Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Рекомендации по созданию а в рамках учебного процесса

 

             

Рекомендации по созданию а в рамках учебного процесса

Крысов В.В., к.г.н.

Рекомендации по созданию а в рамках учебного процесса

Лентяям и не способным написать самостоятельно рекомендуется не читать данный текст, а сразу обратить внимание на следующий ресурс: Как написать или курсовую работу с помощью Интернета за одну ночь // Studere.ru : Молодежный студенческий сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.studere.ru/free.php?mid=1 (Дата обращения: 26.03.08)

Слово "" в переводе с латинского означает "докладывать, сообщать, излагать". В словарях современного русского литературного языка определяется как:

1. Краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде или в форме доклада;

2. Доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературных и других источников по ней.

Отсюда следует, что сущность и назначение а заключается в семантически адекватном, кратком изложении проблемной информации по заданной теме, представленной в изучаемых источниках.

в учебном процессе – это краткое изложение содержания научного труда, монографии, научной проблемы, теории, взглядов и принципов, динамики какого-либо процесса и т.д., т.е. это письменный текст о том, как освещена определённая тема в каких-либо источниках информации [1] .

Это структурированный текст определённого объёма, показывающий, какие источники информации, посвящённые выбранной теме, и как изучал студент. Объём а зависит от темы и количества реферируемых источников; например, преподаватель может предложить придерживаться одного, двух, нескольких источников, ограничить объём а определённым числом страниц, слов или знаков.

ы, в зависимости от выполняемых ими функций, могут быть различных видов (информационные, индикативные, аналитические и др.). В рамках учебных курсов студенту обычно предлагается написать аналитический -обзор одного или нескольких источников по определённой теме.

Тема а выбирается из списка тем, предложенных по данному предмету. Старайтесь подбирать темы ов, интересные лично вам или полезные для вашей дальнейшей учебной, научной или практической работы. В рамках тематики курса вы можете предложить и свою тему, и при достаточном обосновании её важности преподаватель может её утвердить. Не отказывайтесь, если преподаватель предлагает вам какую-либо тему, важную для самого преподавателя, это позволит вам получать дополнительные консультации и участвовать в научной работе преподавателя. Выбранную тему реферата необходимо согласовать с преподавателем, обязательно уточнив у него основную цель реферирования .

Дело в том, что реферирование может иметь различные цели помимо чисто учебных.

К учебной цели реферирования относится формирование компетенции работы с источниками: умений поиска источников на данную тему, чтения и конспектирования источников, составления плана текста, умения адекватно и логично излагать чужие мысли, правильно используя правила цитирования и перефразирования, навыков в оформлении письменной учебной работы. Эти компетенции универсальны и невероятно важны для будущего специалиста, да и просто образованного человека, поэтому не пренебрегайте тщательностью при подготовке а и никогда не жалейте потраченного времени.

К другим целям реферирования можно отнести подготовку источниковой и методологической базы для написания квалификационных работ (курсовой, дипломной, магистерской или кандидатской), глубокое изучение одного первоисточника, в том числе на иностранном языке, сравнение работ двух авторов, подготовку обзоров самых последних книг и статей, освещающих заданную тему. Преподаватель может предложить студенту реферирование уже найденных источников, ограничить круг рассматриваемых в теме вопросов и т.д.

Конечная цель работы над аналитическим ом – сформулировать и обосновать собственное отношение к изложенным в е положениям авторов текстов-источников по выбранной теме. Достичь этой цели можно лишь в результате активного и планомерного изучения источников и творческого интеллектуального труда.

Менее амбициозной целью реферирования может быть критическое обсуждение и сравнение взглядов одного или разных авторов на данную проблему. Иногда достаточно лишь обоснованно присоединиться к точке зрения одного из авторов.

Если вышеуказанные цели не ставятся специально, следует ограничиться объективным и корректным изложением основных положений теорий, доказательств и т.д., представленных в источниках.

Для достижения поставленной цели нужно последовательно решить следующие задачи.

Сначала следует тщательно отобрать реферируемые источники. Если преподаватель не предложил Вам конкретные источники, начинайте искать их в Списке литературы по предмету, в библиографиях к главам учебников, а также с помощью библиотечных каталогов и поисковых систем Интернета. Вас должны интересовать научные монографии и сборники, статьи в научных журналах, интервью учёных и специалистов, аналитические обзоры.

Не пользуйтесь учебниками и учебными пособиями в качестве реферируемых источников! Авторы учебников уже провели обзор существующей литературы. Исключение могут составлять лишь по-настоящему авторские учебники (например, написанные ведущими учёными) и те их разделы, где авторы излагают собственные взгляды на самый актуальный материал по данной теме или аргументировано поддерживают ту или иную теорию.

В библиотеке возьмите находящиеся в свободном доступе последние номера профильных журналов за последние годы и просмотрите имеющееся там содержание журналов за весь год. В найденных статьях по теме просмотрите библиографические списки. Не стесняйтесь обращаться за консультацией к работникам библиотеки. Не забывайте записывать все проработанные источники , хоть как-то относящиеся к теме а, даже если они впоследствии не попадут в Список источников и литературы к у – эти записи могут пригодиться в будущем. Более того, для качественного обзора пары источников надо держать в голове содержание ещё нескольких.

Если есть возможность, пользуйтесь имеющимися в библиотеке электронными каталогами и базами данных (к ним можно обратиться и через Интернет).

При поиске источников в Интернете не забывайте варьировать формулировку поискового запроса, использовать расширенный поиск и разные поисковые системы (сначала отечественные (Яндекс, Рамблер и т.д.), а затем и международные (Google, Yahoo!)). Не забывайте о возможности перевести тему или проблематику а на известный вам иностранный язык и поискать соответствующие материалы (тем более, что современные поисковые системы имеют языковые инструменты, автоматически переводящие запрос на выбранный иностранный язык). Будьте внимательны к Интернет-источникам, не используйте материалы неясного происхождения с малоизвестных сайтов. Сразу пытайтесь правильно оформить и записать электронный источник в свой Список источников.

Следующий шаг – изучить и осмыслить материал источников. Для этого их надо прочитать (пусть это не покажется Вам странным )! Не обязательно читать всё подряд, иногда достаточно просмотреть содержание источника и прочитать пару разделов, иногда – бегло просмотреть материал. При изучении электронных текстов можно использовать поиск по тексту ("Правка" "Найти" в Word), задавая нужные вам фразы.

Из освоенного массива источников следует выбрать самые качественные и полные, лучше всего подходящие к теме а. Выбранные источники желательно законспектировать (лучше в форме таблицы и тезауруса), выписать интересные и важные цитаты (сразу напечатать или перекопировать с электронного текста, не забывая ставить кавычки и одновременно оформляя ссылку по стандартным правилам).

После этого постарайтесь сформулировать вопросы, на которые Вы должны ответить при написании работы. Например, "Каковы взгляды автора на данную проблему?", "Как данный автор критикует теорию другого автора?" или "Какие аргументы использует данный автор, чтобы доказать свои взгляды?" Ответы на эти вопросы и станут основой цели Вашей работы и содержания разных разделов.

Итак, можно приступать к написанию а. Создайте титульный лист в соответствии с требованиями вуза, чтобы потом не тратить на это время (В нормальных вузах требования к оформлению выложены на сайтах, например: Образцы оформления титульных листов [Электронный ресурс]. Научная библиотека. // Оформление письменных работ студентов РГГУ. Российский государственный гуманитарный университет. – Электрон. дан. – 2011. – Режим доступа : http://liber.rsuh.ru/section.html?id=3190 (Дата обращения: 24.03.2011)).

Теперь надо написать Введение: сформулировать цель работы (см. выше о разных целях реферирования), вкратце объяснить важность (актуальность) темы а, перечислить реферируемые источники, упоминая авторов, объяснить, почему выбраны именно они. Следует ввести рабочие определения основных понятий, на которых основана тема а, сразу ссылаясь на свои источники. Также сразу составляется Список использованных источников и литературы.

Об оформлении научно-справочного аппарата вашей работы (Списка источников и литературы после текста и библиографических ссылок в тексте) см. на сайте Научной библиотеки РГГУ в разделе "Оформление письменных работ студентов" http://liber.rsuh.ru/section.html?id=684.

Далее необходимо продумать логику и, соответственно логике, структуру работы. Лучше всего на листе бумаги начертить логическую схему работы, показав самому себе стрелками, с чего начинать, как закончить и какие логические переходы придётся совершать. Обычно каждый логический этап реализуется в одном подразделе (параграфе), или, если логика составлена более подробно, в одном абзаце.

Не забывайте о гармоничности структуры работы. Если весь объём работы принять за 100%, то на Титульный лист, Оглавление и Введение отводится примерно 7-10%, на Заключение плюс Список литературы – 3-6%, а остальные 85-90% объёма делятся примерно поровну между разделами и подразделами работы. Если у вас будет Приложение, то оно не включается в общий объём работы.

Краткое изложение структуры работы записывается в конце Введения.

Обзор каждого источника, который Вы делаете в основной части а, может быть просто повествовательным, а может быть критическим, со ссылками на другие источники, где предложен иной взгляд на проблему. Можно создавать сравнительные таблицы, схемы изменения подходов к теме в зависимости от научной школы и т.д. Можете использовать наглядный материал (таблицы, графики, диаграммы, рисунки) из источников (оформляя цитирование), если это нужно по логике текста.

Текст а должен быть посвящён исключительно теме (старайтесь избегать разного рода общих фраз, вводных абзацев, отвлечённых рассуждений), язык а должен быть ясным, простым, понятным, максимально свободным от общих слов и банальностей. Активно применяйте ссылки! С помощью ссылок Вы не только обозначаете цитаты и парафразы (цитаты, переданные вашими словами) из описываемых источников, но и поясняете себе и преподавателю сложные термины, несущественные детали и т.д.

В конце а желательно написать Заключение, где стоит собрать вместе и проанализировать основные выводы, сделанные Вами при реферировании и сравнении источников.

Объёмные цитаты, отрывки из документов, большие таблицы, графики и диаграммы можно выносить в Приложение, которое помещается после Списка источников и литературы. Не забывайте в самом тексте ссылаться на Приложение в тех местах, где вы хотите обратить внимание читающего на тот или иной материал, помещённый вами в Приложение.

После написания текста а сначала правильно отформатируйте его (текст на листах формата А4 обычно печатается шрифтом Times New Roman, размер 12 или 14, интервал 1,5, левое поле 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм и нижнее – 20 мм). Введение, каждый раздел, Заключение, Список использованных источников и литературы, каждое приложение должны начинаться с новой страницы (используйте в Word функцию Вставка - Разрыв - Начать - Новая страница).

Затем внимательно прочитайте целиком ("вычитайте") на предмет грамматических и стилистических ошибок, опечаток, несуразностей, пропущенных слов и строк, ссылок на несуществующие приложения или на источники, не обозначенные в Списке. На титульном листе работы будет стоять ваша фамилия – не допускайте, чтобы Вы ассоциировались с безграмотной работой.

Пронумеруйте страницы. Нумерация страниц – обычно в правом верхнем углу (размер шрифта 10). Теперь можно написать Оглавление (с указанием страниц! Освойте специальную функцию программы Word по созданию оглавлений либо сделайте его сами в виде таблицы (скрыв сетку)). Оглавление следует поместить после титульного листа , титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию страниц, но номера страниц на них не ставят (для этого после содержания поставьте невидимый знак Новый раздел (Вставка - Разрыв - Новый раздел - Со следующей страницы, а нумерацию страниц начните в новом разделе (где заголовок Введение) с цифры 3). Заголовки Введение, Оглавление, Заключение, Список источников и литературы, Приложение не нумеруют, а вот нумерация заголовков разделов должна быть одинаковой в тексте и в Оглавлении.

Внимательно проследите за тем, чтобы заголовки разделов и подразделов в работе и содержании были напечатаны одним и тем же шрифтом и размером: слова Введение, Оглавление, Заключение, Список источников и литературы, Приложение, заголовки разделов одинаковым чуть более крупным шрифтом, заголовки подразделов – не таким крупным, но крупнее шрифта самого текста (шрифт заголовков может отличаться от шрифта текста; используйте, например, Arial). Заголовки подразделов следует чуть смещать от левого поля.

Перед печатью работы заново перечитайте её, устраните последние недоработки. Прочувствуйте удовольствие от самостоятельно и качественно выполненной интеллектуальной работы.

Напечатайте работу. Сделайте это заранее, не откладывайте на последний момент, именно в последний момент сломается принтер и исчезнут последние деньги на платную распечатку, а у лучшего друга/подруги, имеющих дома принтер, отключится телефон. Листы должны быть сброшюрованы, скреплены СЛЕВА лучше всего степлером, а не в виде тяжелой папки). Не сдавайте , засунутый в прозрачный файл, не забывайте, что преподавателю придётся доставать его оттуда, а это крайне неудобно. Тем более преподаватель не будет засовывать обратно в файл!

В некоторых случаях работу требуется выслать на указанный адрес электронной почты, тогда печать не обязательна. В теме письма с приложенным ом в формате Word (.doc, .docx или .rtf) вы должны написать свою фамилию, имя, номер курса и группы, слово "". Письмо должно быть послано "с уведомлением о прочтении"!

Не сдавайте свою работу позже установленного срока, иначе Вы рискуете тем, что Ваш не будет прочитан и оценён, и вся работа насмарку!

При сдаче а на проверку на кафедру или в деканат требуйте его регистрации (во избежании пропажи). Преподаватель оценивает зарегистрированные ы, пишет краткие замечания об их качестве. При необходимости преподаватель имеет право пригласить студента на устное собеседование на тему реферата. В свою очередь, студент должен требовать понятных объяснений той или иной оценки, полученной за свой реферат.

Ни в коем случае нельзя допускать несамостоятельного выполнения а или переписывания чужих работ . Если в процессе проверки устанавливается, что студент выполнил несамостоятельно, то репутация данного студента будет подмочена.

Дополнительную информацию см.: Круглов П.П., Куприянова А.В. Правильно оформляем и пишем , курсовую, диплом на компьютере. – М.: Наука и техника, 2008. – 160 с.

Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 288 с.


[1] Воронцов Г.А. Работа над ом: Учеб. пособие для студентов. Ростов-на-Дону: Изд. дом "Март", 2002, с.7.