Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по организации работы с родителями в общеобразовательных учебных заведениях

 

             

Рекомендации методические по организации работы с родителями в общеобразовательных учебных заведениях

Методические рекомендации по организации работы с родителями

в общеобразовательных учебных заведениях.

Организация работы с родителями учащихся в общеобразовательной школе должна осуществляться по таким основным направлениям:

· изучение семей учащихся, их воспитательного потенциала;

· привлечение родителей, всех взрослых членов семьи в учебно-воспитательный процесс как равноправных участников;

· формирование педагогической культуры современной семьи и помощь родителям в их психолого-педагогическом самообразовании;

коррекция воспитательной деятельности семьи с разным типом семейного неблагополучия.

Классный руководитель является первым, кто устанавливает контакт с семьей учащегося, и чья компетентность является лицом учебного заведения.

Классный руководитель (учитель начальных классов)- это педагогический работник, который осуществляет педагогическую деятельность с коллективом учащихся класса, их родителями, организацию и проведение внеурочной и культурно-массовой работы, содействует взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса в образовании условий для выполнения задач обучения и воспитания, самореализации и развитию учащихся, их социальной защиты.

В соответствии с «Положением о классном руководителе учебного заведения» классный руководитель (учитель начальных классов) координирует воспитательную работу родителей, учителей, психолога, медицинских работников, других участников учебно-воспитательного процесса по выполнению задач обучения и воспитания в классном коллективе. Он имеет право вносить предложения на рассмотрение родительского собрания класса по материальному обеспечению организации и проведению внеурочных мероприятий, посещать учащихся по месту проживания ( по согласию родителей, опекунов), изучать условия их быта и воспитания.

Работа классного руководителя (учителя начальных классов) начинается с изучения семьи со стороны выполнения нею своей воспитательной функции с целью становления неформальных отношений между педагогами и родителями, сотрудничества по воспитанию ребенка, определение условий, которые содействуют эффективному сотрудничеству семьи и школы.

Формами изучения воспитательного потенциала могут быть посещения семьи учащегося, переписка с родителями, приглашение родителей в школу. Знакомство с бытовыми условиями жизни учащегося содействует представлению учителя о характере, интересах и наклонностях ребенка, его отношения к родителям, старшим и младшим членам семьи. Классный руководитель (учитель начальных классов) должен обратить внимание на то, как родители следят за режимом дня ребенка, выполнением ним трудовых обязанностей в семье, наличием рабочего места для подготовки уроков, библиотеки с учебной и художественной литературой. О посещении ребенка по месту проживания необходимо заранее предупредить и получить согласие родителей.

Переписка с родителями может эффективно использоваться учителем для тесного контакта с родителями ребенка. Письма могут быть различными по содержанию: благодарности, поздравления, вопросы и ответы.

Приглашать родителей в школу можно только тогда, когда тщательно подготовлена информация об успехах ребенка, особенностях его поведения.

Основной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание – это общественный орган, который своим решением определяет задачи, содержание, направления работы родительского коллектива, класса. Порядок его проведения является свободным, на усмотрение классного руководителя (учителя начальных классов). На родительском собрании объединяется коллектив родителей, формируется общее мнение об актуальных проблемах жизнедеятельности класса, коллективная ответственность родителей за весь класс в целом, и за каждого конкретного ребенка, формируется педагогическая культура родителей. Классное родительское собрание определяет мнение и взгляды как родителя, так и учителя, вырабатывает коллективное решение и общие единые требования к обучению и воспитанию детей. Эффективность классного родительского собрания в определенной мере зависит от выбора учителем для обсуждения с родителями актуальных для них педагогических проблем.

На родительском собрании происходит выбор родительского комитета класса; подведение итогов работы с учащимися, систематическое знакомство родителей с задачами, новым содержанием и направлениями учебно-воспитательного процесса.

Основная часть родительского собрания класса направлена на формирование педагогической культуры родителей и должна быть выражена в любой форме – лекция, беседа, дискуссия, диспут, педагогические чтения и т.д.

Периодичность проведения родительских собраний – 4-5 раз в год, но в случае педагогической необходимости количество собраний может быть увеличено. Кроме классного родительского собрания, можно организовывать собрания по параллели классов и общешкольные родительские собрания. На классном родительском собрании, по предложению родителей, классного руководителя формируется родительский комитет класса в составе 5 человек (в полных классах). Родительский комитет класса – это действующий орган, который содействует укреплению связи семьи, школы, общественности, привлечению всех участников к активной жизнедеятельности классного коллектива, организации содержательного досуга школьников.

Важным аспектом в организации работы школы с родителями является организация педагогического всеобуча с целью формирования их педагогической культуры.

Содержание работы по формированию педагогической культуры родителей можно определить как специально организованную деятельность по оказании помощи современной семье в выполнении нею воспитательной функции.

Одной из основных задач школы, учителя является помощь родителям в выполнении ними функций воспитателей. Под этими функциями понимается не только образование гармонических взаимоотношений между родителями и детьми, но и их предпосылок: определенного способа жизни доброжелательного отношения всех членов семьи.

Формирование педагогической культуры современной семьи – это процесс воспитания и перевоспитания взрослых: родителей, других членов семьи, детей, который может быть полезным и необходимым даже тем родителям, которые в воспитании детей не имеют проблем.

Формирование педагогической культуры родителей осуществляется через лектории для родителей, внеклассный педагогический всеобуч.

Приемлемой формой педагогического всеобуча родителей считается внеклассная, при которой учитель отходит от традиционного монолога (лекции, беседы).Объединяет индивидуальную работу с группами родителей, проводит педагогическое общение с отдельными членами семьи, проводит психолого-педагогические консультации членов семьи по вопросам обучения и воспитания детей, тестирование и анкетирование родителей и детей, тренинги, практикумы, ролевые игры, направленные на установление в семьях крепких морально-эстетических связей между взрослыми и детьми, атмосферы взаимопонимания, сотрудничества.

Разнообразие организационных форм педагогического всеобуча родителей велико.

Целесообразно выделить следующие.

Коллективные: лекции, конференции (по обмену опытом семейного воспитания, по обсуждению педагогической литературы, периодической прессы по вопросам семейного воспитания), диспуты, дискуссии, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, дни взаимных претензий, дни открытых дверей, кино лектории, информационные стенды.

Индивидуальные и групповые: консультации по проблемам семейного воспитания, беседы, посещение семей, переписка, индивидуальные дни, встречи с родителями, педагогические поручения родителям.

Дифференцированные: вечера семейных традиций, выставки декоративно-прикладного творчества, семейных альбомов, коллекций, выпуск тематических газет ( «Семейный досуг», «Профессии родителей», «Моя семья», «Спорт в семье»), конкурсы, встречи поколений, дискуссионные клубы, открытые уроки, проблемные мосты.

Особенно тщательно спланированного индивидуального подхода требует работа с многодетными, неполными и неблагополучными семьями. Если в школе одновременно обучается трое и больше детей одной семьи, родителям сложно посещать все родительские классные собрания и занятия внеклассного педагогического всеобуча. Удачными формами работы являются занятия общешкольного педагогического всеобуча, переписка с классным руководителем, посещение консультативных пунктов. Очень часто такие семьи являются членами религиозных объединений, от которых получают моральную и материальную поддержку. Школа должна стать многодетным семьям надежной опорой и партнером, активно пропагандировать весь позитивный опыт воспитания в ней.

При помощи общественности (попечительский совет, родительский комитет) можно организовать помощь этим семьям по улучшению материальных, финансовых вопросов, отдыха детей.

Злободневным остается такой аспект организации работы с родителями учащихся в современной школе как коррекция воспитательной деятельности семей с различным типом семейного благополучия, условия жизни которых негативно влияют на развитие личности ребенка.

Коррекция воспитательной деятельности «трудных семей» должна начинаться с глубокого и содержательного изучения учителем условий, жизни, быта, взаимоотношений между взрослыми и детьми, личности каждого из родителей, уровня их общей и педагогической культуры.

Важно чтобы учитель не только определил основную причину неблагополучия, но и его истоки, заложенные в родителях, других взрослых членах семьи, определил основные ошибки в семейном воспитании и пути их устранения, т.е. определил возможности применения индивидуального подхода к членам таких семей.

Такой подход требует от учителя специальных профессиональных умений придерживаться педагогического такта, доброжелательного отношения к родителям и детям при любых обстоятельствах

Учителю в процессе организации коррекции воспитательной деятельности в семьях необходимо учитывать, что в последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества неполных семей, которые образовались вследствие развода, смерти одного из родителей. Они должны обязательно состоять на учете психологических служб, а работа с такими семьями должна быть спланирована классным руководителем (учителем начальных классов) совместно психологом, социальным педагогом. Необходимо обратить внимание на семьи, которые образовались в результате повторного брака, а также на семьи, в которых воспитательные функции осуществляют опекуны. Задача учителя – помочь установить контакт с ребенком, проанализировать отношения, которые складываются в семье.

Помощью в организации семейного воспитания одиноким матерям, отцам станут специальные факультеты университетов педагогических знаний, индивидуальные формы работы. Такие семьи должны состоять на учете в школе, попечительского совета и в случае необходимости осуществлять мероприятия по материальному обеспечению обучения, развития и воспитания детей.

Как правило, педагогические коллективы сталкиваются с трудностями воспитания учащихся из семей, где родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками, находятся в местах лишения свободы, не занимаются воспитанием, принуждают своих детей к девиантному поведению.

Воспитательная работа с такими семьями не всегда ведет желаемым результатам. В отдельных случаях необходимо подавать ходатайство об изоляции ребенка, лишения родительских прав. Содержание формы работы с «трудными» семьями могут определяться на специальных педагогических консилиумах школы, на которых определяется единая педагогическая позиция, общая система мероприятий по воспитанию ребенка, осуществления влияния на семью. Нейтрализовать недочеты воспитания в таких семьях только влиянием школы невозможно. К работе с такими семьями необходимо привлекать правоохранительные органы, общественность.

Важно учитывать взаимодействие правоохранительными органами в таких формах, как организация встреч с коллективами учащихся школы или класса работников милиции, суда, прокуратуры; дни профилактики правонарушений, опорные пункты правопорядка.

Инновационной на современном этапе является организация работы с родителями в современной школе сельской местности, которая направлена на интеграцию семейного, школьного, дошкольного воспитания. Традиции этнопедагогики более близки именно сельским семьям, в которых большое внимание уделяется трудовому воспитанию, уважительному отношению к своей семье и старшим поколениям.

Руководителям школ важно не допускать формализма в работе с родителями, обеспечивать организацию совместной деятельности школы, семьи, общественности на соответствующем уровне, т. к. от этого зависит не только успешное обучение и воспитание школьников, но и образование благоприятных условий для работы педагогических коллективов, повышение престижа образовательных заведений.

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ.

1. Фамилия, имя ученика.

2. Адрес.

3. Тип семьи: полная простая (родители, дети), полная сложная (родители, дети, бабушка, дедушка), полная, но один из родителей неродной, неполная.

4. Сколько лет существует семья.

5. Количество детей.

6. Жилищные и материальные условия.

7. Характеристика семьи по возрасту: возраст взрослых членов семьи, возраст детей.

8. Где и кем работают родители.

9. Образование взрослых членов семьи.

10. Культурный уровень родителей:

· наличие домашней библиотеки;

· чтение периодической прессы;

· чтение педагогической литературы;

· посещение центров культуры.

11. Семейная атмосфера:

· доброжелательная;

· дружелюбная;

· нестойкая;

· равнодушная;

· угнетающая, недоброжелательная.

12. Кто из родителей больше внимания уделяет детям.

13. Система воспитательного влияния:

· согласие всех членов семьи в вопросах воспитания ребенка;

· отсутствие или наличие конфликтов в воспитании детей;

· отсутствие воспитания как системы целенаправленного влияния.

14. Уровень (отсутствие) интереса и желания пополнять свои психолого-педагогические знания.

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

ОСОБЕННОСТЕЙ И НЕДОСТАТКОВ СЕМЕЙНОГО

ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

I. Общая характеристика семьи:

a. Состав семьи: полная, формально полная , неполная.

b. Характеристика семьи: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогичная, ассоциальная, аморальная).

c. Типичное состояние семьи: эмоциональный комфорт, тревожность, эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.

d. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, нестойкий.

e. Нарушение семейного воспитания: доминирующая гиперпротекция, потакающая гиперпротекция, гиперпротекция, эмоциональное отталкивание, жестокое поведение, повышенная моральная ответственность.

f. Отношение к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодично, связь имеет случайный характер, родители избегают контактов,противодействуют школьному воспитанию.

II. Особенности семейного воспитания:

a. Родители создают условия для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия, организация места для занятий, создание домашней библиотеки, наличие игровых уголков, контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима.

b. Родители развивают познавательные интересы ребенка: вместе сдетьми слушают радиопередачи; смотрят и обсуждают телепередачи; читают книги , обсуждают их содержание; посещают театр, кино; поощряют любимые занятия ребенка.

c. Родители оказывают помощь в обучении, организации домашнего учебного труда.

d. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.

e. Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка.

f. Родители видят недочеты в воспитании ребенка.

g. Семья помогает педагогу ворганизации учебно-воспитательной работы.

h. Родители справляются с воспитанием ребенка.

III. Недочеты семейного воспитания (назвать).

a. Причины недостатков : неблагополучие семьи (микроклимат, здоровье); отсутствие единых требований; незнание психологических особенностей своего ребенка; низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей; отсутствие контроля, беспризорность, психическая деривация ребенка; использование антипедагогических методов влияния ; неправильная оценка ребенка, его идеализация; невыполнение рекомендаций педагога; сомнение в возможностях ребенка, своих силах; пере оценивание воспитательных возможностей семьи; другие причины (указать какие).

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЛАН ВНЕКЛАССНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВСЕОБУЧА РОДИТЕЛЕЙ.

I КЛАСС

1. Родители – главные воспитатели.

2. Возрастные и индивидуальные особенности 6-летних детей.

3. Как помочь ребенку адаптироваться к школе.

4. Особенности трудовой и учебной деятельности первоклассников в школе и дома.

5. Как формируется личность младшего школьника.

6. Гражданин начинается в семье.

7. Роль семьи в воспитании трудолюбия.

8. Как привлечь ребенка к разным видам искусства.

9. Гигиена и здоровье первоклассников.

II КЛАСС

1. Ответственность родителей за воспитание детей.

2. Что необходимо знать об организме младшего школьника.

3. Что помагает и что мешает ребенку хорошо учиться.

4. Игра и ртуд в жизни младщего школьника.

5. Книга и чтение в вашем доме.

6. Культура поведения школьника. Как ее воспитывать?

7. Роль семьи в физическом развитии младшего школьника.

III КЛАСС

1. А. Макаренко советует родителям.

2. Вредные привычки в младшем школьном возрасте. Как их предупредить?

3. Роль семейных традиций в воспитании детей.

4. Организация обучения младшего школьника дома.

5. Что вы знаете о методах влияния на ребенка?

6. Основы моральности закладываются в семье.

7. Как организовать самообслуживание в семье.

8. Возможности семьи в эстетическом воспитании младшего школьника.

9. Как правильно организовывать труд и отдых детей в семье.

IV КЛАСС

1. В. Сухомлинский о воспитании детей в семье.

2. Как научить ребенка учиться.

3. Авторитет, личный пример и педагогический такт родителей.

4. Доброта имилосердие рождаются в семье.

5. Все дети способные.

6. Воспиатние у детей в семье любви и готовности к труду.

7. Формирование художественных вкусов у ребенка в семье.

8. Как предупредить некоторые заболевания детей младшего школьного возраста.

V КЛАСС

1. Типичные ошибки в семейном воспитании. Как их предупредить.

2. Этот тяжелый «переходный» возраст.

3. Особенности поведения детей в подроскововм возрасте.

4. Психофизическое и психическое здоровье подростка. Что ему угрожает?

5. Умственное воспитание и развитие познавательной деятельности в подростковом возрасте.

6. Духовный мир подрлстка. Как он формируется.

7. Как привить подростку интерес к труду и уважению к людям труда.

8. Культура поведения подростка . Как ее воспитывать.

9. Роль семьи в поощрении подростков вк занятиям спортом.

VI КЛАСС

1. Способы и методы педагогического влияния на подростка в семье.

2. Педагогическая запущенность подростка. Причины ее возникновения.

3. Как осущуствлять правовое восиптание в семье.

4. Как формируется мировозрение в подростковом возрасте.

5. Формирование у подростков интереса к приобретению знаний.

6. Воспитание гражданского сознания у детей в семье.

7. Труд подростка в семье и его организация.

8. Воспитание экологической культуры в семье.

9. Гигиена быта, умственный и физический труд подростков в семье.

VII КЛАСС

1. Общение подростков с взрослыми и ровесниками.

2. В семье растет дочь. В семье растет сын.

3. Родители в семье с наркоманией и токсикоманией.

4. Подпосток. Его эмоции и чувства.

5. Направленность личности и развитие способностей у подростков.

6. Семья – источник гражданственности и патриотизма.

7. Воспиатние трудолюбия у подростков.

8. Эстетическое воспитание в семье. Из чего оно складывается.

9. Досуг подростков.

VIII КЛАСС

1. Беспризорность подростков и ее последствия.

2. Подросткрвый алкоголизм. Как его предупредить.

3. Потребности и интересы подростков.

4. Типичные конфликтные ситуации с родителями и другими взрослыми.

5. Темперамент, воля и характер.Особенности их формирования в подростковом возрасте.

6. Родителям о культуре межэтнических и межличностных отношений.

7. Общественная работа семьи и школы в трудовом воспитании подростков.

8. Как привлечь подростка к разным видам искусства.

9. Образ жизни семьи и здоровье подростка.

IX КЛАСС

1. Семейные отношения в подростковом возрасте.

2. Будущий семьянин воспитывается в семье.

3. Экономическое воспитание подростка.

4. Коллективизм закладывается в семье.

5. Формирование навыков самовоспитания и самообразования в подростковом возрасте.

6. Воспитание патриотизма в семье.

7. Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков.

8. Возможности школы и семьи по формированию у подростков эстетического вкуса.

9. Летний отдых подростка. Из чего он складывается и как организуется.

X КЛАСС

1. Анатомо-физиологические и индивидуальные особенности юношеского возраста.

2. Психология юношества.

3. Совместная работа школы и семьи по формированию у старшеклассников качеств семьянина.

4. Специфика познавательной и учебной деятельности юношества.

5. Духовный мирстаршеклассника и его противоречия.

6. Формироавание гуманистического мировозрения старшеклассников в семье.

7. Воспитание гражданина ипатрмота – основная задача семьи.

8. Роль эстетического воспитания в формировании личности старшеклассника.

9. Физическое развитие и укрепление здоровья юношества.

XI КЛАСС

1. Методы воспитания старшеклассников в семье.

2. Воспитание характера и морально-волевых качеств в ыношеском возрасте.

3. Воспитание культуры умственного труда и руководство самообразованием старшеклассников.

4. Сеьмя и формирование умственных потребностей и ценностных ориентаций в юноешском возрасте.

5. Правовое воспитание и предупреждение правонарушений среди старшеклассников.

6. Общественная раьота школы и семьи по привлечению юношества к культуре разных национальностей и меньшин.

7. Роль семьи в профессиональной ориентации старшеклассников.

8. Родители и формирование эстетических запросов и интересов вюношесокм возрасте.

9. Общая работа родителей и учителей по формированию здорового образа жизни старшеклассников.

XII КЛАСС

1. Сущность индивидуального подхода по формированию и сохранеию личности в юношеском возрасте.

2. Роль родителей в осмыслоенном определении старшеклассниками своих личностных возможностей и жизненных целей.

3. Возможности семьи в образовании условий для саморазвития и самообразования старшеклассников.

4. Единство школы и семьи по обеспечению компьютерной грамотности старшеклассников.

5. Сотрудничество школы и семьи по сохроанению и продолжению национальных культурно-исторических традиций.

6. Родителям о формировании толерантных взаимоотношений взорслых и старшеклассников.

7. Роль семьи в подготовке старшеклассников к роли родителей.

8. Подготовка старшеклассников к ГИА и организация их досуга.


Примерная тематика родительских собраний

Начальная школа

  1. Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.
  2. Режим дня и его влияние на качество обучения.
  3. Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.
  4. Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.
  5. Роль игры в расширении кругозора ребенка.
  6. Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.
  7. Шалость и хулиганство - есть ли различия?
  8. Роль семьи в формировании личности ребенка.

Средняя школа

  1. Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.
  2. Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.
  3. Когда легко учиться?
  4. Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет.
  5. Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.
  6. Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремлении к самостоятельности.
  7. Видеть и понимать. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку - гарантия мира, спокойствия и благополучия в семье.
  8. Особенности межличностных отношений подростков.
  9. Психологический стресс и подросток.
  10. Помощь родителей в формировании и развитии волевых качеств.
  11. Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и подростками.
  12. Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования.

Старшая школа

  1. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростков.
  2. Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.
  3. Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.
  4. Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании классного коллектива.
  5. Профессиональные намерения и возможности учащихся класса.