Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 14
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Политическая психология»
для студентов дневной формы обучения, 4 курс (психологи)
Преподаватель: доц. Чёрный Е.В.
Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Политическая психология».
При изучении учебной дисциплины студент индивидуально выполняет следующее: · конспектирует и изучает необходимые разделы, отдельные темы по рекомендуемой и дополнительной (специальной) литературе; · закрепляет знания, полученные на лекциях при подготовке к семинарским занятиям, активным участием в дискуссиях, отстаиванием собственной позиции (мнения) по обсуждаемым проблемам; · оформляет, при необходимости, и готовится к контрольным работам по предлагаемым темам или в целом по дисциплине; · формирует единое информационное поле дисциплины посредством составления собственного семантического словаря; · решает предлагаемые ситуационные или ролевые задачи; · подготавливает выступления (статьи) к общеуниверситетской (факультетской) научно-практической конференции; С этой целью каждому студенту необходимо внимательно проработать все вопросы к дискуссии и самоконтролю по каждой теме, вынесенной для самостоятельного изучения, сформировать для себя четкие ответы по всем темам дисциплины. Рекомендации по написанию ов. – это сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, - изложение, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка. является обзорным (по нескольким источникам – книгам, главам, статьям). Реферат, как правило, излагается своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, против содержания которых референт (составитель а) возражает. План а определяется исследователем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части): o краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой а); o сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть а); o замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Написанный становится основой для устного сообщения. После того, как студент изучил научную литературу по теме, систематизировал полученную информацию, следует приступить к работе над ом. Композиционная структура а включает следующие основные элементы: · титульный лист, · оглавление, · введение, · основную часть, · заключение, · библиографический список использованной литературы, Титульный лист
является первой страницей а и заполняется строго по образцу. После титульного листа помещается оглавление,
в котором приводятся все заголовки а и указываются страницы, с которых они начинаются. Далее следует введение,
в котором обосновывается актуальность выбранной темы, приводится краткий обзор литературы, излагается цель работы и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования. В основной части
а раскрывается данная тема. заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение»,
составляющее итоговые результаты. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы
.
Этот список составляет одну из существенных частей а и отражает самостоятельную творческую работу студента. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в тексте а. Если её автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте реферата и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, газеты. Объем а должен составлять 15–20 страниц машинописного текста. Темы ов могут совпадать с темами семинаров или вопросов плана семинарских занятий.
1. Влияние информационного пространства на формирование политического менталитета. 2. Возможности и методы влияния на электоральное поведение. 3. Значение психологии в организации избирательной кампании. 4. Идеи, концепции, теории в политической психологии. 5. Индикаторы социально-политической напряженности. 6. История развития политической психологии, ее настоящее и перспективы. 7. Когнитивные и эмоциональные компоненты политической активности граждан. 8. Легитимность власти. Виды легитимности. 9. Личность и политика. 10. Методы изучения имиджа политических лидеров и их электорального статуса. 11. Модели соотношения личности и политики. 12. Мотивация абсентеизма избирателей. 13. Направления и формы работы психолога в избирательной кампании. Планирование работы на различных этапах ИК. 14. Политика и бессознательное. 15. Политика как объект изучения. 16. Политическая индифферентность.Психология тоталитаризма. 17. Политическая реклама в электоральном процессе. 18. Политическая социализация личности. Особенности политической социализации в обществах разного типа. 19.
Политический имидж в восприятии избирателей. 20. Политический менталитет. Генезис, структура и функции политического менталитета: 21. Политическое поведение. Типы политического участия. Организованные и стихийные формы участия в политической жизни общества. 22. Политическое сознание. Типологии политического сознания. 23. Предмет, методы и задачи политической психологии. 24. Причины, развитие, эскалация и разрешение политических конфликтов. 25. Проблематика политической психологии. 26. Психологическая природа диктатуры, насилия, этноцентризма и фашизма. 27. Психологические аспекты политической активности и радикализма. 28. Психологические механизмы политической власти. 29. Психологический анализ политического радикализма. 30. Психология власти. Психологические концепции власти. 31. Психология политических клик. 32. Психология политического лидерства. 33. Психология социально-политических конфликтов. 34. Психология электорального поведения. 35. Состав, структура и функции политической власти. 36. Социально-психологические детерминанты развития политической ситуации в Украине и в Крыму. 37. Специфика противоречий массового политического сознания в современной Украине. 38.
Способы урегулирования социально-политических конфликтов. 39. Стадии развития политического конфликта. Роль СМИ в эскалации и урегулировании конфликтов. 40. Типологии политического лидерства. 41. Типологии электората и проблемы прогнозирования результатов выборов 42. Типы политического менталитета. 43. Фокус-группы. Работа с агитаторами. Подготовка к практическим занятиям
Практическое занятие №3.
Тема: Личность и имидж политического лидера. Вопросы для подготовки. 1. Самопредъявление и самораскрытие личности в политике. Харизматический лидер. 2. Номотетический и идеографический подходы в изучении имиджа политического лидера. Задания для практической работы. 1. Используя материалы СМИ, создать психологический портрет политического лидера. 2. Определить динамические тенденции имиджа политика в СМИ на протяжении некоторого периода времени. Литература. Авцинова Г.А. Политическое лидерство //Государство и право. – 1993. – №5 Бебик В. Як стати популярним, перемогти на виборах і утриматись на політичному Олімпі: Соціопсихологія і технологія політичнгої боротьби. – Київ. – 1993. Голдмен С. Как создается имидж в американской политике // США: экономика, политика, идеология. – 1990. – №10 Егорова-Гантман Е.В. и др. Политиками не рождаются. Как стать и остаться эффективным политическим лидером. – М.– 1993 Имидж власти и политиков //Диалог. – 1992. – №15-18. Имидж лидера / Отв. ред. Е.В.Егорова-Гантман. – М.: «Знание». – 1994. – 256 с. Коблянская Е.В. Психология личности политического лидера. – СПб.– 1998 Пишулин Н., Сокол С. Политическое лидерство: теоретические и методологические основы исследования. – Ч.1. – М.– 1992. – С. 39-49 Шепель В.М.Имиджелогия: Секреты личного обаяния. – М.:«Юнити». – 1994. – 384 с. Практическое занятие №4.
Тема:
Психология электорального поведения. Вопросы для подготовки. 1. Когнитивные и эмоциональные компоненты политической активности граждан. 2. Политическое поведение. Типы политического участия. Организованные и стихийные формы участия в политической жизни общества. 3. Возможности и методы влияния на электоральное поведение. 4. Возрастные различия в электоральном поведении граждан. Типологии электората и проблемы прогнозирования результатов выборов Задания для практической работы. 1. Выявить социально-психологических факторы, детерминирующие поведение электората. 2. Ознакомиться с типами политического участия и возможностями влияния на электоральное поведение. 3. Определить когнитивные и эмоциональные компоненты политической активности граждан. 4. Предложить адекватные методы влияния на электоральное поведение. Литература. Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение // Социально-политический журнал. – 1992. – №8 Васютинський В.О. Масова політична свідомість сучасного українського суспільства як об’єкт політико-психологічного вивчення // Наукови студії з політичної психології.– К.: АТ “Реклама”.– 1995. – С.9-22 Галеев Р.Г. О соотношении понятий: поведение, потребность, мотивация, эмоция. – СПб.– 1997 Галеев Р.Г. Пассионарность как энергетический фактор социальной динамики. – СПб.– 1996 Дейнека О.С. Личностные корреляты экономического и политического выбора // Ананьевские чтения. – СПб.– 1997. Донченко Е.А.Социетальная психика. – К.: Наукова думка. – 1994. Канетти Э. Масса и власть. – М.:Ad Marginem. – 1997. Качанов Ю.Л. Политическая топология: структурирование политической действительности. – М.:Ad Marginem. – 1995. Коблянская Е.В. Влияние "эффекта присоединения к большинству" на формирование решения избирателем.– СПб, 1997. Комаровский В.С. Типология избирателей // Социологические исследования. – 1990. – №3. – С.56-67 Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике // Политика: проблемы теории и практики. – Вып.7. –Ч.1 (Отв. Ред. Братчиков С.В.).– М.– 1990 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Я и Оно.Труды разных лет.– Тбилиси. – 1991. – Т.1. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1985. Человек, политика, психология (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. – 1995. – №4. – С.3-23 Практическое занятие №5.
Тема: Психологические аспекты политической активности и радикализма. . Вопросы для подготовки. 1. Индикаторы социально-политической напряженности. 2. Типологизация субкультур неудовлетворенности. 3. Политическая индифферентность. Задания для практической работы. 1. Определить роль психологических детерминант в системе причин политической активности, радикализма или политической индифферентности, неучастия. 2. Продумать критерии для определения индикаторов социально-политической напряжённости и методов их выявления. 3. Подготовиться к обсуждению вариантов мотивации абсентеизма избирателей. Литература. Бекешкина І.С. Конфліктологічний підхід до сучасної ситуації в Україні. – К.: Абрис. –1994. – 48 с. Білоус А. ПолІтичні об’єднання України. – Київ: Либідь. – 1991. – 192 с. Васютинський В.О. Масова політична свідомість сучасного українського суспільства як об’єкт політико-психологічного вивчення // Наукови студії з політичної психології.– К.: АТ “Реклама”.– 1995. – С.9-22 Галеев Р.Г. Пассионарность как энергетический фактор социальной динамики. – СПб.– 1996 Галеев Р.Г. Психологическая пассионарность и психология личности.– СПб.– 1996 Головаха И.И., Панина Н.В. Социальное безумие. История, теория и современная практика. – Киев. – 1994. Калина Н.Ф., Черный Е.В., Шоркин А.Д. Лики ментальности и поле политики.–К.: Агропромвидав України. – 1999.– 184 с. Коблянская Е.В. Влияние "эффекта присоединения к большинству" на формирование решения избирателем.– СПб, 1997. Налимов В.В. Власть и противостояние ей // Политические исследования. – 1992. – №3. – С. 100-113 Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике // Политика: проблемы теории и практики. – Вып.7. –Ч.1 (Отв. Ред. Братчиков С.В.).– М.– 1990 Политология: Энциклопедический словарь/Ред.-сост. Ю.И.Аверьянов. – М.: Прогресс. – 1993. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/Ред. В.А.Ядов. – Л.: Наука. – 1979.
|