Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические и рекомендации к проведению семинарских

 

             

Указания методические и рекомендации к проведению семинарских

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ

СЕМИНАРСКИХ

ЗАНЯТИЙ

По дисциплине

«Технологии коррекционной деятельности практического психолога»

Темы семинарских занятий

Семинарское занятие №1. Технология разработки и составления коррекционных

программ.

Цели занятия: 1). Дать характеристику понятия «психологическая помощь» и выделить отличия коррекционной помощи от других видов психологической помощи.

2) . Выделить основные правила осуществления коррекционного воздействия.

3) . Рассмотреть основные виды коррекционных программ с учетом поставленных целей и задач .

4) . Раскрыть значение структурных блоков коррекционных программ.

5) . Проанализировать принципы разработки коррекционных программ .

6) . Обосновать критерии оценки результатов коррекционной деятельности и эффективности коррекционных воздействий.

Основные понятия: психологическая коррекция; психологическая помощь;

коррекционная помощь; коррекционная программа; коррекционное воздействие; виды коррекционных программ; принципы разработки коррекционных программ; блоки коррекционных программ; критерии оценки эффективности воздействий; психологический анамнез; психологический диагноз; психологический прогноз.

План занятия

1. Коррекционные технологии как вид прямой психологической помощи, отличительные особенности коррекционных технологий от других видов психологической помощи.

2. Коррекционная программа, виды коррекционных программ и их характеристика.

3. Структура коррекционных программ, характеристика основных блоков коррекционных программ.

4. Принципы разработки коррекционных программ.

5. Особенности коррекционного воздействия и основные правила воздействия.

6. Этапы коррекционной работы, технологические особенности практической работы психолога на различных этапах психокоррекции.

7. Критерии оценки результатов коррекционных мероприятий и эффективности психокоррекционных воздействий.

Литература

Для обязательного изучения:

1. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000. С. 22 - 33.

2. Колесникова Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. Ростов-на-Дону, 2005. С. 44 - 57.

3. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000. С. 16 - 26.

Для конспектирования:

1. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. М,
2003. С. 50-53; 58-62.

2. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999. С. 29- 65.


Для дополнительного чтения:

1. Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. М., 2002.

2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

3. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М., 2000.

4. Тащёва А. И., Гриднева С. В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей. М, 2002.

Задания для самостоятельной работы

1. На основании изученной литературы и материалов, рекомендованных к данному семинарскому занятию, разработайте план анализа коррекционных программ и обоснуйте важность и значение выделенных Вами критериев анализа для компетентной оценки разработанности и адекватности требованиям, предъявляемым к коррекционной программе.

2. Сделайте письменный анализ построения стандартных коррекционных программ работы психолога с лицами различных возрастных категорий, предложенных для самостоятельного исследования и анализа. Результаты работы в парах представить в виде подробного письменного анализа.

Семинарское занятие №2. Особенности комплектования коррекционных групп и

руководство коррекционной группой.

Цели занятия:

1. Понятие «коррекционная группа», характеристика, основные

виды коррекционных групп.

2. Проанализировать групповой процесс, выделить стадии развития группы, охарактеризовать специфику групповой динамики.

3. Рассмотреть стратегии и тактики ведения коррекционных групп, обосновать стили руководства коррекционными группами.

4. Проанализировать функциональную модель ведения групп и на ее основе выявить критерии эффективности ведущего коррекционных групп.

5. Сформировать требования к личностным и профессиональным качествам и умениям ведущего.

Основные понятия : коррекционная группа; группы организационного развитии или решения проблем; группы развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы; поведенческие группы; интрапсихические группы; этапы развития психокоррекционной группы, фазы групповой динамики; принципы и правила работы группы ; стили руководства группой.

Вопросы для обсуждения

1. Коррекционная группа: понятие психокоррекционной группы,
классификации видов коррекционных групп и их характеристики.

2. Технологии организации и комплектования коррекционных групп.

3. Стадии развития коррекционных групп и методы управления групповой динамикой . Сплоченность группы.

4. Принципы и основные правила организации работы коррекционных групп

5. Стратегии и тактика ведения психокоррекционных групп, особенности и стили руководства психокоррекционной группой.

6. Требования к личности, знаниям и умениям ведущего
психокоррекционных групп.

7. Этика группового взаимодействия, психологические условия и
технические средства в работе психокоррекционных групп.

Литература для обязательного чтения:

1. ОсиповаА.А. Общая психокоррекция. М.,2000. С.285-334.

2. Рудестам Кьел. Групповая психотерапия. СПб., 1998. С.9-50.


Для конспектирования:

1. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. М., 1994. С. 27-44.

2. Фопель К. Технология ведеия тренинга. М., 2003. С. 80-94, 95-127, 135-150, 229-236.

3. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.,200. С.70-93.


Для самостоятельного изучения:

1. Бачков И.В. Основные технологии группового тренинга.

2. Психотехники. М., 2000.

3. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.,2000.

4. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб., 2000.

5.Ли Девид. Практика группового тренинга. СПб.,2001.

Семинарское занятие №3. Виды коррекционных групп и их характеристика.

Цели занятия:

1. Рассмотреть соотношение сходства и различий в целях и задачах коррекционных групп.

2.Проанализировать основные подходы к классификации видов коррекционных групп.

3.Выделить факторы эффективности работы данной коррекционной группы.

4.Обосновать возможности использования методов межличностного влияния в групповой динамике.

5.Сформировать отношение к технологии ведения коррекционных групп как к профессиональному инструментарию деятельности практического психолога.

Вопросы для обсуждения

1. Тренинговые группы и социально-психологический тренинг. Работа тренинговых групп, основные этапы.

Правила работы в группе. Групповая дискуссия и игровой метод как виды моделирования эффективного группового взаимодействия..

2. Упражнения, используемые в социально-психологическом тренинге. Характеристики, цели, задачи.

3. Коммуникативные группы, их характеристика, цели, задачи, виды тренингов коммуникативных умений и навыков. Принципы составления программ.

4. Группы развития сензитивности, их цели, основа, схема психологического анализа личности. Тренинг сензитивности как форма группового динамического тренинга.

5. Группы встреч. Специфика, цель, задачи, этапы работы, основные признаки групп встреч. Основные технические приемы , упражнения.

6. Балинтовские руппы. Характеристика, особенности работы
балинтовских групп. Цели, задачи , этапы работы.

7. Технология работы тренинговой группы «Общество АА». Программа «Общества АА». Существенные отличия «Сайнанон-группы» от других тренинговых групп.

8. Гештальт-группы. Основные формы, принципы работы. Виды работы в гештальт-группе, основные приемы коррекционной работы.

9. Группы умений. Характеристика, цели, задачи, техника занятий групп тренинга умений. Тренинг ассертивности, тренинг самоутверждения.

10. Телесно-ориентированные группы, их особенности, основные понятия, техники, основные методы.

11. Групповая дискуссия как метод групповой работы, задачи, цели, виды.

Рекомендуемая литература.

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М„ 2000. С.334-425

2. Ялом И. Групповая психотерапия. М., 2006. С.22-50,499-546

3. Вачков И.В. Психология тренинговой группы.М., 2007. С 94-112

Семинарское занятие №4. Методы когнитивно-ориентированной коррекции и их характеристика

Цели занятия: 1. Рассмотреть понятие «когнитивно-ориентированные методы коррекции» и выделить существенные характеристики когнитивно-ориентированных методов коррекции развития личности;

2. Проанализировать вклад различных подходов в развитие когнитивно-ориентированной коррекции и терапии личности: рационально-эмоциональная терапия Альберта Эллиса, когнитивная терапия Аарона Бека, терапия реальностью Уильяма Глассера;

3. Выявить возможности и ограничения в применении каждого из когнитивно-ориентированных методов для коррекции развития личности на различных этапах онтогенеза;

4. Исследовать особенности технологии и практику применения когнитивно-ориентированных методов в коррекционно-развивающей работе психолога;

5. Сформировать представление о профессиональной позиции и философии профессиональной деятельности психолога, работающего в контексте когнитивно-ориентированной терапии.

Вопросы для обсуждения

1.Когнитивно-ориентированный подход в психологической коррекции развития личности, его 2.теоретические основания и сущностные характеристики.

3.Когнитивная терапия Аарона Бека: базовые понятия, содержание, этапы и техники когнитивной терапии.

4.Рационально-эмоциональная терапия Альберта Эллиса: ключевые понятия, терапевтические техники и процедуры РЭТ.

5.Терапия реальностью Уильяма Глассера: базовые понятия и практика терапии реальностью в группах.

6.Профессиональная позиция и философия профессиональной деятельности психолога в контексте когнитивно-ориентированных методов психологической коррекции.

7.Возможности когнитивно-ориентированной коррекции в индивидуальной и групповой работе с проблемами клиентов различных возрастных групп.

Рекомендуемая литература

Для обязательного чтения:

1. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М, 2000. С. 81 - 108. Для конспектирования:

2.Кори Дж. Теория и практика группового консультирования. М., 2003. С. 500 - 526, 530 - 560.

3.Соловьёва С. Л. Психотерапия. Новейший справочник практического психолога. М. - СПб., 2005. С. 403 - 503.

Для самостоятельного изучения:

1.Эллис А. Гуманистическая психотерапия. СПб., 2002.

2.Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб., 2002.

3.Когнитивная психотерапия расстройств личности. Под ред. А. Бека, А. Фримена. СПб., 2002.

4.МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб., 2001.

5.Лебедев В. Б., Биньковская Н. В. Миры воображения. Руководство по интерактивной имагогике. М., 2002.

Задание для самостоятельной работы

В микрогруппах по 6 - 9 человек на основании материалов, рекомендованных для обязательного чтения и конспектирования, разработать тестовые задания для проверки уровня знания и понимания по каждому из подходов когнитивно-ориентированной коррекции. Материалы тестовых заданий (не менее 15 заданий) с ключами правильных ответов представить на семинарском занятии в виде отчёта о самостоятельной работе с рекомендованной литературой.

Семинарское занятие №5. Арт-терапевтические методы в психологической коррекции и их характеристика

Цели занятия: 1. Проанализировать понятие «арт-терапия», рассмотреть его сущностные характеристики и обосновать философско-психологические особенности и необходимость использования арт-терапии в коррекции и развитии личности;

2. Описать основные методы арт-терапии и обобщить особенности и технологию применения арт-терапевтических методов в коррекционно-развивающей деятельности психолога;

3. Выявить возможные стратегии применения арт-терапевтических методов в индивидуальной и групповой формах коррекции и развития личности;

4. Исследовать механизмы коррекционно-терапевтического
воздействия арт-терапевтических методов, приёмов и техник в
индивидуальном и групповом взаимодействии с клиентами;

5. Сформировать представление об арт-терапии как о специфическом
подходе к коррекции и развитию личности, а также о возможных
стратегиях включения арт-терапевтических методов и приёмов в
контексте различных подходов психологической коррекции личности.

Вопросы для обсуждения

1. Философские и психологические основы арт-терапевтических методов коррекции и развития личности: механизмы коррекционного воздействия в арт-терапии.

2. Музыкотерапия и библиотерапия в системе арт-терапевтических методов коррекции и развития личности.

3. Интегративные арт-терапевтические методы: сказкотерапия, куклотерапия, песочная терапия, танце-двигательная терапия, и их характеристика.

4. Проективный рисунок как метод арт-терапии: стратегии и технология применения рисуночных методов в коррекции и развитии личности.

5. Использование метафор и сочинение историй в коррекции и развитии личности: стратегии и технологии работы с метафорами и историями в коррекционно-развивающей работе психолога.

6. Методы творческого самовыражения личности: стратегии, содержание и технологии их применения в коррекционно-развивающем процессе.

7. Особенности и практика использования арт-терапевтических методов в контексте различных подходов к коррекции и развитию личности в современной психологии.

Рекомендуемая литература

Для обязательного чтения:

1. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000. С. 160 - 207.

2. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1998. С. 199 - 230.

3. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб., 1999. С. 8 - 88.

Для конспектирования:

1. Практикум по арт-терапии. Под ред. Копытина А. И. СПб., 2000. С. 21 - 63.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.. 2006. С. 127-137.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000. С. 7 - 23.

4.Козлов В. В. Психотехнологии изменённых состояний сознания. Методы и техники. М., 2001. 293 - 309.

5.Гордон Д. Терапевтические метафоры. В кн.: Технологии программирования судьбы. Сост. К. В. Сельченок. Минск, 2003. С. 162 - 186.

6. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М., 2002. С. 14 - 28.

Для подготовки ов и выступлений:

1.Бурно М. Терапия творческим самовыражением. М, 1989; 2003.

2.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб., 2006.

3.Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М, 2002.

4.Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб., 2003.

5.Арт-терапия. Хрестоматия. Под ред. А. И. Копытина. СПб., 2001.

6.Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.

7.Колошина Т., Тимошенко Г. Марионетки в психотерапии. М., 2001.

8.Лебедев В. Б., Биньковская Н. В. Миры воображения. Руководство по интерактивной имагогике. М., 2002.

9.Гордон Д. Терапевтические метафоры (оказание помощи другим посредством зеркала). Канск, 1994.

10.Оуэн Н. Магические метафоры. М., 2002.

11.Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

12.Грабенко Т. Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. СПб., 1999.

13.Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб., 2002.

14.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. СПб., 2002.

15.Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. СПб., 2002.

16.Назарова Л. Д. Фольклорная арт-терапия. СПб., 2002.

17.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. СПб., 2002.

18.Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб., 2003.

19.Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. СПб., 2001.

Примечание. Семинарское занятие проводится в форме круглого стола -конференции, где каждый студент в течение 5-ти минут выступает с презентацией одного из методов арт-терапии, которые подробно представлены в рекомендованной литературе.

Семинарское занятие №6 Методы и техники поведенческой коррекции.

Цели занятия:

1. Проанализировать теоретические основания и подходы к пониманию поведенческого направления в современной психологии;

2.Рассмотреть особенности и выделить сущностные характеристики поведенческой психологической коррекции;

3.Выделить факторы и условия , определяющие эффективность применения методов поведенческой коррекции.

4.Дать характеристику методов поведенческой коррекции и обосновать технологические аспекты их практического применения в индивидуальной и групповой формах коррекции;

5.Определить возможности и ограничения использования методов поведенческой коррекции в работе с клиентами различных возрастных групп;

6.Сформировать требования к личностным и профессиональным качествам психолога, работающего в поведенческом направлении.

Вопросы для обсуждения

1. Теоретические основы и сущностные характеристики поведенческого подхода в психологической коррекции.

2. Научение, перенос и репетиция поведения как основные механизмы коррекционного воздействия поведенческой коррекции.

3. Группы тренинга умений как метод групповой поведенческой коррекции.

4. Методы и техники поведенческой коррекции и их характеристика.

5. Факторы и условия эффективного использования поведенческих методов коррекции в индивидуальной и групповой формах работы с клиентами различных возрастов.

6. Возможности и ограничения исользования поведенческих методов коррекции в различных видах практической деятельности психолога.

7. Требования к личности и профессиональной подготовке психолога, работающего в контексте поведенческого напраления.

Рекомендуемая литература Для конспектирования:

1. Соловьева СЛ. Психотерапия. Новейший справочник практического психолога. М., СПб., 2005. С. 99-125.

2. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.,1998. С. 286-313.

Для обязательного чтения:

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2000. С. 68-81, 215-244, 406-415.

2. Доллард Дж. Миллер Н. Психотерапия в рамках теории научения. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. Под ред. У.С. Сахакиан. М..2000. С.303-348.

3. Кори Дж. Теория и практика группового консультирования. М.,2003. С. 457-497.

Для самостоятельной работы:

1. Торндайк Э., Уотсон Дж. Бихевиоризм. М., 1998.

2. Джоунс М., Рапопорт Р. Терапия средой : терапевтическое сообщество. М., 2000. С.530-571.

3. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1998. С. 351-357.

Семинарское занятие № 7. Игровая терапия в психологической коррекции: цели, приемы, техники и механизмы коррекционного воздействия в игре

Цели занятия:

1. Дать общую характеристику методов игровой терапии и развитию основных ее направлений в отечественной и зарубежной психологии;

2. Рассмотреть историю развития и становления игровой терапии как самостоятельного метода оказания практической психологической помощи.

3. Выделить значимые функции игры в коррекции и развитии детей и подростков.

4. Обобщить представления о формах, приемах, методах и механизмах психологической коррекции в игре.

5. Сформулировать требования к личности и профессиональной подготовке игротерапевта.

Основные понятия: игровая терапия, игротерапет, психоаналитическая игровая терапия, Гуманистическая игровая терапия, поведенческая игровая терапия, адлерианская игровая терапия. Игровая терапия реальности, направленная игроая тераия, игровая терапия отреагирования, Игровая терапия построения отношений, примитивная игровая терапия, недирективная игровая терапия, индивидуальная игровая терапия, гркповая игровая терапия, игровая комната.

Вопросы для обсуждения

1. Игровая терапия как метод психологической коррекции: история развития и становления метода в отечественной и зарубежной психологии.

2. Основные функции игры, процесс проведения игровой коррекции, психологические механизмы коррекционного воздействия игры.

3. направления игровой терапии в отечественной и зарубежной психологии и их характеристика: специфика реализации метода с позиций различных концепций игровой терапии.

4. Особенности организации индивидуальной и групповой форм игровой психологической коррекции. Показания к проведению.

5. Игровая комната: требования к оборудоанию и организации условий в игровой комнате.

6. Требования к личности и профессиональной квалификации психолога-игротерапевта.

Для обязательного изучения:

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., С. 126-160.

2. Кевин О Коннор. Теория и практика игровой психотерапии. СПб., 2002. С.32-73.

3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психокоррекции. М.,2001. С. 60-69.

Для конспектирования:

1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997. С. 120-179.

2. Хейм Дж. Джинотт. Групповая психотерапия с детьми: теория и практика игровой тераии. М.2001. С. 30-43.

Для дополнительного чтения:

1. Вирджиния Экслайн. Игровая терапия. М.,2000.

2. Ленгрет ГЛ. Игровая терапия: искусство отношений. М. 1994.

3. Кларк Мустакас. Игровая терапия. СПб., 2000.

4. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья T.l М., 1999.

Задания для самостоятельной работы

Составить тест достижений по теме семинара, состоящий из 30 заданий, каждое их которых включает в себя по 4 варианта ответов. Приложить ключ к тесту и указать источник на основании которого составлено задание теста и обозначен правильный вариант ответа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине

«Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста »

Темы семинарских занятий

Семинарское занятие №1-2. Задачи, направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Цели занятия: 1 .Рассмотреть особенности психического развития детей дошкольного возраста, определить основные задачи развития в дошкольном возрасте.

2. Выделить основные направления психолога ДОУ.

3.Проанализировать нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка.

4.Изучить критерии оценки отклоняющегося поведения.

5.Выделить и проанализировать причины задержки психического развития.

6.Описать возрастные особенности страхов при неврозах.

Основные понятия: психическая произвольность, двигательная сфера, эмоциональная сфера, сфера общения, поведенческая сфера, тип симптома, тяжесть и частота симптома, синдром дефицита внимания, гиперактивность, агрессивность, ранний детский аутизм, мутизм- элективный и тотальный мутизм, страхи и тревога в генезе неврозов, частные случаи нарушений: вербализм, воровство, лживость, онанизм, пассивность, застенчивость, демонстративность, уход от деятельности; детская аффективность.

Вопросы для обсуждения

1. Психологическое сопровождение естебственного развития дошкольника.

2. Основные направления работы дошкольного психолога. Содержание работы «педагог-психолог - дети».

3. Методы развития основ произвольности психической регуляции у детей дошкольного возраста.

4. Дошкольники «группы риска». Критерии оценки отклонений в поведении. Методы коррекции.

5. Частные случаи трудностей и проблем в развитии детей дошкольников. Классификация задержки психического развития по Н.А. Цыпиной. Методы коррекции. Рекомендации родителям.

6. Методы и технологии работы психолога с агрессивными и гиперактивными детьми

7. Психологическая зрелость дошкольников и готовность к школьному обучению.

8. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста.

9. Коррекция аффективного поведения детей с помощью сюжетно-ролевых, режиссерских и творческих игр.

10. Коррекция межличностных взаимодействий в группах детского сада.

11. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка.

Рекомендуемая литература

1. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на Дону, 2004,

2.Психокоррекционная и развивающая работа сдетьми. Под редакцией. И.В. Дубровиной. М.2001г.

3.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. МЛ 997г.

4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. МЛ 968г.

Семинарское занятие №3-4. Особенности организации и содержание корреционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста.

Цели занятия:

1.Дать определение понятиям: «психологическая коррекция», «психологическая профилактика», цели работы с детьми младшего школьного возраста.

2.Раскрыть основные направления работы школьного психолога младших классов.

3.Раскрыть понятия «адаптация» и «дезадаптация» к школьному обучению.

4.Проанализировать психологические причины неуспеваемости младших школьников.

5.Определить основные понятия и особенности коррекционной работы.

6.Проанализировать значение игры как формы психологической коррекции.

7.Проанализировать тренинг и психотерапию как формы коррекционно-развивающей работы.

8.Дать определение возрастным страхам.

Основные понятия : младшее школьное детство; мотивационная готовность к школьному обучению, адаптация к школе, учебные навыки школьника, интеллектуальные способности; познавательные процессы; эмоциональная сфера личности; межличностные отношения в младшем школьном возрасте; произвольность поведения, произвольность деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Содержание коррекционно-развивающей работы психолога в начальной школе.

2. Основные формы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста.

3. Развитие интеллектуальных способностей, коррекция и развитие познавательных процессов в работе с детьми младшего школьного возраста.

4. Развитие мотивационной готовности и адаптация к школе в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста.

5. Особенности коррекции и развития эмоциональной сферы детей младшего

школьного возраста: основные стратегии и методы коррекционноОразвивающего

воздействия.

6. Методы и приемы коррекции сферы межличностных отношений младших школьников.

7. Профилактика и коррекция социально-едагогической заущенности в младшем школьном возрасте.

8. Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.

9. Младшие школьники «группы риска» (СДВГ, леворукость, агрессивность, Застенчивость, ранимость, обидчивость, робость, тревожность)

10. Коррекционно-профилактическая работа с родителями.

Рекомендуемая литература.

1 .Психокоррвкционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И. В.Дубровиной. М.,2001. С.48-131; 147-156

2. Истратов О.И. Эксакусто Т.В. Сравочник психолога начальной школы. Ростов-на Дону,2004,С.267-368.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология начальной школе М.,1996. С.7-71; 100-106; 117-234.

4. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков Ростов-Дон Феникс,Минск. 2005.

5. Широкова Г.А., Жадъко Е.Г. Практикум детского психолога Ростов-Дон. Феникс, 2005.

6. Битянова М.Р. и др. Профессия- школьник. Программа формирования индиидуального стиля познавательной деятельности у младших школьнике. М. 2000.

7. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М. 1990.

8. Акимова М.К Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития
школьников. М. 2000.

9. ШевченкоЮ. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным
синдромом. М. 1997.

Семинарское занятие №5. Направление, содержание, стратегии и методы коррекционно-развивающей работы с детьми подросткового и старшего школьного

возраста.

Цели занятия: 1. Рассмотреть особенности психического развития детей подросткового и старшего школьного возраста.

2.Определить основные задачи развития и направления построения коррекционно-развивающей работы с подростками.

3. Выделить основные направления коррекционно-развивающей работы с подростками.

4.Обосновать основные направления коррекции и развития личности старшеклассника.

5.Определить основные подходы, методы, технологии коррекции и развития сферы профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте.

Вопросы для обсуждения

1. Особенности коррекционно- развивающей работы в средней школе и основные формы коррекционно-развивающей работы в подростковом и старшем школьном возрасте.

2. Подростки «группы риска» . Факторы риска. Акцентуации характера, психопатии.

3. Адаптивное и отклоняющееся поведение.

4. Девиантное поведение подростков в аспекте деятельности практического психолога.

5. Клинические особенности раннего (подросткового алкоголизма. Методы профилактики и коррекции.

6. Суицидальное поведение в подростковом возрасте, кризисные методы интервенции.

7. Особенности развития личности и личностный рост в работе с подростками: методы коррекции нарушения половой идентичности, агрессивность.

8. Особенности и методы коррекции межличностных отношений.

9. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер в подростковом возрасте.

10. Социальные страхи, фобии, робость и проблемы самооценки у подростков.
11 Психологические особенности и задачи развития в ранней юности.

12.Вопрос профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте.

Рекомендуемая литература:

1. Истратова О.Н. Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов-на-Дону, 2004, С.29-41. 299-410.

2. Игумно С.А. Психотерапия детей и подростков. Ростов-на-Дону. 2005. С.141-208.

3. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. МЛ 997.

4. Психокоррекция: теория и практика. Под ред. Ю.С. Шевченко и др. М. 1995.

5. Соколова Е.Т. Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М. 1995г.

6. Шульга Т.И.Слот В. Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска» М. 1999.