Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Указания методические для студентов экономических специальностей заочного отделения

 

             

Указания методические для студентов экономических специальностей заочного отделения

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра экономической теории

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Горки 2005

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра экономической теории

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Горки 2005

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра экономической теории

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Горки 2005

Рекомендовано методической комиссией факультета экономики и права 14. 10. 2004.

Составили: доктор экон. наук С.А. КОНСТАНТИНОВ (темы 7, 12); кандидаты экон. наук, доценты В.И. ЗАРЯНКИН (темы 4, 5), В.В. ЧЕРВИНСКИЙ (тема 11), В.К.ЗЕМЛЯКОВ (тема 3), И.А. СКАЗЕЦКАЯ (темы 1, 8); кандидаты экон. наук Ю.В. ЧЕПЛЯНСКИЙ (тема 7), А.М. ФИЛИПЦОВ (тема 6); В.Д. ШМЫКОВ (тема 10), В.П. СИВЦОВ (тема 2), В.А. СИВЦОВА (тема 13), А.А.ЧЕПЛЯНСКАЯ (тема 9).

Под общей редакцией С.А.Константинова, В.К.Землякова.

УДК 330.1(075)

Экономическая теория : Методические указания для студентов экономических специальностей заочного отделения /Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Под общ. ред. С.А.Константинова, В.К.Землякова. Горки, 2005. 76 с.

Приведены задачи и тесты по каждой теме программы, вопросы по модулям, литература, определения ключевых понятий и терминов. В соответствии со структурой курса выделены четыре раздела: «Основные закономерности функционирования экономики», «Основы теории микроэкономики», «Основы теории макроэкономики», «Основы теории мировой экономики».

Для студентов экономических специальностей заочного отделения.

Библиогр. 24.

Рецензент доктор экон. наук, профессор М.К.ЖУДРО.

© Составление. Коллектив составителей, 2005

© Учреждение образования

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2005

Учебно-методическое издание

Коллектив составителей

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Методические указания

Редактор Е. В. Ковалева

Техн. редактор Н. К. Шапрунова

Подписано в печать 05.09.2005

Формат 60 x 84 1/16. Бумага для множительных аппаратов.

Печать ризографическая. Гарнитура «Таймс».

Усл. печ. л.4,42. Уч.-изд. л.4,09.

Тираж 300 экз. Заказ . Цена 4100 руб.

_________________________________________________________________________

Редакционно-издательский отдел БГСХА

213407, г. Горки Могилевской обл., ул. Студенческая, 2

Отпечатано на ризографе копировально-множительного бюро БГСХА

г. Горки, ул. Мичурина, 5

Р а з д е л 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД

1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества .

2. Экономические науки . Общая и частные экономические науки. Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории. Экономические законы.

3. Экономическая теория, прогнозы и политика . Экономические цели общества. Позитивная и нормативная экономическая теория.

4. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории .

5. Методы экономической науки . Использование общенаучных, математических, статистических методов. Системная методология. Предельный анализ. Функциональный анализ. Равновесный анализ. Экономическое моделирование. Экономический эксперимент.

Ключевые понятия и термины

Анализ ( analysis – разложение) – метод научного (рационального) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Служит установлению одинаковой структуры предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов на другие. В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на подклассы называют классификацией.

Аналогия ( analogy ) – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Дедукция ( deduction ) – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному.

Индукция ( induction ) – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных.

Институционализм ( institutional economics ) – основатель направления Т. Веблен. Буквально термин «институционализм» происходит от понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона или учреждение). Институционалисты предложили исследовать человека неизолированного и в зависимости от его среды. Поэтому они «человека экономического» заменяют «человеком социологическим», находящимся в центре совокупности общественных отношений.

Кейнсианство ( keynesianism ) – в центр внимания поставлены проблемы макроэкономики. Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, для повышения которого необходимо использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

Классическая школа ( classical school ) – классики – сторонники экономического либерализма, суть которого выражается словами «laissez faire» – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества.

Макроэкономика ( macroeconomics ) – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, – проблему безработицы, инфляции, государственное регулирование и т.д.

Маржинализм ( marqinalism ) – методология, в основе которой лежит теория предельной полезности, знаменовавшая революционный прорыв в представлении о ценности, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении. В основу экономического анализа положены субъективные оценочные суждения хозяйствующего субъекта.

Меркантилизм ( mercantilism ) – концепция, которая видела основу национального процветания и накоплений благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства.

Метод институционально-социологической школы учитывает одновременно и эволюцию институтов, и влияние экономики на сами эти институты.

Метод функционального анализа – отражает принцип взаимной зависимости экологических направлений.

Микроэкономика ( microeconomics ) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

Монетаризм ( monetarism ) – представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно-денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления государственного регулирования экономики.

Неоинституционализм ( neo - institutional economics ) – характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек.

Неоклассическая школа ( neo - classical school ) – в центре внимания представителей неоклассического направления находится анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия.

Новая классическая экономическая теория ( newclassical economics ) – эта научная школа сформировалась в 1970-е гг. в результате применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Новые классики выдвинули гипотезу рациональных ожиданий; согласно этой гипотезе будущие ценовые ожидания являются чрезвычайно важными мотивами поведения для всех, кто принимает экономические решения: для компаний, организаций и даже семей.

Нормативная экономическая теория ( normative economics ) – направление экономической науки, основанное на оценочных суждениях людей относительно того, какой должна быть экономика; трактует проблемы экономических целей и экономической политики.

Позитивная экономическая теория ( positive economics ) – анализ факторов или данных с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения.

Синтез ( syntheses ) – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое.

Теория экономики предложения ( supply side economics ) – завоевала популярность в 1970–1980 гг. Представитель – А. Лаффер. В самом названии теории – «экономика предложения» – авторы противопоставляют ее кейнсианству, которое главное внимание уделяет регулированию спроса. С точки зрения сторонников теории, решающим фактором экономического развития является не спрос, а предложение. Главный постулат теории: уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства.

Физиократы ( physiocrats ) – представители школы физиократов считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, т. е. доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности «бесплодны».

Функциональный анализ ( functional analysis ) – метод, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений.

Экономика, экономикс ( economics ) – наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

Экономическая модель ( economic model ) – упрощенная картина действительности; абстрактное обобщение.

Экономическая политика ( economic policy ) – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей) или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливого распределения доходов и др.

Экономическая теория ( economic theory ) – выведение закономерностей из соответствующих факторов экономической действительности; экономический принцип.

Экономический принцип, закон ( economic principle , law ) – обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и институтов.

ЛИТЕРАТУРА

[4 , с. 52–84; 5 , с. 15–47; 6 , с. 4–18; 7 , с. 18–35; 12 , с. 5–11; 13 , с. 6–25; 15 , с. 6–43].

Задачи и тесты

№ 1.Установите, какое из определений экономической теории является наиболее полным в настоящее время:

а) экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

б) экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления;

в) экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

г) экономическая теория есть наука о богатстве.

№ 2. Что из нижеперечисленного изучает микроэкономика?

а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в экономике;

в) общий уровень цен;

г) производство сахара и динамику его цены.

№ 3. Что из нижеперечисленного изучает макроэкономика?

а) объем производства мяса, молока;

б) уровень процентной ставки;

в) уровень цен в экономике;

г) уровень безработицы.

№ 4. Позитивная экономическая теория изучает:

а) «что есть»;

б) «что должно быть»;

в) дает оценочные суждения.

№ 5. Если на основе фактов делаются обобщения, данный метод исследования называется:

а) анализом;

б) индукцией;

в) абстракцией;

г) дедукцией.

№ 6. Для чего в экономических исследованиях используется метод абстракций и допущений?

а) для прогнозирования развития экономики;

б) для облегчения проведения экономического анализа;

в) для создания идеальной модели экономики;

г) для обеспечения системного подхода.

Ответы

1. б); 2. г); 3. б), в), г); 4. а); 5. б); 6. б).

Тема 2. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ.
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ

1. Потребности как предпосылка производства . Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы и их классификация.

2. Ресурсы (факторы) производства . Классификация и характеристики ресурсов. Труд. Земля и невозобновляемые природные ресурсы. Капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация. Предпринимательская способность. Ограниченность ресурсов.

3. Экономические блага: классификация, основные характеристики . Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Редкость экономических благ.

4. Проблема выбора в экономике . Фундаментальные вопросы экономического развития общества: что, как и для кого производить? Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек. Сравнительные преимущества и специализация. Общественное разделение труда.

5. Проблема эффективности. Производство и экономический рост. Экономическая эффективность и социальная эффективность.

Ключевые понятия и термины

Альтернативная стоимость ( opportunity cost ) – количество других продуктов, от которых приходится отказаться, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта; стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующих того же самого времени или тех же ресурсов.

Безграничные потребности ( unlimited wants ) – неутомимое желание потребителей (людей) иметь товары и услуги, которые доставляют им удовольствие или удовлетворяют их потребности.

Взаимодополняющие товары ( complementary goods ) – товары (или услуги), для которых существует обратное соотношение цены на один из них и величины спроса на другой.

Взаимозаменяемые товары ( substitute goods ) – товары (или услуги), для которых существует пря­мая связь между ценой на один из них и величиной спроса на другой.

Граница производственных возможностей ( production possibility frontier ) – график, показывающий те сочетания благ, которые могут быть произведены экономической системой при полном использовании факторов производства и уровня знаний.

Закон возрастающих альтернативных издержек ( law of increasing opportunity costs ) – по мере увеличения производства продукта альтернативные издержки производства каждой новой единицы продукта возрастают.

Закон убывающей отдачи ( law of diminishing returns ) – ситуация, когда последовательные равные приросты переменного ресурса добавляются к постоянным ресурсам сверх какого-то определенного уровня их использования, а предельный продукт переменного ресурса сокращается.

Земля, естественные ресурсы ( land ) – природные ресурсы, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг.

Капитал ( capital ) – ресурсы, созданные в результате производственной деятельности и используемые для производства товаров и услуг; товары, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека: инвестиционные товары, средства производства.

Кривая (таблица) производственных возможностей ( production possibilities curve (table )) – кривая (таблица), показывающая различные комбинации двух товаров или услуг, которые могут быть произведены в условиях полной занятости и полного объема производства в экономике с постоянными запасами ресурсов и неизменной технологией.

Неполное использование ресурсов; неполная занятость ( underemployment ) – неспособность экономики обеспечить полный объем производства.

Полная занятость ( full employment ) – использование всех пригодных и доступных ресурсов для производства товаров и услуг.

Полный объем производства ( full production ) – макси­мальное количество товаров и услуг, которое может быть произведено из используемых в экономике ре­сурсов; полное использование (отсутствие недоис­пользованных) имеющихся ресурсов.

Потребительские товары ( consumer goods ) – товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности человека.

Предпринимательская способность ( entrepreneurial ability ) – способность человека использовать определенное сочетание ресурсов для производства товара, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск.

Пять фундаментальных экономических вопросов ( five fundamental economics questions ) – пять основных вопросов, на которые должна отвечать любая экономическая система: что производить, как производить, как распределять общий объем производства, как поддерживать полную занятость, как гарантировать гибкость экономики.

Редкость ресурсов ( scarce resources ) – нехватка (ограниченность) земли, капитала, труда и предпринимательской способности для удовлетворения безграничных материальных потребностей людей.

Смешанный капитализм ( mixed capitalism ) – экономика, в которой и правительственные и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

Технология ( technology ) – объем знаний, который можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.

Труд ( labor ) – физические и умственные способности (усилия) людей, которые используются для производства товаров и услуг.

Услуг а ( service ) – то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы представить что-либо ценное.

Факторы производства ( factors of production ) – экономические ресурсы: земля, капитал, труд, предпринимательская способность.

Чистый капитализм ( pure capitalism ) – экономическая система, в которой материальные ресурсы являются частной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.

Экономические ресурсы ( economics resources ) – земля, труд, капитал и предпринимательская способность, используемые при производстве товаров или услуг.

Эффективность в производстве ( productive efficiency ) – ситуация, при которой в наличном уровне знаний и данном количестве производительных ресурсов невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.

ЛИТЕРАТУРА

[4 , с. 43–54; 5 , с. 47–63; 6 , с. 37–52; 7 , с. 36–92; 9 , с. 24–44; 12 , с. 11–18; 16 , с. 57–73; 18 , с. 85–103; 23 , с. 126–132, 164–176; 24 , с. 8–15].

Задачи и тесты

№ 1. Потребности – это:

а) отношения потребителя и продавца;

б) желание, необходимость в чем-либо;

в) покупательная способность.

№ 2. Основное свойство потребностей:

а) динамизм;

б) количественный рост;

в) качественное изменение;

г) безграничность.

№ 3. Экономические ресурсы – это:

а) факторы производства, которые используются в процессе производства товаров и услуг;

б) созданные средства производства, которые используются для производства товаров и косвенно удовлетворяют потребности людей.

№ 4. Установите, что наиболее полно входит в понятие «факторы производства»:

а) основные и оборотные фонды;

б) недвижимость, акции, облигации;

в) труд, земля, капитал, предпринимательская способность;

г) физические и умственные способности человека;

д) естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные ресурсы);

е) оборудование, машины, сырье.

№ 5. Общим свойством экономических ресурсов является их:

а) полезность;

б) ограниченное количество;

в) ценность;

г) взаимозависимость.

№ 6. Проблема выбора в экономике состоит в том:

а) как распределить блага, чтобы не было бедных;

б) как распределить блага, чтобы не было богатых;

в) как решать проблемы редкости благ.

№ 7. Кривая производственных возможностей показывает:

а) различные комбинации максимально возможного объема производства двух продуктов в условиях полной занятости ресурсов, запас которых и технология использования постоянны;

б) различные комбинации максимально возможного объема производства двух продуктов при любых вариантах использования ресурсов;

в) различные комбинации рынков благ и факторов производства.

№ 8. Любая точка внутри кривой производственных возможностей означает, что:

а) ресурсов недостаточно для производства;

б) ресурсы общества используются неэффективно;

в) ресурсы используются рационально.

№ 9. Любая точка вне кривой производственных возможностей означает, что:

а) ресурсов недостаточно для производства;

б) ресурсы общества используются неэффективно;

в) ресурсы используются рационально.

№ 10. Вогнутость кривой (отклонение от начала координат) производственных возможностей объясняется:

а) экономика исчерпала все свои возможности экономического развития в будущем;

б) действием закона возрастающих вмененных издержек;

в) неэффективным использованием ресурсов.

№ 11. Вмененные издержки – это:

а) общая сумма затрат на изготовление единицы продукции;

б) количество одного продукта, которым необходимо пожертвовать, чтобы увеличить объем производства другого продукта на одну единицу;

в) цена единицы продукции.

№ 12. Действие закона возрастающих альтернативных (вмененных) издержек обусловливается:

а) отсутствием абсолютной взаимозаменяемости экономических ресурсов в использовании их при изготовлении различных товаров (услуг);

б) недостаточно эффективным использованием имеющихся ресурсов;

в) требуется все большее и большее количество ресурсов при неизменной технологии их использования.

№ 13. Основные проблемы (что, как и для кого производить) могут иметь отношение:

а) только к административно-командной системе;

б) только к рыночной экономике;

в) к любой экономической системе.

№ 14. Какие из названных характеристик относятся к: а) традиционной системе; б) административно-командной системе; в) рыночной экономике свободной конкуренции; г) смешанной экономике?

1) централизованное планирование;

2) отсутствие безработицы;

3) свобода частного предпринимательства;

4) экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством.

Ответы

1. б); 2. г); 3. а); 4. в); 5. б); 6. в); 7. а); 8. б); 9. а); 10. б); 11. б); 12. а); 13. в); 14. а) – 2, б) – 1, в) – 3, г) – 4.

Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

1. Понятие, элементы и уровни экономической системы . Критерии выделения экономических систем.

2. Собственность: понятие, эволюция . Современные теории собственности. Типы собственности по субъектам: государственная, частная, смешанная, иностранная. Типы собственности по объектам. Типы и формы собственности в Республике Беларусь. Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация. Реформирование собственности в Республике Беларусь.

3. Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда . Натуральное хозяйство. Рыночное (товарное) хозяйство.

4. Типология современных экономических систем . Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика.

Ключевые понятия и термины

Государственная собственность ( state ownership ) – определенная доля экономики, хозяйственная деятельность которой осуществляется государством.

Командная экономика ( command economy ) – экономическая система, в которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляется государством посредством централизованного экономического планирования.

Открытая экономика (open economy ) – экономика страны, которая осуществляет экспорт и импорт.

Порочный круг бедности ( vicios cirle of poverty ) – общая доля ряда развивающихся стран – проблема, заключающаяся в том, что низкий доход на душу населения не позволяет осуществлять сбережения и инвестиции в масштабах, необходимых для достижения приемлемых темпов экономического роста.

Промышленно-развитые страны ( industrially advanced countries ) – страны с высоким уровнем доходов.

Рыночная экономика ( marcet economy ) – экономика, в которой только индивидуальные решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.

Смешанный капитализм ( mixed capitalism ) – экономика, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

Традиционная экономика ( traditional economy ) – экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ресурсов.

Централизованное экономическое планирование ( central economic plfnning ) – определение правительством целей экономической политики и направлений использования ресурсов для достижения этих целей.

Экономическая система ( economic system ) – способ организации экономики.

ЛИТЕРАТУРА

[1 , с. 4–8; 3 , с. 57–101; 4 , с. 67–77, 423–486; 5 , с. 64–76; 6 . с. 19–37, 751–794; 7 , с. 51–59, 117–130; 8 , с. 365–382; 9, с. 64–101; 10 , с. 435–470].

Задачи и тесты

№ 1. Каковы основные черты экономики развивающихся стран? Перечислите основные пути экономического развития, доступные этим странам. Назовите и объясните препятствия, с которыми сталкиваются эти страны, пытаясь преодолеть бедность. Что можно предпринять для стимулирования экономического роста этих стран?

№ 2. Объясните и дайте оценку следующему утверждению: «Программа американской иностранной помощи является мошенничеством. В действительности это – неоколониализм, т. е. средство, с помощью которого менее развитые страны, независимые в политическом смысле, удерживаются в полном экономическом подчинении» (Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра-М, 2005. – С.909).

№ 3. Предположим, что реальное производство на душу населения в развивающейся и развитой стране составляет 500 и 5 тыс. долларов соответственно. Если реальное производство на душу населения в каждой из стран увеличивается на 3%, то на сколько изменится разница в производстве на душу населения между странами?

№ 4. Каковы основные составляющие экономических реформ в России? Что имеется в виду, когда реформы называют «шоковой терапией»? Насколько успешными были до сих пор реформы России?

№ 5. Охарактеризуйте реформирование собственности в Республике Беларусь.

Ответы

Задача 3. Решение : 500 х 3 / 100 = 15; 500 + 15 = 515 долл.;

5000 х 3/100 = 150; 5000 + 150 =5150 долл.;

5150 : 515 = 10 раз. Разница не изменилась.

Тема 4. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ МОДЕЛИ

1. Рынок: понятие, функции . Рыночная система и ее эволюция. Институциональные основы функционирования рынка. Роль частной собственности, свободного ценообразования, конкуренции. Конкуренция: понятие, виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

2. Структура рыночной экономики . Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.

3. Несовершенства (фиаско) рынка . Объективная необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.

4. Модели рыночной экономики . Либеральная модель рынка. Социально ориентированная модель. Национальные модели рыночных систем. Особенности белорусской национальной модели.

5. Трансформационная экономика . Либерализация и стабилизация. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.

ЛИТЕРАТУРА

[4 , с. 67–76; 5 , с. 76–78; 6 , с. 53–80; 7 , с. 81–93; 9 , с. 64–80; 12 , с. 18–22; 13 , с. 52–78; 16 , с. 93–114; 18 , с. 118–130].

Ключевые понятия и термины

«Невидимая рука» ( invisible hand ) – стремление фирм и поставщиков ресурсов получить наибольшую выгоду на конкурентных рынках с целью наилучшего обеспечения интересов общества в целом (максимального удовлетворения потребностей).

Инфраструктура рынка ( market infrastructure ) – совокупность организаций, учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешную деятельность всех видов рынка и функционирование рыночных отношений; включает оптовые предприятия, биржи, брокерские фирмы, инвестиционные банки, пенсионные фонды, страховые фирмы и другие финансовые институты.

Конкуренция ompetition ) – присутствие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Рынок ( market ) – институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.

Рыночная система ( market system ) – все образующие экономику рынки продуктов и ресурсов и действующие между ними связи; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять редкие экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.

Рыночный социализм ( market socialism ) – экономическая система, при которой материальные ресурсы являются государственной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.

Свобода выбора ( freedom of choice ) – свободное право собственников материальных ресурсов и денег использовать их по своему усмотрению, свободное право рабочих заняться любым видом труда, на который они способны, и свободное право потребителей расходовать свои доходы на цели, которые они сочтут предпочтительными (наилучшими).

Свобода предпринимательства ( freedom of enterprise ) – свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали.

Собственность ( property ) – система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства; совокупность прав субъекта по управлению условиями экономической деятельности и ее результатов.

Суверенитет потребителя ( consumer sovereignty ) – свободный выбор потребителями видов количества товаров и услуг, которые производятся из редких ресурсов.

Задачи и тесты

№1. Какое из определений рынка в широком смысле представляется вам наиболее полным?

а) рынок – это место, где осуществляется обмен товара;

б) рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;

в) рынок – это саморегулирующая система воспроизводства, все элементы и звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

№2. Условиями возникновения рынка являются:

а) общественное разделение труда;

б) появление денег;

в) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности;

г) зарождение обмена.

№3. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свобода предпринимательского выбора.

№4. На основании каких основных функций рынка происходит расслоение производителей?

а) информационной;

б) коммуникативной;

в) регулирующей;

г) санирующей;

д) ценообразующей.

№5. Что из нижеперечисленного может рассматриваться как рыночная деятельность, а что как нерыночная?

а) рекламные объявления в газете;

б) приготовление пищи в домашних условиях;

в) представление государством пособий по безработице;

г) закупки государством военной техники;

д) выращивание овощей на приусадебном участке для собственного потребления;

е) «блошиный» рынок;

ж) выращивание клубники на приусадебном участке для продажи.

№6. К инфраструктуре рынка относятся:

а) транспорт и связь;

б) биржи;

в) банки;

г) магазины;

д) все вышеназванное.

№7. В доперестроечный период в Республике Беларусь (в составе СССР) рынок:

а) развивался свободно;

б) функционировал ограниченно;

в) рынка не было.

№8. Рынок имеет:

а) только положительные черты;

б) только отрицательные черты;

в) как положительные, так и отрицательные черты.

Ответы

1. в); 2. а) и б); 3. б); 4. в) и г); 5. а, г, е, ж – рыночная деятельность; б, в, д – нерыночная деятельность; 6. д); 7. б); 8. в).

Вопросы по модулю №1

1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества.

2. Экономические науки.

3. Экономическая теория, прогнозы и политика.

4. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

5. Методы экономической науки.

6. Потребности как предпосылка производства.

7. Ресурсы (факторы) производства.

8. Экономические блага: классификация, основные характеристики.

9. Проблема выбора в экономике.

10. Проблема эффективности.

11. Понятие, элементы и уровни экономической системы.

12. Собственность: понятие, эволюция.

13. Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда.

14. Типология современных экономических систем.

15. Рынок: понятие, функции.

16. Структура рыночной экономики.

17. Несовершенства (фиаско) рынка.

18. Модели рыночной экономики.

19. Трансформационная экономика.

Р а з д е л 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ
Тема 5. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

1. Спрос . Зависимость величины спроса от цены. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

2. Предложение . Зависимость величины предложения от цены. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

3. Отраслевое рыночное равновесие . Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.

Ключевые понятия и термины

Закон предложения ( law of supply ) – прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги.

Закон спроса ( law of demand ) – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу.

Конкуренция ( competition ) – соперничество независимых субъектов экономики и возможность для них свободно выходить на рынок и покидать его.

Кривая предложения ( supply curve ) – кривая линия графика, показывающая, какое количество определенного товара или услуги продавцы предлагают к продаже по разным ценам в пределах данного периода времени.

Кривая спроса ( demand curve ) – кривая линия графика, показывающая, какое количество определенного товара или услуги покупатели готовы купить по разным ценам в пределах данного периода времени.

Отрасль ( industry ) – совокупность предприятий, производящих идентичные или схожие товары.

Предложение ( supply , S ) – совокупность товаров и услуг с определенными ценами, которые производители предлагают покупателям в данный период времени.

Предприятие ( plant ) – учреждение в форме завода, фабрики, фермы, шахты и т.п., включающее людей и имущественный комплекс, выполняющее одну или несколько функций по производству и распределению товаров.

Равновесная цена ( equilibrium price , Pe ) – цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товара или услуги; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Спрос ( demand , D ) – количество товаров и услуг, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени.

Фирма ( firm ) – группа людей, осуществляющая хозяйственную деятельность с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.

Цена ( price , P ) – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

ЛИТЕРАТУРА

[2 , ст.210, 213; 4 , с. 43–75; 6 , с. 4 –52; 7 , с. 3 – 44; 10 , с. 5–18; 11 , с. 6–25; 14 , с. 5–44; 16 , с. 12–39].

Задачи и тесты

№ 1. К условиям возникновения и развития рынка относятся:

а) общественное разделение труда и специализация;

б) экономическая обособленность субъектов хозяйствования на основе частной собственности;

в) регулярный обмен товарами и услугами.

№ 2. Что понимается под экономической категорией «собственность»?

а) обладание материальным благом;

б) юридически закрепленное право владеть, пользоваться и распоряжаться благом;

в) отношения между людьми по поводу присвоения благ.

№ 3. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свобода предпринимательского выбора.

№ 4. На основании каких основных функций рынка происходит расслоение производителей?

а) информационной;

б) коммуникативной;

в) распределительной;

г) стимулирующей.

№ 5. Величина спроса на товар – это:

а) количество денег, которое все покупатели готовы заплатить за товар;

б) количество товара, которое удовлетворяет потребности покупателей;

в) количество товара, которое производители хотят и имеют возможность продать при данной цене;

г) количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене.

№ 6. Величина предложения товара – это:

а) количество данного товара на складах всех предприятий;

б) деньги, которые хотят получить за свой товар производители;

в) количество товара, которое производители готовы продать по данной цене;

г) количество товара, которое потребители хотят купить по данной цене.

№ 7. Какой фактор не вызывает сдвиг кривой предложения?

а) цены на ресурсы;

б) налоги на субсидии;

в) цены на продукцию;

г) выход на рынок новых фирм;

д) природные катастрофы.

№ 8. В приведенной ниже таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке продукта «А»:

Цена, руб., Р

Объем спроса, шт., Qd

Объем предложения, шт., Qs

Избыток (+),

дефицит (–)

4

70

10

8

60

30

12

50

50

16

40

70

20

30

90

а) постройте кривую спроса и кривую предложения;

б) рассчитайте избыток и дефицит при каждом уровне цены;

в) покажите на графике величину избытка (дефицита) при цене 4 руб. и при цене 16 руб.;

г) чему равна равновесная цена на рынке?

Ответы

1. а), б); 2. в); 3 . б); 4. в), г); 5. г); 6. в); 7. в); 8. в) при Р = 4 руб. дефицит составляет 60 шт.; при Р = 16 руб. избыток составляет 30 шт.; г) Ре = 12.

Тема 6. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Понятие эластичности . Эластичность спроса по цене. Коэффициенты эластичности спроса по цене. Эластичный, совершенно эластичный, неэластичный, совершенно неэластичный спрос, спрос с единичной эластичностью. Точечная и дуговая эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.

2. Перекрестная эластичность спроса . Коэффициенты перекрестной эластичности спроса.

3. Эластичность спроса по доходу . Коэффициенты эластичности спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу и законы Энгеля.

4. Эластичность предложения . Коэффициенты эластичности предложения. Факторы эластичности предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения.

5. Практическое значение анализа эластичности . Эластичность спроса по цене и общий доход товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность и налоговое бремя.

6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов.

Ключевые понятия и термины

Долгосрочный, или длительный, период ( long - run period ) – отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.

Дуговая эластичность (arc elasticity) – показатель средней реакции величины спроса (предложения) на некотором отрезке кривой на изменение цены товара.

Единичная эластичность (unitary elasticity) – случай, когда коэффициент эластичности равен единице; процент изменения величины спроса или предложения равен проценту изменения цены.

Краткосрочный, или короткий, период (short-run period) –отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить объем использования всех производственных факторов.

Малоценные товары (inferior goods) – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качества).

Мгновенный период (immediate period) – период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остается постоянным.

Неэластичное предложение (inelastic supply) – коэффициент эластичности такого предложения меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема предложения.

Неэластичный спрос (inelastic demand) – коэффициент эластичности такого спроса меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема спроса.

Обычный товар (normal good) – товар, спрос на который при росте дохода увеличивается.

Перекрестная эластичность спроса (cross elasticity) – эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.

Совершенно неэластичное предложение (perfectly inelastic supply) – ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменения величины предложения товара; величина предложения одинакова при любых ценах.

Совершенно неэластичный спрос (perfectly inelasticity demand) – ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменения величины спроса на товар; величина спроса одинакова при любых ценах.

Совершенно эластичное предложение ( perfectly elastic supply ) – ситуация, при которой изменение величины предложения не требует изменения цены товара; продавцы готовы увеличить объем предложения товара по неизменной цене.

Совершенно эластичный спрос (perfectly elasticity demand) – ситуация, при которой изменение величины спроса не требует изменения цены товара; ситуация, при которой покупатели готовы покупать весь имеющийся на рынке товар по неизмененной цене.

Товары Гиффена (Giffen goods) – товары, спрос на которые растет с ростом цены товара.

Товары первой необходимости (first necessity goods) – вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости).

Товары роскоши (luxury goods) – товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши).

Точечная эластичность ( point elastic ) – определяется значением тангенса угла касательной к кривой спроса с осью абсцисс.

Эластичное предложение (elastic supply) – коэффициент эластичности такого предложения больше единицы; процент изменения величины предложения больше процента изменения цены товара.

Эластичность (elasticity) – мера реакции одной переменной на изменение другой переменной.

Эластичность спроса (предложения) по цене (price elasticity of demand (supply)) – показывает относительное изменение объема спроса (предложения) под влиянием изменения цены на один процент.

Эластичность спроса по доходу ( income elasticity of demand , Edi ) – отношение процентного изменения спроса на продукт к процентному изменению дохода.

Эластичный спрос ( elastic demand ) – спрос, для которого коэффициент эластичности больше единицы; процент изменения величины спроса больше процента изменения цены товара.

ЛИТЕРАТУРА

[4 , с.117–131; 6 , с.90–95; 8 , с.12–29; 10 , с.3–23; 12 , с.36–40; 13 , с.82–86].

Задачи и тесты

№ 1. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный;

б) эластичный;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластичный;

д) абсолютно эластичный.

№ 2. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

а) вертикальную линию;

б) горизонтальную линию;

в) кривую линию;

г) прямую линию с отрицательным наклоном;

д) кривую линию с положительным наклоном.

№ 3. Если любое количество товара продается по одинаковой цене, то спрос на этот товар является:

а) абсолютно неэластичным;

б) абсолютно эластичным;

в) эластичным;

г) неэластичным;

д) спросом с единичной эластичностью.

№ 4. Если цена товара, спрос на который неэластичен, повышается, то выручка:

а) сокращается;

б) растет.

№ 5. Какое из указанных ниже значений коэффициента эластичности по доходу относится к товарам первой необходимости?

а) меньше 0;

б) больше 0, но меньше 1;

в) больше 1;

г) 1;

д) ни одно из приведенных значений.

№ 6. Если спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, то при хорошем урожае доходы фермеров:

а) возрастут, так как увеличится объем продаваемой продукции;

б) сократятся, так как относительное снижение цен окажется больше, чем относительное увеличение объема продаж;

в) вырастут, так как произойдет увеличение цен на продукцию, вызванное повышением спроса;

г) останутся неизменными, так как относительное увеличение объема продаж будет равно относительному снижению цен;

д) не представляется возможным ответить на вопрос.

№ 7. Чем больше заменителей имеет товар, тем менее эластичен спрос по цене на него (Да/Нет).

№ 8. Если зависимость величины спроса от цены выражена прямой линией, то эластичность спроса на протяжении всего отрезка не изменяется (Да/Нет).

№ 9. Спрос на товар является неэластичным, если затраты на его покупку составляют 80% всех доходов покупателя и у товара много заменителей (Да/Нет).

№ 10. Если при изменении цены товара общая выручка от его продажи не изменяется, то коэффициент ценовой эластичности спроса:

а) равен 1;

б) меньше 1;

в) больше 1;

г) равен нулю.

№ 11. Спрос на рынке описывается уравнением Qd = 100 – 2 P. Нарисуйте кривую и определите эластичный и неэластичный участки спроса.

№ 12. Спрос и предложение на рынке описываются уравнениями:

Qs = 100 + 10 P, Qd = 300 – 40 P,

где Qs , Qd – величины предложения и спроса;

Р – цена товара.

Под воздействием изменения цен на сырье предложение увеличилось и стало описываться уравнением

Qs = 150 + 10 P.

Определите, на сколько изменилась валовая выручка продавцов.

№ 13. Функция спроса на товар Х имеет следующий вид:

Qx = 10 – 2P1 + 0,5P 2 ,

где Р1 , Р2 – рыночные цены товаров Х и Y.

Цена товара Х изменяется с 3 до 4 руб., товара Y – с 9 до 10 руб.

Определите:

а) коэффициент прямой эластичности спроса на товар Х;

б) коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар Х в зависимости от изменения цены товара Y;

в) к какой группе (комплементы, субституты или нейтральные) относятся товары Х и Y?

Ответы

1. б); 2. а); 3. б); 4. б); 5. б); 6. б); 7. Да; 8. Нет; 9. Нет; 10. а); 11. Эластичный участок кривой спроса находится от точки Р=50, Q=0 до точки Р=25, Q=50; неэластичный участок кривой спроса – от точки Р=25, Q=50 до точки Р=0, Q=100; 12. Уменьшилась на 20; 13. а) 0,93, б) 0,54, в) Х и Y товары-субституты.

Задача 12. Решение. Точка первоначального рыночного равновесия находится при равенстве величины спроса и предложения: Qs =Qd , 100 + 10P = 300 – 40P, отсюда Р=4, Q=140. Выручка TR=PQ=560. После изменения предложения установилась новая цена и объем продаж 150 + 10 P = 300 – 40 P, Р=3, Q=180. Новый объем выручки составил 540. Выручка уменьшилась на 20.

Задача 13. Решение: а) при изменении цены товара Х с 3 до 4 руб. и первоначальной цене товара Y в 9 руб. величина спроса на товар Х изменится с Qx 1 = 10 – 2 3 + 0,5 9 = 8,5 ед. до Qx 2 = 10 – 2 4 + 0,5 9 = 6,5 ед. Эластичность спроса на товар Х на данном отрезке составляет: Еdx = ((6,5 – 8,5)/(8,5+6,5)) / ((4 – 3)/(4+3)) ≈ 0,93;

б) при изменении цены товара Y с 9 до 10 руб. величина спроса на товар Х изменится с Qx 1 =10–2x3+0,5x9=8,5 ед. до Qx 2 =10–2x3+ 0,5x10=9 ед. Перекрестная эластичность спроса на товар Х на данном отрезке составляет: Еdx = ((9 – 8,5)/(8,5+9)) / ((10 – 9)/(10+9)) ≈ 0,54;

в) Х и Y являются товарами-субститутами, так как при росте цены на товар Y увеличивается спрос на товар Х.

Тема 7. ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ

СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство .

2. Домашнее хозяйство как экономический субъект . Понятие рационального потребителя. Основные законы потребления. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Взвешенная предельная полезность. Бюджетные ограничения. Правило максимизации полезности потребителем.

3. Предприятие как хозяйствующий субъект . Предприятие, фирма, отрасль. Организационно-правовые формы предприятий. Роль малого и среднего бизнеса в экономике Республики Беларусь. Понятие рационального производителя.

4. Производственные периоды: краткосрочный и долгосрочный . Постоянные и переменные факторы производства.

5. Производство и технология . Производственная функция, ее характеристики и типы. Графическая интерпретация производственных функций. Изокванты. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения. Взаимозаменяемость факторов производства.

6. Общий, средний и предельный продукт: понятия, измерение, взаимосвязь . Закон убывающей предельной производительности.

7. Понятие и классификация издержек . Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки.

8. Издержки производства в краткосрочном периоде . Постоянные и переменные издержки. Общие, средние, предельные издержки, их динамика.

9. Издержки производства в долгосрочном периоде . Эффекты масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.

10. Изокосты . Правило минимизации издержек. Траектория роста.

11. Доход и прибыль фирмы . Общий, средний, предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли.

12. Государство как экономический субъект . Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты.

Ключевые понятия и термины

Антимонопольное законодательство ( antitrust statutes ) – совокупность законов и других нормативно-правовых актов, направленных против злоупотреблений фирмами монопольной властью.

Альтернативные издержки ( opportunity cost ) – издержки любого ресурса, выбранного для применения в производстве, равные его стоимости при наилучшем из всех возможных (альтернативных) вариантов использования. Альтернативные издержки называют также вмененными и издержками упущенных возможностей.

Асимметрия информации ( information asymmetry ) – ситуация, когда отдельные участники рынка располагают важной информацией, доступа к которой не имеют другие заинтересованные лица. Государство может сглаживать асимметричность путем контроля за качеством, распространения нужных потребителям сведений, пресечения ложной информации и др.

Бухгалтерская прибыль ( accounting profit ) – разница между общей выручкой от реализации продукции (валовым доходом) и внешними издержками, связанными с производством и реализацией продукции.

Бухгалтерские издержки ( accounting cost ) – фактический расход факторов производства (ресурсов) для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения.

Бюджетная линия ( budget line ) – кривая, показывающая все возможные варианты сочетания количества двух товаров, которые потребитель может купить при данном уровне его денежного дохода.

Валовой доход ( total revenue , TR ) – общая сумма денежной выручки, полученная фирмой от реализации произведенной продукции.

Валовые издержки ( total cost , TC ) – стоимость всех используемых в производстве факторов (ресурсов). Исчисляются как сумма постоянных и переменных издержек.

Внешние (явные) издержки ( explicit cost ) – это денежные выплаты поставщикам ресурсов, не принадлежащих данной фирме.

Внешние эффекты, экстерналии ( externalities , spillover effects ) – издержки или выгоды, не отраженные в рыночных ценах, выпадающие на долю третьих лиц, не участвовавших в сделке.

Внутренние (неявные) издержки ( implicit cost ) – издержки по использованию собственных ресурсов фирмы, не принимающие форму денежных выплат.

Возрастающая отдача от масштаба ( increasing returns to scale ) – свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска продукции увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов производства (с ростом факторов в N раз объем выпуска увеличивается более чем в N раз). В этом случае долгосрочные средние издержки фирмы снижаются при увеличении объема производства.

Государственное регулирование ( government intervention ) – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических субъектов для достижения поставленных экономических целей. Различают административные методы государственного регулирования через расширение государственного сектора экономики, законотворчество и экономические методы, осуществляемые посредством различных мер экономической политики.

Денежный доход ( money income ) = номинальный доход ( nominal income ) количество де­нег, полученных отдельными лицами или группами лиц в течение определенного периода.

Долгосрочный период ( long run ) – период времени, достаточный для изменения количества всех занятых в производстве ресурсов, включая производственные мощности.

Домашнее хозяйство ( household ) – субъект экономической деятельности, являющийся потребителем товаров и услуг и собственником (поставщиком) ресурсов. Полученные доходы расходуются на удовлетворение личных потребностей.

Закон убывающей предельной полезности ( law of diminishing marginal utility ) – по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность уменьшается.

Закон убывающей предельной производительности фактора ( the law of diminishing marginal returns ) – утверждает, что последовательное увеличение количества одного фактора производства при неизменности всех других, начиная с определенного момента, приводит к уменьшению предельного продукта переменного фактора.

Изокванта, или кривая равного продукта, ( isoquant ) – кривая, представляющая все возможные комбинации двух переменных факторов (ресурсов), обеспечивающих одинаковый объем выпуска продукции.

Изокоста, или линия равных издержек, ( isocost ) – линия, отражающая различные комбинации двух переменных факторов, затраты на приобретение которых составляют равные суммарные издержки: С = Рl x L + Рk x K, где Рl и Рk цена труда и капитала, L и K – количество труда и капитала.

Карта кривых безразличия ( indifference map ) – ряд кривых безразличия, каждая из которых представляет разную степень полезности, возрастающую по мере удаления от начала координат. Характеризует предпочтения потребителя.

Корпорация ( corporation ) – объединение, основанное на долевом участии в капитале, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников.

Корректирующая субсидия ( corrective subsidy ) – субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, позволяющая приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам.

Корректирующий налог ( corrective tax ) – налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек.

Краткосрочный период ( short - run ) – период времени слишком короткий для изменения предприятием своих производственных мощностей, но достаточный для изменения степени интенсивности их использования.

Кривая безразличия ( indifference curve ) – кривая, показывающая различные варианты сочетания двух товаров, приносящих потребителю одинаковую полезность.

Минимальный эффективный размер фирмы ( minimum efficient scale ) – наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки.

Неравенство доходов ( income inequality ) неравное рас­пределение произведенного в стране совокупного до­хода между отдельными лицами или семьями.

Нормальная прибыль ( normal profit ) – минимальная плата, необходимая для того, чтобы поддерживать чью-то деятельность в данной сфере деятельности.

Общий (валовой) продукт ( total product , TP ) – общее количество продукции, произведенной за определенный период времени.

Отдача от масштаба ( returns to scale ) – соотношение между относительным изменением величины затрат факторов производства и относительным изменением объема выпуска продукции.

Отраслевой спрос на ресурс ( industry demand for an input ) – суммарное количество производственного ресурса (или его услуг), на которое предъявляют спрос все фирмы в отрасли при различных возможных ценах на данный ресурс.

Отрасль ( industry ) – группа фирм (или одна фирма), производящих идентичную или схожую продукцию.

Отрицательный внешний эффект ( negative externality ) – воз­никает в случае, если деятельность одного экономического аген­та приносит третьим лицам дополнительные издержки. Они могут проявляться как при производстве, так и потреблении товаров (загрязнение окружающей среды, потребление алкоголя и др.). Отрицательные внешние эффекты вызывают перепроизводство товаров и услуг по сравне­нию с общественно эффективным объемом.

Партнерство ( partnership ) – объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении.

Переменные издержки ( variable cost , VC ) – издержки, общая величина которых возрастает (уменьшается) при увеличении (сокращении) объемов производства.

Полезность ( utility , U ) – способность товара или услуги удовлетворять потребности, приносить потребителю удовлетворение или удовольствие.

Политика доходов (incomes policy) государственная политика перераспределения национального дохода посредством налогообложения и трансфертных платежей для поддержания доходов наименее обеспеченных членов общества.

Положительный внешний эффект ( positive externality ) – воз­никает в случае, если деятельность одного экономического аген­та приносит третьим лицам дополнительные выгоды (услуги в области здравоохранения, образования, озеленения и др.). При положительных экстерналиях возникает недопроизводство товаров и услуг по сравне­нию с общественно эффективным объемом.

Пособие по безработице ( unemployment compensation ) = страхование по безработице (unemployment insurance) программа страхования, которая финансиру­ется из взимаемого налога на заработную плату и обес­печивает доход работникам, лишенным возможности найти себе работу.

Постоянная отдача от масштаба ( constant returns to scale ) – свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска продукции изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов производства (с ростом факторов в N раз объем выпуска также увеличивается в N раз). В этом случае величина долгосрочных средних издержек не изменяется при увеличении объема производства.

Постоянные издержки ( fixed cost , FC ) – издержки, величина которых не меняется при изменении объема производства.

Потребительский выбор ( consumer choose ) – выбор рационального потребителя, максимизирующий функцию полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Правило максимизации прибыли ( profit maximization rule ) – чтобы максимизировать прибыль, фирма должна применять такое количество ресурса, при котором достигается равенство предельного продукта ресурса в денежном выражении и предельных издержек на ресурс (MRP = MRC). Для совершенной конкуренции MRС = Р, где Р – цена ресурса, поэтому фирма будет увеличивать количество ресурса в производстве до тех пор, пока предельный продукт ресурса в денежном выражении не сравняется с его ценой (MRP = Р).

Правило минимизации издержек ( least - cost rule ) – издержки заданного объема выпуска будут минимальными, если отношение между предельными продуктами факторов и их ценами будет одинаковым для всех применяемых в производстве ресурсов: МР1 / Р1 = МР2 / Р2 = … = МРn / Рn , где МР1 , МР2 , МРn – предельный продукт ресурса; Р1 , Р2 , Рn – цена ресурса на конкурентном рынке.

Правительственные трансфертные платежи ( government transfer payment ) безвозмездные государственные выплаты населению (пенсии, пособия и т.п.).

Предельная норма замещения ( marginal rate of substitution , MRS ) – количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы увеличить потребление другого товара на одну дополнительную единицу, оставаясь на данной кривой безразличия. Норма замещения определяет наклон кривой безразличия.

Предельная норма технологического (технического) замещения ( marginal rate of technical substitution , MRTS ) – изменение в количестве одного ресурса, которое может заместить дополнительная единица другого ресурса при сохранении неизменного объема производства. Предельная норма технологического замещения капитала трудом MRTSl k = – DK / DL = МРl / МРk .

Предельная полезность ( marginal utility , MU ) – дополнительная полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы товара или услуги (полезность от 2, 3, 4-го стаканов сока и т.д.).

Предельно допустимые выбросы ( emissions standards ) – пределы, устанавливаемые пра­вительственными органами на годовые объемы и виды загрязняющих веществ, которые могут быть выброшены в окружающую среду.

Предельные внешние выгоды ( marginal external benefit ) – дополнительный выиг­рыш, получаемый третьими помимо покупателей или продавцов товара лицами.

Предельные внешние издержки ( marginal external cost ) – дополнительные затраты на производство каждой добавочной единицы товара, которые производители не несут, возлагая их на третьи лица.

Предельные издержки ( marginal cost , MC ) – прирост общих издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки ресурса ( marginal resource cost , MRC ) – прирост общих издержек в результате использования в производстве дополнительной единицы переменного ресурса.

Предельный доход ( marginal revenue , MR ) – прирост валового дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции. В условиях совершенной конкуренции равен цене: MR = Р.

Предельный продукт фактора ( marginal product of a factor , МР) – прирост объема выпуска продукции, полученный в результате использования дополнительной единицы переменного фактора при неизменном количестве других ресурсов.

Предельный продукт фактора (ресурса) в денежном выражении ( marginal revenue product , MRP ) – прирост валового дохода за счет использования дополнительной единицы переменного ресурса. В условиях совершенной конкуренции на товарном рынке равен произведению величины предельного продукта и цены товара: MRP = MP x Р.

Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками ( total - revenue - total - cost approach ) – метод определения объема производства, максимизирующего прибыль фирмы, основанный на сопоставлении валового дохода с валовыми издержками при разных объемах выпуска. Выбирается тот объем, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками (т.е. прибыль) максимальна.

Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками ( marginal revenue marginal cost approach ) – метод определения объема производства, максимизирующего прибыль фирмы, основанный на сопоставлении предельного дохода с предельными издержками. Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC), обеспечит фирме максимальную прибыль.

Программы социального страхования ( social security programs ) программы, возмещающие потерю дохо­дов при выходе на пенсию и при временной безрабо­тице, финансируемые из налогов на заработную плату и рассматриваемые как заработанные права (то есть не как благотворительность).

Производный спрос ( derived demand ) – спрос на производственные ресурсы, зависящий от спроса на продукцию, для изготовления которой используются эти ресурсы.

Производственная функция ( production function ) – зависимость между количеством ресурсов (факторов), используемых в производстве, и объемом выпуска продукции.

Равновесие потребителя ( consumer equilibrium ) – наилучшая комбинация приобретаемых товаров, максимизирующая полезность потребителя при ограниченном бюджете. Достигается в точке, где бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия, когда отношения предельных полезностей товаров к их ценам равны.

Рациональный ( rational ) – прилагательное, характеризующее поведение любого экономического субъекта, направленное на достижение максимальных результатов в условиях имеющихся ограничений.

Рыночный спрос на ресурс ( market demand for an input ) – суммарное коли­чество ресурса (или его услуг), на которое предъявляют спрос все отрасли его использующие, при различных возможных ценах на данный ресурс.

Совокупная (общая) полезность ( total utility , TU ) – полезность от потребления общего количества потребляемого блага (полезность от 5 стаканов сока, 3 костюмов и т.д.).

Средние издержки ( average cost , АС) – издержки на единицу производимой продукции. Рассчитываются путем деления общих издержек на объем выпуска, либо суммированием средних постоянных и средних переменных издержек.

Средние переменные издержки ( average variable cost , AVC ) – общий объем переменных издержек фирмы, деленный на объем продукции.

Средние постоянные издержки ( average fixed cost , AFC ) – общий объем постоянных издержек фирмы, деленный на объем продукции.

Средний доход ( average revenue , AR ) – величина денежной выручки (валового дохода), приходящаяся на единицу реализованной продукции.

Средний продукт ( average product , AP ) – количество произведенной продукции в расчете на единицу используемого ресурса.

Траектория роста ( expansion path ) – линия, показывающая оптимальные комбинации ресурсов для каждого заданного объема выпуска, при неизменных ценах на ресурсы и возрастающем бюджете производителя.

Трансакционные издержки ( transaction costs ) – издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав соб­ственности. Трансакционные издержки включают: затраты на поиск информации, затраты на ведение переговоров и заключение контракта, затраты измерения, затраты спецификации и защиты прав собственности, затра­ты на предотвращение и устранение последствий оппортунистического поведения.

Убывающая отдача от масштаба ( decreasing returns to scale ) – свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска продукции увеличивается в меньшей пропорции, чем затраты факторов производства (с ростом факторов в N раз объем выпуска увеличивается менее чем в N раз). В этом случае долгосрочные средние издержки увеличиваются с ростом объема выпуска.

Фирма ( firm ) – организация, производящая товары и услуги с целью получения прибыли; может действовать в форме частного предприятия, товарищества или акционерного общества.

Чистое общественное благо ( pure public good ) – товар или услуга, характеризующиеся неисключаемостью из потребления и неконкурентностью (неизбирательностью) в потреблении, производство которых обеспечивается государством (национальная оборона, уличное освещение, маяки и др.).

Экономическая прибыль ( economic profit ) – разница между выручкой от реализации продукции (валовым доходом) и экономическими издержками (внешними и внутренними). Если экономическая прибыль равна нулю, то предприниматель получает нормальную прибыль.

Экономические издержки ( economies cost ) – выплаты поставщикам ресурсов, которые фирма должна сделать, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Экономические издержки равны сумме внешних и внутренних издержек.

ЛИТЕРАТУРА

[4, с. 132–177, 201–230, 488–513, 532–541; 5 , с. 108–117, 122–129, 132,133, 183–186, 202–244, 309–316, 358–380; 6 , с. 100–142, 198–211; 7 , с. 94–119; 8 , с. 30–74; 9 , с. 81–96; 10 , с. 24–79; 12 , с. 58–72, 78–88, 111–126; 13 , с. 79–113; 18 , с. 118–121, 202–214, 231–248, 252–255; 23 , с. 126–240, 294–304, 383–411].

Задачи и тесты

№ 1. Максимум общей полезности достигается, когда:

а) предельная полезность равна нулю;

б) предельная полезность имеет максимальное значение;

в) предельная полезность имеет минимальное значение.

№ 2. Какая из перечисленных комбинаций значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 100, 170, 220, 250;

б) 100, 170, 240, 310;

в) 100, 170, 260, 350.

№ 3. Правило максимизации полезности, которым руководствуется рациональный потребитель, требует:

а) равенства предельных полезностей приобретаемых благ;

б) равенства взвешенных по ценам предельных полезностей приобретаемых благ;

в) такого распределения денежного дохода, при котором можно было бы приобрести как можно больше благ;

г) неизменности цен на товары и услуги.

№ 4. Цена товара А составляет 10 денежных единиц, товара В – 15. Предельная полезность товара В равна 30 единицам полезности. Чему должна быть равна предельная полезность товара А, чтобы потребитель смог максимизировать полезность покупки товаров А и В?

№ 5. Производственная функция Q(K, L) характеризуется постоянной отдачей от масштаба, если выполняется следую­щее условие:

а) капитал возрастает в 3 раза, труд – в 4, а вы­пуск – в 12 раз;

б) увеличение затрат как капитала, так и труда на 20% вызывает рост выпуска на 20%;

в) увеличение затрат как капитала, так и труда на 10% вызывает рост выпуска на 20%;

г) увеличение затрат капитала на 10%, а труда на 5% вызывает рост выпуска на 7,5%.

№ 6. Определите, какая из перечисленных комби­наций значений общего продукта иллюстрирует закон убывающей предельной производительности фактора произ­водства:

а) 2500, 1500, 1250, 1200;

б) 2500, 5000, 8000, 12000;

в) 2500, 3000, 3200, 3300;

г) 2500, 3500, 3600, 3800.

№ 7. Фирма использует капитал К и труд L: МРL =16, МPк =10, РL = 4, РК = 3. Установите, что делать фирме, чтобы производство заданного объема продукции было осуществ­лено с минимальными затратами:

а) использовать больше труда и меньше капитала;