Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению курсовому проектирования по курсу «Проектирование информационных систем»

 

             

Указания методические по выполнению курсовому проектирования по курсу «Проектирование информационных систем»

Методические указания по выполнению курсовому проектирования

по курсу «Проектирование информационных систем»

может выполняться как индивидуально, так и в группе из 2-х человек. Работа выполняется в течение семестра во время, отведенное для самостоятельной работы студентов. Перед началом работы необходимо выбрать предметную область из следующего списка и сообщить преподавателю на первой неделе учебного семестра:

ТЕМА

1. Организация деятельности администратора гостиницы.

2. Организация работы автоинспекции.

3. Деятельность налоговой службы.

4. Организация работы службы социальной помощи.

5. Деятельность абонентской службы АТС

6. Организация работы рекламного агентства

7. Деятельность службы трудоустройства

8. Организация работы товароведа службы общественного питания

9. Организация работы диспетчера скорой помощи

10. Деятельность фирмы бартерного обмена

11. Организация подписной компании

12. Организация работы издательской фирмы

13. Организация оптовой торговли

14. Деятельность частного сыскного агентства

15. Деятельность туристического агентства

16. Организация работы автосервиса

17. Организация работы жилищно-коммунального хозяйства

18. Деятельность агентства недвижимости

19. Организация работы метеослужбы

20. Организация деятельности частного ателье

21. Организация работы частной пекарни

22. Деятельность фотоателье

23. Организация работы салона красоты

24. Организация работы автопарка

25. Организация работы мебельного салона

26. Деятельность ипподрома

27. Организация работы отдела кадров

28. Организация работы казино

29. Организация деятельности транспортного агентства

30. Организация работы горсправки

31. Деятельность игротеки

32. Организация работы справочной службы аэрофлота

Этот список является рекомендательным и по согласованию с преподавателем может быть выбрана иная предметная область.

В рамках выбранной предметной области необходимо определить параметры гипотетического (или реального) предприятия, виды услуг, выпускаемую продукцию и ее объемы, численность организации, организационную структуру, дислокацию подразделений, имеющиеся в распоряжении организации технические средства и локальные сети.

Применительно к выбранной предметной области следует рассмотреть все этапы жизненного цикла разработки системы, начиная с анализа бизнес-проблем функционирования в организации при отсутствии ИС до создания приложения, обеспечивающего решение бизнес-проблем, выявленных на этапе анализа. Содержание этапов жизненного цикла детально описывается в учебном пособии «Проектированию информационных систем».

В процессе выполнения курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1 Выполнить предварительное описание информационной системы

организационную структуру, наличие технических средств, применение компьютерных технологий в организации. Документировать представление об операциях по основным видам деятельности, документообороте, степени автоматизации. Определить проблемы бизнеса, связанные с отсутствием функций автоматизации, которые Вы предполагаете реализовать в Вашей ИС. Избегайте излишней детализации, имея в виду, что полный анализ системы не предусматривается курсовой работой и задача состоит в апробации методов и моделей, рассматриваемых в дисциплине. Кратко формулируются проблемы, возможности, директивы, которые являются основанием для разработки ИС. На этом этапе используются технологии сбора данных для выявления и анализа информации из интервью для определения масштаба проекта, уровня управленческих обязанностей и технико-экономического обоснования проекта. В результате предварительного этапа исследования формулируются проблемы, срочность разрешения эти проблем, трудоемкость и предлагаемое решение в виде ИС, решающей перечень задач. Кроме того, приводится формулировка ожидаемого решения и масштаба (т.е. перечня задач, выбранных для решения проблем).

Также, в рамках предварительного этапа ожидается описание следующих позиций:

¨ Цель деятельности организации, виды деятельности и конечные продукты деятельности.

¨ Организации, связанные с рассматриваемой в цепочке производства и потребления продукции.

¨ Какие возможности для совершенствования деятельности организации и ликвидации выявленных проблем функционирования организации может предоставить информационная система.

¨ Определить тип модернизируемой или создаваемой информационной системы.

¨ Определить всех пользователей информационной системы и информацию, используемую ими для выполнения своих функций.

¨ Каким образом информационная система способствует повышению производительности и расширению видов услуг. Какие преимущества получает организация при использовании информационных систем перед своими конкурентами.

2 Выполнить этап предварительного анализа проблем

Существует древнее высказывание, которое гласит: " Не пытайтесь поправить что-либо, если Вы не понимаете этого". В связи этим мудрым высказыванием, на данном этапе проекта должна быть изучена и проанализирована существующая система. Объектом исследования является существующая система бизнеса, независимо от того, используются ли в настоящее время компьютерные технологии. Стадия анализа проблемы обеспечивает команду проектировщиков более полным пониманием проблем, возможностей, и/или директив, которые инициировали проект. На самом деле, аналитик часто раскрывает новые проблемы и возможности. Стадия анализа проблемы может отвечать на вопросы, «Стоит ли заниматься проектом?» и «Стоит ли строить новую систему?» Предварительный анализ является сложным вопросом и учитывает как технологии, экономика, персонал, и преследует цель идентифицировать проблему, определить ее причины, охарактеризовать стратегию ее разрешения, в том числе:.

· Определяются границы проекта

· Устанавливаются участники, бюджет проекта и план проекта .

· Выявление ограничений, налагаемых на решение

Основная задача обследования данного этапа - оценка реального объема проекта, его целей и задач, а также получение определений сущностей и функций на высоком уровне, представляющих контекст ИС.

Цель стадии анализа проблемы триединая. Прежде всего, проектная команда должна получить соответствующее понимание проблемной области бизнеса. Во-вторых, необходимо ответить, на вопрос, «Являются ли эти проблемы (возможности и директивы) заслуживающими разрешения?». Наконец, необходимо определить стоит ли разрабатывать систему. Стадия анализа проблемы обеспечивает системного аналитика и проектную команду более полным пониманием проблем, возможностей, и/или директив, которые вызвали проект. Анализ проблемы - это процесс осознания реальных проблем и потребностей пользователя и предложения решений для удовлетворения этих потребностей.

Задание

На этой стадии выполняется причинно-следственный анализ в организации и документируется полученные результаты в таблице «Проблемы, возможности, их причины» (проблем, цели решения и ограничения). Структура PIECES может служить полезной основой для классификации различных проблем и возможностей, выявленных на стадии предварительного анализа проблем.

P потребность в улучшении производительности

I потребность в улучшении информации (и данных)

E потребность в улучшении экономики, управлении издержками или увеличении дохода

C потребность в улучшении контроля или безопасности

E потребность в улучшении эффективности людей и процессов

S потребность в улучшении обслуживания клиентов, поставщиков, партнеров, служащих и т.п.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

  • Производительность - количество работы, выполняемой в некоторый период времени.
  • Время ответа - средняя задержка между операцией или запросом и ответом на эту операцию или запрос.

ИНФОРМАЦМИЯ

Выходы

  • Недостаток какой-нибудь информации
  • Недостаток необходимой информации
  • Недостаток существенной информации
  • Слишком много информации - <информационная перегрузка>
  • Информация, отсутствующая в полезном формате
  • Информация, которая не точная
  • Информация, которую трудно произвести
  • Информация, которая не своевременная для последующего использования

Входы

  • Данные не собираются
  • Данные не собираются своевременно для полезного использования
  • Данные собираются не точно - содержат ошибки
  • Данные собираются с трудом
  • Данные собираются избыточно - одни и те же данные собираются более чем дважды
  • Собирается слишком много данных
  • Собирается неверные данные

Хранение данных

  • Данные хранятся избыточно в нескольких файлах и/или базах данных
  • Хранимые данные не точные
  • Данные не безопасны случайно или намерено
  • Данные организованы не правильно
  • Данные не гибкие - трудно удовлетворить новые информационные потребности из сохраненных данных
  • Данные не доступны

ЭКОНОМИКА

Слишком мало безопасности или управления

  • Входные данные не редактируются адекватно
  • Преступление происходит (или может быть совершено в отношении данных
  • Обман

Хищение

  • Нарушается этика данных или информации - ссылаются на данные или информацию неавторизованные люди
  • Избыток хранящихся данных является противоречивым в различных файлах или базах данных
  • Управляемость или права собственности данных нарушены (или могут быть)
  • Происходят ошибки обработки (людьми, машинами или программным обеспечением)
  • Происходят ошибки принятия решений

Слишком много защиты или регулирования

  • Бюрократическая волокита замедляет систему
  • Элементы управления причиняют неудобства заказчикам или сотрудникам
  • Чрезмерное регулирование вызывает задержки обработки
  • Люди, машины или компьютеры растрачивают время
  • Данные чрезмерно вводятся и копируются по сети
  • Данные чрезмерно обрабатываются
  • Информация производится в избытке

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

  • Люди, машины или компьютеры расточительно расходуют материалы и оборудование
  • Усилия, требуемые для решения задач чрезмерны
  • Материалы, требуемые для решения задач чрезмерны

ОБСЛУЖИВАНИЕ

  • Система производит неточные результаты
  • Система производит противоречивые результаты
  • Система производит ненадежные результаты
  • Система трудно изучается
  • Система трудна для использования
  • Система неудобна для использования
  • Система негибкая для новых или исключительных ситуаций
  • Система негибкая к изменениям
  • Система не совместима с другими системами
  • Система не согласуется с другими системами

Теперь, когда мы завершили обзор системы и приято решение о продолжении работ, попытайтесь получать более полное понимание текущей системы. В этом задании для выполнения причинно-следственного анализа используются предыдущие результаты, плюс вводная информация и пользовательские интервью. Результаты этой работы обеспечивают лучшее понимание проблем, возможностей и ограничений действующей системы.

Для каждой выявленной бизнес-проблемы следует сделать формулировку в следующей структуре: Проблема {Описание проблемы}

Воздействует на {указание лиц на которых оказывает влияние данная проблема}

Результатом чего является {Описание воздействия данной проблемы на заинтересованных лиц и бизнес-процессы}

Выигрыш от {Указания предлагаемого решения}

Может состоять в следующем {Список основных предоставляемых решением преимуществ}. Полезным является оформление таблицы сформулировать «Проблемы, возможности, причины и эффекты, цели и ограничения» , которая представляет результаты предварительного анализа и имеет следующий вид:

Анализ причин и эффектов

Цели модернизации системы

Проблема или

возможность

Причины и эффекты

Цели системы

Ограничения системы

В заключение настоящего этапа определяются:

  • Пользователи системы и их информационные потребности.
  • События бизнеса, на которые система должна реагировать.
  • Требования и ограничения к ИС (функциональные и нефункциональные)

3 Выполнить полный анализ проектируемой ИС

Широко использовать моделирование для выполнения этапов жизненного цикла ИС.

Моделирование процессов - техника для организации и документирования структуры и потока данных через процессы системы и/или логики, политики и процедур, которые будут применяться процессами системы. На этой стадии мы сосредоточимся на использовании и построении диаграмм потока данных (DFD) и диаграмм декомпозиции с целью моделирования процессов.

Диаграммы потока данных представляют собой средства, которые изображают поток данных в системе и процессы, выполняемые системой. Диаграмма декомпозиции является средством разработки DFD, которое представляют нисходящее функциональное разложение и структуру системы.

В рамках этого этапа сначала строится контекстная диаграмма, чтобы установить проектные режимы работы и границы системы. Во-вторых, выполняется диаграмма функциональной декомпозиции для разделения системы на логические подсистемы и/или функции. В-третьих, составляется список транзакций, который идентифицирует события бизнеса, на которые система должна реагировать. Затем необходимо усовершенствовать, диаграмму декомпозиции, выполненную ранее, включив процесс обработки событий. В заключении строится диаграмма потока данных системы, которая показывает полную картину системы и примитивные диаграммы потока данных для каждого процесса обработки события. Более подробно методология построения моделей представлена в пособии дисциплины и в соответствующих описаниях лабораторных работ.

Задание

На этом этапе необходимо сформулировать и уточнить требования и ограничения к ИС (функциональные и нефункциональные). Выполните моделирование элементов системы (IDEF0, DFD, IDEF1X).

Принимается решение по следующим вопросам.

¨ Какие данные о бизнес-процессах организации собираются в информационной системе и способы их ввода.

¨ Разрабатывается концептуальная модель базы данных с использованием инструментальных средств СУБД.

¨ Разработать перечень транзакций для реализации и комментарии по формированию перечня транзакций для разработки.

В процессе проектирования с использованием объектно-ориентированного подхода обязательным является разработка диаграммы вариантов использования системы и диаграммы классов системы.

В качестве примера, предположим, что выявленная функциональность информационной системы определяется следующим способом:

Цель создаваемой системы состоит в обеспечении централизованного хранилища информации о служащих. Сотрудники отдела кадров обеспечивают актуализацию информации о служащих и изменении их состояния. По запросам отдела кадров система производит отчеты по кадрам еженедельно, ежемесячно и ежегодно. Сотрудники отдела кадров обеспечивают изменения данных о служащих, а также получаемой заработной платы и отчислений в благотворительные фонды и на приобретение накопительных облигаций. По запросам система выдает сведения о полученной заработной плате и взносах в благотворительное общество и на приобретение накопительных облигаций для отдела кадров. Система должна вводить данные о текущем заработке служащего от базы данных «Платежная ведомость» для выполнения процедуры отчислений в благотворительное общество и на приобретение накопительных облигаций. Записи о выполненных отчислениях служащих направляются в подсистему «Формирования платежной ведомости». Наконец, внесение служащего в телефонный справочник может быть выполнено для любого служащего по запросу.

Список транзакций в соответствии с описанной функциональностью может быть составлен в таблице, представленной ниже.

Действующее

Лицо (Actor)

Запускается

(Trigger)

Описание события

(Event description)

Действия

(Reaction)

Инициирующее лицо - Служащий

Содействие -Отдел кадров

Представлены данные о новом сотруднике.

Отдел кадров принимает заявление от сотрудника о приеме на работу.

¨ Создать служащего в базе данных.

¨ Создать вид деятельности в базе данных.

Служащий

Представлены новые данные о сотруднике.

Сотрудник изменяет личную информацию такую как адрес или контактные данные.

¨ Изменить служащего в базе данных.

¨ Создать/Изменить/Удалить критический контакт в базе данных.

¨ Создать/Изменить/Удалить критический контакт служащего в базе данных.

Инициирующее лицо - Служащий,

Содействие -Отдел кадров

Представлены данные об изменении статуса сотруднике.

Отдел кадров принимает заявление об изменении статуса служащего.

¨ Изменить служащего в базе данных.

¨ Создать вид деятельности в базе данных.

Служащий

Запрос списка телефонов служащих.

Служащий запрашивает список телефонов служащих и размещение.

¨ Создать список телефонов служащих.

Время

Создать еженедельный отчет по штатам.

Система создает отчет по штатам основанный на деятельности недели.

¨ Создать еженедельный отчет по штатам.

Время

Создать ежемесячный отчет по штатам.

Система создает отчет по штатам основанный на деятельности месяца.

¨ Создать ежемесячный отчет по штатам.

Время

Создать ежегодный отчет по штатам.

Система создает отчет по штатам основанный на деятельности года.

¨ Создать ежемесячный отчет по штатам.

Служащий

Представляет запрос на взнос в благотворительный фонд.

Служащий представляет запрос на взнос в благотворительный фонд части зарплаты.

¨ Создать благотворительный взнос в базе данных.

¨ Создать записи действий (для ведомости).

Служащий

Представляет запрос на приобретение сберегательных облигаций.

Сотрудник представил запрос на приобретение облигаций путем удержания из зарплаты.

¨ Создать облигации в базе данных.

¨ Создать записи действий (для ведомости).

Руководство

Запрос отчета о членстве в благотворительном взносе.

Руководство запрашивает создание отчета списка сотрудников, которые участвуют в благотворительности и тех, кто не участвует.

¨ Создать отчет о членстве в благотворительном обществе.

Руководство

Запрос отчета о членстве в сберегательные облигации.

Руководство запрашивает создание отчета списка сотрудников, которые приобрели сберегательные облигации и тех, кто не приобрел.

¨ Создать отчет о членстве в сберегательных облигациях.

Отдел кадров

Запрос отчета о благотворительных взносах.

Отдел кадров запрашивает создание отчета о количественных взносах в благотворительное общество по служащим.

¨ Создать отчет о взносах в благотворительное общество.

Отдел кадров

Запрос отчета о взносах в сберегательные облигации.

Отдел кадров запрашивает создание отчета о количестве приобретенных облигаций по служащим и общем количестве.

¨ Создать отчет о членстве в сберегательных облигациях.

4 Разрабатывается проект системы

¨ Определяется состав отчетов, которые формируются в процессе ведения информации и по результатам обработки данных.

¨ Разрабатываются формы взаимодействия со всеми категориями пользователей системы

5 Реализация системы выполняется в системе программирования по согласованию с преподавателем и предполагает выполнение следующих работ:

¨ Разработать формы для управления выполнением информационной системы и ведения данных.

¨ Реализовать форму с подформой. В форме используются элементы управления с итоговыми значениями из подформы.

¨ Использовать запросы всех возможных видов (выборка по сложным критериям, перекрестный запрос, запросы действия, параметрический запрос с заполнением параметров из формы).

¨ Для форм и отчетов разработать собственные меню, включаемые при открытии формы. Выполнить разработку собственных инструментальных панелей и переключение между ними в различных режимах.

¨ Выполнить обработку информации в наборах данных (recordset).

¨ Реализовать обработчик ошибок выполнения.

¨ Привлекательный интерфейс Вашей ИС должен использовать всевозможные элементы управления (командные кнопки, переключатели, групповые переключатели и т.д.). Реализовать групповые переключатели для представления в символьном виде закодированной информации в таблице с последующей возможностью ее корректировки.

Результатом выполнения курсовой работы должно быть полностью отлаженное приложение, выполненное в любой системе программирования с применением любой СУБД.

Пояснительная записки к курсовой работе должна содержать следующие разделы:

Титульный лист

Задание

Содержание

Определения

Введение

Во введении показывается важность и преимущества применения ИС в рассматриваемой организации.

Основная часть

1. Предварительный анализ системы

  • Характеристика организации – описание предметной области
  • Организационная структура
  • Архитектура используемых технических средств (компьютеры, серверы, сети, операционные системы) и программных систем
  • Формулировка проблем и определение масштаб системы
  • Пользователи системы и их информационные потребности

2. Анализ проблем и формирование требований к ИС

  • Анализ проблем и причин их возникновения (из области информатизации)
  • Требования к ИС (функциональные и нефункциональные)
  • Моделирование процессов в организации ( IDEF0)
  • Диаграмма потока данных ( DFD)
  • Перечень транзакций проектируемой системы
  • Информационная модель IDEF1 X

3. Описание интерфейса и диалога ИС

  • примеры разработанных форм ввода/вывода
  • примеры форм организации диалога
  • примеры выходных документов

4. Архитектура программного обеспечения

Заключение

Список литературы

Приложения

Пояснительная записка оформляется в соответствии с действующими требованиями к оформлению курсовых работ и должна содержать не менее 20 страниц машинописного текста.

Основная литература:

1.Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 544 с: ил. ISBN 5-279-02937-8

2. Карл И. Вингерс Разработка требований к программному обеспечению, Microsoft Press, Москва, 2004

3. А.А.Дубаков Проектирование информационных систем. Электронный конспект лекций. - Томск 2000: ТПУ

4. Г.Н. Калянов, Консалтинг при автоматизации предприятий: подходы, методы, средства

5. Дэвид А. Марка, Клемент МакГоуэн МЕТОДОЛОГИЯ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

6. Соммервил И. Инженерия программного обеспечения. 6-е изд.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2002.

7. Анализ требований к автоматизированным информационным системам Автор: Ю.А. Маглинец http://www.intuit.ru/department/itmngt/analisis/

Дополнительная литература:

1. Кент Бек, Экстремальное программирование, издательство "Питер" · 2002 г. · 224 стр, ISBN: 5-94723-032-1

2. Лешек А. Мацяшек, Анализ требований и проектирование систем, Разработка информационных систем с использованием UML: Пер. С англ.- М.: Издательский дом "Вильямс", 2002 г. -432:ил.

3. Буч Г., Якобсон А., Рамбо Дж. UML. Серия «Классика CS». 2-е изд.: Пер. с англ. – СПб.: Питре, 2006.

4. Л. Константайд, Л. Локвуд, Разработка программного обеспечения. -Спб.:Питер, 2004.-592 с. ISBN 5-887782-100-0

5. Фаулер М. UML. Основы. 3-е издание. Краткое руководство по стандартному языку объектного моделирования.: Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2005

Программное обеспечение и Internet -ресурсы:

· Сайт с учебными курсами по различным аспектам разработки информационных систем. : http://www.intuit.ru