Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

15

 

             

15

2427

Теория организации

Методы анализа внешней среды организации

15

2009

599

acher@wiseowl.ru

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Понятие внешней среды организации. 4

2. Факторы внешней среды.. 6

3. Методы анализа внешней среды.. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 16

Введение

Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка.

И угрозы, которые подстерегают организацию и возможности, которые нам предоставляются, — все это присутствует именно в деловой среде, частью которой является бизнес.

Во внешней среде организации угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, быстро изменяющееся налоговое законодательство, социальные катаклизмы и многие другие «сюрпризы».

В то же время здесь организацию поджидают покупатели, ресурсы, необходимые для бизнеса.

Анализ внешних факторов помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть угрозы и возможности.

Соответственно для анализа внешней среды существуют ряд методик, по которым он проводится.

Именно поэтому тема: Методы анализа внешней среды организации на сегодняшний день актуальная тема.

Цель работы рассмотреть основные методы внешней среды организации.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1. Рассмотреть понятие внешней среды организации;

2. Факторы внешней среды;

3. Методы анализа внешней среды.

Работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Понятие внешней среды организации

Разработка стратегии деятельности любой организации — коммерческой, общественной, муниципальной — начинается с анализа внешней среды.

От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии.

Внешняя среда — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать.

Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы.

////////

2. Факторы внешней среды

Как уже было сказано выше, внешнюю среду можно условно разделить на две части: макроокружение и микроокружение.

Если на макроокружение нам трудно оказывать значительное влияние или контролировать его процессы, то динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбора стратегии предприятия.

При анализе внешней среды, в границах которой функционирует компания, можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития.

С этой целью используют методику под названием T.E.M.P.L.E.S. ( Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society).[1]

Она позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации. Каждый из этих факторов подвергают соответствующему анализу, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности.

Названные причины удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации.

Рассмотрим следующие факторы[2] :

1. технологии;

2. экономика;

3. политика;

4. законодательство;

5. окружающая среда;

6. демография;

7. социальные факторы.

/////////////

3. Методы анализа внешней среды

На сегодняшний день при анализе внешней среды используются ряд методов, таких как: SWOT –анализ, PEST – анализ, SNW-анализ (внутренней среды).

Получив представление о ситуации на рынке, о расстановке сил, о потребностях клиентов, об основных конкурентах, после тщательного анализа внутренней среды организации, необходимо выстроить стратегию, определить приоритеты и цели в соответствии с ситуацией на рынке.

Глубина анализа также может быть различной - в зависимости от поставленных целей. Если анализ проводится своими силами, то в большинстве случаев бывает достаточно, чтобы на приведенный выше список вопросов ответил генеральный директор и руководители профильных подразделений.

Если встает необходимость в глубоком аудите, например при покупке нового бизнеса или начале серьезной реструктуризации, то имеет смысл обратиться к профессиональным консалтинговым консультантам.

Методика «Общего SWOT-анализа» - систематизация существенной информации о внешней и внутренней среде компании по критерию «хорошо-плохо» для принятия стратегических решений.

Методика «SWOT-анализа со шкалированием» - оценка существенных характеристик внешней и внутренней среды компании по критерию «++,+,0,-,--».­ Выявление самых значительных факторов внешней и внутренней среды.

Методика «Корреляционного SWOT-анализа» - выделение существенных связей между характеристиками внутренней и внешней среды компании с целью последующего формирования простейшего.

Методика «SNW-анализа» - выявление наиболее значимой информации о внутренней среде компании по заданным регистрам и их оценка по критерию «хорошо-нейтрально-плохо» для принятия стратегических решений (анализ внутренней среды компании).

Методика «PEST+М-анализа» - выявление наиболее значимой информации о внешней среде по заданным регистрам и их оценка по критерию «хорошо-плохо» для принятия стратегических решений (анализ внешней среды компании).

Список методик можно продолжать чуть ли не до бесконечности.

В литературе встречаются их достаточно подробные описания, но применять самостоятельно на практике без долгого опыта анализа данных большинство методик очень сложно, так как велик соблазн упростить алгоритм ее проведения и свести все к простейшему списку таблиц.

Чаще всего самостоятельно пробуют провести SWOT и ­PEST анализ.

В данной работе более подробно рассмотрим данные методики.

Метод SWOT.

С перевода на английский (SWOT) — сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.

Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.

Методика SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

На основании трудов Томпсона и Стрикланда может быть применен следующий набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде.[3]

Сильные стороны: выдающаяся компетентность; адекватные финансовые ресурсы;

высокая квалификация; хорошая репутация у покупателей; известный лидер рынка;

изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации; возможность получения экономии от роста объема производства; защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления; подходящая технология; преимущества в области издержек; преимущества в области конкуренции; наличие инновационных способностей и возможности их реализации; проверенный временем менеджмент.

////////

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов:

Внешняя среда — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать.

Среда существования организации делится на две части.

Первая часть — "ближнее" окружение или «микросреда»— непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее цел

При анализе внешней среды, в границах которой функционирует компания, можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития.

Эти факторы: технологии; экономика; политика; законодательство; окружающая среда; демография; социальные факторы.

На сегодняшний день при анализе внешней среды используются ряд методов, таких как: SWOT и ­PEST анализ.

Методика SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Данные методики просто необходимы для анализа внешней среды любой организации.

Список использованной литературы

1. Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд III Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. Strategic Management. Concepts and Cases. Издательство: Вильямс, 2007 г. с. 928.

2. Грязнова А. Г., Джинджолия А. Ф.Основы менеджмента. Издательство: Экономика, 2007 г.с. 427.

3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. 2002гг. с.189.

4. Под редакцией В. И. Королева. Основы менеджмента. Издательство: Магистр, 2008 г.с.624.

5. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента. Издательство: Вильямс, 2007 г.с.672.

6. Гершун А.М.Статья Анализ внешней среды бизнеса. Источник:http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_23/article_3634/


[1] Под редакцией В. И. Королева. Основы менеджмента.Издательство: Магистр, 2008 г.с.56

[2] Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. 2002гг.с.90-93

[3] Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд III Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа.Strategic Management. Concepts and Cases.Издательство: Вильямс, 2007 г.с. 98.