Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 15

 

Поиск            

 

Указания методические для студентов 2 курса заочного отделения с сокращенными сроками обучения специальности «психология»

 

             

Указания методические для студентов 2 курса заочного отделения с сокращенными сроками обучения специальности «психология»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

С СОКРАЩЕННЫМИ СРОКАМИ ОБУЧЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»

3 семестр 2009/2010 уч. года

Издательство ИЭУиП

Казань

2009

Авторы составители: проф. Р.Ф.Сулейманов

доц.. О.В.Григорьева

к.пс.н. Е.Б. Цагарелли

к.пс.н. А.Е. Сережкина

Методические указания для студентов 2 курса заочного отделения с сокращенными сроками обучения специальности «Психология» (специализация «Психология развития и возрастная психология» 3 семестр 2009/2010 уч. года. – Казань: Издательство Института экономики, управления и права, 2009.

Методические указания содержат вопросы для оценки качества освоения курса, список литературы, темы контрольных и курсовых работ по дисциплинам, изучаемым студентами в рамках специальности 020400 «Психология» в 3 семестре 2 курса заочного отделения факультета с сокращенными сроками обучения.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании методической комиссии психологического факультета Института экономики, управления и права.

Ó ИЭУиП, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ»……………………………………..

6

1.1. Вопросы для оценки качества освоения курс...........................................

6

1.2. Литература…………………………………………………………………

7

1.3. Экзаменационные вопросы……………………………………………….

7

1.4 Темы ов…………………………………………………………….

9

1.5 Литература………………………………………………………………….

10

2. Дисциплина «история и теория религий»………………

12

2.1. Вопросы для оценки качества освоения курс...........................................

12

2.2. Литература…………………………………………………………………

13

3. дисциплина « общая психология» ………………………...

14

3.1. Вопросы к экзамену по общей психологии………………………….......

14

3.2. Литература………………………………………………………………....

16

3.3 Тематика курсовых работ (3 семестр)……………………………………

17

3.4.Тематика курсовых работ (4 семестр)……………………………………

19

3.5. Литература…………………………………………………………………

21

4. Дисциплина «Экспериментальная психология»…...

22

4.1Вопросы к экзамену по общей психологии…………………………..........

22

4.2. Литература…………………………………………………………………...

22

5. Дисциплина «Общий психологический практикум»

24

5.1 Задание для самостоятельной работы……………………………………...

24

5.2 Литература……………………………………………………………………

24

6. Дисциплина «Психология личности» ………………..........

25

6.1.Вопросы к экзамену по общей психологии…………………………..........

25

6.2. Литература…………………………………………………………………..

26

7. Дисциплина «Социальная психология»…………………..

27

7.1 Вопросы для оценки качества освоения курса…………………………….

27

7.2 Литература……………………………………………………………………

29

7.3. Тематика контрольных работ………………………………………………

30

8.Дисциплина Математические методы в психологии»…………………………………………………………………………….

32

8.1 Вопросы для оценки качества освоения курса…………………………….

32

8.2 Литература……………………………………………………………………

32

8.3 Контрольная работа………………………………………………………….

33

9. Дисциплина «Психофизиология» ……………………………

39

1.1 Вопросы для оценки качества освоения курса…………………………….

39

9.2.Литература……………………………………………………………………

39

10. Дисциплина «Этнопсихология» ……………………………

40

10.1. Вопросы ля оценки качества освоения курса……………………………

40

10.2. Литература …………………………………………………………………

43

11 Дисциплина «Основы социально-психологического тренинга»…………………………………..

46

11.1 Литература………………………………………………………………….

46

12. Дисциплина «Психология зависимости»………………

47

12.1 Вопросы для оценки качества освоения курса…………………………..

48

12.2 Литература………………………………………………………………….

48

ПЕРЕЧЕНЬ

дисциплин и форма оценки качества освоения курса студентами

2 курса заочного отделения с сокращенными сроками обучения

(3 семестр 2009/2010 уч. года)

1. Философия - экзамен

2. История и теория религий - экзамен

3. Общая психология - экзамен

4. Экспериментальная психология - экзамен

5. Общий психологический практикум - зачет

6. Психология личности - зачет

7. Социальная психология - экзамен

8. Математические методы в психологии - зачет

-

9. Психофизиология - зачет

10. Этнопсихология - зачет

11. Основы социально-психологического тренинга - зачет

12. Психология зависимости - зачет

13. Иностранный язык - экзамен

1. ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ»

1.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Мировоззрение и его исторические типы.

2. Генезис и сущность философии.

3. Функции философии.

4. Исторические этапы развития философии.

5. Философия древневосточных цивилизаций.

6. Античная философия.

7. Средневековая философия.

8. Философия Возрождения.

9. Философия Нового времени.

10. Философия Просвещения.

11. Немецкая классическая философия.

12. Марксистская философия.

13. Неклассическая западная философия.

14. Развитие философии в России.

15. Понятие бытия и его родов.

16. Многообразие философских трактовок бытия.

17. Атрибуты бытия.

18. Диалектика и ее альтернативы.

19. Природа и ее образы в истории человеческой мысли.

20. Антропогенез как проблема философии.

21. Сущность и природа человека.

22. Смысл человеческой жизни.

23. Жизнь и смерть как темы философских размышлений.

24. Общество как предмет философского анализа.

25. Деятельность и общественные отношения.

26. Общество как самоорганизующаяся система.

27. Личность и общество.

28. Свобода и ответственность личности.

29. Проблема сознания в философии.

30. Сознание и мозг.

31. Предметность и рефлективность самосознания. Сознание и язык.

32. Структура сознания.

33. Познание как отношение человека к миру.

34. Ступени познания.

35. Учение об истине и ее критериях.

36. Научная рациональность и ее особенности.

37. Знание и вера.

38. Человек в мире культуры.

39. Глобальные проблемы современности.

40. Перспективы современной цивилизации.

1.2. Литература

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: ТЕИС, 1996.

2. Радугин А.А.Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 1997.

3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996.

Дополнительная:

1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. – М., 1991.

2. Барулин В.Г. Социально-философская антропология. – М., 1995.

3. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. – М.: Вестник, 1997.

4. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1995.

5. Киносьян В.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Казань: Экополис, 1998.

6. Миголатьев А.А. Философия: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 639 с.

7. Митрохин Л.И. Философия религии. – М., 1993.

8. Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня. – М., 1994.

9. Основы современной философии: Учебник для вузов / Под ред. М.Н.Росенко. – 3-е изд., доп. – СПб., 2001. – 384 с.

10. Сальников В.П. Философия для аспирантов: Учебник. – М., 2001. – 512 с.

11. Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

12. Современный философский словарь. – М., 1996.

13. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

14. Философия. Часть 1. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.И.Кириллова и др. – М.: Юристъ, 1996.

15. Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина и др. – М., 1992.

16. Философия: Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

17. Философский Словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

18. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Составители: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: ТЕИС, 1996.

19. Щекин Г.В. Социальная философия истории (теория социального развития). – Киев: МАУП, 1996.

1.3. Экзаменационные вопросы

1. Понятие мировоззрения. Особенность философского мировоззрения.

2. Философия в духовной культуре человека.

3. Особенность философских проблем.

4. Основные черты античной философии: косноцентризм, антологизм, рационализм.

5. Античная философия. Материализм Демокрита и идеализм Платона.

6. Философия Средних веков: теоцентризм, схоластика.

7. Мировоззрение и философия эпохи Возрождения.

8. Рационализм философии Нового времени. Ф.Бэкон и Р.Декарт.

9. Немецкая классическая философия. Агностицизм Канта.

10. Немецкая классическая философия. Диалектический идеализм Гегеля.

11. Диалектический материализм К.Маркса.

12. Иррациональная философия 19-20 веков. Философия жизни, экзистенциализм.

13. Позитивизм и неопозитивизм.

14. Философия идеи З.Фрейда.

15. Особенности русской философии.

16. Философская проблема бытия.

17. Категория материи в ее историческом развитии.

18. Движение, пространство, время как формы существования материи.

19. Проблема сознания в философии.

20. Проблема человека в философии.

21. Категория личности в познании человека.

22. Проблема познаваемости мира в философии. Агностицизм.

23. Роль практики в познании.

24. Чувственное и рациональное познание.

25. Общество и история как объект философского анализа.

26. Материалистическое понимание общества и истории. Понятие общественно-экономической формации.

27. Единство и многообразие исторического процесса.

28. Общественное сознание и его структура.

29. Философские проблемы политики права. Понятие правового государства и гражданского общества.

30. Нравственное сознание и его структура. Категории нравственного сознания.

31. Эстетическое сознание и понятие красоты.

32. Ценности и их роль в жизни общества и человека.

33. Техника и ее осмысление в философии.

34. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

35. Технический прогресс и становление информационного общества.

36. Будущее и научное предвидение.

1.4 Темы ов.

1. Философия и частные науки

2. Философия и мифология.

3. Философия и религия.

4. Философия в системе культуры.

5. Философия и искусство.

6. Философия и право.

7. Философия Древнего Востока.

8. Античность как тип философствования.

9. Средневековая философия.

10. Философия Ближнего и Среднего Востока.

11. Философия Возрождения.

12. Исторические формы диалектики.

13. Раннебуржуазная философия Нового времени.

14. Французское Просвещение.

15. Философское учение Канта.

16. Антропологический материализм Фейербаха.

17. Система и метод философии Гегеля.

18. Философия жизни Шопенгауэра и Ницше.

19. Экзистенциализм как философия человека.

20. Позитивизм и прагматизм, их достоинства и недостатки.

21. Учение Фрейда о бессознательном и его значение.

22. Проблема отчуждения у Маркса и Фромма.

23. Философская герменевтика.

24. Понятие о философской антропологии.

25. Российская философия ХIХ-ХХ вв., нач.ХХI в.

26. Проблема истины в философии. Истина и правда.

27. Познание и ценности.

28. Проблема гуманизма. Старый и новый гуманизм.

29. Системно-структурный подход как направление философии.

30. Научно-технический прогресс и становление нового общества.

31. Наука и нравственность.

32. Исторические формы материализма.

33. Исторические формы идеализма.

34. Формационный и цивилизационный подход.

35. Человек как главная ценность.

36. Наука и идеология.

37. Собственность и власть. Их эволюция.

38. Биологическое и надбиологическое в человеке.

39. Я и Другой.

40. Личность и культура.

41. Религия и личность. Различие духовности и религиозности.

42. Духовная реальность человека и ее структура.

43. Душа человека и ее свойства.

44. Информатизация общества.

45. Искусственный интеллект.

46. Концепция деятельности в истории философии.

47. Идеалы и интересы, идолы и идеалы.

48. Демографический кризис и пути его решения.

49. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

50. Глобальные достижения человеческой цивилизации и новое неоклассическое мышление.

1.5 Литература.

Основная:

1. Философия. /Учебник для вузов. Под ред.проф. В.Н.Лавриненко/. М: Юристъ, 2001.

2. Гизатов К.Т. Философия. /Учебник для вузов на татарском языке в 2-х частях/. Казан: Мэгариф-Нашрияты, 2002. ч.1; 2003. ч.2.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия./Учебник для вузов/. М:МГУ, 1996.

Дополнительная:

1. Антология мировой философии. В 4-х томах. М., 1969.

2. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 1996.

3. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1991.

4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977.

5. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

6. История философии в кратком изложении. М., 1995.

7. Киносьян В.А. Концепции современного естествознания Казань, 1998.

8. Курашов В.И. Философия и российская ментальность. Казань, 1999.

9. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1990.

10. Митрохин Л.И. Философия религии М., 1993.

11. Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня. М.,1994.

12. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека. Казань, 1999.

13. Пригожин И, Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

14. Сальников В.П. Философия для аспирантов. Учебник. М.,2001.

15. Современный философский словарь. М.,1996.

16. Солодухо Н.М. Философия небытия. Казань, 2002.

17. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

18. Степин В.С. Теоретическое знание. М.,2000.

19. Тайсина Э.А. Философские вопросы семиотики. Казань, 1993.

20. Щелкунов М.Д. Основы антропологии. Казань-Нижнекамск, 2001.

2. ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИЙ»

2.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Предмет, цель и задачи курса истории и теории религии. Основные методы исследования.

2. Основные концептуальные подходы к определению понятия "религия".

3. Религия и социальные науки.

4. Сущностные характеристики религии.

5. Структурное содержание религии.

6. Основные функции религии.

7. Типология религии.

8. Происхождение религии. Основные подходы к решению проблемы.

9. Религиозные верования первобытного общества: общая характеристика.

10. Тотемизм как форма религиозных верований первобытного общества.

11. Фетишизм как форма религиозных верований первобытного общества.

12. Анимизм как форма религиозных верований первобытного общества.

13. Магия как форма религиозных верований первобытного общества.

14. Религиозные представления народов Африки, Америки, Океании.

15. Особенности религиозных представлений Древней Греции и Древнего Рима.

16. Мифология как наука, изучающая мифы.

17. Особенности античной мифологии.

18. Дешифровка античного мифа по А. Лосеву.

19. Религия Древнего Египта.

20. Индуизм.

21. Религия Древнего Китая.

22. Иудаизм.

23. Возникновение буддизма.

24. Особенности вероучения и культа буддизма.

25. Особенности региональных форм буддизма.

26. Предпосылки возникновения христианства.

27. Источники происхождения христианства.

28. Содержание христианского учения.

29. Мировоззрение человека эпохи христианства.

30. Особенности вероучения и культа католицизма.

31. Организация управления Римской католической церкви.

32. Основные направления деятельности Римской католической церкви.

33. Проникновение католицизма в Россию.

34. Реформация и возникновение протестантизма.

35. Особенности вероучения и культа протестантизма.

36. Основные направления протестантизма.

37. Предпосылки возникновения ислама.

38. Особенности вероучения и культа ислама.

39. Основные направления ислама.

40. Политизация ислама. Феномен исламского фундаментализма.

41. Общая характеристика и классификация нетрадиционных религий.

42. Оккультно-мистические учения.

43. Новые религии и культы.

44. Зарождение мирового масонства.

45. Масонство в России в XVIII – XIX веках.

46. Масоны и революция в России в начале XX в.

47. Современное мировое масонство.

2.2. Литература

1. Основы религиоведения. Учебник. – М., 2000.

2. Радугин А.А. Введение в религиоведение. Курс лекций. – М., 1996.

3. Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.

4. Яблоков И.Н. Религиоведение. – М., 2000.

5. Яблоков И.Н. Религия: сущность и явления. – М., 1982.

3. ДИСЦИПЛИНА «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

3.1 ВОПРОСЫ к экзамену по общей психологии

1. Понятие личности в системе современного научного знания. Личность в философии, социологии, психологии.

2. Личность как предмет психологического исследования. Многообразие подходов к изучению личности. Понятие личности в общей, дифференциальной, социальной психологии.

3. Исторические этапы исследования личности.

4. Методы исследования личности.

5. Требования к психологической теории. Критерии оценки теории личности.

6. Общие подходы к изучению личности, ее понятие и структура в современных зарубежных теориях личности.

7. Общие подходы к изучению личности, ее понятие и структура в отечественных теориях личности.

8. Личность в норме и патологии.

9. Соотношение понятий: «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность».

10. Основные параметры личности: устойчивость, единство, активность (Рубинштейн С. Л.). Общее понятие структуры личности.

11. Психические процессы, состояния и свойства личности.

12. Понятие «типологии» личности. Основные принципы построения типологии личности.

13. Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

14. Личность и социальная среда. Социальные роли и социальный статус личности.

15. Основные закономерности формирования и развития личности в процессе социализации.

16. Механизмы психологической защиты.

17. Конституциональные свойства индивида. Конституциональные теории Э.Кречмера и У. Шелдона.

18. Общее понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Учение И. П. Павлова. Свойства темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента, их проявление в деятельности.

19. Направленность личности, ее место и значение в структуре личности. Проблема направленности личности в работах С. Л. Рубинштейна.

20. Потребности личности. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация и виды потребностей.

21. Мотивация личности. Понятие мотива. Классификация мотивов. Этапы формирования мотива.

22. Определение способностей. Виды способностей. Понятие о задатках и генотипе как природной основе способностей. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.

23. Основные подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию природы способностей.

24. Определение, физиологические основы характера. Взаимосвязь темперамента и черт характера. Структура характера. Классификация черт характера. Различные направления характерологии (физиогномика, хиромантия, графология).

25. Акцентуация черт характера. Типология акцентуированных черт характера по А. Е. Личко, К. Леонгарду.

26. Самосознание личности, его место в психической организации человека. Функции и структура самосознания. Этапы становления самосознания. Самооценка и уровень притязаний.

27. Основные характеристики человека и структуры личности в концепции Б. Г. Ананьева.

28. Понятие и структура личности в концепции С. Л. Рубинштейна.

29. Понятие и структура личности в концепции А. Н. Леонтьева.

30. Понятие и структура личности в концепции В.Н. Мясищева.

31. Понятие и структура личности в концепции А.Г. Ковалева.

32. Понятие и структура личности в концепции В.С. Мерлина.

33. Понятие и структура личности в концепции К.К. Платонова.

34. Понятие и структура личности в концепции Д.Н. Узнадзе.

35. Понятие и структура личности в концепции А. В. Петровского.

36. Понятие и структура личности в психодинамической теории личности З. Фрейда.

37. Понятие и структура личности в аналитической теории личности К.Г.Юнга.

38. Понятие и структура личности в индивидуальной теории личности А. Адлера.

39. Понятие и структура личности в гуманистической теории личности Э. Фромма.

40. Понятие и структура личности в социокультурной теории личности К. Хорни.

41. Понятие и структура личности в диспозиционной теории личности Г. Олпорта.

42. Понятие и структура личности в структурной теории черт личности Р. Кеттела.

43. Понятие и структура личности в теории типов личности Г. Айзенка.

44. Понятие и структура личности в социально-когнитивной теории личности А. Бандуры.

45. Понятие и структура личности в теории социального научения Дж. Роттера.

46. Понятие и структура личности в когнитивной теории личности Дж.Келли.

47. Понятие и структура личности в теории самоактуализации А. Маслоу.

48. Понятие и структура личности в феноменологической теории личности К. Роджерса.

49. Понятие и структура личности в теории логотерапии В.Э.Франкла.

50. Понятие и структура личности в психологии сознания У. Джемса.

51. Понятие и структура личности в теории трансакционного анализа Э.Берна.

52. Понятие и структура личности в трансперсональной теории С. Грофа.

3.2. ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Психология личности. М, 2002.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Москва – Воронеж, 1995.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1998.

4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М.: "Латерна" "Ви­та", 1995. – 150 с.

5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб, 2002.

6. Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности: Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: пед. общество России, 2001.

7. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М., 2002.

8. Климов Е. А. Основы психологии: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 1998.

9. Климов Е.А. Психология. – М., 1997.

10. Купер К. Индивидуальные различия. – М., 2000.

11. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003.

12. Максименко С.Д. Общая психология. – Киев, 2001.

13. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - Москва, 1996.

14. Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва - Воронеж, 1995.

15. Немов Р.С. Психология. – М., 2001.

16. Общая психология. Тексты: В 3 Т. Т.2. Субъект деятельности /Отв. Ред. В.В. Петухов – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

17. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.

18. Петровский А. В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995

19. Петровский В. А. Личность в психологии: Парадигма субъективности: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

20. Петровский В.А. Психология. – М., 2000.

21. Психология личности в трудах зарубежныхных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

22. Райх В. Характероанализ. – М., 1999.

23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001.

24. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

25. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – М., 2001

3.3. Тематика курсовых работ (3 семестр)

1. Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы.

2. Научное и житейское понимание психологических явлений.

3. Особенности и специфика межотраслевых связей психологии с различными областями гуманитарного знания.

4. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина.

5. Психология и философия: проблемы их взаимодействия.

6. Особенности становления и развития предмета психологии.

7. Моделирование как метод психологического исследования.

8. Явление сознания как предмет исследования.

9. Специфика и особенности предмета и задач психологии поведения.

10. Критический анализ рефлекторного объяснения поведения человека и его психических процессов.

11. Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека.

12. Роль коры головного мозга и подкорковых структур в управлении психическими процессами и состояниями.

13. Проблема бессознательного в психоанализе.

14. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.

15. Развитие сознания человека в материалистически ориентированных философских и психологических исследованиях.

16. Постановка и решение проблемы развития человеческого сознания в идеалистических философских и психологических работах.

17. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

18. Категория деятельности в психологии.

19. Сущность и содержание принципа единства сознания и деятельности.

20. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

21. Особенность деятельность человека, ее строение и виды.

22. Сущность и содержание основных понятий и принципов психологической теории деятельности.

23. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека.

24. Становление высших психических функций в процессе деятельности.

25. Высшие психические функции и их социальная природа.

26. Психологический анализ привычек людей.

27. Специфика формирования мотивационно-личностных аспектов деятельности человека.

28. Психологические закономерности развития деятельности – сущность и содержание.

29. Специфика развития представлений о личности в психологической науке.

30. Роль ощущений в жизнедеятельности людей.

31. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

32. Психофизиологические механизмы формирования ощущений.

33. Эволюция психологических представлений об ощущении.

34. Чувствительность человека и особенности ее измерения.

35. Физиологические основы восприятия.

36. Классификация свойств восприятия человека и их характеристика.

37. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

38. Представление как психический процесс.

39. Классификация и виды представлений.

40. Индивидуальные особенности представлений.

41. Влияние мышления на восприятие.

42. Закономерности восприятия, особенности протекания в учебной деятельности.

43. Психологические теории восприятия.

44. Память как психический процесс, круг явлений памяти.

45. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

46. Особенности влияния памяти на успешность обучения.

47. Основные виды памяти и их характеристика.

48. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

49. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.

50. Сущность и содержание ассоциативной теории памяти.

51. Основные факты и закономерности психологии памяти.

52. Память и научение в психологии поведения.

53. Основные положения теории построения движений Н.А.Бернштейн.

54. Исследования памяти в когнитивной психологии.

55. Проблема памяти в культурно-исторической теории и методика двойной стимуляции.

56. Зависимость непроизвольного запоминания от структурной деятельности в работах П.И.Зинченко и А.А.Смирнова.

57. Взаимосвязь запоминания и мотивации с точки зрения психоанализа (З.Фрейд).

58. Мотивация и запоминание с точки зрения бихевиоризма.

59. Исследования взаимосвязи мотивации и запоминания в гештальтпсихологии.

60. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

61. Сущность и содержание психологических механизмов воображения.

62. Развитие воображения.

63. Воображение и индивидуальное творчество художника. Сравнительный анализ различных направлений в современном искусстве.

64. Использование воображения в психотерапевтических целях.

65. Воображение и проективные личностные тесты.

66. Проблемы и пути развития творческого мышления.

67. Личностные особенности творческого человека.

68. Сущность и содержание основных теоретических подходов к изучению мышления в зарубежной и отечественной психологии.

69. Средства развития мышления.

70. Мышление в структуре психики.

71. Физиологические основы мышления.

72. Сравнительный анализ мышления человека и машины (ЭВМ).

73. Индивидуальные особенности и качества мышления.

74. Сущность и содержание теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин).

75. Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития.

76. Система возрастной диагностики умственного развития.

77. Психологические теории интеллекта.

78. Нарушения и патологии мышления – сущность проблемы и особенности проявления.

79. Речь: особенности развития в филогенезе и онтогенезе.

80. Психофизиологические механизмы речи и ее мозговая организация.

81. Теория развития языка и речи.

82. Сущность и содержание психолингвистического исследования речи.

83. Сущность и содержание лингвистического исследования речи.

84. Объективные методы изучения многомерных связей речи.

85. Нарушения и патологии речи: сущность и особенности проявления.

86. Отличие речи человека как средства общения от речи животных.

87. Соотношение речи и мышления.

88. Развитие речи и мышления.

89. Психологическая сущность внимания и его свойства.

90. Развитие внимания.

91. Связь уровня возбуждения и внимания в теории Канемана.

92. Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности.

3.4. Тематика курсовых работ (4 семестр)

93. Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций.

94. Функциональное назначение различных эмоций у человека.

95. Сравнительный анализ различных теорий эмоций.

96. Сущность и содержание когнитивных теорий эмоций личности.

97. Эмоции и личность. Персональный эмоциональный анализ индивидуальности творческих личностей.

98. Особенности взаимосвязи эмоций и мотивации.

99. Основные направления развития представлений об эмоциях в психологической литературе.

100. Сущность и содержание психоаналитических концепций аффекта.

101. Сущность и содержание периферической теории эмоций Джемса-Ланге.

102. Сущность и содержание дифференциальных эмоций (И.Изард).

103. Особенности понимания эмоций в рамках информационной теории П.В.Симонова.

104. Сущность и содержание теории эмоций С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

105. Особенности и специфика эволюционного развития потребностей.

106. Классификация человеческих потребностей.

107. Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.

108. Психологические механизмы развития мотивации человека.

109. Особенности понимания мотивации в различных школах и направлениях психологии.

110. Современные когнитивные теории мотивации.

111. Особенности влияния мотивации на деятельностиь: закон Йеркса-Додсона.

112. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.

113. Мотивация агрессивного и просоциального поведения.

114. Становление волевой регуляции поведения у детей.

115. Теоретический анализ волевого действия.

116. Психические состояния человека с точки зрения соотношения «норма – патология».

117. Регуляция эмоциональных состояний.

118. Понятие личности в психологии.

119. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

120. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.

121. Личность как системное (социальное) качество.

122. Проблема нормы и патологии в развитии личности.

123. Развитие представлений о структуре личности в отечественной психологии.

124. Культурно-исторический подход к изучению личности.

125. Проблема соотношения понятий «личность» и «индивидуальность» в психологии.

126. Психологическая структура личности.

127. Понятие установки личности – сущность и содержание проблемы.

128. Психология самосознания личности.

129. Особенности представлений о возрастной периодизации развития личности в различных школах и направлениях психологии.

130. Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности.

131. Сущность и содержание индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

132. Психология личности самоопределения.

133. Комплекс неполноценности: психологические факторы возникновения и проявления.

134. Аналитическая психология Карла Юнга.

135. Сущность и содержание эго – теории личности Эрика Эриксона.

136. Гуманистическая теория Эриха Фромма – специфика взгляда на основные проблемы психологии.

137. Сущность и содержание социокультурной теории личности Карен Хорни.

138. Взгляды Гордона Олпорта на проблему личности.

139. Сущность и содержание теории черт личности Рэймонда Кеттела.

140. Теория типов личности Ганса Айзенка.

141. Особенности понимания психического в бихевиористской теории Б.Ф.Скиннера.

142. Сущность и содержание теории личностных конструктов Джорджа Келли.

143. Основные принципы гуманистической психологии Абрахама Маслоу.

144. Сущность и содержание феноменологической теории личности Карла Роджерса.

145. Становление взглядов и представлений о темпераменте в ходе развития психологической науки.

146. Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента.

147. Личность и темперамент.

148. Сопоставительный анализ различных типологий характеров.

149. Аргументы за и против существования типов характера.

150. Социально-нравственные типы характера.

151. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

152. Психологическая характеристика способностей человека.

153. Способности и задатки: что выступает в качестве задатков к развитию человеческих способностей.

154. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

155. Специфика психологической классификации способностей и ее учет в профориентационной работе.

156. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

157. Условия ускоренного развития человеческих способностей.

3.5. Литература

1. Занюк С.С. Психология мотивации. – Казань: Изд-во Эльга-Н; Ника-Центр, 2001. – 352 с.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 144 с.

3. Изард К.Э. Психология эмоций. – МПб.: Изд-во «Питер», 1999. – 464 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 512 с.

5. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 288 с.

6. Психические состояния / Сост. А.В.Куликов /. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 512 с.

7. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер/. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 288 с.

4. ДИСЦИПЛИНА «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

4.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. История экспериментальной психологии.

2. Психологическое исследование.

3. Гипотезы психологического исследования.

4. Методологические подходы в психологическом исследовании.

5. Основные исследовательские методы.

6. Классификация методов психологического исследования.

7. Классификация методов исследования по Б.Г.Ананьеву. Особенности классификации.

8. Наблюдение. Виды. Ошибки.

9. Эксперимент. Виды. Ошибки.

10. Опрос (беседа, интервью, анкета).

11. Тесты. Виды.

12. Моделирование. Виды.

13. Артефакты в экспериментальном исследовании. Методы их устранения.

14. Основные этапы психологического исследования.

15. Идеальный и реальный эксперимент.

16. Внутренняя валидность.

17. Внешняя валидность.

18. Взаимосвязь между основными характеристиками экспериментального исследования.

19. Экспериментальные переменные.

20. Зависимая переменная.

21. Незавимсимая переменная.

22. Отношение между переменными.

23. Контроль переменных.

24. Формирование выборки. Критерии.

25. Доэкспериментальные планы.

26. Экспериментальные планы.

27. Квазиэкспериментальные планы.

28. Основные направления работы следующих ученых: А.Бине, В.М.Бехтерев, Э.Вебер, Ф.Гальтон, Г.Гельмгольц, Ф.Дондерс, К.Левин, Н.Н.Ланге, Э.Торндайк, Г.Эббингауз, Г.Фехнер и др.

4.2. Литература

1. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия / Н.Д.Гордеева. – М.: Тривола, 1995. – 321 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000, 320 с.

3. Экспериментальная психология / Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В.Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.

4. Солсо Р. Экспериментальная психология (серия Секреты психологии. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – 528 с.

5. Челпанов Г.И. Экспериментальный метод в психологии / Новые идеи в философии.- Сб. 9. – СПб.: Образование, 1913. С. 31-37.

6. Мельникова Н.Н. Экспериментальная психология: Методические рекомендации. – Челябинск: УюрГУ, 2000. – 46 с.

7. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. – М.: ИЛ., 1950.

8. Вундт В. Основания физиологической психологии. – Т. 1-2. – СПб., 1880-1881 // Очерки психологии. – М., 1912.

9. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – Вып. 6. – М.: Прогресс, 1978.

10. Психология общая и экспериментальная. – Изд. 3-е. – Л., 1925.

5. ДИСЦИПЛИНА «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

5.1. Задания для самостоятельной работы

1. Провести и дать письменный отчет самонаблюдения (интроспекция) в ситуациях: 1) стресс, 2) радость, 3) печаль-апатия, 4) влюбленность. Критерии: внешнее поведение, эмоции (которые выражают и которые скрыты), ощущения.

2. Составить психологический портрет личности на основе опросов, тестов и тестовых заданий.

3. Составить психологический портрет личности на основе проективных методик (несуществующее животное, дом-дерево-человек).

5.2. Литература

1. Гайда В.К, Захаров С.П. Психологическое тестирование: Учеб. пособие. – Л., 1982.

2. Зинченко Т.П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. – Душанбе, 1974. – 142 с.

3. Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии. Измерение в психологии: I. Общая психометрика. – М., 1983. – 218 с.

4. Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии. – Л., 1981. – 83 с.

5. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983. С. 62-81.

6. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – М., 1931.

7. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В., Столова. – М., 1987.

8. Платонов К.К. Психологический практикум. – М., 1980. – 165 с.

9. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. – 288 с.

10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 500 с.

11. Практикум по психологии / Под ред. А.Н.Леонтьева и Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1972. – 248 с.

12. Психологические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А.А.Бодалева, И.М.Палея, М.Д.Дворяшиной. – Л., 1976. С. 131-154.

13. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. VI. – М., 1978. – 282 с.

6. ДИСЦИПЛИНА «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

6.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Определите предмет и основные задачи психологии личности.

2. Каковы основные теоретические положения определения личности?

3. Разграничьте понятия «личность», «индивид», «индивидуальность».

4. Каковы основные компоненты теории личности?

5. В чем заключаются основные особенности психодинамической теории личности?

6. Опишите взгляды З.Фрейда на развитие личности.

7. Как трансформировался психоаналитический подход к теории личности в работах неофрейдистов?

8. Дайте характеристику теориям типов личности (Гиппократ, В.Шелдон, К. Юнг, Г. Айзенк и др.)

9. Каковы основные положения теории личностных черт Р.Кэттелла?

10. Опишите специфику и научное значение бихевиорального направления изучения личности?

11. В чем особенность подхода А.Бандуры и Дж, Роттера к анализу личности?

12. Охарактеризуйте взгляды гуманистическоих психологов на личность.

13. В чем особенности когнитивной теории личности?

14. Определите основные положения психологии личности в трудах отечественных ученых (Л.С. Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов и др.)

15. Определите направленность как базовую характеристику личности в отечественной психологии.

16. Как происходит формирование и развитие личности в онтогенезе?

17. Какие факторы оказывают влияние на развитие личности?

18. Что такое устойчивость личности?

19. Какие качества личности устойчивы и изменчивы?

20. Дайте определение процессу социализации личности. Каковы основные механизмы социализации?

21. Какова роль больших и малых групп в развитии личности?

22. Какова роль биологического и социального в личности человека?

23. Дайте определение мотивации как источника личностной активности.

24. Чем объясняется уникальность личности?

25. Что такое психическое здоровье личности и существуют ли критерии его оценки?

26. Каковы методы исследования психологии личности?

6.2. Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1987

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, №4, 1978, №4, 1979

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Собр. Соч. Т.1, - М., 1982

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975

6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984

7. Мерлин В.С. Очерк интегралиного исследования индивидуальности. – М., 1986

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропологии. Учебное пособие для вузов. – М., 1995

10. Социальная психология личности / Под ред. М.И.Бобневой и Е.В. Шороховой. – М., 1983

11. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983

12. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности – М., 1994

13. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993

14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 1997

15. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. – М., 1994

7. ДИСЦИПЛИНА «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

7.1. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Предмет социальной психологии, структура соц. психологии как науки.

2. Отношение соц. психологии с другими науками. Принципы и понятия соц. психологии.

3. Проблемы соц. психологии.

4. Внутригрупповые феномены: влияние меньшинства.

5. Общие вопросы методологии. Основные методы соц. психологии.

6. Необихевнористическая ориентация.

7. Метод наблюдения.

8. Конфликт и примирение. Виды конфликтов. Соотношение понятий конфликтная ситуация, инцидент, конфликт.

9. Когнитивистская ориентация.

10. Контент-анализ.

11. Влияние группы на личность

12. Психоаналитическая ориентация.

13. Опросы, интервью, анкеты.

14. Социальная фасилитация.

15. Интеракционизм в соц. исследованиях.

16. Социометрия и референтометрия

17. Социальная личность.

18. Психология межгрупповых отношений.

19. Деиндивидуализация-феномен группового влияния.

20. История развития социальной психологии

21. Групповая полиризация

22. Личность и соц. роли. Ролевые конфликты.

23. Развитие отечественной социальной психологии

24. Огрупление мышления

25. Основные направления в зарубежной соц. психологии.

26. Влияние меньшинства на большинство.

27. Понятие психологического конфликта

28. Определение и классификация малых групп

29. Конформизм (эксперименты Аша, Шерифа и Милграма)

30. Социальный контроль.

31. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп.

32. Социальные санкции.

33. Типы малых групп и критерии их эффективности.

34. Динамика малой группы.

35. Поведение и установки.

36. Мотивация и личность(по Маслоу) .Самоактуализирующая личность.

37. Теория происхождения лидерства.

38. Лидерство. Типы лидеров. Динамика лидерства.

39. Психологическая защита, механизмы, функции.

40. Руководство. Типы руководителей. Различие между лидером и руководством.

41. Проблема личности в психологии.

42. Психология одиночества.

43. Психологический климат. Методы изучения психологического климата

44. Психология общения. Два способа убеждения.

45. Ценности как структурный компонент личности.

46. Установка как структурный компонент личности.

47. Социальные стереотипы.

48. Психология рекламы.

49. Понятие социализации. Характеристика социальных институтов, видов и механизмов социализации

50. Средства массовой коммуникации и их эффективность.

51. Проблемы социальной сплоченности и совместимости

52. Вербальная коммуникация. Закономерности понимания, построения и способов интерпретации

53. Невербальная коммуникация. Их виды и характеристика.

54. Место и значение общения в жизни человека. Уровень общения . Результат общения.

55. Социально-психологическая типология личности.

56. Средства массовой коммуникации. Их цели и функции.

57. Современное состояние социальной психологии

58. Психологические основы пропаганды.

59. Социальные отношения. Предрассудки: неприязнь друг к другу

60. Современная социальная психология в Западной Европе (Н.П. Шихирев).

61. Агрессия: причинение вреда другим. Теории агрессии.

62. Влечение и близость.

63. Межгрупповое восприятие.

64. Межгрупповое взаимодействие.

65. Эксперимент.

66. Социология личности (И.С. Кон).

67. Психологические проблемы массовых информационных процессов(по Ю.А. Шерковину)

68. «Я»-концепция. «Я» в социальном мире.

69. Диспозиционная структура личности (В.А. Ядов).

70. Искусство любви (Фром).

71. Проблема личности в психологии.

72. Психология индивида и группы (Н.А.Робер и Тильман)

73. Ролевые конфликты

74. Составные убеждения. Кто, что, кому, каким образом, с каким эффектом

75. Проблема коллектива в социальной психологии

76. Механизмы регуляции социального поведения личности. Социальная установка ,потребность, мотив, личностный смысл.

77. Основные области прикладных исследований социальной психологии

7.2. Литература

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994.- 324 с.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Агент Пресс, 1997. - 239 с.

3.Социальная психология: учебное пособие / Отв.ред. А.Л.Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351.

Дополнительная литература:

4.Берн Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с.

5.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.

6.Донцов А.И. Психология коллектива Методологические проблемы Исследования: Учебное пособие. - М., 1984. - 208 с.

7.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. - М.: Прогресс, 1989. - 720.

8.Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. - М.: Персей, Вече, АСТ, 1995. - 544 с.

9.Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. - СПб.: Изд - во Ин - та образования взрослых, 1996. - 175 с.

10. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1996. - 684.

11.Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. - М.: 1998. - 464 с.

12.Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1975. - 120 с.

13.Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии , теории и истории. - СПб, ИГУП, 1999. - 592 с.

14. Социальная психология. Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л.:: ЛГУ,!976.- 156 с.

15.Методы социальной психологии. Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л.:: ЛГУ,!977.- 149 с.

16.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений, - М., 1992. - 88 с.

17.Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 1999.- 272 с.

18.Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (механизмы психодинамики).- Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180 с.

19.Шевандрин Н.И. Социальная психология образования. - М.: Владос, 1995. - 544 с.

20.Шакуров Р.Х., Рогов М.Г., Алишев Б.С. Сплочение педагогического коллектива среднего ПТУ. - Казань, 1992. - 140 с.

21.Шостром Э. Анти - Карнеги или человек - манипулятор. - Минск, 1992. -128 с.

22.Юри У. Преодолевая “нет” или переговоры с трудными людьми. - М., 1993. - 120 с.

Учебно - методическая литература:

23. Зарубежная практическая психология. Учебное пособие. - Казань: Изд - во КГУ, 2000. - 168 с.

24. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 1999. - 301 с.

25. Рогов М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально - психологический аспект. - Казань, Изд - во КГТУ, 1998. - 156 с.

26. Рогов М.Г., Валеева Н.Ш. Социально - психологические основы менеджмента. - Наб.Челны, Изд - во Ин - та управления, 2000.- 240 с.

27. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. - М.:Магистр, 1995. - 184 с.

7.3. Тематика контрольных работ

1. Задачи социальной психологии в изучении социально-психологических явлений.

2. Классификация и описание социально-психологических явлений.

3. Социальная психология как отрасль психологических знаний.

4. Предмет, объект и задачи социальной психологии.

5. Методологические и теоретические основы социальной психологии.

6. Функции социальной психологии как науки.

7. Методы социальной психологии.

8. Общественное сознание и общественная психология.

9. Связь социальной психологии с другими отраслями психологических знаний.

10. Анализ этапов развития социальной психологии.

11. Содержание и структура социально-психологического исследования.

12. Основные направления зарубежной социальной психологии.

13. Основные школы отечественной социальной психологии.

14. Сущностная характеристика личности.

15. Факторы формирования личности человека.

16. Психологическая структура личности.

17. Ценностно-мотивационная структура личности.

18. Факторы социализации личности.

19. Понятие класса в социальной психологии. Структура класса и психологические особенности различных классов.

20. Социальные общности, социальные группы, классификация социальных групп.

21. Подходы к пониманию национальной психики в социальной психологии.

22. Подходы к классификации малых групп.

23. Структура психологии малой группы.

24. Групповая динамика.

25. Проблемы совместимости и сплоченности в малой группе.

26. Взаимоотношения и механизмы взаимоотношений в малой группе.

27. Общение, функции, виды и структура.

28. Средства общения.

29. Понятие отношений в социальной психологии.

30. Общественные и психологические отношения.

31. Общая характеристика социального взаимодействия людей.

32. Типы и виды взаимодействия.

33. Сущность социальной перцепции.

34. Характеристика коммуникаций в межличностном общении.

35. Функции и механизмы социальной перцепции.

8. ДИСЦИПЛИНА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

В ПСИХОЛОГИИИ»

8.1. Вопросы для проверки качества освоения курса

1. Шкалы измерения. Шкалирование. Номинативная шкала. Порядковая шкала. Интервальная шкала. Шкала равных отношений.

2. Распределение признака. Параметры распределения.

3. Статистические гипотезы.

4. Статистические критерии.

5. Возможности и ограничения параметрических и непараметрических критериев.

6. Уровни статистической значимости, ошибка первого рода, мощность критериев, ошибка второго рода.

7. Классификация задач и методов их решения.

8. Выявление различий в уровне исследуемого признака.

9. Критерий Q – Розенбаума.

10. U – критерий Манна-Уитни.

11. Критерий H Крускала-Уоллиса.

12. Критерий S Джонкира.

13. Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака

14. Критерий знаков G.

15. Т – критерий Вилкоксона.

16. Критерий cr 2 Фридмана.

17. L – критерий тенденций Пейджа.

18. Выявление различий в распределении признака

19. c2 – критерий Пирсона.

20. l- критерий Колмогорова-Смирнова.

21. Методы многомерной прикладной статистики.

22. Факторный анализ.

23. Кластерный анализ.

24. Многофункциональные статистические критерии.

25. Критерий j* - угловое преобразование Фишера.

26. Биномиальный критерий m.

27. Дисперсионный анализ.

28. Коэффициенты корреляции.

8.2. Литература

Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. под общ. Ред. Ю.П.Адлера. – М.: Прогресс, 1976, 495 с.

Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. – Л.: ЛГУ, 1985, 64 с.

Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. – М.: Финансы и статистика, 1982, 198 с.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2002. – 350с.

Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – Л.: ЛГУ, 1972, 428 с.

Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере / Под ред. В.В.Фигурнова. – М.: Финансы и статистика, 1995, 384 с.

Урбах В.Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях. – М.: Медицина, 1975, 295 с.

Холлендер М., Вульф Д.А. Непараметрические методы статистики / Пер. с англ. под ред. Ю.П. Адлера и Ю.Н. Тюрина. – М.: Финансы и статистика, 1983, 518 с.

8.3. Контрольная работа

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре студенческого билета (зачетной книжки).

При выполнении контрольной работы необходимо выбрать метод решения задачи. Алгорим выбора метода приведен в [1].

Вариант 1

Показатели сокращения психологической дистанции (в %) после социодраматической замены ролей в двух группах (n1 =7 n2 =7)

Группа 1 (n1 =7)

Группа 2 (n2 =7)

1

75

10

2

40

15

3

25

15

4

10

30

5

30

30

6

20

25

7

50

10

Можно ли утверждать, что принятие на себя роли оппонента способствует сближению с ним?

Вариант 2

Показатели интенсивности внутреннего сопротивления при обращении в службу знакомств (в мм)

Группа 1 – мужчины (n1 =17)

Группа 2 – женщины (n2 =23)

1

81

1

70

2

80

2

66

3

73

3

66

4

72

4

63

5

72

5

63

6

69

6

61

7

69

7

60

8

65

8

54

9

65

9

47

10

62

10

43

11

60

11

41

12

54

12

40

13

54

13

39

14

43

14

38

15

30

15

38

16

26

16

35

17

26

17

30

18

27

19

25

20

23

21

17

22

10

23

9

Можно ли утверждать, что мужчинам приходится преодолевать субъективно более мощное сопротивление?

Вариант 3

Индивидуальные значения по исследуемому фактору в 4 группах

№ п/п

Группа 1

(n1 =7)

Группа 2

(n2 =7)

Группа 3

(n3 =7)

Группа 4

(n4 =7)

1

4

11

8

11

2

10

9

13

7

3

5

8

11

9

4

9

12

9

9

5

10

12

16

10

6

8

12

14

14

7

12

9

10

6

8

11

7

9

10

Суммы

69

80

90

76

Средние

8,63

10

11,25

9,5

Можно ли утверждать, что есть определенная тенденция изменения значений исследуемого фактора при переходе от группы к группе?

Вариант 4

Оценки степени согласия о допустимости некоторых условий

№ п/п

Условие 1

Условие 2

Условие 3

1

4

2

3

2

1

1

1

3

4

3

2

4

5

4

5

5

3

3

2

6

4

7

2

7

3

3

1

8

5

5

3

9

6

4

3

10

2

1

2

11

7

3

2

12

4

1

4

13

7

5

4

14

5

6

2

15

5

5

4

16

7

7

4

Суммы

72

60

42

Можно ли утверждать, что наблюдается достоверная тенденция в оценках?

Вариант 5

Оценки реального и идеального уровней развития исследуемых навыков (n=12)

 

 

 

№ п/п

1 измерение

2 измерение

навык 1

навык 2

навык 3

навык 1

навык 2

Навык 3

реал.

ид.

реал.

ид.

реал.

ид.

реал.

ид.

реал.

ид.

реал.

ид.

1

6

9

5

8

5

9

7

10

8

9

7

10

2

4

5

1

3

4

5

8

4

9

6

5

7

3

4

5

6

6

5

8

8

10

7

7

8

9

4

4

6

4

5

5

7

6

7

5

8

6

8

6

8

4

9

8

1

7

4

10

5

10

5

10

7

3

7

6

9

3

7

7

8

8

9

6

8

8

6

9

5

8

3

7

5

8

7

10

5

9

9

7

9

6

5

9

7

8

6

9

9

5

9

10

6

8

6

10

3

9

5

10

4

9

3

9

11

6

8

6

10

3

9

5

10

4

9

3

9

12

6

8

3

10

4

7