Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по предмету: география

 

             

Рекомендации методические по предмету: география

 

 

 

Методические рекомендации по предмету:

география

Учитель: Дидык Ольга Павловна

ГОУ Гимназия 45 г. Москва

Класс: 6

Тема: Развитие географических знаний о Земле.

Количество уроков: 2

Тип урока: комбинированные

  1. изучение нового, практико-ориентированный (работа с контурной картой – обозначение маршрутов экспедиций, составление таблицы;
  2. семинар (доклады учащихся о географах и путешественниках, заполнение таблицы «Великие путешественники».

Цель: Изучение особенностей, распространения и использования горных пород.

Задачи:

  1. формирование знаний об истории развития географических знаний о Земле;
  2. формирование знаний о некоторых выдающихся путешественниках и ученых - географах;
  3. формирование знаний об изменении и расширение географического кругозора человечества со временем;
  4. формирование навыков анализа, умения объяснять значение современных географических исследований и изменений, происходящих с географией в современном мире.
  5. формирование навыков обработки данных в таблицы;
  6. формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Горные породы».
  7. формирование навыков работы в группе;
  8. формирование навыков использования информационных технологий;

Используемые ресурсы:

  1. Живой облик нашей древней Земли. Старинные русские карты сохранили не просто древнюю топонимику, они позволяют увидеть не голый план, а живой облик древней земли: жилые дома, скотные дворы, огороды, леса, пруды и даже отдельные деревья. "Наука и жизнь", 2000, http://school-collection.edu.ru/catalog/res/41f487f2-c22d-4ca8-a641-f1c120a75e54/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8&interface=teacher&class=48&subject=28
  2. Птолемей Клавдий. Знаменитый астроном и географ античности, усилиями которого геоцентрическая теория строения мироздания (именуемая часто Птолемеевой) приобрела окончательную форму. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/995d7612-9fb7-7605-99d0-bd8d04ee634a/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=teacher&class=48&subject=28
  3. Эратосфен. (ок. 275 - 194 до н.э.), один из самых разносторонних ученых античности. Особенно прославили Эратосфена труды по астрономии, географии и математике, однако он успешно трудился и в области филологии, поэзии, музыки и философии, за что современники дали ему прозвище Пентатл, т.е. Многоборец ок. 275 - 194 до н.э.), один из самых разносторонних ученых античности. Особенно прославили Эратосфена труды по астрономии, географии и математике, однако он успешно трудился и в области филологии, поэзии, музыки и философии, за что современники дали ему прозвище Пентатл, т.е. Многоборец. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d6531b94-8071-badf-f04b-80880c1e3401/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28
  4. Гекатей Милетский . Греческий историк и географ, родился в Милете в 6 в. до н.э. Гекатей составил недошедшее до нас сочинение "Путешествие вокруг света" (сохранилось 300 фрагментов, большей частью мелких) в двух книгах: одна о Европе, другая об Азии. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d0ab1d01-6283-9cc8-6cc5-7a2fd1b0cfe1/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=teacher&class=48&subject=28
  5. Диаш Бартоломеу . Португальский мореплаватель, первый европеец, открывший путь на Восток. Открыл мыс Бурь у южной оконечности Африки, впоследствии переименованный в мыс Доброй Надежды. В 1497 Диаш вместе с Васко да Гамой плавал к островам Зеленого Мыса. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/71d4c76e-debd-c3b3-6bc2-71dc50b133f0/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=teacher&class=48&subject=28
  6. На крыльях белых парусов . Неизвестно, где и когда был изобретен парус, но 6 тысяч лет назад он уже существовал: египтяне использовали прямой парус, плавая по Нилу. Развитие паруса, шедшее параллельно с развитем человечества, достигло пика к середине 19 столения. Морские ветродвижители - паруса новых видов - разработаны для строительства современных судов. "Наука и жизнь", 2004, N7. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8315c26f-1e07-4840-82eb-3e479a34463c/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8&interface=teacher&class=48&subject=28
  7. Меркатор Герард. (Герард Кремер), фламандский картограф и географ. Родился 5 марта 1512 в Восточной Фландрии, ныне Бельгия. Известен как автор картографической проекции, носящей его имя. Меркатор впервые применил равноугольную цилиндрическую проекцию при составлении навигационной карты мира на 18 листах (1569. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fbc09879-305b-1c06-6250-d34608268366/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=teacher&class=48&subject=28
  8. Фернан Магеллан. Руководитель первой кругосветной морской экспедиции. Открыл пролив, который ныне носит имя Магеллана. Магеллан провел суда по проливу и вышел в океан, который назвал Тихим- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1c3afcb1-8ea8-5889-ca03-f7dfd6a4bc6c/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28
  9. Поло Марко. Самый известный европейский путешественник, побывавший на Востоке. Марко Поло изучил Китай, собрал много сведений об Индии и Японии- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/93f55821-ed47-e7a7-6eba-1a416cbd97c1/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28
  10. Плутон и Харон . Недавно открытый спутник Плутона - Харон, всего лишь в два раза меньше самой планеты. "Наука и жизнь", 1998, N3 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8732ee49-7944-4e4f-9dad-81ee029f2a44/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8&interface=teacher&class=48&subject=28
  11. Пржевальский . Рассказ о жизни, путешествиях и открытиях великого русского ученого Николая Михайловича Пржевальского. Благодаря его исследованиям русская наука 19 века вышала на первое место в мире по изучению Центральной Азии. "Наука и жизнь", 2004, N5 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a77b1c0d-c870-408b-ba4c-4869b1e95224/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8&interface=teacher&class=48&subject=28
  12. Амундсен Руаль . Видный норвежский исследователь полярных областей. Родился в Видстене близ Сарпсборга (Норвегия) 16 июля 1872. Целью Амундсена было достижение Северного полюса. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 (Скотт с четырьмя спутниками дошел до полюса только 18 января 1912. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/35879c14-7050-3e1f-c60e-344755abaee5/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=teacher&class=48&subject=28
  13. Великие географические открытия и колониальные захваты. Открытия-завоевания европейцев в начале 15 - середине 17 в. в Африке, Азии, Америке и Океании. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c1446416-1473-391a-4a5c-84bd20f458b7/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=teacher&class=48&subject=28
  14. Веспуччи Америго . Итальянский мореплаватель, в честь которого была названа Америка. Родился в 1454. Самым значительным было путешествие Веспуччи, предпринятое для обследования Земли Святого Креста (Бразилия), открытой Педру Кабралом и принятой им за остров, а также поиск прохода на юг. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8b646257-ac09-ebc1-1edf-dbd633bc3fdd/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=teacher&class=48&subject=28
  15. Александр Гумбольдт в Америке и в России . Путешествия известного географа, естествоиспытателя послужили основой будущих книг "География растений" , "Картины природы", "Путешествия в равноденственные страны Нового Света", где заложены основы комплексной науки о Земле. Примененный им геофизический метод поиска полезных ископаемых позволил предсказать открытие русских алмазов на Урале. "Наука и жизнь", 2002, N4 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/99c3935b-c7ef-444e-bc8d-4dce336a4891/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8&interface=teacher&class=48&subject=28.
  16. Вокруг древнего озера . Российские ученые все глубже проникают в тайны Антарктиды: на станции "Восток" ведутся работы по проникновению в подледниковое озеро с целью его изучения. "Наука и жизнь", 2005, N12. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0b0ef00a-1264-46c7-97d6-cc2188ea8ff5/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8&interface=teacher&class=48&subject=28
  17. Из канадской коллекции географических карт . В экспозиции музея старинных карт в Оттаве представлены старинные карты Канады и Арктики, по которым можно проследить историю картографии и географических открытий. "Наука и жизнь", 1998, N3. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f193aef-3a20-43f6-9704-3d937ddf354a/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8&interface=teacher&class=48&subject=28
  18. Портреты ученых и путешественников, карты с маршрутами известных путешественников. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cea88e3b-617c-d6b3-9e3d-8fcf2ac813c3/?from=7b005424-fbba-3f09-69dd-0cd8eca70f31&interface=teacher&class=48&subject=28

Оборудование: проектор, компьютер, распечатки ресурсов.

Рекомендации:

1 урок

(на компьютере заготовки портретов, карт маршрутов цифровых ресурсов 18 , на столах учащихся распечатки с текстом жизни и деятельности путешественников, ученых-географов, атласы, контурные карты):

ХОД УРОКА:

  1. Знакомство с основными этапами накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Рассказ учителя с демонстрация цифровых ресурсов 18.
  2. Знакомство со знаниями о Земле в древнем мире. Первые путешествия.
    • Рассказ учителя с показом на карте (ресурс 18) географии древних цивилизаций.
    • На контурной карте учащиеся наносят штриховкой основные районы.
    • Краткий рассказ учителя об ученых Древнего мира с показом портретов ресурса 18 .
    • Заполнение таблицы (работа в тетради) учащимися в группах с помощью распечаток ресурсов 2,3,4 .

Великие имена и открытия

Дата

имя

событие

1

2

3

  1. Знакомство с Эпохой Великих географических открытий.
    • Рассказ учителя об Эпохе Великих географических открытий и событиях предшествующих ей с демонстрацией цифровых ресурсов 13, 14, 5 – 9, 17 , с показом фотографий известных путешественников (ресурс 18) и их маршрута на географических картах (ресурс 18 ).
    • Заполнение таблицы учащимися (работа в тетради) с помощью распечаток ресурсов 5, 7, 8, 9, 14 .
  2. Знакомство с накоплением знаний о Земле в России.
    • Рассказ учителя о значении российской географии и вкладе в изучение Земли с демонстрацией ресурсов 1, 11, 16, с демонстрацией портретов ученых, путешественников и географических карт ресурса 18 .
    • Работа учащихся на контурной карте по нанесению маршрутов путешествий Н.М. Пржевальского.
  3. Знакомство с современными географическими исследованиями.
    • Комплексный подход в географии с демонстрацией цифровых ресурсов 15,
    • Изучение полярных областей с демонстрацией ресурсов 12, 16, 18
    • Изучение Земли с помощью изучения космоса. Демонстрация ресурса 10 .
  4. Подведение итогов, домашнее задание: закончить работу на контурной карте, в таблице, подготовить сообщение об одном из путешественников..

2 урок (на компьютере заготовки портретов, карт маршрутов цифровых ресурсов 18, на столах учащихся распечатки с текстом жизни и деятельности путешественников, ученых-географов, атласы, контурные карты, доклады учащихся):

ХОД УРОКА:

  1. Разминка.

· Из перечня назовите лишнюю фамилию, что объединяет все оставшиеся слова? Х. Колумб, Р. Амундсен , Ф. Магеллан, Васко да Гама

  1. Блиц – опрос:

- Кто осуществил первые точные измерения размеров Земли?

- Кто изготовил первый глобус Земли?

- Кто был первым европейцем, достигшим Китая?

- Кто совершил первое кругосветное путешествие?

- мореплаватели, какой страны открыли Антарктиду?

- Кто открыл Новый Свет Америку?

- Почему Америку назвали в честь Америго Веспуччи?

  1. Доклады учащихся о географах и путешественниках с демонстрацией цифровых ресурсов имеющихся в перечне.
  2. Учащимися во время выступлений завершается работа с таблицами.
  3. Подведение итогов, домашнее задание.