Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

роль спорта в развитии толерантности

 

             

роль спорта в развитии толерантности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра физической культуры

РОЛЬ СПОРТА В РАЗВИТИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Исполнитель: студентка группы ИА-109 Пряникова М. А.

Руководитель: Сапегина Т. А.

Екатеринбург, 2007

Содержание

Введение……………………………………….………………………............с. 3

Глава 1. Спорт и этническая толерантность. Олимпийские игры и

развитие толерантности………….....................................................................с. 6

Глава 2. Специальная олимпиада и Параолимпийские игры.

Их влияние на развитие толерантности...........................................................с.16

Заключение.........................................................................................................с.20

Библиография......................................................................................................с.22

Приложения:

1. Спорт против расизма

2. Миниплакат: блок Министерства связи СССР

3. Туринские спортсмены – параолимпийцы

4. Гонки на велосипедах-тандемах. Чемпионат Европы по велоспорту среди слепых. Москва. 1991год.

5. Гонки на спортивных инвалидных колясках

Введение

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

В своем е я собираюсь рассмотреть два направления темы толерантности в спорте. Первый – это этническая толерантность, развитию которой во многом способствовали Олимпийские игры. Второй – это терпимость по отношению к людям с ограниченными физическими возможностями, которую я хочу показать на примере Специальной олимпиады и Параолимпийских игр.

Одной из основ этнического единства новейшего времени, наряду с музыкой, изобразительным искусством, архитектурой, живописью, кинематографией, стал выступать спорт. Многие известные деятели искусства полагают, что современный спорт взял на себя часть огромной ответственности за воспитание человека, «конструирование» личности, нравственности, доброты, честности и товарищества. Спорт также помогает стирать расовые предрассудки. В истории известно немало примеров, когда достижения отдельных спортсменов способствовали признанию их этнических групп со стороны других народов. Так было в США и Канаде по отношению к афроамериканцам, индейцам, выходцам из Латинской Америки, китайцам. Ведь здесь не имеет значение твоя национальность, если ты действительно превосходный спортсмен.

Наряду с расовой дискриминацией, существует другая проблема. Принято считать, что в спорте может преуспевать только здоровый человек. Однако люди с физическими недостатками порой проявляют такое стремление к победе, такую силу воли, что вызывают восхищение и зависть.

Десятки миллионов людей, которые по разным причинам стали инвалидами, исключены из полноценной жизни. Более 15 миллионов человек – отстают в умственном развитии.[1] К счастью, есть особые международные организации, проводящие Специальные олимпиады и Параолимпийские игры. В них участвуют люди с нарушением интеллекта и инвалиды. Эти состязания давно признаны и одобрены международным олимпийским комитетом.

Цель данного а – определить роль спорта в развитии толерантности.

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

1. выяснить, как спортивные состязания влияют на развитие:

· этнической толерантности,

· толерантности к людям с физическими и умственными отклонениями.

2. проследить историю Олимпийских игр от Древней Греции до наших дней;

3. понять, какой вклад в развитие толерантности внесли Олимпийские игры;

4. изучить историю Специальной олимпиады и Параолимпийских игр, а также достижения современных спортсменов;

5. выявить роль Специальной олимпиады и Параолимпийских игр в развитии толерантности к людям с физическими и умственными недостатками.

Глава 1.

Спорт и этническая толерантность.

Олимпийские игры и развитие толерантности.

Спорт, являющийся своеобразным универсальным языком человеческого общения способен стать мощным средством укрепления мира, толерантности и взаимопонимания. Благодаря своей способности объединять людей, невзирая на границы, культуры и религии, он может способствовать терпимости и примирению.

В некоторых случаях именно спорт помог возобновить диалог и найти другие каналы для коммуникации. Например, Северная и Южная Кореи объединили своих атлетов в совместную команду на летних Олимпийских играх 2000 году. Матч по настольному теннису стал начальным этапом процесса восстановления дипломатических отношений между Китаем и США в 1971 году. А сегодня израильские и палестинские дети регулярно встречаются для того, чтобы вместе сыграть в футбол или баскетбол.

Фундаментальные ценности, неразрывно связанные с самой сущностью спорта, превращают его в важный метод укрепления мира, как в местном, так и в международном масштабе. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) уже на протяжении многих лет использует потенциальные возможности спорта в своих программах для ускорения процесса реинтеграции беженцев, обеспечения толерантности и взаимопонимания между общинами. В 2005 г. УВКБ ООН намерено расширить подобную деятельность и активно внедрить спортивные мероприятия в свои основные программы и политику.

11 июля 2004 года игроки команды «ФК Москва» появились на поле перед матчем в футболках с надписью «Москва против расизма». Таким образом клуб выразил поддержку инициативе FARE по противодействию расизму в спорте. Секретарь клуба Ю. Белус заявил, что расизм является серьезной проблемой для всей РФ и для Москвы в особенности. Он подчеркнул, что дискриминацию остро ощущают все цветные игроки московских команд. В «ФК Москва» играют двое африканских и двое кавказских футболистов. Команда осознала необходимость защиты своих товарищей от нападок расистов.

В июле этого года Международная федерация футбола (ФИФА) намерена провести в Буэнос-Айресе конференцию, посвященную проблеме расизма в современном спорте. "Цель конференции не состоит в том, чтобы доказать, что расизм - зло. Это не подлежит обсуждению, - заявил представитель ФИФА Антонио Матаррес. - Нам хотелось бы изучить опыт борьбы с данным явлением в разных странах и выработать рекомендации о том, как решать эту проблему".

Помимо футбольных функционеров на конференцию будут приглашены игроки, пострадавшие от различных проявлений расизма. "Настало время покончить с расовой нетерпимостью в футболе. Более того, мы намерены использовать популярность нашего вида спорта для пропаганды идей равенства людей с разным цветом кожи во всем обществе", - заявил представитель ФИФА.

Очередным доказательством того, что спорт способствует развитию этнической толерантности, является возможность спортсменов разных национальностей возвысить статус своего народа, своей страны на мировой арене. Заслуги отдельных выдающихся спортсменов и спортивных команд становятся не только знаменательными событиями в жизни их стран и регионов, но и делают их, в определенной степени, знаковыми фигурами в судьбе народов и этнических групп. Такие спортсмены при жизни становятся символами национальной гордости своих народов, кумирами целых поколений зрителей и болельщиков.

Истории известно немало примеров, когда достижения отдельных спортсменов способствовали признанию их этнических групп со стороны окружающих народов. Так было в США и Канаде по отношению к афроамериканцам, индейцам, выходцам из Латинской Америки, китайцам и другим этническим группам; в Турции, Иордании и Сирии - по отношению к выходцам из Северного Кавказа - адыгам, черкесам и чеченцам. В 1930-е годы игра в футбол способствовала самоутверждению весьма немногочисленной татарской диаспоры в Финляндии. Участие их футбольной команды во второй лиге страны, а некоторых игроков и в сборной Финляндии по футболу, благоприятствовало росту социального статуса татар в глазах финских болельщиков. Сегодня для многих иммигрантов на Западе единственный путь к успеху лежит через спорт. Так, например, немало подростков из семей иммигрантов во Франции мечтают быть похожими на известного футболиста Зинедина Зидана - потомка иммигрантов из Алжира, точно так же, как многие подростки из афроамериканских и китайских семей в США мечтают стать такими же, как звезды американского баскетбола Майкл Джордан и Яо Минг.

Участие представителей различных этнических групп в составе спортивных команд укрепляет межэтническую солидарность и толерантность в обществе. Так например, в современной России в условиях формирования гражданского общества, победы сборных команд страны с участием представителей различных народов куда более значимы, чем любые политические лозунги и декларации о патриотизме и многонациональности Российского государства. Когда-то в советские годы прославляли советский спорт в мире и одновременно поднимали престиж своих народов белорус Сергей Бубка, татарин Ринат Дасаев, осетин Сослан Андиев, казах Серик Конокбаев, узбек Руфат Рескиев и другие. Сегодня прославляют российский спорт татарин Марат Сафин, дагестанец Мурад Умаханов, осетин Тамерлан Тменов, тувинец Аяс Монгуш и многие другие.[2]

Ученый Э. Берар проводил различные эксперименты с целью объединить народы, стереть противоречия между ними с помощью спорта. Он включился в работу по применению спортивных занятий в интеграционных целях в 1995 году, когда стал работать в лагере беженцев в Хорватии. В этом лагере жили хорватские беженцы из Боснии, цыгане и босняцкие мусульмане. Всего там оказалось около 700 человек, причем некоторые из них жили в лагере уже несколько лет. У многих детей не было одного или обоих родителей.

Из-за ужасов пережитого напряжение между различными этническими группами было довольно велико. Мероприятия, которые мы организовывали, были направлены на то, чтобы помочь детям думать и реагировать в рамках установленных игрой правил, а не по законам этнической группы. Когда они играли в футбол, команды редко бывали смешанными, однако акцент делался на соблюдении правил игры, игры равной и без насилия.

В 1999 году подобный опыт Э. Берар продолжил в Румынии, в деревне, где происходили серьезные вспышки межэтнического насилия между группами венгров, румын и цыган. Благодаря финансированию Европейской комиссии английская организация «Youth Action for Peace» смогла создать социальный центр посреди этой деревни. Главной целью этой организации было налаживание мирных контактов между представителями разных общин. Среди прочего организовывались и футбольные матчи. Столкнувшись с отказом многих детей создавать смешанные группы (как и в Хорватии, только цыгане были на это согласны), сначала был проведен матч «цыган против румын» с международными наблюдателями. Постепенно организаторы акции добавляли цыганских детей в румынскую команду и наоборот. По прошествии нескольких матчей они сумели создать две действительно смешанные команды.

Во время этих экспериментов Э. Берар заметил одну общую особенность: успех мероприятия зависит от внимания, уделяемого качеству игры. Если игроки получают удовольствие, команды уравновешенны, поле в приличном состоянии, вполне возможно убедить играющих принять и такое непопулярное условие, как смешанность команд. Другое его заключение состоит в необходимости присутствия независимых обозревателей, волонтеров, преподавателей физкультуры и т. д., и чем больше их будет, тем легче осуществлять контроль над игрой.[3]

Наивно было бы полагать, что можно устранить все проблемы расистского насилия, организуя футбольные матчи, но как бы то ни было, конкретный результат был налицо – люди, годами видевшие друг друга каждый день и не обменявшиеся при этом ни единым словом, оказались вынужденными не только разговаривать и называть друг друга по именам, но и радоваться вместе…

Олимпийские игры

Олимпийские игры – это праздник мира, дружбы и взаимопонимания молодежи разных стран и континентов, это музыка, танцы и песни, это красочность и многоцветье толпы.

Олимпийские игры – это именно та арена, на которой человек неопровержимо доказывает, что нет предела человеческим возможностям, нет предела совершенству. На каждых играх реально воплощается олимпийский девиз: «Быстрее, выше, сильнее!»

Олимпийские игры были одним из наиболее почитаемых празднеств в Древней Греции. У греков была традиция: имена олимпийских чемпионов они высекали на мраморных колоннах, установленных вдоль берега реки Алфей. Благодаря этому стали известны дата первых олимпийских игр древности (776 г. до н. э.) и имя первого победителя. Его звали Корэб, он был поваром из Элиды.

Историки отмечают, что возникновение и проведение Олимпийских игр в то время стало событием общенациональным, объединившим всю Грецию, в то время как до и после них Греция являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств.

Игры проводились регулярно каждые четыре года "между жатвой и сбором винограда". Олимпийцами могли стать только греки по происхождению, причем только свободные люди и только мужчины.

Олимпийские игры считались праздником мира. В преддверии этого великого праздника прекращались все распри и войны. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием. Нарушителя ждал суровый штраф - две мины серебром. Но страшнее разорительного штрафа, как считали греки, было проклятие, которое боги насылали на нарушителя олимпийского перемирия. Строгому наказанию подвергался и человек, оскорбивший путника, идущего на олимпийский праздник. Однако самым страшным наказанием считали отлучение от Игр на одну или две Олимпиады.

Такую важную роль имели Игры в политической жизни страны - останавливали войны.

Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное - честно. Победители награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.

Греки видели в Играх Олимпиады не только чисто спортивные соревнования, - поэты здесь читали стихи, ораторы состязались в искусстве красноречия, а музыканты исполняли свои лучшие произведения.

В середине второго века до нашей эры Грецию завоевал Рим.

При римлянах Олимпийские игры стали многонациональными. Право соревноваться получили люди других национальностей - все, кто населял огромную Римскую империю, которая распростерлась от Северной Африки до Ближнего Востока и Западной Европы. На Играх стали появляться атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона, жители будущих Франции и Германии. В списке олимпийских чемпионов стоит и имя Вараздата из города Артаксаты, древней столицы Армении.

Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет. А в 394 году нашей эры римский император Феодосий I запретил олимпийские соревнования.

В конце прошлого века бурный рост экономических и культурных международных связей нашел свое отражение и в развитии спорта. Были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов различных стран. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения.

В этих условиях французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования" и будут способствовать культурному сотрудничеству народов.

23 июня 1894 года в Париже Кубертен прочитал лекцию "Олимпийский ренессанс". Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: "Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!" [4] На этом Учредительном конгрессе двумя тысячами делегатов от двенадцати стран единогласно было принято решение о возрождении Олимпийских игр и учреждении Международного олимпийского комитета (МОК), высшего руководящего органа олимпийского движения. Первые члены МОК были и организаторами национальных олимпийских комитетов в своих странах.

Чтобы протянуть нить, связывающую две цивилизации - эллинскую и нашу, местом проведения I Олимпийских игр современности были выбраны Афины. Годом I Олимпиады был назван 1896-й.

Следует отметить, что самая главная заслуга Пьера де Кубертена была в том, что его вдохновенные мысли легли в основу олимпизма. Первая и главнейшая из них - спорт, культура, наука, искусство должны соединиться в прочный и прекрасный сплав, который и будет называться олимпийским движением.

Но история показывает, что идея эта осуществилась не сразу. У нее были и противники, особенно когда спорт стал частью мировой политики, когда при помощи рекордов президенты и министры стали доказывать друг другу, чья страна лучше.

Существовали и другие проблемы. Например, на Олимпиаду в Сент-Луисе, 1904 г. позорным пятном легли два так называемых антропологических дня. Устроители Игр отвели на соревнования спортсменов «нецивилизованных народов» - индейцев, пигмеев, филиппинцев, патагонцев. Большинство этих спортсменов были рабочими с выставки. В официальном справочнике с выставки сообщалось: «Представители диких и нецивилизованных народов показали себя слабыми атлетами, доказав, что их способности явно переоценивают». Этот случай нанес серьезный удар самому принципу олимпийского движения.

Против расистской выходки организаторов игр резко выступил Пьер де Кубертен. На заседании МОК он гневно восклицал:

- На кой же черт было затевать все это, если расисты, человеконенавистники, плантаторы плюют на нас и вводят на олимпиадах «антропологические дни»?! Оплевана великая идея. Оплевана Хартия. Мир умиляется – дочь американского президента вручает призы. Идиллия. Торжество возрожденного олимпизма! А на самом деле – расизм. Олимпиада для белых и «антропологические дни»! Как нам не стыдно! Как мне стыдно, господа![5]

Кубертен добился, чтобы в дальнейшем на играх подобные явления не повторялись.

Не считая на этот случай, Олимпийские игры, как ничто другое объединяли и продолжают объединять атлетов со всего земного шара, невзирая на расу, культуру, вероисповедание. Ведь в спорте это не имеет значения, если ты – победитель.

Олимпийский флаг, впервые поднятый в Антверпене, 1920 г., представлял собой белое шелковое полотнище с вышитыми на нем пятью переплетенными кольцами голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов. Идея флага проста: пять колец – это пять континентов. Пьер Кубертен говорил, что в символике олимпийского флага скрыт и особый смысл: шесть цветов (вместе с белым фоном полотна) скомбинированы так, что являют собой национальные цвета всех без исключения стран мира.

Олимпийские соревнования дали мощный толчок развитию спорта на земном шаре. В мире стала создаваться спортивная индустрия. Олимпийское движение становилось важной частью жизни мирового сообщества. С каждым годом растет число участников международных соревнований, представляющих различные континенты, культуры, цивилизации, государства, расы, народы. Все активнее дают о себе знать в большом спорте спортсмены из Китая, Южной Кореи, Японии, Сенегала, Кении, Турции, стран арабского Востока и т.д.

В новейшей истории участие государств во всемирных олимпийских играх и чемпионатах мира стало символом их международного признания. Как показывает современная мировая практика, для того, чтобы занять достойное место в складывающемся сообществе наций, государства должны соответствовать мировым стандартам не только в области экономики, науки, техники, но и в области спорта.

Таким образом, возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому, они призваны объединять людей независимо от их возраста, расы или пола, поскольку спорт, культура, наука, искусство должны соединяться в олимпийском движении в прочный и прекрасный сплав. Без всякого сомнения, Олимпийские игры - самое крупное и наиболее значительное событие современной спортивной жизни.

Подводя итог, следует отметить, что на уровне общения, спорт, и в частности, Олимпийские игры, могут быть использованы как эффективный механизм для передачи и распространения идей мира, терпимости и уважения к оппонентам, независимо от этнических, культурных, религиозных или же иных расхождений. Всеобъемлющая природа спорта превращает его в прекрасный инструмент для распространения знаний, укрепления взаимопонимания и осознания необходимости мирного сосуществования.

Глава 2.

Специальная олимпиада и Параолимпийские игры.

Их влияние на развитие толерантности.

Специальная олимпиада

Международное движение «Специальная олимпиада» основала в 1968 году сестра 35-го президента США Джона Ф. Кеннеди – Юнис Кеннеди-Шрайвер. Председателем организации, возглавляющей движение, уже более 30 лет является Сарджент Шрайвер – муж Юнис, а президентом – один из их сыновей, доктор Тимоти Шрайвер. С начала 90-х годов филиал «Специальной олимпиады существует и в России. Это движение объединяет миллионы людей в 150 странах под замечательным лозунгом: «Присоединяйтесь к миру победителей!». Оно призвано помочь взрослым и детям (восьми лет и старше) с нарушенным интеллектом ощутить себя нужными обществу. В рамках движения раз в четыре года проводятся зимняя и летняя Специальные олимпиады.

Рекорды в них не фиксируются, главное приобщить умственно отсталых людей, прежде всего детей, к духовным, нравственным и культурным ценностям. Однако победители здесь тоже есть. Например, россиянин Алексей Мирошин был первым в летней (толкание ядра) и зимней (лыжная гонка) таких олимпиадах.

Параолимпийские игры

Параолимпийские игры, являющиеся аналогом олимпийских игр, но для спортсменов-инвалидов, стали проводиться во второй половине XX века. В них участвуют люди с физическими недостатками, а с 1992 - с нарушениями интеллекта. Существуют отдельные спортивные союзы, в том числе международные, для слепых, глухих, для инвалидов, передвигающихся в коляске, и т. д. Международный параолимпийский комитет объединил пять спортивных федераций инвалидов, в него входит и Параолимпийский комитет России.

Первые соревнования для инвалидов состоялись в 1960 году в Риме. В них участвовали спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата из 23 стран. В 1976 году впервые состязались незрячие атлеты, а также люди с ампутированными конечностями.

Параолимпийские игры устраиваются раз в четыре года после традиционных Олимпийских игр, в том же городе.

В отличие от Специальных олимпиад на Параолимпийских играх фиксируются мировые рекорды и рекорды самих игр – ведь их участники сознательно ставят перед собой спортивные цели и по возможности добиваются их. Так, испанец Хавьер Конде (у него ампутированы руки) установил восемь рекордов на беговой дорожке во время Параолимпийских игр 1992 года в Барселоне. Шесть рекордов в беге принадлежат Римме Баталовой из России, почти слепой спортсменке.

Отдельно регистрируются рекорды среди спортсменов различных классов: незрячих, с ампутациями, передвигающихся на инвалидных колясках и т. д. Эти достижения в большинстве случаев уступают результатам здоровых спортсменов, но каким мужеством и целеустремленностью должен обладать, например, слепой или безрукий человек, собравшийся бежать стометровку!

Спортсмены на инвалидных колясках соревнуются и в преодолении различных дистанций, и в игровых видах. Так, самым успешным теннисистом является Рики Молиер из Нидерландов. Он был параолимпийским чемпионом, и победителем многих открытых турниров.

Конечно, размах этих игр трудно сравнить с Олимпийскими. И участников на них меньше, и видов спорта представлено немного, да и зрительский интерес не такой пристальный. А вот желания победить, преодолеть себя и вписать свое имя в историю у спортсменов с ограниченными возможностями ничуть не меньше. И подкупают Параолимпийские игры в первую очередь своей искренностью и добротой.

Например, в 2006 Турин встретил параолимпийцев еще более нарядным и праздничным, чем их коллег олимпийцев. Парадоксально, но к «раскрутке» Параолимпиады итальянцы отнеслись намного серьезнее. Церемонии открытия и закрытия игр по красочности ни в чем не уступали Олимпийским. Организаторы всячески подчеркивали, что Параолимпиада для них важна не меньше, и растрогали радушным приемом даже скептиков-журналистов.

Тогда, в Италии российская сборная спортсменов-инвалидов выступила даже лучше, чем главная команда. Самое яркое впечатление на победителей произвела церемония закрытия игр. Спортсмены до сих пор со слезами радости на глазах вспоминают, как, когда они проходили по улице Турина, толпы дружелюбных и счастливых итальянцев приветствовали их криками «Россия, Руси!» и всеми словами «великого и могучего», которые они только знали.

Именно признание общества, на мой взгляд, крайне важно для атлетов с ограниченными возможностями. Параолимпийские игры дают им шанс завоевать это признание, доказать себе и окружающим людям, что с физическими недостатками можно не только жить, но и радоваться жизни, радоваться своим спортивным победам. Спорт помогает нам осознать, что инвалиды ничем не отличаются от обычных людей, они поражают своей целеустремленностью, рвением к победе, жизнелюбием. Таким образом, спорт способствует развитию толерантности к людям с ограниченными возможностями.

Уникальные результаты

Немало удивительных достижений инвалиды продемонстрировали не только на Специальных олимпиадах и Параолимпийских играх, но и в состязаниях, которые не являются массовыми. Каждое из них потрясает силой человеческого духа.

Татьяна Кузнецова попала в автокатастрофу, когда ей было 20 лет, долго лежала в больницах, почти полностью лишилась ноги. А летом 1991 года на Московском международном марафоне пробежала 10 километров! Президент Нью-Йоркского клуба инвалидов Дик Траум пригласил мужественную девушку из уральского заводского поселка на марафон в Америку. Там Татьяна покорила уже 25 километров, для этого ей понадобилось 9 часов.

В 1991 году в Соединенных Штатах Америки состоялся чемпионат мира по спортивной гимнастике сред слепых. Незрячая Вика Потапова из СССР привезла домой 9 золотых медалей.

Известный в прошлом московский альпинист Адик Белопухов, мастер спорта, первую свою вершину покорил еще в 1951 году, потом дважды стал чемпионом СССР. В горах ему, бесспорно, везло, а вот на равнине – нет. В 1966 году, катаясь по шоссе на роликовых коньках, спортсмен попал под грузовик... Однако альпинист не сдался и в 1991, штурмуя Эльбрус с парализованными ногами, поднялся на высоту 4250 метров.

Не раз спортсмены отправлялись на марафоны и супермарафоны на инвалидных колясках. Проводились и соревнования инвалидов по слалому... на одной ноге. Безногие инвалиды-«афганцы» состязались в парашютных прыжках, но только не приземлялись, а приводнялись. Прыгали они без протезов, а безопасность парашютистов гарантировал катер, подбиравший их по мере приводнения.

И наконец, стоит упомянуть соревнование, в котором одновременно участвовали зрячие и незрячие спортсмены. Чемпионат Европы по велоспорту среди слепых прошел в Москве в 1991 году и был организован совместно Фондом милосердия и здоровья и Всероссийским обществом слепых. Во всех видах программы спортсмены выступали на тандемах – впереди зрячий велосипедист, позади – слепой.

Заключение

Благодаря своей способности объединять людей, невзирая на границы, культуры и религии, спорт способствует терпимости и примирению.

Во-первых, следует сказать об этнической толерантности. В некоторых случаях именно спорт помогает возобновить диалог и найти другие каналы для коммуникации. Фундаментальные ценности, неразрывно связанные с самой сущностью спорта, превращают его в важный метод укрепления мира, как в местном, так и в международном масштабе. Спорта используется для ускорения процесса реинтеграции беженцев, обеспечения толерантности и взаимопонимания между общинами.

Очередным доказательством того, что спорт способствует развитию этнической толерантности, является возможность спортсменов разных национальностей возвысить статус своего народа, своей страны на мировой арене. Истории известно немало примеров, когда достижения отдельных спортсменов способствовали признанию их этнических групп со стороны окружающих народов.

И, наконец, участие представителей различных этнических групп в составе спортивных команд укрепляет межэтническую солидарность и толерантность в обществе.

Нельзя не сказать и об Олимпийских играх, которые являются праздником мира, дружбы и взаимопонимания молодежи разных стран и континентов. Олимпийские игры, как ничто другое объединяли и продолжают объединять атлетов со всего земного шара, невзирая на расу, культуру, вероисповедание. Ведь в спорте это не имеет значения, если ты – победитель.

Во-вторых, спорт также развивает толерантность к людям с ограниченными возможностями. Я рассмотрела это на примере Специальной олимпиады и Параолимпийских игр.

Эти соревнования дают им шанс завоевать признание общества, доказать себе и окружающим людям, что с физическими недостатками можно не только жить, но и радоваться жизни, радоваться своим спортивным победам. Спорт помогает нам осознать, что инвалиды ничем не отличаются от обычных людей, они поражают своей целеустремленностью, рвением к победе, жизнелюбием. Таким образом, спорт способствует развитию толерантности к людям с ограниченными возможностями.

Подводя итог, следует отметить, что спорт, как и культура в целом, является одним из наиболее цивилизованных способов взаимоотношений людей в обществе. Влияние спорта в современном мире огромно. Его значительный миротворческий ресурс дает возможность надеяться, что спорт, как часть общечеловеческой культуры, в XXI столетии будет способствовать расширению диалога между людьми, не взирая на расу, вероисповедание, культуру, а также какие-либо недостатки. И с дальнейшим развитием спорта толерантность, терпимость к «другому» будет все больше укреплять свои позиции в умах и сердцах людей всей планеты.

Библиография

1. Абдулкаримов С. А.. Спорт и культурная идентичность в обществе: история и современность//Этническое обозрение. 2004. №005. С. 87-94

2. Аксенова М., Володин В., Вильчек Г. Энциклопедия для детей. Спорт. – М.: «Аванта+», 2005. – 620 с.

3. Берар Э. Честная игра побеждает расизм //Мемориал. 2004. №4. С 34-37

4. Козина А. Пора – пора – порадуемся за наших параолимпийцев// Российская газета. Теленеделя. 2006. №59. С. 24-25

5. От Афин до Москвы / Автор-составитель В. Штейнбах. – М.: «Физкультура и спорт», 1983. – 304 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Спорт против расизма

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Олимпийский флаг

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Миниплакат: блок Министерства связи СССР

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Туринские спортсмены - параолимпийцы

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Гонки на велосипедах-тандемах. Чемпионат Европы по велоспорту среди слепых. Москва. 1991год

Гонки на спортивных инвалидных колясках


[1] Аксенова М., Володин В., Вильчек Г. Энциклопедия для детей. Спорт. – М.: «Аванта+», 2005, С. 581

[2] Абдулкаримов С. А.. Спорт и культурная идентичность в обществе: история и современность//Этническое обозрение. 2004. №005. С. 88

[3] Берар Э. Честная игра побеждает расизм //Мемориал. 2004. №4. С 36

[4] Аксенова М., Володин В., Вильчек Г. Энциклопедия для детей. Спорт. – М.: «Аванта+», 2005. С. 86

[5] От Афин до Москвы / Автор-составитель В. Штейнбах. – М.: «Физкультура и спорт», 1983. С. 45