Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические о выполнении домашней контрольной работы по дисциплине

 

             

Указания методические о выполнении домашней контрольной работы по дисциплине

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

ПЕТУХОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Методические указания

о выполнении домашней контрольной работы по дисциплине

Русский язык и культура речи

для студентов заочного отделения средних специальных учебных заведений негуманитарной направленности

Петухово, 2008

Рекомендовано редакционно-издательским советом ИПК и ПРО Курганской области.


Составила: Тимошенко Т.И., преподаватель русского языка, литературы и культуры речи Петуховского техникума МЭСХ.

Рецензент: Жолудева Н.И., преподаватель русского языка и литературы Петуховского техникума МЭСХ.

Данное пособие универсально: задания для домашней контрольной работы, справочник и подсказка в нужный момент.

Ответы на вопросы контрольной работы предполагают знание основных понятий культуры речи, учат навыкам бытового и делового общения, расширяют представление о русском языке, его возможностях, знакомят с особенностями звучащей речи, обучают правилам речевого этикета. Приводится орфоэпический словарь, варианты управления в русском языке и образцы деловых документов.

Для студентов средних специальных учебных заведений (заочная форма обучения).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………. 4

Содержание курса………………………………………………………….. 4

Домашняя ……………………………………………..5

Заключение…………………………………………………………………..18

Список литературы………………………………………………………….19

Приложение………………………………………………………………….20

ВВЕДЕНИЕ

Основное назначение дисциплины «Русский язык и культура речи» в средних специальных учебных заведениях состоит в формировании у студентов таких собственно языковых, коммуникативных и этических норм, владение которыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения, прежде всего – профессионального.

Курс заочного обучения предусматривает повторение и систематизацию на более высоком уровне знаний о русском языке, а также формирование функциональных знаний и умений, таких, которые, взятые в совокупности, обеспечивают правильное и целесообразное употребление русского языка­.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Система норм русского литературного языка.

Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Орфоэпия как учение о правилах

произношения. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности русского ударения. Функции словесного ударения.

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Омонимы, их типы и функции.

Синонимы, их типы и функции. Антонимы, их типы и функции.

Классификация словарного состава языка (с точки зрения его активного и пассивного запаса, происхождения слов).

Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.

Морфология как учение о частях речи. Морфологические нормы. Основные виды ошибок в формообразовании и употреблении имени существительного.

Ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий. Ошибки в образовании числительных и местоимений.

Ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий (личных, видовых, временных и залоговых форм).

Синтаксис как учение о словосочетании и предложении. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды.

ДОМАШНЯЯ

Каждый вариант контрольной работы состоит из двух теоретических вопросов и шести практических заданий. Первое и второе задания предполагают ознакомление с базовым учебником курса. Самостоятельность мысли вырабатывается и в процессе работы со словарями (3 и 4 задания). Важную роль играет 7 задание, целью которого является повторение основных правил орфографии и пунктуации. Для выполнения же 5, 6 и 8 заданий студент может воспользоваться приложениями данной брошюры.

ВАРИАНТ № 1

1. Опишите условия, необходимые для общения.

2. Дайте определение понятию "пароним". Напишите, какое из слов: "туристский" или "туристический" - сочетается со словами: ужин, проспект, путёвка, костюм, поход, снаряжение, справочник.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: аборигены, дилемма, иллюзорный, меценат, превалировать, сентиментальный, уникальный, урбанизация, хроника, эмансипация.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: ни аза в глаза, хоть волком вой, дать волю рукам, из ряда вон выходящий, большой вопрос. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: августовский; балованный; важны (мн. ч. от важный); газопровод; донельзя; занятой (человек); искра; костюмированный; менеджмент; ненависть; озлобленный; переключит; разведенный; сажень; таможня.

6. Определите, как произносится чн , как [чн] или [шн]: будничный, булочная, закусочная, игрушечный, порядочный, сливочный, яичница, яблочный, Ильинична, Никитична.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило русского языка.

8. Напишите заявление о приёме на работу.

ВАРИАНТ № 2

1. Напишите изречение народной мудрости об общении.

2. Дайте определение понятия "пароним". Напишите, какое из слов: туристский" или "туристический" - сочетаются со словами: бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: абстрактный, дефект, имитация, модернизировать, презент, скептик, утрировать, хунта, эмпирей.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: ахиллесова пята, возвращать к жизни, мышиная возня, откуда ни возьмись, строить воздушные замки. Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: автозаводский, баловать, валежник, гладильный, допеченный, занять, искристый, включит, красивее; местность, местностей; нефтепровод; окно, нет окон; плесневеть.

6. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа: инженер, бухгалтер, лифтёр, кондитер, доцент, редактор, конструктор, кондуктор, шофёр, ректор, лектор, инспектор, профессор.

7. Запишите известное Вам одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите заявление об увольнении с работы.

ВАРИАНТ № 3

1. Опишите невербальные (неречевые) средства общения.

2. Дайте определение понятия "диалектные слова". Выписать диалектные слова из первоначального текста "Поднятая целина" М. Шолохова:

а) Меня кубыть ветром сдуло.

б) Я отощал вовзят, не дойду.

в) Хозяин охаживал коня руками.

г) Побрякивая балабоном бежал жеребёнок.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значения следующих слов: абсурд, де-факто, импонировать, мотивировать, превентивный, цербер, сноб, фаворит, эмоция.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского" значение фразеологических оборотов: бабушка надвое сказала, буря в стакане воды, вожжа под хвост попала, волк в овечьей шкуре, до седых волос. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: агрономия; баржа; валовой; глубоки (мн. ч. от глубокий); доска; вин.п. – доску; мн. доски, нет досок; кремень; менеджмент; новорожденный; пломбированный; развитой (ребёнок); санитария; танцовщица.

6. Определите, как нужно произносить следующие слова: артерия [тэ или те], бактерия [те или тэ], брюнет [не или нэ], инертный [нэ или не], консервы [се или сэ], критерий [те или тэ], прогресс [ре или рэ], стратег [те или тэ], тема [те или тэ], шинель [не или нэ], бутерброд [тэ или те], дегазация [де или дэ], декан [де или дэ].

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.

ВАРИАНТ № 4

1. Какие формы национального языка существуют. Приведите примеры каждой из них.

2. Дайте толкование понятия «заимствованные слова». Замените выделенные слова близкими по значению.

а) Мой друг купил себе байк.

б) Для художника баксы не главное в жизни.

в) Юбиляру подарили модный кейс.

г) Если покупаешь импортную вещь, изучи лейбл.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: абстракция, деспот, инспирировать, неглиже, презентабельный, стоический, фамильярный, цитадель, эпистолярный, конгломерация.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: барашек в бумажке, внести свою лепту, как с гуся вода, травленый волк, воля ваша.

Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: адекватный, бедны (мн. ч. от беден); варишь; горнозаводский; заостренный; дремота; искрится; крепость, нет крепостей; металлургия, нормировать; побасенка; разминуться; сантиметр; теплится.

6. Определите, как нужно произносить следующие слова: демобилизация [де или дэ], интернационал [те или тэ], экземпляр [зе или зэ], штепсель [(те или тэ)], отель [те или тэ], стенд [те или тэ], кодекс [де или дэ], модель [де или дэ], каре [ре или рэ], демпинг [де или дэ], кашне [не или нэ], энергия [не или нэ], демарш [де или дэ].

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило русского языка.

8. Напишите объяснительную записку в связи с Вашим опозданием на работу.

ВАРИАНТ № 5

1. Высшая форма национального языка. Дайте определение, укажите особенности.

2. Дайте определение понятия "профессионализмы". Приведите примеры слов, предпочтительно употребляемых только людьми Вашей профессии.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: абсурд, депрессия, интенсивный, нивелировать, одиозный, презумпция, суррогат, фата-моргана, шансонье, эпицентр.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: баш на баш, влететь в копейку, короче воробьиного носа, глас вопиющего в пустыне, стреляный воробей. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: Алексий (церк.); безудержный; ваяние; госпитальный; дружны (мн. ч. от дружный); запершись; исповедание; местностей; кружащий; омоложенный; побеленный; разогнутый; свезенный; теплопровод.

6. Определите, как нужно произносить следующие слова: Морзе [зе или зэ[, кредо[ре или рэ], ректор [ре или рэ], рента [ре или рэ], газета [зе или зэ], музей [зе или зэ], серия [се или сэ], секция [се или сэ], нервы [не или нэ], деспот [де или дэ], демон [де или дэ], теория [те или тэ], факультет [те или тэ], катет [те или тэ].

7. Напишите одно пунктуационное и одно орфографическое правило.

8. Напишите заявление об увольнении с работы.

ВАРИАНТ №6

1. Формы литературного языка. Дайте их определение и характеристику.

2. Дайте определение понятия "жаргонизмы". Привести примеры этого явления (не менее 10).

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: авансцена, денди, катаклизм, нирвана, оптимизм, прелюдия, табу, феерический, шапито, эстет.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: как бельмо в глазу, вламываться в амбицию, белая ворона, своротить горы, воспрянуть духом. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: алкоголь; без умолку; вероисповедание; дурны (мн. ч. от дурен); гофрировать; заплесневелый; исподволь; новостей; кулинария; металлургия; опека; тефтели; свекла; разомкнутый.

6. Определите, в каких словах пишется буква (ё), а звучит звук [¢о]: крестница, крестник, крестный отец, крестная мать, крестный сын, крестная дочь, крестный ход, крестное знамение, крестная, крестный, перекресток, крестное подножие (относящееся к кресту ), перекресты ("место пересечения чего-н., или что-либо, имеющее форму креста").

7. Напишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите объяснительную записку в связи с неявкой на работу.

ВАРИАНТ №7

1. Книжная и разговорная речь. Дайте характеристику, укажите разницу.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы к слову "небольшой".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значения следующих слов: агрессия, деликатес, квинтэссенция, ортодоксальный, прецедент, тактика, феминизм, шарада, эстетика.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: молочные реки и кисельные берега, владеть собой, попадать впросак, до поры до времени, всё и вся. Составить с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: анатом; бензопровод; вертишь; гравированный; иссушенный; заржаветь; духовник; новы (мн. ч. от нов); кухонный; мизерный, оперится; повторишь, ракушка; сиг; нет сига; тигровый.

6. Запишите каждое слово в именительном падеже единственном числе: клавиши, рельсы, простыни, туфли, жирафы, ставни. Поставьте в родительный падеж множественного числа каждое слово: апельсины, мандарины, лимоны, помидоры, баклажаны, яблоки, носки, сапоги, чулки.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите докладную начальнику по любому, выбранному Вами поводу.

ВАРИАНТ № 8

1. Функциональные стили речи. Дать общую характеристику.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы к слову "большой".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: адюльтер, дебютант, компетенция, паблисити, рандеву, тандем, феномен, шезлонг, этика.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: бить по карману, ни под каким видом, вкушать плоды, вставать на дыбы, из ряда вон выходящий.

Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: аналог; бесхребетный; вертящий, гренадер, дымопровод; заселенный; истекший; нора, вин.п. нору; опломбировать; тирания; силос; раскупорить; подаришь.

6. Образуйте, где это возможно, параллельные существительные женского рода: ректор, спортсмен, бизнесмен, поэт, финансист, колдун, парламентёр, герой, воспитатель, архитектор, полицейский, послушник, монах, машинист (на поезде), певец, гражданин, педагог, лейтенант, всадник, майор, лётчик, писатель, академик, доцент.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правила.

8. Напишите автобиографию для поступления на работу.

ВАРИАНТ №9

1. Научный стиль речи. Дать характеристику.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подобрать синонимы к слову "простой".

3. Из "Словаря иностранных слов " выписать значение следующих слов: ажиотаж, дансинг, компрометировать, панегирик, раут, темп, фетиш, шокировать, этический, эфемерный.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бить челом, не видеть света белого, вставлять палки в колёса, вынь да положь, гладить против шерсти. Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: апартаменты; бинт, бинта; ветеринария; глубоки (мн. ч. от глубокий); истерия; засоленный (об овощах); ночь, в ночи; молодежь; ополоснутый; подбодрить; расщепленный; сирота, или сироты; толика; уведенный.

6. Образуйте словосочетания сданными предлогами. а) Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление, устав, закон, договор, соглашение, план). б) Вопреки (сомнение, предсказание, обещание, совет).

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите доверенность на получение заработной платы.

ВАРИАНТ № 10

1. Официально-деловой стиль речи. Дайте характеристику.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы к сочетанию «испытать страх».

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: аксессуар, гурман, комфортабельный, пассаж, реванш, тембр, фиаско, эгоизм, эффектный.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: биться как рыба об лёд, взад-вперёд, только меня и видели, высасывать кровь, глаза бы мои не глядели. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: апостроф; бледны (мн. ч. от бледный); вклинить; гриб, гриба; исчерпать; засоленный (о почве); оптовый; морковь; увезенный; топливный; скрепленный; револьвер; подзаголовок; факсимиле; хаос (стихия).

6. Образуйте словосочетание с данными предлогами: а) наперекор (судьба, враги, злые силы, расчёты, б) благодаря (забота, уход, случай, внимание, настойчивость, друзья, товарищ).

7. Напишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите расписку.

ВАРИАНТ № 11

1. Разговорно-обиходный стиль речи. Дайте характеристику.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подобрать синонимы, означающие "отдать за что-нибудь имеющиеся деньги или вообще какие-либо ценности".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: актуальный, гравюра, кондиция, пенаты, регламентировать, террор, фигурировать, эйфория, эффективный.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бог не обидел, вдоль и поперёк, встретимся на узкой дорожке, втирать очки, глаза разбегаются. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: асимметрия; близки (мн. ч. от близкий); во-первых; вор, вора; засоренный; мытарство; ортопедия; характерный; фарватер; тошнота; сложенный; ремень; подметенный; цемент; чардаш.

6. Поставьте в родительный падеж множественного числа следующие существительные: одеяльце, полотенце, блюдце, щупальца, ступня, клещи, западня, дрожжи, ноздря, будни.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Составьте акт о проверке чего-либо.

ВАРИАНТ № 12

1. Напишите, что понимается под точностью речи ?

2. Дайте определение понятия "синоним". Подобрать синонимы к слову "препятствие".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значения следующих слов: акцентировать, гёрлс, констатировать, перманентный, резюме, тиран, филантропия, экзерсис, юниор, апаш.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бог на душу положил, вгонять в краску, входить во вкус, делать большие глаза, в подмётки не годится. Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: атлас; блин; блина; внесенный; грозны (мн. ч. от грозный); засуха; мытарь; осведомить; рекрут; черпать; хирургия; феерия; углубить; тренировать; случай; реноме.

6. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа: директор, доктор, отпуск, сторож, доцент, редактор, конструктор, кондуктор, шофёр, лектор, ректор, инспектор, профессор.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное, знакомое Вам правило.

8. Напишите различные формы приветствия.

ВАРИАНТ № 13

1. Напишите, что понимается под понятностью речи?

2. Дайте определение понятия "синоним". Подобрать синонимы к слову "красный".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значения следующих слов: альтернатива, гарсон, конструктивный, периферия, репрессирован, тирада, фимиам, экзотика, юстиция, кондиция.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бог прибрал, вгонять в гроб, выбивать дурь из головы, сверкать глазами, в глубине души. Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: афера; блокированный; давнишний; единство; заточенный (карандаш); круты (мн. ч. от крутой); осведомлюсь; подогнутый; приобретенный, прирученный; счастливый, счастлив; тирания; уголь, род. угля; феномен.

6. Образуйте словосочетания с данными предлогами. Ввиду (опоздание поезда, неожиданные заморозки, плохая погода). Благодаря (удачная поездка, доброе отношение, уверенное поведение). Вследствие (природные катаклизмы, дождливая погода).

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите различные формы соболезнования.

ВАРИАНТ № 14

1. Напишите, что понимается под чистотой речи?

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы со значением "устремлять взгляд на кого-либо, что либо".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: амброзия, вульгарный, конфиденциальный, персона грата, ретироваться, толерантность, флирт, эксгумация, ягдташ.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бездонная бочка, вбивать осиновый кол в могилу, выжимать соки, калачом не выманишь, глас вопиющего в пустыне. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: блокировать; дать, дало; еретик; забеленный; заточенный (узник); крупны (мн. ч. от крупный); осведомленный; река, вин. реку; подростковый; приобретение; приведенный; сцепленный; танцовщица; угольный; фетиш.

6. Поставьте следующие глаголы в первое лицо будущего времени: оттереть, подтереть, выздороветь, опротиветь.

Поставьте следующие глаголы в первое лицо настоящего времени: хлестать, махать, пахать, плескать, полоскать.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите различные формы сочувствия, утешения.

ВАРИАНТ № 15

1. Напишите, что понимается под богатством и разнообразием речи ?

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы к слову "просишь".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значения слов: амбиция, бравурный, концентрировать, пиетет, саботаж, тотальный, фолиант, экспансия, абонент.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: брать в оборот, Варфоломеевская ночь, коломенская верста, вертеть вола, сражаться с ветряными мельницами. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: гусь, гуся; дефис; жалостный; заведенный; звонишь, мутны (мн. ч. от мутный); оседлый; поедом; приободрить; произведенный; сцепить; сцепишь; топливный; украинский; филантропия.

6. Напишите краткую форму следующих прилагательных: пустынный, современный, ценный, безвременный, безнравственный, необыкновенный, величественный, неприкосновенный, искусственный, несомненный.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Составьте протокол по любому, выбранному вами поводу.

ВАРИАНТ № 16

1. Напишите, какие явления в языке определяют его богатство?

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы со значением "ходить, двигаться".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение слов: амфитеатр, бравада, корифей, плебисцит, сакраментальный, триумф, формация, эксцентрик, менеджер, апелляция.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: брать на арапа, валяться в ногах, соломенный вдовец, лить как из ведра, испокон века. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: де-юре; ловить, ловящий; завезенный; избалованный; звонит; милы (мн. ч. от милый); осмысление; поимка; принудить; проклятый; ступень, род. мн. ступеней; тошнота; умерший; фольга.

6. Раскройте скобки, поставив слова внутри них в нужный падеж.

Писать о (погода) – описывать (погода). Наполнен (вода) – полон (вода). Вера в (победа) – уверенность в (победа). Отчитываться (проделанной работе) – делать отчёт (работа). Удивляться (неудача) - быть удивлённым (неудача).

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило, знакомое Вам.

8. Напишите различные формы обращения с просьбой.

ВАРИАНТ № 17

1. Напишите, что такое синонимы? Какую функцию они выполняют в речи ?

2. С какой целью используются в речи пословицы? Что означает пословица "Рыбак рыбака видит из далека".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: антагонизм, богема, кулуары, плюрализм, санкция, увертюра, форс-мажор, элегантный, апокалипсис, адажио.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: капли в рот не брать, конь не валялся, варить в собственном соку, соломенная вдова, и бровью не ведёт. Составить с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: диалог; житие; завидно; избаловать; откупорить; пористый; приноровленный; простыня; страстная неделя; страшны (мн. от страшный); тягостный; фреза; хаос (беспорядок); цемент.

6. Раскройте скобки, поставив слова в нужный падеж.

Хорошая рецензия (роман). Я поражаюсь (удача). Мне нужны доказательства его (вина). Солдат удостоен (орден). Солдат награждён (орден). Я недоволен (друг). Я разочаровался (друг). Я удивляюсь (удача). Я восхищаюсь (женщина). Хочу поделиться (радость).

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите различные формы комплимента.

ВАРИАНТ № 18

1. Напишите, в чём заключаются особенности словообразование в русском языке ?

2. С какой целью используются в речи пословицы ? Из словаря В. И. Даля выпишите не менее 10 пословиц.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: антураж, бестселлер, лояльный, полемизировать, сатрап, универсальный, фривольный, элементарный, меркантильность, аперитив.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бросать на ветер, валаамова ослица, с больной головы на здоровую валить, наше вам с кисточкой, лететь вверх тормашками. Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: диоптрия; завсегдатай; избранный; камбала; знамение (небесное); оцененный; тесны (мн. ч. от тесный); портфель; принесенный; процент; стенография; столяр; торт; торты; характерный; черпать; шасси.

6. Раскройте скобки, поставив слова в нужный падеж. Я постоянно удивляюсь (своё счастье). Тренер удивлён (поражение) спортсмена. Отец доволен (сын). Мать рада (сын). Мы дорожим (свобода). Мы ценим (свобода). Нужно начинать (работа). Давайте приступим (работа). Когда сына нет дома, я беспокоюсь (он). Я тревожусь (сын).

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Составьте акт на списание чего-либо.

ВАРИАНТ № 19

1. Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений.

2. Дайте определение понятия "пароним". Напишите, какое из слов: "туристский" или "туристический" - сочетается со словами: ужин, проспект, путёвка, костюм, поход, снаряжение, справочник.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: аншлаг, бельэтаж, манкировать, помпезный, сатисфакция, уникальный, фурия, элита, конвертируемость.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: бряцать оружием, с бухты барахты, чтоб неповадно было, для пущей важности, девятый вал. Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: дипломированный, задолго, изваяние, каталог, значимость, отчасти, посоленный, призывной, проясниться, станковый, статуя, унесенный, ходатайствовать; чисты (мн. от чистый), шевелишь.

6. Как нужно произносить следующие слова: острие или остриё, опека или опёка, щелка или щёлка, озлобленный или озлоблённый, обмененный или обменённый, никчемный или никчёмный, желчь или жёлчь, холеный или холёный, желоб или жёлоб, дареный или дарёный, бесхребетный или бесхребётный.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите резюме.

ВАРИАНТ № 20

1. Напишите, что такое речевая выразительность. Назовите основные средства речевой выразительности.

2. Дайте определение понятия "пароним". Напишите, какое из слов: "туристский" или "туристический" - сочетается со словами: бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: аргументировать, бедлам, ментор, постулат, сентенция, унитарный, хобби, эмбарго, санкция.

4. Выпишите из «Фразеологического словаря русского языка» значение фразеологических оборотов: не в обиду будь сказано, буря в стакане воды, как ни в чём не бывало, маковой росинки во рту не было, чтоб пусто было. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: диспансер; заем; изгнание; каучук; зола, выгребать золу; отдал; отдала; толсты (мн.ч. от толстый); поутру; призыв; псевдоним; сосредоточение; средство, мн. средства.

6. Поставьте следующие слова в родительный падеж: бусы, брызги, макароны, простыни, усадьбы, свадьбы, туфли, снадобья, плоскогубцы, вафли.

7.Напишите одно пунктуационное и одно орфографическое правило.

8.Составьте акт на приёмку чего-либо.

ВАРИАНТ №21

1. Дайте определение понятия "норма литературного языка". Назовите характерные особенности нормы литературного языка.

2. Дайте определение понятия "диалектные слова". Выпишите диалектные слова из первоначального текста "Поднятой целины" М. Шолохова, подберите к ним общеупотребительные синонимы.

а) Меня кубыть ветром сдуло.

б) Я отощал вовзят, не дойду.

в) Хозяин охаживал коня руками.

г) Побрякивая балабоном, бежал жеребёнок.

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: аборигены, дилемма, иллюзорный, меценат, превалировать, сентиментальный, уникальный, урбанизация, хроника, эмансипация.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: барашек, в бумажке, внести свою лепту, как с гуся вода, травленый волк, воля ваша. Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударения в словах: дистиллированный; зазвонишь; издавна; квартал; кладбище; лассо; мальчиковый; наговор; обезуметь; памятуя; приданое; путепровод; пьяны (мн. ч. от пьяный); ретироваться; силос.

6. Поставьте в единственное число следующие существительные: тапки, тапочки, рельсы, туфли. Поставьте в множественное число следующие существительные: редактор, кондуктор, инспектор, договор, выбор, окорок.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите приказ об увольнении с работы.

ВАРИАНТ № 22

1. Дайте определение каждому виду литературных норм.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подобрать синонимы со значением, "устремлять взгляд на кого-либо, что-либо".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: амброзия, вульгарный, конфиденциальный, персона грата, ретироваться, толерантность, флирт, эксгумация, ягдташ.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: бездонная бочка, вбить осиновый кол в могилу, выжимать соки, калачом не выманишь, глас вопиющего в пустыне. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: длинны (мн.ч. от длинный); зазвонит; изнеможенный; квашение; кладовая; лениться, он ленится; наголо (остричь); обеспечение; паралич; маневры; приговор; сирота, мн. сироты; создать, создавший; упрощенный.

6. Поставьте следующие глаголы в прошедшее время: иссякнуть, утихнуть, достигнуть, потухнуть, охрипнуть, замёрзнуть, выдохнуться, озябнуть, продрогнуть, сохнуть, киснуть, мокнуть, глохнуть, зачахнуть

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите приказ о приёме на работу.

ВАРИАНТ №23

1. Дайте характеристику акцентологическим нормам литературного языка.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы, означающие "отдать за что-нибудь имеющиеся деньги или вообще какие-либо ценности".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение следующих слов: актуальный, гравюра, кондиция, пенаты, регламентировать, террор, фигурировать, эйфория, эффектный.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: биться как рыба об лёд, взад-вперёд, только меня и видели, высасывать кровь, глаза бы мои не видели.

Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: добры (мн. ч. от добрый); заиндеветь; изобретение; кета; класть, клала; летаргия; манить, манишь; надолго; обесценить; партер; привезенный; скрепленный; созыв; усугубить.

6. Поставьте следующие глаголы в повелительное наклонение: высунуть, выставить, выправить, высыпать, почистить, портить, уведомить, лакомиться, закупорить, откупорить, класть, положить, лечь, выложить.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите объяснительную в связи с опозданием на работу.

ВАРИАНТ № 24

1. Дайте характеристику орфоэпическим нормам литературного языка.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы, означающие "отдать за что-нибудь имеющиеся деньги или вообще какие либо ценности".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значения следующих слов: инфляция, дансинг, гурман, дартс, вотум, кворум, ваххабиты, вегетарианство, брифинг, бонсай.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: бог не обидел, вдоль и поперёк, встретимся на узкой дорожке, втирать очки, глаза разбегаются. Составь с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: добыча; заискриться; изобретенный; кетовый; кожух; ломота; манящий; надоумить; обетованный; пасквиль; приведенный; скольких; созвонятся; утиль; утиля; шелковица.

6. Поставьте в родительный падеж следующие слова: башкиры, болгары, буряты, киргизы, казахи, узбеки, таджики, грузины, осетины, якуты.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите деловое письмо по любому, выбранному вами поводу.

ВАРИАНТ № 25

1. Дайте характеристику синтаксическим нормам литературного языка.

2. Дайте определение понятия "синоним". Подберите синонимы к слову "просишь".

3. Из "Словаря иностранных слов" выпишите значение слов: конфиденциальный, консерватор, лейтмотив, апелляция, аперитив, легализация, летальность, оптимальный, оппонент, молох.

4. Выпишите из "Фразеологического словаря русского языка" значение фразеологических оборотов: брать в оборот, Варфоломеевская ночь, коломенская верста, вертеть вола, сражаться с ветряными мельницами. Составьте с каждым из них предложение.

5. Расставьте ударение в словах: доведенный, заклинить, изредка, километр, коклюш, ломоть, маркетинг; наискось; облегчить; пепелище; прибыль, нет прибылей; скольким; созвонишься; широки, мн. ч. от широкий.

6. Проспрягай по лицам следующие глаголы: щипать, зажечь, хныкать.

7. Запишите одно орфографическое и одно пунктуационное правило.

8. Напишите приказ о награждении премией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенные задания для домашней контрольной работы охватывают основные темы курса «Русский язык и культура речи». Но основное их предназначение – заинтересовать студентов повышением уровня культуры речевого общения и в повседневной жизни, тем более что приложения данной брошюры дают такую возможность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басаков М.И. Приказ и деловое письмо (требования к оформлению и образцы документов согласно ГОСТ Р 6.30 – 2003): Практическое пособие // Серия «Справочники». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

2. Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

3. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004

4. Введенская Л.А. Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2003

5. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Логос, 2003

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: «Русский язык», 1978

7. Жуков А.В. Лексико-фразеологический словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «издательство АСТ», 2003

8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

9. Новый словарь иностранных слов. – Минск.: Современный литератор, 2005

10. Штудингер М.А. Словарь образцового русского ударения. – М.: Айрис-пресс, 2004

Приложение 1

Орфоэпический словарь.

Список сокращений.

1л. буд.вр. – 1 лицо будущего времени.

1л. наст.вр. – 1 лицо настоящего времени.

3л. – 3лицо.

Вин.п. – винительный падеж.

Дат.п. – дательный падеж.

Ед.ч. – единственное число.

Мн. – множественное число.

Пов. – повелительное наклонение.

Прош.вр. – прошедшее время.

Род.п. – родительный падеж.

Род.мн. – родительный падеж множественного числа.

Церк. – церковное.

А ΄вгустовский

Аге́нт

Агроно′мия

Алфави́т

Автозаво′дский

Адеква′тный

Алекси′й (церк.)

Алкого′ль

Ана́лог

Ана′том

Апартаме′нты

Апельси′ны, род.мн. -ов

Апостро′ф

Аристокра́тия

Арте′рия [тэ]

Ассиметри′я

Атла′с (ткань)

А′тлас (карты)

Афе′ра

Б аклажа′н, род.мн. -ов

Бакте′рия [те]

Балова′ть, балу′ешь

Бало′ванный

Ба′ржа и баржа′

Ба́рмен

Башки′ры, род. – башки′р

Бе′дный, бе′дны и бедны′

Безвре′менный, безвре′менен

Безнра́вственный, безнра′вствен

Безу′держный

Без у′молку

Бензопрово′д

Бесхребе′тный

Бинт, бинта′

Благодаря, предлог, употребляется с дат.п. (благодаря непогоде)

Блоки′ровать, блоки′-рованный

Бледный, бле′дны и бледны′

Бли′зкий, близки′ и бли′зки

Блин, блина′

Блю′дце, род.мн. – блю′дец

Болга′ры, род. – болга′р

Бры′зги, род. - брызг

Брюне′т [не]

Бу′дни, род.мн. – бу′дней

Бу′дничный [чн] Бу′лочная [шн]

Буря′ты, род. – буря′т

Бу′сы, род.п. бус

Бутербро′д [тэ]

Бухга′лтер, мн. -ы

В а′жный, важны′ и ва′жны

Вале′жник

Валово′й

Вало′м

Вари′ть, ва′ришь

Ва′фля, род.мн. – ва′фель

Вая′ние

Ввиду′, предлог, употребляется с род.п. (ввиду непогоды)

Вели′чественный, вели′чествен

Вероиспове′дание

Верте′ть, вертишь, вер-тя′щий

Ветерина′рия

Вклини′ть

Включи′ть, включи′т

Внести, внесённый

Во-пе′рвых

Вопре′ки, предлог, употребляется с дат.п. (вопреки непогоде)

Вор, во′ра

Всле′дствие, предлог, употр. с род.пад. (вследствие непогоды)

Вы′бор, мн. -ы

Вы′дохнуться, прош.вр. – вы′дохся

Вы′здороветь, 1л. буд.вр. – вы′здоровею

Вы′ложить, пов. – вы′ложи

Вы′править, пов. – вы′правь

Вы′ставить, пов. - вы′ставь

Вы′сунуть, пов. -

вы′сунь

Вы′сыпать, пов. - вы′сыпь

Г азирова′ть

Газе′та [зе]

Газопрово′д

Ге′незис

Геро′й

Герои′ня

Глади′льный

Гли′ссер

Гло′хнуть, прош.вр. - глох

Глубо′кий, глубоки′ и глубо′ки

Горнозаво′дский

Госпита′льный

Гофрирова′ть, гофриро́ванный

Гравирова′ть, гра-виро′ванный

Граждани′н

Гражда′нка

Гренадёр

Гриб, гриба′

Грозный, гро′зны и грозны′

Грузи′ны, род. - грузи′н

Гусь, гу′ся

Ге′рбовый

Д ать, да′ло и дало′

Давни′шний

Дари′ть, дарёный

дея′ние

Дегаза′ция [де и дэ]

Дека′н [де]

Дема′рш [дэ]

Демобилиза′ция [де]

Де′мон [де]

Де′мпинг [дэ]

Де′спот [де]

Дети-сиро′ты

Дефи′с

Де-ю′ре

Диало′г

Диоптри′я

Дипломи′рованный

Дире′ктор, мн. -а

Диспансе′р

Дистиллиро′ванный

Доведённый

Догово′р, мн. -ы

До′ктор, мн. -а

Докуме′нты

До′брый, до′бры и добры′

Добы′ча

Догола′

Доне′льзя

Доска′, вин.п. до′ску, мн.до′ски, нет досо′к

Дости′гнуть, прош.вр. – дости′г

Доцент, мн. -ы

Дремо′та

Дро′жжи, род.мн. – дрожже′й

Дру′жный, дру′жны и дружны′

Дурно′й, ду′рны и дурны′

Духовни′к

Дымопрово′д

Ерети′к

Еди′нство

Ж алюзи′

Же′лоб

Жёлчь

Жира′ф

Житие′

З ави′дно

Забели′ть, забелённый

Завезти′, завезённый

Завести′, заведённый

Завсегда′тай

Задо′лго

Заём

Заже′чь, зажгу′, Зажжём, зажжёшь, зажжёте, зажжёт, зажгу′т

Заи′ндеветь

Заискри′ться и заи′скриться

Закли′нить и заклини′ть

Заку́порить, пов. - заку′порь

Заку′сочная [чн]

Замёрзнуть, прош.вр. – за-мёрз

Занято′й (человек)

Заострённый

Западня́, род.мн. – западне′й

Заперши′сь

Запе′чь, запечённый

Запле′сневелый

Запорошённый

Заржа′ве′ть

Засели′ть, заселённый

Засо′ленный (огурец)

Засолённая (о почве)

Засори′ть, засорённый

За′суха

Зато′ченный (узник)

Заточённый (карандаш)

Зача′хнуть, прош.вр. – зача′х

Звони′ть, 3л. - звони′т

Зло′ба

Зна′мение (небесное)

Зна′чимость

Зола′, вин.п. золу′

Зубча′тый

И гру′шечный [чн]

Избалова′ть, избало′ванный

Избра′ть, и′збранный

Извая′ние

Изгна′ние

И′здавна

Изнеможённый

И′зредка

Изобрете′ние

Изобретённый

Ильи′нична[шн]

Ине′ртный [нэ]

Инжене′р, мн. -ы

Инспе′ктор,

мн. -ы и -а

Инструме′нт

Интернациона′л [тэ]

И′скра

И′скристый и искри′стый

Искри′ться и и′скриться

Иску′сственный, иску′сствен

Иссуши′ть, иссу′шенный

Исся′кнуть, прош.вр. – исся′к

Исте′кший

Истери′я

Испове′дание

И′сподволь

Исче′рпать

Изо΄гнутый

И́конопись

К а′мбала

Каза′хи, род. - каза′хов

Каре′ [рэ]

Ка́шлянуть

Катало′г

Ка′тет [те]

Каучу′к

Кашне′ [нэ]

Кварта′л

Ква′шение

Ке′та, ке′товый

Киломе′тр

Кирги′зы, кирги′зов

Ки′снуть, прош.вр. - кис

Кла′виша

Класть, кла′ла

Кла′дбище

Кладова′я

Класть, пов. – клади′

Кле′щи, род.мн. - клеще′й

Ко′декс [дэ]

Конди′тер, мн. -ы

Конду′ктор,

мн. - -ы и -а

Консе′рвы [се]

Констру′ктор, мн. -ы

Кожу′х

Коклю′ш

Колду′н

Колду′нья

Костюмиро́ванный

Краси′вее

Кре′до[ре и рэ]

Креме′нь

Крени́ться

Крепи́тся

Кре′пость, род.мн.- крепосте′й

Кре′стник

Кре′стница

Крестное подножие (относящееся к кресту)

Крестный: крестный ход, крестное знамение

Крёстный: крёстный отец, крёстная мать, крёстный сын, крёстная дочь

Кружа′щий

Кру′пный, кру′пны и крупны′

Круто′й, кру′ты и круты′

Кулина′рия

Ку′хонный

Л а′зер

Лассо′

Лавро′вый лист

Лавро′вый венок

Ла′комиться, пов. - ла′-комься

Ле′ктор, мн. -ы

Лени′ться, он ле′нится

Летарги′я

Лечь, пов. - ляг

Лимо′н, род.мн. -ов

Лифтёр, мн. –ы

Лови′ть, ловя′щий

Ломо′та

Ломо′ть

М астерски́

Макаро′ны, род.мн. – макаро′н

Мальчико′вый

Ма′ркетинг

Мандарины, род.мн. -ов

Мани′ть, ма′нишь

Манёвры

Маня′щий

Маха′ть, 1л.наст.вр. – машу′

Медикаме′нт

Ме′льком

Ме′неджмент

Ме′стность, ме′стностей

Металлу′ргия и металлурги′я

Мизе′рный

Молодёжь

Мо′рзе [зэ]

Музе′й [зе]

Мусоропрово′д

Моде′ль [дэ]

Морко′вь

Мозаи́́чный

Мо′кнуть, прош.вр. – мок

Мона′х

Мона′хиня

Му′тный, му′тны и мутны′

Мы′тарь, мыта′рство

Н ао′тмашь

Нагово′р

На′голо и наголо′

Надо′лго

Надоу′мить

На′искось

Наме′рение

На до′ску

Наперекор, предлог, употребляется с дат.п. (наперекор непогоде)

Некроло′г

Недоговорённость

Необыкнове′нный, необык-нове′нен

Не′нависть

Неприкоснове′нный, неприкоснове′нен

Не′рвы [не]

Нефтепрово′д

Ники′тична [шн]

Никчёмный

Ново′сть, новосте′й

Новорождённый

Но′вый, но′вы и новы′

Ноздря′, род.мн. – ноздре′й

Нора′, вин.п. нору′

Нормирова′ть

Носки′, род.мн. - носко′в

Ночь, в ночи′

О зло′бленный

Отку′порить, пов. – отку′порь

Обезу′меть

Обеспе′чение

Обесце′нить

О′трочество

Отча′сти

Облегчи′ть

Обмени′ть, обменённый

Обетова′нный

Одея′льце, род.мн. – оде-я′лец

Одолжи′ть

Озло′бить, озло′бленный

Озя′бнуть, прош.вр. – озя′б

Окно′, род.мн. - око′н

О′корок, мн. -а

Омоложённый

Опе′ка

Опери′ться

Опломбирова′ть

Опроти′веть, 1л.буд.вр. – опроти′вею

Опто′вый

Ортопе′дия

Ополо′снутый

Осе′длый

Осве′домить(ся), осведомлённый

Осети′ны, род. - осети′н

Осмысле′ние

Остриё

Осуждённый

Оте′ль [тэ]

О′тпуск, мн. -а

Оттере′ть, 1 л. буд.вр.- ототру′

Охри′пнуть, прош.вр. – охри′п

Оцени′ть, оценённый

П арте′р Па′мятуя

Парали′ч

Па′сквиль

Паха′ть, 1л.наст.вр. – пашу′

Певе′ц

Певи′ца

Пепели′ще

Переключи′ть, переключи′т

Перекрёсток

Перекрёсты («место пересечения чего-н., или что-л., имеющее форму креста»)

Побасёнка

Плеска′ть, 1л.наст.вр. – пле-щу′

Пле′сневеть

Пломбирова′ть , пломбиро′ванный

Плоскогу′бцы, род.мн. – плоскогу′бцев

Побасёнка

Побели′ть, побелённый

Повтори′ть, повтори′шь

Подари′ть, пода′ришь

Подбодри′ть

Подзаголо′вок

Подмести′, подметённый

Подро′стковый

Подтере′ть, 1л.буд.вр. – подотру′

Поедо′м (ест)

Пои′мка

Положи′ть, пов. - положи′

Полоска′ть, 1л.наст.вр. – полощу′

Полоте′нце, род.мн. – по-лоте′нец

Помидо′р, род.мн. -ов

По′ристый

По′ртить, пов. – по′рти и порть

Портфе′ль

Поря′дочный [ чн и шн]

Посоли′ть, посо′ленный

Поту′хнуть, прош.вр. – поту′х

Поутру′

Почи′стить, пов. – почи′сти и почи′сть

Поэ′т

Поэте′сса

Предложи′ть, предложи′л, предложу′, предло′женный

Премирова′ть

При′быль, нет при′былей

Приведённый

Привезённый

Пригово′р

Прида′ное

Призы′в, призывно′й

Принести′, принесённый

Принорови′ть, приноро′вленный и приноровлённый

Прину′дить, прину′жу

Приободри′ть

Приобрести′, приобретённый

Приобрете′ние

Приручи′ть, приручённый

Прогре′сс [ре]

Продро′гнуть, прош.вр. – продро′г

Прозорли′вый

Произвести′, произведённый

Про′клятый (от проклясть)

Прокля′тый (ненавистный)

Простыня′, род.мн. - про′стынь

Профе′ссор, мн. -а

Проце′нт, проце′нты

Проя′сниться (очиститься от туч)

Проясни′ться (стать ясным, отчётливым)

Псевдони′м

Пусты′нный, пусты′нен

Путепрово′д

Пья′ный, пья′ны и пьяны′

Р азвито′й (ребёнок)

Разо′гнутый

Разо′мкнутый

Раску′порить

Размину′ться

Расщепи′ть, расщеплённый

Раку′шка

Реве′нь

Револьве′р

Реда′ктор, мн. –а и -ы

Река′, вин.п. ре′ку и реку′

Ре′крут

Ре′ктор, мн. –ы, [ре]

Рельс

Реме′нь

Реноме′

Ре′нта [ре]

Ретирова′ться

С а′жень и саже′нь

Санитари′я

Сантиме′тр

Сапоги, род.мн. – сапог

Сва′дьба, род.мн. - сва′деб

Свёкла

Свезти′, Свезённый

Се′кция [се]

Се′рия [се]

Сиг, нет сига′

Сирота′, сиро′ты

Си′лос

Ско′лько

Ско′льких

Ско′льким

Скрепи′ть, скреплённый

Сли′вовый

Сли′вочный [чн]

Сложи′ть, сло′женный

Слу′чай

Сна′добье, род.мн. - сна′добий

Совреме′нный, совреме′нен

Согла′сно, предлог, употребляется с дат.п. (согласно расписанию)

Созда′ть, созда′вший

Созы′в

Сосредо′точение

Со′хнуть, прош.вр. – сох

Сре′дство, мн.ч. - сре′дства

Ста′вни, ста′вень (м.) и ста′вня (ж.)

Станко′вый

Ста′туя

Стенд [тэ]

Стеногра′фия

Столя′р

Сто′рож, мн. -а

Страстна′я неделя

Страте′г [те]

Стра′шный, Страшны′ и стра′шны

Ступе′нь, ступе′ней (у лестницы)

Ступе′нь, ступене′й (раз-вития)

Ступня′, род.мн. – ступне′й

Сцепи′ть, сце′пишь,

сце′пленный

Счастли′вый, сча′стлив

Т анцо′вщица

Таджи′ки, род. - таджи′ков

Тамо′жня

Та′пки, ед.ч. Та′пок

Та′почки, ед.ч. та′почек

Те′ма [те]

Тео′рия [те]

Те′плится

Теплопрово′д

Те′сный, те′сны и тесны′

Те′фтели и тефте′ли

Тигро′вый

Тирани′я

Толи′ка

То′пливный

Тортоле′тки

Торт, то′рты

Тошнота′

Тренирова′ть

Ту′фля, ту′фли, род.мн. - ту′фель

Тя′гостный

У везти, увезённый

Уве′домить, пов. – уве′домь

Увести, уведённый

У′голь, нет угля′

Углуби′ть

У′гольный (от уголь)

Уго′льный (от угол)

Узбе′ки, род. – узбе′ков

Украи′нец, украи′нский Уме′рший

Унести′, унесённый

Упрости′ть, упрощённый

Уса′дьба, род.

мн. –уса′деб

Усугуби′ть

Ути′ль, ути′ля

Ути′хнуть, прош.вр. - ути′х

Ф акси′миле

Факульте′т [те]

Фарва′тер

Фее′рия

Фено′мен

Фети′ш

Филантро′пия

Фольга′

Фреза′

Х ара′ктерный (упрямый) Характе′рный (свойственный чему-либо)

Ха′ос и хао′с (беспорядок)

Ха′ос (в греческой мифологии)

Хирурги′я

Хлеста′ть, 1л.наст.вр. – хле-щу′

Хны′кать, хны′чу, хны′чем, хны′чешь, хны′чете, хны′чет, хны′чут

Хозя′ева

Хо′леный

Хода′тайствовать

Ц еме′нт

Це′нный, це′нен

Цепо′чка

Ч е′рпать

Ча′рдаш и чарда′ш

Чи′стый, чи′сты и чисты′

Чулки′, род.мн. – чуло′к

Ш асси′

Шелкови′ца

Шевели′ть, Шевели′шь

Шине′ль [не]

Широ′кий, широки′ и широ′ки

Шофёр, мн. –ы

Ште′псель [тэ]

Щ аве′ль

Щёлка

Щипа′ть, щиплю′, Щи′плем, Щи′плешь, Щи′плете, Щи′плет, Щи′плют

Щу′пальца, род.мн. - щу′палец

Э кипирова́ться

Экземпля′р [зэ]

Экспе′рт

Экспе΄ртный

Экзальтиро́ван-ный

Эне′ргия [нэ]

Я ′блоко, род.мн. - яблок

Я′блочный [чн]

Яи′чница [шн]

Яку′ты, род. - яку′тов

В прошедшем времени глагола и в причастиях прошедшего времени ударения расставляются следующим образом:

на′чал, на′чали, но начала′

по′нял, по′няли, но поняла′

о′тдал, о′тдали, но отдала′

при′нявший

при′нят, при′няты, но принята′

на′чат, на′чато, но начата′

про′дан, про′дано, но продана′

искл.: добы′л и добыла′, прибы′л и прибыла́′, присла′л и присла′ла, клал и кла′ла

поня′в

Приложение 2

Управление в русском языке

Наполнен (чем?) водой – полон (чего?) воды.

Писать (о чём?) о погоде – описывать (что?) погоду.

Заплатить (за что?) за воду – оплатить (что?) счёт.

Вера (во что?) в победу – уверенность (в чём?) в победе.

Быть участником (чего?) соревнований – участвовать (в чём?) в соревнованиях.

Думать (о чем?) об отмщении – задумать (что?) отмщение.

Отчитываться (в чём?) в проделанной работе – делать отчёт (о чём?) о работе.

Удивляться (чему?) неудаче - быть удивлённым (чем?) неудачей.

Порицать (за что?) за неуспеваемость.

Опираться (на кого? что?) друзей – упираться (во что?) в финансы.

Беспокоиться (о чём? о ком?) о сыне – тревожиться (за кого?) за сына.

Доволен ﴾чем? кем?﴿ тобой – рад ﴾кому? чему?﴿ тебе.

Дорожить ﴾кем? чем?﴿ свободой – ценить ﴾кого? что?﴿ свободу.

Начать ﴾что?﴿ работу – приступить ﴾к чему?﴿ к работе.

Поделиться ﴾чем?﴿ радостью – рассказать ﴾о чём?﴿ о судьбе.

Предостеречь ﴾от чего?﴿ от неудачи – предупредить ﴾о чём?﴿ о неудаче.

Удивляться ﴾чему?﴿ событиям – восхищаться ﴾кем? чем?﴿ женщиной.

Разочароваться ﴾в ком? чём?﴿ в друге – быть недовольным ﴾кем? чем?﴿ другом.

Коснуться ﴾чего?﴿ вопроса – говорить ﴾о чём?﴿ о счастье.

Награждена ﴾чем?﴿ орденом – удостоена ﴾чего?﴿ ордена.

Доказательство ﴾чего?﴿ правоты.

Поражаться (чему?) удаче.

Рецензия (на что?) на роман.

Приложение 3

Примерное выполнение задания №4

Маковой росинки во рту не было – совсем ничего не ел.

Ноги меня не несут. Трое суток маковой росинки во рту не было, и теперь кусок чёрствого хлеба показался ей лакомством. (В, Быков. Знак беды.)

Приложение 4

Официально-деловой стиль

Толковый словарь.

Автобиография – документ, содержащий социально значимые сведения из жизни автора.

Акт – документ, содержащий запись о каком-либо юридическом факте.

Биография – документ, содержащий общественно важные сведения из чьей-либо жизни.

Деловое письмо – документ, используемый для передачи информации на расстояние, служащий средством общения между учреждениями, а также между учреждениями и частными лицами.

Доверенность – документ, дающий кому-либо право действовать от имени лица, выдавшего документ.

Докладная записка – документ, адресованный руководителю учреждения, информирующий об имеющем место явлении, факте, событии, о сложившейся ситуации, о выполненной работе.

Заявление – документ, содержащий просьбу о чём-либо.

Объяснительная записка – документ, поясняющий содержание отдельных предложений основного документа или объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка.

Постановление – 1.Правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач; 2. Документ, отражающий официальное распоряжение результаты деятельности коллегиальных органов.

Приказ – документ, отражающий официальное распоряжение органов власти, руководителя учреждения.

Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения и принятия решений на собраниях, заседаниях коллегиальных органов.

Резюме – сжатая, краткая информация о себе, составленная претендентом на вакантное место.

Справка – документ, содержащий краткие сведения, данные о ком-, чём-либо.

Приложение 5

Образцы деловых документов

Доверенность.

Доверенность.

Я, Иванов Иван Иванович, проживающий в городе Петухово по улице Красной, дом 30, квартира 2, доверяю Петрову Фёдору Васильевичу, проживающему по улице Карла Либкнехта, дом 2, паспорт серия__ №___, кем и когда выдан, получить причитающуюся мне заработную плату за декабрь месяц 2007 года.

29.11.07 подпись

Подпись Иванова И.И. удостоверяется

Делопроизводитель ПТМЭСХ

Дата печать подпись

Расписка.

Расписка.

Я, Фёдорова Анна Ивановна, получила от Фёдорова Виталия Викторовича 23 тысячи рублей как погашение долга.

Число подпись

Докладная записка.

Директору ООО «ДИВ» Иванову В.А. бригадира монтажников Петрова Г.В.

докладная записка.

Сегодня, 20.11.07, Сидоров П.П., слесарь 2 разряда, не вышел на работу. Прошу принять меры.

число подпись.

Объяснительная записка.

Директору ООО «ДИВ» Иванову В.А.

слесаря 2 разряда

Сидорова П.П.

объяснительная записка.

Я, Сидоров П.П., не явился на работу в связи с тем, что был болен. Справка из больницы прилагается.

число подпись.

Заявление.

Директору ФГОУ СПО «ПТМЭСХ»

Арзину И.В.

студента 3курса группы Б

Мыльникова В.А.

заявление.

Прошу предоставить мне академический отпуск на 2007-2008 учебный год в связи с переездом на новое место жительства.

число подпись

Акт (макет оформления).

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

АКТ

Утверждаю (при необходимости)

должность, (подпись) И.О.Фамилия

дата

00.00.0000 №00

место издания

Краткое содержание события или факта,

сформулированное отглагольным

существительным в именительном падеже

Распорядительный, нормативный документ или устное высказывание, послужившее основанием для составления акта


Основание:

Составлен комиссией:

Председатель: Наименование должности, И.О.Фамилия

Члены комиссии: Наименование должности, И.О.Фамилии

Наименование должности, И.О.Фамилии лиц, присутствовавших при составлении акта (располагаются в алфавитном порядке)

Присутствовали:

Текст констатирующей части акта; описание проведённой работы, фиксация установленных актов; могут содержаться выводы и заключения комиссии, конкретные предложения. Констатирующая часть может быть разделена на пункты, оформлена таблицей. Количество экземпляров акта определяется числом заинтересованных лиц или нормативными документами, регламентирующими составление акта.

Составлен в __ экземплярах:

1-й__ кому (куда);

2-й__ кому (куда) и т.д.

Председатель (подпись) И.О.Фамилия

Члены комиссии (подпись) И.О.Фамилия

(подпись) И.О.Фамилия

Присутствовали (подписи) И.О.Фамилия

В дело 00-00 (подпись), дата

Акт (пример оформления).

АОЗТ «ХРОНОМЕТР»

Утверждаю

Директор завода

(подпись) Авралов А.А

АКТ

25.01.2004 №81/501-3

Москва

О вскрытии посылки

Основание: приказ директора завода от 24.01.2004 №13

Составлен комиссией в составе:

Председатель: начальник отдела снабжения В.А.Мешков

Члены комиссии: 1.Инженер завода В.Н.Павлов

2.Зав.складом завода М.М.Малкина

24.01.2004г. в адрес завода прибыла посылка с завода-поставщика. При вскрытии ящика не оказалось корпусов для часов марки «Ракета», 12 (двенадцати) штук, числящихся по накладной №187522 от 10.01.04.

Комиссия пришла к выводу: потребовать от завода-поставщика досылки недостающего числа корпусов для марки «Ракета».

Составлен в 3-х экземплярах:

1-й экз. – заводу-поставщику;

2-й экз. – заводу №1;

3-й экз. – в дело.

Председатель комиссии (подпись) В.А.Мешков

Члены комиссии (подпись) В.Н.Павлов

(подпись) М.М.Малкина

Приказ.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «НОРД»

20.04.2004 №11

г. Воронеж


ПРИКАЗ

о приёме работника на работу

Принять на работу с 21.04.2004

Иванова Ивана Ивановича

на должность водителя автобуса, разряд 9, категория А, В,С, D

c тарифной ставкой 5 000 рублей 00 копеек

надбавкой 2 000 рублей 00 копеек

с испытательным сроком 2 месяца.

Основание:

Трудовой договор от «10» марта 2003 года №3.

Генеральный директор подпись Лысенко И.В.

С приказом

работник ознакомлен подпись «20» апреля 2004г.

Решение.

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

РЕШЕНИЕ

06.04.2003 №13

Санкт-Петербург

О подготовке к выставке

технических достижений

В июле 2004 года в Санкт-Петербурге будет проводиться выставка технических достижений новых технологий. Проанализировав работу предприятий по этим вопросам, Совет считает, что наши предприятия могут и должны принять участие в данной выставке, показать свои разработки и познакомиться с работой других предприятий в этом направлении.

Исходя из вышеизложенного, Совет директоров

РЕШИЛ:

1. Генерального директора завода «Электросила» О.А.Кабанова назначить ответственным представителем на выставке.

2. Издательству «Прогресс» разработать и изготовить печатный материал о представленных достижениях к 03.05.2004 г.

3.Ответственному секретарю Совета подготовить заявку для участия в выставке.

4. Бухгалтериям предприятий – участникам выставки – произвести оплату участия и выставочных павильонов до 15.05.2004г.

5. Контроль за исполнением решения возложить на зам.директора завода «Феникс» И.Ю.Лижнякова.

Председатель Совета подпись А.А.Кривенко

Секретарь подпись И.М.Савченко

Протокол.

Протокол

№23 21.12.07.

заседания цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин ФГОУ СПО «ПТМЭСХ».

Председатель Запина Л.В.

Секретарь Кочкина В.И.

Присутствовало 11 преподавателей.

Отсутствовала Сидоркина А.В. по болезни.

Повестка дня:

О награждении денежной премией преподавателей цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин по итогам 1 семестра.

Слушали

председателя комиссии Запину Л.В., которая предложила на награждение две кандидатуры: Воронину П.П., преподавателя русского языка, литературы и культуры речи, и Здорнова Г.В., преподавателя химии, биологии и экологии, обосновав это предложение тем, что студенты названных выше преподавателей занимали призовые места на научных конференциях областного масштаба.

Предложение Запиной Л.В. было поддержано членами комиссии.

Решили

наградить Воронину П.П., преподавателя русского языка, литературы и культуры речи, и Здорнова Г.В., преподавателя химии, биологии и экологии, денежной премией по итогам 1 семестра.

Председатель подпись Запина Л.В.

Секретарь подпись Кочкина В.И.

Резюме.

Резюме.

21.12.2007.

Зибарев Василий Иванович.

Адрес: Курганская область, город Петухово, улица Пограничников, дом 23.

Телефон: 2-11-33.

Дата и место рождения: 10.12.1968. Город Петухово.

Гражданство: Российская Федерация (Казахстан и др.).

Семейное положение: женат, двое детей.

Образование: высшее. КГПИ. Окончил в 1989 году.

Опыт работы: с 2000 по 2007 – средняя школа №1 города Петухово, учитель истории и обществознания;

с 1989 по 2000 – средняя школа №3 города Петухово, учитель истории и обществознания.

Дополнительные сведения: владею - английским языком в совершенстве, -компьютером на уровне начинающего пользователя.

Черты характера: терпелив, вынослив, честен.

подпись Зибарев В.И.

Деловое письмо.

Письмо-запрос.

Город Курган, улица Ленина, дом 35,

ГУНО, отдел по молодёжной политике,

Козловой Ю.А.

№23 число

Просим срочно сообщить сроки проведения итоговых мероприятий конкурса молодёжных печатных изданий «Прорыв года».

Редактор газеты «БЭМ» Иванова М.И.

Письмо-сообщение.

Город Петухово, улица К. Маркса, 2,

представительство КГСХА,

Иванов А.М.

директору «ПТМЭСХ»

Петрову П.В.

Уважаемый Пётр Витальевич!

Сообщаем Вам, что оплата за аренду помещения была произведена в срок. Для подтверждения направляем Вам копию платёжного поручения №72 от 3.12.07.

Мы рассчитываем на продолжение сотрудничества и в последующее время.

С уважением Иванов А.М.

Приложение 6

Критерии оценки домашней контрольной работы

Контрольная работа, признанная рецензентом удовлетворительной, оценивается словом «зачтено». Работа может быть признана неудовлетворительной в следующих случаях:

• выполнена небрежно, неразборчивым почерком, а также не по заданному варианту;

• студент обнаруживает незнание большей части предложенных заданий (более 50%) , допускает ошибки в формулировке определений и правил,
искажающие их смысл в большей части работы (более 75%) материал
изложен неполно, или допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, или суждения недостаточно глубоко и доказательно
обоснованы, или не приведены примеры.

Работа, выполненная на недостаточном уровне, возвращается студенту с подробной рецензией для дальнейшей работы над учебным материалом.

Подписано к печати

Бум.к.-журн.формат 60×90 1/24 Усл.п.л.2,3

Тираж Заказ

Отпечатано на дупликаторе ИПК и ПРО Курганской области

640000, Курган, Пичугина, 38