Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 15
УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский биосферный заповедник” ________________ Хмаро В.Э. “___”____________ 200__ г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ________________________________________ Продолжительность (час) _______________________________ Протяженность (км) ____________________________________ Автор-разработчик _____________________________________ (автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии __________________________________ _______________________________________________________ Маршрут экскурсии ____________________________________ в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _________ Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра Основное содержание информации Указания по организации*
Методические указания**
1 2 3 4 5 6 7 * - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации. ** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии. УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский биосферный заповедник” ________________ Хмаро В.Э. “___”____________ 200__ г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии _______”Животный мир заповедника”_________
Продолжительность (час) _________45 минут
______________ Протяженность (км) _______200 м
_____________________________ Автор-разработчик _______Коллектив музея
______________ (автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии ___Познавательная
_____________________ _______________________________________________________ Маршрут экскурсии __3 зала: информационный, млекопитающие, птицы и рыбы
__ в том числе варианты маршрута (летний, зимний) ___круглогодично
______ Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра (в минутах) Основное содержание информации Указания по организации*
Методические указания**
1 2 3 4 5 6 7 Начало осмотра - информационный зал 19 стендов и 2 карты Стенды, карты 5 История создания заповедника, географическое расположение, задачи заповедника, международные связи Экскурсовод находится возле стендов, а группа в центре зала Экскурсионная справка о Березинском заповеднике. Предварительный осмотр стендов Млекопитающие Диорамы: центральная биогруппа, рыси, сцена охоты волков на кабана, семья кабанов, бурый медведь, лоси, зубры Млекопитающие встречающиеся на территории заповедника 20 Биология и местообитание животных: млекопитающие Березинского заповедника Для удобства работы экскурсовод находится с той стороны диорамы где расположены розетки озвучивания диорам, группа располагается вдоль диорамы Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц, звуки животных), рассказ, показ, вопросы-ответы Птицы и рыбы Диорамы и витрины Орнитофауна и ихтиофауна заповедника 20 Редкие виды, занесенные в Красную книгу РБ- гордость заповедника. Биология и местообитание птиц. Обитатели рек и озер Экскурсовод находится лицом к экскурсантам, не закрывая собой витрины и диорамы Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц), рассказ, показ, вопросы-ответы * - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации. ** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии. УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский биосферный заповедник” ________________ Хмаро В.Э. “___”____________ 200__ г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ___”По лесной заповедной тропе” (Экологическая тропа)
_______________ Продолжительность (час) _____3 ч
_____________________ Протяженность (км) _________3 км
___________________ Автор-разработчик _____Научный отдел заповедника
____ (автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии ___Экологическая, познавательная_
_______________________________________________________ Маршрут экскурсии __12 остановок: Еловый лес, осиновый лес, на лесной опушке, сфагновое болото, панорама сфагнового болота, редкие растения, березовая роща, квартальная просека-мониторинг, лесные культуры, сосновый бор, вольеры, поле
__________________________________ в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний
________ Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра (в минутах) Основное содержание информации Указания по организации*
Методические указания**
1 2 3 4 5 6 7 Сбор возле КПП “Домжерицы” У информационного щита с изображением схемы маршрута Знакомство со схемой маршрута 5 Что такое Экология? Для чего нужна экологическая тропа? Инструктаж по технике безопасности Рассказ, показ схемы маршрута, мест остановок Еловый лес У аншлага Еловый лес 15 Растительность елового леса и его обитатели Группа останавливается у живоловушки для отлова кабана Рассказ об обитателях еловых лесов и показ растительности Осиновый лес У аншлага Осиновый лес 15 Растительность осинового леса и его обитатели Группа проходит через осинник и останавливается у кормушки для подкормки оленей и косуль Рассказ об обитателях осиновых лесов, показ растительности и грибов На лесной опушке У аншлага Опушка леса 10 Растительность лесных опушек и её обитатели Группа выходит на лесную поляну, знакомство с чагой Рассказ, показ растительности и различных видов грибов, легенда о камнях Сфагновое болото У аншлага Болото 15 Растительность сфагнового болота Группа спускается с горки и подходит к болоту, наблюдение перехода суходольной растительности к болотной Рассказ, показ растительности произрастающей на болоте Панорама сфагнового болота У смотровой площадки Смотровая площадка 10 История образования данного болота Группа движется вдоль болота к смотровой площадке Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Дорога вдоль болота У кротовин, на трапе в болоте Кротовины, болотная растительность 10 Растительность и обитатели болот Группа направляется к деревянному настилу и проходит по нему в болото Показ болотной растительности, используя фольклор Редкие растения У аншлага Арника горная - занесена в Красную книгу РБ 5 Краткая информация о редких растениях занесенных в красную книгу Группа экскурсантов выходит из болота, и направляется вверх по тропе, встречая на пути редкое растение - арнику горную Рассказ экскурсовода, показ растения Лесной обитатель - муравей У муравейника Муравейник 5 Лесные обитатели - муравьи, Группа располагается у объекта Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Научные объекты У аншлага Пробная площадь 10 Что такое пробная площадь и для чего она нужна Группа экскурсантов направляется по тропе вверх и останавливается возле пробной площади и пчелиной колоды Рассказ экскурсовода о научной деятельности заповедника, показ пробной площади и пчелиной колоды Березовая роща У аншлага Березовая роща 10 Растительность березового леса и его обитатели Группа движется по тропе вдоль березового леса Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Квартальная просека-мониторинг У аншлага Квартальная просека 5 Что такое квартальная сеть, как ориентироваться в лесу благодаря квартальным столбам. Через заросли малины по тропе группа выходит на квартальную просеку Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Лесные культуры У аншлага Лесные культуры 5 Лес посаженный руками человека Группа движется по молодому сосновому лесу, обращая внимание на очаг заболевания сосны корневой губкой Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Сосновый бор У аншлага Сосновый бор 5 Растительность соснового бора и его обитатели Группа проходит по сосновому бору, вдыхая пьянящий аромат смолы и земляники Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Вольеры У информационных аншлагов Информационный стенд 5 Биология животных и птиц населяющих заповедник Проходя тропу группа попадает в лесной зоопарк, подходит к стенду, располагаясь справа от него. с этой стороны удобнее наблюдать за тем, что показывает экскурсовод на стенде в процессе рассказа. Ознакомление туристов с правилами поведения в вольерах и техникой безопасности. Показ стенда с предварительным обзором объектов вольеров Клетка с медведицей У клетки с медведицей Бурый медведь по кличке Машка 5 История появления медведицы в вольерах, крупнейший всеядный хищник наших лесов Экскурсанты размещаются перед ограничительным барьером с левой стороны от клетки, рядом со стендом с краткой информацией о данном животном. Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с описанием (характеристикой) животного наблюдение за ним. Вольер с зубром У вольера с зубром Зубр по кличке Борька 5 История появления зубра в вольерах, Зубр - редкое и крупнейшее животное РБ От клетки с медведицей группа передвигается к вольеру с зубром, размещается вдоль вольера так, чтобы было удобно рассмотреть животное Показ животного с его описанием. Наблюдение за животным Клетка с волками У клетки с волками Семейство волков (самка и самец) 4 История появления волков в вольерах, Волк - хищник по природе Экскурсанты подходят к клетке с волками, располагаются перед ограничительным барьером вдоль клетки, чтобы было удобно наблюдать за волками. Показ с сопровождением рассказа, дающего описание данного животного. Наблюдение за ним Вольер с лосем У вольера с лосем Лось европейский по кличке Мишка 5 История появления лося в вольерах, биология животного. Лось - лесной великан По асфальтированной дорожке группа перемещается дальше — к вольеру с лосем, располагаясь по его периметру, чтобы вся группа могла наблюдать за животным в процессе рассказа экскурсовода. Показ с описанием животного, наблюдение за ним Вольер с оленем У вольера с оленем Олень благородный по кличке Яшка 5 История появления оленя в вольерах, биология животного. Самое прекрасное у оленя его рога Экскурсанты проходят несколько метров и размещаются вдоль вольера с оленем рядом с экскурсоводом. Рассказ и показ, наблюдение за оленем. Использование метода вопросов-ответов (для концентрации внимания экскурсантов) Клетка с лебедем У клетки с лебедем Лебедь 3 Биология птицы. Лебединая песня. Группа подходит к клетке с лебедем, размещается с правой стороны от клетки. Показ птицы с ее описанием и наблюдение за ней Вольер с косулей У вольера с косулей Косуля (дикая коза) 5 Косуля европейская - лесная красавица. По асфальтированной дорожке группа во главе с экскурсоводом переходит от клетки с лебедем к вольеру с косулей. группа размещается так, чтобы можно было поближе рассмотреть косулю в то время, когда экскурсовод о ней рассказывает. Рассказ. Показ животного, наблюдение за ним. Использование метода вопросов-ответов Вольер с диким кабаном У вольера с диким кабаном Дикая свинья по кличке Филимониха 4 Кабан - наиболее многочисленное животное заповедника. Биология животного. Рассказ об особенностях обитания в вольерах. Экскурсанты проходят по дорожке к вольеру с диким кабаном. Рассказ. Показ животного, наблюдение за его поведением. Клетка с енотовидной собакой У клетки с енотовидной собакой Енотовидная собака 3 Енотовидная собака акклиматизирована и хорошо приспособленное животное Группа движется от загона с кабаном к клеткам с мелкими представителями вольер: енот, лисица, барсук . Первая на этом пути встречается енотовидная собака. Рассказ экскурсовода о енотовидной собаке. Показ животного, наблюдение за его повадками Клетка с лисицей У клетки с лисицей Лисица обыкновенная 3 Биология данного вида, рассказ об обитании в вольерах. От клетки с енотовидной собакой группа экскурсантов подходит к клетке с лисицей. Располагается рядом с экскурсоводом. Рассказ экскурсовода о лисице. Наблюдение за животным. Клетка с барсуком У клетки с барсуком Барсук 3 Барсук - редкий вид на территории заповедника, занесен в Красную книгу РБ. От клетки с лисицей группа экскурсантов подходит к клетке с барсуком. Располагается рядом с экскурсоводом. Рассказ экскурсовода о барсуке. Наблюдение за животным. Поле Поле Поле 5 Растительность полей, для чего они нужны Группа находится на дороге вдоль поля и движется к направлению к КПП Рассказ используя стихотворные строки, показ растений * - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации. ** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии. УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский биосферный заповедник” ________________ Хмаро В.Э. “___”____________ 200__ г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ____ “Лесной зоопарк”
_ (вольеры)
___________________________________ Продолжительность (час) _______50 минут
________________________ Протяженность (км) ____400 метров
________________________________ Автор-разработчик ___Коллектив музея
__________________________________ (автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии _Познавательная
_________________________________ _______________________________________________________ Маршрут экскурсии __Медведица, зубр, волки, лось, олень, лебедь, косуля, кабан и более мелкие представители млекопитающих и птицы
___ в том числе варианты маршрута (летний, зимний) Круглогодично
_________ Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра (в минутах) Основное содержание информации Указания по организации*
Методические указания**
1 2 3 4 5 6 7 Начало экскурсии — стенд со схемой размещения животных, маршрут передвижения и краткая информация о вольерах. У информационного стенда Информационный стенд 5 Краткое описание маршрута, перечень животных, обитающих в вольерах. Группа экскурсантов вместе с экскурсоводом подходит к стенду, располагаясь справа от него. с этой стороны удобнее наблюдать за тем, что показывает экскурсовод на стенде в процессе рассказа. Ознакомление туристов с правилами поведения в вольерах и техникой безопасности. Показ стенда с предварительным обзором объектов вольеров Клетка с медведицей У клетки с медведицей Бурый медведь по кличке Машка 5 История появления медведицы в вольерах, крупнейший всеядный хищник наших лесов Экскурсанты размещаются перед ограничительным барьером с левой стороны от клетки, рядом со стендом с краткой информацией о данном животном. Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с описанием (характеристикой) животного наблюдение за ним. Вольер с зубром У вольера с зубром Зубр по кличке Борька 5 История появления зубра в вольерах, Зубр - редкое и крупнейшее животное РБ От клетки с медведицей группа передвигается к вольеру с зубром, размещается вдоль вольера так, чтобы было удобно рассмотреть животное Показ животного с его описанием. Наблюдение за животным Клетка с волками У клетки с волками Семейство волков (самка и самец) 4 История появления волков в вольерах, Волк - хищник по природе Экскурсанты подходят к клетке с волками, располагаются перед ограничительным барьером вдоль клетки, чтобы было удобно наблюдать за волками. Показ с сопровождением рассказа, дающего описание данного животного. Наблюдение за ним Вольер с лосем У вольера с лосем Лось европейский по кличке Мишка 5 История появления лося в вольерах, биология животного. Лось - лесной великан По асфальтированной дорожке группа перемещается дальше — к вольеру с лосем, располагаясь по его периметру, чтобы вся группа могла наблюдать за животным в процессе рассказа экскурсовода. Показ с описанием животного, наблюдение за ним Вольер с оленем У вольера с оленем Олень благородный по кличке Яшка 5 История появления оленя в вольерах, биология животного. Самое прекрасное у оленя его рога Экскурсанты проходят несколько метров и размещаются вдоль вольера с оленем рядом с экскурсоводом. Рассказ и показ, наблюдение за оленем. Использование метода вопросов-ответов (для концентрации внимания экскурсантов) Клетка с лебедем У клетки с лебедем Лебедь 3 Биология птицы. Лебединая песня. Группа подходит к клетке с лебедем, размещается с правой стороны от клетки. Показ птицы с ее описанием и наблюдение за ней Вольер с косулей У вольера с косулей Косуля (дикая коза) 5 Косуля европейская - лесная красавица. По асфальтированной дорожке группа во главе с экскурсоводом переходит от клетки с лебедем к вольеру с косулей. группа размещается так, чтобы можно было поближе рассмотреть косулю в то время, когда экскурсовод о ней рассказывает. Рассказ. Показ животного, наблюдение за ним. Использование метода вопросов-ответов Вольер с диким кабаном У вольера с диким кабаном Дикая свинья по кличке Филимониха 4 Кабан - наиболее многочисленное животное заповедника. Биология животного. Рассказ об особенностях обитания в вольерах. Экскурсанты проходят по дорожке к вольеру с диким кабаном. Рассказ. Показ животного, наблюдение за его поведением. Клетка с енотовидной собакой У клетки с енотовидной собакой Енотовидная собака 3 Енотовидная собака акклиматизирована и хорошо приспособленное животное Группа движется от загона с кабаном к клеткам с мелкими представителями вольер: енот, лисица, барсук . Первая на этом пути встречается енотовидная собака. Рассказ экскурсовода о енотовидной собаке. Показ животного, наблюдение за его повадками Клетка с лисицей У клетки с лисицей Лисица обыкновенная 3 Биология данного вида, рассказ об обитании в вольерах. От клетки с енотовидной собакой группа экскурсантов подходит к клетке с лисицей. Располагается рядом с экскурсоводом. Рассказ экскурсовода о лисице. Наблюдение за животным. Клетка с барсуком У клетки с барсуком Барсук 3 Барсук - редкий вид на территории заповедника, занесен в Красную книгу РБ. От клетки с лисицей группа экскурсантов подходит к клетке с барсуком. Располагается рядом с экскурсоводом. Рассказ экскурсовода о барсуке. Наблюдение за животным. * - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации. ** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии. УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский биосферный заповедник” ________________ Хмаро В.Э. “___”____________ 200__ г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __К сказочному замку у озера Плавно (Территория ГК “Плавно”)
__ Продолжительность (час) ___2 часа
____________________________ Протяженность (км) ____30 км
________________________________ Автор-разработчик ____Сотрудники музея
_____________________ (автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии ___ Рекламно-познавательная
______________________________ _______________________________________________________ Маршрут экскурсии _п. Домжерицы, ГД “Нивки”, ГК “Плавно”
__ в том числе варианты маршрута (летний, зимний) __Круглогодично
_______ Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра (в минутах) Основное содержание информации Указания по организации*
Методические указания**
1 2 3 4 5 6 7 п. Домжерицы У курганов Курганы 5 История образования курганов и населенных пунктов Домжерицы и Ствольно Группа располагается на дороге возле курганов Рассказ, показ, историческая справка Река Бузянка У моста через реку Бузянку Река 5 Информация о водной системе заповедника Группа находится у моста на обочине дороги. Показ небольшого участка реки, её берегов Рассказ о водной системе заповедника, растительности, произрастающей по берегам рек ГД “Нивки” Гостевой домик и его окрестности Спальные комнаты, гостиная, беседки 10 Нивки - прекрасный домик для семейного отдыха Группа находится у входа в домик, рассматривает постройки, затем входит во внутрь здания Рассказ, показ Сосновый и еловый леса Сосновый и еловый леса Сосновый и еловый леса 10 Растительность еловых и сосновых лесов и его обитатели Группа выходит из домика, садится в автобус и движется по направлению к ГК “Плавно” Рассказ, наблюдение Территория ГК “Плавно” КПП, ГК “Плавно”, спортивная площадка Вертолетная площадка, оснащение ГК “Плавно” 30 Исторические данные о первом секретаре КП Белоруссии Машерове П.М., “Плавно” прекрасное место для отдыха Группа входит во внутрь комплекса знакомится с его оснащением и постройками на прилегающей территории Рассказ о Машерове П.М. показ фотографий, информация о дополнительных услугах предлагаемых комплексом Озеро Плавно Пирс Озеро, пляж 45 История древнейшего пути “из варяг в греки”, характерные особенности озера, водораздел. Знакомство с растительностью произрастающей на озере Группа выходит на пирс, знакомится с растительностью произрастающей на озере и гоголятниками затем направляется вдоль озера к пляжу Рассказ, показ, историческая справка о водном пути “из варяг в греки” Территория ГК “Плавно” У ГД “Шалаш” Расположение комнат в ГД “Шалаш” 15 ГД “Шалаш” идеальное место для экотуристов Показ внутреннего оснащения домика и прилегающей территории Рассказ, показ * - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации. ** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии. УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский биосферный заповедник” ________________ Хмаро В.Э. “___”____________ 200__ г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __”Природная аптека” экскурс по лекарственным травам
Продолжительность (час) ___2 часа
____________________________ Протяженность (км) ____1,5 км
________________________________ Автор-разработчик ____Сотрудники музея
_____________________ (автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии ___Познавательная
_______________________________ _______________________________________________________ Маршрут экскурсии _Дендропарк, карельские березы, окраина леса
__ в том числе варианты маршрута (летний, зимний) __Весенне-осенний
_______ Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра (в минутах) Основное содержание информации Указания по организации*
Методические указания**
1 2 3 4 5 6 7 Дендропарк Асфальтированная дорожка в парке Первоцвет весенний, тысячелистник, черемуха, земляника лесная, сосна обыкновенная, боярышник 30 Лекарственные растения и их свойства Группа движется по асфальтированной дорожке, которая проходит по дендропарку, останавливаясь около интересующих нас растений Рассказ экскурсовода о методах лечения травами, показ растений Карельские березы Дорога у карельских берез Береза, мать-и-мачеха, цмин песчаный, золотая розга, подорожник, коровяк черный, полынь, зверобой, кислица обыкновенная, ольха черная, лапчатка прямостоячая, чабрец 70 Лекарственные растения и их свойства Группа идет по дороге и останавливается между карьерами Рассказ экскурсовода о травах и методах лечения ими Окраина леса Поле Крапива, ольха серая, черника, ель, малина, ежевика 20 Лекарственные растения и их свойства Группа сворачивает с дороги и идет по полю вдоль леса Рассказ экскурсовода о травах и методах лечения ими * - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации. ** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии. Утверждаю: Директор ГПУ “Березинский биосферный заповедник” ________________ Хмаро В.Э. “___”____________ 200__ г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __”Природная аптека” экскурс по лекарственным травам
Продолжительность (час) ___2 часа
____________________________ Протяженность (км) ____1,5 км
________________________________ Автор-разработчик ____Сотрудники музея
_____________________ (автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии ___Познавательная
_______________________________ _______________________________________________________ Маршрут экскурсии _Дендропарк, карельские березы, окраина леса
__ в том числе варианты маршрута (летний, зимний) __Весенне-осенний
_______ Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра (в минутах) Основное содержание информации Указания по организации*
Методические указания**
1 2 3 4 5 6 7 Дендропарк У аншлага Схема маршрута 5 Лекарственные растения и их значимость для человека Группа движется по асфальтированной дорожке, которая проходит по дендропарку, останавливаясь около интересующих нас растений Вступление яркое, эмоциональное, образное. Необходимо заинтересовать, установить эмоционально-психологический контакт с группой экскурсантов Первоцвет весенний и тысячелистник У растений Первоцвет весенний, тысячелистник 10 Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектами Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Черемуха и сосна обыкновенная У черемухи и сосны Черемуха и сосна обыкновенная 10 Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектами Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Земляника лесная У растения Земляника лесная 5 Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектом Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Боярышник У боярышника Боярышник 5 Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектом Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Береза У дерева Береза 5 Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектом Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Мать-и-мачеха и цмин песчаный У растений Мать-и-мачеха, цмин песчаный 10 Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве Группа идет по дороге и останавливается между карьерами, располагаясь перед объектами Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Золотарник, подорожник, коровяк черный У растений Золотарник, подорожник, коровяк черный 12 Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектами Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Лапчатка прямостоячая, чабрец У растений Лапчатка прямостоячая, чабрец 8 Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектами Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Полынь, зверобой У растений Полынь, зверобой 8 Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектами Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Кислица обыкновенная У растения Кислица обыкновенная 5 Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектом Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Ольха черная У ольхи Ольха черная 5 Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектом Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Карельская береза У дерева Карельская береза 5 Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектом Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Ольха серая У ольхи Ольха серая 5 Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектом Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Крапива У растения Крапива 5 Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектом Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Черника У растения Черника 5 Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектом Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Малина, ежевика У растений Малина, ежевика 5 Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектами Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Ель обыкновенная У дерева Ель обыкновенная 7 Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве Группа располагается перед объектом Использовать приемы: показа:
предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа:
экскурсионная справка, описание Заключение: Краткое подведение итогов экскурсии. Ответы на вопросы туристов Экскурсантов можно познакомить с другими экскурсиями заповедника * - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации. ** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии. УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский биосферный заповедник” ________________ Хмаро В.Э. “___”____________ 200__ г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __По Березинской водной системе - заповедная часть пути “из варяг в греки”
____________ Продолжительность (час) _____2 часа
__________________________ Протяженность (км) ______24 км
______________________________ Автор-разработчик ____Коллектив научного отдела
_________________________________ (автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии __Познавательная
________________________________ ____________________________________________________________________________ Маршрут экскурсии ___д. Кветча, д. Крайцы, урочище Залазы
_________________________________ в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний
________ Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра (в минутах) Основное содержание информации Указания по организации*
Методические указания**
1 2 3 4 5 6 7 Сбор у КПП “Домжерицы” У моста около д. Кветча Шлюз через Сергучский канал 30 История создания Березинской водной системы. Сергучский канал - часть Березинской водной системы Группа выходит из автобуса и двигается через мост на левый берег канала Рассказ, показ, историческая справка д. Крайцы У моста Шлюз через Сергучский канал 30 Устройство шлюзов, Откосы выложены тесаными каменными плитами, остатки деревянных свай. Растительность вокруг канала Группа находится на левом берегу канала Рассказ, показ Урочище Залазы У р. Березины Место впадения Сергучского канала в р. Березину, пойменный луг 60 Растительный мир поймы р. Березины. Сильная извилистость реки и её труднопроходимость Группа находится на левом берегу реки Рассказ, показ * - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации. ** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии. УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский биосферный заповедник” ________________ Хмаро В.Э. “___”____________ 200__ г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __По территории заповедника
______________________________________ Продолжительность (час) _____3___________________________________________________
Протяженность (км) _____3,1 км + 8 км отдаленность маршрута от гостиницы
_________ Автор-разработчик ___Коллектив научного отдела
__________________________________ (автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии __Познавательная
________________________________ _______________________________________________________ Маршрут экскурсии _Лесные культуры, сосновый лес, пробная площадь, горельник, сероольшаник, валуны, ельники, поле
_______________________________________________________________________________________ в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний
________ Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра (в минутах) Основное содержание информации Указания по организации*
Методические указания**
1 2 3 4 5 6 7 Лесные культуры Лесные культуры на границе с полем Лесные культуры 15 Лесные культуры - это созданные человеком посадки. Растительность таких лесов и его обитатели Инструктаж по технике безопасности. Группа находится на дороге которая проходит через лесные культуры Показ схемы маршрута, мест остановок. Показ растений по ходу движения с сопровождением рассказа экскурсовода Сосновый лес У искусственного сооружения -солонец Сосновый лес 30 Растительность соснового леса и его обитатели Группа проходит по сосняку чернично-мшистому и березово-орляковому, вдыхая лечебный аромат смолы Рассказ с описанием объектов, показ с научным анализом Пробная площадь У пробной площади Пробная площадь 20 Что такое пробная площадь и для каких целей они используются Группа располагается в начале пробной площади у аншлага Показ с сопровождением рассказа экскурсовода Горельник У горельника Поврежденные пожаром древостои 20 Низовые пожары: их возникновение и последствия Группа движется по тропе вдоль поврежденных деревьев Показ в сопровождении рассказа экскурсовода, используется прием рассказа-объяснения Сероольшаник У ольховых деревьев Сероольшаник 20 Растительность ольхового леса и его обитатели Группа проходит по ольховому лесу и направляется в сторону квартальной просеки Показ объекта с сопровождением рассказа экскурсовода, с описанием объекта Валуны У валунов Валуны 20 Формирование рельефа заповедника под влиянием вюрмского оледенения, его последствия: появление валунов Группа располагается вокруг валунов Показ и рассказ экскурсовода легенды о камнях Ельник осиново-кисличный На тропе у ельника Еловый лес 25 Растительность еловых лесов и его обитатели Группа движется по тропе по еловому лесу Показ по ходу движения, рассказ с использованием описания объектов, наблюдение Поле Поле Поле 20 Растительность полей, для чего они существуют Группа находится на тропе вдоль поля и направляется к дороге Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с использованием приема цитирования стихотворных строк * - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации. ** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии. УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский биосферный заповедник” ________________ Хмаро В.Э. “___”____________ 200__ г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ____Заповедный лес (Пострежье)
____________________________________ Продолжительность (час) ___4-6 часов
____________________________ Протяженность (км) ____7 км
________________________________ Автор-разработчик ___Коллектив научного отдела
_________________________________ (автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии _Познавательная
___________________________________________ Маршрут экскурсии __ Сергучский канал, Черный ручей, Пострежье, памятник партизанам
Великой Отечественной войны, р. Смоленка
__________________________________ в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний
________ Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра (в минутах) Основное содержание информации Указания по организации*
Методические указания**
1 2 3 4 5 6 7 д. Крайцы У моста через Сергучский канал Шлюз через канал 40 История создания Березинской водной системы. Сергучский канал - часть Березинской водной системы Группа выходит из автобуса и направляется к мосту Рассказ, показ, историческая справка Стационар “Черный ручей” У пробной площади и лисьей норы Пробная площадь, лисья нора 80 Научные исследования в заповеднике на базе пробных площадей стационара Группа находится у аншлага пробной площади, затем переходит в сосновые насаждения к лисьей норе Рассказ, показ, наблюдение Пострежье У наблюдательной вышки Участок сельскохозяйственных земель, расположенных на месте бывшей деревни Пострежье 40 Судьба одной из белорусских деревень - Пострежье Группа по возможности поднимается на вышку для наблюдения животных Рассказ, показ, наблюдение Памятник партизанам ВОВ У памятника Воротничковая сосна, памятник партизанам 40 Партизанское движение на территории заповедника во время ВОВ Группа располагается возле памятника Рассказ, показ, историческая справка Река Смоленка У моста через реку Бобровая хатка и запруда 40 Биология бобра Группа находится на мосту Рассказ, показ * - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации. ** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии. УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский биосферный заповедник” ________________ Хмаро В.Э. “___”____________ 200__ г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
|