Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Экскурсии

 

             

Экскурсии

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПУ “Березинский

биосферный заповедник”

________________ Хмаро В.Э.

“___”____________ 200__ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии ________________________________________

Продолжительность (час) _______________________________

Протяженность (км) ____________________________________

Автор-разработчик _____________________________________

(автор, коллектив авторов, предприятие)

Содержание экскурсии __________________________________

_______________________________________________________

Маршрут экскурсии ____________________________________

в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _________

Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра

Основное содержание информации

Указания по организации*

Методические указания**

1

2

3

4

5

6

7

* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.

** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПУ “Березинский

биосферный заповедник”

________________ Хмаро В.Э.

“___”____________ 200__ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии _______”Животный мир заповедника”_________

Продолжительность (час) _________45 минут ______________

Протяженность (км) _______200 м _____________________________

Автор-разработчик _______Коллектив музея ______________

(автор, коллектив авторов, предприятие)

Содержание экскурсии ___Познавательная _____________________

_______________________________________________________

Маршрут экскурсии __3 зала: информационный, млекопитающие, птицы и рыбы __

в том числе варианты маршрута (летний, зимний) ___круглогодично ______

Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра (в минутах)

Основное содержание информации

Указания по организации*

Методические указания**

1

2

3

4

5

6

7

Начало осмотра - информационный зал

19 стендов и 2 карты

Стенды, карты

5

История создания заповедника, географическое расположение, задачи заповедника, международные связи

Экскурсовод находится возле стендов, а группа в центре зала

Экскурсионная справка о Березинском заповеднике. Предварительный осмотр стендов

Млекопитающие

Диорамы: центральная биогруппа, рыси, сцена охоты волков на кабана, семья кабанов, бурый медведь, лоси, зубры

Млекопитающие встречающиеся на территории заповедника

20

Биология и местообитание животных: млекопитающие Березинского заповедника

Для удобства работы экскурсовод находится с той стороны диорамы где расположены розетки озвучивания диорам, группа располагается вдоль диорамы

Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц, звуки животных), рассказ, показ, вопросы-ответы

Птицы и рыбы

Диорамы и витрины

Орнитофауна и ихтиофауна заповедника

20

Редкие виды, занесенные в Красную книгу РБ- гордость заповедника. Биология и местообитание птиц. Обитатели рек и озер

Экскурсовод находится лицом к экскурсантам, не закрывая собой витрины и диорамы

Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц), рассказ, показ, вопросы-ответы

* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.

** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПУ “Березинский

биосферный заповедник”

________________ Хмаро В.Э.

“___”____________ 200__ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии ___”По лесной заповедной тропе” (Экологическая тропа) _______________

Продолжительность (час) _____3 ч _____________________

Протяженность (км) _________3 км ___________________

Автор-разработчик _____Научный отдел заповедника ____

(автор, коллектив авторов, предприятие)

Содержание экскурсии ___Экологическая, познавательная_

_______________________________________________________

Маршрут экскурсии __12 остановок: Еловый лес, осиновый лес, на лесной опушке, сфагновое болото, панорама сфагнового болота, редкие растения, березовая роща, квартальная просека-мониторинг, лесные культуры, сосновый бор, вольеры, поле __________________________________

в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний ________

Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра (в минутах)

Основное содержание информации

Указания по организации*

Методические указания**

1

2

3

4

5

6

7

Сбор возле КПП “Домжерицы”

У информационного щита с изображением схемы маршрута

Знакомство со схемой маршрута

5

Что такое Экология? Для чего нужна экологическая тропа?

Инструктаж по технике безопасности

Рассказ, показ схемы маршрута, мест остановок

Еловый лес

У аншлага

Еловый лес

15

Растительность елового леса и его обитатели

Группа останавливается у живоловушки для отлова кабана

Рассказ об обитателях еловых лесов и показ растительности

Осиновый лес

У аншлага

Осиновый лес

15

Растительность осинового леса и его обитатели

Группа проходит через осинник и останавливается у кормушки для подкормки оленей и косуль

Рассказ об обитателях осиновых лесов, показ растительности и грибов

На лесной опушке

У аншлага

Опушка леса

10

Растительность лесных опушек и её обитатели

Группа выходит на лесную поляну, знакомство с чагой

Рассказ, показ растительности и различных видов грибов, легенда о камнях

Сфагновое болото

У аншлага

Болото

15

Растительность сфагнового болота

Группа спускается с горки и подходит к болоту, наблюдение перехода суходольной растительности к болотной

Рассказ, показ растительности произрастающей на болоте

Панорама сфагнового болота

У смотровой площадки

Смотровая площадка

10

История образования данного болота

Группа движется вдоль болота к смотровой площадке

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Дорога вдоль болота

У кротовин, на трапе в болоте

Кротовины, болотная растительность

10

Растительность и обитатели болот

Группа направляется к деревянному настилу и проходит по нему в болото

Показ болотной растительности, используя фольклор

Редкие растения

У аншлага

Арника горная - занесена в Красную книгу РБ

5

Краткая информация о редких растениях занесенных в красную книгу

Группа экскурсантов выходит из болота, и направляется вверх по тропе, встречая на пути редкое растение - арнику горную

Рассказ экскурсовода, показ растения

Лесной обитатель - муравей

У муравейника

Муравейник

5

Лесные обитатели - муравьи,

Группа располагается у объекта

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Научные объекты

У аншлага

Пробная площадь

10

Что такое пробная площадь и для чего она нужна

Группа экскурсантов направляется по тропе вверх и останавливается возле пробной площади и пчелиной колоды

Рассказ экскурсовода о научной деятельности заповедника, показ пробной площади и пчелиной колоды

Березовая роща

У аншлага

Березовая роща

10

Растительность березового леса и его обитатели

Группа движется по тропе вдоль березового леса

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Квартальная просека-мониторинг

У аншлага

Квартальная просека

5

Что такое квартальная сеть, как ориентироваться в лесу благодаря квартальным столбам.

Через заросли малины по тропе группа выходит на квартальную просеку

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Лесные культуры

У аншлага

Лесные культуры

5

Лес посаженный руками человека

Группа движется по молодому сосновому лесу, обращая внимание на очаг заболевания сосны корневой губкой

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Сосновый бор

У аншлага

Сосновый бор

5

Растительность соснового бора и его обитатели

Группа проходит по сосновому бору, вдыхая пьянящий аромат смолы и земляники

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Вольеры

У информационных аншлагов

Информационный стенд

5

Биология животных и птиц населяющих заповедник

Проходя тропу группа попадает в лесной зоопарк, подходит к стенду, располагаясь справа от него. с этой стороны удобнее наблюдать за тем, что показывает экскурсовод на стенде в процессе рассказа.

Ознакомление туристов с правилами поведения в вольерах и техникой безопасности. Показ стенда с предварительным обзором объектов вольеров

Клетка с медведицей

У клетки с медведицей

Бурый медведь по кличке Машка

5

История появления медведицы в вольерах, крупнейший всеядный хищник наших лесов

Экскурсанты размещаются перед ограничительным барьером с левой стороны от клетки, рядом со стендом с краткой информацией о данном животном.

Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с описанием (характеристикой) животного наблюдение за ним.

Вольер с зубром

У вольера с зубром

Зубр

по кличке Борька

5

История появления зубра в вольерах, Зубр - редкое и крупнейшее животное РБ

От клетки с медведицей группа передвигается к вольеру с зубром, размещается вдоль вольера так, чтобы было удобно рассмотреть животное

Показ животного с его описанием. Наблюдение за животным

Клетка с волками

У клетки с волками

Семейство волков (самка и самец)

4

История появления волков в вольерах, Волк - хищник по природе

Экскурсанты подходят к клетке с волками, располагаются перед ограничительным барьером вдоль клетки, чтобы было удобно наблюдать за волками.

Показ с сопровождением рассказа, дающего описание данного животного. Наблюдение за ним

Вольер с лосем

У вольера с лосем

Лось европейский по кличке Мишка

5

История появления лося в вольерах, биология животного. Лось - лесной великан

По асфальтированной дорожке группа перемещается дальше — к вольеру с лосем, располагаясь по его периметру, чтобы вся группа могла наблюдать за животным в процессе рассказа экскурсовода.

Показ с описанием животного, наблюдение за ним

Вольер с оленем

У вольера с оленем

Олень благородный по кличке Яшка

5

История появления оленя в вольерах, биология животного. Самое прекрасное у оленя его рога

Экскурсанты проходят несколько метров и размещаются вдоль вольера с оленем рядом с экскурсоводом.

Рассказ и показ, наблюдение за оленем.

Использование метода вопросов-ответов (для концентрации внимания экскурсантов)

Клетка с лебедем

У клетки с лебедем

Лебедь

3

Биология птицы. Лебединая песня.

Группа подходит к клетке с лебедем, размещается с правой стороны от клетки.

Показ птицы с ее описанием и наблюдение за ней

Вольер с косулей

У вольера с косулей

Косуля

(дикая коза)

5

Косуля европейская - лесная красавица.

По асфальтированной дорожке группа во главе с экскурсоводом переходит от клетки с лебедем к вольеру с косулей. группа размещается так, чтобы можно было поближе рассмотреть косулю в то время, когда экскурсовод о ней рассказывает.

Рассказ. Показ животного, наблюдение за ним. Использование метода вопросов-ответов

Вольер с

диким кабаном

У вольера с диким кабаном

Дикая свинья по кличке Филимониха

4

Кабан - наиболее многочисленное животное заповедника. Биология животного. Рассказ об особенностях обитания в вольерах.

Экскурсанты проходят по дорожке к вольеру с диким кабаном.

Рассказ. Показ животного, наблюдение за его поведением.

Клетка с

енотовидной

собакой

У клетки с енотовидной собакой

Енотовидная собака

3

Енотовидная собака акклиматизирована и хорошо приспособленное животное

Группа движется от загона с кабаном к клеткам с мелкими представителями вольер: енот, лисица, барсук . Первая на этом пути встречается енотовидная собака.

Рассказ экскурсовода о енотовидной собаке.

Показ животного, наблюдение за его повадками

Клетка с лисицей

У клетки с лисицей

Лисица обыкновенная

3

Биология данного вида, рассказ об обитании в вольерах.

От клетки с енотовидной собакой группа экскурсантов подходит к клетке с лисицей. Располагается рядом с экскурсоводом.

Рассказ экскурсовода о лисице. Наблюдение за животным.

Клетка с барсуком

У клетки с барсуком

Барсук

3

Барсук - редкий вид на территории заповедника, занесен в Красную книгу РБ.

От клетки с лисицей группа экскурсантов подходит к клетке с барсуком. Располагается рядом с экскурсоводом.

Рассказ экскурсовода о барсуке. Наблюдение за животным.

Поле

Поле

Поле

5

Растительность полей, для чего они нужны

Группа находится на дороге вдоль поля и движется к направлению к КПП

Рассказ используя стихотворные строки, показ растений

* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.

** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПУ “Березинский

биосферный заповедник”

________________ Хмаро В.Э.

“___”____________ 200__ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии ____ “Лесной зоопарк” _ (вольеры) ___________________________________

Продолжительность (час) _______50 минут ________________________

Протяженность (км) ____400 метров ________________________________

Автор-разработчик ___Коллектив музея __________________________________

(автор, коллектив авторов, предприятие)

Содержание экскурсии _Познавательная _________________________________

_______________________________________________________

Маршрут экскурсии __Медведица, зубр, волки, лось, олень, лебедь, косуля, кабан и более мелкие представители млекопитающих и птицы ___

в том числе варианты маршрута (летний, зимний) Круглогодично _________

Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра

(в минутах)

Основное содержание информации

Указания по организации*

Методические указания**

1

2

3

4

5

6

7

Начало экскурсии — стенд

со схемой размещения животных, маршрут передвижения и краткая информация о вольерах.

У информационного стенда

Информационный стенд

5

Краткое описание маршрута, перечень животных, обитающих в вольерах.

Группа экскурсантов вместе с экскурсоводом подходит к стенду, располагаясь справа от него. с этой стороны удобнее наблюдать за тем, что показывает экскурсовод на стенде в процессе рассказа.

Ознакомление туристов с правилами поведения в вольерах и техникой безопасности. Показ стенда с предварительным обзором объектов вольеров

Клетка с медведицей

У клетки с медведицей

Бурый медведь по кличке Машка

5

История появления медведицы в вольерах, крупнейший всеядный хищник наших лесов

Экскурсанты размещаются перед ограничительным барьером с левой стороны от клетки, рядом со стендом с краткой информацией о данном животном.

Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с описанием (характеристикой) животного наблюдение за ним.

Вольер с зубром

У вольера с зубром

Зубр

по кличке Борька

5

История появления зубра в вольерах, Зубр - редкое и крупнейшее животное РБ

От клетки с медведицей группа передвигается к вольеру с зубром, размещается вдоль вольера так, чтобы было удобно рассмотреть животное

Показ животного с его описанием. Наблюдение за животным

Клетка с волками

У клетки с волками

Семейство волков (самка и самец)

4

История появления волков в вольерах, Волк - хищник по природе

Экскурсанты подходят к клетке с волками, располагаются перед ограничительным барьером вдоль клетки, чтобы было удобно наблюдать за волками.

Показ с сопровождением рассказа, дающего описание данного животного. Наблюдение за ним

Вольер с лосем

У вольера с лосем

Лось европейский по кличке Мишка

5

История появления лося в вольерах, биология животного. Лось - лесной великан

По асфальтированной дорожке группа перемещается дальше — к вольеру с лосем, располагаясь по его периметру, чтобы вся группа могла наблюдать за животным в процессе рассказа экскурсовода.

Показ с описанием животного, наблюдение за ним

Вольер с оленем

У вольера с оленем

Олень благородный по кличке Яшка

5

История появления оленя в вольерах, биология животного. Самое прекрасное у оленя его рога

Экскурсанты проходят несколько метров и размещаются вдоль вольера с оленем рядом с экскурсоводом.

Рассказ и показ, наблюдение за оленем.

Использование метода вопросов-ответов (для концентрации внимания экскурсантов)

Клетка с лебедем

У клетки с лебедем

Лебедь

3

Биология птицы. Лебединая песня.

Группа подходит к клетке с лебедем, размещается с правой стороны от клетки.

Показ птицы с ее описанием и наблюдение за ней

Вольер с косулей

У вольера с косулей

Косуля

(дикая коза)

5

Косуля европейская - лесная красавица.

По асфальтированной дорожке группа во главе с экскурсоводом переходит от клетки с лебедем к вольеру с косулей. группа размещается так, чтобы можно было поближе рассмотреть косулю в то время, когда экскурсовод о ней рассказывает.

Рассказ. Показ животного, наблюдение за ним. Использование метода вопросов-ответов

Вольер с

диким кабаном

У вольера с диким кабаном

Дикая свинья по кличке Филимониха

4

Кабан - наиболее многочисленное животное заповедника. Биология животного. Рассказ об особенностях обитания в вольерах.

Экскурсанты проходят по дорожке к вольеру с диким кабаном.

Рассказ. Показ животного, наблюдение за его поведением.

Клетка с

енотовидной

собакой

У клетки с енотовидной собакой

Енотовидная собака

3

Енотовидная собака акклиматизирована и хорошо приспособленное животное

Группа движется от загона с кабаном к клеткам с мелкими представителями вольер: енот, лисица, барсук . Первая на этом пути встречается енотовидная собака.

Рассказ экскурсовода о енотовидной собаке.

Показ животного, наблюдение за его повадками

Клетка с лисицей

У клетки с лисицей

Лисица обыкновенная

3

Биология данного вида, рассказ об обитании в вольерах.

От клетки с енотовидной собакой группа экскурсантов подходит к клетке с лисицей. Располагается рядом с экскурсоводом.

Рассказ экскурсовода о лисице. Наблюдение за животным.

Клетка с барсуком

У клетки с барсуком

Барсук

3

Барсук - редкий вид на территории заповедника, занесен в Красную книгу РБ.

От клетки с лисицей группа экскурсантов подходит к клетке с барсуком. Располагается рядом с экскурсоводом.

Рассказ экскурсовода о барсуке. Наблюдение за животным.

* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.

** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПУ “Березинский

биосферный заповедник”

________________ Хмаро В.Э.

“___”____________ 200__ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии __К сказочному замку у озера Плавно (Территория ГК “Плавно”) __

Продолжительность (час) ___2 часа ____________________________

Протяженность (км) ____30 км ________________________________

Автор-разработчик ____Сотрудники музея _____________________

(автор, коллектив авторов, предприятие)

Содержание экскурсии ___ Рекламно-познавательная ______________________________

_______________________________________________________

Маршрут экскурсии _п. Домжерицы, ГД “Нивки”, ГК “Плавно” __

в том числе варианты маршрута (летний, зимний) __Круглогодично _______

Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра (в минутах)

Основное содержание информации

Указания по организации*

Методические указания**

1

2

3

4

5

6

7

п. Домжерицы

У курганов

Курганы

5

История образования курганов и населенных пунктов Домжерицы и Ствольно

Группа располагается на дороге возле курганов

Рассказ, показ, историческая справка

Река Бузянка

У моста через реку Бузянку

Река

5

Информация о водной системе заповедника

Группа находится у моста на обочине дороги. Показ небольшого участка реки, её берегов

Рассказ о водной системе заповедника, растительности, произрастающей по берегам рек

ГД “Нивки”

Гостевой домик и его окрестности

Спальные комнаты, гостиная, беседки

10

Нивки - прекрасный домик для семейного отдыха

Группа находится у входа в домик, рассматривает постройки, затем входит во внутрь здания

Рассказ, показ

Сосновый и еловый леса

Сосновый и еловый леса

Сосновый и еловый леса

10

Растительность еловых и сосновых лесов и его обитатели

Группа выходит из домика, садится в автобус и движется по направлению к ГК “Плавно”

Рассказ, наблюдение

Территория ГК “Плавно”

КПП, ГК “Плавно”, спортивная площадка

Вертолетная площадка, оснащение ГК “Плавно”

30

Исторические данные о первом секретаре КП Белоруссии Машерове П.М.,

“Плавно” прекрасное место для отдыха

Группа входит во внутрь комплекса знакомится с его оснащением и постройками на прилегающей территории

Рассказ о Машерове П.М. показ фотографий, информация о дополнительных услугах предлагаемых комплексом

Озеро Плавно

Пирс

Озеро, пляж

45

История древнейшего пути “из варяг в греки”, характерные особенности озера, водораздел. Знакомство с растительностью произрастающей на озере

Группа выходит на пирс, знакомится с растительностью произрастающей на озере и гоголятниками затем направляется вдоль озера к пляжу

Рассказ, показ, историческая справка о водном пути “из варяг в греки”

Территория ГК “Плавно”

У ГД “Шалаш”

Расположение комнат в ГД “Шалаш”

15

ГД “Шалаш” идеальное место для экотуристов

Показ внутреннего оснащения домика и прилегающей территории

Рассказ, показ

* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.

** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПУ “Березинский

биосферный заповедник”

________________ Хмаро В.Э.

“___”____________ 200__ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии __”Природная аптека” экскурс по лекарственным травам

Продолжительность (час) ___2 часа ____________________________

Протяженность (км) ____1,5 км ________________________________

Автор-разработчик ____Сотрудники музея _____________________

(автор, коллектив авторов, предприятие)

Содержание экскурсии ___Познавательная _______________________________

_______________________________________________________

Маршрут экскурсии _Дендропарк, карельские березы, окраина леса __

в том числе варианты маршрута (летний, зимний) __Весенне-осенний _______

Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра (в минутах)

Основное содержание информации

Указания по организации*

Методические указания**

1

2

3

4

5

6

7

Дендропарк

Асфальтированная дорожка в парке

Первоцвет весенний, тысячелистник, черемуха, земляника лесная, сосна обыкновенная, боярышник

30

Лекарственные растения и их свойства

Группа движется по асфальтированной дорожке, которая проходит по дендропарку, останавливаясь около интересующих нас растений

Рассказ экскурсовода о методах лечения травами, показ растений

Карельские березы

Дорога у карельских берез

Береза, мать-и-мачеха, цмин песчаный, золотая розга, подорожник, коровяк черный, полынь, зверобой, кислица обыкновенная, ольха черная, лапчатка прямостоячая, чабрец

70

Лекарственные растения и их свойства

Группа идет по дороге и останавливается между карьерами

Рассказ экскурсовода о травах и методах лечения ими

Окраина леса

Поле

Крапива, ольха серая, черника, ель, малина, ежевика

20

Лекарственные растения и их свойства

Группа сворачивает с дороги и идет по полю вдоль леса

Рассказ экскурсовода о травах и методах лечения ими

* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.

** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

Утверждаю:

Директор ГПУ “Березинский

биосферный заповедник”

________________ Хмаро В.Э.

“___”____________ 200__ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии __”Природная аптека” экскурс по лекарственным травам

Продолжительность (час) ___2 часа ____________________________

Протяженность (км) ____1,5 км ________________________________

Автор-разработчик ____Сотрудники музея _____________________

(автор, коллектив авторов, предприятие)

Содержание экскурсии ___Познавательная _______________________________

_______________________________________________________

Маршрут экскурсии _Дендропарк, карельские березы, окраина леса __

в том числе варианты маршрута (летний, зимний) __Весенне-осенний _______

Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра (в минутах)

Основное содержание информации

Указания по организации*

Методические указания**

1

2

3

4

5

6

7

Дендропарк

У аншлага

Схема маршрута

5

Лекарственные растения и их значимость для человека

Группа движется по асфальтированной дорожке, которая проходит по дендропарку, останавливаясь около интересующих нас растений

Вступление яркое, эмоциональное, образное. Необходимо заинтересовать, установить эмоционально-психологический контакт с группой экскурсантов

Первоцвет весенний и тысячелистник

У растений

Первоцвет весенний, тысячелистник

10

Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектами

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Черемуха и сосна обыкновенная

У черемухи и сосны

Черемуха и сосна обыкновенная

10

Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектами

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Земляника лесная

У растения

Земляника лесная

5

Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектом

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Боярышник

У боярышника

Боярышник

5

Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектом

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Береза

У дерева

Береза

5

Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектом

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Мать-и-мачеха и цмин песчаный

У растений

Мать-и-мачеха, цмин песчаный

10

Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа идет по дороге и останавливается между карьерами, располагаясь перед объектами

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Золотарник, подорожник, коровяк черный

У растений

Золотарник, подорожник, коровяк черный

12

Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектами

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Лапчатка прямостоячая, чабрец

У растений

Лапчатка прямостоячая, чабрец

8

Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектами

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Полынь, зверобой

У растений

Полынь, зверобой

8

Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектами

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Кислица обыкновенная

У растения

Кислица обыкновенная

5

Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектом

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Ольха черная

У ольхи

Ольха черная

5

Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектом

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Карельская береза

У дерева

Карельская береза

5

Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектом

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Ольха серая

У ольхи

Ольха серая

5

Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектом

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Крапива

У растения

Крапива

5

Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектом

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Черника

У растения

Черника

5

Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектом

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Малина, ежевика

У растений

Малина, ежевика

5

Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектами

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Ель обыкновенная

У дерева

Ель обыкновенная

7

Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве

Группа располагается перед объектом

Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание

Заключение: Краткое подведение итогов экскурсии. Ответы на вопросы туристов

Экскурсантов можно познакомить с другими экскурсиями заповедника

* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.

** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПУ “Березинский

биосферный заповедник”

________________ Хмаро В.Э.

“___”____________ 200__ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии __По Березинской водной системе - заповедная часть пути “из варяг в греки” ____________

Продолжительность (час) _____2 часа __________________________

Протяженность (км) ______24 км ______________________________

Автор-разработчик ____Коллектив научного отдела _________________________________

(автор, коллектив авторов, предприятие)

Содержание экскурсии __Познавательная ________________________________

____________________________________________________________________________

Маршрут экскурсии ___д. Кветча, д. Крайцы, урочище Залазы _________________________________

в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний ________

Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра (в минутах)

Основное содержание информации

Указания по организации*

Методические указания**

1

2

3

4

5

6

7

Сбор у КПП “Домжерицы”

У моста около д. Кветча

Шлюз через Сергучский канал

30

История создания Березинской водной системы.

Сергучский канал - часть Березинской водной системы

Группа выходит из автобуса и двигается через мост на левый берег канала

Рассказ, показ, историческая справка

д. Крайцы

У моста

Шлюз через Сергучский канал

30

Устройство шлюзов, Откосы выложены тесаными каменными плитами, остатки деревянных свай. Растительность вокруг канала

Группа находится на левом берегу канала

Рассказ, показ

Урочище Залазы

У р. Березины

Место впадения Сергучского канала в р. Березину, пойменный луг

60

Растительный мир поймы р. Березины. Сильная извилистость реки и её труднопроходимость

Группа находится на левом берегу реки

Рассказ, показ

* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.

** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПУ “Березинский

биосферный заповедник”

________________ Хмаро В.Э.

“___”____________ 200__ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии __По территории заповедника ______________________________________

Продолжительность (час) _____3___________________________________________________

Протяженность (км) _____3,1 км + 8 км отдаленность маршрута от гостиницы _________

Автор-разработчик ___Коллектив научного отдела __________________________________

(автор, коллектив авторов, предприятие)

Содержание экскурсии __Познавательная ________________________________

_______________________________________________________

Маршрут экскурсии _Лесные культуры, сосновый лес, пробная площадь, горельник, сероольшаник, валуны, ельники, поле _______________________________________________________________________________________

в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний ________

Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра

(в минутах)

Основное содержание информации

Указания по организации*

Методические указания**

1

2

3

4

5

6

7

Лесные культуры

Лесные культуры на границе с полем

Лесные культуры

15

Лесные культуры - это созданные человеком посадки. Растительность таких лесов и его обитатели

Инструктаж по технике безопасности. Группа находится на дороге которая проходит через лесные культуры

Показ схемы маршрута, мест остановок. Показ растений по ходу движения с сопровождением рассказа экскурсовода

Сосновый лес

У искусственного сооружения -солонец

Сосновый лес

30

Растительность соснового леса и его обитатели

Группа проходит по сосняку чернично-мшистому и березово-орляковому, вдыхая лечебный аромат смолы

Рассказ с описанием объектов, показ с научным анализом

Пробная площадь

У пробной площади

Пробная площадь

20

Что такое пробная площадь и для каких целей они используются

Группа располагается в начале пробной площади у аншлага

Показ с сопровождением рассказа экскурсовода

Горельник

У горельника

Поврежденные пожаром древостои

20

Низовые пожары: их возникновение и последствия

Группа движется по тропе вдоль поврежденных деревьев

Показ в сопровождении рассказа экскурсовода, используется прием рассказа-объяснения

Сероольшаник

У ольховых деревьев

Сероольшаник

20

Растительность ольхового леса и его обитатели

Группа проходит по ольховому лесу и направляется в сторону квартальной просеки

Показ объекта с сопровождением рассказа экскурсовода, с описанием объекта

Валуны

У валунов

Валуны

20

Формирование рельефа заповедника под влиянием вюрмского оледенения, его последствия: появление валунов

Группа располагается вокруг валунов

Показ и рассказ экскурсовода легенды о камнях

Ельник осиново-кисличный

На тропе у ельника

Еловый лес

25

Растительность еловых лесов и его обитатели

Группа движется по тропе по еловому лесу

Показ по ходу движения, рассказ с использованием описания объектов, наблюдение

Поле

Поле

Поле

20

Растительность полей, для чего они существуют

Группа находится на тропе вдоль поля и направляется к дороге

Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с использованием приема цитирования стихотворных строк

* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.

** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПУ “Березинский

биосферный заповедник”

________________ Хмаро В.Э.

“___”____________ 200__ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии ____Заповедный лес (Пострежье) ____________________________________

Продолжительность (час) ___4-6 часов ____________________________

Протяженность (км) ____7 км ________________________________

Автор-разработчик ___Коллектив научного отдела _________________________________

(автор, коллектив авторов, предприятие)

Содержание экскурсии _Познавательная ___________________________________________

Маршрут экскурсии __ Сергучский канал, Черный ручей, Пострежье, памятник партизанам

Великой Отечественной войны, р. Смоленка __________________________________

в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний ________

Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра (в минутах)

Основное содержание информации

Указания по организации*

Методические указания**

1

2

3

4

5

6

7

д. Крайцы

У моста через Сергучский канал

Шлюз через канал

40

История создания Березинской водной системы. Сергучский канал - часть Березинской водной системы

Группа выходит из автобуса и направляется к мосту

Рассказ, показ, историческая справка

Стационар “Черный ручей”

У пробной площади и лисьей норы

Пробная площадь, лисья нора

80

Научные исследования в заповеднике на базе пробных площадей стационара

Группа находится у аншлага пробной площади, затем переходит в сосновые насаждения к лисьей норе

Рассказ, показ, наблюдение

Пострежье

У наблюдательной вышки

Участок сельскохозяйственных земель, расположенных на месте бывшей деревни Пострежье

40

Судьба одной из белорусских деревень - Пострежье

Группа по возможности поднимается на вышку для наблюдения животных

Рассказ, показ, наблюдение

Памятник партизанам ВОВ

У памятника

Воротничковая сосна, памятник партизанам

40

Партизанское движение на территории заповедника во время ВОВ

Группа располагается возле памятника

Рассказ, показ, историческая справка

Река Смоленка

У моста через реку

Бобровая хатка и запруда

40

Биология бобра

Группа находится на мосту

Рассказ, показ

* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.

** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский

биосферный заповедник”

________________ Хмаро В.Э.

“___”____________ 200__ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ