Сформировать у студентов представление об основных этапах и направлениях эволюции экономической мысли, способствовать уяснению исторических особенностей создан
|
Содержание курса «История экономических учений»
Цель курса:
сформировать у студентов представление об основных этапах и направлениях эволюции экономической мысли, способствовать уяснению исторических особенностей создания категориального аппарата и поисковых баз ведущих политэкономических доктрин современности. Содержание курса:
- Введение.
Предмет и метод истории экономических учений. Цель и задачи курса. Современные трактовки развития науки (К.Поппер, Т.Кун). Основные этапы эволюции экономической мысли.
- Первые экономические школы:
меркантилизм, физиократы. Исторические условия возникновения и две стадии развития меркантилизма. Экономическая школа физиократов. Учение о чистом продукте. Анализ воспроизводства в "Экономической таблице" Ф.Кене.
- Формирование и развитие классической школы политической экономии.
Возникновение классической школы. Ее особенности. "Политическая арифметика" У.Петти. Книга А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", ее основные идеи. Д.Рикардо и его экономические взгляды. Дж.Ст.Милль и его вклад в экономическую науку. Дискуссия между Ж.-Б.Сэем и Т.Р.Мальтусом и ее методологическое значение.
- Пересмотр идей классической школы и возникновение новых течений в политической экономии.
Формирование и развитие исторической школы. Экономические учения социалистов-утопистов. Разработка экономической теории в "Капитале" К.Маркса. Американский институционализм конца XIX - начала XX вв. Маржиналистская революция: австрийская, англо-американская и лозаннская школы.
- Неоклассическая теория саморегулирования рыночного хозяйства.
Значение неоклассической парадигмы хозяйственного развития и ее основные составляющие. Обоснование внутренней устойчивости конкурентной среды. Примат факторов предложения. Выравнивающая роль процентной ставки в регулировании уровня совокупного спроса. Неоклассические представления о роли государства и его денежной политики в экономической жизни.
- Экономическая теория Дж.М.Кейнса.
Биография и общая характеристика основных трудов. Кризис 30-х годов и несостоятельность рекомендаций либералов по его преодолению. Критика Кейнсом "классических" воззрений на основные макроэкономические взаимосвязи. Кейнсианская модель воспроизводственного процесса. Эффект мультипликатора. Кейнс о стратегии антикризисной борьбы.
- Неокейнсианство.
Модель IS-LM Дж.Хикса, ее роль. Основные направления эволюции кейнсианства в послевоенный период. Теории несовершенной и монополистической конкуренции. Модель экономического роста Р.Харрода и Е.Домара. Появление работы А.Филлипса. Формирование концепции "политики доходов" и ее реализация в США и Великобритании.
- Неоклассический синтез.
Основные компоненты "неоклассического синтеза" П.Самуэльсона. Характер сочетания кейнсианского и неоклассического подходов. Математизация экономических исследований и расширение их проблематики.
- Экономические концепции монетаристов
. Исходные положения монетаристской теории. Кризис середины 70-х годов и монетаристская критика проводимой политики. Концепция адаптационных ожиданий и теория денег М.Фридмана. Школа рациональных ожиданий. Инструменты и методы монетаристской политики. Возникновение проблемы стагфляции. Критика монетаристской стратегии экономического регулирования со стороны новых кейнсианцев.
- Современные экономические теории о значении человеческого фактора в экономической жизни.
Исторический путь фордизма как системы организации общественного производства. Генезис и основные этапы становления доктрины деквалификации. Ее кризис в условиях нынешнего этапа НТР. Подход школы человеческого капитала к проблеме качества рабочей силы. Вклад этой школы в исследование вопросов динамики заработков, эффективности обучения, инновационного цикла. Концепции и политика гибкой занятости.
- Современный институционализм.
Развитие идей конвергенции и трансформации капитализма. Теория "индустриального общества" в трудах Дж.Гэлбрейта, Р.Арона, З.Бжезинского. Концепция постиндустриализма. Школа трансакционной экономики.
Литература:
Антология экономической классики. В 2 т. М., 1991-1992. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М, 1994. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. / Гл. ред. В.Н. Черковец М., 1990, 1994, 1997. Т. 4 - 6. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. М., 1994-Ч.II. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996. Негиши Т. История экономической теории. М., 1995. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968. Современные экономические теории Запада / Под ред. А.Н. Макаровой. М., 1996. Экономическая теория. Хрестоматия. М., 1995. Пререквизиты:
"Макроэкономика", "Микроэкономика", "История бизнеса", "История экономической политики". Объем курса: 3 курс, осенний семестр, все программы (34 часа лекций и 17 часов семинарских занятий). Форма контроля:
работа в группах, , промежуточный аттестационный тест, итоговый письменный экзамен.
| |
|