Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические по подготовке и защите дипломных работ для студентов Ивановского государственного университета, обучающихся по специальности

 

             

Указания методические по подготовке и защите дипломных работ для студентов Ивановского государственного университета, обучающихся по специальности

Методические указания по подготовке и защите дипломных работ для студентов Ивановского государственного университета, обучающихся по специальности

06.05.00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания имеют целью определить обязательные требования, правила и рекомендации при подготовке и защите дипломных работ студентами Ивановского государственного университета, обучающимися по специальности 06.05.00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Кафедра экономического анализа и бухгалтерского учета разрабатывает тематику дипломных работ в соответствии с направлениями реформирования национальной системы бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики и перехода на международную систему учета. Вместе с тем тематика дипломных работ должна обеспечить преемственность изучения учетно-аналитических дисциплин исходя из требований стандарта высшего профессионального образования и учебного плана по названной специальности. При этом все формы самостоятельной работы студентов за весь период обучения - курсовые работы, тематические доклады на научных студенческих кружках и конференциях, ы на семинарских и практических занятиях, выполнение тематических лабораторных работ и др.- являются базой в развитии навыков качественной и своевременной подготовки дипломной работы.

1. Цель и задачи дипломной работы

является формой государственной итоговой аттестации и подготовки экономистов высшей квалификации в области бухгалтерского учета и аудита, наряду с междисциплинарным экзаменом по специальности.

Значение дипломной работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и расширяет полученные в университете зна­ния по общетеоретическим дисциплинам и по дисциплинам, формирующим его специальность, а также обобщает практические материалы преддипломной производственной практики. , как правило, должна иметь элементы самостоятельно проведенного научного исследования, в котором со­держатся теоретические выводы и конкретные экономически обоснованные предложения по улучшению организации учетно-аналитической работы в соот­ветствии с избранной темой.

Студент должен показать в дипломной работе умение грамотно и аргументировано излагать свои мысли и формулировать предложения, правильно пользоваться специальной литературой.

При выполнении дипломной работы предполагается решение следующих задач:

теоретически обосновать и раскрыть сущность экономических катего­рий, явлений и проблем рыночной экономики по избранной теме дипломной работы;

• развить навыки самостоятельной работы, полученные в процессе обу­чения, в проведении научного исследования по теме;

• показать умение правильно использовать законодательные, норматив­ные и инструктивные материалы, критическое осмысление литературных ис­точников и оценки материалов практики по избранной теме;

• представить четкое понимание теории в решении конкретных практи­ческих задач исследуемой проблемы;

• проявить умение систематизировать и обобщать статистические, бух­галтерские и аналитические данные;

• реализовать систематизированные знания по теоретическим вопросам экономического анализа, закрепить навыки применения способов и приемов при аналитическом изучении конкретного материала в решении хозяйственных задач и оценке ситуаций в процессе принятия управленческих решений;

• показать способность систематизации и обобщения врего комплекса знаний и полученных данных при проведении исследования и на этой основе формулировать предложения по внедрению в практику организации методоло­гии и методики экономического анализа;

• показать способность владения современными автоматизированными информационными технологиями.

2. Выбор темы дипломной работы

Выбор темы дипломной работы осуществляется на основе примерной те­матики по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», разрабатываемой кафедрой экономического анализа и бухгалтерского учета ИвГУ.

При выборе темы дипломной работы студенту целесообразно руково­дствоваться опытом, накопленным при написании курсовых работ, подготовке научных докладов на конференциях. Дипломные работы высокого качества, как правило, представляют те студенты, которые продолжали изучение проблема­тики, избранной ранее для написания курсовых работ и докладов, т.е. обеспе­чили преемственность научных и практических интересов.

В отдельных случаях студент может выбрать для дипломной работы тему, которая не включена в предложенную кафедрами и утвержденную научно-методическим советом факультета тематику, но отражает специфику интересов и практический опыт автора. В таких случаях тема должна быть обсуждена и согласована с руководителем дипломной работы, утверждена заведующим ка­федрой. При этом основным условием ее утверждения является соответствие профилю избранной специальности.

Аналогичным образом рассматриваются и утверждаются темы дипломных исследований, выполняемых по заказу предприятий и организаций при условии наличия письменной заявки заказчика.

Особенно важно при выборе темы учитывать ее актуальность в современных условиях, практическую значимость для предприятий и организаций, где предпо­лагается прохождение преддипломной практики и сбор фактического материала.

Многочисленный по количеству и достаточно разнообразный по направле­ниям исследования перечень тем дипломных работ является одной из важных предпосылок, обеспечивающих самостоятельность работы студентов над из­бранной проблемой. Поэтому на одну и ту же тему выполнять дипломные рабо­ты могут, как правило, не более трех человек, при этом обязательным условием является несовпадение хозяйствующего субъекта, на практическом материале которого реализуется исследование.

Выбор тем дипломных работ производится в сроки, устанавливаемые деканом экономического факультета на основе графиков учебного процесса по каждой форме обучения и специальности. В течение десяти дней кафедра производит закрепление студентов за научными руководителями с учетом профессиональных интересов и объемов учебной нагрузки преподавателей и информирует студентов об удовлетворении их работы или об отказе и изменения темы или руководителя.

Уточнение и изменение темы с учетом доступа к практическому материалу или других причин производится только в порядке исключения и должно быть оформлено в течение двух недель после начала преддипломной практики. На этапе оформления дипломной работы по согласованию с научным руководите­лем может осуществляться только редакционная правка названия.

3. Руководство дипломным исследованием

Для руководства работой студентов по выполнению дипломного исследо­вания кафедры назначают научных руководителей из числа преподавательского состава кафедры. При необходимости в качестве консультантов могут привле­каться практические работники, имеющие ученую степень, и, в порядке исклю­чения, высококвалифицированные специалисты с достаточной теоретической подготовкой. Научные руководители утверждаются указанием по факультету по представлению кафедры.

В обязанности научного руководителя входит:

• составление задания студенту и графика выполнения дипломной работы по установленной форме (Приложения 2 и 3);

• оказание необходимой помощи при составлении студентом плана ди­пломной работы, при подборе литературы и фактического материала в ходе преддипломной практики;

• консультирование студента по вопросам дипломной работы согласно ус­тановленному на семестр графику консультаций:

• постоянный контроль сроков выполнения дипломной работы, за свое­временностью и качеством написания отдельных глав и разделов работы с от­меткой в графике;

• оформление отзыва на выполненную дипломную работу. При этом в от­зыве указываются: актуальность и степень проработки проблемы; самостоя­тельность и другие проявленные студентом качества; характерные особенности выполненной дипломной работы; кратко излагаются наиболее важные пробле­мы, подвергшиеся исследованию; отмечается качество практических предло­жений, которые содержатся в работе. Руководитель не оценивает уровень рабо­ты, а указывает лишь на возможность допуска ее к защите или мотивирует, почему она не удовлетворяет предъявляемым требованиям и не может быть до­пущена к защите. Окончательное решение по дипломной работе, которая, по мнению научного руководителя, не отвечает предъявляемым требованиям, вы­носит кафедра;

• практическая помощь студенту в подготовке текста доклада и иллюстри­руемого материала к защите;

• обязательное присутствие при защите студентом дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии.

Контроль за работой студента, проводимый научным руководителем, до­полняется контролем со стороны кафедры. Периодически на заседаниях кафед­ры заслушиваются сообщения научных руководителей о ходе подготовки ди­пломных работ. По письменным или устным заявлениям научного руководителя на заседаниях кафедры заслушиваются отчеты дипломников, ра­бота которых вызывает сомнение по качеству или выполняется с нарушением сроков выполнения заданий, для принятия мер к устранению причин отстава­ния в подготовке дипломных работ. В отдельных случаях рекомендуется про­ведение предварительных защит дипломных работ на кафедре.

4. Выполнение дипломной работы

Успешное написание дипломной работы во многом зависит от правильной организации самостоятельной работы студента.

Подготовку дипломной работы следует начать сразу же после выбора те­мы. При этом студент составляет график подготовки дипломной работы с ука­занием очередности и сроков выполнения отдельных этапов работы (Приложе­ние 3). График согласовывается с научным руководителем.

В графике подготовки дипломной работы должны найти отражение сле­дующие примерные этапы:

1) подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;

2) составление предварительного варианта плана дипломной работы;

3) изучение и проработка отобранной литературы;

4) корректировка плана дипломной работы;

5) сбор и обработка фактического материала;

6) написание дипломной работы по отдельным главам и их проверка науч­ным руководителем;

7) оформление дипломной работы и представление ее на кафедру;

8) организационные процедуры по подготовке к защите дипломной работы.

В приведенном перечне указаны укрупненные этапы работы - общие для всех студентов. В зависимости от содержания и направленности в раскрытии темы названные этапы работы могут быть детализированы с уточнением сроков их выполнения.

Конкретное содержание указанных этапов подготовки дипломной работы заключается в следующем.

4.1. Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по

выбранной теме

Приступить к подбору литературы следует после выбора темы дипломной работы и составления графика ее подготовки. Эта стадия подготовки диплом­ной работы обычно начинается с определенного «задела» в виде списков лите­ратуры, использованной в процессе подготовки к семинарским занятиям, кур­совым работам, докладов или ов или в виде дополнительной литературы, указанной преподавателем в ходе чтения лекций по соответствующим дисциплинам. В тех случаях, когда у студента отсутствует информа­ция о литературных источниках по теме дипломной работы, ему следует обра­титься за помощью к научному руководителю, который окажет помощь в выбо­ре основных публикаций отечественных и зарубежных экономистов, ведущих исследования по соответствующей или близкой проблеме. Подбор литературы производится дипломником самостоятельно. Роль научного руководителя на данной стадии подготовки дипломной работы заключается в основном в санк­ционировании списка отобранных литературных источников и информации о новейших изданиях, которые по каким-либо причинам не попали в библиотечные каталоги.

При подборе литературы необходимо обращаться к каталогам и библио­графическим справочникам библиотек к материалам библиотеки кафедры.. В выбранных монографиях целесообразно ознако­миться с разделом использованной литературы, что расширяет список источни­ков. Студенту рекомендуется ознакомиться с теми разделами последних номе­ров журналов, где приводятся указатели статей, опубликованных в данном издании за год. Для этого необходимо использовать следующие журналы, и ежедневники: «Бухгалтерский учет», «Налоговый вестник», «Нормативные акты для бухгалтера», «Главный бухгалтер», «Финансы», «Вестник статистики», «Контроллинг», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Бизнес и банки», «Коммерсант», «Эксперт», « Аудит и финансовый анализ», и т.п.

В список использованной литературы обязательно должны входить дейст­вующие официальные положения и нормативные акты по вопросам хозяйственной практики.

Студент должен глубоко осмыслить высказывания различных авторов, стоящих на различных теоретических позициях, и доказать, какие из них явля­ются, с его точки зрения, более правильными. Он может принять их полностью или частично, со своими поправками или дополнениями, аргументируя это должным образом. Студент может не соглашаться ни с одной точкой зрения. В этом случае следует дать критический анализ и изложить свое мнение, подкре­пляя его конкретными расчетами, взятыми из практики предприятия. При ссылке на чьи-либо мнения, официальную информацию необходимо сделать сноску на источник информации с указанием страницы.

4.2. Составление предварительного плана дипломной работы

Важным элементом самостоятельной работы дипломника является состав­ление предварительного варианта плана дипломной работы. Значимость этой стадии определяется тем, что в ходе формирования плана получает свое кон­кретное выражение общая направленность в развитии темы дипломной работы, вырисовываются масштабы и глубина исследования и, что самое важное, наме­чаются объекты и источники получения практического материала. Именно в процессе составления плана предопределяются теоретический уровень и прак­тическое значение дипломной работы в целом.

Конкретное содержание предварительного варианта плана дипломной работы определяется темой исследования. В то же время необходимо учитывать неко­торые общие рекомендации. Составленный студентом предварительный план ди­пломной работы представляется на согласование научному руководителю.

При написании дипломной работы план ее подготовки становится основой раскрытия содержания работы. В плане должны быть выделены актуальные вопросы темы. Правильно составленный перечень основных вопросов позволяет осуществить разбивку дипломной работы на главы, наметить параграфы внутри глав.

обычно состоит из введения, двух-трех глав и заключе­ния. В каждой главе должно быть не менее двух параграфов. При формирова­нии плана нужно определить содержание глав и параграфов, дать им название. Разграничение глав на параграфы является результатом анализа содержания каждой главы и определения последовательности вопросов, которые будут рас­сматриваться в главе. При этом, если студент достаточно полно представляет себе содержание дипломной работы, то желательно в составе параграфов за­фиксировать вопросы, раскрывающие содержание каждого такого раздела.

Базой для составления предварительного варианта плана дипломной рабо­ты служат материалы из проработанных литературных источников, а также вся совокупность знаний, полученных в процессе обучения, и в первую очередь, по дисциплинам, формирующим специальность. В целом план должен отражать главную линию исследования темы дипломной работы, его цели, задачи и по­следовательность раскрытия.

4.3. Изучение и проработка литературы

После составления и согласования с научным руководителем предвари­тельного варианта плана дипломной работы следует приступить к детальному изучению литературы, сбору и обработке фактического материала.

Подобранные студентом необходимые литературные источники систематизируются в списке литературы, который в процессе работы над темой уточняется и дополняется, поскольку необходимость в материалах одних источни­ков может отпасть, но при этом возникнуть потребность в изучении новых дополнительных литературных источников. В списке каждому литературному источнику присваивается номер, указываются: автор, название книги (статьи), издательство, место, год и объем издания.

Для того чтобы добиться хороших результатов в изучении литературных источников, необходимо придерживаться следующей схемы:

1) внимательно читать и прорабатывать те места в книге и статьях, кото­рые имеют непосредственное отношение к теме дипломной работы;

2) выписывать из прочитанных текстов наиболее важную информацию, которая может быть использована при написании дипломной работы, при этом в черновиках обязательно делать заметки, указывающие источник информации и место ее нахождения.

Целесообразно составлять краткий конспект текста, содержащего критиче­ские замечания по организации и технике ведения бухгалтерского учета, кон­троля и анализа хозяйственной деятельности предприятий (организаций), пред­ложения по совершенствованию действующих положений и инструктивных указаний, их аргументацию. Иногда имеет смысл перечертить формы таблиц и схемы расчетов, проведенные в монографиях, статьях, с целью проверить их особенность на примере предприятия, материалы которого служат основой при подготовке дипломной работы. Очень важно, чтобы в конспектах приводились точки зрения авторов по нерешенным проблемам и давался их анализ. При ана­лизе взглядов различных авторов на нерешенные проблемы студент имеет воз­можность проявить свои творческие способности. Он может аргументированно поддержать точку зрения какого-либо автора или доказать неубедительность его позиции, высказать свое мнение по существующей проблеме, внести пред­ложения, направленные на решение проблемы.

Записи из литературных источников следует делать на отдельных карточ­ках (листах), которые целесообразно открывать на каждый вопрос плана ди­пломной работы. В них необходимо указать номер литературного источника по списку. Такая систематизация при конспектировании проблемных вопросов по­зволяет более глубоко и всесторонне осветить вопросы темы.

4.4. Корректировка плана дипломной работы

Корректировка плана дипломной работы может проводиться в ходе вы­полнения дипломного исследования на основе предварительного плана, после того как изучены и систематизированы литературные источники, составлена программа сбора фактического материала, а также после его сбора и обработки.

Изменения в предварительном плане могут касаться:

1) уточнения направления исследования темы, если студент убедился в не­обходимости этого после изучения существа проблемы;

2) изменения в содержании отдельных глав и параграфов вследствие того, что объем фактически собранного материала для освещения намеченных во­просов недостаточен или получены новые данные, представляющие теоретиче­ский и практический интерес.

Окончательный вариант плана дипломной работы должен быть согласован с научным руководителем и дополнен календарным планом написания отдель­ных глав и завершения работы в целом.

4.5. Сбор и обработка фактического материала

Наряду с работой над литературными источниками студент определяет характер и объем практического материала по теме, который ему необходимо ис­пользовать для написания дипломной работы.

Фактический материал следует накапливать и обобщать в период прохож­дения производственной практики. В целях более эффективного использовании времени, отводимого на сбор практического материала для дипломной работы, в календарном плане прохождения практики следует составить график сбора и обработки фактического материала.

Наряду со сбором фактического материала на предприятии по месту про­хождения практики студенту необходимо изучить данные, публикуемые в ста­тистических сборниках и различного рода обзорах и справочниках.

Накапливая необходимые данные на основе изучения литературных ис­точников, практического материала (плановых показателей, отчетов, материа­лов аудиторских проверок и т.д.) и статистических сборников и справочников, студент должен осуществлять дополнительные расчеты, составлять аналитиче­ские таблицы. Это позволит своевременно обнаружить проблемы в подборе ис­ходных данных, необходимых для проведения глубокого анализа и выработки конкретных рекомендаций.

При сборе практического материала следует обращать особое внимание на те данные, которые позволят сформулировать определенные выводы и выдви­нуть обоснованные предложения, направленные на улучшение организации и методологии учета, анализа, аудита.

Сбор и обработка фактического материала является не только одним из ответственных, но и самым трудоемким этапом в подготовке дипломной работы. В целях ускорения обработки и систематизации исходных данных студенту ре­комендуется широко использовать экономико-математические методы и вы­числительную технику, обрабатывая информацию на ПЭВМ.

4.6. Написание дипломной работы по отдельным главам и их проверка научным руководителем

В ходе написания дипломной работы студент должен разобраться в теоре­тических вопросах избранной темы, самостоятельно проанализировать собран­ный материал, разработать и научно обосновать предложения, направленные на совершенствование учета и отчетности.

Изложение вопросов избранной темы в работе должно быть последова­тельным и логичным. В этой связи для написания дипломной работы рекомен­дуется составить так называемый подробный рабочий план, детализирующий отдельные разделы. Следуя этому подробному плану, студент добивается по­следовательного раскрытия вопроса, логического перехода от одного вопроса к другому.

Изложение должно быть конкретным и опираться на действующую прак­тику. При этом важно не просто описание, а критический разбор организации учетно-аналитической работы на базовом предприятии.

Иллюстрируя отдельные положения дипломной работы цифровыми дан­ными из справочников, монографий и других литературных источников, а так­же цитируя или свободно пересказывая принципиальные положения других ав­торов, необходимо делать ссылки на соответствующие источники. Наличие подобных ссылок подчеркивает научную добросовестность дипломника, при­дает дипломной работе более убедительный характер. Неоговоренные заимствования мыслей тех или иных авторов снижает качество дипломной работы, превращает ее из формы творчества в продукт компиляции.

Современные требования, предъявляемые к дипломной работе, исходят из того, что дипломник должен хорошо владеть навыками исследовательской ра­боты. Поэтому наличие элементов исследования являются обязательным в ди­пломной работе.

Для того, чтобы носила исследовательский характер, в ней, во-первых, должна раскрываться социально-экономическая природа изучаемых явлений и излагаться собственная позиция студента по спорным теоре­тическим вопросам; во-вторых, содержаться глубокий и всесторонний анализ действующей практики организации и методологии бухгалтерского учета, ана­лиза, аудита и, в-третьих, выдвигаться обоснованные предложения, разрабо­танные на конкретном фактическом материале.

Разрабатывая вопросы дипломной работы, следует широко использовать знания, полученные в области смежных специальных дисциплин, для того что­бы более умело собрать, обработать и изложить материал.

Применение в дипломной работе формул, схем, графиков, диаграмм, таб­лиц является средством обобщения и формализации характеристик объекта ис­следования и самого процесса исследования.

Разработка вопросов избранной темы дипломной работы должна вестись в соответствии с утвержденным планом. При всем разнообразии индивидуальных подходов к написанию дипломной работы, в этом процессе все же можно выде­лить типичные структурные подразделения с довольно четко очерченным со­держанием. Оптимальной, как уже отмечалось, является такая структура ди­пломной работы, которая включает: введение, содержательные главы с разбивкой их на параграфы и заключение. Композиция дипломной работы мо­жет быть и иной, но неизменным остается то, что каждая должна состоять из теоретической части и практической, где дается разработка вопросов на основе конкретного практического материала.

Во введении дается обоснование выбора темы, характеризуется ее акту­альность и значение, степень разработки в экономической литературе, форми­руются цель и задачи исследования. Здесь же оговаривается объект исследова­ния и даются отдельные пояснения к содержанию дипломной работы: чем обусловлено ограничение круга исследуемых вопросов, с чем связаны времен­ные границы исследуемой проблемы, на каких фактических материалах стоится , и т.д. Объем введения, как правило, не превышает пяти страниц машинописного текста, его написание осуществляется на заключи­тельной стадии выполнения исследования.

Первая глава посвящается исследованию теоретических вопросов, так как глубокое изучение теории должно послужить основой для правильного реше­ния всех критических вопросов и получения верных, экономически обоснован­ных выводов и предложений.

Последующая глава или главы должны быть более конкретными и детально раскры­вать существо проблемы..

Детальные требования к выполнению исследований, относящихся к вопро­сам бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита определяются кафедрой:

Заключение является своеобразным резюме всей дипломной работы. Оно содержит основные выводы и предложения по всем разделам исследования и направлены на улучшение учетно-аналитической работы хозяйствующего субъекта. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из реше­ния тех или иных вопросов и проблем, рассмотренных в самом тексте диплом­ной работы, и излагаться четко и лаконично. Объем заключения должен со­ставлять до четырех страниц.

Законченные главы (параграфы) дипломной работы в установленные сроки должны сдаваться научному руководителю на проверку. Сроки представления отдельных частей и дипломной работы в целом устанавливаются научным ру­ководителем для каждого студента индивидуально и закрепляются в графике. Однако эти дифференцированные сроки не должны выходить за рамки пре­дельных сроков, предусмотренных графиком учебного процесса.

Сдача законченных глав на проверку производится непосредственно науч­ному руководителю или через лаборанта кафедры.

Научный руководитель, проверив главу, передает ее студенту для доработ­ки со своими письменными замечаниями. Дополнительные (устные) замечания и рекомендации по доработке материала могут быть даны студенту во время очередной консультационной встречи.

В соответствии с полученными от научного руководителя замечаниями студент в установленный срок должен доработать главу (параграфы). После то­го как написаны и доработаны все главы, введение и заключение, сдается научному руководителю на окончательную проверку.

4.7. Оформление дипломной работы и представление ее на кафедру

К оформлению дипломной работы предъявляются высокие требования. За­конченная должна быть выполнена в текстовом редакторе на компьютере. Объем дипломной работы не должен превышать 80 - 90 страниц текста, напечатанного через 2 интервала, шрифт - кегль-14 на формате А 4 (210 X 297) мм. В этот объем не входят приложения и библиография (перечень ис­пользованной литературы).

Текст на каждой странице должен иметь поля следующих размеров: верх­нее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм.

Стиль и язык изложения материала дипломной работы должен быть чет­ким, ясным, грамотным. Редакционную правку следует производить по завер­шении каждой главы, а затем всей работы в целом. Простота и доступность из­ложения содержания темы являются важным достоинством дипломной работы и свидетельствуют, что автор владеет материалом исследования.

Сноски являются обязательным элементом любой научной работы. Они сообщают читателю точные сведения о заимствованных автором материалах. Студент обязан сопровождать ссылками не только цитаты, но и любые позаим­ствованные из литературы или статистических сборников и справочников по­ложения, цифровой и иллюстративный материал. Действующими в настоящее время стандартами по оформлению ссылок на литературные источники реко­мендуется в тексте указывать в квадратных скобках порядковый номер источ­ника и страницу источника по списку использованной литературы, который приводится в конце работы. Если дается свободный пересказ принципиальных положений тех или иных авторов, то достаточно указать в скобках, после изло­жения заимствованных положений, номер источника по списку использованной литературы без указания номера страницы.

Таблицы являются обязательной формой представления в дипломной ра­боте информационных материалов по учетно-аналитическим вопросам. Гро­моздкие таблицы должны быть вынесены в приложения. В текст работы вво­дятся небольшие таблицы. При этом важно, чтобы таблица органически, была связаны с текстом. Каждая таблица в верхней части должна иметь название, номер и название. Предпочтительно, чтобы нумерация таблиц была сквозной для всей дипломной работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правой сторо­не над ее названием (без символа №). Оформление табличного материала должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями статистической науки. Название таблиц, содержащих практический материал объекта, должно включать полное его название, период, к которому относится информация, и единицы измерения показателей.

Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею.

Таблица 1.

Анализ динамики и структуры источник финансовых ресурсов предприятия в 200____г.

Активы

На начало года

На конец года

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

1

2

3

4

5

1.Собственные средства

8126

0,04

9999

0,05

2. Заемные средства

1645

1,2

2000

1,3

3. Привлеченные средства

6789

14,5

3200

19,3

Наличие диаграмм, графиков и схем в дипломной работе усиливает дока­зательность и наглядность рассматриваемых положений, облегчает восприятие рассуждений автора и характеристику учетно-экономических явлений и про­цессов, повышает культуру изложения и позволяет в лаконичной форме отра­зить полноту знаний студента по исследуемому вопросу. При оформлении гра­фического материала обязательными являются требования аккуратности и лаконизма в выборе средств и цветов оформления иллюстраций. Для каждой группы графического материала применяется отдельная, самостоятельная ну­мерация, которая размещается под иллюстрацией после перечня условных обо­значений. При этом название размещается симметрично над иллюстрацией.

при ее оформлении и подшивке должна включать:

- титульный лист;

- пустой файл (2 шт.);

- задание на выполнение дипломной работы;

- календарный график;

- содержание;

- введение;

- текст работы;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Нумерация страниц, составляющих дипломную работу, является сплошной и начинается с титульного листа и заканчивается последней страницей прило­жений, при этом титульный лист, задание и календарный график имеют порядковый номер, который не проставляется. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу, включая каждую страницу приложений.

Название глав записывают в виде заголовков, симметрично тексту, про­писными буквами начиная с арабской цифры, соответствующей порядковому номеру главы в содержании (без слова «глава»), наименование параграфов -строчными буквами, соответствующими шрифту основного текста. Номер па­раграфов имеет два разряда, разделенные точкой: первый соответствует номеру главы, второй - порядковый номер параграфа в данной главе.

Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы размещаются по­следовательно, отделяются друг от друга дополнительным интервалом. Допол­нительный интервал отделяет название параграфа от его основного текста.

Оформление титульного листа (Приложение ), задания (Приложение ), календарный график (Приложение ) , содержания (приложения ), перечня принятых сокращений, списка использованной литературы является типовым для всех курсовых и дипломных работ..

В содержании последовательно перечисляются наименования всех частей дипломной работы, начиная с введения и заканчивая перечнем приложений. В правой стороне листа напротив каждого раздела (главы, параграфа, введения, заключения и т. д.) указывается номер страницы, с которой начинается соответ­ствующая часть (Приложение ).

Особое внимание следует обратить на полное соответствие нумерации и названий каждой главы, а также всех параграфов, в содержании и по тексту ди­пломной работы.

В список использованной литературы работы включаются только использованные источники т.е. на которые имеются ссылки в тексте, в следующем порядке:

1) законодательные акты;

2) постановления правительства;

3) нормативные документы и статистические материалы (в хронологическом порядке);

4) литературные источники (монографии, учебная литература, статьи из периодических изданий) в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

Все источники, включаемые в список, нумеруются последовательно. Для правильного составления списка использованной литературы студенту также необходимо ознакомиться с методическими материалами, а кроме того, взять за основу ряд монографии по учетно-аналитическим вопросам.

Приложения в дипломной работе располагаются в конце работы и нуме­руются по порядку. В них могут входить таблицы, учетные регистры, формы отчетности, схемы большого формата и т.п. Приложения подшиваются строго в той последовательности, в какой они рассматривались в тексте. Каждое прило­жение должно иметь название и нумерационный заголовок (например: Прило­жение 1). Номер приложения указывается в правом верхнем углу над его назва­нием.

Полное завершение дипломной работы фиксируется подписью студента на титульном листе в строго отведенном месте.

Факт представления завершенной работы на кафедру фиксируется лабо­рантом в специальном журнале, в котором руководитель также ставит подпись, подтверждая факт получения работы для написания отзыва.

4.8. Организационные процедуры по подготовке к защите

дипломной работы

Непосредственная подготовка к защите дипломной работы начинается не позднее чем за две недели до начала работы Государственной аттестационной комиссии, осуществляется в тесном взаимодействии с руководителем и вклю­чает следующие процедуры:

- получение отзыва от научного руководителя;

- согласование даты защиты на кафедре;

- передача работы на рецензию и ее получение;

- оформление допуска к защите;

- оформление документов, подтверждающих значимость проведенных ис­следований для хозяйствующего субъекта и (или) для учебного процесса;

- подготовка к защите доклада и иллюстративного материала;

- сдача работы секретарю Государственной аттестационной комиссии.

Полностью оформленная передается руководителю на отзыв через секретаря кафедры или непосредственно руководителю. В любом случае факт завершения работы и ее передачи на кафедру должен быть зафик­сирован в специальном журнале лаборантом. Отзыв научного руководителя оформляется в соответствии с установленными вузом требованиями (Приложе­ние 6) и является основанием допуска к защите. В случае отрицательного за­ключения научного руководителя о допуске дипломной работы к защите сту­дент может инициировать рассмотрение вопроса о допуске на специальном заседании кафедры. При этом окончательное решение о представлении ди­пломной работы к защите принимает выпускающая кафедра.

Как правило, за две недели до начала работы Государственной аттестаци­онной комиссии деканат организует работу по формированию графика защит, руководствуясь при этом сроками, заложенными в учебном плане, нормативами учебного времени, отводимого на одну защиту, а также продолжительностью рабочего дня профессорско-преподавательского состава. На основании этого число студентов, допускаемых к защите в один, день, не должно превышать десяти человек. При неявке студентов на кафедру для согласования дня защиты методист кафедры вправе принять одностороннее решение, проинформировав об этом научного руководителя. Студенты, не сдавшие итоговый междисцип­линарный экзамен по специальности или не допущенные к нему из-за академи­ческой неуспеваемости, лишаются права защиты дипломной работы в данном календарном году. Вопросы завершения обучения решаются в особом порядке. Перенос сроков защиты в рамках утвержденного графика осуществляется в ис­ключительных случаях только по специальному решению Государственной ат­тестационной комиссии.

Специальным решением комиссии оформляется также и продление сроков защиты на период действия полномочий членов ГАК (как правило, до конца ка­лендарного года). Рассмотрение данного вопроса в комиссии осуществляется только при наличии письменного заявления студента, оправдательных докумен­тов, подтверждающих объективный характер необходимости продления сроков, и по информации научного руководителя об объеме выполненной работы.

Следующим этапом подготовки к защите является передача дипломной работы внешнему рецензенту. Представление работы на рецензирование должно осуществляться не позднее чем за пять дней до дня защиты. Рецензия оформляется в соответствии с требованиями, установленными вузом (Приложение ). Студент вправе выйти на защиту дипломной работы, оцененной рецен­зентом на оценку «неудовлетворительно». Окончательное решение в этом случае принимает аттестационная комиссия.

При наличии отзыва научного руководителя и рецензии студент должен получить допуск к защите у заведующего выпускающей кафедрой посредством проставления подписи на титульном листе дипломной работы не позднее чем за день до защиты.

После полного укомплектования работы и ее передачи руководителю студент может уделить внимание оформлению документов, подтверждающих зна­чимость проведенных исследований для предприятия, на практическом мате­риале которого было выполнено исследование, а также для учебного процесса. В качестве таких документов могут выступать Справка о предложениях или Акт о внедрении результатов дипломного исследования, выполненных в произвольной форме, заверенных подписью соответствующих должностных лиц и печатью.

Справка о предложениях должна содержать основные рекомендации сту­дента, направленные на совершенствование учетно-аналитической работы в ор­ганизации, подтвержденные руководителем и принятые для последующей реа­лизации соответствующим должностным лицом, что должно быть подтверждено в Справке.

В Акте о внедрении необходимо зафиксировать основные результаты ди­пломного исследования, нашедшие практическое применение в организации к моменту завершения работы. Если на основе материалов дипломной работы были опубликованы методические разработки различных видов, то кафедрой может быть оформлен Акт о внедрении в учебный процесс.

Одновременно с оформлением вышеназванных документов студенту необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал к защите. Док­лад должен раскрывать цель дипломного исследования, задачи, решенные в хо­де его выполнения, способы и методы их реализации, отражать оригинальность подходов, примененных студентом. Объем выступления должен позволять из­ложить материал в течение 8-10 минут.

Иллюстративный материал может быть оформлен в виде раздаточного материала для каждого члена комиссии или плакатных листов в форме схем, таблиц, графиков, диаграмм и т.п. Объем иллюстраций должен позволять проил­люстрировать основные положения доклада и, как правило, включать не более 10 страниц, при этом не рекомендуется перегружать его информацией, не упоминаемой при выступлении. Качество подготовки защиты повышается, если раздаточный материал имеет титульный лист, отражающий тему работы, объект исследования, фамилии студента и руководителя, а таблицы, схемы, рисунки - сквозную нумерацию.

Накануне защиты , включая отзыв, рецензию, справку о предложениях, акт о внедрении, передается лично секретарю Государственной аттестационной комиссии, чем подтверждается факт действительного допуска к защите.

5. Защита дипломной работы

Защита дипломной работы является важным завершающим этапом учебно­го процесса. К защите дипломных работ допускаются студенты, успешно вы­полнившие весь учебный план, защитившие отчет о прохождении преддиплом­ной практики, сдавшие итоговый государственный квалификационный экзамен и представившие в установленный срок дшшомную работу с положительными отзывами научного руководителя и рецензента.

защищается студентом в Государственной аттестацион­ной комиссии на открытом заседании, где кроме членов комиссии обязательно присутствует научный руководитель, а по возможности, и внешний рецензент дипломной работы.

Процедура защиты дипломной работы заключается в следующем.

Председатель Государственной аттестационной комиссии объявляет: фа­милию, имя, отчество студента - дипломника, название темы дипломной рабо­ты, руководителя дипломной работы и рецензента. После этого дипломник в течение 8-10 минут делает доклад с изложением основных положений своей работы. Выступление должно начинаться с обоснования актуальности темы. Далее следует раскрыть основное содержание дипломной работы, обращая осо­бое внимание на освещенный в дипломной работе передовой опыт и отмечен­ные недостатки в практике учетно-аналитической работы, а также на те пред­ложения, которые, по мнению дипломника, будут способствовать улучшению организации и методологии бухгалтерского учета и экономического анализа хозяйственной деятельности. Желательно, чтобы дипломник излагал основное содержание своей работы свободно, не читая письменного текста.

Важный и ответственный момент защиты дипломной работы - ответы на вопросы. Вопросы дипломнику задают сразу же после его выступления. Коли­чество вопросов, задаваемых студенту при защите дипломной работы, не огра­ничивается.

При подготовке ответов на вопросы и замечания рецензента студент имеет право пользоваться своей дипломной работой. Ответы на вопросы должны быть убедительны, теоретически обоснованы, а при необходимости подкреплены цифровым материалом. Следует помнить, что ответы на вопросы, их полнота и глубина влияют на оценку по защите дипломной работы, поэтому ответы необ­ходимо тщательно продумывать.

После вступительного слова (доклада) студента и ответов на вопросы сек­ретарем ГАК зачитываются отзыв и рецензия. Дипломник отвечает на замеча­ния рецензента, соглашаясь с ним, объясняя причину недоработок, указывая способы их устранения или аргументировано опровергая их, отстаивая свою точку зрения. По решению председателя в особых случаях слово может быть предоставлено научному руководителю.

Результаты защиты обсуждаются Государственной аттестационной комис­сией на закрытом заседании и объявляется в тот же день, после оформления протоколов работы комиссии. Решение об окончательной оценке по защите ди­пломной работы основывается на внешней рецензии, отзыве научного руково­дителя, выступлении и ответах студента в процессе защиты, уровне текущей успеваемости. Оценка по защите дипломной работы определяется баллами: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценки «отлично» заслуживают дипломные работы, в которых полно и всесторонне раскрыто теоретическое содержание темы, дан глубокий критический анализ действующей практики учетно-аналитической работы, содержится творческий подход к решению проблемных вопросов, сделаны экономически обоснованные предложения и на все вопросы членов ГАК студент при защите дал аргументированные ответы, проявив при этом творческие способности в понимании и изложении ответов на вопросы.

Оценки «хорошо» заслуживают дипломные работы, в которых содержание изложено на достаточном теоретическом уровне, правильно сформулированы выводы и даны экономически обоснованные предложения; на все вопросы, за­данные при защите, студент дал правильные ответы, но не проявил творческие способности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживают дипломные работы, в которых теоретические вопросы в основном раскрыты, выводы в основном правильны, предложения представляют интерес, но недостаточно убедительно аргументи­рованы и не на все вопросы членов комиссии студент при защите дал правиль­ные ответы.

Оценка «неудовлетворительно» может быть выставлена по дипломным ра­ботам, которые в основном отвечают предъявляемым требованиям, но при за­щите студент не дал правильных ответов на большинство заданных вопросов, т.е. обнаружил серьезные пробелы в профессиональных знаниях, а также при согласии комиссии с оценкой рецензента.

В тех случаях, когда защита дипломной работы признается неудовлетвори­тельной, студент отчисляется из университета с выдачей академической справ­ки установленной формы. Диплом государственного образца о высшем образо­вании студенту не выдается. Право повторной защиты (пересдачи итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности) может быть реализовано один раз в течение трех лет после окончания университета на условиях полного возмещения затрат, но не ранее чем через год.

Порядок заключения договора и допуска к подготовке и защите дипломной работы определяется внутренними нормативными Положениями университета.

Студенту, сдавшему государственный квалификационный экзамен и защи­тившему дипломную работу, присваивается решением Государственной атте­стационной комиссии квалификация «экономист» по специальности «Бухгал­терский учет и аудит» и выдается диплом государственного образца.


Приложение 1

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ФОРМУЛ:

Все формулы, если их более одной номеруются арабскими цифрами по всему тексту или в пределах глав. В последнем случае номер формулы состоит из номера самой главы и номера формулы разделенных точкой.

Номер формулы указывается с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. При написании между основным текстом и формулой оставляется пустая строка.

Текст ……………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

(пустая строка)

15 мм

(1.7)

А = В + С,

где А – нач….___________________________________, м;

В – сер….___________________________________, м;

С – кон….___________________________________, м;

(пустая строка)

15 мм

16 + 24 = 40 (м)

Текст ………………………………………………………………………

……………………………………………….…………………………………...

……………………………………………….…………………………………...

……………………………………………….…………………………………...

……………………………………………….…………………………………...

……………………………………………….…………………………………...

……………………………………………….…………………………………...

……………………………………………….…………………………………...

……………………………………………….…………………………………...

……………………………………………….…………………………………...

……………………………………………….…………………………………...

……………………………………………….…………………………………...

……………………………………………….…………………………………...


Приложение 2

Кафедра______________________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой__________________________

(подпись)

«_____»_________________________200__ г.

З А Д А Н И Е

Студенту___________________________________________________

Тема работы______________________________________________

__________________(утверждена распоряжением декана от________

_________________№________________________________)

2. Срок сдачи студентом законченной работы____________________

3. Исходные данные к работе__________________________________

_______________________________________________________________

4. Перечень подлежащих разработке к дипломной работе вопросов или краткое содержание работы____________________________________

5. Консультанты по работе с указанием относящихся к ним разделов работы_________________________________________________________

6.Дата выдачи задания________________________________________

Руководитель работы _______________________

(подпись)

Задание принял к исполнению________ _________________

(дата) (подпись студента)


Приложение 3

Министерство образования Российской Федерации

Ивановский государственный университет

Кафедра экономического анализа и бухгалтерского учета

У т в е р ж д а ю:

Зав. кафедрой__________________________

«_____»_________________________200___ г.

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК

выполнения дипломной работы ИВАНОВОЙ О.А. _________

(фамилия и инициалы студента)

по теме : Учет и анализ материально-производственных запасов

предприятия______________________

Характер и объем работы

Срок

выполнения

Отметка о

выполнении

и подпись

руководителя

1. Составление плана и библиографии

15.02.2002

28.02.2002

выполнено

2. Изучение литературы и подготовка теоретической главы

1.03.2002

1.03.2002

выполнено

3. Сбор и обработка материалов предприятия, написание аналитической главы

1.04.2002

30.04.2002

выполнено

4. Подготовка проектной главы и разработка предложений

1.05.2002-2.06.2002

выполнено

5. Оформление и представление на кафедру дипломной работы

3.06.2002

9.06.2002

выполнено

6. .Рецензирование работы

10.06.2002

15.06.2002

выполнено

7. Подготовка иллюстрационного материала и доклада

13.06.2002

15.06.2002

выполнено

Подпись студента_________________________________________

С о г л а с е н:

Научный руководитель_____________________________________

«_____»_________________200__ г.


Приложение 4

Министерство образования Российской Федерации

Ивановский государственный университет

Кафедра_____экономического анализа и бухгалтерского учета

Тема______________________________________________ _________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Студент(ка) __ Ф.И.О. (полностью) ________________________подпись_

Научный руководитель __уч.степень, должность, Ф.И.О.), ____подпись _

(полностью)

Зав. кафедрой ___уч.степень, должность, Ф.И.О.), _____________подпись

(полностью)

г. Иваново 200__г.


Приложение 5

Образец оформления содержания дипломной работы на тему

«Учет и анализ материально - производственных запасов

предприятия»

Содержание

Введение………………………………………………………...…

5

1.

Теоретические аспекты учета и анализа материально-производственных запасов предприятия

1.1.

Учет материально-производственных запасов

1.1.1.

Необходимость создания материально-производственных запасов …………………..

7

1.1.2.

Оценка и движение сырья и материалов

18

1.1.3..

Синтетический и аналитический учет сырья и материалов

40

1.2.

Анализ материально-производственных запасов

56

2.

Особенности постановки учета материально-производственных запасов и их анализ на АООТ “Отделочная фабрика “Красный Октябрь“

2.1.

Учет материально-производственных запасов на АООТ “Отделочная фабрика “Красный Октябрь“

69

2.2.

Анализ материально-производственных запасов на АООТ “Отделочная фабрика “Красный Октябрь

73

Заключение………………………………………………………..

93

Список литературы………………………………………………

97

Приложения……………………………………………………….

100

Приложение 6

Ивановский государственный университет

Экономический факультет

ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

Студента_5 курса __________________________________________________

________________________________________________________________

Специальности 06.05.00. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

На тему________________________________________________________________________

Памятка научному руководителю:

• актуальность темы;

• практическая значимость;

• профессионализм выполнения;

• глубина исследования;

• краткая характеристика и оценка содержания;

• достоинства (недостатки) студента, проявленные при выполнении работы;

• возможность практического использования;

• допуск к защите в ГАК.

«__________»_____________________

(дата)

Научный руководитель ________________________________________ подпись ____

(место работы, должность, учен степень, учен. звание)


Приложение 7

Ивановский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра экономического анализа и бухгалтерского учета

РЕЦЕНЗИЯ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

Студента_ _______ _________________________________________________

____________курса

Специальности 06.05.00. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Тема _________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Объем дипломной работы: ____________листов, ___________таблиц, ___________схем,

__________графиков, _________рисунков,_________форм, _____________приложений,

_________литературных источников.

Памятка рецензенту:

• актуальность темы;

• практическая значимость;

• достоинства (недостатки) работы (в разрезе глав, разделов);

• уровень практической реализации;

• оценка работы (по четырехбалльной системе - «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»;

• возможно присвоения автору дипломной работы квалификации экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Рецензент _______________________Подпись_______________________

Место работы, должность, уч.степень, уч.звание, фамилия, имя, отчество

«_______»______________

Место работы, должность, учен. степень, учен. звание _______________

______________________________________________________________