Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по выполнению курсовых

 

             

Рекомендации методические по выполнению курсовых

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению

КУРСОВЫХ,

НАУЧНЫХ (КОНКУРСНЫХ) РАБОТ

Составитель- к.э.н., доцент Саяпов М.Ш.

ВВЕДЕНИЕ

Курсовые работы являются неотъемлемой частью подготовки специалистов по гуманитарным, социальным, юриди­ческим и филологическим наукам. Подготовка курсовых, научных (конкурсных) работ направлена на раз­витие и закрепление навыков глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической, и другой литерату­ры по экономическим наукам; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, чётко формулировать теоретические обобще­ния, выводы и практические рекомендации.

Курсанты за время своего обучения пишут и защи­щают в соответствии с учебным планом несколько курсовых ра­бот и дипломную работу по специализации. Курсовые работы должны отвечать высоким квалификационным тре­бованиям в отношении содержания и оформления.

Курсовые работы выполняются на различных этапах обуче­ния курсантов. Их подготовка имеет целью научить самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, привить навыки само­стоятельного производства расчетов, проведения научных иссле­дований и обоснования принимаемых решений.

является научной разработкой конкретной темы в небольшом объёме в процессе обучения по специальности. По своему содержанию и форме она должна стремиться к идеалу настоящего научного текста типа статьи.

Процесс подготовки курсовых работ обеспечивается правиль­ным выполнением общих квалификационных требований к по­добного рода работам.

исследования. Полученные исследовательские навыки также слу­жат основой для качественной работы над выпускной квалифика­ционной работой.

должна быть методологически последовательной, с глубо­ким анализом значительного числа источников и аргументиро­ванными выводами. Часто она является базой для подготовки ос­новательной, глубоко научной дипломной работы.

Таким образом, является квалификационным учебно-научным трудом, в котором самостоятельно разработана избранная проблема. обладает всеми чертами на­учного произведения: в ней чётко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложе­ны степень изученности проблемы, состояние её исследования; она выполняется на основе знакомства с теоретическими подхо­дами к проблеме, использования методологических знаний; со­держит научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы; носит целостный, однородный и завер­шённый характер.

ТРЕБОВАНИЯ

должна отражать теоретический и научно-исследовательский характер решаемых задач; давать представле­ние о том, насколько студент овладел методом научного анализа сложных явлений социальной действительности, теории и прак­тики, творческого применения теории и методологических прин­ципов исследования; показывать умение обучающегося делать те­оретические обобщения и практические выводы; отличаться ло­гичностью, доказательностью, лаконизмом,четким и ясным из­ложением материала, достоверностью фактов; отражать умения студента пользоваться рациональными приёмами поиска, отбора, обработки и систематизацией информации, осуществлять её про­верку. Высокая научная достоверность и объективность содер­жания исследовательского материала - важнейшие требования к курсовой работе.

готовится курсантом аккуратно, с учетом тре­бований, предъявляемых к литературному оформлению научного труда. Оптимальный объём курсовой работы - 18-24 страницы компьютерного текста, отпечатанного через 1 интервал. В виде исключения курсанту разрешается защищать курсовую работу, написанную от руки, разборчиво чернилами (пастой) одного цве­та, правильно оформленную. При наличии приложения (прило­жений) объём может быть несколько больше, но в любом случае не более 30 страниц.

6

7

1.2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ РАБОТ

1. Выбор темы.

2. Назначение руководителя работы, составление плана-гра­фика её подготовки, определение примерной структуры, содер­жания, методики выполнения.

3. Сбор материала, обработка и анализ полученной информа­ции (поиск и изучение литературы и других документов по теме, перевод иноязычных источников), подготовка библиографии.

4. Подготовка первого варианта работы:

- разработка темы;

- формулирование основных положений, выводов и разработ­ка практических рекомендаций;

- литературная и редакционная обработка текста.

5. Представление подготовленного текста руководителю.

6. Доработка, устранение отмеченных руководителем недо­статков.

7. Просмотр окончательно доработанного и оформленного тек­ста курсовой работы руководителем.

8. Написание отзыва руководителем.

9. Рецензирование работы.

10. Принятие решения о допуске её к защите.

11. Изучение отзыва руководителя и рецензии. Подготовка к защите курсовой работы.

12. Защита курсовой работы

Тематика курсовых работ определяется и формулируется про­фессорско-преподавательским составом кафедр, обсуждается и утверждается на их заседаниях, после чего представляется в учеб­ный отдел. Она должна отвечать основному содержанию учебных дисциплин, отражать их наиболее актуальные проблемы и иметь четкую практическую направленность.

Ориентируясь на собственный научный интерес и направления научной работы кафедр и преподавателей, курсант может осуществить выбор темы курсовой работы свободно, вплоть до предложения своей темы с обоснованием необходимости её разра­ботки. Эта тема должна быть затем утверждена на заседании ка­федры .

Практика показывает, что написание курсовой работы часто перерастает в подготовку дипломной и научной (конкурсной) ра­бот. В свою очередь, научные работы студентов, получившие по­ощрения по итогам конкурса, решением заведующего кафедрой могут быть зачтены в качестве курсовых работ, а их авторы, кро­ме того, освобождены от сдачи экзамена (зачёта) по соответствую­щей учебной дисциплине.

выполняется в часы, отведенные на её напи­сание и оформление.

Научное руководство курсовой работой включает:

- выяснение руководителем степени подготовленности курсанта к разработке выбранной темы и помощь в составлении плана-графика выполнения курсовой работы;

- помощь в определении направления разработки темы, выборе понятийного и методологического аппарата, формулировании целей и задач курсовой работы, в разработке её струк­туры, плана экспериментального или социологического исследо­вания (если оно предполагается);

- рекомендации по использованию обязательной и дополни­тельной литературы, получению информации из других источ­ников;

- консультации по вопросу выбора метода и методик исполь­зования и обобщения статистических данных, взятых из литера­турных источников;

- консультации и помощь по содержанию, стилю написания и оформлению работы;

- регулярные проверки выполнения работы в целом;

- анализ подготовленной курсовой работы, указания и реко­мендации по устранению недостатков и неточностей;

- написание отзыва с выводом о возможности допуска к защи­те;

- своевременное информирование председателя предметно-ме­тодической комиссии, руководства кафедры, начальника курса в случае значительного отклонения от графика подготовки курсо­вой работы, при возникновении проблем, способных поставить под вопрос завершение работы в установленный срок.

Кафедра на своих заседаниях периодически заслушивает ин­формацию руководителей о ходе подготовки курсо­вых работ. В установленные сроки сдаётся на кафедру. Она должна быть правильно оформлена и подписана автором на последней странице. Руководитель знакомится с рабо­той, оценивает её содержание, проверяет соблюдение требований к оформлению.

При невыполнении требований к научному уровню, содержа­нию и оформлению курсовой работы руководитель возвращает её для доработки . Курсанты, несвоевременно подготовившие кур­совые работы или получившие неудовлетворительную оценку, к экзаменационной сессии не допускаются.

1.4. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА

После того как допущена к защите, курсант знакомится с отзывом руководителя, рецензией на работу и гото­вится к защите.

Процедура защиты состоит: из краткого сообщения (5-6 мин)курсанта об основном содержании работы, выводах и рекоменда­циях по проблеме; его ответов на вопросы и замечания, отраженных в рецензии научного руководителя.

Курсовые работы оцениваются по 4-балльной системе — "от­лично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". При получении неудовлетворительной оценки курсант повторно выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в установленные сроки.

Курсовые работы после их защиты сдаются на кафедру, где хранятся в учебном кабинете до окончания университета. Затем списываются по акту и уничтожаются. Лучшие курсо­вые работы могут храниться на кафедрах и более дли­тельное время.

2. НАУЧНАЯ (КОНКУРСНАЯ) РАБОТА

Основной целью участия в конкурсе является активизация на­учной работы курсантов как одна из эффективных мер повышения качества подготовки профессиональных специалистов.

На конкурс представляются закрытые и открытые завершён­ные научно-исследовательские, научные и опытно-конструктор­ские работы , представляющие собой самостоятельно вы­полненные исследования по актуальным проблемам науки и тех­ники и занявшие призовые места на внутривузовских конкурсах.

В правильном оформлении научной (конкурсной) работы помогут приложения 17 - 44.

2.1. ТРЕБОВАНИЯ

Требования к научной работе во многом схожи с требования­ми к курсовой работе, но есть и отличия. Научная работа оформ­ляется курсантом аккуратно, грамотно, с учётом требований, предъявляемых к литературной обработке научного труда. Науч­ные работы студентов представляются в конкурсные комиссии в одном экземпляре.

Объём научной работы — от 17 до 35 страниц текста до спис­ка литературы. Работу до 35 страниц текста, как правило, готовят 2-3 автора, а средний объём научной работы, как показывает прак­тика, составляет 20-25 страниц текста до списка литературы (списка источников и литературы) и приложений. Список литературы (спи­сок источников и литературы) и приложения в общий объём не входят. Прилагаемые к работе чертежи и иллюстрации должны быть скомпонованы на листе формата А4 (210 х 297 мм). Представ­ление макетов и натуральных экспонатов не допускается.

Отпечатанные и сброшюрованные курсовые работы и проекты могут быть выдвинуты на конкурс, если они представляют собой разработки, проведенные студентами в процессе обучения, и по­лученные в них результаты опубликованы в печати, внедрены в практику или в учебном процессе вуза. Такие работы должны иметь пометку: " (проект) является завершением работ, выполнявшихся с__по__(месяц, год)".

Фамилии авторов и научных руководителей рецензентам дол­жны быть неизвестны, поэтому в представляемых на конкурс ра­ботах, в аннотациях, отзывах научных руководителей о степени самостоятельности выполненной работы, а также в документах, подтверждающих научную ценность работ (акты о внедрении ре­зультатов научной работы, патенты, оттиски статей), заменяют­ся девизом.

2.2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ РАБОТЫ

1. Выбор темы.

2. Составление плана работы, определение её примерной струк­туры, содержания, методики выполнения.

3. Сбор материала, поиск и изучение литературы по теме, перевод иноязычных источников, подготовка библиографии.

4. Подготовка первого варианта работы:

- разработка темы;

- формулирование основных положений, выводов и практи­ческих рекомендаций;

- литературная и редакционная обработка текста.

5. Представление подготовленного текста научному руководи­телю.

6. Доработка, устранение отмеченных руководителем недо­статков.

7. Просмотр окончательно доработанного и оформленного тек­ста научной работы руководителем.

8. Написание отзыва научным руководителем.

9. Доклад председателю конкурсной комиссии кафедры и при­нятие решения о допуске научной работы на кафедральный тур конкурса.

10. Рецензирование научной работы одним из преподавателей кафедры.

11. Принятие кафедральной комиссией решения о допуске научной работы на институтский (вузовский) тур конкурса.

12. При положительном решении конкурсной комиссии ка­федры о допуске научной работы на институтский (вузовский) тур конкурса курсант, изучив отзыв научного руководителя и рецензию, имеет возможность улучшить качество работы до пред­ставления её в конкурсную комиссию института.

13. Научная работа, выдвинутая конкурсной комиссией на заключительный тур конкурса, должна быть тща­тельно вычитана на предмет орфографических, пунктуацион­ных и стилистических ошибок, а приведённые цифры и цитаты проверены по первоисточникам. В библиографических ссыл­ках должны быть соблюдены правила описания литературы и источников согласно требованиям ГОСТ 7.1-841

'Исключением из общего правила написания сложносокращенных слов строчными буквами (которые склоняются, как существительные того же рода и склонения) является сокращение ГОСТ, которое образовано из усеченных частей слов (ГО - государственный, СТ - стандарт), но по традиции пишется прописными буквами. При сочетаниях индекса стандарта с регистрацион­ным номером аббревиатуру ГОСТ рекомендует писать без наращения падеж­ных окончаний (например, согласно требованиям ГОСТ 7.1-2003).

В списке литературы (списке источников и литературы) необходимо соблюдать пра­вила ее (их) описания согласно требованиям ГОСТ 7.1-2003. Работа должна быть сброшюрована и иметь все необходимые документы. (Работы, выдвигаемые в другие вузы — организато­ры конкурса, должны быть сброшюрованы и переплетены ти­пографским способом).

2.3. ВЫБОР ТЕМЫ И НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО

Темы научных работ для участия в конкурсе курсанты, как правило, выбирают, ориентируясь на собственный научный инте­рес и направления научной работы кафедр и преподавателей, из тематики курсовых работ, разработанной на кафедрах, а также выходят с инициативными темами по актуальным проблемам гу­манитарных, социальных, правовых, филологических и других наук. Научные руководители обычно назначаются из числа пре­подавателей кафедры.

Общее и научное руководство, контроль за своевременной под­готовкой курсантом научных работ осуществляют конкурсные комиссии кафедр через научных руководителей из числа препо­давателей кафедр и предметно-методические комиссии.

Часто перерастает в научную (конкурсную) работу, а та, в свою очередь, в дипломную. Венцом всей работы над проблемой могут стать в перспективе подготовка кандидат­ской диссертации и её защита.

Научное руководство при подготовке конкурсной работы включает:

- выяснение руководителем степени подготовленности к разработке выбранной темы;

- помощь в определении направления разработки темы, в выборе понятийного и методологического аппарата рабо­ты, в формулировании целей и задач научной работы, в разработ­ке её структуры, плана экспериментального или социологическо­го исследования (если оно предполагается);

- рекомендации по использованию обязательной и дополни­тельной литературы, получению информации из других источ­ников;

- консультации по вопросу выбора метода и методик исполь­зования и обобщения статистических данных, взятых из литера­турных источников;

- консультации и помощь по содержанию, стилю написания и оформлению работы;

- регулярные проверки выполнения работы в целом;

- анализ подготовленной научной работы, указания и реко­мендации для устранения недостатков и неточностей;

- написание отзыва с выводом о возможности допуска на ка­федральный тур конкурса;

- своевременное информирование председателя конкурсной комиссии кафедры и заведующего кафедрой в случае значитель­ного отклонения от сроков подготовки научной работы, при воз­никновении проблем, способных поставить под вопрос завершение работы в установленный срок.

2.4. ОБСУЖДЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Поступившая на кафедру научная работа с письменным отзы­вом научного руководителя, рекомендующего её для участия в кафедральном туре конкурса, рецензируется преподавателем. После этого она представляется конкурсной комиссии кафедры. На заседании конкурсной комиссии заслушиваются сообщения научного руководителя и рецензента (при отсутствии кого-то из них зачитывается письменный отзыв научного руководителя или рецензия).

Конкурсная комиссия допускает работу на институтский (ву­зовский) тур конкурса в том случае, если она соответствует предъявляемым требованиям по структуре, содержанию, языку и стилю изложения материала, правильному библиографическо­му оформлению ссылок, списка литературы (списка источников и литературы) и приложений.

Затем конкурсной комиссией института принимается реше­ние выдвигать работу на заключительный тур конкурса или не выдвигать. Работа, выдвинутая на заключительный тур конкур­са» должна быть сброшюрована, а направляемая в другой вуз — организатор конкурса, ещё и переплетена типографским спосо­бом.

Решение конкурсной комиссии доводится до сведения курсанта.

Раздел второй

СТРУКТУРА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

КУРСОВЫХ, НАУЧНЫХ (КОНКУРСНЫХ) РАБОТ

1. СТРУКТУРА

1.1.

Исходя из объёма курсовой работы, может быть пред­ложена следующая структура: введение (1-2 с); основная часть, состоящая из 2-3 вопросов (15-20 с); заключение (2-3 с); затекстовые библиографические ссылки и примечания, вынесенные в конец работы (1 с), если они есть; список литературы (список источников и литературы) - 1-2 с; приложения (до б с). Если есть список сокращений, используемых в работе, то он распола­гается перед введением (не нумеруется).

Титульный лист курсовой работы оформляется по единому образцу (см. приложение

На 2-й странице помещают оглавление (содержание)1 . Здесь в порядке очередности располагаются: введение, названия вопро­сов (глав, разделов) и, если они есть, подвопросов (параграфов, подразделов), заключение, список литературы (список источни­ков и литературы) и приложения (если они есть) с указанием номеров страниц, на которых они начинаются. (См. приложения ).

Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении курсант обязан обосновать выбор избранной темы и показать её актуальность, сформулировать предмет исследова­ния, то есть поставить научную проблему, кратко проанализиро­вать степень её разработанности, раскрыть конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе исследования.

Текст, расположенный между введением и заключением, явля­ется основной частью, которая, правда, никогда так не озаглавли­вается. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одного вопроса (главы, раздела), она включает несколько (как мини­мум два) вопросов (глав, разделов). В основной части подробно рас­крывается содержание темы, вопросы нумеруются римскими или арабскими цифрами. Каждый вопрос (глава, раздел) основной части работы должен заканчиваться краткими (2-3 абзаца) выводами.

Если курсовую работу в перспективе предполагается использо­вать как научную (конкурсную), то структура избирается в соответ­ствии с рекомендацией комиссии вуза - организатора конкурса.

Вопросы (разделы, главы) могут быть (но не обязательно) раз­делены на подвопросы (подразделы, параграфы). Деление осуще­ствляется таким образом, чтобы части работы были пропорцио­нальными по объёму и научному содержанию.

1 Различие между терминами «оглавление» и «содержание». Оглавле­ние и содержание - понятия очень близкие: оба обозначают указатели руб­рик в труде. Их следует различать по характеру рубрик, составляющих ос­нову указателя, и по структуре. Оглавление - указатель рубрик труда (кур­совая работа, , научная работа, учебное пособие, моногра­фия, учебник, диссертация), посвященного исследованию одной проблемы й написанного главами (с параграфами или без). Содержание - указатель руб­рик труда, написанного по разделам (с подразделами или без), или заглавий отдельных трудов (сборник научных статей одного автора на различные темы» сборник научных статей разных авторов, сборник законов или директив и т. д.).

При написании текста надо следить за тем, чтобы в ходе изло­жения не терялась основная мысль работы, то есть так называе­мая "красная нить". Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы (раздела, вопроса) или параграфа (подраздела, подвопроса) их заголовкам.

Если при написании текста мысль отклонилась от темы, её следует вернуть в нужное русло либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения материа­ла. Нужно постоянно проверять, имеет ли аргументация логичес­ки стройный вид. Здесь можно воспользоваться таким правилом: в идеале каждая глава (раздел, вопрос), параграф (подраздел, под-вопрос) и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами. Конец каждой главы (раздела, вопроса), па­раграфа (подраздела, подвопроса) или абзаца должен иметь логи­ческий переход к следующему. В этой связи необходимо закан­чивать каждый параграф (подраздел, подвопрос) и главу (раздел, вопрос) подведением их итогов, из которых бы логически следо­вала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы. То есть надо"перекинуть мостик"к дальнейшему исследованию пробле­мы.

должна быть написана хорошим научным язы­ком. Это означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учёт особенностей научной речи: её точности, однозначности терминологии, некоторых пра­вил применения форм речи.

В отношении стиля научной речи следует запомнить, что лич­ная манера изложения в современной научной литературе уступи­ла место безличной. Иными словами, местоимение "я" не употреб­ляется, а местоимение "мы" постепенно выходит из употребления. Используются словосочетания "можно считать", "допустим, что..." и др. Далее при обсуждении научных положений того или иного мыслителя применяется форма настоящего времени. Заметим, что есть слова и выражения, которые вообще не следует использовать в научном тексте: "общеизвестно", "само собой разумеется", "есте­ственно". Не следует также употреблять местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" из-за их неопределенности.

В целом же практика показывает, что в курсовой работе быва­ет вполне достаточно разделить основную часть на 2—3 вопроса (главы, раздела), не выделяя подвопросов (параграфов, под­разделов).

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных при исследовании, выводы, практические рекомен­дации и предложения, в том числе и по перспективам дальней­шего изучения проблемы.

Заключение и введение в курсовой работе никогда не делятся на части.

При делении всего текста работы на части следует руковод­ствоваться таким эмпирическим правилом: введение в курсовой работе должно быть не менее одной страницы. Из опыта следует, что оптимальный размер введения - до 10% текста. Например, в 20-страничной работе 5 страниц для введения и 5 для заключе­ния - это слишком много, но и полстраницы для введения слиш­ком мало. То же самое относится к заключению, но все отклоне­ния по объёму должны быть в меньшую сторону. Остальной объём работы приходится на основную часть.

Если курсант выносит сноски (библиографические ссылки, примечания и переводы иноязычного текста), связанные с основ­ным текстом, в конец работы, то в тексте дается их сквозная нумерация, а описывать их надо так, как указывает­ся в приложениях 17, 18.

В список литературы (список источников и литературы) курсант включает все использованные документы, цитированные ис­точники и прочитанную литературу, которые относятся к теме и оказали существенное влияние на содержание работы. Список ли­тературы (список источников и литературы) не должен быть как можно больше. Он увеличивается в результате работы над темой, но в него включаются лишь те произведения, на которые автор опирался. Не следует составлять список литературы (список ис­точников и литературы) лишь заглядывая в библиотечный ката­лог.

При составлении списка использованной литературы рекомен­дуется разделить её на несколько групп (названия групп не ука­зываются, расположение документов делается сквозным).

Список литературы имеет порядковую нумерацию. Это необ­ходимо для формальной оценки объёма изученного материала, Цифра может указывать также, какой источник из списка лите­ратуры использован при цитировании.

1.2. НАУЧНАЯ РАБОТА

Структура научной работы, представляемой на конкурс, во многом аналогична структуре курсовой работы. Разница с курсо­вой работой только в объёме структурных элементов: введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений, а также в оформлении титульного листа, оглавления - 2-й стра­ницы и приложений.

Исходя из объёма научной работы, студентам может быть пред­ложена следующая структура: введение (1-2 с); основная часть, состоящая из 2-3 вопросов (18-22 с); заключение (2-3 с); затекстовые ссылки и примечания, вынесенные в конец работы (1 с), если они есть; список литературы (список источников и литера­туры) - 1-2 с; приложения (до 6с).

На титульном листе указываются: девиз, состоящий не более чем из трёх слов, отражающих содержание научной работы; на­звание и год проведения конкурса (см. приложение 33).

На 2-й странице помещается оглавление (содержание). В нём в порядке очередности располагаются: введение, названия 2—3 вопросов, как правило, без разбивки на подвопросы, за­ключение, список литературы (источников и литературы) и приложения (если они есть). Образец оглавления (содержания) научной работы представлен в приложениях 34, 35. Названия разделов должны соответствовать их названиям в тексте рабо­ты.

Если есть список сокращений, используемых в работе, то он располагается перед введением (не нумеруется).

В список литературы (список источников и литературы) главы и параграфы, из которых наиболее подходящими для кур­совой работы являются две. Одна из них называется десятичной системой. В десятичной системе применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфов образуется путем при­писывания к номеру главы номера параграфа. Разделены они точ­кой. Таким образом, цифры "2.1." и "2.2." обозначают номера параграфов главы 2. Если бы параграф 2.2. делился на части, то для их обозначения использовалась бы следующая нумерация: 2.1.1., 2.1.2. и т. д. Тем самым по номеру раздела легко опреде­лить его место в структуре всего текста. Не менее распространена и другая система, в которой главы обозначаются словом "глава" с номером, а параграфы - знаком "§" и порядковым номером дан­ного параграфа в главе. Например, указанный параграф имел бы обозначение "§ 2" или "§ 2.1.".

Существуют и иные системы обозначения частей текста. Выбор той или иной системы - дело вкуса, обязательно лишь последователь­но придерживаться выбранной системы на протяжении всего изложе­ния, следить, чтобы обозначение выделяемых частей текста соответ­ствовало их месту в иерархии частей текста.

При этом необходимо руко­водствоваться следующим: глава (раздел, вопрос) - это часть тек­ста, в которой содержится большой смысловой объём, а параграф (подраздел, подвопрос) - это подраздел текста внутри главы (раз­дела, вопроса), содержащий логически важную часть главы (раз­дела, вопроса). Заголовки глав (разделов, вопросов) и параграфов (подразделов, подвопросов) основной части должны быть кратки­ми, четкими, последовательно раскрывающими содержание ра­боты в целом. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце сщроки слово должно быть обязательно полным.

Параграфы (подразделы, подвопросы) делятся на абзацы. Де­ление текста на абзацы осуществляется автором произвольно. По­началу кажется, что это трудная работа. Однако это не так. Абзац - часть текста, начинающаяся с новой строки, состоящая из нескольких включает только те документы, которые он использовал при написании работы (см. приложение 19).

В приложение (приложения) к научной работе могут выно­ситься архивные документы, таблицы, графики, схемы, образцы Документов, опросных листов и другие вспомогательные материа­лы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложения создаются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования.

Особые требования по финансам (и по другим экономическим дисциплинам) должна выполняться на основе использования практического экономического материала. В том случае, если тема посвящена анализу макроэкономических процессов, практический материал должен базироваться как на изучении стаей из современных экономических журналов или на материале соответсвующих интернет-сайтов. Рекомендуется использовать возможности таких программ как КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС и ГАРАНТ.

При выполнении работ по микроэкономическим темам практический материал базируется на материалах финансовой отчетности предприятия. Проведенный финансовый анализ должен проводиться за несколько лет (два-три) что позволяет проследить динамику изменения экономических процессов.

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Курсовая работ оформляется только на лице­вой стороне белой бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм). Каждая страница основного текста и приложений должна иметь поля: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм до основного текста, правое - 10 мм, нижнее - 25 мм (см. приложение 23).

При подготовке курсовой работы на компьютере - в основном тексте шрифт 14 пт, Times New Roman , междустрочный интер­вал одинарный.

При подготовке страницы текста курсовой работы на компьютере расстановка переносов — автоматическая, а формати­рование основного текста и ссылок — в параметре "по ширине".

Нумерация страниц — сверху по центру. Она производится последовательно, начиная с 3-й страницы (введение), то есть после титульного листа и оглавления (содержания) работы, а также списка сокращений, используемых в работе, если он есть (без нумерации страницы). Титульный лист и оглавление (содержание) для удоб­ства нумерации основного текста работы располагают на от­дельном файле. Начало текста введения опускают от верхнего края страницы на 1/4 или 1/5. Номера страниц ставятся на расстоянии 1 см от верхнего края основного текста или заголовка.

Заголовки глав (разделов, вопросов), отражающие предель­но кратко и точно основное существо излагаемых проблем, отде­ляются от основного текста пробелом в 1-1,5 интервала сверху и снизу (если заголовки стоят в начале страницы, то отделяются °т основного текста пробелом в 1-1,5 интервала х 2 снизу).

Заголовок набирается полужирным шрифтом и выравнива­ется по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть н а конце строки слово должно быть обязательно полным.

Страницы должны быть заполнены текстом. Текст печатается на расстоянии 2-3 интервалов от заголовка в установленных гра­ницах полей. Если состоит из небольших глав (разделов, вопросов), то новую главу (раздел, вопрос) не следует начинать с новой страницы, если текст предшествующего раздела завершается в верхней или средней части листа.

В работе большое значение имеет правильное определение аб­зацев. Каждый из них, как правило, говорит о новой мысли ав­тора. Абзацу должны быть присущи единая тема и логическая целостность. Отступ каждого абзаца в тексте и сносках должен начинаться на удалении 3 или 5 знаков (ударов по пробельной клавише) от левого поля по всей работе (0,75 или 1,27 см).

В тексте необходимо применять шрифтовые выделения (по­лужирный, курсив, полужирный курсив, подчеркивание , раз­рядка и др.). Они используются для выделения автором главного, нужного, того, на что следует обратить особое внима­ние, чтобы сплошь не было однообразно набранного текста. Выде­ляются, как правило, определения, сущность исследуемого явле­ния (кратко), выводы. При этом слишком часто применять шриф­товые выделения нельзя, иначе руководителю и рецензенту бу­дет трудно понять, что же у исследователя в работе самое важное с его точки зрения.

Для курсовой работы достаточен минимальный научный ап­парат, который составляют правильно оформленные цитаты, сноски (библиографические ссылки, примечания, переводы иноязычно­го текста), список литературы (список источников и литерату­ры). Курсанту необходимо в этих целях постоянно обращать вни­мание на научный аппарат изучаемых статей и книг.

Наиболее важными элементами научного аппарата являются цитаты и примечания.

Цитата - это точная, дословная выдержка из какого-либо тек­ста, включённая в собственный текст. Как элемент научного аппа­рата, цитата выполняет в работе важную функцию: она является подтверждением высказанной мысли или аргумента. Поэтому если в работе автором приводится цитата для подтверждения рассмат­риваемых положений, то в её тексте должны сохраняться все особенности документа, из которого она взята: орфография, пунк­туация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения. Цитата внут­ри текста заключается в кавычки.

Все цитаты, а также заимствованные из различных докумен­тов аргументы или статистические данные подтверждаются биб­лиографической ссылкой на первоисточник.

Необходимо знать, что работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой. Цитаты выпол­няют вполне определенную функцию: они подтверждают излага­емую мысль или довод. Поэтому цитаты приводятся только для подтверждения аргументов или описаний.

Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты и ссылки должны быть в каждой главе и параграфе, за исключени­ем того материала, в котором автор развивает свою позицию или подытоживает результаты.

Библиографические ссылки на цитаты и парафразы распола­гаются в сносочном аппарате. Сноска - это дополнительный текст (библиографическая справка, примечание, перевод, толкование), помещаемый отдельно от основного текста или внизу страницы, или в конце всего текста (под порядковыми номерами), или в основном тексте в скобках, и связанный с основным текстом зна­ком сноски.

Библиографическая ссылка является указанием источника, на который ссылаются. Это - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимых и достаточ­ных для его общей характеристики, идентификации и поиска, в которых студент может найти сведения о предмете, пояснитель­ный и дополнительный материал.

Библиографическая ссылка может быть подстрочная, внут­ритекстовая или затекстовая. При выборе способа оформления библиографических ссылок надо руководствоваться следующими соображениями: если ссылки необходимо читать вместе с основ­ным текстом, то их помещают внутри текста; если они нужны студенту по ходу знакомства с работой, тогда применяют подстрочное расположение; если же ссылки можно читать в отрыве от основного текста, то лучше использовать затекстовый вариант.

Авторы работ в основном используют подстрочные библио­графические ссылки, помещаемые внизу страницы, под строка­ми основного текста и автоматические отделяемые от него не­большой горизонтальной линией.

Внутритекстовые библиографические ссылки помещают в са­мом тексте в скобках, в том месте, к которому они относятся. В этом случае используется сокращённый их вид: указываются фа­милия и инициалы автора цитируемой работы, название, место и год её издания, номер страницы.

Затекстовые библиографические ссылки помещаются после всего текста, то есть выносятся в конец работы. В ссылках указы­ваются источник данных, книга или статья, то есть указывают её автора, название, место и год издания и страницу, откуда заим­ствована цитата (аргумент или цифра).

Подстрочные и затекстовые библиографические ссылки связы­ваются с соответствующим местом основного текста арабскими циф­рами, набранными мелким шрифтом и расположенными на верх­ней линии шрифта основного текста. Номер ссылки после сокра­щений км или м надо отделять пробелом. Нумерация затекстовых ссылок сквозная, а подстрочных может быть как постраничной, так и сквозной. Образцы написания и нумерации подстрочных биб­лиографических ссылок на страницах работы даны в приложениях 23-26. Приведем пример написания внутритекстовой библиогра­фической ссылки: См: Брусилов А. А. Мои воспоминания. - М., 1983. — С. 189. Примеры написания и нумерации затекстовых библиографических ссылок даны в приложениях 17, 18.

Библиографические ссылки, воспроизведённые из других изданий, приводятся с указанием источника заимствования ("Цит. по:, "Приводится по:"). Например: Цит. по: Брусилов А. А. Мои воспоминания. - М., 1983. - С. 190.

При первом библиографическом описании документа в ссыл­ке указываются все обязательные (при необходимости и некото­рые факультативные) элементы. Например: Платонов Б. Н. Во­инский этикет. - М., 1983. - С. 12.

В повторных библиографических ссылках на документ, име­ющий автора (авторов), приводят основное заглавие, имя индивидуального автора (авторов) и соответствующие страницы. На­пример: Платонов Б. Н. Воинский этикет. - С. 12. повторных библиографических ссылках на документ разрешается опускать последние слова длинных заглавий, заме­няя их многоточием (...). Например: Ващенко П. Ф. Создание Советских Вооружённых Сил... - С. 10. (Полное название доку­мента: Ващенко П. Ф. Создание Советских Вооружённых Сил: Обзор военных действий 1917-1940 гг. - М., 1989. - С. 10).

В библиографических ссылках при анализе нескольких работ одного автора (авторов) возможно использование вместо фамилии (фамилий) и инициалов сокращений: "Его же", "Ее же", "Их же" или "Он же", "Она же", "Они же". Например: Анфилов В. А. Бессмертный подвиг: Исследование кануна и первого этапа Вели­кой Отечественной войны. - М., 1971. - 543 с; Его же. Грозное лето 41 года. - М., 1995. - 190 с; Его же. Дорога к траге-дии сорок первого года. - М., 1997. - 304 с.

Нумерация подстрочных и затекстовых библиографических ссылок и примечаний может начинаться на каждой странице всей работы (см. приложение 23); в каждом разделе работы во введении, во всех главах, в заключении и автоматически продол­жаться до его окончания (см. приложение 25); быть сквозной от начала до конца работы (см. приложение 25).

Таблицы, рисунки, схемы, графики, копии как в основном тексте, так и в приложениях должны быть выполнены на стандартных листах. Таблицы, занимающие боль­шую часть формата страницы, помещают на отдельных листах. По тексту они так же, как и рисунки, нумеруются арабскими цифрами. Например: Таблица 3, Рис. 6 и т. д.

Графические документы, исполненные не на компьютере, об­водят рамкой (тушью) — толщина линии 2—3 мм, с соблюдением таких же полей, как для печатного листа. Графические докумен­ты, исполненные на компьютере, также находятся в рамке. На каждом графическом документе (схеме) проставляются стрелка "север-юг" и линейный масштаб, за исключением документов, имеющих координатную сетку. Графические документы должны подписываться исполнителем (за исключением конкурсных ра­бот). При графическом изображении примера (эпизода) или ко­пии боевого документа надо давать ссылку на источник.

Таблица в тексте снабжается заголовком, над которым справа пишется слово "Таблица" и ставится её порядковый номер. Если таблица в основном тексте всего одна, то указывается только её заголовок. Заголовок таблицы отражает предельно кратко и точ­но основное существо её содержания и печатается строчными бук­вами (начиная с прописной буквы), отделяется от неё пробелом в 1 интервал. Заголовок выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал полу­жирным шрифтом 12 пт. Заголовок не имеет переносов, то есть н й конце строки слово должно быть обязательно полным (при­зер оформления таблицы в текстуальной части см. в приложе­нии 26).

Все графики, чертежи и рисунки в текстуальной части именуются Рис. __. Они имеют номер и подрисуночную подпись.

Под ними пишется слово "Рис." и ставится его порядковый но­мер. Если график (чертёж, рисунок) в основном тексте всего один, то этого не делается. Подрисуночная подпись графика, схемы, рисунка отражает предельно кратко и точно основное суще-ство их содержания, печатается строчными буквами (с прописной бук­вы), отделяется пробелом в 1 интервал. Подрисуночная подпись выравнивается по ширине. Точка в конце подрисуночной подпи­си не ставится. Подрисуночная подпись, состоящая из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал шрифтом 12 пт (пример оформления схемы, рисунка в тексту­альной части см. в приложении 27.

Приложения, помещаемые в конце работы, име­ют сплошную нумерацию. Кроме нумерации, все приложения должны иметь тематические заголовки (для примера см. настоя­щее пособие).

2.2. НАУЧНАЯ РАБОТА

Работа оформляется только на лицевой стороне белой бумаги стандартного формата (210 х 297 мм). Каждая страница основного текста и приложений должна иметь поля: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм до основного текста, правое - 10 мм, нижнее - 25 мм. При подготовке работы на компьютере в основном тексте шрифт 14 пт, Times New Roman , междустрочный интервал одинарный, в подстрочных ссылках интервал одинарный, шрифт -12 пт.

Расстановка переносов — автоматическая. Форматирование основного текста и ссылок в параметре "по ширине".

В тексте везде интервал между словами равен 1 пробелу.

В отличие от дипломной и курсовой работ, графические до­кументы, приведённые в научной работе, исполнителем (исполнителями) не подписываются, так как его (их) фамилия и инициа­лы не должны быть известны рецензенту (рецензентам). При гра­фическом изображении примера (эпизода) или копии документа следует давать ссылку на источник (см. приложения 27, 29).

Научная работа должна быть тщательно вычитана и не иметь орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, а точность приводимых цифр и написания цитат проверена по пер­воисточникам.

Примеры правильного описания документов в библиографи­ческих ссылках согласно требованиям ГОСТ 7.1-84 даны в прило­жениях . Общие требования и правила библиографического описания источников в списке литературы (источников и литера­туры) определяются требованиями ГОСТ 7.1-2003 (см. приложе­ния 21, 22).

В списке литературы (списке источников и литературы) и ссылках должны соблюдаться правила описания литературы и источников согласно требованиям ГОСТов.

В остальном техническое оформление научной работы на конкурс аналогично техническому оформлению дипломной и курсовой работ.

Научная работа, выдвинутая на заключительный тур конкур­са, должна быть сброшюрована. (Работа, выдвигаемая в другой вуз — организатор конкурса, должна быть не только сброшюро­вана, но и переплетена типографским способом). На переплете, как правило, ничего не печатается.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Итак, после того как работа подготовлена, она должна быть сохранена в памяти компьютера и напечатана. Но перед печата­нием работы следует еще раз отредактировать текст. Прежде все­го, нужно устранить опечатки, для чего требуется внимательно прочитать текст, а лучше дать почитать другому студенту, так как собственные ошибки часто не замечаются, автор привыкает к своему тексту. При печатании необходимо соблюдать правила рус­ского языка. После знака препинания - точки, запятой и т. д. -следует пробел, в том числе и в инициалах.

Следующий этап работы - проверка логики изложения, того, насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, име­ется ли смысловая связь между ними, стройной ли получилась структура работы, соответствует ли содержание глав (разделов, вопросов) и параграфов (подразделов) их заголовкам. Следует про­верить, нет ли в работе повторов (в той или иной форме) ранее сказанного, пробелов в изложении и аргументации и т. п. Кроме того, необходимо устранить стилистические погрешности, прове­рить точность цитат и ссылок, правильность оформления всего научного аппарата. Лишь после такой корректуры следует сде­лать окончательную распечатку работы и сдать её на кафедру руководителю.

Можно выделить некоторые общие правила подготовки тек­ста с использованием персонального компьютера.

Во-первых, надо подобрать шрифт, обеспечивающий получе­ние текста, близкого к стандартному машинописному тексту. Как правило, это "Times New Roman", размер - 14 пт.

Во-вторых, современные текстовые редакторы обладают боль­шим набором функций: они позволяют проверить орфографию, установить поля, междустрочное расстояние, обеспечивают авто­матическую нумерацию примечаний, защиту от "висячих" строк и т. д. Надо широко использовать эти преимущества текстовых редакторов, а также богатые возможности оформления таблиц, графиков, рисунков.

В-третьих, следует помнить, что работа с текстом в электрон­ной форме имеет не только преимущества, но и недостатки и даже опасности. Главная из них - это опасность утраты текстового файла по различным причинам (потеря дискеты с текстом, оши­бочные действия на клавиатуре, поражение компьютера виру­сом, нештатное отключение компьютера и другие происшествия). Во избежание утраты текста из-за таких случаев следует посто­янно создавать и хранить резервные копии своей работы на дискете и других носителях информации, а также на бумаге (студенты, однажды утратившие файлы с текстами своих работ, как показывает практика, делают две резервные копии). При наборе в текстовом редакторе работы объёмом более 20 страниц рекомендуется руководствоваться следующим правилом: один раздел - один файл, в частности: для титульного листа и оглавле­ния, списка литературы (списка источников и литературы) и при­ложений. Текстовые файлы соединяются в один перед печатани­ем окончательного варианта работы.

Настоящие методические указания дают возможность начина­ющим авторам ориентироваться в ряде вопросов, а именно, как должна выглядеть работа и на что следует обращать особое вни­мание при её подготовке и техническом оформлении. Если следо­вать данным методическим рекомендациям и указаниям, то уже первая во многом может быть застрахована от полной неудачи и соответственно довольно высоко оценена. -

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

Приложение 2

Образец плана-графика подготовки курсовой работы

"УТВЕРЖДАЮ"

" "__________200__г. 1

ПЛАН-ГРАФИК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

№ п/п

Этапы работы

Примерные

сроки выполнения

Отметки руководителя о ходе работы

1

Составление плана работы, определение её примерной структуры, содержания, методики выполнения.

2

Составление библиографии, утверждение руководителем списка необходимой для изу­чения литературы.

3

Изучение литературы по теме.

4

Разработка темы, формулирование основных положений, выводов и практических рекомендаций.

5

Литературная и редакционная подготовка текста.

6

Представление завершённой курсовой работы руководителю.

7

Доработка, устранение отмеченных руководителем недостатков.

8

Окончательный просмотр курсовой работы руководителем. Принятие решения о её допуске к защите.

9

Изучение отзыва руководителя и подготовка к защите курсовой работы.

10

Зашита курсовой работы.

Приложение 3

Вариант оформления 2-й страницы курсовой работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................3

Глава I. Теоретические аспекты возникновения финансовых...кризисов..........5

1.1. История..возникновения мировых финансовых кризисов..........

1. 2. Методологические подходы к изучению причин возникновения финансовых кризисов...........

.....1.3. Причины и последствия финансового кризиса в США...........................................

Глава П. ......Особенности проявления мирового финансового кризиса в России...............................

2. 1. Предпосылки проявления кризиса в финансовой системе России

2.2. Состояние рынка ценных бумаг России с сентября 2008г.

2.3.Влияние финансового кризиса на банковскую систему страны.

2.4. Влияние финансового кризиса на экономическое развитие России.

Список литературы...........................................................

Приложения...................................................................

Приложение 4

Вариант оформления затекстовых библиографических ссылок, выносимых в конец работы

ССЫЛКИ:

1. Амирян В. А. Методологические проблемы исследования военно-политической обстановки. - М., 1990. - С. 9.

2. Бескровный Л. Г. Военно-воспитательная система Суворова // А. В. Суворов. - М., 1946. - С. 64.

3. Там же. - С. 36.

4. См. там же. - С. 40.

5. Приводится по: Киселев В. Н. Висла - Арденны//Военно-исторический журнал. - 1993. - № 6. - С. 33.

6. См. там же. - С. 14.

7. Цит. по: Карелл П. Почему немцы не могли взять Москву?// От "Барбароссы" до "Терминала": Взгляд с Запада. - М., 1988. -С. 120.

8. Голицын Н. С. Великие полководцы истории: В 2 кн. -СПб., 1875. - Кн. 1, ч. 1. - С. 116.

9. ЦГАДА, ф. 150, оп. 1, д. 1е, л. 8-16.

10. РГВИА, ф. 23, оп. 121, д. 4, л. 1-4.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЦАМО РФ, ф. 326, оп. 5047, д. 25, л. 27, 114, 116, 121-136.

2. ЦГАДА, ф. 20, оп. 1, д. 22, л. 237-239, 252, 307-309.

3. РГВИА, ф. 16, оп. 1, д. 34, л. 27, 39.

4. Полевой устав Красной Армии: (Проект). - М., 1939.

5. Анфилов В. А. Незабываемый сорок первый. - 2-е изд., доп. - М., 1989. - 368 с.

6. Савушкин Р. А. Развитие Советских Вооруженных Сил и военного искусства в межвоенный период (1921-1941 гг.). - М., 1969. - 209 с.

7. Самсонов А. М. Знать и помнить: Диалог историка с чита­телем. - М., 1969. - 357 с.

8. Советская Военная Энциклопедия: В 8 т. - М., 1979. - Т. 7. - 687 с.

9. Гуров Л. А. Боевые действия советских войск на юго-западном направлении в начальном периоде войны // Военно-исторический журнал. - 1988. - № 8. - С. 32-41.

10. Решение проблемы отражения агрессии противника в начальном периоде Великой Отечественной войны/С. И. Гайка-лов, Н. И. Дорохов, В. А. Пронько и др. - М., 1989. - 167 с.

АВТОРУ НА ЗАМЕТКУ

При библиографическом описании документа название места издания приводится полностью в именительном па­деже, за исключением названий городов: Москва - М., Ленин­град — Л., Нижний Новгород — Н. Новгород, Пг. — Петроград, Ростов-на-Дону — Ростов н/Д., Санкт-Петербург — СПб.

При наличии двух мест издания приводят названия обо­их и отделяют их друг от друга точкой с запятой, напри­мер: М.; Л. или СПб.; Новосибирск.

При наличии двух издательств приводят наименования обоих, каждому предшествует двоеточие, например: М.: Мол. гвардия: Музыка.

Если книга выпущена совместно двумя издательствами, находящимися в разных городах, сведения о каждом месте издания и издательстве приводят в соответствии с уста­новленными правилами. Второму месту издания предшеству­ет точка с запятой, например: М.: Прогресс; София: Нар. куль­тура

Условный разделительный знак точку и тире (. —) допускает­ся заменять точкой (.). Например:

а) до замены условного разделительного знака точки и тире точкой:

Лобов В. Н. Военная хитрость в истории войн. - М.: Воениз-дат, 1988.-192 с.

Докучаев А. Ракетные засады // Красная звезда. - 1990. - 29 дек.

б) после замены:

Лобов В. Н. Военная хитрость в истории войн. М.: Воениздат, 1988. 192 с.

Докучаев А. Ракетные засады // Красная звезда. 1990. 29 дек.

При любом варианте употребления условного разделитель­ного знака следует выдерживать единообразие библиографи­ческого описания документов в ссылках и списке литературы (списке источников и литературы).

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - М. : Большая Рос. эн-цикл. [и др.], 1996. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). - (Интерак­тивный мир). - Систем, требования: ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 3.1 или Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 640x480 ; 4х CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. карта ; мышь. -Загл. с экрана. - Диск и сопровод. материал помещены в контей­нер 20x14 см.

2.7. Сочетания знаков препинания

В конце фразы ставятся точка, многоточие, знак восклица­ния или вопроса; если же фраза заканчивается кавычками, то после них не ставится (не повторяется) вопросительный или вос­клицательный знак, стоящий перед кавычками. Например: Вы читали "Что делать?"; вы читали "Живые и мертвые?"; какая сильная книга "Агрессоров - к позорному столбу!", но: вы читали книгу "Агрессоров - к позорному столбу!"?

Точка ставится после цитаты, заканчивающейся многоточием (или вопросительным, или восклицательным знаком), в том слу­чае, если цитата не является самостоятельной фразой. Например: Мать рядового Иванова пишет: "Спасибо Вам, командир, за вос­питание сына!..". Но: "Спасибо Вам, командир, - пишет мать рядового Иванова, - за воспитание сына!.." (фраза - самостоятель­ная).

Многоточие (три точки) поглощает и слова, и точку, и запя­тую; сочетание знаков "..," сейчас устарело; сочетание "...," упот­ребляется лишь в специальной литературе.

Сочетание вопроса (восклицания) и многоточия обозначается знаком и двумя точками: ?..; !..

При восклицательно-вопросительной форме предложения сна­чала ставится знак вопроса, а потом - восклицания. Например: Да как же это он?!

Точка опускается перед скобками с именем автора и ставится после скобок. Например:"А дуги гнут с терпеньем и не вдруг" (Крылов).

Приложение 38 Вариант рецензии на научную (конкурсную) работу

РЕЦЕНЗИЯ

на конкурсную научную работу "Состояние и перспективы

развития средств радиоэлектронного противодействия

индивидуальной защиты летательных аппаратов"

Данная научная работа имеет высокую степень актуальности в условиях реформирования Вооружённых Сил РФ, острой необхо­димости обновления самолетного парка ВВС. Автор учитывает сложную ситуацию с формированием оборонного заказа, его по­стоянным недофинансированием.

Автору удалось самостоятельно разобраться в теоретических основах создания и применения средств радиоэлектронного про­тиводействия (РЭП) индивидуальной защиты летательных аппа­ратов (ЛА). В работе качественно обобщена и в достаточной степе­ни правильно систематизирована научная информация о конк­ретных реализациях основных направлений развития средств РЭП индивидуальной защиты ЛА. Автор использовал большую базу открытой научной литературы и печатных изданий, в том числе и зарубежной. Судя по содержанию некоторых глав работы, ав­тор использовал возможности международной информационной сети Internet.

Правильно выбранная методика научного исследования позво­лила автору проанализировать новые направления развития средств РЭП индивидуальной защиты ЛА, а также отразить успехи и выявить недостатки в реализации уже существующих и перспек­тивных средств.

В результате творческого научного поиска автор смог найти малоизвестные общественности факты об истории открытия воен­ными химиками радиопоглощающей краски. Особый интерес представляет систематизированный автором материал о примене­нии в зарубежных ВВС активных буксируемых радиоэлектрон­ных ловушек, в российских разработках и испытаниях установок по плазменному прикрытию летательных аппаратов.

Теоретические выводы автора о перспективных направлениях развития средств РЭП индивидуальной защиты ЛА не расходятся с мнением российских КБ самолётостроения.

Перспективность рассматриваемой научной проблемы предоп­ределена не снижающимся уровнем противостояния геополити­ческих интересов США, НАТО и России. Создание надёжного воздушного щита и ПВО для безопасности Российской Федерации напрямую связано с разработкой и реализацией в проектируемых отечественных летательных аппаратах высокоэффективных и не­затратных технологий защиты, в том числе и радиоэлектронного противодействия.

Научная работа оформлена в соответствии с требованиями ГО­СТа. Тщательный отбор и грамотное изложение материала позво­лили автору не превысить установленный для конкурсной науч­ной работы объём 35 страниц.

Вывод: научная работа "Состояние и перспективы развития средств радиоэлектронного противодействия индивидуальной за­щиты летательных аппаратов" является самостоятельным, ориги­нальным, завершённым трудом, в котором успешно освещены про­блема и противоречия создания малозаметных летательных аппа­ратов. Работа имеет достаточно важное теоретическое и практи­ческое значение для выбора эффективного, но не дорогого способа повышения боевой эффективности и живучести отечественных летательных аппаратов.

Автор научной работы достоин награждения медалью Мини­стерства образования и науки "За лучшую научную студенческую работу".

Рецензент __________________________________________________

(должность, учёная степень, учёное звание)

подпись, инициалы, фамилия) _____ _______________ 200_год

Приложение

ПАМЯТКА АВТОРУ НАУЧНОЙ РАБОТЫ, ВЫДВИНУТОЙ НА КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ НАУЧНУЮ РАБОТУ СТУДЕНТОВ ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ Правильно оформленная научная работа, выдвинутая на за­ключительный тур конкурса, должна отвечать следующим тре­бованиям:

1. На титульном листе указываются девиз, состоящий не бо­лее чем из трёх слов, отражающих содержание научной работы, название и год проведения конкурса.

2. На 2-й странице даётся оглавление. Здесь в порядке оче­редности располагаются: введение, названия 2—3 вопросов (раз­делов, глав) без разбивки на подвопросы (подразделы и парагра­фы), заключение, список литературы (источников и литерату­ры) и приложения (если они есть).

3. Список сокращений, используемых в работе, если он есть, располагается перед введением (не нумеруется).

4. Названия вопросов (разделов, глав) в тексте работы должны соответствовать их названиям в оглавлении.

5. Параметры страницы. Рамка 170 х 252 мм (слева - 30 мм, справа - 10 мм, сверху - 20 мм, снизу - 25 мм).

6. При подготовке работы на компьютере - в основном тексте междустрочный интервал одинарный (38-42 строки на страни­це), в ссылках также одинарный.

7. Шрифт основного текста в компьютерном варианте 14 пт, Times New Roman , в ссылках шрифт - 12 пт (обязательно мень­ше шрифта основного текста).

8. Нумерация страниц — сверху по центру. Введение начи­нать нумеровать со страницы 3 и далее в порядке общей очеред­ности.

9. Автоматическая расстановка переносов.

10. Форматирование основного текста и ссылок в параметре "по ширине".

11. Отступ в абзаце в тексте и ссылках равен 1,27 см (5 букв).

12. В тексте везде интервал между словами 1 пробел.

13. Объём работы - от 16 до 35 страниц текста до списка литературы (список литературы и приложения в объём не вхо­дят). Работу до 35 страниц, как правило, готовят 2-3 автора, средний объём научной работы, как показывает практика, со­ставляет 20-25 страниц до приложений.

14. Работа должна быть сброшюрована, а направляемая в другой вуз — организатор конкурса ещё и переплетена типо­графским способом. На переплете, как правило, ничего не печа­тается.

15. Научная работа должна быть тщательно вычитана и не иметь орфографических, пунктуационных и стилистических оши­бок, а точность приводимых цифр и написания цитат проверена по первоисточникам.

16. В библиографических ссылках описывать документы со­гласно требованиям ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание источников в списке литературы (источников и литературы) да­вать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.

17. Приложения должны быть тщательно подобраны и пра­вильно оформлены.