Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Схема территориального планирования

 

             

Схема территориального планирования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ

ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ

ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА РААСН

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ



Положения о территориальном планировании Смоленской области

(договор №134-КСГ/2001 от 20 июня 2001 г.)



Положения о территориальном планировании Смоленской области

Содержание

Общие сведения

4

Положения о территориальном планировании Смоленской области

9

Введение. Особенности пространственной организации территории Смоленской области (ретроспективный анализ формирования планировочной структуры, современное состояние и использование территории)

9

1. Цели и задачи территориального планирования Смоленской области

20

2. Мероприятия по территориальному планированию, этапы их выполнения

20

2.1. Развитие опорного пространственного каркаса и организация территории

21

2.1.1. Планируемое внутриобластное районирование

22

2.1.2. Планируемое функциональное зонирование. Зоны с особыми условиями использования территории

24

2.2. Мероприятия по развитию городов и других поселений области

71

2.3. Мероприятия по восстановлению, сохранению и использованию объектов историко-культурного наследия

72

2.4. Предложения по улучшению экологической ситуации, охраны и воспроизводства потенциала биосферных ресурсов

73

2.5. Мероприятия по сохранению природного наследия и развитию рекреационно-туристической инфраструктуры Смоленской области

75

2.6. Основные направления развития социальной и производственной инфраструктуры Смоленской области

77

2.7. Основные направления развития транспортной и инженерной инфраструктуры Смоленской области

79

2.7.1. Предложения по развитию транспортной инфраструктуры

79

2.7.2. Направления развития инженерной инфраструктуры

87

2.8. Этапы реализации мероприятий

90

Приложение 1. Объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности Смоленской области

Приложение 2. Карты (схемы) Схемы территориального планирования Смоленской области

Лист согласований

Общие сведения

Схема территориального планирования Смоленской области (далее также – Схема) разработана в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законом Смоленской области «О градостроительной деятельности на территории Смоленской области», проектом Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года) и Программой социально-экономического развития Смоленской области на среднесрочную перспективу (на 2007 – 2011 годы), с учетом документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с территорией Смоленской области, муниципальных образований Смоленской области и определяет основные положения территориального планирования Смоленской области, направленные на обеспечение устойчивого градостроительного развития Смоленской области, создание благоприятной среды жизнедеятельности граждан, повышение эффективности управления развитием территории Смоленской области за счет принятия градостроительных решений.

Схема территориального планирования Смоленской области разработана в соответствии с договором от 20.06.2001 № 134-КСГ/2001 между Комитетом по строительству и архитектуре администрации Смоленской области и Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук (далее – договор), техническим заданием на выполнение научно-исследовательской работы по договору № 134-КСГ/2001 от 20.06.2001, утвержденным заместителем Главы администрации Смоленской области от 20.06.2001, а также дополнительными соглашениями к договору от 28.12.2001 № 1, от 07.02.2003 № 2, от 17.07.2003 № 3, от 15.04.2004 № 4, от 26.07.2004 № 5, от 15.09.2004 № 5/а, от16.02.2005 № 6.

В качестве исходных данных использованы материалы, полученные от органов исполнительной власти Смоленской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Смоленской области, муниципальных образований Смоленской области, предприятий и организаций Смоленской области, характеризующие количественные и качественные показатели основных составляющих градостроительного развития территории Смоленской области.

Перечень исходных данных представлен в Материалах по обоснованию Схемы территориального планирования Смоленской области «Исходные данные».

Работа выполнена авторским коллективом под руководством:

М.Я. Вильнер, заместитель директора института, руководитель НМЦ «Теринформ» – руководитель работы;

Э.О. Товмасьян, начальник АПМЭП – заместитель руководителя НМЦ «Теринформ», начальник отдела градостроительного планирования территорий – руководитель авторского коллектива;

П. Н. Себедаш, первый заместитель руководителя НМЦ «Теринформ» – главный инженер работы, руководитель инженерно-транспортного блока;

Э. И. Вайнберг – главный экономист работы, кандидат географических наук;

Е. А. Розанов, с.н.с. – руководитель архитектурно-планировочного блока;

К. В. Кивва, с.н.с. – руководитель природно-экологического блока, кандидат географических наук;

Л. Б. Коган – заведующий сектором социально-градостроительных исследований, доктор архитектуры;

В. В. Пономаренко – главный специалист-архитектор;

Е. И. Пономаренко – главный специалист-архитектор;

С. Е. Матвеева – заведующий сектором экспериментального проектирования - архитектор;

А.Ф. Коньков – заместитель председателя Комитета по строительству и архитектуре, главный архитектор Смоленской области;

Т. И. Ярославцева – ведущий инженер-экономист;

А А. Анциферова – инженер (природа, геоэкология, ландшафт);

О. В. Рыженкова – инженер (природа, экология);

Д. В. Брыков – главный специалист (почвы, сельское хозяйство);

С. В. Кулинская – инженер (природа, экология) – при участии;

О. Г. Соколова – инженер, кандидат геологических наук – при участии;

Л. И. Левитин – главный специалист по транспорту;

А. С. Заграничная – главный специалист по транспорту;

Л. В. Шилкова – ведущий инженер по транспорту;

Н. П. Синицкая – заведующая группой по транспорту;

О. С. Семенова – м. н. с., кандидат технических наук (транспорт, инженерия);

В. Ю. Миляев – инженер-системотехник (компьютерное обеспечение).

На субподрядной основе по заказу ЦНИИП градостроительства РААСН негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Смоленский гуманитарный университет были выполнены следующие научно-исследовательские разработки (руководитель - ректор НОУ ВПО СГУ, доктор педагогических наук, профессор Н. Е. Мажар):

- проведение исследований и разработка подразделов[1] для «Комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Смоленской области»[2]

(ответственный исполнитель - директор НИИ региональных исследований НОУ ВПО СГУ, доктор географических наук, профессор А.П. Катровский);

- разработка раздела «Агропромышленный комплекс» (ответственный исполнитель - кандидат экономических наук, доцент НОУ ВПО СГУ Р. А. Исянов).

Институтом Геоэкологии РАН (директор - академик В. И. Осипов) также на субподрядной основе по заказу ЦНИИП градостроительства РААСН выполнена работа «Проведение исследований и составление геоэкологической карты и карты ландшафтного районирования на территорию Смоленской области» (научный руководитель – заведующий лабораторией, член-корреспондент РАЕН, кандидат геолого-минералогических наук В.Г. Заиканов).

Работа выполнялась в течение ряда лет с 2001 по май 2006, длительный срок разработки обусловлен недостаточным финансированием в первые годы разработки Схемы.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проект Схемы территориального планирования Смоленской области был размещен на сайте Департамента Смоленской области по строительству и архитектуре http://www.admin.smolensk.ru/~arhstroy/ и опубликован в средствах массовой информации – «Смоленская газета» от 01.08.2006 № 35 (198).

Схема территориального планирования согласована:

-органами местного самоуправления муниципальных районов Смоленской области;

-Губернаторами Брянской, Калужской, Московской, Псковской, Тверской областей;

-Министерством регионального развития Российской Федерации;

-руководителями государственных надзорных органов, расположенных на территории Смоленской области.

Схема территориального планирования Смоленской области содержит:

1. Положения о территориальном планировании Смоленской области, включающие в себя:

Цели и задачи территориального планирования Смоленской области.

Мероприятия по территориальному планированию Смоленской области.

2. Приложение 1. Объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности Смоленской области

3. Приложение 2. Карты (схемы) Схемы территориального планирования Смоленской области.

В целях разработки проекта Схемы территориального планирования Смоленской области была проведена работа по подготовке материалов по обоснованию разрабатываемого проекта.

Материалы по обоснованию Схемы территориального планирования Смоленской области включают:

1. Исходные данные.

2. Том I Анализ условий организации территории Смоленской области и предпосылки ее развития.

3. Том II Комплексна оценка потенциала территории Смоленской области.

4. Том III Карты (схемы) Материалов по обоснованию Схемы территориального планирования Смоленской области.

5. Отчет «Проведение исследований и составление геологической карты и карты ландшафтного районирования на территорию Смоленской области».

6. Научно-исследовательская работа «Проведение исследований и разработка подразделов для проекта «Комплексная схема градостроительного планирования развития территории Смоленской области», НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет».

7. Научно-исследовательская работа «Разработка раздела «Агропромышленный комплекс» в составе научно-исследовательской работы «Предпосылки и условия совершенствования пространственной организации территории Смоленской области».

Схема территориального планирования Смоленской области разработана на бумажной основе и в электронном виде с использованием топографической основы масштаба 1:200 000. Электронная версия схемы позволяет расширять массивы информации по различным тематическим направлениям и использовать ее для практической работы органов исполнительной власти Смоленской области.

Границы территориальных зон, устанавливаемых в схеме территориального планирования Смоленской области могут уточняться с учетом подготовки документов территориального планирования муниципального уровня – схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений и городских округов Смоленской области.

Территории планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, определенные в настоящей схеме, могут уточняться в иных документах, разработанных органами исполнительной власти Смоленской области.

Также, в иных документах может дополнительно планироваться размещение объектов капитального строительства регионального значения.

Указанные документы до их утверждения подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере градостроительной деятельности на предмет их не противоречия материалам настоящей схемы.

Указанные документы, утвержденные в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, являются основанием для внесения изменений в настоящую схему.

Схема территориального планирования Смоленской области является градостроительной основой для полготовки документов территориального планирования муниципального уровня и обеспечивает согласованное развитие территорий всех муниципальных образований Смоленской области.

Схема территориального планирования Смоленской области рассчитана на проектный период до 2020 года.

ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение. Особенности пространственной организации территории Смоленской области (ретроспективный анализ формирования планировочной структуры, современное состояние и использование территории)

Планировочная структура Смоленской области представляется как модель взаимосвязанного размещения на ее территории важнейших элементов природной среды (естественной и относительно слабо преобразованной – водной сети, лесных массивов) и основных хозяйственных, административных, культурных объектов на различных этапах ее освоения (городских поселений, административных центров, транспортной, инженерной инфраструктуры, их сетей и важнейших сооружений).

В ретроспективном анализе формирования планировочной структуры области до современного положения присутствуют две характеристики ее территории – состояние и использование, дополняющие одна другую.

Современное положение представлено в двух видах:

1) в продолжение ретроспективы – в сжатом виде с акцентом на изменения в структуре: в размещении, соотношении в ранжировании планировочных элементов (линейных и точечных) без акцентирования внимания на использовании территории;

2) последовательно с обеих сторон характеристик территории – состояния и использования, с выявлением несоответствий между ними.

Древние поселения VIII-XIII в.в. (см. схему материалов обоснований «Планировочная структура области. Древние поселения VIII-XIII в.в.»). Исторически главными осями расселения и структурными элементами организации территории были реки. Первое поселение эпохи палеолита обнаружено на Западной Двине западнее Велижа. Свидетельства второй волны расселения в эпоху мезолита (в основном точечные, за исключением группы в районе Смоленска) сохранились на Западной Двине восточнее Велижа, на Днепре западнее Смоленска (в месте впадения р. Катынки) и в верхнем его течении в районе Холм-Жирковского (при впадении р. Вязьмы), а также на Угре, Десне и Ипути (вдоль современной восточной границы области). С третьей волной расселения в эпоху неолита продолжилось освоение Западной Двины и ее притоков, Днепра, Угры, Десны, Ипути, также появились поселения на реке Остер. В районе Смоленска и Холм-Жирковского обнаружены наслоения поселений разного времени (группами и по одиночке вдоль русла Днепра). При сохранении общей меридиональной тенденции наиболее интенсивно процесс расселения происходит в широтном направлении по долине Днепра, который к началу нашей эры был главной осью расселения на Смоленщине. К VIII-X вв., в результате новой волны переселений балто-славянских племен с запада и северо-запада широтное направление расселения вдоль Днепра и Угры дополняется меридиональным направлением по притокам Днепра (Устром и Вопь), где ныне размещены могильники кривичей, одного из крупнейших племенных союзов Восточной Европы. Ту же меридиональную ориентацию имеет расселение по Десне, притокам Западной Двины у Рославля и у Вязьмы, а также у Дорогобужа, Ярцево, Духовщины.

К IX-XIII вв. меридиональная ориентация находит отражение в общей направленности сети водных путей, которые с использованием системы волоков соединяют Смоленщину с Балтийским морем на севере, с Черным и Каспийским морями на юге. При наличии дорог с востока на запад (о чем имеются отрывочные упоминания), водные пути являются доминирующими. Вместе с многочисленными, крупными по тем временам городами-центрами торговли и городами-крепостями, волостными центрами они составляют каркас расселения и организации территории Смоленщины (в XII в. в Смоленском княжестве насчитываются 46 городов, 39 из которых имеют укрепления). Днепр с его притоками, будучи главной природной широтной осью многовекового расселения на территории Смоленщины, является и главной осью в водно-коммуникационной сети. В современных границах области сеть водных путей по сложности конфигурации не уступала более поздним сухопутным транспортным сетям (вплоть до 40-х гг. XX в).

Абсолютное большинство первых городов (в современных границах области), возникших на реках в IX и в XII вв. в местах волоков на водных путях (Смоленск, Красн, Дорогобуж, позже Вязьма) разместились по долине Днепра и его притокам. Это широтное направление получило продолжение в размещении между Вязьмой и Можайском волостных центров Белева и Дедогостиничей (будущего Гжатска). С их размещением на востоке, как и с размещением Красна на западе, границы расселения расширились. В современных границах области меридиональное направление не столь выражено. Оно отмечено размещением Ельни на Десне в центральной части губернии, Рославля на Остре на юге и Вержавска на Гобзе на севере. Направление от Смоленска через города Васильев, Мстиславль, Кричев, Прупой по реке Остер с его притоками не получило дальнейшего развития с отходом юго-западных земель к Великому княжеству Литовскому.

Главным узлом каркаса расселения и организации территории является Смоленск, который в начале XII в. – один из крупнейших городов Руси, чему в немалой степени способствует его положение на пути «из варяг в греки», сосредоточение в нем торговли с западными странами. Среди других городов выделяется город Вязьма, основанный позже в 1239 году, но быстро растущий, через который проходят один из путей «из варяг в греки» и торговая дорога из Смоленского княжества в Суздальское. Рославль (впервые упоминаемый как Ростиславль в 1098 г., но по показаниям археологических раскопок мог быть основан и раньше) занимает автономное положение, вне сети водных путей, но является важным форпостом на юго-восточной границе.

XVI-XVIII в.в. (см. схему материалов обоснований «Планировочная структура области XVI-XVIII в.в.»). К XVI в. в связи с обмелением рек на территории Смоленщины начинают формироваться сухопутные коммуникационные элементы планировочного каркаса. Главной транспортной осью становится Смоленский тракт, соединивший Москву с пограничным на западном рубеже Московского централизованного государства Смоленском. К началу XVIII в. он проходит по пяти уездам Смоленской губернии – через Красный, Дорогобуж, Вязьму, Гжатск, спрямляя водную связь между ними. Днепр с его притоками остается главной природной осью. Со строительством на сохранившихся водных путях крупных пристаней в Поречье на р. Каспля, в Гжатске на р. Гжать, а также в Смоленске и Дорогобуже на Днепре, в Белом на Обше и Юхнове на Угре образуются транспортные (перевалочные) узлы. Во взаимодействии с сухопутными путями водные пути продолжают играть заметную роль в формировании транспортно-планировочного каркаса. К середине XVIII века Смоленский тракт окончательно обустраивается и обеспечивает транспортную, почтовую и торговые связи Москвы с Западной Европой, являясь важнейшим средством сообщения между ними, транзитом на территории Смоленщины. К этому времени существует и дорога от Рославля на Юхнов, Тулу. Широтная ориентация планировочных осей начинает преобладать.В XVI в. формируется и ось Смоленск-Рославль на тракте Смоленск-Брянск, образуя со Смоленским трактом зачаток транспортной сети. Существуют дороги, связывающие со Смоленском Поречье и Духовщину, Белый, с Вязьмой – Сычевку, Белый и Юхнов. В качестве основных узлов планировочного каркаса, наряду со Смоленском, занимающим эксцентричное положение в западной части губернии, укрепляются Вязьма и Рославль на юге. Роль Вязьмы и Рославля возрастает в XVI-XVII вв. в связи с их приграничным положением, с присоединением Смоленского княжества к Великому княжеству Литовскому и Русскому, Вяземских земель к Московскому государству. В конце XVI в. Вязьма имеет торговые связи с Москвой, Ригой, Нарвой, Поволжьем. Проходящие через город дороги на Москву, Смоленск, Торжок, Калугу, Белый формируют улицы посада и слобод. Вплоть до середины XVIII в. Вязьма и Дорогобуж теснее связаны с центральными районами Русского государства, в состав которого входит и Смоленск. К концу XVIII столетия Вязьма, бывший город-крепость – самый крупный город Смоленской губернии, с развитой торговлей и перерабатывающей промышленностью. К концу XVIII в. в губернии, разделенной на 12 уездов, создается сеть уездных центров. В ранг уездных центров переводятся дворцовые села, получившие в 1776-1777 гг. статус города: Ельня, Поречье, Гжатск, Красное, Сычевка, Духовщина. Их связи с основными узлами имеют звездообразное начертание с разветвлением от Смоленска к Поречью и Духовщине. По числу этих связей Смоленск превосходит и Вязьму, и Рославль. Формирование и развитие опорного планировочного каркаса стимулирует развитие существующих и появление новых центров расселения и хозяйственной деятельности (Смоленск, Дорогобуж, Вязьма, Гжатск - на главных планировочных осях, а также и Белый - производство кожи и кирпича). Полотняные, суконные, винокуренные мануфактуры строятся и в ряде сел, в основном, в южной части губернии на притоках Днепра и Волги. Устраиваются многочисленные ярмарки: на реках Вазуза, Гжать, Вопь, притоках Угры. На главной оси под Дорогобужем строятся монастыри, способствующие распространению грамотности, книжного дела.

Вторая половина XIX – начало XX в.в. (см. схему материалов обоснований «Планировочная структура области. Вторая половина XIX – начало XX в.в.»). Период характеризуется развитием транзитной части сухопутного транспортно-планировочного каркаса. В 1868-1899г.г. развивается широкомасштабное строительство железных дорог: широтной и главной – Московско-Брестской (1870-1871 гг.), меридиональных – Рижско-Орловской (1868 г.) и Ржевско-Вяземской (1888 г.), а также диагональной – Рязано-Ураль-ской (1899 г.). Претерпевает существенное упрощение сеть безрельсовых дорог. Наряду со строительством в 1850г. Варшавского (Московско-Брестского) шоссе по участку дороги Смоленск-Ельня проводится железная дорога, ликвидируется и участок дороги Ельня-Вязьма. На отдельных участках Днепра, Каспли и на Обше сохраняется судоходство, равно как и речные пристани в Смоленске, Дорогобуже, Поречье и в Белом.

Три главных узла планировочного каркаса – Смоленск, административный, культурный и хозяйственный центр губернии, Вязьма и Рославль, крупные уездные, административные и преимущественно торговые центры – становятся и основными комплексными транспортными узлами. При этом Смоленск становится узлом всех транспортно-планировочных осей: автомобильной, железнодорожной и судоходной водной. Строительство железных дорог диагональной оси (через Смоленск и Ельню) привело к усложнению сети в целом.

Железные дороги, превратившиеся в важнейший градообразующий фактор, дают мощный импульс развитию городов. В главных узлах планировочного каркаса Смоленске, Вязьме, Рославле развиваются металлообработка (производство сельскохозяйственных орудий), лесопереработка, традиционное кожевенное производство дополняется производством обуви. В Смоленске строится электростанция; в нем и в расположенных вокруг него на расстоянии от 50 до 90 км городах Дорогобуже, Духовщине, Ельне, Поречье и Красном развивается отрасль строительных материалов. На Московско-Брестской железнодорожной магистрали развивается поселок Ярцево, специализирующейся на хлопчатобумажном производстве, в Издешково, Серго-Ивановском размещаются предприятия строительных материалов; на Рязано-Уральской железнодорожной дороге в сельской местности получают развитие отдельные перерабатывающие предприятия. Вокруг Смоленска, Вязьмы и Рославля, а также вокруг Гжатска, Поречья, Сычевки образовывались кусты поселений, получившие развитие на базе винокурения, лесопереработки, торфоразработки, стекольного производства и добычи строительных материалов. Железная дорога проходит в стороне от Дорогобужа и от Поречья, что затормаживает их развитие. Падает значение Поречья как крупного перевалочного пункта на торговом пути в Прибалтику, чему способствует и обмеление Каспли. В 1913 г. на 205 крупных промышленных предприятиях работало 13 тыс. рабочих, еще 14 тыс. было занято в промыслах.

Несмотря на рост промышленных предприятий (текстильных, стекольных, винокуренных, лесопильных, кирпичных) Смоленская губерния остается одной из преимущественно сельскохозяйственных губерний России. По железным дорогам и рекам отправляются на экспорт льняная треста, масло, сыр. Ввозятся продукты питания.

Первая мировая война привела к эвакуации на территорию области крупных машиностроительных предприятий из Прибалтики, что положило начало ускорению индустриализации. В сельской местности одним из самых главных моментов была «хуторизация» деревни, являющаяся показателем роста капиталистических отношений.

1926-1940 г.г. (см. схему материалов обоснований «Планировочная структура области 1926-1940 г.г. »). В предвоенный период планировочный каркас получает свое развитие как в сторону расширения к периферии и развития внешних связей, так и в отношении укрепления его срединной части. Расширение на периферию происходит за счет роста числа городов Велиж и Рудня и поселков - центров районов (Монастырщина и Хиславичи), вошедших в состав области в результате изменения ее границ.

С продолжением строительства дорог (главной автомобильной Москва-Минск) и новых участков железных дорог (южное продолжение Ряжск – Брянск и участок от Рославля на запад через Кричев) укрепляются внешние связи. Шоссе Москва – Минск, образуя с железнодорожной магистралью транспортный коридор, с усилением надежности связей с Москвой, Минском и Западной Европой увеличивает коммуникационный потенциал территории области (транзитную часть) и главную ось планировочного каркаса. При этом потенциал старой Смоленской дороги для нового развития понижается, но ее структурообразующая роль высока. Она выполняет в большей мере функции укрепления внутриобластных связей, на нее переносится акцент культурно-исторического проводника по старинным русским городам и селам, расположенным на ней и в ее окрестностях.

В связи с этим происходит укрепление срединной части планировочного каркаса. Он укрепляется еще и в результате получения двумя городами Починком и Ярцево в 1926 г. (одновременно с Рудней) статуса города, а также с появлением на железнодорожном участке Вязьма – Брянск поселка Угра на пересечении с одноименной рекой. Железнодорожная сеть усложнилась. Автодорожная сеть также усложняется как за счет шоссе Москва-Минск, так и со строительством дороги Смоленск – Невель, проходящей через Демидов и Велиж.

В Смоленске все еще сохраняется речная пристань на судоходном участке Днепра. Пристани есть также в Дорогобуже на Днепре, в Демидове на Каспле и в Жарковском на Меже.

В результате реорганизации системы административно-территориального деления территории области в границах области 1937-1940 гг., на несколько большей, чем в предыдущий период, территории, начиная с 1926-1929 гг., вместо 12 уездов образуются 50 административных районов с многочисленной сетью их центров. Все города, а также поселок Хиславичи, село Шумячи, вошедшие в состав Смоленской области, а также села Ершичи и Всходы с октября 1929 г. становятся центрами районов в составе области.

На главной оси Московско-Брестской железнодорожной магистрали города Ярцево, Рудня, станция Сафоново, поселок Издешково становятся центрами районов. В 1939 г. города Вязьма, Рославль и Ярцево относятся к городам областного подчинения по признаку, учитывающему величину и потенциал города и его значимость в управлении территорией и ее развитии.

Этот период развития области (сер. 1920-х гг.) характеризуется также разработкой новых генеральных планов городов и частичным их осуществлением.

Послевоенные десятилетия (до 1988 г.) (см. схему материалов обоснований «Планировочная структура области 1988 г.»). Еще до окончания войны в 1944 г. границы области изменяются: территории Бельского и Юхновского районов отходят в соседние Калининскую и Калужскую области. В период административно-территориальных изменений, который длится до 1980 г., происходит укрупнение административных районов, сокращение их количества, районные центры Красный, Монастырщина, Шумячи, Угра, а также Холм-Жирковский, Новодугино и Кардымово относятся к категории рабочих поселков.

В первые послевоенные годы в большинстве городских поселений области восстановление разрушенного хозяйства происходит крайне медленно. Смоленск и другие города области, оказавшись в тени между Минском и Москвой, практически застывают в своем развитии. Изменения в планировочном каркасе области происходят с появлением индустриального центра Сафоново на базе освоения в 1948 г. месторождений бурого угля, а также со строительством участков железных дорог: между городом Дорогобужем и поселком Сафоново, от Сафоново до Владимирского Тупика на севере, а также от Рославля на восток, на Малоярославец, Москву. В 1956 г. со строительством Дорогобужской ГРЭС (позднее перестроенной в ТЭЦ) возникает поселок Верхнеднепровский.

С наступлением в начале 1960-х годов периода бурного развития, происходящего в значительной мере за счет сельской местности, наибольший рост получают города и поселки, расположенные вдоль транспортного коридора Москва – Минск, на главной транспортно-планировочной оси, по которому прибывают сырье и энергия и вывозится значительная часть (до 100%) готовой продукции. К 1970 году большинство городов вдоль транспортного коридора имеют население свыше 30 тысяч жителей, приближаясь по численности к средним городам, и выделяются как ядра поляризации. Функции этих городов, не испытывавших после войны серьезных изменений и ориентируемых на переработку местных ресурсов, меняются. Они являются наиболее привлекательными для строительства филиалов московских предприятий. В них размещаются также филиалы Смоленска, реже Ленинграда, Минска, Орла. Новая индустриализация Смоленска начинается после 1966 года со строительства крупных предприятий приборостроения и электроники, которые изменяют промышленный профиль города и его специализацию, способствуя быстрому росту населения, развитию образовательных и культурных функций. В 1971 г. начинается активное строительство предприятий г. Гагарина (бывшего Гжатска, отнесенного в 1964 г. к категории городов областного подчинения и переименованного в 1968 г.), темпы роста населения которого за 10 лет превосходят темпы роста населения Смоленска. В 1970-е гг. начинается строительство нескольких крупных машиностроительных заводов в Ярцево. Благодаря этому Ярцево не только входит в группу средних городов, но и в 1970-80-гг становится наиболее динамично развивающимся городом Смоленской области.

В связи с созданием крупных энергетических узлов – АЭС (1974 г.) и ГРЭС (1973) – возникают стремительно растущие поселки Десногорск на оси Бобруйск-Москва, который в 1989 г. получает статус города, и Озерный на оси Смоленск-Духовщина-Нелидово. Со строительством санатория появляется курортный поселок Пржевальское – на ответвлении от оси Смоленск-Демидов.

В большинстве городов на главной транспортно-планировочной оси ведущей отраслью становится машиностроение и металлообработка. В Сафоново строятся заводы электрических машин, «Гидрометприбор», «Теплоконтроль», в Вязьме – заводы машиностроительный, электротехнический, железобетонных шпал, а также ГОК, льно- и мелькомбинаты. Получает развитие и ось Смоленск – Рославль. В Рославле строятся завод «Автозапчасть» (филиал ЗИЛа) и завод алмазного инструмента. Преимущественно на этой оси концентрируются поселения с развитой легкой и пищевой промышленностью.

Значимым элементом организации территории ее природного каркаса являются особо охраняемые природные территории, ряд биологических и комплексных заказников и множество памятников природы, расположенных преимущественно на реках, их истоках практически по всей территории области (исключая ее юго-восточную часть). Готовится обоснование для образования в северо-западной части области национального парка «Смоленское Поозерье».

Этот период развития области характеризуется появлением целого ряда проектных и нормативных документов:

разработкой генеральных планов городов – Смоленска, Рославля, Сафоново, Ярцево, Вязьмы, Гагарина (в 1960-х гг.);

утверждением списков 115 исторических городов, в число которых вошли Смоленск, Вязьма, Ельня, Гагарин, Рославль (в 1970 г.);

разработкой проектов зон охраны памятников для городов Вязьмы (1972 г.), Смоленска (1978 г.), Гагарина (1980 г.).

Современное состояние. Начало 1990-х гг. – 2005 г. (см. схему материалов обоснований «Планировочная структура области. Современное состояние»). С начала 1990-х гг. фиксируется рост ограниченного числа городов: Смоленска, Ярцево, Десногорска, Гагарина, Дорогобужа, Рославля и отмечается застой в росте населения большинства городских поселений и уменьшение населения в городах Сафоново и Сычевке и поселке Верхнеднепровском. В последние годы отмечается уменьшение численности населения во всех городских поселениях области. Город Сафоново переходит в разряд малых городов. В отсутствие капиталовложений специализация на глазах меняется, возвращаясь к старой, частично дореволюционной. Вновь на первое место выходят торгово-посреднические (перераспределительные), а также культурно-образовательные функции, а промышленное производство ориентируется преимущественно на потребителя за пределами области.

Несмотря на глубокие изменения в хозяйстве, рисунок опорной сети мало меняется и остается стабильным с начала семидесятых годов. Меняются некоторые соотношения в сложившейся сети. Транспортный коридор Москва – Смоленск – Минск в качестве части перспективного международного транспортного коридора становится все более значимым структурным элементом организации территории. Уменьшается значение одного из основных планировочных центров – Сафоново. Переходят в разряд сел бывшие поселки городского типа районный центр Новодугино, Остер и Екимовичи. Конфигурация транспортно-планировочных осей в средней части территории области усложняется за счет появления обходной дороги в зоне Смоленска. Старая Смоленская дорога, все более уступая новой автомагистрали статус важнейшего средства сообщения между Москвой и Смоленском и транзитного сообщения Москвы с западом, сохраняет за собой роль культурно-исторического памятника и проводника по старинным русским городам и селам, расположенным на ней и вдоль нее.

К настоящему времени по мере строительства дорог образовался полигон с вершинами в исторических городах IX-XIII вв. – Смоленске, Вязьме, Дорогобуже, Рославле. Между ними лежат исторические города: Ельня (XII в.) – на направлении Рославль – Сафоново, на участке Ельня-Рославль, Починок на направлении Брянск – Смоленск и современные города Ярцево (1926 г.) и Сафоново (1952 г.) – на направлении Москва – Минск. На продолжении магистральных дорог за пределами полигона лежат города – районные центры: Гагарин (Гжатск, Гжать), Рудня (1926 г.) и новый город областного значения Десногорск (1989 г.). Семь районных центров находятся вне основной сети внутриобластных связей: центры западных районов (Монастырщина, Хиславичи, Ершичи), юго-восточных районов (Темкино, Угра), а также центры Холм-Жирковский и Глинка. Они подключены к ней через местную сеть. Количество дорог, исходящих из этих центров увеличивается, но они остаются тупиковыми и связь между рядом центров отсутствует. Для райцентров Глинки и Угры основной является железнодорожная связь.

Вдоль главной транспортно-планировочной оси Москва – Минск на территории области концентрируется основная часть ее населения (около 60%): около 520 тысяч человек в городах и 65 тысяч человек в сельских населенных пунктах. Вдоль оси Смоленск - Рославль (оси 2-го ранга) расселяется около 10% населения (около 67 тысяч человек в городских поселениях и 45 тысяч человек в сельских населенных пунктах). Таким образом, вдоль основных транспортно-планировочных осей расселяется около 70% населения области. По другим транспортно-планировочным осям, проходящим через Смоленск, Рославль, Вязьму расселяется около 17%. Вне прикаркасных зон расселяется около 13% всего населения. Эти показатели характеризуют поляризацию пространства на территории области. Рядом с густонаселенными территориями соседствуют практически слабо заселенные зоны, как правило, недостаточно обеспеченные транспортно-коммуникационными связями.

Распределение плотности населения по оси Москва – Минск в разрезе сельских округов, дополняющее картину городского расселения, показывает дискретность концентрации населения (см. схему материалов обоснований «Плотность населения в сельских округах»). В западной части области до Смоленска и его ближайшего окружения плотность населения значительная, затем снижается до значений близких к минимальным, а после Дорогобужа доходит до минимальных значений. От Вязьмы в направлении Москвы она возрастает, но не выше средней величины.

Реки продолжают быть главными осями – структурными элементами организации территории и расселения, в долинах которых расположены как городские, так и многочисленные, преимущественно малые и сверхмалые сельские поселения. Первая из них – Днепр с его притоками как основная природная ось. Затем притоки Западной Двины, в меньшей мере Десны и Волги.

Иерархия планировочных центров представляется следующим образом:

Смоленск, областной центр, крупный центр одноименного муниципального района (планировочный центр 1-го ранга);

Вязьма и Рославль (центры 2-го ранга), крупные центры муниципальных районов, выполняющие отдельные функции центров межобластных районов,

Ярцево, крупный центр муниципального района (центр 3-го ранга);

10 городов, не считая Десногорск, город областного подчинения, вместе с 7 поселками и 4 селами (включая Новодугино, отнесенное к разряду сел) являются центрами муниципальных районов – планировочными центрами 4-го ранга.

Многофункциональным является лишь город Смоленск. В нем заметно усилились образовательные и кредитно-финансовые функции. Вязьма относится к транспортно-промышленным городам, а остальные города являются типично промышленными. В историко-культурном отношении Смоленск и Вязьма – почти равноценные центры, при их разнообразии, непохожести и сохранности историко-культурного наследия.

Смоленск – наиболее миграционно привлекателен среди городов. Среди мигрантов возросла доля приехавших на учебу. На втором месте по миграционной привлекательности Ярцево. На третьем – Ельня и Вязьма–Брянская.

Смоленская группа городских поселений в зоне 2-х часовой доступности Смоленска, в которую входят города Ярцево, Починок, Духовщина и поселки городского типа Кардымово, Красный, Голынки в качестве ядра опорного каркаса, не получила развития. Отношение численности городских поселений внешней зоны к общей численности городского населения в 2- часовой доступности Смоленска, которым измеряется ее развитость в качестве агломерации, сохраняется неизменным на прежнем низком уровне.

Геостратегическое положение Смоленской области характеризуется тем, что она является своеобразным форпостом на границе страны, через который осуществляется и будет активно развиваться связь «Восток – Запад». Не случайно основными торговыми партнерами области являются многие страны от Китая, Казахстана, Израиля и Турции на востоке до Белоруссии, Украины, Молдавии, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Бельгии, Швейцарии, Италии, Франции, Испании и США - на западе. С осуществлением в перспективе транспортного коридора вдоль европейской границы России ее геостратегическая роль еще более возрастет.

Область обладает рядом факторов, способствующих ее эффективному развитию, основные из которых приводятся ниже.

Во-первых, это ее приграничное геополитическое положение. Внешние связи служат важнейшим фактором для развития области. Она является местом исторически складывающихся связей России с Польшей, Германией и другими европейскими странами, Это самый короткий путь из Европы к центру России. Проходящий здесь транспортный коридор и возможное расположение в зоне его влияния крупных транспортных терминалов может оказывать заметное влияние на развитие территории области.

Во-вторых, в области сосредоточены объекты особо ценной историко-культурной и природной среды. Они являются мощным фактором развития в области рекреационно-туристической деятельности разного уровня (от международного и федерального до местного).

В-третьих, область обладает биосферным потенциалом, сохранение, совершенствование и использование которого может представлять интерес не только для области, но и имеет особое значение для состояния воздушного бассейна и сохранения водного баланса и водообеспечения Московского столичного региона.

Безусловно, в области имеются и факторы, ограничивающие ее развитие.

В первую очередь - это недостаточная развитость внутриобластных транспортной и инженерной инфраструктур, в частности, необеспеченность нормальных связей районных центров с областным центром и между собой. Для межхозяйственных связей не хватает автодорожных подъездов с твердым покрытием. Слабо используются богатейшие рекреационно-туристические ресурсы области.

Ко второй группе таких факторов относятся недостаточное использование особенностей географического положения области, отставание в развитии ее социальной и производственной инфраструктур, неблагополучная демографическая ситуация и, наконец, большое количество практически потерявших все население сельских населенных пунктов, что привело к сокращению площадей сельскохозяйственных угодий.

Нестабильность и непредсказуемость социально экономической ситуации в стране, отсутствие на федеральном уровне стратегических разработок по основным направлениям развития Российской Федерации и ее субъектов не позволяют оперировать сколько-нибудь аргументированными количественными показателями и этапами реализации представляемых в работе предложений.

Очевидно, что в сложившейся ситуации поступательная динамика вероятна лишь в условиях целенаправленного жесткого управляющего воздействия на основные направления развития хозяйственной деятельности и использования территории на областном уровне. Для такого развития представляется необходимым использование в той или иной степени на разных временных этапах всех имеющихся ресурсов территории и привлечение в максимально возможной степени финансовых ресурсов Российской Федерации, а также "эффективных" инвесторов для реализации хозяйственных новаций.

Возможные направления и масштабы развития хозяйственного комплекса области определяются, по мнению авторского коллектива, следующими блоками факторов:

- сложившийся социально-экономический потенциал, природно-экологические ресурсы и ограничения развития территории;

- демографический потенциал, условия его "удержания" на территории области, возможности пополнения трудовых ресурсов за счет внешней миграции;

- использование во благо области особенностей географического положения, прежде всего, близости к Московскому столичному региону;

- необходимость улучшения условий жизни и хозяйствования через развитие инженерно-транспортной инфраструктуры и сектора услуг на уровне требований XXI века.

Основой устойчивого и безопасного развития среды жизнедеятельности на территории области должно стать совершенствование и развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, а также система мер по охране окружающей среды и предотвращению чрезвычайных ситуаций в интересах живущих и будущих поколений.

В силу транзитного положения области, прежде всего в широтном направлении, важно развитие сектора транспортных услуг как вдоль магистральных направлений, так и возможно в целом для Московского столичного региона – в виде запасного аэродрома вынужденной посадки в Смоленске, развитии таможенно-терми-нального хозяйства, например, на базе городов Вязьма и Рославль.

Земельно-ресурсный потенциал оценивается как один из важнейших факторов возможного развития жизненного пространства и среды обитания населения области.

Смоленская область, как и другие пограничные территории России, теряет население в связи с ухудшением социально-экономической и демографической ситуации. Сокращение численности сельского населения, которое определяет обжитость территории, приводит к деградации сельскохозяйственных угодий. Гибнет сельская инфраструктура, теряется опыт хозяйствования на земле. Многие села деградируют, уменьшается численность специалистов аграрного производства, сельские школы теряют кадровую и материально-техническую базу, сокращается медицинская помощь сельской местности, имеют место сбои в подаче света, тепла и других средств обустройства территории.

По имеющимся оценкам, для рациональной организации жизнедеятельности в регионе, средним показателем является обеспеченность общей территорией в 2 га на одного жителя (в том числе 0,9-1 га сельскохозяйственных угодий и до 1 га – естественных ландшафтов).

С учетом качества сельскохозяйственных угодий, большой доли площадей, неэффективных для хозяйственной деятельности (переувлажненные, закустаренные и т. п. земли), эти показатели для использования части земель области жителями столичного региона могут быть увеличены на 35-40% (соответственно до 2,8 и 1,4 га).

Исходя из этого, оптимальную численность населения в Смоленской области (при эффективном использовании ее территории) предлагается определить в пределах до 1,5 млн. человек.

Поскольку численность собственного населения сокращается, для позитивного развития области рекомендуется привлечение мигрантов. При отсутствии общегосударственной миграционной политики важно на областном уровне оценить потребность в квалификационном составе мигрантов, места их целесообразного расселения и оценить возможности области по их привлечению (льготы, реклама и пр.) при установлении квот на количество и качество трудовой миграции. В качестве стержня миграционной политики рекомендовано обустройство и рациональное использование сельскохозяйственных земель области при обязательном осуществлении комплекса мер по социальному развитию села (с использованием для решения этой задачи опыта других регионов, например, Белгородской области).

Таким образом, вероятные направления развития отраслей экономики области определяются ее выявленными ресурсами и условиями функционирования. Основой развития социально-экономического состояния хозяйственного комплекса области и среды обитания ее населения является ее пространственной организация. Целью настоящей работы является разработка предложений по стратегии совершенствования пространственной организации территории области, осуществляемая методами территориального планирования.

1. Цели и задачи территориального планирования Смоленской области

Главной целью территориального планирования Смоленской области является создание такой пространственной структуры территории Смоленской области, которая учитывая природные, демографические, экономические, социальные, экологические и другие условия развития территории области, будет способствовать устойчивому развитию всех отраслей экономики Смоленской области и наилучшим образом обеспечит благоприятные и безопасные условия проживания населения, охрану и рациональное использование природных ресурсов, сохранение объектов культурного наследия, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в интересах настоящего и будущего поколений.

Основными задачами территориального планирования области являются:

1. Проведение комплексного анализа территории Смоленской области с целью выявления природно-ресурсного, демографического, экономического, историко-культурного потенциалов, выявление проблемных ситуаций и ареалов, а также зон с особыми условиями использования территории.

2. Разработка предложений по совершенствованию пространственной организации территории Смоленской области.

2.1. Развитие опорного пространственного каркаса Смоленской области.

2.2. Планировочное районирование территории Смоленской области.

2.3. Функциональное зонирование территории Смоленской области и определение режимов средопользования в каждой из установленных территориальных зон.

3. Мероприятия по развитию городов и других поселений области.

4. Формирование предложений по восстановлению, сохранению и использованию природного и историко-культурного наследия.

5. Формирование предложений по улучшению экологической ситуации, охраны и воспроизводства потенциала биосферных ресурсов.

6. Предложения по развитию социальной и производственной инфраструктур.

7. Направления развития рекреационно-туристической инфраструктуры Смоленской области.

8. Предложения по развитию транспортной и инженерных инфраструктур Смоленской области.

2. Мероприятия по территориальному планированию, этапы их выполнения

Одним из основных мероприятий по территориальному планированию являются мероприятия по совершенствованию пространственной организации (планировочной структуры) территории Смоленской области, включая определение зон с приоритетной хозяйственной функцией.

Основой пространственной организации (планировочной структуры) области является опорный пространственный каркас, который формируется из следующих элементов: совокупности центров, соединяющих их планировочных осей, зон их влияния и опорной сети поселений.

Развитие элементов опорного пространственного каркаса является базовым необходимым условием развития экономики Смоленской области.

2.1. Развитие опорного пространственного каркаса и организация территории

( Карты (схемы): «Планировочная структура области», «Структура опорной сети поселений», «Социально-экономические, расселенческо-демографические условия территориального развития», «Функциональное зонирование территории», «Проектируемый транспортный каркас»)

В работе выделены следующие основные элементы опорного пространственного каркаса;

1) природно-ландшафтная ось, образуемая рекой Днепр;

2) две широтные планировочные оси, образуемые железнодорожными и автомобильными магистралями Москва-Смоленск-Минск и Москва-Рославль-Бобруйск.

Коммуникации широтного направления усиливаются, включая Старую Смоленскую дорогу.

В рамках расчетного срока за этой центральной широтной планировочной осью сохранится доминирующее значение, так как в ее зоне влияния находится большинство развитых городских поселений;

3) две меридиональные планировочные оси – образуемые железными и автомобильными дорогами Смоленск-Рославль-Брянск и Ржев-Вязьма;

4) оси, образуемые долинами рек Западная Двина, Вязьма, Вазуза, Десна, Остер, поддержанные лесными массивами, а также реки Гжать, Сож и Вихра;

5) опорная сеть поселений с тремя главными центрами: Смоленск, Вязьма, Рославль.

В пределах элементов опорного пространственного каркаса расположены основные центры – узловые элементы опорного каркаса, наиболее значимая часть опорной сети поселений.

Предлагается следующая структура опорной сети поселений:

крупный город Смоленск, областной центр, центр одноименного муниципального района, крупный районный центр (планировочный центр 1-го ранга);

средние города, центры одноименных муниципальных районов, крупные районные центры – Вязьма, Рославль, Сафоново (планировочные центры 2-го ранга), Ярцево, центр одноименного муниципального района (планировочный центр 3-го ранга), возможный подцентр Смоленска в зоне его 2-х часовой доступности;

10 малых городов, не считая Десногорск, вместе с 7-ю поселками и 5-ю селами (включая Новодугино, перешедший в разряд сел) являются центрами муниципальных районов (планировочные центры 4-го ранга).

Развитие опорной сети поселений, с учетом соединяющих их ареалов сельского расселения со значительной плотностью сети населенных пунктов, расположенных вдоль планировочных осей, имеет стратегическое значение для развития области.

Схемой установлены зоны благоприятные для развития населенных пунктов, расположенные на расстоянии 2 – 10 км вдоль планировочных осей.

Выделяются следующие урбанизированные зоны (зоны приоритетного развития и реконструкции городских поселений):

-Смоленск-Кардымово;

-Ярцево-Кардымово;

-Дорогобуж-Верхнеднепровский-Сафоново;

-Рославль-Остер-Екимовичи;

-Десногорск-Екимовичи.

Основные элементы опорного пространственного каркаса концентрируют основной социально-экономический, демографический, поселенческий и коммуникационный потенциал Смоленской области, в наибольшей степени подготовлены для инвестиционной и инновационной деятельности и являются зонами экономической активности.

В целях развития опорного пространственного каркаса предлагается:

1. Укрепление и развитие в сложившихся центрах опорного пространственного каркаса объектов производственной и социальной инфраструктур, перспективных направлений экономического развития области.

2. Развитие узловых элементов опорного пространственного каркаса – сети поселений области.

3. Укрепление связей между сложившимися центрами и связей этих центров с поселениями сопряженных территорий.

4. Для обеспечения жизнеспособности сельских населенных пунктов периферийных административных районов Смоленской области предлагается всячески поддерживать развитие прикаркасных зон, а также предусмотреть возможность развития территории за пределами этих зон, также нуждающихся в модернизации и развитии транспортной сети более низких рангов, при условии совершенствования транспортно-коммуникационной инфраструктуры от основных центров области к возможным районам рекреационно-туристской деятельности, районным центрам периферийных районов, к другим «точкам роста».

Для решения проектных предложений рекомендуется:

-усилить и усовершенствовать базовую коммуникационную основу пространственного каркаса – транспортную систему за счет интеграции автодорожной сети области в единую сеть России и в транспортную сеть соседних областей и Центрального Федерального округа, а также за счет формирования оптимальной конфигурации дорожной сети и создания комфортных условий транспортного обслуживания населения.

-планируется предусмотреть такую организацию системы транспортных связей, которая замкнет многочисленные ветки дорог преимущественно на периферии области и объединяющие центры административных районов между собой и с центрами областных планировочных районов, образующих внутриобластное транспортное кольцо; западная часть кольца, проходя через центры районов так называемой пограничной зоны, намечается к использованию как дополнительный рокадный коридор.

-рекомендуется также создать в восточной части области автодорожный обход центрального региона с формированием логистическо-терминального центра в районе г. Вязьма по обслуживанию западного сектора Центрального региона.

2.1.1. Планируемое внутриобластное районирование.

(Карты (схемы): «Планировочная структура области», «Стратегия развития территории. Функциональное зонирование. Предложения по территориальному планированию»)

Предложения по внутриобластному районированию имеют целью направленное формирование системы сервисного (производственного, рыночного, информационного, социального и т.п.) обслуживания территории области. Приводимые рекомендации учитывают сложившиеся связи, транспортную доступность узловых центров опорного пространственного каркаса территории области, представленных городами и районными центрами, возможный потенциал этих центров.

В составе области в соответствии с главными планировочными центрами предложено внутриобластное районирование в составе Смоленской зоны, Вяземского и Рославльского районов. В пределах Смоленской зоны выделяется межрайонный подцентр в г. Сафоново с соответствующим подрайоном. Такое районирование осуществлено по признаку общности проблем расселения и планировочной организации территории и исходя из хозяйственной целостности, общности транспортной и социальной инфраструктуры. В основе лежат природные факторы.

Центрами этих районов являются города с наибольшим социально-экономическим потенциалом. Здесь расположены межрайонные объекты здравоохранения, народного образования, бытового обслуживания и других отраслей непроизводственной сферы.

Ниже в таблице приводится предлагаемый состав внутриобластное районирования по районам.

Таблица 2.1.1.

Внутриобластное деление

Муниципальные районы

1

2

Смоленская зона:

1) районы наибольшего тяготения к г. Смоленску

Смоленский

Кардымовский

Краснинский

1

2

2) подрайон с центром в г. Сафоново

Сафоновский

Холм-Жирковский

Дорогобужский

3) прочие

Велижский

Демидовский

Духовщинский

Ярцевский

Руднянский

Монастырщинский

Починковский

Глинковский

Ельнинский

Вяземский район

Вяземский

Гагаринский

Новодугинский

Сычевский

Темкинский

Угранский

Рославльский район

Рославльский

Ершичский

Хиславичский

Шумячский

2.1.2. Планируемое функциональное зонирование. Зоны с особыми условиями использования территории

(Карта (схема) «Стратегия развития территории, Функциональное зонирование территории. Предложения по территориальному планированию», «Ресурсно-рекреационный потенцал», «Зонирование территории для предлагаемых эксклюзивных видов рекреации», «Зоны историко-культурного наследия», «Схема развития туризма», «Особо охраняемые природные территории федерального и регионального назначения», «Комплексная оценка территории», «Зоны, приоритетные для ведения сельского хозяйства», «Проектируемый транспортный каркас», «Экологическая ситуация», «Природно-экологические условия градостроительного развития», «Природно-экологическая основа функционального зонирования территории», «Социально-экономические, расселенческо-демографические условия территориального развития», «Режимы средопользовния», «Природно-хозяйственное районирование», «Предложения по освоению потенциала возобновляемых природных ресурсов», «Структура лесного фонда», «Транспортно-планировочные условия территориального развития», «Природная основа и экологические проблемы развития территории»)

Функциональное зонирование - обоснованное распределение территории по ее приоритетному назначению и связанными с ним ограничениями по застройке, по использованию для различных видов хозяйственной деятельности и средопользования.

Функциональное зонирование является основой для установления правовых отношений между всеми участниками градостроительной деятельности в вопросах использования и развития объектов недвижимости.

При определении режима использования территории учитывается регламентация распоряжения ресурсами территории, установленная на основании законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации правовых нормативных актов органов местного самоуправления, регулирующих землепользование, природопользование, градостроительную деятельность, пользование недвижимостью, а также СНиПами, СанПинами, Положениями и Правилами об охране режимообразующих объектов, утвержденными в установленном порядке.

На основании анализа современного использования территории и комплексной оценке территории и проектных предложений по пространственной организации территории в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации предлагается выделение следующих функциональных зон на территории Смоленской области (см. Карта (схема) «Стратегия развития территории. Функциональное зонирование территории»)

1. Урбанизированные зоны ( зоны развития и реконструкции городских поселений, в том числе городов, поселков, крупных сельских населенных пунктов, а также зоны перспективного градостроительного развития, включая планируемые зоны экономической активности).

Урбанизированные зоны включают зоны развития и реконструкции городских поселений, в том числе городов, поселков, крупных сельских населенных пунктов, прикаркасные зоны, наиболее подготовленные для инвестиционной и инновационной деятельности, зоны перпективного градостроительного развития.

Использование территории урбанизированных зон регламентируется схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений и городских округов, правилами землепользования и застройки поселений и городских округов, проектами планировки территорий.

Исторические города (города и населенные пункты, включенные в «Список исторических городов и населенных пунктов» и населенные пункты, рекомендуемые к включению в «Список исторических городов и населенных пунктов»).

К историческим городам и населенным пунктам, включенным в «Список исторических городов и населенных пунктов» относятся: г. Смоленск, г. Вязьма, г. Рославль, г. Дорогобуж, г. Велиж, г. Духощина, г. Сычевка, г. Гагарин, г. Ельня, г. Демидов, п.г.т. Красный.

Рекомендуются к включению в «Список исторических городов и населенных пунктов» населенные пункты: с. Новодугино, с. Темкино, п. Угра.

Использование территории регламентируется Проектами зон охраны объектов культурного наследия, генеральными планами и правилами землепользования и застройки городских округов и поселений Смоленской области.

2. Зоны особо охраняемых территорий и объектов. Существующие объекты особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории Смоленской области различного статуса включают 163 природных объекта (см. табл.2.1.2-1 - 2.1.2-8).

Таблица 2.1.2-1

Процент

/ % / от

К а т е г о р и я

Кол-во

/шт/

Площадь

/ га/

Площади

ООПТ

площади

области

1.ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ

34

2 600

0. 4

0. 05

1.Памятники природы

34

2 600

0. 4

0. 05

П. БИОЛОГИЧЕСКИЕ

96

380 554

59.5

7.64

А) Б о т а н и ч е с к и е

81

4 000

0.6

0.08

1. Памятники природы

58

3 700

0.55

2.Уникальные лес. насаждения

23

300

0.05

Б) З о о л о г и ч е с к и е

15

376 554

58.8

7.56

1. Заказники

15

376 554

58.8

Ш. КОМПЛЕКСНЫЕ

33

256 600

40.1

5.15

1. Национальный парк

1

146 250

22.9

2. Заказники

3

57 200

8.9

3. Памятники природы

10

400

0.1

4. Природные резерваты

19

52 750

8.2

И Т О Г О :

163

639 754

100

12. 84


Таблица 2.1.2.-2

п/п

Наименование

объекта

Площадь

(га)

О с н о в а н и е в ы д е л е н и я

Местоположение

объекта

Федерального подчинения

Областного

подчинения

Районного

подчинения

1

2

3

4

5

6

7

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ

1. Памятники природы

1-1

оз. Гатчинское

51.2

Обл/исп. № 274

Велижский р-н

12.12.74

с-з”Селезневский”

-2

оз. Рябиковское

63.5

-------“----------

--------“--------

с-з”Селезневский”

-3

оз. Чеплинское

132.0

Обл/исп.№573

--------“--------

1. 10. 81

к-з”25-л.Октября”

2 -1

оз. Семлевское

2.2

-------“----------

Вяземский р-н

/Стоячее/

п.Семлево

5 -1

оз. Акатовское

655.0

-------“----------

Демидовский р-н

д. Акатово

-2

оз. Диво

124.0

-------“----------

--------“---------

д.Диво

7 -1

оз. Велисто

340.0

-------“----------

Духовщинский р-

с.Добрино

-2

оз. Княжное

50.0

-------“----------

--------“---------

/Княжево/

д. Никольскоен

16-1

оз. Бол. Рутавечь

202.0

Обл/исп. № 573

Руднянский р-н

1.10.81

д.Заозерье

-2

оз. Витрино

95.2

--------“---------

---------“---------

д.Заборье

-3

оз. Девино

9.6

--------“---------

---------“---------

д.Девино

-4

оз. Едрица

16.5

--------“--------

---------“---------

д.Микулино

-5

оз. Купелище

12.3

--------“--------

---------“---------

д.Самсоны

-6

оз. Мал. Рутавечь

9.8

--------“--------

---------“---------

д. Картошевичи

-7

оз. Глыбай

19.2

Рай/исп. № 258

---------“---------

/Голыбай/

27. 08. 80

д. Микулино

-8

оз. Стайское

26.0

Рай/исп. № 128

---------“---------

23. 05. 89

д.Стаи

17-1

оз. Походинское

35.0

Обл/исп. № 573

Сафоновский р-н

1. 10. 81

д. Походино

-2

оз. Озерищенское

31.0

--------“---------

----------“--------

/19/

д. Озерище

-3

пруд в д. Беленино

52.0

Рай/исп. № 298

-----------“-------

11. 11. 82

д.Беленино

-4

пруд в д. Земницы

6.5

-----------“--------

-----------“-------

д. Земницы

-5

оз. Костря

15.0 (8)

-----------“--------

-----------“-------

/19.3/

д.Сакулино

18-1

оз. Каспля

320.0

Обл/исп. № 573

Смоленский р-н

1. 10. 81

с Каспля

-2

оз. Куприно

2150

---------“--------

----------“--------

ст. Куприно

-3

оз. Пениснарь

90,0

---------“--------

----------“--------

д.Пениснарь

-4

Городские ключи

1. 0

Рай/ис.№436

----------“--------

12.10.82

г. Смоленск

-5

Морголинские

1. 0

----------“---------

----------“--------

ключи

г. Смоленск

21-1

оз. Бездонное

5.2

Обл/исп. № 573

Угранский р-н

1. 10. 81

д. Вязовец

-2

Родник п.Всходы

0. 1

Решение СНД.

-------“---------

от 16.03.99

п.Всходы

-3

Родник п.Знамен-

0. 1

-------“-------

-------“---------

ка

п.Знаменка

-4

Родник “У разбито-

0. 1

-------“-------

-------“---------

го дуба”

д.Федоровское

-5

Родник ур.Преоб-

0. 1

-------“--------

-------“---------

раженское

ур.Преобрадженское

23-1

Родник Михайлов-

0. 1

Рай,исп. №

Х-Жирковский р-н

ский

от 25.11.77

д.Михайлово

25-1

Родник

0. 1

Рай,ис.№ 238

Ярцево

“Прозрачный”

от 20.08.81

ДРСУ-2

-2

Родник”Святец”

0. 1

---“----

Ярцевский р-н

п.Яковлево

ИТОГО: 34 объек.

2 600 га

Особо охраняемые природные территории и объекты

Смоленской области

Сводная таблица утверждённых ООПТиО

Таблица 2.1.2-3

п/п

Наименование

объекта

Пло-

шадь

(га)

О с н о в а н и е в ы д е л е н и я

Местоположение

объекта

Федерального

подчинения

Областного

подчинения

Районного

подчинения

1

2

3

4

5

6

7

Ботанические

=============

1. Памятники природы

3-1

Усадебный парк

50.0

Обл /исп.№

Гагаринский р-н

от 27.11.74

д.Васильево

-2

Усадебный парк

25.0

---“---

---“---

с.Пречистое

-3

Усадебный парк

10.0

---“---

---“---

,

д.Потапово

-4

Усадебный парк

100.0

Обл/исп.№ 748

---“---

от 26.12.75

д.Самуйлово

4-1

Березовая роща

20.0

Обл/исп.№ 573

Глинковский р-н

от 1.10.81

д.Розовка

6-1

Липовый парк

2.7

Обл,исп.№573

Дорогобужский р-

от 1.1.81

д.Бражино

8-1

Парк им. Глинки

19.4

Обл,исп.№748

Ельнинский р-н

от 26.12.75

с.Новоспасское

9-1

Липовый парк

1.8

Обл,исп.№573

Ершичский р-н

от 1.10.81

д.Корсики

12-1

Усадебный парк

10

Обл/исп.№ 748

Монастырщ. Р-н

от 26.12.75

д.Васильево

-2

Усадебный парк

15.0

---“---

---“---

д.Соболево

-3