Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические и контрольные задания для студентов заочников по специальности 260502 «Технология продукции общественного питания» Тюмень, 2007

 

             

Указания методические и контрольные задания для студентов заочников по специальности 260502 «Технология продукции общественного питания» Тюмень, 2007

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Технологический колледж

Дисциплина «Русский язык и культура речи»

Методические указания и контрольные задания для студентов - заочников по специальности 260502 «Технология продукции общественного питания»

Тюмень, 2007


Рекомендовано предметной (цикловой) комиссией гуманитарных дисциплин. Протокол № 1 от 11.09.07

Рассмотрено на заседании методического совета Технологического колледжа Протокол № 1 от 13.09.07

Сурикова Н.В. Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 260502 "Технология продукции общественного питания11 для дисциплины "Русский язык и культура речи 2007

Рецензенты;

Толстоухова Т.М., заместитель директора по научно-методической работе

Технологический колледж ТюмГНГУ, 2007

1 Введение

Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает со­вершенствование и повторение основных разделов русского языка.

Основные чадами курса:

совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к рус­ской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского ли­тературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями; совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней и их функцио­нирования в речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

В процессе обучения па основе данной программы студенты должны осознать разли­чие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения по­нятий, мыслей и средства общения между людьми , углубить знания о стилистическом рас­слоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского ли­тературного языка.

В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики, морфологии и синтаксиса студенты обогащают свои знания о соответствующих единицах языка - фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтакси­ческих - и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами русского языка, выяв­ляют орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в тек­стах и в своей речи.

Особую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, само­стоятельное построение ими различных видов текстов. Основной задачей этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.

Работа над языковыми стилями предполагает более основательное ознакомление сту­дентов с особенностями научного, публицистического, официально-делового стилей речи. Для данного вида работы привлекаются в качестве дидактического материала тексты, профессио­нально значимые для студентов различных специальностей.

Повторяя лексику, морфемику, морфологию студенты обращаются к профессиональной лексике, к терминам. Повторяя синтаксис - обращаются к типичным для различных профес­сий словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наибо­лее типичным для текстов по перечисленным специальностям.

Орфографические и пунктуационные умения и навыки совершенствуются в процессе работы над текстами, стилями речи, речевыми жанрами. Только на некоторые орфографиче­ские и пунктуационные трудности обращается отдельное внимание, а именно: употребление и правописание слов специальной лексики, пунктуационное оформление официальных докумен­тов и деловых бумаг.

Программа состоит из «Введения» и пяти разделов «Русский язык и культура речи», «

Литературный язык и языковая норма», «Система языка и её характеристика» «Текст как речевое
произведение .Стилистика.» «Этический аспект культуры речи».

Основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов рус­ского языка, выполнением практических работ но применению лингвистических знаний к ре-


4

чевой деятельности, к культуре речи, к обогащению речи студентов изобразительно-выразительными средствами, к повышению их грамотности.

На данную дисциплину по учебному плану отводится 57 часа, из них аудиторных часов- 18 ча­сов, в том числе на практические занятия - 3 часа, остальные часы - на самостоятельную работу. В результате изучения тем учебной дисциплины студенты должны: знать:

основные единицы языка и речи, различие между устной и письменной речью

■литературный язык и его разновидности

■основные словари русского языка

■фонетические единицы языка

■лексические и фразеологические единицы языка

■состав слова

• самостоятельные и служебные части речи

■ основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение

• структуру текста и его стили: описание, повествование, рассуждение

■ жанры деловой и учебно-научной речи
уметь:

умело использовать литературный язык и его разновидности, опираясь на знания об языковых
нормах

■пользоваться различными видами словарей

■избегать орфоэпических, лексических, фразеологических, словообразовательных ошибок и не­
дочетов в речи, а также ошибок в формообразовании и употреблении частей речи

■умело использовать возможности русского синтаксиса, в том числе синтаксическую сино­
нимию и сложные синтаксические конструкции

■на практике применять правила русской орфографии и пунктуации

■создавать различные виды текстов (описание, повествование, рассуждение), используя при
этом книжный и разговорный стили русского языка

■уметь оформлять деловую документацию

• анализировать тексты различных типов


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел I. Введение. Общие сведения о языке и речи.

Требования к знаниям:

знать основные функции языка, основные единицы языка и принципы их выделения, структуру языка, языковые уровни, нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

Требования к умениям:

уметь различать понятия «язык» и «речь», определять единицы языка и соотносить их с языковыми уровнями.

Курс «Русский язык и культура речи»: цели, задачи, структура курса, его связь с другими дисциплинами.

Социальная обусловленность возникновения и развития языка. Основные функции языка. Язык как знаковая система. Структура языка. Основные единицы языковой системы, их место. Разграничение понятий «язык» и «речь». Виды речи.

Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для целей коммуникации. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры.

Вербальные и невербальные средства общения, отличие и взаимодействие.

Раздел II. Литературный язык и языковая норма.

Требования к питиям:

знать признаки литературного языка, понятие литературно-языковой нормы, систему норм русского литературного языка, типы речевых ошибок, основные типы словарей.

Требования к умениям:

\.\iciii различать элемспп»! нормированной и ненормированной речи, находись \\ исправлять речевые ошибки и речевые недочеты в тексте, пользоваться словарями и справочниками.

Тема 1. Литературный язык - высшая форма развития национального языка.

Русский национальный язык в историческом развитии. Литературный язык - высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка; характеристика их особенностей. Понятие о функциональных разновидностях языка. Нелитературный язык: территориальные диалекты, просторечие, социальные диалекты (жаргоны, арго, сленг) и причины ограниченности их употребления. Взаимосвязь литературных и нелитературных форм существования национально! о языка.

Тема 2. Система норм русского литературного языка. Роль словарей в укреплении языковой нормы.

Понятие литературно-языковой нормы и критерии ее кодификации. Правильность речи (ее соответствие нормам литературного языка) как базовое коммуникативное качество грамотной речи. Коммуникативные качества точности, понятности (ясности), логичности, чистоты, образности и выразительности, богатства и разнообразия. Система норм русского литературного языка: орфоэпические/ словообразовательные, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические) нормы. Стилистические нормы. Орфографические и пунктуационные нормы.

Лексикография. Основные типы словарей. Роль словарей в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании речевой культуры общества и личности. Культура пользования словарями и справочниками.


Тема 3. Речевая ошибка как нарушение языковой нормы.

Понятие речевой ошибки как неосознанного и немотивированного нарушения языковых и речевых норм. Тины ошибок: структурно-языковые (выделяемые в соответствии с уровнями языковой системы); коммуникативно-прагматические ошибки как несоответствие речи коммуникативным качествам.

Раздел 111. Система языка и ее характеристика.

Требования к знаниям:

знать фонетические, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические единицы языка; определения понятий фонетики, орфоэпии, грамматики, синтаксиса, словообразования, морфемы, слова, грамматические категории, части речи, синтаксический строй;

орфоэпические, орфографические, пунктуационные, лексические, фразеологические, словообразовательные, синтаксические нормы, нормы формоизменения самостоятельных частей речи;

классификацию букв, слогов, частей речи, словарного состава языка, закон восходящей звучности, особенности русского ударения, принципы русской орфографии, способы разграничения полисемии и омонимии, типы лексических значений слов, словосочетание и его виды, типы связи слов в словосочетании, особенности стилистического использования различных типов простых и сложных предложений;

основные виды орфоэпических, лексических, фразеологических ошибок, ошибок в образовании слов, в формообразовании самостоятельных частей речи и в построении предложений;

выразительные возможности частей речи, фонетические, фразеологические, синтаксические изобразительные средства.

Требования к умениям:

Уметь определять лексическое значение слова, находить изобразительные средства языка в тексте, определять вид тропа, распознавать и исправлять лексические, фразеологические, орфоэпические ошибки, ошибки в словообразовании, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, правильно ставить ударение в словах и словоформах, определять способы словообразования, использовать лексические, словообразовательные, фонетические, фразеологические, синтаксические средства выразительности, пользоваться разными типами словарей.

Тема 1. Орфоэпия. Произносительные нормы.

Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Единицы фонетики: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук, интонация, ударение. Гласные и согласные звуки и их классификация. Понятие фонемы. Чередование фонем.

Орфоэпия как учение о правилах (нормах) произношения. Нормы литературного произношения. Динамичность орфоэпических норм. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.

Акцентология как паука о словесном ударении. Особенности русского словесного ударения. Функции словесного ударения.

Неблагозвучие как стилистический недостаток речи.

Тема 2. Графика и орфография. Принципы графики и орфографии.

Графика. Виды письма. Значение письменности. Фонематический характер письма. Алфавит. Классификация букв. Обозначение звуков на письме. Соотношение звуков и букв. Учение о слоге и слогоделении, его роль в правописании. Принципы русской орфографии. Русская орфография в аспекте нормы и речевой выразительности.

Тема 3. Лексика и фразеология.

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова и его компоненты. Типы лексических значений слов. Многозначность слова. Омонимы, их типы и функции в речи. Способы разграничения омонимии и полисемии. Паронимы, их


функции. Синонимы, их типы и функции. Антонимы, их типы и функции. Классификация словарного состава языка.

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и фразеологические словари. Словари омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.

Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексических и фразеологических ошибок.

Тема 4. Словообразование и словообразовательные средства языка.

Словообразование как учение о структуре слов и их образовании. Морфемика как учение о морфемах и морфемном составе слова. Понятие морфемы. Типы морфем. Способы словообразования. Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.

Раздел V . Этический аспект культуры речи.

Требования к знаниям: формулы речевого этикета, типы обращения в русском этикете; этикет, связанный с местоимениями.

Требования к умениям: применять формулы этикета и типы обращений в речи.

Понятие «речевой этикет», его назначение. Формулы речевого этикета (знакомство, приветствие, расставание, приглашение, поздравление, сочувствие, соболезнование, совет, просьба и др.). Обращение в русском речевом этикете. Этикет, связанный с местоимениями.

4 Задания для контрольной работы

Каждый студент выполняет одну письменную контрольную работу. Контрольная работа имеет 10 вариантов, вариант определяется по последней цифре учебного шифра студента.

Объём контрольной работы может быть различным. Главное условие - полные ответы с примерами на поставленные вопросы. Контрольная работа выполняется в строгом соответствии с вариантом студента, в противном случае она не зачитывается.

Все записи выполняются четко и аккуратно, доступно для прочтения. Титульный лист за­полняется в соответствии с правилами на бланке. В четвергом задании, где нужно восстановить тест, записывается только задание. Текст записывается сразу восстановленным с подчёркнутыми буквами и расставленными знаками препинания. Объяснять вариант выбора можно сразу после слов в скобках или над словом, выделяя морфему с пропущенной буквой. Объяснять расстановку знаков препинания - в конце каждого предложения или в конце текста.

Например: Река здесь (часть корня) текла (те'к) покорно (приставка по) и тихо,1 отражая белые облака,' ...

1 - обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Каждое задание выполняется с новой страницы.

Выполняется в тетрадях в линейку или в клетку с соблюдением достаточ­ного интервала между строк. Необходимо оставлять место на полях для заметок и замечаний.

В конце работы оставляется место для рецензии преподавателя. После получения прорецензи­рованной работы студент должен ознакомиться с замечаниями преподавателя и внести исправле­ния в соответствии с рецензией. Если не зачтена, она выполняется заново или частично по указанию преподавателя.


ВАРИАНТ 1

1. Напишите в квадратных скобках какой звук произносится в слове. Например :музей| Консср[1ия,и11^1скс,ко|)рек1ировагь,11ашгс'г,гсрраса,'геррорис'г,аместезия,адагггер,ателье,интернат.

2.Определите [)<>д имен существительных:

Рояль, фамилия, бра, картофель,кофе,толь,тюль,молодежь,кафе,рельс,туфля,какаду,шимпанзе, пальто, шоссе, ме тро, мозол ь, табсль,депо, купе, какао, пиан hi 1о,мешо,такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди. 3.Поставьте существительное в форму Р.П. Мн.ч.(используйте вопрос КОГО7ЧЕГО?)

Апельсины, армяне, ботинки, гектары, мандарины, осетины, помидоры, солдаты, туфли, чулки, ябло­ки, рельсы, носки, яблони, плечи.

4. Полностью восстановить текст. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, выделить морфе­
мы с пропущенными буквами, по возможности объяснить условия выбора, расставить знаки препи­
нания, объяснить расстановку.

Чичиков изв...пился что 11об...спокоил (не)ожида...ым приезд...м. (Н...)чего (н...)чего сказала хо­зяйка В какое это время вас бог принес Сумят...ца и вьюга такая с дороги след...вало (бы) поесть че-го(нибудь) да пора(то) ночная пр...готовить н...льзя.

Чичиков поблаг...дарил х...зяйку сказавши что ему (и...) нужно (н...) чего что (бы) она (н...) бе(с,з)покоилась (и...) (о) чем что кроме постел... он (п...) чего (н...) гребу...т и полюбпы...твовал только знать в какие места заехал он и дал...ко ли отсюда пути к помет,...ку С.бакевичу на что старуха сказала что и (п...) слых...вала тако...о имени и что такого помещ...ка вовсе нет.

Но крайней мере зпа...те Манилова сказал Чичиков А кто таков Манилов Помещ...к матушка Нет (н..,) слыхивала нет такого помещ...ка Какие (же) есть Бобров Свиньин Канапатьев Харпакин Трепакин Плешаков Богатые люди или нет Нет отец богатых слишком пет У кого (20) душ... у кого (30) а таких что(бы) no coin... таких пет.

(По П.В.Гоголю)

5. Расставьте ударение в словах:

Процент, склады, эпилог, свекла, принять, языковые, понял, туфля, премировать, бармен, газопровод, хвоя, жалюзи, кухонный, углубить, алфавит, алкоголь, агрономия, баловать, воспринять, верование, гербовый, диспансер, добыча, договор, заиндеветь, зубчатый, издавна, инструмент, искра, исподволь, каталог, квартал, колледж, километр, красивее, медикамент, мизерный, мышление, намерение, обеспе­чение, облегчить, одновременно, призыв, принудить, предвосхитить, ремень, симметрия, средства, ста­туя, столяр, тотчас, украинец, усугубить, упомянуть, ходатайствовать, щавель, эксперт.

6. Просклоняйте количественные числительные: 100, 4698, 1575, 687l.v 7.Образуйте формы сравнительной и превосходной степени от прилагательных:

яркий, весёлый, светлый, каменный, милый.

Если невозможно образовать такие формы, то объяснить почему. 8. Неправые речевые ошибки в предложениях, запишите предложения в исправленном виде.

Возвращаясь домой, меня застиг дождь. Я не только читаю газеты, но и журналы. Мне срочно надо зайти в приёмный пункт по приёму заказов на обслуживание бытовой техники. Благодаря достигнутого уровня взаимоотношений между политиками стал заметен экономический рост в различных отраслях экономики. Уважаемый господин Иванов Иван Петрович!

9. Определите, какую стилистическую окраску имеют слова (используйте толковый словарь):

Блеф, бобыль, блудница, собрат, картеж, заваруха, олух, заморыш, изъявить, железка, заблудший, веро­вать, диссидент, година.

10. Укажите значение следующих слои:

антагонист, адресант, букинист, экстремист, жокей, пессимизм, апогей, кортеж, резюме, гипотеза, анало­ги, компромисс.


ВАРИАНТ 2

1. От приведённых слов образуйте Р.П. Мн. ч.(используйте вопросы кого? чего?)

Ясли, ананасы, килограммы, оладьи, полотенца, простыни, сапоги, погоны, баклажаны, иглы, башни, карты, басни, мандарины ,томаты.

2. Определите род существительных:

Боа, гороно , депо, Дели, довесок, иваси, какао, колибри, Капри, картофель, кашне, меню, мозоль ,тюль , такси, цеце, шампунь, кофе ,жюри, пари, табель, метро, рояль, молодёжь, шоссе.

3. Образуйте формы ИМ.П. Мн.ч.

Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, инспектор, корректор, лектор, трактор ,прожектор, торт, цех.

4. Полностью восстановить текст. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, выделить
морфемы с пропущенными буквами, но возможности объяснить условия выбора, расставить
знаки препинания, объяснить расстановку.

М...НЯ вл...кло на (В,в)олгу к музык... труд...вой жизни; мне х..р..шо пам..тен день когда я впервые почу...ств..вал героич...скую поэзию труда. По... Казанью села на кам..нь прол...мив днище б.лыная баржа с персидским т..варом артель гру...чиков вз..ла меня перегружать баржу. Дул в..рховой ветер по серой реке с.рдито прыгали волны ветер беше(н,нн)о срывал их гребни кр..пил реку х.лодным дождем. Артель человек (пол)сотни угрюмо ра(с,з)пол...жилась на палуб... пустой баржи кутаясь рогожами и бр..зент..м

баржу тащил маленький буксирный пар...ход задыхаясь выбрас.вая в дождь красные снопы искр. К полуноч.. (до)плыли (до)пер..ката пр..чалили пустую баржу о борт к сидевш..й на камнях. Артель­ный стар..ста зави...жал. Ну м..ло..чики покажи работу! И тяж...лы.. л..нивы., мокры., люди нач...ли показывать работу. (Во)круг меня с ле..костью пуховых подуш..к летели мешки риса тюки изюма бегали кор..пастыс фигуры об...дряя друг друга воем свистом. К...залось мне что эти люди могут так страшно и весло работать (не) щадя себя - месяца годы что они могут ухв...тясь за к.л..кольни и минареты гор..да стащить его с места куда захотят. 5.Расставьте ударение:

Километр, эксперт, статуя, языковые, престиж, процент, свекла, позвонишь , сливовый , петля, оптовый, каталог, квартал, издавна, красивее, столяр, украинец, инструмент ,гербовый ,алфавит, алкоголь, добыча, баловать, зубчатый, одновременно, средства, мизерный, обеспечение, кухонный, договор, жалюзи.

V 6. Просклоняйте количественные числительные: 4698, 6871, 500.

7.Укажите значение слова: Реставрация, резервация, дислокация, расчётный, расчетливый, чело­вечный, сытный, потёки, тяготеть, невежда.

8. Исправьте речевые ошибки :

Фирме требуется двое секретарш .Машину вытаскивали из болота с помощью тракторов .Он пода­вал свои реплики сразу в двоих чатах. Я родился в тысячу девятьсот восьмидесятом годе. У обоих ворот никого из игроков не было, потому что игра шла в центре поля.

9. Образуйте все возможные формы степеней сравнения:
глухой, видный, живой, худой, густой.

10. Определите ,какую стилистическую окраску несут слова:

Други, друзья, каменья, дядья, Оки, очи, похождения, деляги, соучастник, ложу, туфля, мяконь-кий, наплескаю, лихорадю.


ВАРИАНТ 3

1. Распределите фамилии в два столбца: 1- склоняемые, 2- несклоняемые.

Сергей Коваленко, Алексей Мариныч, Жюль Верн, Элеонора Маркс, Константин Седых, Пабло Неруда, Майя Рсмчук, Булат Окуджава, Рахиль Рузвельт, Николь Кидман, Александр Гримм, Сал­ли Кент, Владимир Раймер, Ирина Пресс, Евтух Магоченко, Карел Чапек, Патрис Лумумба, Алек­сей Долгих, Мария Мацкеевич, Иван Франко.

2. Расставьте ударение в словах: Балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бере­дить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плес­неветь, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассер­диться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать. 3. Напишите в квадратных скобках, какой звук (э или е) произносится в слове. Например: музей [е]: Пресса, резерв, тезис, эстет, шинель, компьютер, протеже, термин, фанера, интервью.

4. Полностью восстановить текст. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, выде­лить морфемы с пропущенными буквами, по возможности объяснить условия выбора, рас­ставить знаки препинания, объяснить расстановку.

На след...щий день я только стал одеват...ся как дверь отворилась и (ко) мне вош...л м..л..дой офицер. Он был (не) высокого роста с лиц.. .м смугл.. .м и (не) красивым но очень жи­вым.

Изв.лште меня сказал ои мне (по) францу...ки что бе(з, с) цер...монии прихожу (с) вами нознакоми...ся.

Я дог...дался что это был офицер выписа...ый из гвардии за поединок. Мы (тот) час позна­комились. Швабрин ок...зался (не) глуп и разг...вор его был зан...мат...лен. Он с большой в...селостыо описал мне с.мейство к...менданта и край куда зав...ла меня су...ьба. Я см...ялся от чистого сер...ца когда вош...л тот самый инвалид к...торый ч...нил мундир в п...редней к...мепдапта и от имени Вас...лисы Егоровны п...звал меня (к) ним обедать. Швабрин вызвался и...ти (со) мной (в) месте.

Подходя к к.. .мендан...скому, дому мы увид.. .ли на площад... человек (20) стар...ыьких инвалидов, выстрос.ых во фрунт. (В) переди стоял к...мепдапт старый бодрый и высокого роста.

5. Неправые ошибки: I la вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором
этаже». Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. Студенты пер­
вого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. Председатель собрания
представил слово докладчику. Авторы предоставили издательству рукопись книги. Крысы и
мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают.

6. Просклоняйте количественные числительные: 2567, 4856.

7. Определите, какую стилистическую окраску имеют слова, укажите помету, сопровож­
дающую словарную статью:
блеф, бобыль, блудница, собрат, картеж, заваруха , олух, замо­
рыш, изъявить, железка, заблудший, веровать, диссидент, година.

8. Определить значение слов: абонемент, абонент, адресат, адресант, бережно, бережливо, ста­
тут, статус, экономный, экономичный.

9. Образуйте родительный падеж множественного числа:

Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, игры, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, полотен­ца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли.

10. Определите род существительных:

Рагу, бра, купе, леди, салями, лобби, резюме, кенгуру, кофе, такси, фортепиано, какаду, колибри, бра, моль, кольраби, пони, меню, тюль, шампунь, филе, фойе, туфля, крупье, пальто, виски.


ВАРИАНТ 4 . 1.Просклоняйте числительные 256, 1563, 879 по падежам.

2. Раскройте скобки, выберите форму местоимения.

1. (Их, ихнее) новое издание - приложение к основной газете.

2. У (её, неё) сегодня день рождения.

3. За всеми (ими, ними) была установлена слежка.

4. (Его, евоная) машина оказалась самой быстрой на соревнованиях.

5. Враг был старше (её. неё), но она была выше (ею, пего).

6. Девушка попросила сдан, и гардероб (её, еёное) пальто.

7. Разве не заметна разница между мной и (ими, ними)?

8. Среди (их, них) работали внедренные сотрудники милиции.

9. (Их, ихний) ребенок был признанным гением.

3. Определите род имен существительных:

Желе, госпиталь, тополь, тюль, кофе, кафе, пони, леди, мозоль, шампунь, колибри, моль, бра, про­теже, Сухуми, Батуми, пенальти, пенсне, эму, боа, эсперанто.

4. Полностью восстановить текст. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, выде­
лить морфемы с пропущенными буквами, по возможности объяснить условия выбора, рас­
ставить знаки препинания, объяснить расстановку.

Река ...десь т...кла гг.корно и тихо отражая белые облака порыжелы., осс.ие б...р...га играя в омутных в..д...в...ротах послед..ними яркими листьями. В копытных сл...дах к...торыми была и...рыта нем кромка б..р.. лов голубыми слитками бл...стела вода из одного следа запро­кидывая. ^.^рную..^1\)у'и<у лшо^ика пиди .ж.,^-ЛТйл пичуга, Вспугнутая появлением Ксении она всп...рхнула на ветку ивняка и зак...чалась на ней тон...нько посвист...вая. Под выдвинутым в реку деревя...ым мостикам захлюпала вода и Ксения увид...ла сдую (з,с)горбле...ую старуху (не,ни)

у вере.. .о ветупавш... ю на штатский настил. Она п.. .ела на к. ..р.. .мысл... ведра полные настира. ..го белья. Щупая ногами колыхавш...ся доски старуха д...бралась до края мос­тиков ост...рожно сн...ла ведра и кр...хтя опустилась на к...лени.

(Не, ни) сколько минут она с...дела (полу)закрыв глаза о...дыхая. Проп...л...скав пару белья ста­руха п...дышала на зябнувшие пальцы и тут Ксения (не, ни) выд...ржала быстро поб...жала по мосткам. Бабуся дайте я вам п...м...гу.

5. Расставьте ударение в словах: демократия, диалог, диспансер, добыча, договор, договорен­
ность, документ, дремота, досуг, доллар, давнишний, заговор, заиндеветь, закупоривать, за­
ржаветь, злоба, зубчатый, запломбированный, значимость, издавна*, изобретение, изредка, им­
порт, индустрия, инструмент, информировать, искра, избаловать, иначе, инцидент, исповеда­
ние, исподволь, каталог, катастрофа, квартал, километр, комбайн, красивее, кухонный, ко­
рысть.

6. Неправые ошибки в предложениях: В столице они ходили в музей, театры, концентры. Вла­
дельцы в казну вносят налог, устанавливающий в соответствии с заканадательством. Командир
позвал мальчика и сказал, что мы берем тебя в отряд. Он не преступник, он стал несчастной
жертвой сложившихся обстоятельств. Два инфаркта подорвало его здоровья. Единожды сол­
гавши, кто тебе поверит. Проезжая мимо станции, у него свалился чемодан.

7. Напишите в квадратных скобках, какой звук(е или э) произносится в слове. Например:
музей [с]: Гете, кортеж, термос, Шопен, Меримс, цемент, Цицерон, Цезарь, желатин, бутер­
брод, тест, компьютер, модель, шедевр, кафе, продюсер, кодекс, теннис, тандем.

8. Разграничьте разговорную и нейтральную (общеупотребительную) лексику: плач-рев,
подделка-фальшивка, картофель- картошка, кушать трескать, трястись- дрожать, идти-
тащиться.

9. Укажите значение следующих слов: антагонист, адресант, букинист, экстремист, жокей, пес­
симизм, апогей, кортеж, резюме, гипотеза, аналоги, компромисс.

10. Просклоняйте количественные числительные: 100, 123,543.

(По Е.Мальцеву)


Вариант 5

1. Просклоняйте числительные: 237, 5832

2. Расставьте ударение в словах: звонит, свекла, красивее, баловать, правы,
трубопровод, жалюзи, щавель, верование, мизерный, премировать, искра, туфля,
зубчатый, щекотно, цемент, торты, сосредоточение, аналог, пуловер, ломоть, крашение,
джинсовый, договор, докрасна, алфавит, втридорога, аналог.

3. Напишите в квадратных скобках твердый или мягкий согласный звук
произносится перед е на месте подчеркнутых букв.

Агрессор, газель, депо, детектив, кашне, крем, шинель, музей, менеджмент, дисплей, панель, тезис, темп, тенденция, эксперт, юриспруденция, террорист, продюсер, купейный, модель, нонсенс, поэтесса, майонез, деликатес, деспот, интервал, коктейль, автосервис, аккордеон.

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от прилагательных:
красивый, великий, громкий, птичий, хороший.

5. Полностью восстановите текст. Выделите морфемы, в которых пропущены буквы.
Расставьте знаки препинания.

До сумерек оставалось ч...са два. Под луч...ми вечерней з...ри г...рели в...ршины дальних сопок. Я во(з, с)пользовался этим временем и пока мои спутники устраивались на бивак стал подн...маться на бл...жайшую возвыше(нн, н)ость. (С) верху мне хорошо был виден весь берег. На зн.. .чительном прот.. .жении между морем и горным хребтом распол.-.гается широкая и низменная пол.ха земли которую сушазахв...тила у моря. Продукты разрушения гор выносимые реками отл...гались между двумя мысами сост.. .вляющими оконечность хр.. .бта. Море тоже пр.. .н.. .мало участие в образовании этой р...вшшы. (В) течени... многих веков оно наметывало вал за валом и постепенно выр...вняло берег. Первые валы уже давно зар...ели лесом но ближе к морю растительность была моложе. Последний вал еще (не) успел зар...сти тр...вою.

(По В.К. Арсеньеву)

6. Укажите значение слов:

милитаризм, фаталист, этика, инфантильный, аномалия, вексель, династия, аббревиатура, витийствовать.

7. Устраните речевые ошибки в предложениях. Запишите предложения в
исправленном виде.

1) Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности. 2) Возвращаясь домой, на нас напали хулиганы. 3) Нельзя не согласиться с основным пафосом книги. 4) Президент попросил доложить все, что сейчас происходит в стране. 5) На подмосток вышел мужчина с букетом цветов. 6) Я себя чувствую более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом.

8. Определите род имен существительных:

такси, кино, село, каникулы, неряха, ворота, неженка, бремя, атташе, кенгуру, кофе, пюре, мисс, бровь, вымя, колибри, маэстро, пенальти, пони, забияка, подпевала, коньки, погода, детвора, тюль, киви, табло, лечо, Сочи, какао, торнадо, жалюзи.

9. Образуйте форму множественного числа от следующих существительных:
договор, режиссер, торт, директор, шофер, бухгалтер, тостер, госпиталь, барин, витраж,
купол, профессор, столяр.

10. Определите, какую стилистическую окраску имеют слова:

величайший, глаза, башковитый, крепко, несерьезность, огорошить, почивать, дрыхнуть, послание, ляпнуть, вояка.


ВАРИАНТ 6

1 .Расставьте ударение в словах: аналог, баловать, валовой, газопровод, дремота, жалюзи, досы­та, зубчатый, издавна, каталог, кедровый, ломота, мельком, новорожденный, петля, сироты.

2. Просклоняйте числительные:256,1563,879.

3. Поставьте существительные в форму Р.П. Мн.ч.: ботинки, валенки, глаза, чулки, носки, мет­
ры, томаты, розги, кегли, няни, кочергададжики, рельсы, якуты,блюдце,двери, дровни ,лошади.

4. Полностью восстановить текст. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, выделить мор­
фемы с пропущенными буквами, по возможности объяснить условия выбора, расставить знаки
препинания, объяснить расстановку.

В пр.. .красный летний день когда солнечные лучи давно уже погл.. .тили ночную свеж...сть под...зжали мы с отцом к так называемому «потае...ому колку» с...ст...ящ...му по большей части из м.. .л.. .дых и уже д.. .вольно толстых как сосна прямых лип. Лиш... только п...днялись мы к лесу из оврага стал дол...тать до мое...о слуха глухой (не) обыкнове...ый шум то какой (то) отрыв...стый и мерный ш...рох на мгновенье пер...межающ...ся и вновь в...зн...кающий то какое (то) звонк..е мета...ическое шарканье. Я спросил отца Что это такое? А вот увид...шь отв...чал отец улыбаясь. Но за пор...елью м...л...дого и частого оси...ика (не,ни ) чего (не, ни) было видн... ; когда (же) мы об...гнули его чудное зрелище пор...зил., мои глаза. Че­ловек (40) кр...стьян к...сили выстр..ясь в ...дну лин...ю как по нитк.. ярко бл...стя на солнце взл... тали косы и стройными р...дами л...жилась среза...ая густая трава. В эт...й работе было что (то) добр... весел... так что я (не, ни) вдруг повер...л когда мне сказали что она то (же) очень т...

5.Исправьте ошибки в предложении:

Никто не знал о его приезде. Обе спортсменки, выступающие вчера на соревнованиях ,получили призы. Я отметил, к чему приводит неосторожность детей и подростков, катаясь на льду. В своей речи оратор указал об этих недостатках. Пережитые испытания наложили отпечаток на его душе. Мне стало очень грустно, посмотрев этот сюжет. Услышав эту музыку, у меня возникло воспоми­нание.

6. Распределите фразеологические обороты на три группы. Первая - обороты с нейтральной сти­
листической окраской, вторая - с книжной окраской, третья - с разговорной окраской. Исполь-
зуйте Школьный фразеологический словарь.

Биться как рыба об лед. Выскользнуть из рук. Облекать в плоть и кровь. Вырвать из сердца. Бочка
Данаид. Бродить в потемках. Бобы разводить. Выносить па своих плечах. Ариадны нить. Брать в
оборот. Выжигать каленым железом. Ловить рыбу в мутной воде. Брать на буксир. Выводить из
строя. 4.

7. Какую стилистическую окраску имеют слова:

Лягу, лихоражу, туфель, мозоль, междугородный, противень, мягонький, ляг, напой, награжу, за­долженность, полажу, мурлычь, кладу.

8. Напишите в квадратных скобках, какой звук (э или е) произносится в слове.
Например: музей [е]

Гипотеза, дебют, декларация, декламировать, демарш, гантели, генетика, спортсмен, гротеск, де­градация.

9. От слов образуйте форму именительного падежа множественного числа:

Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструк­тор, инспектор, корректор, лектор, трактор, прожектор, торт, цех.

10. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от прилагательных:
Удачный, полный, красивый, любезный, верный.


ВАРИАНТ 7

1. Напишите в квадратных скобках какой звук произносится в слове. Например: МУЗЕЙ [Е]

Консервация, индекс, корректировать, паштет, терраса, террорист, анестезия, адаптер, ателье, интернат.

2. Расставьте ударение в словах: Балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить,
закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть,
подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убы­
стрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.

3. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от прилагательных:
Удачный, полный, красивый, любезный, верный.

4. Полностью восстановить текст. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, выделить мор­
фемы с пропущенными буквами, по возможности объяснить условия выбора, расставить знаки
препинания, объяснить расстановку.

Давно наступили в...черни... сумерки темные от дожд...вых ту... а поезд все так (же) гр...х...тал в пусты....ом поле. На п...следн...й станц... в вагон вош...л мужик в рва..ом армяке и баран...й шапке

К...иду... тор вставляя в ф...парь ев...чу спросил у нового па..жира билет Дал...ко ли ед...шь дядя Тот су...тливо поры...шись в к...рманах прот...нул билет (желто) з...леный кусоч..к картона.

Весь веч...р Митя прост...ял у пр...открытого др...бе...жащего окна вдыхая ар...маты рас-пах...ной з...мли смеш...ные (с, з) запах...м пар...возн...й rap.... Он вспом...нал с...бытия про-шедш...й московской зимы счас.ливой и мучит...льной пр...образивш...й всю его жиз...нь.

Утр...м был (К,к)урск и Митя п...р...сел в ст...явший у дальн...й пл...тформы мес.ый по...зд . Ему тюк...зал...сь что небо лиш... кое(где) п...дмаза...ое с.невой дожд...вых облако...

про. ..спя.. .тся и что день будет хорош_

Потом когда по...зд опять гр...мыхал по рельсам (из)редк... вздрагивая и чуть (чуть) п...качиваясь в окно нот...нуло дождем и как (будто) грибами. 5. Определите род имен существительных:

Рояль, фамилия, бра, картофель,кофе,толь,тюль,молодежь,кафе,рельс,туфля,какаду,шимпанзе, пальто, шоссе, метро,мозоль,табель,депо,купе,какао,пианино,меню,такси,фойе,бюро,пари,жюри, Сочи, Тбилиси, леди.

6. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Горький родился в Нижнем Новгороде и проводи! детство на берегах великой реки.

2. Как писала мать, что Дуни готова на все, что бы помочь брату.

3. В сочинение было хорошо написано про окрестность школы.

4. Трудно иметь дело с человеком, если ты знаешь, что он настоящая ханжа.

5. И области разработки компьютерных программ долгие годы была США.

6. Гуляя но лесу, так хороню дышится.

7. Не но себе становилось, читая эту книгу.

7. Просклоняйте числительные: 658, 123,3563.

8. Укажите значение слова: Реставрация, резервация, дислокация, расчетный, расчетливый, чело­
вечный, сытный, потёки, тяготеть, невежда.

9. Составьте словосочетании числительных ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах имени­
тельного и дательного надежей.

Образец: Оба сына; Обоим сыновьям.

Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись, докладная записка,

заявление, предложение, лицо.

10. Определите ,какую стилистическую окраску несут слова:

Други, друзья, каменья, дядья, Оки, очи, похождения, деляги, соучастник, ложу, туфля, мяконь-кий, наплескаю, лихорадю.


ВАРИАНТ 8

1. Расставьте ударения в словах:

Агент, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, аристократия, анатом, августовский, агрономия, агент­ство, апартаменты, баловать, бескорыстный, благоприобретение, баллотироваться, буржуазия, бом­бардировать, валовой, воспринять, введенный, верование, вероисповедание, выборы, выговор, гене­зис, группировать, гербовый, грошовый, гусеница.

2. Напишите в квадратных скобках, какой звук (э или е) произносится в слове.
Например: Музей |е|

Агрегат, анемия, амбре, антенна, берег, агрессия, аннексировать, адекватный, тезис, бизнес.

3. Определите род существительных:

Рояль, фамилия, бра, картофель, кофе, тюль, молодежь, кафе, рельс, туфля, какаду, шимпанзе, паль­то, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, куне, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди.

4. Полностью восстановить текст. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, выделить мор­фемы с пропущенными буквами, по возможности объяснить условия выбора, расставить знаки пре­пинания, объяснить расстановку.

На (3) году от р...ждения Бима Иван Иванович позн...комил его с лес.м . Это было инт...ресно и с...баке и охотнику. В лугах и на поле там все ясн.. пр...стор тр...ва х...зяина видно прелесть! А (з.с) десь в л...су (со) всем другое дело. Была ран...я весна. Когда они пр... шли ( в)нсрные в...черн..я з...ря только начиналась. Все (в) низу было в темных г...нах ств...лы пр..лил... године (темно) к...ричн...ныс лист...я серые сухие стебли трав даже нл...ды ш...повника. Ветви (с)лс.ка шумели (как) бу...то они ощ...н...вали (друг) друга пр...к...саясь конч...ками суч..в. Б..ЛИНКИ Ивана Ивановича го(жс) (не, ни) много шуршали а сл...ды пахли (на ) много с.льнее чем в поле. За каждым дер...вом ож...дал... что (то) (не) зн...ком... и Бим (не) отх...дил от Ивана Ивано­вича дальше (20) шагов проб...жит (в) перед вправ...влев...- и кат...г назад смотр...г в лицо снраш...ван (За)чем мы (с,з)десь!

5. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Горький родился в Нижнем Новгороде и проводит детство на берегах великой реки.

2. Как писала мать, что Дуня готова на все, что бы помочь брату.

3. В сочинение было хорошо написано про окрестность школы.

4. Трудно иметь дело с человеком, если ты знаешь, что он настоящая ханжа.

5. В области разработки компьютерных программ долгие годы была США.

6. Гуляя но лесу, так хорошо дышится.

7. Не по себе становилось, читая эту книгу.

6. Разграничьте книжную и нейтральную (Общеупотребительную) лексику:

Шествовать - идти, балл - оценка, глаза - очи, изумительный - красивый, гипотеза - предположе­ние, гигантский - большой, плач - рев, подделка - фальшивка, картофель - картошка, кушать -трескать, трястись - дрожать, идти - тащиться.

7. Просклоняйте числи тельные: 580, 485, 1377.

8. Составьте словосочетания числительных ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах имени­
тельного и дательного надежей.

Образец: Оба сына; Обоим сыновьям.

Дерево, дорога, дочь, пещь, постель, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись, докладная записка,

заявление, предложение, лицо.

9. Выпишите словосочетание, в которых имена прилагательные употребляются в переносном значе­
нии:

Золотые слова, золотая монета, легкая участь, тяжелый камень, бурная молодость, круглый стол, круглый отличник, блестящие способности, блестящая серьга, черствый хлеб, черствая душа, высо­кое здание, высокие помыслы. 10.Выполните упражнение.

Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа (используйте во­прос КОГО? ЧЕГО?).

Апельсины, армяне, ботинки, гектары, граммы, комментаторы, мандарины, носки, осетины, парти­заны, плечи, помидоры, рельсы, сапоги, свадьбы, солдаты, туфли, чулки, яблоки, яблони.


ВАРИАНТ 9

1. Расставьте ударения в словах:

Развитой, сосредоточение, рассердиться, ремень, руководить, симметрия, случай, соболезнова­ние, созыв, сосредоточение, средство, средства, статус, статут, статуя, столяр, современный, та­можня, тотчас, теплится, убыстрить, уведомление, уведомленный, украинец, упомянуть, усугу­бить, фарфор, феномен, формировать, форум, ханжество, ходатайствовать, хозяева, цеховой, цы­ган, черпать, шофер, щавель, эксперт, экспертный, экспорт, эскорт. 2. Образуйте родительный падеж множественного числа:

Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, игры, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, полотен­ца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли.

3. Просклоняйте числительные: 459, 257, 98

4. Полностью восстановить текст. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, выделить мор­
фемы с пропущенными буквами, по возможности объяснить условия выбора, расставить знаки
препинания, объяснить расстановку.

Маргарита в р..ман.. Булгакова Маст..р и Маргарита стала прекрасным об..бщени..м и ПО..ТИЧ..СКИМ образ..м Жеп.лцины к..торая Любит. Этот обра., встаёт (над) пл..стом с..т..ричесткой повс..дпевн..сти р..мана в..пл..щением ж..вой г..ряч..й любви.

В р..маме яр.хтыо св..ей насту пат., льной любви она прот..воп..ставле..а маст..ру. Яр..сную эту любовь она сама сравн..ва..т с яр..с..ной преда..остью (Л,л)ев..я (М,м)ат..ея но (Л,л)ев..й фан..тич..н и (п..)тому уз..к любовь (же) Маргариты как жиз..н.. всоб..емл..ща и как жиз..н.. ж..ва. Маргарита прот..воп..ставле..а во..ну и п..лк..водцу (П,п)илату - своим бе..траши..м. И беащитной и могуществе..ой своей чел..веч..н..стыо - вс.сильному (В,в)ол..нду.

5. Определите род существительных:

Мадам, кредо, пенальти, атташе, денди, мисс, фламинго, безе, мозоль, желе, лосось, жюри, толь, бра, тюль, шампунь, такси, какао, салями, цунами, пони, кенгуру, иваси, цеце, Капри, умни­ца.

6. Объясните значение слов:

Аналог, афера, гротеск, имидж, инвестор, квота, статут, статус

7. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Горьким родился к Нижнем Новгороде и проводит детство на берегах великой реки.

2. Как писала мать, что Дуня готова на все, что бы помочь брату.

3. В сочинение было хорошо написано про окрестность школы.

4. Трудно иметь дело с человеком, если ты знаешь, что он настоящая ханжа.

5. В области разработки компьютерных программ долгие годы была США.

6. Гулим но лесу, гак хорошо дышится.

7. Не по себе становилось, читая эту книгу.

8. Определите, какую стилистическую окраску имеют слова (используйте толковый словарь):

Блеф, бобыль, блудница, собрат, картеж, заваруха, олух, заморыш, изъявить, железка, заблуд­ший, веровать, диссидент, година.

9. Распределите фразеологические обороты на три группы. Первая - обороты с нейтральной сти­
листической окраской, вторая - с книжной окраской, третья - с разговорной окраской. Используй­
те Школьный фразеологический словарь.

Биться как рыба об лед. Выскользнуть из рук. Облекать в плоть и кровь. Вырвать из сердца. Бочка Данаид. Бродить в потемках. Бобы разводить. Выносить на своих плечах. Ариадны нить. Брать в оборот. Выжигать каленым железом. Ловить рыбу в мутной воде. Брать на буксир. Выводить из строя.

10. Выпишите словосочетания, в которых сочетание 411 нужно произносить ШН:
Бесконечный, беспорядочный, будничный, булочная, взяточник, конечно (вводное слово, части­
ца), конечный, копеечный, молочный, нарочно, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яич­
ница.


ВАРИАНТ 10

1. Расставьте ударение в словах: алфавит, щавель, одновременно, мизерный, мышление, при­нудить, туфля, искра, зубчатый, квартал, газопровод, баловать, договор, поняла, принять, правы, квартал, форзац, жалюзи, угольный, досуг, арахис, ходатайствовать, маркетинг, каталоги, кол­ледж, издавна, мышление, красивее, столяр, украинец, инструмент, гербовый, склады (помещения для хранения), километр, эксперт, статуя, языковые, престиж, процент, свекла, позвонишь, сливо­вый, развитый (ребенок), петля, оптовый.

2. Определите род существительных:

Мадам, кредо, пенальти, атташе, денди, мисс, фламинго, безе, мозоль, желе, лосось, жюри, толь, бра, тюль, шампунь, такси, какао, салями, цунами, пони, кенгуру, иваси, цеце, Капри, умница.

3. Образуйте формы ИМ.П. Мн.ч.

Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, инспектор, корректор, лектор, трактор ,прожектор, торт, цех.

4. Полностью восстановить текст. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, выделить мор­фемы с пропущенными буквами, по возможности объяснить условия выбора, расставить знаки препинания,объяснить расстановку.

П...хотные п...лк за...стигнуты...(в)ра...плох выб...гали (из)леса смеш...ваясь дру...(з,с) друг...м роты ух...дили (в)ра...бивку бе...поряд...ч...ными толпами. (1) с.лдат (на)х...ду в и...нуге пр...г...ворил страшн... на войне и бе... мысли...ое слово «отрезали» и (в)след (за)тем слово (в)месте с чу...твом страха с.бщилось всей массе.

Об... шли Отрезали Пр...пали кричали (в)по...ловину пр...глуш...ые артил...ри...скими ра...катами г...л...са б...гущих. П...лковой к...мандир в ту самую минуту как он услыхал нар...ставшую стр...льбу и крик (с,з)зади пон...л что случил...сь что(нибу...) ужас.ое с его п...лками и (н...)забыв про опас.ость и чу...тво сам...с...хранения п...ск...кал к п...лку под град...м пуль.

Он ж...лал (1) и...править (во)что(бы)(то)(н..)стало ошибку что(бы) (н...)быть виноватым ему (н...)(в)чем (не)замеч...ому пр...мерному офицеру.

5. Напишите в квадратных скобках, какой звук (э или с) произносится в слове.

Например: музей |е|:

Индексация, интеграция, тезис, бизнес, бартер, тенденция, прогресс, академия, музей, текст, текст, крем, термин, кофе, декада, Одесса.

6. Исправьте ошибки в предложении: %:

Никто не знал о его приезде. Обе спортсменки, выступающие вчера на соревнованиях ,получили призы. Я отметил, к чему приводит неосторожность детей и подростков, катаясь на льду. В своей речи оратор указал об этих недостатках. Пережитые испытания наложили отпечаток на его душе. Мне стало очень грустно, посмотрев этот сюжет. Услышав эту музыку, у меня возникло воспоми­нание.

7.Образуйте формы сравнительной степени прилагательного: Грустный, ледяной, тусклый, милый, яркий, глупый. Если не возможно образовать такие формы, то объясните почему.

8. Просклоняйте числительные: 453, 88, 115.

9. Определите .какую стилистическую окраску несут слова:

Други, друзья, каменья, дядья, Оки, очи, похождения, деляги, соучастник, ложу, туфля, мяконь-кий, наплескаю, лихорадю.

10. Расставьте ударения и скоках:

Агент, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, аристократия, анатом, августовский, агрономия, агент­ство, апартаменты, баловать, бескорыстный, благоприобретение, баллотироваться, буржуазия, бом­бардировать, валовой, воспринять, введенный, верование, вероисповедание, выборы, выговор, гене­зис, группировать, гербовый, грошовый, гусеница.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1 .Русский язык и культура речи: цели, задачи, структура, связь с др.. дисциплинами.

2. Функции языка.

3. Язык как знаковая система.

4. Единицы языковой системы (уровни языка)

5. «Язык» и «речь» разграничения понятий

6. Культура речи как уровень практического владения языком

7. Три аспекта речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этнический)

8. Средства общения (вербальное и невербальное)

9. История русского литературного языка.

10. Формы существования языка

I 1. Литературный язык как формы развития языка

12. Книжная и разговорная разновидности литературного языка

13. Функциональные разновидности языка

14. Нелитературный язык (диалекты, просторечия, жаргоны)

15. Понятие литературно-языковой нормы, ее кодификация.

16. Коммуникативные качества речи.

17. Система норм русского литературного языка (орфоэпические, словообразовательные, лексические,
грамматические)

18. Стилистические нормы

19. Орфографические и пунктуационные ошибки

20. Лексикография как наука о словарях

21. Основные типы словарей (роль, назначение, культура пользования)

22. Речевая ошибка как нарушение языковой нормы.

23. Типы ошибок: структурно—языковые, коммуникативно-прагматические.
21. Фонетика как учения о звуковой стороне речи.

25. Единицы фонетики: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук, интонация, ударение.

26. Классификация звуков

27. Понятие фонемы, их чередование.

28. Орфоэпия как учение о правилах произношения

29. Нормы литературного произношения.

30. Орфоэпические ошибки

31. Акцентология как наука о словесном ударении

32. Особенности русого ударения, функций

33. Графика как раздел науки о языке.

34. Виды письма, значение письменности

35. Алфавит, классификация букв

36. Слог, слогоделение его роль в правописании

37. Принципы русской орфографии

38. Лексикология как учение о слове и словарном составе языка.

39. Лексическое значение слова. Типы лексических значений

40. Многозначность слова.

41. Омонимия (типы, функции)

. Способы разграничения омонимии и полисемии.

42. Паронимы их функции.

43. Синонимы (тины, функции)

! I \ И I HI М I Vll.lf I III II.I ф\ I INI IIIII 1

i \ К шеспфпкпция споварно! о сое i аиа я ii.iK.i 46. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слои 47.Фразеологизмыи фразеологические нормы.

48. Словари омонимов, синонимов, антонимов, паронимов

49. Лексические и фразеологические нормы.

50 Виды лексических и фразеологических ошибок

5 1. Словообразование как учение о структуре слов и их образования.

52. Морфемика как учение о морфемах и морфемном составе слова

53. Морфема (понятие, типы)

54. Способы сообразования

55. Словообразовательные нормы

56. 11енормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка

57. Понятие «речевой этикет» его назначение.

58. Формы речевого этикета (знакомство, расставание и др).

59. Обращение в русском речевом этикете.

60. Этикет, связанный с местоимениям


5. Перечень рекомендуемом литературы

Основная

1. Давыдов СИ. Русский язык. Учебное пособие для техникумов. - М: Высшая школа, 1973, -
392 с

2. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие-3-е изд.
- М: Высшая школа, 1981 - 352 с

3. Греков В.Ф., Крючков , Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах средней школы. - М: Просвещение, 1990. - 255 с.

Дополнительная

4. Головин B.I I. Основы культуры речи: Учебник для вузов. - М: Просвещение, 1988

5. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова . 2-е изд, стерео­
типное. - М: Гардарики, 2004 г - 413 с

6. Гольдин В.Е. Речь и этикет.~М: Просвещение, 1983.

7. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. - М:
Просвещение, 1990 г - 224 с.

8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М: Высшая школа, 1987

9. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации- М: Просвещение, 1984

10. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы -
М:, 1983

I I. Словарь иностранных слон 18-е изд..- М: Русский язык, 1989.-624 с.

12. Анаиссоп Р.И. Русское литературное произношение. Учебное пособие для студентов пед.

институтов. - М: «1 !росвещение». 1968 г. - 287 с. 1.5. Введение и литературоведение / Под ред. Г.11. Поспелова. Учебное пособие для фи.ю.кн .

специальностей ун-тов и пел., пи-тон. М: «Высшая школа», 1976 г. 422 с

14. Валгипа I I.C. Синтаксис современного русского литературного языка. Учебник для вузов.- М:
«Высшая .школа», 1973 г. - 423 с

15. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. - М: «Высшая
школа», 1991 г.-383 с.

16. Язовицкий Е.В. Говорите правильно (пособие для учащихся). - М: «Просвещение», 1964 г.-
271 с.

17. Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся/ Ред.-сост
Л.И.Тимофеев, СВ. Тураев. - 2-е изд, дораб. - М: «Просвещение», 1985 г. - 208 с

18. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учите­
лей. - М: «Просвещение», 1981 г. -208 с.

19. Буланиы Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М: «Высшая школа», 1970 г. - 206 с

20. Земский A.M., Крючков СИ., Светлаев М.В. Русский язык : Учебник для педучилищ. 4.1 Лек­
сикология, фоне гика и морфология. - М: «Просвещение», 1971 г. - 288 с.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Основная.

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева ЕЛО. Русский язык и культура речи. - Ростов н\Д.,
2001

2. Введенская Л.А. Культура речи. Учеб. пособ. - Ростов н\Д., 2000

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002

4. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М., 2001

5. Кожина M.11. Стилистика русского языка. - М., 1983

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. Справочник по русскому языку.^ М, 2001

7. Розенталь Д.Э., 1 олуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 2001

8. Русский язык и культура речи. \ Под ред. проф. О.Я.Гойхмана. - М., 2003

9. Русский язык и культура речи: Учебник. \ Под ред. проф. В.И. Максимова. - М., 2000

10. Русский язык и культура речи: Практикум. \ Под ред. проф. В.И. Максимова. - М., 2000

11. Современный русский литературный язык/ Под. ред. Н.С.Валгиной. - М., 2002

12. Современный русский литературный язык/ Под. ред. П.А. Леканта. - М., 1988

Дополнительная.

1. Барандеев А.В., Ворожбицкая И.И., Лазуренко Р.А. Русский язык. - М., 2001

2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум но русскому языку. Культура речи. - С/Пб., 2001

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2001

4. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. - М., 2001

5. Козловская П.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. - С/Пб., 2000

6. Рождественский Ю.В. Техника, культура, язык. - М., 1993

7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? - М., 2002