Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Указания методические по самостоятельной работе студентов для студентов всех форм обучения Дисциплина «Логистика»

 

             

Указания методические по самостоятельной работе студентов для студентов всех форм обучения Дисциплина «Логистика»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет «Экономический»

Кафедра «Менеджмент»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________д.э.н., профессор Новикова Н.Г.

«_____»_______________________200__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО самостоятельной работе студентов

для студентов всех форм обучения

Дисциплина «Логистика»

Специальность 080502 «Экономика и управление»

Москва 2008 г.


Методические указания по самостоятельной работе студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины «Логистика»

Методические указания по самостоятельной работе студентов рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент»

от «______»_______________2008 г., протокол №______

Зав. кафедрой «Менеджмент»

д.э.н., профессор Платонова Н.А.

Методические указания по самостоятельной работе студентов одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № ________ «____»_______________200_г.

Методические указания по самостоятельной работе студентов разработаны:

к.э.н., доцент кафедры

«Менеджмент» Виноградова М.В.

Согласовано:

Зам. проректора - начальник

Учебно-методического управления

к.э.н., доцент Дуборкина И.А.

Начальник

Методического отдела Рыженок Н.В.


Содержание

1. Цели и задачи дисциплины 4

2. Тематический план 6

3. Методические указания по изучению дисциплины 7

3.1. Тематика курса 8

3.2. Содержание дисциплины 8

- тема 1 8

- тема 2 15

- тема 3 21

- тема 4 31

- тема 5 41

- тема 6 47

- тема 7 57

- тема 8 69

- тема 9 80

- тема 10 88

- тема 11 93

4. Глоссарий 107

5. Список рекомендуемой литературы 115


1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Дисциплины «Логистика» является дисциплиной специализации и входит в состав рабочего учебного плана специальности 080502 «Экономика и управление»

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с методами эффективного построения организационных систем на основе рационализации управления логистическими потоками

Задачи изучения дисциплины состоят в следующем:

- дать студентам наиболее полное представление о специфике, целях и задачах логистики;

- ознакомить студентов с различными функциональными областями логистики и присущими им признаками и особенностями;

- ознакомить студентов с методологическим аппаратом логистики, с традиционным и логистическим подходом к управлению материальными и/или информационными потоками;

- обеспечить поучение студентами необходимых практических навыков, позволяющих предприятиям улучшить свои конкурентные позиции на рынке, более успешно реализовать свои цели и задачи;

- подготовка будущих менеджеров к выполнению следующих функций:

• Рационализация управления материальными, информационными, финансовыми и сервисными потоками от начального источника сырья до конечного потребителя;

• Рационализация организации и управления базисными логистическими процессами (снабжение, производство, сбыт) на основе системного подхода;

• Системная рационализация организации и управления комплексными логистическими процессами информационно-компьютерной поддержки, перевозки, складирования и хранения, грузопереработки, технического обслуживания производства и др.;

• Разработка предложений по системной рационализации, координации, синхронизации процессов управления производством;

• Разработка систем сервиса, рациональная организация и управление логистическим сервисом;

• Обоснование и разработка мероприятий по повышению эффективности функционирования организационных систем за счет выявления и использования резервов снижения издержек;

• Обоснование и разработка мероприятий по совершенствованию организации функционирования систем за счет оптимизации, синхронизации и интеграции материальных, финансовых, информационных и сервисных процессов и потоков.

В процессе изучения дисциплины обеспечивается реализация требований образовательно-профессиональных программ. По окончании изучения дисциплины студент должен

1) знать:

• Основные процессы и явления, происходящие в организационных системах;

• Функции и функциональные области логистики;

• Пути повышения эффективности процессов, потоков и управления ими;

• Пути и направления повышения эффективности организационных систем на основе рационализации управления логистическими потоками;

• Методы решения логистических задач.

2) уметь:

• Выделять процессы, происходящие в организационных системах и проводить анализ этих процессов;

• На основе выделения функциональных областей определять достоинства и недостатки организации логистических процессов;

• Разрабатывать предложения по повышению эффективности организации систем, процессов и потоков;

• Решать поставленные логистические задачи;

• Организовывать и управлять системами материально-технического снабжения, распределительными центрами, транспортным хозяйством, производством, на макро- и микроуровнях;

• Успешно решать главную задачу логистики: нужный товар, нужного качества, необходимого количества должен быть доставлен в нужное место и в нужное время с минимальными совокупными затратами.

3) иметь навыки:

• Практического использования полученных знаний и умений.


2. Тематический план

Наименование темы

Количество часов, в т.ч.

Зачетные единицы

Всего часов

Аудиторные часы

лекции

Семинары, ПЗ

СРС

Тема 1. Предмет и содержание дисциплины. Основные понятия логистики. Логистические потоки, операции, системы.

10

5

4

1

5

Тема 2. Методы решения логистических задач.

10

4

2

2

6

Тема 3. Функциональные области логистики. Информационная логистика: сущность, основные задачи.

10

2

2

-

8

Тема 4. Логистика закупок: функции, задачи, основные понятия. Функция выбора поставщика. Контроль поставок.

16

6

4

2

10

Тема 5. Производственная логистика: сущность, функции, задачи. Законы организации производственных систем.

18

4

2

2

14

Тема 6. Распределительная логистика. Сбытовая логистика и маркетинг. Методы решения задач сбытовой логистики.

14

6

4

2

8

Тема 7. Запасы в логистике: сущность и значимость. Системы управления запасами.

14

6

4

2

8

Тема 8. Логистика складирования.

14

4

2

2

10

Тема 9. Транспортная логистика: функции, основные понятия. Виды транспорта и показатели их работы. Организация перевозок и методы выбора перевозчика. Основные показатели работы АТП.

20

10

6

4

10

Тема 10. Логистическое управление. Контроллинг в логистических системах.

12

2

2

-

10

Тема 11. Логистический сервис.

12

2

2

-

10

Итого:

5

150

51

34

17

99


3. Методические указания по изучению дисциплины

Изучение дисциплины «Логистика» базируется на использовании материалов учебной литературы соответствующей направленности, научных публикаций, материалов периодической печати, практических данных о деятельности предприятий. Наряду с изучением теоретического материала предусматривается выполнение индивидуальных заданий, самостоятельное контрольное тестирование по темам курса.

Прежде всего, студенту необходимо ознакомиться с тематикой и программой дисциплины и подобрать соответствующую учебную и специальную литературу.

Читать рекомендуемую литературу следует в спокойной обстановке, не отвлекаясь на посторонние дела и беседы. Вдумчивое чтение оградит от необходимости повторного изучения материала.

Если конспектировать усвоенный материал в процессе самостоятельной работы, то процесс запоминания будет эффективнее. Собственные конспекты позволят в любое время восстановить необходимые знания. Конспектирование прочитанного материала удобнее вести в тетради для конспектов лекций, посвящая ему отдельные разделы. Определения основных понятий лучше всего выделить другим цветом или пометить маркером. Для того, чтобы библиографический источник был узнаваем, нужно делать грамотные ссылки на него. «Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности»1 .

Необходимо консультироваться с ведущим преподавателем, показывать ему зримые результаты самостоятельной работы в виде конспектов и выполненных индивидуальных заданий. Это позволит своевременно скорректировать процесс самостоятельного изучения проблем логистики.

Если при чтении рекомендуемой литературы возникли вопросы или несогласия с авторами, необходимо отметить это в домашнем конспекте. Во время консультации непонятные моменты обсуждаются с ведущим преподавателем. Поскольку логистика развивающаяся наука, в ней существует множество неисследованных областей. Ознакомление с трудами ученых в этой области может способствовать активизации научной деятельности студента. Для ее реализации следует обратиться к преподавателю, ответственному за научно-исследовательскую деятельность студентов по выпускающей кафедре.

1 Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000. - С. 20.

3.1. Тематика курса

Тема 1. Предмет и содержание дисциплины. Основные понятия логистики. Логистические потоки, операции, системы.

Тема 2. Методы решения логистических задач.

Тема 3. Функциональные области логистики. Информационная логистика: сущность, основные задачи.

Тема 4. Логистика закупок: функции, задачи, основные понятия. Функция выбора поставщика. Контроль поставок.

Тема 5. Производственная логистика: сущность, функции, задачи. Законы организации производственных систем.

Тема 6. Распределительная логистика. Сбытовая логистика и маркетинг. Методы решения задач сбытовой логистики.

Тема 7. Запасы в логистике: сущность и значимость. Системы управления запасами.

Тема 8. Логистика складирования.

Тема 9. Транспортная логистика: функции, основные понятия. Виды транспорта и показатели их работы. Организация перевозок и методы выбора перевозчика. Основные показатели работы АТП.

Тема 10. Логистическое управление. Контроллинг в логистических системах.

Тема 11. Логистический сервис.

3.2. Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет и содержание дисциплины. Основные понятия логистики. Логистические потоки, операции, системы.

Предмет и содержание дисциплины. Сущность, цели и задачи логистики. История возникновения логистики. Характеристика этапов развития логистики, причины ее развития. Понятие логистики как науки и хозяйственной деятельности. Логистические функции. Участники логистической цепи. Понятие логистических потоков. Классификация. Материальные, финансовые потоки и потоки услуг. Понятие и классификация логистических операций. Логистические системы: макросистемы, микросистемы, мезосистемы.

Цель изучения данной темы – изучить сущность, предмет и содержание дисциплины, основные понятия логистики, ее объект и предмет изучения.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать

- понятие логистики как науки и хозяйственной деятельности;

- цели, задачи, функции логистики, этапы и причины ее развития;

- определения и классификацию логистических потоков, операций, систем.

Уметь использовать теоретические знания для анализа структуры и состава логистических потоков и выявления их особенностей, определения типа логистической системы и их основных функций, вида логистической операции.

Приобрести навыки построения модели (схемы) логистического потока, а также его состава с учетом специфики производимой (реализуемой) продукции, выполнении конкретных услуг (работ); определения основных элементов логистической системы, отразив основные признаки и свойства системы, выполняемые функции и осуществляемые операции в рамках заданной системы.

При изучении данной темы студент должен пользоваться соответствующей литературой, ответить на поставленные контрольные вопросы и контрольные тесты, выполнить индивидуальные задания.

Библиография: [1-6, 8, 10, 11, 13, 18-22, 24, 35, 36].

На самостоятельное изучение разделов этой темы студенту отводится 5 часов. Рекомендуется распределить полезное время следующим образом:

Чтение учебной литературы 1,5 часа;

Ознакомление с периодикой 3 часа;

Формулирование вопросов для обсуждения 0,25 часа;

Консультация у ведущего преподавателя 0,25 часа.

Не забывайте делать небольшие перерывы на отдых через каждые 40 минут! Отдых не стоит затягивать. Он должен быть активным и непродолжительным.

Потребуется изучить следующие разделы:

- Множественность определений логистики в современном менеджменте. Понятие логистической цепи.

- Организация управления логистикой.

- Перспективы развития логистики в России.

- Логистические миссии и окружающая среда.

- Интерфейс логистического менеджмента в фирме.

- Взаимодействие логистических функций с основными функциями менеджмента.

Вопросы для изучения

1. Возникновение потребности в логистике.

2. Происхождение термина логистика.

3. Функциональные области логистики.

4. Практическое использование логистики.

5. Основные направления исследований в области логистики.

6. Военная логистика.

7. Кто и почему является первым автором предметных трудов по логистике.

8. Какое применение было найдено логистике Наполеоном и в годы Второй мировой войны.

9. Почему концепция логистики возникла именно в военной среде.

10. История возникновения логистики.

11. Каковы факторы развития логистики.

12. Каков объект изучения логистики.

13. Насколько актуален сейчас вопрос оптимизации в системах.

14. Каковы шесть правил логистики.

15. Взаимосвязь логистики и маркетинга.

16. Взаимосвязь между логистикой и планированием производства.

17. Взаимосвязь логистики и финансов.

18. Взаимосвязь логистики и стратегического планирования.

19. Основные этапы развития логистики.

20. В каких формах может существовать материальный поток.

21. Основой для чего может служить изучение материалопотока.

22. В каком состоянии могут находится материалопотоки.

23. Охарактеризуйте классификацию материальных потоков по отношению к логистической системе и по предназначению.

24. Осветите сущность участковых и системных материальных потоков. Как они определяются.

25. Какие факторы влияют на показатели материальных потоков.

26. Что означают и где используются понятия «русло материального потока», «глубина русла», «векторная направленность русла»

27. Как схематично можно представить комплексную схему вариантов управления материальными потоками.

28. В чем заключается задача логистики при организации процессов перемещения.

29. Раскройте сущность понятий «материальное управление» и «материальное распределение».

Темы докладов

1. Современный рынок и логистика.

2. Предпосылки становления и развития логистики в России.

3. Логистика в системе современных экономических наук.

4. Логистика и конкурентоспособность предприятия.

5. Логистика и общая теория систем.

6. Логистический сервис и конкурентоспособность предприятия.

7. Логистика хозяйственных связей предприятия.

8. Логистика в отечественной экономической литературе.

9. Сущность логистического подхода

10. Логистические издержки.

Контрольные тесты

1. Какой из приводимых ответов наиболее точно отвечает на вопрос, что такое логистика?

Варианты ответов:

А. организация перевозок;

Б. предпринимательская деятельность;

В. наука и искусство управления материальным потоком;

Г. искусство коммерции;

Д. управление запасами и складами.

2. Что является основным объектом изучения логистики?

Варианты ответов:

А. процессы, выполняемые торговлей;

Б. материальные и соответствующие им информационные потоки;

В. рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг;

Г. экономические отношения, возникающие в процессе доведения товаров от мест производства до потребителя;

Д. операции, совершаемые в процессе складирования, транспортировки.

3. Какой из факторов оказывает наиболее сильное влияние на развитие логистики?

Варианты ответов:

А. компьютеризация управления процессами в сферах производства и обращения;

Б. совершенствование производства отдельных видов товаров;

В. совершенствование налоговой системы;

Г. все факторы примерно в равной мере;

Д. нет верных ответов.

4. Которое из приведенных высказываний является верным?

Варианты ответов:

А. организация обслуживания рабочих мест производственного персонала на заводе, выпускающем грузовые автомобили, является задачей транспортной логистики;

Б. распределение заказов между поставщиками материальных ресурсов является задачей закупочной логистики;

В. определение места расположения склада на обслуживаемой территории является задачей производственной логистики;

Г. совместное планирование транспортного процесса на железнодорожном и автомобильном транспорте в случае смешанной перевозки является задачей распределительной логистики;

Д. управление информацией в производственном процессе является задачей производственной логистики.

5. Какая из перечисленных систем, обеспечивающих продвижение материального потока, является микрологистической?

Варианты ответов:

А. совокупность станций железной дороги, соединяющей два города;

Б. связанные договорами поставщик, покупатель и транспортная организация;

В. взаимосвязанные участники цепи, обеспечивающие продвижение на российский рынок импортного товара;

Г. крупный морской порт;

Д. звенья в цепи движения материального потока от начального источника сырья до конечного потребителя.

6. Какая из перечисленных систем, обеспечивающих продвижение материального потока, является макрологистической?

Варианты ответов:

А. крупная железнодорожная станция;

Б. связанные договорами поставщик, покупатель и транспортная организация;

В. взаимосвязанные участники цепи, обеспечивающие продвижение материального потока в пределах металлургического комбината;

Г. крупный аэропорт;

Д. нет верных ответов.

7. Какое из приведенных ниже определений является определением понятия «логистическая функция»?

Варианты ответов:

А. направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения;

Б. множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство;

В. совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте, в нужное время, с минимальными затратами;

Г. укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы;

Д. система мероприятий по комплексному изучению рынка.

8. С какими подразделениями предприятия взаимодействует служба логистики?

Варианты ответов:

А. со службой маркетинга;

Б. производственными подразделениями;

В. с финансовой службой;

Г. все ответы верны;

Д. нет верных ответов.

9. Какое из перечисленных решений по упаковке принимается с участием службы логистики?

Варианты ответов:

А. размер упаковки;

Б. рекламный текст на упаковке;

В. рисунок на упаковке;

Г. все ответы верны;

Д. нет верных ответов.

10. Какая из перечисленных функций является прямой функцией менеджера по логистике?

Варианты ответов:

А. выбор транспорта;

Б. рыночные исследования;

В. разработка рекомендаций по снятию с производства устаревшей продукции;

Г. реклама;

Д. разработка рекомендаций по производству новых товаров.

11. Какая из перечисленных единиц измерения может служить для измерения материального потока?

Варианты ответов:

А. тонн/м2 ;

Б. тонн;

В. штук;

Г. тонн/год;

Д. руб./тонн

12. Какое определение соответствует понятию «логистической системы»?

Варианты ответов:

А. система, связывающая независимых поставщиков, производителей, потребителей;

Б. адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные функции, состоящая из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой;

В. система, управляющая движением материального потока внутри отдельного взятого предприятия;

Г. совокупность действий направленных на преобразование логистического потока;

Д. нет верных ответов.

13. Какие из перечисленных элементов являются элементами системы «КАНБАН»?

Варианты ответов:

А. карточки «отбора» и карточки «заказа»;

Б. запасы материалов на складах;

В. запасы готовой продукции;

Г. базы данных о запасах материальных ресурсов, поставщиках и потребителях;

Д. ответы даны не в полной мере.

14. Какие элементы являются элементами системы МRР?

Варианты ответов:

А. карточки «отбора» и карточки «заказа»;

Б. запасы материалов на складах;

В. запасы готовой продукции;

Г. базы данных о запасах материальных ресурсов, поставщиках и потребителях;

Д. ответы даны не в полной мере.

15. Какое из определений соответствует понятию «логистическая операция»?

Варианты ответов:

А. направленное движение материального потока;

Б. совокупность действий направленных на преобразование логистического потока;

В. действия, совершаемые в процессе упаковки продукции;

Г. хранение товарно-материальных ценностей;

Д. нет верного ответа.

16. Какое из перечисленных высказываний отражает сущность концепции «Тощего производства»?

Варианты ответов:

А. исключение «лишних» операций;

Б. доставка товаров «точно в срок»;

В. планирование производства на основании изучения спроса;

Г. доставка продукции от двери до двери;

Д. система запросов на основе прогноза заказов.

17. Какое из определений соответствует понятию «материальный поток»?

Варианты ответов:

А. направленное движение материального потока;

Б. совокупность действий направленных на преобразование материального или информационного потока;

В. действия, совершаемые в процессе упаковки продукции;

Г. товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе совершения над ними определенных действий и отнесенные к временному материалу;

Д. груженый железнодорожный состав.

18. Какое из определений соответствует понятию «финансовый поток»?

Варианты ответов:

А. направленное движение финансовых средств циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения движения определенного товарного потока;

Б. грузы, товары детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе совершения над ними определенных действий и отнесенные к временному материалу;

В. независимое движение финансовых средств внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой;

Г. финансовые средства, сопровождающие движение товарного потока;

Д. все денежные средства, используемые предприятием в процессе своей деятельности.

19. Что из перечисленного можно не относится к особенностям оказания услуг?

Варианты ответов:

А. покупатель не становится собственником;

Б. оказание услуг - это деятельность (процесс);

В. физическая среда, в которой оказываются услуги (осязаемость);

Г. неосязаемость услуги;

Д. услуги потребляются в больших размерах в то же время, когда они оказываются.

20. Какая из перечисленных систем будет являться «системой с прямыми связями»?

Варианты ответов:

А. на пути материального потока есть хотя бы один посредник;

Б. движение материального потока может осуществляться как через посредника, так и на прямую;

В. материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю;

Г. отдельно взятое предприятие;

Д. группа предприятий, связанных договорной основой.

21. Какая из перечисленных систем будет являться «эшелонированной»?

Варианты ответов:

А. на пути материального потока есть хотя бы один посредник;

Б. движение материального потока может осуществляться как через посредника, так и на прямую;

В. материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю;

Г. отдельно взятое предприятие;

Д. группа предприятий, связанных договорной основой.

22. Какая из перечисленных систем будет являться «гибкой»?

Варианты ответов:

А. на пути материального потока есть хотя бы один посредник;

Б. движение материального потока может осуществляться как через посредника, так и напрямую;

В. материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю;

Г. отдельно взятое предприятие;

Д. группа предприятий, связанных договорной основой.

Индивидуальные задания

1. Разработать параметры макрологистической системы.

2. Построить «дерево целей» логистического менеджмента предприятия.

3. Выбрать из глоссария основные понятия, относящиеся к данной теме.

На выполнение индивидуальных заданий затрачивается около часа рабочего времени.

Тема 2. Методы решения логистических задач.

Основные методы решения логистических задач: методы исследования операций, кибернетический подход, прогностика, системный анализ. Моделирование, классификация применяемых моделей в логистике, методы экспертных оценок.

Цель изучения данной темы – изучить основные методы решения логистических задач.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать:

- основные методы решения задач в логистике;

- сущность моделирования и классификацию моделей, применяемых в логистике.

Уметь решать логистические задачи с использованием различных методов, использовать моделирование для описания логистических систем, потоков, операций, экспертным путем оценивать эффективность управленческих решений.

Приобрести навыки принятия управленческих решений, связанных с логистикой, на основе использования основных методов решения логистических задач и моделирования.

При изучении данной темы студент должен пользоваться соответствующей литературой, ответить на поставленные контрольные вопросы и контрольные тесты, выполнить индивидуальные задания.

Библиография: [2, 8, 11, 13, 20, 24, 31].

На самостоятельное изучение разделов этой темы студенту отводится 6 часов. Рекомендуется распределить полезное время следующим образом:

Чтение учебной литературы 3 часа;

Ознакомление с периодикой 2 часа;

Формулирование вопросов для обсуждения 0,75 часа;

Консультация у ведущего преподавателя 0,25 часа.

Не забывайте делать небольшие перерывы на отдых через каждые 40 минут! Отдых не стоит затягивать. Он должен быть активным и непродолжительным.

Потребуется изучить следующие разделы:

- Методы системного анализа решения логистических задач.

- Кибернетический подход в логистике.

- Теория исследования операций.

- Направления использования прогностики.

Вопросы для изучения

1. Какова цель логистики как научного направления.

2. В чем заключается новизна логистического подхода в управлении ресурсами.

3. Каким образом проявляется обратная отдача логистики в прикладной сфере.

4. Какое явление отмечается в системах управления потоками, действующих на основе логистики.

5. Назовите примеры высвобождения логистической мощности.

6. Как понимается логистика в широком контексте.

7. Как проявляется интеграция в сфере обращения с позиций логистики.

8. Формирование общеевропейской системы товародвижения и развитие трансъевропейской сети логистических центров.

9. Образование национальных ассоциаций по логистике и основные направления деятельности Европейской ассоциации логистики.

10. Охарактеризуйте объект исследований в области логистики, а также применяемый методологический аппарат.

11. Дайте определение логистической модели и логистического моделирования.

12. Метод аналитического моделирования логистических систем, его преимущества и недостатки.

13. Имитационное моделирование логистических систем, процессы, цели, достоинства и недостатки.

14. Определение системного подхода.

15. Опишите последовательность формирования логистических систем при классическом (индуктивном) и при системном подходах. Дайте сравнительную характеристику этих подходов.

16. В чем выражается эффект от использования принципов системного подхода.

17. Назовите преимущества и недостатки экспертных систем.

Темы докладов

1. Логистическая модель рынка.

2. Логистическая концепция фирмы.

3. Логистическая инфраструктура.

4. Оптимизация логистических каналов.

5. Современная концепция логистического управления.

Контрольные тесты

1. Из перечисленного: 1) методы системного анализа; 2) методы теории исследования операций; 3) кибернетический подход; 4) прогностика. К методам решения логистических задач относятся

Варианты ответов:

А. 1,2,3;

Б. 1,3,4;

В. 1,2,4;

Г. 2,3,4;

Д. Все перечисленное.

2. Основной целью моделирования является?

Варианты ответов:

А. создание механического образа предмета;

Б. прогноз поведения процесса или системы;

В. воспроизвести геометрические, физические, динамические характеристики изучаемого объекта;

Г. рассмотрение объектов как систем;

Д. отразить воздействия и другие факторы, влияющие на поведение изучаемого объекта.

3. Степень полноты подобия модели моделируемому объекту отражают

Варианты ответов:

А. изоморфные и гомоморфные модели;

Б. символические и математические модели;

В. аналитические и математические модели;

Г. материальные и абстрактные модели;

Д. языковые и знаковые модели.

4. Материальность модели отражают

Варианты ответов:

А. изоморфные и гомоморфные модели;

Б. символические и математические модели;

В. аналитические и математические модели;

Г. материальные и абстрактные модели;

Д. языковые и знаковые модели.

5. Первый этап аналитического моделирования содержит

Варианты ответов:

А. решение уравнений, получение математических результатов;

Б. сопоставление полученных математических результатов с практикой;

В. формулировку функциональных соотношений;

Г. формулировку математических законов, связывающих объекты системы;

Д. формулирование функциональных соотношений и математических законов, связывающих объекты системы.

6. Второй этап аналитического моделирования содержит

Варианты ответов:

А. решение уравнений, получение математических результатов;

Б. сопоставление полученных математических результатов с практикой;

В. формулировку функциональных соотношений;

Г. формулировку математических законов, связывающих объекты системы;

Д. формулирование функциональных соотношений и математических законов, связывающих объекты системы.

7. Третий этап аналитического моделирования содержит

Варианты ответов:

А. решение уравнений, получение математических результатов;

Б. сопоставление полученных математических результатов с практикой;

В. формулировку функциональных соотношений;

Г. формулировку математических законов, связывающих объекты системы;

Д. формулирование функциональных соотношений и математических законов, связывающих объекты системы.

8. Что из перечисленного является методологической основой сквозного управления материальным потоком?

Варианты ответов:

А. системный подход;

Б. математический подход;

В. процессный подход;

Г. ситуационный подход;

Д. классический подход.

9. Классический подход к построению логистических систем означает

Варианты ответов:

А. последовательный переход от общего к частному;

Б. последовательный переход от частного к общему;

В. анализ различных вариантов и выбор подсистем на основе определенных критериев при последовательном переходе от общего к частному;

Г. слияние компонентов системы, разрабатываемых отдельно;

Д. переход от частного к общему при слиянии компонентов системы, разрабатываемых отдельно.

10. Системный подход к построению логистических систем означает

Варианты ответов:

А. последовательный переход от общего к частному;

Б. последовательный переход от частного к общему;

В. анализ различных вариантов и выбор подсистем на основе определенных критериев при последовательном переходе от общего к частному;

Г. слияние компонентов системы, разрабатываемых отдельно;

Д. переход от частного к общему при слиянии компонентов системы, разрабатываемых отдельно.

11. Что является примером системного подхода к формированию логистической системы

Варианты ответов:

А. самовывоз;

Б. централизованная доставка;

В. продажа крупной партией;

Г. розничные продажи;

Д. нет верных ответов.

12. Системный подход это

Варианты ответов:

А. комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, позволяющий раскрыть интегративные качества системы, ее внутренние и внешние связи;

Б. направление методологии научного познания и рассмотрение объектов как систем;

В. принцип согласования информационных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

Г. принцип последовательного продвижения по этапам создания системы;

Д. совокупность методов и моделей, способствующих детальному изучению и проектированию систем.

Индивидуальные задания

1. Описать систему, построенную на основе концепции «Тощего производства», используя знаковую модель. Осуществляемые системой операции представлены в таблице.

п/п

Операции

Знаки, обозначающие операции

1

Получение материальных ресурсов

2

Испытание

3

Входной контроль

4

Транспортировка на склад

п/п

Операции

Знаки, обозначающие операции

7

Ожидание

8

Сборка продукции

9

Контроль качества

10

Доставка на упаковку

11

Ожидание

12

Упаковка продукции

13

Доставка на склад

2. Решить задачи.

Задача 1. Из досок хвойных пород толщиной 50 мм изготовляется ряд деталей. Необходимо рассчитать потребность в досках в планируемом году на товарный выпуск и изменение незавершенного производства. Объем выпускаемой продукции в год составляет 1000 изделий. Исходные данные для проведения расчета представлены в таблице.

Исходные данные для расчета

№ детали

Норма расхода на деталь, м3

Количество деталей в изделии, шт.

Количество деталей в незавершенном производстве, шт.

на конец планового периода

на начало планового периода

18

0,010

4

100

200

25

0,007

3

500

300

37

0,005

5

400

600

48

0,004

4

300

200

73

0,002

6

200

200

96

0,003

3

300

400

Задача 2. Машиностроительный завод выпускает токарные станки двух типов — А и Б. В плановом году предполагается освоить производство токарного станка типа В. Производственная программа на плановый период предусматривается в следующих объемах: станок А — 3000 шт.; станок Б — 500 шт.; станок В — 20 шт. Данные по изменению незавершенного производства на планируемый год следующие: станок А — (+15 шт.); станок Б — (-60 шт.); станок В — (+20 шт.). Исходные данные по величине норм расхода материалов по станкам А и Б приведены в таблице.

Нормы расхода материалов на изделия (в тоннах)

Наименование материала

Токарные станки

тип А

тип Б

1. Чугун литейный

0,400

0,250

2. Ферросилиций фиенный

0,008

0,005

3. Чугун зеркальный

0,010

0,007

4. Чугун передельный

0,100

0,060

5. Песок кварцевый

0,080

0,050

Нормы расхода материалов на токарный станок В в настоящее время пока не рассчитаны, но конструкция этого станка является модификацией станка А, (однако вес станка В примерно на 10% меньше веса станка А).

Необходимо рассчитать на плановый период потребность в материалах на товарный выпуск, на ремонтно-эксплуатационные нужды и на изменение незавершенного производства по токарным станкам А, Б и В. На ремонтно-эксплуатационные нужды по токарным станкам А и Б в прошлом году было израсходовано 5% материалов от общей потребности на товарный выпуск. На плановый год устанавливается задание по экономии материалов, используемых на ремонтно-эксплуатационные нужды, в размере 3%.

Потребность в материалах на ремонтно-эксплуатационные нужды необходимо рассчитать по методу динамических коэффициентов, т. е. установить процент расхода материалов и их расход в натуральном выражении (в тоннах) на планируемый год по данным прошлого года. Потребность в материалах для производства токарного станка В необходимо рассчитать по методу аналогии (по исходным данным для токарного станка А).

3. Выбрать из глоссария термины, относящиеся к данной теме.

На выполнение индивидуальных заданий по теме потребуется около 2 часов рабочего времени.

Тема 3. Функциональные области логистики. Информационная логистика: сущность, основные задачи.

Краткая характеристика функциональных областей логистики. Понятие информационной логистики. Сущность и значение экономической информации. Информационные потоки, их классификация. Информационные системы. Системы на макро и микро уровнях. Плановые, диспозитивные, исполнительные информационные системы. Пути повышения эффективности информационных систем.

Цель изучения данной темы – приобрести теоретические знания и практические навыки управления информационными потоками и системами.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать:

- основные термины и определения по информационной логистике;

- принципы построения информационных систем;

- классификацию информационных потоков и показатели, их характеризующие;

- основные направления повышения эффективности информационных систем и сетей.

Уметь классифицировать информационные потоки предприятия, по основным качественным и количественным параметрам оценивать их эффективность, выделять подсистемы информационной системы предприятия и оценивать ее эффективность.

Приобрести навыки построения информационных систем, анализа информационных потоков, разработки решений по совершенствованию информационных систем.

Библиография: [2, 6, 8-11, 13, 22].

На самостоятельное изучение разделов этой темы студенту отводится 8 часов. Рекомендуется распределить полезное время следующим образом:

Чтение учебной литературы 2,5 часа;

Ознакомление с периодикой 4,5 часа;

Формулирование вопросов для обсуждения 0,5 часа;

Консультация у ведущего преподавателя 0,25 часа.

Не забывайте делать небольшие перерывы на отдых через каждые 40 минут! Отдых не стоит затягивать. Он должен быть активным и непродолжительным.

Потребуется изучить следующие разделы:

- Информационная интеграция в логистике.

- Информационно-компьютерные технологии в системах управления запасами.

- Информационные потоки в логистике.

- Место логистики в корпоративных информационных системах.

Вопросы для изучения

1. Сформулируйте понятие «информация», «информационная система», «информационный поток».

2. Как организация информационных потоков влияет на эффективность управления материальными потоками.

3. Охарактеризуйте подсистемы, входящие в состав информационных систем.

4. Назовите и охарактеризуйте виды информационных систем и информационных потоков.

5. Перечислите принципы, которые необходимо соблюдать при построении логистических информационных систем.

6. Назовите и охарактеризуйте известные технологии информационной логистики.

7. Назовите преимущества использования штриховых кодов.

8. Что представляет собой технология электронного документооборота (EDI)?

9. Как влияет документооборот на информационные потоки в логистических системах?

10. В чем состоят организация и функции системы мониторинга цепей поставок через логистический центр?

Контрольные тесты

1. Что такое экономическая информация?

Варианты ответов:

А. сведения, передаваемые по телевидению, радио, в прессе;

Б. сведения, которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления логистических функций;

В. совокупность различных сведений, функционирующих в объектах, которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления различных функций управления;

Г. сведения, которые можно использовать для изучения экономических явлений;

Д. совокупность сведений о движении материального, финансового, товарного потоков.

2. Какой из перечисленных видов потоков не относится к информационным?

Варианты ответов:

А. элементарные;

Б. регулярные;

В. директивные;

Г. нормативно-справочные;

Д. гибкие.

3. Какой из показателей характеризует информационный поток?

Варианты ответов:

А. опережение;

Б. направленность;

В. функциональность;

Г. ритмичность;

Д. гибкость.

4. Из перечисленного: 1) техническое обеспечение, 2) функциональное обеспечение, 3) нормативно-справочное обеспечение, 4) математическое обеспечение, 5) средства программирования, 6) информационное обеспечение – какие составляющие характеризуют обеспечивающую подсистему информационной системы предприятия?

Варианты ответов:

А. 1, 3, 6;

Б. 1, 4, 6;

В. 1, 2, 3;

Г. 2, 3, 4;

Д. 2, 4, 5.

5. Какие из перечисленных систем относятся к информационным: 1) гибкие, 2) диспозитивные, 3) стратегические, 4) плановые, 5) эшелонированные, 6) прямые, 7) исполнительные.

Варианты ответов:

А. 1, 2, 5;

Б. 2, 4, 7;

В. 1, 3, 5;

Г. 4, 5, 7;

Д. 2, 5, 7.

6. Какой из принципов является принципом построения информационных систем?

Варианты ответов:

А. принцип пропорциональности;

Б. принцип календарной синхронизации процессов;

В. принцип установления мест стыка;

Г. принцип маршрутиризации и последовательности процессов;

Д. принцип ритмичности.

7. На высшем уровне управления используется

Варианты ответов:

А. информация для стратегического управления;

Б. информация для тактического управления;

В. информация для оперативного управления;

Г. информация для исполнения;

Д. вся информация, циркулирующая на предприятии.

8. На среднем уровне управления используется

Варианты ответов:

А. информация для стратегического управления;

Б. информация для тактического управления;

В. информация для оперативного управления;

Г. информация для исполнения;

Д. вся информация, циркулирующая на предприятии.

9. На уровне среднего менеджмента используется

Варианты ответов:

А. информация для стратегического управления;

Б. информация для тактического управления;

В. информация для оперативного управления;

Г. информация для исполнения;

Д. вся информация, циркулирующая на предприятии.

10. На нижнем уровне управления используется

Варианты ответов:

А. информация для стратегического управления;

Б. информация для тактического управления;

В. информация для оперативного управления;

Г. информация для исполнения;

Д. вся информация, циркулирующая на предприятии.

11. На каких этапах логистического процесса дает преимущество технология автоматизированной идентификации?

Варианты ответов:

А. в процессе производстве;

Б. в процессе складирования;

В. в процессе транспортировки;

Г. в процессе продажи;

Д. все ответы верны.

Индивидуальные задания

1. Постройте дерево целей информационной системы предприятия.

2. Ситуация – информационные потоки на складе предприятия оптовой торговли.

Задание. Изучить схемы документооборота склада оптовой торговли (схемы 3.1 и 3.2) и дать ответы на следующие вопросы:

1. Посредством каких документов покупатель контролирует выполнение заказа?

2. На основе каких документов персонал склада осуществляет контроль за выполнением поставщиками своих договорных обязательств?

3. Кто вносит в счет-фактуру информацию об инвентарной таре, в которой со склада отгружается товар?

4. На основании какого документа осуществляется отборка товаров, заказанных на складе покупателем?

5. Какие документы служат основанием для составления заведующим складом отчета о движении товаров и тары по складу?

6. Какое должностное лицо на складе владеет наиболее актуальной информацией об имеющихся в продаже товарах?

7. В каком документе содержится актуальная информация об имеющихся в продаже на складе товарах?

Теоретические пояснения к заданию. В зависимости от функционального назначения в логистических процессах на складах участвуют следующие группы документов, используемых для оформления:

· приемки товаров;

· размещения товаров на хранение;

· отпуска и продажи товаров.

Документы, используемые для оформления приемки товаров:

1. Журнал учета поступающих грузов . Применяется для регистрации сопроводительных документов поставщиков и транспортных организаций на поступающие грузы и контроля их оприходования на складе предприятия.

2. Книга регистрации выдачи счетов-фактур .

3. Акт об установленном расхождении в количестве при приемке товаров . Применяется для оформления приемки товароматериальных ценностей, имеющих количественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика.

4. Акт о приемке товаров по качеству . Применяется при оформлении приемки товароматериальных ценностей, имеющих расхождения по качеству с данными сопроводительных документов поставщика.

5. Карточка учета исполнения договоров . Ведется товароведом предприятия оптовой торговли для контроля поступления товаров от поставщиков по договорам и разовым сделкам.

6. Отчет о движении товаров и тары по складу . Составляется заведующим складом в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета с приложениями первичных документов представляется в бухгалтерию, а второй – с распиской бухгалтерии о принятии отчета и приложенных к нему документов, оставляется у заведующего складом.

7. Книга учета разбраковки товаров . Ведется товароведом-бракером на основании счетов-фактур и актов приемки по качеству с целью контроля результатов разбраковки.

8. Отчет о получении груза экспедитором . Составляется ежедневно и служит для контроля получения груза со станции железной дороги и доставки этого груза на склад.

9. Журнал учета грузов, поступающих в экспедицию . Ведется заведующим экспедицией для учета грузов, поступающих от поставщиков и транспортных организаций через экспедиционный склад.

10. Приходная накладная . Составляется материально-ответственным лицом при поступлении на предприятие ценностей в случае, предусмотренном инструкциями по учету отдельных операций.

11. Акт на оприходование товаров, поступивших без счета поставщика. Применяется для оформления приемки товаров, поступивших до получения счета-фактуры поставщика.

Документы, используемые для оформления размещение товаров на хранение:

12. Ярлык складской . Выписывается заведующим складом оптового предприятия на каждое наименование и сорт поступивших товаров в данной партии.

13. Книга регистрации номенклатурных номеров на товары . Применяется для регистрации номенклатурных номеров на товары, поступающие на склад.

14. Карточка количественно-суммового учета . Применяется для ведения аналитического учета на складах оптовой торговли с широким ассортиментом товаров.

15. Товарная книга . Ведется материально-ответственными лицами для учета товарно-материальных ценностей. На каждое наименование товара (каждый номенклатурный номер) в книге открывается отдельный счет. Счета располагаются в порядке возрастания номенклатурных номеров.

Документы, используемые для оформления продажи и отпуска товаров со складов предприятия оптовой торговли:

16. Заказ-заявка . Составляется покупателем и корректируется товароведом-реализатором с учетом наличия товаров на складе. Товаровед заполняет и уточняет заказе-заявке данные, необходимые для выписки счета-фактуры, а также для упрощения поиска товаров на складе.

17. Договор поставки . Заключается между оптовым предприятием и покупателем и служит для определения размеров, сроков и условий продажи, отпуска и доставки товаров.

18. Журнал регистрации заказов покупателей . Ведется товароведом-реализатором на основании заказов покупателей, поступивших как при личной отборке в зале товарных образцов, так и полученных по средствам связи. Служит для контроля своевременного исполнения заказа покупателей.

19. Карточка неудовлетворенного спроса . Ведется товароведом-реализатором по покупателям на основании их заказов и служит для учета неудовлетворенного спроса, а также для контроля выполнения неудовлетворенных заказов.

20. Сводный отборочный лист на комплексную отборку . Составляется товароведом-реализатором на сосновании заказов покупателей для комплексной отборки товаров на складе для группы покупателей.

21. Счет-фактура . Выписывается на товары, фактически отобранные для покупателей на складе оптового предприятия.

22. Упаковочный ярлык . Выписывается в тех случаях, когда отборка и упаковка товаров производится на складе без участия представителя покупателя.

23. Журнал передачи товаров со склада в экспедицию . Ведется заведующим складом на основании счетов-фактур для контроля передачи товаров в экспедицию.

24. Журнал учета товаров и счетов-фактур, принимаемых в экспедицию со складов и отправляемых покупателям . Ведется в экспедиции оптового предприятия; служит для контроля отправки товаров покупателям и возврата подписанных покупателями счетов-фактур.

25. Товарно-транспортная накладная . Выписывается в четырех экземплярах, если плательщиком является грузополучатель. Первый экземпляр служит основанием для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку материальных ценностей; второй – основанием для учета работы автотранспорта и остается при путевом листе. Третий экземпляр при товарном отчете грузоотправителя сдается в бухгалтерию, а четвертый направляется грузополучателю. Если плательщиком является грузоотправитель, то товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах.

26. Пропуск на выезд с территории предприятия .

27. Заявка на автотранспортные перевозки . Является документом для обеспечения своевременной доставки товаров покупателям; составляется заведующим экспедиционным складом, подписывается заместителем директора оптового предприятия.

28. Журнал учета использования автотранспорта . Ведется в экспедиции оптового предприятия, служит для учета прибывающего по заявке автотранспорта и контроля его нахождения на маршруте.

29. Карточка учета инвентарной тары . Ведется экспедицией для учета движения инвентарной тары.

30. Книга регистрации документов, сданных лицом, осуществляющим централизованную доставку и кольцевой завоз товаров . Выдается лицу, осуществляющему централизованную доставку и кольцевой завоз товаров.

31. Карточка учета исполнения договоров отгрузки .

32. Книга оперативного учета поставки товаров покупателям . Ведется товароведом оптового предприятия для учета поставки товаров покупателям и товарным группам на основании карточки учета исполнения договоров отгрузки.

Методические указания

Занятие рекомендуется проводить в два этапа. На первом этапе изучается совокупность циркулирующих на складе документов, необходимых для управления и контроля операциями приемки и размещения товаров на хранение. Движение каждого документа следует проследить, пользуясь схемой 3.2.

На следующем этапе рассматривается совокупность документов, необходимых для управления операциями отпуска и продажи товаров. Движение документов этой группы прослеживается по схеме 3.1.

Затем следует приступить к ответам на вопросы задания. При этом ответы на вопросы 1, 2, 4, 5 и 7 должны содержать номера и названия документов, на вопросы 3 и 6 – указания должностных лиц.

Найти ошибки в схемах 3.1 и 3.2 на основе знаний о документообороте на складах и оформления необходимой документации.

4. Выберите из глоссария термины, касающиеся данной темы.

На выполнение индивидуальных заданий потребуется около 2 часов рабочего времени.


Рисунок 3.1 – Схема движения заказа и счетов-фактур при продаже и отпуске товаров.


Рисунок 3.2 – Схема движения основных документов при приемке товаров и их размещении на хранение.


Тема 4. Логистика закупок: функции, задачи, основные понятия. Функция выбора поставщика. Контроль поставок.

Определение закупочной логистики и ее роли в логистической системе. Цели и задачи закупочной логистики. Подходы к организации службы снабжения на предприятии. Методы снабжения. Методы закупок. Определение потребности предприятия в материальных ресурсах. Методы определения потребности. Функции закупочной логистики.

Цель изучения данной темы – приобрести теоретические знания и практические навыки управления логистическими потоками в процессе снабжения и закупок.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать:

- основные термины и определения закупочной логистики, цели, задачи и функции закупочной логистики;

- методы снабжения, методы закупок, методы определения потребности в закупках;

- варианты организации службы снабжения предприятия;

- этапы работы с поставщиками.

Уметь проводить анализ системы снабжения и закупок предприятия, проводить анализ работы с поставщиками, оценивать потенциальных поставщиков, определять потребность в закупках, оценивать их эффективность, на основе выбора методов снабжения и закупок проектировать систему закупочной логистики и оценивать ее эффективность.

Приобрести навыки анализа снабженческо-закупочной деятельности предприятия, а также разработки решений по ее совершенствованию.

Библиография: [1 – 6, 9, 10, 11, 13, 14, 18, 20, 22, 25, 36].

На самостоятельное изучение разделов этой темы студенту отводится 10 часов. Рекомендуется распределить полезное время следующим образом:

Чтение учебной литературы 3,5 часа;

Ознакомление с периодикой 3 часа;

Выполнение индивидуальных заданий 3 часа;

Формулирование вопросов для обсуждения 0,25 часа;

Консультация у ведущего преподавателя 0,25 часа.

Не забывайте делать небольшие перерывы на отдых через каждые 40 минут! Отдых не стоит затягивать. Он должен быть активным и непродолжительным.


Потребуется изучить следующие разделы:

- Типовые задачи управления закупками.

- Источники информации о поставщиках.

- Взаимосвязь отдела закупок с прочими подразделениями предприятия.

Вопросы для изучения

1. Что такое управление закупками и какая терминология используется для описания этого вида деятельности?

2. В чем состоят особенности управления закупками промышленных предприятий и торговых организаций?

3. Каковы основные направления снижения затрат на закупки и снабжение.

4. Охарактеризуйте место и роль службы снабжения в логистических процессах.

5. Опишите различные варианты организации службы снабжения.

6. Охарактеризуйте внешние для предприятия факторы, влияющие на принятие решений при задаче «сделать или купить».

7. Как на решение задачи «сделать или купить» влияют производственные условия на предприятии?

8. Перечислите методы поиска потенциальных поставщиков, используемые критерии при оценке поставщиков и приведите порядок расчета рейтинга поставщика.

9. Как оценивается эффективность закупочных операций, контролируется и анализируется процесс закупок?

10. Какие виды отчетов целесообразно использовать в закупочной деятельности предприятия?

Контрольные тесты

1. Закупочная логистика это

Варианты ответов:

А. управление материальным потоком внутри предприятия;

Б. управление информационными потоками, связанными с материально-техническим обеспечением;

В. управление материальным потоком в процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами;

Г. управление материальными потоками на стадии распределения готовой продукции;

Д. управление материальным потоком, начиная от первичного источника сырья до конечного потребителя.

2. Для оценки поставщиков А, Б, В и Г использованы критерии ЦЕНА (0,5), КАЧЕСТВО (0,2), НАДЕЖНОСТЬ ПОСТАВКИ (0,3). В скобках указан вес критерия. Оценка поставщиков по результатам работы в разрезе перечисленных критериев (десятибалльная шкала) следующие: поставщик А – цена – 8, качество – 5, надежность 3; поставщик Б – цена – 4, качество – 8, надежность 4; поставщик В – цена – 9, качество – 2, надежность 5; поставщик Г – цена – 2, качество – 4, надежность 10. Кому из поставщиков следует отдать предпочтение?

Варианты ответов:

А. поставщику А;

Б. поставщику Б;

В. поставщику В;

Г. поставщику Г.

3. Ниже приведена информация о количестве товара ненадлежащего качества, обнаруженного в поставленных партиях. Какое значение имеет темп роста поставок товаров ненадлежащего качества?

Объем поставки (ед./мес.) – январь – 2000, февраль – 3000; количество товара ненадлежащего качества (ед./мес.) – январь – 10, февраль – 12.

Варианты ответов:

А. 10%;

Б. 30 %;

В. 80%;

Г. 100%;

Д. 120%.

4. Ниже приведена информация об опозданиях в поставках товаров. Какое значение имеет темп роста ненадежности поставок?

Количество поставок, ед./мес. – январь – 40, февраль – 20; всего опозданий, дней – январь – 100, февраль – 60.

Варианты ответов:

А. 100%;

Б. 120%;

В. 140%;

Г. 150%;

Д. 180%.

5. К функциям закупочной логистики относятся

Варианты ответов:

А. анализ цен приобретаемых товаров;

Б. обработка информации;

В. обеспечение процесса складирования;

Г. оптимизация производственного процесса;

Д. регулирование транспортного вопроса.

6. Что означает термин «опосредованный рынок»?

Варианты ответов:

А. рынок, которым в настоящий момент пользуется предприятие;

Б. рынок заменителей;

В. рынок, используемый поставщиком;

Г. новый рынок;

Д. неиспользуемый рынок.

7. Рациональной организацией службы снабжения является

Варианты ответов:

А. разделение задач между различными функциональными подразделениями;

Б. сосредоточение всех функций снабжения предприятия в ведении одного подразделения;

В. создание центра по закупкам;

Г. система договоров;

Д. традиционная организация.

8. К методам снабжения в логистике можно отнести

Варианты ответов:

А. система запросов;

Б. составление котировочных ведомостей;

В. «сделать или купить»;

Г. детерминирование;

Д. экстраполяция.

9. К методам закупок в логистике можно отнести

Варианты ответов:

А. система запросов;

Б. составление котировочных ведомостей;

В. «сделать или купить»;

Г. детерминирование;

Д. экстраполяция.

10. К задачам закупочной логистики можно отнести

Варианты ответов:

А. система запросов;

Б. составление котировочных ведомостей;

В. «сделать или купить»;

Г. детерминирование;

Д. экстраполяция.

11. К методам определения потребности в заказываемых материалах можно отнести

Варианты ответов:

А. система запросов;

Б. составление котировочных ведомостей;

В. «сделать или купить»;

Г. детерминирование;

Д. экстраполяция.

12. К достоинствам метода закупок «получение товара по мере необходимости» относится

Варианты ответов:

А. отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров;

Б. гарантия поставки всей партии;

В. резкое снижение затрат на складирование и хранение;

Г. повышает контроль над затратами;

Д. все ответы верны.

13. «Сделать или купить?» - это

Варианты ответов:

А. задача закупочной логистики;

Б. функция закупочной логистики;

В. цель закупочной логистики;

Г. предмет управления закупочной логистики;

Д. объект управления закупочной логистики.

14. К какому этапу работы с поставщиками относится вопрос, связанный с получением или отправкой оферт?

Варианты ответов:

А. первому;

Б. второму;

В. третьему;

Г. ко всем трем;

Д. ни к какому.

15. Какие из перечисленных критериев при анализе поставщиков являются основными?

Варианты ответов:

А. удаленность и резервные мощности;

Б. финансовое положение и кредитоспособность;

В. цена продукции и качество обслуживания;

Г. сроки выполнения заказов и цена продукции;

Д. надежность поставок.

Индивидуальные задания

1. Самостоятельная домашняя работа.

Цель работы – определение потребности в запасных частях на ремонтно-эксплуатационные нужды.

Характеристика работы

В работе моделируется деятельность плановой группы отдела материально-технического снабжения (ОМТС) по обеспечению промышленного предприятия запасными частями общего назначения: подшипники, муфты, шестерни и зубчатые колеса, электротехнические изделия, радиодетали.

Как правило, потребность в запасных частях определяется ремонтной службой предприятия – отделом главного механика (ОГМ); соответствующие заявки передаются в ОМТС, который надлежащим образом их оформляет и предоставляет снабженческо-сбытовым организациям в форме заказа. Таким образом, ОГМ выполняет не свойственные ему снабженческие функции в ущерб своим прямым обязанностям. При этом ОГМ за предоставляемые заявки ответственности не несет – вся ответственность возлагается на ОМТС. Такое положение приводит к обострению проблемы запасных частей, к их дефициту.

Суть конфликта – обеспечить предприятие запасными частями с минимальными затратами. Так как отдел материально-технического снабжения подчиняется отделу главного механика по обеспечению предприятия запасными частями, деятельность по планированию потребности в запчастях осложнена и строится на оперативной основе, т.е. до полного износа соответствующей запасной части. Такой путь в условиях интенсификации производства неприемлем и вся ответственность за перерасход запасных частей, возникающий из-за недостаточного уровня технического обслуживания и профилактики оборудования, относится на счет ремонтной службы.

Определение потребности в запасных частях допускает несколько вариантов плановых расчетов. Так, потребность в запасных частях может определяться:

· от достигнутого уровня отчетного периода;

· от периодичности выполнения ремонтных работ;

· от трудоемкости ремонтных работ;

· от объема выпускаемой продукции на данном предприятии;

· от уровня минимально допустимой надежности оборудования.

Перечисленные методы определения потребности в запасных частях в данном случае являются условиями работы.

Домашняя самостоятельная работа может быть выполнена группой студентов (по 3-4 человека в каждой), представляющих отдел ОМТС. Расчеты осуществляются с использованием микрокалькуляторов с функциями:

y = e , y = ln x, y = 1/x, а также на базе ПЭВМ

Содержание работы

Условия достижения цели работы:

С < L,

где С – суммарные расходы по эксплуатации оборудования;

L – установленный лимит расходов, включая материальные затраты на запасные части.

Достижение цели возможно только при использовании научных методов нормирования расхода запасных частей, основанных на выводах теории надежности.

Студенту необходимо самостоятельно изучить теоретические материалы по теории надежности, в том числе изучить понятия надежности, безотказности, ремонтопригодности, законы распределения: Вейбулла, экспоненциальный, Релея, нормальный, Пуассона и др.[1]

Исходные данные работы

Оборудование: агрегат ПКИ-3

1 ед.

Наименование запасной части

подшипник № 6

Количество подшипников № 6 в агрегате

10 шт.

Цена одного подшипника № 6 (плановая)

5,2 руб.

Плановое время работы агрегата в год

6000 час.

Объем производимой продукции за год:

Отчет

План

91,8 тыс. руб.

96,4 тыс. руб.

Заявленная потребность в отчетном году

на подшипник № 6

60 шт.

Получено подшипников № 6 в отчетном году:

по фондам

техническая помощь со стороны

18 шт.

38 шт.

Трудоемкость ремонтных работ

(без профилактики)

360 чел.-час.

Стоимость одной профилактики

15 руб.

Убытки от внеплановых простоев агрегата

402 руб./сутки

Допустимый уровень надежности

0,9

Наработка на отказ подшипника № 6

500 час./отк.

Выход подшипников из строя при допустимом уровне надежности

0,2

Расходы по заработной плате (с начислениями) на ремонтных работах

1,05 руб./ чел.-час

Расходы на материалы для ремонтных

работ (без запасных частей - подшипников), % от заработной платы

35%

Лимит расходов на эксплуатацию агрегата, включая стоимость запасных частей

450 руб.

Представленные исходные данные позволяют проиграть несколько вариантов организации эксплуатации оборудования и соответственно методов нормирования запасных частей. Однако, как уже отмечалось, основным вариантом является вариант, основанный на методах теории надежности. Этот вариант имеет строгую научную основу и обеспечивает достижение цели работы, разрешает противоречие между отделом материально-технического снабжения и ремонтной службой предприятия. Расчет ведется по следующей форме:

№ п/п

Интервалы между профилактиками (назначаются

участниками)

Величины

Надежность R

Вероятность отказа

[ ]

число смен

число дней

число

часов, t

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

1

3

10

-

1

3

6

18

60

0,012

0,036

0,12

0,988

0,965

0,887

0,012

0,035

0,113

4,42

3,35

2,18

4

5

6

7

8

9

30

60

90

120

150

180

10

20

30

40

50

60