Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

ы по всем пропущенным семинарским занятиям

 

             

ы по всем пропущенным семинарским занятиям

УТВЕРЖДЕНО

на заседания кафедры

культурологии и литературы

протокол № 4 от 28.12.2009г.

зав. кафедрой В.П. Океанский

Правила рейтинговой системы оценивания результатов обучения

студентов историко-филологического факультета по специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью 050403.65 Культурология по курсу Мировая художественная культура на 2 сем. 2009/2010 уч. г.

Вид работы

Количество баллов

Текущий контроль 1 (устный ответ на к/в к темам 1-15)-15х3 балла

45

Текущий контроль 2 ( тесты по темам 3-8 и 16-20, коллоквиум по иллюстрациям) 3х5 баллов

15

Премиальные баллы:

Активность на занятиях (дополнения, уточнения, исправления устного ответа товарища, участие в дискуссии, контрольном опросе) 15х2 балла

30

Контроль самостоятельной работы ( + эл.презентация)

10

Итого

100

Штрафы:

ы по всем пропущенным семинарским занятиям

45

Итоговый контроль (экзамен)

30

Рейтинговая оценка по дисциплине

максимум 100 баллов

кандидат филологических наук, доцент Н.П. Крохина

Памятка студенту для изучения курса по выбору « Мировая художественная культура» для специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью 050403.65 Культурология (по рейтинговой системе)

Курс предметной подготовки федерального компонента «Мировая художественная культура» читается во втором семестре и вводит будущих преподавателей мировой художественной культуры в историю мирового и отечественного искусства. Цель курса – изучение основных этапов развития мировой художественной культуры.

В данной памятке содержится информация, которая Вам необходима для освоения дисциплины, проверки качества знаний и получения конкретных результатов обучения (тематическое содержание курса, планы практических занятий со списком литературы, задания для самостоятельной работы, правила рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов).

Оценивание результатов обучения студентов осуществляется в соответствии с правилами рейтинговой системы (Приложение 1).

По правилам рейтинговой системы по текущей работе в течение семестра Вы можете набрать максимально 100 баллов. Каждый вид учебной деятельности оценивается определенным количеством баллом.

Виды работ и критерии их оценки:

(1) Текущий контроль 1 (ТК 1) – 1-3 балла за ответы на контрольные вопросы по изучаемым темам (практическое задание к семинарам и коллоквиумам); 3 балла – за свободный, полный ответ, 2 – ответ в необходимом объёме, 1 – участие в опросе.

(2) Текущий контроль 2 (ТК 2) – тесты по темам 3-8 и 16-20 , коллоквиум по иллюстрациям. 5 баллов – за неправильные ответы на 1-7 вопросов, 4 баллов – на 8-14 вопросов, 3 балла – на 15-18 вопросов, 1 балл – на 19-21 вопроса, 0 – более.

(3) Контроль самостоятельной работы (КСР) – + электронная презентация по теме. 5-3 баллов – , 5-3 баллов - электронная презентация. (Отл., хор., уд.).

(4) Назначаются премиальные баллы – за активную работу на занятиях 2 балла (дополнения, уточнения, исправления устного ответа товарища, участие в дискуссии и контрольном опросе).

Таким образом, на каждом семинаре можно заработать максимум 5 баллов.

(5) Назначаются штрафы – ы по всем пропущенным семинарским занятиям, которые оцениваются, как и устные ответы (3 балла х 15 работ).

Изучение курса завершается экзаменом, который может быть получен за активную текущую работу.

Информация для самоконтроля:

Соответствие рейтинговых баллов и академической оценки

Общее количество набранных баллов

Академическая оценка

85-100

5 (отлично)

71-84

4 (хорошо)

51-70

3 (удовлетворительно)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса «Мировая художественная культура» для специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью 050403.65 Культурология

2 семестр, дневная форма обучения

Название темы, раздела

Количество часов

Всего аудит.

Лекции

Семи

нары

Сам. работа

1-2.

Раздел I . Эстетическая специфика искусства.

Искусство как форма культуры. Сущность и специфика искусства. Художественные стили и направления

2

2

2

3.

Виды искусства

4

2

2

2

4.

Раздел II . Древние и традиционные формы искусства

Художественный синкретизм первобытного искусства

2

2

2

5.

Искусство Древнего Египта и Месопотамии

4

2

2

2

6.

Искусство Индии

2

2

2

7.

Искусство Китая

2

2

2

8.

Искусство Японии

4

2

2

2

9.

Исламское искусство

4

2

2

2

10.

Раздел III . Античное искусство

Искусство Древней Греции эпохи архаики

2

2

2

11.

Искусство Древней Греции эпохи классики

4

2

2

2

12.

Эллинистическое искусство

2

2

2

13.

Искусство Древнего Рима

4

2

2

2

14.

Раздел IV . Средневековое искусство

Романское и готическое искусство западноевропейского средневековья

4

2

2

4

15.

Византийская художественная система

2

2

2

16.

Древнерусское искусство X- XIII вв. Киевская, Новгородская, Владимиро-Суздальская школы

4

2

2

2

17-18.

Искусство Московской Руси XIV-XV в. Московская художественная школа. Искусство Московской Руси XVI-XVII в.

4

2

2

4

19.

Раздел V . Искусство Нового времени.

Искусство Итальянского Возрождения. Проторенессанс, раннее Возрождение

2

2

2

20-21.

Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Венецианская школа. Позднее Возрождение. Маньеризм

6

4

2

4

22.

Искусство Северного Возрождения

4

2

2

2

23-

26.

Барокко и реализм в искусстве XVII-XVIII в. Итальянская, фламандская, голландская, испанская школы

8

4

4

4

27-

29.

Классицизм в искусстве XVII-XVIII в. Стиль рококо в художественной культуре XVIII в. Искусство эпохи Просвещения: стили, направления. Французское, английское, испанское искусство

4

2

2

2

30-31.

Русская художественная культура XVIII в.

4

2

2

2

32-

34.

Западноевропейское искусство XIX в. Классицизм,

романтизм, реализм в искусстве

2

2

2

35-36.

Русское искусство XIX века

4

2

2

4

Итого:

84

50

34

58

Всего:

142

Содержание занятий, дифференцированных по видам работы

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I . Эстетическая специфика искусства.

Тема 1-2. Искусство как форма культуры. Сущность и специфика искусства. Художественные стили и направления.

Соотношение понятий «искусство» и «художественная культура». Культура как имя, культ, искусство. Науки, изучающие художественную культуру и искусство.

Сущность и специфика искусства. Основные понятия: образ, символ, знак, архетип, аллегория. Онтологический, метафизический, архетипический смысл искусства.

Миф и символ в системе искусства. Типы художественной символики.

Вопрос о сущности и специфике искусства в историческом освещении: античные, средневековые, ренессансные, просветительские представления об искусстве, понимание искусства в эпоху барокко и классицизма, немецкая классическая эстетика об искусстве, романтические и современные представления об искусстве.

Функции искусства. Полифункциональность искусства. Древние функции искусства. Социокультурные функции: классические (эстетическая. воспитательная, познавательная) и современные (творческая, витальная, экзистенциальная, онтологическая). Религиозаместительные функции: компенсаторная, суггестивная, профетическая.

Основные эстетические категории. Эстетическое и художественное. Прекрасное в его историческом движении. Возвышенное, низменное. Эстетика безобразного. Исторические типы трагического: античный трагизм (героический и дионисийский), христианско-экзистенциальный и эсхатологический трагизм, барочный, романтический трагизм. Модернистский пантрагизм.

Комическое и смешное. Народная смеховая культура. Гротескный тип образности.

Понятия «стиль», «канон», «художественный метод», «художественное направление», «художественное течение», школа. Типы художественного сознания: классика и авангард, аполлоновское и дионисийское искусство, классическое и гротескное искусство, реализм в искусстве.

Три эпохи в истории художественного сознания: мифопоэтическая, нормативно-риторическая, современная.

Основные художественные стили в истории европейского искусства: классический, романский, готика, классический ренессансный стиль, маньеризм, барокко, классицизм, рококо, ампир, модерн.

Основные направления в истории европейского искусства XVIII-XX веков: сентиментализм, предромантизм, романтизм, реализм, натурализм, модернизм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, акмеизм.

Основные направления авангардного искусства: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, конструктивизм.

Основные направления постмодернизма: поп-арт, оп-арт, соц-арт, концептуализм, гиперреализм, минимализм.

Тема 2-3. Виды искусства.

Принципы классификации видов искусства, видовое разнообразие. Эстетические и семантические особенности архитектуры, декоративного, декоративно-прикладного искусства.

Архитектура как вид искусства. Место в истории стилей.

Декоративное искусство. Виды. Дизайн.

Декоративно-прикладное искусство. Виды.

Изобразительное искусство, виды.

Скульптура: своеобразие, виды по содержанию и технике, жанры.

Живопись: виды по назначению и технике, жанры, стили. Монументальная, станковая живопись, миниатюра.

Графика: рисунок и печатная графика. Гравюра, виды (офорт, ксилография), литография, эстамп.

Музыка, выразительные средства. Античные, средневековые, романтические представления о музыке. Европейская инструментальная музыка, полифония. Симфония. Опера, оперетта. Эстрадная музыка, поп-музыка, джаз. Рок-музыка, эстетика рок-культуры.

Театр как вид искусства. Специфика, виды и жанры. Танец, балет. Киноискусство, виды и жанры. Эпохи истории кино. Крупные центры и мастера киноискусства. Телевидение.

Раздел II . Древние и традиционные формы искусства.

Тема 4. Художественный синкретизм первобытного искусства.

Синкретическая целостность первобытного искусства. Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

Проблема происхождения искусства. Основные эпохи и черты первобытного искусства. Изобразительное искусство палеолита. Пещерная живопись. Первобытный реализм. Культ зверя. Пещера Ласко, Альтамира, Капова пещера. Палеолитические Венеры.

Искусство неолита. Керамика. Искусство эпохи бронзы и железа. Мегалитическая архитектура. Тайны скифских курганов. Звериный стиль.

Миф и искусство. Основные мифологические темы и мотивы: тотемические, календарные, космогонические, героические, эсхатологические мифы. Эволюция мифа: архаическая, классическая, эсхатологическая.

Тема 5. Искусство Древнего Египта и Месопотамии

Религиозно-эстетическая основа, важнейшие черты древнеегипетского искусства: религиозно-магическая направленность, эзотеризм и сакральность, связь с заупокойным культом и культом фараона, каноничность, монументальность. Периодизация.

Архитектура: пирамиды, гробницы, храмы. Описание египетского храма и его символика.

Египетский скульптурный портрет. Магический реализм, культовое назначение, канон, шедевры, эволюция. Канон изображения человека в рельефах и росписях. Амарнское искусство. Фаюмский портрет. Декоративно-прикладное искусство. Влияние египетской художественной традиции на античное искусство.

Искусство Месопотамии. Архитектура Вавилона и Ниневии. Ассирийские рельефы.

Тема 6. Искусство Индии.

Религии Индии и их влияние на индийское искусство. Основные эпохи искусства Индии.

Архитектура. Основные буддийские сооружения (ступы, стамбхи, пещерные храмы). Индийские храмы как синтез искусств. Буддийская и индуистская скульптура. Храмы Аджанты и Эллоры. Северная и южная архитектура. Памятники исламского искусства.

Ведийская литература. «Махабхарата» и «Рамаяна» как героико-дидактический эпос.

Театр, танец, музыка, декоративно-прикладное искусство.

Тема 7. Искусство Китая.

Историческое своеобразие и эпохи китайского искусства. Религии Китая и их влияние на художественную культуру. Периодизация.

Конструктивные особенности и декор китайской архитектуры. Великая Китайская стена, буддийские пагоды, пещерные храмы, монастыри.

Китайская живопись как важнейший вид искусства. Жанры: «шань-шуй» (горы-воды), «цветы-птицы», «растения-насекомые», «люди и предметы». Техника китайской живописи. Философско-эстетическое своеобразие и символизм китайской пейзажной живописи. Мастера философского пейзажа: Ван Вэй, Го Си, Ма Юань.

Китайская поэзия. Философско-пейзажная лирика. Театр, музыка. Декоративно-прикладное искусство. Символ и его значение в искусстве Китая.

Тема 8. Искусство Японии.

Религии Японии и их влияние на японскую художественную культуру. Основные эпохи в развитии японского искусства. Важнейшие принципы японской эстетики: аварэ, юген, саби и ваби. Периодизация.

Архитектура, своеобразие. Японский дом как синтез специфических видов японского искусства: чайный павильон, икебана, бонсай, японский сад. Влияние буддизма на живопись и графику. Японская гравюра, школа «укиё-э» (образы быстротекущего мира). К. Хокусай.

Японский театр: Но, Кабуки, дзёрури. Эстетика японского театра.

Японская поэзия. Классические формы танка и хокку-концентрированное выражение японской эстетики.

Влияние японской художественной традиции на современное искусство.

Тема 9. Исламское искусство.

Влияние ислама на искусство арабо-мусульманского мира. Важнейшие центры и регионы исламского искусства: арабское, мавританское, среднеазиатское, иранское искусство.

Исламская архитектура, виды, особенности конструкции и декора. Основные шедевры. Мечети, мавзолеи, Альгамбра.

Восточная миниатюра: каноничность, условность, декоративность. Школы.

Арабская и персидская литература, поэзия.

Декоративно-прикладное искусство: ткани, ковроделие, торевтика, керамика.

Раздел III . Античное искусство.

Тема 10-12. Искусство Древней Греции.

Крито-микенское искусство и его влияние на становление искусства греческого. Гомеровский эпос. Роль мифа в античном искусстве.

Эпоха архаики. Греческая архитектура: понятие и описание ордера, описание греческого храма – конструкции и декор.

Скульптура: куросы и коры. Эволюция вазописи.

Искусство Древней Греции эпохи классики.

Своеобразие классического искусства. Эволюция греческой архитектуры: материалы, виды сооружений. Греческий город. Шедевры греческой классической архитектуры: храм Зевса в Олимпии, Афинский Акрополь - Парфенон, Эрехтейон. Парфенон как символ греческой классической архитектуры, конструкции, декор.

Эволюция древнегреческой скульптуры. Техника и материал. Ранняя классика: Мирон. Зрелая классика: Фидий, Поликлет, канон изображения человека зрелой классики. Поздняя классика: Пракситель, Скопас, Лисипп, канон изображения человека поздней классики.

Возникновение и организация театральных зрелищ. Идейно-эстетическое своеобразие греческой драмы. Великие греческие трагики: Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедия Аристофана.

Эллинистическое искусство.

Эллинистическая архитектура. Градостроительство и шедевры: Галикарнасский мавзолей, Пергамский алтарь Зевса, Александрийский маяк. Скульптура, школы: александрийская, пергамская, родосская. Шедевры: Ника самофракийская, Венера Мелосская, Лаокоон.

Семь чудес света.

Тема 13. Искусство Древнего Рима.

Основные доминанты римского искусства. Сходство и отличие римской художественной культуры от греческой.

Религиозно-мифологическая основа римского искусства. Влияние искусства этрусков.

Особенности архитектуры и градостроительства. Конструктивные принципы. Типы римских архитектурных сооружений. Римский форум, форум Траяна. Колизей, Пантеон, термы Каракаллы, триумфальные арки.

Римский скульптурный портрет (в сравнении с греческой скульптурой).

Классицизм Августа и Адриана.

Римские росписи. Четыре помпейских стиля.

Римский театр. Классика римской литературы.

Раздел IV . Средневековое искусство.

Тема 14. Романское и готическое искусство западноевропейского средневековья.

Основные принципы христианского мировоззрения.

Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Каролингское Возрождение.

Духовное и эстетическое своеобразие средневекового искусства: религиозное искусство, каноничность, спиритуализм, аллегоризм, символизм.

Романский стиль. Романский собор, конструкция, декор.

Готическое искусство - синтез архитектуры, скульптуры, живописи. Готический собор, конструкция, декор. Шедевры готической архитектуры. Сравнение французской готики с немецкой, английской, чешской. Человек в готическом искусстве. Шедевры готической скульптуры.

Средневековый театр, жанры. Народная смеховая культура.

Тема 15. Византийская художественная система.

Эстетические основы византийского искусства: эстетика и мистика света, символика цвета в иконописи. Влияние исихазма на искусство.

Крестово-купольная архитектура, её символика, особенности декора. Храм Софии Константинопольской. Ранняя и поздняя византийская архитектура.

Изобразительное искусство. Техника мозаики. Канон расположения сюжетов в монументальных росписях. Иконопись. Иконография Христа и Богоматери. Шедевры византийского изобразительного искусства.

Своеобразие византийского стиля.

Тема 16-18. Древнерусское искусство X XVII в.в. Киевская, Новгородская, Владимиро-Суздальская, Московская художественные школы.

Язычество на Руси. Славянская мифология. Значение принятия христианства для искусства.

Искусство Киевской Руси. Храм Софии Киевской. Фрески. Причины складывания местных художественных школ.

Демократические тенденции в церковной архитектуре Новгорода. Успенская церковь в ст. Ладоге, церковь Спаса - Нередицы. Особенности фресковой живописи, иконописания.

Монументальное зодчество Владимиро-Суздальской Руси - Успенский, Дмитриевский соборы во Владимире. Церковь Покрова на Нерли. Фресковая живопись, иконопись.

Сюжеты и образы русской иконы. Иконография Христа и Богоматери. Техника иконописи.

Искусство Московской Руси XIV - XV веков .

Архитектура Московского Кремля. Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы. Концепция русского Предвозрождения.

Духовно-эстетическое своеобразие русской иконы. Золотой век иконописи. Сравнение иконописи Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия. «Троица» Рублёва. Иконостас, описание классического иконостаса.

Искусство Московской Руси XVI - XVII в.в .

Формирование русского национального самосознания. Ансамбль Московского Кремля. Становление и развитие шатрового стиля.

Усиление декоративности в архитектуре. Стиль «дивного узорочья». Успенская церковь в Угличе, церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва). Ярославская школа архитектуры: храм Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и др. «Московское барокко» - церковь Покрова в Филях. Деревянное зодчество XVII века.

Иконопись. Строгановская школа иконописи. Принцип «живоподобия» в иконописи Симона Ушакова. Искусство парсуны.

Важнейшие черты русского стиля.

Раздел V . Искусство Нового времени.

Тема 19-21. Искусство Итальянского Возрождения.

Периодизация, различные концепции ренессансной художественной культуры.

Ренессансный гуманизм как основа искусства эпохи Возрождения. Живопись как ведущий вид искусства. Технические завоевания ренессансной живописи.

Проторенессанс, фрески Джотто.

Ранняя ренессансная архитектура: Брунеллески, Альберти.

Рождение ренессансной скульптуры: Донателло, Гиберти.

Своеобразие ренессансной архитектуры и скульптуры.

Художественно-эстетические принципы живописи Кватроченто. Школы Кватроченто и их крупнейшие представители. Флорентийская школа: Мазаччо, Фра Анджелико, Б.Гоццоли, С. Боттичелли.

Художественно–эстетические принципы и центры Высокого Возрождения.

Универсализм Леонардо да Винчи. Человек в изображении Леонардо. «Тайная вечеря», «Джоконда».

Рафаэль. Периоды творчества. Мадонны Рафаэля. Рафаэль – монументалист: Ватиканские станцы. Портреты Рафаэля. Споры о Рафаэле.

Микеланджело - скульптор, живописец, архитектор. Шедевры. Сравнение скульптуры Микеланджело с греческой классической пластикой. Принципы высокого и позднего Возрождения в творчестве Микеланджело.

Эстетические своеобразие Венецианской школы. Джорджоне.

Тициан - глава Венецианской школы: религиозные и античные сюжеты, портреты Тициана, поздний Тициан.

Смена художественных идеалов в маньеризме : Я. Понтормо, Я. Бронзино. Принципы позднего Возрождения в творчестве Микеланджело, Тициана. Живопись П. Веронезе и Тинторетто.

Тема 22. Искусство Северного Возрождения.

Художественно–эстетическое своеобразие Северного Возрождения. Искусство и Реформация.

Золотой век Нидерландской живописи. Творчество Яна ван Эйка. «Гентский алтарь». Мадонны ван Эйка. «Портрет четы Арнольфини».

Рогир ван дер Вейден. Гуго ван дер Гус «Алтарь Портинари».

И. Босх - предшественник сюрреализма. Триптихи «Семь смертных грехов», «Воз сена», «Сады земных наслаждений». Тема греховности мира, человека, мирового зла. Связь Босха с реформационными идеями, со средневековыми традициями. Символика и аллегоризм его творчества.

Питер Брейгель Ст. - жанрово-стилевое своеобразие его живописи, философская основа. Тема неразумия мира - «Битва Поста и Масленицы», Апокалиптическая тема триумфа смерти - «Низвержение ангелов», «Триумф смерти». Тема народной жизни - «Крестьянская свадьба», «Деревенский танец». Пейзажи Брейгеля («Охотники на снегу» и др.)

Немецкое Возрождение А. Дюрер. Вершины творчества: серия гравюр «Апокалипсис» («Четыре всадника» и др.), мастерские гравюры («Св.Иероним», «Меланхолия», «Рыцарь, Смерть и Дьявол»), их символика. Автопортреты Дюрера, диптих «Четыре апостола».

М. Грюневальд – готические традиции.

Мадонны Лукаса Кранаха Ст.

Г. Гольбейн Мл.: графика, живопись – портреты.

Пейзажи А. Альтдольфера.

Тема 23-26. Барокко и реализм в искусстве XVII - XVIII веков. Итальянская, фламандская, голландская, испанская школы.

Споры о барокко. Социокультурная почва барокко. Барокко как стиль и тип художественного сознания. Б. Паскаль о человеке. Барокко как стиль контрастов. Синтез искусств в барокко. Основные черты барочной архитектуры, живописи, скульптуры, музыки. Выдающиеся мастера барокко.

Итальянское искусство XVII - XVIII веков.

Барочная архитектура: Л. Бернини, Ф. Борромини. Площадь собора Св. Петра – самый крупный ансамбль итальянского барокко. Бернини как мастер барочной скульптуры.

Реализм и барокко в живописи. Караваджо и караваджизм. Дж. Креспи. Венецианская школа XVIII в.: Дж. Тьеполо, Ф. Гварди.

Основные черты фламандской школы живописи.

П.П. Рубенс. Жанрово-тематическое своеобразие творчества. Религиозно-мифологическая живопись: «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда» и др. Рубенс - портретист. Парадный барочный портрет, психологический портрет.

А. ван Дейк – портретист.

Своеобразие бытового жанра Я. Йорданса.

Своеобразие фламандского натюрморта: Ф. Снейдерс.

Малые голландцы . Возникновение реалистической бытовой живописи: Ян Стен, Г. Терборх, Делфтская школа: Вермеер Делфтский, Питер де Хох. Голландский натюрморт: В. Хеда, П. Клас.

Пейзажи Я. Рейсдала. Портреты Ф. Халса. Жанровый портрет, групповой портрет.

Творчество Рембрандта. Эволюция творчества художника. Реализм и барочные мотивы. Религиозно-мифологическая живопись и её трансформация: «Жертвоприношение Авраама», «Прощание Давида с Ионафаном», «Даная», «Святое семейство», «Христос в Эммаусе», «Ассур, Аман и Эсфирь», «Возвращение блудного сына». Рембрандт - портретист: «Автопортрет с Саскией», «Флора», портреты стариков, групповые портреты, автопортреты. Человек в изображении Рембрандта.

Своеобразие испанской школы , стили, жанры, мастера.

Эль Греко. Черты барокко и маньеризма в его творчестве.

Х. де Рибера, Ф. Сурбаран, Б. Мурильо. Своеобразие религиозной живописи, жанрового портрета.

Жанрово-стилевое новаторство Д.Веласкеса. Жанр «бодегонес»: «Водонос», «Старая кухарка» и др. Судьба мифологического жанра: «Вакх», «Аполлон в кузнице Вулкана», «Венера перед зеркалом». «Сдача Бреды» - новый подход к историческому жанру. Веласкес - портретист. «Менины», «Пряхи» - их многозначность. Рождение социально-психологического реализма.

Тема 27-29. Классицизм в искусстве XVII - XVIII веков. Стиль рококо в художественной культуре XVIII века. Искусство эпохи Просвещения: стили, направления. Французское, английское, испанское искусство XVIII века.

Основные черты искусства классицизма . Философская основа классицизма. Исторические разновидности стиля. Теория классицизма Н. Буало.

Классицизм во французской архитектуре. Ансамбль Версаля. Классицизм в живописи. Творчество Н. Пуссена. Историко-мифологический жанр: «Танкред и Эрминия», «Царство Флоры», «Аркадские пастухи», «Отдых на пути в Египет». Пейзажи Пуссена и Клода Лоррена.

Театр французского классицизма. Концепция человека. Героическая трагедия П. Корнеля. Своеобразие трагедии Ж. Расина. Мольер как реформатор комедии.

Социокультурная почва и эстетическое своеобразие рокайльного искусства. Рококо - стиль интерьеров в архитектуре, рококо в декоративно-прикладном искусстве (Ж. Боффран). Эротизм и гедонизм, связь с предромантизмом и сентиментализмом, игровая природа рокайльной живописи. Галантный жанр А. Ватто, Ф. Буше.

Концепция человека и искусства в эпоху Просвещения . Своеобразие английского, французского, немецкого Просвещения. Д. Дидро, Г. Лессинг – теоретики просветительского искусства. Эстетическая программа Ф.Шиллера.

Основные художественные направления: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм.

Французское искусство: жанрово - стилевое своеобразие творчества Ж.–Б. Шардена, Ж.-Б. Грёза, Ж.О. Фрагонара, Ж.А. Гудона.

Английское искусство: реализм сатирических серий У. Хогарта. Портретная живопись Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо, стилевое своеобразие.

Творчество Фр. Гойи, новаторство художника. Сцены народной жизни.

Гойя – портретист. Трагический гротеск графики и поздней живописи Гойи.

Тема 30-31. Русское искусство XVIII века.

Культурно-историческое значение реформ Петра I. Связь русского искусства с западноевропейской традицией.

Русское барокко в архитектуре: Р. Трезини, Ф.-Б. Растрелли. Выдающиеся русские портретисты I половины XVIII века: А. Матвеев, И. Никитин, И. Вишняков, А. Антропов, И. Аргунов. Скульптурные портреты К-Б. Растрелли. Классицизм в литературе. Сатиры А. Кантемира, поэзия М.В. Ломоносова, драматургия А. Сумарокова. Создание русского государственного театра. Ф. Волков - «отец» русского театра.

Формирование русского классицизма как художественного стиля в архитектуре. Ранний классицизм, строгий классицизм (Д.Кваренги, Ч.Камерон). Московская школа (В. Баженов, М. Казаков, И. Старов). Скульптура (Ф. Шубин, М.Козловский). Мастера портретной живописи: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.

Своеобразие русского Просвещения: деятельность Н.И. Новикова, творчество Д.И. Фонвизина, А.И. Радищева, Г.Р. Державина.

Тема 32-34. Западноевропейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм, реализм в искусстве

Важнейшие тенденции в художественной культуре XIX века. Ампир в архитектуре. Классицизм в скульптуре: А.Канова, Б.Торвальдсен. Творчество Ж.О.Д.Энгра. Романтическое начало в энгровском классицизме. Энгр - портретист.

Романтизм как тип художественного сознания. Различные подходы к романтизму. Концепция личности и искусства. Романтизм как открытие личности, интерес к «бытию-в-себе». Утверждение единства творчества и жизни. Религиозаместительное понимание искусства. Внутреннее раздвоение романтической личности. Стилевое разнообразие. Основные течения в романтизме: философский, социальный, байронический, гофмановский (гротескно – фантастический), религиозный. Поэтика романтизма.

Романтизм во французской живописи. Т. Жерико «Плот «Медузы». Э. Делакруа. Споры «гомеристов» и «шекспиристов». Жанрово – стилевое разнообразие творчества Делакруа: «Хиосская резня», «Сарданапал», «Свобода, ведущая народ», «Взятие крестоносцами Константинополя» и др. Делакруа – колорист, техническая новизна его живописи.

Немецкая и английская живопись. Романтический пейзаж Пейзажи Ф. Рунге и К. Д. Фридриха. Дж. Тёрнер «Пожар Лондонского парламента», «Дождь, ветер, пар и скорость» - текучий и динамический образ мира.

Поздний романтизм. Прерафаэлиты. Обновление религиозной живописи: Д. Г. Россетти «Благовещение». У. Х. Хант. «Свет мира». Д.Э. Миллес «Иисус в родительском доме», «Офелия». Эрос и Танатос в творчестве Россетти – «певца красавицы – смерти». У. Моррис – реформа художественных ремёсел. Рождение стиля модерн и символизма.

Реализм как творческий метод. Типы реалистического искусства: социально–психологический, гротескный, поэтический, демократический.

Реализм в немецкой живописи. Бидермайер как стиль. М. фон Швинд и др. Реализм А. Менцеля.

Формирование реалистического (национального) пейзажа. Дж Констебл. К. Коро. Барбизонская школа. Рождение пленэрной живописи.

Реализм во французской живописи: Г. Курбе, О. Домье, Ф. Милле.

Тема 35-36. Русское искусство XIX века.

Его социокультурное и стилевое своеобразие.

Русский ампир. Архитектурные ансамбли Петербурга: А. Н. Воронихин, А.Д. Захаров, Тома де Томон, К. Росси, О. Монферран. Скульптура: И.Мартос, П.Клодт.

Русская живопись. Портреты О. Кипренского, В. Тропинина. Пейзажи С. Щедрина. Народный бытовой жанр – А.Г. Венецианов и его школа. Романтизированный академизм К. Брюллова. Критический реализм П. Федотова. Обновление религиозной живописи: А. Иванов.

Основные социокультурные и стилевые закономерности вт.пол. века.

Архитектура: эклектика, русский стиль – К. Тон и др. Скульптура: П.Антокольский.

Движение Передвижников: идейно-тематическое новаторство, утверждение демократического реализма, эволюция движения, обновление жанров. Социально-бытовой жанр: В.Г. Перов, Г. Мясоедов, Н. Ярошенко, В. Маковский. Творчество И.Е. Репина, новаторство художника. Портретная живопись. Библейская тема: Н. Крамской, Н. Ге. Историческая живопись. Творчество В.И. Сурикова, новаторство художника. Рождение национального пейзажа: пейзажи А.К. Саврасова, Ф. Васильева, В. Поленова, И. Шишкина, А. Куинджи, И. Левитана.

Текущий контроль:

- Ответы на контрольные вопросы к темам 1-15 семинаров и коллоквиумов (ТК-1);

- ТК 2 – тесты по темам 3-8 и 16-20 и коллоквиум по иллюстрациям

Задания к семинарским занятиям и коллоквиумам

Тема 1. Эстетическая специфика искусства

Виды искусства

Цель – анализ видов искусства

Задачи – дать определение вида искусства

- выявить его своеобразие в истории стилей

- характеризовать виды данного искусства

- характеризовать выразительные средства (язык) данного вида искусства

- подготовить, показать и прокомментировать электронную презентацию по избранному виду искусства.

1. Архитектура как вид искусства: определение, своеобразие, виды и исторические типы архитектуры, выразительные средства (язык архитектуры).

2. Декоративное и декоративно-прикладное искусство: определение, виды, техника декоративного и декоративно-прикладного искусства в истории национальных культур.

3. Скульптура, своеобразие, виды, техника скульптуры в истории стилей.

4. Живопись, своеобразие, виды, жанры живописи в истории стилей.

5. Графика, своеобразие, виды, техника, история графики.

(1-5 – эл.презентации по виду искусства)

6. Литература как вид искусства, роды, жанры, вехи истории.

7. Театр как вид искусства, своеобразие, виды, вехи истории.

8. Танец как вид искусства.

9. Кино, ТВ в искусстве XX века.

10. Музыка как вид искусства, своеобразие, виды и жанры.

Литература

1. Уч. пос. по истории эстетики и эстетике:

Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2002.

Бычков В.В. Эстетика. М., 2006.

Крохина Н.П. Эстетические основы мировой художественной культуры. Шуя, 2007.

Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2001. И др.

2. Справочные издания: Большая энциклопедия истории искусств. М., 2008. И др.

Тема 2. Древние формы искусства.

Первобытное искусство. Искусство Древнего Востока

Цель – анализ древних форм искусства

Задачи – выявление специфики палеолитического искусства

- сравнение искусства палеолита с искусством эпохи неолита

- анализ шедевров различных видов древнего искусства

- анализ своеобразия древнеегипетской архитектуры

- характеристика древнеегипетской скульптуры

- выявление своеобразия месопотамского искусства

1. К какой эпохе относится расцвет пещерной живописи?

2. Где находится пещера Альтамира, Капова пещера, чем они знамениты?

3. Чем отличается искусство палеолита и неолита?

4. Кого изображали самые известные древние статуэтки?

5. Опишите менгир, дольмен, кромлех.

6. Назовите самый известный кромлех.

7. К какой эпохе принадлежит искусство скифов и в чём его своеобразие?

8. Назовите самые древние памятники египетской архитектуры, каково их назначение.

9. Где расположены Карнаксккй и Луксорский храмы, дайте их описание.

10. В честь какого бога в Др. Египте строили обелиски?

11. Какие скульптуры воздвигались в честь Амона-Ра?

12. Бюст Нефертити – памятник какого периода искусства?

13. Как использовалась техника инкрустации в египетской скульптуре?

14. С именем какого фараона-реформатора связано амарнское иск-во и в чём его своеобразие?

15. К какому периоду относятся фаюмские портреты?

16. Где строили зиккураты?

17. Где найдены висячие сады Семирамиды, каково их назначение?

18. Шеду – памятники какого искусства, опишите их.

Литература

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 2004.

2. Лаевская Э.Л. Мир мегалитов и мир керамики: Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы. М., 1997.

3. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1986.

Тема 3-4. Коллоквиум по теме Искусство Востока (Индия, Китай, Япония, исламское искусство)

Цель – выявить своеобразие традиционного искусства Востока

Задачи – сравнение буддийского и индуистского искусства Индии

- анализ памятников индо-мусульманского стиля

- выявление символики китайского искусства

- выявление влияния даосизма, конфуцианства и чань-буддизма на китайское искусство

- анализ принципов японской эстетики

- выявление влияния синтоизма и дзэн-буддизма на японскую художественную традицию

- анализ специфических видов японского искусства

-выявление стилевого и регионального своеобразия исламской художественной традиции

1. Что такое Веды?

2. К какому искусству относятся статуэтки древних танцовщиц?

3. С какой религиозной традицией связано воздвижение ступ?

4. Как называются буддийские пещерные храмы?

5. Раскройте символику важнейших жестов Будды.

6. Назовите главных персонажей буддийской скульптуры.

7. Назовите самые знаменитые индуистские храмы.

8. Как называются индуистские храмы, вырубленные из цельной скалы?

9. Кто был в Индии царь танца?

10. Какая школа миниатюры изображает кришнаитские сюжеты?

11. Какой цвет имели крыши китайских храмов?

12. Какие виды иск-ва доминировали в эпоху Тан и Сун, Мин, Цин?

13. Раскройте символику Ян-Инь.

14. С какой религиозной традицией связан расцвет пейзажной живописи в Китае?

15. С каким жанром живописи связаны картины Ван Вэя?

16. Кто мастер изображения тумана в китайской пейзажной живописи?

17. Какую новую эстетику привносит в китайскую пейзажную живопись Ма Юань?

18. Раскройте символику бамбука, сосны, пиона, лотоса в китайской живописи.

19. С какой религиозной традицией связано святилище Исэ?

20. С какой эпохой связан расцвет утонченного искусства в Японии?

21. Какие принципы японской эстетики воплощает чайный павильон, сад камней?

22. Назовите важнейшие памятники японского иск-ва эпохи Нара, Камакури, Эдо.

23. Как называется японское иск-во выращивания миниатюрных растений?

24. Назовите знаменитые гравюры Хокусая.

25. Кто мастер изображения женских образов, актеров в японской гравюре?

26. С какого жанра начинается история японской гравюры укиё-э?

27. Кто прославил виды горы Фудзи?

28. Что такое нэцке?

29. К каким архитектурным традициям восходят конструктивные принципы исламской мечети?

30. Для какой архитектуры характерен стуковый декор?

31. Где строили мавзолеи?

32. Опишите Альгамбру.

33. Что такое арабеска?

34. Как называется исламское теократическое учебное заведение?

35. В каком регионе складывается тип 4-х айванной мечети?

36. Для какого стиля характерны многоколонные молитвенные залы?

37. Назовите важнейшие черты восточной миниатюры.

38. Кто был крупнейший портретист мусульманского Востока?

39. Где особенно было развито градостроительство в ранней древности на Востоке?

40. Где строили пагоды?

41. Где расцветает искусство ландшафтных садов, с какой религиозной традицией оно связано?

42. Для какой архитектуры характерна архитектура внутреннего пространства?

43. Где изобретен пейзажный свиток?

44. Где была распространена люстровая керамика, керамика Дзёмон?

45. В каком регионе скульптура превращается в застывший танец?

46. Альгамбра, Тадж-Махал, Джума-мечеть в Исфагане – памятники какого искусства?

47. Где и когда процветала гравюра на дереве?

Литература

1. Виноградова Н.А., Каптерева Т.П. Традиционное искусство Востока. М., 1997.

2. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура: Индия, Китай, Япония. М.,1999.

3. Григорьева Т.П. Красотой Японии рождённый. М., 1993.

4. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

5. Искусство Китая /Автор сост. Н.А. Виноградова. М. 1988.

6. Искусство Японии /Автор сост. Н.А. Виноградова. М., 1985.

7. Лекции.

Тема 4 - тест

Тема 5. Древнегреческое искусство

Цель – выявить специфику классического искусства

Задачи – анализ своеобразия и шедевров древнегреческой архитектуры

- выявление эволюции древнегреческого искусства

- сравнение искусства архаики, зрелой и поздней классики и эллинизма

- анализ своеобразия и шедевров древнегреческой скульптуры

1. Что такое Критский лабиринт? Как эгейское искусство повлияло на греческое?

2. Опишите греческий архитектурный ордер в сравнении трёх ордеров.

3. Опишите греческий храм. Примеры периптера, диптера, амфипростиля.

4. Опишите афинский Акрополь.

5. Опишите Парфенон как образец классической архитектуры.

6. Опишите Эрехтейон.

7. Опишите Галикарнасский мавзолей.

8. Опишите Пергамский алтарь Зевса.

9. Назовите семь чудес света. По каким принципам произведения к ним относились?

10. В чём отличие Мирона от архаической скульптуры?

11. Опишите важнейшие скульптурные работы Фидия.

12. В чём заключается канон Поликлета?

13. Сравните канон зрелой и поздней классики.

14. Чем греческая скульптура поздней классики отличается от зрелой классики?

15. Пракситель, Скопас: опишите стили поздней классики.

16. Опишите важнейшие скульптуры эпохи эллинизма.

17. Эволюция греческой вазописи.

18. Характеристика классического искусства.

Литература

1. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. М., 1988.

2. История искусства. Античность: Илл.энциклопедия. М., 2002.

3. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988.

4. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 2005.

5. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

Тема 6. Древнеримское искусство

Цель- выявить специфику римского искусства в сравнении с древнегреческим

Задачи – сравнить римский классицизм с классическим искусством

- выявить своеобразие римской архитектуры

- дать анализ шедевров и специфических римских сооружений

- выявить эволюцию рисского скульптурного портрета

- описать 4 помпейских стиля.

1. Назовите специфические виды римских архитектурных сооружений.

2. Архитектура Рима.

3. Опишите Колизей.

4. Опишите Пантеон.

5. Чем римская архитектура отличается от греческой?

6. Римский классицизм Августа и Адриана.

7. Эволюция римского скульптурного портрета.

8. Чем римская скульптура отличается от греческой?

9. Опишите 4 помпейских стиля.

Литература

1. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. М., 1988.

2. История искусства. Античность: Илл.энциклопедия. М., 2002.

3. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988.

4. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 2005.

5. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

Тема 7. Искусство западноевропейского средневековья

Цель – выявить историческое своеобразие искусства западного средневековья

Задачи – дать описание романского стиля

- дать описание готического стиля и его эволюции

- сравнить французскую, немецкую, чешскую, английскую готику

- выявить своеобразие готической скульптуры и витражной живописи

1. Назовите отличительные признаки романского стиля.

2. С какой эпохой связано романское искусство?

3. В чём отличия романского искусства от готического?

4. Опишите конструкцию готического собора.

5. Какой собор является образцом ранней французской готики?

6. Какой собор является образцом зрелой французской готики?

7. Какой собор является образцом поздней французской готики?

8. Какой собор во Франции знаменит своими витражами?

9. Какой собор во Франции знаменит своей скульптурой?

10. В каком соборе короновались французские короли?

11. Каким был канон расположения сюжетов в готическом соборе?

12. Чем отличается немецкая готика?

13. Чем отличается чешская готика?

14. Чем отличается английская готика?

15. К каким сюжетам обращалась готическая скульптура?

16. Приведите примеры аллегоризма и символизма готического искусства.

Литература

1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

2. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 2005.

3. Порьяз А. Мировая культура средневековья. М., 2001.

4. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. М., 2001.

5. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.

Тема 8. Византийское искусство

Цель – выявить своеобразие византийской художественной системы

Задачи – дать анализ крестово-купольной архитектуры

- проследить эволюцию византийской архитектуры

- дать описание канона росписей православного собора

- описать важнейшие иконографические каноны

- определить влияние исихазма на искусство.

1. Назовите отличительные признаки средневекового искусства.

2. Крестово-купольная архитектура, какова её символика и особенности декора.

3. В чём заключается уникальность храма Святой Софии?

4. В чём различие между ранней и поздней византийской архитектурой?

5. В чём различие между ранней и поздней византийской иконописью?

6. В чём значение для истории византийского искусства эпохи иконоборчества?

7. Опишите канон росписи православного собора.

8. В чём состоит своеобразие византийского стиля?

9. Каким был иконографический канон изображения Христа?

10. Каким был иконографический канон изображения Богоматери?

11. Раскройте символику цвета в иконописи.

12. Каким было влияние исихазма на искусство?

Литература

1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

2. Колпакова Г.С. Искусство Византии: Поздний период. СПб., 2004 (Нов.ист.иск.)

3. Лазарев В.Н. Искусство византийской живописи. М., 1986.

4. Лихачёва В.Д. Искусство Византии IV –XV века. М., 1986.

Тема 9. Древнерусская архитектура X- XVII вв.

Цель – проанализировать своеобразие древнерусского зодчества и его эволюцию

Задачи – выявить влияние языческих художественных традиций на древнерусское зодчество

- сравнить художественное своеобразие Киевской, Новгородской, Псковской, Владимиро-суздальской архитектуры

- описать шедевры древнерусского зодчества

- описать архитектуру Московского кремля, формирование и эволюцию московской художественной школы

- выявить стилевое своеобразие архитектуры XVI- XVII вв.

1. Какое влияние имели языческие художественные традиции на древнерусское искусство X- XVII в.?

2. В чём уникальность конструкции и декора Софии Киевской?

3. В чём отличие Софии Киевской от византийских традиций?

4. В чём своеобразие новгородской архитектуры?

5. В чём своеобразие Владимиро-суздальской архитектуры?

6. Опишите три самых известных храма Владимиро-суздальской художественной школы.

7. Сравните архитектуру Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов.

8. Какой новый стиль развивается в русской архитектуре XVII в.?

9. В чём уникальность архитектуры собора Василия Блаженного?

10. Опишите стиль «дивного узорочья».

11. Опишите и приведите примеры московского барокко.

12. В чём своеобразие ярославской школы архитектуры и стенописи?

Литература

1. Алленов М.А. и др. Русское искусство X- нач. XX вв. М.,1989.

2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

3. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М., 1993.

4. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.

5. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.

6. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 2002.

Тема 10. Древнерусская иконопись X- XVII вв.

Цель – проанализировать феномен древнерусской иконы как важнейшее воплощение православия и древнерусской культуры

Задачи – выявить назначение иконы

- выявить своеобразие феномена иконы как философии и эстетики в красках

- описать технику иконописи

- рассмотреть эволюцию древнерусской иконы

- сравнить манеру крупнейших иконописцев XV века: Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия

- дать описание иконостаса

- определить закономерности развития иконописи XVI-XVII в.

1. Икона как феномен религиозного искусства, назначение иконы.

2. Техника иконописи.

3. В чём своеобразие новгородской иконописи?

4. Назовите русские знаменитые иконы XII-XIV веков.

5. Сравните иконопись Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия.

6. Под каким духовным влиянием складывалось их религиозное искусство?

7. Раскройте духовно-символический смысл «Троицы» А.Рублёва.

8. Дайте описание классического иконостаса.

9. Опишите отличительные черты иконописи Дионисия как «эстетики в красках».

10. Опишите фрески Ферапонтова монастыря.

11. Назовите отличительные черты иконописи XVI-XVII в.

12. В чём своеобразие строгановской школы иконописи?

13. Чем отличается иконопись Симона Ушакова?

Литература

1. Алексеев С.А. Энциклопедия православной иконы. СПб. 2001.

2. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995.

3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

4. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М., 1993.

5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

6. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1986.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.

8. Плугин В.А. А. Рублёв и его Троица. М., 1989.

9. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 2002.

10. Языкова И.И. Богословие иконы. М., 1995.

Тема 11. Искусство итальянского Возрождения

Цель – анализ исторического и стилевого своеобразия ренессансного искусства

Задачи – анализ искусства Протовозрождения

- анализ искусства раннего Возрождения: школы, сюжеты, мастера

- анализ своеобразия искусства Высокого Возрождения – художественной манеры Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело

- анализ своеобразия Венецианской школы, творчества Джорджоне, Тициана

- сравнить черты искусства высокого и позднего Возрождения

- выявить своеобразие маньеризма.

1. В чём новаторство Джотто как основоположника Протовозрождения?

2. Назовите основоположников Кватроченто в архитектуре, скульптуре и живописи и их главные работы.

3. Раскройте своеобразие искусства Кватроченто.

4. Назовите крупнейшие художественные центры искусства Возрождения.

5. Раскройте своеобразие художественной манеры С. Боттичелли: «Весна», «Рождение Венеры».

6. Назовите отличительные черты Высокого Возрождения. Какие грани эпохи воплощает Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело?

7. Раскройте новаторство «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

8. Раскройте новаторство «Джоконды» Леонардо да Винчи.

9. Раскройте своеобразие художественной манеры Рафаэля: мадонны и «Сикстинская Мадонна», «Афинская школа».

10. Раскройте своеобразие художественной манеры Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы, Давид, Моисей.

11. Позднее Возрождение в творчестве Микеланджело: скульптурные работы, «Страшный суд».

12. Раскройте своеобразие Венецианской школы. Назовите крупнейших представителей и их работы.

13. Живопись Джорджоне: новые темы, своеобразие.

14. Эволюция античной темы в живописи Тициана. В чем своеобразие поздней манеры Тициана?

15. Эволюция христианской темы в живописи Тициана.

16. Тициан-портретист: стилевая и жанровая характеристика.

17. В чём своеобразие живописи Веронезе и Тинторетто? Сравните «Тайную вечерю» Л. да Винчи и Тинторетто.

18. Раскройте своеобразие искусства маньеризма.

Литература

1. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

2. Дживелегов Х.К. Творцы итальянского Возрождения. М., 1998.

3. Долгополов И.В. Мастера и шедевры. М., 1986. Т.1.

4. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

5. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусство Запада. М., 1998.

6. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М., 1991.

7. Соколов М.Н. Вечный Ренессанс. М., 1999.

8. Соколов М.Н. Время и место: Искусство Возрождения…М., 2002.

Тема 12. Искусство Северного Возрождения

Цель – анализ своеобразия искусства Северного Возрождения

Задачи – сравнить нидерландское и немецкое Возрождение

- сравнить искусство Северного Возрождения с искусством итальянского Возрождения

- дать анализ шедевров крупнейших мастеров Северного Возрождения.

1. Раскройте своеобразие искусства Северного Возрождения. Сравните нидерландское и немецкое Возрождение.

2. Раскройте своеобразие художественной манеры и новаторство живописи Яна ван Эйка: Гентский алтарь, мадонны, Портрет четы Арнольфини.

3. Раскройте своеобразие живописи И. Босха, основные темы («Воз сена», «Сады земных наслаждений» и др.).

4. Картина-притча в живописи П. Брейгеля Ст.: «Слепые», «Падение Икара».

5. Бытовой и пейзажный жанры в живописи П. Брейгеля Ст.

6. Гравюры А. Дюрера.

7. Живопись А. Дюрера.

8. Назовите основных представителей немецкого Возрождения и их работы.

Литература

1. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В. 2. М.,1990.

3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

4. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.

5. Никулин Н.Н. Золотой век Нидерландской живописи. М., 1999.

Искусство XVII- XVIII в.: стилевая и жанровая характеристика.

Коллоквиум по иллюстрациям

Цель – показать умение анализа художественных произведений разных стилей и жанров

Задачи – выявить черты барокко, классицизма и рококо в архитектуре и живописи 17 в.

- выявить черты барокко и реализма в живописи 17 в.

- рассмотреть своеобразие фламандской, голландской, испанской, французской, английской художественной школ и их крупнейших представителей

- определить стилевое своеобразие искусства эпохи Просвещения.

А. Барокко и реализм в искусстве 17 в.

  1. Л.Бернини. Собор и площадь св.Петра в Риме, Скала Реджа в Ватикане.
  2. Л.Бернини, Борромини. Римские церкви – отличительные черты барокко.
  3. Л.Бернини. Экстаз св.Терезы, Бюст Людовика 14.
  4. Караваджо. Вакх, Ужин в Эммаусе, Призвание апостола Матфея, Положение во гроб, Обращение апостола Павла, Успение Марии.
  5. П.П.Рубенс. Воздвижение креста, Персей и Андромеда, Похищение дочерей Левкиппа, Союз Земли и Воды, Автопортрет с Изабеллой Брандт, Портрет Елены Фоурмен с детьми, Портрет камеристки.
  6. А.ван Дейк. Автопортрет, Семейный портрет, Портрет Карла 1, Портрет Дигби и Рассела.
  7. Я.Йорданс. Бобовый король.
  8. Ф.Снейдерс. Лавки.
  9. Ян Стен. Гуляки.
  10. Г.Терборх. Бокал лимонада.
  11. П.де Хох. Хозяйка и служанка.
  12. Вермер Делфтский. Девушка с письмом.
  13. Голландский натюрморт в сравнении с фламандским.
  14. Я.ван Рейсдал. Болото, Мельница у Вейка.
  15. Франс Халс. Цыганка, Портрет молодого человека, Мужской портрет, групповой портрет офицеров стрелковой роты, портрет регентов и регентш.
  16. Рембрандт. Анатомия доктора Тюльпа, Автопортрет с Саскией на коленях, Саския в виде Флоры, Жертвоприношение Авраама, Ночной дозор, Даная, Святое семейство, Ассур, Аман и Эсфирь, Возвращение блудного сына, портреты стариков.
  17. Эль Греко. Эсполио, Видение графа Оргаса, Сошествие св.Духа, Святые Петр и Павел, Вид Толедо.
  18. Х.Рибера. Мученичество св.Варфоломея, Святая Инесса, Хромоножка.
  19. Фр.Сурбаран. Святой Лаврентий, Молитва св.Бонавентуры, Отрочество Марии.
  20. Б.Мурильо. Мальчик с собакой, Вознесение Марии.
  21. Д.Веласкес. Водонос, Вакх, или Пьяницы, Аполлон в кузнице Вулкана, Венера с зеркалом, портреты короля Филиппа 4, инфанты Маргариты, конный портрет инфанта Балтасара Карлоса, портреты шутов Эль Примо и Себастьяна Моро, портрет папы Иннокентия Х, Сдача Бреды, Пряхи, Менины.

Б. Классицизм

  1. Луи Лево, А.Ленотр, Ж.Ардуэн-Мансар. Королевский дворец и парк в Версале.
  2. Перро. Восточный фасад Лувра.
  3. Ж. Ардуэн-Мансар. Зеркальная галерея Королевского дворца в Версале.
  4. Кристофер Рен. Собор св. Павла.
  5. Жак Суффло. Пантеон.
  6. А.Карраччи. Бегство в Египет.
  7. Н.Пуссен. Аркадские пастухи, Царство Флоры, Танкред и Эрминия, Пейзаж с Полифемом, Времена года.
  8. К.Лоррен. Похищение Европы, Утро, Полдень, Вечер.
  9. Ж.Л.Давид. Клятва Горациев, Смерть Марата.

В.Искусство 18 века

  1. А.Ватто. Путешествие на остров Киферу, Общество в парке, Жиль, Лавка Жерсена.
  2. Фр.Буше. Туалет Венеры, Венера, утешающая Амура.
  3. Ж.О.Фрагонар. Счастливые возможности качелей, Поцелуй украдкой.
  4. Ж.Б.С.Шарден. С рынка, Прачка, Молитва перед обедом.
  5. Ж.Б.Грёз. Паралитик, Балованное дитя, Головки Грёза.
  6. Ж.А.Гудон. Статуя Вольтера.
  7. У.Хогарт Модный брак, Девушка с креветками.
  8. Дж.Рейнольдс. Портрет Сарры Сиддонс.
  9. Т.Гейнсборо. Портрет Сарры Сиддонс, портрет миссис Шеридан.
  10. Фр.Гойя. Зонтик, Маха и незнакомцы, Обнажённая маха, портрет Исабель Ковос де Порсель, портрет семьи короля Карла 4, Похороны сардинки, Капричос (Сон разума рождает чудовищ), Сатурн, пожирающий своих детей.

Литература

1. Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств. М., 2007.

2. Искусство (уч.-методич.газета): 2005№22(барокко), 2005№1(рококо), 2005№6(Караваджо), 2006№24(Рубенс), 2004№18, 2005№18(Рембрандт), 2007№22(Вермер), 2003№24(Эль Греко), 2006№19(Веласкес), 2007№3(Версаль), 2005№12(Пуссен), 2006№15(Давид), 2008№4(Гойя).

3. Лекции.

Тема 13. Русское искусство XVIII в.

Цель – анализ исторического и стилевого своеобразия русского искусства XVIII в.

Задачи – анализ важнейших архитектурных памятников и ансамблей Петербурга XVIII в.

- анализ своеобразия барокко и классицизма в русской архитектуре

- анализ эволюции барокко и классицизма в русской архитектуре

- выявление стилевого своеобразия русского портрета XVIII в.

и его эволюции.

1. Петровское барокко. Д.Трезини.

2. Растреллиевский стиль. Архитектурные ансамбли Ф.Б.Растрелли.

3. Московское барокко Д.Ухтомского.

4. Ранний классицизм: А.Ринальди, Ж.Б.Валлен-Деламот.

5. Строгий классицизм Д.Кваренги.

6. Стиль Ч.Камерона.

7. Своеобразие московского классицизма В.Баженова, М.Казакова.

8. Русский портрет первой половины XVIII в.

9. Стилевое своеобразие портретов Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского.

Литература

1. Алленов М.А. История русского искусства XVIII – нач. ХХ в. М., 2008.

2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

3. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. М.,2003.

4. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. М., 2001.

5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 2002.

6. Уч.-методич.газ. «Искусство»: 2006№11(Растрелли), 2007№9(Рокотов), 2008№20(архитектура Петербурга).

Тема 14. Искусство XIX века

1.Классицизм, романтизм, реализм в западноевропейском искусстве XIX века. Вопросы коллоквиума

Цель – раскрыть стилевое своеобразие западноевропейской живописи и скульптуры XIX в. до импрессионизма

Задачи – проследить стилевую эволюцию скульптуры XIX в.

- сравнить творчество мастеров классицизма, романтизма, реализма

- выявить новаторство романтического и реалистического искусства

- сравнить романтический и реалистический пейзаж

- определить разновидности реалистического искусства XIX в.

1. Назовите важнейших представителей в скульптуре XIX в. классицизма, романтизма, реализма и их произведения.

2. В чем состоит новаторство О. Родена в скульптуре «Граждане Кале»?

3. С какими худож. движениями связана скульптура О. Родена?

4. В чем проявляется консервативная направленность живописи Ж.О.Д. Энгра?

5. Найдите черты романтизма и реализма в его творчестве.

6. В чем заключается трансформация исторической живописи в эпоху романтизма, назовите причины этой трансформации именно во французской живописи?

7. Дайте анализ картины Т. Жерико «Плот «Медузы».

8. Назовите самые новаторские работы Э. Делакруа и раскройте новаторство художника.

9. В чем состоит новизна техники Делакруа?

10. В каких областях живописи больше всего работал поздний мастер – после 40-х г.?

11. Сравн. манеру Энгра и Делакруа – двух крупнейших франц. художников первой пол. XIX в.

12. Расскажите о разновидностях романтического пейзажа и его тематических задачах.

13. С каким движением связано обновление религиозной и мифологической живописи в эпоху романтизма?

14. Раскройте новаторство техники прерафаэлитов.

15. Опишите их новаторские религиозные композиции.

16. Какая тема доминирует в живописи Д.Г. Россетти?

17. Чем занимались художники в объединении «Моррис и компания»?

18. Расскажите об исторических разновидностях реалистического искусства.

19. Назовите причины возвышения реализма в новоевропейском искусстве и вехи его становления.

20. Назовите с примерами важнейшие типы реализма в искусстве XIX в.

21. Раскройте специфику бидермейера.

22. В чем своеобразие реализма А. Менцеля?

23. В чем своеобразие реализма О. Домье? Почему его сравнивали со значением Бальзака в литературе?

24. Раскройте тематическое своеобразие живописи Фр. Милле.

25. Как понимал реализм Г. Курбе? Какой образ художника он утверждал в своем творчестве? В каких картинах?

26. Раскройте новаторство картины «Похороны в Орнане».

27. Чем реалистический пейзаж отличается от романтического? Назовите основоположников пленэрной живописи и способы их творчества.

Литература

1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Уч. пос. М.,2004.

3. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века: Классицизм, романтизм. СПб., 2005.

4. Романтизм. Энциклопедия. М., 2001.

5. Уч.-методич.газ. «Искусство»: 2004№23(Роден), 2004№21,22 (Энгр),2005№14 (Делакруа), 2006№18 (Фридрих), 2005№20(Прерафаэлиты), 2008№21(Домье).

Тема 15. Классицизм, романтизм, реализм в русской живописи XIX века.

Вопросы коллоквиума

Цель – рассмотреть историческое и стилевое своеобразие русской живописи XIX века

Задачи – сравнить творчество крупнейших портретистов

- выявить типы портрета русской живописи XIX века

- рассмотреть эволюцию бытового жанра

- дать анализ шедевров русской живописи XIX века

- выявить новаторство художников-передвижников и своеобразие их демократического реализма

- проследить эволюцию жанров в русской живописи XIX века.

  1. Раскройте стилевое различие между портретами О.Кипренского и В.Тропинина.
  2. Сравните бытовой жанр А.Венецианова и П.Федотова.
  3. Живопись К.Брюллова: стилевое и жанровое своеобразие. Анализ картины К.Брюллова «Последний день Помпеи».

- найдите черты романтизма и классицизма (академизма);

- в чём заключается аллегорический смысл картины?

- отзывы о картине деятелей русской культуры.

  1. Живопись А.Иванова. Найдите черты романтизма и классицизма в картине А.Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Анализ картины «Явление Христа народу».

- раскройте новизну А.Иванова в обращении к религиозной теме;

- определите темы картины;

- как эти темы воплощаются в композиции картины?

  1. Раскройте эволюцию жанровой живописи В.Перова.
  2. Движение Передвижников: с какими событиями связано рождение движения; назовите инициаторов движения, теоретиков, меценатов. Раскройте своеобразие бытового жанра Передвижников: примеры социальной остроты, знания жизни народа, примеры монументализации жанра, картины-новеллы.
  3. Живопись И.Репина. Как по-новому воплощается тема народа в живописи И.Репина? Раскройте новаторство И.Репина в картине «Крестный ход в Курской губернии». В чём заключается своеобразие И.Репина-портретиста?
  4. Портрет в живописи Передвижников: какие два типа портретной живописи характерны для русской реалистической живописи? Назовите важнейшие портретные работы В.Перова, И.Репина, И.Крамского, Н.Ге, Н.Ярошенко.
  5. Библейские сюжеты в изображении Передвижников. Определите тему картины И.Крамского «Христос в пустыне». В чём своеобразие обращения к библейской теме В.Поленова («Христос и грешница»)?
  6. Библейские сюжеты в живописи Н.Ге. В чём состоит новаторство Н.Ге в обращении к теме «тайной вечери»? Раскройте своеобразие «страстного цикла» Н.Ге.
  7. Историческая картина до Сурикова. Определите тему исторической работы Н.Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея»? Раскройте тематику исторических картин И.Репина.
  8. Раскройте темы «трагической трилогии» В.Сурикова. Как эти темы воплощаются в композиции картин?
  9. Раскройте темы «эпической трилогии» В.Сурикова.
  10. Кто является основоположником русского национального пейзажа, раскройте своеобразие его пейзажных работ. Живопись мастеров лирического и эпического пейзажа. Кто является основоположником пленэрного пейзажа? Анализ его работ.
  11. Определите важнейшие типы пейзажной живописи И.Левитана: примеры лирического, эпического, драматического, социального, философского, пленэрного пейзажа. Природа в изображении И.Левитана.

Литература

1. Алленов М.А. История русского искусства XVIII – нач. ХХ в. М., 2008.

2. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. М.,2003.

  1. Манин В.И. Пейзаж. Русская живопись. М., 2001.
  2. Петрова М. «Светлое возрождение русской живописи»: «Последний день Помпеи» // Москва. 2007. №3.
  3. Сидоров В. Грачи прилетели // Художник. 2005. №1. С.24-28.
  4. Сысоев В. Мастер большой картины (И.Репин) // Там же. С.2-21.

Уч.-методич.газ. «Искусство»: 2008№19(Кипренский), 2005№2(Брюллов), 2008 №24(Репин), 2006№5(Суриков), 2007№8(пейзаж), 2008№1(Саврасов),

Практическое задание (ПЗ) : устный ответ на семинаре(коллоквиуме) Задания для самостоятельной работы (КСР):

-эл.презентация.

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО

Протоколом заседания кафедры

культурологии и литературы № от

Правила рейтинговой системы оценивания результатов обучения

студентов историко-филологического факультета по курсу Мировая художественная культура на 2 сем. 2009/2010 уч. г.

Вид работы

Количество баллов

Текущий контроль 1 (устный ответ на к/в к темам 1-15)-15х3 балла

45

Текущий контроль 2 ( тесты по темам 3-8 и 16-20, коллоквиум по иллюстрациям) 3х5 баллов

15

Премиальные баллы:

Активность на занятиях (дополнения, уточнения, исправления устного ответа товарища, участие в дискуссии, контрольном опросе) 15х2 балла

30

Контроль самостоятельной работы ( + эл.презентация)

10

Итого

100

Штрафы:

ы по всем пропущенным семинарским занятиям

45

Итоговый контроль (экзамен)

30

Рейтинговая оценка по дисциплине

максимум 100 баллов

Приложение 2

Критерии оценивания устного ответа

Критерии

Количество баллов

Студент полностью ответил на вопрос (выполнил задание), сумев соотнести вопрос (материал задания) с планом практического занятия, выдвигая и обосновывая необходимые тезисы и аргументы, обнаруживая высокий уровень владения художественными понятиями, уместно применяя их при анализе материала. Студент свободно владеет литературной речью, не допускает речевых ошибок, демонстрирует знание истории искусства. Ответ логично структурирован, без нарушений внутри смысловых частей высказывания, в конце даются четкие и обоснованные выводы. Студент свободно владеет материалом.

а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свою позицию с учетом позиции автора, выдвигая необходимые

тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют

3

Студент ответил на вопрос (выполнил задание), сумев в основном соотнести вопрос (материал задания) с планом практического занятия, обнаруживая хороший уровень владения художественными понятиями, но не всегда правильно применяя их при анализе истории искусства. В ответе допушены 1-2 фактические ошибки. Студент свободно владеет литературной речью, но допускает 1-2 речевые ошибки. Ответ логично структурирован, с выводами, но имеет несущественные неточности. Ответ в необходимом, заданном объёме.

2

Студент в целом ответил на вопрос (выполнил задание), но обнаружил недостаточный уровень владения художественными понятиями, допуская ошибки в их толковании и в практическом применении при анализе истории искусства. В ответе допущены 3-4 фактические ошибки. Рассуждения достаточно поверхностны, в них допущены 3-4 речевые ошибки. Ответ отличается недостаточной последовательностью и логичностью, нет выводов. Ответ фрагментарный.

1

Приложение 3

Критерии оценивания письменного теста по темам 3-8 и 16-20 и коллоквиума по иллюстрациям

Критерии

Количество баллов

Студент правильно ответил из предложенных 40 заданий на не менее 33 вопроса.

5

Студент неправильно ответил из предложенных 40 заданий на 8-14 вопросов.

4

Студент неправильно ответил из предложенных 40 заданий на 15-18 вопросов.

Большее количество неправильных ответов оценивается 0.

3

Студент неправильно ответил из предложенных 40 заданий на 19-21 вопрос.

Большее количество неправильных ответов оценивается 0.

1

Приложение 3

Календарный план изучения дисциплины «Мировая художественная культура».

Учебные недели

8.02-

12.02

15.02-

19.02

22.02-

26.02

21.02-

25.02

29.02-

5.03

9.03-12.03

15.03-19.03

22.03-26.03

29.03-

2.04

5.04-

9.04

12.04-

16.04

19.04-

23.04

26.04-

30.04

3.05-

7.05

10.05-

14.05

17.05-

21.12

24 .05-

28.05

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Форма

занятий

Л 1-2

Л 3-4

Пр 1

Л 5-6

Пр 2

Л 7-8

Пр 3

Л 9-10

Пр 4

Л 11-12

Пр 5

Пр 5

Л 13-14

Пр 6

Л 15-16

Пр 7

Л 17-18

Пр 8

Пр 9

Л 19-20

Пр 10

Пр 11

Л 21-22

Пр 12

Пр 13

Л 23-24

Пр 14

Пр 15

Пр 16

Виды отчетности

ТК1

П31

ТК1

П32

ТК1

П33

ТК2

ТК1

ПЗ4

ТК1

ПЗ5

ТК1

ПЗ6

ТК1

ПЗ7

ТК1
ПЗ8

ТК1

ПЗ9

ТК1

ПЗ10

КСР6

ТК1

ПЗ11

ТК1

ПЗ12

ТК1

ПЗ13

ТК1

ПЗ14

ТК2

ПЗ15

Сокращения:

Л1 - лекция № 1

Пр1 – практическое занятие № 1

П31 - практическое задание № 1

ТК1 - текущий контроль № 1