Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ФГОУВПО «РГУТиС»
Факультет ___________
Туризма и гостеприимства
___________________________
Кафедра __________
«Связи с общественностью»
__________________________
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе д.э.н., профессор__________Н.Г.Новикова «_______»_______________200 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дисциплина ОПД.Ф.10 «Стилистика и литературное редактирование»
(индекс, наименование дисциплины) Специальность 030602.65 – «Связи с общественностью»
___________________________ (код, наименование специальности) Москва 2009
Методические указания составлены на основании примерной программы дисциплины ____Стилистика и литературное редактирование
__________ (название дисциплины) При разработке методических указаний в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности _____________________________030602.65 «Связи с общественностью»
__
_____________
(шифр и название специальности) Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры ______________«Связи с общественностью»
_________________________
(название кафедры) Протокол №_______ «_____» ____________________200__г. Зав.кафедрой, д.ф.н., профессор Т.М. Надеина Методические указания одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС» Протокол №_______ «_____»______________________200__г. Ученый секретарь Научно-методического совета к.и.н., доцент Е.В. Юрчикова Методические указания разработал:
Доцент кафедры «Связи с общественностью», к.п.н., доцент О.Н. Лапшина
1 семестр
Тема 1. Понятие о языковых стилях как функциональных разновидностях языка. Точность словоупотребления.
Вопросы
1.Объект и предмет стилистики. 2. Современный русский язык и его стили. 3. Основные стили письменной речи. 4. Стиль художественной литературы. 5. Особенности устной публичной речи. 6. Язык и стиль средств массовой коммуникации. 7. Правила оформления документов. 8. Слово и его значение. 9. Многозначность слова. Стилистическое использование многозначности слова. 10.Стилистические функции омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-основные понятия, проблемы и методы стилистики русского языка; - понятие литературного языка; -признаки литературного языка; -принципы классификации стилей; - определение функционального стиля; -экстралингвистические и лингвистические предпосылки дифференциации функциональных стилей, важнейшие стилеобразующие признаки; -правила оформления документов; -стилистические функции единиц лексической системы. -стилистические возможности и функции в речи многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. уметь:
-дифференцированно подходить к стилистической характеристике функциональных стилей; -выявлять характерные черты стиля; -проводить лексико-стилистический и грамматико-стилистический анализ текстов разных стилей; - употреблять слово в соответствии с его значением; - объяснять переносное значение слова и причины его функционирования в разных функциональных стилях; - использовать стилистические ресурсы современного русского языка. владеть:
-умениями и навыками практического анализа текстов различной функционально-стилевой ориентации; - методикой отбора наиболее оправданных языковых единиц из числа синонимичных; - умениями и навыками отбора стилистических средств на всех уровнях структуры языка. Рекомендуемая литература
1. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1965. 2. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: МГУ, 1961. 3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М.: Просвещение, 2005. 4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. Тема 2.
Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка.
Вопросы
1. Стилистические ресурсы лексики. 2.Стилистическое использование историзмов и архаизмов. 3. Использование архаизмов в официально-деловой речи. 4. Стилистическая роль неологизмов. 5.Стилистические возможности использование слов иноязычного происхождения. 6. Приемы объяснения в тексте иноязычных слов и терминов. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка; - основные черты лексики ограниченного употребления; -приемы объяснения в тексте иноязычных слов и терминов. уметь:
-оценивать стилистические функции архаизмов и историзмов в художественной литературе; -определять уместность использования иноязычной лексики в различных текстах; -работать со словарями русского языка с целью выявления семантики лексических единиц. владеть:
-умениями и навыками использования слов, связанных с их отнесением к активному или пассивному составу языка. Рекомендуемая литература
1. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: МГУ, 1961. 2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. 3. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. 4. Шустрова Л.Б. Лексическая стилистика русского языка. — М.: Аз, 1995. Тема 3. Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления.
Вопросы
1. Роль диалектизмов в языке художественной литературы. 2.Стилистическое использование диалектизмов. 3.Стилистическое использование профессионализмов в литературе художественной и публицистической. 4. Роль терминологической лексики в различных языковых стилях. 5. Функция жаргонизмов в различных текстах. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-стилистические функции лексики ограниченного употребления; -сферу использования диалектной лексики; -функции терминологической лексики в различных языковых стилях; - стилистическую функцию жаргонизмов в различных текстах. уметь:
-определять стилистические функции диалектизмов в произведениях художественной литературы; - использовать лексику, имеющую ограниченную сферу употребления. владеть:
- умениями и навыками работы со словарями с целью выявления семантики лексических единиц, их стилистического использования. Рекомендуемая литература
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М.: Просвещение, 1993. 2. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. Тема 4
. Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской.
Вопросы
1.Употребление эмоциональной лексики. 2.Стилистическое использование разговорных и просторечных слов. 3.Стилистическая функция эвфемизмов. После проведения практического занятия студенты должны: знать: -функции русского словообразования; -стилистически окрашенные словообразовательные модели; -словообразовательные правила создания эмоционально-экспрессивной речи; -стилистическую функцию разговорных и просторечных слов; - стилистическую функцию эвфемизмов. уметь: -использовать экспрессивную лексику в соответствии с ее функциональной закрепленностью; -определять стилистические функции экспрессивной лексики в художественной литературе. владеть: -знаниями и навыками использования в речи стилистически окрашенной лексики. Рекомендуемая литература
1. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: МГУ, 1961. 2. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. Тема 5. Стилистическая оценка фразеологических средств языка.
Вопросы
1.Стилистические ресурсы фразеологии. 2.Использование фразеологических оборотов в различных стилях речи. 3.Фразеология деловой речи. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- стилистическое расслоение фразеологии; -речевые ошибки и стилистические недочеты, связанные с употреблением фразеологизмов; -типы фразеологизмов; -варианты трансформации фразеологического оборота в тексте. уметь:
-оценивать синонимические возможности фразеологических средств языка; - использовать фразеологические обороты во всех речевых стилях. владеть:
-умениями и навыками употребления фразеологизмов в речи. Рекомендуемая литература
1. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: МГУ, 1961. 2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М.: Просвещение, 1993. 3. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
Тема 6. Типичные ошибки в словоупотреблении.
Вопросы
1.Неточное употребление слов. 2.Неудачные сочетания слов как результат контаминации словосочетаний или смешения языковых стилей. 3.Ошибки в стилистической оценке слов. 4.Тавтология. Плеоназм. Многословие. Искажение фразеологических выражений. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- нормы словоупотребления; - понятие смысловой и стилистической точности; - типичные ошибки в словоупотреблении. уметь:
-объяснять причины возникновения ошибок в словоупотреблении; -выявлять и исправлять ошибки, связанные с оценкой слова с точки зрения мотивированности его в контексте. владеть:
- практическими навыками анализа текстов с целью выявления и исправления типичных ошибок в словоупотреблении. Рекомендуемая литература
1. Абрамович А.В., Бельчиков Ю.А., Вакуров В.Н., Вомперский В.П. и др. Практическая стилистика русского литературного языка. — М.: МГУ, 1962. 2. Кохтев Н.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. — М.: Высшая школа, 1987. 3. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. Тема 7. Употребление форм имен существительных.
Вопросы
1.Род несклоняемых существительных. 2.Стилистическое использование колебаний в роде имен существительных. 3.Синонимы окончаний –
а/я, -у/ю
родительного падежа единственного числа существительных мужского рода. 4.Колебания в склонении нерусских имен и фамилий. 5.Стилистические варианты суффиксов имен существительных. 6. Употребление единственного числа существительных в значении множественного. 7. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-стилистические ресурсы имени существительного; -род несклоняемых существительных; -вариантные формы грамматического рода имен существительных; -варианты синонимии окончаний –а (-я) –у (-ю)
родительного падежа единственного числа существительных мужского рода; -колебания в склонении нерусских имен и фамилий; -варианты употребления единственного числа существительных в значении множественного; -варианты употребления отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе. уметь:
-оценивать общие процессы и тенденции развития современного русского языка; - мотивировать выбор форм рода, числа, падежа имен существительных владеть:
- морфологическими нормами в области именных частей речи.
Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. 4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. Тема 8. Употребление форм имен прилагательных.
Вопросы
1.Имена прилагательные и косвенные падежи имен существительных в роли синонимов. 2.Варианты притяжательных имен прилагательных. 3.Полная и краткая форма прилагательных в роли синонимов. Варианты форм на - ен
и — енен.
4. Синонимия простой и сложной формы степеней сравнения имен прилагательных. 5.Стилистические варианты суффиксов имен прилагательных. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-варианты синонимии имен прилагательных и имен существительных в косвенных падежах; - варианты притяжательных имен прилагательных; - полную и краткую форму имен прилагательных в роли синонимов; - варианты форм на –ен
и –енен;
- варианты синонимии простой и сложной формы степеней сравнения имен прилагательных; - стилистические варианты суффиксов имен прилагательных. уметь:
-использовать вариантные формы прилагательных; -устранять морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен прилагательных. владеть:
- морфологическими нормами в области именных частей речи. Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. 4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. Тема 9. Употребление форм числительных и местоимений.
Вопросы
1.Числительные количественные и числительные собирательные в роли синонимов. 2. Варианты винительного падежа сочетаний имен числительных с именами существительными. 3.Варианты падежей имен числительных в сочетании с предлогом по
в дистрибутивном значении. 4.Варианты сложных слов с первым элементом дву- — двух-.
5.Местоимение и контекст. Приемы устранения двусмысленности. 6.Семантические и экспрессивные оттенки, приобретаемые личными местоимениями в зависимости от условий употребления. 7.Употребление возвратных и притяжательных местоимений. 8.Синонимия местоимений. Местоимения сам
и самый
в роли синонимов. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-варианты сочетания числительных с существительным; - варианты употребления собирательных числительных; - особенности употребления числительных в составе сложных слов; - вариантные формы местоимений; - стилистические функции местоимений. уметь:
- использовать числительное в разных стилях речи; -устранять морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен числительных. владеть:
- морфологическими нормами в области именных частей речи. Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. 4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. Тема 10. Употребление форм глагола.
Вопросы
1.Синонимия времен глагола. 2. Синонимия наклонений глагола. 3. Варианты форм, связанные с видами глагола. 4.Глаголы движения в синонимической роли. 5.Синонимическое употребление глаголов с суффиксом –ся
и без него. 6.Варианты форм настоящего времени изобилующих глаголов. 7.Варианты форм прошедшего времени с наличием и пропуском суффикса -ну-.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- синонимию времен глагола; - синонимию наклонений глагола; -варианты форм, связанные с видами глагола; -глаголы движения в синонимической роли; -синонимическое употребление глаголов с суффиксом –ся
и без него; -варианты форм настоящего времени изобилующих глаголов; - варианты форм прошедшего времени с наличием и пропуском суффикса –ну-.
уметь:
- стилистически нормативно употреблять вариантные формы глагола. владеть:
- морфологическими нормами в области глагола. Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. 4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. Тема 11. Строй простого предложения.
Вопросы
1.Синонимия личных, безличных, неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений. 2.Варианты связок в составном сказуемом. 3.Именительный и творительный падежи в роли синонимов. 4. Варианты сказуемого с полной и краткой формой имени прилагательного. 5.Стилистическая роль порядка слов в предложении. Значение инверсии. После проведения практического занятия студенты должны
: знать:
-варианты стилистического использования разных типов простого предложения; - синонимию двусоставных и односоставных предложений; - варианты связок в составном сказуемом; .- варианты сказуемого с полной и краткой формой имени прилагательного; -порядок слов в предложении. уметь:
-использовать синонимию отдельных типов простого предложения; -использовать варианты форм сказуемого; -оценивать синтаксическую и стилистическую роль порядка слов в предложении. владеть:
-навыками использования синонимичных типов простого предложения. Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. 4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. Тема 12. Согласование сказуемого с подлежащим.
Вопросы
1.Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе имя существительное собирательное с количественным значением. 2.Сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием. 3.Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, уточняющие слова, присоединительную конструкцию, сравнительный оборот. 4.Случаи согласования связки с именной частью составного сказуемого. 5.Варианты согласования сказуемого с однородными подлежащими. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- варианты грамматической координации форм подлежащего и сказуемого; - варианты ошибок согласования главных членов предложения. уметь:
-выбирать правильную форму согласования главных членов предложений. владеть:
-навыками обнаружения ошибок, связанных с согласованием главных членов предложения. Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. 4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. Тема 13. Согласование определений и приложений.
Вопросы
1.Согласование определения с существительным общего рода. 2. Определение при существительном, имеющем при себе приложение, выраженное именем существительным другого грамматического рода. 3.Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре. 4.Два определения при одном существительном, имеющим при себе приложение. 5.Согласование определения с существительными - однородными членами предложения. 6.Согласование приложений. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- варианты согласования определений и приложений; -типологию ошибок согласования определений и приложений; - согласование определения с существительными - однородными членами; - согласование в косвенных падежах приложений – географических названий, находящихся при родовых наименованиях. уметь:
-использовать варианты согласования определений и приложений; -устранять ошибки, связанные с согласованием приложений. владеть:
-навыками использования вариантов согласования определений и приложений. Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. 4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. Тема 14. Варианты форм, связанные с управлением.
Вопросы
1. Синонимия беспредложных и предложных конструкций. 2. Синонимия предлогов. 3. Варианты падежей дополнения при переходном глаголе с отрицанием. 4. Управление при синонимических словах. 5. Дополнения (обстоятельства) в разных падежах и с разными предлогами при одном управляющем слове. 6. Нанизывание падежей. 7. Сочетание родительного субъекта и родительного объекта. 8. Управление при однородных членах предложения. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- синонимию беспредложных и предложных конструкций; -синонимию предлогов; -управление при синонимических словах; -нанизывание падежей; -сочетание родительного субъекта и родительного объекта; -управление при однородных членах предложения (двойное управление). уметь:
-использовать варианты форм, связанных с управлением; -сопоставлять беспредложные и предложные конструкции; -сопоставлять сочетания с синонимичными предлогами; -выявлять ошибки, связанные с нанизыванием падежей. владеть:
-навыками использования вариантов форм, связанных с управлением. Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. 4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. Тема 15. Стилистические особенности предложений с однородными членами.
Вопросы
1.Синонимия сочинительных союзов. 2. Варианты конструкций, связанные с повторением или пропуском союзов. 3. Приемы попарного соединения однородных членов предложения. 4. Стилистическая функция обобщающих слов при однородных членах. 5.Ошибки в сочетаниях однородных членов: несопоставимость понятий, лексическая несочетаемость, несочетаемость родовых и видовых понятий и т.п. Приемы их устранения. После проведения практических занятий студенты должны:
знать:
- варианты стилистического использования однородных членов предложения; - речевые ошибки при употреблении однородных членов предложения. уметь:
-анализировать стилистические особенности предложений с однородными членами; -выявлять ошибки в сочетаниях однородных членов предложения. владеть:
-навыками использования предложений с однородными членами в различных языковых стилях. Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. 4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. Тема 16. Стилистика сложного предложения.
Вопросы
1. Стилистическая роль разных видов сложного предложения. 2.Стилистическое использование разных типов сложного предложения. 3. Синонимия сочетательных союзов в сложносочиненных предложениях. 4. Стилистические особенности прямой, косвенной, несобственно-прямой и полупрямой речи. 5. Стилистическая роль периода в разных видах письменной и устной речи. 6.Стилистические ошибки в сложных предложениях. Приемы их устранения. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- разные типы сложного предложения; - варианты использования сложных предложений в разных стилях речи; - варианты синонимии сочетательных союзов в сложносочиненных предложениях; - варианты синонимии подчинительных союзов в сложноподчиненных предложениях; - стилистические особенности прямой, косвенной, несобственно-прямой и полупрямой речи; - ошибки в сложных предложениях и приемы их устранения. уметь:
- целесообразно использовать различные типы сложного предложения в различных языковых стилях; - устранять стилистические ошибки в сложном предложении. владеть:
-навыками использования различных типов сложного предложения в различных языковых стилях. Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. 4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. Тема 17. Параллельные синтаксические конструкции.
Вопросы
1.Общая характеристика параллельных конструкций. Стилистическая функция параллельных синтаксических конструкций. 2.Причастный и деепричастный обороты. 3.Конструкции с отглагольным существительным. Ошибки при употреблении конструкций с отглагольными существительными и приемы их устранения. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-стилистическую функцию параллельных синтаксических конструкций; - типологию ошибок в использовании причастных конструкций и приемы их устранения; - стилистические функции деепричастных оборотов; - внелитературные формы деепричастий; -стилистические особенности оборотов с отглагольными существительными; -типологию ошибок при употреблении конструкций с отглагольными существительными и приемы их устранения. уметь:
-целесообразно использовать параллельные синтаксические конструкции; владеть:
-навыками использования параллельных синтаксических конструкций в различных языковых стилях. Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989. 2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005. 4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. 2 семестр
Тема 1.Редактирование в процессе коммуникации
Вопросы
1.Редактирование как лингвистическая и книговедческая дисциплина. 2.Возникновение и развитие отечественного редактирования. 3. Опыт и традиции редактирования в литературной практике русских писателей. Русские писатели-классики о совершенствовании языка и стиля литературного произведения. 4.Общетеоретические основы методики редактирования. 5.Методика редактирования и другие гуманитарные дисциплины: литературоведение, лингвистика, текстология, логика, психология, информатика. 6.Задачи литературного редактирования текста. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- основные аспекты редактирования как лингвистической и книговедческой дисциплины; - этапы развития отечественного редактирования; - научную и методическую базы редактирования; - методику и задачи литературного редактирования текста. уметь:
-оценивать значение и роль редактирования в процессе коммуникации; -анализировать основные аспекты редактирования как лингвистической и книговедческой дисциплины. владеть:
-знаниями основных аспектов литературного редактирования; -знаниями научной и методической базы литературного редактирования. Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004. 3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006. 4.Стилистика газетных жанров /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004. 5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007. Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005. Тема 2. Текст как объект литературного редактирования
Вопросы
1.Принципы построения связного текста. 2.Виды текстов, их назначение, особенности языка. 3. Взаимопроникновение текстов различных видов. 4.Композиция текста: введение, завязка, развитие, развязка, заключение. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- основные требования к тексту; - принципы построения связного текста; - виды текстов, их назначение, особенности языка; - возможности взаимопроникновения текстов различных видов. уметь:
- анализировать разные виды текстов, особенности их языка; -оценивать основные свойства текста. владеть:
- навыками работы с текстами с учетом их основных свойств. Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004. 3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006. 4.Стилистика газетных жанров /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004. 5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007. Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005. Тема 3.Задачи и приемы литературного редактирования
Вопросы
1.Правка текста и ее виды. 2. Издательская и корректорская правка. 3.Маркировка композиционной правки. 4. Правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка. Авторизация текста. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-виды правок; - задачи и условия правок; -основания для выбора правки; -операции правки. уметь:
- осуществлять основные методические процедуры анализа и правки текста. владеть:
-навыками ознакомительного, аналитического и шлифовочного чтения; - владеть методикой правки текста. Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004. 3.Стилистика и литературное редактирование. /Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006. 4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004. 5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007. Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005. Тема 4.Работа с логической основой текста
Вопросы
1.Логический анализ текста: деление на части, исследование связей между частями, между смысловыми единицами текста и затекстовой действительностью. 2. Соблюдение в тексте законов логики. 3. Логические ошибки. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- законы логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания); - контактные и дистантные алогизмы в тексте; - формально-логические и образные противоречия. уметь:
-работать с логической основой редактирования текста. владеть:
-методикой редактирования логической стороны текста. Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004. 3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006. 4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004. 5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007. Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005. Тема 5. Работа с фактической основой текста
Вопросы
1.Функции фактического материала в тексте. 2.Методика проверки фактов, конкретизация представления факта, уточнение понятия и высказывания, сопоставление фактов, проверка по авторитетным источникам информации. 3.Цифра как вид фактического материала. 4.Работа со статистикой. 5. Таблицы и выводы как способ оформления статистических данных. 6. Цитаты, приемы их использования. Точность цитирования и проверки цитат. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- основные правила работы с фактами; - основные методы проверки фактов; - принципы оценки и оформления цифровых данных; - принципы работы со статистикой; -приемы использования цитат. уметь:
-работать с фактической основой текста. владеть:
-методикой редактирования фактической стороны текста. Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004. 3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006. 4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004. 5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007. Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005. Тема 6. Работа над композицией текста. Классификация видов текстов и способов изложения
Вопросы
1.Элементы композиции, основные композиционные принципы и приемы. 2.Работа над планом текста. 3. Классификация способов изложения и видов текста. 4. Повествование, его виды и признаки. 5.Сообщение как разновидность повествования. 6.Описание, его виды и признаки. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- элементы композиции; - основные композиционные принципы и приемы; - принципы работы с композицией текста. уметь:
-выявлять композиционные особенности текстов разных типов и жанров; -работать над композицией текста; -работать с различными видами текстов. владеть:
-методикой работы с разными видами текстов. Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004. 3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006. 4.Стилистика газетных жанров./Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004. 5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007. Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005. Тема 7.Классификация текстов и способов изложения.
Вопросы
1.Классификация текстов и способов изложения. 2. Повествование, его виды и признаки. 3. Сообщение как разновидность повествования. 4. Описание, его виды и признаки. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- различные виды текстов; - основные виды повествования; - основные виды и признаки описания; - основные признаки сообщения. уметь:
-работать с различными видами текстов. владеть:
-методикой редактирования различных видов текста. Тема 8. Редактирование текстов разных видов
Вопросы
1.Редактирование повествования и сообщения. 2. Редактирование описаний разных видов. Особенности информационного описания 3. Виды рассуждений и их признаки. Редактирование рассуждений. 4. Определение, виды и признаки. Редактирование определений. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- основные виды и признаки объяснения; - редактирование объяснения, повествования и сообщения; - редактирование описаний разных видов; - виды рассуждений и их признаки; - редактирование рассуждений; - определение, виды и признаки. - редактирование определений; - виды речевых погрешностей в тексте и их редактирование: языковая неправильность, плеоназм, нечеткость и неясность высказывания. уметь:
-работать с различными видами текстов. владеть:
-методикой редактирования различных видов текстов. Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004. 3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006. 4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004. 5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007. Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005. Тема 9. Типы речевых ошибок
Вопросы
1.Нормативно-языковые ошибки. 2.Нормативно-стилевые ошибки. 3.Нормативно-эстетические ошибки. После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-нормативный аспект современного русского языка; - вариативность языковых норм; -классификацию нормативно-языковых ошибок; -классификацию нормативно-стилевых ошибок; - классификацию нормативно-эстетических ошибок. уметь:
-выявлять ошибки в текстах различной функционально-стилевой направленности; -исправлять ошибки в текстах различной функционально-стилевой направленности. владеть:
- нормами современного русского языка; -навыками практического анализа текста; - навыками стилистической правки текста. Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004. 3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006. 4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004. 5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007. Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
|