Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Советы по самостоятельному изучению английского языка

 

             

Советы по самостоятельному изучению английского языка

Советы по самостоятельному изучению английского языка

Содержание

Введение . 3

1. Прежде чем приступать к самостоятельной работе . 4

1.1. Небольшое введение в раздел . 4

1.2. Можно ли выучить язык самостоятельно? . 4

1.3. Плюсы и минусы .. 5

а) Несколько фраз, которые никогда нельзя говорить, если вы изучаете язык самостоятельно: 5

б) 7 ЗА и 7 ПРОТИВ самостоятельного изучения английского языка . 6

1.4. Как оценить свой уровень владения языком? . 8

1.5. Уровни владения английским языком .. 9

2. Несколько советов тем, кто изучает язык самостоятельно . 10

2.1. Где заниматься? . 10

2.2. Как запоминать слова? . 10

2.3. Как работать над произношением? . 10

а) А теперь поломаем язычки. Попробуйте выговорить "На дворе трава, на траве дрова"... Но по -английски ! 11

б) Аудио и видеокурсы .. 11

в) Обучающие программы на основе видео . 11

2.4. Как работать со словарем? . 12

2.5. Как читать книги на языке? . 13

2.6. Интернет для учебы самостоятельно . 15

2.7. Сайты On – line тестов . 15

3. Песня как один из приемов обучения иностранному языку . 16

3.1. Песни для начального и среднего этапа обучения . 16

3.2. Песни как психологическая разрядка . 17

3.3. Песни, рассчитанные на работу с грамматическим и лексическим материалом .. 18

а) Совершенствование навыков счета на Английском языке . 18

б) Закрепление лексических единиц, обозначающих цвет . 18

в) Совершенствование навыков монологического высказывания о своем рабочем дне 19

г) Закрепление лексики по теме "My School" . 19

д) Закрепление лексики на тему "Cu lture" . 19

е ) Закрепление лексических единиц по теме Humane Body . 20

ж) Закрепление модального глагола Can и лексических единиц, обозначающих части тела 20

з ) Грамматические конструкции How Much, How Many . 21

4. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ .. 22

4.1. Обучающие программы общего характера . 22

4.2. Для школьников – помощь в прохождении школьной программы, подготовка к экзаменам .. 22

5. Интернет-исследование . 23

Заключение . 26

Список литературы .. 27

Приложения . 28

Введение

Английский давно и прочно стал международным языком. Без него становится все труднее поступить в высшее учебное заведение, устроиться на работу, соответствующую всем желаемым параметрам, да и просто путешествовать по миру, без боязни не оценить достоинства свободного приобщения к культуре и традициям. Поэтому английский язык можно назвать связующим звеном между странами и народами планеты.

Цель работы: найти и рассмотреть различные пути изучения иностранных языков. Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

- определить способы получения знаний по иностранным языкам.

- выявить различные уровни владения языком.

Работа состоит из 5 частей, которые раскрывают основные способы и методы обучения иностранному языку самостоятельно.

В первой части проанализированы плюсы и минусы самостоятельной учебы, приведена таблица самостоятельной оценки уровня владения языком.

Во второй части работы нами рассмотрены советы тем, кто изучает язык самостоятельно. Мы постарались дать практические навыки запоминания слов, формы работы с аудио-видео материалами, показали возможности использования Интернет при выполнении on-line тестов.

В третьей части были проведены исследования использования песен как один из приемов обучения иностранным языкам.

В четвертой части рассмотрены возможности использования персонального компьютера для приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков по ИЯ.

Пятая часть посвящена Интернет-исследованию, которое позволило увидеть приоритетные формы изучения ИЯ среди школьников, студентов и взрослых России.

В работе использованы следующие методы исследования: метод лингвистического наблюдения (сбор и анализ материала) и социальный опрос.

Поставленные цели и задачи работы достигнуты.

1. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПАТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1. Небольшое введение в раздел

Существует непреложная истина: изучение иностранного языка взрослым человеком – это, главным образом, самостоятельная работа. Известный педагог, автор одного из самых популярных учебников английского языка Н.А. Бонк как-то сказала по этому поводу:

"Для тех, кто когда-либо брался за обучение иностранному языку или его изучение, уже давным-давно стало ясно, что чужому языку нельзя обучить – ему можно только научиться, иначе говоря обучение не даст желаемого результата, если его не подкреплять регулярной, целенаправленной самостоятельной работой".

"Самостоятельное обучение" у большинства людей, в первую очередь, ассоциируется с работой один на один с учебником за домашним письменным столом. В принципе это не далеко от истины. Однако и этот процесс можно разнообразить. Встаньте из-за стола, пойдите в библиотеку, в лингафонный кабинет, влезьте в Интернет, наконец. Мы хотим помочь вам получить от самостоятельного изучения языка не только необходимые результаты, но и удовольствие. И хотя данный раздел предназначен, в первую очередь, именно тем, кто учит язык самостоятельно, без посторонней помощи, тем не менее мы уверены, что и остальным слушателям он будет крайне полезен. И последнее: когда мы говорим о самостоятельной учебе, мы имеем в виду не только изучение языка "с нуля". Во-первых, это может быть работа над отдельными аспектами языка, например грамматикой, лексикой, произношением или правописанием. Во-вторых, самостоятельно можно продолжать заниматься, даже получив диплом переводчика.

1.2. Можно ли выучить язык самостоятельно?

Выучить английский самостоятельно можно, и есть люди, которые изучают по одному языку в год, а то и в полгода или даже за месяц, причем совершенно самостоятельно. Конечно, это не означает, что за такой короткий период времени они овладевают им в совершенстве. Главное, что, поставив какие-то цели в изучении языка, они их добиваются. Другой вопрос, сможете ли это сделать лично вы. И дело здесь не только в ваших способностях, в которых мы нисколько не сомневаемся. Вопрос в том, есть ли у вас сильная воля, терпение, а также серьезный мотив для изучения языка. Причем последнее условие может оказаться решающим. Ведь не секрет, что многие люди, обладающие силой воли, терпением и усидчивостью, и будучи людьми вполне способными успешно выучить всё, что угодно, часто бросают самостоятельные языковые занятия. Причина – отсутствие серьезного мотива. Лучше всего, если мотивы продиктованы жизненной необходимостью, например: подготовка к учебе или работе за рубежом, поступление в вуз или англоязычную школу, сдача международного экзамена, поступление на работу в западную компанию и т.д. Могут быть и другие мотивы, скажем, вы хотите научиться читать книги и периодику или объясняться в поездках за рубежом. Правда, в этом случае, чтобы заставить себя заниматься вам потребуется прилагать больше усилий. Но нельзя приступать к занятиями языком самостоятельно, если вы хотите "просто выучить язык" или "хоть чем-то полезным заняться вечером". С такими мотивами вы протянете от силы месяц. Замечательный английский писатель Энтони Берджес писал:

"Если вы вдруг обнаружите, что не можете ничему научиться – не вините ни язык, ни свою бездарность. Еще раз обдумайте ваши мотивы. Действительно ли вам хочется выучить этот язык? Если вы желаете этого по-настоящему, идите домой и принимайтесь за учебу."

1.3. Плюсы и минусы

Главное преимущество самостоятельной учебы – полная независимость: вы сами выбираете необходимые способ и режим работы и не чувствуете себя обязанным никому, кроме себя самого. Это практически незаменимо для людей творческих профессий, а также для тех, кто не может с уверенностью планировать свои действия на недели вперед или постоянно занят. К тому же, учитывая достаточно высокую стоимость языковых услуг, вы сможете сэкономить уйму денег. Однако эту же независимость можно рассматривать и как минус. Именно когда нет "давления извне", внутренний голос начинает нашептывать вам на ухо предательские фразы, примеры которых вы можете прочитать ниже...

а) Несколько фраз, которые никогда нельзя говорить, если вы изучаете язык самостоятельно:

­ Нет, сегодня я не в состоянии, лучше сделаю завтра сразу два урока...

­ Этот фильм я просто не могу пропустить. Позанимаюсь позже...

­ Ладно, пожалуй, хватит – сколько можно повторять одно и то же!

­ Нет, это понять невозможно. А впрочем, можно обойтись и без этого...

­ Всё это бесполезно. Ничего не получается. Учу – учу, и никакого толку.

Еще один недостаток самостоятельного изучения языка: работая даже с самым лучшим пособием, очень трудно выработать навыки устного практического общения. Кроме того, при самостоятельном изучении языка у любого человека неизбежно возникают вопросы, ответы на которые не найти ни в одной книге. К тому же существует и такая проблема, как контроль пройденного материала. Решить эти вопросы можно, если найти знакомого, хорошо владеющим английским языком, к которому вы могли хотя бы изредка обращаться за помощью. Более того, лучше сначала обзавестись таким знакомым, а уж потом приступать непосредственно к изучению языка. Если же такого знакомого нет, поищите частного преподавателя и попробуйте договориться о консультационных занятиях раз или два раза в неделю, а также о возможности периодической проверки ваших знаний по материалам итоговых разделов. Таким образом вы решите вопрос контроля, что очень немаловажно при самостоятельных занятиях. И последнее. К относительным недостаткам самостоятельных занятий можно отнести отсутствие у вас документа, подтверждающего ваше знание языка. Правда, если вы учите язык для себя или, скажем, для того чтобы сдать вступительные экзамены, это не так уж и важно. Зато при приеме на работу такой документ может понадобиться. Как быть? Самый лучший способ, которым мы советуем воспользоваться, – сдать экзамены на получение международного сертификата.

б) 7 ЗА и 7 ПРОТИВ самостоятельного изучения английского языка

В следующий раз, когда вы пообещаете себе начать новую жизнь с понедельника, бросить курить, бродить в Интернете по ночам и пойти на курсы английского языка, задумайтесь: может быть, стоит начать заниматься уже сегодня, и не на курсах, а самостоятельно? В этой статье я приведу семь доводов «за» и семь «против» такого решения.

ЗА

1. Вы можете приступить к занятиям в любое время дня и ночи, не чувствуя себя связанным по рукам и ногам расписанием уроков и планом занятий;

2. Занимаясь в собственном темпе, вы можете продвинуться в изучении иностранного языка быстрее, чем ваши «коллеги», посещающие курсы или берущие частные уроки;

3. Вы можете делать то, что вам нравится, а не то, что навязывает учитель или учебник. Можете проходить учебный курс задом наперед или применить собственноручно созданную систему обучения, например, неделю учить грамматику, зубрить новые слова и искать их в прочитанных книгах, а другую активно применять выученные слова и грамматические структуры в разговорной и письменной речи, не прикасаясь к учебникам и культивируя благородную пыль на словарях;

4. Кому-то из вас трата денег не на уроки, а на учебные пособия покажется разумной. Хороший словарь обойдется вам во столько же, во сколько обошлось бы двухчасовое занятие с носителем языка;

5. Вы можете значительно расширить круг общения, знакомясь через интернет с другими людьми, так же, как и вы, изучающим английский язык самостоятельно, а не довольствоваться встречами на курсах с теми, кто занимается с вами в одной группе;

6. Самостоятельно штудируя грамматики и словари, вы приобретете и разовьете способность к обобщению и анализу информации, так необходимую при изучении иностранных языков;

7. Вы можете сделать самостоятельные занятия неотъемлемой и гармоничной частью вашего расписания. Вместо утомительных вечерних занятий можно слушать радио во время завтрака, читать английскую беллетристику за обедом, перебрасываться письмами с англоязычными друзьями в течение рабочего дня и раз в неделю выбираться в английский разговорный клуб.

ПРОТИВ

1. У вас не будет «контроля сверху», который не позволит вам прогулять занятие, смошенничать при выполнении упражнений (кто из вас никогда не заглядывал в ответы раньше, чем доделает задание?), бросить заниматься, наконец;

2. занимаясь самостоятельно, вам не так легко будет найти собеседника для разговорной практики. Даже ваша собака может отказаться понимать ваш английский, а полноценный диалог с самим собой вести довольно трудно;

3. тем, кому в учебе помогает дух соперничества, будет трудно без еженощного сравнения своих успехов с успехами соседей по парте;

4. никто, кроме вас самих, не будет гарантировать вам успехов на поприще изучения английского языка. При самостоятельных занятиях все зависит только от вас;

5. вы легко можете отступиться от намеченных планов, не обнаружив немедленных и значительных сдвигов в умении общаться по-английски. Никто вас, увы, не остановит (на курсах остановили бы оплаченные вперед занятия);

6. самостоятельные занятия отнимают больше времени и сил, чем сравнительно «беззаботные» походы на курсы;

7. хорошего учителя не заменит даже самый лучший учебник.

1.4. Как оценить свой уровень владения языком?

Прежде чем приступать к самостоятельной работе нужно обязательно оценить свой уровень владения языком. Это важно и для выбора учебных пособий, и для выработки определенного режима занятий. Первый способ – воспользоваться специальной шкалой, пример которой мы поместили в этом разделе. Она дает вам возможность оценить ваши знания по общепринятой международной системе уровней, а также сопоставить их с уровнем требований основных международных экзаменов по английскому языку. Главное – быть максимально честным по отношению к себе. Второй способ оценить свой уровень – это купить сборник тестов. Такая книга предложит вам несколько тестов, и, сверив свои результаты с ключами, вы сможете определить, какому уровню соответствуют ваши знания. Главное достоинство этого способа его объективность (если, конечно, тест правильно составлен и вы выполнили его самостоятельно, не подглядывая в ответы). Ну, а недостаток очевиден – таким способом совершенно невозможно оценить свою способность к устному общению. Третий способ – пройти тест в Интернете (некоторые адреса сайтов с тестами мы даем в разделе "Интернет".) Правда, и в этом случае вам не удастся решить проблему оценки уровня вашей разговорной речи, зато этот способ вносит некоторое разнообразие в занятие, да и подглядеть ответы вам при всем желании не удастся. Четвертый способ, если у вас нет ни тестов, ни доступа в Интернет или же вы хотите, чтобы ваши знания оценили специалисты, существует другой способ. Попробуйте найти курсы, предлагающие бесплатное тестирование (до заключения договора на обучение). Тестирование зачастую включает в себя и собеседование, во время которого оценивают уровень ваших навыков при устной речи. Недостатком такого тестирования является то, что его результаты соответствуют уровням, существующим на данных курсах, а они могут и не совпадать с общепринятыми уровнями. Например, количество уровней на курсах может быть и три, и шесть, и десять. Поэтому не исключено, что после такого тестирования вам просто сообщат, что вы можете заниматься в группе, скажем, шестого уровня, а это может соответствовать как уровню Lower Intermediate, так и Intermediate или Upper Intermediate по общепринятой шкале. Тем не менее, зная, сколько всего уровней на курсах, вы хотя бы приблизительно сможете понять, какими языковыми знаниями вы владеете на данный момент. Для поиска курсов, которые проводят бесплатное тестирование, можете воспользоваться нашей базой данных. И, наконец , если вы считает, что уже достаточно хорошо знаете язык и готовы рискнуть несколькими десятками долларов, советуем попробовать сдать один из международный экзаменов.

1.5. Уровни владения английским языком

ABSOLUTE
BEGINNER

("Нулевой" уровень)

Вы знаете отдельные английские слова

BEGINNER
(Элементарный, или базовый уровень, может также называться Basic)

Вы немного говорите и понимаете отдельные слова и фразы, но не знакомы с грамматикой

ELEMENTARY
(Начальный уровень)

Ваша способность говорить и воспринимать речь вполне достаточна для большинства бытовых ситуаций (покупки, заказ еды в ресторане и т.д.), но вы не способны поддерживать беседу

LOWER
INTERMEDIATE

(Уровень "ниже среднего")

Вы неплохо говорите и понимаете по-английски, но часто сталкиваетесь с тем, что не можете сказать всего, что хотите

INTERMEDIATE
(Средний уровень)

Вы говорите и понимаете по-английски, но делаете массу мелких ошибок и не можете говорить быстро. Письменные задания вызывают у вас затруднения

UPPER
INTERMEDIATE

(Уровень "выше среднего")

Вы говорите и пишете по-английски практически без ошибок, но вам не хватает словарного запаса, что часто замедляет вашу речь. Вам все еще нелегко даются письменные задания

LOWER
ADVANCED

("Полупродвинутый» уровень)

Ваше владение английским достаточно для того, чтобы читать и обучаться на английском, но вы все еще делаете ошибки в сложных и специальных идиоматических структурах и говорите с акцентом

ADVANCED
(Продвинутый уровень)

Вас трудно отличить от носителя языка, но вас выдает клишированность речи – недостаточное владение фразеологизмами и прочими устойчивыми выражениями

FULLY
PROFICIENT

(Высокий уровень владения языком)

Вас практически невозможно отличить от носителя языка

2. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ТЕМ, КТО ИЗУЧАЕТ ЯЗЫК САМОСТОЯТЕЛЬНО

2.1. Где заниматься?

О месте ваших занятий. Здесь можно опровергнуть народную мудрость "Дома и стены помогают". Самостоятельным занятиям языком родные стены часто мешают. Если вы когда-нибудь учили что-либо дома, вы знаете, как сильно порой подмывает встать из-за стола, пересесть на диван или пойти попить чайку и посмотреть телевизор. Да мало ли какие еще соблазны есть дома! Куда продуктивнее заниматься в библиотеке. Во-первых, потратив время, чтобы туда поехать, вы не захотите его попусту терять. Во-вторых, там нет ничего, что могло бы отвлечь вас от занятий языком – вся атмосфера в библиотеке располагает к работе: к вашим услугам тихие светлые залы, под рукой практически любая художественная, справочная и учебная литература, периодика, лингафонные залы и даже Интернет.

2.2. Как запоминать слова?

Во-первых, необходимо запоминать не только значение слова, но и как оно правильно произносится. Английский язык богат разного рода омонимами, словами, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному (омографы) и наоборот (омофоны). Чтобы не ошибиться в произношении, обязательно читайте слово в транскрипции. Во-вторых, слово надо обязательно написать, и лучше несколько раз. Непременно заведите тетрадь, в которую будете записывать новые слова с переводом. В-третьих, не ставьте перед собой цель заучивать в день сразу несколько десятков слов. Лучше выбрать 5 – 10 слов, но уж действительно постараться их запомнить. В-четвертых, время от времени просматривайте в своем словарике слова, которые вы записали неделю или месяц назад. Иначе вы их легко забудете. И, наконец, самый верный способ запомнить новые слова – это стараться по возможности чаще употреблять их как на письме, так и в разговоре. Начинающие, особенно дети, очень хорошо запоминают слова, используя карточки или стикеры (наклейки).

2.3. Как работать над произношением?

Главное, вы должны понимать, что фонетика является такой же неотъемлемой и важной частью языка, как грамматика и лексика, и относиться к ней надо соответственно. Более того, какими бы красивыми грамматическими оборотами и какой бы изысканной лексикой вы ни пользовались, неправильное произношение может привести к тому, что вас не поймут или поймут неправильно. К тому же, хорошее произношение придает вам уверенность в себе и вызывает уважение, и именно оно производит первое и самое сильное впечатление на собеседника. В вашем учебном пособии для самостоятельной работы, если только это не специализированное пособие, скажем, по грамматике, просто обязан быть подробный фонетический раздел. Правда, если просто прочитать этот раздел даже несколько раз, пользы будет немного. Произношением надо заниматься. Перефразируя народную мудрость, можно сказать: "Лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть". А способов для этого существует несколько.

а) А теперь поломаем язычки. Попробуйте выговорить "На дворе трава, на траве дрова"... Но по - английски !

The Tongue Twisters1

Six sick slick slim sycamore saplings.

A skunk sat on a stump and thunk the stump stunk,
but the stump thunk the skunk stunk.

Peter Piper picked a peck of pickled peppers.
Did Peter Piper pick a peck of pickled peppers?
If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,
where's the peck of pickled peppers Peter Piper picked?

1 Смотри приложение № 1.

б) Аудио и видеокурсы

Первый способ – купить любой аудио – или видеокурс и, слушая речь носителя языка, пытаться ее имитировать. Другой, более эффективный способ – найти специальные учебные пособия по фонетике, в которых вам не просто предлагают имитировать произношение диктора, а объясняют и показывают, как артикулируется (произносится) тот или иной звук. Аудио- или видеокурсы, по которым вы хотите заниматься, должны быть озвучены только носителями языка. Покупая курс, уточните, кто именно начитывает упражнения – англичане, американцы или, например, австралийцы, так как каждый вариант английского имеет свои характерные особенности, в частности это касается произношения. Выбирайте тот вариант, который вам нужен.

в) Обучающие программы на основе видео

Movie Talk. Английский. Интерактивный видеокурс (DVD) .

Для совершенствования восприятия устной речи на слух. В основу курса "Movie Talk. Английский" положен популярный кинофильм "Инспектор Морс. Грехи отцов". В сочетании с возможностями DVD электронные курсы создают оптимальные условия для освоения речи и погружения в языковую среду. Особенности программы: Разные режимы просмотра фильма: полноэкранный, с титрами, с полным текстом. Быстрый поиск кадров по эпизодам, текстам диалогов, ключевым словам. Серия заданий и упражнений на запоминание новой лексики. Словарь часто встречающихся слов. Запись речи ученика и участие в диалогах за выбранных персонажей. Викторина с виртуальным соперником.

English in Action. The Royal Family.

Компьютерный курс английского языка на основе видеоматериалов о жизни британской королевской семьи. Курс включает 2 CD-ROM и предназначен для школьников и взрослых, знающих язык на уровне Intermediate и Upper-Intermediate. К каждому видеофрагменту разработана система упражнений нарасширение словарного запаса, развитие умения понимать речь на слух, грамотно говорить и писать. Визуализация произношения позволит вам наглядно заметить расхождения с образцом и успешно их преодолеть.
2 CD.

1С: Образовательная коллекция. English Platinum 2000.

Мультимедийный комплекс для самостоятельного изучения американского английского языка. Объем учебного материала в курсе достаточен для непрерывных занятий в течение года. Методика разработана специально для компьютерного обучения иностранным языкам, большой объем тщательно подобранного материала и средства контроля создают все предпосылки для изучения языка. Содержит полнометражный фильм My Fair Lady на английском языке, 78 диалоговых уроков, 174 общеобразовательных текста. Раздел "Словарь" содержит 15680 слов, из них 4127 иллюстрировано. Обучение проходит последовательно: запоминание слов, проверка запоминания слов, набор на клавиатуре, отработка произношения. Также содержатся учебные разделы "Грамматика" и "Фонетика".

2.4. Как работать со словарем?

Не торопитесь захлопывать словарь, прочитав первое приведенное в словарной статье значение слова. Это сомнительная экономия времени. Как известно, английские слова многозначны, и одно и то же слово может иметь несколько, а иногда десятки совершенно различных значений, как, например, глаголы put или get (более 100 значений!). И если по смыслу перевод слова не подойдет, вам снова придется открывать словарь. А бывает так, что, запомнив "не то" значение слова, вы можете написать или сказать такое, о чем потом будете жалеть. Поэтому лучше внимательно просмотреть хотя бы несколько первых значений слова и выбрать правильный вариант. А еще лучше проверить это значение по англо-русскому или по английскому словарю (как делают профессионалы). Кстати, словари составлены так, что наиболее часто встречающееся значение слова приводится в словарной статье первым (обычно дается под номером 1), менее часто – под номером 2 и т. д. В конце словарной статьи даются словосочетания, идиомы или поговорки с этим словом, которые тоже неплохо прочитать. Во многих словарях в конце статьи приводятся сведения о том, откуда, из какого языка или какого произведения появилось то или иное слово в английском языке и что оно раньше означало. Иногда эта информация бывает очень даже любопытной. И последнее, но, пожалуй, самое важное (the last but not the least – говорят в таких случаях англичане) Прежде чем начать работу со словарем, обязательно прочитайте вводную статью, которая непременно присутствует во всех серьезных словарях. Особое внимание обратите на список сокращений, используемых в словаре. Не поленитесь просмотреть их почитать к ним разъяснения.

2.5. Как читать книги на языке?

Чтение – один из наиболее интересных и эффективных способов расширения словарного запаса, который к тому же способствует и лучшему пониманию грамматического строя языка. Тем, кто только начинает читать на языке, мы рекомендуем воспользоваться несколькими советами. Обязательно начинайте читать на языке сразу , как только приступили к занятиям – это вам здорово поможет! Сначала купите адаптированную книгу первого уровня, затем по мере совершенствования ваших навыков, переходите на более высокие уровни. Как можно быстрее переходите к чтению литературы в подлиннике. Естественно, это подразумевает утомительную работу со словарем, но это именно тот способ, при котором во многом достигается так называемое "чувство языка", подсознательное понимание его внутренней структуры. Чтобы сделать чтение книги с большим содержанием незнакомых слов менее утомительным, опытные преподаватели советуют поступать следующим образом: читайте каждые три страницы со словарем (т.е. находя в словаре значения всех незнакомых слов), а следующие три страницы – без словаря. Это позволяет отдыхать от постоянного обращения к словарю, не теряя при этом нити повествования.

При чтении литературы на языке необходимо вести свой словарик , в который вы будете выписывать все новые слова. Всегда держите под рукой блокнот, в который в обязательном порядке записывайте новые слова, которые вы посмотрели в словаре. Если какое-то слово непонятно, не следует его тут же искать в словаре. Постарайтесь догадаться о его значении из контекста, ведь главное, особенно для начинающих, понять смысл прочитанного. Причем не всегда удается угадать значение слова с первого раза, но не переживайте, иногда слово "раскрывается" при второй или третьей встрече. Другое дело, если слово является ключевым для понимания смысла или встречается часто, а вы его не понимаете – тут словарь просто необходим. Читая в транспорте, не ленитесь выписывать в блокнот незнакомые слова, а придя домой, обязательно их посмотрите. И хорошо бы время от времени просматривать свой словарик.

Любимые книги читаем в оригинале.

1С: Познавательная коллекция. Алиса в Стране Чудес и Зазеркалье.
Прочитать эти компьютерные книги в оригинале не составит труда: достаточно указать "мышкой" на незнакомое слово – появится "всплывающий" словарик. Все трудные для понимания фразы прокомментированы. Про приключения Алисы можно не только прочитать, но и послушать: английский актер Джим Донохер читает обе сказки от начала до конца – 7 часов прекрасной английской речи. Переводить художественный текст – занятие непростое. Особенно если он написан таким мастером игры слов и парадоксов как Льюис Кэрролл. В этой программе вы сможете познакомиться с блестящими переводами и пересказами Б. Заходера, В. Набокова, Б. Балтера, В. Орла, В. Азова и Л. Яхнина и сравнить их с оригиналом и друг с другом. Многочисленные иллюстрации, некоторые из которых анимированы, фрагменты из мультфильма и редкие фотографии доставят удовольствие маленьким и взрослым любителям творчества Кэрролла (комплект: два компакт диска).

Англоязычная библиотека.

Библиотека включает неадаптированные произведения на английском языке и переводы на английский произведений известных авторов. 644 произведения, интерактивный англо-русский словарь, работающий внутри текстов. Современная многооконная оболочка позволяет: 1. Легко и удобно, без напряжения глаз читать тексты. 2. Переключаться на режим "крупный шрифт". 3. Копировать текст через clipboard. 4. Печатать выбранный текст. 5. Вызывать из любого текста встроенный англо-русский словарь. 6. Используя поисковую систему, быстро и легко находить текст по названию, слову или фразе.

2.6. Интернет для учебы самостоятельно

Эта глобальная компьютерная сеть может оказаться очень солидным подспорьем в ваших самостоятельных занятиях. Во-первых, в Интернет вы можете найти практически любые справочные материалы по языку: словари, справочники по грамматике, фонетике, лексике. Во-вторых, существует множество сайтов, где даются разного рода on-line уроки, упражнения, тесты. Кроме того, за небольшую плату (от 20$ за полгода) вы будете иметь возможность зарегистрироваться на курсах дистанционного обучения, которые имеются при многих зарубежных языковых школах. Вы получите доступ к учебным материалам и ваши уроки будут проверять квалифицированные преподаватели. В третьих, в Интернет можно просто развлечься: решать английские кроссворды, отгадывать puzzles, читать англоязычные журналы, книги, прессу, сценарии фильмов, тексты песен и много другое.

2.7. Сайты On line тестов2

Тест на www.reward.ru - Тест на определение уровня знаний языка для REWARD InterN@tive разработан для того чтобы помочь вам выбрать уровень курса, с которого следует начинать. Тест состоит из двух секций: грамматической и словарной. У вас есть 95 минут для прохождения теста.

Тест на www.bkc.ru – Тест включает в себя вопросы и предлагает 4 варианта ответа на каждый вопрос. Вам нужно выбрать один из предложенных вариантов и перейти к следующему вопросу. На прохождение теста Вам дается 45 минут.

Тест на www.lingua.ru – Если Вы хотите узнать свой уровень владения английским языком по международной системе уровней, ответьте на вопросы теста. Всего надо ответить на 50 вопросов.

2 Смотри приложение № 2.

3. ПЕСНЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Музыка, а именно песня на иностранном языке имеет большие возможности для реализации учебно-воспитательных задач на уроках Английского языка. Важная роль заключается именно в методически правильном отборе песенного материала и методике его использования. Для исследования этого вопроса мы специально выбрали два этапа обучения – начальный и средний, так как использование иноязычной песни в процессе обучения Английскому языку способствует:

· совершенствованию навыков произношения;

· позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации;

· углубляет знания по Английскому языку;

· развивает навыки и умения чтения и аудирования;

· стимулирует монологическое и диалогическое высказывание;

· развивает как подготовленную, так и спонтанную речь.

Более того, песня вносит в процесс изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения. Благодаря песне создается возможность разнообразить и деятельность преподавателя на уроках Английского посредством использования форм работы в различных режимах: ”учитель-ученик”, ”учитель-класс” и других. Несмотря на все преимущества использования песни, как способа обучения Английскому языку, учебники для начального и среднего этапов обучения не содержат достаточно песенного материала. Единственный учебник для средней школы “Happy English” под редакцией Т.Б.Клементьевой и Б.Монк включает в себя ряд песен, сопровождающихся яркими иллюстрациями, например “ABCDE” или “Ten green bottles” и другие.

3.1. Песни для начального и среднего этапа обучения3

Проблема использования песен на начальном и среднем этапах обучения может быть решена посредством специального отбора песенного материала, соответствующего возрастным особенностям учащихся, который бы дополнялся содержанием учебных пособий. Песенный материал должен соответствовать следующим критериям отбора:

· критерий актуальности;

· критерий языковой ценности;

· критерий лингвострановедческой ценности;

· критерий учета интересов учащихся соответствующей возрастной группы;

· критерий информативности текста.

Песня же, ввиду ее специфики, требует особого подхода к разработке форм и методов работы с ней. Для того, чтобы песня стала частью процесс обучения необходимо использовать нетрадиционные, ранее не имевшие места способы обучения. Для реализации практических целей обучения формам и методам работы с песней следует придать ярко выраженную коммуникативную направленность, разработать систему упражнений на основе песенного текста, при прослушивании акцентировать внимание на использование графической опоры-текста песни, подготовить ряд вопросов и ситуаций, кроссвордов и ребусов по содержанию песни. В ходе исследования нами была предпринята попытка разработки приемов и методов работы с песней на начальном и среднем этапе обучения. В результате анализа песенного материала было выделено 75 песен, соответствующих вышеуказанным критериям отбора песенного материала. Выделенные песни мы сгруппировали следующим образом:

· Песни - игры : Where is Mary? Over in the Meadow; Stand up and Look; This is the Way; Happy Birthday и другие.

· Песни - инсценировки : Old Mac Donald had a Farm; The Tree in the Wood; The Snail; Wiggley Woo; The Bear went over the Mountain; How Sweet to be a Cloud; If You are Happy и другие.

· Песни - упражнения для работы с фонетическим и лексическим материалом : Leaves; Snowflakes; Spring; Mother’s Day; A Little Teapot; Ten Little Chickens; A Fish Story; What do you do?

· Песни со страноведческой информацией: Auld Lang Syne; Do You Speak English? Cindy.

· Песни , раскрывающие взаимоотношения между людьми : My Bonnie; Cindy; Let Us Dance Together.

· Песни фонетическая зарядка : Goosey, Goosey Gander; Hickory Dickory Dock; Yankee Doodle; Mother’s Day; Snowflakes; Leaves; Spring is Coming.

3 См приложение № 3.

3.2. Песни как психологическая разрядка

Песни – психологическая разрядка (необходимо использовать в паузах между выполнением того или иного задания на уроках Английского языка). Данный песенный материал может работать в качестве стихотворений на фоне некоторого музыкального сопровождения. В этой группе мы выделили следующие песенки: Hot Cross Buns, Everybody wash Your Hands, This Is the Way The Lady’s Ride, Clap Your hands и другие.

Clap Your hands

Clap, clap, clap your hands

Clap your hands together

Stamp, stamp, stamp your feet

Stamp your feet together

Spin ,spin, spin around

Spin around together

Dance, dance, dance your dance

Dance your dance together

Everybody wash your hands

Everybody wash your hands

Everybody wash your face

Everybody wash your ears

Everybody wash your tummies

Everybody wash your heels

Everybody wash your big thumb

Everybody wash your big toes

Everybody wash your everything

3.3. Песни, рассчитанные на работу с грамматическим и лексическим материалом

Следующий перечень песен рассчитан на работу с грамматическим и лексическим материалом разного характера. Наряду с названием песни мы также будем указывать практическую задачу использования ее в учебном процессе.

а) Совершенствование навыков счета на Английском языке.

A Fish Story

One, two, three. Four, five

I caught a fish alive

Six, seven, eight, nine, ten

I let it go again

Why did I let it go?
Because it bite my finger so

Which finger did it bite?

The little on eon the right

б) Закрепление лексических единиц, обозначающих цвет.

Color Game

I see something yellow

Yellow, yellow

I see something yellow

Guess what it can be?

/ red, white, black, green ,ect/

в) Совершенствование навыков монологического высказывания о своем рабочем дне.

What Do You Do?

What do you do at 7?

What do you do at 7 in the morning?

I get up

What do you do at 8?

What do you do at 8 in the morning?

I have my breakfast

(можно дополнить текст по своему усмотрению)

г) Закрепление лексики по теме “My School”

Together

Together, together

Together every day

Together, together

We work and we play

Together ,together

We read our books each day

Together, together

We work and we play

Together ,together

We write some words each day

Together ,together

We work and we play

д) Закрепление лексики на тему " Culture

Helping Mother

Help your mother sat the table

With a knife and fork and spoon

Help your mother sat the table

Every afternoon

Help your mother clear the table

Take a knife and fork and spoon

Help your mother clear the table

Morning ,night and noon

е ) Закрепление лексических единиц по теме Humane Body

Alloutte

Alloutte, little Alloutte

Alloutte, play with me

Put your finger on your head

Put your finger on your head

Don’t forget Alloutte

Put your finger on your nose

Put your finger on your nose

On your nose

On your nose

Don’t forget Alloutte

Put your finger on your mouth

Put your finger on your mouth

On your nose

On your head

Don’t forget Alloutte

Put your finger on your chin

Put your finger on your chin

On your chin

On your nose

On your head

Don’t forget Alloutte!

ж) Закрепление модального глагола Can и лексических единиц, обозначающих части тела

My Eyes Can See

My eyes can see

My ears can hear

My nose can smell

My mouth can talk

My head can nod

My arms can hold

My legs can walk

And walk and walk

Your ears can hear

Your eyes can see

Your nose can smell

Your mouth can talk

Your head can nod

Your arms can hold

Your legs can walk

And walk and walk

з ) Грамматические конструкции How Much, How Many

How Many Seconds

How many seconds in a minute?

Sixty and no more in it

How many hours in a day?

24 for walk and play

How many months in a year?
12 the calendar makes clear

4. ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

Компьютерные программы – такой же доступный метод изучения иностранного языка самостоятельно, как и все вышеперечисленные. Мы исследовали множество образовательных компьютерных программ и выделили наиболее эффективные, на наш взгляд, способствующие продуктивному и интересному изучения иностранного языка.

4.1. Обучающие программы общего характера3

1С: Образовательная коллекция. Oxford Platinum.

Продукт содержит раздел "Диалог" (144 урока с ситуациями из жизни), слайд-фильм, иллюстрированный и озвученный словарь (более 15000 слов), разделы "Грамматика" и "Фонетика".

Bridge To English / Doki English .

Doki – это мультипликационный мир, где в игровой форме вы учитесь говорить на иностранном языке. Игры подходят для любого возраста. Они просты в использовании, занимательны и эффективны. Вы заходите в магазины, отели и кафе города Doki и учите иностранный язык, как будто вы находитесь за границей. Уровни 1 и 2 дают вам базовый набор слов и фраз, а также развивают навыки общения. Каждый диск содержит как компьютерные данные, так и звуковые дорожки, которые можно прослушать на любом проигрывателе музыкальных компакт-дисков. Благодаря этому вы получаете возможность заниматься не только за компьютером, но и в автомобиле, метро, во время прогулки или на пляже. 2 CD.

3 Смотри приложение № 3.

4.2. Для школьников – помощь в прохождении школьной программы, подготовка к экзаменам4

Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия
Для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. Продукт минимума содержания основного образования Российской Федерации. 37 тем по программе школьного курса. 1000 тестов по курсу. 140 аудио-фрагментов. 13 таблиц. 4 режима тестирования (свободный тренинг, свободный экзамен, тренинг по ЕГЭ, ЕГЭ). 3 уровня сложности. Типовые конструкции тестовых заданий. Вопросы, вызывающие наибольшую сложность. Более 100 справочных статей. 4 Смотри приложение № 4.

5. ИНТЕРНЕТ-ИССЛЕДОВАНИЕ

Мы провели Интернет-исследование. Период опроса составлял 4 месяца: октябрь, ноябрь, декабрь, январь. В результате ответили 632 человека. Проводя опрос, к нашему удивлению, выяснилось, что в настоящее время изучение иностранных языков стало наиболее актуально в Сибири и на Востоке страны. На наш взгляд, это связано с тем, что Европейская часть России уже давно приобщилась к мировым тенденциям в изучении иностранных языков, так как Европейские страны граничат рядом с нашей страной, и россиянам хочется обмениваться информацией, общаться и работать. Сибирь и Восток сейчас начали активно развиваться, так как появились большие возможности расширения экономических и культурных связей людей с ближайшими соседями.

На вопрос: Какой язык вы бы хотели изучать?

Более 80% опрошенных ответили, что английский, так как он интернациональный язык; 13%-французский, 2%-испанский и 2%-немецкий.

Также было предложено 6 вопросов на тему самостоятельного изучения иностранного языка.

Вопросы

Да

Нет

Не задум.

1.Есть ли желание изучать иностранный язык самостоятельно?

2.Есть ли возможность изучать иностранный язык самостоятельно?

3.Изучаете ли вы иностранные языки самостоятельно?

Как долго?

>1 года.

>2-хлет.

>3-х лет.

4.Какие дополнительные дидактические материалы вы используете при изучении иностранного языка?

Только книги.

Журналы и газеты.

Аудио материалы.

Медиа – материалы.

Интернет.

5.Повысился ли интерес к изучению иностранных языков?

81%

92%

45%

11%

26%

8%

8%

10%

92%

40%

3%

100%

3%

2%

55%

16%

6%

Мы опросили около 80 человек, учащихся в нашей школе. С 8 по 11 класс.

Вопросы

Да

Нет

Не задум.

1.Есть ли желание изучать иностранный язык самостоятельно?

2.Есть ли возможность изучать иностранный язык самостоятельно?

3.Изучаете ли вы иностранные языки самостоятельно?

Как долго?

>1 года.

>2-х лет.

>3-х лет.

4.Какие дополнительные дидактические материалы вы используете при изучении иностранного языка?

Только книги.

Журналы и газеты.

Аудио материалы.

Медиа – материалы.

Интернет.

5.Повысился ли интерес к изучению иностранных языков?

75%

100%

12%

56%

32%

12%

0%

0%

82%

20%

0%

100%

3%

22%

Проводя опрос в нашей гимназии, мы сделали вывод, что большинство учеников с 8 по 11 классы совершенствуют знания в изучении иностранных языков с помощью аудиокассет-82%. Так как, используя аудиокассеты, формируется орфоэпическая память; свое произношение сравниваешь с произношением носителей иностранного языка. К газетам, журналам и книгам обучающиеся не обращаются, так как у большинства нет возможности приобрести их, да и занимает это довольно много времени. Компьютеры есть в каждой семье, в связи с этим еще один путь изучения иностранных языков – медиа-материалы, к которому обращаются 20% учеников гимназии. Дополнением к компьютеру является Интернет, но, к сожалению, не каждый может позволить себе такое дорогостоящее обучение.

Заключение

Данная работа научила нас свободно ориентироваться в методиках самостоятельного изучения иностранного языка. Мы выяснили, что иностранный язык вполне возможно изучить самостоятельно, если воспользоваться помощью профессиональных рекомендаций и подходящими материалами. В ходе исследования были выявлены различные источники информационного материала (книги, аудио- и видеозаписи, специализированная литература, как то журналы и газеты, а также компьютерные программы). Следует отметить, что в изучении иностранного языка самостоятельно, как и в любом деле, большую роль играет человеческий фактор. Ведь не секрет, что многие люди, обладающие силой воли, терпением, усидчивостью, и будучи людьми вполне способными успешно выучить все, что угодно, часто бросают самостоятельные языковые занятия.

Работая над программой мы окунулись в разнообразие приемов изучения иностранных языков, которые интересны и близки и детям и взрослым. Современные средства обучения помогают разнообразить упражнения и усилить сознательный подход к изучению, что особенно важно при самостоятельном работе.

Возможности изученных материалов гораздо больше, чем обычная языковая практика. Они дают возможность развития лингвистического и образовательного уровня, создают великолепные условия восприятия речи на слух. Большинство материалов делают акцент как на структурную и функциональную сторону языка.

Как известно, безупречных учебников не бывает, но имея большой выбор УМК, аудио-видео материалов, мультимедийных разработок по иностранным языкам, зная пути-дорожки к образовательным лингвистическим сайтам можно легко создать собственную траекторию самообразовательного процесса.

Главное – иметь серьезный и осознанный мотив.

Список литературы

1. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. – М: Высш. шк. Амскорт интернэшнл, 1991.

2. Byram М. Teaching-and -Learning Language-and -Culture. – Clevedon: MULTI LINGUAL MATTERS LTD, 1994.

3. Byram M. Teaching Foreign Languages for Intercultural Competence//
Культуроведческие аспекты языкового образования. Сборник научных трудов. – М.: Euroschool, 1998.

4. Identity, Culture and Language Teaching. Ed.by P.Sysoeyv. – Tambov:

Centre for Russian, East European and Eurasian Studies. University of Yowa,

Tambov State University, 2002.

5. Young People Facing Differences /M.Byram, G.Zarate. – Strasbourg: Council of Europe Publishing, 1995. 22. Английский язык. Учеб. Для X – XI кл. шк. с углубл. изуч. Англ. яз.: Ч. 1 / В.В. Сафонова, И.II. Твердохлебова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1997.

6. Английский язык. Учеб. Для X – XI кл. с углубл. изуч. Англ. яз. Ч. 2

В.В. Сафонова, И.П. Твердохлебова, Е.Н. Соловова и др. – 2-е изд. – M.:

Просвещение, 1997.

7. Английский язык. Учеб. Для X – XI кл. общеобразоват. шк./ В.П.Кузовлев и др. М.: Просвещение, 2003.

8. Modern Languages in My Life: Self-Educational Kit. – M.: Euroschool, 2001.

9. Safonova V.V., Smirnova E.V. British Literature and Culture. Часть 1 – C-П.: IIитep Паблишинг, 1997.

10. Oxford Guide to British and American Culture For Learners of English. – Oxford, New York: OUP, 2000.

Приложения