Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические к изучению рассказа В. П. Астафьева «Ангел-Хранитель»

 

             

Указания методические к изучению рассказа В. П. Астафьева «Ангел-Хранитель»

Методические указания к изучению

рассказа В. П. Астафьева «Ангел-Хранитель» в

шестом классе

1. Изучение биографии писателя.

Изучение учебного предмета «Литература Красноярского края» на ступени основного общего образования направлено на воспитание у учащихся любви и уважения к творчеству писателей и поэтов Красноярского края. Имя Виктора Петровича Астафьева по праву занимает центральное место в этом курсе. Программа курса «Литература Красноярского края» нацеливает учащихся на знание основных фактов жизни и творчества этого выдающегося писателя современности.

В рабочей тетради представлены различные биографические материалы. Учитель может воспользоваться биографической справкой, дающей представление об основных событиях жизни писателя, или фрагментами автобиографии, опубликованной в № 5 журнала «Урал» в 2004 году. Автобиографические материалы позволяют учащимся почувствовать своеобразие личности писателя и его стиля.

Мы рекомендуем сочетать работу над этими материалами. Учитель может, опираясь на биографическую справку, кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь писателя. Закреплению этого материала будет способствовать выставка книг В. П. Астафьева, оформление которых способствует тому, что школьники могут визуально представить многообразие тематики и проблематики произведений писателя. Эффективности работы будет способствовать и представленная в этой рабочей тетради презентация «Жизненный и творческий путь писателя», составленная из материалов, найденных самими учащимися.

Автобиографические материалы, как нам кажется, должны быть прочитаны школьниками. Вопросы, предлагаемые нами в рубрике «Знаете ли Вы биографию писателя», помогут учащимся сосредоточиться на наиболее важных аспектах автобиографического материала:

1. Откуда пришли в Сибирь предки В. П. Астафьева?

2. Расскажите о прадеде писателя, Якове Максимовиче Астафьеве, его занятиях и характере. С каким чувством рассказывает о нем писатель?

3. Чем запомнился Виктору Петровичу его дед Павел Яковлевич Астафьев? С каким чувством рассказывает о нем писатель?

4. Почему односельчане прозвали членов семьи Астафьевых Мазовскими?

5. Как в мазовском доме появилась Мария Егоровна Осипова, «бабушка из Сисима»?

6. Почему будущий писатель был назван Виктором? При каких обстоятельствах это произошло?

7. Что случилось с семьей Астафьевых в первые годы Советской власти, в пору раскулачивания и коллективизации?

8. Какие трудности пришлось преодолеть семье Павла Астафьева, направляясь в Игарку?

9. Какова судьба Лидии Ильиничны Потылицыной, матери писателя? С каким чувством рассказывает о ней автобиографии В. П. Астафьев?

10. Найдите и прочитайте фрагмент автобиографии писателя, рассказывающий о его военном пути. Почему так кратко повествует об этом писатель?

11. Что вы узнали о жизни Виктора Петровича на Урале? Какие чувства вызывала у писателя уральская природа?

12. Как Виктор Петрович объясняет свой переезд в Красноярск? Прочитайте соответствующий фрагмент автобиографии. Что значит, по мнению писатель, любить свою родину?

Большая часть предлагаемых вопросов направлена на совершенствование репродуктивных умений учащихся (чтение, пересказ, ответы на репродуктивные вопросы). Но выполнение некоторых заданий требует от учащихся больших усилий. Так, пересказывая фрагменты, посвященные основателю фамилии, прадеду Якову Максимовичу Астафьеву, шестиклассники не могут не заметить уважения Виктора Петровича к своему предку. Это уважение воплощено и в прямых оценках его деятельности («труды праведные», «был прадед могуч и трудолюбив»), и в почтении к его физической силе («на себе таскал бревна из леса»), и в восхищении писателя находчивостью прадеда (заработанные деньги «зашил в драную меховую шапку и бросал ее, где попало, чтобы капитал не украли и капиталиста не ограбили»).

Иное отношение у писателя к деду, Павлу Яковлевичу Астафьеву, о чем учащиеся также могут судить по его характеристике: «человек бедовый», «в доме гульба, дым коромыслом». Подобным образом представлен в биографии и отец Виктора Петровича: «папа мой и дед Павел, свалив дом и хозяйство на двух молодых женщин, гуляли и плясали, хвастались ружьями, собаками и конями». Рассказывая о своем появлении на свет, писатель характеризует окружение отца, удовлетворяющее его самолюбию («зубоставы», парикмахеры, лавочники, судебные ярыжки). Именно эта неудовлетворенность своей поселковой жизнью и выразилась в стремлении отца дать новорожденному недеревенское, модно-городское, имя Виктор.

Осуждение писателя дед и отец заслужили не потому, что «гуляли и плясали», а потому что все тяготы деревенской жизни старались переложить на плечи женщин, не стремясь отплатить им за это любовью и заботой. Описывая, какова была жизнь матери Лидии Ильиничны, бабушки из Сисима Марии Егоровны, Астафьев подчеркивал, что в дом они взяты были, прежде всего, как работницы, их трудом и стараниями держалась большая семья Астафьевых. Шестиклассники не могут не почувствовать того уважения, которым переполнены воспоминания писателя об этих женщинах.

Внимание к этим эпизодам биографии писателя поможет школьникам понять тоску героя «Последнего поклона» по рано погибшей матери, его любовь и безграничное уважение к бабушке, ставшей, подобно Марии Егоровне, опорой большой семьи Потылицыных в этой книге.

В зависимости от цели урока, от настроя класса, от его состава, учитель решает сам, насколько подробно он будет изучать страницы биографии писателя, связанные с эпохой коллективизации и раскулачивания. Но если исходить из того, что в каждом классе есть потомки репрессированных, то обращение к этому материалу автобиографии В. П. Астафьева позволит вспомнить дорогие для учащихся имена их дедов и прадедов. Эта тема разговора о семье В. П. Астафьева может перерасти, например, в тему классного часа «Галерея памяти» (или «О чем рассказали старые фотографии»), позволяющего более подробно ознакомиться с материалами семейных архивов. Такая работа только способствует формированию гражданского сознания, гуманистического мировоззрения учащихся. Некоторые из сочинений представлены в рубрике «Творческие работы учеников».

Отвечая на вопрос о военных страницах биографии писателя, ученики не могут не заметить краткости этих материалов. Учитель, обращая внимание шестиклассников на конспективность этого повествования, может указать на скромность В. П. Астафьева, не выпячивающего свои заслуги перед родиной. Но данному явлению могут быть и другие объяснения, например: писатель не хочет или не может кратко воспроизвести свой страшный военный опыт.

Характеризуя жизнь В. П. Астафьева в Перми и на Урале, обратите внимание на любовь писателя к природе, к лесу, на его желание вырваться из тесной городской квартиры к реке, озеру.

Иногда шестиклассники испытывают трудности, пытаясь запомнить и разобраться в родственных связях писателя. Установление таких связей не должно быть целью урока. Учитель лишь может подчеркнуть, что такой подробный рассказ о родственниках вызван особым отношением В. П. Астафьева к семье как основе жизни любого человека.

Зачитывая слова писателя о его отношении к родным местам,, нужно обратить внимание на то, что включает в себя, по мнению В. П. Астафьева, любовь к родине: «любить ее не издали, а живя и вместе с нею перебарывая время, перенося все страдания, муки и постоянное ощущение счастья соприкосновенья с нею». Рассуждая о том, что обозначают эти слова писателя, шестиклассники одновременно размышляют и о том, что такое вообще любовь к родине.

Завершить изучение биографии В. П. Астафьева можно беседой о прочитанных и запомнившихся произведениях писателя, чему будет способствовать выставка детских книг писателя.

2. Изучение рассказа В. П. Астафьева

«Ангел - хранитель»

Рассказ «Ангел- хранитель» был включен В. П. Астафьевым в книгу «Последний поклон», построенную на автобиографическом материале и создающуюся на протяжении всего творческого пути писателя. Эта книга отражает характерную черту творчества Виктора Петровича: не просто родство - единство его героев в произведениях разных лет. Недаром один из критиков - В. Курбатов- назвал творчество Астафьева «книгой одной жизни» (Курбатов В. Книга одной жизни //Астафьев В. П. Собр. соч.: В 4-х т. Т.1. С. 5), книгой, в которой запечатлена развивающаяся история народной души. Можно напомнить учащимся другие рассказы этой книги, известные шестиклассникам («Гуси в полынье», «Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах» и др.), вспомнить вместе с ребятами основные события этих произведений. Характеризуя содержание рассказов, обращаем внимание шестиклассников на то, что герой каждого из них представлен в сложной жизненной ситуации, разрешение которой потребовало него душевного напряжения, без которого невозможно взросление человека. Особая роль в становлении героя «Последнего поклона» Вити Потылицына принадлежит бабушке Катерине Ивановне, воплотившей лучшие стороны народного характера.

При работе над рассказом «Ангел-хранитель» учитель центральное место отводит рассмотрению проблемы семьи, этики человека. Размышляя над характерами героев данного произведения, их поступками, учащиеся приходят к выводу о том, что в сложные периоды жизни человеку помогают выжить, выстоять в борьбе с трудностями семейные связи, основанные на взаимопонимании, взаимовыручке всех родственников. Душевная щедрость, доброта, неспособность безучастно относиться к чужому горю, опора на народную мудрость, на жизненные правила, проверенные многими годами и событиями- эти качества делают семью опорой в жизни человека.

В зависимости от поставленных задач времени, отведенного на изучение произведения, учитель может изучать в классе весь рассказ или , проверив, как шестиклассники прочитали текст дома, сосредоточиться на изучении нескольких эпизодов.

Проверку того, как школьники прочитали рассказ дома, рекомендуем проводить, опираясь на вопросы, с которыми ребята знакомятся в разделе «Задания», в рубрике «Знаете ли вы содержание произведения».

Отвечая на первый вопрос, («В каком году происходит действие рассказа В. П. Астафьева «Ангел- хранитель»? Чем запомнился сибирякам этот год?»), важно обратить внимание ребят на то, почему 1933 год назван писателем «безлошадным и голодным». Ребята говорят о неурожае, о том, что, не хватало корма для лошадей и они падали среди улицы. Спасаясь от голода, сельчане вынуждены были зарезать большую часть домашнего скота. Обращаем внимание ребят на поведение диких животных, размышляя о том, почему во время «людской беды» звери уходят далеко в тайгу. Это происходит не только потому, что в такое время люди охотятся больше, чем всегда, но и , как нам кажется, потому, что в такое трудное время животные словно опасаются жестокости и беспощадности охотников, нарушений ими законов охоты (на эту сторону характеристики 1933 года следует обратить внимание, так как ребятам станет более понятной причина жестокости тех, кто выбросил щенка замерзать на морозе).

Второй вопрос направлен на то, чтобы учащиеся вспомнили и/ или зачитали фрагменты текста о том, как в деревне преодолевали голод. В. П. Астафьев, в первую очередь , говорит о семейных связях людей., которые особенно значимы в деревенской жизни. Так, характеризуя удачливых охотников, повествователь подчеркивает: «Поделились охотники с соседями, чем могли, но у каждого своя семья, родни и друзей не перечесть».

Третий и четвертый вопросы связаны с характеристикой семьи героя рассказа: «Расскажите, как изменилась жизнь семьи в этом году? Что предпринимала бабушка, чтобы преодолеть голодное время?». Подробно Астафьев повествует о том, как боролись с голодом члены этой семьи (продают праздничные скатерти, новую одежду, семейные реликвии, в поисках заработка тетка Августа и Кольча – младший уходят далеко от дома). Обращаем внимание ребят на то, как изменилась бабушка: « …характер ее, крутой и шумный, заметно смягчился». Выясняем, кто был главным в этой семье, на чем основывают ребята свой ответ («Мужики… слушали бабушку и понимали, что с нею не пропадем, лишь бы не сдала она, не свалилась»; «Но в нашей семье .. не принято было обсуждать бабушкины действия..» и т.д.).

Отвечая на пятый и шестой вопрос («Почему именно Кольче – младшему поручила бабушка пойти в город и продать золотые сережки? Как бабушка переживала расставание с золотыми сережками? Чем были вызваны эти переживания? Помогли ли эти золотые сережки пережить семье голод?»), вспоминаем историю гибели матери мальчика. В. П. Астафьев не идеализирует жизнь, не скрывает того, что в мире рядом существуют добро и зло, горе семьи, потерявшей дорогого человека, не остановило сплавщика, ограбившего мертвую женщину.

Работая над этим фрагментом текста, обращаем внимание ребят на переживания Кольчи-младшего, который осознает себя в какой-то мере в этом виновным. Важно, чтобы ребята поняли, что горечь бабушки при расставании с золотыми сережками вызвана тем, что из семьи уходит последняя вещь, связанная с дорогим человеком: «Тебе сберегчи хотела. Память о матери. Да наступил черный день…». Необходимо, чтобы шестиклассники поняли , как тяжело Катерина Петровна переживала расставание с сережками. Она так и не смогла собраться с силами, чтобы самой сдать сережки в «Торгсин», и отправляет в город Кольчу, хотя знает, как ему тяжело выполнить ее поручение.

Важнейшим эпизодом рассказа является повествование о покупке бабушкой в городе хлебного каравая. Так же, как и при анализе истории гибели матери мальчика, при интерпретации этого эпизода необходимо обратить внимание на то, что наряду с тем, кто делился последним с соседями и родней (деревенские охотники Александр Ярославцев, братья Верехтены, Саламатин- старик), были и такие люди, которые стремились нажиться на чужой беде, используя всевозможные формы обмана. Возможно, такие люди и выбросили щенка замерзать на морозе. Никого из ребят не оставляет равнодушным горе семьи, у которой рухнули надежды продержаться с помощью каравая какое-то время. Важно, чтобы шестиклассники не обошли вниманием фрагмент текста, описывающий ситуацию в семье после того, как обнаружился обман с караваем: «…улыбнулась бабушка и с непривычной, какой-то детской беспомощностью поглядела на меня, на деда. И было в этом взгляде: «Ну, дура я, старая дура! Можете судить меня, казнить, мне уж все едино. Только хотела я как лучше..». Никто ее судить и казнить не собирался». Как видим, сочувствие и взаимопонимание позволяют сохранить мир в этой семье, дают силы ее членам пережить тяжелую ситуацию.

Обрушившееся горе не ожесточило этих людей, не сделало их равнодушными к беде другого живого существа. Пересказывая историю Шарика, ребята должны представить, что пожалела его и подобрала выбившаяся из сил, еле бредущая по зимней дороге , опирающаяся на черемуховый батог пожилая женщина, которая, будучи голодной, не позволила себе съесть ни крошки от большого тяжелого каравая. Голод не заставил ее изменить своего отношения к животным. Ничто не поколебало ее убеждений. Об этом свидетельствуют слова Катерины Ивановны, которые звучат в классе: «Каждой Божьей твари жить надо. … И человека, и животину жалеть надо, батюшко, потому как у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит».

Появление Шарика совпало с рядом событий, которые изменили обстановку в семье Катерины Ивановны: вернулся с заработков Кольча, отелилась благополучно корова, Августа вышла в ударники, ей надбавили паек…» Ребята находят и зачитывают предложения, в которых объясняется, кто и почему назвал Шарика ангелом-хранителем: «Шарик…Знамение это мне вышло, в образе его ангел-спаситель явился…», Шарика «бабушка звала насмешливо ангелом-хранителем».

Для того, чтобы определить значение слов «ангел-хранитель», необходимо обратиться к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, в котором ангелом хранителем назван ангел, «приставленный Господом к человеку для охраны его». Задавая вопрос о том, кто же является, на самом деле, ангелом – хранителем семьи в рассказе В. П. Астафьева, просим ребят перечислить сложные ситуации, изображенные в рассказе, и указать того, кто способствует их разрешению. И хотя свой вклад в спасение семьи ( Августа , Кольча, Нюра работают, чтобы принести продукты в семью, дед смотрит за внуками и т.д.), больше всех сделала для семьи бабушка Катерина Петровна. Появление Шарика способствовало только тому, что каждый проявлял в отношении животного те лучшие свои качества, которые до этого были скрыты в человеке.

С удовольствием ребята пересказывают смешные истории, действующим лицом которых был Шарик (эпизод с веником, охота на цыплят и т.д.).

Интерес вызывает и шестиклассников и задание: восстановить цепь событий , представленных в произведении.

В качестве обобщающего, шестиклассникам может быть задан вопрос о том, какие качества изображенной В. П. Астафьевым семьи им нравятся и почему.

В заключительной обобщающей беседе необходимо еще раз подчеркнуть, что доброта, взаимопомощь, служение другим, любовь к членам своей семьи, желание на себя взять исполнение самых сложных дел - качества бабушки, которые делают ее ангелом –хранителем дома и которые являются примером для всех ее домочадцев.

В качестве творческого задания ребятам можно предложить написать отзыв о рассказе или нарисовать иллюстрацию. Один из таких отзывов представлен в рубрике «творческие работы учеников». Здесь же можно увидеть иллюстрации к произведению. Один из учащихся нарисовал бабушку, другой – «Охоту Шарика на кур».