Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Идеи развития философии

 

             

Идеи развития философии

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

На тему: Идеи развития философии.

Диалектика. Сократ.

Выполнила студентка 2 курса дневн. отделения гр. 201 Сафина М.

Научный руководитель:

Радул Д. Н.

Большинство философов самых разных направлений высказывают мысль о том, что родиной философии является Греция VII-VI вв. до н. э. К. Маркс писал о том, что «греки навсегда останутся нашими учителями». И это не вызывает никаких сомнений.

Древняя греческая философия - общепринятый духовный исток современной философии, всей европейской культуры.

Одной из важнейших особенностей древнегреческой культуры была её ориентация не столько на религию, как это имело место, например, в Египте и Индии, а на мифологию. Правдивы предположения о том, что не случайно именно греки стали основателями философии, поскольку благодаря отсутствию религиозного фундаментализма они в своём творчестве оказались свободнее, чем древние египтяне и индийцы. Именно Древней Греции философы, число которых увеличивалось, а деятельность которых становилась всё более профессиональной, могли противостоять политическим и религиозным властям. Становлению философии в греческом мире способствовали достигнутые греками в городах-государствах политические и религиозные свободы. Чем основательнее становилась мифология, тем больше она трансформировалась в философию.

Для возникновения философии в Древней Греции особое значение имеет «перезрелость» её мифологии.

Однако, с развитием греческого общества - с появлением гражданского общества, с ростом городов, с развитием торговли, с развитием трудовых отношений - для человека, который уже всю свою жизнь подчинил законам разума, решение главных для него вопросов судьбы, счастья, свободы на основе мифологических образов представлялось уже неубедительным. Миф уже престал отвечать запросам человека, реально живущего в мире общего; он не утешает, не даёт надежду, не стимулирует социальную активность, не содержит ответов на все вопросы, наконец. Возникает настоятельная потребность всеобщее, закономерное, разумное обнаружитьв самой основе мира.Философия и есть та самая новая форма ответа на коренную «бытийную» потребность человека. Философ оказывается той фигурой, которая стоит между мифологическим прошлым и будущим человека, строящего жизнь на рациональной основе.

На этой основе рождающееся философское мышление открыто признает свои истоки: у греков не было иного материала, кроме старых мифов, собственной наблюдательности и здравого смысла.

Возникновение философии - сложное взаимодействие изменившихся социальных и индивидуальных потребностей и возможностей их реализации.

Изобретение слова «философия» легенда приписывает Пифагору. В переводе с греческого это слово обозначает любовь к мудрости.

В истории греческой философской мысли принято выделять три основных периода. Первый период - формирование греческой философии (VI в. до н. э.), философия так называемых «досократиков». Второй период - расцвет греческой философской мысли (V-IV вв. до н. э.), в центре его находится философия Сократа и его последователей, Философия Платона и Аристотеля. Третий период - закат и затем упадок (III в. до н. э. - V в. н. э.), греко-римская философия.

Формирование греческой философии связано с именами философов из Ионии (Малой Азии, ныне территории Турции). Философия первоначально возникла там, где было больше свободы, - в городах, основанных греками в их колониях.

Первых философов интересует начало всего существующего, каковым считается либо одна, либо несколько стихий. Фалес из Милета основой всякого бытия считает воду. Его сограждане Анаксимен и Анаксимандр - соответственно воздух и апейрон, некоторое беспредельное и вечное начало. Гераклит из Эфеса в качестве первоначальной стихии принимает огонь. Вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимена и огонь Гераклита выступают в качестве субстанций, т. е. того, что, по определению, не нуждается в объяснении. Все, кроме субстанции, должно быть объяснено как возникающее посредством её превращений.

Первые философы придумали особый метод интерпретации явлений, который правомерноквалифицируется как философский. Первых философов часто называют философами природы, натурфилософами. Но это высказывание неточно. Они стремились интерпретировать природу всех явлений посредством выявления их субстанционального содержания, например, Гераклит приписывал душе огненную природу. Первые философы выдвинули перед человечеством грандиознейшую задачу - объяснить природу всех явлений универсальным образом. Но успешно справиться с этой задачей им, конечно же, не удалось.

Поиски основ человеческого существования подводят греческую мысль к опасной черте, к возможности разрыва между первоосновой мира и человеческим существованием. Разрушение гармонии, встроенности человека в мироздание особенноактивно начали софисты (V - IV вв. до н. э.). Софисты ищут основы человеческого существования не в мире, но в самом человеке.

С VI века до н . э. начинает складываться так называемая эллинистическая философия. К этому периоду относят IV век до н. э. и начало I века нашей эры. К этой философии относят стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Позже появляются неоплатонизм и гностицизм.

В философском мировоззрении древних греков значительное место принадлежит диалектическим концепциям и идеям. Они возникли в сущности вместе с философией. В ряде отношений диалектику можно расценивать как явление такого же широкого мировоззренческого плана, как и философия.

Древнегреческие мыслители в античном смысле понимали под диалектикой искусство ведения философской беседы, спора таким образом, чтобы посредством столкновения противоположных мнений обнаружить истину - словом, искусство выявления и доказательства истины. Это искусство речи, с помощью которого можно разъяснить ту или иную мысль собеседнику и заставить его согласиться с ней. Это искусство и доказательства и опровержения. Диалектиком называли такого мудреца, который умел организовать своё знание в связную систему и сделать для всех очевидной её логическую основу. Такой мудрец остро оттачивал своё умение отличать истинное от ложного в суждениях своих собеседников, и в особенности противников. Диалектика в этом смысле становилась важнейшим средством поисков и нахождения истины.

А. Ф. Лосев писал, что диалектика - это смысловая оформленность жизни, «ритм самой действительности». Диалектика выражает основное жизненное противоречие, она как бы реконструирует, воссоздаёт основную «онтологическую потребность» человека - потребность быть, выражает ужас перед небытием. Диалектика - это оформленное в мысли выражение причастности к бытию, попытка средствами разума найти разгадку человеческого существования, решить основное противоречие человеческой жизни, противоречие человека как «конечно-бесконечного» существа. По словам А. Лосева, «вся жизнь насквозь есть диалектика, и в то же время она - именно жизнь, а не диалектика, она - неисчерпаемая, темная глубина не проявленных оформлений, а не строжайше выведенная абстрактно-логическая формула».

Термин «диалектика» происходит от слова «dialegomai» и означает «разговариваю», «беседую», «обсуждаю». Хотя греческие философы вкладывали разное содержание в слово «диалектика», или «диалектическое искусство», тем не менее оно мыслилось в единстве с диалогом и большей частью означало искусство ведения диалога, искусство спора и аргументации. Аристотель называет Зенона Элейского первым, кто «изобрел диалектику». И действительно, элеец Зенон (ок. 490 - 430 гг. до н. э.) разработал метод, оригинальность которого состояла в опровержении противника путём обнаружения противоречий в его суждениях. Опровержение противоположного тезиса служило косвенным средством доказательства защищаемого тезиса. Зеноновский метод, впоследствии названный «приведением к нелепости», был использован софистами и Сократом, но уже в диалоге, в вопросно-ответном ведении полемики, в словесной диалектике (к чему, надо полагать, Зенон не прибегал).

У софистов «диалектика» стала искусством спора (эристикой), риторическим искусством убеждать, техникой словесной эквилибристики, средством доказательства субъективного характера человеческих знаний, понятий и представлений, не исключая и нравственно-этических.

Цель эристики - показать возможность принять оба противоположных тезиса (например, добро и зло - одно и то же; добро и зло - не одно и то же) как одинаково истинные, а не опровергать данный тезис выведением из него противоречащих суждений и сведением его к абсурду, как это было у Зенона Элейского. Это делает «диалектическое искусство» софистов искусством убеждать, искусством аргументации, направленным на то, чтобы, говоря словами Платона, делать «слабый» довод «сильным» и, наоборот, «сильный-слабым». Хотя Платон и преувеличил увлечение софистов искусством эристики, однако решающим для них была действительно победа в споре, а не что-либо другое.

Рассмотрим же далее, какое место диалектика занимала в учении великого философа Сократа (469-399 гг. до н. э.). Он принадлежал к «учителям мудрости» и одновременно отрицал софистскую мудрость в чем-то существенном. Вслед за софистами Сократ отрицал поглощение человека бытием как чем-то внешним ему, отрицал зависимость человека от внешних политических авторитетов, отрицал некритическое отношение к богам традиционной религии (за что и был осужден). Но Сократ отрицал и ту хаотичную субъективность софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для самого себя. Значение Сократа для будущего всей европейской культуры огромно.

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции, или линии Платона» в античной философии.

Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умение находить в себе глубинное духовное начало. По его собственным словам, он был приставлен к афинскому народу как овод к коню, чтобы тот не забывал думать о своей душе. Метод, который Сократ избрал для решения этой непростой задачи, - ирония, освобождающая человека от самоуверенности, от некритического принятия чужого мнения. Цель иронии - не разрушение общих нравственных устоев, напротив, в результате иронического отношению ко всему внешнему, к предвзятым мнениям человек вырабатывает общее представление о том духовном начале, которое лежит в каждом человеке. Разум и нравственность в своей основе тождественны, считает Сократ. Счастье и есть осознанная добродетель. Философия должна стать учением о том, как следует человеку жить, философия вырабатывает общее понятие о вещах, обнаруживает единую основу существующего, которая для человеческого разума оказывается благом - высшей целью.

Для Сократа философия - образ жизни. Его можно было встретить в любом людном месте, в том числе на рынке, везде он вступал в спор ради выяснения истины. Каждому, и умудрённому в философских дискуссиях софисту, и обыкновенному ремесленнику, Сократ готов задавать свои, на первый взгляд, простые, а по сути, каверзные вопросы. Именно с этих вопросов начинался трудный поход за истиной, диалектика. Для Сократа диалектика стала искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно отчетливо выделялись несколько этапов.

Первый этап - расчистка пути для полноценного философствования. Обычно человеку кажется, что он знает ответ на любой вопрос. Многие софисты выставляли себя перед публикой всезнайками. Сократ же заявлял: «Я знаю, что ничего не знаю». Стоит только последовать за несколькими десятками вопросов Сократа, как непременно выясняется, что подлинное знание есть результат философствования, до которого оно, знание, отсутствует, неактуализировано.

Второй этап - ирония. Человек «цепляется» за свои иллюзии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство, в качестве такого Сократ использовал иронию, скрытую насмешку.

Третий этап - восхождение по ступенькам вопросов и ответов на них. Философствовать - значит быть в напряжении мысли. Речь идёт не только о логических, но и о моральных усилиях. Как выясняется, философствование требует искренности, честности, моральной чистоплотности, на суд общественного мнения выносится сокровенное. Для многих такая открытость является трудновыносимым испытанием.

Четвёртый этап - майевтика, повивальное искусство при рождении решающей мысли, того, что Платон назовёт высшим благом. Трудный путь философствования как опровержения лжеобразованности ведёт к высшему благу. Только на этом пути можно стать счастливым и свободным от жизненной суеты. Счастье состоит не в богатстве, не в удовольствиях, а в полной реализации способностей человека. Счастлив тот, кто познал себя и благодаря этому сумел достичь нравственных высот.

Описанные этапы философствования относятся к тому, что обычно называют разумом. Сущность человека - это его разум, не чувственное, а мыслительное содержание души человека. Разум господствует над телом.

Сократ: «Дурная особенность письменности поистине сходна с живописью: её порождения стоят как живые, а спроси их - они величаво и гордо молчат. То же самое и с сочинениями». Диалог как образ жизни и способ философствования был причиной литературного безмолвия Сократа, его сознательного отказа от письменных сочинений. Такой вывод находит подтверждение и в платоновском «Федре», где Сократ говорит, что письменное сочинение не только не может воспроизвести настоящего диалога и заменить его, но даже становится преградой на пути общения людей: ведь книгу не спросишь, как спрашиваешь живого человека, а если и спросишь, то она отвечает «одно и то же». Письменные сочинения, создавая иллюзию власти над памятью, прививают «забывчивость», так как в этом случае «будет лишена упражнения память». Поэтому тексты - средство «не для памяти, а для припоминания»; они предоставляют людям возможность «много знать понаслышке», повторяя то, что было сказано в чужих сочинениях. Письменная форма, лишая потребности в самостоятельном поиске, позволяет обучающимся казаться «многознающими», оставляя большинство невеждами. Более того, письменные сочинения грозят существованию общения, если не сказать, что они делают его излишним в той степени, в какой они претендуют на замещение диалога, без которого невозможно живое общение. Диалог - это подлинная, «живая и одушевлённая речь знающего человека»; письменность же - это всего лишь «подражание диалогу».

Для Сократа диалектика, вопросно-ответный способ обнаружения истины, была прежде всего методом нахождения в данном понятии общих и существенных признаков, выражающих её сущность. В ранних («сократических») диалогах Платона встречается много примеров диалектики Сократа, его попыток дать определение общепринятым этическим понятиям и поступкам с помощью вопросов и ответов, посредством «испытания» собеседника.

Диалектика Сократа - трудный вопрос истории античной философии. Сократ не оставил письменного изложения своего философского учения. В то же время его философская деятельность была чрезвычайно интенсивна и влиятельна. Это была деятельность не философского писателя, а учителя философии, излагавшего свои воззрения только устно, в форме беседы или спора, по особому, характерному для него методу. Именно этот метод имеется в виду, когда говорят о диалектике Сократа.

Последние слова Сократа на суде (обращение к присутствующим): «Но уже пора идти отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а что из этого лучше, никому не ведомо, кроме бога».

Использованная литература:

° "История античной диалектики" ред. колл. М. А. Дынник, Изд-во "Мысль", 1972 г.;

° Кессиди Ф. Х. - "Сократ", Спб, 2001 г.;

° Нерсесянц В. С. - "Сократ", М., 1977 г.;

° Кириленко Г.Г. - "Философия. Справочник студента", М., 1999 г.;

° Канке В. А. "История философии", М., 2003 г.;

° Таранов П. С. - "Золотая философия", М., 1999 г.;