Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические к практическим и лабораторным занятиям по проектированию информационных баз данных часть 1 для студентов экономических специальностей

 

             

Указания методические к практическим и лабораторным занятиям по проектированию информационных баз данных часть 1 для студентов экономических специальностей

министерство общего и профессионального образования рф

Нижегородский Государственный Университет им. Н. И. Лобачевского

Экономический факультет

Кафедра экономической информатики

Н.А.Устинов, Т.Н. Одинокова

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ

Часть 1

для студентов экономических специальностей.

Нижний Новгород.

2004г.

Устинов Н.А., Одинокова Т.Н. МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ.

Традиционно считается, что основные концепции и стратегия применения информационных технологий в управлении (экономике) принадлежит специалистам по вычислительной технике. По мнению авторов, данное мнение не только ошибочно, но и вредно, так как в современных условиях разработано большое количество «достойных» программных продуктов, которые в состоянии изучить пользователь и применить эффективно может только специалист в предметной области.

В разработке излагаются вопросы, связанные с этапами развития и структурой автоматизированных систем обработки экономической информации; с понятием экономической информации, ее видами, структурой, формами представления и отображения, а также информационные процедуры, используемые в АСУ. Работа апробирована на Государственном Сельхозпредприятии «Доскино», где один из авторов работал в качестве системоаналитика, разрабатывая и сопровождая комплекс задач по автоматизации предприятия.

Методическая разработка предназначена для студентов экономических специальностей.


Содержание.

Введение........................................................................................................................................................... 5

Общая характеристика объекта управления.................................................................................... 6

Описание объекта управления............................................................................................................ 6

Характеристика объекта управления. [2].................................................................................. 6

Организационная структура управления предприятием................................................. 13

Функциональная структура управления................................................................................. 16

Положение об отделе сбыта...................................................................................................... 16

Положение о главном бухгалтере.......................................................................................... 18

Должностная инструкция начальника оперативного управления отдела сбыта.................................................................................................................................................... 21

Должностная инструкция диспетчера отдела сбыта....................................................... 22

Должностная инструкция заведующим складом готовой продукции отдела сбыта.................................................................................................................................................... 23

Характеристика состава подсистем и комплексов задач...................................................... 24

Подсистема технико-экономического планирования (ТЭП)........................................... 24

Подсистема бухгалтерского учета (БУ)................................................................................... 24

Подсистема управления технической подготовкой производства (УТПП).............. 25

Подсистема оперативного управления основным производством (ОУОП)............. 25

Подсистема управления материально-техническим снабжением (УМТС)................ 26

Подсистема управления сбытом (УС)....................................................................................... 26

Подсистема управления кадрами .............................................................................................. 26

Нормативно-методические материалы......................................................................................... 26

Информационные и программные системы обработки информации на объекте...... 28

Характеристика компьютеров, периферийных устройств и организационной техники........................................................................................................................................................ 31

Анализ предметной области.................................................................................................................. 33

Описание предметной области и функции решаемых задач............................................... 33

Первичные документы и их реквизиты........................................................................................ 35

Ограничения предметной области по индивидуальной задаче......................................... 35

Постановка задач....................................................................................................................................... 36

Организационно-экономическая сущность решаемых задач............................................. 36

Описание выходной информации................................................................................................... 39

Описание входной информации....................................................................................................... 39

Разработка информационного обеспечения................................................................................... 41

Анализ входной информации предметной области и выделение информационных объектов..................................................................................................................................................... 41

Определение связей информационных объектов и построение информационно - логической модели (ИЛМ)................................................................................................................. 44

Определение логической структуры базы данных.................................................................. 45

Разработка физической структуры базы данных.................................................................... 46

Контрольный пример........................................................................................................................... 46

Создание базы данных............................................................................................................................. 51

Структура таблиц.................................................................................................................................. 51

Схема данных.......................................................................................................................................... 52

Литература.................................................................................................................................................... 53

Введение.

Целью данной работы является разработка информационной базы данных предприятия, На основании данных обследования предприятия выбрать такую информационную технологию решения задачи, которая позволила бы повысить эффективность управления и производственно-хозяйственной деятельности и органически вписаться в систему обработки информации на предприятии.

Сначала идет описание объекта управления. Дается его общая характеристика, организационная и функциональная структура управления. Затем дается описание состава подсистем и комплексов задач, информационной и программной системы обработки информации на объекте. Полное исследование объекта управления помогает выбрать задачи, которые в первую очередь должны быть решены. Анализ дает возможность получить оценки качества решения задач управления – величины резервов из-за несовершенного решения.

На основе характеристики объекта была выбрана задача «учет отгруженной и реализованной продукции». По данной задаче были предприняты следующие попытки усовершенствования.

­ Автоматизация работ, которые ранее выполнялись вручную, например, формирование первичных документов.

­ Экономические данные, экономические задачи можно использовать и решать как в регламентном, так и в запросном режимах.

­ Для регламентных задач характерны жесткие сроки и стандартные формы вывода результатов.

­ Для запросного режима характерна выдача информации из компьютеров в любое время по запросу и в любом виде. В этом режиме сокращается количество регламентных сводок. . Повышение качества, так как пользователь непосредственно участвует в техническом процессе, выполняет функции оператора ЭВМ.

­ Так как рутинные работы передаются машине, повышается производительность и сокращаются сроки обработки информации в 3 - 4 раза.

Задача «учет отгруженной и реализованной продукции» решается на АРМах. Причем они объединены в сеть

При использовании сети решаются следующие проблемы:

· Экономия памяти на внешних запоминающих устройствах за счет отсутствия дублирования информации. В локальной сети каждый пользователь может обращаться к общим программным средствам и данным, нет необходимости хранить редакторы, базы данных и т.д. Данные хранятся на сервере.

· Экономичное использование внешних устройств: принтеров, дисководов, факсов и т.д. Они используются на 3 - 5 ЭВМ, что снижает общую стоимость технических средств.

· Возможность быстрого доступа к данным, расположенным на удаленных компьютерах, использование электронной почты и т.д.

В качестве объекта управления автор рассматривает Государственное Сельскохозяйственное Предприятие «Доскино» (ГСХП «Доскино»). Для ГСХП «Доскино» предлагается организация информационно-вычислительного обслуживания по задаче «Учет отгруженной и реализованной продукции».

Общая характеристика объекта управления.

Описание объекта управления.

Характеристика объекта управления. [2]

ГСХП ”Доскино” основано одновременно с Горьковским автомобильным заводом в 1930 году для снабжения его работников продуктами питания. Хозяйство находится в западной части Автозаводского района города Нижнего Новгорода. Связь предприятия с городом осуществляется по шоссейной дороге. Центральная усадьба расположена в поселке “Доскино”. На балансе предприятия 2 детских комбината, комбинат бытового обслуживания, амбулатория, столовая.

При организации хозяйства его площадь составляла 10 тыс.га, но постепенно, с развитием транспортных магистралей, расширением границ города и решением городских властей о развитии пригородного садоводства, площадь хозяйства к 2001 году сократилась до 3466 га. Сокращение произошло в основном за счет ликвидации садоводства, картофелеводства, площадей под овощами открытого грунта.

В течение 5 анализируемых лет земельные угодья имели следующую структуру (таблица.1).

Таблица 1

Наличие и структура земельных угодий ГСХП ”Доскино” за 1997-2001 гг.

Годы

Показатели

1997

1998

1999

2000

2001

1997 к 2001

га

%

га

%

га

%

га

%

га

%

%

Общая земельная площадь

3446

100,0

3446

100,0

3446

100,0

3146,0

100,0

3146,0

100,0

91,3

В т.ч. с-х угодья

2232

64,8

2232

64,8

2232

64,8

1932

61,4

1932

61,4

86,6

из них пашня

1262

56,5

1262

56,5

1262

56,5

1262

65,3

1262

65,3

100,0

Сенокосы

603

27,0

603

27,0

603

27,0

503

26,1

503

26,1

83,4

Пастбища

367

16,5

367

16,5

367

16,5

167

8,6

167

8,6

45,5

не с-х угодья

1214

35,2

1214

35,2

1214

35,2

1214

38,6

1214

38,6

100,0

За анализируемый период произошло уменьшение площади хозяйства на 300 га, причем в основном за счет площадей, занятых в сельскохозяйственном производстве. Площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась на 300 (за счет уменьшения площади сенокосов на 100 га, площадь пастбищ уменьшилась на 200 га.

В 2001 году наибольший удельный вес в структуре земельной площади - 61,4 % занимают сельскохозяйственные угодья, большая доля из которых приходится на пашню. На ней возделываются зерновые, овощи открытого и защищенного грунта, кормовые корнеплоды. Почвенно-климатические условия хозяйства способствуют их интенсивному производству.

Хозяйство организовывалось как многоотраслевое. Основным направлением было овощемолочное, дополнительно развивались свиноводство, птицеводство, садоводство и картофелеводство. В настоящее время все дополнительные отрасли ликвидированы, а с пуском в 1982 году тепличного комбината хозяйство приобрело ярко выраженную овощную специализацию (табица.2)

Таблица 2

Структура денежной выручки ГСХП ”Доскино” в 1997-2001 гг.

Годы

Показатели

1997

1998

1999

2000

2001

млн.руб.

%

млн .руб .

%

млн .руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб

%

Зерновые

0,7

0,7

0,1

0,0

7,1

0,1

21,8

0,1

7

0,0

Картофель

0,6

0,6

0,5

0,0

0,1

0,0

5,6

0,0

4

0,0

Овощи открытого грунта

10,0

9,8

91,7

6,4

119,8

1,4

352,6

1,9

292

1,2

Овощи защищенного грунта

72,8

71,7

1195,0

83,8

7974,8

92,8

16706,7

90,9

21382

90,4

Прочие

0,7

0,7

1,3

0,1

13,1

0,2

13,3

0,1

30

0,1

Итого по растениеводству

84,8

83,5

1288,6

90,3

8115,0

94,5

17100

93,0

21715

91,7

Мясо КРС

0,1

0,1

5,8

0,4

23,7

0,3

52,9

0,3

251

1,1

Молоко

2,7

2,6

44,4

3,1

148,9

1,7

756,0

4,1

835

3,5

КРС на племенные цели

2,8

2,8

6,1

0,4

11,4

0,1

--

--

258

1,1

Прочие

0,0

0,0

0,6

0,0

9,2

0,1

211,1

1,1

6

0,0

Итого по животноводству

5,62

5,5

56,9

3,9

193,2

2,2

1020

5,5

1350

5,7

Продукция промышл. Производств

4,3

4,3

22,9

1,6

94,3

1,1

19,0

0,1

29

0,1

Реализация проч.прод., работ и услуг

6,9

6,8

58,0

4,2

188,6

2,2

237,2

1,4

563

2,5

Всего по хоз

101,6

100

1426,4

100

8591,1

100

18376,2

100

23657

100

В последние годы идет сокращение размеров остальных отраслей ради сохранения высокодоходного овощеводства защищенного грунта. Об углубленной специализации хозяйства свидетельствует также коэффициент специализации, равный 0,68, причем за 5 последних лет специализация углубляется, о чем свидетельствует увеличение доли выручки от реализации овощей защищенного грунта в общей сумме выручки по хозяйству с 71,7 % в 1997 году до 90,4 % в 2001 году. Наряду с этим доля овощеводства открытого грунта неуклонно снижается с 9,8 % в 1997 году до 1,2 % в 2001 году.

Продукция животноводства в общем объеме выручки занимает лишь 5,7 % , причем основная часть - 3,6 % приходится на выручку от реализации молока.

В хозяйстве за 5 анализируемых лет сокращаются, а некоторые уже ликвидированы, дополнительные производства, такие как кролиководство, цветоводство, производство кирпича, проволоки, сетки рабитца.

В условиях рыночных отношений важную роль играет уровень товарности продукции. Товаропроизводитель стремится ограничить внутрипроизводственное потребление продукции до минимального уровня, допустимого технологией производства, и максимально повысить уровень товарности, чтобы получить максимально возможную прибыль. В таблице 3 представлена динамика изменения товарности продукции в ГСХП ”Доскино” за 5 последних лет.

Таблица 3.

Уровень товарности основной реализуемой сельскохозяйственной

продукции ГСХП ”Доскино” в 1997-2001 гг.

Продукция

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

Овощи открытого грунта

81,8

92,0

38,3

20,9

42,3

Овощи защищенного грунта

98,3

98,5

98,0

88 ,7

95,1

Молоко

38,6

91,2

63,5

72,3

72,6

Кр.рог.скот

14,3

54,2

94,9

47,9

98,6

На протяжении 5 анализируемых лет стабильно высокотоварны только овощи защищенного грунта, т.к. они не подлежат длительному хранению. Остальная же продукция теряется во время хранения или же потребляется в больших количествах внутри хозяйства.

В последние годы наблюдается тенденция направления основной части ресурсов в овощеводство защищенного грунта, результатом чего явилось снижение урожайности сельскохозяйственных культур в открытом грунте и продуктивности животных (таблица 4).

Наихудшее положение сложилось в животноводстве. Эта отрасль в хозяйстве представлена скотом черно-пестрой породы. В ГСХП ”Доскино” прирост живой массы в течение 5 лет снизился в 2 раза, что привело к сокращению валового выхода мяса в 2001 году по сравнению с 1997 годом на 149 цн (таблица.5).Удой от 1 коровы снизился за 5 лет почти на 30 % , что привело к снижению валового надоя на 4480 цн (таблица 5).

Таблица 4.

Урожайность товарных сельскохозяйственных культур

и продуктивность животных в ГСХП ”Доскино”

Показатели

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

Зерновые, ц

/га

21,0

15,8

20,5

13,5

17,0

Картофель, ц/га

34,5

41

--

20,9

68,0

Овощи открытого грунта, ц/га

156,4

126

160,9

181,5

155

Овощи защищенного грунта, кг/м2

17,7

17,4

20,1

25,1

21,1

Удой на 1 корову, цн

39,6

35,1

27,7

35,2

28,4

Прирост живой массы кр. рог. скота, ц/гол.

2,3

2,4

1,1

1,3

1,1

Результаты в растениеводстве также находятся на низком уровне. Следует отметить, что урожайность в хозяйстве очень нестабильна по годам, особенно это касается зерновых и овощей открытого грунта (таблица.4). На снижение урожайности повлиял тот факт, что в открытый грунт стало меньше вноситься минеральных удобрений из-за отсутствия средств на их приобретение. Снижение урожайности овощей в открытом грунте в 2001 году на 26,5 цн/га повлекло снижение валового сбора по сравнению с 2000 годом на 1457 цн (таблица 5).

Таблица 5.

Анализ изменения объема валовой продукции животноводства

Продукция

Продуктивность ц/гол (у)

Поголовье гол.

Валовая продукция, цн

Изменения, цн в т. ч. за счет

1997

2001

1997

2001

1997

2001

Всего

продуктивности

поголовья

Молоко

39,6

28,4

400

288

15840

8179,2

-7660,8

-4480

-3180,8

Кр. рог. скот

1,3

11,4

745

478

968,5

5440,0

-424,5

-149

-275,5

Таблица 6.

Анализ изменения объема валовой продукции растениеводства в 1997-2001 гг.

Продукция

Урожайность ц/га (у)

Посевная площадь, га(S)

Валовая продукция, цн

Изменения, цн в т. ч. за счет

2000

2001

2000

2001

2000

2001

Всего

урожай ности

посевной площади

Зерновые

13,5

17,0

435

490

5872,5

8330

+2457,5

+1522,5

+935

Картофель

20,9

68,0

7

0,5

146,3

34

-112,3

+329,7

-442

Овощи открытого грунта

181,5

155,0

55

70

9982,5

10850

+867,5

-1457,5

+2325

Овощи защищенного грунта

2510,0

2110,0

23,6

23,9

59236

50429

-880,7

-9440

+633

Таблица 6.

Анализ изменения объема валовой продукции растениеводства

Продукция

Урожайность ц/га (у)

Посевная площадь, га(S)

Валовая продукция, цн

Изменения, цн в т. ч. за счет

1997

2001

1997

2001

1997

2001

Всего

урожай ности

посевной площади

Зерновые

21,0

17,0

300

400

6300

8330

+2030,0

-1200

+3230

Картофель

34,5

68,0

25

0,5

862,5

34

-828,6

+837,5

-1666

Овощи открытого грунта

156,4

155,0

90

70

14076

10850

-3226,0

-126

-3100

Овощи защищенного грунта

1770,0

2110,0

29,7

23,9

52569

50429

-2140

+10098

-12238

В 2000 году хозяйство заняло 6-е место в РФ по урожайности огурцов в защищенном грунте - 28,2 кг/м2 , что позволило добиться высокой урожайности по овощеводству защищенного грунта в целом. В 2001 году из-за смены гибрида произошел спад урожайности огурцов, в результате общая урожайность овощей защищенного грунта снизилась на 4 кг/м2 , что вызвало уменьшение валового сбора на 9440 цн (таблица .5). По мнению руководителей хозяйства, такой валовой сбор является оптимальным для нижегородского рынка сбыта - увеличение его приведет к вынужденному поиску иногородних покупателей, что кстати произошло в 1997 году. Половину производимой продукции хозяйство продает московским оптовым покупателям за наличный расчет.

В последние годы в хозяйстве наблюдается сокращение площадей, занятых традиционно трудоемкими культурами, такими как картофель и овощи открытого грунта, пригодных к употреблению без промышленной обработки. По сравнению с 1997 годом площади под картофелем сократились на 98 % , что вызвало снижение его валового сбора на 1666 цн (таблица 5). Площадь посадки овощей также сократилась на 20 га, снизив тем самым их валовый сбор на 3100 цн.

Этому есть объяснение. Расположенный в непосредственной близости Нижний Новгород не только большой рынок сбыта, но и сосредоточие промышленных предприятий, которые большей частью простаивают, сокращают рабочие места или не выплачивают работникам заработную плату. Результатом всего этого явилось, принявшее в последние годы массовый характер, воровство овощей и картофеля с полей хозяйства, наносящее огромный ущерб. Теперь посадки таких культур отнесены как можно дальше от города и сокращены.площади же под малотрудоемкими зерновыми культурами увеличились за 5 лет на 190 га и составляют 87,4 % посевной площади (таблица 6), что увеличило их валовый сбор на 3230 цн (таблица.5).

Таблица 7.

Наличие и структура посевных площадей товарных

сельскохозяйственных культур в ГСХП ”Доскино”

Показатели

199 7г

1998 г

1999 г

2000 г

2001 г

га

%

га

%

га

%

га

%

га

%

Зерновые

300

72,3

300

72,3

435

89,6

435

87,5

490

87,4

Картофель

25

6,0

5

1,2

--

--

7

1,4

0,5

1,1

Овощи открытого грунта

90

21,7

110

26,5

50

10,4

55

11,1

70

12,5

Итого

415

100

415

100

485

100

497

100

560,5

100

В 2001 году выручка по хозяйству увеличилась по сравнению с 1995 годом на 5281 млн.руб., а себестоимость продукции увеличилась на 16995 млн.руб., т.е. в 2 раза. В результате рентабельность по хозяйству снизилась на 38,7 пункта (таблица.7), в том числе за счет себестоимости на 70,4 пункта, повышение цены компенсировало повышение себестоимости лишь на 45 % , что в абсолютном выражении составило 31,7 пункта (таблица.8).

Таблица 8.

Рентабельность (убыточность) товарной сельскохозяйственной

продукции в ГСХП ”Доскино” в 1997-2001 гг. (в %)

Продукция

1997 г

1998 г

1999 г

2000 г

2001 г

Зерновые

99,6

116,6

-1,7

-14,5

-22,2

Картофель

13,1

35,5

2680

-34,3

-33,3

Овощи защищенного грунта

-26,8

31,0

28

49,3

-23,7

Овощи открытого грунта

50,3

181,2

-28,2

17,0

-3,6

Молоко

-25,3

-43,4

-56,5

-30,9

-27,7

Кр. рог. скот на мясо

-106,4

-45,7

-64,8

-75,5

-70,2

Всего по хозяйству

-21,3

23,1

23,0

9,5

-29,2

Таблица 9.

Расчет влияния себестоимости и цены на рентабельность

(убыточность) продукции

Продукция

Себестоимость тыс. руб/ц (S)

Цена (выручка ) тыс. руб/ц (N)

Рентабельность (убыточность), %

Отклонения, %

2000 г

2001 г

2000 г

2001 г

2000 г

2001г

Условная

Всего

в т .ч. за счет с/ст-ти цены

Зерновые

66,6

138,5

56,9

107,6

-14,5

-22,2

61,6

-7,7

-83,8

+76,1

Картофель

106,8

68,2

70,2

45,5

-34,3

-33,3

-57,4

+1

+24,1

-23,1

Овощи защищенного грунта

271,7

625,2

317,8

445,5

49,3

-23,7

64,0

-73

-87,7

+14,7

Овощи открытого грунта

49,4

65,9

73,7

63,5

17,0

-3,6

28,5

-20,6

-32,1

+11,5

Молоко

149,1

194,7

104,4

140,6

-30,9

-27,7

-5,7

+3,2

-22

+25,2

Кр. рог. скот на мясо

1000

1250

244,7

372,4

-75,5

-70,2

-62,8

+5,3

-7,4

+12,7

Всего по хозяйству (млн. руб.)

16753,4

33748,0

18376,2

23657,0

9,5

-29,2

41,2

-38,7

-70,4

31,7

Среди продукции рентабельность в наибольшей степени снизилась у овощей защищенного грунта - на 73 пункта, причем за счет увеличения себестоимости в 2,3 раза на 87,7 пунктов, повышение цены компенсировало увеличение себестоимости всего на 16,8 % или на 14,7 пункта.

Главной причиной убыточности производства в 2001 году является постоянный рост цен на природный газ, являющийся основной статьей затрат при производстве овощей защищенного грунта и по хозяйству в целом. Хозяйство же не может повышать цены на свою продукцию из-за низкой платежеспособности населения.

ГСХП «Доскино» имеет большой штат сотрудников. Но за 5 лет было сокращено 294 человека (таблица 10), причем число работников, занятых в основном производстве, сократилось на 230 человек, а количество несельскохозяйственных работников возросло на 30 человек, что вызвано расширением собственной торговой сети из 6-и магазинов, ряда подсобных промыслов, а также введением постоянного штата охраны тепличного комбината.

Таблица 10.

Обеспеченность рабочей силой в ГСХП ”Доскино” в 1997-2001 гг.

Показатели

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

Среднегодовая численность работников, чел.

1304

1325

1244

1131

1010

из них занятых в с-х пр-ве

1178

1141

1109

1020

948

Организационная структура управления предприятием.

ГСХП ”Доскино” имеет отраслевую структуру организации и управления. Все производство поделено на 8 цехов и служб строго по отраслевому признаку, причем тепличный комбинат выделен в отдельный цех, т.к. он является очень крупным и значимым подразделением. В состав цехов входят бригады в зависимости от рода выполняемых ими работ (Рис. 1). Общее руководство предприятием осуществляет директор, которому непосредственно подчиняются 4 заместителя и 5 специалистов, курирующих соответствующие производственные участки (Рис. 2).








Функциональная структура управления.

Положение об отделе сбыта.

Задачи.

1. Обеспечение реализации продукции предприятия.

2. Обеспечение 100%-ного выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции и товаров в соответствии с заключенными договорами.

3. Рационализация работы сбытовой службы предприятия, снижение затрат на сбыт продукции.

Функции.

1. В области обеспечения реализации продукции предприятия.

2. Изучение перспективного и текущего спроса на продукцию предприятия и требований к ее качеству, организация рекламы продукции.

3. Участие в планировании ассортимента продукции.

4. Разработка планов реализации готовой продукции, графиков ее отгрузки потребителям в соответствии с заключенными договорами.

5. Организация приема, хранения, комплектации, консервации и упаковки готовой продукции.

6. Организация отгрузки готовой продукции, оформление отгрузочной документации, контроль и учет выполнения планов реализации готовой продукции.

7. Оформление договоров на сбыт продукции.

8. Предъявление через юридический отдел претензий, штрафных санкций к заказчикам продукции предприятия за нарушение условий заключенных договоров, установленного порядка размещения заказов.

9. Организация рассмотрения претензий заказчиков на поставленную продукцию предприятия.

10. В области рационализации работы сбытовой службы, снижения затрат на сбыт продукции.

11. Организация работы складов готовой продукции и подразделений предприятия, производящих тару, рационализация и автоматизация транспортно-складских операций.

12. Участие в разработке нормативов запасов готовой продукции, контроль за их соблюдением.

13. Составление отчетности по изготовлению и поставкам продукции.

Взаимоотношение отдела сбыта с другими подразделениями предприятия.

1. С бухгалтерией.

1.1. Получает: данные об остатках готовой продукции (по видам и типам ) на первое число каждого месяца; сличительные ведомости по результатам инвентаризации; сведения о неплатежеспособности клиентов; сведения о поступивших аккредитивах; извещения об изменении банковских санкций к покупателям и заказчикам.

2. С производственным отделом.

2.1. Получает: сведения о ходе выполнения важнейших заказов и предполагаемых сроках их изготовления; сведения о восполнении недодела за прошлый период; сведения о планируемых сроках освоения новых видов продукции.

2.2. Представляет: сведения о необходимости ускорения изготовления изделий по полученным постановлениям.

3. С экономическим отделом.

3.1. Получает: годовые, квартальные и месячные планы производства по объему и номенклатуре; обоснование цен.

3.2. Представляет: до начала планируемого периода предложения по корректировке планов исходя из наличия заказов; накладные поставки на сдачу продукции с проверенными ценами.

4. Со снабженческой службой.

4.1. Получает: данные об обеспеченности предприятия необходимыми материалами по текущему плану производства.

4.2. Представляет: заявки на оборудование, необходимое для поставки, в сроки, достаточные для своевременного заказа этой продукции.

5. С юрисконсультом.

5.1. Получает: заключенные предприятием договоры на сбыт продукции; решения арбитражных органов, принятые по спорным условиям договоров; копии решений руководства по признанным претензиям и искам путем досылки или замены продукции.

5.2. Представляет: проекты договоров; обоснованные заключения с приложением необходимых документов по протоколам разногласий, претензиям и искам в связи с поставкой продукции; документы, являющиеся основаниями договорных взаимоотношений, а также копии договорной переписки, необходимой для предъявления исков в органы арбитража.

6. С цехами основного производства.

6.1. Получает информацию о выполнении отдельных заказов и сроках их изготовления, акты на сдачу готовой продукции.

Права.

1. Требовать от подразделений предприятия предоставления материалов, необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела.

2. Представлять предприятие в других организациях при обсуждении вопросов сбыта и реализации продукции предприятия, вести соответствующую переписку.

3. Вносить предложения руководству предприятия о применении санкций в отношении руководителей подразделений, ответственных за нарушение сроков изготовления и сдачи на склад готовой продукции.

4. Вносить предложения руководству предприятия о прекращении производства продукции, не имеющей сбыта.

5. Указания отдела в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями предприятия.

Ответственность.

1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.

2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.

Положение о главном бухгалтере.

1. Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за рациональным, экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия, а по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, порядка и методики осуществления контроля – начальнику управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности (главному бухгалтеру) вышестоящего органа.

3. На должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование. В необходимых случаях по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет.

4. Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. Копия этого акта направляется в вышестоящий орган. В необходимых случаях прием и сдача дел главным бухгалтером производятся при участии представителя вышестоящего органа.

5. На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. Ему запрещается получать непосредственно по чекам и другим документам денежные средства и товарно-материальные ценности для предприятия.

Обязанности.

1. Обеспечение широкого использования современных средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета.

2. Обеспечение полного учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением.

3. Обеспечение достоверного учета издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения строительных работ и других работ, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг.

4. Обеспечение точного учета результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с установленными правилами.

5. Обеспечение правильного исчисления и своевременного перечисления платежей в государственный бюджет, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам.

6. Обеспечение участия в работе юридических служб по оформлению материалов по недосдачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридических служб – непосредственно осуществление этих функций.

7. Обеспечение проверки организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) единицах предприятия, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.

8. Обеспечение составления достоверной отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам.

9. Обеспечение осуществления (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.

10. Обеспечение необходимой помощи постоянно действующим производственным совещаниям в использовании учетных данных для работы по выявлению и мобилизации внутрихозяйственных резервов.

11. Обеспечение своевременного проведения совместно с другими подразделениями в производственных единицах объединений, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, проверок и документальных ревизий и подготовка предложений по улучшению их работы.

12. Обеспечение сохранности бухгалтерских документов, оформление и передача их в установленном порядке в архив.

13. Контроль за соблюдением установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей.

14. Контроль за правильностью расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины.

15. Контроль за соблюдением установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств.

16. Контроль за взысканием в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины.

17. Контроль за законностью списания с бухгалтерских балансов недосдач, дебиторской задолженности и других потерь.

18. Осуществление учета финансовых, расчетных и кредитных операций и контроль за законностью, своевременностью и правильностью оформления этих операций.

19. Совместно с руководителем предприятия визирование документов, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств.

20. Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

Права.

1. Устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему работников с тем, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение.

2. Требовать от всех подразделений в части порядка оформления операций и представления в бухгалтерию или на вычислительные установки необходимых документов и сведений.

3. Согласовать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц.

4. Рассматривать и визировать договоры и соглашения, заключаемые предприятием на получение и отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказы и распоряжения об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате, о премировании.

5. Требовать от руководителей бригад, участков, отделов и других подразделений, а в необходимых случаях и от руководителя предприятия принятия мер к повышению эффективности использования средств, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля.

6. Проверять в структурных подразделениях соблюдения установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

Ответственность.

1. Главный бухгалтер несет ответственность в следующих случаях.

2. неправильное ведение бухгалтерского учета, следствием чего явились запущенность в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности.

3. Принятие к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

4. Несвоевременная и неправильная выверка операций по расчетному счету в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами.

5. Нарушение порядка списания с бухгалтерских балансов недосдач, дебиторской задолженности и других потерь.

6. Несвоевременное проведение в производственных единицах проверок и документальных ревизий.

7. Составление недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии.

8. Другие нарушения положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.

9. Главный бухгалтер несет наравне с руководителем предприятия ответственность за следующие нарушения.

10. Нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность.

11. Несвоевременное взыскание денежных начетов с должностных лиц.

12. Нарушение сроков представления месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.

Должностная инструкция начальника оперативного управления отдела сбыта.

1. Начальник оперативного управления непосредственно подчиняется гл. бухгалтеру.

2. Начальник руководствуется в своей работе Положением об отделе сбыта и настоящей должностной инструкцией.

3. На должность начальника оперативного управления назначаются лица с высшим образованием и стажем экономической работы не менее трех лет или средним специальным образованием и стажем экономической работы не менее пяти лет.

Обязанности.

1. Анализировать данные по учету движения готовой продукции на складах, производить распределение готовой продукции по заказчикам с учетом очередности поставок.

2. Организовывать и контролировать своевременную отгрузку готовой продукции в соответствии с заключенными договорами.

3. Выписывать документы на отгрузку продукции потребителям.

4. Реализовывать сверхплановую продукцию, а также оставшуюся из-за отказа отдельных потребителей от ее получения.

5. Контролировать своевременность расчетов с транспортными организациями за произведенные транспортные операции.

6. Участвовать в рассмотрении рекламаций на отгруженную продукцию.

7. Участвовать в инвентаризации готовой продукции на складах и в цехах.

8. Решать вопросы о замене поставляемой продукции по просьбе заказчиков, информировать заказчика о возможности такой замены.

9. Разрабатывать наиболее рациональные способы отгрузки готовой продукции, направленные на сокращение транспортных расходов, ускорения продвижения грузов к потребителям.

Права.

1. Докладывать руководству отдела сбыта о всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.

2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренной должностной инструкцией обязанностями.

Ответственность.

Начальник оперативного управления отдела сбыта несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей.

Должностная инструкция диспетчера отдела сбыта.

Общие положения.

1. Диспетчер подчиняется непосредственно начальнику оперативного управления отдела сбыта.

2. В своей работе диспетчер руководствуется Положением об отделе сбыта и настоящей должностной инструкцией.

3. На должность диспетчера назначаются лица с высшим образованием, без предъявления требований к стажу или средним специальным образованием на инженерно-технических должностях не менее трех лет.

4. Обязанности.

5. Обеспечивать обслуживание подразделений предприятия транспортными и погрузочно-разгрузочными средствами и организацию доставки готовой продукции на склады готовой продукции, отгрузку готовой продукции заказчикам.

6. Осуществлять контроль за технически правильным использованием погрузочно-разгрузочных средств, эффективным их использованием.

7. Составлять заявки на транспорт и контролировать обеспеченность предприятия автотранспортом.

8. Обеспечивать организацию своевременной погрузки грузов в транспортные средства.

9. Осуществлять оформление документов на отправку транспортных средств.

10. Обеспечивать внедрение новой техники и средств механизации на погрузочно-разгрузочных работах.

11. Проводить инструктаж по техники безопасности перед проведением погрузочно-разгрузочных работ с новыми рабочими.

12. Обеспечивать проведение всех работ в соответствии с правилами техники безопасности и пожарной безопасности.

Права.

1. Докладывать руководству отдела сбыта о всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.

2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

Ответственность.

Диспетчер несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей.

Должностная инструкция заведующим складом готовой продукции отдела сбыта.

Общие положения.

1. Заведующим складом готовой продукции подчиняется непосредственно начальнику отдела сбыта.

2. Заведующий складом готовой продукции является лицом, материально ответственным за вверенные ему товарно-материальные ценности предприятия.

3. В своей работе заведующий складом готовой продукции руководствуется Положением об отделе сбыта и настоящей должностной инструкцией.

4. На должность заведующего склада готовой продукции назначаются лица со средним специальным образованием или неполным средним образованием и стажем работы в должности кладовщика не менее одного года.

Обязанности.

1. Принимать готовую продукцию от цехов по количеству, качеству и номенклатуре.

2. Оформлять документы по приему и отгрузке готовой продукции.

3. Обеспечивать сохранность поступившей на склад продукции и осуществлять контроль за правильностью хранения находящейся на складе продукции.

4. Размещать и рассортировывать поступающую продукцию.

5. Комплектовать, упаковывать и подготавливать готовую продукцию к отправке.

6. Отгружать или отпускать продукцию на месте на основании соответствующих документов.

7. Вести оперативный учет движения готовой продукции.

8. Оформлять заказы на ремонт складских помещений и оборудования склада.

9. Обеспечивать безопасность проведения складских операций и погрузочно-разгрузочных работ, соблюдение требований техники безопасности и пожарной безопасности.

Права.

1. Докладывать руководству отдела сбыта о всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.

2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

Ответственность.

1. Заведующий складом готовой продукции отдела сбыта несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей.

Характеристика состава подсистем и комплексов задач.

В деятельности ГСХП «Доскино» можно выделить следующие функциональные подсистемы, а в их составе - комплексы задач.

Подсистема технико-экономического планирования (ТЭП).

Назначение подсистемы – расчет и анализ научно обоснованных планов производственно-хозяйственной деятельности, обеспечивающих достижение наилучших технико-экономических показателей деятельности. Анализ и планирование осуществляются по следующим основным направлениям:

­ по объему реализации продукции;

­ по производству продукции;

­ по использованию производственных мощностей;

­ по производительности труда и заработной плате;

­ по использованию материальных ресурсов;

­ по себестоимости, прибыли и рентабельности;

­ по изучению финансового состояния завода.

Подсистема бухгалтерского учета (БУ).

Подсистема бухгалтерского учета занимает ведущее место в системе управления. Комплексами задач, относящихся к данной подсистеме, являются участки бухгалтерского учета объекта управления:

­ учет труда и заработной платы;

­ учет производственных запасов;

­ учет основных средств;

­ учет нематериальных активов;

­ учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;

­ учет денежных средств и расчетов;

­ формирование бухгалтерской отчетности.

Подсистема управления технической подготовкой производства (УТПП).

Назначение: разработка конструкторско-технологической документации, системы норм и нормативов по организации производства.

Основные комплексы задач:

­ расчет производственных мощностей;

­ расчет норм расхода сырья;

­ расчет трудовых нормативов;

Подсистема оперативного управления основным производством (ОУОП).

Назначение подсистемы – организация согласованной работы производственных подразделений по выполнению установленных плановых заданий в номенклатуре, количестве и сроке.

В оперативном управлении основным производством необходимо выделить следующие уровни управления:

­ управление предприятием;

­ управление производством;

­ управление цехом.

Для уровня управления предприятием и производством характерными являются задачи комплекса оперативного учета, анализа и контроля, которые дают производственно-диспетчерским службам информацию о ежесуточном выполнении производственной программы, а также отчетные данные за различные интервалы времени. Кроме того на этом уровне решаются задачи объемно-календарного планирования на период времени, выполняются расчеты производственной программы по подразделениям с учетом результатов работы за предшествующий плановый период.

Для нижнего уровня основным является комплекс задач оперативно-календарного планирования, для которого наиболее характерными можно считать задачи регулирования производственного процесса, т.е. расчета плановых заданий на короткие промежутки времени.

Подсистема управления материально-техническим снабжением (УМТС)

Основной целью УМТС является своевременное и полное удовлетворение запросов производства в материальных ресурсах на заданную программу при минимальных затратах на их поставку, хранение и распределение.

Исходя из этого можно выделить следующие комплексы задач:

­ планирование потребности;

­ учет, анализ и контроль состояния запасов;

­ регулирование обеспеченности.

Подсистема управления сбытом (УС).

Здесь можно выделить следующие комплексы задач:

­ формирование планов поставок готовой продукции;

­ оперативно-календарное планирование отгрузки;

­ учет отгруженной и реализованной продукции;

­ составление отчетности о выполнении плана поставок продукции.

Подсистема управления кадрами .

В данной подсистеме можно выделить следующие комплексы задач:

­ учет и контроль за приемом, перемещением и увольнением сотрудников.

­ учет выхода на работу.

Нормативно-методические материалы.

1. Положение об отделе сбыта.

2. Положение о главном бухгалтере.

3. Должностная инструкция начальника оперативного управления отдела сбыта.

4. Должностная инструкция диспетчера отдела сбыта.

5. Должностная инструкция заведующего складом готовой продукции отдела сбыта.

6. Инструкция о порядке выдачи информации потребителям.

7. Инструкция по организации хранения машинных носителей информации.

8. Инструкция о порядке приема и контроля нормативно-справочной информации.

9. Инструкция по эксплуатации рабочих дискет.

10. Инструкция о порядке внесения изменений в нормативно-справочную информацию.

11. Инструкция по охране труда операторов, эксплуатирующих электронно-вычислительные комплексы, системы подготовки данных, персональные ЭВМ.

12. Инструкция по охране труда для электротехнического персонала при обслуживании электроустановок напряжением до 1000В.

13. ГОСТ 20886-85. Организация данных в системе обработки данных. Термины и определения. – М.: Издательство стандартов, 1985.

14. ГОСТ ЕСПД 1982. Единая система программной документации. – М.: Наука, 1985.

15. Инструкция по вводу накладных.

16. Инструкция по вводу отчета водителя.

17. Инструкция пользователя по вводу входящих остатков на складе.

18. . Инструкция по вводу дневника кладовщика.

19. Памятка внутреннего распорядка.

Информационные и программные системы обработки информации на объекте.

В ГСХП «ДОСКИНО» была внедрена Автоматизированная система Бухгалтерского учета (система разработана в Киеве на СУБД BISER – русифицированный FoxBase 2.6) Адаптацию пакета и внедрение помог осуществить «Отдел автоматизации сельхозпредприятий» г. Пенза.

Были внедрены подсистемы:

· «Счета» для ведения синтетического и аналитического учета

· «Зарплата»

· АРМ диспетчера автопарка

· Реализация продукции

· Основные средства

Основным элементом рассматриваемой системы является Автоматизированное рабочее место (АРМ)

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - это рабочее место специалиста, которое наряду с другими средствами труда оснащено персональными компьютерами или абонентскими пунктами ЭВМ, а также комплексом программ для автоматизированного выполнения специалистом своих функций по обработке и анализу информации.

Исходя из этого определения, АРМ учетного работника помогает ему с лучшей эффективностью выполнять непосредственные функциональные обязанности.

Комплекс типовых проектных решений по автоматизации бухгалтерского учета с использованием АРМ на базе персональных компьютеров для сельскохозяйственных предприятий состоит из следующего набора комплексов программ для оснащения автоматизированных рабочих мест учетных работников (рис. 3.).

АРМы учетных работников могут организоваться как в бухгалтерии хозяйства, так и в структурных подразделениях (в цехах, отделениях, бригадах, арендных и др. подрядных коллективах, на складах и др.).