Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Докла д о результатах и основных направлениях деятельности департамента культуры Краснодарского края на 2010-2013 гг. Краснодар

 

             

Докла д о результатах и основных направлениях деятельности департамента культуры Краснодарского края на 2010-2013 гг. Краснодар

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Д О К Л А Д

о результатах и основных направлениях деятельности департамента культуры Краснодарского края на 2010-2013 гг.

Краснодар

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Цели, задачи и показатели деятельности

4

2. Расходные обязательства и формирование доходов

16

3. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность

17

4. Результативность бюджетных расходов

18

Приложения:

Приложение 1. Основные показатели деятельности департамента культуры Краснодарского края

Приложение 2. Оценка исполняемых расходных обязательств департамента культуры Краснодарского края

Приложение 3. Данные о фактических и планируемых объемах администрируемых доходов краевого бюджета

Приложение 4. Краткая характеристика бюджетных целевых программ департамента культуры Краснодарского края

Приложение 5. Краткая характеристика непрограммной деятельности департамента культуры Краснодарского края


Введение

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента культуры Краснодарского края на 2010 - 2013 годы (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 июня 2008 года № 548 "О создании системы управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти Краснодарского края", Методическими рекомендациями по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Краснодарского края.

Доклад разработан с целью развития системы программно-целевого управления, расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств.

В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 6 мая 2004 года №423 "О реорганизации департамента культуры Краснодарского края" департамент культуры Краснодарского края (далее – департамент культуры, Департамент) является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим государственную политику в области культуры, искусства и кинематографии.

Департамент осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии, основываясь на федеральных и краевых законодательных нормативных актах, а именно: Конституции Российской Федерации, федеральных и краевых законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актах главы администрации (губернатора) Краснодарского края и Законодательного Собрания Краснодарского края, программами социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочную перспективу (до 2012 года) и долгосрочную перспективу (до 2020 года).


Раздел 1. Цели, задачи и показатели деятельности

Основой для определения стратегических целей и разработки тактических задач Департамента являются основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года, стратегия информационного развития общества, принципы и направления государственной политики в области культуры в Краснодарском крае до 2012 года, стратегия развития отрасли "Культура, искусство и кинематография" Краснодарского края до 2020 года.

В современном мире культура и искусство являются важнейшими факторами, обеспечивающими духовное развитие, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества.

В своей деятельности Департамент стремится к обеспечению свободного доступа к получению информации, сохранению и укреплению нравственных ценностей общества, традиций патриотизма, культурного и творческого потенциала Краснодарского края.

Рассматривая успешное развитие отрасли "Культура, искусство и кинематография" как необходимое условие достижения стратегических целей социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочную перспективу (2008-2012 годы) и долгосрочную перспективу (2008 -2020 годы), исходя из приоритетных задач, Департамент определил три стратегические цели :

Стратегическая цель 1 . Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства на территории Краснодарского края

Стратегическая цель 2. Создание условий для реализации творческого потенциала и обеспечение прав граждан на участие культурной жизни Краснодарского края

Стратегическая цель 3. Повышение эффективности государственного управления в сфере культуры Краснодарского края.

Стратегические цели и тактические задачи Департамента находятся в полном соответствии с системой стратегических целей Краснодарского края , утвержденной распоряжением главы администрации Краснодарского края от 16 апреля 2008 года №259-р "Об утверждении системы стратегических целей Краснодарского края и показателей их достижения", а также с Основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и планом действий по их реализации, согласованным приказом Председателя Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 года № МФ – П44 – 2462.

Целевым значением для достижения поставленных стратегических целей является значение показателей выполнения стратегических целей и тактических задач за 2020 год (окончание действия стратегии развития отрасли "Культура, искусство и кинематография" Краснодарского края).

Цель 1: Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства на территории Краснодарского края.

Свободный доступ к информационным ресурсам, культурным ценностям и ознакомление с историческим наследием страны является важнейшим из инструментов формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей людей, особенно подрастающего поколения.

Необходимость сохранения и развития единого культурного пространства на территории Краснодарского края обусловлена различным уровнем обеспечения населения услугами организаций культуры, а также необходимостью сохранения и развития многонационального культурного наследия народов Кубани.

Сохранение национальных культурных ценностей имеет приоритетное значение для Краснодарского края, так как культурное наследие является важнейшим из инструментов формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно подрастающего поколения.

В связи с этим предполагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав граждан в свободном доступе к культурным ценностям и информации через улучшение условий для пользования учреждениями культуры, увеличения возможностей для получения и использования гражданами культурных ценностей и благ, создание условий для повышения качества жизни населения края.

Основными показателями, отражающими степень достижения цели, являются число пользователей общедоступными библиотеками на 1000 человек жителей края и число посещений музеев на 1000 человек населения края.

При подготовке Доклада значения указанных показателей, достигнутых в 2008 году были изменены. Это произошло в связи с уточнением данных о численности населения края.

В отчетном году число пользователей общедоступными библиотеками осталось на уровне 2008 года и составило 337 человек в расчете на 1000 жителей края. В связи с опережением динамики численности населения Краснодарского края темпов не достигнут плановый показатель числа пользователей общедоступными библиотеками в расчете на 1000 жителей края (на 7 человек).

Число посещений музеев в отчетном году увеличилось на 42 человека (на 12 процентов) в расчете на 1000 человек населения края.

Вместе с тем, превышение контрольных показателей, установленных стратегией развития отрасли "Культура, искусство и кинематография" Краснодарского края на 2009 год по числу пользователей общедоступными библиотеками в расчете на 1000 жителей края на 3 человека (на 1 процент) и числу посещений музеев в расчете на 1000 жителей края на 73 человека (на 22 процента) свидетельствует о достижении стратегической цели 1 департамента культуры за 2009 год.

Цель достигнута решением следующих тактических задач:

Тактическая задача 1.1. Создание условий для свободного и оперативного доступа граждан края к информационным ресурсам и знаниям.

Данная задача предполагает улучшение доступа населения к информации, знаниям путем модернизации учреждений культуры и искусства, а также с помощью внедрения современных коммуникационных и информационных систем.

Число библиотек, создающих электронные каталоги и другие базы данных (библиографические, фактографические, ивные и т.д.) за 2009 год увеличилось на 20 процентов. Совокупный объем собственных электронных баз данных общедоступных библиотек, в отчетном году вырос на 12 процентов. Это обусловлено увеличение количества компьютеризированных библиотек края с 476 ед. в 2008 году до 545 ед. в 2009 году, увеличение автоматизированных рабочих мест в них произошло на 13 процентов, в том числе в муниципальных библиотеках – на 16 процентов.

Фактическое значение показателя доли библиотек, имеющих доступ в Интернет в 2009 году возросло на 6 процентов. Для 201 муниципальной библиотеки стало возможным подключение к всемирной сети Интернет.

В 2009 году на пополнение библиотечных фондов общедоступных библиотек из бюджетов всех уровней было выделено более 50 млн. рублей, на которые приобретено 903 тыс. экземпляров книг (4 процента от общего объема библиотечных фондов общедоступных библиотек края). Рост книгообеспеченности населения края по сравнению с 2008 годов увеличился на 18 экземпляров (на 0,4 процента) в расчете на 1000 жителей. Однако в связи с списанием изношенной и морально устаревшей литературой книжных фондов, ростом цен на книжную продукцию, показатель книгообеспеченности населения в расчете на 1000 человек снизился по сравнению с ожидаемыми плановыми цифрами.

Реализация мероприятий в рамках данной задачи направлена на обеспечение равных условий для доступа всех категорий граждан к услугам учреждений культуры и искусства, в том числе граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Решение данной задачи предполагает создание качественно новой системы библиотечного и музейного обслуживания населения и позволит удовлетворить запросы населения в быстром, полном и свободном доступе к информации и знаниям.

Тактическая задача 1.2. С охранение и предотвращение утраты культурного наследия Кубани.

Необходимость сохранения и развития многонационального культурного наследия народов Кубани обусловлена проблемой стремительного разрушения памятников истории и культуры, неудовлетворительным состоянием сохранности предметов музейных фондов, особенно в муниципальных образованиях, утратой основ традиционной народной культуры.

Решение данной задачи направлено на реализацию положений следующих законов: Закона РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Закона РФ от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Закона РФ от 15 апреля 1998 года № 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", Закона Краснодарского края от 6 февраля 2003 года №558-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, размещенных на территории Краснодарского края", Закона Краснодарского края от 17 августа 2000 года № 313-КЗ "О пообъектном составе недвижимых памятников истории и культуры регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края " Закон Краснодарского края от 3 ноября 2000 года № 325-КЗ "О культуре", Законом Краснодарского края от 28 июня 2006 года № 1264-КЗ "О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае", Законом Краснодарского края от 20 декабря 2006 года №1168-КЗ "О кинематографии в Краснодарском крае" и других.

В целях сохранения и предотвращения утраты культурного наследия Кубани в 2009 году проведена работа по увеличению доли документов, прошедших консервацию на 3 процента, что составляет 13,4 процента от общего объема библиотечного фонда, требующего консервации.

В 2009 году музейными учреждениями Краснодарского края продолжена работа по комплектованию, изучению и популяризации историко-культурного, художественного и природного наследия. Особое внимание было обращено на использование регионального компонента, актуализацию музейной деятельности, применение новых форм массовой работы, расширение связей с творческими союзами, общественными формированиями, клубными объединениями, молодежными и ветеранскими организациями.

Данная задача предполагает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение поддержания оптимальных условий хранения и безопасности фондовых материалов музеев и библиотек, а также проведение необходимых мер по осуществлению реставрационных, консервационных, противоаварийных работ по объектам культурного наследия Краснодарского края.

К мерам по реализации данной задачи относится и проведение инвентаризации, оценки и регистрации фондовых материалов музеев и библиотек Краснодарского края, углубление процессов информатизации, связанных с ведением научной обработки, изучения, учета и хранения фондовых материалов.

Для полного обеспечения сохранности фондов необходимо своевременное и научно обоснованное их пополнение, позволяющее документировать все стороны жизни общества, развитие культуры и искусства, обеспечивать потребности различных слоев общества.

В настоящее время в государственных и муниципальных музеях края экспонируется и хранится 1145,1 тыс. предметов истории, культуры, изобразительного искусства и других культурных ценностей. За прошедший год под охрану государства поставлено еще 29 тыс. единиц хранения, что на 58 процентов больше, чем в 2008 году.

Тактическая задача 1.3. Улучшение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, искусства и кинематографии Краснодарского края.

Выполнение данной задачи предполагает улучшение качества услуг учреждений культуры, искусства и кинематографии, что предполагает создание новых высокохудожественных концертных программ и театральных постановок, предоставление разнообразных видов услуг, внедрение современных форм организации досуга населения, улучшение качества обслуживания посетителей учреждений.

Совершенствование качества оказания услуг в сфере культуры предполагает приведение их в соответствие с разработанными и утвержденными стандартами и критериями оценки качества услуг.

В 2009 году ни один из государственных или муниципальных музее не допустил снижения показателей посещаемости и количества экскурсий. Всего в прошедшем году музеями края проведено 52,9 тыс. экскурсий.

При подготовке Доклада уточнены отчетные и плановые значения показателя «Охват экскурсионным обслуживанием в музейных учреждениях». В 2009 году экскурсионным обслуживанием было охвачено 48 процентов посетителей музеев. Несмотря на увеличение численности посетителей музеев на 12 процентов и количества экскурсий на 18 процентов по сравнению с прошлым годом, охват экскурсионным обслуживанием в музеях края снизился на 1 процент по сравнению с уровнем 2008 года. Это произошло в связи с увеличением количества индивидуальных экскурсий.

Несмотря на увеличение общего числа пользователей библиотек, их удельный вес среди населения Краснодарского края остался на уровне 2008 года и составил составил 33,7 процента от общего числа жителей Краснодарского края. Снижение динамики охвата населения библиотечных обслуживанием по сравнению с ожидаемым значением связано с ростом пользователей электронных изданий, распространением среди населения доступа к информационной сети «Интернет».

Число зрителей кинотеатров в расчете на 1000 человек края в отчетном году возросло на 139 человек (на 16 процентов).

За прошедший год на 8 единиц увеличилось число кинозалов. По состоянию на 1 января 2010 года их количество в крае насчитывает 101 единицу, из которых 56 – оснащены современных кино-звуковым оборудованием.

В настоящее время киноотрасль Кубани занимает ведущие позиции в России по количеству кинозалов на 100 тысяч населения: 2 кинозала для городского населения, 1 кинозал для сельского.

. Это кинотеатры "Марс Сити" г.Армавир, "Октябрь" г.Анапа, киноцентры "Красная площадь", "Семь звезд", "Галерея", кинотеатры: "Аврора", "Болгария", "Сити" г. Краснодара. Всего в краев в настоящее время цифровым оборудованием формата 3 D располагают 11 кинотеатров, из них 3 муниципальных: "Нептун" г.Новороссийск, "Сочи" г.Сочи, "Аврора" г.Краснодар.

Помимо коммерческого кинопоказа кинотеатры активно участвуют в организации киносеансов и киномероприятий по краевым целевым программам. В 2009 году в кинотеатрах крае проведено 14 краевых киноакций.

Растет популярность театральных постановок. Так, количество посещений театров в расчете на 1000 человек населения в 2009 году увеличилось по сравнению с предшествующим годом на 13 человек (на 18 процентов).

Цель 2. Создание условий для реализации творческого потенциала и обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни.

В соответствии с "Основами законодательства о культуре", каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Профессиональным творческим работникам гарантируется обеспечение авторского права и смежных прав, право на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Стимулирование творческого процесса служит одним из основных методов поддержки развития отрасли культуры. Это направление расходов бюджетных средств, по которому ясно выражается результат, заключающийся в непосредственном создании культурного продукта.

Данная Цель направлена на обеспечение высокого художественного уровня и разнообразия видов, жанров и направлений профессионального искусства Кубани, обеспечение прав населения Краснодарского края на осуществление творческой деятельности, пользование учреждениями культуры и искусства и участие в культурной жизни края.

Предметом Цели является развитие начального и профессионального художественно-эстетического образования как особо необходимой для развития общества, обеспечение развития системы подготовки творческих кадров.

Достижение данной Цели позволит активизировать культурную жизнь всех категорий граждан, приобщить население к активному участию в творческом процессе.

Одним из показателей, характеризующим уровень достижения Цели является удельный вес населения, участвующего в организации культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры. Данный показатель отражает долю населения края. вовлеченного в культурный процесс через клубные формирования клубных и парковых муниципальных учреждений.

В отчетном году удельный вес населения, участвующего в клубных формированиях государственных и муниципальных учреждений культурно-досуговых учреждений края составил 4,9 процентов, что на 0,2 процента превышает уровень вовлечения населения в культурно-массовую деятельность клубных и парковых учреждений в 2008 году.

Динамику контингента учащихся детских художественных и музыкальных школ отражает показатель охвата детей школьного возраста (6-15 лет) эстетическим образованием.

Краснодарский край остается на лидирующих позициях по сравнительным характеристикам охвата эстетическим образованием детей школьного возраста. В 2009 году данный показатель составил 14,4 процента. На протяжении пяти последних лет прослеживается положительная динамика его развития. Данная позиция объясняется последовательной политикой администрации края. департамента культуры, местных администраций по сохранности контингента образовательных учреждений культуры и искусства. За последний год в крае было открыто дополнительно 3 школы дополнительного образования детей: детская школа искусств в ст. Привольной Каневского района, в г.Горячий Ключ, детская школа искусств ст. Новопокровской.

Тактическая задача 2.1. Сохранение и развитие художественно-эстетического образования и кадрового потенциала культуры и искусства Краснодарского края.

Данная задача направлена на развитие системы художественного образования, обеспечение государственных гарантий равных возможностей получения начального и профессионального художественно-эстетического образования, развитие системы подготовки творческих кадров.

На фоне развивающейся рыночной среды особую значимость приобретает непрерывность воспроизводства творческого потенциала края, его постоянное обновление посредством постоянного выявления и воспитания молодых дарований.

Развитие творчества населения Кубани невозможно без действующей системы художественно - эстетического образования, поддержки учебных заведений среднего профессионального образования.

Развитие новых систем управления и внедрение новых технологий в сферу культуры требуют введения новых учебных программ, внедрения новых программ и технологий обучения, переподготовки и повышения профессионального уровня работников отрасли.

Качество предоставляемых образовательных услуг в учебных заведениях культуры и искусства характеризуется высокими показателями успеваемости обучающихся, подтвержденными результатами итоговой государственной аттестации.

Удельный вес студентов образовательных учреждений среднего специального образования, удачно сдавших экзамены итоговой аттестации (на "4" и "5") в 2009 году составил 92 процента, что на 15 процентов превышает значение этого показателя 2008 года. Этому способствовал хороший уровень подготовки абитуриентов в учреждениях начального художественно-эстетического образования, высокая оценка результатов учебной деятельности аттестационными комиссиями из числа профессорско-преподавательского состава ведущих вузов России.

Качественный выпуск способствует большому количеству выпускников училищ и колледжей искусств. поступающих в профильные ВУЗы в системе непрерывного образования.

В 2008 году 30,5 процентов выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства продолжили свое обучение в высших учебных заведениях России. В 2009 году

студентами высших учебных заведений стали 36 процентов выпускников.

Одной из основных задач является систематическое повышение квалификации работников культуры и искусства.

В 2009 году повышение квалификации и профессиональную переподготовку в методических центрах культуры прошли 3363 работника отрасли "Культура, искусство и кинематография" Краснодарского края, что на 592 человека (на 21 процент) больше уровня 2008 года.

Кроме курсов повышения квалификации, методическими центрами в 2009 году проведено 35 мастер-классов, творческих лабораторий, на которых обучено 970 человек.

Тактическая задача 2.2. Развитие профессионального сценического искусства Краснодарского края

Необходимым условием сохранения отечественной культуры является укрепление и дальнейшее развитие профессионального искусства путем совершенствования механизмов его поддержки, стимулирования процессов творчества и обеспечения социальной защиты творческих работников. Данная задача предполагает обеспечение государственного протекционизма профессиональному театральному и музыкальному искусству, улучшение условий для творческой деятельности, свободу творческого самовыражения.

Данная задача предполагает обеспечение государственного протекционизма профессиональному театральному и музыкальному искусству, улучшение условий для творческой деятельности, свободу творческого самовыражения.

Театрами и концертными организациями края в отчетном году проведено 3616 мероприятий, которые посетили 1422 тыс. зрителей. Это на 127 мероприятий и на 10 тыс. зрителей больше, чем в 2008 году.

Посещаемость зрителями театров края в 2009 году составила в среднем 330 человек на 1 спектакле.

По статистическим данным Министерства культуры Российской Федерации за 2008 год усредненное значение показателя посещаемости спектаклей театров по Российской Федерации составляет 214 человек, театров Южного Федерального округа – 206.

Среднее число зрителей, присутствующих на 1 мероприятии, проведенном концертными организациями Краснодарского края в 2009 году составило 430 человек, что на 56 процентов больше, чем в среднем по концертным организациям Российской Федерации, и на 40 процентов больше. чем в среднем по ЮФО в 2008 году.

Для сравнения:

В 2008 году на одном мероприятии концертных организаций Ставропольского края в среднем присутствовало 353 человека, Ростовской области – 212, Астраханской – 204 .

На одном спектакля театров Астраханской и Волгоградской областей в 2008 году присутствовало в среднем по 201 человеку. Ростовской области – по 261 человеку, Ставропольского края – по 272.

Профессиональными театральными коллективами Краснодарского края в 2009 году осуществлены постановки 21 нового спектакля, что на 4 спектакля меньше плановых показателей. Это произошло в связи с сокращением бюджетных ассигнований на краевые целевые программы, в рамках которых осуществляется постановка новых спектаклей.

В расчете на один театр в Краснодарском крае в отчетном году было осуществлено 4,2 новые постановки (в 2008 году – 4), что в рейтинге по этому показателю соответствует третьей строчке в ЮФО после Ростовской области (6,1) и Ставропольского края (5,3).

Тактическая задача 2.3. Развитие самодеятельного народного творчества в Краснодарском крае

Базовым элементом государственной политики по созданию условий для реализации творческого потенциала и обеспечению прав граждан на участие в культурной жизни является сохранение традиционной народной культуры как самой массовой формы культурной деятельности.

Данная задача направлена на внедрение и развитие традиционной народной культуры в современную культурную практику, возрождение кубанских традиций, обеспечение жанрового многообразия самодеятельного народного творчества, создание условий для развития национальных коллективов, развитие единой научно-методической базы данных о формах и методах организации культурной деятельности населения и реализации социально-культурных инициатив.

В рамках реализации Закона "О государственной политике в сфере
сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском
крае" Постановлением Законодательного Собрания Края в 2009 году к особо
ценным объектам культурного достояния Краснодарского края в области
традиционной народной культуры отнесены Детская школа искусств
традиционных народных ремесел Кубани пос. Мезмай Апшеронского района
и инновационная программа "Нетрадиционная методика воспитания детей в
возрасте от 2-х до 17 лет в традиционной певческой культуре",
разработанная Инной Станиславовной и Виталием Дмитриевичем Уланскими
из станицы Федоровской Абинского района.

Дома культуры, клубы остаются центрами самой массовой, общедоступной досуговой деятельности, позволяющей реализовать
населению свои интересы и увлечения, раскрыть творческие способности.

Приоритетными направлениями в их работе являются: организация
содержательного досуга детей и подростков, патриотическое, духовно-
нравственное и правовое воспитание, пропаганда здорового образа жизни,
профилактика безнадзорности и правонарушений. Учреждениями культуры проводится определенная работа по
реализации Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года №1539-КЗ "О
мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Краснодарском крае".

В муниципальных и поселенческих культурно-досуговых учреждениях в 2009 году
в 2009 году функционировало 11453 клубных формирований с общим числом участников
247 тысяч человек (на 320 коллективов и почти 7 тысяч человек больше, чем
в 2008 году).

Важным направлением работы клубных учреждений является участие
самодеятельных коллективов в краевых, региональных, Всероссийских
фестивалях и конкурсах.

Ежегодное проведение в крае 25 масштабных престижных фестивалей и конкурсов регионального, общероссийского и международного уровня позволяет заинтересовать и привлечь новых участников в коллективы самодеятельного народного творчества Краснодарского края.

Число участников самодеятельных коллективов всех жанров в расчете на на 1000 жителей края в 2009 году составило 22,1 человека. Это на 2 процента больше, чем в 2008 году.

За истекший год участников число детских клубных формирований увеличилось на 4983 человека, общее количество коллективов самодеятельного народного творчества
увеличилось на 130 единиц.

В 2009 году клубными учреждениями было проведено 280 тысяч культурно-досуговых мероприятий, это на 7 тысяч больше, чем в 2008 году. Из них для детей проведено 129 тыс. мероприятий, что на 8 процентов (на 10 тыс. мероприятий) больше предыдущего года.

Цель 3. Повышение эффективности государственного управления в области культуры

Достижение данной стратегической Цели направлено на обеспечение на краевом уровне гарантий по формированию благоприятных условий развития отрасли культуры, расширения использования потенциала культуры и искусства для создания позитивного образа края в общероссийском пространстве, развития межнациональных, межрегиональных и международных культурных связей.

Значение этого показателя «Обеспеченность государственными и муниципальными учреждениями культурно-досугового типа на 100000 человек населения» в отчетном году составила 21,6 ед., что на 0,1 ед. меньше уровня обеспеченности 2008 года и плановых значений показателя 2009 года.

Несмотря на рост сети учреждений культурно-досугового типа Краснодарского края в 2009 году на 1 единицу, численность населения Краснодарского края по сравнению с 2008 годов выросла на 19 тыс. человек, что в расчете на 1000 жителей края привело к снижению показателя обеспеченности населения учреждениями по сравнению с 2008 годом на 0,1 ед., с плановым значением – на 0,2 ед.

В связи с этим, достижение данной стратегической Цели будет осуществляться за счет интенсификации использования объектов культурно-досугового типа.

Общее количество автономных учреждений культуры в отчетном году составило 17 ед., доля которых в общем числе учреждений отрасли составила 0,66 процента.

Доля расходов консолидированного бюджета Краснодарского края на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями культуры (в общем объеме расходов консолидированного бюджета Краснодарского края на финансирование отрасли) в отчетном году составила 1,5 процента, что превышает установленные плановые показатели.

Тактическая задача 3.1. Повышение эффективности использования ресурсов учреждений культуры, искусства и кинематографии.

Данная задача направлена на реализацию финансово-экономических и нормативно-творческих мероприятий в сфере культуры, к которым относятся осуществление мер социальной поддержки работников отрасли, внедрение отраслевой системы оплаты труда, позволяющей обеспечить оценку труда по его результату, введение новых организационно-правовых форм некоммерческих организаций, отвечающих специфике отрасли, обеспечивающих социальное партнерство и одновременно являющихся конкурентными в современном рыночном пространстве.

В рамках реализации данной задачи предполагается также реализация мер, направленных на создание условий для более интенсивного использования имеющихся ресурсов учреждений культуры и искусства за счет повышения поступлений от платных форм и видов услуг населению в целях увеличения доходности и конкурентоспособности учреждений культуры.

В целях привлечения дополнительных источников финансирования основной деятельности учреждениями отрасли была проведена работа по увеличению доходности оказываемых населению услуг культуры. За отчетный год учреждениями получено 1463 млн. руб., что на 256 млн. руб. (на 21 процент) больше, чем за 2008 год.

За отчетный год расходы одного жителя Краснодарского края на удовлетворение культурных потребностей и запросов увеличились с 221 до 273 рублей – с учетом услуг, оказываемых частными предприятиями, и с 151 до 180 руб. – услуг государственных и муниципальных учреждений.

Доля доходов от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств учреждений культуры и искусства в 2009 году увеличилась на 0,3 процента и составила 22 процента.

Новые условия оплаты труда, введенные в отрасли с 1 декабря 2008 года, позволили обеспечить дифференцированный подход к оплате труда работников в зависимости от качества выполняемой работы и ее результатов.

Размер среднемесячной заработной платы работников отрасли "Культура, искусство и кинематография" Краснодарского края за отчетный год составил 8529 руб., что на 1788 руб. (на 27 процентов) выше, чем в 2008 году.

В государственных учреждениях отрасли её размер вырос на 15 процентов и составил 13303 руб., в муниципальных – на 29 процентов и составил 7829 руб.

Для сравнения:

В Ульяновской области размер среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры по итогам 2009 года составил 6900 руб. (на 20 процентов ниже, чем в Краснодарском крае), в Ростовской и Рязанской областях – 7300 руб. (на 15 процентов ниже), в Ставропольском крае, в Тверской и Нижегородской областях – 8300 руб. (на 3 процента ниже). В Волгоградской области размер среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры на 8 процентов выше, чем в Краснодарском крае и составляет 9200 руб.

Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства к среднемесячной заработной плате работников. занятых в сфере экономики Краснодарского края в отчетном году по сравнению с 2008 годом составила 58 процентов (рост 6 процентов).

Тактическая задача 3.2. Увеличение интеграции культуры и искусства Краснодарского края в российское и мировое культурное пространство.

Данная задача направлена на расширение использования потенциала культуры и искусства для создания позитивного образа края при формировании межрегиональных и межнациональных общественных связей.

В рамках данного направления предполагается создание условий для укрепления международных и межрегиональных культурных связей, проведение культурного обмена и взаимообогащения, представление на международном и российском уровне традиционной и современной кубанской культуры.

Несмотря на кризисные явления в экономике страны и Краснодарского края, прошедший год стал богатым на театральные события и гастроли.

Свидетельством тому новые спектакли и концертные программы, гастроли творческих коллективов по регионам России и странам ближнего и дальнего зарубежья, концерты в престижных залах Москвы и Санкт-Петербурга, победы во Всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.

Знаковым событием в культурной жизни стал 70 летний юбилей Краснодарской филармонии, артистам которой рукоплескали зрители Москвы и Санкт-Петербурга. Своей программой "Синеокая Кубань – дочь России" артисты филармонии смогли показать весь спектр музыкального творчества Кубани.

Состоялись гастроли Государственного академического Кубанского казачьего хора в Италии, Франции, Южноафриканской республике, Казахстане. По просьбе Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла артисты хора пели богослужение в Донском монастыре.

С победой вернулся из Воронежа ансамбль "Криница", где он участвовал во Всероссийском фестивале.

В течении 2009 года на территории Краснодарского края прошло свыше 300 различных фестивалей, конкурсов, смотров, выставок, из них свыше 40 — крупномасштабных.

Новой страницей культуры Кубани стал краевой фестиваль "Легенды Тамани", открытие которого состоялось 5 сентября в этно-культурном комплексе "Атамань". В рамках этой акции прошли краевой фестиваль фольклора "Золотое яблоко", фестиваль духовной музыки, конкурс семейных музейных реликвий "Живая история".

При подготовке Доклада уточнены отчетные и плановые значения показателей достижения данной тактической задачи. Значения показателей приведены в соответствия с показателями социально-экономической эффективности Программы социально-экономического развития Краснодарского края до 2012 года.

Значения основных показателей деятельности Департамента, характеризующих достижение его целей и задач в отчетном и плановом периодах, а также их целевые значения представлены в Приложении 1.

Раздел 2. Расходные обязательства и формирование доходов

Общий объем исполняемых департаментом культуры Краснодарского края расходных обязательств в 2008 году составил 1376078,9 тыс. руб., в 2009 году – 1302856,8 тыс. руб., в текущем году (по состоянию на 31 марта) – 1290954,8 тыс. руб.

Данные об исполненных расходных обязательствах департамента культуры Краснодарского края за период 2008-2009 годов и плановый период 2010-2012 годов представлены в таблице 2.

В качестве основы для определения объемов бюджетного финансирования на 2010 – 2013 годы приняты объемы бюджетного финансирования в 2009 году (с учетом вносимых поправок), скорректированные в сторону увеличения затрат с учетом индекса-дефлятора, рекомендованного департаментом экономического развития Краснодарского края.

В соответствии с целями и задачами деятельности департамента культуры Краснодарского края объем исполняемых расходных обязательств на 2010 год составит 1290954,8 тыс. руб., на 2011 год – 1184862,6 тыс. руб., на 2012 год – 1133587,9 тыс. руб., 2013 год – 1111957,6 тыс. руб.

Сокращение объема бюджетных ассигнований на 2010, 2011 и 2012 годы по сравнению с 2009 годом запланировано в связи с завершением срока реализации краевой целевой программы поддержки сельских клубных учреждений Краснодарского края, оптимизации бюджетных расходов.

Объем и структура расходных обязательств департамента культуры сформированы на основании заключенных договоров и соглашений, принятых и проектируемых краевых целевых программ.

Функции по администрированию платежей в краевой бюджет на департамент культуры Краснодарского края не возложены.

С 2009 года департамент культуры Краснодарского края является администратором доходов Краснодарского края в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на комплектование книжных фондов муниципальных библиотек. Плановый и фактический объем указанных доходов на 2009 год составил 16066 тыс. руб, на 2010 год предусмотрено 12044 тыс. руб.

Раздел 3. Бюджетные целевые программы, непрограммная деятельность

Достижение поставленных целей и задач департамента культуры как субъекта бюджетного планирования осуществляется посредством участия в реализации краевых целевых программ, а также посредством непрограммной деятельности.

В 2009 году департамент культуры Краснодарского края являлся координатором 2 краевых целевых программ и участвовал в реализации 9 целевых программ других ведомств.

В 2010 году департамент культуры Краснодарского края координирует реализацию 1 краевой целевой программы "Культура Кубани (2009 – 2011 годы)". Кроме того, департамент культуры как субъект бюджетного планирования в 2010 году участвует в 9 краевых целевых программах других ведомств, в том числе:

- краевая целевая программа "Дети Кубани" на 2009-2013 годы,

-краевая целевая программа "Духовно – нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и укрепление семейных традиций в Краснодарском крае" на 2007 – 2010 годы,

- краевая целевая программа "Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам в Краснодарском крае на 2009 – 2010 годы,

- Комплексная программа по укреплению правопорядка, профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью и противодействию коррупции в Краснодарском крае на 2010 – 2012 годы,

- краевая целевая программа "Старшее поколение" на 2009 – 2010 годы,

- краевая целевая программа "Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае" на 2008 – 2010 годы,

- краевая целевая программа "Пожарная безопасность в Краснодарском крае на период до 2012 года",

- долгосрочная краевая целевая программа "Кубань и великие победы России" на 2010 – 2012 годы,

- краевая целевая программа "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития горда Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта (2008 – 2013 годы)".

Краткая характеристика целевых программ департамента культуры представлена в Приложении 4 к настоящему Докладу.

В настоящее время департаментом культуры Краснодарского края утверждены концепции и разработаны проекты трех краевых целевых программ: "Развитие инфраструктуры кинопоказа в Краснодарском крае" на 2011 — 2015 годы, "Кадровое обеспечение сферы культуры и искусства Краснодарского края" на 2011 – 2013 годы, краевая целевая программа поддержки клубных учреждений Краснодарского края на 2011 – 2013 годы. Проекты целевых программ находятся в администрации Краснодарского края на утверждении.

Краткая характеристика внепрограммной деятельности департамента представлена в Приложении 5.

Непрограммная часть бюджетных расходов в 2008 году составила 939494 тыс. руб. (или 68 процентов от утвержденного объема средств), в 2009 году – 1063162 тыс. руб. (или 82 процента). Увеличение удельного веса расходов на непрограммуную деятельность департамента культуры произошло в связи с сокращением объема финансового обеспечения краевых целевых программ, а также увеличением бюджетных расходов на оплату труда работников подведомственных учреждений.

В соответствии с целями и задачами деятельности департамента культуры Краснодарского края объем непрограммых мероприятий на 2010 год составит 1033080 тыс. руб. (или 80 процентов) от общего объема финансовых средств, выделенных из краевого бюджета, в 2011 году – 1079796 тыс. руб., на 2012 год – 1079802 тыс. руб., на 2013 год – 1079810,9 тыс. руб.

Раздел 4. Эффективность и результативность деятельности

Анализ основных показателей эффективности и результативности деятельности учреждений культуры и искусства за 2009 год показал динамичное развитие отрасли "Культура" по всем стратегическим направлениям.

Объем бюджетной поддержки учреждений культуры, искусства и кинематографии из консолидированого бюджета Краснодарского края в 2009 году увеличился на 140 млн. руб. (на 3 процента) и составил 4 млрд. 503 млн. руб., в том числе из краевого бюджета – 944 млн. руб., из бюджетов муниципальных образований – 3 млрд. 559 млн. руб.

В расчете на одного жителя Краснодарского края ассигнования на культуру из консолидированного бюджета составили 879 руб., из которых 184 руб. – из краевого бюджета, 695 руб. – из бюджетов муниципальных образований.

В рамках реализации направлений стратегии развития информационного общества в Краснодарском крае на 20 процентов увеличилось число библиотек, создающих электронные каталоги и другие базы данных (библиографические, фактографические, ивные и т. д.). Совокупный объем собственных электронных баз данных общедоступных библиотек, в отчетном году вырос на 12 процентов. Это обусловлено увеличение количества компьютеризированных библиотек края с 476 ед. в 2008 году до 545 ед. в 2009 году, увеличение автоматизированных рабочих мест в них произошло на 13 процентов, в том числе в муниципальных библиотеках – на 16 процентов.

Доля библиотек, имеющих доступ в Интернет в 2009 году возросло на 6 процентов. Для 201 муниципальной библиотеки стало возможным подключение к всемирной сети Интернет.

Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилось на 18 экз. (на 0,4 процента).

За прошедший год под охрану государства поставлено еще 29 тыс. единиц хранения музейных предметов. Это на 58 процентов больше, чем в 2008 году. В настоящее время в государственных и муниципальных музеях края экспонируется и хранится 1145,1 тыс. предметов истории, культуры, изобразительного искусства и других культурных ценностей.

Продолжается переоснащение современных кино-звуковым оборудованием кинозалов Краснодарского края: в 2009 году в 8 кинотеатрах края установлено современное цифровое оборудованием стереоформата 3 D.

В рамках осуществления программно-целевых мероприятий и реализации задач стратегии развития отрасли "Культура, искусство и кинематография" Краснодарского края до 2020 года в прошедшем году на 21 новый спектакль пополнился репертуар профессиональных театров Краснодарского края. В расчете на один театр в отчетном году было осуществлено 4,2 новые постановки (в 2008 году – 4).

Отремонтированы 29 муниципальных сельских клубов и домов культуры, для учреждений 19 районов края приобретен автотранспорт.

Результатом стало увеличение числа посетителей, обслуженных учреждениями культуры (в расчете на 1000 человек населения края). Так, число пользователей библиотек возросло по сравнению с 2008 годом на 3 человека (на 1 процент), число посетителей музеев – на 73 человека (на 22 процента), число кинозрителей – на 139 человек (на 16 процентов). Число зрителей театрально-концертных учреждений в отчетном году увеличилось на 10 тыс. человек.

В муниципальных культурно-досуговых учреждениях число участников клубных формирований возросло на 7 тыс.человек.

Модернизация и техническое перевооружение учреждений отрасли положительно повлияло на качество платных услуг, оказываемых учреждениями отрасли населению, о чем свидетельствует рост доходов в прошедшем году на 152 млн. руб. (на 20 процентов) больше, чем в 2008 году.

За отчетный год расходы одного жителя Краснодарского края на удовлетворение культурных потребностей и запросов увеличились с 221 до 273 руб. – с учетом услуг, оказываемых частными предприятиями, и со 151 до 180 руб. – услуг, оказанных государственными и муниципальными учреждениями отрасли.

Для повышения эффективности государственного управления в области культуры в 2009 году продолжена работа по преобразованию бюджетных учреждений культуры в автономные учреждения. Общее количество автономных учреждений культуры в отчетном году составило 17 единиц, доля которых в общем числе учреждений отрасли составила 0,7 процента.

Основные результаты деятельности департамента культуры, а также фактические и планируемые расходы на их достижение представлены в приложениях настоящего Доклада.

В 2010 – 2013 годах департаментом культуры Краснодарского края будет продолжена работа по выполнению основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации до 2015 года, стратегии развития отрасли "Культура, искусство и кинематография" Краснодарского края до 2020 года, достижению целей и задач социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также по реализации других мероприятий в рамках реформ, проводимых в России и Краснодарском крае.

Для обеспечения эффективного и результативного использования имущества и выделяемых бюджетных ассигнований в рамках достижения поставленных целей департаментом культуры Краснодарского края будет продолжена работа по следующим направлениям.

1. Усиление взаимосвязи между расходами бюджета, реальными потребностями общества в получении того или иного вида услуг, а также их взаимосвязи с качеством оказываемых услуг.

Данное направление предусматривает реализацию мероприятий по совершенствованию процедуры распределения ассигнований между подведомственными государственными учреждениями с учетом результатов их деятельности включают в себя переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных услуг и предполагают разработку и внедрение механизма формирования бюджетов подведомственных учреждений исходя из целей, фактических и планируемых показателей деятельности.

Кроме того, предусматривается формирование и размещение на электронных ресурсах сведений о государственных услугах, предоставляемых учреждениями отрасли, в том числе первоочередных услуг, утвержденных распоряжением правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р.

В 2009 году был сформирован и утвержден перечень государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам государственными учреждениями, подведомственными департамент культуры Краснодарского края. На основе данного перечня для всех государственных учреждений сформированы и утверждены государственные задания учредителя. Зависимость финансового обеспечения государственного задания учредителя с результатом деятельности учреждений (объемом оказанных услуг) установлена на основании утвержденной методики расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг. Объем услуг, оказываемых населению государственными учреждениями культуры в соответствии с государственным заданием, определялся департаментом культуры с учетом показателей стратегии развития отрасли на среднесрочную перспективу.

В 2009 году в департаменте культуры и органах управления культурой Краснодарского края разработана нормативная база, утверждающая систему учёта потребности, эффективности и качества услуг, предоставляемых юридическим и физическим лицами.

В 2010 – 2013 годах департаментом культуры будет продолжено реформирование системы государственного управления сферой культуры (в том числе, через систему государственных заданий), продолжена работа по внедрению регламентации и стандартизации услуг в сфере культуры, а также обеспечению доступности информации и получение первоочередных государственных услуг через электронные ресурсы.

2. Повышение эффективности использования государственной собственности.

В целях повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры. проведена оптимизация и реструктуризация бюджетного сектора, в том числе оптимизация бюджетной сети. За прошедший 2009 год в сфере культуры Краснодарского края в форму автономных учреждений преобразовано 13 бюджетных учреждений (2 государственных, 11 – муниципальных).

в 2009 году проведена инвентаризация сети государственных бюджетных учреждений культуры, а также количества и видов оказываемых ими государственных услуг. В результате этой работы было принято решение главы администрации (губернатора) Краснодарского края о реорганизации мемориального музея-квартиры народного артиста СССР Г.Ф.Пономаренко путем присоединения к Краснодарскому государственному историко-археологическому музею-заповеднику им. Е.Д.Фелицына.

Кроме того, в целях создания системы мониторинга эффективности деятельности бюджетных учреждений, утвержден порядок проведения оценки эффективности и разработана система критериев оценки деятельности государственных бюджетных учреждений.

В 2010 – 2013 годах департаментом культуры в целях повышения эффективности использования государственной собственности планируется реорганизация бюджетных учреждений отрасли в бюджетные учреждения нового типа, дальнейшее преобразование бюджетных учреждений в форму автономных, а также создание казенных учреждений культуры.

3. Активизация работы по стимулированию органов местного самоуправления к повышению качества управления муниципальными финансами.

В целях оказания практической и методической помощи органам управления культурой администраций муниципальных образований края департаментом культуры разработаны и направлены во все муниципальные образования края методические рекомендации по формированию муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг в сфере культуры, определению расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг сферы культуры и на содержание муниципального имущества, разработке и стандартов муниципальных услуг сферы культуры и ряд других рекомендаций и разъяснений по различным вопросам.

В ноябре и декабре 2009 года департаментом культуры Краснодарского края были проведены обучающие семинары по данной теме с заместителями глав по социальным вопросам и с руководителями органов управления культурой администраций ряда муниципальных образований края.

В марте 2010 года вопрос "О реформировании региональных финансов

отрасли “Культура, искусство и кинематография" Краснодарского края рассмотрен на заседании Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В июне 2010 года на заседании Координационного совета по культуре при департаменте культуры Краснодарского края намечено рассмотрение вопроса "О ходе реформирования региональных и муниципальных финансов отрасли "Культура, искусство и кинематография".

4. Расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования в сфере культуры.

В своей деятельности департамент культуры Краснодарского края активно использует программно-целевые методы бюджетного планирования.

Объем бюджетных ассигнований государственных учреждений отрасли на 2010 год и плановый период 2011 – 20102 годов формировался с учетом планируемого объема государственных услуг, предполагаемых оказать населению, и соответствующего показателям стратегии развития отрасли.

Ежегодно, департаментом культуры Краснодарского края разрабатывается доклад о результатах и основных направлениях деятельности, который позволяет устанавливать соответствие и уровень достижения целей и задач, поставленных перед отраслью "Культура" .

На коллегии департамента культуры 25 декабря 2009 года рассмотрено и утверждено Положение об управлении реализацией краевых целевых программ департамента культуры Краснодарского края. Положение является документом, регламентирующим внутренние процедуры формирования целевых программ и осуществления контроля механизма их реализации.

В прошедшем году департаментом культуры разработаны концепции 3-х новых краевых целевых программ: "Кадровое обеспечение сферы культуры и искусства Краснодарского края" на 2011 – 2013 годы", "Развитие инфраструктуры кинопоказа в Краснодарском крае на 2011 – 2015 годы" и краевая целевая программа поддержки клубных учреждений Краснодарского края на 2011-2013 годы. Все программы одобрены Советом по краевым целевым программам при администрации Краснодарского края и будут реализованы в 2010 – 2013 годах..

5. С целью обеспечения результативной и эффективной работы всех структурных подразделений департамента культуры в 2009 году продолжена работа по созданию системы обеспечения кадровой результативности .

Размер среднемесячной заработной платы работников отрасли "Культура, искусство и кинематография" Краснодарского края за отчетный год составил 8529 руб., что на 1788 руб. (на 27 процентов) выше, чем в 2008 году.

В государственных учреждениях отрасли её размер вырос на 15 процентов и составил 13303 руб., в муниципальных – на 29 процентов и составил 7829 руб. (Для сравнения: в Ульяновской области размер среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры по итогам 2009 года составил 6900 руб. (на 20 процентов ниже, чем в Краснодарском крае), в Ростовской и Рязанской областях – 7300 руб. (на 15 процентов ниже), в Ставропольском крае, в Тверской и Нижегородской областях – 8300 руб. (на 3 процента ниже). В Волгоградской области размер среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры на 8 процентов выше, чем в Краснодарском крае и составляет 9200 руб.)

В целях соблюдения норм действующего законодательства, регламентирующих право граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы департаментом культуры Краснодарского края проводится еженедельный мониторинг состояния задолженности по выплате заработной платы, возникшей в предприятиях и организациях сферы культуры всех форм собственности, в целом по краю и в том числе в отдельных муниципальных образованиях.

Разработаны и утверждены Положения о материального стимулирования руководителей и работников всех учреждений, утверждающие зависимость размера материального поощрения от результативности их труда.

Между тем, острой проблемой остается недостаток молодых специалистов в учреждениях культуры, отток профессиональных кадров, старение среднего возраста персонала. В июне 2009 года в станице Дядьковской Кореновского района состоялось Пятое заседание Координационного Совета по культуре Краснодарского края, которое было посвящено проблеме кадров. В соответствии с решением Координационного Совета по культуре Краснодарского края департамент культуры разработал концепцию краевой целевой программы "Кадровое обеспечение сферы культуры и искусства Краснодарского края" на 2011 – 2013 годы, которая предполагает комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий для повышения качественного уровня кадрового потенциала отрасли культуры.

6. Повышение экономичности отдельных статей бюджетных расходов.

2009 год был отмечен направленностью государственной политики на сокращение избыточных и неэффективных расходов государственных учреждений отрасли "Культура, искусство кинематография".

В Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации наметил политику сдерживания роста государственных расходов, отметив, что раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.

В связи с этим департаментом культуры были и проведен комплекс мер по сокращению непервоочередных расходов в департаменте и подведомственных государственных учреждениях: установлены лимиты на оплату услуг сотовой, электросвязи и сети Интернет, материальных запасов, проведена оптимизация штатных расписаний бюджетных учреждений, в том числе ликвидировано 362 вакантные штатные единицы.

При этом перед руководством учреждений была поставлена задача по сохранению стабильной работы и выполнению всех показателей деятельности.

7. Меры по повышению качества контроля соблюдения бюджетного законодательства и внутреннего аудита подведомственных учреждений.

В рамках реализации полномочий. департаментом культуры осуществляются мероприятия по обеспечению контроля за финансово-хозяйственной и производственной деятельностью, целевого назначения и результативности использования имущества государственных организаций культуры Краснодарского края и средств краевых целевых программ. Одновременно контролируется целевое использование средств краевого и муниципальных бюджетов, выделяемых муниципальным образованиям края в рамках межбюджетных отношений. Объектами контроля департамента культуры Краснодарского края являются 32 подведомственных учреждения, 44 органа управления культурой муниципальных образований, свыше 2,5 тыс. бюджетополучателей.

В 2009 году ревизионным отделом централизованной бухгалтерии департамента культуры проведено 48 контрольных проверок и ревизий. Кроме того, в отчетном году контрольно-счетной палатой Краснодарского края проведено 3 проверки государственных и муниципальных учреждений отрасли, департаментом бюджетного надзора Краснодарского края – 19, департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края – 3.

В 2010 году ревизионным отделом централизованной бухгалтерии департамента культур запланировано провести 34 проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, в том числе 5 из них совместно с департаментом имущественных отношений Краснодарского края.

В связи с активным внедрением в отрасли «Культура» бюджетирования. ориентированного на результат, возникла необходимость контроля не только правомерности расходования и целевого назначения используемых бюджетных средств, но и основную деятельность учреждения (организации) с точки зрения результативности и эффективности затрат на ее осуществление.

В 2009 – 2010 годах департаментом культуры проведена определенная работа по разработке и внедрению в бюджетный процесс системы мониторинга и оценки выполнения соответствующих программ и эффективности деятельности департамента культуры и подведомственных ему учреждений. функционирования главных распорядителей бюджетных средств. Кроме того, создана нормативно-правовая база, регламентирующая сбор, анализ и использование в бюджетном процессе информации о результатах деятельности подведомственных учреждений, объеме и качестве предоставления бюджетных услуг.

Эти требования должны в ближайшем будущем коснуться и осуществления ведомственного контроля за соблюдением регламента процедуры и качества оказания государственных услуг.

Установление прямой взаимосвязи между величиной и целевым использованием бюджетных средств и объемом услуг, оказанных населению и соответствующих нормативам качества, позволит объективно оценить результативность и эффективность бюджетных расходов.

Для решения этой задачи департаментом культуры Краснодарского края разработан Порядок проведения результативности деятельности краевых государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных департаменту культуры Краснодарского края.

Кроме того, в соответствии с утвержденными департаментом культуры стандартами качества предоставления государственных услуг, учреждения, подведомственные департаменту культуры, должны создать внутреннюю (собственную) систему контроля.

8. Усовершенствование нормативно-правовой базы отрасли "Культура, искусство и кинематография".

Мероприятия, проводимые в рамках бюджетной и административной реформы, реализация требований федерального законодательства требуют постоянного мониторинга нормативно-правовой базы деятельности учреждений в сфере культуры, а также своевременного внесения изменений в нормативные акты Краснодарского края, регламентирующие деятельность в сфере культуры с учетом требований федерального законодательства к экономической и организационной деятельности бюджетных учреждений, разработать и согласовать проекты нормативно-правовых актов, обеспечивающих деятельность бюджетных учреждений отрасли в новых правовых условиях.

Ожидаемые результаты от реализации вышеуказанных мероприятий по повышению эффективности деятельности департамента культуры и учреждений отрасли будут выражаться в увеличении результативности и повышении качества предоставляемых населению услуг.

Так, в результате осуществления мероприятий, к 2013 году ожидается улучшение доступности услуг культуры и искусства на всей территории края, что выразится в увеличении числа пользователей общедоступными библиотеками до 347 человек в расчете на 1000 жителей края, числа посетителей музеев – 379 человек, численности зрителей кинотеатров до 1182 человек, театров – 80 человек в расчете на 1000 человек населения края.

Кроме того, предполагается увеличение численности жителей края всех возрастов, вовлеченный в культурную деятельность: удельный вес населения, участвующего в клубных формированиях увеличиться до 5 процентов, охват библиотечным обслуживанием до 34,1 процента от общего населения края, охват детей эстетическим образованием, предоставляемым детскими музыкальными, художественными школами и школами искусств возрастет до 16 процентов от общей численности детей школьного возраста (6-18 лет).

Успешная реализация мероприятий, направленных на повышение качества услуг, предоставляемых населению в сфере культуры и искусства, отразится в увеличении количества мероприятий театрально-концертных организаций до 1317 спектаклей и 2358 концертов, а также увеличением количества выездных и гастрольных мероприятий – до 260.

Повышение объема и качества платных услуг, оказываемых населению учреждениями культуры, искусства и кинематографии, стимулирует увеличение доли доходов от предпринимательской деятельности в общем объеме финансовых средств учреждений до 21 процента, что благоприятно скажется на их финансовой стабильности.

Эффективность реализации мероприятий по повышению кадровой результативности отрасли выразится в росте социальной стабильности работников отрасли, о чем будет свидетельствовать увеличение до 50 процентов уровень соотношения среднемесячной заработной платы сотрудников учреждений культуры и искусства к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики Краснодарского края.

Увеличение результативности и повышение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры и искусства имеет социальный эффект: снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение социальной стабильности и толерантности, повышение качества жизни населения, формирование условий и стимулов для развития человеческого потенциала.

Первый заместитель руководителя

департамента культуры Л.Ю.Булгакова

П Р И Л О Ж Е Н И Я