Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 14
3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
К разделу
1
.
Греческая литература. Мифология Форма проведения
: защита схемы богов Цель занятия
: - Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов Основные вопросы к теме
: 1. Выучить категории мифов и составить схему, подготовить защитное слово 2. Определить генеалогию мифологических богов (генеалогическое древо). 3. Подготовить пересказ 2-х мифов (по выбору) Методические рекомендации
: Для выполнения 1 задания необходимо ознакомиться с материалом словарной статьи: «Категории мифов» в книге Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.- С. 654-656; форма схемы на усмотрение студента; для выполнения 2 задания необходимо проработать весь имеющийся по этой теме материал (список источников прилагается); форма построения генеалогического древа мифологических богов любая, главное чтобы были учтены все обитатели Олимпа. Литература
:
1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997. 2. Боннар А. Греческая цивилизация. т. 1. М., 1992. 3. Кун А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1988. 4. Радциг С. История древнегреческой литературы.- М., 1969, 1988 5. Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986. 6. Шталь И. Гомеровский эпос. –М., 1990. 7. Мифологический словарь. – М., 1990. 8. Мифы народов мира.- Т. 1-2.- М.- 1980-1982. 9. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988. 10. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998. 11. Парандовский Ян. Эрос на Олимпе. – М., 1991. 12. Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985. Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - Знать сюжетную линию «Илиады», исторические причины Троянской войны, мифологическую основу эпоса Основные вопросы к теме
: 1. Мифологическое объяснение причин Троянской войны (1194-1184 г. до н.э.). 2. Характеристика эпоса (структура и эпические герои). Песни I, II, III, XI, XVI, XIV, XVIII, XX. A) Определите тематико-композиционную структуру эпоса. B) Назовите главный конфликт поэмы, который служит композиционным стержнем произведения. C) Значение двуплановости повествования. D) Образы эпических героев и способы их обрисовки (Ахилл, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парис и др.). E) Образы мифологических богов (Арей, Афина и др.). F) Особенности эпического стиля «Илиады» (стихотворный размер, язык, стилевые особенности, мифологические элементы и пр.). 3. Эпический мир «Илиады» (т.е. действительность и мифология). Методические рекомендации
: Подготовка к каждому практическому занятию предполагает изучение теоретического материала по всем вопросам, указанным в плане, прочтение полного варианта художественного произведения, а не в сокращении. Приветствуется составление схем, таблиц, что способствует систематизации усвоения материала. Участие в работе семинара – ответы на поставленные вопросы, дополнения к ответам других студентов. Ответ должен быть информативно полным, логически выстроенным, не содержать орфоэпических ошибок, использование конспекта допускается, а полное его прочтение не приветствуется. Литература
:
1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997. 2. Боннар А. Греческая цивилизация. т. 1. М., 1992. 3. Кун А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1988. 4. Радциг С. История древнегреческой литературы.- М., 1969, 1988 5. Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986. 6. Шталь И. Гомеровский эпос. –М., 1990. 7. Мифологический словарь. – М., 1990. 8. Герои Эллады. – Алматы, 1991. 9. Лосев А. Гомер. – М., 1961. 10. Ярхо В. «Илиада» Гомера: фольклорная традиция и индивидуальное мастерство. – М., 1978. Форма проведения
: поэтический час Цель занятия
: - Знание особенностей мелической поэзии, поэтов, жанровых особенностей лирики Основные вопросы к теме
: 1. Монодическая мелика VII-VI вв до н.э.; жанры; ее представители (Мимнерм, Сафо, Анакреонт и др.). 2. Хоровая мелика классического периода; жанры; ее представители (Пиндар, Алкман, Симонид Кеосский и др.). Методические рекомендации
: Выучить стихотворения античных поэтов 6-7- вв до н.э., подготовить сообщение о поэте. Литература
:
1. Поэзия народов мира.- М., 1986. (библиотека мировой литературы для детей) 2. Эллинские поэты. БАЛ. – М., 1964. 3. Античная лирика. БВЛ. т. 4. – М., 1968. Форма проведения
: защита а Цель занятия
: - Знание особенности греческой культуры, основные виды греческого искусства Основные вопросы к теме
: Темы ов: 1. Архитектура Древней Греции. 2. Ваяние. 3. Вазопись. 4. Жанры литературы. 5. Театр, театральное искусство. 6. Мифология периода классики. Методические рекомендации
: Написание и подготовка к защите а Литература
: 1. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988. 2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1988. 3. Словарь античности. – М., 1989. 4. Полевой М. Искусство Греции. т.т. 1-2. – М., 1984. 5. Памятники мирового искусства. «Искусство Эгейского мира и Древней Греции». – М., 1970. К разделу 2.
Греческая литература. Древнегреческий театр Форма проведения
: беседа по конспекту Цель занятия
: - Знание основных положений «Поэтика» Аристотеля Основные вопросы к теме
: 1. Определение трагедии как жанра. 2. Основные компоненты трагедии (фабула, и т.д.). 3. Основные части (т.е. структура) трагедии (пролог и т.д.). 4. Характеры в трагедии. 5. Язык трагедии. 6. Перипетия. 7. Катарсис. Методические рекомендации
: Законспектировать работу Аристотеля, подготовить изложение основных положений работы. Изучить работу Аристотеля «Поэтика» (полный вариант, а не из учебников или хрестоматии) и словарные статьи в справочной литературе, где дается современная трактовка указанных понятий Литература
: 1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997. 2. Аристотель. Поэтика. Соб. Соч. т. 4. – М., 1984. 3. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998. 4. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988. 5. Хрестоматия по античной литературе. Греция. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965. Тема № 6 .
Древнегреческий театр. трагедии эсхила Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - Анализ трагедии Эсхила, сопоставление трагедии с Эсхила с мифом о Прометее Основные вопросы к теме
: 1. Периодизация сохранившихся драм Эсхила. 2. Нововведения и эволюция творчества Эсхила. 3. Проблематика и драматическая структура ранних из дошедших до нас трагедий. 4. Трагический конфликт, его носители и разрешение. Методические рекомендации
: Прочитать трагедию. Дать определения понятий (трагедия как жанр, основные компоненты трагедии (фабула, и т.д.), основные части (т.е. структура) трагедии (пролог и т.д.), характеры, язык, перипетия, катарсис), используемых в современном литературоведении. Прочитав миф о Прометее и трагедию Эсхила «Прометей прикованный», отметить черты сходства и отличия, т.е., с одной стороны, в чем Эсхил продолжает традицию мифа, а, с другой, какие новшества вносит в его классическую трактовку. Выделенные черты занести в таблицу (форма любая). Литература
: 1. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988. 2. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998. 3. Эсхил. Трагедии. – М., 1989. 4. Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985. 5. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988 6. Классическая басня. – М., 1984. 7. Федоров Н. Греческая трагедия. – М., 1962. Тема № 7 .
Трагедия Софокла «Царь Эдип» Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - Анализ трагедии Софокла, сопоставление трагедии с Софокла с мифом о царе Эдипе, выявление особенностей трагедий поэта, изображавшего человека таким, «каким он должен быть» Основные вопросы к теме
: 1. Мифологическая основа трагедии «Царь Эдип». 2. Общий характер трагедии. а) фабула трагедии; б) конфликт (т.е. основной вопрос трагедии); в) художественные особенности трагедии; г) вопрос о Судьбе и личности у Софокла; д) роль страдания в трагедии; е) новаторство Софокла драматурга (3 единства; эписодии; характеры). Методические рекомендации
: прочитать трагедию; Литература
: 1. Ярхо В. Трагический театр Софокла. В книге: Софокл. Драмы. – М., 1990. 2. Федоров Н. Греческая трагедия. –М., 1962. 3. Софокл. Драмы. – М., 1990. 4. Софокл. Трагедии. БАЛ.– М., 1988, 1976. 5. Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985. 6. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988 Тема № 8.
Трагедия Еврипида «Медея» Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - Анализ трагедии Еврипида, выявление особенностей трагедий поэта, изображавшего человека таким, «каким он есть на самом деле» Основные вопросы к теме
: 1) Мифологическая основа драмы; миф о Медее; 2) Особенности развития действия (интенсивность); 3) «Внешний» и «внутренний» конфликты и их решение; 4) Темы трагедии – страсти человеческие; 5) Идея драмы – пагубность страстей; 6) Психологизм характеров; 7) Язык и стиль трагедии; 8) Структура трагедии и ее поэтика; Методические рекомендации
: Прочитать перечисленные трагедии Софокла и Ерипида (только не в сокращении) и сопоставить женские образы, раскрытые в этих произведениях, по следующему плану: - Портретная характеристика - Динамический и статический портрет - Портретные детали и подробности - Жесты, мимика, манеры - Цветовая палитра - Признаки телесности (анатомия, физиология, нагота) - Костюм - Имя собственное, формы обращения - Эмоциональный портрет - Диапазон чувств - Экстраординарные способности - Эстетические характеристики образа - Социальные роли и маски персонажа - Характер - Соотнесенность внешнего и внутреннего, конкретно-исторического и вечного Литература
: 1. Софокл. Драмы. – М., 1990. 2. Софокл. Трагедии. БАЛ.– М., 1988, 1976. 3. Еврипид. Трагедии. БАЛ.- т.т.1-2. – М., 1963. 4. Еврипид. Трагедии.- т.т.1-2. – М., 1983, 1980. 5. Хрестоматия по античной литературе. Греция. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965. 6. Мифы народов мира.- Т. 1-2.- М.- 1980-1982. 7. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988. 8. Гончарова Т. Еврипид. ЖЗЛ. – М., 1984. 9. Федоров Н. Греческая трагедия. –М., 1962. Тема № 9.
Комедия Аристофана «Лягушки» Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - Выявление особенности комедий Аристофана, характеристика комических образов Основные вопросы к теме
: 1. Происхождение древнегреческой комедии. Структура комедии. 2. Комедия Аристофана «Лягушки»: а) тема; б) персонаж-типы; в) своеобразие сюжета; г) сатирическая направленность; д) язык комедии; е) идейная острота комедии; 3. Художественные особенности комедии Аристофана. Методические рекомендации
Соотнесенность и взаимосвязи образов-персонажей с другими образами Литература:
1. Аристофан. Комедии. – М., т.т. 1-2. 1983. 2. Аристофан. Комедии. – БАЛ, т.т. 1-2. М 1974. 3. Ярхо В. Н. Аристофан.- М., 1954. 4. Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979. 5. Головня В. Аристофан. – М., 1955. 6. Гусейнов Г. Аристофан. – М., 1983. 7. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988. К разделу 3.
Греческая литература. Эллинистический период (III – I века до н.э.) Тема № 10.
Комедия Менандра «Третейский суд» Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - Выявление специфических черт новоаттической комедии Основные вопросы к теме
: - подготовить ответы на вопросы 1. Менандр – основные этапы творчества 2. Судьба наследия и новые находки. 3. Тематика и структура комедий 4. Типические сюжеты 5. Маски и характеры. 6. Анализ комедии «Третейский суд» Менандра. Методические рекомендации
: прочитать комедию; Литература:
1. Менандр. Комедии. – М., 1982. 2. Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979. 3. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988 4. Ярхо В. Менандр – поэт. – М., 1982. 5. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988. Тема № 11.
эллинистическая поэзия Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - Знание особенностей александрийской поэзии, поэтов, жанровых особенностей лирики Основные вопросы к теме
: 1. Александрийская поэзия эпохи эллинизма; жанры и ее представители (Каллимах, Феокрит и др.). 2. Поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского как образец эпической поэзии эпохи эллинизма. Методические рекомендации
: Выучить стихотворения (отрывок) античных поэтов, подготовить сообщение о поэте. Литература
: 1. Эллинские поэты. БАЛ. – М., 1964. 2. Античная лирика. БВЛ. т. 4. – М., 1968. 3. Поэзия народов мира.- М., 1986. (библиотека мировой литературы для детей) 4. Александрийская поэзия. – БАЛ.- 1972. 5. Куманецкий К. Культура древней Греции и Рима. – М., 1990. К разделу 4.
Римская литература Тема № 12.
Римская комедия. Паллиата. Плавт «Клад» Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - Выявление специфических черт паллиаты, традиции новоаттической комедии Основные вопросы к теме
: 1. Плавт: наследие и традиции текста; 2. Обращение к новоаттической комедии при сохранении основ итальянской фольклорной игры, элементы сатурналий (перевернутость отношений); 3. Условность греческого колорита и отношение к современной римской действительности. 4. Особенности композиции, балаган и буффонада. 5. Особенности языка и художественной манеры Плавта. 6. Анализ комедии Т. Плавта «Клад» (или «Привидение» и т. д.). Методические рекомендации
: прочитать комедию; Литература:
1. Ошеров С. Комический театр Плавта. – М., 1967. 2. Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979. 3. Плавт. Комедии. т.т. 1-2. – М., 1987. 4. Античная драма. БВЛ. т. 5. 1987. 5. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988. 6. Плавт. Теренций. Комедии.- М., 1969 Тема № 13.
Творчество Овидия Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - выявление специфических черт поэзии Овидия Основные вопросы к теме
: - Овидий: автобиографическая тема и основные периоды творчества; объединение идейного содержания и мастерство формы. 1. Риторика и литературная традиция у Овидия. 2. Любовные стихотворения Овидия, их пестрая тематика, художественная манера. Псевдодидактические поэмы о любви. 3. Мифологические поэмы («Метаморфозы», «Фасты»); искусство повествования, рассказчики и его герои, современная римская действительность. 4. Овидий в изгнании. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». 5. Литературная судьба Овидия. Пушкин и Овидий. Методические рекомендации
: прочитать фрагменты; подготовить ответы на вопросы занятия Литература:
1. Овидий. Любовные элегии. – М., 1983. 2. Овидий. Метаморфозы. БАЛ. – М., 1977. 3. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997. 4. Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986. 5. История всемирной литературы.- т. 1.- М., 1984. Тема № 14.
Творчество Горация Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - Характеристика основных жанров в творчестве Горация Основные вопросы к теме
: 1. Гораций: жизнь и основные этапы творчества. 2. Эволюция мировоззрений от республиканизма до примирения с империей. 3. Философские взгляды Горация. 4. «Эподы»: традиции жанра. 5. «Сатиры»: особенности содержания, художественного метода и стиля. 6. «Оды»: хронология книг, связь с греческой лирикой, структура и метрическое своеобразие; 7. Тематика (политика, увещевания и назидания, философия, дружба, застолье, любовь). 8. Образ поэта и героинь. 9. Гораций-теоретик и критик литературы. 10. Поэт и поэзия. 11. «Послания» Горация. 12. «Наука поэзии» и «Поэтика» Аристотеля. 13. Литературная судьба Горация. Гораций в России. Методические рекомендации
: прочитать фрагменты; подготовить ответы на вопросы занятия Литература 1. Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Сочинения. – М., 1970. 2. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997. 3. Тронский И. История античной литературы. -М ., 1986, 1983, 1957. Тема № 15.
Творчество Апулея Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - выявление специфических черт романа Апулея «Золотой осел, или Метаморфозы» Основные вопросы к теме
: 1. Апулей – философ и софист. 2. «Золотой осел, или Метаморфозы»: основной сюжет романа 3. язык и стиль 4. вставные новеллы и сказка; 5. отношение к фольклору и греческим образцам; 6. идейно-философская концепция романа и религиозно-мистические воззрения Апулея. 7. Апулей в литературе нового времени. Методические рекомендации
: прочитать фрагменты; подготовить ответы на вопросы занятия Литература:
1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997. 2. Тронский И. История античной литературы. -М ., 1986, 1983, 1957. 3. БВЛ серия 1. –М., 1969. –т. 7 Петроний «Сатирикон». 4. БАЛ. –М., 1989. –Римская сатира. Петроний «Сатирикон». 5. БВЛ серия 1. –М., 1969. –т. 7 Апулей «Золотой осел». 6. БАЛ. –М., 1988. Апулей «Метаморфозы, Золотой осел». 7. Хрестоматия по античной литературе. Рим. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.
|