Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Указания методические по проведению самостоятельной работы студентов

 

             

Указания методические по проведению самостоятельной работы студентов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет Технологий и дизайна .

(название факультета)

Кафедра Материаловедение и товарная экспертиза .

(название кафедры)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________д.э.н., профессор Новикова Н.Г.

«_____»_______________________200__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Дисциплина ФТД.03 История торговли .

(индекс, наименование дисциплины)

Специальность 080401.65 Товароведение и экспертиза товаров

(в области стандартизации, сертификации и управления качеством) . (код, наименование специальности)

Москва 2009г.


Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины:

ФТД.03 История торговли .

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов рассмотрены и утверждены на заседании кафедры

«Материаловедение и товарная экспертиза» .

(название кафедры)

Протокол № ________ «____»______________200_г.

Зав кафедрой Тюменев Ю.Я.

Методические указания рекомендованы Научно-методической секцией

_____________Факультета технологий и дизайна _________________

(название факультета)

Протокол №_______ «_____» ____________________200__г.

Председатель

Научно-методической секции Тюменев Ю.Я.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № ________ «____»_______________200_г.

Ученый секретарь

Научно-методического совета к.и.н., доц. Юрчикова Е.В.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов разработал:

Преподаватель кафедры

«Материаловедение и товарная экспертиза» Назарова Ю.В.

(название кафедры)

1. Подготовка к лекциям и семинарам

Курс «История торговли» изучается студентами специальности Товароведение и экспертиза товаров (в области стандартизации, сертификации и управления качеством) на II курсе очной формы обучения. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, а также рабочей программой, он предполагает изучение и использование историко-культурного наследия прошлых эпох имеющее большое значение для формирования у студентов современного мировоззрения и знаний, обеспечивающих квалифицированное исполнение профессиональных задач, повышение общей эрудиции.

Большое внимание уделяется ознакомлению с историей мировой торговли от первобытного строя, т.е. ее зарождения, до настоящего времени; вопросам исторического развития торговли на современном этапе в разных странах и в том числе в Российской Федерации; выявлению тесной связи между торговлей, экономикой, сферой производства и потребления.

В этой связи подготовка к лекциям и семинарам должна занимать важное место в самостоятельной работе студента. Предварительно необходимо ознакомиться с рабочей программой курса, основными темами и вопросами, включенными в нее и рекомендованным списком источников и литературы. При подготовке к очередной лекции на основе ознакомления с рабочей программой и учебной литературой следует обратить внимание на основные положения, которые обозначены в теме предстоящей лекции. Необходимо выделить наиболее сложные, мало освещенные в имеющейся у студента литературе и требующие особого внимания во время лекции, сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы у лектора. Конспектирование лекции ведется с учетом степени предварительного ознакомления с содержанием того или иного вопроса темы, а также наличия учебной и дополнительной литературы по каждому из них.

Конспекты лекций лучше вести в отдельной тетради, с обязательной записью даты лекции, ее темы и плана. Желательно оставлять поля для пометок - вопросов, цифр, фактов, источников цитат, фамилий авторов, приведенных лектором, и т.д. Записывать следует не дословно, а лишь основные положения, идеи и выводы. По возможности в день лекции нужно проработать свой конспект: прочесть его, вписать пропущенное, исправить неточности, формулировки и искажения, подчеркнуть важные места, отметить те положения, которые следует дополнить или уточнить при подготовке к семинару, выяснить на консультации у преподавателя. Следует иметь в виду, что на лекции рассматриваются не все, а наиболее важные вопросы программы, опираясь на которые следует изучить самостоятельно остальные.

При подготовке к семинарскому занятию студент должен обратить особое внимание на постановку вопросов по теме занятия и рекомендованные источники и литературу. Обратившись к конспекту лекции и учебным пособиям по данной теме, нужно вычленить имеющиеся в них сведения по каждому вопросу семинара, изучить дополнительную специальную литературу, рекомендованную программой, и на этой основе составить самостоятельный развернутый ответ по каждому пункту плана семинарского занятия.

Текст выступления по каждому вопросу семинарского занятия желательно конспектировать в отдельной тетради, где должны быть записаны тема и план каждого занятия. В ответах должна содержаться основная информация о сущности поставленной проблемы, об основных идеях и положениях, связанных с ее решением, дискуссионных или мало исследованных сюжетах, а также выводы и предложения студента по использованию изученного вопроса в дальнейшем. Конспект может быть полным или кратким, в виде тезисов, - главное, чтобы он мог служить основой для успешного выступления на семинаре. Учебная литература используется в той мере, в какой она может дополнить или уточнить положения, содержащиеся в конспекте лекции и первоисточников (документы и материалы, научные труды и пр.). При подготовке к семинару желательно использовать материалы периодической печати, прежде всего специальные тематические издания – научные и научно-популярные журналы, альманахи, сериальные выпуски, материалы конференций, интернет-сайтов, теле- и радиопередач.

Источники – научные монографии, статьи, документы и пр. – предпочтительно конспектировать в целом, делая при этом на полях заметки, к какому вопросу темы относится то или иное положение автора. Можно разделить конспект источника по пунктам плана семинарского занятия. Однако в таком случае авторский текст и замысел потеряет цельность, а конспект будет трудно использовать при изучении других тем курса. Конспекты первоисточников можно записывать в отдельную тетрадь или в тетрадь для семинарских занятия по предмету.

2. Подготовка выступлений и докладов на семинаре

Кроме обсуждения вопросов плана семинарского занятия, практикуются отдельные выступления и доклады по темам, более подробно раскрывающим сущность обсуждаемых проблем. Как и ответы на вопросы плана семинара, эта форма работы не только расширяет знания, но и помогает овладеть навыками устной речи, грамотного и доказательного изложения своей позиции, что весьма важно для хорошей профессиональной подготовки товароведа. Это также простейший вид научно-исследовательского поиска и ознакомления с новейшей информацией по интересующим вопросам.

Текст выступления и доклада следует готовить заранее, с развернутым или кратким планом. Малосодержательные доклады и выступления бывают тогда, когда студент при их подготовке ограничивается лишь отдельными статьями или брошюрами, пользуется услугами Интернета, формально составляя текст с изложением некоторых общих положений и не стремясь выявить и изучить максимально возможный объем литературы, чтобы составить собственное представление о предмете обсуждения. Для выступления и доклада на семинаре полезно по возможности использовать мемуары, художественную литературу, аудио- и видеоматериалы, которые позволят более полно и наглядно раскрыть тему.

Выступление или доклад на семинаре должны быть рассчитаны на 10 – 15 минут, с тем, чтобы у студентов была возможность обсудить его содержание, организовать дискуссию по наиболее важным или спорным суждениям и выводам. При этом всякое выступление на семинаре – ответы на вопросы плана, доклады, рецензии и т.д. – должно быть свободным самостоятельным рассказом, что служит свидетельством серьезной проработки темы и хорошего владения предметом. Зачитывание текста возможно лишь в случае обращения к цитатам, статистическим или иным сведениям, требующим дословного изложения.

3. Конспектирование литературы

Этот вид работы является одним из основных в самостоятельной работе и требует систематических усилий и организованности студента на протяжении всего обучения в вузе. Учебную литературу, как правило, не конспектируют. Если для усвоения учебного материала ее прочтения недостаточно, можно составить простой или развернутый план. На основе ознакомления с учебной литературой и конспектом лекций нужно приступать к изучению источников.

Конспектирование источников позволяет не только получить определенную сумму знаний, но и сформировать представление о творческой лаборатории ученого – автора того или иного труда, а также результаты и значение его исследований. Это поможет студенту существенно расширить свой кругозор, получить современный уровень знаний по предмету, овладеть определенными и весьма важными навыками интеллектуальной деятельности. В процессе конспектирования происходит творческое осмысление материала, его лучшее запоминание (поскольку в этом участвует не только зрительная, но и моторная память), а в последующем такая работа серьезно облегчает подготовку к зачету.

Работу над первоисточником нужно начинать с предварительного общего ознакомления с работой (монография, статья, брошюра, эссе, очерк и т.п.). Важно обратить внимание на полное название, подзаголовок, эпиграф и другие особенности издания, записать его полное библиографическое описание. Затем следует ознакомиться с оглавлением и структурой работы, что поможет оценить общий творческий замысел автора, избранную им последовательность анализа тех или иных вопросов. Как правило, в каждой научной работе имеются предисловие или введение которые следует изучить в первую очередь. Написанные автором или рецензентом, они, как правило, дают представление о цели, источниках и литературе, использованной автором, его методологических подходах, исследовательских методах и обстоятельствах создания труда и т.д.

В заключении обычно излагаются основные выводы, и ознакомление с ними поможет студенту при конспектировании источника ориентироваться в его содержании, обеспечить определенную целенаправленность, выделить основное, особенно при конспектировании больших по объему и сложных теоретически или стилистически трудов.

Не менее важно ознакомиться с научным аппаратом автора: просмотреть ссылки на источники, примечания, приложения, именной, географический и другие указатели и т.д.

Следующий этап работы – внимательное чтение работы с начала до конца, при большом объеме – по частям или разделам. Читать следует, тщательно обдумывая содержание, не пропуская кажущиеся неинтересными или сложными фрагменты текста, добиваясь понимания прочитываемого материала. Обычно главная мысль автора обосновывается рядом доказательств, приводящих к определенным выводам, усвоить которые можно только при ознакомлении со всей его аргументацией, методикой и рассуждениями.

При этом нужно обязательно выделять из прочитанного самое важное и существенное, что затем будет занесено в конспект в форме цитат, выписок или свободного изложения. Всякие пометки на страницах работы, не принадлежащей студенту, – признак его низкой культуры. Они не только портят внешний вид и сохранность книги, но и мешают другим читателям при ее изучении. При чтении библиотечных или других, не принадлежащих студенту изданий целесообразно использовать закладки, на которых можно пометить страницу и все, что понадобится в последующей работе.

Запись изучаемого текста можно делать в виде плана, выписок и цитат, тезисов и конспекта. Наиболее предпочтительным является развернутый конспект, который передает все основное содержание источника и отражает план, основные положения в виде тезисов, а также доказательства, цифры, факты и т.д., включает наиболее примечательные цитаты. В тетради для конспектов источников следует аккуратно записывать данные об авторе, библиографическое описание работы, ее оглавление, оставив первую страницу для собственного оглавления – перечня законспектированных работ.

Основной материал лучше всего излагать своими словами, избегая неточных формулировок, искажения основных мыслей и выводов автора. Важнейшие из них следует цитировать с обязательным указанием в ссылке (постранично или в конце конспекта) автора, названия работы, места и года издания и страницы. Аргументация и иллюстративный материал записываются кратко, в виде перечисления, с более подробным изложением каких-либо сведений, которые студент считает необходимыми для примера при ответе на семинаре или зачете.

В конспекте источника должен быть план с указанием на полях основных вопросов изучаемой работы, что поможет более глубоко усвоить материал и исключить механический подход к составлению конспекта, даст возможность быстро ориентироваться в нем во время устного ответа.

Встречающиеся новые термины и понятия следует проанализировать, используя консультации преподавателей, всевозможные справочные и энциклопедические издания, словари иностранных слов и т.д., перечень которых дается в рабочей программе по каждому предмету.

4. Выполнение контрольных работ и ов.

Контрольная работа как форма самостоятельной работы используется главным образом в заочной форме обучения. Она должна быть написана по определенному плану, на основе рабочей программы курса и изучения рекомендованной по избранной теме литературы.

В дополнение к этому следует отметить, что должна содержать введение с обоснованием ее цели и актуальности, развернутые ответы на вопросы плана, которые излагаются в свободной форме, с приведением цитат из источников, с указанием ссылок на использованные издания. Каждый раздел работы следует завершать выводами, в заключении должен быть сделан общий вывод по теме в целом.

Контрольная работа должна быть написана грамотно, в рукописном варианте – четко и разборчиво, с выделением абзацев и нумерацией страниц, общим объемом 20 – 24 стр. На титульном листе указываются фамилия и инициалы студента, специальность и группа, тема работы. Затем следует оглавление или план, в конце по алфавиту, с полным библиографическим описанием приводится список использованных источников и литературы.

, как правило, готовится и оформляется по тем же правилам. Он представляет собой вид самостоятельной работы студентов дневного отделения и предполагает углубленное самостоятельное изучение отдельной темы. При этом нередко она выходит за рамки обязательной программы и существенно расширяет знания студентов на основе изучения специальной монографической литературы.

При подготовке а необходимо изучить, возможно, более широкий круг источников и научных трудов по избранной теме, обращая внимание на новейшие исследования в этой области, дискуссионные вопросы, недостаточно освещенные аспекты проблемы. Анализ большого массива специальной литературы должен стать основой для выработки самостоятельного суждения студента по той или иной теме. может представлять собой обзор рецензируемых источников и трудов, сопоставление различных научных позиций и их оценку, изложение наиболее значимых результатов, достигнутых в исследовании проблемы и т.д.

Это требует от студента творческого подхода, выработки навыков, умения анализировать и сопоставлять не только конкретные данные и материалы, но и концепции авторов реферируемых работ. Наиболее частой ошибкой при подготовке ов является простое компилирование чужих трудов, механическая компоновка текста а из набора наиболее распространенных изданий, а то и простое копирование чужих текстов, прежде всего из интернет-сайтов. В итоге студент оказывается заложником чужих мыслей и идей, далеко не всегда соответствующих научным и учебно-методическим требованиям, к тому же не достигается главная цель обучения – развитие интеллекта, накопление и освоение новых знаний, формирование на этой основе самостоятельной мировоззренческой позиции и профессионализма.

5. Подготовка к зачету

Зачет – одна из важнейших частей системы обучения в вузе, подводящая промежуточный или окончательный итог изучения того или иного предмета. Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Тематика семинарских занятий по дисциплине

«История торговли»:

Тема 1. История торговли как научная и учебная дисциплина.

1. Предмет и задачи курса.

2. Основные функции и виды торговли.

3. Основные понятия и определения.

4. О взаимосвязи торговли и экономики.

Литература / 1, 2,3,5,6/.

Тема 2. Возникновение торговли.

1. Обмен в первобытнообщинном строе.

2. Торговый обмен в древних цивилизациях.

3. Торговый обмен цивилизации Шумера.

4. Особенности торгового обмена в рабовладельческом обществе.

5. Торговый обмен в Древнем Египте.

6. Торговый обмен Вавилона и Ассирии.

7. Финикия и финикийские купцы.

8. Индия и Китай. Великий шелковый путь.

9. Древняя Греция и Древний Рим.

Литература /1,5 /.

Тема 3. Возникновение денег.

1. Две концепции происхождения денег.

2. Денежные эквиваленты.

3. Металлические деньги. Слитки металлов.

4. Распространение монет.

5. Деньги в Древней Руси.

6. Порча монет.

7. Возникновение бумажных денег.

Литература /1,4,7,8,9,10,12 /.

Тема 4. Развитие торговли в эпоху феодализма.

1. Торговля Византии.

2. Рост товарного производства и городов.

3. Появление и развитие ярмарок.

4. Появление и развитие банков.

5. Крестовые походы и развитие европейской торговли.

6. Роль купцов в развитии торговли.

7. Поиски новых торговых путей. Великие географические открытия.

8. Революция цен в Европе.

9. Возникновение крупных торговых компаний.

Литература / 1,12/.

Тема 5. Развитие торговли в России.

1. Торговля в Киевской Руси.

2. Древнейшие торговые пути и торговля Скифии.

3. Становление торговли на Руси.

4. Путь «из варяг в греки».

5. Развитие ремесел.

6. Рост городов.

7. Купцы Древней Руси.

8. Волжский торговый путь.

9. Значение внешней торговли Киевской Руси.

10. Торговля России в период феодальной раздробленности.

11. Торговля России в XV-XVII вв.

12. Зарождение промыслов. Развитие внутренней торговли.

13. Внешняя торговля.

14. Зарождение мануфактур. Формирование единого общероссийского рынка.

Литература / 1,4,7,9,10,11,12/.

Тема 6. Развитие мировой торговли в период капитализма.

1. Первоначальное накопление капитала.

2. Развитие торговли и промышленности в России в XVII-XXI вв.

3. Развитие рынка в России к началу XX века.

4. Русские купцы и предприниматели.

5. Денежная система России XVII-XXI вв.

Литература / 1,2,5,6,12/.

Тема 7. Образование мирового капиталистического рынка.

1. Рынок при капитализме.

2. Рынок товаров.

3. Рынок капиталов.

4. Рынок ссудных капиталов.

5. Рынки золота.

Литература / 1,5,6/.

Тема 8. Торговля в СССР.

1. Бестоварный и безденежный механизм торговли нового общества.

2. Торговля в период новой экономической политики (нэп).

3. Возврат к денежному обращению. Денежная реформа 1922-1924 гг.

4. Создание командно-административной экономики.

5. Планирование рыночных отношений и торговли.

Литература /1,3,11,12 /.

Тема 9. Торговля на рубеже XXI века.

1. Развитие торговли, ее форм и видов.

2. Биржевая торговля.

3. Современный бизнес и коммерция.

4. Возникновение всемирной торговой организации (ВТО), торговых зон и блоков.

Литература / 1,12 /.

Тема 10. История развития товароведения.

1. Предмет товароведения.

2. Возникновение товароведения.

3. Развитие товароведения.

Литература /1,3,8,12 /.

Рекомендуемая литература

а) основная литература

1. Орленко Л.В. История торговли. М., 2002

2. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. М., 2001

3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. М.,2001

4. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.,1988

5. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 2001

6. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. В.П. Колесникова. М., 2000

б) дополнительная литература

7. Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1962

8. Теплов В.И., Сероштан М.В. Коммерческое товароведение. М.,2001

9. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.,1991

10. Древняя Русь. Быт и культура. Под ред. Б.А.Рыбакова. М.,1997

11. 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. Составит. О.А. Платонов. М.,1995