Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Девиантное поведение у детей и подростков

 

             

Девиантное поведение у детей и подростков

Институт

III курс,

Кафедра педагогики

ДИСЦИПЛИНА:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

ТЕМА: Девиантное поведение у детей и подростков

ИСПОЛНИТЕЛЬ: Гришин Д.

Москва

2006г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение............................................................................................................ 4

Глава 1. Понятие о девиантном поведении.................................................. 4

Глава 2. Причины............................................................................................. 5

2.1. Причины социального и психологического характера.................. 5

2.2. Причины, связанные с возрастными кризисами............................... 6

2.3. Проблемы в семье ребёнка................................................................... 6

Глава 3. Проявления девиантного поведения............................................. 7

Глава 4. Признаки девиантного поведения.................................................. 7

Глава 5. Классификация девиантного поведения....................................... 7

Глава 6. Работа учителя с девиантными детьми и подростками.............. 8

6.1. Обоснование проблемы........................................................................ 8

6.2. Формы работы....................................................................................... 8

6.3. Задачи воспитания девиантного ребёнка.......................................... 9

6.4. Компоненты воспитания девиантных детей и подростков............ 9

6.5. Принципы работы и воспитания девиантных детей...................... 10

6.5.1. Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребёнка..................................................................................................................... 10

6.5.2. Принцип социальной адекватности воспитания...................... 10

6.5.3. Принцип индивидуализации воспитания детей....................... 10

6.5.4. Принцип социального закаливания........................................... 11

6.6. Основные методы при воспитании девиантного ребёнка............ 11

6.6.1. Методы воздействия на интеллектуальную сферу................. 11

6.6.2. Методы воздействия на мотивационную сферу...................... 11

6.6.3. Методы, влияющие на эмоциональную сферу........................ 12

6.6.4. Методы воздействия на волевую сферу................................... 12

6.6.5. Методы воздействия на сферу саморегуляции........................ 12

Заключение..................................................................................................... 13

Список использованных источников:.................................................. 14

Введение

Успешность педагогической работы на сегодняшний день будет за­висеть от того, как будут решены вопросы сдерживания и предупреж­дения отклоняющегося поведения, которое охватывает и становится свойственным огромному количеству молодых людей.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как прави­ло, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально не­устойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убежде­ний, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, ис­кусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негатив­ные тенденции общественного развития.

Глава 1. Понятие о девиантном поведении

В педагогической литературе под девиантным поведением понима­ется отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства соци­альных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и само­реализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, соверша­емых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В. В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный обра­зец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благо­получию, окружающим и себе. Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, при­нятых в данном обществе.

Глава 2. Причины

Практическая потребность в изучении причин девиантного поведе­ния школьников и особенностей их воспитания и коррекции поведе­ния велика. Рассмотрим основные из них.

2.1. Причины социального и психологического характера

Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является от­ношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами.

Среди причин психологического и социального характера традици­онно выделяют:

1) дефекты правового и нравственного сознания;

2) содержание потребностей личности;

3) особенности характера;

4) особенности эмоционально-волевой сферы.

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются соче­танием результатов неправильного развития личности и неблагопри­ятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспи­тания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайше­го окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценно­стей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством са­моутверждения, протестом против действительности или требова­ний взрослых.

В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены вли­янию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попро­бовать наркотики, чаще всего называется желание не отстать от ком­пании, быть как все. Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, т. е. оценка человеком своих воз­можностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требователь­ность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Среди причин социального характера одной из самых распро­страненных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь асоциально в неблагопо­лучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наибо­лее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной соци­альной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитан­ного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста про­тив своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфе­ре, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

2.2. Причины, связанные с возрастными кризисами

Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возраст­ного развития, на каждой из которых происходят значительные изме­нения физического и психологического состояний, меняются эмоци­ональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Воз­растные кризисы характеризуются переходом к новому типу взаимо­отношений со взрослыми, рассматриваются как условные обозначе­ния более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе от одного периода возрастного развития в другой, они часто сопровождаются депрессивными состояниями, выраженной неудов­летворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. В связи с вышесказанным период подросткового кризиса наиболее сенситивен для возникновения различного рода девиаций.

2.3. Проблемы в семье ребёнка

Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в семье ребенка:

неблагополучие, разлад в семье;

♦ педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам;

♦ непонимание или незнание родителями трудностей детей;

♦ алкоголизм родителей;

♦ сам факт принадлежности к неблагополучной семье.

Не менее важное значение имеют и проблемы самого ребенка:

♦ болезни;

♦ отставания в учебе;

♦ недостаточная уверенность в себе;

♦ одиночество;

♦ непонятость другими;

♦ отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влече­ний, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.

Глава 3. Проявления девиантного поведения

Остановимся на рассмотрении проявлений девиантного поведения. Ими могут быть отдельные поступки или их совокупность, которые входят в противоречие с принятыми в обществе юридическими, мо­ральными и социальными нормами.

Например, разновидностями амо­рального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токси­команию. Крайне опасными проявлениями девиации следует считать такие отклонения от нормы, как суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера и др. К наиболее выраженным проявлениям девиации можно отнести делинквентное (противоправное) поведение. Причем девиации могут проявляться как на уровне малых групп, так и в индивидуальном порядке. Несмотря на разнообразие подходов к проявлениям девиантного поведения, его иногда сложно определить. Трудность связана с тем, что девиантность является относительной характеристикой и определяется в соответствии со стандартами, кото­рые сами по себе являются неопределенными.

Глава 4. Признаки девиантного поведения

На сегодняшний день большая часть признаков девиантного пове­дения отмечается большинством специалистов-практиков как важная характеристика отклоняющегося от нормы поведения, а отдельные при­знаки оцениваются как несущественные. Это, в частности, лживость, табакокурение, раннее начало половой жизни, срыв уроков, прогулы, которые становятся настолько распространенными в современных образовательных учреждениях, что перестают служить критериями отклонения поведения от нормы.

Глава 5. Классификация девиантного поведения

Классификация типов девиантного поведения связа­на со значительными трудностями, так как очень тесно соприкасается с понятием «норма», которое определяется, во-первых, как что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы и, во-вторых, как что-то наиболее приспособленное, адаптированное к окружа­ющей среде. В связи с этим любое поведение будет зависеть от стан­дартов, по которым будет оцениваться девиантное поведение, и тем со­циальным ожиданиям, которые сформировались в обществе.

Глава 6. Работа учителя с девиантными детьми и подростками

6.1. Обоснование проблемы

Наибольшую трудность в работе учителя и родители испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства. Серьезные затруднения связаны с такими проблемами, как воровство, наркомания, грубость в обще­нии, особенно с употреблением ненормативной лексики, неадекватное сексуальное поведение, драки, участие в асоциальных группировках, ненависть к своим родителям, а также работа с родителями из так на­зываемых неблагополучных семей.

6.2. Формы работы

При работе необходимо включение трудных детей в работу спортив­ных секций, музыкальных, танцевальных кружков и объединений по интересам, должны быть разработаны специальные меры по включе­нию их в общественную жизнь, где они смогли бы проявить себя и свою инициативу. Однако те конкретные виды работ, которые под этим под­разумеваются, вряд ли могут быть так охарактеризованы. Это участие в уборке класса, сельхозработах, ремонте мебели и школы, походы, работа в тренажерных залах. Эти формы деятельности стали уже тра­диционными много лет назад, и реорганизация их с тем, чтобы они ста­ли привлекательными, особенно для девиантных детей, требует нема­лой изобретательности.

Во многих учебных заведениях проводятся диагностическое отсле­живание состояния детей и подростков, выявление детей «группы рис­ка», психологические консультации для детей и родителей, групповые занятия в форме тренингов, игр.

Менее распространенной формой является использование вариа­тивных форм обучения — классов коррекции, классов выравнивания, обучения по индивидуальным планам. Практически, к сожалению, не используется обучение «трудных детей» в разновозрастных группах, хотя, как показывают исследования, это весьма эффективный способ организации обучения именно для такой категории детей.

И, наконец, скорее исключением, нежели правилом, является созда­ние групп взаимопомощи из самих подростков, широко используемых в зарубежных школах и имеющих большой эффект.

6.3. Задачи воспитания девиантного ребёнка

Несомненно, что в основе педагогической цели, реализуемой по от­ношению к ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Необходимо создание условий для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей с девиантным поведением: с одной стороны, они чаще всего вос­принимают свое поведение как нормальное, соответствующее их нрав­ственным позициям, с другой — всякую негативную оценку своих по­ступков они воспринимают как несправедливое отношение к ним лично.

Одной из главных задач воспитания девиантного ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности детей в реаль­ные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъектив­ный компонент. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в от­ношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Воспитание девиантного ребенка совершается только на основе ак­тивности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей соци­альной средой. Фактически цель воспитания будет состоять в форми­ровании состояния самоперевоспитания.

Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.

6.4. Компоненты воспитания девиантных детей и подростков

Воспитание девиантных детей подразумевает включение следу­ющих компонентов:

♦ целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консульта­ции и т. п.);

♦ актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, от­ношения учитель — ученик, учитель — родители учеников, повсе­дневный стиль и «тон» работы школы);

♦ введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

♦ оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.

6.5. Принципы работы и воспитания девиантных детей

6.5.1. Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребёнка

Этот известный принцип, который был сформулирован еще А. С. Ма­каренко, требует рассмотрения ребенка как главной ценности в систе­ме человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка пози­тивные качества, веру в себя, позволяет по-новому взглянуть на свое поведение.

6.5.2. Принцип социальной адекватности воспитания

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответ­ствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в кото­рой организуется воспитание трудного ребенка.

6.5.3. Принцип индивидуализации воспитания детей

Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным пове­дением предполагает определение индивидуальной траектории соци­ального развития каждого ученика, выделение специальных задач, со­ответствующих его индивидуальным особенностям, как то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

В практической педагогической деятельности этот принцип реали­зуется в следующих правилах:

♦ работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;

♦ успех воспитательного воздействия при работе с одним учащим­ся не должен негативно влиять на воспитание других;

♦ выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;

♦ поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;

♦ постоянное отслеживание эффективности воспитательного воз­действия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.

6.5.4. Принцип социального закаливания

Принцип социального закаливания девиантных детей предполага­ет включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработ­ку определенных способов этого преодоления, адекватных индивиду­альным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следу­ющих правилах:

♦ проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

♦ ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отно­шениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жиз­ни в дальнейшем;

♦ не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

♦ волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

♦ нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

6.6. Основные методы при воспитании девиантного ребёнка

Метод воспитания — это способ реализации целей воспитания. Под методами воспитания понимаются такие взаимодей­ствия педагогов и учащихся, в процессе которых происходят измене­ния в уровне развития качеств личности воспитанников.

В интеллектуальной сфере, необходимо формировать у ребенка с девиантным поведением объем, глубину, действенность знаний о нрав­ственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представлении о долге, справед­ливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). Благодаря им корректируются и организуются поведение и де­ятельность личности.

6.6.1. Методы воздействия на интеллектуальную сферу

Для формиро­вания взглядов, понятий, установок используются методы убеж­дения.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомер­ность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жиз­ни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям; потребность в «дру­гом», в контакте с себе подобными. Знать, что нужно делать, к чему следует стремиться, — не значит хотеть это делать, действительно к это­му стремиться. Новые мотивационные образования возникают не в про­цессе усвоения, а в результате переживания или проживания.

6.6.2. Методы воздействия на мотивационную сферу

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимули­рование — действия, в основе которых лежит формирование у уча­щихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты метода стимулирования, как по­ощрение и наказание.

6.6.3. Методы, влияющие на эмоциональную сферу

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нрав­ственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзыв­чивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

Хотелось бы отметить, что воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональ­ном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно прино­сит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания лично­сти не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот спо­соб удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение, которое может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать — это значит воздейство­вать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование это­го метода способствует переживанию детьми своих поступков и свя­занных с ними эмоциональных состояний.

6.6.4. Методы воздействия на волевую сферу

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устрем­ления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важ­но не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их ре­ализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений — это не только выбор альтернатив на рациональной осно­ве, но и волевое разрешение противоречий, способность осуществлять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устой­чивость по отношению к трудностям.

Методы воздействия на волевую сферу предполагают:

♦ развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах;

♦ развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для до­стижения намеченной цели;

♦ формирование умения владеть собой (выдержка, самооблада­ние); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

6.6.5. Методы воздействия на сферу саморегуляции

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, са­моконтроль, рефлексию и др. Саморегуляция осуществляется в соот­ветствии с известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как си­стема внутреннего обеспечения направленности действия при нали­чии множества внешних условий, возможностей, задач.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на фор­мирование у детей навыков психических и физических саморегуля­ций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей.

Активность людей регулируется, усиливается или, напротив, сдер­живается воздействием социальных норм и ценностей, которые пред­назначены для стимулирования созидательной деятельности и блокированнием деструктивных намерений и усилий. В тех случаях, когда функции блокирования, сдерживания, торможения не срабатывают и человеческие действия выходят за пределы норм цивилизованного общежития, возникает феномен анормативного поведения, под кото­рым обычно понимают социальные действия индивидов, не вписыва­ющиеся в рамки нормативно-ценностных стереотипов цивилизован­ного общежития.

Заключение

Девиантное поведение проявляется как отклонения от общеприня­тых культурных образцов, либо не причиняющие слишком большого вреда окружающим, как, например, в случаях нарушений норм этике­та и прочих элементарных поведенческих стандартов, либо направлен­ные своим деструктивным потенциалом в первую очередь против са­мих субъектов девиаций. Носителями этих отклонений могут быть как представители молодежи, находящиеся на различных стадиях неза­вершенной социализации, либо паразитарные социальные элемен­ты — бродяги, бомжи, профессиональные нищие и т. п.

Социальная опасность девиаций заключается в их способ­ности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения. Поэтому в ряде случа­ев девиации причисляются к противоправным деяниям и подлежат нормативному контролю со стороны органов правопорядка и соответ­ствующих отраслей законодательства.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как прави­ло, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально неус­тойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Ча­сто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искус­ственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

НА САЙТ АВТОРА

В НАЧАЛО

НА САЙТ АВТОРА

В НАЧАЛО

Список использованных источников:

1. Кондратенко В. Г. Девиантное поведение у подростков. — Минск, 1988.

2. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской пато­психологии: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 2000.

3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М, 2002.

4. Пятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная ста­дия алкоголизма. — М.,1988.

5. Рожкова М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением.