Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

«кода»

 

             

«кода»

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ульяновский Государственный Технический Университет

Цикл: «Прикладная лингвистика»

Дисциплина: «Семиотика»

Понятие «кода» в семиотике.

Выполнила: студентка группы Лд-51

Чамина О.Г.

Проверила: ст.преподаватель цикла

«Прикладная лингвистика»

И. В. Арзамасцева

Ульяновск 2003


Содержание

Введение

Код

I Генетический код

II Естественные «коды»

1. Биосемиотика

2. Зоосемиотика

2.1 Сигналы обоняния

2.2 Тактильная коммуникация

2.3 Вкусовые коды

3. Паралингвистика

3.1Медицинская семиотика

3.2 Языки свиста и барабана

4. Кинесика и проссемика

5. Музыкальные коды

6. Формализованные языки

7. Математический код

8. Письменные языки, неизвестные азбуки, секретные коды

9. Естественные языки

10. Визуальные коммуникации

11. Семантика

12. Языковой код

1 3 . Социокод

14. Международный код

Заключение


Введение

Код - это образ информации. И информационный процесс не может происходить, если в информационной системе нет такого элемента, как код.

Своё отношение к объекту, например к собеседнику, человек может передать различными способами: сообщением, взглядом, жестом, мимикой, т.е. с помощью различных систем кодов. Само сообщение может, в свою очередь, также принимать различные образы. Сообщению "красивый" украинец поставит в соответствие образ "гарный", англичанин - "beautiful". Представитель такой профессии, как связист - набором тире и точек, а Штирлиц - самым непостижимым образом.

Если передача информации происходит в виде сообщения, то каждая система кодов - это знаковая система, иначе говоря - язык, который имеет свой алфавит, правила грамматики и т.д. Другое дело, что языки могут быть естественными (русский, английский и т.д.) или формальными (азбука Морзе, языки программирования, системы счисления, нотная азбука и т.д.). Принципиальное отличие их в том, что синтаксис естественных языков допускает исключения из правил, а в формальных - такие исключения недопустимы.

В природе существует бесчисленное множество высокоупорядоченных систем. Это и снежинки, и кристаллы, и каждое растение, и любое живое существо — от простейшего одноклеточного до человека. Живые объекты отличаются от неживых способностью к размножению, росту, различным формам движения, приспособляемостью к внешней среде и т.д.

В связи с этим, рассмотрим способы передачи информации на генетическом уровне, на основе клетки; и в других семиотических системах и направлениях – зоосемиотика, язык, математическая формула, паралингвистика и т.д. Установим фактическое использование кода, как семиотического средства, во всех простейших и сложных знаковых системах.

Код

Код - это соответствие одних знаков (одной знаковой системы) другим (другой системе). Классические примеры известны из истории техники и литературы.

Например, в рассказе А.Конан-Дойля "Пляшущие человечки" буквам английского алфавита соответствуют рисунки фигурок людей, а в рассказе А.Э. По "Золотой жук" - цифры и знаки (вот фрагмент шифра 53##+305))6*;4826)4#.)4#);806*;+8||6))8;] ).

В телеграфном коде - азбуке Морзе - буквы и цифры закодированы в виде сочетания точек и тире, например, букве А соответствует • – , S – – – и т.д. В Международном своде сигналов буквы и цифры закодированы флажками, но кроме буквенного значения, каждый флажок имеет собственный смысл. Например:

Флажки имеют названия, основанные на буквенном значении (так же, как мы передаем при плохой слышимости слово в виде последовательности имен: "Коля, Олег, Дима"). Но каждый флажок имеет и собственное значение, так, W (Whisky) обозначает "Требуется помощь!"

W

P

I

Whisky

Papa

India

Генетический код

Генетический код - это также соответствие одной знаковой системы (последовательность нуклеотидов в ДНК и РНК) другой (последовательность аминокислот в белке).

Как пользоваться таблицей генетического кода?

Таблица генетического кода

2nd

1st

T

C

A

G

3rd

T

F Phe

S Ser

Y Tyr

C Cys

T

F Phe

S Ser

Y Tyr

C Cys

C

L Leu

S Ser

Ter

Ter

A

L Leu

S Ser

Ter

W Trp

G

C

L Leu

P Pro

H His

R Arg

T

L Leu

P Pro

H His

R Arg

C

L Leu

P Pro

Q Gln

R Arg

A

L Leu

P Pro

Q Gln

R Arg

G

A

I Ile

T Thr

N Asn

S Ser

T

I Ile

T Thr

N Asn

S Ser

C

I Ile

T Thr

K Lys

R Arg

A

M Met

T Thr

K Lys

R Arg

G

G

V Val

A Ala

D Asp

G Gly

T

V Val

A Ala

D Asp

G Gly

C

V Val

A Ala

E Glu

G Gly

A

V Val

A Ala

E Glu

G Gly

G

Например, есть фрагмент ДНК с такой последовательностью нуклеотидов:

A T G T C C G G A A C C

Первый триплет нуклеотидов (A T G ) кодирует:

1. Смотрим столбец 1st , находим A , получаем широкую строку с четырьмя подстроками (третья).

2. Среди столбцов для второго нуклеотида (2nd ) находим нужный (T ); на пересечении найденных ячейка с 4 аминокислотами.

3. Конкретную аминокислоту находим при помощи правого столбца (3rd ), в широкой строке, найденной в п.1, выбираем нужный из 4 нуклеотидов (G ) и получаем узкую подстроку, на пересечении со столбцом (п.2) - искомая аминокислота (Met, Метионин ).

Аминокислоты

Нуклеотиды

Глицин

G

Gly

A

Аденин

Аланин

A

Ala

T

Тимин

Валин

V

Val

G

Гуанин

Лейцин

L

Leu

C

Цитозин

Изолейцин

I

Ile

Серин

S

Ser

Треонин

T

Thr

Тирозин

Y

Tyr

Цистеин

C

Cys

Метионин

M

Met

Аспарагиновая кислота

D

Asp

Аспарагин

N

Asn

Глутаминовая кислота

E

Glu

Глутамин

Q

Gln

Аргинин

R

Arg

Лизин

K

Lys

Гистидин

H

His

Фенилаланин

F

Phe

Триптофан

W

Trp

Пролин

P

Pro

Примечание. Таблица генетического кода, представленная на странице имеет один недостаток. Хотя утверждается, что речь идет о ДНК (см.: тимин, а не урацил), на самом деле имеются в виду нуклеотиды информационной РНК. Смысловая нить ДНК, по которой синтезировалась иРНК, комплементарная приводимой. Но т.к. ДНК - двухцепочная молекула, вторая нить ДНК, комплементарная смысловой, имеет ту же последовательность нуклеотидов, что и иРНК:

ДНК

комплементарная нить

A T G T C C G G A A C C

смысловая нить

T A C A G G C C T T G G

иРНК

A U G U C C G G A A C C

Свойства генетического кода

Для "перевода" с языка азотистых оснований нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) на язык белков (последовательность аминокислот в полипептидной цепи) можно воспользоваться Таблицей генетического кода или онлайновой машиной-переводчиком (Translation Machine), созданной в Европейском институте биоинформатитки.

1. Триплетность - каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами. Три нуклеотида, являющиеся единицей кода, называются триплетом, или кодоном.
Генетический код не может быть одинарным, т.к. нуклеотидов ДНК всего 4, а аминокислот - 20.

Кодировать аминокислоты двумя нуклеотидами каждую также недостаточно, т.к. возможно только 42 = 16 вариантов. Следующий логически вариант - кодировать аминокислоту тремя нуклеотидами, т.к. возможно 43 = 64 варианта.

2. Триплеты не отграничены друг от друга, но есть сочетания нуклеотидов, обозначающих "точку", конец считывания - "стоп-кодоны " .

3. Вырожденность - одна аминокислота может кодироваться несколькими разными триплетами.

Вырожденность является следствием триплетности кода, т.к. четыре нуклеотида, взятые по 3, могут закодировать 43 = 64 разных объекта, тогда как аминокислот всего 20.

4. Универсальность - генетический код одинаков для всех живых организмов на Земле, т.е. в клетке любого из существ одинаковая последовательность нуклеотидов будет кодировать ту же аминокислоту.
Впрочем, правильнее утверждать, что генетический код практически универсален, т.к. в некоторых генетических системах (например, в генах митохондрий и хлоропластов) есть некоторые отличия от стандартного кода, присущего организмам.

5. Неперекрываемость : каждый участок ДНК хранит информацию не более чем об одном белке. Иными словами, если участок ДНК кодирует белок, то не может кодировать (начиная с какого-нибудь другого нуклеотида) другой белок.

Правильнее утверждать, что генетический код практически неперекрываемый, т.к. у вирусов, у которых большое количество информации должно поместиться в небольшом фрагменте, наблюдается двойное, а у фага Х 147 - даже тройное перекрывание (небольшой участок входит одновременно в 3 разных гена).

Естественные «коды»

Биосемиотика

Биосемиотика - одно из новых понятий биологии, получившее достаточно широкое употребление на рубеже ХХ и ХХI веков. В процессе интеграции семиотики и биологии просматривается по меньшей мере три основных направления. Сопоставление смысла метаязыковых понятий и понятий физической теории информации, объяснение процессов кодирования и развёртывания биологической информации на биохимическом, биофизическом, молекулярно-генетическом и клеточном уровнях в семиотическом контексте и/или с использованием одноименных выражений, которые в последние десятилетия применяются как в семиотике, так и в естественнных науках (Р.Якобсон, 1996; K.Kull, 1990, 1993; A.Sharov, 1992; J.Hoffmeyer, 1997; В.И.Корогодин, В.Л.Корогодина, 2000). Это направление названо Т.А.Себеоком "эндосемиотическим" (Sebeok ,1976).[1] Известно, что процесс понимания текста предполагает одновременное уточнение и контекста сообщения, и правил кодирования информации. Новые цели биосемиотических исследований задают новые контексты. Очевидно, что нельзя требовать унификации терминологии, с помощью которой обсуждается, во-первых , семиотический статус генетического кода; во-вторых , моделирование знаковых процессов в ходе взаимодействия живых организмов и среды обитания; в-третьих, создается объяснительный принцип, претендующий на звание новой парадигмы в теоретической биологии. Вопреки широко распространенной точки зрения, которая предполагает, что в понятийном аппарате науки нет места метафорам, существует и другая точка зрения, которая представляется более аргументированной. Французский философ Винсент Декомб пишет: "Каждый раз, когда говорящий оказывается перед лицом неизвестного, он не знает, что сказать, поскольку этой неведомой ситуации в коде не соответствует ни одно сообщение, позволяющее довести её до другого. Что значит говорить? Если "что говорить" означает сказать что-то, что стоит того, чтобы его сказали, то кто же согласится довольствоваться кодом и обозначать свои наблюдения или свои желания, передавая одно из сообщений, которые код держит в резерве? Решение в этом случае состоит в передаче иного сообщения, нежели сообщение, предусмотренное соглашением, заставляя тем самым слова говорить совсем не то, что они обозначают в "сокровищнице языка" (Декомб, 2000, с. 94-95).[2] Основной проблемой современной биосемиотики, с точки зрения Э.Д.Владимирова и Д.П.Мозговой, является проблема трансформации генетического кода, универсального для данного биологического вида, в семиотические коды более высокой степени свободы. Генетический код представляет собой структурированную систему с однозначной референцией к другим формам кодирования: процессам транскрипции и трансляции. Универсальный генетический код оформлен как информационная система, в которой процессы декодирования не связаны с индивидуальными знаковыми коннотациями живого объекта, имеющими отношение к индивидуальному и групповому научению. Э.Д.Владимиров и Д.П.Мозгова полагают, что молекулярно-генетические процессы кодирования информации (Уотсон, 1967, Hoffmeyer, 1997) и некоторые этологические феномены - импринтинг (Lorenz, 1937, 1950), коммуникативное поведение животных, базирующееся на воздействии инстинктивных релизеров ( Lorenz, Tinbergen, 1938), "язык пчел" (Frisch, 1967) - могут быть описаны в форме семиотической системы, обладающей следующими свойстами: 1) "код предшествует сообщению";2) "код определяет все ситуации, в которых он может быть использован"; 3) "код независим от сообщения";4) "код независим от передающей стороны"; 5) "сообщение не может быть носителем чего-либо нового или непредвиденного"; 6) "совокупность возможных сообщений является конечной". Выше перечисленные требования, по мнению исследователя французского структурализма В. Декомба, могут быть предъявлены "инженерами по коммуникациям" к знаковым системам, прагматически ориентированным на передачу только такого сообщения, смысл которого задан заранее, "уже накоплен в языке" (Декомб, 2000). Помимо выше приведенных семиотических схем, животные осуществляют коммуникацию в виде безадресного сообщения, "записанного" в объектах и событиях внешней среды. Это сообщение оформляется в текст, последовательно считываемый животными-реципиентами в процессе их двигательной активности. В процессе восприятия знаковая информация актуализируется получателем в виде цепочки двигательных элементов.Сообщение может быть полисемичным - в пределах, заданных актуальной мотивацией животного-реципиента. Биосемиотик А.Шаров, разотождествляясь, по его мнению, "с позицией зоосемиотиков", указывает на способность животных обладать "врожденной знаковостью", которая "зашита в геноме". Он пишет: "Животные часто подают сигнал и ожидают ответа. Это значит, что сообщение имеет знаковый характер в момент передачи. Но знаковость не обязательно связана с договорным кодом. Помимо жизненного опыта индивидуума, существует жизненный опыт эволюционной линии, проходящей через тысячи и миллионы поколений, игнорирование эволюционного жизненного опыта - это основной недостаток зоосемиотики"[3] .

Зоосемиотика

Системы коммуникации у животных составляют дин из аспектов этологии.

Например, последние открытия в области коммуникации у пчел, похоже, ставят под сомнение все, что мы знали раньше о вошедшем в поговорку "пчелином танце" и его значениях. Зоосемиотическое исследование может внести вклад в выявление коммуникативных универсалий, но оно также может привести к пересмотру представлений об интеллекте у животных и к выявлению начальных этапов конвенционализации.


Сигналы обоняния

Сигналы обоняния одного кода парфюмерных запахов (свежий, чувственный, мужской и т. д.) было бы достаточно, для того чтобы можно было говорить о возможностях коммуникации в этой области. Если искусственные запахи обладают прежде всего коннотативным значением, то у естественных запахов имеется ярко сраженное денотативное значение. В таком случае их можно было бы каталогизировать как "индексы" (запах горелого), но в упоминавшихся работах Холла по проссемике говорится, что во многих культурах личные запахи наделяются социальным смыслом, а это выходит рамки индексной коммуникации.

Тактильная коммуникация

Тактильная коммуникация будучи основной при первом опыте внешнего мира, она, по мнению некоторых, предопределяет последующее понимание ребенком словесных сообщений. В эту рубрику включаются исследования состояния кожи под влиянием гигиенических процедур, духов, мазей; точно так же тактильный опыт влияет на бор одежды; по мере усугубления конвенциональности тактильной коммуникации устанавливаются табу, а это уже сфера проссемических кодов. Поцелуй, объятие, пощечина в той мере, в которой они представляют ритуал, а не стимул, являются компонентами кодифицированных тактильных сообщений.


Вкусовые коды

Кроме очевидных различий во вкусовых предпочтениях у разных культур при предельном разнообразии сочетаемости вкусовых качеств, существуют определенные конвенции, регулирующие состав блюд и организацию праздничных столов. То же самое можно сказать и о напитках. А затем открывается широкая сфера коннотаций и синестезий ("острый вкус", а также метафорические переносы вкусовых определений на другие области, как например "сладкая жизнь"). Семантическим системам, сложившимся на основе вкусовых ощущений, посвящены работы Леви-Стросса "Сырое и вареное" и "От меда к пеплу".


Паралингвистика

Паралингвистикой называется наука, изучающая суперсегментные свойства (тоны голоса) и факультативные варианты, дополняющие словесное общение и представляющие собой системы конвенций, которые, даже считаясь "естественными", все же поддаются какой-то систематизации. Речь идет о явлениях, ставших объектами более точного изучения благодаря новым системам записи, которые позволяют анализировать изменения, мало заметные при непосредственном наблюдении. Обычно к паралингвистике причисляют и кинесику, которая понимается как изучение жесток и телодвижений, наделенных конвенциональной значимостью. В настоящее время, впрочем, есть тенденция к постепенному разделению этих двух сфер.

Станкевич, посвящающий данной теме в очерке "Вопросы эмотивной речи", задается вопросом, не являются ли паралингвистические знаки такими же готовыми единицами, как знаки лингвистического кода, или же они представляют собой характеристики сообщения, иными словами, индивидуальные вариации, вводимые говорящим для того, чтобы как-то окрасить коммуникацию, организованную по правилам лингвистического кода.

Однако он допускает, что в распоряжении говорящего имеются некоторые приемы, с помощью которых можно окрасить сообщение, и в таком случае позволительно спросить, а не правы ли те, кто пытается эти приемы закодировать.

От Бюлера, который первым заговорил об эмоциональных аспектах языка, не делая, однако, различий между эмоциональными явлениями, определяемыми контекстом приемами передачи эмоций, предусмотренными кодом, до Карцевского, с его работами о междометиях как подсистеме с определенными лингвистическими характеристиками, и далее к исследованиям Мак-Коуна, Пайка, Хоккетта, Смита, Трагера, Холла, Себеока, Уэлса, Хайлеса, Маля, Шульце вплоть до работ Фонаджи и материалов конкретных психологических, клинических и антропологических исследований. Как замечает Маль, когда некоторые начинают с намеком покашливать, уже можно говорить об институционализации паралингвистического поведения. Этот код может оказаться менее важным, чем лингвистический.

Согласившись с этой программой, можно наметить перечень возможных областей исследования. При этом не следует забывать о том, о некоторым ученым знание паралингвистических кодов кажется полезным не только для изучения чужеземных языков и обычаев, оно также помогает избежать неверных толкований при общении с чужой культурой, там где обращение к чисто денотативному языковому коду вводит к ошибкам и неправильному пониманию всех коннотативных уровней сообщения, часто влекущим тяжелые человеческие, логические и социальные последствия.

Медицинская семиотика

Здесь следует выделить две рубрики.

С одной стороны, систему естественных индексов, указывающих врачу на симптомы (а поскольку в медицинских кругах определенные симптомы выражаются определенными индексами, то уже на уровне врачебного общения складывается система конвенций); с другой стороны, систему лингвистических выражений при помощи которой пациенты, принадлежащие разным социальным группам или культурам, обычно объясняют какой-либо симптом, с помощью слов или жестов.

Собственно паралингвистика : Трагер подразделяет все шумы, не обладающие собственно лингвистической структурой, на следующие группы:

Тип голоса: зависит от пола, возраста, здоровья, места говорящего и т. д. Изучаются различные тоны голоса, свойственные одному и тому же лицу в разных обстоятельствах. Оствальд упоминает исследования зависимости голосовых модуляций от обстоятельств (речь, не разжимая губ, разговор по телефону, в разное время суток в связи с изменением количества калия и натрия в крови). Такого рода исследования отсылают к биологическим основам коммуникации и являются частью медицинской семиотики. Фактически, для Трагера тип голоса не имеет отношения к паралингвистике.

Параязык , подразделяющийся на:

а) вокальные качества : высота звуков, зависимость от способа и места образования, тяжесть или легкость дыхания, артикуляция, резонанс, темп и т. д.;
б) вокализации , подразделяющиеся на:

- факторы, определяющие характер звука (например, смех приглушенный или подавленный, плач, всхлипывание, рыдание, шепот, крик пронзительный или приглушенный, бормотание, стон, визг, икота, зевок, прерывистость голоса...);

- факторы, определяющие качество звука (например, интенсивность и высота);

- голосовые сегрегации: это звуковые комплексы, не столько модулирующие фонетические эмиссии, сколько сопровождающие их, как: назализация, придыхание, хрюканье, "хм" как комментарий и междометие, шумы, производимые языком и губами (попутно заметим, что все это было достаточно хорошо закодировано в той повышенно эмоциональной транскрипции, свойственной комиксам, в которой сегрегации трактуются как знаки).


Языки свиста и барабана

Подозрение, что тоны конвенциальны, подтверждается, когда мы переходим к рассмотрению таких систем, как сигнализация с помощью прерывистого или непрерывного свиста, флейт и барабанов, уже изучавшихся антропологами. Вестон Ла Барр перечисляет целый ряд знаковых систем, таких как: язык виста и переговоры при помощи ксилофонов у бирманцев, выстукивание дроби по корням деревьев у народов квома, разговор с закрытым ртом в Чекъянге, альпийский йодль, свистовой код негров Ашанти, когда сообщается о местонахождении какого-то предмета, язык свиста жителей Канарских островов, которые моделируют не паралингвистические тонемы, но самые настоящие фонемы разговорного испанского языка, барабанный язык Западной Африки, который воспроизводит тонемические черты разговорного языка на двух основных тонах барабана и при этом способен передавать строго конвенциональные сообщения (а народность эве из Того переводит в конвенции даже целые фразы по типу систем транскрипции телеграфных кодов), и наконец, четырехтоновые сигналы рога, передающие не мелодичный эквивалент суперсегментных кодов, самые настоящие абстрактные дифференцированные единицы.


Кинесика и проссемика

Сказанное о паралингвистике актуально и для кинезики.

О чем идет речь об индивидуальных приемах индивидуальной окраски сообщения или о приемах, предусмотренных кодом? Специалисты в этой власти, уже в значительной мере ставшей наукой, наряду с наукой системах письма говорят о самых настоящих кодах.

Как говорит Бердвистелл,[4] "когда люди издают звуки "и слушают, двигаются и смотрят, трогают и осязают, распространяют и воспринимают запахи и т. д., все это в самых разнообразных сочетаниях участвует в формировании коммуникативной системы, и логично предположить, что все эти явления сами могут быть структурированы сходным образом. Если взять в качестве примера фильмы с мэром Лавардиа, в которых он говорит по-итальянски, на идиш и американском английском, то можно увидеть, как последовательно меняется его манера двигаться, так что даже при выключенном звуке можно понять, на каком языке он говорит.

Предположение о том, что кинесика есть не что иное, как форма параязыка, противоречит другому предположению, по правде говоря довольно романтическому, о том, что язык жестов предшествует артикулированному языку. Но настоящая причина дифференциации заключается в том, что, похоже, кинесика обрела свой собственный предмет и инструментарий. Ныне Бердвистелл разработал довольно строгую систему записи значений телодвижений, составив номенклатуру смысло-различителей и жестовых синтагм, о которых мы упоминали, когда говорили о кинематографическом коде (См. Прил. 159).

Что касается того, что изучает кинесика, то воспроизведем частично перечень Ла Бара. Немой язык жестов монахов-затворников, язык глухонемых, язык индийских купцов, персов, цыган, воров, продавцов табака; ритуальные движения рук буддистских и индуистских священников, способы общения патанских рыбаков; восточная и средиземноморская кинесика, в которой большую роль играет неаполитанская жестикуляция; стилизованные жесты в живописи майа, использованные при расшифровки их письменности; равным образом, изучение греческой жестикуляции по вазовой росписи может пролить свет на изучаемый период (как изучение жестикуляции по фризам Парфенона на кинезические обычаи Великой Греции и Аттики). В том же ряду кинесика изучает ритуализованную театральную жестикуляцию классических восточных театров, пантомимы и танца.

Сюда же отнесем характер походки, меняющийся от культуры к культуре и соответственно коннотирующий разный этнос; отличительные черты положения стоя (в этом случае код более строг, но и более изменчив), различные положения при команде "Смирно!" и при почти литургическом ритуале парадного шага.

Элементы параязыка, различные манеры смеяться, улыбаться, плакать это тоже элементы кинезики, и изучение их культурной вариативности (распространяющейся как на сами жесты, так и на их значения) может рассеять философский туман, окутавший проблему комического. Более того, исследования культур с высокоразвитой кинезикой (например работы Мосса о техниках тела) описывают положения при дефекации, мочеиспускании и коитусе, включая положение больших пальцев ног при оргазме, обусловленное не только физиологией, но и культурными причинами, о чем свидетельствуют различные примеры античной эротической скульптуры).

К этому следует добавить исследования движений головой (всеми признана относительность жестов "да" и "нет" в разных культурах), тестов, выражающих благодарность, поцелуя (исторически общих для греко-римской, германской и семитской культур, но, по-видимому, чуждых кельтской культуре, в любом случае, в разных восточных культурах эти жесты несут разную смысловую нагрузку).

Такие кинесические семы, как показывание языка, имеют противоположные денотации в Южном Китае и в Италии; жесты, выражающие пренебреженее, которыми столь богата итальянская кинесика, кодифицированы той же мере, что и жесты, выражающие указания (один и тот же жест Латинской Америке означает "иди сюда", а в Северной "уходи".) Жесты вежливости относятся к наиболее кодифицированным, тогда наук подвергшиеся конвенционализации рефлекторные движение не только меняются со временем, что, например, кинесика немого кино делается малопонятной, а то и смешной, даже для западного зрителя. Жесты, сопровождающие разговор, уточняющие или заменяющие целые фразы, объединяются с масштабными ораторскими жестами.

Есть работы, описывающие различия жестикуляции при разговоре Итальянца с американским евреем; равным образом, проводятся исследования конвенционального значения символических жестов, жесты предложения, дарения, а также жестикуляции в различных видах спорта (бросок в бейсболе, гребля на каноэ), вплоть до манеры стрельбы из лука, которая вкупе с ритуальными жестами чайной церемонии составляет один из устоев эстетики дзен. И наконец, разные значения шума и свиста (аплодисменты, выражение пренебрежения и т.п.), а также различные способы есть и пить.

В каждом из этих случаев, как и во всем, что касается параязыка, в конечном счете, можно заметить, что даже если жесты и тоны голоса имели бы сложившегося формализуемого значения, они в любом случае понимались бы как условные сигналы, ориентирующие адресата на тот или иной коннотативный код, дешифрующий словесное общение, и стало быть, их роль указателей кода семиологически очень важна.

Что касается этикета, то некоторые авторы (Бердвистелл) полагают, что он не может исчерпываться кинесикой, поскольку здесь участвуют другие вербальные или визуальные элементы.

Музыкальные коды

Обычно музыка оказывается в поле зрения тогда, когда речь заходит о том, можно ли кодифицировать тонемы. Оствальд напоминает, что современная нотная запись рождается из древних записей жестов и пневматической записи, которая регистрировала одновременно кинесические и паралингвистические явления. Во всяком случае в области музыки можно говорить о:

Формализованных семиотиках : это различные шкалы и музыкальные грамматики, классические лады и системы. Сюда входит изучение музыкальной синтагматики, гармонии и т. д. В настоящее время к этому можно добавить новые системы нотной записи, используемые в современной музыке, отчасти идиолектальные, отчасти схожие с иконическими знаками, базирующиеся, впрочем, на культурных конвенциях.

Системах , основанных на звукоподражании, от систем словесного языка до репертуаров ономатопей, характерных для комиксов.

Коннотативных системах : в пифагорейской традиции каждый лад коннотировался с каким-либо эпосом (при этом имелась в виду стимуляция какого-то определенного поведения), что отмечает и Ла Барр. Соответствующие коннотации прослеживаются и в таких музыкальных традициях, как, например, классические китайская и индийская. С тем, что крупные музыкальные синтагмы наделены определенными коннотациями, можно согласиться и применительно к современной музыке, даже при том что не стоит считать, что каждая музыкальная фраза обладает какой-то своей семантикой. Тем не менее трудно отрицать, что у некоторых музыкальных жанров есть свои устойчивые коннотации, достаточно вспомнить пасторальную музыку, военную музыку и т. д., кроме того, некоторые произведения так прочно связались с конкретными идеологиями, что их коннотации неоспоримы (Марсельеза, Интернационал).

Денотативных системах : например, военные музыкальные сигналы, связь которых с той или иной командой ("смирно", "вольно", "подъем флага", "прием пищи", "отбой", "подъем", "атака") настолько однозначна, что не уловившие их смысла подвергаются наказаниям. Эти же самые сигналы наделяются и коннотативными значениями типа "мужество", "Родина", война", "доблесть" и т. п. Ла Барр приводит пример переговоры при помощи пятитональной флейты, которой пользуются индейцы Южной Америки.

Стилистических коннотациях : музыка, опознаваемая как музыка III века, несет соответствующие коннотации, "рок" коннотирует современность", коннотации двухтактного ритма отличаются от коннотаций ритма на три четверти в зависимости от контекста и обстоятельств. Равным образом могут изучаться различные манеры в разные века и в разных культурах.


Формализованные языки

Точкой отсчета здесь служат математические структуры , лежащие в основе различных искусственных языков, используемых в химии логике, вплоть до семиотик в греймасовском смысле, формализующих содержание различных естественных наук. Под эту рубрику подпадают все искусственные языки, например, язык межкосмического общения Линкос, азбуки типа Морзе или Булевого кода для ЭВМ. Сюда же отнесем вопрос о метасемиологии.

Математический код

Математический код, по мнению Соломника Абрама, является знаковой системой максимальной формализации и занимает самый высший слой в его иерархии знакомых систем.

Их базисный знак Абрам назвал символом. Он считает, что эти системы не могут быть задуманы, и уж тем более не могут получить практического воплощения без заранее обозначенной системы записи. Они настолько абстрактны, что только в самых примитивных случаях (первоначальный устный счет, например) могут существовать без значков и алгоритмов для их трансформаций, которые использует работающий с данной системой. Именно математические коды венчают пирамиду знаковых систем, изобретенных человечеством для взаимодействия с окружающей природой; они же и венец человеческого гения. Впрочем, вовсе не все явления действительности требуют для своего отображения и исследования математического оформления. Каждому типу знаковых систем в диапазоне человеческих возможностей отведено свое почетное место; и лишь того, кто в той или иной степени овладеет всеми ими, можно считать гармонически развитым современным человеком.

Что касается символа как базового знака математических кодов, то даже по сравнению с иероглифом он обладает значительно более высоким потенциалом абстракции и значительно бoльшим семиотическим наполнением. Это означает, что символ способен обозначать гораздо более обширный круг предметов или явлений, чем любой другой знак. Так иероглиф, например, обозначает определенный референт (буква означает только один определенный звук в речи), а символ обозначает все, что угодно, любой выделенный для него по случаю предмет, явление или качество.[5]

Наконец, символы "кодируют" свои референты для их последующей обработки в математических системах.

Абрам предлагает при классификации знаковых систем оставить ради удобства еще и общую характеристику знака в виде: знак обозначает или знак кодирует [но не знак стоит вместо или знак заменяет (подменяет) свой дезигнат].
Это тем более необходимо, что по мере развития знаковых систем в пределах даже одного типа, базисный знак обнаруживает разные дополнительные гармоники, которые значительно меняют его сущность. Так, например, символы в физических и химических формулах сохраняют отчетливую связь со своим референтом. F (force) везде означает силу, а V (velocity) - скорость или (volume) - объем. Такие же сокращенные названия элементов присутствуют в химических уравнениях. Даже в арифметике есть так называемые именованные числа, и люди, решающие задачу, знают, что речь идет о 20 километрах или о 100 гектарах, а не просто о числах (двадцати или ста). Это в значительной мере сужает абстрактную характеристику знака, который в рассмотренных случаях весьма тесно привязан к конкретной ситуации. Хотя и здесь можно сказать, что знак кодирует, но кодирует он несколько иначе, нежели в обычных математических выкладках. Поэтому обращение к общей семиотической характеристике знака (знак обозначает или знак кодирует) остается актуальным во многих общих случаях.
Теперь по поводу того, почему Абрам предлагает два общих термина: знак обозначает и знак кодирует, а не один из них. На этом обобщающем уровне определения знака он предлагает учитывать еще один план обсуждаемой проблемы, который может быть представлен в виде единого континуума знаков, построенного с учетом разных знаковых систем. Системы знаков могут выступать в различных "агрегатных состояниях". Возьмем цепочку: отдельный знак - собрание знаков, почти не связанных между собой; набор знаков, позволяющий примитивную их классификацию и разбивку (например, набор адресов в адресной книге); системы, в которых знаки расположены иерархически и взаимозависимы друг от друга (языковые, математические и другие системы высшего уровня). Знаки в системах более простых "агрегатных состояний" лишь обозначают свои референты (целью такого рода систем обычно является либо описать соответствующие знаки, либо найти референт, соответствующий знаку, среди огромного числа других референтов). В то же время в системах высокого уровня связей между знаками задача последних не просто обозначить соответствующий референт, но, закодировав его, еще и вовлечь в обработку по правилам данной системы.

Математические системы тоже иногда строятся циклическим образом. Абрам убежден, что десятеричная система исчисления возобладала над другими системами счета ещё и потому, что она в каждом следующем разряде повторяет те десять цифр, которые были кирпичиками в первой десятке. За счёт этого обеспечивается прозрачность, простота и надежность системы в применении: она удобна в чтении и для быстрого восприятии любого числа, сколь бы велико это число ни было, с ее знаками легко производить операции.

Письменные языки, неизвестные азбуки, секретные коды

Письменные языки изучаются отдельно от устной речи, их скорее можно объединить с неизвестными азбуками и секретными сообщениями с криптокодом. Сюда входит также изучение коннотаций буквенных обозначений, рукописных или печатных и самые общие вопросы письма.

Естественные языки

Это область собственно лингвистики и этнолингвистики, и здесь на этом нет смысла останавливаться. Скорее есть смысл показать конкретизацию семиологических исследований на примере изучения лексикодов и подкодов: от языковых клише до всей системы риторических приемов, и далее вплоть до более частных лингвистических конвенций; от специализированных лексикодов (политических, технических, юридических, исключительно важный раздел массовых коммуникаций) до исследования групповых лексикодов, таких как выкрики бродячих торговцев, тайные языки и жаргоны, разговорный язык. И наконец, сюда же относится использование риторического арсенала языка повседневности для построения сообщений с несколькими семантическими уровнями, как это имеет место в угадайках, загадках или кроссвордах.

Визуальные коммуникации

Рассмотрим те области в которых настоящее время ведутся исследования:

Сигналетика с высокой степенью конвенционализации. Морские ражки, знаки дорожного движения, воинские знаки различия, разного рода универсальные азбуки, базирующиеся на общепризнанных узуальных символах.

Хроматические системы: это поэтические попытки соотнести различные цвета с какими-то точными значениями, и семантические системы, связанные с цветом, характерные для первобытных обществ, цветовых коннотаций в западных обществах (черный траур, белый траур, белый свадьба, красный революции, черное благородство).

Одежда: исследования Бартом моды, распространяющиеся только словесные обозначения, не исчерпывают тему одежды как средства коммуникации, достигшей пика формализации в семиотике военной формы и облачений церковнослужителей. Визуально-вербальные системы, здесь поле деятельности безгранично. Оно охватывает кино и телевидение, коды денотативной коммуникации (кино и ТВ составляют главы в исследовании крупных повествовательных синтагм), комиксы, рекламу, бумажные деньги, ребусы, семиотики игральных и гадальных карт и вообще всех игр шашки, шахматы, домино и т. д.); кроме того, имеются научные работы, посвященные географическим и топографических картам и оптимальным способам картографической денотации, а также исследования диаграмм и архитектурных проектов, хореографических нотаций и астрологической символики.

Семантика

Все перечисленные выше системы располагают семантическим уровнем, но трудно не заметить, что большое количество исследований посвящены семантике как таковой, в связи с чем они выделяются в отдельную рубрику.

Когда речь заходит о семантике, мы сталкиваемся с такой научной сферой, существование которой то отрицается, то к ней сводят все семиологические штудии. Имеются в виду исследования, объединенные под общим названием семантических, всегда актуальные для истории философии как предмет неизменных споров и теоретизирования и в последние два века приведшие к тому, что Де Мауро назвал "боязнью значения".

От Карнапа до Квина, от Витгенштейна до английской аналитической школы, от Кроче до Калоджеро или Пальяро, философское размышление над значением всегда искало собственные пути: это и представление о значении как непрерывном творении субъектов речи и как об узусе, установившемся в определенном сообществе, проблемы его экстенсивности и интенсивности и т. п., все это делает важным вопрос о том, насколько семиология со своими собственными методами может способствовать продвижению в этой области.

С другой стороны, оставаясь в рамках собственно лингвистики, мы имеем ельмслевскую, строго аксиоматическую семантику, дистрибутивный анализ, новые теории семантических полей, взятые на вооружение структурализмом с целью разработки компонентного анализа, анализа сем и семантических факторов.

Структурная семантика, разрабатывая понятие семы, стремится выделить единицы значения, организуя их в систему оппозиций, которая и стала бы их основанием. Поэтому она занимается не только общими лексическими значениями, но и терминами родства, цветовыми кодами, религиозными системами, классическими таксономиями, системами ценностей. Она пытается описать системы значений в творчестве какого-либо художника или даже выявить круг понятий моральных, биологических, воспитательных, лежащих в основе разных религиозных систем, например, анализ понятий Корана с помощью перфокарт.

Языковой код

Каждое языковое сообщество пользуется определенными средствами общения – языками, их диалектами, жаргонами, стилистическими разновидностями языка. Любое такое средство общения можно назвать кодом. В самом общем смысле код – это средство коммуникации: естественный язык (русский, английский, сомали и т.п.), искусственный язык типа эсперанто или типа современных машинных языков, азбука Морзе, морская флажковая сигнализация и т.п. В лингвистике кодом принято называть языковые образования: язык, территориальный или социальный диалект, городское койне и под.

Наряду с термином «код» употребляется термин «субкод». Он обозначает разновидность, подсистему некоего общего кода, коммуникативное средство меньшего объема, более узкой сферы использования и меньшего набора функций, чем код. Например, такие разновидности современного русского национального языка, как литературный язык, территориальный диалект, городское просторечие, социальный жаргон, – это субкоды, или подсистемы единого кода (русского национального языка).

Субкод, или подсистема также может члениться на разновидности и тем самым включать в свой состав субкоды (подсистемы) более низкого уровня и т.д. Например, русский литературный язык, сам являющийся субкодом по отношению к национальному языку, членится на две разновидности – кодифицированный язык и разговорный язык, каждая из которых обладает определенной самодостаточностью и различается по функциям: кодифицированный язык используется в книжно-письменных формах речи, а разговорный – в устных, обиходно-бытовых формах. В свою очередь кодифицированный литературный язык дифференцирован на стили, а стили реализуются в разнообразных речевых жанрах; некое подобие такой дифференциации есть и в разговорном языке.

Социокод

Если поведение - это объективизация психики (которая преимущественно отражает среду), то двигательное действие, свойственное только человеку (акция деятеля), это - объективизация так называемого деятельностного сознания личности. Последнее не столько отражает, сколько преобразует среду с помощью психосемантических механизмов управления "живыми движениями": доминирует ценностно-ориентированное отношение человека к действительности. Смысловая картина мира, интерпретированная на основе ценностных шкал человека значит для него неизмеримо больше, чем система сигнальных раздражителей, воспринимаемых рецепторными полями головного мозга. Здесь наряду с биологическим, генетическим кодом (ДНК, РНК), который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека формируется так называемый социокод (надбиологические программы). Условием хранения и трансляции этого опыта является его фиксация в особой знаковой форме (семиотических системах). Если сигнальность - самая низшая сфера информационных связей (присущая животным, технико-машинным и социальным системам), то знаковость - самая высшая сфера информации, действующая лишь в социокультурных системах. Знак коммуникативен и интерактивен - предназначен для диалога.

Важнейшим социокультурным результатом функционирования психосемантических механизмов является свойство обучаемости человека - воспроизведение в собственной деятельности индивидуальных способов действия, вырабатываемых другими людьми.

Международный код

Хотя международная система условных знаков и сигналов, подготовленная специальной комиссией при министерстве торговли Великобритании, была разработана лишь к 1855, а опубликована в 1857, различные виды морской сигнализации создавались и использовались во многих странах и предлагались для всеобщего применения уже с начала 19 в. В годы Первой мировой войны практика многочисленных информационных контактов между судами различных государств показала, что принятый к тому времени Международный код неудовлетворителен. После этого в Англии был разработан усовершенствованный свод сигналов, который, став общепризнанным с 1931, действует и поныне. В его состав входят 4 стандартные системы подачи сигналов: радиотехническими средствами; сигнальными фонарями; с помощью семафорной азбуки (соответствующие сообщения передаются движением рук с флажками); флагами и вымпелами и их комбинациями, вывешиваемыми на фалах судовых и береговых мачт. В радиотехнических и световых системах используется Международный код Морзе (разумеется, в современных радиосредствах связь зачастую устанавливается просто голосом). В семафорной азбуке буквам алфавита соответствуют положения флажков в руках сигнальщика; специальные флаги и вымпелы на мачтовых фалах обозначают буквы, цифры и условные символы.

Хотя буквы и цифры формируются в каждой их этих систем своими методами (комбинациями точек и тире; положением флажков; видом флагов и вымпелов), все они основаны на Международном коде Морзе. При этом сообщения относительно просты. Нет нужды переводить их с одного языка на другой; к тому же на их передачу уходит относительно мало времени. Например, когда небольшое судно находится вдали от земли и не имеет возможности точно определить свое местоположение, оно запрашивает встречное крупное судно о кратчайшем пути к берегу, посылая простейший сигнал WU любым способом – кодом Морзе по радио, семафорной отмашкой или флагами на мачте. Согласно кодовому справочнику, WU означает «Каким курсом мне следовать к ближайшему берегу?» Допустим, что верный ответ должен гласить «Норд-норд-вест»; ему соответствует простой условный сигнал JUU.

Первоначально Международный код сигналов был разработан лишь для флагов и их комбинаций на мачтах. Основой этого кода являются 26 прямоугольных флагов различного вида (каждый из которых соответствует определенной букве) и 10 клиновидных вымпелов с усеченным концом (каждый из которых соответствует определенной цифре от 0 до 9). Кроме того, в состав кода входят 3 остроконечных клиновидных вымпела (принятых в качестве повторителей или заменителей) и вымпел с красными и белыми полосами, именуемый кодовым или ответным. Обычно на мачтах поднимаются комбинации из 4 (или меньше) сигнальных флагов. Вымпелы-повторители используются для повторения первого, второго или третьего символа сообщения. Например, сигнал 1011 должен изображаться четырьмя флагами: означающим 1; соответствующим 0; первым повторителем; третьим повторителем. Первый повторитель дублирует первый флаг; третий повторитель дублирует третий флаг (который в данном случае уже повторил первый флаг). Таким способом можно изобразить любую комбинацию из четырех или менее букв или цифр. Для облегчения понимания словесного сообщения применяется фонетический алфавит, в котором каждой букве соответствует определенное слово: например, для буквы А выбрано слово «альфа»; для буквы B (латинского алфавита) – слово «браво» и т.д.

Заключение

Подводя итог наших рассуждений, мы можем сказать, что под знаком мы понимаем что-то, что обозначает или кодирует нечто из внесистемной реальности в целях описания этого нечто, нахождения нужного объекта, или для обработки и получения новой информации.

К сожалению, отношения между вещами, событиями и другими онтологическими явлениями могут быть установлены и количественно охарактеризованы только тогда, когда ученые находят закономерные и постоянно повторяющиеся связи в тех или иных событиях. Большинство из них вызываются естественными или природными явлениями. Лейбниц даже сказал, что природа разговаривает с нами математическим языком. Она, впрочем, с нами никак не разговаривает; это мы вводим те коды, с помощью которых "разговариваем" с природой, зачастую изменяя и ее, и самих себя.

Генетический код осуществляет информационный процесс в живом организме на примере передачи наследственной информации.

Наряду с генетическим кодом (ДНК, РНК), который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека формируется социокод (надбиологические программы).

Важнейшим социокультурным результатом функционирования психосемантических механизмов является свойство обучаемости человека - воспроизведение в собственной деятельности индивидуальных способов действия, вырабатываемых другими людьми.

Совокупность кодов и субкодов создает/формирует социально-коммуникативную систему, которая используется в данном языковом сообществе. Где каждый код и субкод, образуя систему, имеет свои функции, не пересекаясь с функциями других кодов и субкодов (тем самым все они как бы дополняют друг друга по функциям).

Список использованной литературы :

1. Агеев В. Н. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. – 256 с.

2. http://www.ento.vt.edu/~sharov/biosem/biosem.html

http://lib.khsu.ru/128/1379.html

http://www.oim.ru

http://rotevgenij.narod.ru/b104.htm

http://kozlenkoa.narod.ru/lessons/gencode1.htm

http://dll.botik.ru/educ/PUSTYN/lib/umbertoeco.ru.html
http://history.rsuh.ru/historycd/HISTORY/HTML/T3/T3-02-10-01.htm

[1] http://www.ento.vt.edu/~sharov/biosem/biosem.html#papers

[2] http://www.ento.vt.edu/~sharov/biosem/biosem.html#papers

[3] http://www.ento.vt.edu/~sharov/biosem/biosem.html#papers

[4] http://lib.khsu.ru/128/1379.html

[5]