Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 14
Федеральное агентство по образованию РФ ФГОУ СПО Комсомольский – на – Амуре Техникум информационных технологий и сервиса и контрольные задания
по дисциплине «Социальная психология
и этика делового общения»
для студентов заочной формы обучения всех специальностей 2006 Рассмотрено кафедрой Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин ___________зав.кафедры Ковалева Л.А. «_____»_____________2006 г. Утверждено Зам.директора по УР ______________Медведева Н.П. «_____»____________2006 г. Составил: Преподаватель Комсомольского-на-Амуре техникума легкой промышленности: Пелевина Г.И. Рецензенты: -2- Содержание
1. Введение 2. Требования к оформлению работы 3. Примерное содержание учебной дисциплины 4. Варианты контрольной работы 5. Вопросы к зачету 6. Рекомендуемая литература -3- 1. Введение Данная дисциплина призвана помочь студентам преодолеть стереотипы командно-административного типа мышления, выработать умение руководить людьми, способность анализировать любые самые сложные деловые ситуации, не бояться новизны решений, помочь даже из негативного опыта извлекать позитивные выводы, приучить к постоянному самоанализу и объективной оценке своих действий и окружающих людей. Особое внимание обращено на саму форму предпринимательского поведения, на различные аспекты общения. Эта дисциплина тесно связана с такими науками, как философия, социология, история, социальная психология, менеджмент, но обладает своей спецификой: не только дает полезные советы современному предпринимателю в области общения, но и объясняет, почему он должен так себя вести, учитывая особенности той социальной сферы, в рамках которой происходит реальное деловое общение. В ходе выполнения контрольной работы студент самостоятельно работает с учебными источниками, выбирает и осмысливает материал, определяет собственную точку зрения. Автор контрольной работы должен продемонстрировать умение систематизировать материал в соответствии с логикой выбранной темы. -4- 2. Требования к оформлению контрольной работы: 1) Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц машинописного или компьютерного текста (формат А4, шрифт – 12, интервал – 1,5). 2) Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком литературы; 3) Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии. 4) В случае неудовлетворительного выполнения домашняя должна быть переделана в установленные сроки. 5) Номер темы работы определяется последней цифрой индивидуального номера студента (определяется по групповому журналу). -5- 1. Введение. Социальная психология делового общения. Цели и задачи курса, исторический аспект развития социальной психологии. Основные этапы направления: античный период, эпоха Нового времени, психология народов и психология толпы. Теория психологической защиты личности, способы защиты. (Аристотель, Платон, О.Конт, В.Ключевский, Т. Лебон, Э.Фрейд). Вопросы для самоконтроля:
1. Что является предметом изучения психологии делового общения? 2. Как национальность влияет на общение? 3. В чем особенности поведения индивида в толпе? 2. Психология общения Деловое общение. Процессы восприятия и понимания в общении. Механизмы межличностного и межгруппового общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Умение слушать. Общение как взаимодействие – ориентация на контроль и понимание. Основные этапы делового общения. Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите механизмы межличностного общения. 2. Какие факторы влияют на создание стереотипов? 3. В чём сущность теории трансакционного анализа? 3. Деловое общение в рабочей группе Понятие рабочей группы. Признаки зрелости рабочей группы. Типы взаимоотношений в рабочей группе. Морально-психологический климат и основные этапы его формирования. Взаимосвязь темперамента и общения. Проблема лидерства в группе. Типы лидеров. Вопросы для самоконтроля:
1. Чем отличается рабочая группа от других малых групп? 2. Перечислите признаки зрелости рабочей группы? 3. Как влияет неформальная структура на формирование морально-психологического климата? 4. Стиль руководства. Конфликты и пути их решения Стиль руководства как способ реализации поставленных задач. Стиль мышления. Выбор стиля руководства. Понятие конфликтной ситуации. Причины и стадии протекания конфликта. Поведение в конфликтной ситуации. -6- Вопросы для самоконтроля:
1. От чего зависит выбор стиля руководства? 2. Перечислите основные качества руководителя. 3. Назовите универсальные источники конфликта. 5. Общение и этика Этика как наука и морали. Понятие культуры общения. Взаимосвязь моральных отношений и делового общения. Этикет и профессиональная этика. Нормы профессиональной этики. Вопросы для самоконтроля:
1. Как связаны общественное мнение и нравственное поведение? 2. Перечислите основные составляющие культуры общения. 3. Каковы основные принципы профессиональной этики? 6. Деловой этикет Правила этикета: приветствие, представление, обращение, умение задавать вопросы. Общение с клиентом. Умение вести переговоры, переписку, строить телефонный разговор. Этикет и такт. Вопросы для самоконтроля:
1. Чем различаются этика и этикет? 2. Почему профессионал должен владеть и соблюдать правила этикета? 3. Перечислите основные правила ведения переговоров? -7- Контрольная работа № 1 Вариант I 1. Исторический аспект развития социальной психологии, основные направления. 2. Проблемы лидерства в рабочей группе. Типы лидеров. 3. Правила этикета: приветствия, обращения, умения задавать вопросы. Литература: 1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г. 2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г. 3) Васильева Т.И. – Правила этикета. Краткий справочник. М. 1992 г. Вариант II 1. Восприятие и понимание в процессе общения. 2. Стиль руководства как способ реализации поставленных задач. 3. Особенности делового телефонного разговора. Его структура. Литература: 1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г. 2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г. 3) Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г. 4) Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г. Вариант III 1. Общение как коммуникация. Передача информации вербальными средствами. Роль обратных связей. 2. Основные стили поведения руководителя. 3. Структура делового письма. Основные требования к деловой переписки. Литература: 1) Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г. 2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г. 3) Васильева Т.И. – Правила этикета. Краткий справочник. М. 1992 г. 4) Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г. -8- Вариант IV 1. Невербальные средства общения. Искусство слушать и слышать. 2. Причины и психология конфликтов в деловом общении. 3. Современные виды делового этикета, его функции и нормы. Литература: 1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г. 2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г. 3) Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г. 4) Холопова, Лебедева – Протокол и этикет для деловых людей. М. 1995 г. Вариант V 1. Общение как взаимодействие. Восприятие положения партнера. 2. Выбор стиля руководства в рабочей группе. 3. Роль делового этикета в бизнесе. Литература: 1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г. 2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г. 3) Курбатов В.И. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону. 1996 г. 4) Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г. Вариант VI 1. Основные этапы делового общения, их характеристика. 2. Взаимосвязь нравственности и общения в современном обществе. 3. Основные правила ведения переговоров, деловых бесед, совещаний. Литература: 1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г. 2) Курбатов В.И. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону. 1996 г. 3) Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г. 4) Радугин А.А. – Педагогика и психология. М. 1999 г. -9- Вариант VII 1. Рабочая группа как социально-психологическая общность людей. 2. Понятие конфликтной ситуации. Причины и стадии протекания конфликта. Поведение в конфликтной ситуации. 3. Нормы профессиональной этики предпринимателя. Литература: 1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г. 2) Казаков, Кондратьева – Психология. М. 1989 г. 3) Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г. 4) Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г. Вариант VIII 1. Формирование морально-психологического климата в коллективе. 2. Этика как наука о морали. Взаимосвязь моральных отношений и нравственного поведения. 3. Роль визитных карточек в этикете. Структура визитной карточки. Требования к оформлению и использованию. Литература: 1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г. 2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г. 3) Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г. 4) Холопова, Лебедева – Протокол и этикет для деловых людей. М. 1995 г. Вариант IX 1. Неформальная структура рабочей группы, особенности её формирования. 2. Связь темперамента и делового общения. 3. Функции этикета. Соотношения такта и делового этикета. Литература: 1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г. 2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г. 3) Шевандрин А.С. Социальная психология в образовании. М. 1996 г. -10- 4) Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г. Вариант X 1. Стресс, его причины и основные стадии развития. Выход из стрессовой ситуации. 2. Деловое общение в рабочей группе: признаки зрелости рабочей группы, типы взаимоотношений. 3. Правила этикета: знакомство, представление, общение в деловом общении. Литература: 1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г. 2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г. 3) Шевандрин А.С. Социальная психология в образовании. М. 1996 г. 4) Васильева Т.И. – Правила этикета. Краткий справочник. М. 1992 г. -11- Вопросы к зачету по предмету «Социальная психология и этика делового общения» 1. Цели и задачи курса. Предмет социальной психологии; 2. Исторические аспекты развития социальной психологии; 3. Восприятие и понимание в процессе общения; 4. Общение как коммуникация. Невербальные средства общения 5. Передача информации вербальными средствами; 6. Роль обратных связей в передаче информации; 7. Общение как взаимодействие. Основные этапы делового общения; 8. Рабочая группа как социально-психологическая общность; 9. Формирование морально-психологического климата; 10. Неформальная структура рабочей группы, ее формирование; 11. Связь темперамента и делового общения; 12. Проблемы лидерства в рабочей группе. Типы лидеров; 13. Стиль руководства как способ реализации поставленных задач; 14. Выбор стиля руководства; 15. Причины и психология конфликтов; 16. Основные стили поведения руководителя в конфликтах; 17. Стресс и психическое здоровье; 18. Содержание понятия «Культура общения» 19. Особенности и нормы профессиональной этики в деловом общении; 20. Связь нравственности и общения в современном обществе; 21. Современные виды делового этикета, его функции и нормы; 22. Деловой телефонный разговор и его структура; 23. Особенности деловой переписки. Структура делового письма; 24. Роль делового этикета в бизнесе. -12- Литература:
1. Г.Н. Бороздина. – Психология делового общения. М.: 2000 г. 2. Т.И.Васильева. – «Правила этикета». М.: 1992 г. 3. Казаков, Кондратьева. - «Психология». М.: 1989 г. 4. В.И.Курбатов. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону: 1996 г. 5. А.С.Пелих. – «Имидж делового человека». М.: 1997 г. 6. А.А.Радугин. – «Педагогика и психология». М.: 1999 г. 7. А.В. Рогов. – «Психология». М.: 1999 г. 8. Социальная психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н.Лавриненко. М.: 1997 г. 9. Холопова, Лебедева. – «Протокол и этикет для деловых людей». М.: 1995 г.
|