Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов Iкурса, (первое высшее образование)

 

             

Указания методические по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов Iкурса, (первое высшее образование)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для самостоятельной работы студентов I курса,

(первое высшее образование)

Учетно-статистический факультет

Кафедра Истории экономики, политики и культуры

Методические указания

Цель изучения дисциплины «Культурология» - дать целостное представление о сущности культуры, роли в обществе и формировании личности.

По кафедре Истории экономики, политики и культуры учебным планом ВЗФЭИ на I курсе предусмотрено выполнение письменной контрольной работы. Письменную работу студенты выполняют в сроки, предусмотренные графиком факультета.

Студента предоставляется возможность выбора одной темы из шести, указанных в таблице.

Начальные буквы фамилии студента

Номер темы контрольной работы

А Б В Г Д Е

1

6

11

16

21

26

Ж З И К Л М

2

7

12

17

22

27

Н О П Р С

3

8

13

18

23

28

Т У Ф Х Ц

4

9

14

19

24

29

Ш Щ Э Ю Я

5

10

15

20

25

30,31

Выбор темы предполагает научный интерес студента, наличие в его распоряжении литературы по избираемой темы. Для успешного выполнения письменной работы необходимо тщательно и глубоко изучить литературу. Студент не должен ограничиваться рекомендованной литературой, необходимо использовать также дополнительные материалы: энциклопедии, словари, периодические издания, компьютерные программы, статьи, а также иллюстративный, фактический материал.

После изучения литературы необходимо составить план контрольной работы из 2-3 вопросов, которые должны быть раскрыты, содержания работы должно носить логически последовательный, творческий, самостоятельный характер, переписывания текста учебников, брошюр, статей, компьютерных программ не допускается.

Нужно учитывать, что оценка контрольной работы определяется не только ее содержанием, но и оформлением:

- Текст работы может быть выполнен как в рукописном, так и в компьютерном варианте.

- работа должна быть написана разборчиво, аккуратно, без помарок и исправлений;

- Объем работы устанавливается в пределах 10-12 стр. (без учета титульного листа). Страницы работы нумеруются, оставляются поля ( в компьютерном и письменном вариантах слева 3 см.) для возможных замечаний и рекомендаций рецензента;

- В работе должны соблюдаться орфография, знаки препинания, абзацы. Компьютерная печать – формат А4, 12 шрифт.

- Титульный лист оформляется в связи с установленными стандартами. На титульном листе нужно указывать фамилию, имя, отчество, факультет, специальность, номер группы и личного дела (по зачетной книжке или студенческому билету), а также фамилию и инициалы преподавателя, проводившего занятия;

- в начале контрольной работе следует назвать тему работы, ее план. Перед изложением содержания каждого вопроса должен быть назван сам излагаемый вопрос;

- цитируемый текст приводится в точном соответствии с первоисточником, заключается в кавычки и сопровождается ссылкой на источник, где указывается автор, название работы, место издания, издательство, год издания и страницы. Например: Коненков С.Т. Земля и люди. М.: Молодая гвардия, 1986, с. 125. При использовании интернет-ресурсов ссылки также обязательны.

- в конце контрольной работы приводится список использованной литературы, указывается дата выполнения и подписывается;

- Необходимо строго придерживаться сроков представления контрольной работы преподавателю, не позднее чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Работа сдается в кабинет №23. Сдача работы в период экзаменационной сессии не допускается.

Собеседование по контрольной работе

Проверенная преподавателем с рецензией, в которой отмечаются положительные стороны и недостатки, даются рекомендации по их устранению, возвращаются студенту для подготовки к собеседованию.

Работу, не допущенную к собеседованию, необходимо доработать и представить для повторной проверки.

Студент должен внимательно изучить замечания преподавателя, подготовиться к ответу и в назначенный день прийти на собеседование. Положительные результаты собеседования оформляются в зачетной книжке оценкой «зачет» и служат допуском к сдаче экзаменационного зачета в период сессии.

Участие в научной работе

Наиболее содержательные контрольные работы могут быть рекомендованы в качестве докладов на студенческой конференции, научном кружке, а также после определенной доработки для участия в конкурсе лучших студенческих работ.

Активность студентов и склонность к самостоятельным научным исследованиям учитывается при проведении итогового экзаменационного зачета.

Тематика контрольных работ по курсу «Культурология»

Тема 1. Предмет культурологи. Культура, ее сущность, функции, периодизация.

План

1. Предмет и задачи культурологи. Становление культурологи как науки. Связь культурологи с другими областями научного знания.

2. Понятие и термин «культура». Материальная и духовная культура как продукт человеческого разума, чувств и физических усилий. Элементы духовной культуры: мифология, система образования, наука, искусство, литература, нравственность, религия, политика, право, традиции, нравы, обычаи.

Функции культуры: информационно-показательная, коммуникативная, регулятивная, гуманистическая, семиотическая.

Мировая и национальная культура. Культура и глобальные проблемы современности. Основные варианты периодизации развития мировой культуры.

3. Многообразие подходов в изучении культуры. Основные культурологические концепции: М. Вебер, Н. Бердяев, О. Шпенглер, П. Сорокин, В.И. Ленин, А. Швейцер и др.

Тест

Определите представителей культурологических концепций:

1. Концепция кризиса культуры а. Э. Кассирер

2. Структурологическая б. Э. Гуссерль

3. Неофрейдийская в. М. Фуне

4. Символическая концепция г. О. Шпенглер

5. Феноменологическая концепция д. К. Юнг

Тема 2. Культурные достижения человечества первобытной эпохи.

План

1. Историческая периодизация древнего мира. Культура собирательства и охоты – наиболее продолжительный этап развития человечества. Культура первобытного общества: ее смысл, элементы и функции.

Переход от присваивающего к производящему хозяйству.

2. Орудия труда и основные технические достижения. Образы и сюжеты первобытного искусства. Первобытная скульптура и наскальная живопись. Первобытная письменность. Мифология, образы и церемонии.

Тест

Установите соответствие первобытных форм религий и их определений:

  1. Фетишизм
  2. Татемизм
  3. Магия
  4. Анимизм

А. Вера в магическую силу неодушевленных предметов.

Б. Вера в существование связи людей с животным и растительным миром.

В. Символические действия с заклинаниями и обрядами.

Г. Наделение природных явлений человеческими качествами

Тема 3. Научные знания и письменность в Древнем Египте.

План

  1. Влияние мировоззрения древних египтян на развитие научной мысли. Отрасли научного знания, которые развивались наиболее эффективно. Примеры научных достижений в математике, медицине, астрономии, а также технических изобретений.
  2. Иероглифическое письмо: возникновение и его особенности. Шампольон – воскреситель иероглифов. Развитие литературы, примеры литературных произведений, их социальная направленность.

Тест

Определите, где впервые были открыты и изобретены:

1. Порох а. Древний Египет

2. Водяные и солнечные часы б. Древний Китай

3. Бумага в. Древняя Греция

4. Бальзамирование

5. Теорема Пифагора

Тема 4. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта.

План

  1. Строительство и архитектура Древнего Египта. Пирамиды – важнейший элемент архитектуры. Пирамиды Хеопса, Хефреня и Микерина – наиболее известные пирамиды, сохранившиеся до настоящего времени. Назначение сфинксов – статуй фантастических существ с телом льва и головой человека или животного.
  2. Особенности изобразительного искусства: незыблемость, грандиозность, устойчивость традиций и канонов, симметрия, декоративность. Связь искусства с религией. Портрет Нефертити, изображение фараона Тутанхамона.

Тест

Из перечисленных ниже укажите памятники искусства Древнего Египта:

1. Пирамиды Хеопса

2. Вавилонская башня

3. Большой сфинкс в Гизе

4. Пирамида Джосера

5. Висячие сады Семирамиды

6. Карнакский храм

7. Александрийский маяк

Тема 5. Религия Древнего Египта.

План

1. «Заупокойный культ» и его влияние на жизнь древнеегипетского общества. Отношение египтян к смерти и бессмертию. «Ка» - невидимый двойник, духовная сила человека. Искусство бальзамирования.

2. Централизация власти в Древнем царстве и обожествление фараона. Пантеон египетских богов, наиболее важные боги. Причина многобытия. Аменхотеп IV (Эхнатон) – фараон реформатор, цель религиозной реформы и ее итоги.

Тест

Установите соответствие:

1. Бог дневного Солнца а. Маап

2. Бог истины б. Осирис

3. Бог смерти в. Исида

4. Богиня плодородия г. Гар

5. Бог – покровитель фараонов д. Ра

е. Яхве

Тема 6. Культура народа Двуречья.

План

  1. Ресселение народа шумеров в регионе Двуречья. Развитие научных знаний в области астрономии, математики, медицины. В каких областях они были первооткрывателями? Древнейшие государства – полисы: Ур, Нинпур, Урук, Лагаш.

Возникновение письменности, библиотечного дела, развитие литературы. Древнейшая библиотека в Ниневии.

  1. Религиозные верования древних шумеров, боги, которым покланялись жители Древней Вавилонии. Роль жрецов в жизни народов Двуречья. Сочетание веры богов, похожих на людей и жестокость нравов в ассирийском обществе.
  2. Изобретательное искусство и архитектура Двуречья. Отражение религиозных верований в изобразительном искусстве. Особенности архитектуры Зиккураты. Наиболее крупные и известные города Междуречья.

Тест

Из перечисленных ниже богов, выделите богов, которым поклонялись жители Междуречья

Ра, Шамаш, Осирис,

Ирра, Венера, Адад,

Гермес, Иштар, Син,

Вильга, Атон, Маат.

Тема 7. Культура Древней Индии.

План

  1. Особенности культуры Древней Индии. Примеры яркой самобытной культуры III-II тыс. до н.э. – культуры «Хараипа» и «Мохенджо-Даро».

Веды – сборник религиозных тестов, гимнов, песнопений и магических формул, - памятник – индоарийской культуры.

Основные эпические памятники литературы – «Махабхарата» и «Рамаяна». «Панчатантра» - санскритская проза, состоявшая из сказок, басен, притч и рассказов поучительного характера. Поэт и драматург Камедаса (IV-V вв.) и высшее достижение древнеиндийской драмы «Шакантула». Единство пения, танца, музыки (сангит).

  1. Верования людей на этапах разложения первобытного и рабовладельческого обществ. Процесс формирования самой ранней мировой религии – буддизма. Благородные истины буддизма. Понятие «карма», «сансара», «нирвана». Махаяно и ханаяано. Памятники буддизма – стука, культовые и жилые пещеры, чатьи. Философия индуизма (конец I тыс. н.э.) как взаимодействие буддизма и брахманизма. Три высших божества Брахма, Вашку, Шива.

Исламизация и новые культурные традиции Индии.

Тест

Установите соответствие между сословиями в Древней Индии и их названиями:

1. Брахманы а. Воины

2. Кшатрии б. Земледельцы, ремесленники и торговцы

3. Вайшьи в. Жрецы

4. Шудры г. Зависимые ремесленники и земледельцы

Тема 8. Развитие науки и искусства в Древнем Китае.

План

1. Развитие научных знаний в Древнем Китае. Какие науки наиболее интенсивно развивались. Достижения в точных науках – математике, астрономии. Важнейшие изобретения и открытия древних китайцев. Успехи китайской медицины и фармакологии. Кого в Древнем Китае считали ученым сословием.

2. Древнекитайская письменность и литература. Возникновение и развитие иероглифической письменности. Древнейшие литературные памятники, первые словари. Поэзия и ее тематика. Какой материал использовался для оформления текстов. Изобретение бумаги и книгопечатания.

Тест

Какие из перечисленных ниже изобретений и открытий сделаны в Древнем Китае?

  1. Создание небесного глобуса
  2. Введение понятия отрицательных чисел
  3. Описание солнечных пятен
  4. Изобретение компаса
  5. Создание насоса
  6. Изобретение пороха
  7. Изобретение сейсмографа
  8. Изобретение фарфора
  9. Изобретение солнечных и водяных часов.

Тема 9. Религии Древнего Китая.

План

  1. Возникновение и основные положения даосизма. Суть учения даосизма. Понятие «даосизм». Удел человека в даосизме. Идейные основы теории «недеяние». Отличия философского даосизма от религиозного.
  2. Учение Конфуция. Основные идеи и нравственные нормы конфуцианства. Гуманность и этикет – основы общественного благополучия. «Гармония в семье, порядок в государстве, мир в мире». Конфуцианство как особый образ жизни. Религиозные аспекты конфуцианства, важнейшие культы. Оформление конфуцианства в государственную религию. Значение культа послушания и подчинения старшим.
  3. Распространение буддизма в Древнем Китае. Влияние основных идей буддизм на китайское общество. Строительство буддийских храмов и монастырей.

Религиозный синкретизм, функциональный подход к религии древних китайцев.

Тест

Установите соответствие:

1. Река Тигр а. Древний Египет

2. Река Инд б. Древний Китай

3. Река Евфрат в. Древняя Индия

4. Река Ганг г. Месопатамия

Тема 10. Культура Древней Греции.

План

  1. Понятие «античная культура», ее хронологические рамки (III тыс. до н.э.- V в. н.э.). Место античности в культуре Древнего мира. Крито-микенская культура. Архаический, классический и эллинистический периоды культурного развития Древней Греции. Гомеровский период истории Греции. Становление полисов и развитых форм рабства. Религия, боги, жрецы, праздники в честь богов. Агонистика. Начало наук. Древнегреческая философия: натурфилософия, учения Демокрита, Платона.
  2. Античное искусство: архитектура, скульптура Афинский акрополь. Мирон, Поликлет, Фидий, Аааолодор, Пракситель, Скопас. Театр. Эсхия, Софокл, Еврипид, Аристофан.

«Золотой век» Перикла и Афинская демократия. Походы Александра Македонского. Эллинизм. Конец греческой полисной демократии.

Влияние культуры Древней Греции на всю мировую культуру.

Тест

Какие из 7 «чудес света» находились на территории Древней Греции?

  1. Пирамиды
  2. Колосс Родосский
  3. Храм Артемиды Эфесской
  4. Статуя Зевса в Олимпии
  5. Галикарнасский Мавзолей
  6. Висячие сады Семирамиды
  7. Александрийский маяк

Тема 11. Культура Древнего мира.

План

1. Древний Рим: историческая хронология. Источники формирования римской культуры: культура этрусков и греков. Особенности римской культуры. Римское гражданское общество и право. Энциклопедический стиль римской науки. Историография: Гай Саллюстий Крисп, Карнелий Непот, Тит Ливий, Тацят, Гай Светоний Транквилл, Аммиан Марцеллин, Цезарь Риторика. Птолемеевская Вселенная.

Римская литература: Плавт, Катух, Лукреций, Вергилий, Гораций, Овидий, Петроний.

2. Праздники и зрелища у римлян. Архитектура Древнего Рима: аркада, ансамбль, базелика, амфитеатр, цирк.

Скульптурный портрет.

Выдающиеся личности античного Рима: Ганнибал, братья Гракхи, Марк Аврелий, Юлий цезарь.

3. Кризис Римской империи. Острая необходимость создания новой религии – христианства. Миланский эдикт 313 г. и признание официальной и законной христианской церкви. Распад Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Завоевание варварами Рима – конец древнеримской культуры (476 г.)

Тест

Установите соответствие между греческими и римскими богами:

1. Зевс а. Венера

2. Афродита б. Ниптун

3. Гермес в. Юпитер

4. Посейдон г. Юнона

5. Аид д. Меркурий

6. Гера е. Минерва

7. Афина ж. Плутон

Тема 12. Культура средневековой Европы.

План

1. Феодальная раздробленность Европы V – XV вв. Формирование народной и новоевропейских языков. Становление феодальной идеологии. Возвышение церкви. Христианство – стержень культуры средневековья. Важнейшие положения христианского вероучения. Католизм и папство. Монастыри. Школы и образования.

Изобретение И. Гуттенбергом книгопечатания. Становление единой европейской культуры.

2. Рыцарство как нравственный и эстетический идеал эпохи. Подвиг и любовь – темы в светской литературе и искусстве. Менестрели и трубадуры.

Песни, сказки, баллады. «Роман о Лисе», «Завещание Осло». Эпическая литература: «Песнь о нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда».

Архитектура. Романский стиль. Готические соборы. Собор Парижский Богоматери, Реймский собор, Кельнский собор, Миланский собор.

Развитие скульптуры и живописи. Мозаичная живопись.

Тест

Какой стране принадлежат нижеприведенные произведения.

1. «Старшая Эдда» а. Франция

2. «Песнь о Роланде» б. Исландия

3. «Песнь о нибелунгах» в. Норвегия

4. Сага об Эрике Рыжем г. Германия

5. Баллады и Робин Гуде д. Англия

Тема 13. Культура Византийской цивилизации

План

1. Географическое положение Византии. Раздвоение между западным и восточным миром – исторический удел Византии. Этапы развития истории и культуры. Завершение становления христианства и первой христианской культуры.

Возникновение новых направлений культурного процесса. Искусство книги (пергаментного кодекса). Культовая архитектура. Крсетово-купольный и базименальный типы сооружений. Собор святой Софии в Константинополе (архитекторы Анфимий и Исодор). Мозаика, фреска, иконопись.

2. Художественные ремесла: инкрустация из драгоценных камней, резьба по кости, книжная миниатюра, перегородчатая эмаль на золоте – Пала д'Оро.

Завоевание Византии турками. Влияние византийской культуры в странах с православным христианством (Македония, Сербия, Болгария, Киевская Русь и др.)

Тест

Определите, какие из перечисленных характерных черт относятся к культуре Византии.

1. Борьба за реальное политическое влияние между национальными группами и социальными слоями.

2. Высокоразвитая государственность и полное подчинение личности тоталитарному государству.

3. Тесное сотрудничество государства и церкви.

4. Интерес к человеческой личности. Гармоничность и целостность мировоззрения.

Тема 14. Культура средневекового арабского Востока.

План

1. Истоки и основы арабской культуры.

2. Арабская архитектура. Литература. Наука.

Методические указания

1. Истоки и основы арабской культуры. Арабы – исконные жители Аравийского полуострова. Язычество – религия доисламской Аравии. Объединение разрозненных арабских племен на основе общеарабского культа Аллаха. Мухаммед (570-632) – основатель ислама. «Пять столпов» ислама. Шариат. Суннизм. Шиизм. Суфизм.

В Коран – памятнике религиозной культуры изложено учение ислама.

2. Арабо-мусульманская культура Средних веков. Понятие «арабо-мусульманская культура». Искусство каллиграфии. Арабески. Книжная миниатюра. Прикладное искусство.

Арабская архитектура: культовые сооружения (мечеть, минарет, медресе); светские сооружения (караван – сараи, крытые рынки, дворцы правителей и знати, укрепленные цитадели, величественные мосты). Альгамбра.

Дворцовой ансамбль в Испании. Мавзолей Тадж-Махал в Агре (Индия).

Литература. Поэзия. Касыда, панегирни, - газель. Суфийская лирика – рубаи. Рудаки (860-941), Омара Хайяма.

Месневи (Низами, Навои, Фирдоуси – Шах-намэ).

Развитие прозы. В конце IX в. оформился сборник знаменитых новелл «тысячи и одной ночи».

Влияние арабской культуры на страны Востока и Европы.

Тест

Установите соответствие авторов и их произведений:

1. Абу-ль Аля аль Маарк а. « Шах-наме»

2. Абу Бакр аль Хорезми б. «Обязательность необязательного»

3. Ибн-Синс в. «Послание»

4. Омар Хатям г. Рубак

5. Фирдоуси д. «Канон врачебной науки»

Тема 15. Культура итальянского возрождения.

План

1. Предпосылки и особенности культуры Возрождения.

2. Идеи Возрождения в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре.

Методические указания

1. Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения. Городской характер культуры Возрождения. Обращение к культурному наследию античности. Периоды итальянского Возрождения. Гуманистическое мировоззрение. Всесторонне и гармонически развитый человек – идеал Ренессанса.

2. Гуманистическая литература Возрождения: Данте, Петрарке, Боккаччо. Идеи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело.

Причины кризиса культуры Возрождения. Маньеризм.

Тест

Приведите в соответствие авторов и их произведений:

1. Леонардо да Винчи а. «Давид»

2. Микеланджело б. «Тайная вечеря»

3. Рафаэль в. «Венера перед зеркалом»

4. Тициан г. «Сикстинская мадонна»

д. «Джоконда»

е. «Афинская школа»

ж. «Юдифь»

Тема 16. Культура Северного Возрождения.

План

  1. Особенности культуры Северного Возрождения
  2. Движение Реформации и его влияние на развитие культуры.

Методические указания

1. Особенности культуры Северного Возрождения. Хронологические рамки Возрождения. Сочинения социалистов-утопистов: «Завещание» Ж. Мелье – мечты о справедливом устройстве общества. Трагедия возрожденческого гуманизма в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, М. Де Сервантеса. Характеристика живописи И. Босха, Я Брейгеля, Э. Греко, А. Дюрера.

2. Реформация – идеологическая культурная реформа. Возникновение протестантизма. Марти Лютер. Гелиоцентрическая теория мира Н. Коперника. Открытия И. Кеплера, Г. Галилея, У. Гарвея. Развитие естествознания. И. Ньютон.

Великие географические открытия и колонизация Нового света.

Тест

Приведите в соответствие авторов и их произведений:

1. М. Де Сервантес а. «Король Лир»

2. Ф. Рабле б. «Утопия»

3. Э. Робердамский в. «Дон-Кихот»

4. Т. Мор г. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

5. В. Шекспир д. «Учитель танцев»

6. У. Фон Гуттен е. «Похвала глупости»

7. Лопе де Вега ж. «Письма темных людей»

Тема 17. Европейская культура XVII в.

План

  1. Характерные особенности эпохи.
  2. Классицизм и барокко.

Методические указания

  1. Социально-экономические и политические черты XVII в. Завершение формирования современных европейских наций и процесса локализации национальных культур. Буржуазные революции в Нидерландах и Англии и формирование нового менталитета. Научная революция. Новый тип науки, ориентированный на рациональное и экспериментально подтверждаемое знание.
  2. Зарождение стилей барокко, характерными чертами которого являются: пышность, динамика, эмоциональная приподнятость, классицизм. Барокко в творчестве живописцев архитектора и скульптора Л. Бернини, М. Караваджо (Италия), П. Рубенса (Фландрия), Ч. де Риберы, Ф. Сурбаране (Испания).

Тест

Приведите в соответствие определения:

1. Барокко а. Рационализм, строгое соответствие содержания

произведения его форме

2. Классицизм б. Вычурный, причудливый

Тема 18. Культура эпохи Просвещения.

План

1. Отличительные черты Просвещения.

2. Искусство в XVIII в. Рококо и сентиментализм.

Методические указания

  1. Значение Великой Французской буржуазно-демократической революции для мирового развития. Разум, политическая свобода и гражданское равенство – основополагающие идеи Просвещения. Энциклопедическая систематизация естествознания, искусства и литературы. Представители Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П.А. Гольбах, Дидро, Дж. Локк, Р. Декарт, И. Кант.
  2. Развитие искусства. Жанры литературы: философский роман, просветительской роман, мемуары, памфлет, басни. Творчество Д. Дефо, Дж. Свифта, Корнеля, Ф. Шиллера, И.В. Гете. Формирование классической музыки: И.С. Бах, В.А. Моцарт, И. Гайдн, Гендель, Глюк.

Живопись: Давид, Буше, Ватто, Шарден, Рейндолс, Гейнсборо, Гойя.

Светский характер искусства XVIII в. стили: классицизм, барокко, рококо.

Тест

Установите соответствие между живописцами и их произведениями:

1.Х. Рембрандт а. «Мальчик с собакой»

2. П. Рубенс б. «Даная»

3. Х. Де Рибера в. «Светая Инесса»

4. Б.Э. Мурильо г. «Менины»

5. А. Ванн Дейк д. «Союз земли и воды»

6. Веласкес е. «Отдых на пути в Египет»

Тема 19. Западноевропейская культура XIX в.

План

1. Социально-экономические особенности XIX в. Романтизм.

2. Критический реализм. Импрессионизм. Символизм.

Методические указания

  1. Утверждение буржуазных отношений Формирование интеллигенции и возрождение ее роли в духовной жизни общества. Утверждение демографических традиций в культуре.

Романтизм как стиль и движение. Разлад идеала и действительности. Творчество Дж. Г. Байрона, Шатобриана, В. Скотта, В. Тюго, Стендаля. Развитие эмоционального напряжения, страной, борьбы в музыке Ф. Шуберта, К. Вебера, Р. Вагнера, Ф. Шопена.

  1. Критический реализм. Кризисные явления в культуре и их оценка А. Шопенгауром и Ф. Ницше. Многообразие жанров в литературе, главенствующая роль романа (О. Де Бальзак, Ч. Диккенс, Э. Золя, А.М. Стендаль).

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи и скульптуре. Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, Б. Моризо, О. Ремуар, В. Ван Гог, П. Гоген, Сезанн, О. Роден. Возникновение нового течения в искусстве – символизма.

Тест

Установите соответствие между писателями и их произведениями:

1. Г. Флобер а. «Домби и сын»

2. Ч. Диккенс б. «Госпожа Баварии»

3. А.М. Стендаль в. «Красное и черное»

4. О. Де Бальзак г. «Отец Горио»

5. К. Гамсун д. «Голод»

6. П. Мерише е. «Кармен»

7. Дж. Голсуорси ж. «Сага о Форсайтах»

8. Г. де Мопассан з. «Милый друг»

9. Б. Шоу и. «Пигмалион»

Тема 20. Западная культура XX в.

План

1. Важнейшие тенденции мировой культуры XX в.

2. Многообразие течений в художественной культуре.

3. Послевоенный мир. Будущее культуры.

Методические указания

  1. Обострение социальных и межнациональных отношений. Первая мировая война, ее разрушительная последствия в экономике и культуре народов. Развитие науки и техники. Квантовая теория, теория относительности, установление молекулярного строения ДНК и открытие генетического кода, развитие космической эры.
  2. Становление киноискусства. Поиски гармонии и смысла бытия. Творчество З. Фрейда, С. Дали, П. Пикассо, А. Маттиса, С. Дали.

Многообразие форм и течений в художественной культуре. Модернизм в литературе: Д. Лонодон, А. Камю, Пруст, Э. Хемингуэй, Г. Манн, Т. Манн, Ж.П. Сартр.

Изобразительное искусство: фовизм, кубизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм.

3. Послевоенный мир. Развитие СМИ. Борьба за сохранение мира. Роль ООН и ЮНЕСКО в формировании планетарного мышления. Развитие массовой культуры. Контркультура: ее социальная база, менталитет различных слоев населения. Молодежная субкультура: идеология, основные формы и группы.

Оптимистические и пессимистические оценки состояния заказной культуры. Будущее культуры.

Тест

Кто является первым теоретиком экзистенциализма:

1. А. Швейцер,

2. Б. Кроче,

3. М. Хайдеггер.

Тема 21. Культура Киевской Руси IX – XII.

План

1. Восточные славяне. Языческая культура Киевской Руси.

2. Значение христианства в развитии русской культуры.

Методические указания

  1. Праславянские культуры на территории между Днепром. Восточные славяне. Языческие праздники и обряды, фольклор. Формирование древнерусской государственности Киевская Русь в системе культурных взаимоотношений Запада и Востока.
  2. Принятие Русью христианства и его значение в развитии русской культуры. Древнерусская литература и церковнославянский язык. «Повесть временных лет», «Остромирово евангелие», «Изборник Святослава», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати», «Русская правда», «Слово о полку Игореве».

Возведение культовых сооружений. Десятинная церковь. Софийский собор, Ирининский и Георгиевский храмы в Киеве. Золотые ворота. Киево-Печерский монастырь близ Киева.

Формирование культурно-исторического типа развития, вобравший в себе достижения визуальной и восточно-славянской культуры.

Тест

Назовите собор в Киевской Руси, считающийся вершиной русской архитектуры XI в.:

1. Спасо-преображенский собор

2. Софийский собор в Новгороде

3. Собор Василия Блаженного

Тема 22. Культура Руси XIV- XV вв.

План

  1. Русская культура в период монголо-татарского ига.
  2. Основные виды и жанры искусства московской Руси.

Методические указания

1. Монголо-татарское нашествие и его последствия для культурного развития Руси. Возвышения Новгородской и Псковской земель.

Русское «Возрождение». Формирование русской народности. Москва – политический центр объединения русских земель.

2. Основные виды и жанры художественного творчества. Былины, песни. Монастыри как центры русской книжности: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри. Куликовская битва. Влияние фактора окончательного освобождения Руси от моноголо-татарского ига. Образование единого Русского государства.

Иконопись: Ф. Трек, А. Рублев, Даниил Черный.

Оформление идеологической концепции Древнерусского государства старцем Псковской Елиазаровской пустыни Филофеем. Утверждение первого русского общегосударственного Судебника.

Тест

Определите авторов памятников древнерусской литературы:

1. «Повесть временных лет» а. Владимир Мономах

2. «Поучения» б. Митрополий Илларион

3. Слово о законе и благодати в. Нестор

4. Хождение за три моря г. Афанасий Никитин

5. Задонщина д. Сафоний Рязанский

Тема 23. Русская культура XVI в.

План

  1. Доктрины русской государственности. Начало книгопечатания в Московии.
  2. Живопись, зодчество, литература.

Методические указания

  1. Формирование и развитие русского централизованного государства. Доктрины российской государственности (Сказание о князьях Владимирских, выступление иосифлян и несяжателей, позиция князя Андрея Курбского). Еретическое движение. Начало книгопечатания в Московии. «Аностоя», «Часослов» - первое печатные книги. Литейное дело.
  2. Московская школа иконной живописи (Дионисий). Литература. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. «Домострой».

Зодчество: оборонительные сооружения, светские здания, монастырско-церковные комплексы. В столичном Кремле построены Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. М. Фрязин и П.А. Солари создали первое светское сооружение - грановитую палату (конец XV в.). В 1554-1560 гг. построили собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного).

Утверждение системы церковно-приходских школ.

Тест

Какой собор построили зодчие Барма и Постник:

1. Киевский Софийский собор

2. Собор Покрова на рву в Москве

3. Дмитриевский собор во Владимире.

Тема 24. Русская культура на пороге Нового времени XVII в.

План

1. Смутное время. Демократические тенденции, обмирщение в русской культуре.

2. Архитектура и живопись XVII в.

Методические указания

1. Конец XVI – начало XVII, характеризующееся Смутным временем,

Избрание царя из династии Романовых.

Рост демократических тенденций в русской культуре, обмирщение, интерес к человеку. Распространение грамотности и просвещения. Открытие славяно-греко-латинской академии. Раскол русской церкви.

Литература. «Повесть о Ерше Ершовиче», «Сказание о Куре и Лисице».

2. Архитектура. Гражданское и куликовое зодчество. Стиль – «нарышкинское барокко».

Школы иконописи: сторонников русских традиций и сторонников западных канонов. Реалистические тенденции в творчестве Симона Ушакова («Спас Нерукотворный». Парсуны).

Тест

Назовите авторов нижеприведенных литературных произведений:

1. Притча о блудном сыне а. Василий Бурцев

2. Сказания б. Митрополит Макарий

3. Букварь в. Авраам Палицин

4. Великая Минеи-Четьи г. Андрей Курбский

5. История о великом князе Московском д. С. Полоцкий

Тема 25. Культура России XVIII в.

План

  1. Реформы Петра I в сфере культуры. Развитие науки и техники.
  2. Классицизм в искусстве. Основание публичного театра.

Методические указания

  1. Возникновение элементов капитализма в недрах феодализма. Модернизация России при Петре I. Изменения менталитета Российского государства. Проникновение в Россию идей просвещения. Развитие науки и техники. Академия наук. М.В. Ломоносов, значение его деятельности для русской и мировой культуры. Образование – государственное дело. Светские учебные заведения.
  2. Классицизм в искусстве. Литература: Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, А.П. Сумраков, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев.

Живопись. Переход от парсуны к портрету (Никитин, Матвеев, Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиновский).

Музыка М. Березовского, Д. Ботнянского, Е. Фомина.

Архитектура. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Дж. Кваренж.

Первый публичный театр. Ф.Г. Волков. Крепостные театры Шереметевых, Юсуповых.

Классицизм – ведущий творческий метод в искусстве.

Тест

Приведите в соответствие русских просветителей и их произведения.

1. А.Н. Радищев а. Журнал «Трутень»

2. И.П. Пнин б. «Письма русского путешественника»

3. А.Ф. Бестужев в. Ода «Вольность»

4. А.Л. Куницын г. «Человек»

5. Н.И. Новиков д. «О воспитании»

6. Н.М. Карамзин е. «Право естественное»

Тема 26. Культурный взлет России в XIX в.

План

  1. Беспрецедентный взлет русской культуры. Русский романтизм.
  2. Реализм в литературе, музыке, живописи.
  3. Тема народа в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова.

Методические указания

1. «Золотой век» русской культуры в XIX в. Причины небывалого взлета культуры: события Отечественной войны 1812 г., движение декабристов, либеральные реформы 60-70х годов XIX в., формирование разночинной интеллигенции.

Русский романтизм (элегическое, революционное, философское). Романтизм в раннем творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Романтизм в живописи: творчество О.А. Кипренского, В.А. Тропинина.

Основоположник классической музыки М.И. Глинка и развитие его традиций А.С. Даргомыжским.

2. Историческая обусловленность критического реализма. Принципы критического реализма. Реализм в русской музыке «Могучая кучка» (М. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Ц. Кюк, Н.А. Римский-Корсаков). Творчество П.И. Чайковского.

Демократические тенденции в живописи: А.А. Иванов, П.А. Федотов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, А.Н. Левитан, И.Н. Шишкин.

3. «Хождение в народ» революционных народников. Тема народа в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, Н.С. Тургенева.

Развитие науки и образования. Деятельность российских университетов.

Осмысление судеб России и русского народа в труде А.И. Герцена, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, В.В. Розанова.

Тест

Приведите в соответствие художников и их произведения.

1. И.И. Левитан а. «Московский дворик»

2. М.В. Нестеров б. «Грачи прилетели»

3. М.А. Врубель в. «Над вечным покоем»

4. В.А. Серов г. «Царевна Лебедь»

5. В.Д. Поленов д. «Видение отроку Варфоломею»

6. А.К. Саврасов е. «Девушка, освещенная солнцем»

Тема 27. Общественная культура «серебряного века»

План

  1. Важнейшие особенности культуры «Серебряного века».
  2. Продолжение критического реализма в живописи и музыке.
  3. Новые течения в искусстве России.

Методические указания

1. Развитие капитализма в России, социально-экономических и политических противоречий. Развитие марксистской идеологии русскими социал-демократами. Важнейшие концепции культурологи: религиозно-гуманистическая и марксистко-ленинская. Особенности русской культуры «серебряного века». Осмысление судеб России и русского народа виднейших деятелей культуры этого периода. Отражение в искусстве и литературе, философии и истории сложности и противоречия эпохи. Творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина.

2. Первая мировая война. Распространение философии социального пессимизма. Продолжение реалистических традиций в живописи и музыке: В.А. Серова, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, А.И. Куприна, А. Блока, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, И.В. Стравинского.

3. Зарождение нереалистических течений в искусстве: авангардизма, футуризма, акмеизма. Распространение символизма, кубизма, дадаизма, экспрессионизма. Ларионов, Н. Гончарова, М. Шагая, А. Лентулов, Р. Фальк, В. Хлебников.

Тест

К какому художественному направлению можно отнести творчество писателей и поэтов конца XIX – начало XX вв.

1. В. Брюсов а. Реализм

2. О. Мандельштам б. Символизм

3. А. Куприн в. Акмеизм

4. В. Маяковский г. Футуризм

5. С Есенин

6. А. Ахматова

Тема 28. Отечественная культура советского периода. 1917-1991 гг.э

План

1. Марксистско-ленинская концепция культурной революции и ее итоги.

2. Метод социалистического реализма и отражение идей социализма в литературе, живописи, скульптуре и кинофильмах.

3. Новая социокультурная ситуация во II половине XX в.

Методические указания

  1. Социалистическая революция в России. Влияние революционных перемен на социально-экономическую, политическую и духовную ситуацию в стране. Марксистско-ленинская теория культуры и итоги культурной революции.

Расслоение в среде деятелей культуры. Первая волна русской эмиграции (И. Бунин, В. Набоков, С. Рахманинов, П. Сорокин, Ф. Шаляпин, Н. Бердяев).

  1. I съезд Союза писателей СССР и провозглашение метода социалистического реализма. Отражение идей социализма в литературных произведениях Ф. Гладкова, А. Фадеева, Н. Островского, М. Шолохова, Н. Погодина, А. Толстого; кинофильмах С. Эйзенштейна, Б. Барнета, бр. Васильевых, А. Довженко, М. Рома, В. Пудовкина; в живописи А. Дейнеки, Б. Иоганского, И. Грабаря, А. Пластова, Ю. Пименова, П. Корина; скульптурах А. Матвеева, Н. Андреева, И. Шадра, В. Мухиной, А. Кербеля, М. Аникушина.

Социокультурная ситуация в стране в конце 30х гг. Негативное отношение властей к творчеству М. Булгакова, А. Платонова, Ю. Тынянова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, М. Ющенко.

  1. Вклад деятелей культуры в общенациональную борьбу против фашизма. Ущерб, нанесенный культурному достоянию в годы войны.

Новая социально-экономическая и культурная ситуация во II половине XX в. НТР. Начало космической эры. Углубление противоречий в стране. Отражение содержания эпохи, кризиса тоталитарной системы новым поколением деятелей культуры: В. Астафьевым, Ч. Айтматовым, Ф. Абрамовым, В. Быковым, Ю. Бондаревым, В. Распутиным, В. Вампиловым, В. Шукшиным.

Музыка. Д. Кабалевский, С. Прокофьев, А. А. Хачатурян, Г. Свиридов, Т. Хренников.

Кино. С. Герасимов, Г.э Чухрай, И. Пыреев, М. Калатодов, М. Хуциев, С. Бондарчук, В. Шукшин.

Балет.

Образование. Переход ко всеобщему среднему образованию. Успехи естественных наук. Трудности, ошибки в преодолении негативных явлений в культуре.

Тест

Кто они?

1. А. Вернадский а. Ученый

2. В. Астафьев б. Поэт

3. М. Ромм в. Кинорежиссер

4. К. Паустовский г. Писатель

5. Р. Нуриев д. Артист

6. И. Москвин е. Композитор

7. С. Герасимов ж. Солист балета

8. И. Курчатов

9. Н. Рубцов

10. Р. Глиэр

Тема 29. Отечественная культура постсоветского периода.

План

  1. Сложность многоплановость культуры в постсоветской период.
  2. Оценка социокультурной ситуации в современной России.

Методические указания

  1. Перестройка всей общественной жизни со второй половины 80х гг. XX в. Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

Массовая культура и ее специфика в России. Возрастание роли СМИ в формировании общественного мнения. Коммерциализация культуры, ориентация на культурные стандарты Запада. Театр. Укрепление международных культурных связей.

2. Различные подходы к оценке социокультурной ситуации в современной России. Пессимистический: утрата национальной самобытности и традиций. Оптимистический: период адаптации к свободе и культурному плюрализму. Проблемы в развитии культуры и будущее России.

Тест

Литературные произведения, опубликованные в годы перестройки. Установите соответствие:

1. А. Бек а. «Дети Арбата»

2. А. Рыбаков б. «Доктор Живаго»

3. А. Платонов в. «Новое назначение»

4. В. Распутин г. «Пожар»

5. Б. Пастернак д. «Котлован»

6. В. Гроссман е. «Жизнь и судьба»

7. М. Горький ж. «Жизнь Клима Самгина»

Тема 30. Религия как компонент культуры.

План

  1. Возникновение религии и ее первые формы. Национальные религии.
  2. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Методические указания

  1. Возникновение религии. Определение религии. Объекты религиозного восприятия: явления природы, отношения между людьми, предметы. Первые формы религии: фетишизм, тотемизм, магия, анимизм. Мифологический период и политеизм.

Формирование первых монетещических религий (иудаизм)

Национальные религии (даосизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм, зароостризм).

  1. Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Благородные истины буддизма. Карма. Нирвана. Возникновение христианства и его основные направления (католицизм, православие и протестантизм). Заповеди христианства.

Происхождение ислама, пять столпов мусульманства: шахада, пятикратная молитва, пост, милостыня, хадж).

Религиозные памятники искусства.

Государство и религия. Свобода вероисповеданий в обществе. Атеизм. Церковь и духовенство.

Тест

Какие из нижеприведенных памятников являются религиозными.

  1. Коран
  2. Собор Парижской богоматери
  3. Веды
  4. Библия
  5. Икона
  6. Храм Василия Блаженного
  7. Картина «Явление Христа народу»

Тема 31. Наука - важнейший элемент культуры общества.

План

1.

1. Наука – как социальный институт и сфера человеческой деятельности. Причины возникновения наука, условия ее развития. Функции науки в обществе. Основы научных знаний в шумеро-аккадской культуре, Древнем Египте, Китае, Индии.

2. Новое знание – результат научной деятельности. Новое в науке, технике, искусстве. Наблюдение и эксперимент в научном поиске, их использование в различных подсистемах науки: естественной, гуманитарной, технической.

Научные школы, их роль в развитии прогресса. Фундаментальные и прикладные науки.

3. Научно-технический прогресс: сущность, этапы, важнейшие направления. Противоречия и последствия НТР. Необходимость социально-гуманитарной ориентации науки и техники в современных условиях.

Тест

Какой стране принадлежат нижеперечисленные учения:

1. И. Ньютон а. Англия

2. М. Кюри-Силазовская б. Польша

3. Н. Коперник в. Россия

4. Дж. Бруно г. Италия

5. Д. Менделеев д. Франция

6. И. Курчатов

7. Л. Пастер

8. Н. Лобачевский

9. М. Ломоносов

Литература

Основная

1. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 1995.

2. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд. М., 1998

3. Культурология. Под ред. проф. А.Н. Марковой. 3-е изд. М., 2000.

4. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Н.О. Воскресенской. М., 2003.

5. Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия для вузов. М., 2005.

6. Культурология. Под ред. проф. А.Н. Марковой. 4-е изд. М., 2008.

7. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2008.

Дополнительная

1. Александров В.Н. История русского искусства. Ли?, 2004.

2. Актуальные проблемы культуры XX в. М., 1993.

3. Арабская средневековая культура и цивилизация. М., 1978.

4. Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1995.

5. Борзова Е.П. История. История мировой культуры. М., 2004.

6. Вазари Дж. Жизнеописание. СПб., 1992.

7. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

8. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

9. Васильев Л.С. История Востока. В 2х –т. М., 1994.

10. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 2005.

11. Гуревич А.Я. Культура и общество глазами современников. М., 1990.

12. Гуковский М.А. Итальянское возрождение. Л., 1990.

13. Гуковский М.А. Китай, Япония. М., 1997.

14. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Индия.

15. Грюнембаум Г.А. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

16. Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1988.

17. Гофф. Ж. Древнерусская языческая культура.

18. Дианова В.М. Культурология: основные концепции.

19. Даркевич В.П. Светское искусство Византии. Произведения византийского художественного мастерства в Восточной Европе X – XIII вв. М., 1975.

20. Даркевич В.П. Культура Византии: IV- I половина XVII вв. М., 1984

21. Культура Византии. II половина VII – XII вв. М., 1989.

22. Культура Византии: XII – I половина XV в. М., 1991.

23. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., 1990.

24. Египет: Земля фараонов. М., 1989.

25. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб. 1995.

26. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

27. История и культура Древней Индии. М., 1990.

28. История и культурология. Учебное пособие. Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004.

29. Искусство стран Востока. М., 1986.

30. Искусство Древней Греции. М., 1986.

31. Искусство ислама. М., 1990.

32. Ильина Т.И. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1983.

33. Ильина Т.И. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

34. Иконникова С.Н. История культурологических концепций. СПб., 2005.

35. Ионов Н. Российская цивилизация XIX - начало XX вв. М., 1995.

36. Культура и искусство западноевропейского Средневековья. М., 1981.