Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

по дисциплине «информационные системы и технологии в образовании» на тему «пользователи интернетом»

 

             

по дисциплине «информационные системы и технологии в образовании» на тему «пользователи интернетом»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕСИТЕТ”

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

НА ТЕМУ

«ПОЛЬЗОВАТЕЛи ИНТЕРНЕТОМ»

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ГИП-105 б:

КИЯЕВА КСЕНИЯ

( )

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

ПИЯВСКИЙ С.А.

( )

ОЦЕНКА:

САМАРА

2008

СОДЕРЖАНИЕ

1.О мировой Интернет-аудитории

2.Интересы пользователей Всемирной сети

3.Интернет и бизнес

4.О технологиях доступа к Сети

5. Тенденции в сфере широкополосной связи

6. О вариантах широкополосного доступа к Интернету

7. Беспроводной доступ в Интернет

Введение

Тенденции развития Всемирной сети

Если радио стали использовать более 50 млн. человек только через 38 лет после создания радиосети, то Интернету на привлечение такого же количества посетителей хватило всего 4 лет, а спустя 18 лет с момента появления Всемирной сети их было уже 600 млн. Сегодня страна по имени «Интернет» по числу жителей опережает все государства мира, за исключением Китая и Индии. А о ее площади и говорить не приходится — Всемирная сеть охватывает все континенты, даже в Антарктиде есть несколько компьютерных станций!

Возникнув как средство для обмена информацией, сегодня Интернет представляет собой территорию, на которой активно продают и покупают, рекламируют и оплачивают товары и услуги, пользуются возможностями Интернет-банкинга, голосуют и т.п.

Буквально с момента появления Всемирной сети мы наблюдаем неуклонный рост ее активной аудитории. Конечно, его нельзя считать стабильным — как и везде, здесь есть свои падения и взлеты, но тенденция к расширению Интернет-аудитории остается по-прежнему неизменной, о чем свидетельствуют многочисленные аналитические прогнозы.

Доступ к Интернету давно стал насущной потребностью, и представители многих специальностей просто не мыслят себя вне Сети. Аналитики некоммерческого проекта Pew Internet & American Life Project, созданного независимым исследовательским центром Pew Research Center, пришли к заключению, что если только 39% американцев считают для себя невозможным отказаться от Интернета, то 68% молодых технических специалистов уже не представляют свою деятельность без Интернет-сервисов.

1.О мировой Интернет-аудитории.

По различным прогнозам, число пользователей в мире в конце 2002 года превышало 600 млн. человек, а в конце 2003 года, по свидетельству специалистов eMarketer, составило 633,6 млн. По числу пользователей Европа сегодня уже обогнала Северную Америку (рис. 1), в которой проживает только 27% всех активных Интернет-пользователей, в то время как 30,5% живут в Европе и 32,5% — в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Рис. 1. Число пользователей Интернета по регионам
(источник — eMarketer, 2002)

В Европе по-прежнему наибольшее число пользователей приходится на Германию, за ней со значительным отрывом следуют Франция, Великобритания и Италия. Стоит отметить невероятный рост числа пользователей в Великобритании, где в конце 2003 года, по данным британского телекоммуникационного оператора Oftel, уже половина домов имела постоянный доступ к Интернету, то есть более чем в три раза превышен аналогичный показатель 2002 года. Британские аналитики считают, что данная тенденция сохранится в ближайшие годы, и объясняют британский феномен тем, что стоимость Интернета в Соединенном Королевстве значительно ниже, чем в других странах.

По процентному соотношению наибольшее число пользователей Интернета в Швеции, где 62% жителей регулярно обращаются в Интернет. США, несмотря на огромную пользовательскую аудиторию, отстают от Швеции на целых 11% и находятся практически на уровне Австралии (рис. 2).

Рис. 2. Доля пользователей Интернета в разных странах
(источник — Nielsen-Netratings, 2002 и comScore Media Metrix, 2003)

Что касается России, то по процентному соотношению (10%) и по абсолютному числу пользователей (от 10,25 млн. человек на конец 2003 года, по данным исследования Online Monitor, до 12,1 млн. человек на конец лета 2003 года, по данным фонда «Общественное мнение») Россия сегодня сравнялась с Бразилией. И теперь Интернет-пользователей у нас больше, чем в Нидерландах и Швеции вместе взятых. Есть все основания предполагать, что активный рост Интернет-аудитории продолжится хотя бы потому, что в России более 20 млн. человек имеют высшее образование, а значит, являются потенциальной аудиторией Интернета. По мнению многих экспертов, аудитория Рунета вырастет до 20 млн. к 2005-2006 годам.

Наиболее активны в Сети пользователи Северной и Южной Америки, которые уже давно привыкли пользоваться Интернетом как для поиска информации, так и для совершения покупок, оплаты налогов, разнообразных регистраций и пр. Меньше времени проводят в Сети и к меньшему количеству онлайн-услуг прибегают пользователи из азиатских стран, которые зачастую ограничиваются только поиском в Интернете (рис. 3).

Рис. 3. Индекс Интернет-активности
по регионам (источник — http://www.internettrafficreport.com/, 2003)

Растет активность и российских пользователей — 36,5% из них ежедневно проводят в Сети от одного до трех часов, 41,6% — довольно часто могут находиться в Интернете и более трех часов в день (рис. 4).

Рис. 4. Среднее время нахождения в Сети российских пользователей
(источник — Online Monitor, 2003)

К концу 2005 года в мире будет более 830 млн. пользователей Интернета (данные независимого исследовательского агентства Computer Economics). Наибольшее число пользователей — примерно 273 млн. — будут из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Северная Америка с 244,5 млн. будет на втором месте, а Европа с 240,6 млн. — на третьем. Наиболее медленно Интернет будет расширять свое влияние в Северной Америке, где уже прошла стадия активного роста, а также в Африке и на Ближнем Востоке — там число пользователей должно увеличиться всего на 3 млн. и достичь 12,5 млн.

2.Интересы пользователей Всемирной сети

Все больше пользователей обращаются к Интернету для получения самой разнообразной информации, активно используют Интернет-сервисы для ведения коммерции и для управления компаниями.

Значительно вырос в Сети интерес пользователей не только к новостной и развлекательной информации и к сведениям о товарах, но и к материалам, которые могут помочь в развитии бизнеса, поиске работы и принятии важных деловых решений. При этом пользователи начали платить за контент — например, в 2003 году 13,8% американcких пользователей заплатили за покупку информации, а в 2004 деньги за контент готовы отдать уже 17,1% пользователей. Согласно обзору маркетингового агентства AOL/RoperASW, в прошлом году 40% пользователей искали в Интернете работу. А 68% американских избирателей обращались к Сети, чтобы получить более подробную информацию о кандидатах (данные американской Ассоциации онлайн-издателей — Online Publishers Association).

Все больше жителей США и скандинавских стран используют Интернет для оплаты счетов и совершения других банковских операций, а также обращаются в Сеть для подачи налоговых деклараций, получения копий разнообразных свидетельств, регистрации бизнеса и пр. Например, последний обзор маркетингового агентства InsightExpress показал, что больше половины американцев в 2003 году оплатили хотя бы один счет в онлайне. Большинство аналитических компаний, включая eMarketer, ожидают, что число банковских онлайн-клиентов в ближайшие годы существенно повысится.

Данные маркетинговой компании MarketingSherpa свидетельствуют о возрастании на 18% за 2003 год количества отправляемых по электронной почте сообщений. Более того, 36% американцев считают для себя невозможным отказаться от электронной почты, а 57% молодых технических специалистов уже не представляют свою деятельность без электронной почты (данные некоммерческого проекта Pew Internet & American Life Project).

Большее количество пользователей участвует в Web-конференциях, и, как прогнозируют аналитики компании Radicati Group, доходы от их проведения вырастут с 361 млн. долл. в 2003 году до 2 млрд. долл. в 2008-м.

Кроме того, в связи с активным развитием широкополосной связи у Интернет-пользователей появляются новые возможности и расширяются интересы в плане поиска, просмотра, прослушивания и скачивания мультимедийного контента. В частности, почти половина из них скачивает много музыки, видео- и аудиоинформации (табл. 1).

Таблица 1. Интересы пользователей широкополосной связи (источник — Strategy Analytics, 2003)

Российские пользователи чаще всего обращаются к Сети за получением информации (88,6%), пользуются электронной почтой (86%), читают новости (71,2%) и скачивают программное обеспечение (50,8%). В 2003 году 16,4% посетителей Рунета совершали онлайн-покупки, а 7,6% проводили банковские или финансовые операции (рис. 5).

Рис. 5. Интересы пользователей Рунета (источник — Online Monitor, 2003)

3.Интернет и бизнес

Согласно данным, полученным исследовательской группой Economist Intelligence Unit британского журнала The Economist, по степени готовности использовать коммерческие возможности Интернета Швеция обогнала США, которые в течение трех предыдущих лет прочно занимали первое место в рейтинге. Дания заняла второе место, за ней следуют Нидерланды, США и Великобритания (табл. 2). В отличие от североевропейских соседей, в Южной Европе к Интернету относятся достаточно скептически и отказываются перемещать бизнес в онлайн. Поэтому, согласно рейтингу, южноевропейские страны оказались в числе отставших: Италия — на 21-м месте, Португалия — на 22-м, Испания — на 23-м и Греция — на 26-м. В то же время результаты исследования указывают на то, что за 2003 год в большинстве стран положение улучшилось благодаря расширению услуг широкополосной сети, развитию мобильной телефонии и принятию связанных с Интернетом законодательных актов и правительственных программ.

Таблица 2. Рейтинг стран по степени готовности использовать коммерческие возможности Интернета
(источник — Economist Intelligence Unit, 2003)

4.О технологиях доступа к Сети

Из всего многообразия технологий доступа к Всемирной сети наиболее распространенными сегодня являются низкоскоростной доступ по коммутируемым каналам связи (или dial up) и несколько вариантов высокоскоростного доступа: по выделенной телефонной линии и широкополосный доступ (по сети кабельного телевидения, по xDSL-технологии и беспроводной радиодоступ по стандарту 802.11b, получивший название Wi-Fi). Остальные варианты в той или иной мере развиваются, но не вносят существенного вклада в мировой Интернет-трафик.

Соотношение объемов использования данных вариантов доступа в разных странах различно, но так или иначе во всем мире происходит постепенное сокращение количества пользователей, использующих доступ с помощью обычного модема по коммутируемым каналам связи, и увеличивается доля пользователей, отдающих предпочтение высокоскоростным вариантам доступа. Сегодня более половины пользователей ряда развитых стран применяют на работе для связи с Интернетом высокоскоростной доступ. Например, в Западной Европе число пользователей DSL превысило в прошлом году количество пользователей, прибегающих к коммутируемому доступу. В США высокоскоростной доступ к Сети применяют более 70% Интернет-пользователей (рис. 6), а в Германии — 60%. В отношении домашних пользователей ситуация несколько иная, но и здесь благодаря относительно недорогим вариантам доступа по сети кабельного телевидения и по xDSL-технологии (в первую очередь по ADSL) количество пользователей, использующих широкополосную связь, растет очень быстрыми темпами. Например, уже 41,5% американских Интернет-пользователей дома применяют быстродействующую широкополосную связь, а 58,5% по-прежнему довольствуются «узкополосной» связью со скоростью 56 Кбит/c и менее (рис. 7).

Рис. 6. Соотношение вариантов подключения к Интернету на работе, США (источник — Nielsen//NetRatings, 2003)

Рис. 7. Соотношение вариантов подключения к Интернету в домашних условиях, США (источник — Nielsen//NetRatings, 2003)

В России дело обстоит иначе — большое число Интернет-пользователей дома по-прежнему вынуждены довольствоваться низкоскоростным доступом (рис. 8). Сменить ориентиры пока мешают несоизмеримые с доходами населения тарифные планы российских региональных операторов и масса технических проблем, хотя ситуация постепенно меняется в лучшую сторону.

Рис. 8. Соотношение вариантов подключения к Интернету в домашних условиях, Россия (источник — Online Monitor, 2003)

В целом число пользователей высокоскоростного Интернета в Европейском союзе в 2003 году удвоилось, так же как и в 2002-м году (данные Европейской комиссии). По мнению аналитиков, темпы роста в этом секторе достигают примерно 100% в год и нет признаков того, что они начнут снижаться. Число подключений к высокоскоростному Интернету в ЕС достигло 20 млн. в III квартале, причем 41% из них составили новые пользователи. При этом Бельгия, Нидерланды, Швеция и Дания сегодня имеют более высокие темпы роста подключения пользователей к высокоскоростному Интернету, чем США. По количеству пользователей широкополосной сети, как и прежде, лидирует Германия.

Аналитики компании eMarketer прогнозируют увеличение пользователей широкополосного доступа с 2003-го по 2005 год практически в два раза (рис. 9).

Рис. 9. Количество пользователей широкополосной сети (источник — eMarketer, 2003)

Северная Америка лидировала по развитию широкополосного доступа к Сети в 2001 году. В 2002 году инициатива перешла к Азиатско-Тихоокеанскому региону, который еще больше укрепил свои позиции к концу 2003 года. Западная Европа по-прежнему отстает от Северной Америки, но аналитики прогнозируют, что к 2005 году европейский широкополосной рынок по объемам будет сравним с североамериканским (табл. 3).

Таблица 3. Количество пользователей широкополосного доступа по регионам, тыс. (источник — eMarketer, 2003)

5.Тенденции в сфере широкополосной связи

Сегодня примерно каждый десятый Интернет-пользователь в мире имеет широкополосный доступ к Интернету.

Согласно данным отчета аналитической компании Nielsen//NetRatings, в начале 2003 года в мире насчитывалось около 63 млн. пользователей широкополосного доступа к Сети. Лидировали по этому показателю Корея (21,3 млн.), Гонконг (14,9 млн.) и Канада (11,2 млн.), за которыми с некоторым отрывом следовал Tайвань (9,4 млн.) (рис. 10). Причем Канада значительно опередила США: по данным аналитической компании comScore Media Metrix, уже в начале 2003 года пользователи широкополосного доступа составляли 53,6% от всех Интернет-пользователей в Канаде, а в США этот показатель составил только 33,8%. К середине лета 2003 года общее число широкополосных подключений в мире было равно уже около 77 млн. (данные аналитической компании Point Topic), а в конце года превысило 86 млн.

Рис. 10. Страны, где наиболее распространен широкополосный доступ к Интернету (источник — Nielsen//NetRatings, 2002)

В конце 2003 года крупнейшими рынками в плане насыщения широкополосной связью по-прежнему были Южная Корея и Гонконг. В США выбрали широкополостный доступ к Всемирной сети 38 млн. пользователей, что составило 35% от всего количества Интернет-пользователей.

Уверенными темпами в течение года продолжал развиваться высокоскоростной доступ к Интернету в Европе. По подсчетам аналитиков агентства Nielsen/Netratings, число европейских серферов, пользующихся широкополосным доступом дома, выросло за 12 месяцев на 136%. Сильнее всего эта тенденция была заметна в Великобритании, где число пользователей широкополосного Интернета увеличилось более чем в три раза и достигло 3,7 млн. человек. Тем не менее Великобритания остается пока предпоследней в списке европейских стран по уровню насыщения высокоскоростной связью с Интернетом — на конец 2003 года ею пользовался всего 21% пользователей. Последней в данном списке стоит Италия, где широкополосный доступ — привилегия лишь 16,4% (1,8 млн. пользователей). Среди европейских стран в лидеры вышли Франция, Испания и Нидерланды, где к широкополосному доступу прибегают 39; 37,2 и 36,6% пользователей соответственно.

По оценке аналитических компаний, активное распространение широкополосного доступа продолжится, причем аналитики считают феноменальный рост широкополосной связи прямым результатом утверждения Интернета как средства получения информации и развлечений, осуществления коммуникации и ведения бизнеса. Например, по данным аналитической компании Yankee Group, объем рынка широкополосного доступа в Западной Европе будет ежегодно расти в среднем на 68% вплоть до 2006 года и превысит 18 млрд. долл. Аналитики eMarketer прогнозируют увеличение степени распространения широкополосного доступа в США с 22% в 2003 году до 32,2% в 2005-м.

Данная тенденция повлечет за собой значительный рост объемов онлайн-продаж. В частности, исследования аналитической компании Scarborough Research свидетельствуют о том, что 64% пользователей широкополосного доступа предпочтут воспользоваться Интернетом для совершения различных покупок, начиная от игрушек, подарков и всевозможных мелочей и кончая автомобилем.

6.О вариантах широкополосного доступа к Интернету

По данным аналитической компании Point Topic, подавляющее число пользователей широкополосной сети применяют для связи с Интернетом технологию DSL (60%) или соединяются через кабельные модемы (39%). При этом за первое полугодие 2003 года мировой прирост DSL-подключений составил 30%, в то время как на долю кабельных модемов пришлось 16,4%.

В целом технология DSL на 20% опережает кабельный доступ, и ее чаще предпочитают в Азии и Европе, в частности во Франции (табл. 4), в то время как в США и Канаде до сих пор доминирует подключение через сети кабельного телевидения (рис. 11). Однако в США темпы роста DSL-подключений в первом полугодии 2003 года вдвое опережали рост числа новых пользователей сетей кабельного телевидения, так что в обозримом будущем и в этом регионе лидерство может захватить DSL.

Рис. 11. Соотношение пользователей Интернета по вариантам подключения, США, % (источник — Pew Internet & American Life Project, 2003)

Ситуация на мировом рынке DSL внушает все больше оптимизма, и разные варианты DSL-технологий составляют от 60 (по оценке аналитической компании Point Topic) до 68% (данные аналитической компании Frost & Sullivan) от всего рынка широкополосного доступа в Интернет.

Пик популярности DSL-доступа приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, в первую очередь на Южную Корею, которая лидирует по количеству данного вида подключений на душу населения (рис. 12).

Рис. 12. Распределение пользователей DSL по регионам мира (источник — Frost & Sullivan, 2003)

В соответствии с опубликованными в конце октября 2003 года аналитической компанией Point Topic статистическими данными, общее количество DSL-линий в мире составило 46,7 млн., при этом 10,7 млн. линий добавилось за первое полугодие 2003 года. По количеству новых DSL-подключений лидируют Япония (более 2,6 млн.), Китай (1,8 млн.) и США (1,1 млн.).

Набольшее число DSL-пользователей в Японии — здесь в конце прошлого года их было 9,2 млн. человек (рис. 13). Затем следуют США с 8,2 млн. и Китай с 7,8 млн. пользователей. Ориентируясь на темпы роста, аналитики ожидают, что в ближайшее время Китай по количеству DSL-пользователей догонит Японию. Европа по количеству линий обогнала Северную Америку, при этом в Великобритании, Франции, Германии и Италии число DSL-абонентов увеличилось более чем на 500 тыс. человек. В четырех европейских странах — Бельгии, Нидерландах, Швеции и Дании — проникновение DSL-линий превысило 10%. По количеству DSL-пользователей среди европейских стран лидирует Германия с 4,2 млн. пользователей.


Рис. 13. Количество DSL-пользователей в различных странах (источник — Point Topic, сентябрь 2003)

Наиболее высоки темпы роста количества DSL-пользователей в Китае, например только за III квартал 2003 года их число увеличилось более чем на 2 млн. За Китаем с заметным отставанием следуют Япония и США, где за этот же период общее число DSL-пользователей увеличилось на 971 тыс. и 762 тыс. человек соответственно.

В России DSL-технология также является наиболее распространенной формой широкополосного доступа. Переломным для России стало второе полугодие 2002 года, ознаменовавшееся началом внедрения в эксплуатацию соответствующей инфраструктуры. Сегодня услуги DSL-доступа предоставляются в ряде российских городов. Однако свыше 70% линий сконцентрировано в Москве (охвачено 98% территории города) и в Санкт-Петербурге (охвачено 80% территории города). Достаточно активно развиваются DSL-услуги в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В отличие от Запада, из-за высоких тарифов DSL-сервис ориентирован у нас преимущественно на корпоративный сектор. Но, несмотря на это, доля DSL на российском рынке очень незначительна — количество DSL-линий в России не превышает 40 тыс., что, например, меньше, чем в Эстонии, а уровень проникновения не достигает даже 1%.

В числе основных причин, тормозящих развитие DSL-рынка в России, специалисты называют некачественные и неоднородные телефонные кабели (далеко не на всех из проложенных кабелей будет работать DSL-канал), узкий спектр предлагаемых на российском рынке абонентских устройств и неоправданно высокие тарифные планы отечественных региональных операторов.

Использование сетей кабельного телевидения (КТВ) для высокоскоростного доступа в Интернет — давно признанная технология, получившая популярность там, где интерактивные сети кабельного телевидения хорошо развиты. Она перспективна в первую очередь для домашних пользователей. Например, в Северной Америке 14,8% всех домашних пользователей имеют высокоскоростной доступ к Интернету по сети кабельного телевидения, и активно развивается. Так, в США в модернизацию кабельных сетей за последние пять лет было инвестировано 50 млрд. долл., а количество пользователей таким доступом в Интернет достигло 16,1 млн. человек (рис. 14). Таким образом, эта технология составляет значительную конкуренцию DSL. Столь активному развитию связи через кабельные модемы в Северной Америке способствует наличие хорошо сформированной инфраструктуры сетей кабельного телевидения и развитой кабельной промышленности. В Европе и Азии, наоборот, кабельная промышленность относительно слаба, сетей кабельного телевидения не так много, поэтому предпочтение отдается технологии DSL, использующей в качестве среды передачи существующую кабельную инфраструктуру местных телефонных сетей.

Рис. 14. Число пользователей, подключенных к Интернету через сети кабельного телевидения, США (источник — Strategy Analytics, 2003)

Однако аналитики компании Point Topic полагают, что при всей популярности кабельных модемов в США, которые в настоящее время полностью контролируют американский рынок широкополосной сети, в ближайшем будущем доля DSL увеличится и сравнится с долей доступа через сети кабельного телевидения.

Кабельные модемы для большинства российских Интернет-пользователей по-прежнему недоступны. И дело не в стоимости услуги доступа через КТВ, а в состоянии российских сетей кабельного телевидения. В России нет развитой инфраструктуры сетей кабельного телевидения, поэтому широкого распространения доступ в Интернет через кабельные модемы не получил и, скорее всего, не получит и в будущем. А отдельные сети КТВ, выполненные на уровне зарубежных аналогов, в которых все-таки предлагается такой вариант доступа, не смогут внести существенного вклада в Интернет-трафик. Однако данный вариант доступа развивается, и сегодня кабельные сети Интернет-доступа есть в Москве, Санкт-Петербурге, Троицке и Екатеринбурге.

7.Беспроводной доступ в Интернет

Недавнее исследование компании Intel в очередной раз показало, что отсутствие доступа к Интернету во время деловой поездки доставляет служащим массу неудобств в связи с невозможностью оперативной реакции на электронные послания. При работе в офисе 31% мобильных служащих отвечает на электронную почту в течение часа, но только 7% респондентов сказали, что они могут обеспечить такую же оперативность ответов во время командировок, а 30% мобильных работников во время поездки не отвечают на письма в течение 48 и более часов. Одна треть респондентов отметила, что из-за отсутствия своевременного доступа к Интернету во время поездки они имели значительные неприятности вроде пропущенных встреч, упущенной выгоды, недовольства клиентов и даже увольнения с работы. При этом 84% респондентов согласны с тем, что мобильный доступ к Интернету способствует развитию бизнеса и позволяет сохранять привычный темп работы даже во время поездок. Все это еще раз подтвердило перспективность развития беспроводного доступа к Сети.

До последнего времени наибольшие ожидания мобильных пользователей были связаны с сетями 3G, которые должны были предоставить широкие возможности для высокоскоростного беспроводного доступа к Интернету. Однако они до сих пор так и не привлекли внимания широкой общественности, ибо оказались слишком дорогими. В итоге сети третьего поколения активно развиваются лишь в Японии, а все остальные страны заняли пока выжидательную позицию.

Альтернативой дорогим сетям 3G стало использование более дешевой беспроводной технологии Wi-Fi, которая сегодня стремительно завоевывает все новые позиции и обеспечивает мобильным пользователям беспроводной доступ к Сети с ноутбука или с карманного компьютера (КПК), а в ближайшем будущем появятся и сотовые телефоны с возможностью Wi-Fi-доступа. Стандарт 802.11b, применяющийся в Wi-Fi, был разработан в конце 90-х годов и окончательно одобрен в начале 1999-го, а первые Wi-Fi-устройства появились в 2000 году, хотя и не получили сколько-нибудь заметной популярности. А вот когда развитие сетей 3G затормозилось, разработчики обратили более пристальное внимание на технологию Wi-Fi, оказавшуюся при реализации менее дорогостоящей, что сделало ее доступной для широкого круга потребителей. Теоретически технология Wi-Fi не является явным конкурентом сетям третьего поколения, поскольку предоставляет лишь относительную мобильность, тогда как мобильная связь третьего поколения обеспечивает возможность доступа в Интернет повсюду, независимо от расположения точек доступа. Но в реальности из-за больших затрат на развертывание сетей 3G пока все получается иначе — технология Wi-Fi активно развивается и заинтересовала потенциальное большинство мобильных пользователей, чего не скажешь о сетях третьего поколения.

Сегодня технология Wi-Fi используется для организации закрытых беспроводных локальных сетей WLAN в коммерческих структурах, а также для создания так называемых горячих точек высокоскоростного доступа в Интернет (хот-спотов) в местах скопления пользователей ноутбуков в аэропортах, бизнес-центрах, гостиницах и т.д. — такие точки стремительно появляются в крупных городах США, Азии и Европы.

Учитывая, что подавляющее большинство мобильных работников берут с собой в деловые поездки портативные компьютеры (рис. 15), становится очевидным, что потенциальная аудитория данного варианта доступа к Интернету достаточно велика.

Рис. 15. Число мобильных служащих, берущих в поездки ноутбуки (источник — Intel, 2003)

Согласно результатам международного исследования, проведенного среди мобильных служащих корпорацией Intel, 71% часто разъезжающих специалистов уверены в том, что технологии Wi-Fi позволит им добиться конкурентных преимуществ. Хотя на данный момент лишь каждый десятый мобильный специалист имеет опыт работы с Wi-Fi-технологией, почти 90% утверждают, что намерены использовать эту технологию в ближайшем будущем. Интерес к перспективам применения Wi-Fi-технологий особенно высок в Японии и в других странах Азии: там 32% мобильных работников планируют начать использование Wi-Fi в ближайшие три месяца (рис. 16). За ними следуют Европа и Латинская Америка. В конце 2003 года интенсивнее всего Wi-Fi-технологии применялись в странах Азии (кроме Японии), где 17% пользователей выбрали данный вариант беспроводного доступа к Интернету. Затем следует Япония (13%), США (13%), Европа (12%), Канада (9%) и Латинская Америка (3%).

Рис. 16. Доля мобильных служащих, планирующих начать использовать технологию Wi-Fi в ближайшие три месяца (источник — Intel, 2003)

Аналитики корпорации Intel определили первую десятку городов мира по распространенности технологии Wi-Fi. Для этого были выявлены первые десять стран мира по количеству общественных точек беспроводного доступа, а в этих странах — города с наибольшим количеством таких точек (табл. 5).

Таблица 5. Рейтинг городов с максимальным количеством хот-спотов (источник — Intel, 2003)

Корпоративные служащие, часто совершающие деловые поездки (пятая часть Интернет-пользователей тратят до 25% своего времени, работая далеко от дома или офиса), рассматривают беспроводные компьютерные технологии как необходимую составляющую ведения бизнеса — в среднем 71% мобильных работников ожидают, что применение Wi-Fi-технологий обеспечит им преимущество над конкурентами (рис. 17). При этом в первую очередь их интересует электронная почта. Представляет немалый интерес и возможность скачивания необходимой корпоративной информации во время поездки, например при встрече с клиентом. А в отчете аналитической компании Radicati Group приводятся самые разные цели использования хот-спотов: проверка электронной почты (27% опрошенных), поиск информации в Интернете (21%), подготовка документов или презентаций (19%) и планирование распорядка дня (15%).

Рис. 17. Доля мобильных служащих, считающих использование Wi-Fi-технологии выгодным для развития бизнеса (источник — Intel, 2003)

По данным аналитической компании Yankee Group, в конце 2003 года по всему миру насчитывалось более 71 тыс. хот-спотов, при этом на США приходилось свыше 12 тыс. беспроводных горячих точек (рис. 18). Европа немного отстает от США по количеству Wi-Fi-сетей, в Азиатско-Тихоокеанском регионе имеется примерно половина от количества европейских хот-спотов, а на весь остальной мир приходится менее 1% хот-спотов. Большинство хот-спотов установлены в гостиницах, аэропортах и кафе — типичной среде обитания деловых людей вне офиса. Уже к середине 2003 года 40% ведущих отелей мира стали беспроводными, а к концу текущего года этот показатель может достичь 80% (данные аналитической компании Radicati Group).

Рис. 18. Рост количества хот-спотов в США (источник — Yankee Group, 2003)

Что касается России, то развитие Wi-Fi-технологии находится у нас на начальном этапе: делаются первые шаги как в области корпоративных беспроводных сетей, так и в публичном сегменте. Первые хот-споты появились прошлой весной в Москве и Санкт-Петербурге, совсем недавно первый хот-спот открылся в Новосибирске. При этом Санкт-Петербург пока опережает Москву, хотя в столице спрос на услуги значительно выше. В целом на конец 2003 года количество хот-спотов в России достигло 140, и расположены они преимущественно в аэропортах (Домодедово, Шереметьево-2 и др.), международных отелях («Мариотт», «Гранд-отель Европа» и др.), крупных магазинах, бизнес-центрах, кафе и ресторанах. Появилось несколько закрытых беспроводных локальных сетей WLAN в ряде коммерческих структур, например в РАО «ЕЭС России». Кроме того, зоны Wi-Fi временно развертывались на различных массовых мероприятиях, в частности в рамках Дней компьютерных знаний Intel, празднования 300-летия Санкт-Петербурга и пр. Согласно заявлению «ПетерСтар», в 2004 году точки Wi-Fi-доступа появятся в жилых домах Санкт-Петербурга.

По прогнозу аналитического агентства Strategy Analytics, к 2008 году число продаваемых в мире ноутбуков с поддержкой технологии Wi-Fi составит 141 млн. штук, или 90% всех ноутбуков, против 8 млн. в 2003 году. А по данным корпорации Intel, к концу 2003 года более 50% мобильных ПК, проданных во всем мире, будут содержать интегрированные средства беспроводного доступа.

Аналитики компании The Radicati Group прогнозируют, что в следующие четыре года количество хот-спотов во всем мире вырастет более чем на 600% — до 477 тыс. к 2007 году, причем значительная доля новых хот-спотов придется на Европу и Азию. Западная Европа в ближайшие годы обгонит США: на Западную Европу придется 38% всех беспроводных сетей в мире, на Северную Америку — 34%, на Азиатско-Тихоокеанский регион — 25%, а 4% — на все остальные регионы. Инфраструктура хот-спотов продолжит расширяться, охватывая все новые сферы жизни: точки публичного беспроводного доступа появятся в поездах, самолетах, больницах, магазинах, на производстве, в публичных библиотеках и даже в полицейских и пожарных машинах, и вот тогда технология Wi-Fi начнет приносить существенные прибыли.

Определенный оптимизм относительно перспективности технологии Wi-Fi внушает и тот факт, что о ее поддержке заявили такие гиганты, как Intel, Microsoft, Toshiba, Hitachi, и ряд других компаний.

Правда, есть и пессимистические прогнозы: эксперты аналитической компании Forrester считают, что к 2008 году только 7,7 млн. европейцев (20% пользователей, поддерживающих технологию Wi-Fi карманных компьютеров (КПК) и 15% владельцев ноутбуков) будут пользоваться публичными хот-спотами и что WLAN-сети будут популярны только там, где от них не требуется самоокупаемость — в качестве корпоративных беспроводных систем, домашних сетей и т.п. Аналитики консалтинговой компании PA Consulting полагают, что рынок локальных сетей беспроводного публичного доступа начнет приносить прибыль только спустя годы.