Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

I. святыни вознесенской давидовой пустыни 3

 

             

I. святыни вознесенской давидовой пустыни 3

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ 2

2. ГЛАВА I. СВЯТЫНИ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ДАВИДОВОЙ ПУСТЫНИ 3

3. ГЛАВА II. СВЯТЫНИ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

НА СТАРОМ СПАСЕ 5

4. ГЛАВА III. ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СЕЛЕ ЛЕГЧИЩЕВО И

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР КРАСНОВСКИЙ 7

5. ГЛАВА IV. ИСТОЧНИК ПРЕПОДОБНОГО ДАВИДА ВОЗНЕСЕНСКОГО В

ТАЛЕЖЕ 8

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

7. CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

ВВЕДЕНИЕ

Трудно найти человека, который при достаточном материальном благосостоянии отказался бы путешествовать. Поездки в далёкие и близкие края могут дать пищу для ума, фантазии, всегда интересно знакомиться с традициями, культурой страны пребывания. Однако путешествия, которые чаще всего приходятся на отпуск, связываются людьми с отдыхом, удовольствиями, и потому не каждый стремится пополнить свой интеллектуальный и духовный багаж. Но есть путешествия, которые предпринимаются для серьезной работы, работы не только тела, но и души. Такие путешествия принято называть «паломничеством».

Сравнивая определения «паломничества» в разных словарях, можно увидеть все оттенки и особенности понимания этого термина. В «Библейской энциклопедии» нет понятия «паломничество», но в статье о пальмах говориться: «Предки называли нередко пилигримов в Святую землю «паломниками», так как они приносили с собою из Святой земли пальмовыя ветви»(№.3, 551 с.). В словаре В.И.Даля читаем: «Паломник- богомолец, калика, бывший на поклонении у Гроба Господня. Паломничать, ходить на поклонение в Иерусалим» (№.7, т.8, 166 с.). В словаре С.И.Ожегова появляются два термина – паломник и паломничество. «Паломник- верующий человек, путешествующий к местам, которые считаются святыми. Паломничество- путешествие паломника, паломников; путешествие, хождение куда- нибудь, с целью ознакомления с какими-либо достопримечательностями, а также к знаменитому лицу» (№.17, 488 с.). «Новый энциклопедический словарь» так трактует данный термин: «Паломничество- странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь (№16, 873 с.). Наконец, определение, данное термину в «Современном толковом словаре русского языка» практически дословно совпадает с тем, что сказано у Ожегова. Разница в том, что в «Современном словаре» говориться не о «хождении к знаменитому лицу», а о «выражении почтения кому- либо» (№22, 492 с.)

Таким образом, сравнивая определения, данные разными словарями, можно увидеть особенности, присущие паломничеству.

1.В паломничество оправляются к святым местам, чаще религиозного поклонения

2.Паломник – обычно верующий человек, принадлежащий какой-либо конфессии

3.Термин происходит от обычая христиан привозить из паломничества пальмовые ветви

4.В течение XX века стало использоваться расширительное толкование термина, поскольку к паломничеству стали относить посещение знаменитых лиц, культурных памятников и т.д.

Главная цель исследовательской работы - изучение духовной истории через паломничество по святым местам родного края.

Задачи исследования:

1.определить различие между путешествием и паломничеством, светской и духовной историей

2.классифицировать святыни, доступные паломнику вообще, и, в частности, в родном крае

3.подготовить мультимедийную презентацию как наглядный отчет о проведенной работе. Данная презентация может использоваться как пособия для изучения духовной истории родного края учащимися школ района.

Основные методы исследования:

1.исследовательский – работа с литературой в библиотеках, музеях

2.поисковый – беседы с настоятелями храмов, братией монастыря, религиозной общественностью

3.интерактивный - работа в Интернете, создание презентации

Гипотеза исследования. В нашей гипотезе мы исходили из того, что «паломничество»- это путешествие по святым местам: в монастыри, храмы, к местам прославления новомучеников и исповедников Российских, к святым источникам. Паломничать может не только верующий человек, но и тот, кому необходимо более глубокое знакомство с историей христианства, с духовной историей «малой родины». При этом не требуются значительные материальные затраты, которые совершаются при паломничествах в отдаленные части нашего государства или при поездках за границу.

ГЛАВА 1

СВЯТЫНИ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ДАВИДОВОЙ ПУСТЫНИ

Верующий русский человек был убеждён в особом значении молитв, произнесённых в святых местах. Люди спешили в монастыри, чтобы замолить грехи, очистить душу покаянием, исполнить обет, обратиться с просьбой к святому своему покровителю или побеседовать с известным старцем-монахом. В особо чтимые монастыри стекались паломники со всей страны.

Посещение любого монастыря давало возможность прикоснуться к большому количеству святынь, которые здесь собирались целенаправленно. В монастыре Вознесенская Давидова пустынь собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих. «В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В соборе, освященном в честь иконы Всемилостивого Спаса, находятся частицы Хитона Спасителя и частица Ризы Богородицы»(№ 6, 28 с.). О значимости данных святынь для всех молящихся много говорилось в феврале 2008 года, когда по распоряжению Президента РФ В.В.Путин Хитон Спасителя и Риза Богородицы, хранившиеся в Музеях Кремля, были переданы Русской Православной церкви.

Но наиболее почитаемой святыней в нашем монастыре всегда было место погребения Преподобного Давида. Как известно, после своего упокоения, он был похоронен на территории основанного им монастыря, и над его могилой была построена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери Знамение. В 1732-1740 гг. вместо прежней часовни над гробом Преподобного была поставлена каменная колокольня. По окончании строительства под колокольней был устроен храм. Это стало возможным благодаря денежному пожертвованию Анастасии Васильевны Бобрищевой-Пушкиной. Храм также был освящён в честь иконы Знамение. В 1867-1870 гг. над местом погребения Преподобного Давида была сооружена «новая металлическая высеребрянная рака с изображением Преподобного Давида в серебряной ризе на верху ея. Рака стоила 3000 рублей»(№6, 14 с.). В данном случае пожертвование монастырю сделал петроградский купец Николай Иванович Котов.

В 1997 году были обретены мощи Преподобного Давида, которые сейчас находятся в Знаменском храме. «По обретении мощей Преподобного Давида стало особенно чувствоваться его небесное предстательство пред Богом за основанную им святую обитель»

( №6, 24 с.). Ведь к Преподобному Давиду обращались за помощью даже тогда, когда он ещё не был причислен к лику святых. К сожалению, о чудотворении нашего заступника не сохранилось письменных записей. Но в рассказах старожилов окрестных селений, которые мы находим в очерке, посвященном 400- летию основания обители, эти чудеса упоминаются.

Так серпуховская купчиха Окорокова получила помощь в трудных родах. Причём Преподобный Давид сам явился к страдалице и обещал исцеление.

Крестьянин Подольского уезда, ноги которого были обездвижены, почти наяву беседовал с Преподобным. Вот как об этом чуде рассказывает его участник: «Почти на яву явился мне Преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии, с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни.

- Батюшка, говорю, с радостью бы пошел, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь.

Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидимым. Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним» (№4, 9-10 с.). Этот крестьянин, с трудом дойдя до пустыни, получил полное избавление от своей болезни, и даже не нуждался в костылях

Таким образом, Преподобный Давид помогает всем, с верой к нему прибегающим, избавляя от разных недугов и напастей.

Отдельно нужно упомянуть о наиболее почитаемых в монастыре иконах: чудотворной иконе Всемилостивого Спаса и Божьей Матери Знамение. В трудные для пустыни времена, когда количество братии было небольшим, доходы монастыря резко уменьшились, случилось удивительное событие. В 1765 году к монастырю была приписана часовня у Москворецких ворот. В этой часовне и находилась древнейшая в России чудотворная икона Всемилостивого Спаса. В 70-х гг. XIX века часовня приносила монастырю большой доход. В Замоскворечье проживало богатое купечество. «Главный доход часовни получается монастырем оттого, что находящуюся в часовне икону…благочестивые её поклонники берут в свои дома для служения перед нею молебнов. Вы очень часть встретите на московских улицах карету с иконою и двумя монахами: монахи Давидовой пустыни ездят с иконою своей часовни по Москве. Доходы часовни, как мы слышали, простираются до 40000 рублей в год» (№18, 22 с.). В самом монастыре в 1900 году был построен собор Всемилостивого Спаса. Этот собор был освящён Митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) вместе с епископом Серпуховским Анастасием.

Икона Божией Матери Знамение особо почитается в монастыре, поскольку именно с этим образом Пресвятой Богородицы пришел в пустынное место на Лопасне Преподобный Давид в 1515 году. Изображения Богоматери Знамения особенно были распространены в Новгороде и его землях, так как по древнему преданию именно эта икона спасла новгородцев в их борьбе с суздальцами в XII веке. На иконе мы видим полуфигурное изображение Божией Матери, в лоне которой вочеловечившийся Младенец Иисус. Такое изображение дает человеку возможность непосредственно, «напрямую» обращаться к заступничеству Бога и Его Матери. Икона получила «название «Знамение», то есть знак, так как знаком спасения, знаком начало новой жизни было воплощение сына от Девы, о чём писали ещё в древних библейских пророчествах»(№2, 41 с.). К сожалению, в годы гонений икона, принадлежавшая Преподобному Давиду, была утрачена. Сейчас в Знаменском храме можно помолиться перед вновь написанным образом.

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезенный сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). В монастырских документах об этом сказано: «Представил в благоволение Давидовой пустыни Высокопреосвященный Митрополит Московский Платон гроб Преподобного Моисея Киевопечерского, в коем находились его святые мощи до переложения в другую гробницу. Гроб этот из тонких липовых досок. Левая сторона его и крыша обтянуты ветхою тиснёною кожею. Крыша из тонких ветхих дощечек, верхи оной покрыты полотном, на котором во весь рост написано изображение Преподобного Моисея Угрина. На гробнице едва приметна надпись: В честь и хвалу Преподобному отцу Моисею Угрину, себе же в полезное и душевное спасение сооружена сия рака року 1699, иануария 17 за старанием недостойного иеромонаха Моисея Леща…»( №15, 31 с.).

Моисей Угрин, как рассказывает о нем Святитель Димитрий Ростовский, был сильным, красивым юношей, венгром по происхождению. Он состоял при святом князе-мученике Борисе, который был убит Святополком Окаянным на реке Альте. Моисей остался в живых после того страшного убийства. Но его ожидала тяжелая доля. Оказавшись в плену, он очень понравился новой хозяйке, которая предлагала юноше не только свои богатства, но и себя в качестве жены. Однако Преподобный уже выбрал свой путь – путь монашеского служения Христу. Такое решение юноши вызвало гнев у хозяйки, мучения, которые она придумала для непокорного, трудно описать. Однако, преодолев все искушения, Преподобный вошёл в число братии Киево-Печерского монастыря, в котором и скончался. После смерти Преподобный Моисей Угрин помогал всем, страдающим плотскими страстями. «У гроба происходили чудесные исцеления больных. Молящиеся постоянно обращались к святыне с просьбой о даровании счастливой семейной жизни, об обретении высокой любви, о благополучном разрешении от родов, обо всем, что касалось родственных отношений и домоустройства» (№21) Гроб Преподобного до наших дней, к сожалению, не сохранился. Но сейчас в монастыре есть частица мощей «дивного угодника Божия, который целомудрием превзошел Иосифа Прекрасного»(№6, 28 с.).

ГЛАВА II

СВЯТЫНИ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ НА СТАРОМ СПАСЕ

Храм Преображения Господня на Старом Спасе имеет интересную историю. Но если мы пришли сюда как паломники, то чем может пополнить наши знания этот небольшой храм?

В храме Преображения Господня находится три образа Богородицы Казанская. Эта икона почитается русским народом с XVI века, когда она была обретена в городе Казани девочкой по имени Матрона. Трижды Пресвятая Богородица являлась девочке и просила найти в указанном месте спрятанную в земле икону. Девочке никто не верил. И тогда сама Матрона начала поиски, которые увенчались успехом. Обретение иконы знаменовало собой важные перемены в жизни государства и готовило русский народ к большим испытаниям. Смутное время стало временем национального самоопределения нашего народа. Образ Казанской иконы Божьей Матери стал главным молитвенным образом второго ополчения, которое возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. И первой в освобожденную Москву в ноябре 1612 года вошла икона Богородицы. После окончания Смуты, князь Пожарский строит на Красной Площади храм Казанской иконы, который стал одним из украшений нашей столицы. Празднование Казанской иконы 22 октября установлено в память избавления России от поляков. Перед этой иконой молятся во время нашествия врагов, от насилия иноверных, об избавлении от междоусобной брани, при глазных болезнях и о прозрении слепых очей.

В храме также почитается икона Божией Матери «Млекопитательница». Известны две иконы с таким названием, одна сначала находилась близ Иерусалима и в XIII в. по пророчеству Саввы Освященного была перенесена на Афон. Другая была обретена в 1650 г. в урочище Минской губернии Крестогорске и прославилась многими чудесами. Ей молятся, дабы вскормить грудью младенца. Но каждый из нас в духовном плане остается младенцем, поэтому даже взрослым людям необходимо обращаться за помощью к этой иконе.

Икона Божией Матери «Ченстоховская» по преданию была написана святым евангелистом Лукой. В славянские земли её принесли святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. И до сих пор православная святыни продолжает являть свои чудеса людям. Через этот образ и его чудотворные списки Пресвятая Богородица спасала православных от нашествия врагов, за что образ получил второе название – «Победа непобедимая». Обращение к этой иконе помогает больным ревматизмом, тифом, имеющим неизлечимые раны. Хранится икона в Польше, в городе Ченстохове, в католическом монастыре на Ясной горе (в руки католиков икона попала тогда, когда юго-западная Россия была захвачена поляками)»(№1, 15 с.)

Несколько раз в год церковь празднует память Святого Великомученика Георгия Победоносца. Для православных особенно почитаемыми являются дни 23 апреля (6 мая) и 26 ноября (9 декабря). Эти дни торжественно отмечаются и в храме Преображения Господня на Старом Спасе. 26 ноября 1051 года был освящен первый храм святого Георгия в Киеве. С этого времени установлено ежегодное празднование события, которое вошло в народную память под название Юрьева дня, или осеннего Георгия. В честь этого праздника в 1855 году по распоряжению Московской Духовной Консистории был освящен предел в Преображенском храме на погосте Старый Спас.

Когда мы слышим имя Святого Георгия Победоносца, мы сразу представляем себе его так, как его обыкновенно изображают – верхом на коне, с копьем в руках, убивающим страшного дракона. Почитать и любить Святого начали очень рано и почти во всех странах.

Великомученик Георгий Победоносец один из наиболее почитаемых Святых в русском народе. Имя Георгия становится одним из излюбленных у киевских князей, в русском звучании превратившись в Юрия, Егора, Егория. С XIV века изображение Георгия Победоносца на коне становится сначала гербом Москвы, а затем воин, сильный духовной силой, вошел и в состав герба всего Русского государства.

Англия тоже выбрала его своим покровителем. Детские и юношеские организации – скауты и разведчики - считают Святого Великомученика Георгия Победоносца своим покровителем и примером для подражания. Даже не христиане - мусульмане - и те любят и почитают Святого Георгия.

К 23 апреля по старому стилю древнейшие календари относят гибель Святого Георгия. Великомученику по приказу римского императора Диоклетиана отсекли голову. Произошло это в Никомедии около 303 года. Житие Великомученика рассказывает о том, что Георгий происходил из знатного каппадокийского рода и занимал высокое положение в обществе. Он был «воителем храбрым и мужественным», служил в римском войске офицером, и открыто исповедовал истинную веру.

Когда при императоре Диоклетиане начались гонения на христиан, Георгий «добровольно сложил с себя военные обязанности» и принялся проповедовать Слово Божие, « дабы укрепить пошатнувшихся в вере». За это святой был схвачен, подвергнут самым изощренным пыткам и обезглавлен, однако от Спасителя не отрекся и даже благодаря силе духа обратил ко Христу несколько язычников, в том числе и жену императора.

Еще отчетливее мотив победы Георгия, ставшего угодным Богу Святым, звучит в рассказах о посмертных чудесах угодника Христова. Георгий совершает чудо над неверующим сарацином: тот стреляет в икону Святого, но стрела возвращается и ранит его, и потрясенный сарацин принимает христианство. Но наибольшее значение для прославления чудесной силы Георгия, наибольшую известность получил рассказ, существовавший и в Византии, и на Руси - «Чудо Георгия о змие». « Было возле города болото, и жило в том болоте чудовище. Чтобы не трогало оно город, давали ему на съедение самых красивых девушек, каждый год по одной…». Согласно сказанию, Георгий вступил в бой с чудищем, но перед тем обратился к Господу. Вознеся молитву Богу, Георгий услышал «голос с небес», говорящий: «Георгий, дерзай, не останется тщетным твой глас, когда ты попросишь». И «по воле Его обессилевший змей сам упал к ногам Георгия».

Поэтому Святой Великомученик Георгий получил второе имя- Победоносец. Таким он сохранился в памяти народной, юный воин, побеждающий не физической силой, а мощью духовной.

В Преображенском храме на Старом Спасе есть несколько икон Великомученика. Одна из них изображает Святого как воина. Георгий представлен в полный рост с копьем в правой руке, согнутой и прижатой к груди, и с круглым щитом в опущенной левой руке. Короткие волосы завиваются в тугие кудри. Этот образ написан для храма настоятелем игуменом Давидом. С тех пор десятки прихожан получали помощь и поддержку в трудных ситуациях. Реальность ответных действий Святого Георгия в тех приношениях верующих, которые украшают образ. Под сенью с иконой стоит ковчежец с мощами Святого.

Вторая икона расположена на алтаре, освященном в честь Великомученика в 1855 г. Она отражает сюжет «Чудо Георгия о змие». Всадник на коне колет копьем змия. В изображение включены и царевна, ведущая усмиренное чудовище на своем пояске, и башня с царем, царицей и приближенными, наблюдающими с высоты за происходящими событиями, и народ, дивящийся чуду. Икона примечательна тем, что вокруг средника размещены 16 клейм с житием святого. Все они посвящены его мучениям: Георгия четвертуют, бьют, кладут на него камни, сажают в котел с кипятком, пилят голову, жгут свечами. Великомученик тверд в своей вере, и лик его в каждом клейме остается неизменно спокойным.

ГЛАВА III

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СЕЛЕ ЛЕГЧИЩЕВО И СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР КРАСНОВСКИЙ

Еще одной святыней, к которой стремятся паломники, являются места, где прославились новомученики и исповедники Российские. В каждой местности в богоборческом XX веке находились люди, которые, несмотря на опасности, грозившие лично им, их семьям, продолжали хранить чистоту веры. Многие из них были уничтожены безбожной властью на Бутовском полигоне в 1937 году. Большинство из них - это священники, клирики, служители Русской Православной церкви. Приходы, в которых они служили были закрыты, церковные здания были отданы под хозяйственные нужды.

Одним из них был Cвященномученик Красновский Владимир Платонович. Он родился 7 июля 1889 года в глубоко верующей семье. Отец Cвященномученика был псаломщиком, мать пекла просфоры, а брат стал священником. Владимир Платонович прошел все этапы становления священнослужителя: окончив духовное училище, он стал псаломщиком, затем диаконом в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Дмитровском районе. По просьбе прихожан Свято-Духовского храма Дмитровского района в 1925 году он был рукоположен в священники. Это было страшное время, когда могли репрессировать только за посещение храма. Какое нужно было мужество, чтобы, имея жену, детей, не уклониться от веры, соблюдать её в своем сердце, вести за собой людей. В Дмитровском районе отец Владимир служил до закрытия храма. А в 1930 (по другим данным в 1931) году он был переведён в Преображенский храм села Легчищево Лопасненского района.

Храм, в котором пришлось служить отцу Владимиру, был каменным. Построен он был в середине XIX века на месте старого, деревянного. Храм был освящен в честь праздника Преображения Господня.

Преображение - один из великих двунадесятых праздников. «Он посвящён воспоминаниям события на горе Фавор, когда Господь преобразился перед учениками. Одежды Спасителя «сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом». А из облака, «осеняющего их, исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Мк., 9, 2-8). Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни великого поста, покаянные дни. Тогда как праздник Преображения Господня – это великая радость, которая предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 августа потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается воспоминание о страстях Христовых. А поскольку Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения сорок дней, установили праздновать Преображение 6 августа.

Праздник Преображения знаменует собой соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа, дает нам нравственное утешение. Этот праздник внушает нам, что для нашего преображения из тьмы греха в свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва»

В храме был предел, освященный во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Удивителен земной подвиг этой святой. Родилась она в благочестивой семье, в которой особенно почитались дни страданий Христовых: среда и пятница. По имени пятого дня в неделе она и была названа. И всегда считала себя общницей страданий Господних. Не желая отказываться от веры, подвижница была подвергнута страшным мучениям. А после кончины великомученица Параскева подаёт исцеления всем приходящим к ней с верой и надеждой.

Удивительно промыслительно совпали место служения отца Владимира в Преображенском храме с пределом великомученицы Параскевы Пятницы и его дальнейшая судьба. В 1937 году отец Владимир Красновский был арестован и заключен в тюрьму г. Серпухова. «Основанием для ареста послужили показания двух свидетелей на негласном допросе»(№9, 110 с.). В ходе следствия священнику предъявлялись обвинения «в ведении контрреволюционной агитации против существующего строя и проводимых мероприятий,…распространении гнусной клеветы по адресу руководства советской власти…» Виновным себя Владимир Платонович не признал. Следователю он заявил: «Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, так как я этого нигде и никогда не говорил»(№9, 110 с.)

Священник был осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской области 17 ноября 1937 года по статье 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 25 ноября 1937 года на Бутовском полигоне. Через 52 года Прокуратурой Московской области был реабилитирован. А на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года был канонизирован.

А в январе 2008 года бывшем храме Преображения Господня в селе Легчищево состоялся первый молебен. С этого начинается новый этап в жизни храма. Таким образом, теперь у нас, живущих на территории поселка Новый Быт, есть два святых заступника, которые непосредственно перед Престолом Божиим молятся за нас: Преподобный Давид Вознесенский и Священномученик Владимир Красновский.

ГЛАВА IV

ИСТОЧНИК ПРЕПОДОБНОГО ДАВИДА ВОЗНЕСЕНСКОГО В ТАЛЕЖЕ

Ключи на Руси издавна назывались родниками. Откуда такое название? Недаром оно имеет общий корень со словом «родина». Если родина- место, где родился человек, то родник- место рождения бьющей из-под земли воды. Как это прекрасно и спасительно, когда, изнемогая от усталости, тратя последние остатки сил, человек вдруг находит родник…

«С утра до вечера бродил я по лесу в поисках грибов. Корзину набрал всклень, но устал основательно. Но главное даже не это. А то, что в июльскую жару так хотелось пить, что за глоток воды, казалось, отдал бы все, даже корзину с грибами.

Но родника нигде не было. И вдруг в лесной тишине ясно услышал плеск струящейся воды. Овраг был глубокий и весь заросший по пояс травой, а у самой воды и подавно - крапива в человеческий рост. Но и это меня не остановило.

Ключ оказался мелкий, да еще белый чистый песок на дне скрадывал глубину. Я напился, умылся из него. А потом в студеной воде размочил горбушку ржаного хлеба.

Такой вкусной еды я не встречал за всю свою жизнь. А кажется что такого: хлеб, да ключевая вода» (№8, 45 с.).

Родники в богоборческом веке часто оставались единственным молитвенным местом, поскольку православные храмы не только были закрыты, но к ним не разрешалось даже подходить. Но и восстановление веры, духовной жизни тоже начиналось с родников.

Так было на подворье Вознесенской Давидовой пустыни в с. Талеж, где был восстановлен обильный родник, издревле почитаемый народом. Преподобный приходил сюда из пустыни пешком, и воды родника были освящены Его молитвами.

При входе на территорию родника стоит камень, на котором написаны такие слова.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господь сказал: «А кто будет пить воду, которую Азъ дамъ ему, тот не будет жаждать во века; но вода, которую Азъ дам ему, сделает в нем источник воды, текущий в жизнь вечную». (От Иоанна, гл.4 ст.14)

Сей Святой Источник - древнее Место молитвенного Поклонения на Руси. В водах его принимали святое крещение наши благочестивые предки. Да не иссякнет память о них, как не иссякнет вода сия. Осени себя крестным знамением, христианин, и помолись за Святу Русь»

Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных православных паломников. Они приходили сюда, чтобы испить живительной влаги, которая освящалась молитвами Преподобного Давида- покровителя земли Лопасненской.

В очерке Ю.Сбитнева «Святой родник в Талеже, и вокруг него» читаем: ««По ночам тут, случается, летают багровые огни, как пламень церковной свечки, а то белые и прозрачные. Верующие люди говорят, что огни это – ангелы. И коли ты попадёшься им на мути, то и унесут на небо. …На Руси, в её народе, издревле и доныне живет неколебимое убеждение, что каждый земной источник вод есть Дар Божий, а его необходимо беречь молитвенно и свято»(№ 21).

К сожалению, ныне бережное отношение к родникам большая редкость. В послереволюционные годы в России тщательно уничтожались всяческие упоминания о святых местах: многие из них были переименованы, исчезли с карт. Сейчас многие родники пересыхают, пропадают навсегда. Вот и в нашем посёлке практически утрачены родник «Белый ключ», «Валентинов родник».

Тем важнее, что в Талеже «взору всех предстает великолепный храм во имя Преподобного Давида. Звонница возвещает округе о милосердии Божием. Многочисленные паломники имеют возможность омыть бремя своих грехов и недугов в купальне и получить духовное облегчение. И всякий, побывавший в этом святом месте, уходит утешенный и уносит с собой частицу благодати Божией, которая обильно передается через причащение и омовение святой родниковой водой из источника Преподобного Давида» (2004)

На странице «Благовест земли Лопасненской» районной газеты «Чехов сегодня» была публикация об одном таком чуде. В ноябре 2002 году в источнике Преподобного Давида искупался сибиряк, проживающий в Краснодарском крае. За несколько месяцев до посещения источника он сильно повредил спину приспособлением для сбивания кедровых шишек. Огромный «молот», который удерживают обычно трое или четверо взрослых мужчин, упал на плечо герою рассказа. «Плечо долго болело, начались головные боли, а шея и вовсе перестала поворачиваться». Оказавшись на источнике, герой искупался, совершенно не ожидая целительного эффекта. Однако уже на обратном пути домой, он почувствовал, что «шея движется свободно и головные боли исчезли. Вот так, бывает, кому-то и истинная вера не сразу помогает, будто испытывает Бог человека на прочность, а Каму-то и в безверии Господь дает шанс. А дальше уж, человек, думай сам, как жить»(№13)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любое путешествие обогащает человека, а паломничество придает новые духовные силы. Во время посещения далёких и близких монастырей, храмов, источников мы как бы прикасаемся к истории нашего отечества, к православным истокам, обретаем непередаваемое чувство благодати. Оказывается, что история церкви, её подвижников тесно вплетается в светскую историю, дополняет её, делает историю государства более поучительной.

Можно совершать дальние паломничества, а можно найти важное для души в храме, до которого легко дойти пешком, в монастыре, который расположен через дорогу. В исследовании были перечислены лишь немногие святыни моего родного края. В нашем монастыре и близлежащих храмах их значительно больше. Интересно узнать, а в каких местах нашей страны или за границей можно найти те же святыни, что находятся рядом с нами?

В Вознесенской Давидовой пустыни почитается частица подлинного Гвоздя Распятия Господня, сам же Гвоздь находится в Успенском соборе Московского Кремля. В Преображенском храме на Старом Спасе хранится частица мощей Великомученицы Анастасии Узорешительницы, мощи же Святой Анастасии находятся в монастыре Святой Анастасии, расположенном недалеко от города Салоники в Греции.

Таким образом, совершая паломничество по родному краю и поклоняясь святым местам, каждый открывает для себя незнакомую, но очень яркую страницу истории. Святыни, которые нам доступны, позволяют духовно перенестись в места совершения подвига теми людьми, которых церковь причислила к лику святых. При этом мы верим в заступничество прославленных в нашей местности Преподобного Давида Вознесенского и Священномученика Владимира Красновского.

Конечно, наша работа только началась. Вокруг много действующих и ещё не восстановленных храмов, источников, история которых пока не написана и ждёт своих исследователей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

1. Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Её иконы «Ченстоховская», М, 2003

2. Барская Н.А.«Сюжеты и образы древнерусской живописи». М., 1993

3. Библейская энциклопедия. М., 1891

4. Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховского уезда Московской губернии. Краткий исторический очерк с рисунками. М., 1915

5. Вознесенская Давидова пустынь. История и современность. М., 2004

6. Вознесенская Давидова пустынь. История и современность. М., 2006

7. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». М., 2003

8. Дворянсков В.«Поклонение родникам». М., 2002

9. Житие священномученика Владимира (Красновского)// Московские епархиальные ведомости, №1-2, 2003

10. Жития новомучеников российских, прославленных на Архиерейском соборе 2000 г и ранее //«Жития святых», электронное издание

11. Жития святых// «Жития святых», электронное издание

12. Зырянов П.Н. «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века», М, 2002

13. Источники водные. Практические советы православным// С-П, 2007

14. Кобяков Ю. «Исторические загадки Старого Спаса»// Чеховский вестник, 29.09.2007

15. Лалаева В.«Исцеление в Талеже»//Чехов сегодня, № 74- 2006

16. Лопасненский летописец//Расстрельные списки//Чехов сегодня, №52-2006

17. Материалы по охране памятников архитектуры Серпуховского уезда.

18. Новый энциклопедический словарь. М, 2002

19. Ожегов С.И. «Словарь русского языка». М., 1990

20. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб., 1876

21. Преподобный Давид Серпуховской и основанная им Вознесенская пустынь. М, 2003

22. Пэнэжко О. «Город Чехов, храмы Чеховского района московской области», Владимир, 2008

23. Ростовский Димитрий, Святитель. Четьи-Минеи// «Жития святых», электронное издание

24. Сбитнев Ю. «Святой родник в Талеже, и вокруг него», Чеховский вестник, №58,60,62,64,66,68,70, 2007

25. Святое Евангелие. Киев, 1999

26. Современный толковый словарь русского языка. М., 2004

27. Святыни православного мира, М., 2008

28. Талаева Н.«Мир Божий»// Чехов сегодня, №38-2006

29. Талаева Н. «Храмы, которых нет»// Чехов сегодня, №74-2006

30. Талаева Н. «Сила в мощи духовной»// Чехов сегодня, №38-2007

31. Токмаков И.«Историко-археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни». М., 1892

Авторы Васильева Е., Ларюшин П., Кузнецова А.