Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Программы прямого государственного инвестирования стр

 

             

Программы прямого государственного инвестирования стр

Инновационная деятельность в Китае

Выполнил: Купричев М.А.

г. Москва 2008

Содержание

Ведение…………………………………………………………..

3 стр.

Инновационная система Китая………………………………...

4-5 стр.

На пути к построению инновационного государства………...

5-8стр.

Инновационный Китай сегодня………………………………..

8-11 стр.

На пути к построению нового инновационного государства: проблемы и решения……………………………………………

11-24 стр.

Технологические парки………………………………………...

24-36 стр.

Венчурный бизнес Китая……………………………………….

36-46 стр.

Программы прямого государственного инвестирования…….

46-47 стр.

Заключение………………………………………………………

47 стр.

Используемые материалы………………………………………

48 стр.

Введение

Китай находится на стадии перехода к построению новой инновационной системы экономики. В XXI веке конкурентоспособность экономики будет зависеть не сколько от обилия природных ресурсов, сколько от разработки и внедрения новых и высоких технологий для рационального их использования или вообще для их замещения альтернативными аналогами. Понятие инвестиции и инновации не разделимы. Говоря обобщенно и простыми словами, инновация – это технология, нововведение, то, что дает нам прогресс: научные разработки, новые методы, изобретения, делающие наши действия более эффективными и полезными. Инновации – это конкурентное преимущество современной экономической системы любой страны перед ее соперниками. Количественные факторы должны остаться позади, а на смену им должны прийти качественные, основанные на новых и высоких технологиях.

Для развития современной системы экономики необходимо уделять огромное внимание на государственном уровне инновационным разработкам, в частности, стимулированию и финансированию процессов внедрения и создания новых и высоких технологий. Осуществляемый переход от экстенсивного, ресурсоемкого производства к интенсивному, основанному на использовании технологий, провозглашенный утвержденной программой социально-экономического развития страны до 2020 на XVI съезде КПК (Коммунистической партии Китая) в 2003 году, к сожалению, будет замедлен или отложен. Это связано с нарастающим вопросом демографии китайского населения: дело в том, что людей пожилого возраста с каждым годом становится все больше, а зрелого и молодого населения меньше, налицо происходит старение нации. Решение данной демографической проблемы становится первостепенным и наиболее важным, что касается целей данной социальной программы, то видимо их придется отложить, а может и пересмотреть.

Инновационная система Китая

Как показывает практика создание эффективной экономики невозможно без применения и использования новых и высоких технологий, перехода от экстенсивного к интенсивному методу производства и функционирования, то есть для построения такой экономики необходим качественный подход.

Говоря о Китае, то в его планах достичь к 2020 году такого перехода на пути к созданию инновационного государства. Таким образом, планируется сформировать средний класс, что так или иначе приведет к повышению уровня жизни и увеличению стоимости рабочий силы, иными словами придется забыть о старом, хорошо известном преимуществе развития китайской экономики как «низкие издержки на рабочую силу».

Для достижения такой цели Китай должен уделять огромное внимание внедрению и созданию новых и высоких технологий, что он и демонстрирует.

Итак, начав разговор об инновациях нельзя не рассмотреть два наиболее важных показателя, без которых они не возможны:

- Образование

- Наука

Итак, наука Китая. Развитием данного направления занимаются три института Китая:

1. АН КНР

2. Академия общественных наук

3. Академия инженерных наук

По словам директора Института Дальнего Востока РАН, председателя Общества российско-китайской дружбы, академика Михаила Титаренко , АН КНР является главным производителем знаний в области естественных наук, а также выступает основным разработчиком инновационных проектов общенационального характера. Правительство всегда консультируется по важным вопросам с Академией наук.

Президент АН КНР Лу Юнсян возглавляет Комитет по разработке национальной инновационной системы. В создании данной системы участвуют все три академии. Это их первостепенная задача.

К 2010 году Китай планирует создать инновационную систему. До 2020 года КНР по одиннадцати основополагающим направлениям научно-технического прогресса обязана выйти на мировой уровень, а по трем - пяти позициям в каждом направлении занять лидирующее место в мировой науке.

Суть такова, если институт работает эффективно, выдвигает перспективные инновационные проекты, то получает дополнительные деньги из поощрительного фонда. Последний образуется за счет срезания до 20% финансирования у неэффективно действующих научных учреждений. Решения на этот счет принимает президиум соответствующей академии наук.

Тем самым государство стимулирует готовность науки обеспечить переход к построению инновационной системы.

Более 30% прироста китайской экономики дают реализация инновационных проектов и внедрение достижений научно-технической революции. Доля продукции высоких технологий в китайском экспорте неуклонно возрастает и тоже достигает 30%.

На пути к построению инновационного государства

Инновационные процессы в Китае активно развиваются. Китайские компании вкладывают огромные средства в развитие собственных технологий и строительство современных производств, обучение квалифицированных кадров. Осуществляемые решения Правительства КНР во многом способствуют развитию благоприятной обстановки для инновационной деятельности.

Основа конкурентной политики китайских компаний только на ценовом преимуществе уходит в прошлое. Сейчас идет активная модернизация и преобразование всего уклада экономики.

В отличие от многих новых индустриальных стран (НИС), с которыми часто сравнивают и Китай, он обладает не только собственными технологиями обработки сырья, но и собственные технологии производства конечного продукта. Тот же Тайвань не имеют собственных технологий такого производства, а используют заимствованные технологии иностранных государств.

Китай перестал быть базой производства для иностранных компаний. Сейчас создаются новые современные предприятия и брэнды, ставшие известными во всем мире. Устанавливаются международные торговые каналы, конечно не без участия государства.

По мере диверсификации экономики правительство больше не сможет эффективно заниматься размещением капитала. Рынок капитала становится все более либеральным.

Вполне вероятно, что очень скоро Китай станет полноценным государством-кредитором, поскольку высокая скорость частного накопления ведет к быстрой аккумуляции капитала. Возникнет задача удержания процентных ставок и создания резервов акционированного капитала, правительство в значительных объемах вынуждено будет выбрасывать на действующий рынок капитала государственные ценные бумаги.

Для осуществления перехода к инновационной экономике важным элементом является спрос. Создание благоприятной конъюнктуры спроса для производимой продукции. Здесь нужно учитывать понятие внешний и внутренний спрос. Необходимо создать такие условия, чтобы китайские товары были востребованы как внутри страны рядовым китайцем, так и за ее приделами.

В производстве товаров и услуг внутренний спрос в Китае прогрессирует в тех отраслях, в которых китайские компании конкурентоспособны на международном уровне. Предприятия, служащие для этих отраслей поставщиками, — первые претенденты на будущие конкурентные преимущества.

Развитие внутреннего спроса стало главным приоритетом для предприятий и для Правительства КНР, еще недавно отдававшим приоритет внешнему рынку.

Государство реформирует налоговую систему, снижая, а иногда и вовсе исключая налоги, сдерживающие спрос на конечную продукцию.

В таких отраслях, как автомобилестроение и судостроение, системы телекоммуникации уже длительное время наблюдается устойчивое развитие. Однако в других отраслях корпоративное обязательство большинства китайских фирм все еще ориентировано на конечную продукцию. В отличие от японских или европейских, китайские компании все еще мало акцентируют внимание на собственном производстве оборудования. И все же движение в этом направлении уже наблюдается, но отсутствие собственных специализированных технологий сдерживает ускорение.

В данный момент в значительной массе китайские фирмы придерживаются ценовой стратегии. Но для того, чтобы научиться использовать неценовые преимущества в конкурентной борьбе Китаю необходимо время.

Распределение предприятий по сферам деятельности позволило компаниям сосредоточить ресурсы на совершенствовании технологии, обеспечении известности товарных марок, повышении профессионализма и укреплении зарубежных посреднических связей. Все эти шаги были, безусловно, необходимы для обеспечения перехода от конкуренции, базирующейся на ценовой политике, к методам, основанным на преимуществах инновационного процесса и разнообразия.

Появление независимых компаний, имеющих более строгую специализацию, способствовало развитию инновационного процесса и усилило рост конкурентоспособности. Появление большого количества источников инициативы, потенциальных потребителей, новых товаров и услуг, снятие политических «оков с рук» небольших фирм - оказало благотворное действие на развитие экономики. Особенно это коснулось техники, специальных комплектующих изделий, промежуточных продуктов, потребительских товаров и услуг.

Для успеха Китайской промышленности в настоящее время имеет большое значение интенсивная внутренняя конкуренция. Тем не менее, в Китае существуют довольно мощные источники сдерживания развития внутренней конкуренции.

С принятием в 2005 году «Закона КНР об антимонопольной деятельности» был реализован ряд мер против злоупотреблений в ценообразовании и устранении барьеров, стоящих на пути открытой конкуренции. Законом была предотвращена чрезмерная концентрация промышленности и запрещены объединения, сосредоточивающие производства одной отрасли в одной или двух фирмах. Вместе с тем Закон вводится в практику недостаточно энергично.

Для интенсивного движение в сторону инноваций важное значение имеет либерализация государственного управления и децентрализация принятия хозяйственных решений в расширяющемся частном секторе, и в Китае это хорошо понимают. На смену прямого администрирования пришли средообразующая и информирующая функции, стимулирование инвестиций, подъем наиболее передовых и высокоспециализированных производств, деконцентрация экономических мощностей, развитие университетов и исследовательских институтов, поддержка конкуренции.

Инновационный Китай сегодня

Говоря о государственном стимулировании, уже сейчас можно привести конкретные примеры его результатов.

Увеличение расходов на научные исследования позволили Китаю приблизиться по этому фактору к США и Японии. Как свидетельствует журнал «Эксперт», страны по привлекательности проведения НИОКР распределяются следующим образом:

1. Китай

2. США

3. Индия

4. Япония

По данным журнала «Эксперт» в 2005 г. общий размер инвестиций в исследования и разработки в Китае составил $124,03 млрд (1,4% ВВП), в 2006 г. он достигнет $136,3 млрд, а в 2007 г. может вырасти до $149,8 млрд, как подсчитали Battelle Memorial Institute (BMI) и журнал R&D в ежегодном докладе Global R&D 2007 .

По данным BMI, расходы на НИОКР в Китае в последние 12 лет растут примерно на 17% в год, тогда как в США, Японии и ЕС — лишь на 4-5%.

Увы, но по заявлению экспертов данная динамика скоро изменится в силу изменения способов оценки. По некоторым данным газеты «Ведомости» , сейчас траты на НИОКР Бюро экономического анализа США рассматривает при расчете ВВП как промежуточные расходы, а вскоре будет считать капвложениями .

В докладе Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) о мировых инвестициях, посвященном транснациональным корпорациям и интернационализации НИОКР говорится о привлекательности для проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ для большинства компаний. Данное исследование охватило более 200 ТНК, специализирующихся 15 отраслях и имеющих центральный офис в США и Западной Европе.

Опрошенные организацией компании считают наиболее привлекательными для проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ Китай и Индию. Также в этот список входит Россия и некоторые из стран Восточной Европы.

По результатам обзора журнала R&D за 2007 год, касающегося инвестиционной привлекательности различных стран в этом году, Китай занимает первое место по инвестициям в производственные подразделения и научные разработки в области промышленных технологий.

Центры принятия инвестиционных решений размещаются главным образом на территории Соединенных Штатов и Западной Европы. Германия и США остаются лидерами для инвестиций, направленных на создание центров НИОКР.

На пути к построению нового инновационного государства: проблемы и решения

На Всекитайском научно-техническом собрании Председатель КНР Ху Цзиньтао заявил научно-технической элите следующее: «Цель научно-технического развития у нас в стране в течение следующих 15 лет – к 2020 г. построить страну инновационного типа».

В своей вступительной речи Ху Цзиньтао отметил, что решающим фактором научно-технического развития страны являются выдающиеся ученые и собственный контингент научно-технических специалистов. Замминистра науки и техники, академик АН КНР, генеральный секретарь Государственного поощрительного комитета Чэн Цзиньпэй прежде этого говорил, что китайское правительство интенсивно вводит порядок премирования с тем, чтобы научно-техническая инновация проводилась, и уважение к науке и специалистам вошло в общественные нравы.

В течение «11-ой пятилетки» центральный бюджет будет складываться из четырех сторон и поддерживать предприятия в самостоятельной инновации.

Представитель Министерства финансов заявил, что повышение возможности предприятий в области самостоятельной инновации является ключом к поднятию научно-технического уровня и конкурентоспособности страны, основным звеном упорядочения производственной структуры и превращения способа экономического развития, а также неминуемым путем к ровному и относительно быстрому развитию экономики, наращиванию бюджетных доходов и продолжительному с точки зрения финансов развитию. В течение «11-ой пятилетки» центральный бюджет будет поддерживать предприятия в самостоятельной инновации, культивировать и укреплять субъекты рынка со следующих четырех сторон:

Во-первых, формировать и совершенствовать механизм поощрения и сдерживания в плане финансовой и налоговой политики, усиливать движущую силу самостоятельной инновации из самих предприятий. Во всей стране осуществлять переход от налога на добавленную производственную стоимость к налогу на добавленную потребительскую стоимость; приводить налоговые законодательства для предприятий разных категорий в единую систему, по мере возможности приближать номинальную налоговую ставку к реальной налоговой нагрузке, стимулировать справедливую конкуренцию; совершенствовать и рационально пользоваться установкой уменьшения налога и освобождения от него, в частности капиталовложения на приобретение оборудования в рамки освобождения от налога, а также установкой ускорения амортизации, поощрять предприятия усиливать динамику научно-технического исследования и профессионально-технической подготовки, а также технического вооружения и преобразования; осуществлять ограничение или карательную налоговую установку для предприятий, которые пользуются отсталыми технологией и оборудованием, отличаются большим расходом ресурсов, серьезно загрязняют окружающую среду.

Во-вторых, выявлять ориентирующую роль финансовых средств, поощрять предприятия на увеличение вложений в научно-техническую инновацию.

Интенсивно поддерживать развитие средних и малых предприятий научно-технического типа, полностью активизировать жизненную силу средних и малых предприятий на научно-техническую инновацию; расширять поддерживающую функцию правительства через закупочную установку, поддерживать производство важных видов технического оборудования, являющихся самостоятельной интеллектуальной собственностью, и важных видов продукции с применением высоких и новых технологий.

В-третьих, совершенствовать финансовую и распределительную систему предприятий, создавать среду, благоприятную для предприятий в области самостоятельной инновации.

Ускорять реформу финансовой системы предприятий, устанавливать систему финансового управления, соответствующую современным предприятиям и благоприятствующую самостоятельной научно-технической инновации для предприятий; реформировать и совершенствовать распределительную систему предприятий, поощрять предприятия, предоставлять им право на пай в научно-техническом костяке, внесшему выдающийся вклад с целью их пробуждать.

В-четвертых, увеличивать финансовые вложения на нужды науки и техники, способствовать научно-техническому прогрессу и повышению качеству рабочей силы.

Постепенно формировать механизм ровного увеличения финансовых вложений на нужды науки и техники, практически обеспечивать превышение темпа прироста финансовых вложений на нужды науки и техники над темпом прироста государственного перманентного дохода, гарантировать обеспечение финансовых нужд для осуществления «Средне- и долгосрочной государственной программы научно-технического развития» (программа, согласно которой будет сформирована система технических инноваций государственного значения с целью развития различных отраслей) и «Государственной программы научно-технического развития в течение 11-ой пятилетки»; оптимизировать структуру финансовых вложений на нужды науки и техники, рационально размещать научно-технические ресурсы; претворять в жизнь стратегию усиления мощи страны за счет кадров, акцентировать на поддержку всеобщего и обязательного образования, оказывать энергичную поддержку профессиональному образованию, повышать качество высшего образования, повышать качество труда, подготовить высококвалифицированные кадры; ужесточить финансовый контроль и повысить эффективность пользования денежными средствами на нужды науки, техники и образования.

В докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было сказано, что несмотря на успехи Китая, достигнутые в продвижении научных и технологических инноваций, ему стоит предпринять дополнительные усилия для достижения успешного построения современной и технически развитой экономики. Не смотря на бурное развития инновационного процесса в Китае, наблюдается ряд вопросов, требующих решения такие как:

1. Защита патентов и интеллектуальной собственности

2. Развитие взаимодействия правительства и частного сектора

3. Создание конкурентной рыночной среды

4. Увеличение технологичности производства

5. Развитие образования

6. Развитие финансовой системы

7. Улучшение корпоративного управления

«Китай в значительной степени покрывал свои технологические потребности за счет импорта технологий из других стран, а развитие собственной технологической базы значительно отставало от экономического роста, – подчеркивается в докладе. – Развитие инновационного потенциала страны является предпосылкой решения проблемы чрезмерного использования ручного труда, природных ресурсов и неэффективных технологий».

Уже сейчас у Китая имеется опыт создания собственных новых и высоких технологий и на их основе производства качественных и конкурентоспособных товаров. Примерами здесь могут служить компьютерная компания Lenovo , телекоммуникационная компания Huawei, чьи продукты имеют спрос как внутри страны, так и за рубежом. Темп развития собственных технологий, используемых в собственном производстве раз за разом увеличивается.

В докладе отмечается, что за прошедшее десятилетие Китай добился значительных успехов в области мобилизации ресурсов для науки и технологий в самом широком смысле и поразительной скоростью, став одним из лидеров в области разработок и развития технических знаний. Высокие технологии прочно занимают лидирующие позиции в китайском экспорте, хотя и основываются на импортируемых компонентах.

Отсутствие системы защиты патентов и интеллектуальной собственности является огромным недостатком, который останавливает иностранные компании от предоставления технологической информации, поскольку они обеспокоены ее дальнейшим пиратским использованием. Это также является сдерживающим фактором китайских компаний в сфере распространения своей продукции. «Усиление законодательной базы, в особенности на местном уровне, нуждается в серьезной доработке», - подчеркивается в докладе.

ОЭСР также полагает, что нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность вместе с низкими стандартами качества могут самым негативным образом сказаться на китайском экспорте, серьезно повредив имиджу страны.

Рассуждая об интеллектуальной собственности и ее защите, а также о производстве Китаем собственных технологий, следует привести данные Государственного ведомства КНР по интеллектуальной собственности (SIPO):

Всего

Университеты и колледжи

Научно-исследовательские институты

Промышленные предприятия

Организации

Общее количество патентов (2000-2006)

7770905

78835

47186

634662

10222

Среднегодовой прирост производства патентов (%)

25.00%

41.00%

15.70%

24.00%

42.20%

Для наглядности изобразим это графически:

По тем же данным SIPO (2000 – 2006) можно понять кто играет наиболее важную роль в производстве новых технологий:

Год

Университеты и колледжи

Научно-исследовательские институты

Промышленные предприятия

Организации

2000

2924

4122

45862

467

65.30%

35.20%

40.50%

-7.20%

2001

3810

4360

51302

632

30.30%

5.80%

11.90%

35.30%

2002

5981

5373

68962

926

57.00%

23.20%

34.40%

46.50%

2003

10252

6998

84117

1089

71.40%

30.20%

22.00%

17.60%

2004

12997

6709

90148

1426

26.80%

-4.10%

7.20%

30.90%

2005

19921

9746

127397

1818

53.30%

45.30%

41.30%

27.50%

2006

22950

9878

166874

3864

Объем ПИИ Китая с каждым годом растет, об этом говорят следующие данные:

Приведенные данные говорят о том, что Китай не только потребляет чужие технологии, но и производит собственные. О качестве данных продуктов могут рассказать лишь реальные примеры.

К сожалению, конкурентоспособность китайских компаний до сих пор основывается в большинстве случаев на преимуществе низких цен и в меньшей степени на качественных характеристиках, наличие которых само по себе должно доказывать наличие и использование новых и высоких технологий в производстве. В силу этого Китай все же отстает от передовых стран. Но, мало-помалу Китай двигается в сторону прогресса и модернизации своих предприятий.

Несмотря на отставание в технологичности производства китайских товаров по сравнению с развитыми странами, это понятие все равно остается дифференцированным.

В Китае уже сейчас есть многие отрасли, в которых его можно считать достойным соперником, в частности это ИТ-отрасль, автомобилестроение.

Китай сделал мудрый шаг, разрешив иностранным компаниям размещать свое производство у себя.

По китайскому законодательству иностранные компании, участвовавшие в реализации государственного заказа на территории Китая, должны осуществлять следующие обязательства:

1) являться субподрядчиком местных (китайских) производителей;

2) предоставлять подрядчику (китайской стороне) ноу-хау.

В силу этого использование опыта и технологий иностранных компаний Китай спокойно перешел сначала к их копированию, а потом созданию собственных опытных образцов. Также ради доступа к новым технологиям наблюдается частая практика покупки иностранных компаний ради ноу-хау, примером тому может служить знаменитый IBM , купленный китайской компьютерной компанией Lenovo .

Несмотря на то, что частные инвестиции в НИОКР составляют две трети от всех выделяемых средств, ощущается значительный дефицит финансирования новых предприятий, которые являются основой инновационной политики в любой экономике.

В Китае динамично развивается автомобилестроение, несмотря на многочисленные сентенции о копировании зарубежных марок и создании на их базе гибридных аналогов. Разумеется, в Китае производят свои автомобили множество известных марок Европы, США и Японии, такие как Toyota , Audi , Volkswagen и многие другие. В соответствии с законодательством КНР, есть возможность использования чужого опыта себе во благо, ничего при этом не нарушая. Результаты этого мы сейчас наблюдаем. Китайские автомобили год за годом покоряют российский рынок. Несмотря на противоречивые замечания о качестве и безопасности автомобилей, по оценкам специалистов довольно скоро мы увидим по-настоящему качественный продукт, отвечающий всем мировым стандартам.

В автомобилестроении Китай также рвется к использованию самых передовых технологий. Например, шанхайский университет Тонгджи и пекинский университет Синьхуа уже демонстрировали действующие образцы электромобилей с бортовым электрохимическим генератором, который с помощью специальных протонообменных мембран синтезирует воду из водорода и кислорода, вырабатывая при этом электроэнергию. Генераторы для этих машин выпущены частной шанхайской компанией Shen-Li , но оба проекта – государственные, с казенным финансированием. Электрохимические генераторы Shen-Li не намного уступают американским – покрытые каталитическим слоем графитовые электроды в пакетах топливных элементов, китайцы делают по немецкой лицензии. Протонообменные мембраны же, в виде тонкой и прозрачной полимерной пленки, разработали самостоятельно. Преимущество китайских аналогов налицо: практически одинаковые образцы по качеству с американскими, но намного дешевле.

В сфере информационных технологий (ИТ) надежды Китая связаны с успехами компании Foton , крупнейшей компании в Китае, а также Huawei и ZTE . Уже сейчас телекоммуникационное оборудование компании Huawei – системы коммутации типа C&C08 – работают в Италии, Испании, Франции, Великобритании, Нидерландах и отвечают самому современному мировому уровню. В 2005 году компания получила около 3000 патентов на технологические новшества в сфере коммуникационного оборудования. Huawei входит в десятку мировых лидеров, среди которых Nokia Corp., Ericsson , Motorola, Cisco и Alcatel. Что касается другой китайской IT компании ZTE , то она является крупнейшим национальным разработчиком и производителем цифровой, сотовой и телекоммуникационной техники, поставщиком услуг в области интернет-телефонии и видеосвязи. На сегодняшний день только в области технологий CDMA ZTE обеспечила во всем мире более чем 12 миллионов линий в более чем 20 странах.

На долю компании Huawei Technologies Co., Ltd , мирового лидера в области решений для сетей связи следующего поколения, приходится сегодня около 40% оптических решений, установленных китайскими операторами связи. В 2008 году компания Huawei заключила соглашение с компанией China Netcom о поставке оборудования оптического доступа серии MA5600T SmartAX в связи с предстоящей Олимпиадой (оператор China Netcom является партнером Олимпийских игр 2008 года в Пекине), возможности которого позволяют обеспечить терабитовый полнооптический доступ.

ИТ-отрасль Китая сегодня получает довольно значительную поддержку на государственном уровне. Планируется, что к 2010 году страна станет ведущим экспортером аппаратного обеспечения, а также будет мировым лидером по предложению услуг аутсорсинга и разработки приложений. По применению информационных технологий в различных областях жизни общества, китайцы планируют в самое ближайшее время выйти на уровень развитых стран мира.

Для Китая наступило время, когда на смену ручному труду и «кустарному производству» пришло использование новых и высоких технологий, создание качественных товаров, не уступающих западным.

На сегодняшний день в Китае насчитывается не один десяток техноцентров, например, в пригороде Пекина – известный и отнюдь не образцово-показательный центр компании CapitalBio. А ведь эта компания совсем молодая и начинала она с нуля, теперь же из 400 сотрудников центра 30% – это профессура и выпускники европейских и американских университетов. Продукция этой фирмы, например, сканеры для анализа вирусов, востребованна и в Европе и в США.

Высокие темпы инновационного развития вызывают не только восторг, но и большую озабоченность у США и в Европе. По мнению исследовательского комиссара ЕС Янеца Петокника , через 5 лет доля расходов на исследовательские программы в общем объеме ВНП в Китае будет гораздо выше, чем в ЕС. Среднегодовые темпы роста расходов на науку уже измеряются двузначным числом. «Если такая тенденция сохранится», - говорит Петокник, - «то в ближайшее время в технологическом плане Китай может оставить Европу далеко позади себя».

В Китае многое идет очень быстро. С примерно 380 млн. пользователей Китай является уже теперь самым большим рынком карманных компьютеров. В Китае уже почти как два года действует магистральная сеть, работающая по Интернет-протоколу нового поколения – IPv6. Китайская образовательная и исследовательская сеть CERNET2 (China Education and Research Network) к настоящему моменту объединила 35 университетов в 30 городах, став крупнейшей в мире в своем классе. Это было решением проблемы дефицита адресного пространства. Теперь есть возможности выделить отдельный IP-адрес не только каждому китайцу, но и любому жителю Земли. Скорость в новой сети достигает 40 ГБ/с, что в 4-20 раз больше среднего показателя для существующих сетей в мире. Причем оборудование для сети было произведено в КНР уже упоминавшимися национальными компаниями Huawei Technologies и Tsinghua Bit-Way .

На рынке производителей персональных компьютеров в Китае также лидируют национальные компании. Первая среди них – Lenovo Group , которой принадлежат 34,5% объема продаж, а если учитывать сравнительно недавнее приобретение бизнеса IBM, доля компании на рынке составляет 40%. Второе и третье места занимают Founder с долей в 10,4%, и Tongfang , который располагает 6,2% рынка. И только четвертое и пятое места принадлежат иностранным производителям – американский Dell , - 5,8% и HP ,- 3,2%.

Реформирование и стимулирование системы образования дает ежегодно 450 000 инженеров, которые по своим навыкам и качеству не хуже иностранных, а стоимость значительно ниже. Это не странно, так как китайские университеты тесно сотрудничают с иностранными, среди преподавательского состава китайских университетов много профессоров из стран Европы и США.

«Финансовая система Китая не отвечает потребностям финансирования частного сектора, в особенности малых и средних предприятий, - считают в ОЭСР. – Рынок капитала слабо развит, что создает сложности для малых и средних предприятий в получении кредитов, поскольку банки отдают предпочтение крупным компаниям, в особенности государственным».

Старая финансовая система, действительно оказалась неэффективной, поэтому в 2007 году была учреждена отраслевая ассоциация, которая в свою очередь должна была взять на себя часть полномочий Народного банка Китая. По мнению директора Национального банка Китая это должно решить вопрос медленного внедрения новых финансовых инструментов и торможения реформ. Одним из наиболее важных опасений является то, что недостаток финансовых инструментов для хеджирования рисков неблагоприятно скажется на возможностях китайских банков.

В докладе директора Национального банка Китая Чжоу Сяочуань от 3 сентября 2007 года сказано, что банк откажется от некоторых своих полномочий, которые возьмет на себя специально созданная ассоциация. В эту Национальную ассоциацию институциональных инвесторов вошли все учреждения, являющиеся участникам межбанковского рынка. Теперь эта ассоциация будет принимать решения по поводу внедрения новых финансовых инструментов. «С этого момента не будет требоваться разрешения или надзора правительства» – сказал Чжоу. Таким образом, была реконструирована финансовая система, сняты административные барьеры и ограничения, которые мешали повышению эффективности финансовой системы.

Новую созданную ассоциацию возглавляет Ли Лихуэй, президент Bank of China, а за Национальным банком Китая остается функция надзора за деятельностью ассоциации.

До этого момента Национальный банк Китая был контроллером внедрения новых финансовых продуктов коммерческими китайскими банками, в силу этого многие запущенные инструменты попросту были неэффективны и не нужными. Но теперь в силу либерализации финансовой системы новые финансовые инструменты вводятся по мере необходимости, а не в директивном порядке.

Подъем экономики Китая во многом обусловлен тем, что рынок капитала стал достаточно эффективным механизмом для помещения средств в перспективные компании. Во всем цивилизованном мире таким образом поддерживается конкуренция и формируются новые отрасли. Реальные процентные ставки в Китае ниже, чем в большинстве экономически развитых стран. Подчиняясь здравому смыслу, правительство Китая проводит политику искусственного замедления слишком быстрого роста национальной экономики, вводя ограничения на кредитование и инвестиции. Повышение процентной ставки китайским Центробанком стало ключевым моментом в переходе от административных к рыночным методам регулирования в Китае.

Коммерциализация процентных ставок способствовала укреплению косвенного регулирования и контроля за финансами в Китае, а также совершенствованию механизма самостоятельного хозяйствования финансовых организаций и повышения их конкурентоспособности.

Технологические парки

Для того, чтобы преодолеть сильное научно-технологическое отставание от развитых стран Китай в 1982 году была принята программа инноваций в социально-экономической сфере, основой которой стало строительство технопарков .

К 1985 году, после пяти лет крутого роста, обрабатывающая промышленность Шэньчженя прекратила свое развитие. Правительство увидело, что наступил момент для использования науки и технологии в качестве главного инструмента укрепления и дальнейшего развития экономики. Но для этого совершенно необходимо наличие высококвалифицированной рабочей силы. Одним из лучших решений проблемы оказалась концепция научного парка.

Начало данной практики положило строительство научно-промышленного парка Шэньчженя в 1985 году. Данный проект был осуществлен при непосредственной поддержке местного университета и всех научных центров страны.

Особенностями создания данного технопарка явилось то, что для его строительства не было необходимой инфраструктуры, сферы услуг для поддержки инновационной деятельности, адекватных источников венчурного капитала и высокообразованной рабочей силы.

Несмотря на все недостатки, которыми обладала территория Шэньдженя, именно она была выбрана для строительства технопарка, в силу благоприятных условий для бизнеса специальной экономической зоны с ее завидными политическим условиями.

Но, несмотря на все эти противоречия и мнение критиков, технопарку Шэньчженя удалось поразить всех своими результатами. Таким образом, к 1991 году в сфере коммерциализации результатов научных исследований научный парк превратился в одну из ведущих национальных организаций и был аккредитован Госсоветом КНР в качестве одной из национальных зон развития высоких технологий.

Основываясь на мировой практике создания технологически парков, одним из основных критериев выбора места размещения парка является наличие поблизости от него университета. Но технопарк Шэньдженя отличается тем, что не имел поблизости сколько-нибудь заметного исследовательского университета. Местный университет был открыт лишь в 1984 году и не мог в полной мере обеспечить нужды данного проекта.

Однако Академия наук Китая один из учредителей научного парка и сильнейших центр научно-технической мощи страны, располагающий более 100 региональными отделениями пообещала оказать парку мощную технологическую поддержку. Были также разработаны программы укрепления связей с университетами и научными организациями внутренних районов Китая

Основной причиной размещения первого технологического парка Китая в Шэньджене состояла в географической близости последнего к Гонгконгу, который служил источником информации, критически важной для выживания промышленных предприятий и прогресса технологических инноваций.

Услуги поддержки

Большинство организаторов научных парков полагают само собой разумеющимся, что научные парки следует располагать там, где уже имеются услуги поддержки инновационной деятельности. Семь лет назад Шэньчжень был всего лишь экспериментальной промышленной зоной, в которой крепкие руки ценились выше умной головы. В Шэньчжене практически отсутствовала сфера услуг, а большая часть местной продукции вывозилась за его пределы. Но в данном случае предполагалось, что услуги поддержки возникнут через несколько лет, в ходе реализации промышленной политики местных органов власти и управления.

Венчурный капитал

Одним из основных факторов, влияющих на принятие решения о создании парка является наличие венчурного капитала. В развитых странах профессиональные венчурные капиталисты существуют вот уже несколько десятилетий, но для Китая венчурный капитал все еще чуждое явление. Централизованная экономика, которая превалировала семь лет назад, оставляла мало шансов на возникновение индустрии венчурного капитала, хотя существовал избыток финансовых средств из-за дефицита инвестиционных возможностей. Оставалось надеяться на быстрое развитие Специальной зоны Шэньчженя, рост ее авторитета и богатства, что способствовало бы привлечению капиталов из внутренних районов Китая и из-за рубежа. Лишь немногие научно-технические организации, финансируемые из государственного бюджета могли быть на деле использованы в качестве “заменителей” источников венчурного капитала.

Разработка стратегии развития парка

Стратегия развития парка была разработана в соответствии с реальными условиями основе.

Создание данного парка и реализацию его целей было решено достигнуть в три этапа:

Этап первый «промышленный парк».

Главная цель этого этапа создание благоприятной среды и законченной инфраструктуры для привлечения и удержания команды предпринимателей единомышленников, а также для формирования «сбалансированной смеси» клиентов, которая в будущем могла бы репрезентативно представить деятельность парка. Движущей силой на этом этапе был рынок . Деятельность характеризовалась притоком технологий.

Этап второй «технологически ориентированный промышленный парк»

На этом этапе формируется система взаимоотношений с ведущими отечественными научно-исследовательскими организациями и зарубежными научными парками. Главный признак этого этапа тесное и систематическое взаимодействие науки и производства. Движущие силы в равной степени рынок и технологии. Сейчас научный парк находится на этом этапе развития.

Этап третий «исследовательский парк»

Этот этап представляет более высокую ступень развития предыдущего этапа. Деятельность парка характеризуется большим объемом рыночно-ориентированных прикладных исследований. Главный признак третьего этапа выход из стен парка новых технологий. Движущая сила технология.

Разумеется, на практике нельзя провести резких границ между тремя этапами. Они перекрывают друг друга.

Отбор клиентов

Для обеспечения гарантированного взаимообогащения фирм клиентов продуктивными идеями, большинство зрелых научных парков имеют весьма жесткие критерии их отбора.

В соответствии с избранной стратегией клиенты должны были отвечать следующим шести требованиям:

- Обладание передовой или новой технологией;

- Целеустремленность команды менеджеров;

- Широкие возможности для применения технологии;

- Наличие рыночной ниши для продукции;

- Экспортная ориентация производства;

- Небольшой размер фирмы.

- Передача технологий

Передача технологий одна из главных задач научного парка. Решая ее, мы придерживаемся пяти пунктов:

• Прямая коммерциализация результатов научных исследований;

• Совместные исследования и разработки;

• Использование передовых зарубежных технологий;

• Внутрифирменные исследования и разработки;

• Разработка только таких технологий, которые могут быть коммерциализированны в сжатые сроки.

Передача технологий есть непрерывная максимизация обмена информацией на пути от первоначальной идеи к широкому распространению продуктов и процессов через этапы разработки прототипа и организации производства. При этом подразумевается наличие обратных связей и постоянного межличностного общения.

Путь передачи технологий отмечен четырьмя вехами:

- лабораторией;

- опытным производством;

- серийным производством

- рынком.

В процессе передачи технологий исследователь и научный парк взаимодействуют между собой, обеспечивая поток информации, гармонизируя рыночный спрос и технический потенциал. Если задачи исследователя в целом понятны, то роль научного парка изменяется на каждом этапе передачи технологий. Научный парк последовательно выступает как:

Функции технопарка

Функция обеспечения. Для развития технологического потенциала предприятий-участников, технопарк обеспечивает развитие их идей, предоставляет условия для целевых исследований, обеспечивает венчурное финансирование.

Функция инкубатора . После завершения исследований технология передается из лаборатории в опытное производство. Для обеспечения успешной реализации этого этапа передачи технологий, в научном парке создан Инкубатор бизнеса, поддерживающий новые наукоемкие фирмы и экспериментальные проекты. По ценам, ниже рыночных, инкубатор предоставляет начинающим фирмам офисные помещения, оказывает административные услуги, консультации в области техники и экономики, а также финансовую помощь. Это позволяет фирмам-клиентам снизить накладные расходы и сосредоточиться на разработке продукции. Тем самым решаются проблемы начинающих предпринимателей и осуществляется передача технологий.

Функция созревания. Происходит слияние потоков информации из науки и промышленности и происходит реализация технологии. Научный парк выступает в качестве «окна» на рынок побережья и на международные рынки. Через него осуществляется обмен информацией. Он ускоряет коммерциализацию результатов отечественных исследований в благоприят- ном климате Шэньчженя.

Функции технологического парка позволяют ему делать солидный вклад в структурную перестройку местной экономики и последующее ее проникновение на глобальные рынки. Эту роль научного парка ярко иллюстрируют его достижения за последние семь лет.

Финансовая стратегия

Уже со дня основания научному парку не хватало средств ни на физическое развитие, ни на реализацию проектов. Для преодоления этих трудностей была разработана стратегия использования следующих схем финансирования:

1. Тройственный союз

Помимо муниципального правительства Шэньчженя и Академии наук КНР учредителем научного парка выступила Международная трастовая и инвестиционная корпорация провинции Гуандун (МТИКПГ). Таким образом, был образован союз политики, науки и капитала.

2. Кредиты

Центральное правительство перешло от обещаний к долгосрочному кредитованию стратегически важных технологических проектов под низкий процент. Кредиты выделялись государственными банками.

3. Торговля и недвижимость

Торговля и недвижимость служили, особенно на первых порах, устойчивыми источниками доходов, которые покрывали все расходы парка и позволяли ему удерживаться на гребне крутой волны экономического развития побережья.

4. Лизинг и финансовые операции

Научный парк приобрел крупную лизинговую фирму в Пекине. В настоящее время создается дочерний финансовый концерн.

5. Лицензирование технологий и технические услуги

Этот канал поступления доходов основа будущей финансовой стратегии парка. Однако в настоящее время он для нас второстепенен.

6 . Постепенное использование земли научного парка

Согласно генеральному плану, 790 акров земли парка были разделены на три участка в целях их последовательного использования. Финансовые мускулы, наращенные в результате освоения первого участка, позволили приступить к эксплуатации второго, доходы от второго дадут возможность приступить к освоению третьего.

7. Привлечение иностранного капитала

Принципиальными методами здесь являются создание совместных китайско-иностранных предприятий и использование льготных кредитов международных финансовых организаций.

8. Маркетинг

Неустанная деятельность отдела маркетинга позволила научному парку приобрести имидж организации, связанной с высокими технологиями и привлечь элитные отечественные и зарубежные фирмы. Но программа маркетинга все-таки направлена на привлечение в первую очередь отечественных клиентов. Международный маркетинг пока ведется нерегулярно, но в будущем это изменится. Маркетинговая деятельность технопарка включает:

- Рекламную кампанию в средствах массовой информации;
- Проведение регулярных научно-технических семинаров, форумов и конференций;
- Конференции по оценке той или иной технологии;
- Выставки и ярмарки технологий и готовых изделий;
- Учреждение университетских стипендий;
- Распространение ежемесячного информационного письма;
- Широкий обмен информацией;
- Участие в международных мероприятиях.


Результаты реализации стратегии

Ниже приводится перечень основных результатов реализации стратегии:

Разработка и передача на рынок новых технологий и продукции

В научном парке разработано более 90 новых технологий и продуктов, некоторые из которых стали элементами национальной научно-технической стратегии в области передовых технологий. Другие технологии являются лучшими в мире, как, например, китайская интегрированная компьютерная система «Чжучжень», портативная рентгеновская установка «Хентон» и др.

Подготовка кадров

Менеджеры и специалисты, прошедшие обучение в рамках международной программы подготовки кадров, которую реализовал научный парк, играют важную роль в экономическом развитии региона.


Создание новых рабочих мест

На сегодня в научном парке создано 8000 рабочих мест. Более того, в нем сосредоточен основной интеллектуальный потенциал Специальной экономической зоны.

Структурная перестройка экономики

Практически с нуля научный парк создал в Шэньчжене биотехнологическую промышленность. Биотехнологические фирмы сосредоточены в основном в нем. В парке же находится ведущий региональный центр разработки новых материалов. Связи научного парка с научно-исследовательскими и технологическими организациями принесли выгоду и местной промышленности.


Повышение роли науки и техники

Деятельность научного парка, его имидж и престиж содействовали признанию важности науки и техники для экономического развития территории и способствовали укреплению связей между наукой и производством, таким образом, ускоряя процесс коммерциализации результатов НИОКР. Успех научного парка дал толчок нескольким десяткам аналогичных проектов в регионе.

Повышение стоимости недвижимости


Присутствие научного парка, обладающего сбалансированной инфраструктурой, привело к непрерывному притоку отечественных и зарубежных инвестиций, повышению цен на недвижимую собственность и улучшение качества жизни в регионе.

Факторы успеха

Поддержка правительства КНР

Одним из ключевых факторов ровного развития научного парка является его неослабная поддержка со стороны центрального правительства. Парк преодолел трудности «детского» периода и последовательно развивается во многом благодаря тому, что правительство страны на безвозмездной основе передало ему 790 акров земли и оказало помощь людскими и материальными ресурсами. Изменение политических приоритетов привело к тому, что парк не только пользуется общими льготами, например, налоговыми каникулами, но имеет доступ к научно-техническим грантам правительства, а также специальные привилегии в сфере импорта-экспорта.


Технологическая поддержка

С учетом географического местоположения парка, отсутствия поблизости от него ведущего исследовательского университета, трудно переоценить ту технологическую поддержку, которая была оказана парку Академией наук Китая и ее научно-исследовательскими организациями. Все эти годы огромный научно-технический потенциал Академии служил для научного парка неиссякаемым источником проектов. Более чем половиной технологических прорывов парк в той или иной степени обязан Академии. К положительным результатам привело также сотрудничество с университетами и институтами.

Специальная стратегия

В равной степени своими успехами научный парк обязан и прагматичной стратегии, которая позволила собрать в единый кулак все достоинства и обезвредить взрывоопасные недостатки. Ясно, что реализация стратегии означает ее модернизацию. Гибкость стратегии служит ее же успеху.


Предпринимательство

Последний по порядку, но не по значению фактор, на котором построен фундамент научного парка – предпринимательство. Именно оно позволило использовать все имеющиеся преимущества в нужном направлении. Команда менеджеров, в которую входят самые разные специалисты, сформировала среду, в которой предпринимательство превращается в добрую традицию.

Создание первого научного парка Китая многим казалось нарушением всех принятых норм. Он и сейчас существует наперекор общепринятым принципам. Но опыт научного парка Шэньдженя по сути не правило, а исключение. И он лишний раз доказывает, что «все дороги ведут в Рим». Странам, наперекор всему желающим развивать научные парки, следует накрепко уяснить непреходящее значение уникальной стратегии, учитывающей все нюансы национальных и местных условий.

Венчурный бизнес Китая

Развитие венчурного бизнеса

Создание и развитие венчурного бизнеса как и самой экономики в Китае началось с либерализации 1978 года, осуществленной с помощью реформ Ден Сяопина.

В том же году были основаны первые Специальные Экономические Зоны (провинции Guangdong и Fujian), расположенные вдоль южного побережья Китая, Открытые Провинции (Lioning, Hebei, Tianjin, Shandong, Jiangsu, Shanghai, Zhejiang, Fujian, Guangdong, Hainan, Guangxi) и Открытые Города (Dalian, Tianjin, Qingdao, Shanghai, Guagzhou), открытие которых сопровождалось заявлением Дэн Сяопина о необходимости дифференцированного развития страны (в них предполагалось создать зоны льготного налогообложения, упрощенной административной системой и развитой инфраструктурой и коммуникациями).

В 1979 вступил в силу Закон Китайской Народной Республики «о предприятиях с китайским и иностранным капиталом», впервые легализовавший иностранную инвестиционную деятельность на территории КНР. Это был один из первых серьезных шагов к открытию китайского рынка инвестиций для иностранных инвесторов. Но, согласно этому закону, ограничивалась доля иностранного капитала, появлялась необходимость в наличии китайского партнера, создавались жесткие рамки ведения бизнеса, что являлось крайне непривлекательным для иностранных инвесторов и не принесло, скорее всего, желаемых результатов, которые ставились целью.

Одновременно с этими мерами китайское правительство проводило реформирование университетов, создавало новые, отправляло студентов на обучение в иностранные университеты, развивая программу народного образования, тем самым, закладывая основы развития национальной науки и налаживая международные связи для обмена и импорта технологий и знаний – что в итоге, будет иметь принципиальное значение, в плане стратегического развития КНР.

В 1984 году были дополнительно открыты на пробной основе 14 специальных экономических зон – города на побережье. А Государственная комиссия по Науке и Технологиям (State Science and Technology Commission) заявила о планах развития системы венчурных инвестиций, определяя ее как приоритетное направление для продвижения и развития новых и высоких технологий. В эти же годы было дано начало второй фазе четырехлетней программе реформирования финансового сектора КНР; появилась первая биржа – Шанхайская, что, безусловно, оказало значительное благоприятное влияние на развитие венчурного инвестирования.

Закон КНР об «иностранных экономических контрактах», принятый в 1985 году регулирует всю иностранную коммерческую деятельность в стране от финансов и торговли до инвестиций. Прогрессивным стало определение законом важного момента единой формы контрактов и специфики индивидуальных контрактов. Закон не распространяется на контракты между совместными предприятиями с участием иностранного капитала, кооперативными предприятиями и предприятиями иностранного капитала. Принятый закон о «патентах», определял условия, процедуру регистрации, обеспечивающий защиту интеллектуальной собственности, в частности программного обеспечения. Вскоре Китай вошел в Парижскую Конвенцию по Защите Интеллектуальной Собственности. Министерством финансов Китая и Комиссией по Науке и Технологиям был создан первый венчурный фонд «Китайская корпорация по инвестированию в новые технологичные предприятия» (China New Technology Venture Investment Corp.), ставший основной организацией, имеющей преференции по инвестированию в венчурные проекты перед частными компаниями.

В 1990 году был утвержден Основной Закон Специального Административного Региона Гонконга, в котором согласно политике «Одна страна – две системы» было разрешено сохранение капиталистической системы, с последующим присоединением к континентальному Китаю в 1997 году. В этом же году произошло официальное признание Шанхайской, а в следующем году – Шенженьской фондовых бирж.

В 1992 году местными органами управления в Shenyang, Shanxi, Guangdong, Shanghai, Zhejiang создаются венчурные корпорации развития технологий, целью которых являлось непосредственное финансирование проектов с высокой степенью риска.

Закон о компаниях, принятый в 1993 году, стал первым общенациональным законом о компаниях. До принятия закона иностранным компаниям разрешалось лишь создание представительства на территории страны, которым не разрешалось проводить маркетинговые исследования, обмениваться информацией, проводить выставки, осуществлять посредническую деятельность. Закон определяет условия и требования к регистрации, возобновлению деятельности и ликвидации иностранных представительств в Китае. Разрешается создание представительства без регистрации юридического лица, создание ветвей компании, упростилась деятельность компаний. Было создано 13 зон свободной торговли, предназначенных для стимулирования экспорта через беспошлинный импорт товаров и материалов.

К началу девяностых годов возникла вполне дееспособная система венчурных инвестиций, в соответствии с которой государство кредитовало перспективные научно-технические разработки. В этой системе можно выделить три категории агентов. Во-первых, это научно-исследовательские институты и университеты, которые играли основную роль на начальной стадии проекта: именно на их территории появлялись перспективные идеи, а институты и университеты предоставляли начальное финансирование через ряд государственных программ. Второй категорией агентов были банки, которые являлись основным источником финансирования венчурных проектов. Особенностью банков являлось то, что они предоставляли финансовые ресурсы на стадии расширения и поздней стадии развития венчурного проекта и почти не предоставляли ресурсов на начальных стадиях.

Наконец, третьим источником финансирования венчурных проектов стали технологические зоны, которые официально создавались, начиная с 1991 года. Поддерживаемые местными правительствами, они предоставляли инфраструктуру и начальное финансирование технологических проектов.

Создание такой системы привело к появлению в начале девяностых некоторого числа успешных и не очень венчурных проектов. Однако, уже к середине девяностых, существующая система проявила свою неэффективность, в результате чего китайское правительство провело ее реформирование. Исследователи Школы Экономики и Менеджмента Университета Цинхуа (Tsinghua University) выделяют две причины неэффективности описанной выше системы. Во-первых, это недостаток финансовых ресурсов на начальной стадии проекта: университеты и институты выделяли средства на развитие технологических проектов из своих скромных бюджетов, а банки практически не финансировали венчурные проекты на начальной стадии в силу высокой степени неопределённости. Во-вторых, это отсутствие эффективной системы конкурсного отбора перспективных проектов. Отрасль венчурных инвестиций была некоммерческой, в силу чего проекты отбирались не по принципу инвестиционной окупаемости, а по некоммерческим критериям. Коммерческих венчурных фондов не существовало. Единственный венчурный фонд China New Technology Venture Investment Corp. принадлежал государству и управлялся как государственная компания.

Реформирование отрасли началось с принятия закона о «компаниях». Присоединение Гонконга, на долю которого на данный момент приходится около 30% всех венчурных инвестиций – следующий важнейший шаг. Вскоре руководство страны приняло «Решение об ускорении научного и технологического прогресса», в котором особо подчеркивалась важность венчурного капитала и обозначалась система технологического венчура.

В 1996 году был принят закон, разрешающий создание коммерческих венчурных фондов (Law Promoting the Industrialization of China’s Technological Achievements). В этом же году китайское правительство создаёт свыше 20 государственных венчурных фондов, финансируемых местным правительством, и отправляет делегацию в США с целью изучения опыта венчурных инвестиций. Уже в следующем 1997 году на рынке венчурных инвестиций появились первые иностранные игроки. Первыми инвестициями были вложения 18 миллионов долларов в технологическую компанию AsiaInfo и 6,5 миллионов долларов в первую китайскую венчурную IT-компанию, предшественника Sohu.com. В последующие годы был принят ряд законопроектов, облегчающих создание коммерческих и иностранных венчурных фондов в Китае.

Роль государства в отрасли венчурных инвестиций

особенностью Китая является определяющая роль государства в отрасли венчурных инвестиций. Здесь можно выделить три направления, по которым государство воздействовало на развитие отрасли:
1) Децентрализация власти;

2) Предоставление непосредственной финансовой поддержки венчурным проектам;
3) Создание институциональной среды для развития венчурного бизнеса.
Рассмотрим эти направления подробнее.

С помощью децентрализации власти правительство Китая расширило полномочия органов местного самоуправления, научно-исследовательских институтов и университетов в организации предприятий венчурного бизнеса. В конце девяностых годов финансовая поддержка центрального правительства венчурных проектов резко сократилась, а органами местного самоуправления стали выдвигаться требования повышенного экономического роста. Всё это привело к тому, что местные правительства в ряде экономических зон Китая стали видеть в венчурном бизнесе возможность развития науки и экономики одновременно.

Предоставление центральными правительственными органами непосредственной финансовой поддержки стало весомым источником финансирования венчурных проектов на первом этапе развития отрасли. В дальнейшем, по мере сокращения в абсолютном и относительном выражении финансовой поддержки из центра, данные действия стали играть, по большей части, направляющую роль. Финансируя венчурные проекты, центр, как бы, высказывал свое одобрение инвестиций в технологический сектор и давал сигнал органам местного самоуправления, частным и институциональным инвесторам о том, что коммерциализация данного бизнеса легитимна.

Под созданием институциональной среды для развития венчурного бизнеса понимается, во-первых, создание законодательной базы, способствующей развитию отрасли венчурных инвестиций (принятие законов об интеллектуальной собственности, регулировании иностранных инвестиций, легализация коммерческих венчурных фондов и т.п.), во-вторых, стимулирование создания инфраструктуры в научно-технологических инкубаторах и зонах.

Легализация таких зон, в которых венчурным предпринимателям предоставляется всяческая поддержка в виде развитой инфраструктуры, налоговых льгот и льготной аренды помещений, произошла в 1991 году. В результате уже в 1992 году в Китае было зарегистрировано 52 зоны высоких технологий с совокупным объемом выручки около 2,8 миллиарда долларов.

Китайское правительство использовало всевозможные средства стимулирования прямых венчурных инвестиций. Программы прямого государственного инвестирования, такие как программа «Факел», оказали существенное влияние на развитие отрасли. Стимулирование инвестиций происходило не только на государственном уровне, провинции получали директивы по работе с иностранными инвесторами, составленные с учетом специфики провинций.

Первостепенную роль сыграло, как указывалось выше, создание специальных экономических зон, высокотехнологичных зон и зон свободной торговли, территорий, ставших зонами активного роста венчурной индустрии и экономики регионов и государства в целом. При этом использовались как пассивные способы информирования потенциальных инвесторов о возможностях и льготах; создавалась развитая инфраструктура и коммуникации для развития предприятий, осуществлялась защита прав инвесторов, а также системы налогов и дифференцированных налоговых ставок и льгот по отраслям. Реформы середины девяностых годов сильно изменили структуру отрасли венчурных инвестиций, описанную выше.

Структура венчурного бизнеса

Главным источником финансовых ресурсов для венчурного предпринимателя в Китае являются венчурные фонды – специализированные предприятия, предоставляющие на определенных условиях финансовые ресурсы под венчурные проекты и направленные, как правило, на извлечение прибыли.

Все венчурные фонды, оперирующие в Китае, можно подразделить на четыре типа:

1. Государственные венчурные фонды;

2. Университетские венчурные фонды;

3. Корпоративные венчурные фонды;

4. Иностранные венчурные фонды.

Государственные венчурные фонды

Первый венчурный фонд, созданный в Китае Министерством Финансов совместно с Комиссией по Науке и Технологии в 1985 году, был государственным. Впоследствии, в первой половине девяностых годов роль и число государственных венчурных фондов заметно возросло, подавляющее большинство из которых, в отличие от первого фонда, создавались органами местного самоуправления. Фонды данного типа пользуются всесторонней поддержкой правительства и дополнительными льготами. Однако, данные фонды, как правило, испытывают дефицит квалифицированных управленческих кадров и ориентированы на прибыль в меньшей степени, чем фонды других типов. Хотя формально все фонды данного типа являются коммерческими, правительство зачастую волнуют цели, отличные от достижения приемлемой отдачи от инвестиций. Всё это привело к тому, что последние несколько лет доля государственных фондов в общем объеме венчурных инвестиций постоянно сокращается. Прогнозируют дальнейшее снижение роли государственных венчурных фондов с переходом на финансирование краткосрочных проектов.

Университетские венчурные фонды

Венчурные фонды, созданные при университетах и научно-исследовательских институтах, стали появляться в большом количестве, начиная с 2000 года. Они имеют уникальную возможность сотрудничать с элитой научных работников, работающих в университетах и НИИ. Именно эта возможность обеспечила успех таким фондам на начальной стадии их появления. Однако у них были те же недостатки, что и у государственных венчурных фондов, главный из которых – недостаток финансовых ресурсов. Возможным решением этой проблемы является сотрудничество фондов при университетах и НИИ с корпоративными и иностранными венчурными фондами в реализации совместных проектов. Эта тенденция отчетливо наблюдается сейчас и в будущем станет определяющей.

Корпоративные венчурные фонды

Корпоративные фонды на сегодняшний день представляют большинство венчурных фондов, оперирующих в Китае. Фонды данного типа создаются корпорациями, зарегистрированными на бирже, как правило, после прохождения процедуры листинга. Становясь публичными, корпорации в один момент получают огромный объем денежных ресурсов, превосходящий возможности инвестирования в базовое производство. Как следствие, избыток инвестиционных ресурсов способствовал тому, что зарегистрированные на бирже корпорации обращали свое внимание на другие сферы бизнеса, в том числе и на модный венчурный бизнес. К 2002 году 132 публичных компании (11% от общего объема зарегистрированных на бирже корпораций) инвестировали в венчурные фонды. Корпоративные фонды, как правило, имеют солидную финансовую базу, поддержку государства и более квалифицированные управленческие кадры, чем государственные и университетские венчурные фонды. Это позволяет фондам инвестировать крупные ресурсы в коммерчески выгодные проекты. С другой стороны, корпоративные фонды не готовы инвестировать в особо рисковые и долгосрочные проекты по причине необходимости показывать высокие ежегодные финансовые показатели.

Иностранные венчурные фонды

Наравне с корпоративными венчурными фондами, иностранные венчурные фонды стали с момента их появления основным источником венчурных инвестиций в Китае. К концу 2001 года 8 из 10 и 14 из 20 крупнейших венчурных фондов, оперирующих в Китае, были иностранными. Иностранных инвесторов в Китае привлекают налоговые льготы, дешёвые трудовые ресурсы и высокая стабильность государства. Фундаментальным отличием иностранных венчурных фондов от китайских назовем направление инвестиций. Если китайские венчурные фонды инвестируют, по большей части, в высокотехнологические предприятия, то инвестиции иностранных венчурных фондов более размыты по отраслям: иностранцы инвестируют в те предприятия, которые, по их мнению, обладают наибольшим потенциалом. Второй особенностью иностранных венчурных фондов является более долгий срок инвестиций. Важнейшими достоинствами иностранных венчурных фондов являются солидная финансовая база, наличие квалифицированных менеджеров с большим опытом работы в венчурном финансировании и готовность брать на себя высокие риски и инвестировать в долгосрочные проекты. При этом, по мнению экспертов, иностранным венчурным фондам не хватает знаний специфики ведения бизнеса в Китае и связей с государственными органами и университетами. Недостаток знаний специфики ведения бизнеса в Китае отчасти компенсируется наличием китайских управляющих среди топ менеджмента большинства иностранных венчурных фондов. Если учесть, что получение необходимого опыта и налаживание связей – лишь вопрос времени, то при условии дальнейшей открытости экономики Китая для зарубежных инвесторов можно прогнозировать рост значимости иностранных венчурных фондов на рынке венчурных инвестиций Китая.

Программы прямого государственного инвестирования

В 1986 г. начала реализовываться программа «863», нацеленная на развитие научно-технического потенциала как основы для обеспечения стабильного роста экономики страны в среднесрочной перспективе. В качестве приоритетов были выделены восемь областей развития: биоинженерия, космическая техника, информатика, лазерная техника, автоматика, энергетика, новые материалы, техника освоения мирового океана. В целях развития сельской экономики на основе применения научно-технических достижений в 1986 г. началась реализация государственной программы «Искра», финансируемой в основном за счет банковских кредитов и аккумулированных общественных средств сельскохозяйственных коммун при дополнительной помощи государства.

Затем руководство страны принимает генеральную программу «Факел» с целью развития науки и техники для быстрейшего внедрения в производство передовых отечественных разработок. В рамках этой программы предприятиям оказывается содействие в коммерциализации инновационных разработок, способствующих росту производства товаров на основе высоких технологий. Основным источником финансирования программы «Факел» является привлечение общественных средств. Следующим этапом, начавшимся в 1996 году, была реализация научно-технической программы социального развития до 2010 года, направленной на повышение качества жизни и улучшение среды обитания, гармонизацию отношений человека с природой и содействие научно-техническому прогрессу в социальной сфере.

Заключение

Следует подвести итоги. Китай активно инвестирует производство собственных новых и высоких технологий, реформирует финансовую и налоговую систему для развития предпринимательства. Многие китайские товары конкурентоспособны на мировом рынке. Переход от ценовой конкуренции к неценовой, основанной на качестве, является главным приоритетом в дальнейшем развитии. Как было изложено, для развития производства НИОКР необходима здоровая конкуренция между предприятиями, чего и добивается Правительство КНР. Сами предприятия уделяют огромное внимание финансированию создания новых и высоких технологий и обучению профессиональных кадров.

Все эти предпосылки дают нам основание полагать, что Китаю удастся построить новую инновационную систему экономики.

Используемые материалы

1. Журнал «ChinaPRO»

2. Газета «Ведомости»

3. Журнал «Эксперт»

4. Статистические данные SIPO

5. Доклад о мировых инвестициях

6. Материалы Торгового Представительства Российской Федерации в КНР

7. Научная газета «Поиск»