Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Рекомендации по разработке учебно-методического комплекса дистанционного курса (модуля)

 

             

Рекомендации по разработке учебно-методического комплекса дистанционного курса (модуля)

Рекомендации

по разработке учебно-методического комплекса

дистанционного курса (модуля)

Содержание

Введение. 2

Учебно-методический комплекс дистанционного курса (УМК) 2

Цели и задачи дистанционного курса (модуля) 3

Программа дистанционного курса (модуля) 4

Методические указания по работе с дистанционным курсом (модуля) 6

Материалы для изучения. 7

Подготовка текста. 8

Формы организации учебного процесса в ДО.. 9

Формы контроля учебной деятельности. 10

Авторское право и материалы курсов. 12

Сценарий разработки дистанционного курса. 14

Литература. 15

Полезные ресурсы.. 15

Приложение 1. 16


Введение

В "Концепции создания и развития единой системы дистан­ционного образования в России", принятой Правительством в 1995г,, дистанционное обучение (ДО) определено как "комплекс образо­вательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений".

Особенности дистанционного обучения ( по материалам Института общего среднего образования Российской академии образования):

1. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

2. Обучение проходит с использованием разнообразных источников информации, поэтому крайне важно наличие умений работать с информацией.

3. Активная познавательная деятельность слушателей, предусматривающая применение знаний для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

4. Использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

5. Активное взаимодействие слушателей как с преподавателем - тьютором курса, так и с другими партнерами, сотрудничество в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.

6. Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю курса в любое удобное для обучаемого время), автоматического контроля (через системы тестирования) так и отсроченного контроля (например, при очном тестировании).

Учебно-методический комплекс дистанционного курса (УМК)

Основным, исходным средством в информационно-образователь­ной среде ДО является учебно-методический комплекс.

Основные элементы УМК

Наименование

Краткое содержание

Титульный лист

- Наименование образовательного учреждения, факультета, кафедры (или др.)

- Название учебного пособия (дистанционного курса, модуля)

- Фамилии авторов

- Город

- Год издания

Аннотация

- Описание (для кого предназначается курс, каковы его цели и задачи, какие образовательные потребности слушателей он удовлетворит).

- Сведения об авторах с фотографиями (желательно, не такими официальными, как на документах) и контактными данными.

Программа курса

- Список модулей (разделов) курса с аннотацией содержания каждого модуля.

- Учебно-тематический план.

Методические
указания по работе
с курсом

- Указания по изучению теоретической части, по подготовке к различным видам семинарских и практических работ, т.е. тщательное описание деятельности обучаемого в ходе изучения курса.

- календарно-тематический план.

Материалы для изучения

Сюда могут входить:

- гипертексты;

- лекции;

- подборки статей или фрагменты книг;

- видеофильмы

- и т.д.

Практикум

Семинарские занятия

- перечень тем семинаров,

- планы занятий (вопросы для обсуждения),

- список рекомендуемых источников для подготовки.

Практические и лабораторные работы, деловые игры

- перечень тем,

- условия, оборудование, требования для выполнения работы,

- планы занятий (вопросы для исследования),

- список рекомендуемых источников для подготовки,

- формы отчета.

Комплект заданий для контроля

Сюда могут входить:

- вопросы и тесты для самоконтроля с ключами,

- промежуточные тесты,

- задания для самостоятельных и контрольных работ,

- экзаменационные вопросы,

- перечень тем ов, выпускных и квалификационных работ.

- контрольные тесты и т.п.

Глоссарий

- основные понятия, термины и определения, встречающиеся в тексте учебных материалов.

- персоналии, встречающиеся в тексте учебных материалов.

Список источников информации

- список основной учебной литературы.

- список дополнительной учебной литературы.

- ссылки на сетевые ресурсы.

Курс ДО должен быть разбит на относительно небольшие, логически замкнутые части – разделы (модули). Каждый раздел (модуль) - это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или – зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами. Гипертекст позволяет разбить текст раздела (модуля) на более мелкие структурные единицы - занятия. Каждый раздел (модуль) должен иметь заголовок, а занятия раздела (модуля) – подзаголовки.


Цели и задачи дистанционного курса (модуля)

Целью является конечный результат, к которому вы стремитесь, в то время как задачи обучения — это этапы выполняемых работ, действия, которые вы совершаете для достижения поставленной цели.

Пример формулировки цели и задач курса:

Адрес цитируемой
страницы в сети

Цели и задачи курса

Главная цель данного учебного курса — подготовить специалистов в области дистанционного обучения, владеющих современными методами и технологиями обучения и готовых к организации (в том числе и разработке) и проведению дистанционных курсов в условиях специфической телекоммуникационной учебной среды.

Задачи курса:

- выявить индивидуальные личностные и профессиональные качества слушателей курсов, влияющие на успех их деятельности в качестве координаторов;

- познакомить слушателей с особенностями дистанционных курсов, организованных на базе интернет-технологий;

- познакомить слушателей с современными педагогическими технологиями, использующимися при дистанционном обучении на базе Интернета и т. д.

Сегодня актуальной является формулировка целей в категориях и уровнях: знания, понимания, аналитико-синтетической деятельности, применения знаний, оценочных суждений по наиболее по­пулярной в международном опыте таксономии целей Б.Блума (прило­жение I).

Программа дистанционного курса (модуля)

Как правило, программа включает название, краткую аннотацию всех разделов курса, а также представленное в виде стандартной для нашей системы образования таблицы расписание учебных часов, выделяемых на ту или иную форму деятельности (лекции, семинары, практику, экзамены и т.п.).

Пример

Курс «Мультимедийные технологии в школьной медиатеке» рассчитан на 120 часов и нацелен на практическое применение полученных знаний, поэтому большая часть аудиторных занятий посвящена практическим и самостоятельным работам с учебным материалом.

Курс начинается с введения, которое предполагает знакомство слу шателей с тематическим планированием курса, обсуждение тем практических и самостоятельных работ, так как темы, этих видов учебной деятельности носят рекомендательный характер. Введение также включает тему «Презентационные программы», которая поможет слушателям представить результаты, своих практических работ в современном виде — в виде мультимедийной презентации.

Раздел первый посвящен «Новым информационным и педагогическим технологиям», в ходе изучения которого слушатели познакомятся с вли­ янием новых информационных технологий и информатизации общества на развитие образовательной системы, в России, узнают о последних раз работках российских методистов в области педагогических технологий, изучат опыт создания школьного информационного пространства, где системообразующим звеном является медиатека, научатся работать с браузерами, ориентироваться в интернете, использовать интернет-технологии в своей профессиональной деятельности, в частности, кон­сультировать учащихся и преподавателей по вопросам работы с курса­ми дистанционного обучения. Так как «Функциональные обязанности ра­ботника школьной медиатеки» предписывают работу по ведению веб­страницы медиатеки в локальной сети ОУ, открывающую доступ к ка­талогам, инструкциям, тематическим подборкам ит.п.,в первый раз­дел курса включена обширная тема «Графические редакторы и основы веб-дизайна».

Раздел второй «Мультимедиа-технологии в средней школе» посвящен общим сведениям и технологии обработки звука, видео- и текстовой информации, которые впоследствии помогут слушателям находить и пра вильно сохранять или обрабатывать мультимедийные данные. В этом же разделе будущие медиатекари познакомятся с различными видами муль тимедийных продуктов образовательного характера.

«Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне сделать самому — и я научусь» — гласит древняя восточная мудрость, поэтому раздел третий полностью посвящен практике работы с однопользовательскими версиями мультимедийных учебников, репетиторов, тренажеров, справочников, обучающих и развивающих программ.

Четвертый раздел посвящен работе в информационно-образова­тель ных средах.

Завершающим этапом курса следует считать выполнение зачетной работы в виде разработки учебного проекта и сбора материалов к нему из различных источников. Темы проектов определяет либо преподаватель, ис ходя из уровня подготовки слушателей, либо сами слушатели. Важным фак тором формирования мотивации к данному виду работы является выбор темы проекта, которая должна быть актуальна для будущих медиатека рей, а учебно-методический материал, подготовленный ими в процессе рабо ты, был бы полезен им в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Важным разделом курса является «Дополнительный материал» к раз делам. Он состоит из текстовой информации (статьи, выдержки из книг, нормативные документы, законодательные акты и пр.), которые предпо лагают вдумчивую самостоятельную работу с источниками, на что в курсе отводится некоторое количество часов. В «Дополнительный материал» входят также и мультимедийные презентации, разработанные ав торами курса, которые можно использовать как в готовом виде, так и в качестве источника мультимедийных данных.

Еще раз обращаем внимание на то, что темы самостоятельных и практических работ, а также учебно-методическое обеспечение носят рекомендательный характер в зависимости от уровня подготовки группы и материально-технической базы учебного учреждения. Слушатели, приступающие к изучению данного предмета, должны предварительно освоить курс компьютерной грамотности и овладеть практическими навыками работы на компьютере.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «Мультимедийные технологии в школьной медиатеке»

Наименование разделов и тем

Количество часов

лекции

семинар

самосто­ятельная работа

практи­ческие работы

Введение

Презентационные программы

1

1/0

2

3

Раздел I. Новые информационные и педагогические технологии

1. Влияние информатизации общества на развитие образовательной системы в России

2

1/0

1

3

2. Новые педагогические технологии

3

1/0

2

2

3. Создание школьного инфор­мационного пространства

3

2

3

4. Школьная медиатека — системообразующее звено ШИП

3

1

2

5. Интернет-технологии в профессиональной деятельности школьного медиатекаря

3

0/1

2

3

6. Дистанционное образование (ДО)

3

1

1

3

7. Графические редакторы и основы веб-дизайна

6

2/0

2

6

Раздел П. Мультимедиа-технологии в средней школе

1. Общие сведения по работе с медиа-объектами

2

0/1

2

2

2. Мультимедийные и интернет-ресурсы для школы

2

0/1

2

2

3. Информационное право

2

1/0

Раздел III. Практика использования мультимедийных изданий в УВП (однопользовательские версии)

1. Введение

1

2. Мультимедийные уроки и учебники

3

3. Репетиторы и тренажеры

3

4. Энциклопедии и справочники

3

5. Виртуальные мастерские

3

6. Развивающие игры

3

7. Обучающие программы

3

Раздел IV. Практика использования сетевых версий мультимедийных пособий и УМК

1. Введение

1

2. Виртуальная школа

4

3. Медиатека КМ

4

4. Работа над индивидуальным проектом

6


Методические указания по работе с дистанционным курсом (модулем)

Методические указания по работе с дистанционным курсом необходимы. В условиях дистанционного обучения, когда слушатель больше работает самостоятельно, необходимо постараться предусмотреть все возможные сложности и вопросы, связанные со всеми периодами обучения – начало, окончание, процесс выполнения заданий и т.д. Для снятия этих трудностей и предназначены методические указания к курсу.

Для облегчения первых шагов обучающихся и их адаптации к работе с вашими материалами целесообразно отдельно описать следующие позиции:

· Требования к компьютеру. Дополнительные программы, необходимые для работы с курсом. Основные технические проблемы и варианты их решения.

· Основная методика работы с курсом (самостоятельная работа, работа в группе, работа с преподавателем и т.д.).

· Навигация по курсу (возможно представление интерактивной схемы обучения от модуля к модулю с заданиями).

· Принятые обозначения и сокращения в курсе.

· Количество модулей в курсе. Структура модулей.

· Примерное время на изучение материалов.

· Рекомендации по взаимодействию с преподавателем.

Методические указания также должны содержать инструкции к каждому модулю курса, предваряя действия слушателей. В описание работы по каждому модулю могут входить:

· цели и задачи модуля;

· обязательная литература;

· дополнительная литература по модулю;

· перечень упражнений и заданий, которые нужно выполнить;

· требования к содержанию, объему, оформлению и представлению контрольных заданий;

· критерии оценивания заданий;

· сроки принятия, проверки (рецензирования) заданий;

· примерное распределение времени на работу с модулем,
например:

o чтение — 1,5 часа (чтобы лучше усвоить, разбейте материал на 4–5 порций);

o выполнение индивидуальной зачетной работы — 4 часа;

· помощь. Подсказки, где слушатель может найти помощь в случае затруднений. Например, указать формат сообщения, адресованного преподавателю по электронной почте (темой сообщения в случае отправки вопроса должно быть примерно следующее: «Курс истории литературы. Вопрос»);

· часто задаваемые вопросы по модулю.

Описывайте каждый модуль как можно подробнее, давайте максимальное количество инструкций. Таким образом, вы оградите себя от повторяющихся вопросов и поможете слушателям сориентироваться в новом для них курсе.

Также составляется расписание курса , которое включает следующее:

- Сроки прохождения курса

- График прохождения тем и разделов по данной дисциплине

- Формы и время отчетности

- График прохождения практических и семинарских занятий

- График консультаций

Пример

Раздел

Тема

Виды

учебной работы

Срок освоения темы

Вид контроля

Срок предоставления задания на проверку

(даты)

Введение в ДО

Понятие о ДО

Самостоятельная
работа,

электронный семинар (форум)

15.12.04

22.12.04

1.

1. 20.12.04

2. Форум

2. 15.12.04

21.12.04

3. Тестирование

3. 22.12.04

Материалы для изучения

Гипертекст

Развернутое, целостное, системное изложение содержание модуля. В этом тексте раскрывается содержание каждого учебного элемента. Гипертекст может содержать ссылки на материалы, размещенные в Интернете. Стиль изложения в основном - академический. Информа­ции должно быть достаточно для выполнения всех контрольных за­даний.

Лекция

Обзорное освещение материала с выделением ключевых вопросов, проблем. Показ взаимосвязей с материалом других блоков. Стиль изложения приближен к живому общению, поэтому может содержать обращения (“обратите внимание”, "подумайте"), ритори­ческие вопросы, проблемные ситуации, ссылки на знания и опыт слушателей. Текст лекций может быть представлен в тезисной или развер­нутой форме, и, как правило, разбит на отдельные логически завершенные части. Богатейшие возможности для иллюстрации изучаемого материала представляют средства мультимедиа: звук, видео, графика, тексты, анимация и др. Данные элементы повышают качество лекции и позволяют удерживать внимание слушателей. Возможно использование видео-, аудиозаписей лекций.

Подборки статей или фрагменты книг

Используются в том случае, если литера­тура с системным и исчерпывающим изложением материала нахо­дится в объемных изданиях или недоступна на местах.

Ссылки на ресурсы Интернет

Интернет является мощным источником информации, что в полной мере должно использоваться при создании дистанционного курса. Набор полезных ссылок в курсе может компенсировать недостаток других материалов.

Обобщающие таблицы, диаграммы, схемы, графики

В них отражаем самые главные сведения и связи. Не следует злоупотреблять количеством таблиц, схем и диаграмм. При разра­ботке графических материалов следует руководствоваться требованиями:

- целевая и смысловая значимость элементов и связей;

- их иерархическое расположение;

- простота и наглядность схематического представления;

- нумерация, наличие заголовков, краткие комментарии.

Справочные материалы

Используются, если для понимания проб­лемы необходимы ссылки на:

- статистические данные;

- нормативные документы;

- некоторые сведения из других содержательных блоков;

- исторические сведения;

- биографические данные и т.д.

Глоссарий

Включается в модуль в том случае, когда в тексте встречаются непонятные слова и выражения, новые термины, иност­ранные слова, содержание которых не раскрывалось в тексте.

Список литературы

В этот список помимо аннотированной литературы и исполь­зованной при подготовке файла материалов включается и дополнительная литература, которую слушатель может использовать по своему усмотрению.

Оформление списка допускается разными способами:

- В алфавитном порядке по фамилии автора или названию книги.

- В порядке значимости для решения проблемы. Значимость может обозначаться подзаголовками: обязательная, основная, дополнительная.

- По тематическим отделам модуля.

Описание литературных источников оформляется в соответствии с ГОСТ.

При разработке курса ДО следует принимать во внимание изолированность слушателя, обучающегося дистанционно. Материалы должны снабжаться необходимыми пояснениями, быть дружественными к пользователю и привлекательны, все трудности процесса изучения должны заранее предвидеться авторами.

Подготовка текста

Текст — наиболее распространенный и легко создаваемый вид информации, это основа любого курса. Существует несколько простых правил, на которые следует ориентироваться при подготовке материалов для дистанционного курса:

1. Тексты должны быть лаконичны, не перенасыщены сложными терминами и сокращениями.

2. Материал страницы нужно разбивать на небольшие абзацы и сокращать объем материала, представленный на одной странице (или окне монитора). Иначе могут возникнуть следующие проблемы:

- Во-первых, «большой текст» утомляет и провоцирует пассивность читателей. Если они пассивны, то менее внимательны и хуже усваивают материал. Оба этих фактора (снижение внимание и худшее усвоение), безусловно, противоречат основному предназначению курса. Пассивная аудитория обычно не усваивает материал и не участвует в процессе обучения.

- Во-вторых, чем больше объем материала, тем чаще приходится прокручивать страницы. Прокрутка мешает сосредоточиться.

- В-третьих, внимание естественным образом притягивается к точке, расположенной в середине экрана. Поэтому слушатель может выпустить из виду важные детали, представленные в верхней или нижней его части. Прокручивание текста приводит к тому, что важные аспекты легко потерять. Идеальным представляется размещение основного понятия или мысли в центре экрана (примерно на треть расстояния от верхней его границы), так как именно к этой точке обычно бывает прикован взгляд.

Если учебный материал занимает очень большой объем, а разбить его на отдельные фрагменты не получается, то его нужно размещать для скачивания в виде заархивированного файла или помещать в библиотеку курса.

3. Пользуйтесь в тексте гиперссылками, в том числе внешними, но не перегружайте ими текст, так как слушатель может потерять ориентировку в информации.

4. Желательно использовать наглядность — таблицы, схемы, графики и т.п., которые позволяют сконцентрировать информацию и за счет этого сократить объем учебного текста. Кроме того, звуковые, видео, анимационные и другие вставки позволяют объяснить трудные для понимания моменты, улучшить восприятие сложных моделей и т.д.

Продумайте, какие рисунки, схемы, графики, таблицы и в каком цветовом решении вы можете включить в текст; какие звуковые, видео-файлы и пр. целесообразны для использования в конкретной порции материала.

5. Используйте приемы акцентирования внимания. Визуально на экране текстовую информацию можно выделить несколькими способами:

- местом ее расположения,

- выравниванием,

- фоном,

- выбором шрифта,

- начертанием и цветом шрифта (на одном окне не рекомендуется использовать более 3–4 цветов одновременно).

Восприятие текста идет значительно эффективнее, если глаз сразу может охватить не отдельные слова или обрывки фразы, а целую строку, законченный фрагмент или абзац. Очень важным моментом является использование единого стиля оформления.

6. Проверяйте орфографию. Небольшие опечатки всегда найдутся, но лучше тщательно вычитать весь текст, так как они ослабляют содержание. Будьте внимательны, программам проверки орфографии нельзя доверять на 100%!

7. Давайте возможность распечатки учебных материалов (желательно в одном файле, чтобы слушателям не приходилось распечатывать каждый раздел отдельно).

Формы организации учебного процесса в ДО

Форма организации учебного процесса или организационная форма обучения — это процесс обучения с точки зрения места, времени, количества слушателей, особенностей взаимодействия участников образовательного процесса (т. е. учителя и ученика), а также целей, содержания и различных технологий обучения.

Дистанционный курс не должен быть просто набором материалов для изучения и контрольных заданий, это живой диалог между преподавателем и слушателями.

Всем известны такие традиционные формы организации обучения, как лекции, семинары, зачеты, конференции, уроки. Однако технологические особенности ДО привносят свою специфику в традиционные формы обучения.

Прежде чем рассмотреть возможные формы обучения в ДО, нужно выяснить, какую учебную деятельность технически возможно организовать в интернете?

Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями интернета, можно условно разделить на три группы:

1) поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т. п.;

2) общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, online-форумы, видеоконференции, ICQ и т. д.;

3) публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.

Поиск информации :

поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

· написание ов,

· составление аннотированных ссылок,

· рецензия на сайт по теме,

· работа с веб-квестами,

· поиски «сокровища»,

· сбор мультимедийного материала к теме,

· иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;

Общение :

· виртуальные встречи,

· переписка,

· обсуждение,

· ролевые игры.

Публикация в сети :

· создание тематических веб-страниц, создание веб-квестов,

· публикация выпускных работ, статей, создание тематических банков данных,

· создание фотосериалов и других мультимедийных ресурсов.

Возможны следующие формы организации обучения с учетом технологических возможностей ДО на базе интернета:

1. Лекции. Лекции в системе дистанционного обучения могут быть представлены в различных видах:

- телевизионная лекция

- аудиолекция

- лекция через видеоконференцию

- электронная лекция

2. Консультации. Могут быть индивидуальными и групповыми (но не более 5–7 человек одновременно). Они могут проводиться в реальном (чат, телефон, ICQ, Skype) и отложенном (электронная почта, форум) времени.

3. Семинары (групповое обсуждение слушателями темы учебной программы под руководством преподавателя). Могут быть реализованы с помощью:

- видеоконференции

- чата

- форума

4. Проекты (групповые, индивидуальные исследовательские, творческие, информационные, техническая база: все сервисы интернета).

5. Лабораторно-практические занятия .

- виртуальный лабораторный практикум (имитация эксперимента)

- работа с приборами на удалении (сетевой удаленный доступ к реальным лабораторным установкам)

6. Индивидуальные задания (эссе, ы, задачи и др.).

7. Контроль (онлайн-тестирование, экзамены, зачет; требуется специализированное программное обеспечение).

8. Игры. По характеру игровой методики выделяют:

- Имитационные игры. Имитируется деятельность какой-то организации, предприятия, фирмы. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (совещание, разработка проекта и т. п.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

- Операционные игры. Помогают отработать выполнение каких-либо специфических операций (например, сформировать навык работы с электронной почтой или пользования поисковой системой).

- Исполнение ролей. Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Разрабатывается модель — пьеса со сценарием, между участниками распределяются роли.

- «Деловой театр». Разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

9. Ситуационный анализ (кейс-стади). Задача ситуационного анализа состоит в комплексном исследовании конкретной ситуации и оценке эффективности принятых решений.

Формы контроля учебной деятельности

При разработке курса желательно задаваться вопросом, как организовать на его основе взаимодействия преподавателя и слушателя. Для этого помимо сопровождения лекций тестами для контроля и самоконтроля, необходимо подготовить практические задания , которые можно выполнять индивидуально или в группе. Термин «задания» достаточно широк и включает в себя решение задач, выполнение письменных упражнений и т.п.

Приведем несколько примеров заданий, которые можно включать в УМК:

· решение задач . Это могут быть интерактивные задания, при которых ответы сразу пересылаются преподавателю или становятся видны пользователю;

· написание и защита ов : -обзор, -рецензия (реферат в электронном виде размещается на сайте курса, а защита проводится в виде чата или обсуждения в телеконференции);

· анализ существующих в сети ов на данную тему, их оценивание (размещается на форуме дистанционного курса), создание рейтинга студенческих работ (голосование на форуме);

· составление коллекции аннотированных ссылок интернета по теме;

· рецензия на сайт по изучаемой теме и ее презентация (по списку рассылки или на форуме);

· обзоры профессиональных телеконференций , анализ обсуждения актуальных проблем (работа размещается в индивидуальном портфеле);

· «поиски сокровища». Преподаватель находит (или прячет) где-то в сети интересный документ, который слушатели должны найти с помощью поисковых систем, используя ключевые слова, формулируя другими словами заданную проблему (интересное задание для изучающих иностранные языки);

· прослушивание и анализ тематических радиопередач, транслируемых через интернет (анализ размещается в индивидуальном портфеле);

· просмотр и анализ тематических телепередач или видеороликов в сети;

· сбор мультимедиа-материалов к заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио), (работа размещается в индивидуальном или групповом портфеле);

· иллюстрация найденного текста своими мультимедиа-материалами (графика, схемы, таблицы и т.д.),

· консультация экспертов . Слушатели могут обратиться за разъяснениями к человеку, считающемуся экспертом в данной области (вопросы и полученные ответы размещаются в форуме курса);

· проведение опросов . Выбирается интересующая слушателей тема, например, отношение к выборам, и опрашивается возможно большее количество людей в сети или обычными методами опросов. Результаты анализируются и предоставляются всем желающим, размещаются на сайте курса;

· обсуждение заданной темы или вопроса (в асинхронной телеконференции или форуме). При этом следует учить слушателей аргументированию собственной позиции;

· ролевая игра, которую ведет слушатель.

· ролевая игра, которую ведет преподаватель.

· консультации. Могут проводиться по электронной почте. Иногда можно проводить в виде чата. В этом случае преподаватель назначает регулярное время, когда он будет в сети — например, по средам с 18.00 до 19.00;

· тематический чат . Он может иметь различные сценарии проведения. При подготовке заданий для чата в электронном учебнике укажите название обсуждаемой темы и вопросы для обсуждения;

· присутствие на расстоянии . Видеоконференции могут дать слушателям возможность на различных образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, презентациях);

· виртуальные лабораторные работы . Возможны по физике и другим естественно-научным дисциплинам. Осуществляются с помощью особых программ;

· создание видеороликов и фотосериалов. Современные цифровые фотоаппараты помогут создать видео или серию изображений на заданную тему. Это может быть заданием для слушателей — создать веб-страницу, фотоальбом с описанием какого-либо процесса. Фотосериал занимает значительно меньше места, чем видеоролик, и очень часто показывает те же операции нагляднее. Можно использовать в ходе обучения и гуманитарным предметам, так как они позволяют показать развитие ситуации.

Приведенный перечень далеко не полон. У каждого преподавателя есть свои любимые приемы работы, которые можно было бы адаптировать к новой технологии.

В каждом модуле может использоваться не более двух-трех типов зачетных заданий.

При организации контроля учебной деятельности в сети также очень важным является вопрос, кто же будет оценивать знания слушателей.

Проверять выполненные задания могут:

· Преподаватель. Это самый удобный вариант осуществления контроля, поскольку здесь происходит личный контакт преподавателя и слушателя. Проблемой при этом является охват слушателей одним преподавателем. Опыт проведения дистанционных курсов показывает, что один преподаватель в сети может вести не более 15–20 слушателей.

· Другие слушатели. При проведении дистанционного обучения очень часто используется прием парной или групповой проверки зачетных письменных работ.

· Компьютерная программа. Поскольку многие контрольные задания, которые должны выполнить учащиеся при дистанционном обучении в интернете, являются более или менее стандартизированными, то обрабатывать их может специально подготовленная компьютерная программа.

Авторское право и материалы курсов

При создании дистанционных курсов возникают вопросы авторского права в двух аспектах — соблюдение прав на чужие произведения, цитируемые или используемые Вами в каком-либо виде в конкретной разработке, и защита (сохранение) своих собственных прав на создаваемый вами продукт.

Основной нормативный документ - Гражданский кодекс РФ, Раздел 7 «ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ».

Защита собственных прав

В любом случае защита авторских прав лежит, как правило, на самом авторе или на правообладателе авторских прав, поэтому прежде чем помещать произведение в Интернет, автором должны быть предприняты некоторые дополнительные действия по защите своих авторских прав.

- Фиксация объектов на бумажном носителе и публикация в бумажном средстве массовой информации.

- Депонирование объектов авторского права в собственном хранилище или с помощью услуг соответствующих организаций (Российское Авторское Общество — http://www.rao.ru/, Фонд развития Интернет-культуры — http://frinc.org/). На сайте Российского Авторского Общества приводятся бланки заполнения необходимой документации для этого.

- Регистрация программ для ЭВМ и баз данных (Российское агентство по патентам и товарным знакам — http://www.rupto.ru, Российское Авторское Общество — http://www.rao.ru/). Процедура и перечень необходимых документов для регистрации приведены в статье 13 [1].

- Обращение к экспертным организациям и учреждениям с просьбой исследовать содержание того или иного носителя или сайта в сети Интернет.

- Обращение к провайдерам тех или иных информационных ресурсов или систем с просьбой зафиксировать их содержание, а также предоставить информацию о доступе к ним.

- Использование услуг нотариусов (от засвидетельствования даты распечатанного материала до назначения экспертизы — например, отдать нотариусу на хранение упакованный материал, скрепленный печатью нотариуса и его подписью и подписью автора, или заверить у нотариуса свою подпись на титульном или ином листе с указанием даты).

- Использование цифровых технологий защиты

Кроме того, возможны действия по патентованию и сертификации продукта.

Соблюдение чужих авторских прав

Здесь есть несколько аспектов — правила цитирования, ссылки, воспроизведение, использование копии и пр.

В ряде случаев законодательство предусматривает использование произведений без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с указанием имени автора и источника заимствования. Список использованных в работе источников обычно приводится в конце текста (публикации, материала) по какому-либо признаку — по алфавиту, по мере упоминания в тексте и пр. В тексте ссылка даётся в конце абзаца (предложения), либо после названия произведения (имени автора) в квадратных скобках, в которые заключен соответствующий номер из приведённого списка использованных источников. Точка ставится после квадратных скобок (если ссылка стоит в конце предложения). Если необходимо дословное цитирование (толкование определений, понятий, приведение мнения и т.д.), то цитата заключается в кавычки, а ссылка в квадратных скобках состоит из номера источника и номера страницы источника, разделенных запятой.

Дословное цитирование приравнивается к копированию, воспроизведению части произведения, поэтому при обращении к существующим источникам необходимо соблюдение требований, предъявляемых автором. Если автор требует письменного разрешения на любое копирование и т.д., то цитирование предполагает получение такого разрешения. Если же Вы только ссылаетесь на его труд (статью, публикацию, книгу и т.д.), не используя отрывки и пр., то Ваши действия не будут являться нарушением авторских прав.

Использование в дистанционном курсе иллюстраций, звуков, анимации, видео и т.д. должно быть тщательно выверено с точки зрения принадлежности указанных произведений кому-либо.

Соблюдение этических и правовых норм по отношению к коллегам, авторам и их произведениям убережет Вас от неприятностей и необходимости нести за это ответственность.

В качестве пожелания авторам-разработчикам дистанционных курсов можно сказать, что только знание и соблюдение действующих законов поможет избежать недоразумений во взаимоотношениях с коллегами, соавторами, работодателем и т.д.

Сценарий разработки дистанционного курса

  1. Определить цели и задачи курса.
  2. Учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения слушателя и целей курса.
  3. Организация учебного процесса, методы взаимодействия преподавателя и слушателя, виды и формы занятий.
  4. Структуризация и подготовка учебного материала. Провести разбивку курса на разделы и разбивку содержания раздела на небольшие смысловые части – занятия (модули). Каждый раздел и каждое занятие модуля должны иметь заголовок. Курс должен быть не только хорошо изложен, но и удобно структурирован на сайте.
  5. Составление сценария реализации. Подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления слушателям заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию).
  6. Подготовка медиафрагментов. Разработка рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела ДО с эргономической точки зрения.
  7. Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет. Подбор внешних гиперссылок является одной из самых сложных задач автора курса. Тщательный подбор ссылок на документы в сети избавит слушателей от необходимости блуждать по Интернет в поисках информации. Размещение ссылок с аннотациями и на конкретные страницы сайта - источника при необходимости. Позволяет увязать курс с лучшими мировыми информационными источниками.
  8. Система контроля, оценки и сертификации. Подбор тестов, задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, тем ов и курсовых работ, составление подсказок. Проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи.
  9. Разработка методических материалов по изучению курса, календарь курса.
  10. Размещение материалов курса в Интернете.
  11. Тестирование курса, в том числе на различных разрешениях экрана и различных браузерах.
  12. Апробация курса.
  13. Модернизация курса по результатам апробации.

Литература

  1. Гражданский кодекс РФ http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=81406
  2. Андреев А.А. Введение в дистанционное образование.
  3. Архипов К.Е. Некоторые принципы построения современных дистанционных курсов.
  4. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. — Томск: Изд-во Томского Государственного университета, 2003.
  5. Канаво В. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет. edu.of.ru/attach/17/5982.doc
  6. Методические рекомендации. ГОУ ДПО "РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ".
  7. Моисеева М.В. Основные технологии дистанционного обучения.
  8. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/ Под ред. к.п.н. М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004.
  9. Насонова Ю.М., Федорова Е.Ф. Подготовка материалов для разработки электронных учебно-методических ресурсов: в помощь авторам. Методические указания для авторов-разработчиков ЭУМР.
  10. Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанцион­ной форме обучения. Методические рекомендации преподавателям. Изд-во СПбГТУ, 2000. Под редакцией профессора И.А. Цикина.
  11. Полат Е.С. Контроль знаний в дистанционном обучении.
  12. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения.
  13. Северова Н.Ю. Электронные учебно-методические комплексы.
  14. Семилетов С.И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета.
  15. Солдаткин В.И. Основы открытого образования.
  16. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн.

Полезные ресурсы

Дистанционный курс «Технология и методика создания дистанционных курсов» http://www.infotechno.ru/public.aspx?tehnsozdkurs


Приложение 1.

Рекомендации по определению уровней усвоения и формулированию заданий (таксономия Блума)

 

 

 

Уровни цели

Ключевые фразы в формулировании заданий

1. ∆ - Обязательный.

Основная характеристика:

Знание научных основ учебного материала и выполнение типовых познавательных действий, минимально достаточных для продолжения образования и ориентировки в окружающем мире, элементарной культуры.

Знание и воспроизведение основных факторов, явлений, правил, законом.

назови, перечисли, сформулируй, повтори …

Понимание основных логических и причинно-следственных связей, предъявленных в «готовом» виде.

приведи объяснение, покажи, воспроизведи доказательство, выбери, найди …

Аналитико-синтетическая деятельность при решении элементарных типовых познавательных задач (выделение 1-2 основных признаков, сторон; классификация по основному признаку; выводы по аналогии или алгоритму)

приведи пример, выдели главное, сравни по заданному признаку; распредели, заполни таблицу, повтори вывод, составь по образцу …

Применение знаний в типовых или аналогичных ситуаций, выполнение действий по правилу, алгоритму, образцу.

выполни, продемонстрируй, воспользуйся …

Оценочные суждения в основных типовых ситуациях, по заданным правилам

оцени по заданному критерию (истинно или ложно, хорошо или плохо …); оцени свое отношение, восприятие, что выберешь?

2.  - Дополнительный.

Основная характеристика:

Знание материала программы и выполнение действий на основе самостоятельного логического конструирования способов из известных типовых.

Знание и воспроизведение фактов, теорий, способов, аргументации, полученных в готовом виде из объяснений учителя и учебной литературы

изложи, опиши, приведи дополнительные факты, аргументы, раскрой содержание

Понимание различных связей (логических, причинно-следственных, функциональных и др.), изложенных в учебной литературе

объясни; выдели способы, причины …; приведи или подчеркни доказательство; выдели связи, причины; покажи взаимосвязь

Аналитико-синтетическая деятельность при решении составных типовых познавательных задач (выделение нескольких признаков, рассмотрение с разных сторон, классификация по разным признакам, обобщение и систематизация индуктивным путем, выводы по обобщенному алгоритму

сделай анализ, обоснуй способ, классифицируй, составь план, сделай вывод, сравни по разным признакам, установи и объясни закономерность, составь …

Применение знаний в ситуациях, требующих переноса знаний или самостоятельного конструирования способа из известных типовых

объясни цель, определи способ, наметь план, реши самостоятельно, выбери вариант, примени …

Оценочные суждения развернутого характера, с обоснованием

по каким критериям; оцени высказывание, согласен ли с …; выбери лучший вариант, выскажи замечания по заданным критериям, выбери наиболее близкое тебе суждение, оцени свое восприятие, сравни и оцени высказывания…

3. P - Усложненный (углубленный).

Основная характеристика:

Полное усвоение программного материала, стремление выйти за пределы учебника. Самостоятельная с элементами поиска работа.

Знание фактического и теоретического материала, приведенного в учебнике, привлечение дополнительных источников

соотнеси, раскрой, охарактеризуй, конкретизируй, проиллюстрируй, приведи факты, законы …

Понимание сложных взаимосвязей на основе самостоятельного осмысления

докажи, обоснуй, аргументируй, выскажи предположения, выдели проблему, противоречие, обоснуй противоречие …

Аналитико-синтетическая деятельность при решении любых познавательных задач на основе самостоятельного выделения признаков, рассмотрения со всех возможных сторон, включение во все возможные связи, формулирование выводов, самостоятельное дедуктивное обобщение

выдели признаки, проблему; сделай анализ, дай классификацию, установи взаимосвязь, иерархию, сделай выводы, составь развернутый план, составь, найди, сочини …

Применение в измененных и проблемных ситуациях

определи цель, найди способ, спланируй, отбери, проверь, реши проблему …

Оценочные суждения «от себя»

дай свою оценку, установи критерии, обсуди все «за» и «против», выскажи свое мнение, оцени свое восприятие, оцени проблему...