Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Осадчей Ольги Валерьяновны, директора

 

             

Осадчей Ольги Валерьяновны, директора

Публичный доклад

Осадчей Ольги Валерьяновны, директора

краевого государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат »

за 2010-2011 учебный год

Содержание:

1. Введение

2. Общая характеристика школы

3. Структура управления

4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса школы.

5. Укрепление учебно-материальной базы.

6. Использование коррекционным учреждением программ федерального и регионального уровня, авторских программ.

7. Научная и организационно-методическая обеспеченность учебного процесса.

8. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

9. Общая и качественная успеваемость.

10. Внутришкольный контроль и его задача в повышении качества образования и освоения инноваций.

11. Эффективность воспитательной системы и уровень воспитанности.

12. Мониторинг здоровья и физического развития обучающихся.

13. Качественный состав педагогических кадров.

14. Опытно-экспериментальная работа.

15. Участие в конкурсах.

16. Перспективы развития школы.

1. Введение.

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат », осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях, в обществе с кризисом политики, экономико-социальной сферы, общественного сознания. Происходящие изменения делают настоятельным поиск неординарных решений во всех сферах, в том числе и в школе такого типа. В этих условиях специальная (коррекционная) школа VIII вида призвана оставаться родным домом, второй семьей, в которой не только дается основное образование, но и создаются условия для коррекции, развития предпрофессиональной подготовки и последующей интеграции в современное общество.

Цель доклада – информировать родителей (законных представителей) о результатах и проблемах функционирования школы в 2010-2011 году, способствовать развитию партнерских отношений между школой и родителями (законными представителями), общественностью.

Тема школы: «Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью »

Цель: « Адаптация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к условиям жизни в обществе»

Задачи:

1. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

2. Развитие ориентации на активные формы досуговой деятельности.

3. Развитие социального опыта обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

4. Формирование гражданско-патриотического сознания, ответственности и социально- общественной активности.

5. Развитие и коррекция способностей обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

6. Создание условий для освоения педагогическими и административными работниками информационных и коммуникационных технологий, использование их в организации и реализации образовательной программы школы.

2. Общая характеристика образовательного учреждения.

Полное наименование:

краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат »

Юридический адрес: 692874 Приморский край, г. Партизанск, с. Авангард, ул. Вишневая, д.8

Учредитель: Департамент Образования и Науки Приморского края

Телефон: (8-42-363) 68-196

Факс: -(8-42-363) 68-196

E-mail: avangard-007@yandex.ru

Адрес сайта в Интернете: kshi.partizansk.ru

Лицензия: серия РО № 015416 регистрационный номер 205 от 25 марта 2011г.

Свидетельство о государственной аккредитации:

серия ОП 018326 регистрационный номер 77 от 25 марта 2011г.

Образовательное учреждение создано в соответствии с решением Исполнительного комитета Приморского краевого Совета депутатов трудящихся от 03.06.1959 года № 555 с наименованием «Школа-интернат для умственно отсталых детей». В настоящее время школа-интернат носит название Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат ». Учреждение работает согласно Уставу, утвержденному учредителем (Департамент Образования и Науки Приморского края), имеется лицензия и свидетельство о государственной аккредитации (2010г.) и другие учредительные документы. В Уставе четко определены права и обязанности участников образовательного процесса, он изучен педагогами, родителями и доведен до сведения обучающихся. Школа работает по плану, который ежегодно утверждается на педсовете, имеются концепция образовательной программы и перспективный план развития и укрепления учебно-материальной базы.

3. Структура управления:

Управленческий аппарат нашей школы состоит:

- Директор школы – Осадчая Ольга Валерьяновна.

- Заместитель директора по учебно-воспитательной работе –

- Гавлюк Елена Ивановна.

- Заместитель директора по воспитательной работе –

- Пильникова Ирина Алексеевна.

Основными формами самоуправления в школе являются:

- общее собрание трудового коллектива;

- педагогический совет;

- методический совет;

- совет учреждения;

- попечительский школы;

Взаимодействие созданных в школе структур позволяет:

· Создать оптимальные условия для организации образовательного и воспитательного процесса

· Сохранять и укреплять традиции школы;

· Развивать материально-техническую базу школы;

· Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса

На сегодняшний день в школе 11 классов-комплектов. В них обучаются 123 человек. В школу принимаются дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья по заключению краевой и городской психолого-медико-педагогической комиссии. Проблема в наборе обучающихся стала актуальной из-за открытия в МОУ классов компенсирующего обучения, где нередко обучаются и дети с особыми образовательными потребностями (VIII вид).

Учебно-воспитательный процесс организован в первую смену, что благотворно влияет на здоровье больных детей. Вторая половина дня занята оздоровительной, профилактической и кружковой работой с воспитанниками. В школе работает группа продленного дня. Все обучающиеся обеспечены бесплатными учебниками и питанием. В школе – интернате есть 4 группы детей, находящихся на интернатном положении.

Предназначение нашей школы состоит в том, чтобы создавать коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую формирование навыков адаптивного поведения обучающихся и освоение ими модели коммуникативного поведения, способствующей их социальной реабилитации.

Чтобы проанализировать свою деятельность мы рассматриваем результаты учебной деятельности, выявленной в ходе контроля. Что лежит в его основе? Индивидуальный анализ деятельности учителя, других специалистов, проведенный администрацией, методобъединениями, самим учителем. От проблем отдельных педагогов перекладываем мостик дальше: на сколько эти трудности характерны для той или иной группы учителей. Если эта проблема большого числа педагога, то она становится задачей методобъединения, творческой группы. Если только одного учителя – значит, у него появляется тема для самообразования. Постановкой проблем, касающихся большинства педагогов, занимается методический совет. Лишь после обсуждения на методическом совете определяется тема педсовета.

Таким образом, ведущую роль в целенаправленной деятельности педагогов по повышению осведомленности и результативности работы играет контроль, который в свою очередь тесно взаимосвязан с тем, что мы планируем.

Такой подход мы осуществляем при планировании работы школы на учебный год, на перспективу, при определении тематики педсоветов, семинаров и др. форм учебно-воспитательной работы школы.

Контингент учащихся особый, поэтому основной целью в перспективе развития школы является создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Для чего совместно администрацией и творческой группой учителей разработана:

- программа «Здоровье »,

которая принята в 2005г. педагогическим советом школы-интерната.

Поддерживаем тесную связь для улучшения учебно-воспитательного процесса и повышения квалификации кадров с ПИППКРО г. Владивостока, учреждениями дополнительного образования. На базе школы работают кружки: «Спортивный», «Хозяюшка», «Экологический», «Художественное творчество» и другие. Взаимодействуем с учреждениями начального профессионального образования.

5. Укрепление материально-технической базы.

Для того чтобы каждому участнику образовательного процесса было комфортно, постоянно работаю над вопросами укрепления учебно-материальной базы за счет финансирования управления Департамента Образования и Науки Приморского края. За последние три года школа пополнилась новыми учебниками и спортивным оборудованием, приобретена новая мебель на четыре класса, открыт и оборудован кабинет психологической разгрузки, отремонтированы кабинеты начальных классов, биологии, русского языка, математики, столярная и швейная мастерские, произведен капитальный ремонт пола в спортивном зале, спальном корпусе полностью демонтированы туалетные комнаты, вставлены пластиковые окна в спальном и учебном корпусах в количестве 19 штук. Заменено освещение во всех классных комнатах, медицинская комната своевременно пополняется необходимыми лекарственными средствами, поливитаминами и оборудованием. В школе установлены пожарная сигнализация и тревожная кнопка. Имеются компьютеры, три телевизора, караоке, музыкальный центр, видеомагнитофон.

Предстоит и дальше укреплять материальную базу школы. Ежегодно городской комиссией принимается школа к началу нового учебного года без замечаний.

Требования непрерывности обучения предполагают в тоже время его преемственность в единой системе обучения и воспитания данной категории детей с отклонениями в развитии.

6. Использование коррекционным учреждением

программ федерального и регионального уровня,

авторских программ.

В связи с решением задачи непрерывного обучения, профессиональной ориентации социально-трудовой реабилитации аномальных детей возникла необходимость внесения изменений в структуру и учебный план школы для детей с проблемами умственного и физического развития.

1. Обязательное обучение – I-IX классы, наполняемость 10-12 человек, I-IV классы – начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и преподавательской задачей специального обучения.

Занятия в 1-9 классах проводятся по 5-ти дневной рабочей неделе.

2. По окончании обучения выпускники сдают экзамены по швейному и столярному делу, 80% выпускников школы продолжают обучение в центре образования ПУ; 12% - получают пенсию по инвалидности; 8% - работают в основном у предпринимателей. Администрация школы поддерживает тесную связь с ПУ. Учащиеся школы принимаю участие в Дне открытых дверей в начальных профессиональных, оздоровительных учреждениях, мастера этих учебных учреждений частые гости у выпускников, принимают участие в квалификационных испытаниях по швейному и столярному делу.

Трудоустройство выпускников

Год

2009 г.

2010 г.

2011г.

9 класс

9 класс

9 класс

Количество

14

8

16

7

17

ПТУ.

10

12

17

работают

2

13

армия

2

болезнь

2

3

не определились

-

-

Годовой учебный план разработан на основе базисного учебного плана МО РФ, регионального компонента Приморского края и утвержден Департаментом Образования и Науки Приморского края, согласован с начальником Роспотребнадзора г.Партизанска.

Содержание школьного компонента учебного плана по ступеням обучения и классам:

I. ступень – 1-4 классы введены уроки: здоровья, ЛФК.

II. ступень – 5-9 классы введены уроки: СБО, обществознание и др.

Учебный план школы регламентирует расписание уроков, календарно-тематическое планирование по предметам, документацию для проведения итоговой аттестации, материал воспитательной работы и материалы, отражающие контрольную деятельность администрации, режим работы школы.

Педагогический коллектив продолжает работу над корректированием учебного плана и программ с учетом экономических, экологических особенностей города, с учетом программы развития школы, а также интересов обучающихся и родителей с целью:

- осуществления комплексного подхода к предметам эстетического цикла, развития детского творчества всеми видами искусства;

- осуществления экологического обучения и воспитания в процессе преподавания предметов;

- внедрение в содержание школьного образования вопросов, направленных на привитие здорового образа жизни, на подготовку обучающихся к деятельности по обеспечению жизнедеятельности в экстремальных условиях по подготовке их к защите Отечества, на коррекцию умственных и физических недостатков;

- на организацию работы педколлектива по защите прав детей, охране их здоровья.

В текущем учебном году педколлектив реализует следующие образовательные программы:

- сборник программ по общеобразовательным предметам для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, изд. Просвещение, 2006 г.;

- образовательные программы для 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, изд. Просвещение, 2006 г.

7. Научная и организационно методическая обеспеченность

учебного процесса

Учителями разработана система картотеки специальных (коррекционных) упражнений по развитию высших психических процессов для использования в ежедневной работе.

Особое внимание было уделено коррекционной работе, что нашло свое выражение в следующем:

а) адаптация учебных программ с позиции интеграции коррекционного компонента в содержание: разработаны коррекционно-развивающие инструкции и задания, ориентированные на активизацию познавательной деятельности обучающихся (по всем предметам).

б) на МО по русскому языку, математике разработана новая форма административно-контрольных работ, направленная на динамическое отслеживание уровня обученности учащихся, степени усвоения школьного базового компонента, а также на состояние высших психических функций, их работоспособности.

Отрабатывались профессиональные умения: моделирования уроков, формирование целей и задач, умения профессионально составлять инструкции

8. Использование здоровьесберегающих

образовательных технологий в работе с детьми.

Специальная (коррекционная) школа третий год работает над проблемой: «Здоровьеобучающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы VIII вида».

Основными задачами являются:

- учебная – развитие потребности, мотивации к учению, как основы механизма по формированию навыков учебного поведения каждого ученика и коррекции его познавательной сферы;

- воспитательная – развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы как детерминанты поведения, организующие фундаментальные личностные процессы и поведение обучающихся;

- лечебно-оздоровительная – организация учебы, свободного времени обучающихся в охранительно-оздоровительном режиме, направленном на создание системы навыков, умений, привычек у них по освоению «ЗОЖ».

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы по степени их влияния на здоровье человека. Их признак – использование технолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем. Эта работа начинается в начальных классах школы: психогимнастика, проведение игровых занятий, направленных на совершенствование познавательных процессов внимания, памяти, воображения. При организации обучения в начальных классах создается учебная среда, способствующая сохранению здоровья:

а) физкультминутки, профилактика и коррекция зрения, опорно-двигательного аппарата, упражнения, направленные на формирование правильной осанки;

б) дыхательные упражнения;

В классах использовались бактерицидные и противовоспалительные свойства растений. У большинства детей с нарушением речи выявлен уровень несформированности крупной моторики, ручной ловкости, тонких движений кистей и пальцев рук.

В связи с этим учителя начальных классов в своей работе используют следующие приемы: упражнения с утяжеленными мешочками по развитию ручной ловкости, для коррекции осанки; эспандер, колечки для пальцев рук; упражнения на дыхание (подуть на ватку, на полоски бумаги, надувание воздушных шаров и др.); массаж волшебных точек ушей и т.д. Обучение детей массажу рук (самомассаж тыльной стороны рук; тыльной стороны ладоней; тыльной стороны пальцев рук), оказывает на улучшение функций рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Результат этой работы – дети за 1-2 месяца учатся правильно держать ручку, рисовать, обводить и т.д.

Одним из главных факторов здоровьесберегающей педагогики является физическая культура, занятия ЛФК, логопедия.

Физическое воспитание сопутствует всему учебному процессу и пронизывает жизнь и быт школы. Оздоровительно-спортивная работа проводилась под девизом «В здоровом теле – здоровый дух».

День у наших учащихся начинается с утренней зарядки, уроки физической культуры, на уроках обязательно физпаузы, школьные соревнования по различным видам спорта, праздники, посвященные 1 сентября и окончании учебного года, одно-трех дневные туристические походы по родному краю. Летом в ЛДП занимаются плаванием, что считается одним из лучших средств укрепления здоровья и закаливания организма. Неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому воспитанию является ЛФК. Созданы специальные группы из учеников одного или разных классов с явно выраженными нарушениями моторики или различными формами двигательной недостаточности.

Здоровье в наибольшей степени определяется образом жизни человека. Одним из составляющих здоровья является содержание в чистоте своего тела, одежды, жилища, правильное питание. Уроки СБО проводятся в 5-9 классах. Начиная с 5 класса, они построены на привитии гигиенических навыков ухода за собой и далее все усложняется и расширяется материал при переходе из класса в класс. Привитие практических навыков по всем темам программы СБО помогает нашим детям сохранить свое здоровье.

9. Общая и качественная успеваемость

Широкое распространение в школе получила технология дифференцированного обучения в соответствии с уровнем развития обучающихся. Внутриклассная уровневая дифференциация содействует формированию у учеников положительной концепции, выполняются требования образовательных программ для специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Показатель административно-диагностических контрольных работ свидетельствует об усвоении программного материала 98% обучающихся начальной школы, что отражает динамику повышения уровня обученности учащихся.

Среднее и старшее звено показали в целом положительную динамику обученности и воспитанности.

Динамика успеваемости обучающихся

Учебный год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

100 %

100 %

100 %

Качество знаний обучающихся

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

за 2010-2011 уч. год

Класс

Кл. руководитель

% качества знаний

1

Фокина В.П.

-

2

Макуха Т.А.

7,2%

Юдина В.А.

16,9%

Горковская Л.Б.

3.9%

Кунахович О.М.

11,2%

Сидорова С.А.

6,9%

6

Шелепова С.Ю.

15,3%

Бабанина Е.В.

11,2%

Юрлина Л.В.

10,1%

Адаменко Е.П.

11,3%

Прошенко А.Ю.

10,3%

Творчески работает педагогический совет школы. На нем были рассмотрены такие вопросы: «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы», «Содержание и методика работы школы по привитию учащимся здорового образа жизни, по подготовке их к действиям, обеспечивающих им жизнедеятельность в экстремальных условиях». Педсовет-диспут «Активизация познавательной деятельности обучающихся специальной школы», «Из опыта работы педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий», где была организована выставка методических находок, разработок, поделок. Все это способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, совершенствованию работы по коррекции умственных и физических недостатков.

В школе действует Совет учреждения, на заседаниях которого рассматриваются такие вопросы как: «Законодательная защита прав ребенка», «Совместная работа медицинской службы и родителей по укреплению здоровья детей», «Об итогах аттестации обучающихся выпускного класса», «Об организации летней оздоровительной работы» и др. Члены СУ принимают активное участие в проверках состояния учебно-воспитательного процесса, в ремонте школы, в организации питания обучающихся, в рейтинговой оценке труда учителя, определении стимулирующей и компенсирующей оплаты труда учителя.

10. Внутришкольный контроль

и его задача в повышении качества образования и освоения инноваций.

Большую роль в совершенствовании и эффективности обучения, в повышении навыков обучающихся, выполнению всеобуча играет контроль за учебно-воспитательным процессом, работой классного руководителя и учителей с документацией. Его осуществляет администрация школы с привлечением руководителей МО, членов аттестационной комиссии и Совета учреждения. Контроль за ведением школьных журналов проводится постоянно, результаты регистрируются. Формы контроля: предварительный, текущий, итоговый контроль, используется также тематический контроль. Систематически проводятся мониторинги обученности, воспитанности. По итогам проверки издаются приказы, пишутся справки, с которыми обязательно знакомятся педагоги.

В результате ВШК выявляются не только отрицательные, но и положительные моменты, которые, как правило, связаны с использованием передового опыта, разработкой и освоением инноваций.

Цель ВШК:

1. Провести первичный анализ, т.е. сбор данных, упорядочить их,
классифицировать без выяснения причинно-следственных связей;

2. Выявить соответствие функционирования педагогического
процесса принятым управленческим решениям.

В школе в основном осуществляется контроль исполнения, т.к. педагогический коллектив работает на основе принятых им решений. Поэтому первой функцией ВШК является осуществление обратной связи, т.к. без объективной и полной информации не принимаются обоснованные решения.

Второй важной функцией контроля является диагностическая. Она является основой контроля и дает возможность использовать такой вид, как экспертная. Для КУ она особо значима, т.к. в конечном итоге способствует организации динамического наблюдения за развитием и коррекцией личности каждого ученика.

Третьей функцией ВШК является стимулирующая. ВШК побуждает педколлектив к активной творческой деятельности.

Задача ВШК: получение информации о состоянии для оказания помощи учителям, учащимся, активизации их внутренних возможностей.

Структуру процессов контроля в школе можно представить следующим образом:


По периодичности контроля

входной

предварительный

текущий

промежуточный

итоговый

По виду контроля

тематический

фронтальный

тематически-обучающий

предметно-обучающий

персональный

обобщающий

По методам контроля

наблюдение

беседа

Проверка знаний (устная, письменная)

анализ

мониторинг

Все виды контроля завершаются разработкой по устранению выявленных недостатков. Эти предложения направлены на улучшение образовательной деятельности и соответствуют реальным возможностям школы.

Объектами ВШК являются следующие виды образовательной деятельности:

Структура образовательной деятельности школы

Образовательная деятельность

Учебно- Методическая

воспитательная работа

работа

Обеспечение ОД

- учебно-методическое

- психологическое

- медицинское

внеурочная

учебно-воспитательная

работа

- охрана труда и ТБ

Учебно-воспитательная работа является основным видом образовательной деятельности школы. Она включает организацию и проведение всех видов учебных занятий, оценку уровня теоретической и практической подготовки обучающихся при текущем и итоговом контроле, соблюдение учителями требований нормативных актов МО РФ при работе с учащимися и со школьной документацией. Основными элементами ВШК являются:

- выполнение всеобуча;

- состояние преподавания учебных предметов;

- административно-диагностические проверочные работы по русскому языку, чтению, математике;

- исполнение решений педсовета, совещаний;

- качество ведения школьной документации;

- выполнение программ предусмотренного минимума;

- подготовка и проведение экзаменов.

Например, целью административно-диагностических работ, которые проводятся два раза в год, является выявление уровня усвоения программного материала и выяснение степени сформированности учебных умений и навыков. Кроме того, подобный учет успеваемости рассматриваем как одно из средств диагностирования, изучения индивидуальных особенностей развития у.о. детей. По результатам проверочных работ учитель и администрация судят об особенностях памяти ученика, способностях его мышления, степени осознанности в овладении учебным материалом, сформированности речевых навыков, умении практически использовать полученные знания на уроке, а на основе всего этого - о продвижении ребенка в его общем развитии.

При составлении плана ВШК учитываются следующие элементы методической работы:

Методическая работа





Повышение квалификации педработников


Работа

методич.

объединений
Работа с вновь прибывш. учителями


При контроле деятельности школьных педагогических объединений учителей проверяем следующие показатели:

- выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций совещаний ШПОУ;

качество подготовки и проведения предметных недель; качество подготовки и проведения семинаров, круглых столов и т.п.;

- участие учащихся в викторинах, соревнованиях, конкурсах по предметам ШПОУ;

- проведение совещаний ШПОУ.

При контроле вопросов, связанных с повышением квалификации педагогов, проверяется работа по направлениям:

- внутришкольная аттестация;

- городская и областная аттестация;

- аттестация на высшую квалификационную категорию.

Внеурочная воспитательная работа с учащимися является составной частью образовательного процесса и проверяется по следующим направлениям:

- уровень воспитанности учащихся, мониторинг;

- качество работы классного руководителя;

- качество проведения общешкольных мероприятий;

- спортивно-массовая работа;

- организация патриотического, нравственного и эстетического воспитания;

- психологическая готовность учащихся к труду в условиях рынка; - качество проведения коррекционно-развивающих занятий по дополнительному образованию; участие родителей в воспитательном процессе.

- социально-реабилитационная работа с наиболее сложными детьми.

(Работа педагога по нейтрализации агрессивности, замкнутости, гиперактивности, деструктивного поведения у обучающихся в процессе внеурочной воспитательной работы).

Таким образом, ВШК является специфическим видом управленческой деятельности, теснейшим образом связанными с педагогическим анализом. Данные ВШК являются источником сведений для осуществления оперативного, тематического и итогового анализа.

В текущем учебном году были рассмотрены вопросы:

- на совещании при директоре - «Анализ работы педагогов с
документацией», «Техника чтения в начальной школе на начало учебного
года», «Посещаемость обучающихся», Анализ работы педагогов за I
полугодие».

На методических объединениях: «Готовность педагогов к работе в новом учебном году», «Проверка уровня знаний учащихся, графики диагностического контроля (состояние высших психических функций), «Анализ административных контрольных работ за I полугодие».

На педсоветах стало традицией заслушивать творческие отчеты аттестуемых учителей, результаты персонального контроля. «Разноуровневая работа на уроке (дифференциация и индивидуализация обучения)».

На методсоветах рассмотрели результаты «Организации учета уровня обученности учащихся, его динамику», «Анализ самообразовательной работы учителей технологии, математики».

Проводятся серии контрольно-диагностических проб, на основании которых уточняются и совершенствуются приоритетные направления в коррекционной, учебной и воспитательной работе.

11. Эффективность воспитательной работы и уровень воспитанности

Реализуя основные положения «Концепции содержания образования», «Программы модернизации российского образования до 2010 г.», а также с учетом нормативно-правовых актов и документов в сфере образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, Закона РФ «Об образовании», статья 5,16,17,20,50 (пункт 10,11) Закона РФ «О социальной защите инвалидов», педагогический коллектив решает ряд воспитательных задач:

- воспитание гражданско-патриотического сознания обучающихся и нравственной позиции через реализацию городской комплексной подпрограммы «Истоки» по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, для воспитания привычки здорового образа жизни;

- повышение эффективности коррекционно-воспитательной работы по выработке социально-нормативного поведения обучающихся, формирование благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в школьном коллективе;

- продолжение работы по организации охранительного режима, посильного участия детей во всех видах деятельности;

- оказание помощи обучающимся в жизненном самоопределении, создание условий для трудовой деятельности.

В целях решения данных задач, учитывая особенности развития детей с особыми образовательными потребностями, было составлено общешкольное планирование.

Воспитание осуществлялось с помощью:

• уроков общеобразовательного цикла;

• внеклассной деятельности;

• внешкольной деятельности

Педагогический коллектив проблеме здоровье, оздоровления детей уделяет первостепенное значение, так как с учетом специфики специального (коррекционного) учреждения у нас нет абсолютно здоровых детей. В результате мониторинга получены следующие данные:

Учебный год

Кол-во обучающихся

Кол-во детей-инвалидов

2008 - 2009 уч. г.

чел.

2009-2010 уч. г.-

чел.

2010 - 2011 уч. г

123 чел.

Из приведенных данных видно, что количество детей-инвалидов увеличивается. С каждым годом поступают первоклассники с более низкими показателями здоровья. Так в 2008 -2009 уч. г. в 1 класс поступило 58 % детей от общего количества обучающихся в этом классе, уже имеющих инвалидность.

Задача сохранения и укрепления здоровья решалась через реализацию школьной программы «Здоровье» по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, плана работы семинаров по проблеме: «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения», плана мероприятий по совершенствованию системы медицинского обеспечения, сохранению и укреплению здоровья обучающихся школы, работу спортивных секций, планов проведения «Дней здоровья», систему тематических классных часов по вопросам гигиены и охраны здоровья воспитанников, реализацию программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

С целью повышения психолого-педагогической грамотности по вопросам здоровьесбережения и потребности в медико-психолого-педагогическом просвещении строятся и систематически проводятся занятия для родителей «Школа безопасности».

Для педагогов школы прошли семинары по внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий, на которых

рассматривались такие вопросы как:

- педагогика оздоровления и факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья школьников. Обучение педагогов умению поддерживать здоровьесберегающие факторы на оптимальном уровне,

- роль индивидуального стиля педагогической деятельности учителя на психологическое здоровье обучающихся;

- о профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. Ознакомление с играми и дыхательными упражнениями для улучшения самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям;

- о взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности и др. Работа по здоровьесберегающим образовательным технологиям начинается с момента поступления ребенка в школу, когда психолого-медико-педагогической службой подробно изучаются анамнестические данные, особенности раннего развития ребенка, показатели физического и психологического развития.

Данные исследований подробно изучаются не только классным руководителем, но и всеми педагогами и специалистами, работающими с данным ребенком.

Забота о здоровье обучающихся школы является приоритетной, поэтому в курс обучения младших школьников введен урок здоровья, который проводит педагог-психолог. Также дети посещают уроки ЛФК, которые направлены на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.п.); коррекцию нарушений в движениях; устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести и др.)

Ежемесячно в школе проводятся «Дни здоровья» и раз в четверть «Состязания здоровячков», традицией стало проведение Зимней спартакиады (соревнования по зимним видам спорта: лыжи, коньки), Дня бегуна, волейболу, мини-футболу, личное первенство по н/теннису, соревнования по стрельбе. Успешным можно считать факт систематического проведения в период каникул спортивных соревнований, подвижных игр для детей разного возраста.

В рамках санитарно-гигиенического воспитания проводились беседы в классных коллективах по охране жизни и здоровья детей, а библиотечные уроки «Путешествие на планету «Здоровье» для учащихся начальной школы, «Аукцион полезных советов» для учащихся среднего и старшего звена всегда интересны и полезны.

В школе стали традиционными ежегодные походы на экологически чистый источник с. Авангард. Коллективный выход на природу целенаправлен и эффективен.

Тесное сотрудничество с центральной городской и детской библиотеками позволило расширить познавательный уровень и социальный диапазон детей с особыми образовательными потребностями

Необычно проводился в этом учебном году праздник «День защитника Отечества» Ребятам старшеклассникам представилась возможность пройти тропой от рядового до генерала. В выигрыше оказались все, и участники, и зрители.

Такие мероприятия, как классные часы, посвященные государственной символике, Дню космонавтики и другим праздникам, мероприятия к Дню матери (в ноябре) и Дню семьи (в мае): изучение на уроках граждановедения и закрепление во внеурочных мероприятиях Конвенции о правах ребенка и законов, принятых в нашей стране во исполнение положений конвенции - были направлены на воспитание гражданина и патриота России. Тесное сотрудничество с центральной городской и детской библиотеками позволило расширить познавательный уровень и социальный диапазон детей с особыми образовательными потребностями

Одной из важнейших задач воспитательной работы является повышение эффективности коррекционно-воспитательной работы по выработке социально-нормативного поведения обучающихся (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации досуга, оказание социальной помощи подросткам, семьям, социально-бытовая адаптация школьников).

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.

В школе сложилась определенная система по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Результатами проводимой в школе работы и исследований показывают, что в подавляющем большинстве случаев в условиях жизни несовершеннолетних, проявляющих асоциальное поведение, обнаруживается ряд отрицательных средовых факторов, в частности, таких как:

- неполный состав семьи;

- наличие у родителей психических аномалий;

- бытовые конфликты, пьянство, аморальный образ жизни родителей;

- невыполнение родителями коррекционно-воспитательных функций, функций по надзору за умственно неполноценными подростками;

- негативное влияние ближайших родственников;

- отрицательное воздействие микросреды (соседи, друзья и т.д.), наличие в ее составе лиц, совершавших преступления;

- контакты с неформальными группами лиц с асоциальной направленностью поведения.

При проведении социально-психологических исследований создана база данных по различным категориям обучающихся школы.

Так, на конец 2010-2011 учебного года всего обучающихся 123 человек, из них:

· детей инвалидов – 21;

· детей, состоящих на учете ОДН – 4;

· родителей, состоящих на учете ОДН – 9;

· опекаемых детей – 21;

· обследование жилищно-бытовых условий проживания (неблагополучных ) семей – 8 рейдов;

· обследование жилищно-бытовых условий проживания опекаемых семей – 15;

· работа Совета профилактики (8 заседаний), проводилось согласно плана на год, заслушано 18 учащихся и 7 родителей, заседания СП проходили совместно с инспектором ОДНУ ОМ.

Осуществляя работу по профилактике социальных отклонений в поведении детей с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив обращает серьезное внимание на вопросы антиалкогольной, антинаркотической пропаганды. Разработана программа по профилактике безнадзорности и правонарушений, а также токсикомании, наркомании, алкоголизма и табакокурения, СПИДа.

Систематически проводятся рейды в семьи детей группы риска, детей с девиантным поведением, в социально-опасные семьи и т.д.

В школе работает совет профилактики, где рассматриваются наболевшие вопросы по перевоспитанию подростков, приглашаются родители и дети. Поддерживается тесный контакт с комиссией по делам несовершеннолетних при городской администрации. Классные руководители и администрация школы постоянно курируют своих подопечных, выясняя чем, занимаются дети в свободное время, обследуя жилищно-бытовые условия. В случае отсутствия в школе ученика педагог выясняет причину отсутствия у родителей. Активно подростки школы участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках городского месячника «За здоровый образ жизни».

Организовывались встречи с инспектором ПДН Утешевым А.А. и начальником ПДН ГУВД Курочкиной И.В., которые выступали с беседами на правовые темы.

Осуществляется постоянный контроль за посещаемостью, дисциплиной, • занятиями в кружках детей состоящих на внутришкольном контроле и учете в ОДН . Проводилась индивидуальная профилактическая работа социальным педагогом.

Беседы по плану ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ носят систематический характер с учетом контингента обучающихся и их родителей.

Педагог-психолог школы помогает определить тематику встреч с родителями с учетом их потребностей в психолого- медико- педагогическом просвещении. Налажена система консультаций для родителей и детей, которая помогает внедрять здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс школы с учетом психолого-медико- педагогических исследований, отслеживает мониторинг здоровья, доводя полученные данные до сведения администрации и всего педагогического коллектива.

Результатом работы психолога явилось то, что классные руководители более дифференцированно подходят к своим воспитанникам, в подборе воспитательных методов, приемов воздействий на них, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, психолого-педагогическими воспитательными приемами в значительной мере сглаживаются патологические особенности в характере деятельности детей с нарушением интеллекта.

Систематически проводятся исследования по выявлению уровня воспитанности обучающихся школы. Низкий уровень воспитанности в основном у детей начальной школы, т.к. в силу своего заболевания (по данным мониторинга здоровья за последние три года увеличилось количество детей-инвалидов первоклассников) и незрелости эмоционально-волевой сферы дети с трудом усваивают общепринятые нормы поведения.

Также это связано еще и с тем, что у большинства родителей невысокий культурно-образовательный уровень (высок процент родителей, выпускников вспомогательных школ).

Система работы дополнительного образования основана на принципах добровольности и разнообразия. Направления:

- художественно-эстетическое;

- спортивное;

- экологическое;

Организация досуга воспитанников:

Количество детей, охваченных организованными формами досуга - 83,8%.

Организация дополнительного образования детей в школе:

Учебный год

2008.-2009

2009-2010

2010-2011

Кол-во кружков, организованных в ОУ

8

9

10

Количество спортивных секций, организованных в ОУ

2

1

1

% охвата воспитанников дополнительным образованием

82,4

83,6

83,8

Дополнительное образование для детей с особыми образовательными потребностями бесплатное.

Хочется отметить высокую активность всех групп обучающихся, их желание участвовать в кружковой деятельности, а также руководителей кружков, которые сумели заинтересовать детей.

занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.

В прошедшем учебном году охват детей воспитательными мероприятиями составил 91%. Это происходит благодаря тому, что педагоги школы значительное внимание уделяют воспитанию обучающихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.

Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач.

Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательной работы.

Недостатком в воспитательной работе является отсутствие детской организации. Детское самоуправление присутствует только внутри класса. В этом вопросе наблюдается некоторая разобщенность педагогического коллектива. Нет молодого, инициативного педагога, который бы с энтузиазмом взялся за решение этой задачи при поддержке администрации школы. Проблема эта, безусловно, заслуживает обсуждения и скорейшего решения.

Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2010-2011 учебном году можно считать решенными.

В новом учебном году школой в области воспитания определены:

Цель: формирование личности ребенка с трудностями в обучении через деятельность, направленную на его социальную интеграцию.

Задачи:

  • постижение обучающимися жизненных ценностей и установление определенных ценностных ориентации;
  • освоение (на доступном для каждого ученика уровне) базовых составляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности - культуры знания, культуры чувств и творческого действия;
  • развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни;
  • повышение уровня воспитанности обучающихся, побуждение их к саморегуляции поведения, соответствующего общечеловеческим нормам;
  • продолжение работы по организации охранительного режима, посильного участия детей во всех видах деятельности;
  • оптимизация деятельности по оказанию помощи обучающимся в жизненном и профессиональном самоопределении.

12. Мониторинг здоровья и физического развития обучающихся

Группы здоровья и физического развития

обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

за 2010-2011 уч. год

Заболевания

Учебный год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Количество детей

113

116

123

Группы

1 гр. – 10

2 гр. – 48

3 гр. – 38

4 гр. - 17

1 гр. –10

2 гр. – 51

3 гр. – 38

4 гр. - 17

1 гр. – 0

2 гр. – 92

3 гр. – 10

4 гр. - 21

1

С нарушением зрения

23

23

7

2

Хронический ТО

8

7

5

3

Ф.С.Ш.

20

18

6

4

Снижение слуха

1

1

-

5

Нуждается в санации

70

80

75

6

Д.Ж.В.П.

8

9

7

7

Сколеоз

21

15

17

Результаты медицинских осмотров в период с 2008 г. по 2011 г.

Заболевания

Учебный год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Количество детей

113

116

116

1

С нарушением зрения

23

23

23

2

Ожирение 1-2 степени

2

2

3

3

Ф.С.Ш.

20

15

6

4

Физическое развитие ниже среднего

5

6

15

5

Нуждаются в санации

70

80

75

6

Д.Ж.В.П.

8

7

7

7

Скалеоз

21

15

13

8

Невропатия

35

34

10

9

В.С.Д.

10

9

6

Динамика

наблюдения за социально-психологической комфортностью

обучающихся

Выводы:

в течение последних трех лет можно наблюдать такую картину:

у большинства обучающих специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

с ограниченными особенностями здоровья

- наблюдается низкий уровень стрессированности – более 70 %;

- уровень стрессированности соответствует норме – около 20 %;

- низкий уровень стрессированности – единичные случаи, обусловленные особенностями психологического здоровья и недостатками семейного воспитания.

- Дети с желанием приходят в школу. Но мотивация учения у большинства невысокая.

- Привлекает внешняя сторона: общение с друзьями, внеклассные мероприятия, кружки, буфет и т. д. Стиль общения с педагогами демократический. Психологический климат в целом благоприятный.

В целом учебный процесс был организован в направлении усиления коррекционной работы и внедрения в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий. Санитарно-гигиенический режим в школе соблюдается с учетом санитарно-эпидемиологических правил СанПиН. По результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы от 27.05.2011 г. условия образовательной деятельности в сфере общеобразовательных учреждений краевого государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат », соответствуют требованиям СанПиН 2.4.2.1178 – 02.Медосмотр обучающихся проводится дважды в год, подростки проходят обследование в поликлинике, а также диспансеризация детей. Составлен паспорт физического развития и здоровья обучающихся всей школы.

Комплексная связь педагогов, врача, психолога, логопеда, родителей позволяет успешно закончить коррекционное учреждение и занять соответствующее положение в обществе.

В целом школой за год проделана большая работа, направленная на создание оптимальных условий для жизни, учебы и воспитания обучающихся, привития навыков ЗОЖ.

Однако, следует признать, что резервы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса еще имеются, и их реализации будет подчинена работа педагогического коллектива в следующем году.

Продолжить работу школы над проблемой: «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида».

13.Качественный состав педагогических кадров

КГКСКОУ Партизанская КШИ полностью укомплектована кадрами, вакансий нет. Педагогический коллектив школы стабилен, насчитывает 22 человека, 13 человек с высшим педагогическим образованием. Курсы повышения квалификации в ПИППКРО г. Владивостока в 2010-2011 учебном году 13 педагогчических работников и получили квалификационные категории. Имеется план переподготовки педкадров, администрация школы контролирует его выполнение.

Имеют знаки отличия: Почетный работник общего образования – Магерова Н.А.; Почетная грамота Министерства Образования РФ – Адаменко Е.П., Макуха Т.А., Фокина В.П., Пильникова И.А., Почетная грамота Губернатора Приморского края – Матыгулина В.Я.; Медаль «80 лет ГОСКОМСПОРТУ РОССИИ»- Тугарин В.В.

Штат укомплектован квалифицированным врачом-психоневрологом

В школе создана и успешно действует система методической работы. Координирует и руководит методической работой методический совет. Методическая работа реализуется через педсоветы педчтения, мастер-классы, методические бюллетени. Подведение итогов методической работы осуществляется через методические выставки и портфолио-конференции.

Перечислю наиболее интересные темы проведенных педсоветов: «Здоровьезберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы», «Познавательноя деятельности обучающихся специальной школы», «Учебно-воспитательный процесс школы в свете современных требований» и др.

В течение трех лет проводится интенсивная работа администрации с целью вовлечения всего педколлектива в инновационную деятельность.

Морально-психологическая атмосфера в коллективе положительная. Коллектив учителей с интересом включается в реализацию различных проектов, мобилен собран. Ведущим является взаимодействие педагогов в различных аспектах деятельности.

Коллектив школы со времени последней аттестации научился уверенно решать задачи:

1. по обучению и воспитанию учащихся с проблемами в здоровье;

2. по определению статуса школы как комплекса социально-педагогической поддержки учащихся;

3. по повышению уровня профессионального мастерства педагогов;

4. по применению инновационных технологий в управлении школой и обучении учащихся;

5. по представлению школы и своей системы работы в городских и краевых конкурсах по различным направлениям.

Стимулирование учителей всегда положительно влияет на достижение оптимального конечного результата. В школе разработано Положение о стимулирующих выплатах. Учитель осознает, что он может получать больше за высокие результаты своей деятельности.

Качественный состав педагогических кадров ОУ

Из них

Педагогов по уровню образования (в том числе совместителей)

Состав кадров ОУ (реально занятых ставок без вакансии) (три учебных года)

Всего штатных единиц педагогических работников

Штатных педагогических работников

Внешних совместителей

Высшее педагогическое образование

Высшее непедагогическое образование

Незаконченное высшее

Среднее специальное

Среднее

Ученая степень

2008-2009

30

28

11

2

4

11

-

-

2009-2010

30

27

1

11

3

3

10

-

-

2010-2011

32

26

1

13

4

3

6

-

Аттестация педагогических кадров

На

1 сентября 2011 года

Всего прошло аттестацию

В том числе присвоены категории

Кол-во

%

высшая

первая

вторая

Без

категории

32

25

78,1%

9

8

4

11

Школа принимает активное участие в краевых и городских мероприятиях, конференциях и смотрах-конкурсах.

Обеспечивает условия для максимальной самореализации каждого учащегося на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта.

На базе школы ежегодно проводятся семинары среди коррекционных школ Приморского края (Шкотово, Николаевка, Находка) для руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, учителей.

« 25 » июля 2011 г.

Директор КГКСКОУ Партизанская КШИ О.В. Осадчая