Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

1 Сущность и функции финансов некоммерческих организаций

 

             

1 Сущность и функции финансов некоммерческих организаций

Содержание

Введение

1. Содержание и значение финансов некоммерческих организаций
1.1.Сущность и функции финансов некоммерческих организаций
1.2.Финансовые ресурсы некоммерческих организаций, их характеристика
1.3.Организационно-правовые основы общественных организаций

2. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов общественной
организации на примере благотворительной организации "Зелёный мир детства"
2.1. Оценка источников формирования финансовых ресурсов общественной
организации
2..2 Характеристика направлений использования финансовых ресурсов
общественной организации

3. Совершенствование организации финансов общественной организации

Заключение

Приложения


Введение

На современном этапе развития российского общества общественные организации становятся дополнительной и весьма действенной силой в оказании социальной помощи, поддержки и защиты различным социальным группам. Они проникают в те сферы жизни, которые не затрагиваются или слабо затрагиваются существующими государственными структурами и способствуют вовлечению индивида в социальную деятельность.

Немаловажную роль в работе общественных организаций играют финансы. От умения добиваться финансовой поддержки зависит многое, но далеко не у всех накоплен положительный опыт поиска денег. Кроме того, существующий на сегодняшний день ряд законодательных и налоговых ограничений не способствует развитию собственных производств или предпринимательской деятельности некоммерческих структур. В результате большинству организаций не всегда удаётся в полной мере следовать достижению уставных целей.

Актуальность темы определяется тем, что общественные организации являются необходимым элементом для становления гражданского общества, позволяя участвовать в решении важных общественных вопросов. Это и повлияло на моё решение выбрать данную тему.

Цель данной работы - рассмотреть сущность финансов некоммерческих организаций, проанализировать систему организации финансовых ресурсов общественных организаций, а также определить способы совершенствования системы организации финансов общественной организации на примере благотворительной организации «Зелёный мир детства»

Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1. Раскрытие теоретических основ финансов некоммерческих организаций.

2. Исследование процесса формирования и использования финансов общественных организаций.

3. Выявление основных проблем в ходе формирования и использования финансовых ресурсов общественных организаций и определение способов

4. Определение способов оптимизации финансов общественных организаций.

Объектом исследования выступает СПбБОО «Зелёный мир детства»

Предметом исследования являются теоретические и практические подходы к формированию и использованию финансов общественных организаций.

Теоретической и методологической основой работы являются:

1. Действующие нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность общественных организаций

2. Научные труды отечественных авторов по вопросам формирования и использования финансовых ресурсов общественных организаций,

3. Монографическая и учебная литература по изучаемым вопросам.

4. Публикации в специализированных и периодических изданиях по данной тематике.

5. Интернет-источники, касающиеся проблем исследования.

6. Отчётные материалы СПбБОО «Зелёный мир детства»


Глава 1. Содержание и значение финансов некоммерческих организаций

1.1 Сущность и функции финансов некоммерческих организаций

Финансы - экономическая категория, обусловленная наличием товарно-денежных отношений и государства, поскольку существует товарное производство, действуют законы стоимости, спроса и предложения, возникает объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта и национального дохода с помощью финансов. Специфика финансов как экономической категории проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают процессы формирования и использования различных фондов денежных средств[1] .

Финансы некоммерческих организаций являются важным составным элементом системы финансов государства, так как создается и поддерживается социальное равновесие, формируется ответственное гражданское общество и оказывается широкий спектр социальных услуг.

Финансы некоммерческих организаций – это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации.[2]

Источниками формирования финансовых средств некоммерческих организаций могут служить

  • бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов;
  • денежные средства, получаемые за предоставленные платные услуги;
  • выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
  • добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждения и организациям материальные ценности;
  • прочие денежные поступления.

Некоммерческая организация может осуществлять несколько видов деятельности. Они не могут противоречить законодательству и должны соответствовать целям, для которых организация была создана.

Некоммерческие организации осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними. Такой деятельностью признается:

- приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации;

- приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;

- участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Перечень возможных видов этой деятельности содержится в ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 «О некоммерческих организациях». На предпринимательскую деятельность организаций отдельных видов установлены ограничения. В частности, Федеральный закон от 12.01.96 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» допускает участие профсоюзов в создании только банков и некоторых других организаций (ст. 24), Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» запрещает им создание хозяйственных обществ совместно с другими лицами (ст. 12). Споры, возникающие в связи с осуществлением общественными и религиозными объединениями предпринимательской деятельности, подлежат рассмотрению арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности в порядке, установленном для коммерческих организаций. Для некоммерческих организаций, которые ведут бухгалтерский учет с использованием Плана счетов бюджетных учреждений, в рабочих планах счетов должны предусматриваться субсчета для отражения операций, связанных с предпринимательской деятельностью.

Некоммерческая организация отвечает по обязательствам тем имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание. Перечень имущества, на которое может быть обращено взыскание (точнее, той его части, на которую взыскание обращено быть не может), определяется гражданско-процессуальным законодательством.

Имущество некоммерческой организации формируется за счет следующих источников:

- регулярных и единовременных поступлений от учредителей (участников, членов);

- добровольных имущественных взносов и пожертвований;

- выручки от реализации товаров (работ, услуг);

- дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходов, получаемых от собственности некоммерческой организации;

- других не запрещенных законодательством поступлений.

Законодательно могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Запрещается распределять между участниками прибыль, полученную некоммерческой организацией.

Финансовым документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют деятельность, является ежегодная смета доходов и расходов.

Данный вопрос широко и разнообразно освещен во многих литературных источниках (Гражданский Кодекс РФ, Макарова О.А. Финансы предприятий; Шиткина И.С. Деятельность некоммерческих организаций).

Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы курсовой работы «Особенности организации и функционирования финансов некоммерческих организаций РФ».

Выделяют 2 фактора, влияющих на источники формирования ресурсов некоммерческих организаций: вид оказываемых услуг и характер их предоставления (платные услуги, бесплатные, смешанные).

1.2 Финансовые ресурсы некоммерческих организаций, их характеристика

Финансовые ресурсы некоммерческой организации - это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования [3]

Законодательство определяет источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций в зависимости от их организационно-правовых форм, причём состав и соотношение источников неодинаково.

Одним из отличий некоммерческих организаций является высокая диверсификация источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора.

Источники финансирования некоммерческих организаций делятся на три группы: привлеченные, государственные и собственные средства.

К привлеченному финансированию относятся благотворительные и членские взносы, спонсорские средства, заемные средства, гранты фондов и др. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства. Собственные средства включают доходы от основной и предпринимательской деятельности.

В зависимости от

Образование некоммерческих организаций в том виде, в котором мы видим их сегодня в России, началось в начале 90-х годов XX века. Общие нормы деятельности некоммерческих организаций были определены Гражданским кодексом Российской Федерации. Законы о некоммерческих и благотворительных организациях, принятые несколько позже расширили виды их организации и развили принципы их деятельности. В налоговом законодательстве стало учитываться появление новой формы организации. В то же самое время, на практике система бухгалтерского учёта в некоммерческих организациях практически не развивалась.

В последнее время стали публиковать, издавать и предлагать огромное количество всевозможных, а порой и взаимоисключающих вариантов по отражению тех или иных хозяйственных операций в финансовом учёте некоммерческих организаций. Однако, в то же время начала становиться необходимой выработка целостной системы финансового учета в некоммерческих организациях, которая бы охватывала все стороны их деятельности от формирования отчетности до определённых хозяйственных операций.

В настоящее время сложилось два различающихся по концепции подхода к построению системы учета в некоммерческих организациях:

# аналогично непроизводственной сфере коммерческих предприятий;

# аналогично бюджетным организациям.

Главнейшим направлением финансового учёта некоммерческой деятельности является, с одной стороны, учёт целевых поступлений и целевых расходов, с другой - отражение в учёте состояния и движения имущества, рассматриваемого как следствие выполнения сметы. При всём этом, целевые поступления должны соответствовать целевым расходам - в некоммерческой деятельности отсутствует понятие прибыли. В действительности вышесказанное вовсе не означает, что все целевые средства в некоммерческой организации по состоянию на конец определённого периода должны быть израсходованы. Напротив, вполне вероятна ситуация расчёта целевых программ на ряд лет. Именно тогда и расходование целевых средств будет осуществляться в течение всего срока реализации программы. Иногда имеет место быть иной вариант: средства, полученные на программу, не реализуют её полностью. В этом случае часть расходов покрывается в течение следующих финансовых периодов.

Невозможно изменение целевого назначения средств без письменного согласия жертвователя. В том случае, когда это согласие не получено, средства подлежат возврату, так как средства, которые используют не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета. Из этого следует, что основной упор в учёте некоммерческих организаций делается на подтверждение целевого расходования средств, которые получены на выполнение определенных программ. Для таких некоммерческих организаций, как фонды, фондовые биржи, а также наиболее крупные некоммерческие организации, в состав годовой отчетности включается аудит, представляемый в налоговые службы.

Некоммерческая деятельность организации должна соответствовать документам устава организации, а коммерческую деятельность, которая также может входить в сферу деятельности организации, в финансовом учёте необходимо обособить от некоммерческой.

1.3 Организационно-правовые основы общественных организаций

Общественное объединение (или организация) является одной из наиболее распространенных форм некоммерческих организаций.

Под общественными объединениями признаются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественной объединения.[4] .

Право граждан России на создание этих объединений закреплено в ст.30 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение или пребыванию в нем.

Общественные объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или социальной группе, общих подходов к решению задач общегражданского, идеологического значении, общих интересов, увлечений и т. д.

Федеральный закон приводит следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

По территориальной сфере деятельности общественные объединения подразделяются на: общероссийские, межрегиональные и местные.

Важное значение для создания и деятельности общественного объединения имеет Устав. Устав определяет название, цели и организационно-правовую форму объединения, его структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию деятельности, условия и порядок приобретения членства, права и обязанности членов общественного объединения, компетенцию и порядок формирования руководящих органов, сроки полномочий и местонахождения, порядок внесения изменений и дополнений в устав, источники формирования денежных средств и иного имущества, порядок реорганизации и ликвидации и т.д.

Важное юридическое последствие имеет факт государственной регистрации общественного объединения. Требуемые для государственной регистрации общественного объединения документы определены в ст. 21 и ст. 25 закона «Об общественных объединениях»

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается органом Федеральной регистрационной службы РФ

Решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения может быть принято только согласно предписанным в законе основаниям. Правовая регламентация оснований принятия решения об отказе в регистрации общественного объединения содержится в ст.23 закона «Об общественных объединениях». Согласно ее содержанию основаниями отказа являются следующие ситуации:

1) если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ и законодательству РФ;

2) если представлен неполный перечень определенных Федеральным законом "Об общественном объединении" необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

6) если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации; межрегионального - органами юстиции по местонахождению руководящего органа; регионального и местного - органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации. Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции, но в таком случае оно не приобретет прав юридического лица.

Как правило, в финансово-хозяйственной деятельности общественных организаций сочетаются коммерческий расчет и сметное финансирование, что отражается на структуре их финансовых планов (Табл.1).

Таблица 1: Примерная структура финансового плана общественной организации

Доходная часть

Расходная часть

Вступительные и членские взносы

Затраты, связанные с основной деятельностью

Доходы от деятельности общественной организации

Затраты на содержание аппарата

Доходы от проведения платных мероприятий

Затраты на управление капитальным строительством и капитальным ремонтом

Специальные денежные отчисления из прибыли

Административно-хозяйственные расходы

Расходы на международные связи


Глава 2. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов общественной организации на примере благотворительной организации «Зелёный мир детства»

2.1 Оценка источников формирования финансовых ресурсов общественной организации

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка и т.д. В советское время почти все расходы этих учреждений финансировались из бюджета, а услуги предоставлялись потребителям бесплатно. В условиях рыночной экономики эти учреждения и организации перешили на новые условия хозяйствования, что привело к значительным изменениям в организации их финансово-хозяйственной деятельности.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных федеральным законом №135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Современный этап развития российского общества характеризуется переходом от одно-

полюсности в осуществлении социальной политики и социальной работы по схеме "госу-

дарство - личность" к многополюсности, увеличению количества субъектов социальной ра

боты. Постепенно общественные организации становятся дополнительной и, надо сказать,

весьма действенной силой в оказании социальной помощи, поддержки и защиты различным социальным группам. От других социальных институтов их отличает, во-первых, проникновение в те сферы жизни, которые не затрагиваются или слабо затрагиваются существующими государственными структурами, во-вторых, максимально активный характер деятельности и поведения их членов. Общественные организации способствуют вовлечению индивида в социальную деятельность, результатом этого процесса является превращение нуждающихся из пассивных объектов, которые ждут помощи, в активных самостоятельных субъектов социальной деятельности.

2.2. Характеристика направлений использования финансовых ресурсов общественной организации

Глава 3. Совершенствование организации финансов общественной организации

Анализ организации финансов в СПбБоо «Зелёный мир детства» позволил выявить недостатки в сфере управления финансами. Отметим следующие из них:

1. отсутствие у предприятия стратегических и тактических целей производственно-коммерческой деятельности;

2. низкая рентабельность собственного капитала, не определена четкая дивидендная политика;

3. отсутствие на предприятии планирования и прогнозирования финансового обеспечения текущих потребностей и т.д.

Исходя из выявленных недостатков нами предлагаются ряд мероприятий, направленных на совершенствование организации финансов.

Для эффективной производственно-коммерческой деятельности предприятие должно ставить перед собой стратегические и тактические цели. Поэтому здесь следует говорить о необходимости разработки и соблюдения финансовой политики.

Для разработки целей финансовой политики используем матрицу финансовой стратегии, разработанную французскими учеными Ж..Франшоном и И.Романе. Данный метод позволяет определить состояние предприятия на текущий момент, наглядно отразить пути движения и определить способы улучшения состояния в будущем.

Также стоит обратиться к зарубежному опыту организации финансов общественной организации

В условиях рыночного хозяйствования для общественных организаций стало возможным такое явление как предпринимательская деятельность.

Подобные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям[5] .

В соответствии с главой 25 части второй Налогового кодекса РФ (НК РФ), вступившей в действие с 1 января 2002 года, к доходам от предпринимательской деятельности, например образовательных, бюджетных организаций относятся доходы, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам. Услуги, относимые к предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, определяются законодательными актами Российской Федерации в области образования.

Таким образом, бюджетное учреждение может иметь два источника получения имущества и денежных средств:

- выделение бюджетных средств на целевое финансирование деятельности учреждения;

- получение доходов от ведения предпринимательской деятельности, которая рассматривается как один из основных источников финансирования.

В соответствии со ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. от 13.01.96 г. N 12-ФЗ) к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

- продажа и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного

учреждения;

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических услуг;

- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе

образовательных) и организаций;

- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов

(дивидендов, процентов) по ним.

2.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств

Современное состояние бюджетного финансирования образования принято характеризовать в терминах исключительно недостатка выделяемых средств для нормального функционирования учебных заведений. Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются следующим образом:

оплата труда;

стипендия;

трансферты;

оплата коммунальных услуг;

остальные виды расходов.

Такая оценка распределения значимости обеспечения расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определенного уровня финансирования образования:

выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование не менее 3% расходной части федерального бюджета;

определение уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;

установление доплат, надбавок, присущих только работникам образования.

Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование только из федерального бюджета по разным оценкам в 24 раза, что, очевидно, невыполнимо. Таким образом, бюджет применительно к сфере образования находится в состоянии «перенапряжения».

Решение этих и других конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям:

совершенствование нормативно-методической базы бюджетного финансирования образования;

дальнейшее развитие и совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования.

В рамках первого направления необходимо упорядочить бюджетное законодательство, предусмотрев:

передачу права утверждения сводной сметы доходов и расходов образовательного учреждения руководителю этого учреждения (порядок согласования расходов внутри учреждения устанавливается уставом, решением ученого совета и т.п. открытой процедурой);

включение бюджетополучателей в процедуру разработки проекта бюджета. Это обусловлено тем, что и действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных образовательных учреждений, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и другими факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;

доведение уведомлений о бюджетных обязательствах и лимитов бюджетных ассигнований одной строкой;

предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по статьям экономической классификации;

сохранение за бюджетным учреждением остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счете бюджетного учреждения.


Заключение

От эффективности управления финансовыми ресурсами общественных организаций целиком и полностью зависит результат деятельности организации в целом. Если дела в организации идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то даже бюджетные средства не позволят общественной организации «держаться на плаву».

В первой главе данной работы рассматривались способы организации финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций и правовые особенности общественных организаций. Рассмотрены теоретические основы некоммерческих организаций, их экономическая сущность.

Во второй главе было исследовано СПбБОО «Зелёный мир детства» и его финансово-хозяйственная деятельность. В ходе работы было установлено положение дел в организации, определены источники финансирования и проанализированы направления использования финансовых ресурсов.

Нужно сказать, что большое количество регулярно проводимых благотворительных мероприятий позволяют говорить об умелом управлении финансами и качественном контроле за расходами. В то же время проведённый анализ также показал, что снизилась доходность от безвозмездных перечисления физических и юридических лиц. Это было вызвано финансовой и политической ситуациями в стране, в результате которых снизились доходы физических и юридических лиц, проявление гражданской активности стало менее активным.

В целях увеличения денежных поступлений общественной организации предлагается провести ряд мероприятий:

- организовать предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность;

- разработать рекламную кампанию по продвижению предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- организовать работу по проведению рекламной кампании;

- осуществить должным образом ознакомление пользователей интернет-ресурсов

- провести просветительскую работу среди населения путем проведения общественных мероприятий;

В целях увеличения добровольных пожертвований и взносов рекомендуется разработать и внедрить ПР - кампанию для привлечения физических и юридических лиц.

Новые условия хозяйствования требуют внедрения современных средств обработки учётно-финансовой информации во избежание возникновения осложнений в проведении финансового анализа, снижения оперативности принятия управленческих решений и увеличения вероятности возникновения ошибок в отчетной документации.

Перечисленные мероприятия позволят усовершенствовать процесс организации финансов и получить дополнительные источники финансирования, что в сложившихся условиях безусловно актуально для общественных организаций.


Список использованной литературы:

I. Нормативно-правовые документы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993

3. Модельный закон субъекта Российской Федерации «О формах поддержки некоммерческих организаций». Пояснительная записка

4. Послание Федеральному собранию Российской Федерации, 30 ноября 2010 года, Москва, Кремль

5. Федеральный закон от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»

6. Федеральный закон от 11 августа 1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности в благотворительных организациях»

7. Федеральный закон от 12 января 1996г.N7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

II. Учебники, учебные пособия

8. Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России// Дело и сервис. -2008. -368с.

9. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит: Учебник. –Академия. – 2010. -288с.

10. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для ВУЗов.–Издательский дом «ПИТЕР».–2009 г.-576с.

11. Финансы/ Под ред. А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной. -Инфра-М. -2010. -496с.

12. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учебник. –Лань, -2004, -192с.

13. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий// -Инфра-М, -1999. -343с.

14. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций - М.: Юристъ, 2002. -320с.

III. Монографии и научные статьи

15. Абанкина Т.В, Эндаумент. Комментарии к Федеральному закону «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»// Вести образования, -2007, -№7

16. Бакина С. Финансирование некоммерческих организаций // Финансовая газета. Региональный выпуск, -2005, - №33

17. Братковская Л. Учет пожертвований и поступлений в некоммерческих организациях // Учет. Налоги. Право, -Северо-Запад, -2008, -№6.

18. Климовицкая Н. Производственная деятельность общественной организации инвалидов // Финансовая газета, -2004, - №20

19. Неханов Ф.И., Ситкин А.Б. Экономические и социальные основы деятельности некоммерческих организаций: Монография. -Уфа, -2006. -138 с

20. Опыт создания региональной молодежной организации // Общая газета, -2006, -№18

21. Туманова А.С.Общественные организации и русская публика в начале XX века: Монография. -Новый хронограф, -2008, -308 с.

IV. Интернет источники

22. www.consultant.ru/

23. www.finansi-credit.ru/

24. www.mosblago.ru

25. www.sbornet.ru

26. www.trainet.org

27. www.zmd.ru/


Приложения

Приложение 1


[1] См.: Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий// -Инфра-М, -1999. –С.5

[2] Финансы/ Под ред. А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной. -Инфра-М. -2010. -С.221

[3] Финансы/ Под ред. А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной. -Инфра-М. -2010. –С.24

[4] Федеральный закон от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст.5

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ, ст.50