Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Методика использование средств информационных технологий при изучении наглядной геометрии в 5-6 классов

 

             

Методика использование средств информационных технологий при изучении наглядной геометрии в 5-6 классов

Министерство образования Московской области

ГОУ «Педагогическая академия»

Инвариантный академический модуль

«Образование и общество. Актуальные проблемы

психологии и педагогики»

Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога

Автор проекта:

Н.А. Митронова,

учитель математики

МОУ г.о.Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Руководитель:

Е.А.Башмакова, кандидат

педагогических наук, доцент

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение_______________________________________________ 2 – 6
  2. Информационная культура учителя как основа продвижения

информационно-коммуникационных технологий в сферу

образования____________________________________________ 7 – 10

3. Уровни формирования информационно-коммуникационной

компетентности педагогов________________________________ 11 – 14

4. Методика использование средств информационных технологий

при изучении наглядной геометрии в 5-6 классов ___________ 15 – 20

5. Заключение __________________________________________ 19 – 21

6. Приложения _________________________________________ 22 - 34

7. Список литературы ____________________________________ 35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация образовательного учреждения. Это и создание единого информационного образовательного пространства образовательного учреждения, города, района, страны; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ОУ; и разработка интегрированных уроков; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании.

Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования”.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий в системе школьного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности образовательных учреждений требуется создать в границах их "производственных" процессов эффективную систему информационного обеспечения. Для этого необходимо, чтобы качественно заработал каждый ее элемент.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и школьников.

Информатизация школьного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Анализируя деятельность нашего общеобразовательного учреждения, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на среднем уровне.

Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги школы активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т. д. 67% педагогического коллектива владеют персональным компьютером. Из них: 42% – начинающих пользователей; 33%- пользователь; 25%– продвинутый пользователь.

Большое внимание в ОУ уделяется работе с родителями, сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: общешкольные родительские собрания, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам. Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и стремились всячески помочь школе в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и школы.

На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества учреждения и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества педагогов и родителей.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе школы, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива и родителей при обучении и воспитании школьников.

Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет, электронного журнала предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ОУ, класса, расписании уроков, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ОУ может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим "ключем" для входа на такой сайт.

Кроме этого сайт школы или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников.

Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и школы играет важную роль в развитии ребенка, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ во взаимодействии школы с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта “Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога”.

Значимость проекта «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога”, состоит в том, чтобы достичь информатизации педагога, родителей и социума , а педагогическим работникам активизировать использование информационно – коммуникативные технологии в работе с детьми. Мы работаем над тем, чтобы создать единую информационную среду в школе.

Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, через обучение педагога ИКТ, уроков с обучающимися с использованием ИКТ,

Проблема. Сегодня перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения.

Цель. Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе школы, для создания единой информационной среды, формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов.

Задачи проекта

1. Создать комплексную интегрированную модель непрерывного формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов

2. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.

3. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ОУ.

4. Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.

Ожидаемые результаты

1. Повышение эффективности процесса обучения.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

4. Выявление уровня психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.

5. Раскрытие личностного потенциала школьников в воспитательной системе школы и семье.

6. Реализация личностно- профессионального роста педагогов.

7. Повышение педагогической культуры педагогов и родителей.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей школьного возраста и во взаимодействии школы и семьи. Будет продолжена работа по привлечению узких специалистов (психологов, логопедов, врачей) и в дальнейшем открытие в школе консультационного центра по внедрению в образовательный процесс ИКТ для педагогов и родителей.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ПРОДВИЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ

Одной из главных целей современного образования становится формирование готовности личности к жизнедеятельности в информационном обществе, неотъемлемым атрибутом которого является стремительное развитие и проникновение во все сферы жизни человека информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Соответственно, в современном информационном обществе особую роль играет способность учителя решать широкий круг профессиональных, познавательных, досуговых, бытовых и иных задач с использованием компьютера, коммуникационных технологий, включая радио, телевидение, мобильную телефонию, Интернет, сетей для обработки данных и т. д.

Профессиональное овладение учителем ИКТ предполагает:

- осознание включенности системы образования в глобальные информационные процессы;

- готовность к освоению способов эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке этой информации;

- стремление к формированию и развитию личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей в современной информационной среде с целью получения инновационных педагогических результатов, а также создание собственной инфосреды;

- готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта, совместной рефлексии и саморефлексии;

- освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации (в том числе в рамках выбранной предметной области);

- готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе.

Особо следует подчеркнуть, что в настоящее время овладение педагогом ИКТ становится важной составляющей его профессионализма. Поэтому чрезвычайно актуальным является такое обучение педагогов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, литература и т. д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную.

Приоритетные качества, необходимые современному учителю для эффективной и успешной работы, которые целесообразно обозначить сквозь призму наиболее современных и актуальных подходов к образованию: компетентностного, личностно-деятельностного и культурологического.

Компетентностный подход в образовании, по мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, связан с таким видом содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения профессиональных проблем, выполнение ключевых функций, социальных ролей, компетенции. Среди множества компетенций, которыми должен обладать учитель, можно выделить ключевые, универсальные по своему характеру и степени применимости: социальную, коммуникативную, учебно-познавательную и информационную.

Особое место среди них занимает информационная компетенция личности, формирующая умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Неправомерными, на мой взгляд, являются трактовки информационной компетенции только как умения работать на ЭВМ и освоения новых информационных технологий. На самом деле, информационная компетенция является базовой даже для ключевых, универсальных компетенций, поэтому овладение ею становится успешным залогом любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической. Основное содержание информационной компетентности учителя включает:

1. умение рационально работать с информацией: знать особенности информационных потоков в своей предметной области, владеть основами аналитико-синтетической переработки информации;

2. освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции;

3. использование новых информационно-коммуникационных технологий и владение конкретными навыками по использованию технических средств как непосредственно в образовательном процессе, так и в самостоятельной работе по повышению профессиональной квалификации.

Личностно-деятельностный подход в формировании информационной компетентности учителя напрямую зависит от степени и качества технологических изменений в профессиональной работе и позволяет ответить на вопрос не только «что делать», но и «как делать». Учителю, работающему в инновационном режиме, приходится выполнять следующие виды деятельности:

1. технологически разрабатывать и процессуально моделировать образовательный процесс в целом;

2. составлять диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках;

3. прослеживать учебные продвижения учащихся;

4. анализировать опыт коллег, свой инновационный опыт;

5. разрабатывать новые технологии обучения, предметные методики преподавания, организовывать новые коммуникативные структуры в процессе обучения.

Конечным итогом всей этой многообразной деятельности являются новые информационные продукты: перспективные планы, концептуальные модели, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации, аналитические отчеты, обобщения опыта работы, проекты, модели педагогического эксперимента, лекции, поурочные разработки, планы-конспекты и др. Их качественная подготовка невозможна, если учитель не обладает высоким уровнем информационной компетентности.

Учитель с высоким уровнем педагогической культуры не только сохраняет и воспроизводит культурные образцы практической деятельности, но и сам творит их, создает авторские педагогические «произведения» — системы, методики, технологии.

Таким образом, если рассматривать информационную компетентность сквозь призму личностно-деятельностного и культурологического подхода, то ее можно и должно считать составляющей более широкого понятия — информационной культуры учителя.

Информационную культуру педагога можно представить через следующие системно моделирующие профессиональные качества:

- инновационное мышление и способы деятельности, соответствующие высокому уровню информационной компетентности;

- деятельностная направленность профессионального образования и самообразования, проявляющаяся в освоении и создании новых инновационных продуктов и инновационных технологий, апробированных на практике;

- способность к культуротворчеству, выражающемуся в создании творческих информационных педагогических разработок.

Обладая перечисленными профессионально-педагогическими качествами, которые приобретаются в процессе формирования информационной культуры, учитель может успешно и эффективно работать в среде образовательной инновации.

УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО –
КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Исследуя информационную компетентность, мы учитывали, что данное понятие многоплановое, так как для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д. (к примеру, выбор значимой для педагога информации требует развития таких личных качеств, как самостоятельность и критичность). Значит, необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и функционировать в них.
Информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность) современного преподавателя, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образовании, это:
- способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;
- особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.
Следует помнить, что ИКТ-компетентность преподавателя пронизывает все виды его профессиональной деятельности и носит «надпредметный», общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Связано это, в первую очередь, с необходимостью и готовностью работать в новой информационной образовательной среде (ИОС), принципиальное отличие которой от традиционной заключается в специфике ее технологической подсистемы.

Но для эффективного использования возможностей ИОС педагог сам должен обладать полным набором пользовательских, ориентировочных, инструментальных компетенций. Являясь участником единой ИОС, образовательной среды ОУ, преподаватель сам должен уметь формировать локальную образовательную среду на своем учебном занятии. Под информационной образовательной средой учебного занятия обычно понимается специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию ИКТ в педагогическую систему учебного занятия с целью построения личностно ориентированной педагогической системы.
Причем, анализ показал, что понятие «информационная компетентность» не является однозначно определенным. Его рассмат­ривают с разных сторон, и как составляющую профес­сиональной компетентности, и как составляющую информационной культуры личности. К числу значимых признаков относят знание инфор­матики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использова­нию информации.
Обычно при исследовании проблем формирования конкретной компетентности выделяются три уровня владения ИКТ -компетенциями (Приложение 1).
- базовый - на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью; применение ИКТ на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представление информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и позволяющего выработать пути ее решения наиболее оптимальными способами);
- технологический (на данном уровне ИКТ становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности (оценка потенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций целевой предметной области; анализ программных средств и ресурсов сети глобальной компьютерной сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в глобальной сети Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.);
- практический (профессиональный) - на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности.
В соответствии с трехуровневой моделью ИКТ - компетенции у преподавателя-предметника можно выделить:
- базовый уровень – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИК - технологий общего назначения;
- предметно-ориентированный уровень – освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
- педагогический (психолого-педагогический, методический, творческий) уровень – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.

Причем, следует отметить, что четко определенной и единой системы показателей ИКТ-компетенций нет, как и самого перечня ИКТ-компетенций, характерных для конкретных преподавателей ОУ различного уровня и направленности.
В соответствии с этим набор базовых ИКТ-компетенций для преподавателя может включать в себя следующие группы: наличие общих представлений в сфере ИКТ; наличие представлений об электронных образовательных ресурсах; владение интерфейсом операционной системы; наличие общих представлений в сфере мультимедиа; владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики; владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов; владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями; владение основами технологии построения web-сайтов.
Не менее важной проблемой после выделения конкретного перечня ИКТ-компетенций для педагогов является проблема формирования компетентности в области ИКТ у педагогических работников. Как правило, для формирования ИКТ-компетентности педагогических работников предлагается перечень очных или дистанционных курсов, тематически охватывающий представляющую интерес предметную область.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ

В 5-6 КЛАССОВ

Предмет математика, как ни какой другой предмет, обладает мощными междисциплинарными связями. Он способен осуществить помощь в освоении учащимися новых информационных и коммуникационных технологий и интеграцию их в другие школьные предметы.

Многочисленные реформы школьного математического образования делали попытку вдохнуть в геометрию свежий воздух. Сегодня идея преобразования вторгается в образовательный процесс более естественно и интенсивно. Благодаря новым информационным технологиям.

Компьютер предоставляет принципиально новые возможности при изучении математики как школьного предмета и особенно в поддержке геометрической деятельности учащихся, такие возможности, которые без использования современных компьютерных технологий были бы недоступны. Обучение с использованием ИКТ может не просто помочь учащимся в овладении геометрическим содержанием, но и служить решению задачи всестороннего развития ребенка: развития его мотивационной сферы, психических процессов, интеллектуальных способностей, творческих качеств личности. При этом возможности компьютера здесь уникальны: не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания (ЭИ) позволяют организовать деятельность учащихся в таких направлениях, которые принципиально невозможно или чрезвычайно трудно осуществить, используя традиционные информационные источники. Назовем основные дидактические функции ЭИ.

— Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами.

— Отработка в интерактивном режиме элементарных базовых умений.

— Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся.

— Возможность увеличения объема предъявляемой для изучения информации, а также собственной практической деятельности ученика.

— Увеличение доли содержательной работы ученика за счет снятия проблем технического характера.

Какие задачи, стоящие перед учителем, позволяет решать ЭИ? Задачи индивидуализации и дифференциации обучения, стимулирования творческой деятельности учащихся, формирования навыков самоконтроля, привычки к рефлексии, изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Компьютерные системы и программы способны изменить преподавание геометрии и научить школьников воспринимать геометрические фигуры, как потенциально изменяющиеся объекты, как одно звено в цепи их непрерывных изменений. В мире созданы и успешно развиваются достаточно много программ динамической и наглядной геометрии. Некоторые программы свободно распространяются, ими может пользоваться любой учитель при составлении урока. Отлично сделаны российские программы ИИСС «Математика на компьютерах», УМК «Живая математика», «Математический конструктор».

Познавательный материал УМК «Живая математика» и ИИСС «Математика на компьютерах» способствует формированию функциональной грамотности – умению воспринимать и анализировать информацию.

Наглядный материал этих программ тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, которые способствуют развитию логического мышления учащихся 5-6 классов.

Уроки наглядной геометрии в 5-6 классах, в которые включены чертежи из УМК «Живая математика», позволяют учителю сэкономить время при построении чертежей. Чертежи легко варьируемые и редактируемые, что позволяет на уроке производить все необходимые измерения и построения.

Все это обеспечивает деятельность учащихся по таким направлениям. Как анализ, исследование, построение, доказательство, развитие логического мышления.

Например, при изучении темы «Треугольники» в 5 классе по УМК И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича хорошо вписываются чертежи из УМК «Живая математика». Можно их использовать как для изучения нового материала. Так и при обобщающем повторении.

Сначала ученикам предлагается построить различные треугольники и измерить их длины сторон и углов. Затем вводятся виды треугольников.

На основе различных конфигураций треугольника учащимся предлагается вычислить периметры.

Затем вводится понятие высоты треугольника. И с его помощью учащимся предлагается самостоятельно вывести формулу площади треугольника.

Следующим этапом изучения этой темы предлагается найти сумму углов нескольких треугольников. Ребята делают вывод, что сумма углов треугольника постоянна и равна 180 градусов. Это легко можно показать с помощью чертежа УМК «Живая математика».

В конце изучения данного материала предлагается самостоятельная работа, в которой предлагаются две практические задачи. Первая задача с готовыми чертежами, а вторая задача позволяет учащимся самостоятельно начертить треугольник, сделать все требующиеся измерения и вычислить периметр и площадь треугольника, вычислить сумму углов треугольника.

В ходе этой самостоятельной работы можно хорошо проследить усвоение учебного материала как в целом, так и в отдельных его частях (Приложение 2).

При изучении геометрических тел в 5 классе хорошо использовать ИИСС «Математика на компьютерах».

Программные модули имеют разные программы: демонстрационные и обучающие, тренажеры и тестирующие, развивающие, веселая минутка.

Демонстрационная и обучающая программа «Геометрические тела» позволяет выполнять следующие основные типы заданий: определить, из каких частей состоит заданная конструкция; проверить, выполняется ли заданное соотношение; изучить свойства заданного тела, проведя эксперимент; создать конструкцию по заданному образцу или словесному описанию. Кроме того, технические возможности конструктора дают учителю великолепный инструмент для наглядной демонстрации самых разных геометрических объектов и их свойств.

При демонстрации интерактивных моделей многогранников ученику предлагается самостоятельно вращать модель, что позволяет увидеть её со всех сторон, тренируя и развивая тем самым пространственное представление предметов. Самостоятельное экспериментирование над геометрическим телом позволяет развивать способность в дальнейшем определять расстояние до предметов, умение задавать перспективу того или иного объекта.

Демонстрация примеров геометрических тел и рассказ о возникновении терминов, например таких как «Конус», «Пирамида» и т.п. позволяет расширить кругозор учащихся. Работа с интерактивными моделями цилиндра, шара и конуса позволяет ученику понять, что каждое из перечисленных тел образуется при вращении геометрической фигуры. В дальнейшем они легко самостоятельно моделируют тела вращения из предложенных им геометрических фигур и легко переходят на построение их развертки. Для самостоятельного моделирования тела, предлагается изобразить тело вращения образованного при вращении прямоугольного треугольника около (вокруг) гипотенузы (Приложение 3).

Исследуя структуру пропедевтического курса геометрии, мы пришли к выводу, что формирование начальных геометрических представлений может проходить в рамках одного предмета – математики, однако с целью углубления и расширения интеллектуального уровня учащихся и развития их пространственных представлений можно изучать элементы геометрии отдельным блоком и с использованием новых информационных технологий.

На мой взгляд, не следует чрезмерно пересыщать уроки математики в 5-6 классах геометрическим содержанием. Зная о высоком развивающем значении геометрии, а также о трудностях, которые могут возникнуть у учащихся при изучении систематического курса, мы пришли к выводу о необходимости совершенствования методики обучения элементам геометрии в 5-6 классах, уделяя внимание, прежде всего практическим работам и наглядному материалу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечным итогом всей многообразной деятельности педагога являются новые информационные продукты: перспективные планы, концептуальные модели, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации, аналитические отчеты, обобщения опыта работы, проекты, модели педагогического эксперимента, лекции, поурочные разработки, планы-конспекты и др. Их качественная подготовка невозможна, если учитель не обладает высоким уровнем информационной компетентности.

Учитель с высоким уровнем педагогической культуры не только сохраняет и воспроизводит культурные образцы практической деятельности, но и сам творит их, создает авторские педагогические «произведения» — системы, методики, технологии.

Таким образом, если рассматривать информационную компетентность сквозь призму личностно-деятельностного и культурологического подхода, то ее можно и должно считать составляющей более широкого понятия — информационной культуры учителя.

Учитель обладает информационной культурой, если он:

- умеет организовать поиск образовательной информации по информатике на автономном компьютере и в сети Интернет;

- умеет работать с отобранной для учебного процесса по информатике информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном учащимся;

- знает выпускаемые ведущими компаниями и рекомендованные Министерством науки и образования пакеты обучающих программ, электронные учебники и библиотеки электронных наглядных пособий по учебному предмету "информатика" и имеет представление об эффективности применения их в учебном процессе;

- умеет использовать базовые информационные технологии и ресурсы Интернета в обучении другим дисциплинам;

- умеет выбирать наиболее оптимальную программную среду для решения различных практических задач;

- способен составлять небольшие, но необходимые в учебном процессе

педагогические программные средства.
Овладение целостной информационной культурой, информационным миром объяснений и понимания - одна из задач подготовки современного специалиста образования. Информационная культура становится новым важным качеством профессиональной подготовки специалиста образования XXI века.
Упрощенно можно сказать следующее. Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой».

Иными словами, информационная культура тесно связана с компетентностными подходами и навыками в различных областях.
Вместе с тем ясно, что информационная культура (как и любой компетентностный подход) не возникает сама по себе, она требует большого числа упорядоченных знаний. Иными словами, в представлении об информационной культуре органически сочетаются компетентностный и знаниевый подходы.
Новая парадигма образования «уметь учиться всю жизнь», пришедшая на смену парадигме «знания на всю жизнь» ставит задачу выработки информационной культуры учеников, примиряя «компетентностный» и «знаниевый» подходы.

Сегодня самый эффективный путь – создание образовательных информационных систем, которые позволят учителю из набора информационных материалов, реализованных на компьютере, (моделей, gif и flash-анимаций, текстовых материалов, рисунков, схем, иллюстраций и др.) проектировать свой урок, организовывать продуктивную деятельность учащихся и их взаимодействие в процессе обучения. К числу таких информационных систем относится информационный интегрированный продукт «КМ-школа». Для того чтобы лучше понять его возможности, рассмотрим понятия «информационная система» и «информационно-образовательная система».

При постоянном росте технического прогресса в области информационных технологий, именно школа, являясь первым, наиболее ответственным элементом системы образования, призвана осуществлять качественную подготовку к грамотному и эффективному использованию новых информационных технологии, чтобы не быть "слабым" звеном в системе и способствовать повышению уровня общественного развития.

Таким образом, перед школой стоят следующие основные задачи - улучшение материально-технической базы школы; создание условий для использования в образовательном процессе новых информационных технологий; использование информационных технологий посредством Интернета; методическое сопровождение внедрения дистанционного обучения; внедрение информационных технологий в другие образовательные области.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Уровни владения ИКТ - компетенциями

Приложение 2

Конспект урока по теме «Треугольники. Виды треугольников»

Цель урока:Образовательная : познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая : развивать пространственное воображение учащихся,геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно, добывать знания, побуждать к любознательности. Воспитательная : воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, карточки с дифференцированными заданиями, листы бумаги, модели фигур.
Тип урока : урок формирования знаний.
Методы урока : словесные, наглядные, практические.
Образовательные технологии : личностно-ориентированная, групповая, информационная.

Ход урока.

Организационный момент

(1 – 2 мин)

1. Поздороваться с учениками и настроить их на рабочий лад.

2. Представить ученикам в краткой форме цели урока и план урока

Сегодня мы поговорим о фигуре, которая вот уже два с половиной тысячелетия является как бы символом геометрии; но не только символом, но и - АТОМОМ ГЕОМЕТРИИ.

Актуализация опорных знаний

(5–6 мин)

Применяемые методы и приемы: устный ответ, запись на слайде, работа 4 учеников по карточкам.

Форма проведения этапа : фронтальная и индивидуальная

1. Инструктаж к выполнению заданий на повторение. Вызываются 4 ученика. Они работают по карточкам на своих местах. Остальные учащиеся работают по слайду, с помощью которого осуществляется повторение основных геометрических фигур и понятий, которые мы уже изучили. Учащимся необходимо будет назвать фигуры, которые они видят на слайде, а также вспоминают определения.

2. По слайду осуществляется повторение свойств углов. Учащимся необходимо будет стрелочками поставить правильное соответствие. Данное задание ученики выполняют по очереди цепочкой (фронтальная форма), причем вслух произносят обозначение угла и обосновывают свой ответ.

По окончании данного этапа учащиеся, работающие по карточкам, сдают свои работы.

Изучение нового материала

(15 минут)

Применяемые методы и приемы : объяснительно-иллюстративный метод, беседа, проблемный

Форма проведения этапа : фронтальная

Изучение новой темы «Треугольники. Виды треугольников» осуществляется при помощи презентации, которая проецируется на экране. Презентация построена на основе чертежей ИИСС «Математика на компьютерах»

В это время учитель начинает свой рассказ.

1. Проблемная беседа .

В Атлантическом океане есть место. Загадочное, интересное. О нем много написано, сняты фильмы. Это место, расположено между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день. Во время моего небольшого рассказа прозвучало название фигуры, вам, наверное, известное. Так, какой геометрической фигуре посвятим наш урок? - Треугольнику. Итак, сегодня мы познакомимся с фигурой, которая в геометрии называется треугольником. Давайте попробуем дать определение. Вопрос: а можно ли построить треугольник, если точки расположить на одной прямой? Пробуем. Делаем вывод. После анализа и рассуждений делаем вывод, что треугольник – это фигура, состоящая из 3 точек, не лежащих на одной прямой и трех отрезков, попарно соединяющих данные точки. Приведите примеры предметов треугольной формы, которые вам встречаются в жизни (слайд ) Вместо слова “треугольник” употребляют знак . Запишем Δ АВС . Ребята, эти три точки, не лежащие на одной прямой, называются вершинами. Запишем. Отрезки – это стороны треугольника. Сколько их? (Работа в парах) Записываем АВ, АС и ВС. Какие элементы есть еще у треугольника? (Выясняем, записываем). Итак, у треугольника есть три угла. Три стороны, три угла, три вершины – всё это элементы треугольника.

Практическое задание.

У вас на столе лежит лист бумаги из тетради. Попробуйте из листа бумаги прямоугольной формы получить треугольник. Одинаковые ли треугольники у вас получились?

Посмотрите на экран. - Какую фигуру видите? - Есть ли у этого треугольника прямой угол? Назовите его. Вывод. Треугольник, у которого есть прямой угол называется прямоугольным.

Посмотрите на следующий треугольник. - Что можно сказать об этом треугольнике? Угол меньше прямого, значит это остроугольный треугольник

Угол больше прямого угла, называется тупоугольным.

Посмотрите на следующий треугольник. – Что можно сказать? Две стороны равны. Значит это равнобедренный треугольник. –А если все стороны равны? То такой треугольник называется равносторонним.

Если взять треугольник и изменить его форму? (Работа в группах. Ребята выясняют, можно ли изменить форму треугольника. Работа с моделями) - Вывод (после обсуждения): Если заданы три стороны треугольника, то его форму уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике. Приведите примеры. Примеры:

1. Стропила зданий имеют вид треугольников. Это придаёт крепость и устойчивость.

2. При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники.

3. Ножки стула крепятся планками, чтобы стул был устойчивым.

Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее

Учитель : Как вы думаете, чему равна сумма углов любого треугольника? (Заслушать ответы). Давайте это выясним, верны ли ваши предположения. Предлагаю провести измерения углов с помощью транспортира. Какие результаты получились? Заслушать. Выясняем, что сумма углов у всех получилась разная. (Выясняем, что так может получиться потому, что приложили транспортир неточно, небрежно выполнили подсчет и т.д.)

Я предлагаю найти сумму углов треугольника другим способом.

У меня на столе треугольник, вырезанный из бумаги. Углы треугольника обозначены цифрами 1,2,3. Отрежу ножницами все углы. Будем собирать их в одной общей точке. / Cтороны обводим, прикладываем линейку к сторонам крайних углов/. Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол, величина которого равна 180°. Посмотрим на чертеж. Измерим углы. Найдем сумму этих углов. Она будет равна 1800 . Изменим вид треугольника, изменяется градусная мера угла, но совсем не изменяется сумма углов. Делаем вывод: Сумма углов треугольника равна 1800 .

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

А как же найти площадь треугольника? Давайте рассуждать. Вспомните наше практическое задание, где мы из листа прямоугольной формы получили треугольник. Мы умеем находить площадь прямоугольника S=a×b. А как, зная это, найти площадь треугольника? По рисунку видно, что площадь треугольника равна половине площади прямоугольника, а, следовательно, S=ab/2 . Не забываем, что у нас треугольник - прямоугольный. Если провести высоту треугольника и применить эту формулу, считая а - основанием треугольника, b -высотой треугольника. Получим тот же результат. Внимание на экран.

Вывод : Площадь треугольника равна половине произведения длин основания на высоту, проведенную к этому основанию.

Закрепление изученного материала

(6-7 минут)

Самостоятельная работа.

Игра

“Сосчитай треугольники”
Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник,

А уж вам-то как не знать!

Но совсем другое дело –

Быстро, точно и умело

Треугольники считать.

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И по краю, и внутри!

Обогащение знаний – психологический тест

.(3 минуты) Из пяти фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг), изображенных на слайде, выберите одну, которая вам больше понравилась.

Подведение итогов урока.

(2 минуты)

Вы замечательно поработали на уроке. Оценив ваши работы и учитывая ваши ответы за устную работу, я поставила вам оценки. Надеюсь, этот материал вы не забудете. Помните слова французского инженера-физика Лауэ: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». Думаю, что знания, которое вы получили сегодня, помогут вам на уроках геометрии в старших классах. А чтобы это случилось на самом деле, предлагаю вам выполнить следующую творческую домашнюю работу.

Творческое домашнее задание

(2 минуты)

1. Составьте рисунки из геометрических фигур (преимущественно из треугольников, узоры из треугольников.

2. Найдите или сочините стихи, рассказы, сказки по теме « Треугольники».

Рефлексия.

В конце урока проводится беседа, в которой выясняется:

· Что нового узнали на уроке?

· Разобрались ли в материале, который рассматривался на уроке?

· Над чем нужно поработать?

· Что понравилось на уроке?

· Что не понравилось?

· Какое настроение у вас сейчас? Покажите его друг другу.

УРОК ЗАКОНЧЕН. СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ! ДО СВИДАНИЯ!

Приложение 3

Фрагмент урока по теме «Куб» .

Цель: знакомство с кубом, введение понятий «грань куба», «ребро куба», «вершины куба».

Метод: исследование с помощью предметных моделей и компьютера.

Форма: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Время: 45 мин.

Используемая программа: ИИСС «Математика на компьютерах»

Дополнительное оборудование: модели куба (на каждого ученика).

Первый этап урока: Введение в геометрию. Показать учащимся разнообразие геометрических тел.

Это этап урока на осмысление и анализ готовой геометрической конструкции. В процессе его ученик может поворачивать и передвигать как любую геометрическую фигуру, каждое тело в отдельности, изменять масштаб, т.е. приближать или удалять.

Второй этап урока: рассмотреть геометрическое тело- куб.

Учитель. Перед вами на парте куб. Он стоит на одной из своих граней. Переверните куб и поставьте его на другую грань. Давайте ответим с вами на вопрос: сколько у куба граней.

Сначала внимательно рассмотрите куб с разных сторон, обратите внимание на цвет граней.

Учащиеся выполняют упражнение, проверяют полученный результат, считают грани на предметной модели куба.

Учитель. Возьмите куб и перекатите его с одной грани на другую. В какой-то момент куб окажется на ребре. Давайте подсчитаем теперь количество ребер у куба.

Учитель. Как вы подсчитывали количество ребер? Как удобно считать?

Учащиеся отвечают, что пересчитывали стержни конструкции, вращая куб, но делать это было сложно. Учитель подводит учащихся к мысли о необходимости выбора рационального алгоритма подсчета, например такого: сначала подсчитать количество ребер верхней грани, добавить равное ему количество ребер нижней грани, а затем пересчитать и добавить количество «вертикальных» ребер: 4 + 4 + 4 = 12.

Учитель. Возьмите куб и проведите пальцем по всем его ребрам.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Кроме граней и ребер у куба есть еще вершины (показывает одну из вершин на модели). Покажите какую-нибудь вершину куба на вашей модели. Сколько у куба вершин? Подсчитайте на модели. Как удобно считать?

Учитель может подвести учащихся к такому способу: подсчитать количество вершин верхней грани, нижней грани и сложить: 4 + 4 = 8. Для этого можно поставить куб на парту или закрепить между двух ладоней: одна грань лежит на левой ладони, а противоположная ей грань — на правой.

Далее учащиеся самостоятельно выполняют задачу в которой требуется определить, сколько граней, вершин, ребер куба можно увидеть одновременно. Проверяют результат с помощью компьютера.

На данном этапе урока учащиеся определяют количество вершин, ребер, граней куба.

Третий этап урока: Развертка куба.

Учитель: развернем куб, используя нумерацию граней. Получаем развертку куба. У куба получается несколько разверток.

Поворачивая куб (и любое другое геометрическое тело) в пространстве, ученик имеет возможность рассматривать его изображение на экране монитора, одновременно получая первое представление об ортогональных проекциях.

Четвертый этап урока.

Задание на самостоятельную работу .

1. Обычная развертка куба требует полосы бумаги шириной не менее трех квадратов (равных граням).

Можно ли сделать развертку куба из полоски бумаги шириной в 2 грани? (Ответ: вид развертки такой - две полосы по 3 квадрата, соединенные по стороне одного из них).

Рассматривается обратная задача: для предложенной развёртки найти модель многогранника.

2. Использование развертки для определения кратчайшего пути между двумя заданными точками на геометрической модели параллелепипеда (задача “о пауке и мухе”).

Укажите кратчайший путь к жертве для паука.

3. Классификация – умение объединить или разделить множество предложенных геометрических тел по определенным признакам, например:

  • тела вращения;
  • геометрические тела, поверхность которых образована пересечением плоскостей;
  • геометрические тела, боковые грани которых – прямоугольники или треугольники;
  • геометрические тела имеют зеркальную симметрию.

Перенос тел, удовлетворяющих заданному признаку, на специальную “платформу” (или откат некоторого тела) осуществляется методом “drag and drop”. По окончании задания выбранный набор и определяющий признак записываются в файл результата для проверки учителем.

Домашнее задание: Используя развертку сконструировать куб с стороной 5 см.

ЛИТЕРАТУРА

1. С. М Конюшенко « Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека» /С. М. Конюшенко // Информатика и образование. – 2004. – № 7. – С. 102–105.

2. С. М. Конюшенко «Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования» - Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - 248 с

3. Т. И. Полякова «Информационная культура современного педагога как фактор его профессионального развития» : дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Полякова. – СПб., 2005.

4.Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. — М.: Школьная б-ка, 2002. — 288 с.

5. Интернет – ресурсы : http://www.info-alt.ru ; http://festival.1september.ru ; http://ito.edu.ru ; http://2011.ит-образование.рф