Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

«Современные технологии обучения иностранным языкам»

 

             

«Современные технологии обучения иностранным языкам»

Министерство образования Московской области

ГОУ Педагогическая Академия последипломного образования

на тему:

«Современные технологии обучения иностранным языкам».

Вологушкиной Натальи Валерьевны, учитель английского языка МОУ Гальчинской средней общеобразовательной школы Домодедовского района Московской области.

20 10 г .

Введение.

Термин технологии обучения (или педагогические технологии) используется для обозначения совокупности приемов работы учи­теля (способов его научной организации труда), с помощью кото­рых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возмож­ный для их достижения период времени.

Термин получил широкое хождение в литературе 60-х гг. XX столетия в связи с развитием программированного обучения и первоначально использовался для обозначения обучения с приме­нением технических средств.

В 70-е гг. термин получил более широкое употребление: и для обозначения обучения с использованием ТСО и как рационально-организованного обучения в целом. Таким образом, в понятие «технологии обучения» стали включать все основные проблемы дидактики, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением эффективности и качества его организации.

В наши дни произошла дифференциация двух составляющих содержание термина: технологии обучения (Technology of Teac­hing) и технологии в обучении (Technology in Teaching). С помо­щью первого термина обозначают приемы научной организации труда учителя, с помощью которых наилучшим образом достига­ются поставленные цели обучения, а с помощью второго — ис­пользование в учебном процессе технических средств обучения.

Важнейшими характеристиками технологий обучения счита­ются следующие: а) результативность (высокий уровень дости­жения поставленной учебной цели каждым учащимся), б) экономичность (за единицу времени усваивается большой объ­ем учебного материала при наименьшей затрате усилий на овла­дение материалом), в) эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микро­климата, при отсутствии перегрузки и переутомления), г) высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повы­шению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать луч­шие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности.

Большинство исследователей рассматривают технологии обу­чения как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которому уча­щиеся выступают как активные творческие субъекты учебной дея­тельности.

В методике преподавания иностранных языков к современным технологиям обучения принято относить: обучение в сотрудниче­стве, метод проектов (проектные технологии), центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, использование язы­кового портфеля, тандем-метод, технология «case study», компью­терные и аудиовизуальные технологии.

Рассмотрим некоторые из перечисленных технологий обучения.

Основная часть.

1. Обучение в сотрудничестве

Эта технология обучения базируется на идее взаимодействия уча­щихся в группе занятий, идее взаимного обучения, при котором учащие­ся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответст­венность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут кол­лективную ответственность за успехи каждого ученика. В отличие от фронтального и индивидуального обучения, в условиях которого уча­щийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечает только «за себя», за свои успехи и неудачи, а взаимоотношения с преподавателем носят субъектно-субъектный характер, при обучении в сотрудничестве создаются условия для взаимодействия и сотрудничест­ва в системе «ученик—учитель—группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности.

Концепция обучения получила практическую реализацию в ряде вариантов технологии такого обучения, предложенных американски­ми педагогами Э. Арносоном (1978), Р. Славиным (1986), Д. Джонсо­ном (1987), и ориентирована на создание условий ак­тивной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуа­циях, предлагаемых учителем языка. Если объединить учащихся в небольшие группы (3—4 чел.) и дать им одно общее задание, огово­рить роль каждого ученика в выполнении задания, то возникает си­туация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно для этой технологии обучения, за результат всей группы. Общими усилиями решается поставленная задача, а сильные ученики помогают более слабым в успешности ее выполнения. Такова общая идея обучения в сотрудничестве, а для выполнения учебного задания учебная группа формируется таким образом, чтобы в ней были как сильные, так и слабые ученики. Оцен­ка за выполненное задание ставится одна на группу.

Разработаны различные варианты обучения в сотрудничестве. Здесь же важно подчеркнуть, что при организации учеб­ной деятельности по технологии сотрудничества индивидуальная са­мостоятельная работа учащегося становится исходной частью кол­лективной деятельности.

Приемы обучения в сотрудничестве реализуются в ходе выполне­ния учениками игровых заданий в предлагаемых им ситуациях обще­ния. Для овладения языком важным условием является общение на изучаемом языке. По нашим наблюдениям, обучение в сотрудничест­ве — это обучение в процессе общения учащихся друг с другом, а це­ленаправленная работа в сотрудничестве позволяет повысить интерес к занятиям и значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке.

2. Компьютерное обучение

Это обучение иностранному языку с использованием учебных программ, составленных для работы с компьютером.

Оно возникло на идеях программированного обучения и в на­ши дни оказывает существенное воздействие на все стороны учебного процесса в связи с массовой компьютеризацией средней и высшей школы, созданием компьютерных программ для разных учебных дисциплин, в том числе и для изучающих иностранные языки, использованием возможностей Интернета как на занятиях, так и в самостоятельной работе учащихся.

Проблемы компьютерного обучения исследуются в рамках са­мостоятельного раздела методики — компьютерной лингводидактики, изучающей проблемы теории и практики использования компьютеров в обучении языку.

Компьютерная лингводидактика является междисциплинарной областью знания и тесно взаимодействует с развитием информа­ционных технологий, прикладной и математической лингвистики, разработками в области искусственного интеллекта, дизайна ком­пьютерных программ, исследований взаимодействия «человек — компьютер», теорией и практикой компьютерного обучения в це­лом. Эта дисциплина сформировалась в качестве самостоятельно­го направления в преподавании языков с конца 80-х годов XX века и в ней получили развитие три направления исследований: 1) раз­работка теоретических аспектов использования компьютеров в обучении языку (методологические проблемы компьютерной лингводидактики, типология компью-терных учебных материалов, оценка эффективности компьютерных средств обуче-ния и др.); 2) экспериментальная работа по созданию и использованию в учебном процессе компьютерных материалов для различных це­лей, этапов и профилей обучения языку; 3) пути интеграции ком­пьютерного обучения в общий процесс обучения языку.

Для определения области теории и практики использования компьютеров в обучении языку с сер. 80-х годов прошлого века стали использоваться специальные термины, в том числе: «Com­puter Assisted Language Learning» (CALL) — изучение языка с ис­пользованием компьютера и «Computer Aided Language Instruction» (CALI) — обучение языку с использованием компью­тера. В наши дни в связи с широким распространением компью­терных технологий широкое распространение получил также тер­мин «Information and Communication Technologies» — «информа­ционно-коммуникационные технологии». В то же время термин CALL — Computer Assisted Language Learning — сохраняет свое значение в качестве обобщающего термина для обозначения всего комплекса теоретических и прикладных проблем, связанных с компьютерным обучением языку. В отечественной лингводидактике для обозначения круга вопросов, связанных с использовани­ем компьютерных технологий в учебном процессе, используется термин «Компьютерная лингводидактика», предложенный в 1991 г. К.Р. Пиотровской и получивший развитие применительно к обучению языкам. Этот термин входит в обозначение одной из педагогических специальностей по подго­товке специалистов высшей квалификации («Иностранный язык и компьютерная лингводидактика»).

Компьютерные учебные программы для изучающих иностран­ные языки выпускаются в виде электронных учебников, характер­ными особенностями которых являются: а) наличие программного модуля (видеофрагменты, озвученные диалоги, словарь, грамма­тический комментарий), тренировочного модуля (набора упраж­нений языкового и речевого характера), модуля записи и воспро­изведения речи, б) представление учебного материала в зритель­ной и звуковой форме, в) организация материала в виде гипертек­ста, что позволяет быстро переходить от одного раздела пособия к другому, осуществлять поиск информации, г) возможность при выполнении контрольных заданий сравнивать свой ответ с этало­ном, хранящимся в банке данных, и получать оценку за свой от­вет. В некоторых курсах есть Интернет-поддержка в виде дополнительных учебных материалов, методических рекомендаций, доступ к которым осуществляется через компьютерные сети.

В настоящее время получили распространение следующие ви­ды компьютерных учебных программ: посвященные овладению отдельными разделами системы языка, формированию речевых умений, контрольные программы, оценивающие уровень владения языком, социокультурные программы, знакомящие с культурой страны изучаемого языка.

К сожалению, еще не существует достаточного количества про­грамм, обучающих речевому общению. В то же время в програм­мах последних лет все чаще стали применяться системы мульти­медиа, синтезирующие звук, видеоизображение и текст, что по­зволяет с максимальной эффективностью использовать все виды и средства наглядности в рамках компьютерного учебного курса.

Далее будут рассмотрены некоторые компьютерные програм­мы для изучающих иностранные языки, предусматривающие ис­пользование компьютерных технологий, приемы использования таких программ, а также учебный потенциал всемирной сети Ин­тернет для овладения иностранным языком школьниками в усло­виях общеобразовательной средней школы.

Компьютерные программы для изучения иностран­ ного языка. Наибольшую известность получили следующие ком­пьютерные учебные курсы для изучающих английский язык.

1. Reward InterN @ tive . Издательство: YDP - Multimedia , Новый диск. Полный курс английского языка с интегрированными средст­вами дистанционного обучения. Особенности курса следующие.

Занимает 9 дисков — CD-ROM и рассчитан на 150 часов ин­тенсивных занятий.

Включает: 198 уроков; 5000 упражнений; 29 контрольных ра­бот; 11 часов оригинальной английской речи; 5 часов видеомате­риалов; журнал успеваемости; озвученный англо-русский словарь лексики курса; исчерпывающий грамматический материал; техно­логия распознавания речи ViaVoice(tm); специальные средства ви­зуализации произношения; возможности поиска упражнений по ключевым словам и темам; возможности составления индивиду­альных программ подготовки; интегрированные средства дистан­ционного обучения через Интернет.

Reward InterN@tive — один из самых полных мультимедиа-учебников английского языка из Оксфорда на российском рынке.

Мультимедиа-учебник REWARD Intern@tive построен на основе печатного учебника курса REWARD. Он состоит из 4-х уровней: - Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper- Intermediate), где каждый уровень мультимедийного курса включает материалы соответствующих частей печатного учебника и его аудио- и видеоприложений. Это наиболее полный обучающий мультимедийный курс, который предоставляет возмож-ность полноценного изучения английского языка, в том числе самостоятельно. В отличие от многих других обучающих программ, REWARD Intern@tive охва­тывает процесс обучения полностью, гармонично сочетая все компоненты обучения языку. Он может сопровождать ученика с первого до последнего шага на пути к совершен-ному владению английским языком.

В каждом уроке курса есть упражнения непосредственно на «слушание» (Listening). Только в первой главе курса 116 таких уп­ражнений. Сложность их постепенно повышается от элементарно­го уровня, когда собеседники просто говорят друг другу «Здравст­вуйте», до высшего уровня, на котором ученик слышит реальный разговор, записанный дикторами-носителями языка.

В REWARD Intern@tive существует специальный модуль рабо­ты над произношением, и программа включает в себя систему ViaVoice — одну из четырех лучших на сегодняшний день систем распознавания английской речи.

Благодаря градации заданий, их удачной локализации, интерак­тивности, постоянному контролю знаний, дополнительной вспо­могательной (справочной) функции при выполнении заданий, воз­можности компоновки собственных уроков и планирования заня­тий, эта программа оказывает учащемуся максимально полную помощь в овладении иностранным языком, а может помочь пре­подавателю самостоятельно построить упражнения для обучаю­щихся.

Встроенные средства Reward InterN@tive дистанционного обу­чения через Интернет-сервисы «Новости», «Форум», «Игры» дают возможность организовать занятия как в компьютерном классе учебного учреждения, так и дома. Через сеть Интернет «Учитель» преподаватель может выполнять проверку письменных заданий и осуществлять дистанционный контроль за обучением учащихся. Учебный курс сочетает в себе универсальность и удобство авто­номного обучения, преимущества традиционных форм преподава­ния и прогрессивность новейших информационных технологий.

Reward InterN@tive рекомендуется использовать в сочетании с книжно-кассетным курсом Reward, что позволит объединить все возможные в настоящее время средства обучения — от рабочей тетради до Интернета — и позволяет перейти на качественно но­вый уровень в обучении и преподавании английского языка.

2. Английский путь к совершенству. Издательство: Медиа-Хауз. Обучающий курс «Английский путь к совершенству» пред­ставляет собой адаптированную для российского пользователя версию программы English Your Way 2.0, разработанную амери­канской фирмой Syracuse Language. Основными задачами курса являются:

научить пользователя разговаривать на иностранном языке, включая произносите-льные навыки;

понимать иностранную речь со слуха;

читать;

грамотно писать.

Все обучение построено на наиболее типичных ситуациях, с которыми непременно встречается любой человек, выезжающий за границу в деловую или туристическую поездку. Курс включает в себя динамичные диалоги, систему цифрового распознавания речи (по технологии Dragon Speech), озвученный словарь на 2 300 слов, грамматические справки, обучающие игры и многое другое.

Все разделы программы сопровождаются практическими заня­тиями, языковыми играми, тестами и кроссвордами, направлен­ными на закрепление изучаемого материала. Наличие интерактив­ных диалогов с различными вариантами развития ситуации на эк­ране помогает пользователю преодолевать языковой барьер, по­зволяет учащемуся чувствовать себя более уверенно в речевом общении, что очень важно для дальнейшего общения с реальными носителями языка. Диалоги разворачиваются в зависимости от ре­чевого поведения пользователя, его ответов в микрофон.

В программе имеются стандартные функции работы с микро­фоном — запись речи, ее воспроизведение и последовательное сравнение с речью диктора, что позволяет развивать у пользовате­ля слуховую память.

В программе представлены следующие типы упражнений:

тренировка произношения;

грамматический материал и упражнения;

упражнения для пополнения словарного запаса пользователя;

диктанты;

чтение и фонетический тренинг;

понимание речи на слух;

диалоги.

К программе бесплатно прилагается электронный словарь «МультиЛекс-Мюллер» (англо-русский, русско-английский) на отдельном компакт-диске. Словарь содержит 60,000 словарных статей.

3. English Platinum 2000. Издательство: Магнамедиа. English Platinum 2000 — мультимедийный курс американского английско­го языка для продолжающих изучение. Методика обучения разрабо­тана специально для компьютерного обучения иностранным языкам.

Курс насчитывает 177 диалоговых уроков, 174 общеобразова­тельных текста, в том числе, касающиеся вопросов естественных и гуманитарных наук (физики, химии, биологии, математики, эколо­гии, астрономии, экономики, истории и др.), полнометражный фильм на английском языке. Курс ориентирован на широкое ис­пользование распространенных выражений, словосочетаний, упот­ребительных терминов.

Весь курс можно разбить на следующие разделы.

1) Диалоговый раздел. Основан на использовании всевозмож­ных жизненных ситуа-

ций. Здесь пользователь слушает англий­скую речь, говорит, переводит, пишет диктанты, параллельно по­полняя свой словарный запас и знакомясь с граммати-ческими формами.

2) Грамматический раздел. Представлен разъяснениями, ком­ментариями и упраж-нениями, включая направленные на исполь­зование материала при письме.

3) Лексический раздел. Включает 15 000 иллюстрированных и озвученных слов, предполагающих четыре этапа их освоения.
Обучающийся многократно видит, слышит, пишет и произносит слова под постоян-

ным контролем виртуального учителя.

4) Фонетический раздел. Английская фонетика представлена отдельной обучаю-

щей системой. Это теоретический материал и более 1000 упражнений по проработке каждого звука, их сочета­ний, интонации, ударений, скорости и ритмичности речи.

English Platinum 2000 снабжен уникальной системой контроля и координации учебного процесса, которая включает систему сбо­ра статистики успеваемости каждого пользователя по всем разде­лам, а также систему администрирования, которая позволяет при­вилегированному пользователю (преподавателю) отслеживать успеваемость всех обучаемых и гибко настраивать индивидуальные уровни сложности для каждого из них. Система «администратор» пригодна для использования в дистанционном обучении посред­ством сети Интернет.

English Platinum 2000 можно использовать в качестве самостоя­тельного и дополнительного курса обучения. Он может быть при­менен и для проверки владения иностранным языком — в индиви­дуальном порядке или по инициативе учителей.

4. Bridge to English. Издательство : Intense Educational. Обу­чающая программа Bridge to English предназначена для начинаю­щих изучать английский язык или находящихся на начальном эта­пе овладения произношением, умениями чтения, письма и пони­мания иноязычной речи на слух. Обучающий курс разбит на 20 уроков, которые содержат обучающий материал по всем основ­ным грамматическим конструкциям английского языка. Предъяв­ляемый активный лексический запас равен 2000 единиц.

Программа содержит упражнения по лексике и грамматике, диалоги, диктанты, фонетический и грамматический справочник, англо-русский словарь. Для начинающих учащихся имеется спе­циальное упражнение по изучению английского алфавита. Весь текстовой материал сопровождается живой речью носителей язы­ка, причем практически каждый звук начитан как мужским, так и женским голосом. Курс озвучен профессиональными дикторами на студии Би-Би-Си (Лондон) и снабжен красочным изобразительным материалом, выполненным с традиционно английским юмором.

В программе применяются разнообразные методические прие­мы и жесткая система контроля за успеваемостью. Работа по про­грамме позволяет обучающемуся приобрести уверенность в уст­ном общении и навыки письма. В каждом уроке изучается новая грамматическая конструкция, два блока лексики по соответствующей теме, и выполняет-

ся ряд упражнений для проверки усвоения материала, приобретения на­выков правописания и умений вести беседу на заданную тему.

Для пополнения лексического материала пользователь про­сматривает, прослушивает и заучивает новые слова. Каждому сло­ву соответствует яркая образная картинка, улучшающая запоми­нание. В программу заложено увлекательное и динамичное уп­ражнение «Тир», в котором требуется написать нужное слово за определенный отрезок времени и «выстрелить». Она учит не только быстро подбирать нужные слова в любой ситуации, но и писать (печатать) без ошибок.

В программе использовано оригинальное представление грамматических конструк-ций в виде меняющихся «штампов». Для закрепления материала служит «мозаика» — упражнение по трени­ровке памяти.

Учебный диалог представляет собой миниатюрную ролевую игру, в которой пользователь выполняет задание по обмену реп­ликами между партнерами. В программе использованы элементы искусственного интеллекта. Она способна воспринять множество вариантов реплик обучающегося, если они соответствуют ролево­му заданию и написаны без ошибок.

Для презентации материала используются различные графиче­ские и изобразительные средства. Во все уроки включены разно­образные дополнительные задания. Они не обязательно связаны с изучаемой лексикой и грамматикой урока, но актуальны для овла­дения английским языком.

Проблема развития умений аудирования решается в данной программе с помощью слуховых диктантов разной степени слож­ности.

Для формирования правильных фонетических навыков вместе с Базовым (основным) курсом поставляется специальная програм­ма Аудиотренажер. Она может сопровождать работу по выполне­нию упражнений курса.

Заключение.

Обзор современных интенсивных методов и технологий обуче­ния иностранным языкам позволяет прийти к выводу, что в на­стоящее время наметились два основных пути интенсификации процесса обучения: один — за счет максимального использования технических средств (в первую очередь аудио- и видеозаписей и программ для компьютеров), другой — за счет активизации резер­вов личности каждого обучаемого (метод активизации, суггесто­педия, гипнопедия и др.). Можно утверждать, что развитие интен­сивных методов, предусматривающих органическое включение в систему обучения технических средств, явится наиболее перспек­тивным направлением совершенствования методики на ближай­шие годы в направлении интенсификации учебного процесса.

Среди требующих своего решения проблем интенсивного обу­чения можно назвать следующие.

Первая группа проблем связана с разработкой содержания ин­тенсивного обучения на основе современных исследований в об­ласти лингвистики, педагогики, психологии. Выдвигая в качестве исходного положения интенсивного обучения ориентацию на обу­чение общению через общение, отметим недостаточную разрабо­танность таких вопросов, как разграничение самих сфер общения, базовой лексики и речевых образцов для каждой сферы, а также приемов их введения и закрепления.

Вторая группа проблем касается более широкого внедрения современных технических средств обучения и аудиовизуальных пособий в систему интенсивного обучения.

Третья группа проблем связана со сферой применения интен­сивных методов. Большинство интенсивных курсов рассчитано на начальный этап обучения и преимущественно сферу повседневно­го общения. Необходимы учебные пособия для разного контин­гента обучаемых, построенных на специально отобранном и орга­низованном для конкретных целей учебном материале.

Широкое внедрение в практику обучения языку, наряду с интен­сивными методами различных технологий обучения, нуждается в бо­лее четком разграничении понятий «методы обучения» и «техноло­гии обучения» и описание самих технологий.

Нет сомнений, что наиболее перспективными на ближайшие го­ды станут технологии обучения, предусматривающие использова­ние в учебном процессе ком-

пьютеров и различных форм дистант­ного обучения.

Источники

и дополнительная литература:

Горбич О.И. Современные педагогические технологии в учебном про­цессе: Программно-методические материалы для студентов. М., 2007.

Гузеева В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2002.

Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические тех­нологии. Ростов н/Д., 1999.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении М., 1999.

Закрекова Л.В. Теория и технология обучения: Учебное пособие. М., 2004.

1993.

Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1982.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М., 1989.

Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные тех­нологии. М.; Воронеж, 1998.

Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я. Теория усвоения знаний и программи­рованное обучение // Советская педагогика. 1964. № 10. Лозанов Г. Суггестология. София, 1971.

Лозанов Г. Суггестопедия при обучении иностранным языкам / Мето­дика интенсивного обучения иностранным языкам; Под ред. СИ. Мель­ник. М., 1973.