Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Организационно-методические указания

 

             

Организационно-методические указания

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ГОРОДСКОГО ЗВЕНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ РСЧС РБ Г.УЛАН-УДЭ НА 2010 ГОД

г. Улан-Удэ

2009 год


В целях совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны и ГЗ ТП РСЧС Республики Бурятия г.Улан-Удэ к действиям по предназначению предлагаю:

I . Основные задачи

1. Главной задачей по подготовке органов управления, сил ГО и ГЗ ТП РСЧС РБ г.Улан-Удэ считать совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) для обеспечения безопасности населения, стабильного социально-экономического развития города, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время.

Основными задачами считать:

в области гражданской обороны - создание, развитие и совершенствование нормативной правовой базы с учетом современных требований и механизма их реализации, направленных на формирование нового облика гражданской обороны;

создание эффективной системы управления гражданской обороной, разработка и внедрение новых технологий и способов защиты населения;

развитие городского сегмента общероссийской комплексной системы информирования населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);

поддержание в готовности к использованию по предназначению имеющегося фонда средств коллективной защиты населения и недопущение их преждевременного и неправомерного списания с учета;

продолжение работы по формированию, в целях гражданской обороны, установленного объема запасов средств индивидуальной защиты, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

дальнейшее совершенствование сил гражданской обороны, повышение их готовности, мобильности и оснащенности современными техническими средствами и технологиями ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР), в том числе средствами малой механизации;

продолжение работы по совершенствованию и использованию современных технических средств, в целях подготовки и информирования населения по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и в местах массового пребывания людей;

повышение эффективности использования ресурсов гражданской обороны для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

повышение эффективности деятельности органов управления ГО и ЧС;

создание и развитие нормативно-правовой базы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организацию разработки и реализации планов повышения защищенности критически важных объектов муниципального и объектового уровней;

развитие ЕДДС на территории города;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств РСЧС к реагированию на ЧС, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ЧС, развитие систем информационного обеспечения;

осуществление мероприятий по созданию, накоплению, использованию и восполнению резервов финансовых и материальных ресурсов, достаточных для ликвидации ЧС;

принятие мер по соблюдению требуемого уровня обеспеченности средствами коллективной защиты установленных категорий населения для защиты от ЧС;

создание и поддержание необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения;

участие в реализации проектов создания в Республике Бурятия системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», на базе ЕДДС города;

своевременное и достоверное информирование населения через средства массовой информации о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных ситуациях и пожарах, ходе их ликвидации и об оказании пострадавшему населению необходимой помощи;

подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов, достаточных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание страховых фондов документации на объекты повышенного риска (потенциально-опасные) и объекты систем жизнеобеспечения.

в области обеспечения пожарной безопасности-

осуществление комплекса мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья граждан и их имущества, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров, ограничение их последствий, совершенствование проведения аварийно-спасательных работ, внедрение современных технических средств профилактики пожаров и пожаротушения;

создание и развитие нормативно-правовой базы муниципального образования по вопросам пожарной безопасности.

в области обеспечения безопасности людей на водных объектах -реализацию комплекса мероприятий, направленных на совершенствование безопасности людей на водных объектах;

повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев с людьми на водных объектах.

2. Руководителям органов местного самоуправления, председателям комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех уровней, рекомендовать основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и РСЧС в 2010 году направить на:

совершенствование нормативной правовой и методической базы, а также механиз­мов её практической реализации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС;

повышение защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, находящихся на территории города;

повышение готовности всех звеньев ГЗ ТП РСЧС РБ с учетом требований Положения о РСЧС;

применение новых методов защиты населения и территорий от ЧС на основе стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС, экономических механизмов регулирования этой деятельности, компле­ксного применения новых технологий и технических средств защиты;

повышение эффективности способов защиты населения, материальных и куль­турных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также заблаговременной (в мирное время) подготовке к ведению ГО;

усиление контроля за поддержанием в готовности объектов ГО и накопленных запасов имущества ГО организациями;

повышение уровня персональной подготовки руководителей и специалистов ГО и ГЗ ТП РСЧС РБ, их профессиональной выучки и готовности к действиям в ЧС, решения задач ГО;

подготовку эвакуационных органов всех уровней к выполнению эвакуационных мероприятий в установленные планами сроки, с практической отработкой, в ходе учений и тренировок, задач по экст­ренной эвакуации рабочих и служащих организаций и неработающего населения в безопасные районы;

развитие единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций на основе требований новых нормативных документов и с учетом обучения населения вопросам пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;

создание в резервах города для ликвидации ЧС (в том числе и на договорной основе) запасов дегазирующих, дезинфицирующих, дезактивирующих веществ и растворов в объемах, необходимых и достаточных для ликвидации последствий ЧС на объектах, использующих в своем производстве АХОВ;

ускорение принятия и обеспечения финансирования мероприятий целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и «Пожарной безопасности на период до 2012 года»;

формирование «культуры безопасности» населения, в том числе в чрезвычайных ситуациях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, бытовыми и лесными пожарами, происшествиями на водных объектах.

Организовать во взаимодействии с заинтересованными территориальными органами исполнительной власти, научными учреждениями и организациями:

проверку полноты и качества разработки и выполнения планов ГО и защиты населения г.Улан-Удэ, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, обратив особое внимание на вопросы прогнозирования ЧС с учетом особенностей территории, оценки состояния защиты населения и территории от ЧС и прогнозируемых мате­риальных, социальных и экономических последствий их возникновения;

проведение работ по обеспечению радиационной, химической и био­логической безопасности, предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на соответствующих территориях;

проведение инвентаризации защитных сооружений и других объектов ГО и по ее результатам участие в мероприятиях по учету в реестрах государственного имущества и регистрации прав собственности на указанные объекты.

Активизировать работу по:

приведению действующего законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в соответствие с изменениями в Федеральном законодательстве;

сохранению в государственной собственности фонда защитных сооружений ГО, принятию действен­ных мер по возврату и закреплению в государственной собственности защитных со­оружений ГО, незаконно включенных в имущественные комплек­сы приватизированных организаций, и недопущению утраты существующего фонда убежищ и противорадиационных укрытий;

переоснащению и дооснащению НАСФ до табельной положенности имуществом и снаряжением, запасами материально-технических средств, а также их аттестации;

совершенствованию единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС);

созданию добровольных пожарных команд в поселениях города.

Продолжить работу по: обеспечению готовности систем связи в интересах гражданской обороны;

восстановлению системы централизованного оповещения населения;

созданию локальных систем оповещения на потенциально-опасных объектах;

выполнению распоряжения Правительства Российской Федерации от 25октября 2003 № 1544-р в части, касающейся реконструкции действующих и создания новых, в том числе в районах размещения потенциально опасных объектов, автоматизированных систем централизованного оповещения, создания запасов мобильных средств оповещения населения;

качественной разработке и внедрению паспортов безопасности опасных объектов и административно-территориальных единиц на территории города;

уточнению районов эвакуации, совершенствованию приемов и способов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

формированию в бюджетах города и объектов необходимых объемов финансовых средств и их выделению на создание и оснащение техническими средствами, предназначенными для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Разрабатывать варианты возможного сокращения сроков прове­дения эвакуационных мероприятий .

Проводить работу по выявлению и предотвращению возможных источников ЧС в отопительном периоде 2010-2011 годов, осуществлять мероприятия по контролю за подготовкой объектов ЖКХ. Организовать работу по учету сведений о наличии и местах хранения аварийных источников энергообеспечения, объемах и местах хранения аварийных запасов материально-технических средств, используемых для ликвидации ЧС на коммунальных и энергетических сетях.

Осуществлять контроль своевременного создания топливно-энергетических ресурсов на объектах ТЭК.

Провести работу по подготовке территорий, русел рек, гидротехнических сооружений к безаварийному пропуску паводковых вод в 2010 году. Провести ревизию гидротехнических сооружений, отразив в актах состояние их готовности к паводку и рекомендации по снижению риска их разрушения. Проводить своевременную реализацию, во взаимодействии с собственниками или эксплуатирующими организациями планов, по повышению безопасности гидротехнических сооружений.

Способствовать реализации первоочередных мер по противопожарной защите жилых помещений, объектов здравоохранения, образования и транспорта.

В целях пропаганды деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, сосредоточить усилия на совершенствовании форм и методов информационного обеспечения, активнее использовать возможности электронных, печатных средств массовой информации, наружной рекламы.

При планировании мероприятий по защите территорий и населения от ЧС природного и техногенного характера, учитывать возможности общественных и НАСФ по ведению аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, активнее привлекать их к профилактическим мероприятиям по обеспечению безопасности населения, особенно в периоды паводковой опасности, угрозы возникновения лесных пожаров, в местах массового отдыха горожан.

II . Основные мероприятия по подготовке органов управления ГЗ ТП РСЧС РБ г.Улан-Удэ

Основными мероприятиями по подготовке органов управления в 2010 году считать :

По плану основных мероприятий Республики Бурятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, и безопасности людей на водных объектах на 2010 год:

-командно-штабное учение с республиканскими спасательными службами (службами) ГО и муниципальными образованиями Республики Бурятия по теме: «Перевод гражданской обороны Республики Бурятия с мирного на военное положение» 14-16 сентября;

-проведение второго этапа республиканского месячника гражданской обороны с 4 сентября по 4 октября.

По плану основных мероприятий г.Улан-Удэ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, и безопасности людей на водных объектах на 2010 год:

-учебно-методический сбор по подведению итогов деятельности городского звена ТП РСЧС РБ г.Улан-Удэ, выполнению мероприятий ГО в 2010 году и постановке задач на 2011 год - 16 декабря;

-командно-штабное учение с органами управления, силами и средствами районного звена ТП РСЧС РБ Октябрьского района по теме: «Организация выполнения мероприятий органами управления и силами районного звена при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Перевод с мирного на военное время» -23-24 марта;

-командно-штабное учение с органами управления, силами и средствами ГЗ ТП РСЧС по теме: «Организация выполнения мероприятий органами управления и силами ГЗ ТП РСЧС, предназначенными для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных лесными пожарами» -

6-7 апреля;

-командно-штабная тренировка с органами управления ГО города по теме: «Перевод гражданской обороны города с мирного на военное положение» - 17 февраля;

-командно-штабная тренировка с органами управления ГЗ ТП РСЧС РБ по теме: «Организация выполнения мероприятий органами управления и силами ГЗ ТП РСЧС РБ при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных паводковыми подтоплениями и возможным летним наводнением» - 18-19 мая;

-комплексное учение с СКТС города по теме: «Управление силами и средствами ГЗ ТП РСЧС РБ при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на системах жизнеобеспечения в условиях низких зимних температур» - 27-28 октября;

-комплексные проверки состояния ГО, вопросов защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, вопросов обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (по графику).

III . Организация планирования и проведения учений и тренировок

Основными формами подготовки органов управления РСЧС и ГО определить командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки, а также сборы, групповые и практические занятия, тренировки.

Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе вызванных террористическими актами, проводить с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Внедрять в практику проведение двухстепенных (многостепенных) учений (тренировок). В год, когда не проводится командно-штабное учение, проводить командно-штабную (штабную) тренировку.

При проведении учений и тренировок особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов : по ГО и защите населения; действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС; организации взаимодействия при ликвидации ЧС; выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.

При планировании учений и тренировок предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и ГЗ ТП РСЧС в различные степени готовности, защиты населения и территорий от ЧС, перевода ГО на условия военного времени, защиты населения материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти Республики Бурятия.

Темы учений и тренировок определять исходя из особенностей соответствующей территории и задач, выполняемых ГЗ ТП РСЧС РБ г.Улан-Удэ.

В ходе учений отрабатывать вопросы перевода органов управления ТП РСЧС в различные режимы функционирования, организации управления силами и средствами в ходе ликвидации ЧС, осуществлять проверку их готовности к действиям по предназначению.

Подготовку органов управления, сил ГО и РСЧС планировать исходя из следующих рекомендаций:

в органах местного самоуправления :

командно-штабное учение продолжительностью до трех суток - один раз в три года;

комплексное учение продолжительностью до 2-х суток на опасных производственных объектах - один раз в три года;

тренировки оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций – ежемесячно.

на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы:

командно-штабное учение (штабную тренировку) продолжительностью до одних суток - ежегодно;

комплексные учения продолжительностью до двух суток ( в организациях, отнесенных к категории по гражданской обороне; в организациях, имеющих опасные производства; в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек; на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих численность работников более 300 человек) - один раз в три года;

объектовая тренировка продолжительностью до 8 часов - один раз в три года (для остальных организаций);

тактико-специальное (специальное) учение с НАСФ продолжительностью до восьми часов - один раз в три года, а с АСФ и НАФС постоянной готовности - один раз в год;

одну тренировку на объекте ЖКХ и энергетики с силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации последствий аварий, связанных с нарушением электро-теплоснабжения.

в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования:

объектовая тренировка – ежегодно.

Планирование командно-штабных учений (командно-штабных тренировок) по срокам проведения осуществлять с учетом основной направленности хозяйственной (производственной) деятельности муниципального образования (организаций).

Командно-штабные учения (командно-штабные тренировки) проводить под руководством старших начальников по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемые на соответствующей территории, вопросы перевода с мирного на военное время.

Перед началом характерных для соответствующей территории (весенний паводок, лесные пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период и т.д.) спланировать проведение тренировок по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией с учреждениями, входящими в территориальную подсистему мониторинга и прогнозирования ЧС, реагированию на возникающие ЧС.

Оценку обстановки и выработку решений в ходе учений и тренировок по выполнению задач ГО, ликвидации ЧС осуществлять на основе оперативных расчетов, привлекая для обработки информации ЕДДС города и ДДС объектов, используя информацию о реально складывающейся на территории обстановке, применяя типовые модели и методики решения оперативных задач.

При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.

В ходе сборов проводить:

в муниципальном образовании - практические занятия по действиям должностных лиц органов местного самоуправления, КЧС и ПБ при ликвидации ЧС, характерных для территории и объектов, организации защиты населения. материальных и культурных ценностей в ЧС военного и мирного времени;

на объектах, независимо от форм собственности, - показные занятия с аварийно-спасательными формированиями по ликвидации ЧС военного и мирного времени и организации эвакуации рабочих и служащих;

занятия с рабочими и служащими по действиям при возникновении ЧС.

Не допускать отмены (переносов сроков проведения) мероприятий, предусмотренных планами основных мероприятий.

Контроль за подготовкой органов управления осуществлять через МУ «Управление по ЧС г.Улан-Удэ».

Отделам по ЧС районов представлять в МУ «Управление по ЧС г.Улан-Удэ»:

-отчеты по итогам проведения комплексных проверок, командно-штабных и специальных учений - не позднее 10 дней после их окончания;

-анализ выполнения плана основных мероприятий за район по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах за прошедший квартал к 5 числу месяца, следующего за отчетным.

IV . Задачи по подготовке органов повседневного управления

Обеспечить в 2010 году, в соответствии с Федеральными Законами: от 22.08.2004 № 122, от 06.11.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» разработку и дальнейшее развитие правовой основы деятельности ЕДДС на базе единого телефонного номера «01» (в дальнейшем «112»).

Продолжить работу по дальнейшему развитию ЕДДС в соответствии с Концепцией развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом МЧС России от 10.09.2002 № 428, Планом развития ЕДДС на территории города, разрабатываемых МУ «Управление по ЧС г.Улан-Удэ», в соответствии с приказом МЧС России от 09.07.2004 № 336.

Продолжить работу по:

развитию автоматизированных информационно-управляющих систем, баз данных геоинформационных систем в вопросах сбора, обработки, оценки и передачи информации в вышестоящие и взаимодействующие органы управления ГО и РСЧС;

совершенствованию нормативной правовой базы ЕДДС;

разработке (корректировке) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на территории города;

организации тесного взаимодействия ЕДДС с диспетчерскими службами объектов по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами, спасательными службами (службами) ГО, и формированиями, реагирования на возникающие ЧС и происшествия;

внедрению специального программного обеспечения по оценке последствий ЧС в деятельность ЕДДС с целью выполнения задач по прогнозированию возможной обстановки, подготовке предложений по действиям привлекаемых сил и средств, в соответствии с ГОСТ Р.22.7.01-1999 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единые дежурные диспетчерские службы. Основные положения»;

оборудованию ЕДДС план - схемами города (объекта), схемами тепло,- водо,- электроснабжения;

оснащению ЕДДС современными средствами связи.

Основными задачами ЕДДС считать:

прием от населения и организаций сообщений, несущих информацию об угрозе или факте возникновения пожаров и ЧС;

проверка достоверности и анализ поступающей информации;

немедленное доведение поступившей информации до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава взаимодействующих (подчиненных) ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы РСЧС);

оперативное управление силами и средствами ГЗ ТП РСЧС РБ, постановка и доведение до них задач по ликвидации ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений;

представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности, об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС;

обобщение и анализ информации о произошедших пожарах и ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации.

Профессиональную подготовку дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС (ДДС) организовывать в соответствии с Программой профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС, разработанной МЧС России:

-в учебно-методическом центре ГО и ЧС Республики Бурятия;

-по месту работы (в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке - один день в месяц по 6 часов, тематику определять, исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС военного и мирного времени, а также личной подготовленности специалистов);

-на местах несения дежурства (в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен);

-в ходе проведения тренировок со сменами ЕДДС (ДДС), при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами ГЗ РСЧС, на которые привлекаются ЕДДС (ДДС). При этом каждая дежурная смена должна принять участие в учениях и тренировках не менее 2-х раз в год.

В ходе подготовки персонала ЕДДС (ДДС) особое внимание сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.

Не реже одного раза в полгода принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов ЕДДС (ДДС) к работе.

V . Задачи по подготовке аварийно-спасательных служб и формирований РСЧС, нештатных аварийно-спасательных формирований

Основные усилия направить на дальнейшее совершенствование практических навыков личного состава аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в различных ситуациях, углубления ими знаний тактики действий, возможностей и организации взаимодействия в сложных условиях.

Органам управления ГЗ ТП РСЧС и руководителям организаций проводить подготовку аварийно-спасательных формирований в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» и от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Программой первоначальной подготовки спасателей РФ, утвержденной Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке и ведомственными программами подготовки спасателей, приказа МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания НАСФ», Постановления Правительства Республики Бурятия «СЗ» от 23.03.2007 №05 «О поддержании постоянной готовности сил и средств гражданской обороны Республики Бурятия».

При подготовке аварийно-спасательных формирований и профессиональных спасателей, независимо от ведомственной принадлежности, особое внимание уделять специальной и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в ЧС военного и мирного времени.

При проведении тактико-специальных учений, тренировок с аварийно-спасательными формированиями создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС военного и мирного времени.

В год, когда не проводятся тактико-специальные учения, проводить тренировки с аварийно-спасательными формированиями или отдельно со всеми структурными подразделениями аварийно-спасательных формирований в течение года.

Планировать с территориальными НАСФ проведение тактико-специальных учений и тренировок перед наступлением сезонных ЧС, характерных для территории города, угрожающих безопасности населения, территориям и объектам.

В ходе проведения тактико-специальных учений отрабатывать вопросы организации взаимодействия НАСФ с подразделениями органов внутренних дел, медицинскими организациями, подразделениями пожарной охраны и ГИМС, общественными спасательными организациями и спасателями-общественниками.

Совершенствовать систему взаимодействия аварийно-спасательных формирований с поисково-спасательными формированиями и ГИМС МЧС России, подразделениями пожарной охраны, общественными организациями спасательного профиля.

Организовать оказание методической помощи молодежным общественным объединениям, ведущим работу по подготовке спасателей. При привлечении общественных спасательных объединений (общественных спасателей) к ликвидации ЧС или проведению тренировок, координировать их деятельность или усиливать ими аварийно-спасательные формирования, закрепляя общественных спасателей за наиболее подготовленными специалистами аварийно-спасательных формирований.

Обучение командно-начальствующего и личного состава аварийно-спасательных формирований с целью повышения квалификации проводить в учебно-методических центрах или иных образовательных учреждениях на договорной основе.

Командно-начальствующему составу аварийно-спасательных формирований осуществлять организационное и методическое руководство профессиональным обучением личного состава формирований, и организовать контроль его проведения.

VI . Особенности подготовки нештатных аварийно-спасательных

формиро ваний

Подготовку нештатных аварийно-спасательных формирований (далее НАСФ) организовывать и проводить в соответствии с ФЗ РФ от 12.08.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 года № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», от 26.11.2007 № 804 «Об утверждения Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

При подготовке НАСФ основные усилия сосредоточить на практическом овладении личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Подготовку органов управления ГО и личного состава НАСФ учреждений и организаций, содержащих и использующих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля в интересах ГО, осуществлять в соответствии с приказом МЧС России от 27 мая 2003 года № 285 «об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».

Подготовку командно-начальствующего и личного состава НАСФ, помимо образовательных учреждений, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.11. 2000 № 841, проводить в учебных (учебно-методических) центрах подготовки ФПС, УМЦ ГО и ЧС РБ.

При подготовке командно-начальствующего и личного состава НАСФ особое внимание обратить на выработку умений и навыков по приведению в готовность личного состава и действиям по предназначению, выполнению специальных задач в ходе проведения АСДНР в очагах поражения, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

При проведении с НАСФ практических занятий, а также в ходе проведения тактико-специальных и других учений (тренировок) создавать обстановку, способствующую освоению личным составом НАСФ навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты, выработке физических и морально-волевых качеств.

В ходе занятий, учений и тренировок с НАСФ отрабатывать вопросы организации взаимодействия с республиканскими силами ГО при планировании совместных действий по выполнению задач гражданской обороны и защиты населения.

Командно-начальствующий состав НАСФ может готовиться по специальной подготовке методом проведения сборов. Для каждого такого сбора необходимо разрабатывать специальные программы в объеме 36 учебных часов. Занятия в ходе сборов проводить на учебно-материальной базе УМЦ ГО и ЧС Республики Бурятия, или непосредственно в организациях, по профилю деятельности (при условии наличия подготовленной учебно-материальной базы в организации).

Готовность НАСФ проверять на занятиях, контрольных проверках, учениях и тренировках по ГО, а также в ходе проверок состояния ГО.

Анализ подготовки НАСФ за год, представлять в МУ «Управление по ЧС г.Улан-Удэ» до 20 октября.

НАСФ и их личный состав, привлекаемые к выполнению аварийно-спасательных работ в ходе ликвидации последствий ЧС, аттестуются ведомственными аттестационными комиссиями. Ведомственные аттестационные комиссии руководствуются Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

Ведомственным аттестационным комиссиям при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания командно-начальствующим и личным составом НАСФ правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификационным требованиям.

Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность НАСФ, уровень подготовленности личного состава и наличие соответствующих аттестационных документов на право проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Подготовка НАСФ, привлекаемых к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий ЧС, проводится по программам подготовки, утвержденным Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

VII. Планирование основных мероприятий ГОЧС и ОПБ.

Доведение Организационно-методических указаний

Планирование основных мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в г.Улан-Удэ осуществлять на основе Организационно методических указаний МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и ТП РСЧС на 2010 год, настоящих Организационно-методических указаний, других распорядительных документов Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Бурятия.

На основе настоящих Организационно-методических указаний руководителям администраций районов города организовать разработку до 1 декабря 2009 года:

-организационно-методичес­ких указаний по подготовке органов управления, сил ГО и районных звеньев ТП РСЧС РБ г.Улан-Удэ;

-планирование мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2010 год осуществлять в соответствии с рисками, наиболее характерными для подведомственной территории;

-тематику планируемых мероприятий определить направленной на подготовку и повышение готовности органов управления, сил и средств к реагированию на возможные ЧС, наиболее характерные для соответствующих территорий, и уменьшение риска их возникновения (снижения масштабов ЧС и ущерба);

-при планировании предупредительных мероприятий рассматривать наиболее худший сценарий развития обстановки.

МУ «Управление по ЧС г.Улан-Удэ» План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и настоящие Организационно-методические указания до 15 декабря 2009 года довести до объектов, расположенных на территории города.

Мэр - руководитель ГО г.Улан-Удэ Г.А.Айдаев

Начальник МУ «Управление по ЧС

г.Улан-Удэ» А.В.Саянский

Задачи по подготовке подразделений пожарной охраны

Профессиональную подготовку и проведение занятий в подразделениях пожарной охраны организовывать в соответствии с Планом профессиональной подготовки подразделений пожарной охраны.

При организации боевой подготовки в подразделениях пожарной охраны руководствоваться :

Программой подготовки личного состава подразделений ГПС 2003 года;

Методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава ГПС 2002 года.

Подготовка личного состава подразделений пожарной охраны включает в себя следующие виды обучения:

специальное первоначальное обучение;

подготовку личного состава дежурных смен;

специальную и служебную подготовку рядового и начальствующего состава;

стажировку;

повышение квалификации;

переподготовку;

самостоятельную подготовку.

Боевую подготовку сотрудников пожарной охраны проводить по караулам (дежурным сменам) в период боевого дежурства.

В пределах гарнизонов пожарной охраны организовать проведение совместной подготовки противопожарных подразделений в ходе пожарно-тактических учений и тренировок. К участию в пожарно-тактических учениях привлекать все караулы (дежурные смены) подразделений пожарной охраны.

Пожарно-тактические учения проводить с:

привлечением Центра управления силами ФПС по Республике Бурятия, подразделений пожарной охраны, ЕДДС муниципальных образований - не реже 1 раза в год;

каждым подразделением пожарной охраны - не реже 1 раза в год;

подразделениями пожарной охраны в масштабе отрядов ГПС - не реже 2 раз в год.

Показные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями пожарной охраны в масштабе отрядов ГПС - не реже 2 раз в год.

Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями пожарной охраны в масштабе отрядов ГПС - не реже 1 раза в год при подведении итогов боевой подготовки за год.

Пожарно-тактические учения со специализированными пожарными подразделениями и опорными пунктами пожаротушения - не реже 1 раза в год в порядке, определенном начальником Главного управления МЧС России по Республике Бурятия и руководителем Республиканского агентства ГО и ЧС.

Количество тренировочных занятий с личным составом подразделений пожарной охраны по решению пожарно-тактических задач определять с расчетом, чтобы каждый начальник подразделения пожарной охраны выступил в роли руководителя тушения пожара не менее 2 раз в период обучения.

Контрольно-проверочные занятия по решению пожарно-тактических задач проводить в количестве, устанавливаемом начальником Главного управления МЧС России по Республике Бурятия и руководителем Республиканского агентства ГО и ЧС, но не менее 2 раз в год для каждого караула (дежурной смены), а также при инспектировании отрядов ГПС и подразделений пожарной охраны.

Начальникам подразделений пожарной охраны при проведении занятий с выездом на объекты проводить корректировку планов тушения пожаров, а также проверку исправности систем пожаротушения.

Медицинскую подготовку личного состава подразделений пожарной охраны проводить в соответствии с утвержденными программами боевой подготовки.

Готовить подразделения связи пожарной охраны к обеспечению оперативно-диспетчерской связи с подразделениями пожарной охраны, передаче и приему информации с места работы подразделений, обеспечению надежной связи с подразделениями и службами, взаимодействующими с пожарной охраной.

В целях осуществления МЧС России своих полномочий по координации и методическому руководству подготовкой органов управления, сил ГО и РСЧС в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также своевременной и качественной подготовки на всех уровнях республиканского и муниципального управления организационно-плановых документов по подготовке органов управления, сил ГО и РСЧС в 2010 году настоящие Организационно-методические указания до 20 ноября 2009 года довести до руководителей министерств и ведомств, глав муниципальных образований Республики Бурятия в установленном порядке.

VI . Особенности подготовки поисково-спасательных формирований в Республике Бурятия

Подготовку поисково-спасательных формирований организовать в соответствии с Программой подготовки поисково-спасательных формирований.

при подготовке ПСФ основные усилия направить на постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и эффективности ее использования.

Организовать изучение и внедрение передового опыта лучших ПСФ по организации подготовки спасателей.

Обеспечить постоянный контроль за состоянием подготовки спасателей в ПСФ (АСФ) и оказание действенной помощи их начальникам в ее организации.

Основное внимание уделить организации подготовки пожарно-спасательных формирований, обеспечению тесного взаимодействия спасательных и пожарных подразделений при ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Особое внимание обратить на подготовку спасателей для проведения поисково-спасательных работ при обрушении зданий и сооружений, дорожно-транспортных происшествиях.

Обеспечить проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей и осуществлять ее комплексными группами в ходе сборов, учений и соревнований.