Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические, тексты для чтения и упражнения для учащихся заочного отделения иф фгоу спо «катт» Иркутск 2005

 

             

Указания методические, тексты для чтения и упражнения для учащихся заочного отделения иф фгоу спо «катт» Иркутск 2005

Министерство транспорта Российской Федерации

ФГОУ СПО

«Красноярский автотранспортный техникум»

Иркутский филиал

Английский язык

Методические указания,

тексты для чтения и упражнения

для учащихся заочного отделения ИФ ФГОУ СПО « КАТТ»

Иркутск 2005

Английский язык. Методические указания, тексты для чтения и упражнения для учащихся всех специальностей заочного отделения ИФ ФГОУ СПО « КАТТ».

Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комиссии специальных и экономических дисциплин.

Председатель комиссии: В. П. Книжник

Составитель: Т. В. Арбатская

Рецензент:

старший преподаватель кафедры

иностранных языков для

гуманитарных специальностей ИрГТУ Т. Ю. Николаева

Пояснительная записка.

Целью обучения иностранному языку в среднем профессиональном учебном заведении является практическое овладение студентами основными речевыми умениями в области языка:

- умение участвовать в несложной беседе на темы повседневной жизни;

- умение выражать свои мысли в устной форме по пройденной тематике с использованием активно усвоенных грамматических правил, а так же по темам, относящимся к учебно- производственной деятельности студента и его будущей специальности, в рамках определенной лексики;

- умение читать со словарем тексты страноведческого, общенаучного и общепрофессионального характера и тематически связанные с профессией студента.

Учащимся предлагаются приближенные к реальной и профессиональной жизни тексты, предназначенные для взрослой аудитории, слабо владеющей языком.

Данная программа составлена с учетом самостоятельной работы учащегося и заочной формы обучения. Грамматический аспект не используется как доминирующий компонент . Работа под руководством преподавателя рассчитана на 24 учебных часа за весь период обучения, которые используются для групповых занятий. В данном учебном заведении изучается ,как правило, тот же иностранный язык, что и на предыдущем уровне обучения. Лица, не изучавие иностранный язык в средней школе, или утратившие навыки чтения и понимания иностранного текста, проходят все разделы данной программы. Учащиеся, обладающие определенными знаниями и навыками, проходят программу на основе общих методических указаний с учетом их подготовки.

Для развития навыков практического владения языком в учебном процессе используются различные приемы самостоятельной работы над учебным материалом:

1. Чтение и перевод учебных текстов

2. Чтение учебного материала без словаря с охватом общего содержания прочитанного, т.е. без обязательного перевода каждого слова и предложения

3. Выполнение устных и письменных упражнений

4. Использование технических средств обучения

5. Выполнение классной письменной контрольной работы.

Краткий грамматический справочник содержит основной материал, необходимый для работы над текстами и выполнения упражнений, способствует формированию навыков чтения и понимания общенаучной и специальной информации, представляющей профессиональный и познавательный интерес.

Краткий справочник по фонетике позволяет закрепить знания, полученные на предшествующем уровне образования , способствует развитию навыков правильного произношения и чтения.

Указания по работе над текстом.

Виды работы: перевод текста, отбор необходимого по контексту значения слова, чтение текста с охватом общего содержания прочитанного.

Одной из основных задач обучения иностранному языку является научить студента извлекать полезную информацию через чтение общепрофессиональных и специальных текстов на иностранном языке. Понимание достигается двумя способами: 1. Точный перевод всех предложений текста с помощью словаря; 2. Чтение и понимание текста без словаря с охватом общего содержания прочитанного.

Второй вид чтения предуматривает чтение и понимание текста с общим охватом содержания и просмотровое чтение про себя, т.е. быстрый просмотр текста с целью найти основную мысль, заключенную в нем.

Читая текст, предназначенный для понимания общего содержания, учащийся должен, не обращаясь к словарю, понять смысл прочитанного по ключевым словам. При таком чтении он может опускать в переводе некоторые слова и даже предложения, не задерживая своего внимания на отдельных элементах текста, ему неизвестных. Подобные тексты снабжаются, как правило, сносками, в которых дается перевод слов и выражений, дается описательное объяснение с помощью простейших лексических и грамматических форм английского языка. В помощь учащемуся, возможно задавать наводящие вопросы на русском языке, в зависимости от степени владения им иностранным языком. В задачу обучения при этой форме работы входит понимание основной мысли абзаца или текста, а не активное воспроизведение их на иностранном языке. Контроль понимания осуществляется с помощью тестов посредством выбора из нескольких вариантов ответов одного правильного, либо передачей содержания основной мысли абзаца или текста на русском языке, либо с помощью ответов на вопросы.

1. Работая над текстом, запоминайте и выписывайте незнакомые слова. Для того чтобы облегчить отбор, имеется « Лексический минимум». Пользуйтесь им при работе над текстами и упражнениями из учебников, над материалом дополнительного чтения. После текстов так же приводится специальная лексика, использованная в данном тексте, с переводом. Те слова, которые не включены в лексический минимум, следует искать в любом англо- русском словаре.

2. Для более эффективной работы со словарем необходимо выучить английский алфавит и ознакомиться по предисловию с построением данного словаря и с принятой в нем системой условных обозначений.

3. Выписывая слова, отбрасывайте окончания и находите исходную форму, т.е. для имен существительных - форму общего падежа единственного числа, для прилагательных и наречий - форму положительной степени, для глаголов - инфинитив.

4. Помните, что слово может иметь несколько значений. Отбирая подходящее по значению слово, следует учитывать его значение в данном контексте.

Следует так же помнить некоторые особенности перевода с английского языка на русский:

1. В текстах научного характера английские словосочетания часто передаются одним словом: raw materials-сырье, radio operator- радист и т. п.

2. Иногда при переводе с английского языка применяется описательный перевод и передается значение английского слова с помощью нескольких русских слов: efficiency- коэффициент полезного действия, to enable- давать возможность.

Указания по выполнению упражнений.

Упражнения выполняются устно (на занятиях) или письменно в рабочей тетради после работы над текстом или изучения раздела грамматики для закрепления знаний, умений и навыков, полученных в ходе выполнения работы. Проверяются индивидуально или в группе. Те упражнения, в которых были обнаружены ошибки, переписываются начисто в исправленном варианте, в конце выполненного упражнения.

Указания по написанию классной письменной контрольной работы.

Контрольная работа выполняется на последнем занятии, для получения зачета по дисциплине. Задание выдается преподавателем, разъясняется порядок выполнения работы. В качестве задания предлагается общепрофессиональный текст для чтения с охватом общего содержания и выполнения заданий после текста. Не может быть предложен текст, основанный на неизученном материале. Работа делается на отдельном листке, на котором необходимо указать свою фамилию, группу и дату выполнения работы. Проверяется индивидуально, в случае допущения ошибок, выполняется работа над ошибками на этом же листке.

Требования на зачете.

Зачет по английскому языку проводится в соответствии с учебным планом.

Для получения зачета студент должен:

1. уметь правильно читать и понимать без словаря все учебные тексты, изученные в течение курса по данной дисциплине;

2. уметь прочитать и перевести со словарем с английского языка на русский новый текст, содержащий изученные грамматические формы и обороты.

3. уметь прочитать и понять новый текст, содержащий не более 8 незнакомых слов на 800 печатных знаков, и передать содержание прочитанного на русском языке.

4. выполнить классную письменную работу, при наличии ошибок уметь объяснить и исправить их.

ВВОДНЫЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС

ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

В результате сложного исторического развития ан­глийского языка и системы его письменности возник­ло значительное расхождение между написанием слова и его произношением. Это привело к системе специальной записи звукового образа слова — фоне­тической транскрипции. Знание знаков транскрип­ции — это ключ к правильному чтению и произноше­нию слова.

Транскрипционные значки звуков заключаются в квадратные скобки:

а) гласные

[i:] — долгий и

[i] — краткий, открытый и

[е] — э в словах этот, экий

[ æ] — более открытый, чем э [а:] — долгий, глубокий a

[ כּ] — краткий, открытый о

[כּ:] — долгий о

[о] — закрытый, близкий к у звук о

[u] — краткий у со слабым округлением губ

[u:] — долгий у без сильного округления губ

[٨] — краткий гласный, приближающийся к русско­му а в словах варить, бранить

[ә] — безударный гласный, напоминающий русский безударный гласный в словах: нужен, молоток

[ ә:] — в русском отсутствует, средний между о и э

б)двугласные(дифтонги)

[ei] — эй

[ou] — оу

[ai] — аи

[аu] — ау

[oi] — ой

[iə] — иа

[εә] — эа

[uә] — уа

в)согласные

[P]-п ( произносится с придыханием)
[b]-б

[m] - м

[w] — звук, образующийся с положением губ, как при б, но с маленьким отверстием между губами, как при свисте

[f] -Ф

[V]-B

оба звука образуются при помощи языка, кончик которого помещается между передними зубами как в ше­пелявом русском з

[s]-с

[z]-з

[t] — т, произнесенное не у зубов, а у десен

[d] — д, произнесенное не у зубов, а у десен

[n]-н

[l]-л

[г] — звук произносится без вибрации кончика языка в отличие от русского р

[∫] - мягкий русский ш

[з] — мягкий русский ж в слове вожжи

[t∫] - ч

[d з] — озвонченный ч

[k]-к

[g]-г

[ ] - заднеязычный н, произнесенный задней частью спинки языка

[h] - простой выдох

[j]-й

Некоторые английские согласные имеют двойное чтение, сочетания двух согласных могут передавать один согласный звук, а 6 гласных букв передают 20 гласных звуков в зависимости от положения глас­ной в слове (ударное или неударное) и от типа слога (открытый или закрытый).

Рекомендуется выучить три основных правила про­изношения английских слов:

1. Краткость или долгота гласных звуков в русскомязыке не влияет на смысл слова. В английском же языке долгота или краткость произнесенного гласно­
го звука меняет смысл слова. Так, [ ∫ip ] — корабль, а [ ∫i:р ] — овца.

2. В отличие от русского языка в английском язы­ке согласные звуки не оглушаются в конце слова. Ог­лушение согласных отражается на смысле слова. Например: [bæg] — сумка, [bæk] — спина.

3. Гласная буква е в конце слова не читается. Чте­ние гласной буквы в английском языке зависит от ее положения в слове (ударное или неударное) и от типа слога (открытый или закрытый).

Правила чтения буквосочетаний

Сочетания согласных

Буквосочетание

Звук

Пример

ch

[t∫]

chair

sh

[∫]

she

th

[θ]

thin

th

[ð]

this

wh

[w]

what

wh

[h]

who

ng

[n]

long

ck

[k]

lock

Непроизносимые согласные

Буквосочетание

Произношение

Пример

igh

[ai]

high light

kn

[n]

know

wr

[r]

write

gn

[n]

sign

ENGLISH ALPHABET

(Английский алфавит)

Буква

Название

Буква

Название

A a

[ei]

N n

[en]

Вb

[ bi: ]

Oo

[ou]

С с

[si:]

Pp

[pi:]

Dd

[di:]

Q g

[kju:]

Ее

[i:]

Rr

[a:]

Ff

[ef]

Ss

[es]

Gg

[dзi:]

Tt

[ti:]

Hh

[eit∫]

Uu

[ ju:]

II

[ai]

Vv

[vi:]

Jj

[dзei]

Ww

['d٨blju:]

К k

[ kei]

X x

[eks]

LI

[el]

Yy

[wai]

M m

[em]

Z z

[zed]

МЕСТОИМЕНИЯ

(The pronouns)

Местоимения употребляются в предложении вмес­то имени существительного или имени прилагатель­ного. Местоимение называет людей, предметы или признаки уже упомянутые ранее. Например:

Peter gave Kate a book. She took it. → Петя дал Кате книгу. Она ее взяла.

You have a good dictionary. → У вас хороший словарь.

I want to buy such a dictionary. → Я хочу купить такой сло­варь.

Boy, woman, this, what, car, they и др. — все это слова.

Слова, обозначающие людей: boy , woman , teacher , baby и др.

Вопросительное слово who относится к словам, обо­значающим людей.

Вопросительное слово what относится к словам, обо­значающим вещи.

Однако, обратите внимание:

Who is he ? Кто он? (как его зовут) Не is Mr Johnson . What is he ? Кто он?(по профессии) Не is a teacher .

Слова, обозначающие мужчин ( man , boy , son , hus ­ band , king ), относятся к мужскому роду и заменяются местоимением he (он), относящимся к муж. р. (ед. ч.):

Не is a boy. He is a son. He is a king .

Слова, обозначающие женщин (girl , woman , daug ­ hter , queen ) относятся к женскому роду и заменяются местоимением she (она), относящимся к женск. р.(ед.ч.):

She is a girl. She is a daughter. She is a queen.

Слова, обозначающие вещи ( table , chair , book , clock ) относятся к среднему роду, и заменяются местоиме­нием it относящимся к ср.р. (ед.ч.):

It is a book. It is a picture. It is an apple .

Местоимение they (они) относится ко всем трем ро­дам (мн.ч.):

They are boys. They are daughters. They are apples.

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

(Personal pronouns)

Единственное число

Множественное число

I (я)

we (мы)

you (ты),

you (вы),

he (он), she (она), it (оно)

they (они)

Личные местоимения в английском имеют два па­дежа:

именительный падеж (the nominative case) объектный Падеж (the objective case), заменяющий собой все падежи русского.

Склонение личных местоимений

Число

Лицо

Именительный падеж

Объектный падеж

Ед.

1

I (я)

те (мне)

2

you (ты)

you (тебе)

he (он)

him (ему)

3

she (она)

her (ей)

it (оно)

it (ему) неодуш.

Мн.

1

we (мы)

us (нам)

2

you (вы)

you (вам)

3

they (они)

them (им)

Примечание. После местоимения you глагол-сказу­емое всегда стоит во множественном числе. You are a student. Ты студент.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

(Possessive pronouns)

Единственное число Множественное число

m у (мой, моя, мое, мои) our (наш, наша, наше, наши)

your (твой, твоя, твое, твои) your (ваш, ваша, ваше, ваши)

his (его), her (ее), its (его) their (их)

Притяжательные местоимения имеют две формы: основную и абсолютную.

Формы притяжательных местоимений

Число

Лицо

Основная форма (перед существительным)

Абсолютная форма (без существительного)

Ед.

1

my

mine

2

your

yours

his

his

3

her

hers

its

its

Мн.

1

our

ours

2

your

yours

3

their

theirs

Основная форма употребляется в тех случаях, ког­да за притяжательным местоимением стоит существи­тельное.

This is my book and that is your book. Это моя книга, а то твоя книга.

Абсолютная форма употребляется в тех случаях, когда за притяжательным местоимением не стоит су­ществительное.

This is my book and that is yours. It is not mine. Это моя книга, а то твоя. Она не моя.

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

(Demonstrative pronouns)

This (этот, эта, это), that (тот, та, то), such (такой, такая, такое, такие).

Указательные местоимения this и that имеют един­ственное и множественное число.

Единственное число

Множественное число

this (этот, эта,это)

these (эти)

that(тот, та, то)

those(те)

Запомните:

this is —- these are

that is — those are

there is — there are

it is — they are

This is my house and that is yours. Это мой дом, а то — твой.

These are my books. Take those books. Эти книги мои. Возьми те книги.

Указательное местоимение such имеет одну неизме­няемую форму. I like such books. Мне нравятся такие книги.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Эти местоимения употребляются для построения вопросительного предложения.

Who (кто)

Who is this man? Кто этот человек?

What (что, какой, какая, какое, какие)

What is it? Что это такое ?

What book is it? Какая это книга?

Whose (чей)

Whose pencil is it? Чей это карандаш ?

Which (который)

-Which of these books is yours? Которая из этих книг твоя?

Местоимение who имеет два падежа: именительный падеж who и объектный падеж whom (кому, кого).

Who is here? Кто здесь? Местоимение who стоит в именительном падеже, является подлежащим.

Whom do you see there? Кого ты там видишь? Whom did you give my book? Кому ты дал мою книгу? Место­имение whom стоит в объектном падеже, является до­полнением.

Задание 2.5. Переведите на русский язык.

Whose pencil is it? — This (it) is my pencil.

Who is this man? — This man is our teacher.

What books are these? — These are good books.

Whose pencil is it? — It is hers.

Which of these books is ours? — They are all yours.

Who is here? — All pupils are here.

ВОЗВРАТНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

В английском языке возвратные местоимения об­разуются от личных:

I — myself we — ourselves

you — yourself you — yourselves

she — herself they — themselves

he —himself

it — itself

Возвратное местоимение oneself образуется от нео­пределенного местоимения one.

Возвратные местоимения употребляются в предло­жении для того, чтобы сказать, что предмет, назван­ный подлежащим предложения,

(а) сам совершает действие или

(б) сам совершает действие и испытывает его на себе.

Как правило, они переводятся глаголом с частицей -сь (-ся), которая присоединяется к глаголам.

Напри­мер:

They washed and dressed themselves.Они умылись и оделись.

Do it yourself.Сделайте это сами.

Do not cut yourself! He порежьтесь!

Задание 1.1. Напишите по-английски.

Моя книга, ее ручка, наша комната, его собака, ваш портфель, их комната, твоя машина.

Задание 1.2. Переведите на английский язык:

l.Ta книга — не моя. 2. Эта книга — моя. 3. Это — моя книга, а то — его. 4. Это ее карандаши, а те — мои. 5. Возьми те карандаши. 6. Я люблю такие ручки, они хорошие. 7. Ваша ручка плохая, возьмите мою.

Задание 1.3. Замените выделенные слова личны­ми местоимениями.

1. Peter helped the pupils to translate the text. 2. Mo­ ther asked Mary to wash the plates. 3. My friend writes a letter to his sister. 4. Jane took 3 books from the li­brary (there). 5. His cousins live in Moscow. 6. О ur grandfather and grandmother will come tomorrow. 7. Mary works in a shop .

Задание 1.4. Переведите на русский язык.

This is a pen and that is a pencil. These are tables and those are chairs.

This is a plate and that is a lamp. This is a bed and that is a sofa.

This is a cap and that is a hat. This is my book and that is your copybook.

This is my house and that is yours. That house is mine.

Грамматика

ПОРЯДОК СЛОВ В АНГЛИЙСКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

В английском предложении каждый член предло­жения, как правило, имеет свое определенное место.

Так, в простом распространенном повествовательном предложении на первом месте стоит

1) подлежащее, за ним следует

2) сказуемое, далее идет

3) дополнение (беспредложное, прямое, предлож­ное) и затем

4) обстоятельства (образа действия, места, времени),

1) I 2) gave 3) ту brother 3) a book 4) yesterday.

Задание 1.5. Составьте и напишите предложения, обращая внимание на порядок слов.

1. Is, best, she, friend, my.

2. Learn, different, students, our, subjects.

3. The, is, Russia, of, the, in, country, the, largest,world.

4. In, the, we, city, live, a, flat, in, of, center, the.

5. Reading, is, my, of, best, son's, fond, friend.

Сокращения

I am—I'm, we are — we're, we are not — we aren't, you are — you're, they are — they're, you are not — you aren't, they are not — they aren't, he is — he's, he is not — he isn't, she is — she's, she is not — she isn't, it is — it's, it is not — it isn't

Задание 2.11. Прочтите, переведите и перепиши­те, используя, где возможно, сокращения.

I am a student. Am I a student? Yes, you are.

We are students. Are we students? Yes, we are.

He is a doctor. Is he a doctor? No, he is not. He is not a doctor.

Are you doctors? Yes, you are. You are doctors.

She is a teacher. They are teachers. He is a teacher.

It is a dog. Is it a dog? Yes, it is.

Ann is a first-year student. She has a book. She has an English book. Her book is good. It is interesting.

I am a first-year student, too. But I have no English book.

Has Pete an English book? No, he has not.

Have you an English book? No, I have not. I have not a good English book. My English book is old.

Задание 2.12. Письменно поставьте предложения в вопросительную форму и дайте краткие утверди­тельные или отрицательные ответы.

Образец: She is his sister. Is she his sister? Yes, she is. No, she isn't.

1. My father is a worker. 2. He is an engineer now. 3. These children are little. 4. You are my best friend. 5.Your daughter is a pupil. 6. I am a student. 7. They are good boys. 8. Our mother is a teacher.

Задание 2.13. Составьте предложения из данных слов.

1. Have, no, book, I. 2. They, no, good, have, room. 3. Have, yes, I. 4. Room, Ann, a, has. 5. Pen, has, a, she?6. Little, dog, our, is. 7. Is, pencil, his, old. 8. Lamp, is, good, her? 9. Book, give, please, me, your. 10. Bag, good, is, my.

Задание 2.15. Переведите следующие предложения на английский язык:

1.Она — учитель? — Да. 2. Вы — не дети. Вы — студенты. 3. Они сейчас в классе? — Нет. 4. Кто вы? — Я — студент. 5. Она — мой друг. 6. Он — не доктор. 7. Это мои дети. 8. Что это? Это — новая книга. 9. Где он был на прошлой неделе? 10. Мы — друзья.


спряжение глагола to be

Present Indefinite

Past Indefinite

Future Indefinite

Утвердительная форма:

Ед . I am

I ( he, she, it) was.

I shall be.

You are

You were

You (he,she,it) will be

He ( she, it) is

He was

Мн .We ( you, they) are

We ( you,they) were

We shall be.

You ( they) will be

Вопросительная форма:

Ед . Am I?

Was I ( he, she, it)?

Shall I be?

Are you?

Were you?

Will you ( he, she, it) be?

Is he ( she, it)?

Мн . Are we ( you, they)?

Were we ( you,they)?

Shall we be?

Will you (they) be?

Отрицательная форма :

Ед. I am not.

I ( he, she, it ) was not.

I shall not be

You are not.

You were not.

You ( he, she, it) will not be.

He ( she, it) is not

Мн . We ( you, they ) were not.

We ( you, they) were not.

We shall not be.

You ( they) will not be.

Задание 2.16. Вставьте глагол to be в нужной фор­ме:

1. Where ... you from?

2. How old ... you? How old ... your brother?

3. What... your name?

4.1... glad to see you. How ... you?

5. The dog ... in the garden.

6. My parents ... workers.

7. ... your father a teacher? — No, he... a doctor.

8. He ... (not) a student, he ... a doctor

9. That book ... (not) very interesting.

10. The book ... on the table.

11. Moscow ... the capital of Russia.

12. ... you students?

13. What... the weather like today?

14. What... on the table?

15. ... Boris a good football player?

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

(The Numerals)

Числительные обозначают количество предметов или порядок предметов при счете.

Числительные делятся на количественные, отвеча­ющие на вопрос «сколько?» и порядковые, отвечаю­щие на вопрос «который?».

Количественные числительные от 13 до 19 образу­ются прибавлением суффикса - teen к основе.

Числительные, обозначающие десятки, имеют суф­фикс - ty . Порядковые числительные кроме первых трех (first, second, third) образуются прибавлением суффикса - th или - etb к соответствующим количе­ственным числительн лм. Они всегда употребляются с определенным артиклем.


Количественные числительные Порядковые числительные

1 one — один the first первый

2 two — два the second второй

3 three — три the third третий

4 four the fourth

5 five theJifth

6 six thfe sixth

7 seven the seventh

8 eight the eighth

9 nine the ninth

10 ten the tenth

11 eleven the eleventh

12 twelve the twelfth

13 thirteen the thirteenth

14 fourteen the fourteenth

15 fifteen the fifteenth

16 sixteen the sixteenth

17 seventeen the seventeenth

18 eighteen the eighteenth

19 nineteen the nineteenth

20 twenty the twentieth

Десятки:

20 twenty — the twentieth

30 thirty — the thirtieth

40 forty — the fortieth

50 fifty — the fiftieth

60 sixty — the sixtieth
70 seventy — the seventieth
80 eighty — the eightieth
90 ninety — the ninetieth

Составные числительные : twenty-two—the twenty-second

thirty-three — the thirty-third

forty-four — the forty-fourth

fifty-five — the fifty-fifth

sixty-six — the sixty-sixth

Числительные от 100 и больше :

100— a (one) hundred 100th — the hundredth

101— a (one) hundred and one 101st — the one hundred and first

200 — two hundred 200th — the two hundredth

1000 — (one) thousand 1000th — the thousandth

1001 — a (one) thousand and one

5,550 — five thousand five hundred and fifty

5,000,000 — five million

1500 — fifteen hundred

Заметьте, что числительные hundred, thousand, million не имеют окончания -s, когда перед ними сто­ит другое числительное. Когда числительные обозна­чают неопределенное количество, они употребляются во множественном числе с окончанием -s, за которым следует предлог of. Сравните:

hundreds of books two hundred books

thousands of books five thousand books

millions of people 2 million people

Номера страниц, домов, квартир, транспорта, обо­значаются не порядковыми, а количественными числи­тельными. В этих случаях существительные употреб­ляются без артикля: page 15, house 40, flat 13, bus 72.

Задание 3.1. Прочтите по-английски:

1. Количественные числительные:

3, 5,11,12,13, 24, 69, 325,1005, 530425,1.745.033.

2. Порядковые числительные:

1, 2, 15, 23, 84, 149, 150, 208, 1000, 2.000.000.

Как читать даты?

Числительное, обозначающее год, делится на две ча­сти — число сотен, а затем — число десятков и единиц.

1900 nineteen hundred, in (the year) nineteen hundred

2000 two thousand, in (the year) two thousand

1905 nineteen five, in (the year) nineteen five

Даты читаются следующим образом:

April 12, 2001 1) on the twelfth of April, two thousand one

2) on April the twelfth, two thousand one

Задание З.2. Напишите цифрами следующие даты:

a. The first of March nineteen seventy-six.

b. The fifth of December two thousand.

c. The sixteenth of May nineteen five.

d. The third of July nineteen hundred, in (the year) nineteen ninety-seven in (the year) nineteen hundred eighty-one in (the year) two thousand five.

Задание 3.3. Напишите по-английски:

1) 7 марта 1999 года; 2) 1 сентября 1974 года; 3) 22 ап­реля 1911 года; 4) 11 марта 1951 года; 5) 12 декабря 2024 года.

Как читаются дробные числительные?

Простые Десятичные

1/2 — a (one) half; 0.1— O[ou] point one
1/4 — a (one) quarter 2.45 — two point four five
2/3 — two thirds 35.25 — three five (или: thirty-five) point two five

1.5 — one and a half

Задание З .4. Напишите цифрами дробные числа:

Простые:

1) A (one) half 2) two thirds 3) a (one) quarter 4) three fourths 5) two and a (one) half 6) five and one sixth 7) a (one) fifth.

Десятичные :

1) Zero (nought/ou) point two 2) two point four five 3),four point five 4) three four (thirty four) point one zero two 5) nought point nought one 6) six point three five 7) fifty eight point three nought five.

Для обозначения времени:

Если минутная стрелка (the long hand) находится в правой части циферблата (a face) — используется пред­лог past.

It's ten past eleven. 10 минут двенадцатого.

It's quarter past eleven. Четверть двенадцатого.

It's half past eleven. Половина двенадцатого.

Если минутная стрелка находится в левой части циферблата, то используется предлог to.

It's ten to twelve. Без десяти двенадцать.

It's a quarter to twelve. Без четверти двенадцать.

It's twenty minutes to twelve. Без двадцати минут двенадцать.

It is eleven sharp. Ровно одиннадцать.

Время до полудня обозначается a.m. (от лат. ante meridiem), а после полудня p.m. (от лат. post meridiem).

Например: 10 a.m. — Десять часов утра. 6 p.m — Шесть часов вечера.

Задание 3.5. Скажите, который час?

1. It is eleven sharp. 2. It is five minutes past three. 3. It is ten past two. 4. It is a quarter past twelve. 5. It is three o'clock. 6. It is half past eight. 7. It is twenty five minutes to four. 8. It is three fifteen. 9. It is two thirthy. 10. It is a quarter to nine.

O трезки времени

second [Sekәnd] — секунда

minute ['minit] — минута

hour ['аuə] — час

week — неделя

month [m٨nθ] — месяц

year [ja:] — год

century ['sent∫әri] — век (столетие)

Дни недели (употребляются с предлогом on )

Monday ['m٨ndi] — понедельник

Tuesday ['tju:zdi] — вторник

Wednesday ['wenzdi] — среда

Thursday [θə:zdi] — четверг

Friday ['fraidi] — пятница

Saturday ['sәtәdi] — суббота

Sunday ['sәndi] — воскресенье

Месяцы (употребляются с предлогом in )

January ['djenjuәri]February ['februәri]

March [ma:t∫]

April [eipril]

May [mei]

June [d3u:n]

July [d3u'lai]

August [o:gәst]

September [sep'tembә]

October [ok'toubә]

November [no'vembә]

December [di'sembә]

Времена года (употребляются с предлогом in): spring [sprin] — весна summer [ s٨mә] — лето autumn ['o:tәm] — осень winter [wintә] — зима


Запомните следующие слова и выражения:

a watch — часы (наручные, карманные) a clock — часы (стенные, настольные)

an alarm-clock — будильник

My watch is five minutes fast. — Мои часы спешат на 5 минут.

My watch is five minutes slow. — Мои часы отстают на 5 минут.

What day is it today? — Какой сегодня день (недели)?

What date is it today? — Какое сегодня число?

What time is it now? — Который час?

What is the time? — Который час?

Запомните выражения, связанные со временем:

Yesterday — вчера

The day before yesterday — позавчера

Today — сегодня

Tonight — сегодня вечером

Tomorrow — завтра

The day after tomorrow — послезавтра

A fortnight — две недели

from 10 till 12 — с 10 до 12

half an hour — полчаса

10 days ago — 10 дней назад

It's time to... — пора (делать что-либо)

in an hour's time — в течение часа

in time — вовремя (не слишком поздно; так, чтобы успеть)

on time — вовремя (точно по плану)

in the middle of... — в середине

this week (month, year) — на этой неделе (в этом ме­сяце, году)

next week — на следующей неделе

last week — на прошлой неделе

Задание 3.9. Переведите на английский язык.

A.1) 220 дней; 2) 1500 человек; 3) 20545 книг;4) около 100 страниц; 5) почти 300 тетрадей.

B.1) первый автобус; 2) вторая страница; 3) милли­онный посетитель; 4) часть первая; 5) номер десятый.

C.1. Два миллиарда человек. 2. Миллионы книг.3. Триста восемьдесят пять страниц. 4. Двадцать пер­вое декабря 1997 года. 5. Двенадцатое марта 2000 года.6. Одна четвертая. 7. Три пятых. 8. Ноль целых, двад­цать пять сотых. 9. Четыре целых и пять шестых.10. Две целых, сто пять тысячных.

Задание 3.10. Напишите цифрами:

1) Fifteen twenty one; 2) the eleventh of March; 3) two fifths; 4) seventeen point four two; 5) eighteen hundred five; 6) a (one) sixth; 7) one tenth; 8) the first of Janu­ary; 9) sixteen thirty three; 10) nought point two four.

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Множественное число существительных = един­ ственное число + s ( es )

Множественное число существительных образу­ется путем прибавления к основе окончания - s : a boyboys a bookbooks a penpens a girlgirls

Множественное число существительных, основа которых оканчивается на - ch , - s , -ss, - sh , - x , а также существительных, имеющих окончание -о, образует­ся путем прибавления окончания - es :

a bench скамейка — benches

a bus автобус — buses

a glass стакан — glasses

a box коробка — boxes

a potato картошка — potatoes

Существительные, оканчивающиеся на (после со­гласной) во множественном числе имеют окончание - ies :

a baby младенец — babies

a fly муха — flies

a lady леди ladies

Если слово оканчивается на f (-fe) , то во множе­ственном числе f меняется на и и добавляется -(es) a life жизнь — lives a knife нож knives a shelf полка — shelves a wife жена — wives ( но : roof крыша — roofs)

Как читаются окончания во множественном числе?

-s читается как [s] после глухих согласных: books , cats

-з читается как [z] после звонких согласных и глас­ных: pens , boys

-es читается как [iz] после s, ss, sh, ch, x, z: boxes

-у после согласных переходит в i + es : city cities , lady ladies

Ряд существительных образует множественное чис­ло не по общим правилам:

а) изменяется корневая гласная:
a man мужчина — men

a woman женщина — women a foot нога — feet a tooth зуб teeth a goose гусь — geese a mouse мышь — mice

б) добавляется окончание -еп:
an ох бык — oxen

a child ребенок — children

в) заимствуются формы единственного и множествен­ного числа из латинского и греческого языков: a formula formulae ( formulas ) a crisis crises a criterion criteria an index indices a bacterium bacteria

В английском языке есть существительные, кото­рые имеют одну (общую) форму для единственного и множественного числа:

a deer (олень) — deer (олени)

a sheep (овца) — sheep (овцы)

a fish (рыба) — fish (рыбы)

swine (съъшъя) — swine (свиньи)

Некоторые существительные могут употребляться в форме только единственного либо множественного числа.

В единственном числе употребляются неисчисляе­мые существительные, такие как:

Money — деньги

Sugar — сахар

Hair — волосы

Business — дело

Information — информация, сведения

Fruit — фрукты

Progress — прогресс, успехи

News — новость, новости

Peace мир

Love — любовь

Knowledge — знание, знания

Advice советы

Furniture — мебель

Luggage — багаж

Только во множественном числе употребляются обозначения предметов, состоящих из двух и более частей:

Trousers — брюки

Glasses — очки

Scissors — ножницы

Shorts — шорты

Только во множественном числе употребляются слова:

Clothes — одежда

Goods — товары

Riches — богатства

Thanks — благодарности

Manners — манеры

Looks — взгляды

Задание 4.1. Перепишите исчисляемые и неисчис­ляемые существительные в 2 столбика и переведите их.

Time, water, machine, music, snow, word, coffee, money, idea, family, knowledge, sea, hour, tree, silver, meat, happiness, information, speed, book, news, house, friend, milk, student, pen, paper, clothes, picture, air.

Задание 4.2. Напишите следующие существитель­ные во множественном числе.

Box, sheep, place, library, photo, mouse, lady, glass­es, bush, dress, country, bus, party, wife, day, knife, knowledge, month, pen, hero, goose, company, life, deer, tomato, city, man, play, news, child, fruit, shelf, leaf, foot, fish, woman, money, information.

Задание 4.3. Поставьте следующие существительные во множественное число (обратите внимание на артик­ли: неопределенный артикль во множественном чис­ле опускается, определенный артикль сохраняется).

the star, a mountain, a tree, a waiter, the queen, a man, the woman, an eye, a shelf, a box, the city, the boy, a goose, a watch, a mouse, a dress, a toy, a sheep, a tooth, a child, an ox, a deer, the life, a tomato.

Задание 4.4. Поставьте следующие словосочетания во множественное число (обратите внимание на из­менения в указательных местоимениях).

this man, that match, this tea-cup, this egg, that wall, that picture, this foot, that mountain, this lady, that window, this knife

Задание 4.5. Поставьте существительные в следу­ющих предложениях во множественное число.

1. A new house is in our street. 2. This story is very interesting. 3. A woman, a man, a boy and a girl are the room. 4. In the farm-yard we see an ox, a sheep, a cow and a goose. 5. Put this knife on that table. 6. Is this worker an Englishman or a German? — He is a French­man. 7. What is your name? 8. He keeps his toy in a box. 9. This man works at our office.

Задание 4.6. Поставьте следующие предложения во множественное число произведя нужные изменения.

This is my stocking. 2. He has a new suit. 3. The plate was on the table. 4. This town is very large. 5. Is that girl your sister? 6.1 shall give you my book. 7. This story is a good. 8. Is this a good match? 9. The boy put his book on the desk. 10. That house is new. 11. The pu­pil put his book into the bag. 12. Is this a good student?


ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

The child's toys — The children's toys

The boy's books — The boys' books

Задание 4.7. Употребите притяжательный падеж существительных.

Образец: The poems of Lermontov. (Lermontov's poems).

1. The toy of their children. 2. The questions of my son. 3. The wife of my brother. 4. The table of our teach­er. 5. The life of animals. 6. The voice of this girl. 7. The new book of the pupils. 8. The letter of Peter. 9. The car of my parents. 10 The room of my friend. 11. The hand­bags of these women. 12. The flat of my sister is large. 13. The children of my brother are at home. 14. Theroom of the boys is large.

Безличные и неопределенно-личные предложения

Английские предложения отличаются от русских тем, что в них всегда есть подлежащее и сказуемое. Поэтому в безличных предложениях, когда нет под­лежащего, используется в качестве формального под­лежащего местоимение it .

It is cold today. Сегодня холодно.

It rains . Идет дождь

Как видим, безличные предложения такого типа состоят из местоимения it, которое не переводится, глагола-связки в нужном по смыслу времени и имен­ной части сказуемого, выраженного чаше всего име­нем прилагательным. Именная часть может быть так­же выражена именем существительным или именем числительным.

It's nice to meet you. Приятно познакомиться.

It is nine o ' clock now . Сейчас девять часов.

Очень часто безличные предложения описывают явление природы, состояние погоды, обозначают вре­мя, расстояние.

Вопросительная и отрицательная формы безлич­ных предложений образуются по тем же правилам, что и вопросительные и отрицательные формы предложе­ний с именным составным сказуемым.

Is it cold ? — Холодно?

Wasn ' t it interesting ? — Разве это не было интересно?

Isn ' t it funny ? — Разве это не смешно?

Частица not ставится после первого вспомогатель­ного глагола.

Задание 4.9. Переведите на английский язык:

1. Сегодня холодно. 2. Идет снег целый день. 3. Сей­час утро. 4. Было приятно познакомиться с вашим другом. 5. Поздно. Пора спать. 6. Сейчас уже 10 часов утра. 7. На улице холодно? 8. Сейчас ранняя весна, но уже тепло. 9. Это далеко отсюда?

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ И ОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛИ

Неопределенный артикль a ( an ) происходит от чис­лительного one (один), определенный — от указатель­ного местоимения that (тот).

Артикль употребляется:

— перед каждым нарицательным существительным.

Артикль не употребляется если перед существи­тельным стоит:

• указательное или притяжательное местоимение — This is my book .

• другое существительное в притяжательном падеже — It ' s teacher ' s book .

• количественное числительное — She has one pen .

• отрицание поHe has no book.

Упоминая предмет впервые, мы употребляем перед ним неопределенный артикль а(ап). Упоминая этот же предмет вторично, мы ставим перед ним определен­ный артикль the . Например: This is a book. The book is interesting.

Неопределенный артикль a (an)

Употребляется перед единичным, отдельным пред­метом, который мы не выделяем из класса ему подоб­ных. Неопределенный артикль an обычно стоит перед

существительным, которое начинается с гласного зву­ка: an apple , an egg .

Например: I bought a book yesterday. Я купил вче­ра книгу (одну из многих ей подобных). I have an apple . У меня есть яблоко (одно, какое-то).

Неопределенный артикль а n ) может употреб­ляться только с исчисляемыми существительными, стоящими в единственном числе. Перед неисчисля­емыми существительными или существительными во множественном числе неопределенный артикль опускается.

Неопределенный артикль не употребляется:

а) с неисчисляемыми и «абстрактными» существи­тельными:

I like coffee and tea. Friendship is very important in our life.

б) с существительными во множественном числе: The books are on the table .

в) с именами собственными: I told Jane about that .

г) с существительными, перед которыми стоят при­тяжательные или указательные местоимения:

This car is better than that. That bike is old .

д) с существительными, за которыми следует количественное числительное, обозначающее номер:

Read the text on page eight.

Неопределенный артикль a необходим в конст­рукциях:

I have a... This Is a... I am a... What a fine day! I see a... There is a... He is a... What a good boy!

Определенный артикль the

Определенный артикль the выделяет предмет или предметы из класса им подобных:

The book I bought yesterday was