Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Система финансово-хозяйственного контроля и формы его проведения в рб

 

             

Система финансово-хозяйственного контроля и формы его проведения в рб

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный политехнический колледж»

Составил преподаватель Н.С. Можаева

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Раздел 1. Организационные формы и виды контрольно-ревизионной работы.

Тема 1.1. Система финансово-хозяйственного контроля и формы его проведения в РБ.

Тема 1.2 . Аудит как форма контроля.

Тема 1.3 . Планирование, учет и отчетность контрольно-ревизионной работы.

Тема 1.4. Основные приемы и этапы проведения ревизии организации.

Раздел 2. Ревизия и контроль производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации.

Тема 2.1. Ревизия денежных средств, подотчетных сумм и расчетных операций.

Тема 2.2. Контроль учета основных средств и нематериальных активов, целевого использования капитальных вложений.

Тема 2.3. Контроль учета товаро – материальных ценностей.

Тема 2.4. Контроль операций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов деятельности организации.

Тема 2.5. Ревизия учета фондов и резервов организации.

Тема 2.6. Ревизия деятельности вспомогательных и обслуживающих хозяйств.

Тема 2.7. Ревизия финансовых вложений у инвесторов.

Тема 2.8. Проверка достоверности отчетов организации.

Введение.

Формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит аудиту и ревизии. Аудит и ревизия способствует повышению эффективности производственной и финансово – коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности предприятий, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения контрольно-ревизионной работы.

Раздел 1. Организационные формы и виды контрольно-ревизионной работы

Тема 1.1. Система финансово-хозяйственного контроля и формы его проведения в РБ

Вопросы:

1. Система финансово-хозяйственного контроля, его организационные формы.

2. Органы государственного контроля.

3. Методы контроля.

4. Классификация ревизий.

1 вопрос

Система контроля – это совокупность субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления желаемых результатов исполнения, измерения состояния объектов контроля, анализа и оценки данных измерения, выработки корректирующих воздействий.

Система контроля состоит из элементов:

- субъект контроля (кто осуществляет контрольные действия);

- объект контроля (кого контролируют);

- предмет контроля (что контролируют);

- принципы контроля;

- методики контроля;

- приемы и способы контроля;

- техника и технология контроля;

- процесс контроля;

- сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;

- результат контроля и затраты на его осуществление;

- субъект, принимающий решение по результатам контроля;

- принятие решения по результатам контроля.

В настоящее время действуют следующие организационные формы контроля:

1. Государственный контроль – осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы, который в свою очередь подразделяется на:

- общегосударственный,

- отраслевой,

- специальный.

2. Аудиторский – независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами.

3. Общественный – осуществляют профсоюзные организации, ревизионные комиссии общественных объединений ЖСК и т.д.

Контроль подразделяется:

· По времени проведения:

o предварительный;

o текущий (оперативный);

o последующий.

· По источникам информации:

o документальный;

o фактический.

· По охвату:

o административный;

o технический;

o финансово-хозяйственный:

- внутрихозяйственный;

- ведомственный;

- вневедомственный.

2 вопрос

Органами государственного контроля являются:

1. Комитет государственного контроля РБ – высший орган контроля; функции: контроль за исполнением законов РБ, постановлений СМ и соответствия им других актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения; контроль за своевременным поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств государственного бюджета и внебюджетных гос. фондов; проверка законности и эффективности использования государственных ресурсов всеми государственными организациями, а также использования материальных и денежных средств, направляемых государством на создание и развитие предприятий; проверка деятельности государственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств бюджета и т. д.;

2. Министерство финансов;

3. Государственный налоговый комитет РБ – это республиканский орган госуправления, проводящий политику, осуществления, регулирования и управления в сфере налогообложения; функции: контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечением правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учета; руководство деятельностью инспекцией ГНК по областям, городам, районам; разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов; осуществление валютного контроля; предупреждение правонарушений в сфере налогового законодательства; издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления, учета и взимания налогов и других платежей в бюджет.

4. Министерство статистики и анализа;

5. Министерство экономики;

6. НБ РБ;

7. Органы специализированного госконтроля и административные органы.

3 вопрос

По методам осуществления контроль подразделяется:

- ревизия – это всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени;

- аудит – это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов.

- тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируются отдельные стороны и участки работы субъекта хозяйствования. (Наиболее распространенный способ)

- экономический анализ – важнейший способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности организации;

- обследование – ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Организуется для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т. д.;

- расследование – это установление виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями, и размера причиненного ими материального ущерба. (Осуществляется судебно-следственными органами);

- хозяйственный спор – это способ установления соблюдения законности и обеспечения законных прав организаций в хозяйственных взаимоотношениях, такие споры разрешаются в хозяйственных судах.

4 вопрос

Ревизии подразделяются в зависимости:

· от субъекта ревизии на:

o вневедомственные

o ведомственные

o внутрихозяйственные.

· от полноты проверки на:

o комплексные;

o документальные;

o тематические.

· от полноты проверки первичной документации, учетных записей, отчетности на:

o сплошные – исследованию за весь ревизуемый период подвергается все без исключения финансовые операции и процессы;

o выборочные – исследованию подвергается лишь часть операций и процессов, заранее намеченных ревизором;

o комбинированные – при проведении комбинированных ревизий используются сплошной и выборочный способы исследования финансовых операций и хозяйственных процессов.

Тема 1.2 . Аудит как форма контроля.

Вопросы:

1. Понятие аудита.

2. Организация аудита в РБ и его субъекты.

3. Национальные стандарты аудита.

4. Основные этапы аудита. Планирование аудита.

5. Проведение аудита. Аудиторский риск.

6. Составление аудиторского заключения.

1 вопрос

Выделяют два основных вида аудита:

1. внешний – независим по отношению к контролируемому предприятию и несет ответственность перед внешними потребителями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и др.).

Основными задачами его являются:

- проверка и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия;

- оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству РБ;

- определение уровня организации бухгалтерского учета, его качество, правильность составления бухгалтерских записей, отражающих деятельность и ее результаты;

- проверка правильности исчисления себестоимости, прибыли;

- проверка своевременности расчетов с бюджетом, рабочими и служащими, разными дебиторами и кредиторами и др.;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности;

- оценка активов и пассивов предприятия;

- обеспечение клиентов новейшими нормативными и инструктивными материалами;

- организация правильного бухучета в случаях, когда само предприятие не в состоянии организовать усеет из-за отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам;

- восстановление учета.

Внешний аудит проводится аудиторскими организациями или ИП - аудиторами.

2. внутренний – выступает по отношению к внешнему аудиту важным элементом оценки качества информационной базы предприятия. Внешние аудиторские службы опираются на результаты внутреннего аудита.

Органами внутреннего аудита являются КРУ министерств, ведомств, а также КРС предприятий.

Их функции:

- проверка состояния экономики подведомственных предприятий, анализ их деятельности, выполнение планов;

- проверка соблюдения законности операций, дисциплины, повышение эффективности, рентабельности производства и т.д.;

- контроль за сохранностью имущества, выявление недостач, бесхозяйственности;

- контроль за правильностью постановки бухучета, достоверностью отчетности и т. д.

Аудит может быть добровольным и обязательным.

2 вопрос

Аудиторская деятельность в РБ осуществляется на основании Закона РБ «Об аудиторской деятельности» принятого ВС РБ 08.11.1994 г. с учетом изменений и дополнений, а также в соответствии с национальными стандартами аудита (МФ РБ).

Субъектами аудиторской деятельности в РБ являются:

- аудиторы;

Требования: стаж работы не менее двух лет в аудиторской организации, в системе внутреннего аудита на должностях по специальностям, соответствующим экономическому или юридическому образованию.

- аудиторские организации.

Требования: наличие в штате не менее трех аудиторов, включая аудитора, не менее 50% из которых граждане РБ, постоянно проживающие на территории РБ, в случае руководителя-иностранца 75% граждан РБ.

Общие требования:

- повышение квалификации в установленном порядке;

- соблюдение требований и условий, установленных законодательными актами РБ, регулирующими аудиторскую деятельность.

3 вопрос

В период осуществления деятельности аудиторы обязаны соблюдать аудиторские стандарты (правила) . Основная цель которых – достичь единообразного понимания всеми (аудиторами и пользователями их услуг) основных принципов и целей аудита, обязанности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого мнения аудитора.

Правила подразделяются на:

o республиканские – конкретизируют и разъясняют Закон РБ «Об аудиторской деятельности»;

o внутренние (для аудиторских объединений);

o правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – ИП (утверждаются МФ РБ):

- планирование аудита;

- рабочая документация аудитора;

- цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- аудиторские доказательства;

- использование результатов внутреннего аудита;

- аналитические процедуры;

- существенность и аудиторский риск;

- порядок составления аудиторского заключения о отчетности;

- действия аудитора при выявлении искажений отчетности;

- аудиторская выборка;

- порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг;

- понимания деятельности проверяемого предприятия или ИП;

- образование аудитора;

- аудиторское заключение по отчетности;

- письменная информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведения аудита;

- И другие.

4 вопрос

Технологические этапы аудита:

1. подготовительные работы по проведению аудиторской проверки;

2. оценка системы бухучета и внутреннего контроля;

3. планирование аудита;

4. организация и непосредственное проведение проверки;

5. составление аудиторского заключения (отчета).

Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской отчетности, законности и достоверности финансовых операций и хозяйственных процессов, правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета.

Планирование состоит из разработки общего плана аудита и аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для объективного и обоснованного мнения о отчетности предприятия.

5 вопрос

Предварительный этап начинается с обращения заказчика по поводу проведения аудиторской проверки к аудитору.

Отношения между аудитором и заказчиком строятся на основе договора, но прежде он должен иметь представление о характере деятельности заказчика, для чего делается преддоговорное обследование. Аудитор выезжает к заказчику для беседы и общего ознакомления с документацией.

Ознакомление со сторонами финансово – хозяйственной деятельности, путем изучения учредительных документов, объекта проверки дает возможность установить объем, характер и виды деятельности предприятия, что прямо влияет на объем и содержание аудиторской проверки. В зависимости от объема и сложности работы определяется стоимость аудита.

Заключенный договор – удостоверяет факт договоренности между заказчиком и аудитором о проведении аудиторской проверки.

(Изучить бланк договора).

Важнейший этап – непосредственное проведение аудита:

- изучаются учредительные документы, устав предприятия, характер и содержание его уставной деятельности;

- затем анализируются за весь отчетный период записи в Главной книге, они же выборочно сопоставляются, сравниваются с записями в учетных регистрах на основании, которых сделаны записи;

- проверяется первичная документация, учетные регистры в ходе проверки устанавливается: полнота учета, точность записей, верность стоимостных оценок, достоверность, соблюдение границ учетного периода, соблюдение прав и обязательств и др.;

- основное внимание уделяется проверке правильности формирования, учета и исчисления показателей себестоимости т.р.у. и прибыли;

- сплошной проверке необходимо подвергнуть все денежные и расчетные документы, а также авансовые отчеты подотчетных лиц. Выборочной: документы по учету ТМЦ и по расчетам с рабочими и служащими по оплате труда;

- для окончательных выводово достоверности или недостоверности показателей финансовой отчетности анализируются выявленные отклонения в учете, искажения и т.д.;

- на основании собранной информации составляется аудиторское заключение.

Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность предприятия может содержать невыявленные существенные ошибки и искажения, после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в отчетности нет.

Аудиторский риск состоит из трех компонентов:

1. внутрихозяйственный риск;

2. риск средств контроля;

3. риск необнаружения.

6 вопрос

Общие требования:

- Заключение должно иметь название и адресоваться заказчику аудита.

- В нем должны быть указаны реквизиты предприятия, в котором проводился аудит: наименование; местонахождение (юр. адрес); сведение о госрегистрации.

- Реквизиты аудитора;

- Вводная часть должна содержать:

o перечень проверенной бухгалтерской отчетности с указанием отчетного периода;

o заявление о том, что ответственность за ведение бухучета несет предприятие, а обязанность аудитора – выражение аудиторского мнения.

- Итоговая часть - это аудиторское мнение.

- Дата его подписания и подписи руководителей организации и лицом возглавляющем проверку.

Аудиторское заключение может содержать:

1. безусловно положительное аудиторское мнение;

2. условно положительное аудиторское мнение;

3. отрицательное аудиторское мнение;

4. отказ от выражения аудиторского мнения.

Тема 1.3 . Планирование, учет и отчетность контрольно-ревизионной работы.

1. Планирование в контрольно-ревизионной работе.

2. Учет и отчетность в контрольно-ревизионной работе.

3. Обязанности, права и ответственность ревизоров.

4. Акт комплексной ревизии.

1 вопрос

Ревизионная служба составляет перспективные и текущие планы, которые различаются продолжительностью планируемого периода.

Перспективные планы составляются на три – пять и более лет. Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, ее совершенствованию, по внедрению передовых форм и методов хозяйственного контроля, по разработке нормативно-справочных материалов, по подготовке и повышению квалификации кадров контрольно-ревизионного аппарата.

Текущие планы составляют на предстоящий календарный год. Они отличаются большей детализацией и включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций.

Годовой план работы состоит из 2 разделов: документальные ревизии и тематические проверки.

В годовом плане указывают:

- наименование и местонахождение ревизуемых предприятий;

- сведения о предыдущей ревизии по каждому предприятию;

- ревизуемый период;

-вид ревизии (сплошные, выборочные, комбинированные, комплексные, тематические);

- срок проведения ревизии;

- продолжительность ревизии;

- исполнителей.

При составлении планов проведения ревизий предусматривают чтобы хозрасчетные предприятия подвергались проверкам не менее раза в год. Каждая ревизия должна охватывать период, начинающийся со дня окончания предыдущей ревизии и заканчивающийся датой начала планируемой ревизии.

Планируемая продолжительностью ревизии (в днях) зависит от объема работы предприятия и документооборота, вида ревизии, количества и квалификации ревизующих и не может превышать 30 дней. Продление срока ревизии допускается с разрешения руководителя органа, назначившего ревизию. Основанием для продления срока могут быть следующие причины: проведение ревизии за время, превышающее один год; изменение программы в ходе осуществления ревизии; необходимость сплошной проверки хозяйственных операций с целью установления полного размера причиненного материального ущерба при выявлении фактов хищений, злоупотреблений и других нарушений; болезнь ревизора.

Составляются также планы проведения тематических проверок: сохранности ТМЦ; своевременности и правильности проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете; полноты и своевременности оприходования продукции, поступившей от урожая.

На основании годовых планов каждый работник контрольно-ревизионного аппарата разрабатывает индивидуальный план-график работы на год.

2 вопрос

Для учета выполнения планов контрольно-ревизионной работы и результатов ревизий проверок в министерствах и ведомствах, имеющих в штате ревизионную службу, ведется журнал регистрации проведенных ревизий и проверок и принятых по ним решений, в котором указывают: наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, время проведения ревизии, дату представления акта ревизии, дату и № принятого решения по результатам ревизии, информацию о выполнению данного решения, а затем отражают результаты ревизии.

На основании данных журнала составляется отчет по форме 2-ревизия «Отчет о контрольно-ревизионной работе» за 1-е полугодие и в целом за год, который направляется вышестоящей организации.

К отчету прилагается пояснительная записка, которая составляется по каждому разделу отчета, в том числе:

Раздел 1. Проведено ревизий и проверок

Раздел 2. Выявлено ущерба

Раздел 3. Принятые меры по результатам ревизий и проверок

Раздел 4. Мероприятия по работе с кадрами и совершенствованию контрольной деятельности.

В заключительной части пояснительной записки излагаются предложения по совершенствованию контроля, устранению причин и условий, способствующих нарушениям и злоупотреблениям, в том числе и предложения о внесении изменений в действующее законодательство и нормативные акты.

Объяснительную записку подписывают руководитель и начальник контрольно-ревизионной службы (подразделения).

3 вопрос .

Основной служебной обязанностью ревизора является качественное и своевременное проведение ревизий и проверок. При выполнении служебных функций он обязан:

- знать действующее законодательство, постановления правительства, приказы и распоряжения вышестоящих органов, инструктивные и другие нормативно-правовые материалы, относящиеся к деятельности ревизуемого предприятия, и строго ими руководствоваться в своей практической работе;

- глубоко владеть всем комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы и умело их использовать в процессе практической деятельности;

- организовать работу с таким расчетом, чтобы как можно полнее были охвачены все участки производственной и финансовой деятельности ревизуемого предприятия в сроки, установленные руководителем организации, назначившей ревизию. Результаты ревизии должны быть оформлены актом ревизии с необходимыми предложениями и всеми объяснительными записками должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;

- оказать помощь работникам ревизуемого предприятия в устранении вскрытых недостатков и допущенных нарушений, если ошибки и недостатки в работе были допущены в результате их незнания.

- прочее.

Для успешного выполнения своих обязанностей ревизору предоставлены следующие права:

- требовать предъявления всех необходимых по ходу ревизии и проверок материалов, характеризующих деятельность ревизуемого предприятия и отдельных должностных лиц, а также наличных денежных средств, ценных бумаг и материальных ресурсов для их фактической проверки (инвентаризации);

- опечатывать по необходимости кассы, склады, кладовые, архивы и другие помещения;

- изымать в установленном порядке подлинные документы, содержащие подлог, и сохранность которых не гарантируется;

- получать от должностных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок;

- проводить контрольные запуски сырья и материалов в производство, контрольные анализы содержания сырья, материалов в готовой продукции, технические испытания;

- прочее.

Ревизор несет ответственность в установленном порядке за несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество проводимой ревизии, необъективность освещения результатов ревизии, полное или частичное сокрытие обнаруженных нарушений и злоупотреблений или их занижение, неправильность и необоснованность выводов по результатам ревизии и неполное установление материального ущерба, использование служебного положения в корыстных целях и т. д.

4 вопрос

По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты ревизии, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой.

В случае если выявленное нарушение или злоупотребление может быть скрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющим до окончания ревизии составляется отдельный промежуточный акт.

Акт состоит из вступительной и результативной частей. Во вступительной части указываются: полное наименование акта, дата и место его составления; основание для проведения ревизии, ее начало и окончание; состав ревизионной группы; наименование ревизуемого предприятия и период производственно-хозяйственной деятельности, за который проводилась ревизия; ФИО должностных лиц ревизуемого предприятия ответственных за финансово-хозяйственную деятельность. (Рассказать если руководители менялись).

Во вступительной части приводятся краткие данные о ревизуемом предприятии, его организационной структуре и виде деятельности, указывают способы документальной проверки, какие операции (кассовые, банковские, расчеты с подотчетными лицами и т.д.) проверены сплошным способом, а какие – выборочным. В последнем случае отмечают периоды, выбранные для проверки. Это необходимо для установления меры ответственности ревизора. Способы проведения инвентаризации.

Заканчивается вступительная часть акта фразой: «Настоящей ревизией установлено следующее…», после чего следует изложение результативной части.

Результативная часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и хозяйственно-финансовой деятельности организации. Эта часть акта состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии.

Построение результативной части акта ревизии строго не регламентируется.

В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и т. д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.

Акт ревизии должен быть составлен грамотно, написан просто, ясно, деловым языком. Его не следует загромождать описанием структуры ревизуемого предприятия, изложением отчетных показателей из периодической и годовой отчетности, а также мелкими, незначительными нарушениями, которые по указанию ревизующих были исправлены в период проведения ревизии. Внутри каждого раздела акта комплексной ревизии следует излагать факты по признаку их значимости, без соблюдения их хронологии во времени, т. е. в первую очередь освещать самые существенные факты, характеризующие недостатки, нарушения и злоупотребления.

Вскрытые ревизией факты злоупотреблений, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, аналитическими таблицами, объяснениями и т. д.

Руководитель ревизионной группы, составив акт ревизии, до его перепечатки обязан ознакомить с ним руководителя предприятия и главного бухгалтера. После акт подписывается всеми сторонами.

Промежуточные акты необходимы в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатам инвентаризации кассы, материальных ценностей, готовой продукции и основных средств, наличия денег у подотчетных лиц, состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками, при контрольных обмерах и проверках качества выполненных строительно-монтажных работ, при контрольных запусках сырья и материалов в производство и по другим операциям. Промежуточные акты подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами. В основном акте кратко излагается сущность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делается ссылка на них.

В справках, прилагаемых к акту, указывается: содержание нарушения и злоупотребления; наименование вышестоящей организации и должностного лица, разрешившего незаконную операцию, или должностного лица ревизуемого предприятия, выдавшего такое указание; размер причиненного материального ущерба.

Многочисленные однородные факты группируются по видам нарушений в отдельных ведомостях, которые прилагаются к основному акту ревизии. В акте отражаются не каждый в отдельности факт нарушения, а итоговые данные ведомостей, что значительно сокращает объем основного акта ревизии, улучшает процесс его чтения и анализа установленных фактов нарушений, злоупотреблений и других недостатков.

(рассказать: про объяснительные записки должностных лиц, в случае недостач, растрат)

Все приложения к основному акту обязательно нумеруются; в конце акта ревизии необходимо перечислить все приложения к нему.

Эффективность ревизии зависит не только от качества ее проведения, но и от организации контроля за выполнением решения, принятого по его результатам.

В практической работе применяются различные способы контроля за выполнением решения по результатам ревизии. К ним относятся:

- получение письменных отчетов о выполнении предложений по итогам ревизии или оперативной информации посредством технических средств связи (телефона, факса);

- проверка выполнения решения, принятого по результатам ревизии, по данным отчетности и другим материалам, предоставляемым в ревизующий орган;

- вызов руководителя и специалистов предприятия с отчетом о выполнении решения, принятого по материалам ревизии;

- проверка на месте, осуществляемая работниками ревизующей организации;

- проверка в ходе следующей ревизии и отражение ее результатов в основном акте ревизии.

Тема 1.4. Основные приемы и этапы проведения ревизии организации.

Вопросы:

1. Подготовка к проведению ревизии.

2. Проведение ревизии в соответствии с программой:

а) обследование ревизуемого предприятия;

б) ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации.

1 вопрос.

В соответствии со сроками, предусмотренными планом, руководитель ревизующего органа заблаговременно (за 3-5 дней до начала ревизии) назначает приказом комплексную или не комплексную ревизию деятельности предприятия. В приказе указываются полное наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, период, за который проводится ревизия, срок проведения ревизии, состав ревизионной группы и в том числе руководитель группы.

На проведение каждой ревизии выдается удостоверение, в котором указываются наименование органа, выдавшего удостоверение, ФИО проверяющего, его должность, цель проверки и сроки ее проведения.

На основании задач, поставленных перед ревизией, и изучения материалов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность проверяемой организации, руководитель ревизионной группы составляет программу ревизии, которая включает перечень основных вопросов.

Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии порученных им участков деятельности предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы.

2 вопрос.

а) По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной группы предъявляет руководителю этого предприятия приказ о проведении ревизии. После этого проводится проверка кассовой наличности. При отсутствии кассира помещение кассы опечатывается.

Руководитель ревизуемого предприятия предоставляет рабочее помещение, транспорт.

Руководитель ревизуемого предприятия издает распоряжение, согласно которому работники обязаны предъявлять по требованию ревизора денежные средства и ТМЦ для их фактической проверки, а также первичные документы, учетные регистры, отчеты, сметы и т. д.

Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование ревизуемого предприятия, оно позволяет ревизорам установить недостатки в работе предприятия, в хранении и использовании оборудования, техники, материальных ценностей и др. После осмотра ревизор решает какие ТМЦ следует подвергнуть контрольной инвентаризации, проводятся она как правило вначале ревизии. Вместе с тем применяются и в ходе ее осуществления, когда выявляются те или иные нарушения.

Когда имеются сведения, сигналы о хищении материальных ценностей или нарушении правил их отпуска, ревизию следует начинать с инвентаризации ТМЦ (сплошным методом).

После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.

б) Ревизия финансово - хозяйственной деятельности организации проводится путем:

- проверки документов в целях установления законности и целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;

- проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи в указанных документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг;

- сопоставление бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с данными отчетности;

- сличения в необходимых случаях выписок банка и платежных документов по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке;

- проведение встречных проверок;

- инвентаризация – включает комплекс обязательных мероприятий: создание инвентаризационной комиссии и издание об этом приказа; подготовка к инвентаризации данных учета на дату инвентаризации по каждому МОЛ; требование материального отчета от МОЛ, расписки о включении в материальный отчет к моменту инвентаризации всех приходных и расходных документов; пересчет фактического наличия всех материальных ценностей и составление инвентаризационных описей; составление сличительной ведомости; рассмотрение и утверждение результатов инвентаризации;

- контрольных обмеров объемов выполненных работ – применяются для проверки достоверности учета незавершенного производства, расходования строительных материалов в сравнении с нормами и фактически выполненным объемом работ, проверки правильности начисления зарплаты, расчетов с подрядчиками за выполненный объем работ;

- взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;

- контрольных запусков сырья в производство, контрольных анализов сырья, материалов и соответствия продукции государственным стандартам, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установление норм их расходов;

- проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдение норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;

- проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы.

Для систематизации материалов ревизии ревизор должен иметь рабочую тетрадь, в которой регистрируются вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия, по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой основного акта ревизии.

Раздел 2. Ревизия и контроль производственной и финансово – хозяйственной деятельности организации

Тема 2.1 Ревизия денежных средств, подотчетных сумм и расчетных операций

Вопросы:

1. Методика проведения и оформления результатов инвентаризации наличных денег и ценных бумаг в кассе.

2. Проверка соблюдения Правил ведения кассовых операций РБ.

3. Ревизия операций по счетам в банке.

4. Ревизия расчетов с подотчетными лицами.

5. Ревизия расчетов по заработной плате.

6. Ревизия расчетов по налогам и неналоговым платежам.

1 вопрос

Ревизия кассы и кассовых операций проводится по трем основным направлениям:

1) инвентаризация денежной наличности;

2) проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу;

3) проверка правильности списания денег в расход.

При этом необходимо руководствоваться Правилами ведения кассовых операций в РБ.

Задачи ревизии кассы:

· проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при их доставке из банка;

· проверка соблюдения Правил ведения кассовых операций в РБ и кассовой дисциплины;

· соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;

· соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег;

· контроль за своевременным и полным оприходованием денег, полученных из банка, и при реализации ТМЦ и услуг за наличный расчет;

· соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на операционно-хозяйственные нужды и другие расходы;

· соблюдение сроков внезапных инвентаризаций кассовой наличности;

· проверка законности, достоверности и целесообразности кассовых операций.

Основными источниками ревизии кассы являются:

- кассовые книги;

- отчеты кассира с приложенными к ним ПКО и РКО;

- корешки чеков использованных чековых книжек;

- выписки банков со счетов предприятия;

- Ж.О. по счетам 51,52;

- Главная книга и другие документы.

Инвентаризация кассовой наличности должна проводится внезапно, т.е немедленно после прибытия ревизора (аудитора) в организацию для проверки.

При временном отсутствии кассира помещение кассы опечатывается, и инвентаризация ее проводится по прибытию кассира. Если кассир отсутствует длительное время в организации создается комиссия, проводится инвентаризация и передача кассы другому МОЛ.

Проводится в присутствии гл. бухгалтера и кассира.

Кассовые операции на время инвентаризации не прекращаются.

До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе

кассир должен составить кассовый отчет.

В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе. Все частные расписки и другие документы, не предусмотренные Правилами ведения кассовых операций, во внимание не принимаются, и в отчет кассира не включаются.

В период выплаты заработной платы в кассе могут быть частично оплаченные платежные ведомости, если срок оплаты ведомостей истек, они закрываются и включаются в отчет кассира.

Если срок не истек, на ней делают отметку о фактически произведенной выплате до начала инвентаризации, которую заверяют члены комиссии.

Кассир до начала инвентаризации подписывает расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы внесены в отчет, и сданы в бухгалтерию. Все поступившие денежные средства оприходованы, а выбывшие списаны.

Ревизор должен тщательно проверить предъявленный кассовый отчет. Остаток денег проверяется с учетом остатка по балансу на первое число месяца.

При проверке кассового отчета и приложенных к нему документов ревизор (аудитор) должен сопоставить номера ПКО и РКО приложенных к отчету, с записями в журналах регистрации. При расхождениях выясняются причины.

После этого проводится проверка наличия денежных средств и других ценностей в кассе путем пересчета. Составляется опись купюр.

После проверки составляется акт инвентаризации кассы, в 2-3 экз.

При установлении излишков или недостач денег кассир дает письменное объяснение о причинах, также делается пересчет итогов по всем кассовым отчетам со дня предыдущей инвентаризации, необходимо выяснить не допущены ли в них арифметические ошибки.

При отсутствии ошибок недостача – немедленно погашается, а излишек – оприходуется.

2 вопрос

Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в РБ разработаны на основании Банковского кодекса и устанавливают единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории РБ.

Применительно к настоящим Правилам нижеприведенные термины означают следующее:

предприятия - республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, иные юридические лица;

выручка - все наличные деньги, поступившие в кассу предприятия, предпринимателя, частного нотариуса, за исключением наличных денег, полученных со счета в банке, и возврата наличных денег, ранее выданных на командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами, выплаты, входящие в состав фонда заработной платы;

лимит остатка кассы - предельный остаток, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе предприятия (у предпринимателя, частного нотариуса в случае установления им лимита остатка кассы) по состоянию на конец рабочего дня;

кассовые операции - оприходование в кассу наличных денег; соблюдение порядка и сроков сдачи наличных денег; прием наличных денег в кассу предприятия, предпринимателя, частного нотариуса, выдача наличных денег из кассы предприятия, предпринимателя, частного нотариуса и оформление кассовых документов; порядок использования выручки; порядок и целевое использование наличных денег, полученных из касс банков; ведение кассовой книги и хранение наличных денег и других ценностей;

обособленные подразделения - это филиалы, представительства и другие подразделения предприятия, правовой статус которых определяется положением, утвержденным предприятием, с правом открытия соответствующих счетов;

оплата труда - выплаты, входящие в состав фонда заработной платы в соответствии с Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа РБ от 17 сентября 2001 г. № 80 (Национальный реестр правовых актов РБ, 2001 г., № 94, 8/7299);

уполномоченные лица - агенты, распространители, инспектора, продавцы мелкорозничной и передвижной торговой сети и другие лица, осуществляющие деятельность от имени предприятия, предпринимателя;

специализированный кооператив - жилищный, жилищно-строительный, дачный, гаражный, садоводческий кооператив (товарищество).

- Наличные деньги подлежат обязательному зачислению и хранению на соответствующих счетах в банках.

- Наличные деньги могут быть получены в банках, в которых открыты соответствующие счета. Наличные деньги расходуются на те цели, на которые они получены.

- Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги на конец рабочего дня в пределах установленного лимита остатка кассы.

- Лица, которым установлен лимит остатка кассы, имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита остатка кассы только на оплату труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, выплаты педагогическим работникам на приобретение методической литературы на срок не свыше 3 рабочих дней (для сельскохозяйственных организаций - не свыше 5 рабочих дней), включая день получения денег в банке. По истечении этого срока (на четвертый и шестой рабочий день соответственно) не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в банк.

ПОРЯДОК ПРИЕМА И ВЫДАЧИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ, ОФОРМЛЕНИЯ КАССОВЫХ ДОКУМЕНТОВ:

1. Прием наличных денег организациями и ИП осуществляется по приходным кассовым ордерам и другим приходным документам в соответствии с законодательством РБ.

2. Выдача наличных денег из касс предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, использующих наемный труд, производится по:

- расходному кассовому ордеру;

- платежной ведомости с последующим приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.

3. Выдачу наличных денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере, платежной ведомости, либо лицу, указанному в доверенности.

4. На титульном листе платежной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче наличных денег за подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, предпринимателя с указанием сроков выдачи и суммы наличных денег прописью.

5. Выдачи наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников предприятия, предпринимателя, производятся в порядке и размерах, установленных законодательством РБ.

6. Лица, получившие наличные деньги под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги.

7. Выдачи наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников, производятся при условии полного отчета по ранее полученным на эти цели суммам.

8. Передача наличных денег, выданных под отчет одному лицу, другим лицам запрещается.

9. Документами, подтверждающими расходы по приобретению (поступлению, изготовлению, выполнению) продукции (т, р, у), являются:

- кассовый ордер формы КО-1, квитанция формы КВ-1, квитанция формы 20-ФС, другие приходные документы, утвержденные в соответствии с законодательством РБ;

- кассовый чек, содержащий номер, наименование предприятия, ИП, дату продажи (выполнения р., оказания у.), наименование, количество и цену товара (р. у.), сумму, идентификатор кассира.

- В случае отсутствия в кассовом чеке указанных реквизитов документами, подтверждающими расходы являются кассовый чек и товарный чек, содержащий номер, наименование предприятия, предпринимателя, дату продажи, наименование, количество и цену товара, сумму, подписанный лицом, непосредственно осуществившим отпуск товаров (р, у), с указанием его должности, фамилии и инициалов.

10. По истечении установленных Правилами сроков выдачи наличных денег на оплату труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий кассир должен:

- в платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать запись: "Депонировано";

- составить реестр депонированных сумм;

- в платежной ведомости сделать запись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах наличных денег, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и подтвердить запись своей подписью;

- записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму наличных денег.

11. Депонированные суммы сдаются в обслуживающий банк. На сумму сдаваемых наличных денег составляется один общий расходный кассовый ордер.

12. Бухгалтер, предприниматель производят проверку отметок, сделанных кассирами в платежных ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.

13. Выдача приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей на руки лицам, вносящим или получающим наличные деньги, запрещается.

14. При получении приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей кассир обязан проверить:

- наличие и подлинность подписи главного бухгалтера или лица, им уполномоченного;

- правильность их оформления;

- наличие перечисленных приложений;

- на расходном кассовом ордере или приложенных к нему документах, платежной ведомости - наличие и подлинность подписи руководителя предприятия, предпринимателя или лиц, ими уполномоченных.

15. В случае несоответствия приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей предъявляемым к их заполнению требованиям кассир возвращает документы бухгалтеру для надлежащего оформления.

16. Приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости при приеме или выдаче по ним наличных денег подписываются кассиром. Приложенные к ним документы должны быть погашены штампом или надписью: "Оплачено" с указанием даты (число, месяц, год).

17. Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу заполняются и регистрируются бухгалтером, предпринимателем, частным нотариусом в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров .

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВОЙ КНИГИ И ХРАНЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ:

18. Предприятия имеющие счет в банке и использующие наемный труд, учитывают все поступления и выдачи наличных денег в кассовой книге.

19. Неправильные записи в кассовой книге исправляются в соответствии с требованиями Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности».

20. Руководители предприятий, ИП обязаны обеспечить сохранность наличных денег и других ценностей в кассе, а также при доставке их из банка или сдаче в банк.

21. Руководителям при приеме на работу и назначении на должности, связанные с ведением кассовых операций, сопровождением и транспортировкой наличных денег рекомендуется обращаться в органы внутренних дел и медицинские учреждения для получения сведений об этих лицах с тем, чтобы к ведению кассовых операций, сопровождению и транспортировке наличных денег и других ценностей по возможности не допускались лица:

- ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за умышленные преступления, судимость у которых не погашена или не снята в установленном порядке;

- страдающие хроническими психическими заболеваниями;

- систематически нарушающие общественный порядок;

- злоупотребляющие спиртными напитками либо употребляющие наркотические вещества без назначения врача.

22. Помещения касс по решению руководителя могут быть оборудованы средствами охранной, тревожной и пожарной сигнализации.

23. Все наличные деньги и другие ценности хранятся в металлических шкафах или сейфах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются.

24. Ключи от металлических шкафов и сейфов, печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.

25. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассиром пакетах, пеналах или другой упаковке хранятся у руководителей предприятий, предпринимателя. Не реже одного раза в квартал проводится проверка их наличия. При обнаружении утраты ключа руководителю предприятия, предпринимателю необходимо сообщить о происшествии в органы внутренних дел и принять меры к немедленной замене замка металлического шкафа или сейфа.

26. Перед открытием помещения кассы, кассового пункта, металлических шкафов, сейфов кассир (предприниматель, частный нотариус) обязан осмотреть сохранность замков, дверей, оконных решеток и печатей, убедиться в исправности охранной сигнализации.

27. Кассир в соответствии с законодательством РБ несет ответственность за сохранность всех принятых им наличных денег и других ценностей.

28. При приеме кассира на работу руководитель обязан под роспись ознакомить его с Правилами, после чего с кассиром заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАССЫ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ:

29. В сроки, установленные руководителем предприятия, но не реже одного раза в квартал проводится внезапная инвентаризация кассы с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

30. Для проведения инвентаризации кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия.

31. По итогам работы комиссия составляет акт инвентаризации наличных денег и других ценностей по форме.

32. Комиссия проверяет наличие денег и других ценностей путем полного пересчета всех денег, находящихся в кассе. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией и МОЛ. 1-н экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия, 2-й остается у МОЛ.

33. Контроль за ведением кассовых операций возлагается на главного бухгалтера предприятия, ИП.

34. Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителя, главного бухгалтера, руководителя финансовой службы и кассира, ИП.

3 вопрос.

Основными источниками аудита операций по счетам в банке являются выписки их лицевых счетов и приложенные к ним оправдательные документы, а также записи учетных регистров по счетам 51, 52, 55.

До начала проверки необходимо узнать, какие счета открыты в банке у проверяемой организации.

Проверку рекомендуется начинать с установления правильности входящего остатка на 1-е число ревизуемого периода. Для чего остаток средств на проверяемом счете на 1 число (Ж/О №2) сопоставляют с выпиской банка с Главной книгой и балансом.

Проверка производится по каждому счету отдельно.

Приступая к сплошной проверке банковских операций, необходимо убедиться в полноте и достоверности выписок банка. (рассказать 3 способа)

Если окажется, что часть выписок отсутствует, или в них есть подчистки, исправления, неясные оттиски цифр, вызывающие сомнение необходимо получить в банке заверенные дубликаты (копии).

На всех выписках должен стоять штамп банка. Исправления в выписках заверяются подписью гл.бухгалтера и печатью банка.

Необходимо проверить соответствие оборотов по ДТ и КТ счета по выпискам банка за каждый проверяемый месяц с оборотами согласно учетным регистрам.

Далее следует убедиться, что все проведенные через банк операции являются достоверными и подтверждены соответствующими подлинными документами. Проверяем наличие всех приложений к выпискам (платежные поручения, требования, корешки чеков и т.д., к ним основания: счета – фактуры, ТТН и т.д.), заверенные штампом банка, подписью операциониста с указанием даты. Одновременно проверяется правильность корреспонденции счетов и записей в учетных регистрах.

Проверяется обоснованность перечисления денежных средств за ТМЦ. С этой целью следует сверить суммы, указанные в платежных документах, с записями по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или по 76 «Расчеты с разными ДТ и КТ». Далее проверяют полноту оприходования ТМЦ. В случае сомнения в подлинности документов или достоверности операций следует провести встречную проверку поставщиков продукции. Выявленные при встречных проверках расхождения оформляются промежуточными актами.

Аналогично проводятся проверки по каждому счету отдельно.

4 вопрос

Задачи контроля расчетов с подотчетными лицами являются:

- установление правильного и целевого использования подотчетных сумм;

- выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов;

- соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов.

Источниками проверки являются:

- приказы и распоряжения по предприятию;

- авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм;

- отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами;

- Главная книга, баланс предприятия, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Расчеты с подотчетными лицами проверяются, как правило, сплошным способом. При этом устанавливается:

- соблюдение правил выдачи авансов – лицам в соответствии с приказом;

- своевременность предоставления авансовых отчетов – в течении 3-х дней с момента выдачи денег, без учета дня выдачи или в 3-хдневный срок с момента возврата из командировки;

- целесообразность и законность использования подотчетных сумм – проверяем журнал регистрации работников, направленных в командировки;

- правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам – устанавливается наличие отметок (печатей) о прибытии и выбытии и т.д.

- порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования;

- своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм.

Особое внимание уделяется проверке «командировок». Устанавливается наличие отметок в командировочных удостоверениях о датах прибытия и выбытия из пунктов назначения, нет ли подчисток, помарок, все ли реквизиты заполнены. Фактическое время в командировке определяется по отметкам прибытия и выбытия, при этом они обязательно сопоставляются с датами билетов, с путевыми листами и табелями рабочего времени. Соблюдение срока нахождения в командировке - определяется приказом организации. Отдельно проверяется правильность оплаты суточных, расходов по найму жилья и на проезд, (рассказать о размерах и порядке оплаты).

В соответствии с действующим законодательством работник должен отчитаться в течении трех дней по возвращении из командировки, составляя авансовый отчет, который утверждается руководителям организации.

Далее проверяется правильность подсчета оборотов и выведения сальдо в регистрах учета.

5 вопрос

Задачами контроля расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка:

- правильности и своевременности расчетов с работниками по оплате труда;

- соблюдение действующего законодательства о труде;

- правильности применения должностных окладов;

- тарифных ставок, сдельных расценок;

- правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Источниками информации, являются:

- аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными Дт и КТ»,

- первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда: табеля, наряды, путевые листы и т. д.;

- листки о временной нетрудоспособности;

- нормативно – правовая документация, регулирующая эти операции.

Начинать проверку следует с установления соответствия показателей аналитического учета (итоговые суммы к выдаче в РПВ) с сальдо по счету 70, в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже дату.

При выявлении расхождений следует установить их причины (неполное удержание авансов; повторное списание денежных документов с отнесением выплат по ним в дебет счета 70; неправильный перенос сальдо; запущенность учета по счету 70).

Затем изучается достоверность первичных документов, порядок и последовательность их заполнения. Проверяются табеля учета рабочего времени и графики работы, правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок. При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей ответственных должностных лиц, заполненность реквизитов, нет ли подчисток, и т. д., также при проверке первичных документов необходимо выяснить: нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц, путем сопоставления ФИО в нарядах и табелях с данными учета личного состава в отделе кадров.

Далее выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда, в том числе отпусков и удержаний из оплаты труда (подоходного налога, по исполнительным документам, «кредитов», авансов и так далее). При проверке правильности удержаний нужно установить их документальную обоснованность и законность, своевременность перечисления удержанных сумм по назначению. Общий размер всех удержаний не может превышать 50 % заработка.

В процессе контроля проверяется также расходование средств ФСЗН: на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий на рождение, по беременности и родам и так далее.

Кроме того, рекомендуется проводить внезапные контрольные обмеры выполненных работ, проверок явки на работу отдельных должностных лиц и т. д.

При проверке положений по оплате труда обращают внимание на обоснованность установленной численности управленческого персонала, их окладов и надбавок к ним.

Проверяется соблюдение штатной дисциплины, правильность арифметических подсчетов – выборочным путем.

Необходимо тщательно проанализировать соблюдение сроков и полноту выдачи зарплаты. Выборочно проверить правильность отнесения расходов по зарплате на виды затрат.

6 вопрос

Законодательством РБ предусмотрены широкие права Государственного налогового комитета (имеет право применять финансовые санкции).

В силу этого предприятию необходимо привлекать аудиторов, с помощью которых можно избежать финансовых потерь.

Общей задачей контроля является установление по всем видам платежей в бюджет правильности исчисления суммы платежей, своевременности перечислений причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств.

Основными источниками информации для контроля расчетов с бюджетом являются:

- справки и расчеты по отдельным видам платежей;

- декларации по расчетам налогов и платежей;

- выписки учреждений банка и приложения к ним;

- акты проверок ИМНС;

- регистры аналитического и синтетического учета.

В процессе проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета сопоставляют с записями в журнале – ордере и Главной книге по счету 68.

Тема 2.3 Контроль учета товаро - материальных ценностей

Вопросы:

1. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей.

2. Проверка полноты оприходования ТМЦ и использования их в производстве.

3. Проверка полноты и качества проведенных инвентаризаций ТМЦ и отражения их результатов в учете.

1 вопрос.

Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства предприятия создают и пополняют запасы ТМЦ как составной части их производственных фондов.

Основными задачами контроля ТМЦ на предприятии является проверка:

· состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;

· соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;

· выявление непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;

· полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания ТМЦ;

· обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов, своевременности и качества инвентаризации и правильности принимаемых по результатам ревизии решений.

Основными источниками ревизии являются: первичные документы по движению ТМЦ, данные аналитического и синтетического учета, инвентаризационные описи ТМЦ, данные бухгалтерской и статистической отчетности.

В обеспечении сохранности и рационального использования ТМЦ важное значение имеет правильная организация складского хозяйства.

С лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должен заключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

В ходе ревизии устанавливают наличие и состояние складских помещений и других емкостей, предназначенных для хранения соответствующих видов ТМЦ, подъездных путей и около складских площадок, весоизмерительных приборов, противопожарных средств, охраны, хранения и складского учета.

Ревизоры устанавливают техническое состояние тех или иных помещений (наличие исправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование стеллажными полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблюдение действующего порядка клеймения весов и других измерительных приборов. Материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типам, сороторазмерам должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса.

Правильность показания весов и других измерительных материалов проверяют путем взвешивания или перевешивания заранее подготовленной партии ценностей; взвешивания гирь или измерения объема емкостей. Результаты такой проверки отражаются в промежуточном акте. Если выявлены расхождения в показании приборов, то, МОЛ дает этому письменное объяснение, а ревизор устанавливает причины расхождений и последствия, к которым они могли привести.

Тщательной проверке подлежит состояние работы по приемке и отпуску ТМЦ на складах, для этого проводится фактический контроль приема и отпуска отдельных видов продуктов и материалов.

Проверяется: наличие в достаточном количестве книг или инвентарных карточек складского учета материалов; правильность их заполнения и ведения по хранимым ценностям; своевременность осуществления в них учетных записей и составления ежемесячных отчетов о движении материальных ценностей.

Правильность ведения в местах хранения ценностей оказывает большое влияние на состояние складского учета предприятия, так как при запущенности его создаются наиболее благоприятные возможности для нарушений и злоупотреблений.

2 вопрос.

При проверке использования материальных ресурсов в производстве руководствуются Основным положением по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и Методическими рекомендациями по планированию и калькулированию себестоимости, разработанными и утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами. Основными источниками проверки являются накопительные ведомости по расходу материалов, ж/о по кредиту счета 10 «Материалы», сальдовые или оборотные ведомости о движении материалов, карточки или книги складского учета материалов, первичные документы по использованию материалов в производстве и др.

В первую очередь следует установить соответствие данных складского учета данным синтетического учета по счету «Материалы» на 1-е число проверяемого периода.

Общие обороты выбытия материалов за месяц по всем складам и остатки материалов на конец месяца, приведенные в ведомости, сверяют с кредитовым оборотом и остатками по счету 10 «Материалы» в Главной книге.

При установлении отклонений устанавливаются их причины и виновные лица.

Плановые отделы на основе установленных норм расхода материалов на выпуск определенного вида изделий разрабатывают лимиты отпуска материалов в производство, и отпуск их производится в пределах этих лимитов.

В результате завышения норм сырья и вспомогательных материалов при выпуске готовой продукции создаются неучтенные излишки, так как отпуск их производится не по фактическому расходу, а по норме. Поэтому аудитору следует проверить нормы и их пересмотр, в связи с совершенствованием технологического процесса производства с действующими нормами на других аналогичных предприятиях.

При наличии расхождений устанавливаются причины, виновные лица.

Проверяется списание отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции, для чего анализируются данные ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары. Производится оценка техники расчета отклонений, проверяется правильность подсчета среднего процента отклонений и списание отклонений по направлениям расхода материалов.

При ревизии правильности использования ГСМ необходимо проверить точность планирования потребности в ГСМ, полноту оприходования и обоснованность списания в расход, правильность хранения и эффективность использования израсходованного горючего.

При неправильном хранении могут иметь место значительные его потери или снижение его качества.

3 вопрос.

Инвентаризация служит средством проверки организации материальной ответственности, условий хранения ценностей, правильности цен, достоверности бухгалтерского учета.

Основными задачами инвентаризации являются:

· установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;

· контроль за сохранностью материальных ценностей путем сопоставления их фактического наличия с данными бухучета;

· выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;

· проверка состояния складского хозяйства, условий хранения ценностей.

Ответственность за проведение инвентаризации несут руководитель и главный бухгалтер организации.

Инвентаризации необходимо проводить в сроки, оговоренные в планах утвержденных руководителем. В обязательном порядке:

- перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года;

- при передаче имущества предприятия в аренду;

- при смене МОЛ;

- при установлении фактов хищения или злоупотребления и порчи ТМЦ;

- в случае пожара или стихийных бедствий.

В начале ревизии необходимо проверить наличие всех необходимых документов, подтверждающих ее проведение. (рассказать какие)

Результаты должны быть оформлены инвентаризационными описями, которые составляются по каждому местонахождению материальных ценностей и материально ответственному лицу. Никаких помарок и подчисток в ведомости не допускается. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и МОЛ.

В случае поступления ценностей в ходе инвентаризации они приходуются по отдельной ведомости, аналогичная ведомость составляется при отпуске ценностей.

Для выявления результатов инвентаризации составляются сличительные ведомости, которые подписываются всеми членами комиссии и МОЛ. В сличительную ведомость включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам должны быть получены от МОЛ письменные объяснения. С учетом объяснительных, комиссия устанавливает причины выявленных недостач и определяется порядок регулирования разницы между данными инвентаризации и бухучетом, составляется протокол, который утверждается руководителем.

Если при формировании инвентаризационных материалов выявлены нарушения, проверяющий обязан их изучить и выяснить причины. Эти нарушения могут быть результатом небрежного отношения комиссии к выполнению своих обязанностей или результатом должностного подлога с целью сокрытия установленных фактов недостач и излишков ТМЦ.

В ходе ревизии проверяют правильность составление расчетов по списанию потерь в пределах норм естественной убыли и сверх этих норм. Списание потерь должно производится с разрешения руководителя по утвержденным нормам. При этом списание выявленной недостачи должно быть не выше размеров недостачи по сличительной ведомости.

При выявлении недостач и излишков, допускается зачет недостач излишками, образовавшимися в результате пересортицы по одному и тому же наименованию ТМЦ, у одного того же МОЛ, за один и тот же проверяемый период.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом отчете предприятия.

Тема 2.2 Контроль учета основных средств и нематериальных активов, целевого использования капитальных вложений

Вопросы:

1. Контроль сохранности основных средств.

2. Контроль операций по поступлению и выбытию основных средств.

3. Контроль правильности начисления износа основных средств.

4. Контроль нематериальных активов.

5. Контроль за целевым использованием капитальных вложений.

1 вопрос.

Задачами контроля сохранности, учета и использования основных средств в организациях являются проверки:

обеспечение контроля за наличием, сохранностью и техническим состоянием основных средств;

правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и по характеру участия в производственном процессе;

правильности оценки основных средств в учете;

правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

правильности начисления и отражения в учете износа основных средств;

выполнение плана ремонтов, их своевременности и качества;

правильности и эффективности использования основных средств;

правильности определения результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;

правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухучете и отчетности.

Источниками контроля являются:

- первичные документы на поступление, перемещение и выбытие основных средств;

- регистры аналитического и синтетического учета;

- договоры поставки, купли-продажи, аренды, заявления на приобретение основных средств и т. д.

Инвентаризация позволяет установить соответствие фактического наличия данным бухучета:

- выборочной инвентаризации подвергаются предметы культурно-бытового назначения, мебельные гарнитуры, средства передвижения и техника.

- обязательной – основные средства, по которым при предыдущей инвентаризации была выявлена недостача, а также те объекты, которые по каким-либо причинам не были закреплены за МОЛ.

Инвентаризация должна проводится в следующие сроки:

- основные средства (за исключением животных) не реже 1 раза в год перед составлением годового отчета по состоянию на 01.11 отчетного года;

- зданий, сооружений и других неподвижных объектов 1 раз в 2 – 3 года;

- библиотечных фондов дифференцированно в зависимости от количества книг: до 15 000 – 1 раз в 3 года; от 15 000 до 80 000 – 1 раз в 5 лет; более 80 000 – 1 раз в 10 лет;

- взрослых продуктивных животных и рабочего скота не реже 1 раза в квартал и перед составлением годового отчета на 31.12 отчетного года.

2 вопрос.

Законность поступления основных средств определяется путем сопоставления оприходованных объектов с перечнем, предусмотренным в титульном списке на строительство или в заявке на приобретение техники и оборудования.

Если установлено расхождение, необходимо выяснить их причины, последствия и виновных в этом должностных лиц.

Операции по поступлению и выбытию основных средств проверяют сплошным способом по каналам поступления и выбытия.

Проверке правильности оценки основных средств ревизор должен уделить самое пристальное внимание, т. к. от правильности оценки основных средств в конечном итоге зависят правильность отражения финансовых результатов; правильность расчетов с бюджетом; правильность составления отчетности по основным средствам.

При проверке операций по выбытию основных средств ревизором устанавливается:

наличие приказа о создании комиссии по определению непригодности списываемых основных средств для дальнейшего использования;

ликвидируются ли списываемые объекты;

приходуются ли пригодные запасные части, узлы, металлолом.

3 вопрос.

В ходе контроля правильности начисления износа необходимо установить:

все ли объекты основных средств приняты в расчет для начисления износа;

правильно ли проводится начисление износа по вновь поступившим и выбывшим основным средствам;

правильно ли применяются нормы амортизации и поправочные коэффициенты к ним;

правильно ли относится сумма износа на издержки производства;

правильно ли отражается сумма амортизации в регистрах бухучета.

По всем фактам неправильного начисления амортизации необходимо определить сумму излишне начисленного или недоначисленного износа, который в акте ревизии указывается общей суммой; установить, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовый результат; выявить причины нарушений и виновных в этом лиц; принять меры по недопущению нарушений в будущем.

4 вопрос.

При проверке операций с нематериальными активами ревизор должен определить законность и правильность включения ценностей в состав нематериальных активов, оценивает нематериальные активы с точки зрения доходности для организации.

Далее проверяется правильность учета поступивших нематериальных активов, основными документами являются акты приемки нематериальных активов, накладные, квитанции.

Изучается правильность оприходования и отражения интеллектуальной собственности на счете 04, а также обоснованность их выбытия (продажи, списания, передачи безвозмездно) по счетам 05 «Износ нематериальных активов» и 48 «Реализация прочих активов».

Тема 2.4 Контроль операций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов деятельности организации

Вопросы :

1. Контроль себестоимости товарной продукции.

2. Контроль финансовых результатов.

3. Контроль использования прибыли.

1 вопрос.

Задачами контроля себестоимости продукции являются:

· проверка правильности включения в себестоимость продукции отдельных видов затрат;

· проверка достоверности отчетных данных о фактической себестоимости всей товарной продукции и об объеме продукции в отпускных ценах предприятий;

1. оценка выполнения планового задания по себестоимости продукции (р, у);

2. установление причин отклонений от плана (при превышении плановых затрат и виновных в этом должностных лиц);

3. выявление резервов снижения себестоимости продукции и разработка мероприятий по устранению причин, вызвавших удорожание продукции, и мобилизации вскрытых резервов снижения себестоимости товарной продукции.

Источниками контроля себестоимости товарной продукции являются:

- утверждаемые плановые задания по себестоимости товарной продукции;

- план экономического и социального развития предприятия;

- плановые (нормативные) и отчетные калькуляции себестоимости важнейших видов продукции;

- первичная документация и бухгалтерские записи по счетам учет

производственных затрат (20,23,25,26,28,29,43,44);

- данные аналитического учета и синтетического учета затрат на производство;

- формы периодической и годовой отчетности;

- учетная политика предприятия;

- данные ревизии материальных ценностей, ФЗП, основных фондов, денежных средств и другие, отражающее использование хозяйственных средств предприятия.

Контроль начинается с рассмотрения отчетных данных, приведенных в квартальных и годовом приложениях к отчетности о выполнении плана себестоимости товарной продукции, о фактической ее себестоимости по калькуляционным статьям и о затратах на производство по экономическим элементам за период с начала года.

Производственные затраты предприятий группируются в учете, отчетности в двух разделах: по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

На уровень себестоимости существенно влияют непроизводительные расходы цехового (потери от простоев по вине цехов; недостачи и потери от порчи материальных ценностей в цеховых кладовых и незавершенного производства) и общезаводского характера (потери от простоев по внешним причинами т. д.). Величину их можно установить по данным бухгалтерских регистров аналитического учета счета 25 «Общепроизводственные (цеховые) расходы» и 26 «Общехозяйственные (общезаводские) расходы».

Укрепить режим экономии помогают санкции за перерасход месячных лимитов потребления электроэнергии и превышение лимита электрической мощности. Важно проверить, верно ли отражены в учете суммы, уплаченные энергосистемам сверх основных ставок (тарифов) за перерасход энергии (на 26 статью плата за перерасход лимитов потребления электрической мощности, всех видов энергии и газа».

Расходование средств на содержание аппарата управления предприятия (зарплата и отчисления; служебные командировки персонала управления; содержание и наем легковых автомобилей для служебных разъездов; содержание охраны; канцелярские, почтово-телеграфные и другие нужды) контролируется по данным отчетности и постатейного учета затрат на счетах 25, 26, 23, 29, где они должны быть выделены в отдельные группы и по данным банковских и кассовых расходных документов, авансовых отчетов подотчетных лиц.

При проверке необходимо установить соответствие фактических затрат на оплату труда руководящих, инженерно-технических работников и других служащих утвержденному вышестоящей организацией нормативу ФЗП для этой категории работающих.

2 вопрос

Основными задачами аудита финансовых результатов являются:

проверка правильности формирования финансовых результатов от хозяйственной деятельности предприятия;

установление законности оформления хозяйственных операций о деятельности предприятия в первичных документах и сверка данных, отраженных в учетных регистрах;

проверка расчетов налога на прибыль и своевременности его уплаты в бюджет;

обеспечение контроля достоверности информации отражаемой в бухучете и отчетности;

анализ способов поиска резервов прибыли и эффективности ее использования;

проверка полноты отражения на счетах бухучета выручки от реализации продукции (р, у), внереализационных операций и прочих доходов;

разработка мероприятий и финансовых стратегий, направленных на снижение себестоимости и увеличение прибыли;

контроль за соблюдением установленного режима финансирования различных затрат за счет прибыли;

выявление отклонений фактического использования прибыли от планируемого, установление их причин и последствий;

проверка правильности определения причитающихся бюджету платежей и оставляемой предприятии части прибыли.

Основными источниками данных о финансовом результате деятельности организации служат записи в учетных регистрах – Главной книге, в журнале – ордере в аналитическом разрезе счета 80 «Прибыли и убытки», в балансе предприятия ф №1; в отчете о прибылях и убытках ф №2; в утверждаемом самим предприятием бизнес – плане. Также к источникам относятся: учредительные документы предприятия, приказы, распоряжения, банковские выписки, кассовый отчет, документы на отпуск готовой продукции со склада.

3 вопрос.

Основными источниками аудита использования прибыли служат: баланс доходов и расходов, бухгалтерский баланс, расшифровки балансовых статей «Платежи в бюджет» и «Прочие отвлеченные средства», первичные документы и записи в учетных регистрах, расчеты платежей и отчислений прибыли в бюджет.

На первоначальном этапе ревизор устанавливает правильность определения предприятием прибыли и выручки от реализации продукции.

Ревизор, выясняет, как в учетной политике предприятия предусмотрено учитывать финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) – по предъявленным расчетным документам или по мере оплаты.

Далее проверяет аналитические документы, регистры учета (Ж/О № 15) и устанавливает законность, правильность и достоверность отраженных сумм прибылей и убытков.

Проверяется правильность оценки продукции и полноту на счете 46 выручки от реализации продукции незавершенного производства отпуска продукции в порядке обмена, продажи материальных ценностей по ценам ниже себестоимости и в иностранной валюте. Изучается правильность распределения различных скидок и издержек обращения и производства на реализованную продукцию и на ее остаток; своевременность, полнота и законность списания доходов и расходов на счета, учитывающие финансовые результаты хозяйственной деятельности.

Внереализационные доходы и расходы изучаются в динамике за ряд отчетных периодов, тщательно выясняются их причины (особенно по штрафам).

Для контроля используются записи по счету 81 в Ж/О №15, который одновременно содержит и таблицу аналитических данных об использовании прибыли в течении года.

Тема 2.5 Ревизия учета фондов и резервов организации

Вопросы :

1. Ревизия фондов специального назначения.

2. Ревизия резервов предстоящих расходов и платежей.

1 вопрос

В ходе проверки фондов специального назначения необходимо установить обоснованность образования и расходования этих фондов. При этом ревизор должен определить:

1) выполнение условий и наличие документов, дающих право на образование фондов. Проверяются: учредительные документы, учетная политика, инструкции, законодательные акты;

2) правильность расчета фондообразующих показателей и размер прибыли направляемой в данные фонды.

Далее проверяется расходование фондов.

Фонд накопления может использоваться только в следующих случаях:

при зачислении средств фонда на увеличение уставного капитала (решение учредителей предприятия);

при направлении средств фондов на погашение убытков (обоснованность записей по дебету 88 и кредиту 87);

при распределении прибыли между учредителями (записи по счету 75).

Фонд потребления может использоваться в следующих случаях:

для выплаты единовременной помощи работникам предприятия;

на начисление премий и вознаграждений и других социальных выплат (Положения о премировании, Коллективный договор и др.);

на оплату приобретенных медикаментов, путевок для работников и их детей в санатории, дома отдыха.

Фонд потребления должен расходоваться в соответствии со сметой, поэтому при проверке использования фонда составляется вспомогательная ведомость.

2 вопрос

До начала проверки необходимо выяснить, какие резервы предстоящих расходов и платежей образованы в ревизуемом предприятии, каким образом организован их учет. Для этого анализируются учредительные документы, которые сопоставляются с действующим законодательством.

Резервы могут образовываться как за счет издержек (оплата предстоящих отпусков; выплаты за выслугу лет; ремонта основных средств; и др.), так и за счет прибыли предприятия.