к тактическим условным знакам;

г) перевод знаковой информации в словесную;

д) отыскание квадрата координатной сетки на топографических картах различного масштаба;

е) определение и передача полотенца контурных точек "по улитке";

ж) отыскание местных предметов и точек на карте по заданным координатам;

з) нанесение внемасштабных тактических условных знаков на карту с голоса по заданным координатам и от ориентиров;

и) нанесение масштабных тактических условных знаков на карту с голоса по заданным координатам;

к) нанесение тактической обстановки на карту с голоса;

л) формулирование текстов по нанесенной обстановке;

м) передача тактической обстановки по радио и нанесение её на карту.

Практические занятия по оформлению рабочей карты командира взвода (роты) в составе комплексных тактических задач проводятся в единой логической последовательности с занятиями, входящими в их состав, на основе исходной тактической обстановки.

Студенты на занятии готовят карту к работе, оформляют служебный заголовок, время начала ведения карты, подписи должностного лица и под руководством преподавателя наносят исходную обстановку. Преподаватель сам, и привлекая обучаемых, на макете карты (классной доске) наносит элементы обстановки, объясняя порядок их выполнения, студенты на своих рабочих картах проводят аналогичную работу. Завершается занятие исполнением таблиц и выполнением необходимых надписей.

3. Вопросы ведения рабочей карты командира подразделения включать в выпускной экзамен по тактике.

4. Совершенствование знаний и умений студентов в ориентировании на местности, в изучении и оценке ее тактических свойств, назначении ориентиров, составлении и ведении документов, определении координат целей и ведении рабе карты командира подразделения проводить на всех занятиях тактике.


II. Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

п/п

Номер и наименование темы

Количество часов

Всего

В ВУЗе

На учебном сборе

Групповые занятия

Практические занятия

Групповые занятия

Практические занятия

1.

Тема №1. Топографические карты

2

2

2.

Тема №2. Чтение карты

2

2

3.

Тема №3. Изучение релье­фа местности по карте

2

2

4.

Тема №4. Измерения по карте

2

2

5.

Тема №5. Системы координат

2

2

6.

Тема №6. Ориентирование на местности по карте

2

2

7.

Тема №7. Рабочая карта командира

В ходе тренировок

В часы самоподготовки

Итого:

12

6

4

2

Примечание: В ходе тренировок отработать упражнения по оформлению рабочей карты командира взвода

3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Тема №1. Топографические и специальные карты

Геометрическая сущность картографического изображения местности и его основные свойства. Определение понятий: топографическая карта и план, уровненная поверхность, эллипсоид горизонтальное положение. Математическая и геодезическая основа карт. Классификация и характеристика топографических карт по масштабу и предназначению. Специальные, цифровые и электронные карты. Топографические карты иностранных государств.

Практическое занятие. Разграфка и номенклатура топографических карт. Определение номенклатуры смежных листов, составление заявки на топографические карты по сборной таблице на район действия подразделения. Порядок их получения, хранения, сбережения и сдачи.

Тема №2. Чтение карты

Виды условных знаков, цветовое оформление карт, пояснительные подписи и цифровые обозначения. Классификация и изображения на картах гидрографической сети, населенных пунктов, дорожной сети, почвенно-растительного покрова и других топографических элементов местности.

Практическое занятие. Чтение карты. Изучение и оценка элементов местности по карте, определение их количественных и качественных характеристик.

Тема №3. Изучение рельефа местности по карте

Сущность изображения рельефа местности горизонталями. Высота сечения, заложение, крутизна скатов и зависимость между ними. Условные знаки элементов рельефа, не выражающихся горизонтали Определение по карте абсолютных высот, превышений, формы и крутизны скатов.

Практическое занятие. Определение по карте защитных свойств рельефа, его влияния на проходимость местности, на обзор, ведение огня и маскировку. Выбор по карте мест оборудования позиций и наблюдательных пунктов. Изучение рельефа местности по указанному маршруту движения по карте, определение подъёмов, спусков и проходимости.


Тема №4. Измерения по карте

Численный, линейный и поперечный масштабы. Определение расстояний по карте по прямым и кривым линиям с помощью циркуля, линейки, курвиметра и на глаз. Определение протяженности маршру­та. Поправки к измеренной протяженности в зависимости от масшта­ба карты и рельефа местности. Дирекционные углы, истинные и магнитные азимуты. Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно. Точность измерений по карте.

Практическое занятие. Измерение расстояний, протяженности маршрутов и дирекционных углов по карте с помощью офицерской линейки и хордоугломера. Подготовка исходных данных для движения по азимутам.

Тема №5. Системы координат

Системы координат, их назначение и использование в войсках. Географические и плоские прямоугольные координаты. Координатные сетки на топографические картах, их назначение и цифровое обозна­чение. Дополнительная километровая сетка на стыке соседних зон, ее назначение и порядок использования. Точность определения координат по картам различных масштабов.

Практическое занятие. Определение географических, прямоугольных, полярных и биполярных координат целей (объектов) по карте и нанесение их на карту по координатам. Целеуказание по карте.

Тема №6. Ориентирование на местности по карте

Ориентирование карты. Определение точки своего местоположения по карте и сличение карты с местностью, опознавание окружающих местных предметов. Восстановление потерянной ориентировки. Изу­чение и оформление на карте маршрута движения.

Практическое занятие. Ориентирование на местности по карте в движении на автомобиле (боевой машине) по маршруту протяжен­ностью 30-40 км. Особенности ориентирования и выдерживания на­правления движения в условиях ограниченной видимости, в лесу, в крупном населенном пункте и на местности, подвергшейся значи­тельным изменениям.

Тема №7. Рабочая карта командира

Тренировки в выполнении упражнений по нанесению тактической обстановки на карту с голоса, передаваемой по средствам связи.

Оформление рабочей карты командира взвода (роты) (В составе комплексных тактических задач). Подготовка карты к работе. Оформление служебного заголовка, времени начала ведения карты, подписи должностного лица. Нанесение исходной обстановки. Исполнение таблиц.


ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

1. Целевая установка и организационно-методические указани я

Подготовить офицера мотострелковых войск, знающего военно-инженерное дело и способного организовать инженерное обеспечение подразделений в различных видах боя.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- иметь представление:

· об организации, вооружении, возможностях и примен инженерно-саперных подразделений и основных средствах механиз военно-инженерных работ;

- знать:

· задачи инженерного обеспечения подразделений в различных видах боя, объем работ, время, необходимые силы и средства их выполнения;

· элементы опорных пунктов (позиций) мотострелковых подразделений, последовательность и объем работ по их инженерному оборудованию;

· порядок проведения инженерных мероприятий по тактической маскировке и защите от высокоточного оружия;

· классификацию инженерных заграждений, их устройство и способы преодоления;

· общее устройство, принцип действия, порядок установки и обезвреживания основных типов противотанковых и уничтожения противопехотных мин иностранных государств;

· огневой способ взрывания и требования предосторожности при производстве подрывных работ;

· виды и табельные средства переправ, их назначение и применение;

- уметь:

· организовывать и осуществлять инженерное обеспечение, производить расчеты по выполнению его задач в подразделениях в различных видах боя;

· устраивать и преодолевать противотанковые и противопехотные заграждения, в том числе установленные средствами диетам онного минирования;

· проводить инженерные мероприятия по тактической маскировке и защите от высокоточного оружия;


· изготавливать зажигательную трубку, подрывать одиночные заряды огневым способом взрывания;

· производить расчеты зарядов для подрывания дерева, рыхле­ния мерзлых и скальных пород при отрывке окопов для военной техники и вооружения.

1. "Военно-инженерная подготовка" является дисциплиной, изучающей совокупность инженерных мероприятий, выполняемых мото­стрелковыми подразделениями и подразделениями инженерных войск в соответствии с решением общевойскового командира в интересах успешного выполнения поставленных боевых задач.

2. Дисциплина изучается в тесной взаимосвязи с тактикой. Она является базой для приобретения знаний и умений обучаемых организации и осуществлению инженерного обеспечения подразделений и выполнению мероприятий по тактической маскировке и защите от высокоточного оружия в различных видах боя.

3. Основными видами учебных занятий являются: лекция, груп­повые и практические занятия.

Лекция является одним из важнейших видов учебных занятий и составляет основу теоретической подготовки студентов. В процес­се ее чтения необходимо давать как систематизированные знания, так и основу ориентировочных действий по наиболее важным и слож­ным проблемам. Учебный материал лекции должен содержать необхо­димую информацию для последующей самостоятельной работы.

Групповые занятия проводить с целью изучения средств инже­нерного вооружения, их назначения, характеристик, боевого приме­нения, а также усвоения расчета объема работ, времени, сил и средств и последовательности выполнения работ по инженерному обору­дованию опорного пункта роты (взвода). Занятия проводить в специ­ализированном классе и на учебном поле по военно-инженерной подготовке.

Практические занятия проводить на учебном поле, разведанных участках реки (водоема) и разнообразной местности с целью за­крепления знаний, полученных на лекциях и групповых занятиях.

Ознакомление со средствами инженерного вооружения инженерно- саперных подразделений проводить на занятии темы №3 по дисципли­не "Тактика".

Отработку наиболее важных приемов в устройстве и при преодо­лении минно-взрывных заграждений, выполнении работ по фортифика­ционному оборудованию позиций и их маскировке проводить методом тренировок на тактическом учебном поле. Главным содержанием этих занятий должна быть практическая работа каждого обучаемого.

В целях качественной и полной отработки каждым студентом учебных вопросов и соблюдения требований предосторожности проведении занятий по теме №1 "Подрывные работы" с применен боевых средств взрывания и взрывчатых веществ, взвод (учебную группу) делить на подгруппы по 8 - 10 студентов и занятия проводить трем преподавателям. Личный состав, неусвоивший требования безопасности, к практическим занятиям по теме «Подрывные работы» не допускать.

4. Вопросы организации инженерного обеспечения и выполнение мероприятий по тактической маскировке подразделений в различных видах боя включать в выпускной экзамен по тактике.

5. Совершенствование знаний и умений студентов по военно-инженерной подготовке, а также порядок и методику отработки нормативов проводить на всех полевых занятиях, особенно по тактике. На них студенты совершенствуют навыки по фортификационному оборудованию районов расположения, опорных пунктов (позиций) подразделений, их маскировке, защите от высокоточного оружия, устройству и преодолению инженерных заграждений.

Распределение учебного времени по темам и по видам учебных занятий

п/п

Номер и наименование темы

Количество часов

Всего

В ВУЗе

На учебном сборе

Лекции

Групповые занятия

Практические занятия

Групповые занятия

Практические занятия

1.

Тема №1. Подрывные работы. Огне­вой способ взрывания

2

2

2.

Тема №2. Фортификационное обо­рудование опорного пункта взво­да и роты

4

2

2

3.

Тема №3. Инженерные заграждения, их устройство и преодоление

4

2

2

4.

Тема №4. мосты и переправы. Дороги и колонные пути. Водоснабжение

2

2

Итого:

12

4

2

6

3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Тема №1. Подрывные работы

Классификация и основные свойства взрывчатых веществ, стан­дартных зарядов и средств взрывания. Способы взрывания и их характеристика. Расчет зарядов для подрывания различных объектов, рыхления мерзлых грунтов и скальных пород при отрывке окопов для военной техники. Окопный заряд (03-1), его устройство и порядок применения. Требования предосторожности при проведении подрывных работ.

Практическое занятие. Изготовление боевой зажигательной трубки, подрыв одиночных зарядов с помощью детонирующего шнура и электрическим способом взрывания.

Тема №2. Фортификационное оборудование опорного пункта роты и взвода

Элементы опорного пункта роты и взвода. Организация и после­довательность фортификационного оборудования и маскировки опорно­го пункта и взвода вручную, с применением средств механизации, в особых условиях местности и зимой. Расчет объема работ, сил средств и времени на оборудование и маскировку опорного пункта взвода.

Практическое занятие. Выбор на местности позиций отделений и места для оборудования командно-наблюдательного пункта команди­ра взвода. Разбивка и трассировка элементов опорного пункта взвода.

Тема №3. Инженерные заграждения, их устройство и преодоление

Инженерные заграждения и их классификация. Минные поля, способы их установки, фиксация и документальное оформление. Инженерные заграждения иностранных армий, их классификация и Признаки; средства дистанционного минирования и их применение. Способы проделывания проходов в минных полях, комендантская служба на проходах. Преодоление минных полей, установленных средствами дистанционного минирования.

Назначение, классификация, общее устройство и порядок уста­новки мин Вооруженных Сил. Обезвреживание противотанковых и уничтожение противопехотных мин. Ознакомление со средствами управляемого минирования и специальными минами.

Назначение, устройство, тактико-технические характеристики и применение переносных комплектов минирования, средств разведки и разминирования. Невзрывные противотанковые и противопехотные заграждения. Усиление естественных препятствий и приспособы местных предметов к бою.

Практическое занятие. Установка участка противотанкового минного поля строевым расчетом и составление формуляра. Преодоление минного поля боевыми машинами, оснащенными минными тралами. Преодоление минного поля, установленного средствами дистанционного минирования.

Тема №4. Мосты и переправы. Дороги и колонные пути. Водоснабжение

Классификация военных мостов. Виды и назначение переправ. Организация и содержание переправ. Общие сведения о военных дорогах и колонных путях, их классификация. Виды источников воды. Нормы потребности войск в воде. Порядок хранения и транспортировки воды.


СВЯЗЬ

1. Целевая установка и организационно-методические указания

Подготовить офицера - заместителя командира роты по воспитательной работе, знающего средства связи ротного звена и способного организовать связь в ротной сети.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- иметь представление:

· об организации связи в различных видах боя в бригаде и батальоне;

· о современных средствах связи и перспективах их развития и применения;

- знать:

· задачи связи в различных видах боя;

· организацию связи в мотострелковой роте в наступлении, обороне, на марше и во встречном бою;

· мероприятия по защите средств связи от воздействия противника;

· основные ТТХ и возможности радиостанций ротной сети, их комплектацию и общее устройство;

- уметь:

· организовать связь по обеспечению управления подразделением в различных видах боя;

· подготовить радиостанцию к работе, проверить ее работоспособность;

· входить в связь, вести переговоры по открытым каналам связи;

· передавать команды и ставить задачи по радио;

· составить схемы связи.

1. Связь, как составляющая тактико-специальной подготовки, изучается студентами на двух занятиях - одно групповое практическое в составе полувзвода, другое групповое теоретическое в составе взвода. В основу подготовки должно быть положено глубокое изучение теоретических вопросов, развитие творческого мышления обучаемых, выработка умений по пользованию средствами связи, поддержание твердого и непрерывного управления подразделениями. Изучение связи должно быть тесно связано с изучением других дисциплин и прежде всего тактики и обеспечивать получение навыков в управлении подразделением в бою. При проведении занятий широко использовать опыт Великой Отечественной войны и опыт боевых действий в Чечне.

Отработку нормативов №117 и №110 (Сборник единых нормативов и учебных задач для войск связи), а также практическую работу по документам кодированной связи осуществлять в часы проведения тренировок согласно распорядку дня.

2.Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

п/п

Номер и наименование темы

Количество часов

Всего

В ВУЗе

На учебном сборе

Лекции

Групповые занятия

Практические занятия

Групповые занятия

Практические занятия

1.

Тема №1. Радиостанции ротной се­ти. Правила ведения радиоперего­воров и порядок передачи команд и сигналов

4/4

2/2

2/2

2.

Тема №2. Основные принципы организации скрытого управления вой­сками. Документы СУВ и правила пользования ими

2

2

Итого:

6/4

4/2

2/2

3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Тема №1. Радиостанции ротной сети. Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи команд и сигналов

Основные задачи связи по обеспечению управления и требования предъявляемые к ней. Средства и виды связи, их назначена характеристика. Способы организации радиосвязи, проводной связи и связи подвижными средствами.

Тактико-технические характеристики радиостанций, их комплектация и общее устройство. Источники питания и их подключение, подготовка радиостанции к работе и проверка работоспособности.

Радиодисциплина. Вхождение в связь и порядок ведения радио переговоров по открытым каналам связи.

Передача команд (сигналов) и постановка задач по радио. Правила обнаружения и порядок устранения простейших неисправностей. Правила сбережения радиостанций.

Подготовка радиостанций к работе, установление радиосвязи ведение переговоров на сближенных расстояниях по открытым каналам связи.

Организация связи в мотострелковой роте в наступлении, обороне, на марше и во встречном бою. Мероприятия по защите средств связи от воздействия противника. Расчет сил и средств связи. Составление схемы связи. Отработка нормативов.

Тема №2. Основные принципы организации скрытого управления войсками. Документы СУВ и правила пользования ими

Роль и значение скрытого управления войсками. Задачи командиров по обеспечению управления.

Виды и средства скрытой связи, их предназначения, роль и место в обеспечении управления войсками.

Документы кодированной связи, их классификация и предназначение. Общие принципы построения таблиц. Способы кодирования топографических карт.

Изучение образцов таблиц, применяемых в мотострелковых подразделениях. Практическая работа по документам кодирования связи.


ТАКТИКА

I. Целевая установка и организационно-методические указания

Подготовить офицера мотострелковых войск, обладающего глубокими знаниями по теории тактики и практики применения подразделений в современном общевойсковом бою; умеющего осмыслено, творчески применять положения Боевых уставов в практической деятельности в различных условиях обстановки; способного уверено командовать взводом и ротой в бою; внедрять в практику все новое, передовое; обладающего организаторскими способностями, твердой командирской волей, инициативой и самостоятельностью мышления.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- иметь представление:

· об основных положениях военной доктрины, задачах и составе Вооруженных Сил ПМР;

· об опыте последних локальных войн (вооруженных конфликтах и войсковых учений);

- знать:

· основные положения тактики, средства и способы ведет боя;

· организацию, вооружение, военную технику, предназначение, задачи, боевые возможности и основные принципы боевого применения подразделений мотострелкового батальона;

· организацию, вооружение, военную технику, боевые возможности и тактику действий подразделений иностранных армий бригады включительно;

- уметь:

· творчески применять положения Боевых уставов для принятия оригинальных, смелых решений;

· организовать бой взвода и роты, умело управлять им в бою;

· эффективно использовать боевые возможности мотострелковых подразделений, их штатного вооружения и военной техники, а также приданных и поддерживающих подразделений родов войск и специальных войск;

· организовывать и осуществлять всестороннее обеспечение и защиту подразделений в бою;

· проводить тактические расчеты.

1. Тактика - составная часть военного искусства, охватываю­щая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частыми и соединениями различных видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск.

Тактика является ведущей дисциплиной обучения. Она наиболее полно обеспечивает подготовку студентов к практическим действиям в современном бою и их высокую полевую выучку. Главное назначе­ние дисциплины "Тактика" состоит в том, чтобы научить студентов искусству организации и ведения боя взводом и ротой.

В основу подготовки по тактике должно быть положено глубокое изучение ее теоретических вопросов, развитие творческого такти­ческого мышления обучаемых, выработка умений по вскрытию возмож­ных изменений в характере боя и условиях его ведения, исследова­нию природы современного боя, его характерных черт, закономернос­тей, подготовки, принципов и способов ведения и на этой основе обучение студента управлению подразделениями в бою, практически­ми действиями на местности с вооружением и военной техникой в условиях применения обычного оружия.

Изучение дисциплины должно быть тесно увязано с другими дисциплинами, освоение учебного материала, по которым находится в логической взаимосвязи с занятиями по тактике и обеспечивает получение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для практических действий по выполнению обязанностей командира в бою. В свою очередь, на каждом занятии по тактике, особенно на полевом, должна совершенствоваться подготовка студентов, полученная по тактико-специальным дисциплинам.

При проведении занятий широко использовать опыт Великой Отечественной войны, локальных войн (вооруженных конфликтов) и войсковых учений.

2. Структура подготовки по тактике предусматривает:

- введение в специальность и дисциплину;

- изучение основного теоретического курса - глубокое освоение теории тактики на фоне действий батальона в основных видах боя;

- изучение обороны как вида боя, практическое закрепление по­лученных знаний на комплексных задачах по взводной (методическая задача) и ротной тематикам;

- изучение наступления как вида боя, практическое закреплении полученных знаний на комплексных задачах по взводной и ротной тематикам;

- изучение теоретических вопросов марша, встречного боя, перевозки подразделений и действий мотострелковых подразделений в разведке, выполнение тактических расчетов и практическое закрепление полученных знаний на тактических задачах по ротной и взводной тематикам;

- подготовка по должностному предназначению в ходе практики в командовании взводом в различных видах боя;

- изучение опыта последних локальных войн (военных конфликтов) и войсковых учений, доведение изменений в организационно штатной структуре и тактике действий подразделений Вооруженных Сил ПМР и иностранных армий, сдача выпускного экзамена.

Прохождение основного теоретического курса необходимо планировать одновременно с тактико-специальными дисциплинами, изучение которых завершить до начала отработки комплексных тактических задач.

3. Теоретическая подготовка проводится на лекциях, семинарах и при самостоятельной работе студентов. Практическое обучение проводится на комплексных тактических задачах, в ходе практики в командовании взводом.

4. Лекции должны стимулировать активную познавательно деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления и носить, как правило, проблемный характер. Проблемные вопросами могут быть обоснования положений Боевого устава, раскрытие динамики развития боя, способы выполнения боевых задач и другие. Степень проблемности должна возрастать к концу цикла обучения. К чтению лекций наиболее сложным темам необходимо привлекать руководящий состав факультета и начальников циклов.

Семинары проводятся по основным и наиболее сложным темам (вопросам) учебной программы. Они имеют целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, привить навыки поиска обобщения и изложения учебного материала. На семинарах студент должны обучаться вести дискуссии, полемику, обосновывать и отстаивать свои убеждения, вести научный спор. Вопросы на семинарах должны формулироваться так, чтобы в них не было готового ответа: в учебниках и материалах лекций. Она должна заинтересовать студентов своей новизной, конкретностью поставленных проблем, связью с практикой.

Для подготовки студентов к семинарам разрабатываются задания, которые выдаются им до проведения первых лекций по темам семинара.

5. Комплексные тактические задачи - это система различных видов занятий, проводимых в определенной последовательности на фоне общего тактического замысла (обстановки), позволяющего отрабатывать все содержание темы, определенной программой. Созда­ваемая в тактическом замысле обстановка должна побуждать дейст­вовать против сильного противника, в сложной, быстроменяющейся обстановке, с наличием кризисных ситуаций, в условиях применения всех современных средств поражения.

В целях достижения высокого уровня полевой выучки студентов, занятия по тактике необходимо проводить на разнообразной местнос­ти, в любых условиях погоды в сложной наземной обстановке.

Тактическая обстановка на каждом занятии должна быть макси­мально приближена к боевой действительности, создаваться без упрощений и шаблона, для чего противника показывать сильного, активного и хитрого; она должна способствовать выработке у обучае­мых творческого мышления, формированию самостоятельности и разум­ной инициативы, побуждать их к активным действиям, максимальному использованию возможностей вооружения и военной техники.

На всех занятиях необходимо учить студентов ориентированию на местности, ведению рабочей карты и отработке других боевых документов.

Особое внимание на полевых занятиях необходимо уделять пси­хологической подготовке обучаемых развитию твердой воли и само­обладания при резких и неожиданных изменениях обстановки.

Комплексные тактические задачи разрабатываются коллективно преподавателями тактики и тактико-специальных дисциплин.

Для их проведения готовится методическая разработка, в которую входят:

- план проведения комплексной тактической задачи;

- пояснительная записка к плану;

- тактическое задание с картой (схемой) исходной обстановки; методические указания по проведению каждого задания задачи справочный материал для преподавателей;

- карта (схема) динамики тактических действий; план обозначения действий противника и имитации.

- План проведения задачи разрабатывается на карте и содержит:

- тему, учебные и воспитательные цели;

- тактический замысел, на фоне которого предусматривается отработка всех учебных вопросов;

- расчет часов и оперативного времени по занятиям.

Пояснительная записка к плану разрабатывается текстуально и в ней указываются; боевой состав сторон; возможное распределение средств усиления; обстановка к началу действий; общий характер боевых действий сторон; справочные данные.

Тактическое задание с картой (схемой) исходной обстановки включает: общую и частную обстановку; справочные данные (указания старшего командира по всестороннему обеспечению боя, наличию запасов материальных средств, техническое состояние бронетанкового вооружения и другие вопросы); что исполнить обучаемым к каждому занятию.

В методических указаниях и справочном материале для преподавателей по каждому занятию излагаются тема, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы и время на их отработку, методические рекомендации о порядке отработки учебных вопросов, а также определяются содержание и порядок работы преподавателя и студентов в часы самостоятельной работы. Справочный материал включает примерные варианты уяснения задач, оценки обстановки, решение боевого приказа, указаний по взаимодействию, по видам обеспечения боя, ожидаемые варианты решений курсантов по обстановке по оперативному времени, отдаваемые ими команды и распоряжения по управлению подразделениями в бою. Кроме того, в методических указание и справочном материале излагаются требования Министра обороны ПМР и Главнокомандующего, относящиеся к данной теме, примеры из опыта Великой Отечественной войны, локальных войн (конфликтов войсковых учений, которые могут быть использованы преподавателями при проведении занятий.

На карте в динамике действий отражаются положение подразделений и соседей к определенному времени, данные воздушной, радиационной и химической обстановки; разрабатываются вводные с таблицами потерь за время ведения боя и текстуальный план наращивания обстановки по оперативному времени.

План обозначения действий противника и имитации включает: расположение объектов (целей) противника, подлежащих обозначению; нумерацию целей, времени и порядок их показа; типы и количество имитационных средств; сигналы управления мишенной обстановке и имитационными средствами.

Комплексная тактическая задача №1 (Методическая) (тема 14) отрабатывается с целью изучить последовательность, порядок и содержание работы командира взвода по организации боя, его всестороннему обеспечению и управлению в бою. Справочный материал задачи разрабатывается и размножается на 25 % численности студентов курса. При отработке методической задачи студентам последовательно выдаются готовые учебные материалы (варианты уясненения задачи, расчета времени, оценки обстановки, решений, рекогносцировки, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения), по которым они самостоятельно изучают порядок и методику работы командира взвода по организации и ведению боя. Готовыми материалами студенты пользуются только для подготовки к занятиям. При изучении ими готовых учебных материалов необходимо добиваться, чтобы они глубоко осмысливали их содержание. Преподаватель должен раскрывать, почему именно так решается тот или иной вопрос в сложившейся обстановке.

Тактическая летучка является заключительным и контрольным занятием комплексных, тактических задач. Они проводятся с целью проверки умений и навыков студентов принимать решение в сложив­шейся обстановке, ставить задачи и управлять подразделением. Тактические летучки проводятся в классе на картах. Для её прове­дения готовятся 2-3 варианта (для методической - 1 вариант) на взвод по динамике боя. Тактическая обстановка должна быть связана с темой задачи и создаваться сложной, противоречивой, позволяющей обучаемым анализировать несколько возможных вариан­тов и принимать целесообразное решение. В ходе летучки студенты принимают решение и оформляют его на карте и, в зависимости от варианта, на обороте карты записывают свое решение, задачи, распоряжения, команды или другие указания. Решением преподавателя по результатам летучки каждому студенту может выставляться итого­вая оценка за отработку темы.

Отработка учебных вопросов в рамках тактических задач осу­ществляется на групповых упражнениях и практических занятиях.

Групповые упражнения проводятся в целях привития студентам практических навыков в организации боя, его всестороннего обеспе­чения и управлении подразделениями. Они проводятся на карте (макете местности) в классах и на местности. На групповых упражне­ниях все студенты действуют, как правило, в одной и той же долж­ности, выполняя функции определенного должностного лица. Препода­ватель действует в должности старшего командира.

Групповые упражнения в классах проводятся в целях обучения студентов оценке обстановки, принятию решения и графическому его оформлению. На этих занятиях также, заслушиваются и анализи­руются принятые студентами решения, их обоснования. В ходе заня­тий преподаватель заслушивает по каждому учебному вопросу двух-трех человек, после чего проводит частный разбор, указывает на недостатки их докладов как по содержанию, так и по изложению, а при необходимости дает свою формулировку доклада. Анализ содер­жания принятого решения студентами необходимо проводить после заслушивания всех предлагаемых вариантов. Следует внимательно относиться к инициативным, смелым и дерзким решениям, поощряя инициативу, творчество и самостоятельность.

Групповые упражнения, проводимые в поле при отработке вопросов организации боя, начинаются с проведения рекогносцировки уточнения принятого решения на местности.

Для большего охвата работой и привития организаторских качеств студентам занятия проводить в боевых расчетах, где в каждом: один - командир изучаемого подразделения, остальные -командиры подчиненных и приданных (взаимодействующих) подразделений. Двух-трех студентов можно назначать для записи своей работы на переносные магнитофоны.

Преподаватель в роли старшего командира (начальника) должен утвердить целесообразное решение студентов, внести в него необходимые уточнения. По окончании работы заслушать одного двух студентов в целом. Это необходимо для того, чтобы иметь в группе единую тактическую основу для последующей работы на занятии. Затем отрабатывается отдача боевого приказа, указания по взаимодействию и другие вопросы организации боя. При слабых действиях студента преподаватель должен сам практически показать варианты работы командира.

Учебные вопросы по управлению подразделениями в бою могут отрабатываться переводом группового упражнения к практическим действиям в составе боевого расчета изучаемого подразделения. Студенты, не вошедшие в состав боевого расчета, размещаются в обороне - на командно-наблюдательном пункте (в группе управления), в наступлении, разведке, на марше с преподавателем и тренируются в должности командира роты (взвода) по той же обстановке, что и действующий командир. Каждый из них принимает информацию, следит за обстановкой на поле боя, оценивает ее, принимает решение и, по указанию преподавателя, может ставить задачи подразделениям. Подаваемые команды и распоряжения могут быть переданы по радио для управления действующей ротой (взводом, боевым расчетом) или записаны на магнитофонную ленту и в последующем оценены преподавателем.

Последовательность проведения занятия в динамике боя может быть такой: преподаватель объявляет оперативное время, требует от подразделения (боевого расчета) занять исходное положение в соответствии с обстановкой, наращивает тактическую обстановку путем показа мишенной обстановки, макетов военной техники вооружения, передачи других необходимых данных по среде связи. Студенты снимают обстановку с местности, наносят ее на карту, оценивают ее, принимают решение. Затем руководитель занятия по радио заслушивает решения двух-трех студентов или команды (распоряжения) по управлению подразделениями. Преподаватель утверждает одно из решений, после чего в составе боевого расчета практически разыгрывается тактический эпизод. К концу цикла обучения допускается отрабатывать действия сразу в составе боевого расчета, а затем в форме группового упражнения завершать отработ­ку учебного вопроса.

Отработку каждого тактического эпизода необходимо заканчи­вать проведением частного разбора. Проводя разбор, преподаватель напоминает тактическую обстановку, на фоне которой отрабатывался учебный вопрос, каких действий она требовала от обучаемых, заслу­шивает команды и распоряжения, записанные на магнитофон дублера­ми, анализирует работу действующих командиров, отмечает достоинс­тва и недостатки принятых решений и действий по их выполнению. Проводимый анализ необходимо подтверждать уставными положениями, примерами из опыта боевой подготовки войск и учений, Великой Отечественной войны и локальных войн (конфликтов), давать реко­мендации по целесообразному использованию сил и средств в бою, развивать у студентов творческое мышление и учить их искусству ведения боя.

Затем преподаватель производит замену боевых расчетов и приступает к отработке очередного тактического эпизода.

Практические занятия проводятся с целью изучения и освоения вооружения и военной техники: приобретения опыта в выполнении тактических расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформле­нии других боевых документов.

Главным содержанием этих занятий является практическая работа каждого студента, в том числе и с техническими средствами.

Практические занятия по порядку управления взводом в оборо­нительном и наступательном бою в составе комплексных тактических задач №1 и 3 проводить как тактико-строевые, с целью отработки техники выполнения команд и нормативов по тактической подготовке в составе подразделения, а также действий по сигналам оповещения, управления и взаимодействия.

Тактические занятия являются основой практического обучения студентов организации боя взвода и управлению им в бою. Они проводятся на местности, при штатном вооружении и технике изу­чаемого подразделения.

На тактических занятиях учебные вопросы отрабатывайте в строгой последовательности и в соответствии с замыслом и созданной тактической обстановкой по времени и в темпе, присущем характеру изучаемого вида боя. При необходимости, действия по отдельным учебным вопросам могут повторяться.

6. Выпускной экзамен имеет целью проверить и оценить уровень полученных знаний и способность применять их к решению практических задач, овладение навыками и умениями в объеме требований пройденного учебного материала. Он проводится в течении двух дней.

7. Нормативы по тактической подготовке отрабатываются студентами в соответствии с требованиями Сборника нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск. Перечень и сроки отработки нормативов определять начальнику цикла в зависимости от последовательности изучения тем программы. В процессе обучения студенты должны освоить индивидуальное и групповые нормативы, выполняемые составе отделения и взвода, знать последовательность, содержание методику их выполнения и оценки.

8. При планировании материального обеспечения полевых занятий с техникой при изучении тем по действиям взвода необходимо выделять на каждый взвод три БТР и автомобиль, а по действие роты - пять-семь БТР и автомобиль. Обучаемые выводятся на занятия полевой форме одежды со снаряжением, оружием, средствами индивидуальной защиты и необходимыми принадлежностями для работы с картой в поле.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИ Й

 

 

 

п/п

Номер и наименование темы

Количество часов

Всего

В ВУЗе

На учебном сборе

Лекции

Семинары

Групповые занятия

Практические занятия

Групповые занятия

Практические занятия

Учение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Введение в военную специальность.

2

2

2.

Вооруженные Силы (виды ВС), рода

войск.

2

2

3.

Основы современного общевойскового боя. Основные практические понятия, определения, термины.

2

2

4.

Боевая и мобилизационная готовность подразделений и частей.

2

2

5

Организация вооружения и боевая

техника МСБ (ТБ).

4

2

2

6.

Ознакомление с боевой техникой и

вооружением МСБр.

6

2

6

7.

Организация и вооружение МПБ (ПБ, ТБ) армий иностранных.

4

2

2

8.

Основы боевого применения артилле­рийских подразделений.

6

2

6

9.

Боевые возможности мотострелковых подразделений.

4

2

2

10.

Современные средства вооруженной борьбы иностранных армий.

2

2

11.

Основы ведения обороны мотострел­ковыми частями и подразделениями.

4

2

2

12.

Основы ведения наступления мото­стрелковыми частями и подразделе­ниями.

4

2

2

13.

Боевое обеспечение.

2

2

14.

Передвижение и расположение на

месте частей и подразделений.

2

2

15.

Ядерное, химическое, бактериологическое оружие.

Средства индиви­дуальной и коллективной защиты и пользование ими.

4

2

2

16.

Действия солдата в бою:

6

6

- передвижение на поле боя;

2

2

- подготовка к обороне и дейст­вия при отражении атаки про­тивника;

2

2

- подготовка к атаке и действию

в наступлении.

2

2

17.

Мотострелковый взвод в обороне.

3

2

12

18.

Оборона водной преграды и бой в

городе.

3

2

12

19.

МПР (ТР) иностранных армий в на­ступлении.

2

2

20.

Работа командира по организации

боя.

12

2

4

6

21.

Управление подразделениями в бою.

4

2

2

22.

Тактическая задача №1:

- Переход взвода к обороне в усло­виях отсутствия соприкосновения

с противником:

6/4

2

4/4

- организация оборону;

2

2

4/4

- управление взводом в бою.

4/4

23.

Тактическая задача №2:

- Переход взвода к обороне в усло­виях непосредственного соприкос­новения с противником:

6/4

2

4/4

- организация обороны;

2

2

- управление взводом в бою.

4/4

4/4

24.

МПР (ТР) иностранных армий в

обороне.

2

2

25.

Мотострелковый взвод в наступле­нии.

4

2

2

26.

Тактическая задача №3:

- Наступление взвода на обороняв­шегося противника из положения непосредственного соприкоснове­ния с ним:

6/4

2

4/4

- организация наступления;

2

2

4/4

- управление взводом в бою.

4/4

27.

Тактическая задача №4:

- Наступление взвода на обороняю­щегося противника с ходу:

6/4

4/4

- организация наступления;

2

2

- управление взводом в бою.

4/4

2

4/4

28.

Мотострелковый взвод в разведке.

4

2

2

29.

Тактическая задача №5.

- Взвод в БРД в наступлении:

4/2

2/2

- организация разведки;

2

2

2/2

- управление взводом в БРД.

2/2

2

2/2

30.

Мотострелковая рота на марше.

3

2

1

31.

Рота при расположении на месте.

3

2

1

32.

МПБ (ПБ,ТБ) иностранных армий в наступ­лении.

4

2

2

33.

Мотострелковая рота в обороне.

4

2

2

34.

Всестороннее обеспечение в обороне.

2

2

35.