Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические ханты-Мансийск 2010 г. Методика проведения «круглого стола»

 

             

Указания методические ханты-Мансийск 2010 г. Методика проведения «круглого стола»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт менеджмента и экономики

Кафедра менеджмента

Кислухина И.А., к.э.н., доц.

Руководство к выполнению контрольных работ

и подготовке к экзамену по дисциплине

«Управление качеством»

для студентов заочной формы обучения

специальности 080500 «Менеджмент»

2-3 курсы

(группа ЗБ-7380)

весенний семестр 2009-2010 учебного года (2 курс)

осенний семестр 2010-1011 учебного года (3 курс)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Ханты-Мансийск – 2010 г.

Методика проведения «круглого стола»

1. Обоснование актуальности и целесообразности проведения

«круглого стола»

В целях совершенствования методики профессиональной подготовки студентов заочной формы обучения, более полного раскрытия их интеллектуальных и творческих способностей, развития навыков самостоятельного исследования актуальных и сложных проблем, а также участия в дискуссионном обсуждении результатов научных исследований в порядке эксперимента утверждённая ранее форма самостоятельной подготовки студентов – выполнение контрольной работы по предложенным темам с последующей аудиторной защитой – была заменена более сложной формой – самостоятельной подготовкой научного доклада по предложенной проблематике с последующим вступлением и обсуждением результатов исследования в рамках «круглого стола».

2. Тема «круглого стола», его цель и основные задачи

Тема «круглого стола»: «Проблемы и перспективы внедрения систем качества на российских предприятиях».

Цель проведения «круглого стола»: исследование актуальных проблем повышения качества продукции (работ, услуг) и перспектив внедрения систем качества на российских предприятиях.

Задачи , решаемые посредством проведения «круглого стола» можно подразделить на две группы: научно-исследовательские и образовательные.

К научно-исследовательским задачам относятся следующие:

· всестороннее изучение актуальной проблемы внедрения систем качества на российских предприятиях;

· обмен опытом, полученным в ходе самостоятельного исследования деятельности предприятия по внедрению системы качества;

· дискуссионное обсуждение проблем и перспектив совершенствования качества выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) на российских предприятиях посредством внедрения систем качества;

· резюмирование основных выводов и предложений по вопросам внедрения систем качества на российских предприятиях.

К образовательным задачам относятся следующие:

· ознакомление с методикой проведения «круглого стола» на практике;

· закрепление теоретических знаний по дисциплине «Управление качеством» в ходе самостоятельной подготовки научного доклада и проведения научной дискуссии;

· развитие навыков самостоятельного поиска, сбора и обработки данных;

· освоение метода научного анализа теоретического и практического материала по исследуемой проблеме;

· формирование навыков подготовки научного доклада;

· ознакомление с методикой подготовки к публичному выступлению и участию в научной дискуссии;

· совершенствование навыков публичного выступления и умения краткого, доступного изложения сути исследуемых проблем и результатов проведённого исследования;

· развитие навыков научного дискутирования по предложенной теме;

· развития навыков грамотного формулирования вопросов в ходе научной дискуссии;

· развитие умения быстрого нахождения и грамотного формулирования кратких и точных ответов на заданные вопросы.

3. План мероприятий по подготовке и проведению «круглого стола»:

Подготовка и проведение «круглого стола» осуществляется в три этапа:

Первый этап: самостоятельная подготовка . На данном этапе студент самостоятельно занимается поиском, сбором и обработкой материала по теме «круглого стола», подготовкой научного доклада и подготовкой к участию в научной дискуссии.

Второй этап: проведение «круглого стола». На данном этапе происходит чтение и обсуждение научных докладов, а также резюмирование основных итогов дискуссии.

Третий этап: подготовка материалов круглого стола к публикации. На данном этапе материалы круглого стола: тезисы докладов, вопросы, прозвучавшие в ходе дискуссии и ответы докладчиков, а также результаты «круглого стола» (выводы и рекомендации) готовятся к публикации в научном журнале Югорского государственного университета.

4. Регламент проведения «круглого стола»

1. Обозначение темы «круглого стола», его цели и основных задач – 3 минуты.

2. Поочерёдное выступление участников с научными докладами по теме «круглого стола» – 5-10 минут.

3. Ответы на вопросы – не более 3-х минут на один вопрос.

4. Дискуссионное обсуждение докладов – не более 15-ти минут на обсуждение одного доклада.

5. Подведение итогов «круглого стола» – 10 минут.

6. Общая продолжительность проведения «круглого стола» – 1,5 часа без перерыва.

5. Требования к научному докладу

Общие требования :

1. Научный доклад по теме «круглого стола» студент готовит самостоятельно.

2. Объектом научного исследования должно выступать одно из современных российских предприятий, на котором внедрена система качества. Выбор объекта исследования студент осуществляет самостоятельно.

3. Темы обсуждаемых докладов, тексты докладов и перечень вопросов к докладчикам должны быть доступны участникам «круглого стола» до момента его фактического проведения.

4. Участники «круглого стола» заранее готовятся к обсуждению докладов. Подготовка к обсуждению предполагает изучение текстов докладов, которые будут представлены в рамках «круглого стола», подготовку вопросов докладчикам (участник «круглого стола» должен заранее подготовить и озвучить в ходе дискуссии минимум один вопрос одному из докладчиков), а также подготовка ответов на вопросы участников дискуссии.

5. Объём научного доклада должен составлять 8-10 страниц машинописного текста.

6. Научный доклад должен содержать следующие разделы:

─ обоснование актуальности исследования;

─ основную часть исследования;

─ выводы по результатам исследования;

─ список используемых источников и литературы.

Требования к оформлению доклада :

1. Научный доклад печатается машинописным шрифтом на листах формата А4.

2. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный.

3. Абзацный отступ устанавливается автоматически – 1,27 см.

4. Заголовки печатаются 14 шрифтом по центру без точки в конце.

5. Нумерация листов осуществляется автоматически, номер листа проставляется внизу справа.

6. Требования к представлению докладов

Тексты докладов должны быть представлены участниками «круглого стола» его руководителю (преподавателю) в печатной и электронной формах не менее чем за три дня до фактического проведения «круглого стола».

Список литературы для самостоятельной подготовки к выступлению

с научным докладом на «круглом столе»

Литература по методике проведения «круглого стола» и организации научных дискуссий

  1. О методике подготовки и проведения собраний, дискуссий, конференций, круглых столов: Сборник материалов городского семинара в рамках реализации общегородской целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2006-2010 годы» /Под ред. А.В. Голева, Т.Н. Кишкиной, Б.Р. Мухамедшина, Н.С. Киселёвой, О.А. Вороновой, О.Н. Башковой. – Омск: Администрация города Омска. Департамент информационной политики и общественных отношений, 2007.
  2. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1997. – 512 с.
  3. Активные методы обучения: групповые, индивидуальные. Курс лекций /www.intervuz.ru/lectures/methods_of_active_social_psychology

Литература по методологии организации и проведения научного исследования

  1. Андреев М.А. Пути повышения эффективности научного труда. – М.: Наука, 1990.
  2. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 400 с.
  3. Методологические основы научного познания: Учебное пособие для студентов вузов /Под ред. П.В. Попова. – М.: Высшая школа, 1972.
  4. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.
  5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: Синтег, 2007.
  6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.

Литература по проблемам исследования систем качества

10. Брагин В.В. К выбору методики совершенствования деятельности организации //Стандарты и качество. – 2009. – № 1. – с. 66-68.

11. Версак В.Г., Сиськов В.И., Дубицкий Л.Г. и др. Интеграция производства и управления качеством продукции. – М, 1995.

  1. Воробьев В.П. Путь к социально-экономическому совершенству (часть 1) //Стандарты и качество. – 2007. - № 10. – с. 78-81.
  2. Воробьев В.П. Путь к социально-экономическому совершенству (часть 2) //Стандарты и качество. – 2007. - № 11. – с. 60-63.
  3. Горбунов А.В. Система менеджмента качества – это инструмент, а не волшебная палочка //Менеджмент сегодня. – 2009. – № 1. – с. 28-37.
  4. Горина Е. А. Формирование системы менеджмента качества на предприятиях: региональный аспект //Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 33. – с. 62-66.

16. Джордж С., Ваймерских А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM) – СПб.: Виктория плюс, 2002. – 256 с.

17. Джуран Дж. М. Всё о качестве: зарубежный опыт. Вып. 2 Высший уровень руководства и качество. – М., 1993.

  1. Змиевский В.И., Колеватов В.В., Богородицкий В.Н. Анализ функционирования системы менеджмента качества при ресертификации //Стандарты и качество, 2009 – №9 – с. 90-94.

19. Исикава К. Японские методы управления качеством. – М., 1998.

  1. Конев К.А. Будущее менеджмента качества в свете мирового кризиса //Стандарты и качество, 2009 – №5 – с. 64-67.

21. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. М.: ИНФРА-М, 2000. – 256 с.

22. Луис Р. Система канбан. Практические советы по разработке в условиях вашей компании /Пер. с англ. Е.В. Журиной. Под. Науч. ред. Э.А. Башкардина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. – 216 с.

  1. Михайлова М.Р. Инструменты совершенствования менеджмента качества //Стандарты и качество, 2009 – №7 – с. 82-85.

24. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 127 с.

25. Николаева Э.К. Кружки качества на японских предприятиях. – М.,1990.

  1. Окрепилов В.В. Перспективы создания многоуровневой системы управления качеством //Стандарты и качество, 2009 – №1 – с. 58-65.
  2. Разумов-Раздолов К.Л. От качества продукции к качеству управления //Стандарты и качество, 2009 – №3 – с. 84-87.
  3. Разумов-Раздолов К.Л., Крепп А. СМК в России и за рубежом //Стандарты и качество, 2009 – №8 – с. 76-81.
  4. Степанов А.В. Оценка результативности СМК: методический аспект //Стандарты и качество. – 2009. – № 1. – 70-78.
  5. Терновская Н. России – новое качество //Стандарты и качество. – 2009. – № 1. – с. 20-22.
  6. Усачев Б.П., Сергеева Т.Н. От признания идеологии международного стандарта качества к достижению экономической эффективности процессов системы менеджмента качества продукции в ОАО "Гипровостокнефть //Нефтяное хозяйство. – 2006. – № 7. – с. 10-14.

32. Харингтон Дж. Х. Управление качеством в американских корпорациях. – М., 1990.

33. Хироси Т. Годится ли японский опыт для России и Восточной Европы? //Деловая жизнь – 1993 – № 9.

  1. Шадрин А.Д. О путях повышения эффективности менеджмента качества //Стандарты и качество, 2009 – №10 – с. 60-63.

35. Японская экономическая модель: возможности применения в возрождающейся России //Вопросы экономики – 1992 – № 9.

36. Российский рынок систем управления качеством и сопутствующих услуг: Опыт внедрения /Информационный сайт «Строительный мир» // www.stroi.ru/tsch/d963dr26586m428.html

Текущий и итоговый контроль результатов изучения

дисциплины

Текущий контроль осуществляется в форме проведения семинарских и практических занятий в 4-5 семестрах, а также в форме выступления с научным докладом и участия в дискуссии в рамках «круглого стола» в 5-м семестре.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена в 5-м семестре.

Вопросы к экзамену

1. Понятие качества. Показатели качества: десять групп. Количественная оценка качества. Единичные, комплексные, интегральные показатели качества.

2. Основные этапы эволюции представлений о качестве: контроль качества; обеспечение качества; стоимость качества; управление качеством. Принципы управления качеством.

3. Эволюция подходов к управлению качеством в США.

4. Эволюция подходов к управлению качеством в Азии (на примере Японии).

5. Эволюция подходов к управлению качеством в Европе (на примере Германии).

6. Цикл управления качеством: основные этапы. Петля качества (Модель Ситтега).

7. Цикл Э. Дэминга как основа системы Всеобщего управления качеством – TQM.

8. Кружки качества на японских предприятиях. Система Канбан.

9. Зарождение элементов управления качеством продукции в дореволюционной России. Управление качеством продукции во времена правления Ивана Грозного и Петра I. Трудности стандартизации и контроля качества продукции.

10. Управление качеством в СССР. Декрет «О введении международной метрической системы мер и весов». Саратовская система управления качеством БИП. Горьковская система управления качеством КАНАРСПИ. Ярославская система – НОРМ. Львовская система – КСУКП.

11. Стандартизация в России. ФЗ «О стандартизации». Система стандартов в России: ГОСТ Р; ОКТЭИ; ОСТ; СТП; СТО. Технические условия (ТУ), своды правил и регламенты.

12. Сертификация в России. ФЗ «О сертификации». Порядок сертификации.

13. История возникновения стандартов серии ИСО 9000 и их назначение. Порядок разработки и утверждения стандартов. Применение стандартов ИСО в России. Создание систем качества на основе стандартов ИСО 9000.

14. Стандарты серии ИСО 14000. История разработки. Назначение стандартов ИСО 14000. Построение системы экологического менеджмента (СЭМ) на предприятии. Проблемы и перспективы внедрения стандартов ИСО 14000 в России и в мире.

15. Сущность системы Всеобщего управления качеством. История возникновения. Принципы TQM. Пять «смертельных болезней», которые должны быть устранены для успешной реализации системы TQM. Отрицание авторитарного стиля управления.

16. Цели и задачи реформы технического регулирования в России. Сроки реформы и порядок проведения. Актуальность и значение проводимой реформы. Основные положения Закона РФ «О техническом регулировании».

17. Понятия «технический регламент» и «техническое регулирование». Назначение технических регламентов, порядок разработки и утверждения.

18. Национальные стандарты. Порядок разработки и утверждения национальных стандартов.

19. Процедуры подтверждения соответствия на добровольной и обязательной основе. Декларирование соответствия.

20. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в системе органов исполнительной власти Российской Федерации. Нормативно-правовое регулирование деятельности агентства и его полномочия. Территориальные органы.

21. Управление качеством на основе метрологического контроля. Виды и методы измерений. Международная система единиц физических величин. Средства измерений. Погрешности измерений. Эталон единицы физической величины. Правовые основы метрологической деятельности.

22. Управление качеством на основе лицензирования. Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензируемые виды деятельности. Порядок получения лицензии. Контроль за соблюдением лицензиатом установленных требований использования лицензии. Санкции за нарушение требований.

23. Теоретико-методологические основы квалиметрии. Инструментальные методы измерения качества: ручные, механизированные, автоматизированные. Экспертные методы.

24. Причинно-следственные диаграммы Иссикавы и их использование при определении качества продукции.

25. Аналитический метод определения весовых показателей качества продукции.

26. Социологический метод проведения экспертизы качества продукции.

27. Диаграммы Парето и их использование при определении качества продукции.

28. Статистическое регулирование процессов производства и управления качеством продукции: контрольные карты; сплошной и выборочный контроль.

29. Управление затратами на качество. Виды затрат на качество. Этапы формирования затрат. Методы анализа затрат на качество продукции. Функционально-стоимостной анализ (ФАС). Эффективность затрат.

30. Взаимосвязь эффективной организации процесса производства и качества выпускаемой продукции. Влияние труда и капитала на качество продукции предприятия. Показатели качества труда. Оценка качества проектов. Оценка качества используемой технологии.

31. Особенности системы качества на предприятии природопользования. Формирование системы качества. Нормативно-правовое и материально-техническое обеспечение качества.

32. Защита прав потребителей в Российской Федерации. Закон РФ «О защите прав потребителей». Основные права потребителей. Информация, предоставляемая потребителю о товаре, изготовителе, продавце. Последствия продажи товара ненадлежащего качества. Права и обязанности продавца. Ответственность продавца.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Информационные ресурсы.

Официальные сайты:

· Президент Российской Федерации – www.president.kremlin.ru

· Правительство РФ (нормативные документы, каталог сетевых ресурсов, выход во все министерства и комитеты) – www.gov.ru; www.emercom.gov.ru/v010_h6.shml

· Министерство экономического развития (нормативные документы, экономические программы, проекты) – www.economy.gov.ru

· Министерство финансов – www1.minfin.ru

· Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии – www.gost.ru

· Федеральная налоговая служба – www.nalog.ru

· Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (нормативные акты, аналитическая информация) – www.mgi.ru

· Федеральное агентство по науке и инновациям – www.fasi.gov.ru

· Администрация Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – www.admhmao.ru

· Центр стратегических разработок – www.csr.ru

· Информационный канал ГД РФ – www.akdi.ru/gd/

Аналитические и информационные сайты:

· Бюджетная система Российской Федерации (информационно-аналитический комплекс) – www.budgetrf.ru

· Социально-экономическое состояние регионов РФ – www.cemi.da.ru

· Информационные сайты – www.akm.ru; www.rbc.ru; www.nasledie.ru; www.nikkolom.ru

· Энциклопедия русской цивилизации – www.rus-sky.com

· Портал ИСО – www.iso.staratel.com

Материалы информационных сайтов:

· Российский рынок систем управления качеством и сопутствующих услуг: Опыт внедрения /Информационный сайт «Строительный мир» //www.stroi.ru/tsch/d963dr26586m428.html

Программы информационной поддержки российской науки и образования:

· Консультант Плюс: Высшая школа. Учебное пособие. Программа информационной поддержки российской науки и образования.

· Профессиональная юридическая система Кодекс: законодательство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

2. Рекомендуемая литература.

Основная литература

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (с изменениями от 23.11.2009 г.) //Ведомости СНД и ВС РФ от 9 апреля 1992 № 15, ст. 766.

2. Федеральный Закон «Об обеспечении единства изменений» от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ //Российская газета от 2 июля 2008 г. № 140.

3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (с изменениями от 27.07.2010 г.) //Российская газета от 10 августа 2001 г. № 153.

4. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. (с изменениями от 30.12.2009 г.) //Российская газета от 31 декабря 2002 г. № 245.

5. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 212 с.

6. Джордж С., Ваймерских А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM) – СПб.: Виктория плюс, 2002. – 256 с.

7. Измерение качества продукции. Вопросы квалиметрии /Под ред. А.В. Галичева. – М., 1976.

8. Инженерная защита окружающей среды: Учебное пособие /Под ред. О.Г. Воробьёва. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 288 с.

9. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. М.: ИНФРА-М, 2000. – 256 с.

10. Купряков Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1985. – 288 с.

11. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Управление качеством». – 4-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л, 2007. – 400 с.

12. Метрология – 94. Нормативные и методические материалы. – СПб., 1994.

13. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 127 с.

14. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 719 с.

15. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2001. – 238 с.

16. Словарь терминов по качеству /Перевод А. Молчанова //Стандарты и качество, 2008 – №6-12; 2009 – № 1-2.

17. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов /Под ред. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 487 с.

18. Управление качеством: Учебник для вузов /Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 334 с.

Дополнительная литература (книги):

19. Версак В.Г., Сиськов В.И., Дубицкий Л.Г. и др. Интеграция производства и управления качеством продукции. – М, 1995.

20. Джуран Дж. М. Всё о качестве: зарубежный опыт. Вып. 2 Высший уровень руководства и качество. – М., 1993.

21. Запольская Е. ГОСТы отменяются? Реформа системы технического регулирования //Двойная запись, 2003, 8 августа.

22. Исикава К. Японские методы управления качеством. – М., 1998.

23. Луис Р. Система канбан. Практические советы по разработке в условиях вашей компании /Пер. с англ. Е.В. Журиной. Под. Науч. ред. Э.А. Башкардина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. – 216 с.

24. Мигин С.В. Актуальные вопросы реализации реформы технического регулирования в Российской Федерации. – М.: НИСИПП, 2008. – 280 с.

25. Николаева Э.К. Кружки качества на японских предприятиях. – М.,1990.

26. Фомичева Е.В. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 208 с.

27. Харингтон Дж. Х. Управление качеством в американских корпорациях. – М., 1990.

28. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 367 с.

29. Экономика предприятия (фирмы): Учебник /Под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 601 с.

Дополнительная литература (статьи):

30. Актуальные проблемы введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» /Орган по сертификации ТПП КО //Вестник Торгово-промышленной палаты Костромской области, 2003, № 2 (9).

31. Аронов И.З., Версан В.Г., Рыбакова А.М. Механизм анализа и выбора регулирующих воздействий в сфере оценки соответствия требованиям технических регламентов (часть 1) //Стандарты и качество, 2009 – №11 – с. 66-69.

32. Аронов И.З., Дудко В.Д. КАСКО сегодня (часть 1) //Стандарты и качество, 2009 – №5 – с. 42-47.

33. Аронов И.З., Дудко В.Д. КАСКО сегодня (часть 2) //Стандарты и качество, 2009 – №6 – с. 48-50.

34. Белобрагин В.Я. Вектор движения //Стандарты и качество, 2009 – № 2 – с. 76-82.

35. Брагин В.В. К выбору методики совершенствования деятельности организации //Стандарты и качество. – 2009. – № 1. – с. 66-68.

36. Васильева Н.О. Судьба категории «качество»: вчера и сегодня //Стандарты и качество, 2009 – №2 – с. 54-57.

37. Версан В.Г., Аронов И.З., Раков А.В. Кризис и актуальные проблемы технического регулирования //Стандарты и качество, 2009 – №7 – с. 30-37.

38. Версан В.Г. Оценка соответствия и технические регламенты: проблемы и пути решения //Стандарты и качество, 2009 – №9 – с. 36-41.

39. Виноградова К.П., Бирюкова Н.Б., Суровцев Д.В. Технические условия как инструмент технической политики предприятия //Стандарты и качество, 2009 – №8 – с. 54-56.

40. Воробьев В.П. Путь к социально-экономическому совершенству (часть 1) //Стандарты и качество. – 2007. - № 10. – с. 78-81.

41. Воробьев В.П. Путь к социально-экономическому совершенству (часть 2) //Стандарты и качество. – 2007. - № 11. – с. 60-63.

42. Галкин В.Е., Докукин А.В., Ломакин М.И. Стратегия развития национальной системы информационного обеспечения технического регулирования: Управление взаимоотношениями с клиентами //Стандарты и качество, 2009 – №1 – с. 28-31.

43. Горбашко Е.А., Дюкло Н-Л., Соболевская-Малышева А.В. Концепция сбалансированной системы показателей и управление качеством: на пути к интеграции //Стандарты и качество, 2009 – №5 – с. 56-61.

44. Горбунов А.В. Система менеджмента качества – это инструмент, а не волшебная палочка //Менеджмент сегодня. – 2009. – № 1. – с. 28-37.

45. Горина Е. А. Формирование системы менеджмента качества на предприятиях: региональный аспект //Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 33. – с. 62-66.

46. Грачёв А.Н., Киселёв И.А. «5 S»: от метода к культуре //Стандарты и качество, 2009 – №5 – с. 88-93.

47. Гусаков Ю.А., Тавер Е.И. Стандарт ВОК-КСО-2007 и социальная ответственность бизнеса //Стандарты и качество, 2009 – № 6 – с. 60-65.

48. Гупанова Ю.Е. Управление качеством: принципы и правила //Российское предпринимательство. – 2009. – №2, вып. 1. – 55-58.

49. Данилов-Данильян В.И., Розенталь О.М. Стандартизация перед лицом глобального вызова //Стандарты и качество, 2009 – №10 – с. 18-22.

50. Докукин А.В., Коновалов В.А. Роль системы технического регулирования в инновационном развитии экономики //Стандарты и качество, 2009 – №2 – с. 24-26.

51. Дружинин В.А. Международные подходы к вопросам энергетической и экологической эффективности //Стандарты и качество, 2009 – №10 – с. 40-43.

52. Жулинский С.Ф., Сорокин М.А., Чубаров А.М. Электронный документооборот: достоинства и недостатки (Требования стандартов ЕСКД версии 2006 года к разработке и обращению документов в электронной форме) //Стандарты и качество, 2009 – №7 – с. 48-51.

53. ЗажигалкинА.В. Роль стандартов в области энергоэффективности и ресурсосбережения //Стандарты и качество, 2009 – №10 – с. 24-26.

54. Змиевский В.И., Колеватов В.В., Богородицкий В.Н. Анализ функционирования системы менеджмента качества при ресертификации //Стандарты и качество, 2009 – №9 – с. 90-94.

55. Иванова Г.Н. Международные стандарты против нестабильной экономики //Стандарты и качество, 2009 – №11 – с. 72-74.

56. Ильченко И.А. Инновационное развитие и сфера технического регулирования //Стандарты и качество, 2009 – №5 – с. 28-33.

57. Конев К.А. Будущее менеджмента качества в свете мирового кризиса //Стандарты и качество, 2009 – №5 – с. 64-67.

58. Максимов Ю.Н. Многофакторная модель стоимости для учёта качества //Стандарты и качество, 2009 – №11 – с. 44-45.

59. Михайлова М.Р. Инструменты совершенствования менеджмента качества //Стандарты и качество, 2009 – №7 – с. 82-85.

60. Нейман В.Б. Техническое регулирование и стратегия обеспечения товарной и промышленной безопасности в России //Стандарты и качество, 2009 – №8 – с. 36-39.

61. Николаев А.В. Техническое регулирование в Казахстане: всё, как в Европейском Союзе //Стандарты и качество, 2009 – №6 – с. 28-30.

62. Новоселов М.Н. Маркетинг качества //Стандарты и качество. – 2009. – № 6. – 90-92.

63. Окрепилов В.В. Перспективы создания многоуровневой системы управления качеством //Стандарты и качество, 2009 – №1 – с. 58-65.

64. Пизенгольц, В. М. Становление качества и безопасности молочной продукции в России //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2009. – № 4. – с. 44-47.

65. Пугачёв С.В., Гусева Т.В., Бегак М.В., Хачатуров А.Е. Развитие технического регулирования: технологии обеспечения энергоэффективности в России //Стандарты и качество, 2009 – №10 – с. 52-55.

66. Разумов-Раздолов К.Л. От качества продукции к качеству управления //Стандарты и качество, 2009 – №3 – с. 84-87.

67. Разумов-Раздолов К.Л., Крепп А. СМК в России и за рубежом //Стандарты и качество, 2009 – №8 – с. 76-81.

68. Самойлов Ю.Н. Программа «20 ключей» - непрерывный бенчмаркинг //Стандарты и качество, 2009 – № 6 – с. 66-71.

69. Семериков В.Н., Семериков Н.В. Документы в области стандартизации и интеллектуальная собственность //Стандарты и качество, 2009 – № 3 – с. 50-56.

70. Соколов С. Своды правил и национальная система стандартизации (часть 1) //Стандарты и качество, 2009 – № 6 – с. 24-27.

71. Соколов С. Своды правил и национальная система стандартизации (часть 2) //Стандарты и качество, 2009 – № 7 – с. 38-41.

72. Соловьёв В.И. Роль высшего руководства в качественном менеджменте //Стандарты и качество, 2009 – № 8 – с. 88-90.

73. Степанов А.В. Оценка результативности СМК: методический аспект //Стандарты и качество. – 2009. – № 1. – 70-78.

74. Тавер Е.И. Качество как объект управления //Менеджмент сегодня. – 2008. – № 5. – с. 258-276.

75. Тавер Е.И. Цена качества //Стандарты и качество, 2009 – № 4 – с. 62-66.

76. Терновская Н. России – новое качество //Стандарты и качество. – 2009. – № 1. – с. 20-22.

77. Усачев Б.П., Сергеева Т.Н. От признания идеологии международного стандарта качества к достижению экономической эффективности процессов системы менеджмента качества продукции в ОАО "Гипровостокнефть //Нефтяное хозяйство. – 2006. – № 7. – с. 10-14.

78. Хироси Т. Годится ли японский опыт для России и Восточной Европы? //Деловая жизнь – 1993 – № 9.

79. Шадрин А.Д. О причинах низкой эффективности применения стандартов ИСО серии 9000 //Стандарты и качество, 2009 – №2 – с. 48-52.

80. Шадрин А.Д. О путях повышения эффективности менеджмента качества //Стандарты и качество, 2009 – №10 – с. 60-63.

81. Щербаков В. Метрология в России: как добиться международного признания? //Стандарты и качество, 2009 – №1 – с. 40-43.

82. Эдмунд М. Архитектор качества) //Стандарты и качество. – 2009. – № 5. – с. 98-101.

83. Элькин Г.И., Версан В.Г. Технические регламенты: национальные интересы через стандарты //Стандарты и качество, 2009 – №11 – с. 62-65.

84. Японская экономическая модель: возможности применения в возрождающейся России //Вопросы экономики – 1992 – № 9.