Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические для студентов 2 курса заочного отделения специальности «психология»

 

             

Указания методические для студентов 2 курса заочного отделения специальности «психология»

Министерство образования Российской Федерации

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»

3 семестр 2009/2010 уч. года

Издательство ИЭУиП

Казань

2009

УДК

ББК

Авторы составители: проф.. Р.Ф.Сулейманов

к.пс.н. доц. О.В.Григорьева

ст.преп. Е.А. Парышева

к.. Е.В.Фролова

к.пс.н. Г.Э.Галанова

к.пс.н.. Н.В.Ванюхина

Методические указания для студентов 2 курса заочного отделения специальности «Психология» 3 семестр 2009/2010 уч. года. – Казань: Издательство Института экономики, управления и права, 2009.

Методические указания содержат вопросы для оценки качества освоения курса, список литературы, темы контрольных и курсовых работ по дисциплинам, изучаемым студентами в рамках специальности 020400 «Психология» в 3 семестре 2 курса заочного отделения.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании методической комиссии психологического факультета Института экономики, управления и права.

Ó ИЭУиП, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ДИСЦИПЛИНА «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»………………………..

5

1.1. Тематика курсовых работ……………………………………………….

5

1.2. Вопросы для оценки качества освоения курса………………………...

7

1.3. Литература……………………………………………………………….

8

2. ДИСЦИПЛИНА «ИНФОРМАТИКА И ЭВМ В ПСИХОЛОГИИ»...........................................................................................

9

2.1. Вопросы для оценки качества освоения курса………………………...

9

2.2. Литература……………………………………………………………….

10

3. ДИСЦИПЛИНА «СОЦИОЛОГИЯ ».………………………………….

11

3.1. Вопросы для оценки качества освоения курса………………………...

11

3.2. Литература……………………………………………………………….

12

4. ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИКА»…………………………………….

13

4.1. Вопросы для оценки качества освоения курса………………………...

13

4.2. Литература……………………………………………………………….

14

5. ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС»……………………..……...

15

5.1. Вопросы для оценки качества освоения курса ……..…………………

15

5.2. Литература……………………………………………………………….

19

6. ДИСЦИПЛИНА «МАТЕМАТИКА »…...……………………………..

21

6.1. Вопросы для оценки качества освоения курса………………………...

21

6.2. Литература……………………………………………………………….

23

6.3. Контрольная работа № 2….……………………………………………..

23

7. ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»…………..

7.1 Вопросы для оценки качества освоения курса………………………..

7.2 Литература………………………………………………………………..

8. ДИСЦИПЛИНА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»………………………………….

8.1 Вопросы для оценки качества освоения курса…………………………

8.2 Литература………………………………………………………………..

9. ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИОЛОГИЯ ВНД и СС»…………………………..

9.1 Вопросы для оценки качества освоения курса………………………...

9.2 Темы контрольных работ………………………………………………...

9.3 Литература………………………………………………………………..

30

30

30

32

32

32

35

35

36

37

ПЕРЕЧЕНЬ

дисциплин и форма оценки качества освоения курса студентами

2 курса заочного отделения (3 семестр 2009/2010 уч. года)

1. Общая психология - зачет

(4 семестр)

2. Информатика и ЭВМ - зачет

3. Социология - зачет

4. Экономика - экзамен

5. Физиология ЦНС - экзамен

6. Математика - экзамен

7. Русский язык и культура речи - зачет

8. Культурология - зачет

9. Физиология ВНД и СС - экзамен

10. Иностранный язык - зачет

1. ДИСЦИПЛИНА «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1.1. Тематика курсовых работ

1. Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы.

2. Научное и житейское понимание психологических явлений.

3. Особенности и специфика межотраслевых связей психологии с различными областями гуманитарного знания.

4. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина.

5. Психология и философия: проблемы их взаимодействия.

6. Особенности становления и развития предмета психологии.

7. Моделирование как метод психологического исследования.

8. Явление сознания как предмет исследования.

9. Специфика и особенности предмета и задач психологии поведения.

10. Критический анализ рефлекторного объяснения поведения человека и его психических процессов.

11. Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека.

12. Роль коры головного мозга и подкорковых структур в управлении психическими процессами и состояниями.

13. Проблема бессознательного в психоанализе.

14. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.

15. Развитие сознания человека в материалистически ориентированных философских и психологических исследованиях.

16. Постановка и решение проблемы развития человеческого сознания в идеалистических философских и психологических работах.

17. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

18. Категория деятельности в психологии.

19. Сущность и содержание принципа единства сознания и деятельности.

20. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

21. Особенность деятельность человека, ее строение и виды.

22. Сущность и содержание основных понятий и принципов психологической теории деятельности.

23. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека.

24. Становление высших психических функций в процессе деятельности.

25. Высшие психические функции и их социальная природа.

26. Психологический анализ привычек людей.

27. Специфика формирования мотивационно-личностных аспектов деятельности человека.

28. Психологические закономерности развития деятельности – сущность и содержание.

29. Специфика развития представлений о личности в психологической науке.

30. Роль ощущений в жизнедеятельности людей.

31. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

32. Психофизиологические механизмы формирования ощущений.

33. Эволюция психологических представлений об ощущении.

34. Чувствительность человека и особенности ее измерения.

35. Физиологические основы восприятия.

36. Классификация свойств восприятия человека и их характеристика.

37. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

38. Представление как психический процесс.

39. Классификация и виды представлений.

40. Индивидуальные особенности представлений.

41. Влияние мышления на восприятие.

42. Закономерности восприятия, особенности протекания в учебной деятельности.

43. Психологические теории восприятия.

44. Память как психический процесс, круг явлений памяти.

45. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

46. Особенности влияния памяти на успешность обучения.

47. Основные виды памяти и их характеристика.

48. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

49. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.

50. Сущность и содержание ассоциативной теории памяти.

51. Основные факты и закономерности психологии памяти.

52. Память и научение в психологии поведения.

53. Основные положения теории построения движений Н.А.Бернштейн.

54. Исследования памяти в когнитивной психологии.

55. Проблема памяти в культурно-исторической теории и методика двойной стимуляции.

56. Зависимость непроизвольного запоминания от структурной деятельности в работах П.И.Зинченко и А.А.Смирнова.

57. Взаимосвязь запоминания и мотивации с точки зрения психоанализа (З.Фрейд).

58. Мотивация и запоминание с точки зрения бихевиоризма.

59. Исследования взаимосвязи мотивации и запоминания в гештальтпсихологии.

60. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

61. Сущность и содержание психологических механизмов воображения.

62. Развитие воображения.

63. Воображение и индивидуальное творчество художника. Сравнительный анализ различных направлений в современном искусстве.

64. Использование воображения в психотерапевтических целях.

65. Воображение и проективные личностные тесты.

66. Проблемы и пути развития творческого мышления.

67. Личностные особенности творческого человека.

68. Сущность и содержание основных теоретических подходов к изучению мышления в зарубежной и отечественной психологии.

69. Средства развития мышления.

70. Мышление в структуре психики.

71. Физиологические основы мышления.

72. Сравнительный анализ мышления человека и машины (ЭВМ).

73. Индивидуальные особенности и качества мышления.

74. Сущность и содержание теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин).

75. Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития.

76. Система возрастной диагностики умственного развития.

77. Психологические теории интеллекта.

78. Нарушения и патологии мышления – сущность проблемы и особенности проявления.

79. Речь: особенности развития в филогенезе и онтогенезе.

80. Психофизиологические механизмы речи и ее мозговая организация.

81. Теория развития языка и речи.

82. Сущность и содержание психолингвистического исследования речи.

83. Сущность и содержание лингвистического исследования речи.

84. Объективные методы изучения многомерных связей речи.

85. Нарушения и патологии речи: сущность и особенности проявления.

86. Отличие речи человека как средства общения от речи животных.

87. Соотношение речи и мышления.

88. Развитие речи и мышления.

89. Психологическая сущность внимания и его свойства.

90. Развитие внимания.

91. Связь уровня возбуждения и внимания в теории Канемана.

92. Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности.

1.2. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Понятие об ощущении. Происхождение ощущений.

2. Виды ощущений и их классификация.

3. Основные свойства ощущений.

4. Психологические особенности зрительных ощущений.

5. Специфика слуховых ощущений.

6. Специфика обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений.

7. Кинестетические ощущения. Субсенсорные ощущения.

8. Психофизика ощущений.

9. Понятия абсолютного и относительного порогов ощущений и чувствительности.

10. Пороговые значения ощущений разных модальностей.

11. Охарактеризуйте явления адаптации, сенсибилизации, синестезии.

12. Отличие восприятия от ощущений. Классификация восприятий.

13. Виды и свойства восприятия.

14. Механизмы восприятия размера, формы и контура предметов.

15. Восприятие пространства, движения и времени.

16. В чем заключается явление апперцепции?

17. Константность и предметность восприятия.

18. Связь восприятия с движением.

19. Развитие восприятия.

20. Понятие о представлении.

21. Виды представлений и их классификация.

22. Основные свойства представлений.

1.3. Литература

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

2. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1998.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.

4. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т.1. – М., 1994.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – М., 1993.

2. ДИСЦИПЛИНА «ИНФОРМАТИКА И ЭВМ В ПСИХОЛОГИИ»

2.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

ТЕМА 1. Информация и ПК.

Формализация знаний. Основные виды ПК. Классификация ПК. Понятие архитектуры ПК.

ТЕМА 2. Устройства современного компьютера.

Микропроцессор, его характеристики. Основные виды памяти. Внешние запоминающие устройства. Устройства ввода-вывода информации.

ТЕМА 3. Общие сведения о программном обеспечении (ПО).

Структура ПО. Системное ПО. Пакеты прикладных программ. Инструментарий технологий программирования.

ТЕМА 4. Прикладное программное обеспечение.

Пакеты прикладных программ, их классификация. Редакторы. Офисные пакеты прикладных программ.

ТЕМА 5. Защита информации.

Программы-вирусы. Пути заражения вирусами. Антивирусные программы, их классификация. Проверка дискеты, папки на наличие вируса.

ТЕМА 6. Компьютерные сети.

Понятие компьютерной сети. Назначение и классификация компьютерных сетей. Адресация в Internet. Электронная почта.

ТЕМА 7. Работа в среде Windows.

Понятия файл, папка, маршрут. Основные элементы интерфейса. Запуск программ. Работа с объектами. Окна. Разные меню. Программы Мой Компьютер и Проводник.

ТЕМА 8. Среда Windows.

Оформление Рабочего стола. Структура окна Windows. Основные принципы (навыки) работы в среде Windows. Создание, копирование, перемещение папок (на Рабочем столе и с помощью программ Мой Компьютер и Проводник). Поиск необходимой информации (файлов).

ТЕМА 9. Приложение MS Word.

Варианты запуска программы. Элементы окна. Панели инструментов. Настройка окна для комфортной работы. Поля страницы, непечатаемые символы. Форматирование символа и абзаца. Копирование и перенос фрагментов текста. Построение списков. Вставка объектов. Сохранение документа.

ТЕМА 10. Приложение Exсel.

Варианты запуска программы. Элементы окна. Панели инструментов. Работа с листом, с книгой. Автозаполнение ячеек. Создание таблиц. Форматирование ячеек. Запись и редактирование формул. Вызов стандартных функций. Относительные, абсолютные, смешанные адреса. Построение диаграмм. Сортировка данных (текстовых и числовых). Поиск минимального (максимального) числа.

ТЕМА 11. Архиваторы.

Архивирование данных в среде Windows (WinRar, WinZip).

2.2. Литература

Основная:

1. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997. -768с.

2. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. - М.: ИНФРА - М, 1997. - 480с.

Дополнительная:

1. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. -3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 256

3. ДИСЦИПЛИНА «СОЦИОЛОГИЯ»

3.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Исторические предпосылки возникновения социологии. Объект и предмет науки.

2. Социология в системе общественных наук. Структура и функции социологии.

3. Западная классическая социология XIX в.

4. О.Конт как родоначальник социологии.

5. Органическая социология Г. Спенсера.

6. «Понимающая» социология М. Вебера.

7. Субъективная социология П.Л. Лаврова.

8. Теория социокультурной динамики П. Сорокина.

9. Марксизм и современная социологическая мысль.

10. Психоаналитическая ориентация социальных идей З. Фрейда.

11. Структурный функционализм Т. Парсонса.

12. Общество и его признаки. Типология обществ.

13. Социально-исторический детерминизм.

14. Концепция общества в функционализме и индивидуализме.

15. Место и роль социальных институтов в жизни общества.

16. Семья как социальный институт.

17. Религия как социальный институт.

18. Образование как социальный институт.

19. Понятие социальной структуры и социальной стратификации.

20. Характеристика основных концепций социальной структуры общества.

21. Типология социальных структур и стратификационных систем.

22. Социологические теории личности.

23. Социальный статус и социальная роль личности.

24. Социологические концепции личности.

25. Социализация личности.

26. Понятие и типология социальных конфликтов.

27. Действующие лица и динамика социальных конфликтов.

28. Основные концепции социального конфликта.

29. Стратегия разрешения конфликтов.

30. Социальная агрессия: формы и средства преодоления.

31. Девиантное поведение и его виды.

32. Основные концептуальные подходы к понятию девиации.

33. Социальный контроль: понятие, виды, механизм действия.

34. Социологическое исследование: понятие и виды.

35. Методы сбора социологической информации.

36. Принципы составления анкеты.

37. Программа и выборка социологического исследования.

38. Социальная мобильность.

39. Основные понятия социологии.

40. Три типа научности в социологии.

3.2. Литература

Основная:

1. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М., 1995.

2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М., 1997.

3. Социология: основы общей теории. Учеб. пособие / под. ред. Г.В. Осипова. – М., 1996.

4. Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шалабанова, Г.С. Лукашова. Под. ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1998.

5. Фролов С.С. Основы социологии. – М., 1997.

Дополнительная:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

2. Основы социологии. Курс лекций / Под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 1994.

3. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

4. Современная западная социология: Словарь. – М., 1992.

5. Щекин Г.В. Теория социального управления. – Киев, 1996.


4 . ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИКА»

4.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Основные этапы становления и развития экономической теории.

2. Предмет и метод экономической теории.

3. Основные факторы общественного производства.

4. Общественный продукт и его структура. Производство, обмен, распределение и потребление.

5. Собственность как экономическая категория.

6. Многообразие форм собственности и их место в условиях рыночной экономики.

7. Связь перехода к рыночной экономике с преобразованием форм и отношений собственности.

8. Понятие экономической системы, ее основные черты.

9. Типы и модели экономической системы.

10. Товар и его свойства. Товар в теории предельной полезности и в трудовой теории стоимости.

11. Происхождение и функции денег.

12. Рынок, причины его возникновения.

13. Структура рынка.

14. Преимущества рынка и его негативные стороны.

15. Экономическая конкуренция: сущность и функции.

16. Совершенная конкуренция. Критерии, достоинства, недостатки.

17. Несовершенная конкуренция.

18. Сущность экономического роста и его факторы.

19. Типы экономического роста.

20. Источники экономического роста.

21. Спрос на товары и услуги. Кривая спроса.

22. Предложение товаров и услуг. Кривая предложения.

23. Равновесная цена.

24. Эластичность спроса и предложения.

25. Ценообразование в условиях олигополии. Максимизация прибыли и ценовая дискриминация.

26. Антитрестовское (антимонопольное) законодательство и регулирование.

27. Олингополия и монополия. Монополистическая конкуренция.

28. Издержки производства и предприятия: сущность и структура.

29. Понятие факторов производства.

30. Производственная функция. Теория предельной производительности.

31. Производный спрос на факторы производства.

32. Проблема становления рынка труда.

33. Заработная плата в конкурентном рынке. Номинальная и реальная зарплата.

34. Сущность и функции рынка ценных бумаг. Инструменты рынка ценных бумаг.

35. Фондовая биржа.

36. Рынок земельных ресурсов и земельная рента.

37. Общее понятие предпринимательства.

38. Место предпринимательства в рыночной экономике.

39. Основные организационные формы предпринимательства.

40. Сущностные характеристики предприятия.

41. Огранизационно-правовые формы предприятий и их законодательное закрепление.

42. Агропромышленный комплекс как многоотраслевая функциональная подсистема общественного хозяйства.

43. Общественный продукт: сущность и структура.

44. Валовый внутренний продукт (ВВП) и система взаимосвязанных показателей.

45. Национальный доход: сущность, структура, распределение и использование.

46. Совокупный спрос и совокупное предложение.

47. Общая характеристика потребления сбережений и инвестиций.

48. Безработица: причины, виды.

49. Биржа труда. Политика занятости.

50. Цикличность экономического развития и ее причины.

51. Фазы экономического цикла.

52. Теория длинных волн П.Д.Кондратьева.

53. Функции и роль кредита в современной рыночной экономике.

54. Банковская система России. Функции Центрального банка и коммерческих банков.

55. Финансы современного общества: сущность и их роль в процессе общественного воспроизводства.

56. Государственный бюджет. Пути формирования и использования.

57. Инфляция: виды, причины. Особенности инфляции в России.

58. Антиинфляционная политика.

4.2. Литература

1. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Курс лекций. Упражнения, тесты и тренинги. – М.: ЦИПКК АГ, 1996. – 392 с.

2. Кокарев В.Е. Экономика как она есть. Очерки «чистой» теории и прикладные исследования. – М.: Век, 1998.

3. Кукарев Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Гелиос АРВ, 1999. – 751 с.

4. Экономика. Учебник / Под ред. А.И.Архипова и др. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 792 с.

5. ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС»

5.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности. Принципы изучения механизмов деятельности мозга человека. Генетически закрепленные формы поведения человека и функциональные комплексы индивидуально-приобретенного поведения.

3. Клинико-физиологическое обоснование мозгового обеспечения психических функций. Современные неинвазивные методы исследования мозга человека. Переработка информации в нервной системе.

4. Фундаментальные процессы - возбуждение и торможение. Возбудимые мембраны. Асимметричное распределение ионов внутри и вне клетки. Избирательная ионная проницаемость. Ионные каналы и их строение.

5. Мембранный потенциал клетки. Возникновение и проведение потенциала действия (нервного импульса) по нервному волокну. Натриевые и калиевые каналы. Блокаторы каналов. Пассивные и активные токи через мембрану. Факторы, определяющие скорость распространения возбуждения по нервному волокну. Генетические аспекты молекулярных механизмов возбудимости.

6. Роль кальциевых каналов. Роль хлорных каналов. Составной потенциал действия нерва. Определение скорости проведения в нервах. Молекулярная основа электрофизиологии. Белки каналов как “сенсоры” напряжения.

7. Физиологические закономерности эмбриогенеза центральной нервной системы. Нейронная индукция. Формирование синаптических контактов и нейронных сетей, их генетическая детерминированность и изменчивость.

8. Специфические особенности генома нервных клеток. Увеличение уникальных кодонов ДНК в онтогенезе. Роль процесса метилирования ДНК. Роль биохимических превращений РНК и новообразование белков. Гены с триплетной повторностью - кандидаты в “передатчики” нейропсихических заболеваний. Экспрессия генов в интегративной деятельности нейронов. Роль ранних реакций онкогенов (c-fos, c-jus) в памяти и других проявлениях деятельности нейрона.

9. Критические периоды развития мозга и его старение.

10. Физиология и нейрохимия нейрона. Транспорт веществ в нервных клетках и ток аксоплазмы. Нейросекреция и пиноцитоз.

11. Физиология и нейрохимия нейрона. Особенности структуры и метаболизма нейронов в разных областях головного мозга.

12. Нейроглия. Функции астроцитов и олигодендроцитов. Сосудистые элементы мозга. Гематоэнцефалический барьер. Мозговые желудочки. Цереброспинальная жидкость в норме и патологии. Нервная ткань и иммунная система организма. Мозг как “забарьерный орган” иммунитета.

13. Физиология синаптических процессов. Электрические и химические синапсы. Нейрохимическое многообразие синаптических контактов. Аксональный спроутинг и новообразование синапсов.

14. Закономерности передачи сигнала в химическом синапсе: деполяризация мембраны окончания аксона, роль кальциевых каналов, кальмодулин, роль циклических нуклеотидов в секреции и высвобождении медиаторов. Взаимодействие медиаторов с белками-рецепторами постсинаптической мембраны. Генерация возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов (ВПСП и ТПСП). Роль постсинаптических рецепторов. Интеграция синаптических процессов на нейроне при его возбуждении и торможении. Постсинаптическое торможение и пресинаптическое торможение.

15. Медиаторные системы мозга. Химическое многообразие медиаторов. Взаимодействие мономолекулярных (классических) медиаторов и медиаторов пептидной природы. Сосуществование пептидов с медиаторами в одном окончании нейрона. Представление о вторичных “посредниках” (передача информации внутрь клетки). Нейрохимические и иммунологические механизмы неврологической памяти.

16. Холинергические медиаторные системы. Катехоломические системы (восходящие и нисходящие влияния). Функции голубого пятна и норадренергические пути. Ядра шва и восходящая серотонинергическая система. Черная субстанция как источник дофаминергических восходящих путей. Химия торможения в спинном и головном мозге (глицин, ГАМК). Собственная опиатная система мозга. Нейрохимические (пептидергические) карты мозга.

17. Медиаторы в интегративных процессах, их роль в процессах памяти и обучения.

18. Физиология вегетативной нервной системы. Симпатическая и парасимпатическая нервные системы регуляции деятельности организма. Нейрохимические особенности строения нейронов симпатических ганглиев. Стволовые центры головного мозга и гипоталамус в регуляции вегетативных функций организма.

19. Нервная и гуморальная (гормональная) регуляция деятельности сердца и сосудов. Атрио-натрий уретический пептид сердца. Альфа- и бета-адренорецепторы. Регуляция сердечного кровоснабжения.

20. Регуляция мозгового кровоснабжения. Роль пептидов.

21. Вегетативные реакции организма как показатель психической деятельности. Комплекс висцеральных показателей, отражающих психическую работоспособность и утомляемость (на примере операторской и других видов деятельности).

22. Рефлекс. Соматические и вегетативные рефлексы, их рефлекторные дуги. Сенсорные преобразования в рецепторных клетках и нервных окончаниях. Рецепторные и генераторные потенциалы. Кодирование сигналов в рецепторах. Судьба афферентного залпа в ЦНС. Афферентная регуляция сенсорного выхода. Концепция “карты тела” и “карты пространства” (нейрофизиологические механизмы кодирования).

23. Болевая чувствительность. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы. Роль субстанции П (SP) - медиатора болевой чувствительности - и связанных с ней пептидов (тахикининов). Системы нейронов, синтезирующих опиоидные пептиды (энкефалины и эндорфины), роль опиатных рецепторов. Энкефалинергические нейроны. Пептиды в проблеме предупреждения возникновения и лечения наркотической зависимости.

24. Физиология движения. Соматическая нервная система. Аксон-синапс-мышечное волокно. Инициация мышечного сокращения (ионные и молекулярные механизмы). Клеточные механизмы координации рефлексов на примере спинальных рефлексов (прямой тормозной путь, возвратное и пресинаптическое торможение). Моносинаптические рефлексы у человека (диагностическое значение регистрации Н-рефлекса).

25. Физиология движения. Нейробиологическая концепция “командного нейрона”. Супраспинальные механизмы регуляции движений и позы. Ритмические движения. Ретикулярная формация. Функции мозжечка. Тонические, лабиринтные и глазодвигательные рефлексы. Стереотипии (нейрохимия). Движение и вестибулярная функция. Гравитация и поведение.

26. Физиология движения. Стриапаллидум. Дофаминергическая система мозга и ее роль в моторной ассиметрии. Нейрохимические основы возникновения паркинсонизма и хореи Геддингтона.

27. Физиология движения. Произвольные движения. Роль корковых областей больших полушарий мозга в организации моторной функции организма. Стресс иммобилизации. Ориентация в пространстве.

28. Регуляция внешнего дыхания у человека. “Саморегуляция” дыхания. Организация дыхательного центра. Соотношение нервной и гуморальной регуляции при дыхании. Хеморецепторы газовых показателей. Сочетание моторных и вегетативных компонентов управления внешним дыханием.

29. Регуляция внешнего дыхания у человека. Реакция мозга на гипоксию и асфиксию, механизм адаптации и устойчивости, роль тахининов и субстанции П, тиролиберина и опиоидных пептидов. Сидром внезапной остановки дыхания у новорожденных. Роль коры головного мозга и речевой функции в регуляции дыхания.

30. Нейроэндокринные регуляции. Общий обзор желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Тканевые гормоны.

31. Нейроэндокринные регуляции. Гипофиз и его возникновение в эмбриогенезе, контролируемые им железы внутренней секреции. Понятие о тропных гормонах. Общие принципы гипоталамического управления функциями желез внутренней секреции. Пептидергический нейрон.

32. Нейроэндокринные регуляции. Нейрогипофиз. Нейросекреция и классические нейропептиды: окситоцин и аргинин-вазопрессин (антидиуретический гормон).

33. Нейроэндокринные регуляции. Аденогипофиз. Особая сосудистая система аденогипофиза. Регулирующие влияния либеринов и статинов. Физиологическая роль гормонов и пептидов семейства проопиомеланокортина. Изменение набора программ физиологических регуляций при процессинге пептидов.

34. Нейроэндокринные регуляции. Тиролиберин как эндогенный антидепрессант. Его участие в регуляции вегетативных функций и процессов на уровне ЦНС. Гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система и ее участие в формировании стрессорного ответа организма животных и человека.

35. Нейроэндокринные регуляции. Гипоталамус и нейро-иммунологические механизмы регуляций.

36. Нервные структуры и связи мозга, определяющие основные биологические мотивации. Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций. Сенсорные и метаболические механизмы возникновения и удовлетворения мотиваций.

37. Нервные структуры и связи мозга, определяющие основные биологические мотивации. Регуляция питьевого поведения. Механизмы жажды. Осморецепторы. Ренин-ангиотензиновая система.

38. Нервные структуры и связи мозга, определяющие основные биологические мотивации. Регуляция пищевого поведения. Системные механизмы голода, аппетита и насыщения. Роль глюкорецепторов и рецепторов к инсулину. Пентагастрин, холецистокинин и другие пептиды в регуляции пищевого поведения. Становление механизмов пищедобывательного поведения в онтогенезе.

39. Регуляция полового поведения. Андрогены и эстрогены. Половая дифференцировка мозга. Циклический и ациклический центры в гипоталамусе. Люлиберин, LH и нормализация репродуктивной функции. Медиаторный и гормональный (стероидный) контроль секреции люлиберина. Стероидозависимые формы поведения. Половой диморфизм мозга человека и асимметрия.

40. Нервные структуры и связи мозга, определяющие основные биологические мотивации.

41. Терморегуляционные рефлексы. Функциональные системы теплопродукции и теплоотдачи.

42. Организация лимбической системы мозга. Концепция обонятельного и висцерального мозга. Концепция триединого мозга: рептилий, пред-млекопитающих и нео-млекопитающих. Лимбическая (поясная) кора, ее связи и функции.

43. Организация лимбической системы мозга. Гиппокамп, гиппокампальный нервный лимбический круг Пейпца. Роль гиппокампа в механизмах памяти и обучения. Гиппокамп и маловероятные события.

44. Организация лимбической системы мозга. Миндалина, ее участие в регуляции вегетативных функций, эмоционального сопровождения вегетативных реакций, в модулировании мотиваций и эмоций. Базо-латеральный лимбический круг. Миндалина и когнитивные процессы. Предполагаемые функции лимбической системы.

45. Структуры конечного мозга и пептидные механизмы, участвующие в формировании агрессивно-оборонительных форм поведения. Тревога, страх, проконфликтное поведение. Нейрохимия этих состояний в норме и при патологии.

46. Психоэмоциональный стресс. Лимбическая система и опиатные рецепторы. Нейрохимические основания возникновения наркомании и ее предупреждение.

47. Неокортекс. Функции новой коры больших полушарий мозга. Ассоциативная кора. Функции коры лобной доли. Пептидная нейрохимия корковых нейронов. ГАМК-ергическая система, возбуждающие медиаторы. Холинергические нейроны и болезнь Альцгеймера.

48. Асимметрия полушарий. Физиология “расщепленного мозга”. Комиссуральные связи полушарий. Факторы “позной” и моторной асимметрий, их роль в невропатологии. Химическая симметрия и асимметрия мозга. Латерализация мозга и психическое здоровье. Ориентация в пространстве и “когнитивная карта”. Электрическая активность неокортекса. ЭЭГ. Вызванные ответы. Судорожная активность мозга, эпилепсия и когнитивные процессы. Нейроны и предполагаемые нейронные сети сознания.

49. Неокортекс. Научно-технический процесс и предпосылки к нарушениям саморегулирующихся систем организма. Физиологические проявления действия неблагоприятных факторов окружающей среды. Мозг “вычисляющий”.

5.2. Литература

Основная

1. Общий курс физиологии человека и животных / Под ред. Ноздрачева А.Д. В 2 т. – М.: Высш. шк., 1991. – Т.1. – с. 32-370.

2. Физиология человека / Под ред. Косицкого Г.И. – М.: Медицина, 1985.

3. Шеперд Г. Нейробиология. – В 2 т. – М., Мир, 1987. – Т.1. – с. 78-264; Т.2. – с. 19-43, 65-147, 158-176, 257-266.

4. Экерт Р., Рэндел Д., Огастни Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. – В 2 т. – М., Мир, 1991-1992. – Т.1. – с. 186-375. – Т.2. – с. 261-273.

Дополнительная

1. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Агаджанян Н.А. – М.: Высш. шк., 1986. – 351с.

2. Ашмарин И.П. Загадки и откровения памяти. – Л., Изд. ЛГУ, 1975. – 160 с.

3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М.: Мир, 1988. – 248 с.

4. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. / Под ред. Батуева А.С. – М.: Высш. шк., 1991. – с. 12-95, 303-327.

5. Мозг / Под ред. Симонова П.В. – М.: Мир, 1985. – 287 с.

6. Симонов П.В. Мотивационный мозг. – М.: Наука, 1987. – 275 с.

7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981. – 215 с.

6. ДИСЦИПЛИНА «МАТЕМАТИКА»

6.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Понятие матрицы. Виды матриц.

2. Операции над матрицами (умножение матрицы на число; сложение, вычитание, умножение матриц, возведение в степень, транспонирование матриц).

3. Определители квадратных матриц.

4. Минор элемента матрицы, алгебраическое дополнение элемента матрицы.

5. Свойства определителей.

6. Понятие обратной матрицы, необходимое и достаточное условие существования обратной матрицы, алгоритм вычисления обратной матрицы.

7. Понятие ранга матрицы.

8. Понятие системы линейных уравнений (совместная, несовместная, определенная, неопределенная система).

9. Решение системы линейных уравнений методом обратной матрицы и с помощью формул Крамера.

10. Уравнение линии на плоскости.

11. Уравнение прямой с угловым коэффициентом.

12. Уравнение прямой, проходящей через данную точку в данном направлении.

13. Уравнение прямой, проходящей через две данные точки (каноническое уравнение прямой).

14. Уравнение прямой в отрезках.

15. Общее уравнение прямой.

16. Условия параллельности и перпендикулярности прямых.

17. Расстояние от точки до прямой.

18. Уравнение прямой, проходящей через точку параллельно направляющему вектору.

19. Абсолютная величина действительного числа, окрестность точки.

20. Понятие функции, зависимая переменная, независимая переменная (аргумент), область определения функции, область значений функции, способы задания функции.

21. Основные свойства функций.

22. Явная, неявная функции; обратная, сложная функции.

23. Преобразование графиков.

24. Понятие числовой последовательности, предел числовой последовательности, геометрический смысл предела числовой последовательности.

25. Предел функции в бесконечности и в точке.

26. Бесконечно малые величины, их связь с пределами функций, их свойства.

27. Бесконечно большие величины, их свойства, связь между бесконечно малыми и бесконечно большими величинами.

28. Основные теоремы о пределах, признаки существования предела.

29. Замечательные пределы.

30. Непрерывность функции, свойства непрерывных функций в точке, свойства непрерывных функций на отрезке.

31. Определение производной, зависимость между непрерывностью и дифференцируемостью функции.

32. Правила дифференцирования.

33. Производная сложной и обратной функции.

34. Производные высших порядков.

35. Основные теоремы дифференциального исчисления.

36. Правило Лопиталя.

37. Возрастание и убывание функций.

38. Экстремум функции.

39. Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке.

40. Выпуклость функции точки перегиба.

41. Асимптоты графика функции.

42. Понятие дифференциала функции, дифференциалов высших порядков.

43. Первообразная функция и неопределенный интеграл.

44. Свойства неопределенного интеграла.

45. Методы замены переменной.

46. Метод интегрирования по частям.

47. Интегрирование простейших рациональных дробей.

48. Интегрирование некоторых видов иррациональностей.

49. Интегрирование тригонометрических функций.

50. Понятие определенного интеграла, его геометрический смысл.

51. Свойства определенного интеграла.

52. Формула Ньютона-Лейбница.

53. Понятие несобственного интеграла.

54. Приближенное вычисление определенного интеграла (формула трапеций).

55. Понятие функции нескольких переменных.

56. Окрестность точки (двумерный случай), график функции двух переменных.

57. Передел функции двух переменных.

58. Понятие непрерывности функции двух переменных.

59. Частная производная функции нескольких переменных.

60. Дифференциал функции двух переменных.

61. Понятие дифференцируемой функции двух переменных в точке.

62. Достаточное условие дифференцируемости.

63. Понятие производной по направлению.

64. Градиент функции.

65. Экстремум функции двух переменных, необходимое условие экстремума.

66. Критические (стационарные) точки функции двух переменных, достаточное условие экстремума.

67. Исследование функции двух переменных на экстремум.

68. Метод наименьших квадратов.

6.2. Литература

1. Высшая математика для экономистов: Учебн. пособие для вузов / Н.Ш.Кремер, Б.А.Путко, И.М.Тишин, М.Н.Фридман; Под ред. Н.Ш.Кремера. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 439 с.

6.3. Контрольная работа № 2

Вариант 1

1. Длительность лечения в стационаре 45 больных (в днях):

11, 14, 14, 17, 17, 19, 19, 19, 18, 18, 18, 18, 19, 19, 18, 18, 17, 17, 19, 24, 12, 13, 24, 23, 23, 24, 21, 22, 21, 23, 22, 21, 22, 20, 20, 20, 15, 15, 16, 20, 20, 16, 16, 20, 26.

Построить гистограмму частот распределения длительности лечения, сгруппировав данные в 5 интервалов.

2. Частота пульса у 10 лиц:

83, 91, 102, 95, 90, 100, 88, 81, 86, 84.

Сделайте интервальную оценку частоты пульса с надежностью 0,95.

3. Число состоящих на диспансерном учете больных у 9 участковых врачей: 114, 123, 136, 148, 130, 151, 141, 143, 120.

По приведенным данным оценить генеральную среднюю и генеральную дисперсию числа диспансерных больных.

4. Оценить характер связи между числом послеоперационных осложнений (Y) и временем (Х), прошедшим от момента приступа холецистита до начала операции

X (час)

2

4

6

11

12

16

19

22

24

Y

6

8

12

19

20

24

28

34

46

Записать уравнение регрессии Y по Х.

Вариант 2

1. Частота дыхания у 47 мужчин в возрасте 40-45 лет:

12, 12, 17, 12, 14, 13, 13, 14, 14, 15, 15, 16, 16, 16, 19, 19, 20, 20, 20, 20, 21,19, 13, 15, 12, 15, 17, 16, 17, 13, 16, 17, 18, 16, 18, 14, 15, 14, 17, 18, 14, 18, 20, 17, 18, 19, 22.

Построить гистограмму относительных частот распределения частоты дыхания, сгруппировав данные в 5 интервалов.

2. Частота дыхания у 8 мужчин в возрасте 35 лет:

19, 22, 21, 15, 16, 20, 25, 19.

Найти доверительный интервал для среднего значения частоты дыхания с доверительной вероятностью 0,95.

3. Уровни систолического (Х) и диастолического (Y) давления (в мм рт.ст.) у 12 здоровых юношей в возрасте 18 лет составили:

X

120

105

115

115

110

110

120

120

120

125

110

125

Y

80

65

70

65

65

70

75

75

70

75

70

80

Существует ли корреляционная связь между X и Y? Оценить ее количественно. Записать уравнение регрессии Y по Х.

4. При измерении размеров вируса орнитоза получены следующие величины (в мкм): 0,34; 0,45; 0,20; 0,29; 0,40. По приведенным данным оценить генеральную среднюю и генеральную дисперсию.

Вариант 3

1. Частота пульса у 55 студентов перед экзаменом составила:

64, 74, 78, 74, 74, 74, 60, 66, 62, 64, 68, 70, 66, 70, 68, 62, 68, 70, 72, 60, 76, 70, 74, 62, 70, 72, 72, 64, 70, 72, 66, 76, 68, 70, 58, 76, 74, 76, 76, 72, 76, 82, 74, 79, 78, 78, 76, 78, 76, 80, 80, 80, 78, 78, 81.

Построить гистограмму распределения частоты пульса, сгруппировав данные в 6 интервалов.

2. На 15 лекциях по математической статистике на одном из потоков присутствовало студентов:

104, 113, 120, 98, 105, 88, 102, 110, 101, 99, 104, 98, 105, 97, 108.

Найти среднюю выборочную и исправленную дисперсию числа студентов на лекции.

3. Оценить характер связи между ростом (Х) и массой (Y) тела студентов в возрасте 20 лет.

X(см)

155

180

158

160

170

165

167

162

171

174

168

176

Y(кг)

53

84

55

57

79

57

58

60

63

66

67

72

Записать уравнение регрессии Y по Х.

4. В результате измерения систолического артериального давления (в мм рт.ст.) у 11 детей в возрасте 7 лет получены следующие данные:

90, 105, 95, 110, 115, 120, 120, 120, 115, 100, 120.

Найти доверительный интервал для среднего значения систолического давления с надежностью 0,95.

Вариант 4

1. Длительность нетрудоспособности (в днях) у 35 больных с ОРЗ:

3, 5, 2, 3, 4, 5, 6, 6, 6, 9, 6, 5, 7, 6, 6, 7, 5, 9, 10, 8, 7, 14, 13, 5, 6, 7, 8, 7, 5, 6, 4, 9, 8, 7, 12.

Построить гистограмму относительных частот распределения длительности нетрудоспособности, сгруппировав данные в 4 интервала.

2. У 12 матерей, имеющих пороки сердца, родились дети с массой тела (в кг): 3,0; 2,5; 2,6; 3,0; 3,1; 2,9; 2,8; 2,6; 2,3; 2,9; 3,2; 2,7.

По приведенным данным оценить выборочную среднюю и выборочную дисперсию массы тела новорожденных.

3. Смертность (Y) от сосудистых поражений головного мозга на 10000 женщин в зависимости от возраста (Х) составила:

Х год

17

22

27

32

37

42

47

52

57

62

72

77

80

Y %

5

5,5

5,6

5,7

5,6

7,6

7,7

9,3

10,7

10,4

14,1

15,0

23,2

Оценить характер связи между Х и Y . Записать уравнение регрессии Y по Х.

4. Для оценки функционального состояния получены следующие значения пульса на лучевой артерии лиц среднего возраста:

60, 62, 63, 64, 65, 68, 72, 74.

Найти доверительный интервал для среднего значения пульса с надежностью 0,95.

Вариант 5

1. Число состоящих на диспансерном учете больных у 33 невропатологов поликлиник крупного города:

64, 60, 66, 62, 64, 68, 70, 66, 70, 68, 62, 68, 70, 72, 60, 76, 70, 74, 62, 70,

72, 72, 64, 70, 72, 66, 76, 68, 70, 58, 76, 74, 76, 82, 76, 72, 76, 74, 79, 78,

74, 78, 74, 74, 74, 78, 76, 78, 76, 80, 80, 80, 78, 78, 81.

Построить гистограмму относительных частот распределения числа больных, сгруппировав данные в 6 интервалов.

2. Сделать интервальную оценку роста 10 мальчиков в возрасте 2 лет (в см) по полученным данным: 90, 92, 95, 91, 93, 96, 94, 93, 89, 97. Надежность взять равной 0,95.

3. Измерение веса Х (кг) девочек в возрасте 10 лет дало следующие результаты:

X

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

(частота)

2

1

6

8

21

20

18

12

3

4

2

3

Найти выборочную среднюю и дисперсию веса девочек.

4. Число осложненных родов (Y%) в зависимости от возраста рожениц (Х) дано в таблице:

X

16

18

22

25

30

35

40

Y(%)

5

3

4

5

8

12

20

Оценить характер связи между Х и Y. Записать уравнение регрессии Y по Х.

Вариант 6

1. Лихорадочный период при пневмонии у 32 больных (число дней):

3, 8, 14, 14, 7, 6, 4, 12, 13, 3, 4, 5, 10, 11, 15, 10, 10, 11, 12, 8, 9, 7, 7, 8, 9, 9, 7, 8, 12, 6, 10, 9.

Построить гистограмму относительных частот распределения лихорадочного периода, сгруппировав данные в 4 интервала.

2. Под наблюдением 7 участковых педиатров детской поликлиники состояло детей первого года жизни: 52, 60, 53, 64, 62, 54, 61.

Найти среднюю выборочную и исправленную дисперсию числа детей, находящихся под наблюдением.

3. В результате измерений диаметра 15 эритроцитов больного получены следующие данные (мкм): 5,1; 5,8; 4,6; 4,7; 4,5; 5,1; 5,9; 6,1; 6,7; 4,1; 3,8; 6,0; 5,9; 5,7; 6,8. Найти доверительный интервал для среднего значения диаметра эритроцита с надежностью 0,99.

4. Существует ли связь между дозой принимаемого препарата Х (мг) и скоростью выздоровления Y (дней). Оценить связь.

X

3,5

2

2

1,2

1,4

1,4

0,5

Y

10

11

12

13

14

15

16

Записать уравнение регрессии Y по Х.

Вариант 7

1. Частота дыхания у 47 мужчин в возрасте 40-45 лет:

12, 15, 13, 14, 15, 16, 16, 19, 19, 20, 20, 20, 19, 14, 15, 12, 15, 13, 14, 12, 18, 12, 17, 16, 18, 13, 16, 17, 17, 14, 15, 17, 18, 14, 15, 14, 16, 18, 14, 18, 20, 16, 18, 19, 22, 21, 20.

Построить гистограмму относительных частот распределения частоты дыхания, сгруппировав данные в 5 интервалов.

2. Частота пульса у 10 лиц:

81, 90, 101, 95, 91, 100, 88, 80, 85, 85.

Сделайте интервальную оценку частоты пульса с надежностью 0,95.

3. Измерение веса Х (кг) девочек в возрасте 10 лет дало следующие результаты:

X

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

(частота)

1

3

5

9

20

20

19

11

4

3

2

3

Найти выборочную среднюю и дисперсию веса девочек.

4. Оценить характер связи между ростом (Х) и массой (Y) тела студентов в возрасте 20 лет.

X(см)

157

180

158

160

170

165

167

162

171

174

168

176

Y(кг)

55

82

58

57

79

58

59

60

64

65

67

72

Записать уравнение регрессии Y по Х.

Вариант 8

1. Число состоящих на диспансерном учете больных гипертонической болезнью у 50 участковых терапевтов города:

21, 22, 20, 24, 25, 25, 26, 26, 27, 25, 25, 27, 24, 22, 23, 24, 39, 23, 40, 22, 25, 30, 26, 24, 25, 24, 25, 26, 28, 24, 30, 25, 26, 27, 30, 31, 34, 31, 35, 32, 30, 30, 25, 35, 28, 38, 39.

Построить гистограмму частот распределения больных, сгруппировав данные в 5 интервалов.

2. Рост мужчин (Х) в возрасте 40 лет дан в следующей таблице:

X

162

168

176

180

191

(частота)

10

25

12

10

3

Найти среднюю выборочную и дисперсию роста мужчин.

3. Вес новорожденных Х (кг) составляет:

X

2,4

2,6

3,0

3,2

3,5

4,0

(частота)

1

8

12

10

5

1

Найти доверительный интервал для среднего значения веса новорожденных с надежностью 0,95.

4. Оценить характер связи между Х и Y:

X

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

Y

0

0,3

1

1

2

2

2,75

3

3,5

4

4

Записать уравнение регрессии Y по Х.

Вариант 9

1. Длительность лечения в стационаре 45 больных пневмонией (в днях):

11, 12, 13, 24 , 24, 23, 23, 23, 22, 21, 24, 21, 22, 21, 14, 14, 22, 20, 20, 20, 15, 15, 20, 20, 20, 16, 16, 16, 17, 17, 19, 19, 19, 18, 18, 18, 18, 19, 19, 18, 18, 17, 17, 19, 26.

Построить гистограмму частот распределения длительности лечения, сгруппировав данные в 5 интервалов.

2. Частота пульса у 10 лиц:

80, 90, 100, 92, 90, 102, 88, 80, 85, 83.

Сделайте интервальную оценку средней частоты пульса с надежностью 0,95.

3. Число состоящих на диспансерном учете больных у 9 участковых врачей: 155, 132, 150, 140, 114, 122, 136, 145, 120.

По приведенным данным оценить генеральную среднюю и генеральную дисперсию числа диспансерных больных.

4. Оценить характер связи между числом послеоперационных осложнений (Y) и временем (Х), прошедшим от момента приступа холецистита до начала операции

Х(час)

2

4

7

10

13

16

19

22

24

Y

5

8

11

20

21

23

28

34

45

Записать уравнение регрессии Y по Х.

Вариант 10

1. Частота дыхания у 47 мужчин в возрасте 40-45 лет:

16, 16, 16, 20, 20, 20, 12, 12, 17, 12, 14, 13, 15, 19, 19, 19, 13, 15, 12, 15, 13, 14, 14, 15, 14, 14, 15, 16, 17, 16, 17, 13, 16, 17, 18, 18, 17, 18, 14, 18, 20, 20, 21, 22, 17, 18, 19.

Построить гистограмму относительных частот распределения частоты дыхания, сгруппировав данные в 5 интервалов.

2. Частота дыхания у 8 мужчин в возрасте 35 лет:

15, 16, 19, 20, 22, 21, 24, 19.

Найти доверительный интервал для среднего значения частоты дыхания с доверительной вероятностью 0,95.

3. Уровни систолического (Х) и диастолического (Y) давления (в мм рт.ст.) у 12 здоровых юношей в возрасте 18 лет составили:

X

120

105

115

115

110

110

120

120

120

125

110

125

Y

80

70

70

65

70

65

75

70

74

75

70

80

Существует ли корреляционная связь между X и Y? Оценить ее количественно. Записать уравнение регрессии Y по Х.

4. При измерении размеров вируса получены следующие величины (в мкм): 0,35; 0,44; 0,20; 0,30; 0,39. По приведенным данным оценить генеральную среднюю и генеральную дисперсию.

7. ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

7.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Понятие культуры речи.

2. Речь и язык.

3. Понятие "нормы" в русском языке.

4. Орфоэпические нормы в русском языке.

5. Лексические нормы в русском языке.

6. Орфографические и синтаксические нормы в русском языке.

7. Понятие "стили современного русского языка".

8. Взаимодействие функциональных стилей.

9. Официально- деловой стиль и сфера его употребления.

10. Особенности и нормы официально- делового стиля.

11. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

12. Научный стиль и сфера его употребления.

13. Оформление ов, курсовых и дипломных работ.

14. Деловой этикет.

15. Публицистический стиль.

16. Отбор языковых средств в публичном выступлении.

17. Оратор и его аудитория.

18. Условия функционирования разговорной речи.

19. Художественный стиль и его употребление.

20. Роль слушателя в коммуникации.

21. Деловая беседа, совещание.

22. Приемы полемики.

23. Использование технических средств в коммуникации.

24. Словари русского языка

7.2. Литература

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд., перераб. и доп. М., 1984.

2. Андреев В.И. Деловая риторика.- М.: Народное образование, 1995.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М., 1990.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2002.

5. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. — М., ИВЦ Маркетинг, 1993.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. — М., 1988.

7. Голуб И.Р. Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи.- М

8. Голуб И.Р. Упражнения по стилистике русского языка. — М., 1997.

9. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. 2-е изд., испр. И доп. — М., 1981.

10. Далецкий Ч. Б. Практикум по риторике. — М., 1996.

11. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Уч. пособие. — М.: Рус. яз., 1991.

12. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. — М., ИРЯ им. В.В. Виноградова, 1999.

13. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. М., Флинта. Наука, 1997.

14. Основы культуры речи: Хрестоматия / Сост. Л.И. Скворцов. — М., 1984.

15. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М., 1996.

16. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк.: ИНФРА-М, 1998.

17. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.

18. Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк.- М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

19. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. проф. В.И. Максимова.- М.: Гардарики, 2002.

8 . ДИСЦИПЛИНА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

8.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Культурология как наука, история ее возникновения.

2. Происхождение представлений о культуре. Сущность культуры.

3. История термина «cultura».

4. Классическая концепция культуры.

5. Дескриптивная концепция культуры.

6. Символическая концепция культуры.

7. Структурная концепция культуры.

8. Культура и цивилизация.

9. Соотношение социального и биологического в человеке.

10. Культура и общество.

11. Социализация, идентичность и идентификация.

12. Субкультуры, этническая и национальная культуры, мультикультурализм. Культурный релятивизм.

13. Элитарная и массовая культура.

14. Функции культуры. Культурные ценности и нормы. Традиция.

15. Культурная модернизация.

16. Мировая и локальная культуры.

17. Межкультурные коммуникации (диалог культур).

18. Культура и повседневность.

19. Г.Гегель о культуре.

20. Философия культуры Ф.Ницше.

21. З.Фрейд о культуре.

22. Вклад М.Бахтина в современную теорию культуры.

23. Концепция «Заката Европы» О.Шпенглера.

24. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Данилевского.

25. Теория локальных цивилизаций А.Тойнби.

26. Особенности первобытной культуры.

27. Культура греческой античности.

28. Культура Древнего Рима.

29. Культура средних веков.

30. Культура эпохи Возрождения.

31. Культура нового времени.

32. Тенденции постмодернизма в культуре и искусстве конца XX века. Культура постиндустриального общества.

33. Культура России.

8.2. Литература

Основная литература

1. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособ. – М.: Знание, 1996.

2. Культурология : Курс лекций. /Под. Ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1996.

3. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособ. /Под. ред. А.Н.Марковой. – М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1995. (Вопросы 26 – 32).

4. Культурология. История мировой культуры. Учебник. /Под. ред. А.Н.Марковой. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1998. (Вопросы 26 – 32).

5. Культурология: Учебное пособие для вузов /Под. ред. А.Н.Марковой. – 3-е издание. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. (Вопросы 26 – 32).

6. Семенихина И.Н. Культурология: учебное пособие. В 3-х частях. – Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 1998. (Вопросы 26, 27, 28, 31).

Рекомендуемые учебные и справочные пособия

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. – Казань: Издательство Казанского университета, 1997. (Фонд библиотеки ИЭУП).

2. Статьи «Культура» (вопросы 2 – 8) , «Пол», «Природа и воспитание» (вопрос 9) , «Постмодерн», «Постмодернизм», «Постиндустриальное общество» (вопрос 32) и другие статьи.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Логос, 1998. (Фонд Национальной библиотеки и Научной библиотеки КГУ).

4. Контексты современности – I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / Хрестоматия: Пер. с англ и нем. – Казань: Издательство Казанского университета, 2000. (Фонд библиотеки ИЭУП).

5. Статьи Дж.Томпсона (вопросы 4 – 8) , Р.Уильямса (вопрос 3) , Д.Крейн (вопросы 5 – 7) , К.Пламмера (вопрос 11) , П.Бёрка (вопрос 13) .

6. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М., 1998. (Фонд библиотеки ИЭУП). (Вопросы 9 – 12) .

7. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х томах. – Спб.: Университетская книга, 1998. (Фонд Национальной библиотеки и Научной библиотеки КГУ) (вопросы 19 – 25 и другие) .

8. Лалетин Д.А., Пархоменко И.. Культурология: экзаменационные вопросы с ответами. – М., 2000. (Фонд Национальной библиотеки и Научной библиотеки КГУ).

9. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 1999. (Фонд библиотеки ИЭУП).

10. Разделы «Теория культурно-исторических типов» (вопросы 23 – 25) , «Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности» (вопросы 11, 12) .

11. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. (Фонд Национальной библиотеки и Научной библиотеки КГУ).

12. Разделы «Сексуальные роли и неравенство», «Этническое и расовое неравенство», «Возраст и неравенство» (вопрос 9) ; «Культура» (вопросы 2,3, 9 – 12) , «Социализация» (вопрос 11) .

Фонд библиотеки ИЭУП

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. – М., 1993.

2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. – Ч.2. – М.: Спектр, 1994.

3. Введение в культурологию. Учеб пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.

4. Введение в культурологию. Учеб пособие.: В 3-х частях. – М., 1995.

5. Введение в культурологию.: Учебник. /Отв. Ред. Е.В.Попов. – М.: ВЛАДОС, 1996.

6. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры. – М., 1996.

7. Золкин А.Л. Культурология: учеб. пособ. для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.

8. Культурология ХХ век. Антология. – М.: Юрист, 1995.

9. Культурология. Учеб. пособ. /Под. ред. Г.В.Драча. – Ростов – на Дону: Феникс, 1996.

10. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии: Учеб пособ. – М.: ГАРДАРИКИ, 1997.

11. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 1999.

12. Розин В.М. Введение в культурологию. – М.: Международные отношения, 1994.

13. Учебный курс по культурологии. – Ростов-на Дону: Феникс, 1996.

9. ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СС»

9.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1.Учение Р.Декарта о рефлексе и его дуализм.

2.Учение И.М.Сеченова о рефлексах головного мозга.

3.Рефлекторная теория И.П.Павлова.

4.Динамический стереотип.

5.Безусловные рефлексы и их классификация.

6.Инстинкт.

7.Ориентировочный рефлекс.

8.Условные рефлексы, их основные характеристики, условия выработки и классификация.

9.Натуральные и искусственные рефлексы.

10.Классический условный рефлекс и его стадии.

11.Инструментальные условные рефлексы и рефлексы на время.

12.Условные рефлексы высшего порядка.

13.Импринтинг.

14.Внешнее (безусловное) торможение.

15.Внутреннее (условное) торможение.

16.Свойства основных нервных центров.

17.Механизмы образования условного рефлекса.

18.Доминанта как основной принцип координации рефлекторной деятельности мозга.

19.Обучение и память – два неотделимых процесса.

20.Клеточные и молекулярные механизмы обучения и памяти.

21.Виды и формы памяти.

22.Этапы памяти.

23.Структуры мозга, участвующие в формировании и хранении памяти.

24.Функциональное состояние в структуре поведения.

25.Нейроанатомия функциональных состояний.

26.Физиологические индикаторы функциональных состояний.

27.Сон, его стадии и механизмы развития сна.

28.Слово как сигнал сигналов.

29.Речь и ее функции.

30.Взаимодействие первой и второй сигнальной систем.

31.Речевые функции полушарий. Афазия.

32.Взаимодействие полушарий головного мозга.

33.Мозг и сознание.

34.Развитие речи у ребенка.

35.Детерминанты потребностей.

36.Классификация потребностей.

37.Потребности и воспитание.

38.Биологическая мотивация.

39.Общие свойства различных видов мотивации.

40.Мотивация как доминанта.

41.Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций.

42.Эмоции и их классификация.

43.Функции эмоций.

44.Физиологическое проявление эмоций.

45.Нейроанатомия эмоций.

46.Нейрохимия эмоций.

47.Механизмы управления движением.

48.Механизмы инициации движения.

49.Теории индивидуальности.

50.Теория И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности.

51.Свойства нервной системы и их измерения.

52.Темперамент в структуре индивидуальности.

53.Предмет физиологии ВНД и ее связь с другими науками.

54.Общие принципы работы анализаторов.

55.Зрительный анализатор.

56.Слуховой анализатор.

57.Вестибулярный анализатор.

58.Кожный и двигательный анализатор.

59.Вкусовой анализатор. Интероцепция.

60.Обонятельный анализатор. Ноцицептивный анализатор.

9.2. Литература

Основная:

1.Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 480 с.

2.Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Смирнова. – М.: Мед.информ.агентство, 1999. – 718 с.

3.Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003. – 304 с.

Дополнительная:

1.Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека: Учебник (курс лекций). С.П. «Сотис», 1998. – 528 с.

2.Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г. Компенсаторно-адаптационные реакции кардиореспираторной системы при различных видах мышечной деятельности. Казань: «Таглимат» ИЭУП, 2003. – 128 с.

3.Гайнутдинов Х.Л., Гайнутдинова Т.Х. Механизмы памяти: Учеб. пособие. – Казань, 2002. – 83 с.

4.Нормальная физиология: Учебник / Под ред. А.В.Коробкова. М.: Высш. школа, 1980. – 560 с.

5.Общий курс физиологии человека и животных: Учебник / Под ред. А.Д.Ноздрачева. – М.: Высш. школа, 1991. – 512 с.

6.Словарь физиологических терминов / Отв.ред. О.Г.Газенко. М.: «Наука», 1987. – 447 с.

9.2. Темы контрольных работ

1. Учение Р. Декарта о рефлексе и его дуализм.

2. Учение Сеченова о рефлексах головного мозга.

3. Рефлекторная теория Павлова.

4. Безусловные рефлексы.

5. Ориентировочный рефлекс.

6. Сложные формы врожденного поведения (инстинкт).

7. Импринтинг и его нейронные механизмы.

8. Условные рефлексы.

9. Динамика условно-рефлекторной деятельности.

10. Механизмы образования условного рефлекса.

11. Механизмы памяти и обучения.

12. Потребности и мотивация.

13. Эмоции.

14. Движение.

15. Функциональные состояния.

16. Сон.

17. Особенности высшей нервной деятельности.

18. Индивидуальные различия ВНД человека.

19. Общие принципы работы анализаторов.

20. Зрительный анализатор.

21. Слуховой анализатор.

22. Вестибулярный анализатор.

23. Кожный анализатор.

24. Двигательный анализатор.

25. Вкусовой анализатор.

26. Обонятельный анализатор.

27. Интероцепция.

Образец титульного листа контрольной работы

(а).

Министерство образования и науки РФ

Институт экономики, управления и права

()

по дисциплине

_______________________________

на тему

________________________________

________________________________

вариант : _____

Работу выполнил:

Студент группы_____

__________отделения

Ф.И.О.

Проверил:

Ф.И.О. преподавателя

Казань, 200__ год.