Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Цели и задачи рабочей программы учебной дисциплины как основной ориентир определения содержания контролирующих материалов

 

             

Цели и задачи рабочей программы учебной дисциплины как основной ориентир определения содержания контролирующих материалов

информация и рекомендации

ПО СОЗДАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание

Введение 3

1. Контроль и контролирующие материалы

Зачем они нужны? 5

1.1. Что производит вуз? 5

1.2. Как понимается сейчас качество высшего образования? 6

1.3. Какие виды контроля необходимы и достаточны? 7

1.4. Кто должен разрабатывать контролирующие материалы

и процедуры контроля? 9

1.5. Какова роль Государственных образовательных стандартов? 9

2. Контроль. Виды и определения 10

2.1. Вступительные испытания 10

2.2. Входной контроль; 11

2.3. Текущий (внутрисеместровый контроль) 11

2.4. Семестровые испытания 11

2.5. Контроль остаточных знаний 12

2.6. Итоговый контроль (Госэкзамены, защита ВКР) 12

2.7. Фонд оценочных средств. Общие требования

к процедуре контроля. 12

3. Контролирующие материалы.

Определение их содержания 15

3.1. Цели и задачи рабочей программы учебной

дисциплины как основной ориентир определения

содержания контролирующих материалов 15

3.2. Рекомендации по формированию раздела

«Цели и задачи» рабочей программы 16

3.2.1. Цели 16

3.2.2. Задачи 16

3.2.2.1. Возможные задачи по первой и второй РП 17

3.2.2.2. Возможные задачи по третьей подцели РП 18

3.2.2.3. Возможные задачи по четвертой подцели РП 19

3.3. Какие дополнительные документы целесообразно

привлечь при формировании целей и задач? 20

3.4. Пример формирования раздела «Цели и задачи»

учебной дисциплины «Электроника, МПТ» 21

Приложение А Процессный подход как современный

подход системы менеджмента качества 25

Приложение Б Политика университета на современном этапе.

Политика качества ТПУ (выдержки) 26

Приложение В Как учат в американских университетах? 27

Приложение Г Сравнительная характеристики целей учебного курса 30

Приложение Д Общая характеристика и требования к уровню

подготовки бакалавра по направлению 551500

«Приборостроение» 31

Приложение Е Рынок. К вопросу о проблеме подготовки

специалистов XXI века в радиоэлектронике 37

Приложение Ж Есть мнение. Требуются разработчики (к проблеме

кадров на рынке разработчиков электронного

приборостроения 39

Приложение З К проблеме разработки новой техники.

(Введение для студентов) 41

Приложение И Организация активной познавательной

деятельности студентов 42

Приложение К Двадцать способов сделать лекции более

интерактивными (советы для преподавателей) 43

Приложение Л Мысли по поводу обучения и учения 48

Приложение М К теории творчества 58

Приложение Н Разработка тестов. Часть 1.

Конструирование тестов 62

Приложение О Разработка тестов. Часть 2.

Статистическая обработка тестов 75

Приложение П Методические указания про подготовке

педагогических тестовых материалов к сертификации 88


Введение

В современных условиях конкуренции на рынке интеллектуального труда возрастание роли высшего образования идет с ростом требований к его качеству.

Международная стандартная классификация образования определяет образование как организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающей обучение.

Как видим, образование рассматривается, в первую очередь, как процесс – процесс предоставления образовательных услуг, которые составляют главную (целевую) составляющую деятельности любого образовательного учреждения, для чего оно и создается.

Здесь под образовательными услугами понимается процесс передачи личности по определенной программе объема учебной и научной информации как суммы знаний и практических навыков общеобразовательного и специального характера[1] .

В. Качалов в своей работе «Проблемы управления качеством в вузах» подмечает, что этому виду (образовательных) услуг присущи те же характеристики, что и любой услуге как таковой[2] .

Это означает, что в основу процессов управления качеством высшего образования необходимо положить следующую цепочку действий:

- Р – планирование (plan);

- D – их реализация (do);

- С – проверка результатов (check);

- А – анализ и необходимая корректировка (аct).

Другими словами, должна быть использована цепочка действий, хорошо известная как цикл Деминга или цикл PDCA.

Таким образом, для гарантии устойчивого качества управляющие и корректирующие воздействия в системе менеджмента качества образования в вузе должны охватывать все этапы жизненного цикла процесса оказания услуг – от первоначального определения требований со стороны потребителей и других заинтересованных сторон до удовлетворенности этими требованиями.

Становится ясной необходимость использования при разработке фонда оценочных средств современных моделей системы менеджмента качества, основанных на процессном подходе, например, изложенных в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования» (приложение А).

Выше сказанное ставит перед преподавателем, разрабатывающим систему оценивающих средств дисциплины, которая в виде фонда контролирующих материалов входит в состав рабочей программы, ряд непростых вопросов:

- для каких целей разрабатываются контролирующие материалы? (зачем?);

- как формируется их содержание? (что должно учитываться?);

- какие виды контроля и контролирующих материалов планируются в образовательном процессе и используются в вашей дисциплине? (какие виды?);

- какие категории учебных целей проверяются в том или ином виде контроля? (какие основные категории?);

- какая технология проведения контроля рациональна в разных видах контроля? (что за технология?);

Другими словами, работа преподавателя над созданием оценочных средств должна быть системной, когда эта его частная деятельность выполняется в интересах целого – деятельность его и коллектива по удовлетворению запросов потребителя и заинтересованных сторон.

В деятельности преподавателя по разработке оценочных средств необходимо помнить, что одной из болевых точек образования, в том числе и высшего, является оторванность знаний от практической жизни, а также слабое развитие творческих способностей ученика.

Еще в 20-х гг. прошлого столетия известный английский философ А.Н. Уайтхет отмечал, что образование это обучение искусству пользоваться знаниями, это выработка стиля мышления, позволяющего анализировать проблемы в любой области жизни.

Целью образования должна стать культура личности, активность ее мысли и восприимчивость к красоте и человечности чувств[3] .

Поэтому при разработке различных оценок необходимо контролировать не столько знания, сколько умение их применять. Во многих случаях учебный процесс страдает именно отсутствием формирования регуляционной функции знания, так как обучение зачастую еще ориентировано на запоминание фактов и получение однозначных ответов на уже давно решенные вопросы.

«Я считаю», - говорил академик А. Александров, - «что высшее образование подразумевает не только получение диплома, но именно становление творческой, интеллигентной личности. Истинный смысл высшего образования – это не просто учение, усвоение знания, но и поиск истины. Это и есть самый главный итог. Это как раз такой труд, который помогает образовывать личность. Сверхзадача преподавателя состоит в том, чтобы привить студенту живой горячий интерес к науке, стремление решать сложные задачи».

Передача информации – не главная обязанность педагога. Его роль – это руководство, приведение ученика к самостоятельному познанию.

И, наконец, важнейшее высказывание философа А.И. Канта: «Не мыслям надо учить, а мыслить».

Работу по созданию оценочных средств следует проводить поэтапно. Эти этапы могут быть определены на основе принципов системного анализа или подсказаны рекомендациями, например, исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (см. работу, выполненную под руководством Ю.Г. Татура в рамках подпрограммы «Научное и научно-методическое обеспечение функционирования системы образования»).[4] Следуя этим рекомендация, можно уточнить количество и виды этапов при создании оценочных средств по вашей дисциплине.

Поскольку предлагаемые вашему вниманию рекомендации инициированы работой по созданию и переработке на ЭФФ ТПУ оценочных материалов по дисциплине «Электроника, МПТ» направления 551500 «Приборостроение», то по ходу изложения рекомендаций будут использованы примеры из данной предметной области.

1. Контроль и контролирующие материалы.

Зачем они нужны?

В руководстве по качеству ТПУ под контролем понимается процедура оценивания соответствия путем наблюдения и выводов, сопровождаемых, по необходимости, измерениями, испытаниями или калибровкой.

Возникает вопрос: о каком соответствии идет речь и зачем необходимо оценивание этого соответствия? Если речь идет об образовательной деятельности университета, то ответ на поставленные вопросы проясняется после изучения новых вопросов:[5] что производит вуз? кто является клиентом (потребителем)? кто является заинтересованными сторонами? и т.д.

1.1. Что производит вуз?

Выше уже отмечалось, что главной (целевой) составляющей деятельности любого вуза является предоставление образовательных услуг клиенту (потребителю).

Не следует отождествлять комплекс представляемых вузом образовательных услуг обучающимся с тем комплексом знаний, умений и навыков, которые ими приобретены. Если первый – продукт труда педагогов и обслуживающего персонала, то второй – продукт интегрированного труда учащихся и педагогов.

Именно поэтому, по мнению ряда авторов[6] , образовательные услуги, а не знания, умения и навыки выпускников, являются продукцией образовательного учреждения.

Современное понятие качества распространяется выше традиционной идеи качества, которая выражается в степени соответствия стандарту содержания учебных программ или уровня экзаменационных оценок вуза.

Система управления качеством образования в вузе должна заниматься, в первую очередь, процессом предоставления образовательных услуг, качество которого и определяет потенциальную возможность учебного заведения предоставлять услугу, отвечающую требованиям ее потребителей и заинтересованных сторон.

Указанное наиболее значимо при организации дистантного образования, когда неизвестно, кто находится на другой стороне информационной сети.

Существует предложение (В. Качалов) «…законодательно внести изменения в сущность государственной аккредитации и аттестации образовательного учреждения. изъяв из их содержания закрепление и установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников утвержденным требованиям».

Такой подход не нов. По данным того же автора в большинстве известных образовательных систем высокоразвитых стран (США, Голландия, Франция) личность обучающегося или выпускника не является предметом оценки. Более целесообразным с методических, организационных и правовых позиций было бы оценивать качество образовательных программ и условий их реализации, а результативность освоения программ должна определяться только по оценкам потребителей-выпускников. Наверное, к этому мы придем со временем.

1.2. Как понимается сейчас качество высшего образования?

В настоящее время «качество высшего образования – это сбалансированное соответствие образования и подготовки специалиста как процесса и результата многообразным потребностям личности, общества и государства» (А.И. Чучалин, первый проректор ТПУ).

Другими словами контроль качества необходим для определения ряда соответствий, в том числе с учетом политики университета (приложение Б):

- процесса предоставления образовательных услуг потребителю;

- качества выпускника заявленным требованиям качества со стороны потребителя.

В руководстве по качеству ТПУ читаем: «контроль качества – это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований качества. Они могут быть направлены как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества». И далее: «средство контроля образовательных услуг – процедуры и методы, обеспечивающие документированное подтверждение того, что образовательные услуги надежно удовлетворяют требованиям клиентов и образовательных стандартов ТПУ».

М.Г. Гольдшмидт (ТПУ) в статье «Контроль как элемент системы управления качеством продукции» утверждает, что для придания процедуре контроля должной убедительности, необходимо ответить на ряд вопросов:

- какие виды контроля необходимы и достаточны для оценки качества предоставляемых вузами образовательных услуг?

- кто должен разрабатывать контролирующие материалы и процедуру контроля, кто должен их признать?

- какова здесь роль государственных образовательных стандартов?

1.3. Какие виды контроля необходимы и достаточны

для оценки качества предоставляемых вузами

образовательных услуг?

По этому вопросу существует много точек зрения. Одна из интересных, на наш взгляд, высказана при выполнении программы Social Systems Sciences в Пенсильванском университете США,[7] где в 70-х гг. прошлого столетия положительно осуществлен опыт инновационного образования .

Если цель образования есть образование, а не формальное присвоение квалификации, то приемные экзамены не нужны. Нужны только выпускные экзамены для определения категории диплома. Они должны сводиться к демонстрации способности, как делать хорошо то, что выпускник намерен делать после окончания учебы и как самообучаться.

В реальной жизни нас оценивают по тому, насколько хорошо мы выполняем работу.

Экзамены с «захлопнутыми» книгами подходили бы только для подготовки людей типа «Робинзона Крузо», единственным ресурсом знания которого была бы память.

Преподавателям, которые работают со студентами над реальными проблемами, не нужны экзамены, чтобы узнать, насколько студенты хороши. Проведение экзаменов является свидетельством отсутствия сколько-нибудь тесных контактов преподавателей со студентами, а такие контакты весьма существенны для образования.

На несколько проблем технологии контроля, используемой в ТПУ, обращает внимание А.В. Шмойлов.

В настоящее время почти повсеместно существует практика чтения дисциплины и приема экзамена одним и тем же преподавателем, что вряд ли может быть признано объективным, а в ряде случаев с учетом существующей социально-экономической и морально-этической ситуации такая практика является порочной.

В ТПУ имеет место многократный прием экзаменов в течение короткого времени. Когда студенту дают разрешение через 3-5 дней сдать повторный экзамен, то делаются две непоправимые ошибки: унижают преподавателя, как эксперта сомнением в объективности оценки и поощряют безответственность студента не готовиться к экзаменам, апеллируя каждый раз к обстоятельствам, которые, как правило, изобретаются на ходу или подтасовываются.

Опыт показывает, что требования на повторных экзаменах ниже, преподаватель стремиться выполнить заказ деканата или заведующего кафедрой.

Цивилизованная практика в таких случаях определяется логикой: коли неудовлетворительная оценка на экзамене выставлена объективно, то следует пройти снова курс обучения по дисциплине и в очередную экзаменационную сессию претендовать на сдачу экзамена.

Как известно новое – это хорошо забытое старое. Так, например, раскрываем «Правила прохождения учебного курса в Томском технологическом институте императора Николая II»[8] за 1914 год и читаем: «по обязательным предметам преподавания студенты после прослушивания лекций, а по некоторым предметам, кроме того, и по выполнении особо установленных требований, сдают экзамены, для которых назначаются сроки: 1) от 1-го по 10 сентября, 2) от 15-го по 21 декабря, 3) от 7-го по 14 января, 4) от 1-го по 25 мая. Студент, получивший на экзамене неудовлетворительный балл, может подвергнуться по этому предмету повторному экзамену в ближайший из указанных сроков. Такое повторное испытание допускается не более двух раз.

В случае, если на втором повторном испытании студент не обнаруживает удовлетворительных познаний, он увольняется из института. Обратим внимание на отсутствие любимых современной администрацией слов типа «В исключительных случаях», открывающих неограниченный во времени цикл испытаний студента. Обратим также внимание, что параграф 4 Правил работает по одному предмету! Очень интересно также и то, что повторный прием экзамена по предмету осуществляется не в какой-то удобный для студента срок, а в наперед установленные сроки, да еще при условии, что запись на испытания еще не закончена. Думается, что это воспитывает у студента определенные личностные качества.

Подписав Болонскую декларацию[9] Россия, несомненно, перейдет на общепринятую европейскую систему обучения и оценивания. В этой связи очень полезен опыт обучения студентов в американских университетах, которые давно работают в аналогичной системе (приложение В).[10] Если студент там набирает по дисциплине в конце семестра менее 60 % возможных результатов его деятельности, то курс не засчитывается и его приходится брать заново. Когда? Или повторно, пройдя курс в следующем учебном году, или, ликвидировав задолженность во время специально вводимых летних семестров, где студента ждет очень большой объем нагрузки в течение 4-6 недель в специальной программе для отстающих.

1.4. Кто должен разрабатывать контролирующие материалы

и процедуру контроля, кто должен их признать?

Ответ на этот вопрос может быть более кратким: разрабатывать контролирующие материалы и процедуры контроля должен преподаватель, составляющий рабочую программу[11] учебной дисциплины с привлечением преподавателей-помощников, и ознакомившись с действующими в университете технологиями контроля. Признать систему контроля по дисциплине должны выпускающая(ие) кафедра(ы) направлений/специальностей (возможно, скоро только направлений) и деканат как контролирующая сторона.

1.5. .Какова здесь роль государственных образовательных стандартов?

Роль образовательных стандартов при разработке контролирующих материалов очевидна. В Пленарном докладе[12] Похолкова Ю.П., Чучалина А.И. на одной из методических конференций ТПУ отмечается важность разработки системы контроля за соблюдением Государственных образовательных стандартов, требований к методам оценки минимума содержания и уровня подготовки специалистов на всех этапах обучения и итоговой аттестации.

Представляется актуальной, несмотря на прошедшее время, и следующая рекомендация: любой нормативный документ, а тем более стандарт, должен быть метрологически обеспечен, т.е. снабжен комплектом испытательных материалов, с помощью которых утверждающие стандарт органы могут удостовериться в выполнении регламентированных требований.[13]

Таким образом, создание контролирующих материалов должно осуществляться именно в рамках разработки рабочей программы учебной дисциплины. В связи с этим особенностью разработанного стандарта для рабочих программ дисциплин является достаточно продуманная полнота требований, детализируемых в целях и задачах учебной дисциплины и отражающих декомпозицию общих требований на выпускника со стороны потребителей, заинтересованных сторон, ГОС ВПО, ОС ТПУ и т.п.

Критически мыслящий преподаватель знает, что ГОС ВПО в лучшем случае позволяет определить перечень того, что выпускник должен знать и уметь, но практически не найдет ответов на требования, связанные с личностными качествами обучаемых.

Решение задачи подготовки разносторонне образованного специалиста, умеющего оценивать в едином комплексе широкий круг взаимосвязанных с техническими вопросами других аспектов изучаемого объекта, сопряжено с формированием у обучаемого интегративного склада ума.

По сути дела, последнее означает, что цели и задачи дисциплины на уровне минимума конкретных установленных требований, достижение которых и определяется контролирующими материалами, должны быть увязаны по всем дисциплинам учебного плана и особенно среди модулей органично связанных или стержневых дисциплин, формирующих системно-образующие знания, умения и навыки направления.

Все взаимосвязано. Целое определяет частное. Это один из принципов системного подхода.

2. Контроль. Виды и определения.

В рекомендациях XII Всероссийского совещания «Проблемы качества образования» (Уфа, УГАТУ, 2002) вузам России рекомендовано:

- уточнить требования к уровню подготовки выпускников, содержащихся в ГОС ВПО, направленные на обеспечение их диагностируемости ;

- завершить разработку образцов (примерных фондов) оценочных средств вузов на основе методических рекомендаций, утвержденных Минобразованием России.

Многие из поставленных Совещанием задач в ТПУ уже были решены и приведены в различных документах, таких как: Руководство по качеству, Итоговая аттестация выпускников ТПУ[14] и др.

В соответствие с ними в ТПУ упоминаются и регламентируются следующие виды контроля учебной деятельности студента:

- вступительные испытания (при поступлении в университет на более высокие уровни образования);

- входной контроль;

- текущий (внутрисеместровый контроль);

- семестровые испытания;

- контроль остаточных знаний;

- итоговый контроль (Госэкзамены, защита ВКР).

2.1. Вступительные испытания

Имеют целью выявление лиц, способных освоить образовательную программу, для обучения на которой они претендуют. Правила и критерии отбора устанавливаются ежегодно Приемной комиссией ТПУ.

Для преподавателя, разрабатывающего контролирующие материалы дисциплины, участие в содержании, структуре и технологии проведения этих испытаний опосредовано. Его мнение о личностных качествах поступающих абитуриентов может быть использовано выпускающей кафедрой при формировании специальных тестов и вопросов при собеседовании.

2.2. Входной контроль

Проводится с целью выявления реальной готовности студентов к освоению данной дисциплины за счет знаний, умений и навыков, сформированных ранее личностных качеств, а также для формирования корректирующих мероприятий процесса обучения для более ранних дисциплин.

Разрабатывается при подготовке рабочей программы учебной дисциплины. В нем используются или разработанные Вами контролирующие материалы, или материалы, полученные из УМО направления.

2.3. Текущий (внутрисеместровый контроль)

Осуществляется с целью определения качества проведения образовательных услуг по дисциплине, для оценки степени достижения студентами состояния, определяемого целевыми установками дисциплины, а также для формирования корректирующих мероприятий.

Текущий контроль осуществляется в виде непрерывного и промежуточного (рубежного) контролей.[15]

Непрерывный контроль заключается в проверке подготовки студентов к занятиям разного вида, к оценке знаний и навыков, сформированных у студентов на занятиях, при проектировании и в других видах самостоятельной работы студентов.

Промежуточный (рубежный ) контроль осуществляется по разделам (модулям) дисциплины, вынесенных преподавателем в рейтинг-план. Разрабатывается и осуществляется преподавателем дисциплины.

2.4. Семестровые испытания

Предполагают на основе оценки уровня знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в течение семестра (семестров), установление качества проведенных образовательных услуг и соответствия приобретенных личностных и профессиональных качеств студента целевым установкам дисциплины.

Проектируются или преподавателем, ведущим данную дисциплину, или внешним аудитором на основе или предоставленных преподавателем, или собственных контролирующих материалов, или контролирующих материалов УМО направлений.

2.5. Контроль остаточных знаний

Проводится с целью проверки наличия у студентов долговременно сохраняющихся элементов их профессиональных и личностных качеств. Оптимальный способ реализации – проведение контроля остаточных знаний студента во время проведения Государственных экзаменов при итоговой аттестации. Результаты такого контроля также должны быть использованы для формирования корректирующих мероприятий с целью поддержания требуемого качества образовательных услуг по дисциплине. Мероприятия по контролю остаточных знаний осуществляются преподавателем дисциплины с учетом целевых установок проведения Государственного экзамена, выработанных на выпускающей кафедре.

2.6. Итоговый контроль (Госэкзамены, защита ВКР)

Проводится по окончании обучения по профессионально-образовательной программе в виде Государственных экзаменов и защиты ВКР.

Целью итоговой аттестации является определение уровня подготовки выпускника в соответствии с требованиями ГОС ВПО и ОС ТПУ данного направления и формирование корректирующих мероприятий для приведения в соответствие процесса предоставления образовательных услуг.

Контролирующие материалы в зависимости от формы проведения Государственного экзамена обычно представлены или вариантами тестов , вопросов и т.п. по дисциплине из банка контролирующих материалов, или системными профессиональными задачами , в ходе решения которых необходимо продемонстрировать профессиональные знания, сформированные в ходе обучения по дисциплине.

Если используется второй подход, то возможны варианты.

Один из них предполагает, что выносятся типовые (универсальные) системы взаимодействия для данной предметной области, при изучении которых находят место их физические, математические, экономические, социальные и т.п. аспекты. Так, например, большинство профессиональных задач направления «Приборостроение», связанных с измерениями электрических и неэлектрических физических величин, можно свести к единой универсальной системе, представленной на рис. 1.

ПК(МП) - персональный компьютер (микропроцессор),

ФИ - функциональный источник воздействия на объект,

ОИ - объект исследования,

УИ(КД) - устройство измерения, контроля и диагностики.

Подобная структурная схема позволяет унифицировать измерительные задачи и контрольные вопросы различных дисциплин учебного плана.

Второй подход концептуально близок к вышеизложенному, но предполагает наиболее щадящий режим подготовки выпускника к экзамену. При использовании этого подхода профессиональная задача определяется темой выпускной квалификационной работы (ВКР) выпускника, в которой обязательно востребованы профессиональные аспекты различных дисциплин.

В региональных требованиях к итоговой государственной аттестации выпускника – бакалавра (ОС ТПУ по направлению «Приборостроение») рекомендована норма: экзамен носит комплексный, системный характер и должен ориентировать экзаменующего на установление, выявление и обоснование системных связей между учебными дисциплинами, включенными в программу экзамена.

В заключение отметим еще один важный аспект, требующий дополнительной проработки концепции организации госэкзаменов и зачетов, а также требований к оценочным средствам дисциплин, которые могут войти в экзамен.

Он возникает в связи с тем, что второе поколение ГОС ВПО предполагает наличие трех госэкзаменов после завершения соответствующих подготовок выпускника (бакалаврской, специалиста и магистерской).

Необходимо на выпускающей кафедре сформулировать соответствующие целевые установки и задачи проведения этих госэкзаменов, учитывающие сходства и различия различных программ подготовки выпускников.

И если какая-то из дисциплин попадает в состав оценочных средств на какой-то экзамен или на оба сразу, то виды контролирующих материалов в сильной степени определяются концепцией выпускающей кафедры на тот или иной вид экзамена[16] .

В методических материалах Минобразования России под фондом оценочных средств выпускников вуза на соответствие требованиям ГОС ВПО (ОС ТПУ) понимается комплект методических материалов, предназначенных для решения задач соответствия, т.е. для установления в ходе различных испытаний студента факта соответствия (несоответствия) уровня их подготовки требованиям стандарта.

2.7. Фонд оценочных средств. Общие требования к процессу контроля

Фонд оценочных средств. по крайней мере, содержит:

- методические указания или рекомендации по его созданию;

- банк контролирующих материалов для проведения различных видов испытаний.

Вне зависимости от вида контроля, форм используемых контролирующих материалов и способов проведения контроля каждое испытание должно выявлять указанное выше соответствие или несоответствие требований процесса предоставления образовательных услуг и состояния подготовки студента на данном этапе обучения конкретным целям, декларируемым в рабочей программе дисциплины.

Это соответствие или несоответствие должно отражать как аспекты профессиональной подготовки студента, так и способности его личности к самообразованию и формированию элементов творческого подхода решения различных задач.

Поэтому неслучайно научно-практическая конференция ТПУ, посвященная 300-летию инженерного образования в России, в своих рекомендациях указывает: «…включить в структуру образовательных стандартов комплекс учебных дисциплин, формирующих и развивающих систему общенаучных, общепрофессиональных и специальных методов познания и способов решения различных проблем в сферах жизнедеятельности человека и общества». И далее: «при разработке образовательных стандартов, входящих в них комплексов учебных дисциплин, контролирующих материалов учитывать психовозрастные, мотивационные и т.п. характеристики обучаемых».

Для каждого из видов контроля, как подпроцесса общего процесса обучения на основе оказания образовательных услуг, должна быть разработана в принятой системе менеджмента качества соответствующая документированная процедура.

В руководстве по качеству СМК ТПУ оговорены следующие документированные процедуры:

- ДП ТПУ 8.2.3-01 Проведение входного контроля абитуриентов;

- ДП ТПУ 8.2.3-02 Проведение текущего контроля;

- ДП ТПУ 8.2.3-03 Проведение рубежного контроля;

- ДП ТПУ 8.2.3-04 Проведение семестровых испытаний.

К сожалению, из перечисленных процедур в наличии имеется лишь последняя документированная процедура, да и то сомнительного качества.

Так как нет общеуниверситетских рекомендаций по содержанию и структуре контролирующих материалов, а также по технологии проведения соответствующих видов контроля, то можно рекомендовать ряд тезисов организации контроля.[17]

Контроль должен быть непрерывным, независимым. иерархическим, ответственным.

Непрерывность обеспечивается организацией контроля на каждом аудиторном занятии, консультации, собеседовании, испытании.

Независимость достигается:

1)письменными ответами на все контролирующие и испытательные вопросы и задания,

2)шифрованным представлением ответов контролирующим лицам,

3) независимостью выборочного контроля.

Иерархичность характеризуется:

1)тестовой структурой материалов текущего контроля,

2)аналитическими и творческими заданиями больших самостоятельных работ: курсовых проектов, работ, домашних заданий, тематических ов,

3)обобщенными заданиями итогового контроля на зачете и экзамене.

Ответственность определяется:

1) разовым характером любого вида контроля,

2)документированием результатов каждого конкретного контроля,

3)письменной отчетностью и анализом по результатам текущего и итогового контроля.

Для высокого качества усвоения материалов дисциплины должно быть обеспечено:

1) качественное проведение всех видов занятий, дисциплина активного труда на занятиях;

2) упреждающая разработка всех тестовых контролирующих материалов, заданий на контрольные работы и коллоквиумы, курсовые проекты и работы, домашние задания и ы и заблаговременная выдача их каждому студенту;

3) учет результатов всех видов самостоятельной деятельности, включая самостоятельную работу на аудиторных занятиях;

4) информирование каждого студента лично о результатах контроля и закрытый характер данных сведений;

5) ведение кумулятивной оценки всех видов текущего контроля (рейтинг). Оценка на экзамене из рейтинга исключается как принципиально иная оценка, по сравнению с оценкой текущего контроля;

6) введение многокритериальной оценки: экзамен, рейтинг текущего контроля, самостоятельность при решении больших, сложных и творческих заданий.

Систематическая самостоятельная деятельность по программе дисциплины в течение семестра является объективным залогом приращения знаний, навыков и умений обучаемого, его образовательного совершенствования. Поэтому должна быть тщательно спланирована, четко и конкретно организована.

Организация самостоятельной деятельности определяется соответствием созданных условий для такой деятельности с востребованностью их со стороны студентов. Обеспечение полного соответствия практически невозможно, однако следует выделить минимум условий, который необходим для организации самостоятельной деятельности:

1) предоставление полного графика самостоятельной работы по дисциплине в составе полного графика самостоятельной деятельности по всем дисциплинам на весь семестр,

2) предоставление графика контрольных работ, коллоквиумов, защит курсовых проектов, работ, тематических ов, итоговой контрольной работы, зачета по дисциплине,

3) выдача испытательных материалов: тестовых вопросов, заданий на курсовые проекты, работы тематические ы на первом или согласованном занятии по дисциплине,

4) предоставление графика консультаций,

5) предоставление жесткого графика работы библиотеки, компьютерных классов, экспериментальных установок, университетских пунктов компьютерной распечатки текстов, чертежей, ксерокопирования,

6) составление дополнительных к регламентированным университетским уставом правил поведения, перечня возможностей, взаимных обязательств преподавателей и студентов при самостоятельном изучении дисциплины,

7) обеспечение незыблемости правил, условий, обязательств при реализации самостоятельной деятельности в течение семестра.

Необходимо подчеркнуть, что стандарт как документ длительного пользования, должен быть пересмотрен через определенный период. При очередных плановых переработках и пересмотрах суть требований стандарта должна уточняться и изменяться. И уже сегодня при работе над новыми программами учебных дисциплин нужно думать над совершенствованием стандарта.

3. Контролирующие материалы. Определение

их содержания

Известно, что целью создания контролирующих материалов является установление соответствия или несоответствия реального состояния процесса оказания образовательных услуг по дисциплине и уровня подготовки студента установленным требованиям, заявленным в целях и задачах рабочей программы учебной дисциплины.

Отсюда следует вывод: содержание банка контролирующих материалов определяется декларированными в рабочей программе целями и задачами.

3.1. Цели и задачи рабочей программы учебной дисциплины

как основной ориентир определения содержания

контролирующих материалов

В рамках проведения подготовительных работ при аккредитации университета комиссия научно-методического Совета ТПУ (рук. Лисицын В.М.) рекомендует обратить серьезное внимание на качество ранее разработанных рабочих программ учебных дисциплин направлений и специальностей, где вопреки требованиям, заложенным в СТП ТПУ 2.4.01-02, имеет место слабая проработка ключевых вопросов, связанных с целями и задачами дисциплины, технологией их реализации, организацией самостоятельной работы студентов и разработкой контролирующих материалов.

Типичные недостатки разработанных программ учебных дисциплин приведены в приложении Г «Сравнительная характеристика целей учебного курса»[18] , представленная в документах отдела информации образования ТПУ по определению содержания предметной задачи.

Для установления конкретных целевых установок по обеспечиваемой преподавателем дисциплины по мнению указанной выше комиссии НМС ТПУ целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями по формированию раздела «Цели и задачи» дисциплины рабочей программы.

3.2. Рекомендации по формированию раздела

«Цели и задачи» рабочей программы

3.2.1. Цели

Системной целью при преподавании любой дисциплины является формирование такого состояния обучаемого, при котором он при дальнейшем обучении и в будущей профессиональной деятельности не имел бы проблем в данной предметной области за счет своего постоянного самосовершенствования.

На наш взгляд, для любой дисциплины, системная цель может быть разделена на 4 частные цели (подцели), предполагающие формирование у студента:

- Знаний, умений и навыков (ЗУНов), достаточных при рассмотрении объектов, технологий, процессов, программного обеспечения и т.д. в данной предметной области знаний.

- Ряда свойств его квалификационной характеристики, связанных с использованием прагматической части дисциплины в интересах профессиональной культуры и инновационной деятельности обучаемого.

- Положительной мотивации на обучение; постановки и реализации процесса самообразования обучаемого.

- Культуры и стиля дисциплинарного мышления в категориях и терминах изучаемого предмета.

Для достижения системной цели в процессе обучения студентов по Вашей дисциплине необходимо формирование системной функции, которая отвечает на вопрос, как может быть достигнута объявленная цель. Она структурируется в соответствии со структурой системной цели. Проводя декомпозицию функции последовательно, мы переходим на более конкретные системные уровни, которые можно рассматривать как задачи.

3.2.2. Задачи

Стадия постановки задачи – процесс, в котором определяется и уточняется конечная цель решения задачи. Постановка задачи является наиболее трудной частью при ее решении.

В соответствии с поставленными выше частными целями можно рекомендовать постановку и решение соответствующих им задач.

3.2.2.1. Возможные задачи по первой и второй подцелям РП

Известно, что содержательная часть учебной дисциплины формируется не только на основе её содержания, указанного в ГОС ВПО или ОС ТПУ, но и с учетом требований квалификационной характеристики, разработанной и принятой для выпускника на выпускающей кафедре. К сожалению, не на всех выпускающих кафедрах эти квалификационные характеристики четко проработаны, а их положения использованы при составлении рабочих программ учебных дисциплин.

В соответствии с этим преподавателю, разрабатывающему рабочую программу, можно рекомендовать следующую последовательность действий:

- Изучить ГОС ВПО и ОС ТПУ направления или специальности с учетом добавленных региональных и вузовских компонентов и сформировать свою концепцию преподавания вверенной Вам учебной дисциплины.

- Ознакомиться с уточненной квалификационной характеристикой, разработанной и принятой для выпускника данного уровня на выпускающей кафедре, в которой содержится детализация и конкретизация ЗУНов, сопровождающих будущую профессиональную деятельность выпускника.

- Получить и уяснить сформированные целевые установки, выработанные выпускающей кафедрой на дисциплину, на которую разрабатывается рабочая программа.

- Определить состав и содержание учебной дисциплины (это задача творческая!) – по ее отдельным разделам и сформировать учебные модули с учетом положения о рейтинге.

- Осуществить разбивку материала дисциплины по видам занятий в соответствии с принятой Вами концепцией обучения.

- Определить, в каких видах занятий формируются конкретные ЗУНы, декларируемые в первой подцели.

- Проверить достаточность ЗУНов, полученных при изучении предшествующих дисциплин для предлагаемой постановки изучения Вашей дисциплины.

- Уточнить технологию обучения с использованием современных информационных приемов, ведущую к достижению установленной подцели.

- Учесть действующие в университете сквозные программы математического, физического, гуманитарного и т.п. обучения студентов (про которые многие успели позабыть).

- Определить количество и виды текущего, рубежного и итогового контролей.

- Сформировать контролирующие материалы, реализующих мониторинг заявленных ЗУНов.

- Предусмотреть, где это возможно, совмещение цели выполнения работ по дисциплине с целями выпускных квалификационных работ, реализовав, таким образом, сквозное обучение.

Для формирования в процессе обучения части свойств квалификационной характеристики выпускника, на наш взгляд, целесообразно:

Представить место и использование «своей» дисциплины в будущей профессиональной и инновационной деятельности выпускника, т.е. выявить её прагматический аспект.

- Просмотреть заявленные квалификационные требования и из них выбрать те, которые будут формироваться в процессе обучения по Вашей дисциплине.

- Наметить технологию формирования части свойств квалифи­кационной характеристики выпускника и создать группы примеров, в которых использованы ЗУНы данной дисциплины в интересах будущей профессиональной подготовки обучаемого.

- Сформировать контролирующие материалы, реализующие проверку соответствия обучаемого требованиям его квалификационной характеристике.

При реализации поставленных задач при обучении студентов надо опасаться формирования у них преобладания личностного прагматизма, духовного оскудения и падения престижа образованности.

3.2.2.2. Возможные задачи по третьей подцели РП

Активизация познавательной деятельности студентов во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемно-ориентированному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образова­тельных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

Для планирования и организации технологии самообразования студента в процессе его обучения преподаватель может предусматривать следующие действия:

- разработать тестовые методы входного контроля, обеспечивающие изучение уровня готовности студенческого контингента к усвоению Вашей дисциплины;

- осуществить подготовку (в случае необходимости) корректирующих воздействий на ранее читаемые дисциплины;

- спроектировать в рабочей программе технологию проблемно-ориентированного обучения, в том числе путем ввода в её содержательную часть гносеологических и проблемных тем, которые вызвали бы интерес и побудили студентов к самообразованию;

- сформировать и выделить в содержательной части рабочей программы блоки повышенной сложности, не входящие в образовательный минимум дисциплины, но имеющие большую профессиональную ценность и предназначенные для самообразования наиболее подготовленных студентов с целью формирования их положительной мотивации и склонности к инновационной деятельности;

- предусмотреть в рейтинг плане учебной дисциплины дополнительные блоки, за самостоятельно освоение которых начисляются поощрительные баллы;

- наметить гибкую траекторию обучения таким студентам по лекционным, а так же практическим, лабораторным и семинарским занятиям, вплоть до слияния таких занятий с научной работой;

- предложить и разработать мероприятия, обеспечивающие в процессе обучения конкурсную и поощрительную образовательную среду;

- наработать методику дифференцированного тестирования для «разбраковки» обучающихся по категориям.

Выработать критерии такой разбивки.

Определить механизм выявления студентов для дальнейшего обучения в рамках элитного и инновационного образования.

Наметить для таких студентов элементы технологии сотворчества.

- разработать тесты в учебно-методической литературе для самоанализа и самоконтроля обучаемого.

- указать в списке литературы и при необходимости создать учебно-методическую литературу, обеспечивающую мотивацию студента к самообразованию на всех видах занятий.

Предусмотреть в создаваемой литературе проблемно-ориентированные разделы.

- выделить в списке литературы источники, в том числе с исполь­зованием информационной базы Internet, которые могут вызвать дополнительную мотивацию студента к самообразованию.

3.2.2.3. Возможные задачи по четвертой подцели РП

Формирование культуры и стиля мышления в категориях и терминах Вашей дисциплины – это в том числе и наработка интуиции, выработанной в основном за счет практической деятельности над объектами данной дисциплины. Это так же формирование своего взгляда на объекты изучения и представления их на общепринятых языках описания – каждый смотрит на мир своими глазами, но описывает его общепринятым языком.

Указанная цель может быть достигнута через постановку и решение следующих задач:

- формирование «языка» учебной дисциплины, за счет использования гостированных терминов и определений.

- формирование культуры и стиля мышления через:

- нахождение и понимание проблемы в данной области знаний;

- понимание принципов решений этих проблем;

- обучение постановке задач в теоретических и экспериментальных разделах дисциплины;

- наработку альтернатив, решающих поставленную задачу;

- обучение и понимание критериев рационального выбора при принятии решения;

- контроль процесса формирования «особенного» мышления по данной дисциплине.

Раздел целей и задач рабочей программы целесообразно закончить перечнем конкретных минимальных требований к ЗУНам, к свойствам квалификационной характеристики, которые должны быть сформированы у студента после изучения Вашей дисциплины, и которые за счет мониторинга постоянно будут сверяться с реальным их состоянием на этапах текущего, рубежного и итогового контролей, в том числе и внешних.

Заявленные в рабочей программе требования к студенту, должны быть раскрыты в разделах «Содержание теоретического и практического разделов дисциплины», в «Тематике курсовых проектов (работ)», в «Программе самостоятельной познавательной деятельности», В «Текущем и итоговом контроле…», в «Учебно-методическом обеспечении дисциплины».

В этих разделах, при раскрывании требований преподавателю необходимо отвечать на следующие вопросы:

- Что необходимо запланировать?

- Какова технология выполнения запланированного?

- Как контролируются запланированные результаты на разных этапах контроля?

- Как формируются корректирующие воздействия на исправление замеченных недостатков в процессе обучения?

3.3. Какие дополнительные документы целесообразно

привлечь при формировании раздела «Цели и задачи»

дисциплины

При установлении конкретных минимальных требований к знаниям, умениям и навыкам следует также руководствоваться:

- разделами 1 и 7 ГОС ВПО и ОС ТПУ, например, приложением Д;

- квалификационными требованиями к профессиональным качествам выпускника (бакалавра, инженера, магистра);[19]

- современными концепциями по квалификационным требованиям к выпускнику, затрагивающие его профессиональные и личностные качества, формируемые вашей дисциплиной, например, см. приложение Е, приложение Ж, приложение З;

- практическими рекомендациями по формированию самообразования студента в ходе его активной познавательной деятельности, например, см. приложение И;

- рекомендациями по организации творческой деятельности студента, например, см. приложение К, приложение Л, приложение М.

3.4. Пример формирования раздела «Цели и задачи»

учебной дисциплины «Электроника, МПТ»

Результатом деятельности преподавателя является его видение целей и задач дисциплины. При разработке этого раздела[20] осуществлялся постепенный переход от общеобразовательной цели до диагностируемого результата обучения, определяемого с помощью контролирующих материалов разного вида.

Так, например, общеобразовательной (системной) целью дисциплины является формирование такого состояния обучаемого, при котором он при дальнейшем обучении и в будущей профессиональной деятельности не имел бы проблем в данной предметной области за счет своего постоянного творческого самосовершенствования.

Работа со схемами аналоговой и цифровой электроники устройств приборостроения требует реализации цели обучения по дисциплине в общих терминах, таких как освоение процедур их анализа и, частично, синтеза.

Анализ аналоговых схем электроники предполагает:

- процедуру узнавания и понимания работы схем;

- рассмотрение режима покоя;

- нахождение динамических параметров и характеристик;

- определение устойчивости (или неустойчивости) и пр.

Для цифровых схем пользователь обычно стремится при анализе понять работу схемы с составлением временных диаграмм во всех точках, позволяющих адекватно отобразить работу схемы.

Синтез аналоговых и цифровых схем предполагает соединение элементов (компонентов) электроники в принципиальную схему. соответствующую исходным требованиям.

Дальнейшая композиция целей, как ожидаемых результатов, дает возможность сформулировать более конкретные планируемые и измеряемые подцели. Эти подцели и задачи, вытекающие для их реализации, и должны отображаться в рабочей программе учебной дисциплины.

Для реализации положительной мотивации студента на обучение, постановке и организации творческого процесса самообразования обучаемого предполагается внедрить элементы проблемно-поисковой и творчески репродуктивной технологии обучения, когда студенты обязаны:

- узнавать схему с целью определения того, какие характеристики и параметры ее необходимо анализировать;

- демонстрировать действия алгоритмов анализа и синтеза различных объектов электроники по изложенным на занятиях алгоритмам и приведенным примерам и т.п.

Указанная технология, когда студенту не приходится воспроизводить то, что он слышал на занятиях или видел в книгах, принципиально ведет к его самообразованию и воспитанию творческой личности, так как на всех видах контроля студенту придется демонстрировать стандартные профессиональные действия за счет самостоятельного добывания необходимых знаний, умений и навыков для конкретного объекта аналоговой и цифровой электроники.

Потому что, только действуя, мы самостоятельно мыслим и решаем задачи. При этом подходе инициатива постепенно начинает исходить со стороны студента, а преподаватель уже не выступает в своей традиционной роли, а становится консультантом и соучастником творчества. Студенты пользуются знаниями своих учителей. Те, в свою очередь, поддерживают их стремления и при необходимости указывают правильное направление.

С учетом выше указанных положений, раздел «Цели и задачи» рабочей программы дисциплины «Электроника, МПТ» выглядит следующим образом.

Цели и задачи учебной дисциплины

Дисциплина "Электроника и микропроцессорная техника" относится к общим профессиональным дисциплинам.

Целью преподавания дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов в области электронной техники, формирование первоначальных знаний и умений при анализе схем, используемых в приборостроении, а также выработки у студентов положительной мотивации к самостоятельной работе и самообразованию.

Дисциплина «ЭиМПТ» использует результаты обучения студентов по циклу естественно-научных дисциплин, а также ОПД.Ф.04.1 «Общая электротехника».

В свою очередь дисциплина является базовой для дисциплин: СД.Ф.03.2 «Схемотехника измерительных устройств», СД.Ф.03.1 «Аналоговые измерительные устройства», СД.Ф.04.1 «Цифровые измерительные устройства», ОПД.Р.13.3 «Микропроцессоры и цифровые системы в приборостроении» и др., а также при выполнении выпускных и квалификационных работ в ходе итоговой аттестации.

В результате изучения данной дисциплины студент должен

понимать:

- научно-техническую лексику (терминологию),

- междисциплинарный характер дисциплины, достижения которой оказывают большое влияние на общий уровень развития средств измерения, контроля и диагностики,

- значимость самостоятельной деятельности как единственного гаранта обучения;

владеть:

- справочной литературой для выбора электронной и микроэлектронной базы,

- навыками применения электронных и микроэлектронных узлов и блоков и расчета их функций,

- умениями лабораторного испытания схем для решения классических задач электроники,

- начальными навыками использования прикладных программ для моделирования и расчета электронных цепей.

Навыки, полученные при изучении дисциплины, будут составной частью профессиональных знаний и умений, выдвигаемых ГОС к бакалавру и инженеру.

Задачами изложения и изучения дисциплины являются:

- разработка и детализация содержания и технологии образовательного процесса, обеспечивающего знания и умения по следующим вопросам:

- аналоговой электроники:

1) понимание и расчет режима покоя электронных схем, указание токов и напряжений в узлах, обеспечивающих выбранные режимы работы электронных компонентов;

2) определение видов обратных связей, введенных в рассматриваемую схему, и прогнозирование изменений параметров и характеристик усилителя за счет этих связей, осуществлять расчет коэффициента обратной связи;

3) составление расчетных моделей (эквивалентных схем) рассматриваемой схемы в заданной системе ограничений (в области частот или времени, моделей усилительных элементов и т.д.);

4) расчет заданных параметров и характеристик схемы в указанной системе ограничений;

5) анализ вносимых линейных искажений из-за наличия в схеме указанного элемента;

6) расчет энергетических соотношений в схеме;

7) составление временных диаграмм, поясняющих работу схем, обеспечивающих нелинейное преобразование входного сигнала, а также расчет соотношений, гарантирующих такое преобразование;

8) определение условий возникновения гармонических колебаний в конкретной схеме автогенератора, а также принципов, обеспечивающих в этой схеме стабилизацию амплитуды, частоты колебаний, возможную их модуляцию и демодуляцию;

- по цифровой и импульсной электронике:

1) анализ комбинационных и последовательностных схем путем построения временных диаграмм их работы;

2) понимание процессов во вторичных источниках питания.

Кроме того, осуществляется:

- организация учебного процесса, обеспечивающего активацию деятельности студентов за счет выполнения небольших заданий, реализующих требования предыдущих пунктов;

- реализация входного, текущего и итогового контролей, а также семестровых испытаний по перечисленным выше знаниям и умениям в области электроники.

Учитывая вышесказанное, контролирующие материалы (вопросы, тесты и т.п.) должны относиться к сравнительно простым принципиальным схемам аналоговой и цифровой электроники при их анализе и несложным задачам синтеза подобных устройств.

Решив вопросы целеполагания, которые определили оптимальное с точки зрения преподавателя отображение целей и задач дисциплины в содержание контролирующих материалов, необходимо перейти к конкретной деятельности по их конструированию и дальнейшей обработке.

Диагностика требований при подготовке к дисциплине «Электроника, МПТ» для направления «Приборостроение» позволила конкретизировать компетенции выпускника, которые должны быть оценены контролирующими материалами[21] .

Входной контроль обеспечивается 30-ю вопросами по математике и электротехнике - дисциплин, навыки по которым наиболее сильно влияют на усвоение дисциплины.

Текущий контроль в своей непрерывной части происходит всвязи с отсутствием практических занятий в основном при использовании контролирующих вопросов по лабораторному циклу[22] , а также микрозаданий, выдаваемых на лекциях.

В своей рубежной части на двух из трех контрольных точках разработаны 108 различных тестов[23] , отражающих все темы. Реализующие поставленные целевые установки на дисциплину. Контролирующие материалы для второй части курса – по цифровой электронике – находятся в стадии разработки.

Семестровый контроль (зачет - 4 сем., экзамен – 5 сем.) осуществляется на тех же образцах банка контролирующих материалов, какие использовались ранее для рубежного текущего контроля.

Итоговый контроль (ранее на МДЭ, сейчас на госэкзаменах) представлен рядом вопросов блоков структурированного ответа выпускника-бакалавра. Эти вопросы определены концепцией[24] выпускающей кафедры.

Например, структура ответа выпускника (на кафедре информационно-измерительной техники ЭФФ) по одному из 36 контрольных заданий состоит из пяти блоков.

БЛОК 1 - отражает физические основы измерений и содержит:

1. Определение физической величины, значение которой измеряется в рассматриваемой системе.

2. Описание физических эффектов и явлений, отражающее их качественные и количественные характеристики.

3. Перечисление и пояснение физических факторов, которые как внешние, воздействуя, оказывают паразитное влияние на результат измерения.

Блок 1 завершается мотивированным заключением по использованию при решении поставленной задачи выбранного физического явления или эффекта.

БЛОК 2 - содержит информацию по первичным преобразователям и включает в себя:

1. Предложение по видам первичных преобразователей, использование которых целесообразно для решения задачи.

2. Возможные конструктивные исполнения преобразователя.

3. Примеры включения преобразователей в электрическую цепь.

БЛОК 3 - направлен на составление структурной (или функциональной) схемы и содержит:

1. Виды и методы измерения, которые могут быть использованы с данным типом первичного преобразователя.

2. Обоснование структурной схемы при выбранном методе измерения.

При выполнении работы по этому блоку обратить внимание на готовность схемы к дальнейшему анализу погрешностей.

БЛОК 4 - содержит сведения:

1. Об уравнении преобразования.

2. Анализ основной погрешности на основе учета составляющих погрешностей элементов схемы.

3. Анализ дополнительной погрешности для выбранного вида воздействия (возмущения).

В БЛОКЕ 5 - рассматриваются преобразования сигналов в структурной схеме. Состав блока:

1. Временные диаграммы для установившихся значений сигналов на выходах элементов структурной схемы, учитывая, что устройство измерения взаимодействует с ПК.

2. Расчет спектра сигналов в процессе их преобразования.

3. Изображение переходного процесса в схеме п. 2.3 при условии, что измеряемая физическая величина изменяется скачком в момент t0 .

Интересы рассматриваемой дисциплины отражаются вопросами 2.3, 3.2 и в целом блоком 5.

Если выпускающая кафедра устанавливает экзамен как контроль усвоения дисциплин, вынесенных на него, то контролирующие материалы берутся из банка оценочных средств, разработанных для семестровых испытаний.

При разработке контролирующих материалов дисциплины, которые диагностируют результаты обучения на разных этапах, кроме методических материалов отдела информатизации образования ТПУ, полезно ознакомиться с работой Панченко А.А. (МПС РФ, Дальневосточный Государственный университет путей сообщения) по конструированию и статистической обработке тестов (приложение Н, приложение О).

Подготовка к сертификации разработанных контролирующих материалов проводится в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ (приложение П).

Составитель:

Доцент кафедры КИСМ ЭФФ ТПУ Э.И. Цимбалист

Технический исполнитель,

программист кафедры КИСМ ЭФФ ТПУ О.В. Смирнова


[1] Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.

[2] Качалов В. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. // Стандарты и качество. – 2000. - № 5-7, 9-12.

[3] Шрагина Л.И. Украинская лаборатория педагогики ТРИЗ. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе // Педагогика. - № 6. – 1999.

[4] Приложение к письму Минобразования России № 14-55-353ин от 16.05.2002г. «О методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов».

[5] Качалов В. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. // Стандарты и качество. – 2000. - № 5-7, 9-12.

Качество образования: концепции, проблемы // Материалы III междунар. научн.-метод. конф. / Под общ. ред. А. С. Вострикова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – 380 с.

[6] Щетинин В.П., Хроменков И.А., Рябушкин В.С. Экономика образования. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

[7] Jamshid Gharajedaghi, Russel Ackoff. Toward Systemic Education of Systems Scientists. Systems Research. – 1995. Vol. 2. – Nо 11. – pp. 21-27.

[8] Томск. Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1914.

[9] В.И. Байденко Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Изд. 3-е исправ. и дополн. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003. – 128 с.

[10] Н. Ковалькова, Л. Ковалькова. Как учат в американских университетах. // Альма-матер. - №11. – 1998.

[11] СТП ТПУ 2.4.01-02 Система образовательных стандартов. Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию и оформления.

ТПУ ИДО. Памятка составителю рабочей программы учебной дисциплины для студентов института дистанционного образования. –Томск, 2002.

[12] Похолков Ю.П., Чучалин А.И. Образовательный стандарт как основа функционирования многоступенчатой структуры образования. Образовательный стандарт вуза. Совершенствование содержания и технологии учебного процесса. // Тезисы докладов. – Томск: Изд-во ТПУ, 1997.

[13] Гольдшмидт М.Г. Метрологическое обеспечение требований Государственных образовательных стандартов. там же.

[14] Винокуров Б.Б. и др. Итоговая аттестация выпускников ТПУ. Сб. документов. Изд. 3-е, перераб. и доп. – Томск: Изд-во ТПУ, 2002. – 74 с.

[15] См. Положение о рейтинговой системе ТПУ.

[16] Д.В. Миляев, В.В, Винокуров, Э.И. Цимбалист «Организационно-методическое обеспечение проведения междисциплинарного экзамена выпускников, претендующих на получение квалификации (степени) «Бакалавр техники и технологии» по направлению «Приборостроение», документ кафедры информационно-измерительной техники ЭФФ, Томск, 2002 г.

[17] Караушев В.Ф. и др. О стандарте рабочей программы учебной дисциплины. Образовательный стандарт вуза. Совершенствование содержания и технологии учебного процесса. // Тезисы докладов. – Томск: Изд-во ТПУ, 1997.

[18] Составлена по книге Г.Б. Скок, И. И. Лыгиной, Н.И. Колесникова, Е.В. Низовских. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие. – Новосибирск, 1999.

[19] «Система менеджмента качества ТПУ. Итоговая аттестация выпускников»; Сб. документов. Изд. 3-е перераб. и доп. – Томск: Изд-во ТПУ, 2002. – 74 с.

СТП ТПУ 2.3.01-00 Система образовательных стандартов. Выпускник университета – бакалавр. Общие требования к организации и подготовке обучения.

СТП ТПУ 2.3.02-00 Система образовательных стандартов. Выпускник университета – специалист (инженер). Общие требования к организации и подготовке обучения.

СТП ТПУ 2.3.03-00 Система образовательных стандартов. Выпускник университета – магистр. Общие требования к организации и подготовке обучения.

[20] По согласованию с заведующими выпускающих кафедр по направлению 551500 «Приборостроение» подраздел «Микропроцессорная техника» выделен в отдельную дисциплину, обеспечиваемую на каждой из выпускающих кафедр с учетом специфики будущей специальности.

[21] Цимбалист Э.И., Смирнова О.В. Фонд оценочных средств для проведения испытаний по дисциплине «Электроника, МПТ» в 4-ом семестре учебного плана. Методические рекомендации к контролирующим материалам. Рег. № 94 от 28.06.04, корпоративный сайт ТПУ.

[22] Цимбалист Э.И., Ким В.Л. Цифровая электроника. Лабораторный практикум. – Томск: Изд-во ТПУ, 2002. – 80 с.

[23] Цимбалист Э.И., Смирнова О.В. Фонд оценочных средств для проведения испытаний по дисциплине «Электроника, МПТ» в 4-ом семестре учебного плана. Методические рекомендации к контролирующим материалам. Рег. № 94 от 28.06.04, корпоративный сайт ТПУ.

[24] Д.В. Миляев, В.В, Винокуров, Э.И. Цимбалист «Организационно-методическое обеспечение проведения междисциплинарного экзамена выпускников, претендующих на получение квалификации (степени) «Бакалавр техники и технологии» по направлению «Приборостроение», документ кафедры информационно-измерительной техники ЭФФ, Томск, 2002 г.